Аттестация военнослужащих: что это такое, описание и особенности

Приказ ГУСП от 18.05.2020 N 64

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 18 мая 2020 г. N 64

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА

ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПРЕЗИДЕНТА

В соответствии с пунктом 3 статьи 26 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 “Вопросы прохождения военной службы” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 38 ст. 4534; Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2020, 27 апреля, N 0001202004270007), подпунктом 24 пункта 6 Положения о Главном управлении специальных программ Президента Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2017 г. N 651 “Вопросы Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 1, ст. 324; N 53, ст. 8608), приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок организации и проведения аттестации военнослужащих Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации.

2. Признать утратившим силу приказ Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации от 27 июня 2006 г. N 11 “Об утверждении Порядка организации и проведения аттестации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, аттестации и переаттестации граждан, поступающих на военную службу по контракту в Службу специальных объектов при Президенте Российской Федерации” (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17 июля 2006 г., регистрационный N 8099).

Начальник Главного управления

приказом Главного управления

специальных программ Президента

от 18 мая 2020 г. N 64

ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПРЕЗИДЕНТА

1. Аттестация всех военнослужащих ГУСПа, проходящих военную службу по контракту (далее – военнослужащие), или отдельных их категорий назначается решением начальника ГУСПа .

Пункт 5 статьи 26 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 “Вопросы прохождения военной службы” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 38 ст. 4534; Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2020, 27 апреля, N 0001202004270007). Далее – Положение.

2. Военнослужащие аттестуются не менее чем за четыре месяца до истечения срока военной службы, но не реже чем через каждые пять лет прохождения военной службы .

Пункт 4 статьи 26 Положения.

При определении сроков проведения аттестации учитывается следующее:

аттестация военнослужащих, занимающих воинские должности менее года, проводится по прошествии года со дня назначения на воинскую должность;

аттестация военнослужащих, находящихся в служебной командировке и на лечении, проводится в течение двух месяцев после их прибытия на службу;

аттестация военнослужащих, находящихся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком, проводится по прошествии года после окончания отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком.

3. Аттестация военнослужащих проводится в соответствии с графиком проведения аттестации (рекомендуемый образец приведен в приложении N 1 к настоящему Порядку).

Предложения по аттестации военнослужащих ежегодно представляются начальниками структурных подразделений в кадровые подразделения до 1 сентября года, предшествующего году проведения аттестации.

Графики проведения аттестации ежегодно составляются кадровыми подразделениями и до 1 октября года, предшествующего году проведения аттестации, утверждаются:

заместителем начальника ГУСПа, имеющим право издания приказов по личному составу, – на военнослужащих структурных подразделений ГУСПа (за исключением военнослужащих Службы специальных объектов ГУСПа), начальника Службы специальных объектов ГУСПа, заместителей начальника Службы специальных объектов ГУСПа, помощников начальника Службы специальных объектов ГУСПа, начальников управлений Службы специальных объектов ГУ СПа, а также военнослужащих, замещающих воинские должности начальников структурных подразделений Службы специальных объектов ГУСПа, для которых штатом предусмотрено воинское звание “полковник”;

начальником Службы специальных объектов ГУСПа – на военнослужащих Службы специальных объектов ГУСПа (за исключением военнослужащих, графики проведения аттестации которых утверждаются заместителем начальника ГУСПа, и военнослужащих управлений Службы специальных объектов ГУСПа, имеющих в своем составе кадровые подразделения), в том числе заместителей начальников управлений Службы специальных объектов ГУСПа, помощников начальников управлений Службы специальных объектов ГУСПа, а также военнослужащих, замещающих воинские должности начальников подразделений, входящих в состав управлений Службы специальных объектов ГУСПа, для которых штатом предусмотрено воинское звание “полковник”;

начальниками управлений Службы специальных объектов ГУСПа, имеющих в своем составе кадровые подразделения, – на военнослужащих подчиненных им управлений (за исключением военнослужащих, графики проведения аттестации которых утверждаются заместителем начальника ГУСПа и начальником Службы специальных объектов ГУСПа).

Утвержденные графики проведения аттестации (выписки из них) направляются кадровым подразделением в течение пяти рабочих дней со дня их утверждения в структурные подразделения и доводятся до каждого аттестуемого военнослужащего его непосредственным (прямым) начальником под личную подпись не позднее двух месяцев после их утверждения.

4. На аттестуемого военнослужащего его непосредственным (прямым) начальником из числа офицеров составляется аттестационный лист (рекомендуемый образец приведен в приложении N 2 к настоящему Порядку).

5. Перед составлением аттестационного листа непосредственный (прямой) начальник обязан провести с аттестуемым военнослужащим индивидуальную беседу об исполнении военнослужащим общих, должностных и специальных обязанностей, по результатам которой оформить лист беседы (рекомендуемый образец приведен в приложении N 3 к настоящему Порядку) и вместе с аттестационным листом представить его в кадровое подразделение в срок, предусмотренный графиком аттестации.

6. При назначении военнослужащего на высшую воинскую должность, направлении на учебу, включении в кадровый резерв, представлении к награждению государственной наградой Российской Федерации, присвоении воинского звания досрочно или на одну ступень выше воинского звания, предусмотренного штатом для занимаемой воинской должности, аттестационный лист не составляется. В этих случаях осуществляется рассмотрение аттестационной комиссией представления (наградного листа) либо предложения о направлении военнослужащего на учебу или включении в кадровый резерв. Вывод аттестационной комиссии заносится в представление (наградной лист).

7. Аттестация военнослужащих проводится:

центральной аттестационной комиссией ГУСПа – военнослужащих, замещающих воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров;

Читайте также:
Возмещение вреда: что это такое, описание и особенности

аттестационной комиссией ГУСПа – военнослужащих структурных подразделений ГУСПа (за исключением военнослужащих Службы специальных объектов ГУСПа), помощников начальника Службы специальных объектов ГУСПа, а также военнослужащих, замещающих воинские должности начальников структурных подразделений Службы специальных объектов ГУСПа, для которых штатом предусмотрено воинское звание “полковник”;

аттестационной комиссией Службы специальных объектов ГУСПа – военнослужащих структурных подразделений Службы специальных объектов ГУСПа (за исключением военнослужащих управлений Службы специальных объектов ГУСПа, имеющих в своем составе кадровые подразделения); военнослужащих управлений Службы специальных объектов ГУСПа, имеющих в своем составе кадровые подразделения, замещающих воинские должности заместителей начальников управлений Службы специальных объектов ГУСПа, помощников начальников управлений Службы специальных объектов ГУСПа, а также военнослужащих, замещающих воинские должности начальников структурных подразделений данных управлений, для которых штатом предусмотрено воинское звание “полковник”;

аттестационными комиссиями управлений Службы специальных объектов ГУСПа, имеющих в своем составе кадровые подразделения, – военнослужащих этих управлений (за исключением военнослужащих, аттестация которых проводится центральной аттестационной комиссией ГУСПа, аттестационной комиссией ГУСПа и аттестационной комиссией Службы специальных объектов ГУСПа).

8. В состав аттестационной комиссии входят: председатель комиссии, заместитель председателя комиссии, члены комиссии, секретарь комиссии.

Председатель аттестационной комиссии руководит деятельностью аттестационной комиссии, формирует повестку заседаний и определяет порядок их проведения, организует работу аттестационной комиссии и председательствует на ее заседаниях.

В случае отсутствия председателя аттестационной комиссии его полномочия исполняет заместитель председателя аттестационной комиссии.

Члены аттестационной комиссии участвуют в заседаниях аттестационной комиссии, вносят предложения по формированию повестки дня заседаний аттестационной комиссии, докладывают на заседаниях аттестационной комиссии по вопросам, включенным в повестку дня заседаний.

Секретарь аттестационной комиссии обеспечивает ознакомление с аттестационными листами лиц, входящих в состав аттестационной комиссии, уведомляет их о проведении заседаний, ведет и оформляет протокол заседания аттестационной комиссии (рекомендуемый образец приведен в приложении N 4 к настоящему Порядку).

9. В случае рассмотрения аттестационного листа, содержащего вывод о несоответствии аттестуемого военнослужащего занимаемой воинской должности и (или) предложение об увольнении военнослужащего с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта, секретарь аттестационной комиссии не менее чем за три рабочих дня до дня проведения заседания аттестационной комиссии уведомляет аттестуемого военнослужащего и его непосредственного (прямого) начальника о проведении заседания аттестационной комиссии под их личную подпись либо извещает их иным способом, обеспечивающим фиксацию факта и даты получения уведомления.

В уведомлении указывается о необходимости прибыть на заседание аттестационной комиссии, рассматриваемые вопросы, а также дата, время и место проведения такого заседания.

10. При возникновении прямой или косвенной личной заинтересованности члена аттестационной комиссии, которая может привести к конфликту интересов при рассмотрении вопроса, включенного в повестку заседания аттестационной комиссии, он обязан до начала заседания заявить об этом председательствующему на заседании аттестационной комиссии и не принимать участия в рассмотрении указанного вопроса.

11. Заседание аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа членов аттестационной комиссии.

Решения аттестационной комиссии принимаются простым большинством голосов присутствующих на заседании членов аттестационной комиссии. Секретарь аттестационной комиссии принимает участие в голосовании. При равенстве голосов решающим является голос председательствующего на заседании аттестационной комиссии.

12. Заключение аттестационной комиссии вносится секретарем аттестационной комиссии в аттестационный лист и в протокол заседания аттестационной комиссии, который подписывается всеми членами аттестационной комиссии, принимавшими участие в голосовании. При наличии у члена аттестационной комиссии особого мнения оно вносится в протокол заседания аттестационной комиссии.

13. Аттестационный лист с оформленным заключением аттестационной комиссии и протокол заседания аттестационной комиссии в течение семи рабочих дней со дня проведения заседания аттестационной комиссии представляются на утверждение:

по результатам заседаний центральной аттестационной комиссии ГУСПа – начальнику ГУСПа;

по результатам заседаний аттестационной комиссии ГУСПа – заместителю начальника ГУСПа, имеющему право издания приказов по личному составу;

по результатам заседаний аттестационной комиссии Службы специальных объектов ГУСПа – начальнику Службы специальных объектов ГУСПа;

по результатам заседаний аттестационных комиссий управлений Службы специальных объектов ГУСПа – начальникам управлений Службы специальных объектов ГУСПа, имеющих в своем составе кадровые подразделения.

До утверждения аттестационного листа решение аттестационной комиссии не подлежит оглашению.

14. Аттестационные листы в течение трех рабочих дней со дня их утверждения направляются секретарем аттестационной комиссии в подразделения, в которых аттестуемые военнослужащие проходят военную службу.

Непосредственные (прямые) начальники доводят до аттестованных военнослужащих аттестационные листы в течение десяти рабочих дней со дня их поступления в подразделение, а до военнослужащих, находящихся в отпуске, командировке или на лечении – в течение пяти рабочих дней после их прибытия на службу.

После доведения до военнослужащих аттестационные листы направляются в кадровое подразделение для приобщения к материалам личных дел военнослужащих.

к Порядку организации

и проведения аттестации

военнослужащих Главного управления

специальных программ Президента

Воинское звание, фамилия, имя, отчество (при наличии) и воинская должность аттестуемого военнослужащего

Дата окончания срока контракта о прохождении военной службы

Дата утверждения предыдущего аттестационного листа

Дата представления аттестационного листа и листы беседы кадровое подразделение

Планируемый срок проведения аттестации

Подпись военнослужащего и дата ознакомления с графиком проведения аттестации

Аттестация военнослужащих: что это такое, описание и особенности

статьей 26 «Порядок аттестации военнослужащих» и статьей 27 «Аттестационные комиссии» Положения о порядке прохождения военной службы, утв. Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. № 1237 (ред. от 21 февраля 2019 г.);

Приказом Министра обороны РФ от 29 февраля 2012 г. № 444 (ред. от 11 февраля 2019 г.) “О порядке организации и проведения аттестации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации”.

Читайте также:
Готовый причал: что это такое, описание и особенности

Проведение аттестации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту

Аттестации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, проводятся в целях:

всесторонней и объективной оценки военнослужащих, проходящих военную службу по контракту,

определения их соответствия занимаемой воинской должности и

перспектив дальнейшего служебного использования,

а также определения предназначения граждан, пребывающих в запасе.

Основными задачами проведения аттестации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, являются:

определение соответствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, занимаемым воинским должностям и перспектив их дальнейшего служебного использования;

подбор военнослужащих для назначения на воинские должности, определение целесообразности заключения новых контрактов на прохождение военной службы с военнослужащими, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе, а также отбор кандидатов для направления на учебу;

создание резерва кандидатов из числа военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, для выдвижения и направления на учебу;

определение служебного предназначения выпускников военно-учебных заведений;

представление военнослужащих к награждению государственными наградами РФ и присвоению очередных воинских званий досрочно и на одну ступень выше воинских званий, предусмотренных штатом для занимаемых воинских должностей;

оценка причин, которые могут служить основанием для досрочного увольнения военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, с военной службы.

Порядок организации и проведения аттестации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, определяется:

  • руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в котором проводится аттестация.

К примеру: Приказ Министра обороны РФ от 29 февраля 2012 г. № 444 (ред. от 11 февраля 2019 г.) “О порядке организации и проведения аттестации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации”

Сроки проведения аттестации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, аттестуются:

не менее чем за 4 месяца до истечения срока военной службы,

но не реже чем через каждые 5 лет прохождения военной службы,

а также по окончании военно-учебного заведения, адъюнктуры, военной докторантуры.

В случае необходимости руководитель федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в котором предусмотрена военная служба по контракту:

вправе назначить время и порядок проведения аттестации всех военнослужащих, проходящих военную службу по контракту,

или отдельных их категорий.

Аттестационный лист

На аттестуемого военнослужащего:

его непосредственным (прямым) начальником из числа офицеров

составляется аттестационный лист.

Аттестационный лист не составляется:

при назначении военнослужащего на высшую воинскую должность,

направлении военнослужащего на учебу,

к награждению государственной наградой РФ,

присвоению воинского звания досрочно или

на одну ступень выше занимаемой воинской должности.

В этих случаях осуществляется:

рассмотрение аттестационной комиссией представления (наградного листа) либо

решения командира (начальника) о направлении военнослужащего на учебу;

вывод аттестационной комиссии заносится в представление (наградной лист).

Прошедший аттестацию военнослужащий должен быть ознакомлен с содержанием аттестации, о чем расписывается в утвержденном аттестационном листе.

Командир (начальник), аттестующий подчиненного военнослужащего, в соответствии с установленным Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. № 1237 порядком аттестации, обязан:

всесторонне изучить и оценить деловые и личные качества аттестуемого военнослужащего;

определить на основе всестороннего изучения военнослужащего содержание выводов по его аттестации;

представить по команде в утверждающую инстанцию все экземпляры аттестационных листов для получения заключения и утверждения результата аттестации военнослужащего.

Что учитывается при проведении аттестации военнослужащего, проходящего военную службу по контракту

При изучении и оценке деловых и личных качеств аттестуемого военнослужащего командир (начальник) военнослужащего обязан:

проанализировать и оценить конкретные показатели работы аттестуемого военнослужащего по занимаемой им воинской должности, состояние дел в воинской части (подразделении), которой он командует, или на участке работы, за который он отвечает по условиям контракта;

провести с аттестуемым военнослужащим индивидуальную беседу по вопросам прохождения им военной службы, совершенствования профессиональной подготовки, стиля и методов его работы;

дать необходимые советы и рекомендации по устранению недостатков аттестуемого военнослужащего, улучшению личной подготовки и выполнению им служебных и должностных обязанностей, определенных контрактом о прохождении военной службы.

Командир (начальник) военнослужащего несет ответственность за объективность аттестации и обоснованность излагаемых в ней выводов и рекомендаций.

Реализация аттестационных выводов

Непосредственные начальники аттестуемых военнослужащих должны:

требовать от подчиненных устранения указанных в аттестации недостатков и оказывать им в этом помощь,

обеспечивать реализацию аттестационных выводов,

не допускать необоснованной задержки в назначении достойных военнослужащих на высшие должности и

направлении на учебу.

Обжалование аттестационных выводов

Аттестационные выводы и порядок проведения аттестации военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, могут обжаловать:

вышестоящему командиру (начальнику) в течение месяца со дня объявления ему результатов аттестации,

В случае признания жалобы военнослужащего обоснованной:

в аттестационный лист военнослужащего вносятся соответствующие изменения или

составляется новый аттестационный лист.

Аттестационные комиссии для проведения аттестации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту

Для проведения аттестации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, а также решения иных вопросов прохождения военной службы:

в воинских частях от отдельного батальона, равных ему и выше создаются аттестационные комиссии;

аттестационная комиссия подотчетна командиру воинской части, в которой она создана.

Состав аттестационной комиссии для проведения аттестации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, объявляется приказом командира воинской части.

В состав такой аттестационной комиссии входят:

председатель аттестационной комиссии:

первый заместитель (заместитель) командира или

начальник штаба воинской части;

члены аттестационной комиссии:

заместитель (заместители) командира воинской части,

командиры (начальники) подразделений воинской части,

представители кадрового и юридического органов,

представители органов комплектования и воспитательной работы воинской части;

секретарь аттестационной комиссии:

один из офицеров воинской части;

иные лица в целях рассмотрения отдельных вопросов, связанных с прохождением военнослужащими военной службы, в соответствии с Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. № 1237.

Читайте также:
Аналитический учет: что это такое, описание и особенности

В соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы, утв. Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. № 1237, на заседании аттестационной комиссии рассматриваются:

результаты аттестации военнослужащего, проходящего военную службу по контракту;

кандидаты для поступления на военную службу по контракту;

кандидаты для назначения на воинские должности, а также целесообразность заключения новых контрактов на прохождение военной службы, в том числе контрактов с военнослужащими, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе;

кандидаты для направления на учебу;

представления к награждению государственными наградами РФ военнослужащих и гражданского персонала воинских частей;

представления к присвоению очередного воинского звания досрочно или на одну ступень выше воинского звания, предусмотренного штатом для занимаемой воинской должности;

представления к досрочному увольнению с военной службы военнослужащих, увольняемых по решению командования или по собственному желанию;

иные вопросы, для решения которых в соответствии с действующим законодательством о порядке прохождения военной службы требуются заключения аттестационной комиссии.

Для принятия решения командиром воинской части:

аттестационная комиссия выносит письменные заключения по всем рассматриваемым вопросам;

на заседания аттестационной комиссии воинской части в необходимых случаях могут приглашаться аттестуемые военнослужащие, командиры (начальники) подразделений, в подчинении которых находятся аттестуемые военнослужащие, и другие должностные лица.

В Министерстве обороны РФ (федеральном органе исполнительной власти или федеральном государственном органе, в котором предусмотрена военная служба):

создается центральная аттестационная комиссия;

порядок работы, состав и задачи центральной аттестационной комиссии определяются руководителем федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в котором предусмотрена военная служба.

VI. Порядок аттестации военнослужащих аттестационные комиссии

VI. Порядок аттестации военнослужащих,

аттестационные комиссии

Статья 26. Порядок аттестации военнослужащих

1. В целях всесторонней и объективной оценки военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, определения их соответствия занимаемой воинской должности и перспектив дальнейшего служебного использования, а также определения предназначения граждан, пребывающих в запасе, проводится аттестация.

(в ред. Указа Президента РФ от 02.01.2015 N 3)

2. Основными задачами аттестации военнослужащих являются:

а) определение соответствия военнослужащих занимаемым воинским должностям и перспектив их дальнейшего служебного использования;

б) подбор военнослужащих для назначения на воинские должности, определение целесообразности заключения новых контрактов с военнослужащими, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе, а также отбор кандидатов для направления на учебу;

в) создание резерва кандидатов для выдвижения и направления на учебу;

г) определение служебного предназначения выпускников военно-учебных заведений;

д) представление военнослужащих к награждению государственными наградами Российской Федерации и присвоению очередных воинских званий досрочно и на одну ступень выше воинских званий, предусмотренных штатом для занимаемых воинских должностей;

е) оценка причин, которые могут служить основанием для досрочного увольнения военнослужащего с военной службы.

3. Порядок организации и проведения аттестации определяется руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в котором проводится аттестация.

(в ред. Указа Президента РФ от 18.12.2016 N 675)

4. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, аттестуются не менее чем за четыре месяца до истечения срока военной службы, но не реже чем через каждые пять лет прохождения военной службы, а также по окончании военно-учебного заведения, адъюнктуры, военной докторантуры.

Абзац утратил силу с 1 января 2010 года. – Указ Президента РФ от 20.08.2007 N 1084.

5. В случае необходимости руководитель федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в котором предусмотрена военная служба, вправе назначить время и порядок проведения аттестации всех военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, или отдельных их категорий.

(в ред. Указа Президента РФ от 18.12.2016 N 675)

6. На аттестуемого военнослужащего его непосредственным (прямым) начальником из числа офицеров составляется аттестационный лист.

При назначении военнослужащего на высшую воинскую должность, направлении на учебу, представлении его к награждению государственной наградой Российской Федерации, присвоению воинского звания досрочно или на одну ступень выше занимаемой воинской должности аттестационный лист не составляется. В этих случаях осуществляется рассмотрение аттестационной комиссией представления (наградного листа) либо решения командира (начальника) о направлении военнослужащего на учебу. Вывод аттестационной комиссии заносится в представление (наградной лист).

Военнослужащий должен быть ознакомлен с содержанием аттестации, о чем расписывается в утвержденном аттестационном листе.

7. Командир (начальник), аттестующий подчиненного военнослужащего, в соответствии с порядком аттестации обязан:

а) всесторонне изучить и оценить деловые и личные качества аттестуемого военнослужащего;

б) определить на основе всестороннего изучения военнослужащего содержание выводов по его аттестации;

в) представить по команде в утверждающую инстанцию все экземпляры аттестационных листов для получения заключения и утверждения.

8. При изучении и оценке деловых и личных качеств аттестуемого военнослужащего командир (начальник) обязан:

а) проанализировать и оценить конкретные показатели работы аттестуемого военнослужащего по занимаемой им воинской должности, состояние дел в воинской части (подразделении), которой он командует, или на участке работы, за который он отвечает;

б) провести с аттестуемым военнослужащим индивидуальную беседу по вопросам прохождения им военной службы, совершенствования профессиональной подготовки, стиля и методов его работы;

в) дать необходимые советы и рекомендации по устранению недостатков аттестуемого военнослужащего, улучшению личной подготовки и выполнению им служебных и должностных обязанностей.

9. Командир (начальник) несет ответственность за объективность аттестации и обоснованность излагаемых в ней выводов и рекомендаций.

Непосредственные начальники должны требовать от подчиненных устранения недостатков и оказывать им в этом помощь, обеспечивать реализацию аттестационных выводов, не допускать необоснованной задержки в назначении достойных военнослужащих на высшие должности и направлении на учебу.

10. Аттестационные выводы и порядок проведения аттестации могут быть обжалованы военнослужащим вышестоящему командиру (начальнику) в течение месяца со дня объявления ему результатов аттестации, а также в суд.

Читайте также:
Демаркация границ: что это такое, описание и особенности

В случае признания жалобы военнослужащего обоснованной в аттестационный лист вносятся соответствующие изменения или составляется новый аттестационный лист.

Статья 27. Аттестационные комиссии

1. Для проведения аттестации, а также решения иных вопросов прохождения военной службы в воинских частях от отдельного батальона, равных ему и выше создаются аттестационные комиссии.

Аттестационная комиссия подотчетна командиру воинской части, в которой она создана.

2. Состав аттестационной комиссии объявляется приказом командира воинской части.

В состав аттестационной комиссии входят:

а) председатель аттестационной комиссии – первый заместитель (заместитель) командира или начальник штаба воинской части;

а.1) заместитель председателя аттестационной комиссии – заместитель командира воинской части по военно-политической работе (в Вооруженных Силах Российской Федерации и других войсках);

(пп. “а.1” введен Указом Президента РФ от 01.07.2020 N 440)

б) члены аттестационной комиссии – заместитель (заместители) командира воинской части, командиры (начальники) подразделений воинской части, представители кадрового и юридического органов, органов комплектования и военно-политических органов (органов воспитательной работы) воинской части;

(в ред. Указа Президента РФ от 01.07.2020 N 440)

в) секретарь аттестационной комиссии – один из офицеров воинской части;

г) иные лица в целях рассмотрения отдельных вопросов, связанных с прохождением военнослужащими военной службы, в соответствии с указами Президента Российской Федерации.

(пп. “г” введен Указом Президента РФ от 01.07.2010 N 821)

3. На заседании аттестационной комиссии рассматриваются:

а) результаты аттестации военнослужащего;

б) кандидаты для поступления на военную службу по контракту;

в) кандидаты для назначения на воинские должности, а также целесообразность заключения новых контрактов, в том числе контрактов с военнослужащими, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе;

г) кандидаты для направления на учебу;

д) представления к награждению государственными наградами Российской Федерации военнослужащих и гражданского персонала воинских частей;

е) представления к присвоению очередного воинского звания досрочно или на одну ступень выше воинского звания, предусмотренного штатом для занимаемой воинской должности;

ж) представления к досрочному увольнению с военной службы военнослужащих, увольняемых по решению командования или по собственному желанию;

з) иные вопросы, для решения которых в соответствии с Федеральным законом, настоящим Положением и другими нормативными правовыми актами требуются заключения аттестационной комиссии;

и) иные вопросы, связанные с прохождением военнослужащими военной службы, в случаях, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, или по решению командира воинской части.

(пп. “и” в ред. Указа Президента РФ от 01.07.2010 N 821)

4. Для принятия решения командиром воинской части аттестационная комиссия выносит письменные заключения по всем рассматриваемым вопросам.

5. На заседания аттестационной комиссии воинской части в необходимых случаях могут приглашаться аттестуемые военнослужащие, командиры (начальники) подразделений, в подчинении которых находятся аттестуемые военнослужащие, и другие должностные лица.

6. В Министерстве обороны Российской Федерации (федеральном органе исполнительной власти или федеральном государственном органе, в котором предусмотрена военная служба) создается центральная аттестационная комиссия.

(в ред. Указа Президента РФ от 18.12.2016 N 675)

Порядок работы, состав и задачи центральной аттестационной комиссии определяются руководителем федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в котором предусмотрена военная служба.

(в ред. Указа Президента РФ от 18.12.2016 N 675)

  • I. Общие положения
  • II. Порядок заключения контракта и прекращения его действия
  • III. Порядок назначения на воинские должности, возложения временного исполнения обязанностей по воинской должности, зачисления в распоряжение командира (начальника), освобождения от воинских должностей
  • IV. Порядок перевода, прикомандирования военнослужащих и приостановления им военной службы
  • V. Порядок присвоения воинских званий и восстановления в воинском звании

VI. Порядок аттестации военнослужащих аттестационные комиссии

Аттестация военнослужащих и НУК – что говорят суды

Вопросы обжалования аттестации при увольнении по несоблюдению условий контракта всегда являются актуальными и в нашей практике военнослужащие постоянно спрашивают об этом. В прошлых выпусках блогов мы упоминали о том, что обзоры судов практически не затрагивают тему обжалования аттестации военных, т.е. не касаются этой проблематики. Но недавно ситуация изменилась и вышел обзор Верховного Суда, где судьи рассмотрели некоторые серьезные аспекты. Сегодня на них и остановимся..

Данный выпуск по проблемам аттестации военнослужащих будет фактически продолжением наших предыдущих тем. Поэтому, если вы не смотрели эти блоги, то обязательно обратите на них внимание. Ссылки будут ниже. Уточним, что первый блог более общий и информационный, мы рассказывали про основные нормы, регулирующие порядок проведения аттестации. Второй выпуск был посвящен тонкостям обжалования и рассмотрения всей цепочки проблем при увольнении по несоблюдению условий контракта.

Сегодняшний же разговор будет более практический. Мы обратим внимание на тонкости и основные моменты, которые легли в основу обзора и будут интересны военным в плане понимания механизмов подхода судов.

Итак, начнем с первой ситуации с нетрезвым водителем.

К сожалению, это один из самых распространенных вопросов, с которым к нам обращаются военнослужащие, которых увольняют по НУК

История такова. Военнослужащий управлял транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения. Постановлением гарнизонного военного суда он был признан виновным в совершении административного правонарушения. И соответственно, военного представили к увольнению по НУК. При этом обращаем ваше внимание, согласно выводам аттестационной комиссии, военнослужащий был признан соответствующим занимаемой должности, но при этом приказом был уволен по НУК. Вроде бы противоречие и нонсенс, с одной стороны, имеем положительный момент с заключением аттестации признающей, что он соответствует должности, но при этом увольнение все же состоялось. Поэтому очевидно военный и пошел в суд. И в первой инстанции его иск удовлетворили, сославшись на положительную аттестацию. Но воинская часть обжаловала это, и вторая инстанция отменила решение первой. Далее уже высшие суды поддержали позицию 2 инстанции.

Для понимания их позиции давайте рассмотрим подробнее, что считают суды по данному поводу.

«Управление военнослужащим транспортным средством в состоянии опьянения свидетельствует о нарушении им обязанностей военнослужащего, в том числе обязанности строго соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы, соответствовать высоким нравственным требованиям, дорожить воинской честью, то есть о невыполнении им условий контракта, что само по себе могло явиться основанием для досрочного увольнения с веерной службы.

Из материалов дела следует, что факт невыполнения условий контракта нашел подтверждение в ходе заседания аттестационной комиссии, которое проведено с соблюдением установленного порядка, с участием административного истца.

При таких данных командир был вправе принять решение об увольнении в связи с несоблюдением условий контракта.

Что касается установления аттестационной комиссией факта надлежащего исполнения должностных обязанностей, то это обстоятельство не исключает его досрочного увольнения с военной службы в связи с невыполнением общих обязанностей военнослужащего, отраженных в заключении аттестационной комиссии».

Вот такая позиция судов, то есть если сформулировать совсем кратко, если есть нарушение, которые подтверждено, то командир имеет право уволить по НУК. При этом подчёркиваем, что фактически шанс обжалования стремится к нулю.

Вторая история со взяткой и судимостью.

Военный был осужден за взятку. Далее судимость была снята до истечения срока ее погашения. Параллельно аттестационная комиссия приняла решение ходатайствовать об увольнении военнослужащего по НУК и приказом он был уволен. Судимость была погашена до издания приказа об увольнении. Поэтому военный и пошел в суд. Суд первой инстанции удовлетворил иск и указал, что так как на день издания приказа судимость погашена, то оснований досрочного увольнения не имелось. Однако, вторая инстанция отменила решения.

И теперь давайте разбираться, что говорят суды по данному поводу:

Факт совершения преступления, связанного с получением взятки от военнослужащего за совершение действий, входящих в его должностные обязанности, свидетельствует о невыполнении им условий контракта, что само по себе может являться основанием для досрочного увольнения с военной службы.

Мероприятия по досрочному увольнению с военной службы были начаты командованием менее чем через два месяца после вступления в законную силу приговора суда о привлечении административного истца к уголовной ответственности. Данные обстоятельства свидетельствуют о намерении командования исключить дальнейшее прохождение военной службы, переставшим удовлетворять требованиям законодательства.

В соответствии со статьей 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», если военнослужащий имеет судимость, такой военнослужащий может быть уволен с военной службы в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта только до погашения либо снятия судимости. А издание командующим приказа об увольнении на шестой день после вступления в законную силу постановления суда о снятии с него судимости не может свидетельствовать о неправомерности данного приказа и служить безусловным основанием для признания его незаконным.

Обратите внимание как идет игра слов: статья говорит, что может быть уволен до снятия судимости. А суд говорит, что мероприятия-то проведены в порядке аттестации вовремя, когда судимость не была снята, а то, что приказ об увольнении издан позднее — роли не играет. На мой взгляд достаточно спорно. Но факт остается фактом, снова все не в пользу военного.

В заключении рассмотрим еще один из наиболее частых вопросов, которые нам задают при планируемом увольнении по НУК.

Если в отношении военнослужащего началась процедура увольнения по НУК и у него параллельно появились основания уволиться по льготной статье. Сможет ли такой военный в итоге уйти по положительной статье.

Ответ на это также содержится в позициях судов.

Они говорят достаточно просто: Поскольку в отношении военного командованием начаты мероприятия, направленные на досрочное увольнение его с военной службы по основанию, предусмотренному подп. «в» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», то при таких обстоятельствах административный истец в силу п. 11 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы лишен права выбора основания для увольнения с военной службы.

Подводим итог и делаем вывод, что фактически получается, что военный может изменить статью увольнения только до начала всех мероприятий по НУК в отношении него.

Детали в 86 -м выпуске военно-правового видео блога:

Это были наиболее интересные тонкости из свежей судебной практике по НУК, о которых необходимо было проинформировать вас.

В заключении добавим немного хороший новостей от Кассационного военного суда, который указал: Инициирование процедуры увольнения военнослужащего с военной службы по основанию совершения им единожды грубого дисциплинарного проступка возможно только при наличии предусмотренных в статье 28.2 Федерального закона «О статусе военнослужащего» данных для привлечения его к дисциплинарной ответственности, включая установление вины в совершении такого проступка. Наконец-то, суды стали обращать внимание на факт установления вины военнослужащего.

Поэтому настоятельно рекомендуем вам в подобных случаях готовится к самой аттестации, как к судебному разбирательству с привлечением юристов.

Иначе, к сожалению, при обращении в суд будет грозить практически 100% отказ. Поскольку вы видите, что на текущий момент в судебном порядке очень сложно решить вопрос положительно.

Еще раз советуем, если вас представили к внеочередной аттестации, воспринимайте эту процедуру чрезвычайно серьезно. Если понимаете, что не справитесь, привлекайте юристов.

При получении текста отзыва, подготовьте письменное возражение на имя председателя аттестационной комиссии, при необходимости приложите документы. Обязательно зарегистрируйте их.

Подготовьте письменную позицию своего несогласия с самим предметом аттестации, предоставьте подтверждающие документы. Если необходимо, то составьте и ходатайства.

Если выводы аттестации все равно будут содержать представление вас к увольнению, обращайтесь к специалистам и начинайте готовить административный иск. Но заметьте, в этом случае у Вас уже будет целая доказательная база на руках для суда.

На этом на сегодня все, повышайте правовую грамотность вместе с Начфин.инфо, ну а если у Вас случились непредвиденное, можете смело обращаться в наше юридическое бюро «Начфин.инфо-39».

Аттестация военнослужащих: что это такое, описание и особенности

от 29 февраля 2012 года N 444

(с изменениями на 11 февраля 2019 года)

Документ с изменениями, внесенными:

приказом Министра обороны Российской Федерации от 11 февраля 2019 года N 68 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 14.03.2019, N 0001201903140006).

1. Утвердить Порядок организации и проведения аттестации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации (приложение N 1 к настоящему приказу).

2. Заместителям Министра обороны Российской Федерации, главнокомандующим видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующим войсками военных округов, командующим родами войск Вооруженных Сил Российской Федерации, руководителям центральных органов военного управления обеспечить выполнение требований настоящего приказа.

3. Признать утратившими силу приказы Министра обороны Российской Федерации и внести изменения в приказы Министра обороны Российской Федерации согласно Перечню (приложение N 2 к настоящему приказу).

4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на статс-секретаря – заместителя Министра обороны Российской Федерации.

Министр обороны
Российской Федерации
А.Сердюков

в Министерстве юстиции

25 мая 2012 года,

регистрационный N 24324

Приложение N 1
к приказу Министра обороны
Российской Федерации
от 29 февраля 2012 года N 444

Порядок организации и проведения аттестации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации

(с изменениями на 11 февраля 2019 года)

1. Аттестация всех военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее – военнослужащие), или отдельных их категорий назначается решением Министра обороны Российской Федерации.

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту на должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами, ежегодно, а прапорщики, мичманы и офицеры, не реже чем через каждые пять лет прохождения военной службы, но не менее чем за четыре месяца до истечения срока военной службы, а также по окончании военных профессиональных образовательных организаций или военных образовательных организаций высшего образования (далее – военно-учебные заведения), адъюнктуры, военной докторантуры аттестуются с составлением соответствующих аттестационных листов.

Аттестации подлежат военнослужащие, направляемые к новому месту военной службы в порядке плановой замены*.

Аттестационные листы не составляются при рассмотрении на аттестационных комиссиях вопросов о назначении военнослужащего на высшую воинскую должность, направлении на учебу, включении в кадровый резерв, представлении его к награждению государственной наградой Российской Федерации, присвоению ему воинского звания досрочно или на одну ступень выше занимаемой воинской должности.

2. Для проведения аттестации с составлением аттестационных листов в воинской части от отдельного батальона, ему равной и выше, организации Вооруженных Сил Российской Федерации (далее – воинская часть) ежегодно составляются списки военнослужащих, подлежащих аттестации, и график ее проведения, который утверждается командиром (начальником) воинской части до 1 августа года, предшествующего аттестации, и доводится до сведения каждого аттестуемого военнослужащего не позднее чем за месяц до начала аттестации под подпись.

В графике указываются:

наименование воинской части, в которой проводится аттестация;

наименование аттестационной комиссии, на заседании которой подлежит рассмотрению аттестация военнослужащего;

дата проведения аттестации каждого военнослужащего, подлежащего аттестации;

дата представления в аттестационную комиссию необходимых документов и лицо, их представляющее;

воинская должность командира (начальника), утверждающего аттестационный лист.

3. Не позднее чем за две недели до проведения аттестации в аттестационную комиссию воинской части на подлежащего аттестации военнослужащего представляется аттестационный лист согласно приложению N 1 к настоящему Порядку.

Отзыв на военнослужащего составляется его непосредственным (прямым) командиром (начальником) из числа офицеров, федеральных государственных служащих либо гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, замещающих соответствующие воинские должности (должности), в разделе I аттестационного листа и представляется по команде.

В отзыве, излагаемом в произвольной форме, как правило, должны быть отражены следующие вопросы, характеризующие аттестуемого военнослужащего:

уровень профессиональной подготовки, знание руководящих документов, общевоинских уставов, наставлений, своих обязанностей по занимаемой воинской должности и соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к данной воинской должности, готовность к выполнению обязанностей при переводе в высшие степени боевой готовности и в военное время, совершенствование профессиональных знаний в системе командирской (профессионально-должностной) подготовки и самостоятельно, ученая степень и ученое звание, умение применять полученные знания на практике, область деятельности, в которой аттестуемый проявил наибольшие способности и достиг высоких результатов, наличие боевого опыта;

качество выполнения должностных и специальных обязанностей по занимаемой воинской должности за период после предыдущей аттестации, устранение отмеченных в последнем аттестационном выводе недостатков (если таковые имелись);

личная дисциплинированность и исполнительность, требовательность к себе и подчиненным;

организованность в работе, умение определить главное направление в обеспечении высокого уровня боевой и мобилизационной готовности, способность качественно выполнять поставленные задачи, проявлять инициативу, быстро ориентироваться и умело действовать в сложной обстановке;

умение руководить, обучать и воспитывать подчиненный личный состав и сочетать высокую требовательность с заботой о нем;

оценка состояния подразделения (воинской части, соединения, объединения), которым командует, или участка работы, за который отвечает аттестуемый (дисциплина, уровень укомплектованности, боевая и мобилизационная готовность, боевая подготовка, освоение военной техники и оружия, состояние вооружения, военной техники и материально-технических средств, наличие (отсутствие) утрат, недостачи, порчи и хищения военного имущества, состояние командирской (профессионально-должностной) подготовки, наличие кадрового резерва и работа с ним, качество работы с подчиненным личным составом);

способность критически оценивать свою деятельность, творчески подходить к делу, настойчивость в выполнении должностных обязанностей, авторитет в воинском коллективе, умение организовать обеспечение защиты государственной тайны, моральные и психологические качества;

соблюдение запретов и ограничений, требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов при прохождении военной службы;

(Абзац дополнительно включен с 10 января 2014 года приказом Минобороны России от 7 ноября 2013 года N 805)

состояние здоровья в соответствии с медицинскими заключениями, работоспособность и уровень физической подготовленности;

оценки по предметам боевой, командирской (профессионально-должностной) подготовки по результатам контрольных (итоговых) занятий и проверок;

динамика (положительная или отрицательная) профессионально-должностных качеств, навыков в аттестационный период, мотивация к дальнейшему прохождению военной службы.

При проведении аттестации отдельных категорий военнослужащих решением Министра обороны Российской Федерации общие показатели, характеризующие военнослужащих, могут конкретизироваться для аттестуемой категории военнослужащих.

Аттестуемый военнослужащий имеет право ознакомиться с аттестационным листом, содержащим отзыв, до представления его прямому начальнику или в аттестационную комиссию и представить в аттестационную комиссию дополнительные сведения о своей служебной деятельности за предшествующий период, а также заявление о своем несогласии с представленным отзывом.

Командир (начальник) аттестуемого военнослужащего, составляющий аттестационный лист, несет ответственность за объективность аттестации и обоснованность излагаемых в ней выводов и рекомендаций.

4. Командиры (начальники), убывающие из воинской части менее чем за три месяца до начала аттестации, должны составить аттестационные листы, содержащие отзывы, на непосредственно подчиненных военнослужащих и до убытия лично представить их своему непосредственному начальнику или в аттестационную комиссию.

5. Аттестационные комиссии обязаны всесторонне изучить аттестационные листы, содержащие отзывы на военнослужащих, установить их соответствие деловым и личным качествам аттестуемых военнослужащих и дать заключения по ним:

а) комиссия отдельного батальона (ему равного), полка (ему равного) – на военнослужащих отдельного батальона (ему равного), полка (ему равного), кроме аттестационных листов, содержащих отзывы, составленные командиром отдельного батальона, полка (им равных);

б) комиссия дивизии (бригады) – на военнослужащих дивизии (бригады), кроме аттестационных листов, содержащих отзывы, рассмотренные в аттестационных комиссиях полков (отдельных батальонов, дивизионов, кораблей 1 ранга), и аттестационных листов, содержащих отзывы, составленные командиром дивизии (бригады);

в) комиссия армии, флотилии (корпуса) – на военнослужащих армии, флотилии (корпуса), за исключением аттестационных листов, содержащих отзывы, рассмотренные в нижестоящих аттестационных комиссиях, и аттестационных листов, содержащих отзывы, составленные командующим (командиром) армией, флотилией (корпуса).

В других аттестационных комиссиях рассматриваются аттестационные листы на военнослужащих данной воинской части, кроме аттестационных листов, рассмотренных в нижестоящих аттестационных комиссиях.

Аттестационные листы, составленные командиром (начальником) воинской части, рассматриваются в вышестоящих аттестационных комиссиях.

Командиры (начальники) воинских частей утверждают все аттестационные листы, которые рассмотрены непосредственно подотчетными им аттестационными комиссиями.

Исключение составляет аттестационный лист, содержащий отзыв, составленный непосредственным (прямым) начальником, выводы прямых начальников, если таковые имеются, заключение аттестационной комиссии и выводы прямых начальников, если таковые имеются, о несоответствии аттестуемого военнослужащего занимаемой воинской должности, увольнении военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, с военной службы в запас по собственному желанию при наличии у него уважительных причин или в связи с невыполнением им условий контракта. Указанный аттестационный лист, содержащий такой отзыв, заключение и выводы, утверждается вышестоящим командиром (начальником).

6. Заседание аттестационной комиссии воинской части проводится с участием аттестуемого военнослужащего, его непосредственного или прямого начальника при рассмотрении аттестационного листа, содержащего вывод о несоответствии военнослужащего занимаемой воинской должности, или отзыв, в котором отмечается наличие у аттестуемого военнослужащего существенных недостатков в выполнении общих, должностных или специальных обязанностей, а также при наличии заявления аттестуемого военнослужащего о несогласии с представленным аттестационным листом и изложенным в нем отзыве.

7. Командиры (начальники), в прямом подчинении которых находятся аттестуемые военнослужащие, до командиров (начальников), утверждающих аттестационные листы, содержащие отзывы, свои выводы по отзывам на аттестуемых военнослужащих излагают в разделе II аттестационных листов. Аттестационные комиссии отражают свои заключения в этом же разделе аттестационных листов после выводов прямых командиров (начальников).

В заключении аттестационной комиссии указывается о соответствии (несоответствии) аттестуемого военнослужащего занимаемой воинской должности, а также мнение о его дальнейшем служебном предназначении.

При этом могут быть даны следующие примерные рекомендации:

о включении в кадровый резерв;

о выдвижении военнослужащего на высшую воинскую должность – в порядке продвижения по службе (на какую и когда);

о направлении военнослужащего на учебу в военно-учебное заведение или на курсы (какие и когда);

о перемещении военнослужащего на равную воинскую должность с указанием конкретной воинской должности и причин перемещения;

о перемещении военнослужащего на другую воинскую должность – командную, штабную, преподавательскую или иную с указанием причин перемещения и сроков;

о перемещении военнослужащего с высшей воинской должности на низшую с указанием конкретной воинской должности и причин перемещения;

об увольнении военнослужащего с военной службы в случаях, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации он подлежит аттестации, а также рекомендации о предназначении его в военное время;

об увольнении военнослужащего с военной службы в связи с невыполнением условий контракта, как не выполняющего установленные требования по физической подготовленности, имеющего неудовлетворительные оценки по предметам боевой, командирской (профессионально-должностной) подготовки по результатам контрольных (итоговых) занятий и проверок.

Выводы и заключение в аттестационном листе должны основываться на содержании отзыва.

Заключение аттестационной комиссии вносится в протокол заседания аттестационной комиссии (приложение N 2 к настоящему Порядку), который подписывается председателем, членами и секретарем аттестационной комиссии. Из протокола заключение аттестационной комиссии переносится в раздел II всех экземпляров аттестационного листа (по количеству личных дел) с указанием воинских должностей, воинских званий, инициалов имен и фамилий председателя, членов аттестационной комиссии и заверяется ее секретарем.

Командиры (начальники), утверждающие аттестационные листы, содержащие отзывы, выводы и заключения, обязаны лично записать свое решение в разделе III аттестационного листа и подписать его.

Во время заседания аттестационной комиссии секретарем комиссии ведется протокол заседания аттестационной комиссии.

Для принятия решения командиром (начальником) воинской части аттестационная комиссия выносит письменные заключения по всем рассматриваемым вопросам.

8. Аттестационные выводы и порядок проведения аттестации могут быть обжалованы военнослужащим в порядке, установленном пунктом 10 статьи 26 Положения о порядке прохождения военной службы**.

Проведение аттестации военнослужащих (документы, цели, сроки, комиссия, обжалование и др.)

Военная служба это не только поступательный рост в званиях и должностях, но и постоянное совершенствование в тактике и стратегии боевой работы, изучение новой военной техники и вооружения, навыках работы с личным составом. Чтобы у военнослужащих были постоянные стимулы, для них предусмотрена периодическая проверка соответствия занимаемой должности – аттестация.

О том, как проводится аттестация военнослужащих, требованиях, предъявляемых комиссией, и порядке оформления аттестационных документов – аттестационного листа, пойдет речь в предлагаемой вашему вниманию статье.

Нормативные документы регламентирующие аттестацию военнослужащих в Российской Армии

Из существует два:

  • Указ Президента РФ № 1237 от 16.09.1999 г. «Вопросы прохождения службы»;
  • Приказ МО РФ №444 от 29.02.2012 г. «О порядке организации…».

Первый документ освещает все вопросы армейской службы. Аттестации и аттестационной комиссии в нем посвящены всего две стать: 26 и 27.

Приказ № 444 МО, более предметный документ, полностью посвященный порядку проведения аттестации военнослужащих. По существу, он является «инструкцией», которой обязаны руководствоваться все службы в войсках, причастные к аттестации. Полезен он для изучения и военнослужащими, обязанными проходит аттестационные испытания, так как они могут быть не согласны с выводами комиссии, а знание своих прав позволяет обжаловать решение вышестоящему воинскому начальству, либо в судебном порядке, восстановив справедливость.

Важные моменты применения положения об аттестации

Трудовые споры между работодателем и уволенным сотрудником часто возникают при увольнении по результатам аттестации (п. 3 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса). Чтобы избежать такого развития событий и защитить свою правовую позицию, работодатель обязан уже перед проведением самой первой аттестации в компании разработать и утвердить положение об аттестации.

Больше информации об увольнении вы найдете в нашей статье «Порядок увольнения работника по инициативе работодателя».

Важно не забыть ознакомить всех сотрудников под расписку с текстом утвержденного положения об аттестации. При этом недостаточным будет ознакомление сотрудника лишь с приказом об утверждении положения. При разработке положения об аттестации важно четко прописать критерии оценивания, которые будут применяться для проверки деловых качеств и квалификации сотрудников

Если это не будет сделано, то работодатель может проиграть трудовой спор (апелляционное определение Смоленского облсуда от 24.02.2015 по делу № 33-631/2015)

При разработке положения об аттестации важно четко прописать критерии оценивания, которые будут применяться для проверки деловых качеств и квалификации сотрудников. Если это не будет сделано, то работодатель может проиграть трудовой спор (апелляционное определение Смоленского облсуда от 24.02.2015 по делу № 33-631/2015). Готовясь к проведению аттестации, работодатель должен провести необходимую разъяснительную работу для того, чтобы как можно подробнее проинформировать сотрудников о цели аттестации, ее форме и системе оценивания (апелляционное определение Московского горсуда от 24.02.2015 по делу № 33-639/15)

Готовясь к проведению аттестации, работодатель должен провести необходимую разъяснительную работу для того, чтобы как можно подробнее проинформировать сотрудников о цели аттестации, ее форме и системе оценивания (апелляционное определение Московского горсуда от 24.02.2015 по делу № 33-639/15).

В случае возникновения трудового спора, связанного с оспариванием решений руководителя компании, принятых по результатам аттестации, необходимо предоставить в суд доказательства того, что сотруднику была донесена вся необходимая информация — работник был поставлен в известность о том, что его деловые качества могут быть оценены в формате проведения аттестации и что при получении неудовлетворительных результатов он может быть уволен (определение ВС РФ от 04.06.2004 № 5-В03-82).

При этом сотрудник не может отказаться от прохождения аттестации, если его должность подпадает под категорию аттестуемых и если он был ознакомлен с положением об аттестации и уведомлен о сроках и графике ее проведения (определение Московского облсуда от 10.06.2010 по делу № 33-11194).

Кто обязан проходить аттестацию

Аттестация – периодическое мероприятие. Периодичность установлена ч. 2 п. 1 «Порядка…» утвержденного приказом № 444 и составляет 5 лет, либо в более ранние сроки, если военнослужащий окончил высшее учебное заведение (адъюнктуру, военную докторантуру) и претендует на назначение на вакантную должность.

Этой же статье определено, что очередная аттестация должна проводится не позднее 4-хмесяцев до истечения срока контракта, или выхода в отставку по достижении предельного возраста, предусмотренного для нахождении на службе аттестуемому служащему.

Лица, проходящие службу по призыву аттестации не подлежат, поскольку за 1 год службы они не успевают овладеть даже элементарными навыками, не говоря о совершенствовании в какой-либо армейской специальности или командовании подчиненными.

Цели аттестации военнослужащих

Комиссия, состоящая из офицеров, имеющих большой опыт работы с личным составом, в некоторых случаях — включающая в свой состав лиц, которые имеют познания в сферах деятельности, которым занимается военнослужащий (научной, педагогической, экспериментальной, технической отраслях), ставит задачей оценить профессиональный уровень военнослужащего и его соответствие занимаемой должности.

На решение комиссии выносятся следующие вопросы:

  • объективная и всесторонняя оценка аттестуемого лица, его достижений и недостатков, выявленных за время прохождения службы;
  • определение соответствия занимаемой им ниши в иерархической лестнице;
  • перспектив использования (целесообразности повышения, оставления в должности, перевода на более низкую ступень);
  • целесообразность направления на учебу с целью повышения квалификации;
  • целесообразности представления к награждению государственными наградами;
  • представления к очередному (или досрочному) воинскому званию;
  • вопросы досрочного увольнения с военной службы в случае не соответствия кандидата предъявляемым требованиям или по его заявлению;
  • иные вопросы, отнесенные к компетенции комиссии.

По результатам работы комиссии принимаются решения:

  • о дальнейшем использовании военнослужащего – рост или приостановка его карьерного роста;
  • отбор наиболее достойных кандидатов для назначения на командные должности;
  • целесообразность заключения с аттестуемым нового контракта (продления действующего);
  • создание резерва на замещение высвобождающихся должностей или в качестве кандидата для направления на учебу;
  • при аттестации выпускников военных ВУЗов – комиссия определяет предназначение и место службы, в соответствии с достигнутыми за годы обучения результатами и личными качествами молодого офицера;

В процессе аттестации военнослужащему даются советы и рекомендации по устранению выявленных не соответствий требованиям занимаемой должности. Устанавливается срок для их исправления.

Сроки проведения аттестации

Аттестация проводится командованием воинской части не реже 1 раза в 5 лет. Для выпускников военных ВУЗов, адъюнктуры, военной докторантуры – по окончании курса обучения или после защиты диплома.

Признано нецелесообразным проведение аттестации лиц, до окончания срока службы которых остается менее 4-х месяцев, при условии, что они не намерены продлевать действующий контракт или достигли предельного возраста нахождения на военной службе.

Состав комиссии

Детально регламентирован пунктом 2 ст. 27 Указа Президента РФ № 1237.

В соответствии с ним, возглавляет комиссию начальник штаба или первый заместитель командира воинской части. В качестве членов комиссии в состав входят: 1-й заместитель председателя – заместитель командира части по воспитательной работе. Члены комиссии – командиры подразделений в/ч, служащие кадрового, военно-политического и юридического отделов, представитель органа комплектования личного состава. Секретарем комиссии назначается один из офицеров военного подразделения.

На направляемого на аттестационную комиссию военнослужащего составляется аттестационный лист

Он составляется непосредственным начальником аттестуемого из числа офицеров. Существуют исключения, при которых этот документ не составляется на лиц:

  • назначаемых на высшую военную должность;
  • представляемых к награде;
  • представляемых к присвоению воинского звания на одну ступень выше предусмотренного занимаемой должностью;
  • направляемых на обучение в военных учебных заведениях.

Вместо аттестационного листа комиссии представляется решение командира части о присвоении внеочередного воинского звания или наградной лист, решение об удовлетворении заявления о направлении на обучение. Выводы комиссии в этих случаях заносятся в соответствующий документ.

По окончании работы комиссии, прошедший аттестацию военнослужащий знакомится с выводами, под роспись. Аттестационный лист подшивается в личное дело.

Роль командира в составлении характеристики аттестуемого

Характеристика на подчиненного составляется на основании всестороннего изучения личных и деловых качеств. Для этого он обязан изучить содержание всех аттестационных листов предыдущих комиссий, сделать выводы о том, насколько военнослужащий продвинулся в своем развитии, были ли учтены им предложения и замечания, сделанные предыдущими составами комиссий.

Командир должен проанализировать показатели работы испытуемого, состояние дел на порученном участке работы, психологическую и деловую атмосферу в коллективе, в котором служит его подчиненный.

Провести личную беседу с подлежащим аттестации подчиненным. Указать ему на имеющиеся недостатки и рекомендовать пути их исправления до начала работы комиссии.

Являясь ответственным за подчиненных лицом, командир аттестуемого несет ответственность за объективность представленных членам комиссии сведений. В случае их несоответствия (субъективного мнения), не прошедший аттестацию или не согласный с выводами комиссии военнослужащий имеет право обжаловать решение в вышестоящую инстанцию или в суде.

Раздел о подготовке к проведению аттестации

Как проходит аттестация медработников для получения квалификационной категории

В данном разделе необходимо четко и понятно указать, какие шаги и меры обязан предпринять работодатель и подчиненные ему должностные лица.

Шаг 1. Определить состав комиссии

Состав комиссии определяется приказом работодателя.

В комиссии обязательно должны быть председатель, рядовые члены и секретарь.

Необходимо указать, кто из них имеет право голоса, а кто нет.

Также важно, за кем останется решающее право голоса, если мнения членов комиссии распределятся поровну (чтобы такого не было, комиссию следует создавать из нечетного количества представителей работодателя). Состав комиссии постоянный, изменения могут вноситься либо по причине конфликта интересов, либо в связи с кадровыми перемещениями. Состав комиссии постоянный, изменения могут вноситься либо по причине конфликта интересов, либо в связи с кадровыми перемещениями

Состав комиссии постоянный, изменения могут вноситься либо по причине конфликта интересов, либо в связи с кадровыми перемещениями.

Важно обозначить полномочия членов комиссии. Так, председатель отвечает за обоснованность и правомерность принимаемых коллегиальных решений, члены комиссии — за всесторонность и объективность выносимых решений, секретарь — за техническую работу

Шаг 2. Составить график

График аттестации — это документ, который работодатель составляет ежегодно. Утверждается отдельным приказом. Утверждать график следует заранее, чтобы успеть ознакомить с ним тех, кому предстоит аттестация.

В графике указывается:

  • список работников, подлежащих аттестации в этом году;
  • дата и место проведения процедуры;
  • время предоставления необходимых кадровых документов на аттестуемых сотрудников и Ф.И.О. ответственных за предоставление.

Шаг 3. Уведомить работников о предстоящей аттестации

Всех аттестуемых работников необходимо уведомить о процедуре заранее и под подпись. Насколько заранее, решает работодатель, но оптимальным сроком является один месяц.

Форма уведомления не важна, важен факт, подтверждающий ознакомление.

Если сотрудник отказывается, составляется соответствующий акт.

Если болеет — направляется соответствующее уведомление по месту регистрации и проживания заказным письмом с уведомлением о вручении.

Шаг 4. Получить необходимые кадровые документы

В связи с тем, что аттестационная комиссия принимает решения на основании предоставляемых документов, работодатель вправе самостоятельно предусмотреть, какой именно документ и в какие сроки должен быть предоставлен в комиссию.

Это может быть любое требование, как, допустим, портфолио.

Обжалование выводов комиссии по аттестации

Приказом МО № 444, установлены сроки обжалования выводов о соответствии/не соответствии занимаемой должности и другим основаниям для прохождения испытания. Он составляет 1 месяц после объявления военнослужащему результатов.

До истечения этого срока он имеет право:

  1. Написать рапорт на имя вышестоящего командира.
  2. Обратится в военный суд военного округа, в котором расположена воинская часть.

Если решением вышестоящего начальника выводы комиссии будут признаны не соответствующими действительности, в имеющийся в личном деле аттестационный лист должны быть внесены соответствующие записи. Суд имеет право отменить действие документа, не отражающего объективное состояние дел. В этом случае на военнослужащего составляется новый аттестационный лист.

Образец портфолио социального работника для аттестации

Ответственность военнослужащих в рф

На практике чаще всего работодатель требует предоставить в комиссию характеристику или служебный отзыв на работника, который должен подготовить его непосредственный начальник.

С характеристикой работника нужно ознакомить под подпись. После ознакомления данный документ предоставляется в аттестационную комиссию.

Необходимо предусмотреть возможность для работника не согласиться с содержанием своей характеристики и предоставить в аттестационную комиссию письменные возражения.

Срок предоставления всех документов указывается в графике.

Не предоставленная вовремя характеристика при спорных результатах аттестации является формальным поводом для признания судом решения аттестационной комиссии неправомерным в связи с нарушением порядка процедуры.

Особенности прохождения аттестации отдельными категориями военнослужащих

Воинская служба предусматривает вероятность быстрого перемещения военнослужащих в силу служебной необходимости, нахождения в длительных командировках, другие причины непредвиденного или спланированного характера. Если военнослужащий временно отсутствует в своей части в период проведения аттестации, то она может быть перенесена для следующих лиц:

Аттестация аудиторов: что это такое, описание и особенности

С 01.01.2022 Закон дополняется ст. 10.2 и 10.3 (ФЗ от 02.07.2021 N 359-ФЗ). См. будущую редакцию.

Статья 11. Квалификационный аттестат аудитора

1. Квалификационный аттестат аудитора выдается саморегулируемой организацией аудиторов при условии, что лицо, претендующее на его получение (далее – претендент):

(в ред. Федерального закона от 01.07.2010 N 136-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) сдало квалификационный экзамен;

2) имеет на дату подачи заявления о выдаче квалификационного аттестата аудитора стаж работы, связанной с осуществлением аудиторской деятельности либо ведением бухгалтерского учета и составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности, не менее трех лет. Не менее двух лет из последних трех лет указанного стажа работы должны приходиться на работу в аудиторской организации.

(в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 403-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

С 01.01.2022 ч. 2 ст. 11 излагается в новой редакции (ФЗ от 02.07.2021 N 359-ФЗ). См. будущую редакцию.

2. Проверка квалификации претендента осуществляется в форме квалификационного экзамена. Порядок проведения квалификационного экзамена, предусматривающий в том числе порядок участия претендента в квалификационном экзамене, а также порядок определения результатов квалификационного экзамена, устанавливается уполномоченным федеральным органом. Перечень вопросов, предлагаемых претенденту на квалификационном экзамене, устанавливается единой аттестационной комиссией из областей знаний, одобренных советом по аудиторской деятельности.

(в ред. Федерального закона от 01.07.2010 N 136-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. К квалификационному экзамену допускается претендент, получивший высшее образование по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе.

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

С 01.01.2022 в ч. 4 ст. 11 вносятся изменения (ФЗ от 02.07.2021 N 359-ФЗ). См. будущую редакцию.

4. Квалификационный экзамен проводится единой аттестационной комиссией. Учредительные документы единой аттестационной комиссии, а также вносимые в них изменения до их утверждения согласовываются с уполномоченным федеральным органом. Назначение на должность и освобождение от должности единоличного исполнительного органа единой аттестационной комиссии осуществляются с предварительного согласия совета по аудиторской деятельности. Деятельность единой аттестационной комиссии основывается на принципах независимости, объективности, открытости и прозрачности, самофинансирования.

(в ред. Федеральных законов от 01.12.2014 N 403-ФЗ, от 30.12.2020 N 498-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. За прием квалификационного экзамена с претендента взимается плата, размер и порядок взимания которой устанавливается единой аттестационной комиссией.

6. Решение об отказе в выдаче квалификационного аттестата аудитора принимается в случае, если:

1) претендент не соответствует требованиям части 1 настоящей статьи;

2) после сдачи квалификационного экзамена обнаруживается несоответствие претендента требованию части 3 настоящей статьи;

3) со дня принятия единой аттестационной комиссией решения о сдаче квалификационного экзамена до дня получения саморегулируемой организацией аудиторов от претендента заявления о выдаче квалификационного аттестата аудитора прошло более одного года.

(п. 3 введен Федеральным законом от 01.07.2010 N 136-ФЗ)

7. Квалификационный аттестат аудитора выдается без ограничения срока его действия. Порядок выдачи квалификационного аттестата аудитора и его форма устанавливаются саморегулируемой организацией аудиторов. Саморегулируемая организация аудиторов не вправе выдвигать какие-либо требования или условия при выдаче квалификационного аттестата аудитора. Саморегулируемая организация аудиторов вправе взимать плату за выдачу квалификационного аттестата аудитора, размер которой не должен превышать затраты на его изготовление и пересылку. Датой выдачи квалификационного аттестата аудитора считается дата принятия саморегулируемой организацией аудиторов решения о выдаче аттестата аудитора.

(в ред. Федеральных законов от 01.07.2010 N 136-ФЗ, от 30.12.2020 N 498-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Решение об отказе в выдаче квалификационного аттестата аудитора может быть оспорено в суде.

С 01.01.2022 в ч. 9 ст. 11 вносятся изменения (ФЗ от 02.07.2021 N 359-ФЗ). См. будущую редакцию.

9. Аудитор обязан в течение каждого календарного года начиная с года, следующего за годом получения квалификационного аттестата аудитора, проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым саморегулируемой организацией аудиторов, членом которой он является. Минимальная продолжительность такого обучения устанавливается саморегулируемой организацией аудиторов для своих членов и не может быть менее 120 часов за три последовательных календарных года, но не менее 20 часов в каждый год.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: