Архипелажные воды: что это такое, описание и особенности

Архипелажные воды

Архипелаг – это группа островов, включая части островов, соединяющие их воды и другие природные образования, которые настолько тесно взаимосвязаны, что такие острова, воды и другие природные образования составляют единое географическое, экономическое и политическое целое или исторически считаются таковыми (ст. 46 Конвенции 1982 г.).

Государство – архипелаг – означает государство, которое состоит полностью из одного или более архипелагов и может включать другие острова. В мире более 30 государств – архипелагов: Индонезия, Филиппины, Багамские острова, Фиджи, Багама, Кирибати, Коморские острова, Маршаловы острова, Палау, республика Сейшелы, Соломоновы острова, Тонга, Тувалу, Федеративные штаты Микронезии, Филиппины, Япония.

Архипелажные воды состоят из вод, расположенных между островами, входящими в состав государства – архипелага, которые отграничиваются от других частей моря вокруг государства – архипелага прямыми исходными линиями, соединяющими наиболее выдающиеся в море точки самых отдаленных островов и обсыхающих рифов архипелага. Длина таких линий не должна превышать 100 морских миль, и лишь 3% их общего числа могут иметь максимальную длину 125 морских миль. От этих линий в сторону моря отсчитываются территориальные воды государства – архипелага. Соотношение между площадью воды и площадью суши внутри этих линий от 1:1 до 9:1.

На архипелажные воды, а также на их дно и недра, ресурсы, распространяется суверенитет государства – архипелага. Суда всех государств пользуются правом мирного прохода через архипелажные воды, как он установлен применительно к территориальному морю.

Иной правовой режим устанавливается в пределах архипелажных вод морских путей, обычно используемых для международного судоходства. В этом случае осуществляется право архипелажного прохода.

Архипелажный проход представляет собой осуществление права нормального судоходства и пролета единственно с целью непрерывного, быстрого и беспрепятственного транзита из одной части открытого моря или исключительной экономической зоны в другую часть открытого моря или исключительной экономической зоны.

Для осуществления архипелажного прохода и пролета государство – архипелаг может устанавливать морские и воздушные коридоры шириной 50 морских миль. Если нет, то право архипелажного прохода осуществляется по путям, обычно используемым для международного судоходства.

Прилежащая зона –район открытого моря, прилегающей к внешней границе территориального моря. Прилежащая зона учреждается, когда это необходимо, прибрежным государством для осуществления контроля за соблюдением иностранными судами таможенных, фискальных, иммиграционных и санитарных правил в его внутренних морских водах и территориальном море. Суверенитет прибрежного государства на прибрежную зону не распространяется. Согласно Конвенции 1982 г., прибрежное государство вправе осуществлять лишь контроль, необходимый для предотвращения нарушения таможенных, санитарных и других правил.

Прилежащая зона — часть моря, шириной в 12 морских миль (22,2 километра), отсчитываемая от границы территориальных вод (или 24 мили, если отсчитывать от исходных линий).

Ширина прилежащей зоны не должна превышать 24 морские мили, которые отсчитываются от исходных линий, используемых для измерения ширины территориального моря (Индия, Гана), 18 миль – Саудовская Аравия, Бангладеш.[4]

Прилежащая зона – полоса открытого моря, прилегающая к территориальному морю государства, в которой оно осуществляет специализированную юрисдикцию. Дело в том, что быстроходность современных судов не дает возможность обеспечить надежный контроль за ними в пределах территориальных вод. Поэтому прибрежному государству предоставляется право контроля в дополнительной полосе для предотвращения нарушений его таможенных, фискальных, иммиграционных норм в пределах его территории. Ширина прилежащей зоны определяется государством, но не может быть больше 24 миль, которые отсчитывается от тех же исходных линий, что и территориальные воды (в США – 12 миль).

Континентальный шельф –по Конвенции 1958 г. о континентальном шельфе – поверхность и недра морского дна районов, примыкающих к берегу, но находящихся за пределами территориального моря до глубины 200 метров или до такой глубины, которая позволяет вести разработку природных ресурсов данных районов.

Прибрежное государство осуществляет над континентальным шельфом суверенные права в отношении разведки и разработки природных ресурсов. Последние включают минеральные ресурсы и его недра, а также живые организмы, относящиеся к «сидячим видам» (губка, жемчуг, кораллы). Права прибрежного государства на континентальный шельф не затрагивают правового статуса покрывающих вод и воздушного пространства над ними. Все государства вправе прокладывать подводные кабели и трубопроводы на континентальном шельфе. При этом определение трассы для их прокладки осуществляется с согласия прибрежного государства. Научные исследования на континентальном шельфе в пределах 200 морских миль могут производиться с согласия прибрежного государства.

Читайте также:
Вексельный устав: что это такое, описание и особенности

Исключительная экономическая зона –представляет собой район, прилегающий к территориальному морю, шириной не свыше 200 миль, для которого международное право устанавливает особый правовой режим.

Государство в своей исключительной экономической зоне имеет исключительное право:

на разведку, разработку и сохранение природных ресурсов как живых, так и неживых, в водах, покрывающих морское дно, на морском дне и в его недрах

юрисдикцию в отношении

создания и использования искусственных островов, установок и сооружений

морских научных исследований

защиты и сохранения морской среды

Права и обязанности других государств в исключительной экономической зоне:

В исключительной экономической зоне все государства пользуются свободами судоходства и полетов, прокладки подводных кабелей и трубопроводов и другими правомерными с точки зрения международного права видами использования моря

Государства при осуществлении своих прав и выполнении своих обязанностей в исключительной экономической зоне должным образом учитывают права и обязанности прибрежного государства и соблюдают законы и правила, принятые прибрежным государством.

Юрисдикция прибрежного государства в исключительной экономической зоне состоит в том, что в рамках осуществления предоставленных ему прав оно может производить досмотр, инспекцию, арест, судебное разбирательство, но при этом арестованное судно и его экипаж подлежат немедленному освобождению после внесения залога. Налагаемые наказания не могут включать тюремное заключение или другую форму личного наказания. Иное положение может быть установлено только договорами. В соответствии с соглашением между Россией и Японией российская сторона в случае задержания японского судна, занимающегося незаконным ловом рыбы, передает его японским властям, которые обязаны произвести судебное или административное разбирательство. В случае ареста или задержания иностранного судна прибрежное государство немедленно уведомляет государство флага судна о принятых мерах.

Открытое море образуют все части моря, которые не входят в исключительную экономическую зону, в территориальное море или внутренние воды государств. Свобода открытого моря означает, что оно открыто для всех стран. Свобода полетов, судоходства. Национальность судна определяется его флагом, причем связь между государством и судном должна быть реальной, а не фиктивной.

Некоторые государства за плату весьма просто предоставляет свой флаг (Либерия, Панама), не обеспечивая элементарного контроля за деятельностью судов. В таких случаях возникают трудности в решении юридических вопросов. В начале 1998 г. у берегов Великобритании сел на мель танкер «Си Экспресс», из которого вытекло около 70 тысяч тонн нефти. Утечка была отнесена к 10 наиболее тяжким катастрофам. Оказалось, танкер перевозил английскую нефть. Судно было построено в Испании, принадлежавшей норвежской компании, зарегистрирован на Кипре, управлялся шотландской компанией, действующей по соглашению с французской фирмой, укомплектовано русским экипажем и плавает под либерийским флагом.

Арест либо задержание судна в открытом море возможны по распоряжению властей государства флага. Состоящие на службе государства корабли вправе подвергнуть иностранное судно досмотру, если есть основания полагать, что оно занимается работорговлей, несанкционированным вещанием, не имеет национальной принадлежности либо отказывается поднять флаг. Если подозрения оказались необоснованными, осмотренному судну возмещаются понесенные убытки. Допускается преследование по «горячим следам».

Международный район морского дна –это морское дно и его недра, расположенные за пределами исключительных экономических зон и континентального шельфа прибрежных государств («дно морей и океанов и его недра за пределами действия национальной юрисдикции»ст. 1 Конвенции 1982 г., ч. XI “Район”).

Район и его ресурсы являются общим наследием человечества. Ни одно государство не может претендовать на суверенитет или суверенные права либо осуществлять их в отношении какой-либо части Района или его ресурсов, ни одно государство, физическое или юридическое лицо не может присваивать какую-либо их часть. Все права на ресурсы Района принадлежат всему человечеству, от имени которого действует Международный орган по морскому дну, включающий Совет из 36 человек избираемых Ассамблеей. Половина его членов избирается в соответствии с принципами справедливого географического представительства, другая половина – по иным основаниям: от развивающихся стран, от стран – импортеров и т.д. Место пребывания Органа и главной конторы Предприятия – Ямайка. Однако промышленно развитые страны не ратифицировали Конвенцию 1982 г. из-за неприемлемости части XI «Район». Поэтому в 1994 г. на сессии Генеральной Ассамблеи ООН было принято Соглашение об осуществлении части XI Конвенции по морскому праву, с уменьшением размера финансовых отчислений, которые индустриальные государства должны делать в пользу Органа.

Читайте также:
Взаимное страхование: что это такое, описание и особенности

Проливы – естественные морские проходы, соединяющие между собой части одного и того же моря или отдельные моря и океаны.

В Конвенции речь идет о международных проливах, т. е. которые используются для международного судоходства и ведут из одной части открытого моря или исключительной экономической зоны в другие. В них «все суда и летательные аппараты пользуются правом транзитного прохода, которому не должно чиниться препятствий». Конвенция не затрагивает проливов, статус которых определяется специальной Конвенцией. Режим Черноморских проливов определяется Конвенцией, подписанной в Монтре в 1936г., он предусматривает свободу невоенного судоходства для судов всех стран. Общий тоннаж военных кораблей всех нечерноморских государств, находящихся в транзите через проливы, не должен превышать 15 тысяч тонн, а их общее число не более девяти. При этом они проходят с уведомлением Правительства Турции за 15 суток и могут находиться в Черном море не более 21 суток. В случае участия Турции в войне или нахождении ее под угрозой непосредственной военной опасности ей предоставляется право по своему усмотрению разрешать или запрещать проход через проливы любых военных кораблей.

Международные каналы –гидротехнические сооружения, соединяющие моря и океаны и используемые для международного судоходства (Кильский, Панамский, Суэцкий).

Особенностью правового режима международных каналов является то, что они, будучи частью территории государства – владельца канала, подпадают под действие соответствующих международных договоров, существенно ограничивающих правомочия данного государства.

Общие принципыправового режима международных каналов:

1) уважение суверенных прав собственника канала и невмешательство в его внутренние дела;

2) свобода судоходства по каналу для судов всех государств какой бы то ни было дискриминации;

3) обязанность пользователей соблюдать нормы международного права и национального законодательства государства – владельца канала.

Такой режим фиксируется в соответствующих договорах.

Панамский канал,открытый для плавания в 1914 г., соединяет Атлантический и Тихий океаны, находится на территории Панамы и подчиняется ее суверенитету. Основными международно–правовыми актами, устанавливающими режим судоходства по Панамскому каналу были Договоры между США и Панамой 1901 и 1903 гг. В соответствии с ними канал открыт для военных и невоенных судов всех стран. Зона Панамского канала находится под управлением США. В 1977 г. между США и Панамой были подписаны два Договора: о Панамском канале и о постоянном нейтралитете и эксплуатации Панамского канала.

С 1 января 2000 г. канал станет собственностью Панамы, которая будет эксплуатировать канал и содержать в зоне канала военные силы, оборонительные укрепления и сооружения.

Кильский канал, открытый для плавания в 1895 г., соединяет Балтийское и Северное моря, находится на территории ФРГ и подчиняется ее суверенитету. Режим судоходства определяется национальным законодательством Германии. По каналу могут проходить невоенные суда всех стран в любое время. Для прохода иностранных военных кораблей необходимо разрешение.

Суэцкий канал, соединяющий Средиземное море и Индийский океан, является собственностью Египта и находится под его суверенитетом, открыт для плавания в 1869 г.

Международно-правовой режим судоходства по каналу регламентируется Константинопольской конвенцией относительно обеспечения свободного плавания по Суэцкому каналу 1888 г.

Канал в мирное и военное время всегда свободен и открыт для прохода всех военных кораблей и невоенных судов без различия флагов. Блокада канала запрещается. Военные действия не допускаются ни в канале и его входных портах; в пределах канала государства не могут высаживать или принимать на борт войска, выгружать или погружать оружие или военную технику.

Египетское правительство обязано принимать меры, необходимые для осуществления свободы судоходства по каналу. Управление и эксплуатация канала осуществляется администрацией Суэцкого канала на основании Египетского закона 1957 г. О предполагаемом проходе иностранных военных кораблей в Министерство иностранных дел Египта направляется уведомление не менее, чем за 10 дней до даты прибытия в один из входных портов.

Читайте также:
Избирательный бюллетень: что это такое, описание и особенности

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Энциклопедия юриста
АРХИПЕЛАЖНЫЕ ВОДЫ

АРХИПЕЛАЖНЫЕ ВОДЫ

АРХИПЕЛАЖНЫЕ ВОДЫ (греч. arche – начало, главенство и pelagos – море) воды, разделяющие и окружающие группы островов, составляющие единое географическое и политическое целое и подпадающие под суверенитет какого-либо одного островного государства. Один из наиболее молодых институтов международного морского права, сформировавшийся в ходе работы Третьей конференции ООН по морскому праву 1973-1982гг.

Основное содержание юридического статуса А.в. закреплено в принятой в 1982 г. Конвенции ООН по морскому праву (вступила в силу 16 ноября 1994 г.): распространение суверенитета государств-архипелагов на омывающие их территории воды, воздушное пространство над ними, их дно и недра, а также весь комплекс имеющихся там живых и неживых природных ресурсов. Второй составной элемент правового положения А.в. – предоставляемое иностранным мореплавателям право мирного прохода через указанные воды, как это имеет место в территориальном море (см. Территориальные воды). Кроме того, они наделяются правом архипелажного прохода по морским коридорам, устанавливаемым государствами-архипелагами как в А.в., так и в прилегающем к ним территориальном море (последнее относится и к пролету иностранных летательных аппаратов). Конвенция предусматривает, что морские и воздушные коридоры могут прокладываться через А.в. и территориальные воды, включая все обычные пути прохода, используемые в качестве путей для международного судоходства или пролета над этими водами, а то, что касается судов – включая все обычные судоходные фарватеры при условии, что отсутствует необходимость дублировать одинаково удобные пути между одними и теми же пунктами входа и выхода.

А.в. включают в себя расположенные между островами государства-архипелага воды, отграничивающиеся от других частей окружающих морских пространств прямыми исходными (базисными) линиями, соединяющими наиболее выдающиеся в море точки самых удаленных из островов, географически тяготеющих к архипелагу, и осыхающих рифов. Предусматривается, что длина каждой из таких линий не должна превышать 100 морских миль, с тем, однако, что до 3% от общего числа этих линий, замыкающих архипелаг по периметру, может превышать указанный лимит до максимума, равняющегося 125 морским милям. В общий периметр государства-архипелага могут быть включены главные его острова и район, в котором соотношение между площадью акватории и площадью суши, включая атоллы, находится в пределах от 1:1 до 9:1. Если же часть А.в. государства-архипелага лежит между двумя частями непосредственно прилегающего соседнего государства, то традиционные права и интересы последнего в таких водах сохраняются и уважаются.

– В пределах А. в., где государство-архипелаг не установило морских и воздушных коридоров, за иностранными судами всех флагов сохраняется право архипелажного прохода(пролета) с использованием для этого обычных (существовавших до сих пор) путей. С учетом различий в регулировании к плаванию в А.в. применяются те же конвенционные положения, под действие которых подпадает транзитный проход через указанные проливы. Это означает, что государства-архипелаги не должны препятствовать транзитному проходу либо его приостанавливать. В то же время при установлении морских коридоров они могут предписывать мореплавателям схемы разделения путей для обеспечения безопасного прохода судов по узким фарватерам в таких коридорах А.в. Государства-архипелаги, когда этого требуют обстоятельства и после надлежащего оповещения мореплавателей, могут заменять любые морские коридоры или схемы разделения, установленные в А.в. ранее, другими морскими коридорами или схемами разделения. Непременное условие установления или замены морских коридоров или схем разделения движения – их соответствие общепринятым международным правилам и предварительное (до введения в действие) утверждение соответствующих предложений архипелажного государства компетентной международной организацией.

Обязанности мореплавателей в А.в. состоят в том, чтобы при проходе (пролете) не отклоняться более чем на 25 морских миль в любую сторону от осевых линий, установленных государством-архипелагом в морских (воздушных) коридорах, и не приближаться к берегам ближе чем на 10% расстояния между ближайшими точками на островах, граничащих с данным морским (воздушным) коридором (см. также Архипелаж-ньш проход).

Конвенция 1982 г. не наделяет государства правом устанавливать режим А.в. в отношении морских пространств, отделяющих их основную территорию от далеко отстоящих от нее островов, как это, например, имеет место. в Великобритании. или Японии.

Читайте также:
Великий хурал: что это такое, описание и особенности

Осуществляя суверенитет в А.в., государство-архипелаг обязано признавать традиционные права на рыболовство и другие виды правомерной деятельности непосредственно прилегающих соседних государств в определенных районах А.в. Порядок и условия реализации таких прав и такой деятельности, включая их характер, объем и районы, по просьбе любого из заинтересованных государств регулируются двусторонними соглашениями между ними. Такие права не могут передаваться третьим государствам или их гражданам либо осуществляться совместно. Суверенитет в отношении своих А.в. не должен наносить ущерба существующим подводным кабелям, которые проложены другими государствами и проходят через эти воды, не подходя к берегу. Поддержание в исправном состоянии и замена таких кабелей производятся заинтересованными государствами с разрешения соответствующего государства-архипелага, выдаваемого по получении им надлежащего уведомления.

Воды государств-архипелагов (архипелажные воды)

Вопрос о правовом статусе архипелажных вод — морских вод, соединяющих сухопутные территории го­сударств, расположенных исключительно на островах, возник и актуализировался в 60-е годы XX века в связи с наметившейся тенденцией ряда государств-архипела­гов в одностороннем порядке подчинить эти воды сво­ему контролю в ущерб традиционной практике исполь­зования таких вод для целей иностранного судоход­ства, рыболовства, пролета самолетов, прокладки кабелей и т.д. Поскольку эти воды исторически имели статус открытого моря, налицо была неправомерная попытка подрыва общепризнанных свобод открытого моря.

Нормативное регулирование вод, окружающих госу­дарства-архипелаги, произошло на III Конференции по морскому праву. До этого при определении границ тер­риториального суверенитета различие между континен­тальным и островным государством не производи­лось. В статье 46 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года дано определение государства-архипелага, т. е. государства, расположенного на архипелаге: это го­сударство, которое состоит из одного или более архипе­лагов и может включать также другие острова. Архипе­лаг же означает группу островов, включая части остро­вов, соединяющие их воды и другие природные образования, которые настолько тесно взаимосвязаны, что такие острова, воды и другие природные образования со­ставляют единое географическое, экономическое и поли­тическое целое или исторически считаются таковыми.

Термин «архипелаг» имеет свою давнюю историю. В период господства Венеции в восточном Средиземно­морье архипелагом именовали пространство между Бал­канским полуостровом и Малой Азией, которое усеяно мелкими и средними островами. Впоследствии так ста­ли именовать море, усеянное островами, а затем — груп­пы островов, лежащих недалеко друг от друга и образу­ющих некоторую целостность.

Следует отметить, что еще до III-й Конференции по морскому праву ряд государств, предпринимая радикаль­ные меры к защите своей самобытности, объявил себя государствами-архипелагами. Так поступили в 1957 году Индрнезия, в 1961 году — Филиппины, в 1970 году — Маврикий и др.

Это привело к тому, что свою территорию государ­ства-архипелаги ограничивали методом прямых исход­ных линий, замыкая их вокруг всего архипелага. Такое положение, как отмечалось, привело к угрозе интересов других стран, поскольку создавало в межостровных во­дах архипелага режим внутренних морских вод, — как правило, там, где проходили пути интенсивного торго­вого судоходства.

Конвенция 1982 года создала условия для устране­ния противоречий между островными государствами и всеми остальными пользователями моря, уточнив и за­ново определив целый ряд понятий.

Так, объектом^ международно-правовой регламента­ции явились архипелажные воды — морские простран­ства государств-архипелагов, ограниченные прямыми исходными линиями, соединяющими наиболее выдаю­щиеся точки наиболее отдаленных островов и осыхаю-щих рифов архипелага. В пределы таких исходных ли­ний включаются главные острова и район, в котором соотношение между площадью водной поверхности и площадью суши, включая атоллы, составляет от 1:1 до 9:1. Длина таких исходных линий не должна превы­шать 100 морских миль, однако допускается, что до 3% от общего числа исходных линий, замыкающих любой архипелаг, могут превышать эту длину до максималь­ной длины в 5 морских миль. При проведении таких исходных линий не допускается сколько-нибудь замет­ных отклонений от общей конфигурации архипелага.

Таким образом, для создания нормальных условий морского судоходства в статье 47 Конвенции не было запрещено проведение прямых исходных линий (их именуют архипелажными прямыми исходными лини­ями), хотя этот документ и установил- некоторые” осо­бенности их проведения. Кроме того, государство-архи­пелаг надлежащим образом публикует карты с изобра­жением архипелажных исходных линий такого масш­таба, который приемлем для точного установления их положения, или перечни их географических координат и сдает на хранение копию каждой такой карты или перечня Генеральному секретарю ООН.

Читайте также:
Идентификация трасологическая: что это такое, описание и особенности

Результатом такого подхода явилось следующее: воды архипелагов приобрели статус не внутренних морских вод, а, по сути, территориального моря, с правом мирного прохода через них, как и правом пролета над ними.

В соответствии со статьей 53 Конвенции государство-архипелаг вправе устанавливать морские и воздушные

коридоры с целью «непрерывного и быстрого прохода иностранных судов. и пролета иностранных летатель­ных аппаратов над ними». Если государство-архипелаг не установило таких коридоров, то для обеспечения бес­препятственного прохождения (пролета) через архипе­лажные воды (или над ними) могут быть выбраны пути, обычно используемые для международного судоходства (полетов).

Установленный конвенцией статус архипелажных вод одновременно не отменяет существующие соглашения и традиционные права на рыболовство и существую­щие подводные кабели.

Литература:

1. Анцелевич Г.А., Высоцкий А.Ф., Демиденко В.В., Щип­цов А.А. Современное морское право и практика его примене­ния Украиной. — К., 1995.

2. Высоцкий А.Ф. Морской регионализм. — К., 1986.

3. Коломбос Д. Международное морское право. — М., 1975.

4. Курс международного морского права. В 7 т. Т.5. — М., 1992.

5. Лазарев М.И. Теоретические вопросы современного международного права. — М., 1983.

6. Международное морское право /Отв. ред. И.П. Блищен-ко. — М., 1988.

7. Молодцов С.В. Международное морское право. — М., 1987.

8. Мировой океан и международное право /Отв. ред. А.П. Мовчан, А. Янков. — М., 1986.

9. Очерки международного морского права /Отв. ред. В.М. Корецкий, Г.И. Тункин. — М., 1962.

Воды государств-архипелагов (архипелажные воды)

Вопрос о правовом статусе архипелажных вод — морских вод, соединяющих сухопутные территории го­сударств, расположенных исключительно на островах, возник и актуализировался в 60-е годы XX века в связи с наметившейся тенденцией ряда государств-архипела­гов в одностороннем порядке подчинить эти воды сво­ему контролю в ущерб традиционной практике исполь­зования таких вод для целей иностранного судоход­ства, рыболовства, пролета самолетов, прокладки кабелей и т.д. Поскольку эти воды исторически имели статус открытого моря, налицо была неправомерная попытка подрыва общепризнанных свобод открытого моря.

Нормативное регулирование вод, окружающих госу­дарства-архипелаги, произошло на III Конференции по морскому праву. До этого при определении границ тер­риториального суверенитета различие между континен­тальным и островным государством не производи­лось. В статье 46 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года дано определение государства-архипелага, т. е. государства, расположенного на архипелаге: это го­сударство, которое состоит из одного или более архипе­лагов и может включать также другие острова. Архипе­лаг же означает группу островов, включая части остро­вов, соединяющие их воды и другие природные образования, которые настолько тесно взаимосвязаны, что такие острова, воды и другие природные образования со­ставляют единое географическое, экономическое и поли­тическое целое или исторически считаются таковыми.

Термин «архипелаг» имеет свою давнюю историю. В период господства Венеции в восточном Средиземно­морье архипелагом именовали пространство между Бал­канским полуостровом и Малой Азией, которое усеяно мелкими и средними островами. Впоследствии так ста­ли именовать море, усеянное островами, а затем — груп­пы островов, лежащих недалеко друг от друга и образу­ющих некоторую целостность.

Следует отметить, что еще до III-й Конференции по морскому праву ряд государств, предпринимая радикаль­ные меры к защите своей самобытности, объявил себя государствами-архипелагами. Так поступили в 1957 году Индрнезия, в 1961 году — Филиппины, в 1970 году — Маврикий и др.

Это привело к тому, что свою территорию государ­ства-архипелаги ограничивали методом прямых исход­ных линий, замыкая их вокруг всего архипелага. Такое положение, как отмечалось, привело к угрозе интересов других стран, поскольку создавало в межостровных во­дах архипелага режим внутренних морских вод, — как правило, там, где проходили пути интенсивного торго­вого судоходства.

Конвенция 1982 года создала условия для устране­ния противоречий между островными государствами и всеми остальными пользователями моря, уточнив и за­ново определив целый ряд понятий.

Так, объектом^ международно-правовой регламента­ции явились архипелажные воды — морские простран­ства государств-архипелагов, ограниченные прямыми исходными линиями, соединяющими наиболее выдаю­щиеся точки наиболее отдаленных островов и осыхаю-щих рифов архипелага. В пределы таких исходных ли­ний включаются главные острова и район, в котором соотношение между площадью водной поверхности и площадью суши, включая атоллы, составляет от 1:1 до 9:1. Длина таких исходных линий не должна превы­шать 100 морских миль, однако допускается, что до 3% от общего числа исходных линий, замыкающих любой архипелаг, могут превышать эту длину до максималь­ной длины в 5 морских миль. При проведении таких исходных линий не допускается сколько-нибудь замет­ных отклонений от общей конфигурации архипелага.

Читайте также:
Альтернативное обязательство: что это такое, описание и особенности

Таким образом, для создания нормальных условий морского судоходства в статье 47 Конвенции не было запрещено проведение прямых исходных линий (их именуют архипелажными прямыми исходными лини­ями), хотя этот документ и установил- некоторые” осо­бенности их проведения. Кроме того, государство-архи­пелаг надлежащим образом публикует карты с изобра­жением архипелажных исходных линий такого масш­таба, который приемлем для точного установления их положения, или перечни их географических координат и сдает на хранение копию каждой такой карты или перечня Генеральному секретарю ООН.

Результатом такого подхода явилось следующее: воды архипелагов приобрели статус не внутренних морских вод, а, по сути, территориального моря, с правом мирного прохода через них, как и правом пролета над ними.

В соответствии со статьей 53 Конвенции государство-архипелаг вправе устанавливать морские и воздушные

коридоры с целью «непрерывного и быстрого прохода иностранных судов. и пролета иностранных летатель­ных аппаратов над ними». Если государство-архипелаг не установило таких коридоров, то для обеспечения бес­препятственного прохождения (пролета) через архипе­лажные воды (или над ними) могут быть выбраны пути, обычно используемые для международного судоходства (полетов).

Установленный конвенцией статус архипелажных вод одновременно не отменяет существующие соглашения и традиционные права на рыболовство и существую­щие подводные кабели.

Литература:

1. Анцелевич Г.А., Высоцкий А.Ф., Демиденко В.В., Щип­цов А.А. Современное морское право и практика его примене­ния Украиной. — К., 1995.

2. Высоцкий А.Ф. Морской регионализм. — К., 1986.

3. Коломбос Д. Международное морское право. — М., 1975.

4. Курс международного морского права. В 7 т. Т.5. — М., 1992.

5. Лазарев М.И. Теоретические вопросы современного международного права. — М., 1983.

6. Международное морское право /Отв. ред. И.П. Блищен-ко. — М., 1988.

7. Молодцов С.В. Международное морское право. — М., 1987.

8. Мировой океан и международное право /Отв. ред. А.П. Мовчан, А. Янков. — М., 1986.

9. Очерки международного морского права /Отв. ред. В.М. Корецкий, Г.И. Тункин. — М., 1962.

Дата добавления: 2015-02-10 ; просмотров: 22 ; Нарушение авторских прав

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ АРХИПЕЛАЖНЫХ ВОД

Ряд государств, состоящих из множества островов, исторически или при определенных условиях, предусмотренных международным правом, могут иметь архипелажные воды (Багамские острова, Индонезия, Острова Зеленого Мыса, Фиджи и др.). Для целей “Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву”(заключена в г. Монтего-Бее 10.12.1982) “архипелаг” означает группу островов, включая части островов, соединяющие их воды и другие природные образования, которые настолько тесно взаимосвязаны, что такие острова, воды и другие природные образования составляют единое географическое, экономическое и политическое целое или исторически считаются таковыми. В свою очередь “государство-архипелаг” означает государство, которое состоит полностью из одного или более архипелагов и может включать другие острова. Государство-архипелаг может проводить прямые архипелажные исходные линии, соединяющие наиболее выдающиеся в море точки наиболее отдаленных островов и осыхающих рифов архипелага. Критерии их проведения закреплены в международных обычаях и в Конвенции 1982 г.

Суверенитет государства-архипелага распространяется на воды, ограниченные такими исходными линиями, именуемые архипелажными водами, независимо от их глубины или расстояния от берега. Указанный суверенитет распространяется на воздушное пространство над архипелажными водами, а также на их дно и недра, равно как и на их ресурсы.

Суда всех государств пользуются правом мирного прохода через архипелажные воды в соответствии с правилами, аналогичными для мирного прохода через территориальное море.

В свою очередь государство-архипелаг может устанавливать морские коридоры, приемлемые для непрерывного и быстрого прохода иностранных судов через его архипелажные воды и прилегающее территориальное море. В таких случаях все суда пользуются правом архипелажного прохода по морским коридорам, который представляет собой осуществление права нормального судоходства и пролета единственно с целью непрерывного, быстрого и беспрепятственного транзита из одной части открытого моря (исключительной экономической зоны) в другую часть открытого моря (исключительной экономической зоны).

Читайте также:
Государственные преступления: что это такое, описание и особенности

В пределах своих архипелажных вод государство-архипелаг может иметь внутренние воды, пределы и режим которых устанавливаются в соответствии с обычным в международном праве порядком.

Таким образом, несмотря на суверенитет государства-архипелага над своими водами, они имеют своеобразный правовой режим, отличный от правового режима внутренних морских вод.

МЕЖДУНАРОДНОЕ ВОЗДУШНОЕ ПРАВО. ПОНЯТИЕ, ИСТОЧНИКИ, ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ.

Международное воздушное право – отрасль международного права, принципы и нормы которой регулируют международные полеты и иные виды использования воздушного пространства.

В силу суверенитета государства устанавливают порядок пользования их воздушным пространством, издают соответствующие нормативные акты.

Не случайно в международном воздушном праве с самого начала основное внимание было уделено проблеме транзитных полетов в воздушном пространстве государств. Соглашение о международном воздушном транзите 1944 года установило две свободы воздуха:

1) возможность пролета без посадки;

2) возможность посадки для технического обслуживания.

Статус воздушного пространства базируется на основных принципах МП, включая принципы суверенного равенства государств, их территориальной целостности, нерушимости границ, мирного разрешения международных споров.

Источники МВП:

1) Международный договор:

а) Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок 1929;

б) Конвенция о международной гражданской авиации 1944 (Чикагская конвенция) (важнейший источник МВП – подтвердила принцип полного и исключительного суверенитета государства над его воздушным пространством; урегулировала комплекс отношений в данной сфере (регламентировала осуществление регулярных и нерегулярных полетов, регистрацию и определение национальной принадлежности воздушных судов; установила международные стандарты и признание действительности рекомендуемой летной практики); учредила ИКАО);

в) Конвенция об ущербе, причиненном иностранным воздушным судном третьим лицам на поверхности 1952;

г) Конвенция о преступлениях и некоторых других действиях, совершаемых на борту воздушного судна, 1963;

д) Конвенция о борьбе с незаконных захватом воздушных судов 1970;

е) Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации 1971;

ж) Конвенция для унификации некоторых правовых Международных воздушных перевозок 1999.

2) Международный обычай (пример: долгое время была обычаем практика предоставления самолетам, оказывающим помощь в исключительных ситуациях, права на несанкционированное вхождение в пределы иностранной воздушной территории).

Система МВП:

1) Институт права международных полетов (принципы и нормы, определяющие правовой статус воздушного пространства и регулирующие деятельность гражданской авиации над государственной территорией и за ее пределами).

2) Институт права международных воздушных сообщений и перевозок (принципы и нормы, касающиеся установления и эксплуатации международных воздушных сообщений).

Специальные принципы МВП:

1) Принцип полного и исключительного суверенитета государства над его национальным (суверенным) воздушным пространством (право каждого государства самостоятельно и в полном объеме устанавливать правовой режим пользования этой частью земной атмосферы, расположенной над территорией страны).

2) Принцип свободы полетов в международном воздушном пространстве, расположенном за пределами государственных границ (летательные аппараты любой страны имеют право на беспрепятственное осуществление полетов в пределах этого пространства при условии строго соблюдения предписаний, установленных МП)

3) Принцип обеспечения безопасности международной гражданской авиации

Дата добавления: 2018-04-04 ; просмотров: 577 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Архипелажные воды: что это такое, описание и особенности

АРХИПЕЛАЖНЫЕ ВОДЫ (греч. arche – начало, главенство и pelagos – море) – воды, разделяющие и окружающие группы островов, составляющие единое географическое и политическое целое и подпадающие под суверенитет какого-либо одного островного государства. Один из наиболее молодых институтов международного морского права, сформировавшийся в ходе работы Третьей конференции ООН по морскому праву 1973-1982гг. •

Основное содержание юридического статуса А.в. закреплено в принятой в 1982 г. Конвенции ООН по морскому праву (вступила в силу 16 ноября 1994 г.):

распространение суверенитета государств-архипелагов на омывающие их территории воды, воздушное пространство над ними, их дно и недра, а также весь комплекс имеющихся там живых и неживых природных ресурсов. Второй составной элемент правового положения А.в. – предоставляемое иностранным

мореплавателям право мирного прохода через указанные воды, как это имеет место в территориальном море (см. Территориальные воды). Кроме того, они наделяются правом архипелажного прохода по морским коридорам, устанавливаемым государствами-архипелагами как в А.в., так и в прилегающем к ним территориальном море (последнее относится и к пролету иностранных летательных аппаратов). Конвенция предусматривает, что морские и воздушные коридоры могут прокладываться через А.в. и территориальные воды, включая все обычные пути прохода, используемые в качестве путей для международного судоходства или пролета над этими водами, а то, что касается судов – включая все обычные судоходные фарватеры при условии, что отсутствует необходимость дублировать одинаково удобные пути между одними и теми же пунктами входа и выхода.

Читайте также:
Именной коносамент: что это такое, описание и особенности

А.в. включают в себя расположенные между островами государства-архипелага воды, отграничивающиеся от других частей окружающих морских пространств прямыми исходными (базисными) линиями, соединяющими наиболее выдающиеся в море точки самых удаленных из островов, географически тяготеющих к архипелагу, и осыхающих рифов. Предусматривается, что длина каждой из таких линий не должна превышать 100 морских миль, с тем, однако, что до 3% от общего числа этих линий, замыкающих архипелаг по периметру, может превышать указанный лимит до максимума, равняющегося 125 морским милям. В общий периметр государства-архипелага могут быть включены главные его острова и район, в котором соотношение между площадью акватории и площадью суши, включая атоллы, находится в пределах от 1:1 до 9:1. Если же часть А.в. государства-архипелага лежит между двумя частями непосредственно прилегающего соседнего государства, то традиционные права и интересы последнего в таких водах сохраняются и уважаются.

– В пределах А. в., где государство-архипелаг не установило морских и воздушных коридоров, за иностранными судами всех флагов сохраняется право архипелажного прохода(пролета) с использованием для этого обычных (существовавших до сих пор) путей. С учетом различий в регулировании к плаванию в А.в. применяются те же конвенционные положения, под действие которых подпадает транзитный проход через указанные проливы. Это означает, что государства-архипелаги не должны препятствовать

транзитному проходу либо его приостанавливать. В то же время при установлении морских коридоров они могут предписывать мореплавателям схемы разделения путей для обеспечения безопасного прохода судов по узким фарватерам в таких коридорах А.в. Государства-архипелаги, когда этого требуют обстоятельства и после надлежащего оповещения мореплавателей, могут заменять любые морские коридоры или схемы разделения, установленные в А.в. ранее, другими морскими коридорами или схемами разделения. Непременное условие установления или замены морских коридоров или схем разделения движения – их соответствие общепринятым международным правилам и предварительное (до введения в действие) утверждение соответствующих предложений архипелажного государства компетентной международной организацией.

Обязанности мореплавателей в А.в. состоят в том, чтобы при проходе (пролете) не отклоняться более чем на 25 морских миль в любую сторону от осевых линий, установленных государством-архипелагом в морских (воздушных) коридорах, и не приближаться к берегам ближе чем на 10% расстояния между ближайшими точками на островах, граничащих с данным морским (воздушным) коридором (см. также Архипелаж-ньш проход).

Конвенция 1982 г. не наделяет государства правом устанавливать режим А.в. в отношении морских пространств, отделяющих их основную территорию от далеко отстоящих от нее островов, как это, например, имеет место .в Великобритании. или Японии.

Осуществляя суверенитет в А.в., государство-архипелаг обязано признавать традиционные права на рыболовство и другие виды правомерной деятельности непосредственно прилегающих соседних государств в определенных районах А.в. Порядок и условия реализации таких прав и такой деятельности, включая их характер, объем и районы, по просьбе любого из заинтересованных государств регулируются двусторонними соглашениями между ними. Такие права не могут передаваться третьим государствам или их гражданам либо осуществляться совместно. Суверенитет в отношении своих А.в. не должен наносить ущерба существующим подводным кабелям, которые проложены другими государствами и проходят через эти воды, не подходя к берегу. Поддержание в исправном состоянии и замена таких кабелей производятся заинтересованными государствами с разрешения соответствующего государства-архипелага, выдаваемого по получении им надлежащего уведомления.

Дипломатические архивы

Вы можете поделиться своими знаниями, улучшив их ( как? ) Согласно рекомендациям соответствующих проектов .

В Дипломатические архивы являются архивы службы в Министерстве по делам Европы и иностранных дел .

Резюме

  • 1 Организация
    • 1.1 Центр Ла Курнёв
    • 1.2 Нант центр
  • 2 миссии
  • 3 директора
    • 3.1 лидерство CADN
  • 4 Ассоциация друзей дипломатических архивов
  • 5 Примечания и ссылки
  • 6 См. Также
    • 6.1 Библиография
    • 6.2 См. Также
    • 6.3 Внешние ссылки
Читайте также:
Земельная рента: что это такое, описание и особенности

Организация

В настоящее время сервис распространяется на двух сайтах.

Центр Ла Курнёв

Главное здание архива, открытое в 2009 году на улице Эмиль-Зола в Ла-Курнёв , взамен бывшего помещения на набережной Орсе , было спроектировано Анри Годеном . В нем хранятся фонды, поступающие от услуг центральной администрации с момента основания министерства, архивы французской оккупации в Германии и Австрии, ранее хранившиеся в Кольмаре , а также личные архивы дипломатов и государственных деятелей.

Нант центр

Нантский дипломатический архивный центр (CADN), открытый в 1987 году, хранит репатриированные архивы внешних служб (посольства, консульства, институты и французские культурные центры за рубежом, французские представительства при международных организациях и комиссиях), архивы протекторатов в Марокко и Тунисе и мандат в Сирии и Ливане, а также несколько серий архивов центральной администрации.

Миссии

Управление архивов Министерства Европы и иностранных дел в составе администрации организует управление своими архивами и обеспечивает дипломатов документами, необходимыми для их деятельности; Он обеспечивает общедоступность архивов с целью исторических и административных исследований. Он организует выставки и конференции, а также занимается редакционной деятельностью.

Директора

Руководители архивного хранилища министерства с момента его создания
N O Личность Период Продолжительность Этикетка
Начинать Конец
1 Жан-Ив де Сен-Перст 1710 г. Декабрь 1719 г. 9 лет Хранение протокола министерства иностранных дел
2 Филипп-Селеста Дюпюиз 1720 24 апреля 1741 г. 20 лет Регистры Министерства иностранных дел в депо Старого Лувра
Николя-Луи Ле Дран 1720 1725 г. Клерк архивного депо
Пьер Ле Дран 1727 1730 Промежуточный, брат предыдущего
3 Николя-Луи Ле Дран Апрель 1730 г. Сентябрь 1740 г. 10 лет и 5 месяцев Начальник депо, первый клерк по иностранным делам
4 Жан Игнас де ла Виль 21 октября 1740 г. 7 декабря 1745 г. 5 лет, 1 месяц и 16 дней Начальник депо, первый клерк по иностранным делам
5 Франсуа-Жан-Габриэль из La Porte du Theil 9 декабря 1745 г. 23 июня 1747 г. 1 год, 6 месяцев и 14 дней Начальник депо, первый клерк по иностранным делам
Пьер Ле Дран Июнь 1746 г. 23 марта 1749 г. Средний
3 Николя-Луи Ле Дран 24 марта 1749 г. 30 июня 1762 г. 13 лет, 3 месяца и 7 дней Начальник депо, первый клерк по иностранным делам
6 Франсуа-Мишель Дюран де Дистрофф 31 июля 1762 г. 26 июля 1772 г. 9 лет, 11 месяцев и 25 дней Начальник депо, первый клерк депо иностранных дел в Версале
7 Шарль-Жерар Семонен 23 августа 1772 г. 21 августа 1792 г. 46 лет, 11 месяцев и 29 дней Первый служащий депо, затем с 1778 г. главный директор депо.
8 Николас Гоффрой Сентябрь 1792 г. Сентябрь 1795 г. 3 года Начальник отдела внешних связей
Луи Юэ-Пуассон Сентябрь 1795 г. Февраль 1796 г. 5 месяцев Средний
9 Луи-Пьер-Панталеон Резнье 16 фруктидора года III
10 Антуан-Бернар Кайяр
умер 6 мая 1807 г.
28 Фруктидор, год VIII Frimaire год VIII
11 Александр Морис Блан де Ланаутт д’Отерив Июнь 1807 г. 28 июля 1830 г. 23 года и 1 месяц Директор архива и канцелярии
12 Франсуа-Огюст Минье 11 августа 1830 г. 24 февраля 1848 г. 17 лет, 6 месяцев и 13 дней Директор архива и канцелярии
13 Эдвард Картерон 30 мая 1848 г. Декабрь 1849 г. 6 месяцев и 15 дней 13 класс депо
14 Пьер Синтра 3 марта 1849 г. 22 октября 1866 г. 17 лет, 7 месяцев и 19 дней Директор архива и канцелярии
15 Проспер Фожер 18 октября 1866 г. 23 января 1880 г. 13 лет, 3 месяца и 5 дней Директор архива и канцелярии
16 Октав Геру 23 января 1880 г. 31 июля 1880 г. 6 месяцев и 8 дней Полномочный министр, директор по архивам и бухгалтерскому учету
17 Жюльен Жирар де Риаль 23 января 1880 г. 2 года, 5 месяцев и 22 дня Помощник директора
31 января 1882 г. 26 апреля 1898 г. 16 лет, 2 месяца и 26 дней Полномочный министр, заведующий архивным отделом
18 Пьер Делан-Монто Июль 1898 г. 1907 г. 9 лет Полномочный министр, заведующий архивным отделом
19 Марсель Шарло 26 ноября 1907 г. Декабрь 1910 г. 3 года и 19 дней Полномочный министр, заместитель директора архива (в Управлении по политическим вопросам)
20 Камиль Пиччони 1 – го декабря 1910 1920 г. 9 лет, 7 месяцев и 14 дней Полномочный министр, заместитель директора архива (в Управлении по политическим вопросам)
21 год Альфред Виньон 28 сентября 1920 г. Декабрь 1921 г. 1 год, 2 месяца и 17 дней Полномочный министр, начальник Архивной службы (в Управлении административно-технических вопросов)
22 Роберт де Билли 16 декабря 1921 г. 24 января 1924 г. 2 года, 1 месяц и 8 дней Полномочный министр, заведующий архивным отделом
23 Эмиль Дард 9 марта 1924 г. Октябрь 1924 г. 7 месяцев и 6 дней Полномочный министр, заведующий архивным отделом
24 Чарльз Бонин 25 октября 1924 г. 1926 г. 1 год, 8 месяцев и 20 дней Полномочный министр, заведующий архивным отделом
25 Альбер Пинго 31 декабря 1926 г. 1930 г. 3 года, 6 месяцев и 14 дней Полномочный министр, заведующий архивным отделом
26 год Андре Делош де Нуайель 1 – го ноября 1930 1936 г. 5 лет, 8 месяцев и 14 дней Полномочный министр, заведующий архивным отделом
27 Рене Долло 9 мая 1936 г. 1 год, 2 месяца и 6 дней Полномочный министр, заведующий архивным отделом
28 год Жан Поцци 26 августа 1937 г. Июнь 1939 г. 1 год, 9 месяцев и 20 дней Полномочный министр, заведующий архивным отделом
29 Ив Шатеньо 8 апреля 1939 г. 1 год, 3 месяца и 7 дней Полномочный министр, заведующий архивным отделом
30 Жорж Дюлонг 24 ноября 1940 г. 1941 г. 7 месяцев и 21 день Полномочный министр, заведующий архивным отделом
31 год Амеди Аутри 5 марта 1945 г. 1955 г. 10 лет, 4 месяца и 10 дней Полномочный министр, заведующий архивным отделом
32 Жан Байю 1 – го июля 1956 Декабрь 1964 г. 9 лет, 5 месяцев и 14 дней Полномочный министр, начальник Управления дипломатических архивов и документации
33 Жан Вольфром 22 марта 1965 г. 1968 г. 3 года, 3 месяца и 23 дня Полномочный министр, руководитель Службы дипломатических архивов
34 Жан Лалой 16 марта 1968 г. Май 1974 г. 6 лет и 30 дней Полномочный министр, начальник Управления дипломатических архивов и документации
35 год Марсьяль де ла Фурньер 7 октября 1974 г. Апрель 1983 г. 8 лет, 6 месяцев и 8 дней Полномочный министр, руководитель Службы дипломатических архивов
36 Ги де Коммин де Марсилли 2 апреля 1983 г. . Полномочный министр, руководитель Службы дипломатических архивов
[. ]
Ивон Рое д’Альбер 12 апреля 2001 г. 27 октября 2003 г. 2 года, 6 месяцев и 15 дней
Мирей Муссо 3 июня 2004 г. 4 декабря 2006 г. 2 года, 6 месяцев и 1 день Полномочный министр, директор Управления дипломатических архивов
Жан Мендельсон 2006 г. 28 сентября 2010 г. 4 года Полномочный министр, руководитель Службы дипломатических архивов
Фредерик Балейн дю Лоран 2010 г. 26 февраля 2013 г. 2 года Полномочный министр, руководитель Службы дипломатических архивов
Ричард Бойдин 12 марта 2013 г. 27 октября 2016 г. 3 года, 7 месяцев и 15 дней Полномочный министр, директор архива, заведующий отделом дипломатических архивов
Эрве Магро 26 сентября 2016 г. 20 апреля 2020 г. 3 года, 6 месяцев и 25 дней Полномочный министр, директор архива, руководитель службы дипломатических архивов, представитель министра в комиссии Драи
Николас Чибаев 3 августа 2020 г. . 11 месяцев и 12 дней Полномочный министр, директор архива, руководитель службы дипломатических архивов, представитель министра в комиссии Драи
Читайте также:
Банковская система: что это такое, описание и особенности

Дирекция CADN

  • 1993-2000: Бруно Рикар
  • [. 2008-2014 . ]: Анни-Франс Реноден
  • с 2016: Аньес Шабла-Бейло

Ассоциация друзей дипломатических архивов

Ассоциация друзей дипломатических архивов, созданная в 1986 году, объединяет физических и юридических лиц, стремящихся содействовать использованию и знанию архивов Министерства иностранных дел. Он также поддерживает внеочередное получение документов за счет своего вклада. В 2018 году его председательствовал посол Франции Франсуа Плезан.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: