Аудиторская деятельность: что это значит

Что такое аудит и почему его не стоит бояться?

Друзья, у нас для вас потрясающая новость! Теперь помимо подробных публикаций на тему ведения учета мы будем публиковать статьи и про аудиторскую проверку каждого из участков работы бухгалтера с подробным разбором типичных ошибок! Ведь к какой бы сфере деятельности не относилась ваша организация, есть большая вероятность, что ей рано или поздно может потребоваться внешняя аудиторская проверка. В этой статье мы поговорим в целом об аудите: кто его должен проводить, из скольки этапов состоит проверка и каковы штрафные санкции за ее отсутствие.

Какие организации подлежат обязательному аудиту в 2021 году?

Необходимость аудита определяется важностью достоверности и прозрачности финансовой информации для принятия решений заинтересованными пользователями, собственниками имущества экономического субъекта.

Аудит – это независимая проверка годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности компаний, осуществляемая в целях выражения мнения о ее достоверности.

Его проведение касается не только крупных предприятий с большим количеством сотрудников, но и относительно маленьких компаний, если они подлежат обязательному аудиту (ежегодная проверка, проведение которой определяется прямым указанием в нормативных актах).

Для того, чтобы понять какие организации точно попадают под обязательный аудит стоит воспользоваться критериями, установленными п. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ.

Федеральным законом от 29.12.2020 № 476-ФЗ в эту норму внесены изменения, которые вступили в силу с 1 января 2021 года.

Итак, с 2021 года (т. е. с отчетности за 2020 год) обязательный аудит необходим следующим организациям:

• получившим за год, предшествующий отчетному, доходы более 800 млн руб. (ранее – 400 млн руб.) или имеющим по состоянию на конец года, предшествующего отчетному, активы на сумму более 400 млн руб. (ранее – 60 млн руб.);

• ценные бумаги которых допущены к организованным торгам;

• являющимся профессиональными участниками рынка ценных бумаг или бюро кредитных историй;

• являющимся фондами с поступлением имущества (в том числе денежных средств) за год, предшествующий отчетному, более 3 млн руб. (кроме государственных внебюджетных фондов, специализированных организаций управления целевым капиталом и международных фондов);

• иным организациям в соответствии с федеральными законами (акционерные общества, инвестиционные фонды, клиринговые, кредитные, страховые, микрофинансовые и др.).

Полный перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 год (согласно законодательству Российской Федерации) можно найти на сайте Минфина России.

Может ли аудит быть добровольным?

Да, конечно же, проведение аудита может быть добровольным, то есть инициировано собственником в определенных интересах.

Например, при смене руководителя, главного бухгалтера или сомнениях в правильности и достоверности учета.

Нередко собственники заказывают аудит с целью проверки работы бухгалтерии, чтобы оценить возможные риски.

Кто проводит аудит?

Аудит осуществляется независимыми аудиторскими компаниями, сотрудники которых являются аудиторами.

Не каждый человек, обладающий экономическим образованием, имеет право проведения аудита. Для осуществления такой деятельности он обязан пройти экзамен для получения специального аттестата и состоять в СРО.

От аудиторов требуется высокий уровень компетентности и знаний законодательства бухгалтерского и налогового учета в разных сферах и отраслях деятельности. При выполнении профессиональных обязанностей важную роль играют правила этики, независимости и конфиденциальность.

Как происходит аудиторская проверка?

Проверка может происходить в один этап, или поквартально, за полугодие или 9 месяцев.

Плюсы поэтапного проведения в оперативном устранении некоторых ошибок и неточностей до окончания проверки.

Аудиторская проверка касается всех аспектов деятельности той или иной компании. Во время поведения проверки проверяются не только документация предприятия, но также проводится анализ особенностей её работы.

Она включает в себя несколько этапов:

• Подготовительный (ознакомительный анализ деятельности аудируемого лица и принятие решения о заключении договора);

• Планирование (заключение договора, составление плана и стратегии проверки, формирование аудиторской группы);

• Основной (непосредственно проведение проверки, изучение бухгалтерского учета и отчетности, сбор аудиторских доказательств);

• Заключительный (документирование доказательств, подготовка заключения, передача заказчику).

По окончанию выдается аудиторское заключение, выражающее мнение о достоверности отчетности, и отчет (если составление отчета предусмотрено условием договора), содержащий замечания по вопросам системы внутреннего контроля, соблюдения законодательства и достоверности бухгалтерской отчетности, ссылку с указанием нормативных актов, которые были нарушены.

Полученные результаты отражают выводы о правильности ведения бухучета, а также корректности информации в финансовой отчетности организации, предназначенной для всех заинтересованных пользователей.

Читайте также:
Представительство в налоговых правоотношениях

Есть ли штрафы за непрохождение аудиторской проверки?

В КоАП (ст. 15.11) предусмотрены штрафы за отсутствие аудиторского заключения (от 5 тыс. рублей до 10 тыс. рублей (на должностных лиц); повторное деяние – до 20 тыс. рублей (на должностных лиц) либо дисквалификация на срок от 1 года до 2 лет). Срок давности 2 года с момента совершения правонарушения.

Кроме того организация должна направить заключение в налоговый орган для размещения на ресурсе ГИРБО https://bo.nalog.ru/. Подается оно вместе с отчетностью или в течение 10 дней с даты выдачи аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря.

По итогам обязательного аудита в течение трех дней компания также обязана его результаты разместить в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности экономических субъектов https://fedresurs.ru/?attempt=1.

Размещение информации платное.

За непредставление или несвоевременное раскрытие сведений предусмотрен штраф (от 5 до 10 тыс. рублей; повторное нарушение –от 10 тыс. до 50 тыс. рублей или дисквалификация на срок от одного года до трех лет) (ст. 14.25 КоАП РФ).

Многие руководители и бухгалтеры негативно воспринимают проверку, предполагая, что ее результаты могут отрицательно отразиться на деятельности компании. Однако не стоит путать с налоговой поверкой, аудитор действует всегда в интересах клиента, и никакой карательной функции не несет.

Как подготовиться к аудиту?

Хочется отметить, что не стоит несерьезно относиться или совсем игнорировать требования законодательства о проведении аудиторской проверки, а также воспринимать аудит как личный экзамен по бухгалтерскому учету.

Более того, проведенная аудиторская проверка часто оказывается крайне полезной, так как в ходе неё могут быть выявлены нарушения, способные повлечь за собой возникновение существенной ошибки, а своевременное обнаружение позволит избежать таких ситуаций в дальнейшем.

А как приятно бывает осознавать, что по результатам проведенной проверки установлено, что в учете всё в порядке, и ваши труды и время потрачены не зря!

Чтобы подготовиться к проверке следует привести в соответствие всю первичную документацию, подготовить бухгалтерскую отчетность и проверить в ней наличие всех форм. Законодательно закрепленного перечня документов, представляемых для проведения ежегодного обязательного аудита нет. Аудиторы могут запросить абсолютно любые документы аудируемого лиц. Перед проведением аудиторской проверки аудиторы предоставят список необходимых документов.

Какие ошибки чаще всего находят аудиторы?

Приведем несколько распространенных нарушений, выявляемых в ходе проведения аудита:

1. Недостаточный контроль за формированием бухгалтерской отчетности;

2. Непроведение инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности или аудируемым лицом не соблюдаются сроки и периодичность проведения инвентаризации, и порядок отражения ее результатов;

3. Способы ведения учета, закрепленные в учетной политике организации, не соблюдаются фактически;

4. Отсутствуют резервы (под снижение стоимости материальных ценностей, по сомнительным долгам, по отпускам);

5. Не создан резервный капитал (для акционерных обществ, и иных организаций, уставом, которых предусмотрено формирование фонда).

Ну а в следующих публикациях вас ждут подробные разборы аудиторской проверки каждого из разделов учета с описанием ошибок и рекомендациями к их устранению.

Автор статьи: Евгения Тарасова

Понравилась статья? Подпишитесь на рассылку новых материалов

Аудит: когда, кому и зачем

Аудит – это независимая проверка бухгалтерской отчетности организации с выдачей заключения о ее достоверности. Такую проверку проводят частные аудиторские компании или индивидуальные предприниматели за счет денег фирмы. Кому и когда следует их проводить – читайте в нашей статье.

Виды аудиторских проверок

Аудиторская проверка бывает двух видов:

  • обязательная;
  • добровольная (инициативная).

Налоговые инспекции всех уровней могут истребовать у аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов любые документы и информацию об организации или ИП, полученные о налогоплательщике в ходе аудита или другого взаимодействия с клиентами (Федеральный закон от 29 июля 2018 г. № 231-ФЗ о внесении поправок в Налоговый кодекс действует с 1 января 2019 года). Принятые изменения по сути уничтожили понятие аудиторской тайны.

Чтобы получить информацию, инспекция должна прислать аудитору запрос. Основанием для такого запроса является решение руководителя (его заместителя) ФНС России.

В частности, аудиторы должны будут направить в налоговую все документы (информацию), которые являются основаниям для исчисления и уплаты (удержания, перечисления) налогов (сборов, страховых взносов) в бюджет РФ. Но при условии, что налоговики уже обращались с этим вопросом к самому налогоплательщику или налоговому агенту и затребовали у него такие сведения, а он не представил их в налоговый орган при осуществлении:

  • выездной налоговой проверки плательщика;
  • проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.
Читайте также:
Залог вещей в ломбарде

Камеральные проверки в этот перечень не входят, хотя и могут служить основанием для проведения надзорных мероприятий.

Также инспекторы ФНС смогут истребовать у аудиторов все вышеперечисленные документы и данные, если в отношении проверяемого лица поступил официальный запрос компетентного фискального органа иностранного государства (территории), с которым у РФ заключен об этом международный договор.

Аудитор может сообщить своему клиенту о поступившем запросе, но только в случае, если запрос не содержит запрет на разглашение такой информации.

Аудитор в течение 10 дней с момента получения запроса должен передать налоговикам необходимую информацию и документы.

За отказ предоставить информацию для аудиторов предусмотрено административное наказание. Размер штрафа в этом случае по КоАП РФ достигает 10 000 рублей.

Новый закон начинает действовать с 1 января 2019 года. Его положения применяются в отношении документов, полученных в ходе аудита компаний за налоговые периоды, начинающиеся с 1 января 2019 года. Информацию за 2018 и предыдущие годы аудиторы могут налоговикам не представлять.

В каких случаях аудит обязателен

О том, в каких случаях фирма должна пройти аудиторскую проверку в обязательном порядке, сказано в Федеральном законе от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

  • акционерные общества;
  • фирмы, которые получили в предшествующем году выручку (строка 2110 Отчета о финансовых результатах) свыше 400 000 000 рублей (без учета НДС, акцизов и экспортных пошлин);
  • фирмы, у которых сумма активов баланса по состоянию на конец предшествующего года превышает 60 000 000 рублей;
  • банки, страховые компании и объединения страховщиков, биржи.

Обязательная аудиторская проверка проводится, если выполнено как минимум одно из перечисленных оснований.

Обязательный аудит за 2019 год нужно будет проводить, если выручка за предыдущий год превышает 600 млн. руб., а стоимость активов на конец года перед отчетным – 200 млн. руб. Эти показатели для отчета за 2020 год и далее – еще выше: 800 млн. руб. и 400 млн. руб.

Согласно Федеральному закону от 5 мая 2014 года № 99-ФЗ обязательному аудиту подлежат все акционерные общества, как публичные, так и непубличные.

Аудит проводят после оформления годовой отчетности, но до того, как она будет представлена в налоговую инспекцию. В акционерных обществах проверка должна пройти раньше, чем бухгалтерская отчетность будет утверждена общим собранием акционеров.

На практике проверка начинается уже в процессе формирования отчетности бухгалтерией, на основании “рабочих” вариантов, которые, конечно, не имеют юридической силы, но в какой-то мере дают представление о положении дел в организации, показывают состояние учетных регистров, позволяют выявить специфические или опасные сделки. Это часто помогает внести существенные корректировки в отчетность. Такой подход к проверке Минфин России считает правомерным (письмо от 29 января 2014 г. № 07-04-18/01).

Если процесс проверки закончится одновременно с подписанием отчетности, дата аудиторского заключения и дата составления бухгалтерской (финансовой) отчетности совпадут. Напомним, что датой составления бухгалтерской отчетности является дата ее подписания руководителем организации (п. 8 ст. 13 Закона № 402-ФЗ).

Согласно Федеральному закону «О бухгалтерском учете» аудиторское заключение не является формой бухгалтерской (финансовой) отчетности фирмы. То есть его не нужно представлять в налоговую инспекцию в составе отчетности.

В обязательном порядке компания должна представлять аудиторское заключение только в территориальное отделение Росстата, если подлежит обязательному аудиту. В этом случае аудиторское заключение нужно представить либо вместе с отчетностью, либо не позже 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным (ч. 2 ст. 18 Закона № 402-ФЗ). Поэтому если ваша фирма подлежит обязательному аудиту, то по отчетности за 2018 год его нужно представить не позднее 31 декабря 2019 года.

Аудируемое лицо обязано вносить сведения о результатах обязательного аудита в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (ч. 6 ст. 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 360-ФЗ). Исключением являются случаи, когда такие сведения составляют государственную или коммерческую тайну, а также иные случаи, установленные федеральными законами.

Читайте также:
Убийство в состоянии аффекта

В реестр вносятся следующие сведения:

  • ИНН, ОГРН, СНИЛС (при наличии) проверяемого лица;
  • ИНН, ОГРН, СНИЛС (при наличии) аудитора (организации или индивидуального аудитора);
  • перечень бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился обязательный аудит, период, за который составлена эта отчетность;
  • дата аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица;
  • мнение аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность отчетности.

Добровольный аудит

Если фирма не должна проходить аудит в обязательном порядке, она может пройти проверку по собственному желанию (инициативный аудит).

Зачем нужен добровольный аудит

Чаще всего добровольный аудит проводят , чтобы «подстраховаться» на случай возможной налоговой проверки. Ведь аудиторы не только помогают обнаружить ошибки в бухучете и расчете налогов, но и объясняют, как эти ошибки исправить.

Иногда аудит заказывают учредители, чтобы определить, насколько добросовестно руководитель и главный бухгалтер ведут дела фирмы. Желание провести аудиторскую проверку может возникнуть и у самого руководителя, например, при смене главбуха.

Заказчиками аудита также могут быть организации или граждане, которые планируют вложить в фирму свои средства. В этом случае их интересуют финансовое состояние и платежеспособность возможного должника.

При инициативном аудите ваша фирма сама определяет, что и как должны проверять аудиторы. Вы можете провести как комплексную (то есть всей отчетности), так и тематическую (то есть отдельных участков учета или расчетов по конкретному налогу) проверку, а также определить период, который будут просматривать проверяющие.

Виды инициативных аудиторских проверок

Аудиторские проверки бывают выборочными и сплошными. Первый вариант встречается чаще.

При выборочной проверке аудиторы смотрят часть документов (например, только крупные операции или документы за один квартал). На основании изученных бумаг аудиторы делают вывод о том, насколько хорошо ведется бухучет в фирме.

Риск, что аудиторы не обнаружат ошибки, есть всегда. Однако при выборочной проверке этот риск возрастает. Ведь недочеты могут оказаться именно в тех документах, которые аудиторы не посмотрели. Поэтому нередко заказчики аудита требуют проведения сплошных проверок всех бухгалтерских документов. Понятно, что такие проверки более трудоемки и, следовательно, стоят дороже.

Проверки, при которых аудиторы проверяют какой-то один участок бухучета (например, расчет зарплаты или кассовые операции), называют тематическими. Большой популярностью пользуется также налоговый аудит, когда проверяющие контролируют правильность расчета налогов и налоговую отчетность фирмы.

Читайте в бераторе

Будьте всегда в курсе последних изменений в бухучёте и налогооблажении!
Подпишитесь на Наши новости в Я ндекс Дзен!

Как выявить качество аудита и каковы критерии его оценки?

Больше материалов по теме «Бухгалтерский учёт» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

  1. Потребители и критерии оценки
  2. Законодательство и стандарты

Аудиторская деятельность относится к сфере профессиональных услуг, в которой заинтересован широкий круг потребителей. В силу специфики рынка услуг и услуги аудита в частности оценивать качество аудита по жестким критериям, принятым в сфере материального производства, невозможно. Потребность же в качественной оценке весьма велика.

Потребители и критерии оценки

Бухгалтерская финансовая отчетность составляется таким образом, чтобы дать объективную картину финансового состояния фирмы на определенный момент времени. Точно такая же задача стоит и в ходе аудиторской проверки.

Аудиторская деятельность – связующее звено между объектом проверки (фирмой) и потребителями информации. Потребители информации – это государственные структуры, деловые партнеры фирмы, инвесторы, внутренние потребители – управленческий персонал самой фирмы. Потребители информации оказывают влияние на формирование критериев оценки аудита в первую очередь. С другой стороны, и само аудиторское сообщество заинтересовано в повышении профессионального престижа, внося значительный вклад в процесс разработки и применения критериев аудита.

Таким образом, критерии могут устанавливаться:

  • государственными регулирующими органами;
  • профессиональными саморегулируемыми организациями аудита;
  • различными экономическими субъектами – потребителями аудиторской информации.

Последняя группа самая многочисленная и разнообразная. Информационные потребности и ожидания представленных в ней экономических субъектов могут влиять на содержание критериев как прямо, так и косвенно.

На установление критериев влияют и свойства, присущие самой услуге: она неосязаема, несохраняема сама по себе в процессе оказания, можно говорить лишь о зафиксированных выводах аудиторов. В ходе аудиторской проверки аудитор неизбежно общается с клиентом, заказчиком (использует полученные от них сведения, знакомится с потребностями и ожиданиями), уровень его профессиональных навыков может влиять на результаты проверки. Иными словами, исключить влияние человеческого фактора удается далеко не всегда.

Читайте также:
Обязательные медицинские осмотры: что это значит

На сегодняшний день можно говорить о нескольких подходах к оценке качества аудиторских услуг. Оно определяется:

  • рейтингом фирмы;
  • требованиями нормативных актов и стандартов;
  • оценкой аудиторской проверки, полученной в результате опросов, анкетирования различных потребителей услуг или их групп.

Указанные критерии можно считатьобъективными.

Имеют место и критерии, в основе которых выраженная субъективная оценка, связанная с выгодой и представлениями о качестве работы аудитора одной из сторон:

  • хорошее взаимодействие между аудитором и заказчиком услуг, как результат профессионализма исполнителей услуги;
  • качество аудита приравнивается к качеству аудиторского заключения (с учетом уровня приемлемого риска аудитора и уровня существенности) и определяется в первую очередь заказчиком; при этом требования заказчика могут быть завышены;
  • оптимальное, с точки зрения заказчика, соответствие заключения стандартам и цены; меньшая цена за услугу определенного уровня качества, по сравнению со сложившимися на рынке;
  • обоснованные рекомендации, составленные аудиторами и учитывающие перспективы развития фирмы, будущие потребности и запросы; достаточно часто клиентом воспринимаются как доказательство высокого уровня профессионализма.

Законодательство и стандарты

Все указанные подходы прямо или косвенно базируются на действующем законодательстве и стандартах аудита, применяемых к работе аудиторских фирм, отдельных профессионалов.

ФЗ-307 от 30/12/08 «Об аудиторской деятельности» — основной документ, касающийся качества и порядка работы аудиторов в России. О контроле качества работы аудиторов говорится в ст.10 Закона.

Аудиторская фирма, аудиторы обязаны проходить внешний контроль качества работы, участвовать в осуществлении такого контроля через членство в саморегулируемой организации аудиторов. В ходе контроля проверяется соответствие услуг аудита указанному ФЗ; стандартам, правилам и кодексу профессиональной этики, принятым организацией аудиторов.

Важно! Некоторым организациям предписано проходить обязательный аудит (ст. 5-3 ФЗ-307), например, негосударственным пенсионным фондам, государственным корпорациям, государственным компаниям. Саморегулируемые аудиторские организации проверяют их вместе с уполномоченными на это государственными структурами (Указ Президента №41 2/02/16 п. 2-а).

Принципы контроля работы аудиторов и требования к организации контроля устанавливает Минфин (приказ№203н от 18/12/15), в частности уделяется внимание:

  • независимости проверки;
  • соблюдению тайны информации в ходе проверки;
  • профессиональному обучению контролеров;
  • информированию проверяемого аудитора о результатах;
  • проверке устранения недостатков, выявленных в результате контроля, и пр.

На основании этих принципов аудиторская организация разрабатывает и принимает планы, формы контроля своих членов, сроки контроля.

Статьей 16 ФЗ декларируется создание Совета по аудиторской деятельности. Этому органу определены широкие практические полномочия по установлению правил, стандартов и иных документов, регулирующих деятельность аудиторов, вплоть до общегосударственной политики в данной сфере.

Например, «Единые критерии оценки качества аудита», принятые им, по определенной шкале признаков оценивают качество от 1 до 5 баллов. Единица означает, что нарушений нет, организация полностью соблюдает требования ФЗ-307, стандарты, правила независимости аудиторов и другие документы, упомянутые в законодательстве, а 5 свидетельствует о грубых нарушениях в работе.

«Классификатор нарушений и недостатков, выявляемых в ходе внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов» (последняя ред. от 26/06/20) в числе грубых нарушений называет:

  • занятие другой предпринимательской деятельностью, кроме аудиторской;
  • проведение аудита гражданином, не являющимся индивидуальным аудитором;
  • нарушение законодательства о государственной тайне, если в учетных и иных данных клиента есть такие сведения;
  • составление заведомо ложного аудиторского заключения;
  • проведение обязательного аудита индивидуальным аудитором (ст. 5-3 ФЗ) и ряд других.

Система стандартов аудиторской деятельности, касающихся непосредственно рабочего процесса, представлена:

  • федеральными стандартами, утвержденными Минфином;
  • федеральными стандартами, утвержденными Правительством;
  • стандартами, получившими одобрение Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте РФ.

В них рассматриваются отдельные вопросы практической работы аудиторов, составления аудиторских заключений, например: формирование мнения о достоверности отчетности, обязанности аудитора по рассмотрению недобросовестных действий в ходе аудита, существенность в аудите, аудиторские доказательства, оценка рисков, проверка финансовых прогнозов и целый ряд других.

Регламентация работы аудитора строится с учетоммеждународных аудиторских стандартов и документов, разрабатываемых Советом по международным стандартам аудита IAASB: «Концепция качества аудита: ключевые элементы, формирующие среду для обеспечения качества аудита», Международный стандарт аудита 220 «Контроль качества при проведении аудита финансовой отчетности» и иных, связанных с ними.

Читайте также:
Сокращенная продолжительность рабочего времени

Важным элементом, определяющим качество работы аудитора, закон признает исполнение профессиональных этических норм. Они установлены «Кодексом профессиональной этики аудиторов» (прил. к прот. №47 заочного голосования Совета по аудиторской деятельности от 21/05/19).

Например, принцип профессиональной компетентности и должной тщательности кодекс раскрывает так:

  • приобретение и поддержание профессиональных знаний и навыков на уровне, обеспечивающем компетентные услуги аудита;
  • добросовестные действия в соответствии с профстандартами;
  • обоснованность суждений;
  • действия в соответствии с требованиями договора внимательно, тщательно и своевременно;
  • информирование клиентов, иных пользователей профуслуг об ограничениях, присущих этим услугам.

Основные принципы профессиональной этики, согласно документу, используются для определения уровня профессионального скептицизма, рассмотрения новой информации и изменений в ней, выявления конфликта интересов и многого другого.

Кто подпадает под обязательный аудит

  • Какие организации обязаны проводить обязательный аудит отчетности: 6 случаев по закону № 307-ФЗ
  • ПАО или АО: кому требуется аудировать отчетность
  • Допустили к организованным торгам? Готовьтесь к аудиту!
  • Как вид составляемой отчетности влияет на обязательность аудита
  • Превысили выручку на 1 рубль от критерия в 800 миллионов — аудит неизбежен
  • Компании, попадающие под обязательный аудит годовой бухгалтерской отчетности по другим федеральным законам
  • Куда и когда нужно представить аудиторское заключение по отчетности за 2020 год
  • Итоги

Какие организации обязаны проводить обязательный аудит отчетности: 6 случаев по закону № 307-ФЗ

Какие организации обязаны проводить аудит? В ст. 5 закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ перечислены случаи проведения обязательного аудита. Закон описывает критерии подпадающих под обязательный аудит организаций, а также иные условия, учитываемые при решении вопроса о том, когда нужно проводить обязательный аудит:

Фактически перечень случаев проведения обязательного аудита открыт. Это означает, что не перечисленные в нем компании также могут подпасть под обязательный аудит, если такое требование будет установлено другими федеральными законами.

См. также:

Далее рассмотрим основные случаи обязательного аудита по закону № 307-ФЗ (на рисунке это случаи 1-5). Случай 6 специальной расшифровки не требует, так как в законе перечислены конкретные организации. Они обязаны проводить аудиторскую проверку ежегодно вне зависимости от выполнения/невыполнения других критериев обязательного аудита.

Как пройти обязательный аудит, узнайте в Типовой ситуации от КонсультантПлюс. Изучите материал, получив пробный доступ к системе бесплатно.

ПАО или АО: кому требуется аудировать отчетность

Законодатели выделили в отдельный случай обязательность проведения аудита акционерными обществами. Как только в юридическом названии компании появляется словосочетание «акционерное общество», автоматически у нее возникает обязанность по проведению аудита. При этом не имеет значения, выбрана такая форма собственниками при учреждении компании или этот статус она приобрела после преобразования или смены организационно-правовой формы. Не играет роли и форма: ПАО или АО.

Какие компании признаются акционерными обществами и какие их виды существуют, показано на рисунке:

Допустили к организованным торгам? Готовьтесь к аудиту!

Если компания-эмитент желает включить свои ценные бумаги в котировочный список, ей необходимо подать организатору торгов заявку определенной формы и сообщить о себе детализированную информацию. Нормы допуска ценных бумаг к публичному размещению, обращению и листингу приведены в ст. 14 закона «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 № 39-ФЗ и в Положении о допуске ценных бумаг к организованным торгам (утв. Банком России от 24.02.2016 № 534-П).

Факт допуска ценных бумаг компании-эмитента к организованным торгам переводит ее в разряд лиц, обязанных проводить аудит бухгалтерской отчетности.

Тонкости учета и налогообложения операций с ценными бумагами раскроют материалы:

Как вид составляемой отчетности влияет на обязательность аудита

Если компания представляет и/или публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую отчетность, она автоматически подпадает под обязательный аудит (п. 5 ст. 5 закона № 307-ФЗ).

Требования к консолидированной отчетности (ее составлению, представлению и раскрытию) установлены законом «О консолидированной финансовой отчетности» от 27.07.2010 № 208-ФЗ. Основные положения этого закона, помогающие разобраться с нюансами консолидированной отчетности, представлены на рисунке:

Представление и раскрытие консолидированной отчетности — процесс, за выполнением которого следит Центробанк РФ (за исключением отдельных категорий отчитывающихся компаний).

Об особенностях составления консолидированной отчетности узнайте здесь.

Превысили выручку на 1 рубль от критерия в 800 миллионов — аудит неизбежен

В число лиц, обязанных проводить аудит, могут попасть компании, которые никогда не сталкивались с аудиторскими проверками. Для этого достаточно превысить пограничный уровень по одному или обоим финансовым показателям, указанным в п. 4 ст. 5 закона № 307-ФЗ.

Читайте также:
Возбуждение уголовного дела: что это значит

Конкретные стоимостные критерии, о которых идет речь, показаны на рисунке:

Кто должен проводить обязательный аудит, если превышены указанные финансовые показатели? Имеет ли значение организационно-правовая форма компании или виды ее деятельности? В данном случае превышение одного или обоих финансовых показателей — это отдельный критерий, по которому назначается обязательный аудит.

Производственная структура ООО «ТехноСтройПроект» в течение последних 10 лет занимается проектированием и производством специализированных электроустановок. Благодаря крупному контракту в 2020 году выручка от реализации составила 801 331 120 руб. Сумма активов на конец этого периода — 20 678 455 руб.

Из двух критериев превышен только один, тем не менее ООО «ТехноСтройПроект» обязано провести аудит за 2020 год и представить аудиторское заключение.

При этом неважно, что выручка превысила пограничный уровень всего на доли процента. При любом превышении установленного критерия (даже величиной в 1 рубль) закон требует проведения аудита.

Рассмотренные случаи проведения обязательного аудита по требованиям закона № 307-ФЗ — это далеко не полный перечень. Кто еще обязан проводить аудит годовой бухгалтерской отчетности, расскажем далее.

Какова ответственность за непроведение обязательного аудита, узнайте в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Компании, попадающие под обязательный аудит годовой бухгалтерской отчетности по другим федеральным законам

Какие еще компании должны пройти обязательный аудит? Если вы изучили ст. 5 закона № 307-ФЗ и пришли к выводу, что проводить обязательную аудиторскую проверку по нормам этого закона не нужно, успокаиваться рано. Возможно, что с текстом федерального закона, по которому вам требуется проходить обязательный аудит, вы не знакомы.

Насколько разнообразны федеральные законы и виды компаний, для которых предусмотрен обязательный аудит, смотрите в таблице:

Полный перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 год в таблице от Минфина России вы можете скачать здесь.

Куда и когда нужно представить аудиторское заключение по отчетности за 2020 год

Правила представления бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения закреплены нормативно. С 2020 года они существенно изменились.

Подробнее о новом информресурсе бухотчетности читайте здесь.

Новый порядок сократил вдвое количество инстанций для представления бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения. Единственным их получателем стала налоговая инспекция (за редким исключением). Сроки представления отчетности и аудиторского заключения не менялись.

Начиная с отчетности за 2019 год представлять аудиторское заключение в налоговые органы необходимо всем организациям, подпадающим под обязательный аудит.

Детальнее о нововведениях в процедуре сдачи бухгалтерской отчетности рассказываем в этой публикации.

Для справки приведем также порядок сдачи отчетности за 2018 год и более ранние периоды.

Таким образом, отчетность за 2018 и прежние годы нужно было представлять в органы статистики и в налоговую инспекцию в одни и те же сроки. Аудиторское заключение достаточно было передать только в органы статистики. За неисполнение этой обязанности компанию могли оштрафовать.

Размеры штрафов при непредставлении аудиторского заключения в статистику, узнайте здесь.

В налоговую инспекцию представлять аудиторское заключение до 2019 года закон не требовал (письмо Минфина от 30.01.2013 № 03-02-07/1/1724). Если компания не обязана была по закону проводить аудит, но провела его, аудиторское заключение никуда не подавалось.

Итоги

Случаи, когда нужен обязательный аудит, описаны в законе № 307-ФЗ и множестве других федеральных законов. В эту категорию попадают акционерные общества, организации с определенными объемами выручки и суммой активов, а также множество других хозяйствующих субъектов (чьи ценные бумаги допущены к организованным торгам, публикующие консолидированную отчетность и т. д.).

Государство-архипелаг

Государство-архипелаг — это государство, полностью состоящее из одного или нескольких архипелагов и отдельно расположенных островов. Архипелаг представляет собой группу тесно взаимосвязанных островов вместе с соединяющими их водами, образующими единое географическое, экономическое и политическое целое или исторически считаются таковым.

Вопрос о том следует ли группу островов рассматривать как единое целое и, следовательно, признавать их особый правовой статус, отличающийся от статуса континентальной суши и отдельных островов, стал в международном морском праве серьезно обсуждаться после Второй мировой войны. По настоятельному требованию Индонезии, Филиппин, Фиджи и Маврикии в принятой в 1982 году Конвенции по морскому праву (далее – Конвенции 1982 г.) вопрос о государствах-архипелагах был наконец-то решен. Во-первых, были даны объективные критерии для определения того, что следует понимать под государством-архипелагом. Во-вторых, установлены предельные отношения площади водной поверхности к площади суши и максимальная длина архипелажных исходных линий, соединяющих острова, с целью предупреждения чрезмерных притязаний на водные территории. Еще одним важным нововведением Конвенции 1982 г. стало создание правового режима архипелажных вод, позволяющего сбалансировать интересы государств-архипелагов, которые хотели полностью контролировать воды, окружающие их острова, и интересы морских держав, стремящихся сохранить право свободного мореплавания в этих водах.

Читайте также:
Ограничение родительских прав: что это значит

В настоящее время двадцать два государства официально заявили о статусе государства-архипелага: Антигуа и Барбуда, Багамские Острова, Кабо-Верде, Коморские Острова, Доминиканская Республика, Фиджи, Гренада, Индонезия, Ямайка, Кирибати, Мальдивские Острова, Маршалловы Острова, Маврикий, Папуа Новая Гвинея, Филиппины, Сент-Винсент и Гренадины, Сан-Томе и Принсипи, Сейшельские Острова, Соломоновы Острова, Тринидад и Тобаго, Тувалу, и Вануату. Все эти страны являются участниками Конвенции по морскому праву.

Архипелажные исходные линии.

В статье 47 Конвенции 1982 г. говорится, что «государство-архипелаг может проводить прямые архипелажные исходные линии, соединяющие наиболее выдающиеся в море точки наиболее отдаленных островов и осыхающих рифов архипелага». Архипелажные исходные линии являются исходными линиями, от которых государства-архипелаги должны отменять ширину территориального моря, прилежащей зоны, исключительной экономической зоны и континентального шельфа (ст. 48 Конвенции 1982 г.). В статье 47 подробно излагаются критерии, при которых допускается проведение таких исходных линий.

  1. Архипелажные исходные линии могут проводить только государства-архипелаги, которые в соответствии с определением должны полностью состоять из архипелагов и островов. Этим условием исключаются архипелаги, находящиеся под суверенитетом континентальных государства, такие как Фарерские острова (Дания), Галапагосские острова (Эквадор), Азорские острова (Португалия).
  2. Архипелажные исходные линии должны быть проведены так, чтобы соотношение между площадью водной поверхности и площадью суши, включая атоллы, составляло от 1:1 до 9:1. Данное требование не позволяет провести подобные исходные линии таким государствам, как Куба, Исландия, Новая Зеландия и Великобритании, основную площадь которых составляют один или два крупных острова. С другой стороны государства, включающие несколько отдаленных или состоящие из сильно разрозненных островов, не могут выдвигать чрезмерные претензии на морские пространства.
  3. Длина архипелажных исходных линий не должна превышать 100 морских миль, за исключением того, что до 3-х процентов от общего числа линий, охватывающих архипелаг, могут иметь длину от 100 до 125 морских миль.
  4. При проведении архипелажных исходных линий не допускается сколько-нибудь заметных отклонений от общей конфигурации архипелага.
  5. Архипелажные исходные линии могут проводиться к осыхающим при отливе возвышениям при условии, что они расположены на расстоянии, не превышающем ширину территориального моря от ближайшего острова, либо на них возведены маяки или подобные сооружения, находящиеся всегда над уровнем моря.
  6. Система архипелажных исходных линий государства-архипелага не должна отсекать территориальное море другого государства от открытого моря или исключительной экономической зоны.

Архипелажные воды.

Статья 49 Конвенции 1982 г. предусматривает, что «суверенитет государства-архипелага распространяется на ограниченные архипелажными исходными линиями, проведенными в соответствии со статьей 47, воды, называемые архипелажными водами, независимо от их глубины или расстояния от берега». Указанный суверенитет распространяется на воздушное пространство над архипелажными водами, а также на их дно и недра, равно как и на их ресурсы. Государство-архипелаг может проводить замыкающие линии для разграничения внутренних вод в пределах архипелажных вод.

Строго юридически архипелажные воды не являются ни внутренними, ни территориальными водами, а являются водами sui generis и неотъемлемой частью территории государства-архипелага.

Признавая суверенитет государств-архипелагов над архипелажными водами, Конвенция 1982 г. предусматривает две категории прав других государств: исторические права соседних стран и право свободного судоходства всех стран.

Исторические права в архипелажных водах.

Статья 51 Конвенции 1982 г. обязывает государства-архипелаги уважать существующие соглашения с другими государствами и признавать традиционные права на рыболовства и другие виды правомерной деятельности соседних государств в определенных районах архипелажных вод и рекомендует заключать двусторонние соглашения, регулирующие эту деятельность. Кроме того, государства-архипелаги не должны возражать против существующих подводных кабелей, проложенных другими странами через его воды, без выхода на берег. Они также должны разрешать обслуживание и замену таких кабелей при получении надлежащего уведомления об их местонахождении и намерении произвести их ремонт или замену.

Читайте также:
Опасный рецидив преступлений: что это значит

Право свободного судоходства в архипелажных водах.

В архипелажных водах действует два типа судоходных прав: право мирного прохода и право архипелажного прохода по морским коридорам.

Во-первых, суда всех стран пользуются правом мирного прохода в архипелажных водах, аналогичным предусмотренному в отношении территориального моря в разделе 3 части II Конвенции 1982 г. Подводные лодки должны следовать по поверхности и поднимать свой флаг. Государство-архипелаг может в соответствии с нормами международного права принимать законы и правила, касающиеся мирного прохода в архипелажных водах, и может временно приостановить мирный проход в определенных районах своих архипелажных вод, если этого требуют соображения национальной безопасности.

Во-вторых, морские и воздушные суда всех стран пользуются правом архипелажного прохода по морским коридорам, означающим право «нормального судоходства и пролета единственно с целью непрерывного, быстрого и беспрепятственного транзита из одной части открытого моря или исключительной экономической зоны в другую часть открытого моря или исключительной экономической зоны» (ст. 53, п. 3 Конвенции 1982 г.).

В отличие от режима мирного прохода, «нормальный режим» позволяет: подводным лодкам следовать в подводном положении; военным самолетам лететь в боевом порядке и с полным комплектом оборудования; военным кораблям применять меры по обеспечению своей безопасности, включая использование дымовой завесы; самолетам и вертолета на авианесущих кораблях выполнять операции взлета и посадки на палубу.

Государство-архипелаг может в соответствии с нормами международного морского права устанавливать и изменять морские коридоры и расположенные над ними воздушные коридоры, а также предписывать и изменять схемы разделения движения для безопасного прохода судов через его архипелажные воды и прилегающее территориальное море. Если государство-архипелаг не устанавливает морских или воздушных коридоров, право архипелажного прохода по морским коридорам осуществляется по путям, обычно используемым для международного судоходства.

Суда и летательные аппараты при архипелажном проходе по морским коридорам не должны отклоняться более чем на 25 морских миль от осевой линии коридора и не должны приближаться к берегам ближе, чем на 10 процентов расстояния между ближайшими точками на островах.

Права и обязанности государства-архипелага.

В соответствии с отсылкой статьи 54 Конвенции 1982 г. государство-архипелаг, не должно препятствовать архипелажному проходу по морским коридорам и надлежит соответствующим образом оповещать о любой известной им опасности для судоходства по коридору или пролета над ним. Кроме того, архипелажный проход по морским коридорам не допускается приостанавливать ни под каким предлогом.

Государство-архипелаг может принимать законы и правила, касающиеся предотвращения загрязнения и охраны морской среды в архипелажных водах. Если иностранное судно (за исключением военных и правительственных кораблей) совершило нарушение природоохранных норм, вызвавшее или грозящее вызвать тяжелый ущерб морской среде, государство-архипелаг в силу статьи 233 может принять надлежащие меры по обеспечению выполнения соответствующих законов и правил.

Архипелажный Проход

Осуществление иностранными мореплавателями всех флагов (любой национальности) нормального судоходства по устанавливаемым государствами-архипелагами в своих архипелажных водах морским коридорам. Соответствующее право предусмотрено Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г.) единственно с целью непрерывного, быстрого и беспрепятственного транзита из одной части открытого моря или исключительной экономической зоны в другую часть открытого моря или исключительной экономической зоны. Суда, осуществляющие право А.п., должны соблюдать применимые морские коридоры и схемы разделения движения, установленные в соответствии с положениями Конвенции. При осуществлении А.п. Суда обязаны, в числе прочего. Воздерживаться от любой угрозы силой или ее применения против суверенитета территориальной целостности или политической независимости государства-архипелага или каким-либо другим образом в нарушение принципов международного права, воплощенных в Уставе ООН.

Воздерживаться от любой деятельности, кроме той, которая свойственна их обычному порядку непрерывного и быстрого транзита, за исключением случаев, когда такая деятельность вызвана обстоятельствами непреодолимой силы или бедствием. Соблюдать общепринятые международные правила,процедуры и практику, которые касаются обеспечения безопасности на море, включая Международные правила предупреждения столкновения судов в море, а также устанавливающие порядок предотвращения, сокращения исохранения под контролем загрязнения с судов.Суда, осуществляющие право А.п., обязаны, кроме того, соблюдать законы и правила, установленные государством-архипелагом в отношении безопасности судоходства, регулирования движения в морских коридорах и в соответствии со схемами разделения движения, предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения нефтью, нефте-содержащими отходами и другими ядовитыми веществами, недопущения рыболовства, погрузки или выгрузки любых товаров или валюты, посадки или высадки лиц.Когда судно йли.летательный аппарат, обладающие суверенным иммунитетом (т.е.

Читайте также:
Частный лесной сервитут: что это значит

Принадлежащие какому-либо государству), нарушают вышеупомянутые законы и правила,государство флага судна или регистрации летательного аппарата несет международную ответственность за любой ущерб или убытки, причиненные данному архипелажному государству. Со своей стороны, государства-архипелаги не должны препятствовать осуществлению А.п., а, напротив, обязаны соответствующим образом оповещать о любой известной им опасности для судоходства или пролета над архипелажными водами. Не должно допускаться никакого приостановления А.п. Волосов М.Е..

В соответствии со ст. 53 Конвенции ООН по морскому праву 1982г. – проход судна или пролет летательного аппарата через архипелажные воды и прилегающие территориальные воды государства-архипелага по установленным таким государством морским коридорам или расположенным над ними воздушным коридорам в порядке осуществления права нормального судоходства и пролета с целью непрерывного, быстрого и беспрепятственного транзита из одной части открытого моря в другую. Если государство-архипелаг не устанавлив..

В соответствии со ст. 53 Конвенции ООН по морскому праву 1982г. – проход судна или пролет летательного аппарата через архипелажные воды и прилегающие территориальные воды государства-архипелага по установленным таким государством морским коридорам или расположенным над ними воздушным коридорам в порядке осуществления права нормального судоходства и пролета с целью непрерывного, быстрого и беспрепятственного транзита из одной части открытого моря в другую. Если государство-архипелаг не устанавлив..

Осуществление иностранными мореплавателями всех флагов (любой национальности) нормального судоходства по устанавливаемым государствами-архипелагами в своих архипелажных водах морским коридорам. Соответствующее право предусмотрено Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г.) единственно с целью непрерывного, быстрого и беспрепятственного транзита из одной части открытого моря или исключительной экономической зоны в другую часть открытого моря или исключительной экономической зоны. Суда, осуществляющ..

(греч. Arche начало, главенство и pelagos – море)воды, разделяющие и окружающие группы островов, составляющие единое географическое и политическое целое и подпадающие под суверенитет какого-либо одного островного государства. Один из наиболее молодых институтов международного морского права, сформировавшийся в ходе работы Третьей конференции ООН по морскому праву 1973-1982гг. •Основное содержание юридического статуса А.в. Закреплено в принятой в 1982 г. Конвенции ООН по морскому праву (вступила ..

Осуществление воздушным (летательным) аппаратом независимо от того, в каком государстве он зарегистрирован, пролета над архипелажными водами (по установленным государством-архипелагом воздушным коридорам). Является одним из видов архипелажного прохода. Требования к воздушным летательным аппаратам, осуществляющим А.п., в целом совпадают с требованиями, установленными Конвенцией ООН по морскому праву 1982 Г. В отношении транзитного прохода через проливы, используемые для международного судоходства..

– в соответствии со ст. 53 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Проход судна (пролет воздушного судна) через архипелажные и прилегающие территориальные воды государства-архипелага по установленным таким государством морским коридорам или расположенным над ними воздушным коридорам в порядке осуществления права нормального судоходства и пролета с целью непрерывного, быстрого и беспрепятственного транзита из одной части открытого моря в другую. Если государство-архипелаг не устанавливает морских..

Должностные обязанности. На основе новейших достижений отечественного и зарубежного градостроительства, архитектурной науки, практики и с использованием средств автоматизации проектирования разрабатывает градостроительные решения и архитектурно – строительную часть проектов. Принимает участие в подготовке технических заданий на разработку градостроительных и архитектурных решений. Увязывает принятые решения с проектными разработками других разделов (частей) проекта. Обеспечивает соответствие раз..

Дополнительный поиск Архипелажный Проход

Раздел II. Международные проливы и архипелажный проход по морским коридорам (п.п. 23 – 33)

Раздел II. Международные проливы и архипелажный проход по морским
коридорам

23. Военные корабли и вспомогательные суда, а также военные и вспомогательные летательные аппараты воюющих могут пользоваться правами прохода в надводном и подводном положении через нейтральные международные проливы и пролета над ними, а также архипелажного прохода по морским коридорам и пролета по ним, которые предусматриваются общим международным правом.

Читайте также:
Опасный рецидив преступлений: что это значит

24. Транзитный проход военных кораблей, вспомогательных судов, военных и вспомогательных летательных аппаратов воюющих государств, равно как и мирный проход военных кораблей и вспомогательных судов воюющих государств через международный пролив не наносит ущерба нейтралитету государства, граничащего с этим проливом.

25. Осуществление военными кораблями, вспомогательными судами, а также военными или вспомогательными летательными аппаратами воюющих государств права архипелажного прохода по морским коридорам не наносит ущерба нейтралитету государства-архипелага.

26. Как предусмотрено общим международным правом, нейтральные военные корабли и вспомогательные суда, а также военные и вспомогательные летательные аппараты могут пользоваться правом прохода через международные проливы воюющих государств в надводном и подводном положениях и пролета над такими проливами, а также правом прохода через архипелажные воды воюющих государств и пролета над такими водами. Нейтральное государство должно, в качестве меры предосторожности, своевременно известить воюющее государство о своем намерении воспользоваться правами прохода.

Транзитный проход и архипелажный проход по морским коридорам

27. Права транзитного прохода и архипелажного прохода по морским коридорам, применимые к международным проливам и архипелажным водам в мирное время, сохраняются и во время вооруженного конфликта. Законы и правила государств, граничащих с проливами, и государств-архипелагов, касающиеся транзитного прохода и архипелажного прохода по морским коридорам, принятые в соответствии с общим международным правом, остаются в силе.

28. Надводные корабли, подводные лодки и летательные аппараты, как воюющих, так и нейтральных государств, пользуются правами транзитного прохода и архипелажного прохода по морским коридорам в надводном и подводном положении, а также пролета, во всех проливах и архипелажных водах, к которым эти права обычно применяются.

29. Нейтральные государства не могут приостанавливать действие права транзитного прохода и права архипелажного прохода по морским коридорам, препятствовать их осуществлению или каким-либо иным образом затруднять осуществление этих прав.

30. При транзитном проходе (как подводном, так и надводном) воюющей стороны через нейтральный международный пролив или пролете над ним, либо при архипелажном проходе (как подводном, так и надводном) по морским коридорам через нейтральные архипелажные воды или пролете над ними воюющий должен следовать без промедления, воздерживаться от применения силы или угрозы силой, направленных против территориальной целостности или политической независимости нейтрального прибрежного государства или государства-архипелага, либо противоречащих в каком-либо отношении целям Устава ООН, и воздерживаться от любых иных враждебных действий и прочих действий, не являющихся необходимыми при транзите. Воюющие могут при проходе (как подводном, так и надводном) через нейтральные проливы и воды, где действует право архипелажного прохода по морским коридорам (и пролете над такими проливами и водами), принимать меры оборонительного характера, обеспечивающие их безопасность, включая поднятие в воздух и посадку летательных аппаратов, установление дымовой завесы, акустическое и электронное наблюдение. Воюющие, однако, не могут во время транзитного прохода либо архипелажного прохода по морским коридорам (или при соответствующих видах пролета) ни проводить наступательные операции против сил противника, ни использовать такие нейтральные воды в качестве убежища или базы для операций.

31. В дополнение к осуществлению прав транзитного прохода и архипелажного прохода по морским коридорам военные корабли и вспомогательные суда воюющих государств могут, при условии соблюдения пунктов 19 и 21, пользоваться правом мирного прохода через нейтральные международные проливы и архипелажные воды в соответствии с общим международным правом.

32. Нейтральные суда также могут пользоваться правом мирного прохода через международные проливы и архипелажные воды воюющих государств.

33. Право неприостанавливаемого мирного прохода, предусмотренное для некоторых международных проливов международным правом, не может быть приостановлено во время вооруженного конфликта.

>
Исключительная экономическая зона и континентальный шельф (п.п. 34 – 35)
Содержание
Руководство Сан-Ремо по международному праву, применимому к вооруженным конфликтам на море (Сан-Ремо, 12 июня 1994 г.)

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: