Арест судна: что это такое, описание и особенности

Арест морских судов

Лицо, имеющее морское требование (требование, связанное с эксплуатацией или обслуживанием судна), вправе требовать арест судна в судебном порядке независимо от состояния его оформления в порту.

Арест судна: существенные факты, имеющие юридическое значение

В соответствии со ст. 388-389 КТМ РФ, судно может быть арестовано, то есть задержано или ограничено в передвижении на основании судебного акта по следующим морским требованиям:

  • заработная плата экипажа;
  • снабжение, агентирование, страхование судна;
  • причинение ущерба судном;
  • уплата портовых и иных сборов;
  • правомочия собственности на судно;
  • ипотека судна.

К морским требованиям национальное и международное право относит денежные средства, подлежащие выплате в связи с:

  • Ущербом или иным вредом, причиненным эксплуатацией судна;
  • Общей аварией, спасением, буксировкой, подъемом и утилизацией судна;
  • Использованием судна и перевозкой на нем;
  • Снабжением (шипчандлинг) и обслуживанием судна;
  • Истребованием судна из чужого незаконного владения, признанием права собственности на судно основаниями, предусмотренными договором купли-продажи;
  • Морским залогом (ипотекой) судна либо иным обременением судна;
  • Иной деятельностью в отношении судна.

Судно может быть арестовано при условии, если:

  • морское требование к судовладельцу обеспечено морским залогом на судно;
  • морское требование основывается на ипотеке судна;
  • морское требование касается права собственности на судно или владения им;
  • лицо использующее судно (собственник, фрахтователь по бербоут-чартеру) является ответственным по морскому требованию и использует это судно в момент ареста;
  • в момент ареста морское судно находится в собственности лица, которое является ответственным по морскому требованию и являлось в момент возникновения требования собственником судна, в отношении которого морское требование возникло, либо фрахтователем по бербоут-чартеру, тайм-чартеру или рейсовому чартеру такого судна.

Соответственно, ст. 69, 87 Федерального закона “Об исполнительном производстве” в отсутствии или недостаточности у должника денежных средств принадлежащее ему имущество может быть продано с торгов.

Арест морского судна является одним из эффективных инструментов морского права в части обеспечения принудительного взыскания задолженности, поскольку фактически приостанавливает деятельность по эксплуатации судна и влечет за собой убытки судовладельца, как правило гораздо большего размера, чем размер морского требования (оплата сверхнормативного простоя судна в порту, оплата претензий фрахтователя и грузовладельца и т.п.), что фактически вынуждает судовладельца оплатить морское требование, чтобы снять арест с судна.

Виды юридической помощи при аресте и задержании судна:

Консультирование

Сбор и формирование доказательств

Розыск судна

Проверка законности и обоснованности требования, в том числе расчет суммы.

Сбор сведений и документов, подтверждающих обоснованность требования и необходимость остановки судна – запрета на выход из порта. Производство адвокатских запросов, опросов, осмотра деловой переписки или сайта нотариусом, фиксации информации и т.д.

Установление точного положения и маршрута судна, портов захода в целях определения компетентных органов для ареста. Непрерывный мониторинг перемещения судна.

Составление ходатайства об обеспечении иска

Представительство при рассмотрении вопроса об аресте судом

Представительство при исполнении ареста

Описание обстоятельств дела, материальных и процессуальных доводов в пользу ареста судна, формулирование требования. Формирование материалов дела.

Участие в процессе, составление вторичных документов (ходатайства, жалобы, заявления, возражения), получение копий судебных актов.

Участие в исполнении ареста судна и наложении запретов на выход из порта, на регистрационные действия, использование и распоряжение. Реализация судна.

Арест морских судов, применяемый на основании судебного акта, необходимо отличать от административного задержания морских судов, применяемого на 72 часа по решению капитана морского порта на основании статьи 81 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации. Согласно указанной статье, судно может быть задержано капитаном морского порта по просьбе и за счет лица, обладающего требованием в связи со спасением либо столкновением судов, повреждением портовых сооружений, средств навигационной обстановки и иным причинением вреда.

Примеры дел по задержаниям и арестам судов:

Арест обслуживающего судна «ЮШАР»

в порту Архангельск

Арест сухогруза GLORY MERCY

в порту Мурманск

Арест сухогруза LASKA

Арест судна: что это такое, описание и особенности

Государства – участники настоящей Конвенции,

признавая желательным содействовать гармоничному и упорядоченному развитию мировой морской торговли,

будучи убеждены в необходимости принятия правового документа, предусматривающего международную унификацию в отношении ареста судов с учетом последних изменений в соответствующих областях,

согласились о нижеследующем:

Статья 1

Для целей настоящей Конвенции:

1. “Морское требование” означает требование, возникающее в связи с одним или несколькими следующими обстоятельствами:

a) причинение убытков или ущерба при эксплуатации судна;

b) смерть или причинение телесных повреждений на суше либо на воде в прямой связи с эксплуатацией судна;

c) спасательные операции или любое соглашение о спасании, в том числе специальная компенсация, в случае, если она устанавливается, при осуществлении спасательных операций в отношении судна, которое само по себе или его груз создавали угрозу причинения ущерба окружающей среде;

d) ущерб, причиненный судном окружающей среде, побережью или связанным с ними интересам, либо угроза причинения такого ущерба; меры, принимаемые для предотвращения, уменьшения или устранения такого ущерба; компенсация за такой ущерб; расходы на разумные меры по восстановлению окружающей среды, которые были фактически приняты или должны быть приняты; убытки, которые были понесены или, вероятно, будут понесены третьими лицами в связи с таким ущербом; и ущерб, расходы или убытки, аналогичные по своему характеру тем, которые указаны в настоящем подпункте d);

e) издержки или расходы в отношении подъема, удаления, восстановления, уничтожения или обезвреживания судна, которое затонуло, превратилось в обломки, село на мель или покинуто, в том числе все, что находится или находилось на борту такого судна, и издержки или расходы в отношении сохранения покинутого судна и содержания его экипажа;

Читайте также:
Автороведческая экспертиза: что это такое, описание и особенности

f) любой договор использования судна или договор аренды судна на условиях чартера либо иным образом;

g) любой договор перевозки грузов или договор перевозки пассажиров на судне на условиях чартера либо иным образом;

h) утрата или повреждение перевозимых на судне грузов (в том числе багажа) или ущерб, причиненный в связи с такими грузами;

k) лоцманская проводка;

l) снабжение судна грузами, материалами, продовольствием, топливом, оборудованием (в том числе контейнерами) или оказание услуг судну в целях эксплуатации судна, управления им, его сохранения либо содержания;

m) строительство, модернизация, ремонт, переоборудование или оснащение судна;

n) портовые и канальные сборы, сборы в доках, гаванях и на других судоходных путях;

о) заработная плата и другие суммы, причитающиеся капитану, командному составу судна и другим членам экипажа судна в связи с их работой на судне, в том числе расходы на репатриацию и взносы по социальному страхованию, выплачиваемые от их имени;

р) дисбурсментские расходы, понесенные от имени судна или его собственников;

q) страховая премия (в том числе взносы по взаимному страхованию), уплачиваемая в отношении судна собственником судна или фрахтователем судна по димайз-чартеру либо от их имени;

r) любое комиссионное, брокерское или агентское вознаграждение, уплачиваемое в отношении судна собственником судна или фрахтователем судна по димайз-чартеру либо от их имени;

s) любой спор о праве собственности на судно или владения им;

t) любой спор между двумя или несколькими собственниками судна об использовании судна либо о распределении доходов;

u) ипотека судна (“mortgage”, ” hypotheque”) или обременение судна того же характера;

v) любой спор, возникающий из договора продажи судна.

2. “Арест” означает любое задержание или ограничение в передвижении судна по постановлению суда для обеспечения морского требования, за исключением задержания судна, осуществляемого для приведения в исполнение решения суда или другого исполнительного документа.

3. “Лицо” означает любое физическое лицо либо любое юридическое лицо публичного или частного права, в том числе государство или любую его составную часть.

4. “Лицо, имеющее требование,” означает любое лицо, заявляющее морское требование.

5. “Суд” означает любой компетентный судебный орган государства.

Статья 2

Правомочия на арест

1. Судно может быть арестовано или освобождено от ареста только по постановлению суда государства-участника, в котором налагается арест.

2. Судно может быть арестовано только по морскому требованию, но не по какому другому требованию.

3. Судно может быть арестовано для получения обеспечения независимо от того, что в соответствии с юрисдикционной оговоркой или арбитражной оговоркой, предусмотренной соответствующим договором или иным образом, морское требование, по которому налагается арест, должно рассматриваться в суде государства, иного, чем государство, в котором налагается арест, или в арбитраже либо в соответствии с законом другого государства.

4. При условии соблюдения положений настоящей Конвенции процедура ареста судна или его освобождение от ареста регулируются законом государства, в котором арест наложен или запрошен.

Статья 3

Осуществление права на арест

1. Арест любого судна, в отношении которого заявляется морское требование, допускается в случае, если:

a) лицо, которому судно принадлежало в момент возникновения морского требования, является ответственным по такому требованию и собственником судна при наложении ареста; или

b) фрахтователь судна по димайз-чартеру в момент возникновения морского требования является ответственным по такому требованию и фрахтователем по димайз-чартеру либо собственником судна при наложении ареста; или

c) это требование основано на ипотеке судна или обременении судна того же характера; или

d) требование касается права собственности на судно или владения им; или

e) требование к собственнику, фрахтователю по димайз-чартеру, управляющему или оператору судна обеспечивается морским залогом на судно, который предоставляется или возникает в соответствии с законом государства, в котором арест запрошен.

2. Допускается арест также любого другого судна или любых других судов, которые при наложении ареста принадлежат лицу, которое является ответственным по морскому требованию и которое в момент возникновения требования являлось:

a) собственником судна, в отношении которого возникло морское требование; или

b) фрахтователем по димайз-чартеру, тайм-чартеру или рейсовому чартеру такого судна.

Настоящее положение не применяется к требованиям о праве собственности на судно или владении им.

3. Независимо от положений пунктов 1 и 2 настоящей статьи арест судна, которое не принадлежит лицу, являющемуся ответственным по требованию, допускается лишь в случае, если в соответствии с законом государства, в котором запрашивается арест, судебное решение, вынесенное по такому требованию, может быть исполнено в отношении такого судна посредством продажи его по решению суда или принудительной продажи.

Статья 4

Освобождение от ареста

1. Арестованное судно освобождается от ареста при предоставлении достаточного обеспечения в удовлетворительной форме, за исключением случаев, если судно было арестовано по любому из морских требований, перечисленных в подпунктах s) и t) пункта 1 статьи 1. В таких случаях суд может разрешить лицу, во владении которого находится судно, продолжить использование судна при условии предоставления таким лицом достаточного обеспечения или иным образом решить вопрос об использовании судна в период ареста.

2. При отсутствии соглашения сторон о размере и форме обеспечения суд определяет его форму и размер, не превышающий стоимости арестованного судна.

3. Любая просьба об освобождении судна от ареста в связи с предоставлением обеспечения не означает признание ответственности, отказ от любых средств защиты или от права на ограничение ответственности.

Читайте также:
Бюджетная роспись: что это такое, описание и особенности

4. В случае, если судно было арестовано в государстве, не являющемся государством-участником, и не освобождается от ареста, несмотря на предоставление обеспечения в отношении такого судна по тому же требованию в государстве-участнике, такое обеспечение подлежит освобождению в соответствии с постановлением суда государства-участника при обращении к нему.

5. В случае, если в государстве, не являющемся государством-участником, судно освобождается при предоставлении удовлетворительного обеспечения в отношении такого судна, любое обеспечение, предоставленное в государстве-участнике по тому же требованию, подлежит освобождению в соответствии с постановлением суда в той мере, в какой общий размер обеспечения, предоставленного в двух государствах, превышает:

a) размер требования, по которому судно было арестовано, или

b) стоимость судна,

в зависимости от того, что из них меньше. Однако постановление о таком освобождении выносится лишь в случае, если обеспечение, предоставленное в государстве, не являющемся государством-участником, фактически доступно для лица, имеющего требование, и может свободно переводиться.

6. В случае, если обеспечение было предоставлено в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, лицо, предоставившее такое обеспечение, может в любое время обратиться в суд с просьбой об уменьшении, изменении или аннулировании такого обеспечения.

Статья 5

Право на повторный арест и многократные аресты

1. В случае, если в каком-либо государстве судно уже было арестовано и освобождено от ареста или обеспечение в отношении такого судна уже было предоставлено для обеспечения морского требования, такое судно в последующем не может быть арестовано вновь или арестовано по тому же морскому требованию, если только:

a) характер или размер обеспечения в отношении такого судна, уже предоставленного по тому же требованию, является недостаточным при условии, что общий размер обеспечения не может превышать стоимость судна; или

b) лицо, которое предоставило обеспечение, не может или, вероятно, не сможет выполнить свои обязательства полностью или частично; или

c) арестованное судно или предоставленное обеспечение освобождено:

i) по просьбе или с согласия лица, имеющего требование, и при наличии разумных оснований для такой просьбы или согласия; или

ii) в связи с невозможностью лица, имеющего требование, воспрепятствовать освобождению судна посредством принятия разумных мер.

2. Любое другое судно, которое могло бы быть арестовано по тому же морскому требованию, не подлежит аресту, если только:

a) характер или размер обеспечения, уже предоставленного по тому же требованию, является недостаточным; или

b) применяются положения подпунктов b) или с) пункта 1 настоящей статьи.

3. “Освобождение” для целей настоящей статьи не применяется к любому незаконному освобождению судна от ареста или незаконному уходу судна от ареста.

Статья 6

Защита собственников и фрахтователей по димайз-чартеру арестованных судов

1. Суд может в качестве условия ареста судна или продления ранее наложенного ареста обязать лицо, которое требует ареста судна или добилось наложения ареста, предоставить обеспечение такого характера, в таком размере и на таких условиях, которые могут быть определены таким судом, за любые убытки, которые могут быть причинены ответчику в результате ареста и за которые такое лицо может быть признано ответственным, в том числе, но не ограничиваясь этим, за такие убытки или ущерб, которые могут быть причинены в результате:

a) незаконного или неоправданного ареста; или

b) чрезмерного затребованного и предоставленного обеспечения.

2. Суды государства, в котором наложен арест, обладают юрисдикцией определять размер ответственности, если она возникает, лица, заявившего требование, за убытки или ущерб, причиненный в результате ареста судна, в том числе, но не ограничиваясь этим, за такие убытки или ущерб, которые могут быть причинены в результате:

a) незаконного или неоправданного ареста; или

b) чрезмерного затребованного и предоставленного обеспечения.

3 . Ответственность, если она возникает, лица, заявившего требование, в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи устанавливается на основании закона государства, в котором наложен арест.

4. В случае, если суд в другом государстве или арбитраж должен рассматривать дело по существу в соответствии с положениями статьи 7, разбирательство в отношении ответственности лица, заявившего требование, в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, может быть приостановлено до вынесения решения по существу.

5. В случае, если в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи было предоставлено обеспечение, лицо, предоставившее его, может в любое время обратиться в суд с просьбой об уменьшении, изменении или аннулировании такого обеспечения.

Арест судна

1. В контексте положений КТМ РФ под арестом судна понимается любое задержание или ограничение в передвижении судна во время нахождения его в пределах юрисдикции РФ, осуществляемые на основании постановления суда, арбитражного суда или управомоченного законом налагать арест третейского суда по морским делам для обеспечения морского требования. Из такого понимания ареста исключаются случаи задержания судна, осуществляемые для приведения в исполнение решения суда, арбитражного суда или третейского суда, вступившего в законную силу.

Арест судна может быть осуществлен для получения обеспечения независимо от того, что в соответствии с юрисдикционной оговоркой или арбитражной оговоркой, предусмотренными соответствующим договором или иным образом, морское требование, по которому на судно наложен арест, подлежит рассмотрению в суде или арбитраже другого государства.

Приведенные и нижеследующие правила не затрагивают права капитана морского порта на отказ в выдаче разрешения на выход судна из морского порта, права портовых властей на задержание судна и груза по требованиям, возникающим в связи с осуществлением спасательных операций, со столкновением судов, с повреждением портовых сооружений, водных бассейнов, судоходных путей и средств навигационной обстановки или в связи с иным причинением вреда, а также права государственных органов на арест судна и груза, предусмотренного законодательством РФ.

Читайте также:
Договор энергоснабжения: что это такое, описание и особенности

2. Под упомянутым выше морским требованием КТМ РФ подразумевает любое требование, заявленное в связи с:

  • причинением ущерба при эксплуатации судна;
  • причинением вреда жизни или здоровью физического лица на суше или на воде в прямой связи с эксплуатацией судна;
  • осуществлением спасательной операции или любым договором о спасании;
  • расходами на принятие любым лицом мер по предотвращению или уменьшению ущерба, в том числе ущерба окружающей среде, если такое требование возникает из международного договора РФ, закона или любого соглашения, а также ущербом, который причинен или может быть причинен такими мерами;
  • расходами на подъем, удаление или уничтожение затонувшего судна или его груза;
  • любым договором использования судна;
  • любым договором морской перевозки груза или договором морской перевозки пассажира на судне;
  • утратой или повреждением груза, в том числе багажа, перевозимого на судне;
  • общей аварией;
  • лоцманской проводкой;
  • буксировкой;
  • предоставлением продуктов питания, материалов, топлива, запасов, оборудования, в том числе контейнеров, для эксплуатации судна иди содержания его;
  • постройкой, ремонтом, модернизацией или переоборудованием судна;
  • портовыми и канальными сборами, сборами на других судоходных путях;
  • заработной платой и другими суммами, причитающимися капитану судна и другим членам экипажа судна за их работу на борту судна, в том числе расходами на репатриацию и уплачиваемыми от имени капитана судна и других членов экипажа судна взносами по социальному страхованию;
  • дисбурсментскими расходами, произведенными в отношении судна;
  • страховой премией, включающей в себя также взносы по взаимному страхованию и уплачиваемой собственником судна или его фрахтователем по бербоут-чартеру либо от их имени;
  • комиссионным, брокерским или агентским вознаграждением, уплачиваемым собственником судна или его фрахтователем по бербоут-чартеру либо от их имени;
  • любым спором о праве собственности на судно или владения им;
  • любым спором между двумя или несколькими собственниками судна относительно использования судна и распределения прибыли;
  • зарегистрированной ипотекой судна или зарегистрированным обременением судна того же характера;
  • любым спором, возникающим из договора купли-продажи судна.

3. Судно, в отношении которого возникло морское требование, может быть арестовано при условии, если:

  • морское требование к судовладельцу обеспечено морским залогом на судно и относится к требованиям, связанным с выплатой заработной платы или оплаты сумм, причитающихся капитану или членам экипажа судна, включая расходы на репатриацию и взносы по социальному страхованию, возмещением вреда, причиненного в прямой связи с эксплуатацией судна, вознаграждением за спасание судна, уплатой портовых и канальных сборов, возмещением реального ущерба, причиненного при эксплуатации судна в результате утраты или повреждения иного имущества, чем перевозимые на судне грузы, контейнеры и вещи пассажиров;
  • морское требование основывается на ипотеке судна или обременении судна того же характера, зарегистрированных в установленном порядке;
  • морское требование касается права собственности на судно или владения им;
  • морское требование не подпадает под действие вышеперечисленных условий, но лицо, которому судно принадлежит на праве собственности в момент возникновения такого требования, является ответственным по такому требованию и его собственником в момент начала процедуры, связанной с арестом судна, или фрахтователь судна по бербоут-чартеру в момент возникновения морского требования является ответственным по такому требованию и в момент начала процедуры, связанной с арестом судна, является его фрахтователем по бербоут-чартеру или собственником.

Любое другое судно или любые другие суда могут быть также арестованы, если в момент начала процедуры, связанной с их арестом, суда находятся в собственности лица, которое является ответственным по морскому требованию и являлось в момент возникновения требования собственником судна, в отношении которого требование возникло, либо фрахтователем по бербоут-чартеру, тайм-чартеру или рейсовому чартеру такого судна.

4. От ареста судно может быть освобождено только на основании постановления судебного, арбитражного или третейского органа при предоставлении достаточного обеспечения в приемлемой форме. При отсутствии соглашения сторон о форме и размере обеспечения судебный, арбитражный или третейский орган определяет форму обеспечения и его размер, который, однако, не должен превышать стоимости судна.

Любая просьба об освобождении судна от ареста в связи с предоставлением обеспечения не означает признания, ответственности, отказа от средств защиты или от права на ограничение ответственности, и лицо, предоставившее обеспечение, поименованное выше, может в любое время обратиться в судебный, арбитражный или третейский орган с просьбой об уменьшении, изменении или отмене такого обеспечения.

В случае, если судно арестовано для обеспечения морского требования или обеспечение предоставлено для предотвращения ареста судна либо для освобождения его от ареста, такое судно не может быть арестовано вновь или арестовано по тому же морскому требованию, если только:

  • размер обеспечения, полученного по тому же морскому требованию, является недостаточным при условии, что общий размер обеспечения не может превышать стоимости судна;
  • лицо, которое предоставило обеспечение, не в состоянии выполнить свои обязательства полностью или частично;
  • судно, которое арестовано, или обеспечение, которое предоставлено, освобождено:
  • по просьбе или с согласия лица, имеющего право на морское требование, и при наличии разумных оснований для такой просьбы или согласия;
  • в связи с невозможностью лица, имеющего право на морское требование, воспрепятствовать освобождению судна посредством принятия разумных мер.

В случае, если судно арестовано для обеспечения морского требования или обеспечение предоставлено для предотвращения ареста судна либо для освобождения его от ареста, любое другое судно, которое могло бы быть арестовано по тому же морскому требованию, не подлежит аресту, если только:

  • размер уже полученного обеспечения по тому же морскому требованию является недостаточным;
  • применяются правила, приведенные выше.
Читайте также:
Аукционы международные: что это такое, описание и особенности

5. Судебные, арбитражные или третейские инстанции могут в качестве условия ареста судна или продления ранее наложенного ареста судна обязать лицо, требующее ареста или продления такового, предоставить обеспечение в размере и на условиях, которые могут быть определены каждым из упомянутых органов в связи с любыми убытками, которые могут быть причинены в результате ареста судна, в том числе в результате незаконного или необоснованного ареста судна либо требования и получения чрезмерного по своему размеру обеспечения, и за которые такое лицо может нести ответственность.

Орган, по постановлению которого наложен арест на судно или предоставлено обеспечение для предотвращения ареста судна, вправе определить размер ответственности лица, по просьбе которого судно арестовано или обеспечение предоставлено, за любые причиненные убытки, в том числе за убытки, которые могут быть причинены в результате незаконного или необоснованного ареста судна либо требования и получения чрезмерного по своему размеру обеспечения.

Если обеспечение предоставлено согласно приведенному выше правилу, лицо, предоставившее такое обеспечение, может в любое время обратиться в соответствующий из поименованных выше органов с просьбой об уменьшении, изменении или отмене обеспечения.

Наложение ареста на судно

В соответствии со ст. 7 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ), “общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются в соответствии с Конституцией РФ составной частью правовой системы РФ”. В отношении ареста морских судов, на территории России действует с 29.04.1999 года Международная Конвенция “Об унификации некоторых правил, касающихся ареста морских судов” 1952 года

В соответствии с положениями статьи 2 Конвенции, “судно, плавающее под флагом одного из договаривающихся государств, может быть арестовано в пределах юрисдикции любого договаривающегося государства”. Одновременно с этим, в рамках Конвенции допустимыми и преобладающими являются полномочия “которыми в соответствии с действующими национальными законами или правилами наделены правительства или их департаменты, публичные власти, доковые или портовые власти, в отношении ареста, задержания или иного ограничения в передвижении судов в пределах их юрисдикции”. Данное положение означает, что государства-участники Конвенции используют национальное законодательство и порядок для осуществления арестов морских судов.

Наложение ареста на морское судно на территории РФ производится в следующем порядке:

Розыск и установление места нахождения судна или его ближайшего захода в порт на территории РФ, в том числе с использованием специальных поисковых программ и коммуникации с портовыми властями;

Разработка и подача в арбитражный суд по месту нахождения заявителя, либо по месту нахождения судна (имущества), либо по месту нарушения прав заявителя, заявления о принятии предварительных обеспечительных. В случае если судовладелец обладает финансовыми активами сравнимыми по стоимости с суммой заявленного требования, предоставление обеспечения может не являться обязательным условием для наложения ареста на морское судно.

Рассмотрение указанного в п. 2 заявления судьей единолично не позднее следующего дня после дня поступления заявления в суд без извещения сторон (п. 1.1 ч. 1 ст. 93 АПК РФ).

По результатам рассмотрения заявления об обеспечении иска арбитражный суд выносит определение об обеспечении иска (ч. 5 ст. 93 АПК РФ);

Определение арбитражного суда об обеспечении иска приводится в исполнение немедленно, на основании определения об обеспечении иска арбитражным судом, который вынес указанное определение, выдается исполнительный лист (ч. 1 ст. 96 АПК РФ). Исполнительный лист выдается заявителю сразу после принятия судебного акта или обращения его к немедленному исполнению (ч. 3 ст. 319 АПК РФ);

Принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы (ч. 1 ст. 5 ФЗ “Об исполнительном производстве”). Исполнительный лист предъявляется в районный отдел федеральной службы судебных приставов по месту нахождения судна в порту.

Законные требования судебного пристава-исполнителя, выраженные в постановлении об аресте, которое выдается в течение 1 дня с даты предъявления приставу исполнительного листа, обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций (ч. 1 ст. 6 ФЗ “Об исполнительном производстве”), включая администрацию морского порта – нахождения арестованного судна.

На основании постановления, указанного п. 7, администрация морского порта осуществляет задержание арестованного судна на портовой территории до окончания срока действия обеспечительных мер. В соответствии с положениями ч. 1 ст. 3 Конвенции, “лицо, имеющее морское требование, может арестовать… конкретное судно, в отношении которого возникло морское требование… даже в том случае, когда арестованное судно готово отплыть”. Таким образом, арест судна возможен в любой момент до тех пор, пока судно находится в пределах территории морского порта, на которой возможно его задержание.

Общее регулирование процедуры ареста морских судов в странах-участниках Конвенции осуществляется на основании их национального законодательства. Одновременно с этим, в любой из стран-участников, в соответствии со ст. 1 Конвенции, арест осуществляется “на основании судебного производства”, из чего следует, что подача иска или ходатайства в компетентный национальный суд является обязательным требованием для осуществления ареста в любой стране, ратифицировавшей Конвенцию.

Морское судно, вы арестованы!

Журнал “Логистик & система”, № 9

Арест судна не всегда сулит несчастье и даже может принести выгоду. Например, с помощью ареста судов и их последующей продажи можно фактически разорить компанию, тем самым, убрав с дороги конкурентов

Для начала определим, какими нормами регулируется арест морских судов. В российском законодательстве есть как минимум два источника, в которых эти нормы приведены: третья часть Гражданского кодекса РФ (ГК РФ), принятая в ноябре 2001 года, и Кодекс торгового мореплавания РФ (КТМ РФ), вступивший в силу в апреле 1999 года. Кроме того, существует ряд международных документов, которые в той или иной степени регламентируют вопросы ареста морских судов. Основным документом является Международная конвенция «Об унификации некторых правил, касающихся ареста морских судов» (далее – Конвенция), принятая в Брюсселе 10 мая 1952 года. Правда, стоит отметить, что Россия присоединилась к этой Конвенции только в январе 1999 года. Помимо указанных актов существует ряд соглашений и иных документов, так или иначе затрагивающих вопрос наложения ареста и освобождения морских судов из-под него.

Читайте также:
Акцессорное правоотношение: что это такое, описание и особенности

Арестом называется задержание судна, осуществляемое в порядке судебного производства с целью обеспечения морского требования

АРЕСТОВАНО? НА КАКОМ ОСНОВАНИИ?

Положения, указанные в КТМ РФ и Конвенции, гласят: основанием ареста является морское требование, которое представляет собой любое требование, возникающее из одного или нескольких следующих обстоятельств:

  • причинения убытков судном при столкновении или иным образом;
  • причинения вреда жизни или здоровью лица судном или в связи с его эксплуатацией;
  • спасания;
  • договора об использовании или найме судна на условиях чартера или иным образом;
  • договора перевозки груза на судне на условиях чартера или иным образом;
  • утраты или повреждения перевозимого на судне груза, включая багаж;
  • общей аварии;
  • бодмереи;
  • буксировки;
  • лоцманской проводки;
  • снабжения судна грузом или материалами в целях его эксплуатации или поддержания;
  • постройки, ремонта, оборудования судна или уплаты доковых расходов и сборов;
  • заработной платы, причитающейся капитану, лицам командного состава или другим членам экипажа;
  • произведенных капитаном от имени судна или его собственника дисбурсментских расходов, включая дисбурсментские расходы, произведенные отправителями груза, фрахтователями или агентами;
  • споров о праве собственности на судно;
  • споров между сособственниками о праве собственности на судно, владении или пользовании им или распределении прибыли;
  • ипотеки судна.

В соответствии со статьей 1 Конвенции арестом называется задержание судна, осуществляемое в порядке судебного производства с целью обеспечения морского требования, но не включает задержание судна для исполнения судебного решения. Российское законодательство «обыденным» арестом не ограничивается – в процедуру также включено и ограничение в передвижении судна. Причем судно может быть арестовано даже тогда, когда оно уже готово отплыть. Из общего смысла норм следует, что большая часть морских требований, по которым на судно может быть наложен арест, связана с конкретным судном. Однако и Конвенция, и КТМ РФ предусматривают возможность наложения ареста на судно даже в том случае, если имеющиеся претензии к владельцу судна не связаны с определенным судном, а касаются имущества вообще. Любопытная деталь: в соответствии с пунктом 2 статьи 3 Конвенции суда считаются собственностью одного и того же лица или лиц, когда все доли в праве собственности полностью принадлежат этому лицу или группе лиц. Следовательно, если некое лицо является собственником одного судна, а остальными судами владеет совместно с разными третьими лицами, то количество судов, которые могут арестовать, резко сокращается. И это отнюдь не только теория. Вот пример.

Некая организация, владеющая собственным портом и рядом морских судов, взяла в банке кредит. В качестве обеспечения были предложены суда. В означенный срок кредит так и не был возвращен, а банк, обратившись к компании, с неожиданностью для себя узнал, что все суда ушли в море и реализовать их для удовлетворения требований невозможно. Представителям банка пришлось через суд получать документы на арест судов, принадлежащих заемщику. Не стоит и говорить, что с момента получения документа у работников банка наступила «веселая» жизнь. Как только они получали информацию из порта о том, что пришло очередное судно, они вылетали в этот порт и следили за арестом. Вся эпопея с поиском, «отловом» и арестом продолжалась около двух лет. И спустя два года арестованное имущество было реализовано, а требования кредитора были удовлетворены. Ситуация осложнялась еще и тем, что местная администрация пыталась оказывать всяческое давление на банк и судебные органы, поскольку порт и суда играли значительную роль в жизни города.

КАК НЕ ДОПУСТИТЬ АРЕСТА?

Нормы о недопущении ареста судов содержатся в межгосударственных соглашениях. В значительной части таких соглашений, заключенных СССР, содержится оговорка, что от ареста освобождаются только суда, находящиеся в собственности государства. Однако можно быть уверенным, что и при отсутствии такой оговорки условие о невозможности ареста судов пролонгируется, распространяется на суда любой формы собственности. Так, между СССР и Республикой Алжир в апреле 1973 года было заключено Соглашение о морском судоходстве, которое вступило в силу только в декабре 1973 года. В соответствии с условиями статьи 16 указанного Соглашения суда обеих сторон не могут быть арестованы на территории этих государств. С другой стороны, наличие такого.

Соглашения пагубно влияет на права кредиторов, поскольку они теряют одну из основных возможностей обеспечить исполнение своих требований. Также СССР заключил cоглашение «Об избежании задержания и ареста судов» с Финляндской Республикой (декабрь 1985 года, вступило в силу в апреле 1989 года). В соответствии со статьей 2 указанного соглашения арест судов одного государства невозможен на территории второго государства. Однако судовладелец обязан предоставить кредитору (по его требованию) письменное обязательство об удовлетворении его требований. Общая черта таких соглашений – перечень судов, на которые условия соглашения не распространяются. Обычно к таким судам относят: военные суда, суда, исполняющие некие государственные поручения, не связанные с торговлей и т. д., то есть большинство соглашений распространяется только на торговый флот.

Читайте также:
Знак обслуживания: что это такое, описание и особенности

Сам арест является исключительно обеспечительной мерой, которая призвана гарантировать права лиц, предъявивших морское требование

К сожалению, имеющиеся международные нормы регулируют далеко не весь спектр вопросов, связанных с арестом судов. Например, случай ареста судна вместе с экипажем в Африке фактически полностью выпадает из поля действия Международной конвенции «Об унификации некоторых правил, касающихся ареста морских судов». Причиной ареста послужило подозрение в контрабанде, которое не имеет ничего общего с теми основаниями ареста, которые указаны в Конвенции. И такие случаи не редкость – кредиторы очень часто применяют те нормы, которые им более выгодны. Нередко при рассмотрении споров, связанных с судами и морскими перевозками, на полную мощь включается административный ресурс, а сами процессы превращаются в политические баталии.

АРЕСТОВАНО! И ЧТО ЖЕ ДАЛЬШЕ?

Как указано в статье 7 Конвенции, за наложением ареста следует рассмотрение дела по существу. Таким образом, сам арест является исключительно обеспечительной мерой, которая призвана гарантировать права лиц, предъявивших морское требование. Нельзя не отметить, что в целях компенсации ущерба, причиняемого ответчику арестом его кораблей, суд может потребовать от лица, предъявившего требование, предоставить гарантии компенсации такого ущерба. В качестве таких гарантий могут выступать как письменные обязательства о возмещении убытков, так и арест имущества (в том числе и судов) кредитора. Для чего предусмотрена эта мера? В принципе суд может решить, разрешать или не разрешать судну на время ареста покидать порт, в котором оно было задержано. Если судну будет дан зеленый свет, есть опасения, что в порту по себе оно оставит лишь мелкую рябь да гул гудка, растворившись на горизонте, а кредиторы его больше никогда не увидят. С другой стороны, поставив судно на прикол в порту до вынесения судебного решения (а это могут быть долгие годы), владельцу судна будет причинен серьезный убыток. Вариантов развития событий в такой ситуации два. Первый: суд может разрешить судну покинуть порт. При этом владелец корабля с целью гарантировать права кредитора обязан предоставить обеспечение, размер которого не может превышать стоимости судна. Второй: кредитор должен предоставить обеспечение требований ответчика. Таким образом, суд пытается сохранить равенство сторон, соблюсти их права.

Термин/определение

Бустаманте кодекс – один из наиболее значительных кодификационных актов регионального (для стран Америки) значения в области международного частного права, принятый 20 февраля 1928 года в Гаване на организованной Панамериканским союзом 6-й Международной конференции американских государств. Вступил в силу 25 ноября 1928 года. Назван по имени составителя – кубинского юриста Антонио Бустаманте.

ПРАВОМОЧЕН ЛИ АРЕСТ?

Конвенция не уточняет, нормы какого государства применяются при аресте, она лишь рассматривает отдельные вопросы, связанные с самой процедурой ареста (основания, порядок освобождения и т. д.). Некоторые эксперты сходятся во мнении, что арест затрагивает и права на имущество. Ведь если требования кредитора будут удовлетворены судом, а должник не будет иметь возможности рассчитаться по обязательствам, арестованное имущество может быть реализовано. В соответствии со статьей 1207 ГК РФ, к праву собственности и вещным правам на морские суда применяется право той страны, где суда зарегистрированы.

Несколько иная формулировка содержится в Кодексе Бустаманте. В частности, в статье 105 Кодекса указано, что любая собственность подчинена закону ее местонахождения. Это значит, что все вопросы, связанные с осуществлением прав собственности или иных прав, должны решаться в соответствии с нормами того государства, на территории которого находится судно. Статья 276 Кодекса развивает эту мысль: «Компетенция на судебный арест и продажу морского судна, независимо от того, загружено оно или нет, определяется законом места нахождения судна».

Возможно, кто-то не увидит разницы между нормами ГК РФ и Кодекса. Дело в том, что место регистрации у судна одно, тогда как местонахождение может ежедневно меняться. Причем место регистрации и местонахождение совпадают крайне редко. Поскольку законы государств отличаются друг от друга, крайне важно уточнить, какими нормами вам придется руководствоваться.

Еще одна точка зрения представлена Международной конвенцией «Об унификации правил об уголовной юрисдикции по делам о столкновении судов и других происшествий, связанных с судоходством» (май 1952 года). В соответствии со статьей 2 Конвенции арест на корабль в связи со столкновением судов или иным происшествием может быть наложен только на основании акта судебных органов того государства, под чьим флагом судно находилось в момент происшествия.

Выходит, что право наложить арест на судно принадлежит не одному судебному органу, а целой группе судебных инстанций страны регистрации, страны нахождения и страны флага судна. Разумеется, всегда хочется применить нормы «родного» права. Однако это не так просто. Как показывает практика, обиженная сторона предпочитает пользоваться либо законодательством страны нахождения судна, либо и вовсе своими собственными нормами.

АРЕСТ И ВЫГОДА НЕСОВМЕСТИМЫ?

Необходимо четко понимать, что арест судна может преследовать совершенно иные цели, нежели обеспечение требований кредитора. Так, с помощью ареста судов и их последующей продажи можно фактически разорить компанию, тем самым убрав с дороги конкурента. А можно и наоборот – посредством ареста попытаться стать фиктивным или преднамеренным банкротом.

В основном же арест используют, чтобы получить все причитающиеся деньги сразу. Например, с неким судном, зарегистрированным на Украине, приключилась следующая история. Судно пришло в иностранный порт, где и было «благополучно» арестовано. Сумма требований, на основании которых был произведен арест, составляла около 200-300 тысяч долларов США. Но как только новость об аресте судна «обошла мир», немедля объявились и другие кредиторы организации. В результате общая сумма требований составила несколько миллионов долларов США.

Читайте также:
Афинский кодекс: что это такое, описание и особенности

Как вы уже поняли, арест можно использовать в качестве некой передышки, ведь имущество должника, за счет которого можно будет удовлетворить требования, уже практически в руках и теперь точно никуда не денется. Значит, настало время поискать документы и по другим требованиям.

КАК МОЖНО СНЯТЬ АРЕСТ

В соответствии со статьей 5 Международной конвенции «Об унификации некоторых правил, касающихся ареста морских судов» арест может быть снят судом или иным соответствующим органом. Причем для снятия ареста должнику необходимо будет предоставить достаточные для удовлетворения требований гарантии. Как следует из текста статьи, должник и кредитор сами должны прийти к соглашению о том, какие гарантии будут достаточными. В случае если они общего языка не нашли и к некой договоренности не пришли, гарантии определяются судом. Вместе с тем Конвенция отдельно подчеркивает, что просьба должника о снятии ареста и предоставление гарантий вовсе не являются признанием вины и обязательств. Таким образом, должнику оставляют возможность защищать свои права. КТМ РФ с еще большей лояльностью относится к должникам. Так, в соответствии со статьей 391 КТМ РФ размер предоставляемого обеспечения не может превышать стоимость арестованного судна. Кроме того, после передачи такого обеспечения должник имеет право ходатайствовать перед судебными органами об уменьшении, изменении или отмене такого обеспечения.

Помимо норм Конвенции и КТМ РФ, вопрос о снятии ареста с судна регулируется еще несколькими документами. К ним относятся Международная конвенция «О гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью» (ноябрь 1969 года) и Международная конвенция «Об ответственности и компенсации за ущерб в связи с перевозкой морем опасных и вредных веществ» (май 1996 года). Текст этих конвенций в части, касающейся арестов морских судов, одинаков. Более того, в соответствии с пунктом 5 статьи 1 конвенции 1996 года к опасным и вредным веществам относится и нефть. Давайте рассмотрим вопрос снятия ареста на примере этой конвенции.

В соответствии со статьей 9 собственник судна вправе заранее ограничить свою ответственность. Ответственность может быть ограничена только в отношении одного инцидента и только при условии, что соответствующий инцидент произойдет не по вине судовладельца – иные ситуации под эти правила не подпадают. Приняв решение об ограничении своей ответственности, судовладелец создает некий фонд, в который перечисляется сумма, определенная конвенцией 1996 года. В этом случае суд должен снять с корабля арест или вернуть любое обеспечение, предоставленное судовладельцем во избежание ареста судна. Вместе с тем такое освобождение возможно лишь в ситуации, когда кредитор имеет доступ в суд, распоряжающийся фондом. И не стоит забывать, что размер фонда должен соответствовать объему предъявленных требований. Из всего вышеизложенного можно сделать вывод: фонд создается после инцидента и ареста судна в качестве обеспечения компенсации за ущерб, но, несмотря на такую «запоздалость» создания фонда, арест с судна может быть снят.

Сам механизм отмены ареста идентичен отмене ареста в связи с предоставлением гарантий и обеспечения. Несмотря на то что создание фонда и предоставление гарантий рассматриваются законодателем как разные виды обеспечения обязательств, идентичность их применения позволяет считать, что это лишь две различные формы одного явления. Снятие ареста с судна позволяет судовладельцу получать прибыль от перевозок и предоставляет гипотетическую возможность накопить нужную сумму, чтобы рассчитаться с кредиторами. В противном случае он будет вынужден расстаться либо с судном, либо с тем обеспечением, которое будет предоставлено

Е) Арест судна

В случае, когда, несмотря на задержание судна, судовладелец-должник не предоставляет обеспечение, пострадавшая сторона вынуждена прибегать к аресту судна, как к способу защиты своих имущественных интересов.

Арест морских судов представляет собой специфический институт международного морского права. Он должен в максимальной степени учитывать такие особенности торгового мореплавания, как способность морского судна свободно перемещаться из одной юрисдикции в другую, правовую природу самого судна и крайне широкого круга лиц, между которыми существуют правоотношения, связанные с судном, а также необходимость надежных и эффективных правовых инструментов для обеспечения защиты прав истца и ответчика.

Исходя из важности вопроса, каждое прибрежное государство имеет национальные правила регулирования вопросов, связанных с арестом судов. Необходимость унификации этих правил в международном праве вызвана объективной потребностью, так как зачастую правила различных государств в отношении ареста судов сильно разнятся. Эта разница, учитывая способность судна всего за одну неделю побывать в нескольких различных юрисдикциях, может существенно повлиять на процедуру ареста судна и правовых последствий такого ареста.

Еще в 1952 году была принята Международная Конвенция об унификации некоторых правил, касающихся ареста морских судов (далее Конвенция-1952). Она и была призвана сгладить острые углы национального регулирования вопроса ареста суден различными государствами.

Отметим основные принципы правового регулирования ареста суден, установленные Конвенцией-1952.

Понятие «арест судна», в соответствии с Конвенцией, означает арест судна, осуществляемый в порядке судебного производства для обеспечения морского требования (Marine Demand), но не включает задержание судна для исполнения судебного решения. Таким образом, Конвенция закрепила на международном уровне основной принцип ареста — арест осуществляется только по морскому требованию.

Этот акт также устанавливает перечень того, что охватывается понятием «морское требование». Судно может быть арестовано только по решению суда. Судно может быть освобождено при предоставлении «достаточной гарантии или другого обеспечения», за исключением морских требований, возникающих в результате споров о праве собственности на судно (пункты «о» и «р» статьи 1 Конвенции-1952). Последним важнейшим принципом Конвенции является то, что арест может быть наложен на любое судно, в том числе плавающее под флагом государства, не являющегося участником Конвенции.

Читайте также:
Конфликт интересов: что это такое, описание и особенности

Арест судна производится судебным исполнителем властей порта захода, согласно решения суда, для того, чтобы его добиться, достаточно «Морского требования» – специального документа, подготовленного адвокатами истца. Из-за колоссальных убытков, связанных с арестом судов, их владельцы предпочитают не доводить дело до арбитража и решать спорные вопросы путем переговоров. Обычно судно освобождается после внесения залога или по просьбе истца, если к этому есть серьезные основания, или под гарантии поручителя. По одному и тому же требованию арест может быть произведен повторно, если сумма финансового обеспечения недостаточна или поручитель не может выполнить свои обязательства. Арест судна сроком не ограничен. Вопросы ареста и освобождения судов в настоящее время регулирует Женевская конвенция 1999г. об аресте судов (далее Конвенция-1999), которая призвана заменить Конвенцию 1952г., которая не распространяется на военные корабли и иные государственные суда, используемые в некоммерческих целях. Фактически на 2014 г. обе Конвенции действуют параллельно.

Конвенция-1999 избрала тот же путь, что и Конвенция-1952, в вопросе определения понятия «морское требование». Вместо того чтобы давать развернутое определение этому понятию, Конвенция-1999 сохранила структуру определения обстоятельств, порождающих возникновение морского требования, кроме того, расширила этот список, добавив:

— ущерб, причиненный судном окружающей среде, побережью или связанным с ними интересам, либо угроза причинения такого ущерба;

— издержки или расходы в отношении подъема, удаления, восстановления, уничтожения или обезвреживания судна, которое затонуло, превратилось в обломки, село на мель или покинуто;

— страховая премия, уплачиваемая в отношении судна собственником судна или фрахтователем судна по димайз-чартеру;

— любой спор, возникающий из договора продажи судна;

— комиссионное, брокерское или агентское вознаграждение, уплачиваемое в отношении судна собственником судна или фрахтователем судна по димайз-чартеру.

Согласно Конвенции-1999, судно может быть арестовано для обеспечения морского требования независимо от условий арбитражной оговорки. Такое отделение процедуры ареста от условий арбитражной оговорки существенно улучшает положение кредитора, расширяя для него перечень правовых инструментов, с помощью которых такое лицо может защитить свое нарушенное право.

Конвенция существенно детализировала вопрос освобождения судна от ареста путем предоставления «достаточного обеспечения в удовлетворительной форме», в том числе частично урегулировав вопрос освобождения судна от ареста в государстве, не являющемся участником Конвенции при предоставлении обеспечения.

Конвенция-1999 изменила положения Конвенции-1952, которая не допускала случаев повторного ареста в принципе. Конвенция 1999 года допускает повторный арест, однако лишь в строго оговоренных случаях, а именно если:

— характер или размер обеспечения в отношении такого судна, уже предоставленного по тому же требованию, является недостаточным при условии, что общий размер обеспечения не может превышать стоимость судна; или

— лицо, предоставившее обеспечение, не может или, вероятно, не сможет выполнить свои обязательства полностью или частично;

— арестованное судно или предоставленное обеспечение освобождено:

1) по просьбе или с согласия лица, имеющего требование, и при наличии разумных оснований для такой просьбы или согласия;

2) в связи с невозможностью лица, имеющего требование, воспрепятствовать освобождению судна посредством принятия разумных мер.

Конвенция-1999 впервые предусматривает положения о защите прав собственников и фрахтователей арестованных судов. Так, суд может в качестве условия ареста судна или продления ранее наложенного ареста, обязать лицо, требующее ареста судна или добившееся наложения ареста, предоставить обеспечение такого характера, в размере и на условиях, определенных таким судом, за любые убытки, которые могут быть причинены ответчику в результате ареста и за которые такое лицо может быть признано ответственным.

Конвенция-1999 также урегулировала вопрос юрисдикции. Она детализировала положения Конвенции-1952, сохранив правило относительно того, что если суд, арестовавший судно, по каким-либо причинам некомпетентен рассматривать дело по существу, он устанавливает срок для обращения с иском в компетентный суд по просьбе, в течение которого лицо, имеющее требование, возбуждает производство в компетентном суде. Если в течение этого срока не последует обращение в компетентный суд, при наличии просьбы судно подлежит освобождению.

Капитан арестованного судна, кроме действий, аналогичных случаям задержания судна или запрета на его выход обязан:

– протестовать против внесения в протокол ареста судна судовых предметов обихода пассажиров и членов экипажа, а также груза;

– если по законодательству государства порта арест налагается на определенный срок, в течение которого должен быть предъявлен иск по существу претензии, а заявитель этот иск не предъявил, требовать снятия ареста.

Как правило, в случаях задержания либо ареста судна, судовладелец или агент его обращается в местную адвокатскую контору для проведения всех необходимых юридических процедур и в дальнейшем взаимодействует с ней до освобождения судна.

Одной из основных отличительных черт ареста судна по сравнению с обеспечительными мерами в гражданском или хозяйственном процессе является то, что арест судна производится еще до начала судебно-арбитражной процедуры по сути спора. При этом законодательством большинства стран предусмотрен срок после ареста судна, в течение которого кредитор должен обратиться в компетентный суд или арбитраж с иском по существу спора. Если кредитор не обратился в установленные сроки с иском по существу спора, судно может быть освобождено из-под ареста по заявлению должника.

Читайте также:
Ассигнационные банки: что это такое, описание и особенности

Вопросы для самопроверки:

1. Что такое открытый морской порт?

2. Каковы функции порта по обеспечению безопасности мореплавания?

3. Что такое безопасный и опасный порт?

4. Каковы функции капитана порта и начальника порта?

5. Кто может отменить распоряжение капитана порта?

6. Что такое ИГПН и кому она подчиняется?

7. Что такое запрет на выход судна, задержание судна и арест судна?

8. За что несут ответственность порты и за что грузоотправители?

9. Каковы функции порта?

8. Каковы могут быть режимы портов для судов с иностранными флагами?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Арест имущества должника судебными приставами

ФССП — Федеральная служба судебных приставов — занимается исполнением судебных решений. На основании определения суда приставы могут взыскивать доходы должника, накладывать ограничения и запреты в отношении передвижений человека и его имущества.

Все эти меры предпринимаются либо с целью возврата задолженности кредитору, либо в качестве стимулирующего фактора, чтобы заставить ответчика оплатить долг. Среди таких мероприятий применяется арест на имущество. Что это значит? Давайте разбираться.

Арест имущества должника судебными приставами: что говорит закон?

Судебный пристав в рамках деятельности может:

  • арестовать,
  • конфисковать имущество.

Люди часто путают эти два понятия — они уверены, что арест и означает изъятие. Но это не так. Арест выступает только ограничительной мерой. В частности, наложение ареста на дом запрещает владельцу:

  • объявлять жилье объектом залога;
  • менять;
  • дарить;
  • проводить в нем перепланировку;
  • продавать жилье.

Но при этом дом (или квартира) остаются в собственности у должника. Он может и дальше проживать в нем, пользоваться жильем, он по-прежнему обязан оплачивать коммунальные услуги. У него остается право пользования . А вот после конфискации это право теряется — человек больше не может распоряжаться недвижимым имуществом.

Арест регламентируется положениями:

  1. Ст. 80 № 229-ФЗ Об исполнительном производстве.
  2. Постановлением Пленума ВС РФ от 17 ноября 2015 года № 50.

В каких случаях и кто может наложить арест на имущество?

Наложение арестов на имущество осуществляется:

  1. Арбитражными судами.
  2. Судами общей юрисдикции.
  3. Налоговым органом.
  4. Таможенной службой.
  5. Прокурором.
  6. Следователем или дознавателем.
  7. Судебными приставами-исполнителями.

Коллекторы говорят,
что они арестуют мою квартиру.
Они врут? Закажите звонок юриста

Ни банки, ни коллекторы или иные лица не могут изымать имущество, проводить принудительную конфискацию. В случае с кредитными задолженностями такие полномочия возникают только у судебных приставов на основании решения суда.

Арест может применяться в следующих случаях:

  1. Если имущество будет передаваться кредитору или его выставляют на продажу.
  2. Если суд вынес акт о конфискации.
  3. Если выносился акт об аресте собственности, которая числится непосредственно у ответчика или у третьих лиц.

Для наложения ареста на имущество должника приставам необязательно иметь судебное постановление. Подобные решения принимаются, если взыскатель подает соответствующее заявление.

По законодательству арест залогового имущества недопустим, если у взыскателя нет преимуществ перед залогодержателем. Например, приставы не вправе арестовать ипотечное жилье по исполнительному производству о принудительном взыскании микрозайма — слишком несопоставимы суммы долга и имущества.

После ареста человек продолжает пользоваться этим имуществом, но ФССП также может ограничивать должника в этом праве. В определенных обстоятельствах приставы временно изымают имущество, и возвращают после погашения долга.

Чаще всего приставы пользуются правом изъятия имущества при его аресте в отношении автомобилей и ценных бумаг.

И то, и другое проще всего найти — реестр всех транспортных средств есть в ГИБДД. А принадлежность ценных бумаг легко проверит по записям в депозитариях.

Параллельно аресту производится опись, где указываются:

  • сроки;
  • виды;
  • объемы применяемых ограничений.

Если пристав арестовал
мою машину, могу ли я ей
пользоваться? Спросите юриста

Основания и исключения для ареста имущества

Основания могут быть следующими:

  1. Арест на основании постановления судебного органа, где указана сумма или определенные объекты.
  2. Арест с целью обеспечить неприкосновенность собственности.
  3. Арест на основании определения суда, которым предусматривается дальнейшее изъятие и продажа имущества.

Теперь об исключениях. В российском законодательстве есть понятие неприкосновенного имущества — это перечень недвижимого и движимого имущества, которое не может продаваться за долги.

Сюда включено и единственное жилье, которое ФССП не могла арестовывать до ноября 2015 года. Далее правила изменились — судебные приставы могут арестовать квартиру, но вот реализовать — нет .

Что это значит? Человек может продолжать жить в собственном доме, но он не может от него избавиться законным образом. Нельзя такую квартиру продать, обменять, подарить или разделить.

На какое имущество нельзя наложить арест в 2021 году?

Постановление об аресте имущества должника не может накладываться на следующие виды собственности:

  • приусадебные участки, на которых выстроены какие-то домики и другие строения — если этот участок и дом является единственным жильем (но не предметом ипотеки);
  • бытовые предметы, техника, мебель, аксессуары;
  • профессиональный инструмент и оборудование стоимостью до 10 тыс. рублей;
  • денежные средства в размере до 1 МРОТ;
  • еда, продукты питания;
  • домашние животные, если должник не ведет коммерческую деятельность с их участием. Например, арестовать и изъять домашнего питона, с которым человек предлагает курортникам фотографироваться на пляжах Краснодарского края за деньги, суд может. Правда, не очень понятно, что же с этим питоном дальше делать.

По поводу предметов домашнего обихода часто возникают споры. Судебные приставы все же включают часть имущества в опись, и пытаются его изъять:

  • телевизоры;
  • компьютеры;
  • холодильники;
  • стиральные машинки.
Читайте также:
Акцессорное правоотношение: что это такое, описание и особенности

Иногда работники Фемиды доходят до абсурда. Встречаются дела, в которых приставы описывают и изымают из квартиры должника не только телевизоры и ноутбуки (что логично), но и межкомнатные двери и унитаз.

Также профессиональное оборудование и инструмент часто становятся объектами посягательств со стороны судебных приставов. Например, спецтранспорт, на котором должник зарабатывает себе на жизнь. Нередко по этому поводу разворачиваются судебные споры.

Заявление кредитора на арест имущества

Кредитор может написать заявление, в котором он указывает конкретные объекты собственности и просит их арестовать. Правила следующие:

  • заявление пишется на имя судебного пристава-исполнителя;
  • заявление лучше составить в двух экземплярах, один из которых заявитель оставляет себе;
  • документ отдается под подпись — на нем ставится соответствующая отметка.
  • удовлетворяет;
  • либо отказывает в требовании.

Нужна консультация юриста? Закажите звонок

Если заявитель столкнулся с отказом, он может обжаловать такое решение .

В заявлении указываются следующие данные:

  • классическая шапка: куда направляется заявление, кому и от кого;
  • номер исполнительного листа;
  • данные по судебному решению;
  • сроки и факты того, было ли добровольное погашение должником;
  • суммы, которые уже были внесены;
  • прошение об аресте.

Как осуществляется арест и опись имущества должника судебными приставами по месту прописки?

Процесс ареста состоит из нескольких этапов. После удовлетворения заявления взыскателя судебный пристав составляет опись имущества. Также готовятся документы о проведенных мероприятиях, о принятых мерах в отношении собственности должника. Если определенные предметы будут изыматься, эти факты указываются документально.

  1. Сроки ареста определяются судебным приставом.
  2. Имущество, которое подвергалось аресту, по стоимости должно отвечать сумме задолженности по кредиту или другому просуженному долгу.
  3. До момента проведения аукциона имущество может находиться у должника.

Заметим, что процесс продажи такой собственности может растягиваться на долгие месяцы, порой на годы. Если по завершению торгов остаются определенные предметы собственности, они возвращаются должнику.

В процессе ареста принимают участие понятые — процедура возможна только при их наблюдении. При этом в акте судебный пристав указывает:

  • ФИО понятых;
  • ФИО судебного пристава;
  • ФИО должника;
  • Перечисление вещей, в отношении которых применяются меры;
  • Стоимость, вид, размеры ограничений;
  • Условия дальнейшего хранения арестованного имущества.

Арест может сочетаться с изъятием . Порядок описи имущества, как правило, характеризуется следующими обстоятельствами.

  1. Изъятие нередко касается вещей, которые не принадлежат должнику. Например, это может быть дорогостоящий ноутбук родственника, фототехника родителей и так далее. При описи заинтересованные лица могут предъявить документы, которые подтверждают факт принадлежности — в таком случае приставы не вправе арестовывать и описывать чужое имущество.
  2. Арест и изъятие нередко проводятся в съемных квартирах, где проверить принадлежность имущества затруднительно.

Какой порядок должны соблюдать в ФССП при взыскании задолженностей по алиментам, кредитам и другим обязательствам?

Судебные приставы обязаны соблюдать установленный законом порядок действий при взыскании. Соблюдается следующая очередность:

  1. Доход должника: допускается снятие 50%, в исключительных случаях (к ним как раз и относятся алименты) — 70% заработной платы.
  2. Взыскание наличных средств.
  3. Взыскание депозитов, средств на счетах и картах, арест зарплатной карты.
  4. Арест, опись и изъятие бытовой, компьютерной, мобильной техники, украшений.
  5. Арест и изъятие автомобилей, другого движимого имущества.
  6. Арест и изъятие недвижимости.

Соответственно, если у должника достаточно денежных средств для возмещения требований кредитора, арест и изъятие имущества не проводится.

Как узнать, не проводится ли работа ФССП в отношении должника?

  1. Посещаем сайт ФССП.
  2. Вводим адрес территориального подразделения ФССП.
  3. Вводим ФИО должника в поисковую форму.
  4. Указываем дату рождения.

Далее, если в отношении должника в самом деле проводится исполнительное производство, на портале будут показаны соответствующие дела с указанием подробностей. Узнать информацию или связаться с приставом-исполнителем можно по указанным контактным данным. Они будут представлены на портале вместе с номером исполнительного производства и другими пунктами дела.

Что делать, если долги не мои,
а моего двойника-однофамильца?
Закажите звонок юриста

Как снять арест, наложенным судебным приставом?

Для начала — как избежать ареста. Несколько толковых советов.

  1. Не стоит затягивать с оплатой и возвратом долга, если вы получили почтовое уведомление о начале производства. Это позволит быстро закрыть исполнительный лист и избежать последующих проблем.
  2. Можно попытаться переоформить недвижимость на других людей. В особенности, если человек владеет разными объектами, кроме единственного жилья. Но учтите, что кредитор увидит ваши сделки по выводу имущества, и оспорит их в суде.

Обжалование ареста имущества должника возможно только в судебном порядке. Необходимо составить заявление, подать его в суд. Такое заявление может составляться только от имени собственника имущества.

К сожалению, суд по таким заявлениям снимает арест только в случае оплаты долга. В остальных ситуациях обжаловать действия судебных приставов невозможно — если они не выходили за рамки законодательных норм: УПК РФ, № 229-ФЗ и так далее.

  • потребуется оплатить госпошлину;
  • документально подтвердить факт оплаты.

Когда решение будет предопределено, должник получит соответствующее извещение в течение 5 дней.

Другой вариант избавиться от ареста в рамках исполнительных производств — это признать в отношении себя банкротство через Арбитражный суд. Сумма задолженностей в совокупности должна составлять не меньше 350 000 рублей.

Исполнительные производства в таком случае приостанавливаются уже с первого судебного заседания.

Нужна помощь? Обращайтесь, мы предоставляем юридические консультации бесплатно, и поможем вам избавиться от долгов законным путем.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: