Аварийно-спасательная служба: что это такое, описание и особенности

Аварийно-спасательные формирования и спасательные службы

Федеральный закон N 151-ФЗ от 22.08.1995 «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» (ред. от 02.07.2013) определяет основные понятия и принципы деятельности.

Аварийно-спасательная служба (АСС) – это совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют аварийно-спасательные формирования.

Аварийно-спасательное формирование (АСФ) – это самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.

Основными принципамидеятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей являются
(ст. 3 151-ФЗ):

• принцип гуманизма и милосердия, предусматривающий приоритетность задач спасения жизни и сохранения здоровья людей, защиты природной среды при возникновении чрезвычайных ситуаций;

• принцип единоначалия руководства аварийно-спасательными службами, аварийно-спасательными формированиями;

• принцип оправданного риска и обеспечения безопасности при проведении аварийно-спасательных и неотложных работ;

• принцип постоянной готовности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований к оперативному реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации.

АСФ не входят в состав ВС РФ, владеют специальной техникой и имуществом и подготовленные для защиты населения и организаций от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Профессиональные аварийно-спасательные службы и профессиональные аварийно-спасательные формирования на постоянной штатной основе

Профессиональные АСС и АСФ создаются:

– в федеральных органах исполнительной власти (ФОИВ) – решениями Правительства РФ по представлениям соответствующих министерств, ведомств и организаций РФ, согласованным с МЧС России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти;

– в субъектах РФ – органы исполнительной власти (ОИВ) субъектов РФ в соответствии с законодательством РФ;

– в организациях, занимающихся одним или несколькими видами деятельности, при осуществлении которых законодательством РФ предусмотрено обязательное наличие у организаций собственных АСС, АСФ, – руководством организаций по согласованию с органами управления при ОИВ субъектов РФ, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

– в органах местного самоуправления – по решению органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Создаются в постоянной готовности– АСС, АСФ, иные службы и формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации в течение не менее 3 суток.

Условие создания – если организация, занимается одним или несколькими видами деятельности, при осуществлении которых законодательством РФ предусмотрено обязательное наличие у организаций собственных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований.

На нештатной основе – нештатные аварийно-спасательные

формирования

В соответствии с Приказом МЧС России от 23 декабря 2005 г. № 999 «Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований» (в ред. от 30 июня 2014 г. N 331) нештатные аварийно-спасательные формирования (НАСФ) представляют собой самостоятельные структуры, созданные организациями на нештатной основе из числа своих работников, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, подготовленные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и зонах чрезвычайных ситуаций.

Организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, а также организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты III класса опасности, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные аварийно-спасательные формирования

Основными задачами нештатных аварийно-спасательных формирований являются:

» проведение аварийно-спасательных работ и первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий;

» участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в борьбе с пожарами;

» обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому (бактериологическому) и иному заражению (загрязнению);

» санитарная обработка населения, специальная обработка техники, зданий и обеззараживание территорий;

» участие в восстановлении функционирования объектов жизнеобеспечения населения;

» обеспечение мероприятий гражданской обороны по вопросам восстановления и поддержания порядка, связи и оповещения, защиты животных и растений, медицинского, автотранспортного обеспечения.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут создавать, содержать и организовыватьдеятельность нештатных аварийно-спасательных формирований для выполнения мероприятий на своих территориях в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения, планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Нештатные аварийно-спасательные формирования создаются с учетомПримерного перечня создаваемых нештатных аварийно-спасательных формирований.

Оснащение нештатных аварийно-спасательных формирований осуществляется в соответствии с Примерными нормами оснащения (табелизации) нештатных аварийно-спасательных формирований специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.

» При создании нештатных аварийно-спасательных формирований учитываются наличие и возможности штатных аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб.

» МЧС России и его территориальные органы осуществляют методическое руководство созданием и обеспечением готовности нештатных аварийно-спасательных формирований, а также контроль в этой области.

Нештатные аварийно-спасательные формирования подразделяются:

по подчиненности: территориальные и организаций;

по численности: отряды, команды, группы, звенья, посты.

Количество и перечень создаваемых нештатных аварийно-спасательных формирований определяется исходя из прогнозируемых объемов проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при возникновении чрезвычайных ситуаций и их возможностей по проведению указанных работ.

Для нештатных аварийно-спасательных формирований сроки приведения в готовность не должны превышать: в мирное время – 6 часов, военное время – 3 часов.

Читайте также:
Абстрактное обязательство: что это такое, описание и особенности

Личный состав нештатных аварийно-спасательных формирований комплектуется за счет работников организаций. Военнообязанные, имеющие мобилизационные предписания, могут включаться в нештатные аварийно-спасательные формирования на период до их призыва (мобилизации).

Зачисление граждан в состав нештатных аварийно-спасательных формирований производится приказом руководителя организации.

Основной состав руководителей и специалистов нештатных аварийно-спасательных формирований, предназначенных для непосредственного выполнения аварийно-спасательных работ, в первую очередь комплектуется аттестованными спасателями, а также квалифицированными специалистами существующих аварийно-восстановительных, ремонтно-восстановительных, медицинских и других подразделений.

Обеспечение нештатных аварийно-спасательных формирований специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами осуществляется за счет техники и имущества, имеющихся в организациях.

Накопление, хранение и использованиематериально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, предназначенных для оснащения нештатных аварийно-спасательных формирований, осуществляется с учетом методических рекомендаций по созданию, подготовке, оснащению и применению нештатных аварийно-спасательных формирований.

Финансирование мероприятий по созданию, подготовке, оснащению и применению нештатных аварийно-спасательных формирований осуществляется за счет финансовых средств организаций, создающих нештатные аварийно-спасательные формирования, с учетом положений статьи 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ “О гражданской обороне”.

На общественных началах – общественные

аварийно-спасательные формирования

Общественные аварийно-спасательные формирования создаются общественными объединениями, уставными задачами которых является участие в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

АСС и АСФ могут быть следующих видов: спасательные, медицинские, противопожарные, инженерные, аварийно-технические, автомобильные формирования, а также формирования разведки, радиационного и химического наблюдения, радиационной и химической защиты, связи, механизации работ, охраны общественного порядка, питания, торговли и другие виды формирований.

Все они создаются с целью проведения аварийно-спасательных работ, к которым относятся поисково-спасательные, горноспасательные, газоспасательные, противофонтанные работы, а также аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров, работы по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и другие, перечень которых может быть дополнен решением Правительства Российской Федерации.

Вид и количество формирований, а также их численность определяются с учетом особенностей производственной деятельности организаций в мирное и военное время, наличия людских ресурсов, специальной техники и имущества, запасов материально – технических средств, а также объема и характера задач, возлагаемых на формирования в соответствии с планами ГО. Комплектуются за счет численности работников организаций, продолжающих работу в период мобилизации и в военное время.

Нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне

В соответствии с Приказом МЧС России от 18 декабря 2014 г. № 701 «Об утверждении Типового порядка создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне» нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне (далее – НФГО) – это формирования, создаваемые организациями из числа своих работников в целях участия в обеспечении выполнения мероприятий по гражданской обороне и проведения не связанных с угрозой для жизни и здоровью людей неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Данные формирования будут создавать и поддерживать в состоянии готовности силы и средства гражданской обороны.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в отношении организаций, находящихся

в их ведении, в пределах своих полномочий:

» определяют организации, создающие НФГО;

» организуют поддержание в состоянии готовности НФГО;

» организуют подготовку и обучение личного состава НФГО;

» создают и содержат запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для обеспечения НФГО.

Организации:

» создают и поддерживают в состоянии готовности НФГО;

» осуществляют обучение личного состава НФГО;

» создают и содержат запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для обеспечения НФГО.

НФГО подразделяются по численности на отряды, команды, группы, звенья, посты, автоколонны, пункты и станции.

Для НФГО сроки приведения в готовностьк применению по предназначению не должны превышать: в мирное время – 6 часов, военное время – 3 часа.

Личный состав НФГО в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ “О гражданской обороне” комплектуетсяорганизациями из числа своих работников в целях участия в обеспечении выполнения мероприятий по гражданской обороне и проведения не связанных с угрозой жизни и здоровью людей неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Накопление, хранение и использованиематериально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, предназначенных для оснащения НФГО, а также материально-техническое обеспечение мероприятий по созданию, подготовке, оснащению и применению НФГО осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне», постановлениями Правительства Российской Федерации от 10 ноября 1996 г. № 1340 «О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и от 27 апреля 2000 г. № 379 «О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств».

АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНАЯ СЛУЖБА (АСС)

АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНАЯ СЛУЖБА (АСС) — совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения конкретных задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЧС) (см. ЧЕРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ), функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют аварийно-спасательные формирования (АСФ) (см. АВАРИЙНО‑‑СПАСАТЕЛЬНЫЕ ФОРМИРОВАНИЯ). [2]

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Спасательные службы, как и само спасательное дело, имеют свою историю, которую можно проследить на протяжении многих веков. Конечно, борьба с ЧС эпизодически велась и в древности. Так, в Древнем Китае уже во втором тысячелетии до нашей эры была создана пожарная охрана, а в Древней Греции механик Ктесибий (II–I вв. до н. э.) изобрел пожарный насос . Первыми организациями, созданными для борьбы с ЧС, были, конечно, пожарные команды.

Читайте также:
Бортовой коносамент: что это такое, описание и особенности

Например, во Франции тушением пожаров занималась королевская стража и стража, составленная из ремесленников. Каждый горожанин обязан был прослужить в страже два месяца.

При правлении Ивана III на Руси «. в городах были организованы пожарные команды — особые заставы — “решетки”, службу в которых несли “решеточные приказчики” и привлекаемые к ним в помощь жители города (по человеку от каждых десяти дворов)».

В 1550 г. был учрежден стрелецкий приказ, и для тушения пожаров стали привлекать стрельцов, которых отличала военная организованность, дисциплина, слаженность совместных действий. Это было первое в мире применение военнослужащих для борьбы с пожарами. Впоследствии военных использовали для тушения пожаров во Франции и в Японии.

Рис. 1. Выезд пожарного обоза Пречистенской части (неизвестный художник XIX в.)

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ АСС

Основными задачами аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований являются:

· поддержание органов управления, сил и средств аварийно-спасательных служб (аварийно-спасательных формирований) в постоянной готовности к выдвижению в зоны чрезвычайных ситуаций и проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;

· контроль за готовностью обслуживаемых объектов и территорий к проведению на них работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;

· ликвидация чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых объектах или территориях.

Кроме того, в соответствии с законодательством Российской Федерации на аварийно‑спасательные службы (аварийно-спасательные формирования) могут возлагаться следующие задачи:

· участие в разработке планов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых объектах и территориях, планов взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций на других объектах и территориях;

· участие в проведении экспертизы предполагаемых для реализации проектов и решений по обслуживаемым объектам и территориям, а также по процессам, которые могут повлиять на обеспечение защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций на указанных объектах; надзор в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций;

· участие в контроле за соблюдением технологических и инженерно-технических требований с целью предупреждения чрезвычайных ситуаций;

· участие в подготовке решений по созданию, размещению, определению номенклатурного состава и объемов резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

· пропаганда знаний в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, участие в подготовке населения и работников организаций к действиям в чрезвычайных ситуациях;

· участие в разработке нормативных документов по вопросам организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР);

· выработка предложений органам государственной власти по правовому и техническому обеспечению деятельности аварийно-спасательных служб (аварийно‑спасательных формирований), социальной защите спасателей и других работников аварийно-спасательных служб (аварийно-спасательных формирований);

· участие в разработке и производстве аварийно-спасательных средств, а также другие задачи, не выходящие за рамки гуманитарных задач, возложенных на Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) (см. РСЧС).

Полный перечень задач, возлагаемых на конкретные аварийно-спасательные службы (аварийно-спасательные формирования), определяется по согласованию с соответствующими органами управления, уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, в соответствии с их полномочиями и закрепляется в положениях об аварийно-спасательных службах (аварийно-спасательных формированиях) или в уставах указанных служб (формирований). [1] [2]

ВИДЫ АСС:

В соответствии с законодательством Российской Федерации аварийно-спасательные службы (аварийно-спасательные формирования) могут создаваться:

на постоянной штатной основе — профессиональные аварийно-спасательные службы (аварийно-спасательные формирования);

· на нештатной основе — нештатные аварийно-спасательные формирования;

· на общественных началах — общественные аварийно-спасательные формирования.

Профессиональные аварийно-спасательные службы (аварийно-спасательные формирования) создаются: в федеральных органах исполнительной власти — решениями Правительства Российской Федерации по представлениям соответствующих министерств, ведомств и организаций Российской Федерации, согласованным с МЧС России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

Нештатные аварийно-спасательные формирования создаются организациями из числа своих работников в обязательном порядке, если это предусмотрено законодательством Российской Федерации, или по решению администраций организаций в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Общественные аварийно-спасательные формирования создаются общественными объединениями, уставными задачами которых является участие в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций. [1]

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ

Основными принципами деятельности аварийно-спасательных служб (аварийно‑спасательных формирований) и спасателей являются:

· принцип гуманизма и милосердия, предусматривающий приоритетность задач спасения жизни и сохранения здоровья людей, защиты природной среды при возникновении чрезвычайных ситуаций;

· принцип единоначалия руководства аварийно-спасательными службами (аварийно-спасательными формированиями);

· принцип оправданного риска и обеспечения безопасности при проведении аварийно-спасательных и неотложных работ;

· принцип постоянной готовности аварийно-спасательных служб (аварийно‑спасательных формирований) к оперативному реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации. [1]

Федеральный закон от 22.08.1995 г. № 151-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей

Принят Государственной Думой 14 июля 1995 года

(В редакции федеральных законов от 05.08.2000 № 118-ФЗ, от 07.08.2000 № 122-ФЗ, от 07.11.2000 № 135-ФЗ, от 11.11.2003 № 139-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 02.11.2004 № 127-ФЗ, от 29.11.2004 № 141-ФЗ, от 29.12.2004 № 189-ФЗ, от 09.05.2005 № 45-ФЗ, от 28.04.2008 № 53-ФЗ, от 07.05.2009 № 84-ФЗ, от 25.11.2009 № 267-ФЗ, от 02.10.2012 № 160-ФЗ, от 02.07.2013 № 185-ФЗ, от 18.07.2017 № 167-ФЗ, от 03.07.2019 № 159-ФЗ, от 13.07.2020 № 207-ФЗ, от 01.07.2021 № 256-ФЗ)

Настоящий Федеральный закон:

Читайте также:
Бланковый кредит: что это такое, описание и особенности

определяет общие организационно-правовые и экономические основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований на территории Российской Федерации, регулирует отношения в этой области между органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также предприятиями, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее – организации), общественными объединениями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации;

устанавливает права, обязанности и ответственность спасателей, должностных лиц, а также граждан Российской Федерации, привлекаемых к ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее – чрезвычайные ситуации), определяет основы государственной политики в области правовой и социальной защиты спасателей, других граждан Российской Федерации, принимающих участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций, и членов их семей. (В редакции Федерального закона от 01.07.2021 № 256-ФЗ)

Глава I. Общие положения

Статья 1. Основные понятия

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

аварийно-спасательная служба – совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют аварийно-спасательные формирования;

аварийно-спасательное формирование – самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами;

спасатель – гражданин, прошедший соответствующую подготовку и аттестованный на проведение аварийно-спасательных работ;

аварийно-спасательные работы – действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения;

неотложные работы при ликвидации чрезвычайных ситуаций – деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности;

статус спасателей – совокупность прав и обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации и гарантированных государством спасателям. Особенности статуса спасателей определяются возложенными на них обязанностями по участию в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и связанной с этим угрозой их жизни и здоровью;

аварийно-спасательные средства – техническая, научно-техническая и интеллектуальная продукция, в том числе специализированные средства связи и управления, техника, оборудование, снаряжение, имущество и материалы, методические, видео-, кино-, фотоматериалы по технологии аварийно-спасательных работ, а также программные продукты и базы данных для электронных вычислительных машин и иные средства, предназначенные для проведения аварийно-спасательных работ;

оправданный риск – вероятность возникновения угрозы для жизни и здоровья спасателей и (или) других лиц вследствие совершения правомерных необходимых и достаточных действий или бездействия в ситуации, требующей незамедлительного реагирования спасателя, направленных на спасение жизни и здоровья людей в условиях проведения аварийно-спасательных работ, если есть основания полагать, что такое спасение возможно;

крайняя необходимость – состояние, при котором действие, причиняющее вред охраняемым законом интересам, совершено в целях устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам спасателя или другого лица, охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости. Превышением пределов крайней необходимости признается причинение вреда, не соответствующего характеру и степени угрожавшей опасности и обстоятельствам, при которых опасность устранялась, когда указанным интересам был причинен вред, равный предотвращенному или более значительный, чем предотвращенный.

(Статья в редакции Федерального закона от 01.07.2021 № 256-ФЗ)

Статья 2. Правовые основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб и деятельности спасателей

Правовые основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и деятельности спасателей составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, Федеральный закон “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”, другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и деятельности спасателей. (В редакции Федерального закона от 07.05.2009 № 84-ФЗ)

Статья 3. Основные принципы деятельности аварийно-спасательных служб и спасателей

Основными принципами деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей являются:

принцип гуманизма и милосердия, предусматривающий приоритетность задач спасения жизни и сохранения здоровья людей, защиты природной среды при возникновении чрезвычайных ситуаций;

принцип единоначалия руководства аварийно-спасательными службами, аварийно-спасательными формированиями;

принцип оправданного риска и обеспечения безопасности при проведении аварийно-спасательных и неотложных работ;

принцип постоянной готовности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований к оперативному реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации.

(Утратила силу – Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

Статья 5. Виды аварийно-спасательных работ

1. К аварийно-спасательным работам относятся:

горноспасательные работы – действия, направленные на спасение людей, материальных и культурных ценностей, защиту природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализацию аварий и подавление или доведение до минимально возможного уровня воздействия последствий взрывов взрывчатых материалов и (или) рудничных газов, пожаров, загазований, обвалов, выбросов горной массы, затоплений и других видов аварий в горных выработках на объектах ведения горных работ, за исключением объектов, предназначенных для осуществления деятельности в области геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, а также для переработки (производства), транспортировки, хранения, реализации углеводородного сырья и произведенной из него продукции; (В редакции Федерального закона от 13.07.2020 № 207-ФЗ)

Читайте также:
Брокерская фирма: что это такое, описание и особенности

газоспасательные работы – действия, направленные на спасение людей, материальных и культурных ценностей, защиту природной среды, локализацию аварий и подавление или доведение до минимально возможного уровня воздействия последствий аварий в зоне с превышением предельно допустимых концентраций токсичных, и (или) пожароопасных, и (или) взрывоопасных веществ. К газоспасательным работам не относятся работы, отнесенные к аварийно-спасательным работам, связанным с тушением пожаров, и горноспасательным работам;

противофонтанные работы – действия, направленные на спасение людей, материальных и культурных ценностей, защиту природной среды, предупреждение и ликвидацию газонефтеводопроявлений, неуправляемого истечения пластовых флюидов (открытых фонтанов) и грифонообразования на объектах, предназначенных для осуществления деятельности в области геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, а также для переработки (производства), транспортировки, хранения, реализации углеводородного сырья и произведенной из него продукции; (В редакции Федерального закона от 13.07.2020 № 207-ФЗ)

поисково-спасательные работы – действия, направленные на поиск и спасение людей, материальных и культурных ценностей, подавление или доведение до минимально возможного уровня воздействия последствий чрезвычайных ситуаций на территориях, в акваториях и на транспорте;

аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров, – действия, направленные на поиск и спасение людей, материальных и культурных ценностей, защиту природной среды при тушении пожаров на объектах и территориях, за исключением пожаров в горных выработках на объектах ведения горных работ;

работы по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций – комплекс лечебно-эвакуационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических) и медицинских мероприятий в зоне чрезвычайной ситуации, направленных на защиту населения, производственно-технического персонала организаций, а также личного состава аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований.

2. Перечень видов аварийно-спасательных работ может быть дополнен решением Правительства Российской Федерации.

(Статья в редакции Федерального закона от 18.07.2017 № 167-ФЗ)

Глава II. Аварийно-спасательные службы

Статья 6. Задачи аварийно-спасательных служб

1. Основными задачами аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, которые в обязательном порядке возлагаются на них, являются:

поддержание органов управления, сил и средств аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований в постоянной готовности к выдвижению в зоны чрезвычайных ситуаций и проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;

контроль за готовностью обслуживаемых объектов и территорий к проведению на них работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;

ликвидация чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых объектах или территориях.

Кроме того, в соответствии с законодательством Российской Федерации на аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования могут возлагаться задачи по:

участию в разработке планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых объектах и территориях; (В редакции Федерального закона от 03.07.2019 № 159-ФЗ)

(Абзац утратил силу – Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

(Абзац утратил силу – Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

(Абзац утратил силу – Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

участию в подготовке решений по созданию, размещению, определению номенклатурного состава и объемов резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

пропаганде знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, участию в подготовке населения и работников организаций к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций;

участию в разработке нормативных документов по вопросам организации и проведения аварийно-спасательных и неотложных работ;

выработке предложений органам государственной власти по вопросам правового и технического обеспечения деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, социальной защиты спасателей и других работников аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований;

(Абзац утратил силу – Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

2. (Пункт утратил силу – Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

Статья 7. Создание аварийно-спасательных служб

1. В соответствии с законодательством Российской Федерации аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования могут создаваться:

на постоянной штатной основе – профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования;

на нештатной основе – нештатные аварийно-спасательные формирования;

на общественных началах – общественные аварийно-спасательные формирования.

2. Профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования, за исключением профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, выполняющих горноспасательные работы, создаются: (В редакции Федерального закона от 18.07.2017 № 167-ФЗ)

в федеральных органах исполнительной власти – решениями Правительства Российской Федерации по представлениям соответствующих федеральных органов исполнительной власти и организаций Российской Федерации, согласованным с федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти; (В редакции Федерального закона от 18.07.2017 № 167-ФЗ)

в субъектах Российской Федерации – органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в организациях, занимающихся одним или несколькими видами деятельности, при осуществлении которых законодательством Российской Федерации предусмотрено обязательное наличие у организаций собственных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, – руководством организаций по согласованию с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; (В редакции Федерального закона от 18.07.2017 № 167-ФЗ)

Читайте также:
Если район нахождения не изменился, менять ли документы?

в органах местного самоуправления – по решению органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

21. Профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования, выполняющие горноспасательные работы, создаются решениями Правительства Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, согласованному с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. (Пункт введен – Федеральный закон от 18.07.2017 № 167-ФЗ)

3. Нештатные аварийно-спасательные формирования создаются организациями из числа своих работников в обязательном порядке, если это предусмотрено законодательством Российской Федерации, или по решению администраций организаций в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

4. Общественные аварийно-спасательные формирования создаются общественными объединениями, уставными задачами которых является участие в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Статья 8. Состав аварийно-спасательных служб

Состав и структуру аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, за исключением профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, выполняющих горноспасательные работы, определяют создающие их федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации, общественные объединения исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также требований законодательства Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 18.07.2017 № 167-ФЗ)

В состав аварийно-спасательных служб входят органы управления указанных служб, аварийно-спасательные формирования и иные формирования, обеспечивающие решение стоящих перед аварийно-спасательными службами задач. Кроме того, в состав аварийно-спасательных служб могут входить научные организации, образовательные организации по подготовке спасателей, учреждения по подготовке поисковых собак и организации по производству аварийно-спасательных средств. (В редакции Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ)

Требования к составу и оснащению аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований, участвующих в осуществлении мероприятий по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом требований законодательства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, за исключением предусмотренных Федеральным законом от 31 июля 1998 года № 155-ФЗ “О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации” требований к составу сил и средств постоянной готовности, предназначенных для предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. (Часть введена – Федеральный закон от 13.07.2020 № 207-ФЗ)

Статья 9. Комплектование аварийно-спасательных служб

1. Комплектование аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований осуществляется на добровольной основе.

2. В профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования на должности спасателей, в образовательные организации по подготовке спасателей для обучения принимаются граждане, имеющие среднее общее образование, признанные при медицинском освидетельствовании годными к работе спасателями и соответствующие установленным требованиям к уровню их профессиональной и физической подготовки, а также требованиям, предъявляемым к их морально-психологическим качествам. (В редакции Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ)

3. К непосредственному исполнению обязанностей спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях допускаются граждане, достигшие возраста 18 лет, имеющие среднее общее образование, прошедшие профессиональное обучение по программе профессиональной подготовки спасателей и аттестованные в установленном порядке на проведение аварийно-спасательных работ. (В редакции Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ)

4. При приеме граждан в профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования на должности спасателей с ними заключается трудовой договор (контракт), в котором закрепляются особенности и режим работы спасателей; порядок и условия оплаты труда, социальные гарантии и льготы спасателям; обязательство неукоснительного выполнения спасателями возложенных на них обязанностей и распоряжений руководителей указанных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований на дежурстве и при проведении работ по ликвидации чре

аварийно-спасательная служба

(англ emergency-life service) – в РФ совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют аварийно-спасательные формирования. Правовые основы создания и деятельности А.-с.с. и деятельности спасателей составляют Конституция РФ*, ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»**, ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»** и др. законы и иные нормативные правовые акты РФ и субъектов РФ.

В соответствии с ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» А.-с.с. могут создаваться на штатной или нештатной основе либо на общественных началах. Регистрацию А.-с.с. осуществляют федеральный орган исполнительной власти, органы управления при органах исполнительной власти субъектов РФ и при органах местного самоуправления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

А.-с.с. подлежат аттестации в порядке, устанавливаемом Правительством РФ в соответствии с Основными положениями аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей**. А.-с.с, не прошедшие аттестацию или не подтвердившие в ходе проверок свою готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации, к обслуживанию организаций по договору не допускаются и к проведению аварийно-спасательных работ не привлекаются. Приостанавливается полностью или частично деятельность организаций в случае, если подготовка и состояние профессиональных А.-с.с, созданных этими организациями или обслуживающих их по договорам, не отвечают требованиям, установленным законодательством РФ.

Большой юридический словарь . Академик.ру . 2010 .

  • аварийная подписка
  • аварийно-спасательное формирование
Читайте также:
Двусторонняя сделка: что это такое, описание и особенности

Полезное

Смотреть что такое “аварийно-спасательная служба” в других словарях:

аварийно-спасательная служба — АСС Функционально организационная структура органа исполнительной власти Российской Федерации или ее субъекта, предназначенная для организации проведения в пределах своей компетенции мероприятий по предотвращению чрезвычайных ситуаций и… … Справочник технического переводчика

Аварийно-спасательная служба — АСС см. Служба аварийно спасательная. EdwART. Словарь терминов МЧС, 2010 … Словарь черезвычайных ситуаций

Аварийно-спасательная служба — (англ emergency life service) в РФ совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют… … Энциклопедия права

АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНАЯ СЛУЖБА — совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют аварийно спасательные формирования (ФЗ… … Юридический словарь

АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНАЯ СЛУЖБА — АСС совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют аварийно спасательные формирования… … Экологический словарь

аварийно-спасательная служба — совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют аварийно спасательные формирования … Российская энциклопедия по охране труда

АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНАЯ СЛУЖБА — совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют аварийно спасательные формирования … Юридическая энциклопедия

аварийно-спасательная служба — 2.2.16 аварийно спасательная служба; АСС: Совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально объединенных в единую систему, основу которой… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Аварийно-спасательная служба — 1. Аварийно спасательная служба это совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют… … Официальная терминология

Аварийно-спасательная служба — АВАРИ́ЙНО СПАСÁТЕЛЬНАЯ СЛУ́ЖБА, спец. служба в ВМФ, занималась аварийно спасат. обеспечением сил и средств флота, подъёмом затонувших кораблей (судов), самолётов и плавсооружений, стр вом и ремонтом гидротехнич. объектов и произ вом др. работ. До … Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия

Аварийно – спасательная служба — см. Поисково спасательная служба … Словарь военных терминов

Аварийно-спасательная служба: что это такое, описание и особенности

Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей

(с изменениями на 1 июля 2021 года)

Документ с изменениями, внесенными:

Федеральным законом от 2 ноября 2004 года N 127-ФЗ (Российская газета, N 246, 05.11.2004) (вступил в силу с 1 января 2005 года);

Федеральным законом от 29 ноября 2004 года N 141-ФЗ (Российская газета, N 265, 30.11.2004) (изменения вступили в силу с 1 января 2006 года);

Федеральным законом от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ (Российская газета, N 1, 12.01.2005) (вступил в силу с 1 марта 2005 года);

Федеральным законом от 2 октября 2012 года N 160-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 03.10.2012);

Федеральным законом от 18 июля 2017 года N 167-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 19.07.2017, N 0001201707190023) (о порядке вступления в силу см. статью 2 Федерального закона от 18 июля 2017 года N 167-ФЗ);

Федеральным законом от 3 июля 2019 года N 159-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 03.07.2019, N 0001201907030026);

Федеральным законом от 13 июля 2020 года N 207-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 13.07.2020, N 0001202007130041, Российская газета, N 155, 16.07.2020) (вступил в силу с 1 января 2021 года);

Федеральным законом от 1 июля 2021 года N 256-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 01.07.2021, N 0001202107010059).

Принят
Государственной Думой
14 июля 1995 года

Настоящий Федеральный закон:

определяет общие организационно-правовые и экономические основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований на территории Российской Федерации, регулирует отношения в этой области между органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также предприятиями, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее – организации), общественными объединениями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации;

устанавливает права, обязанности и ответственность спасателей, должностных лиц, а также граждан Российской Федерации, привлекаемых к ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее – чрезвычайные ситуации), определяет основы государственной политики в области правовой и социальной защиты спасателей, других граждан Российской Федерации, принимающих участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций, и членов их семей.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 12 июля 2021 года Федеральным законом от 1 июля 2021 года N 256-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

Глава I

Статья 1. Основные понятия

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

аварийно-спасательная служба – совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют аварийно-спасательные формирования;

аварийно-спасательное формирование – самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами;

спасатель – гражданин, прошедший соответствующую подготовку и аттестованный на проведение аварийно-спасательных работ;

Читайте также:
Дисциплинарное взыскание: что это такое, описание и особенности

аварийно-спасательные работы – действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения;

неотложные работы при ликвидации чрезвычайных ситуаций – деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности;

статус спасателей – совокупность прав и обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации и гарантированных государством спасателям. Особенности статуса спасателей определяются возложенными на них обязанностями по участию в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и связанной с этим угрозой их жизни и здоровью;

аварийно-спасательные средства – техническая, научно-техническая и интеллектуальная продукция, в том числе специализированные средства связи и управления, техника, оборудование, снаряжение, имущество и материалы, методические, видео-, кино-, фотоматериалы по технологии аварийно-спасательных работ, а также программные продукты и базы данных для электронных вычислительных машин и иные средства, предназначенные для проведения аварийно-спасательных работ;

оправданный риск – вероятность возникновения угрозы для жизни и здоровья спасателей и (или) других лиц вследствие совершения правомерных необходимых и достаточных действий или бездействия в ситуации, требующей незамедлительного реагирования спасателя, направленных на спасение жизни и здоровья людей в условиях проведения аварийно-спасательных работ, если есть основания полагать, что такое спасение возможно;

крайняя необходимость – состояние, при котором действие, причиняющее вред охраняемым законом интересам, совершено в целях устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам спасателя или другого лица, охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости. Превышением пределов крайней необходимости признается причинение вреда, не соответствующего характеру и степени угрожавшей опасности и обстоятельствам, при которых опасность устранялась, когда указанным интересам был причинен вред, равный предотвращенному или более значительный, чем предотвращенный.

(Статья в редакции, введенной в действие с 12 июля 2021 года Федеральным законом от 1 июля 2021 года N 256-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

Статья 2. Правовые основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб и деятельности спасателей

Правовые основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и деятельности спасателей составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, Федеральный закон “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”, другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и деятельности спасателей (статья дополнена с 24 мая 2009 года Федеральным законом от 7 мая 2009 года N 84-ФЗ, – см. предыдущую редакцию).

Статья 3. Основные принципы деятельности аварийно-спасательных служб и спасателей

Основными принципами деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей являются:

принцип гуманизма и милосердия, предусматривающий приоритетность задач спасения жизни и сохранения здоровья людей, защиты природной среды при возникновении чрезвычайных ситуаций;

принцип единоначалия руководства аварийно-спасательными службами, аварийно-спасательными формированиями;

принцип оправданного риска и обеспечения безопасности при проведении аварийно-спасательных и неотложных работ;

принцип постоянной готовности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований к оперативному реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации.

Статья 4. Государственная поддержка аварийно-спасательных служб и спасателей

(статья утратила силу с 1 января 2005 года – Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

Статья 5. Виды аварийно-спасательных работ

1. К аварийно-спасательным работам относятся:

горноспасательные работы – действия, направленные на спасение людей, материальных и культурных ценностей, защиту природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализацию аварий и подавление или доведение до минимально возможного уровня воздействия последствий взрывов взрывчатых материалов и (или) рудничных газов, пожаров, загазований, обвалов, выбросов горной массы, затоплений и других видов аварий в горных выработках на объектах ведения горных работ, за исключением объектов, предназначенных для осуществления деятельности в области геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, а также для переработки (производства), транспортировки, хранения, реализации углеводородного сырья и произведенной из него продукции;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2021 года Федеральным законом от 13 июля 2020 года N 207-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

газоспасательные работы – действия, направленные на спасение людей, материальных и культурных ценностей, защиту природной среды, локализацию аварий и подавление или доведение до минимально возможного уровня воздействия последствий аварий в зоне с превышением предельно допустимых концентраций токсичных, и (или) пожароопасных, и (или) взрывоопасных веществ. К газоспасательным работам не относятся работы, отнесенные к аварийно-спасательным работам, связанным с тушением пожаров, и горноспасательным работам;

противофонтанные работы – действия, направленные на спасение людей, материальных и культурных ценностей, защиту природной среды, предупреждение и ликвидацию газонефтеводопроявлений, неуправляемого истечения пластовых флюидов (открытых фонтанов) и грифонообразования на объектах, предназначенных для осуществления деятельности в области геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, а также для переработки (производства), транспортировки, хранения, реализации углеводородного сырья и произведенной из него продукции;

Читайте также:
Академический отпуск: что это такое, описание и особенности

(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2021 года Федеральным законом от 13 июля 2020 года N 207-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

поисково-спасательные работы – действия, направленные на поиск и спасение людей, материальных и культурных ценностей, подавление или доведение до минимально возможного уровня воздействия последствий чрезвычайных ситуаций на территориях, в акваториях и на транспорте;

аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров, – действия, направленные на поиск и спасение людей, материальных и культурных ценностей, защиту природной среды при тушении пожаров на объектах и территориях, за исключением пожаров в горных выработках на объектах ведения горных работ;

работы по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций – комплекс лечебно-эвакуационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических) и медицинских мероприятий в зоне чрезвычайной ситуации, направленных на защиту населения, производственно-технического персонала организаций, а также личного состава аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований.

2. Перечень видов аварийно-спасательных работ может быть дополнен решением Правительства Российской Федерации.

(Статья в редакции, введенной в действие с 19 июля 2017 года Федеральным законом от 18 июля 2017 года N 167-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

Глава II

Статья 6. Задачи аварийно-спасательных служб

1. Основными задачами аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, которые в обязательном порядке возлагаются на них, являются:

поддержание органов управления, сил и средств аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований в постоянной готовности к выдвижению в зоны чрезвычайных ситуаций и проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;

контроль за готовностью обслуживаемых объектов и территорий к проведению на них работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;

ликвидация чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых объектах или территориях.

Кроме того, в соответствии с законодательством Российской Федерации на аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования могут возлагаться задачи по:

участию в разработке планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых объектах и территориях;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 31 декабря 2019 года Федеральным законом от 3 июля 2019 года N 159-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

абзац утратил силу с 1 января 2005 года – Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ – см. предыдущую редакцию;

абзац утратил силу с 1 января 2005 года – Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ – см. предыдущую редакцию;

абзац утратил силу с 1 января 2005 года – Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ – см. предыдущую редакцию;

участию в подготовке решений по созданию, размещению, определению номенклатурного состава и объемов резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

пропаганде знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, участию в подготовке населения и работников организаций к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций;

участию в разработке нормативных документов по вопросам организации и проведения аварийно-спасательных и неотложных работ;

выработке предложений органам государственной власти по вопросам правового и технического обеспечения деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, социальной защиты спасателей и других работников аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований;

абзац утратил силу с 1 января 2005 года – Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ – см. предыдущую редакцию.

2. Пункт утратил силу с 1 января 2005 года – Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.

Статья 7. Создание аварийно-спасательных служб

1. В соответствии с законодательством Российской Федерации аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования могут создаваться:

на постоянной штатной основе – профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования;

на нештатной основе – нештатные аварийно-спасательные формирования;

на общественных началах – общественные аварийно-спасательные формирования.

2. Профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования, за исключением профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, выполняющих горноспасательные работы, создаются:

(Абзац в редакции, введенной в действие с 19 июля 2017 года Федеральным законом от 18 июля 2017 года N 167-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

в федеральных органах исполнительной власти – решениями Правительства Российской Федерации по представлениям соответствующих федеральных органов исполнительной власти и организаций Российской Федерации, согласованным с федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 19 июля 2017 года Федеральным законом от 18 июля 2017 года N 167-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

в субъектах Российской Федерации – органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в организациях, занимающихся одним или несколькими видами деятельности, при осуществлении которых законодательством Российской Федерации предусмотрено обязательное наличие у организаций собственных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, – руководством организаций по согласованию с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 16 января 2018 года Федеральным законом от 18 июля 2017 года N 167-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

в органах местного самоуправления – по решению органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Читайте также:
Биржа фондовая: что это такое, описание и особенности

2_1. Профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования, выполняющие горноспасательные работы, создаются решениями Правительства Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, согласованному с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

(Пункт дополнительно включен с 19 июля 2017 года Федеральным законом от 18 июля 2017 года N 167-ФЗ)

Охрана труда

Общая характеристика ФЗ “Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей”, основные понятия и определения

Правовые основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и деятельности спасателей составляют Конституция РФ, Федеральный закон “Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей” от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ, Федеральный закон “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”, другие законы и иные нормативные правовые акты РФ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

Федеральный закон “Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей” определяет общие организационно-правовые и экономические основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований на территории РФ, регулирует отношения в этой области между органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами РФ, устанавливает права, обязанности и ответственность спасателей, определяет основы государственной политики в области правовой и социальной защиты спасателей, других граждан РФ, принимающих участие в ликвидации ЧС природного и техногенного характера, и членов их семей.

Аварийно-спасательная служба (АСС) – это совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации ЧС, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют аварийно-спасательные формирования.

Аварийно-спасательное формирование – это самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.

Спасатель – это гражданин, подготовленный и аттестованный на проведение аварийно-спасательных работ.

Аварийно-спасательные работы – это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне ЧС, локализации ЧС и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения. К аварийно-спасательным работам относятся поисково-спасательные, горноспасательные, газоспасательные, противофонтанные работы, а также связанные с тушением пожаров, работы по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС и другие, перечень которых может быть дополнен решением Правительства РФ.

Неотложные работы при ликвидации ЧС – это деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в ЧС, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.

Аварийно-спасательные средства – это техническая, научно-техническая и интеллектуальная продукция, в том числе специализированные средства связи и управления, техника, оборудование, снаряжение, имущество и материалы, методические, видео-, кино-, фотоматериалы по технологии аварийно-спасательных работ, а также программные продукты и базы данных для электронных вычислительных машин и иные средства, предназначенные для проведения аварийно-спасательных работ.

Основными принципами деятельности АСС, аварийно-спасательных формирований и спасателей являются:
1. принцип гуманизма и милосердия, предусматривающий приоритетность задач спасения жизни и сохранения здоровья людей, защиты природной среды при возникновении ЧС;
2. принцип единоначалия руководства АСС, аварийно-спасательными формированиями;
3. принцип оправданного риска и обеспечения безопасности при проведении аварийно-спасательных и неотложных работ;
4. принцип постоянной готовности АСС, аварийно-спасательных формирований к оперативному реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации.

Аварийно-спасательные службы

В соответствии с законодательством РФ АСС, аварийно-спасательные формирования могут создаваться:
1. на постоянной штатной основе – профессиональные АСС, профессиональные аварийно-спасательные формирования;
2. на нештатной основе – нештатные аварийно-спасательные формирования;
3. на общественных началах – общественные аварийно-спасательные формирования.

Профессиональные АСС, профессиональные аварийно-спасательные формирования создаются:
1. в федеральных органах исполнительной власти – решениями Правительства РФ по представлениям соответствующих министерств, ведомств и организаций РФ, согласованным с федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС, то есть МЧС РФ и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти;
2. в субъектах РФ – органами исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с законодательством РФ;
3. в организациях, занимающихся одним или несколькими видами деятельности, при осуществлении которых законодательством РФ предусмотрено обязательное наличие у организаций собственных АСС, аварийно-спасательных формирований, – руководством организаций по согласованию с органами управления при органах исполнительной власти субъектов РФ, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС;
4. в органах местного самоуправления – по решению органов местного самоуправления.

Нештатные аварийно-спасательные формирования создаются организациями из числа своих работников в обязательном порядке, если это предусмотрено законодательством РФ, или по решению администраций организаций в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

Общественные аварийно-спасательные формирования создаются общественными объединениями, уставными задачами которых является участие в проведении работ по ликвидации ЧС.

В состав АСС входят органы управления указанных служб, аварийно-спасательные формирования и иные формирования, а также могут входить научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения по подготовке спасателей, учреждения по подготовке поисковых собак и организации по производству аварийно-спасательных средств. Комплектование АСС, аварийно-спасательных формирований осуществляется на добровольной основе.

Читайте также:
Аккордная работа: что это такое, описание и особенности

В профессиональные АСС, профессиональные аварийно-спасательные формирования на должности спасателей, в образовательные учреждения по подготовке спасателей для обучения принимаются граждане, имеющие среднее (полное) общее образование, признанные при медицинском освидетельствовании годными к работе спасателями и соответствующие установленным требованиям к уровню их профессиональной и физической подготовки, а также требованиям, предъявляемым к их морально-психологическим качествам. К непосредственному исполнению обязанностей спасателей в профессиональных АСС, профессиональных аварийно-спасательных формированиях допускаются граждане, достигшие возраста 18 лет, имеющие среднее (полное) общее образование, прошедшие обучение по программе подготовки спасателей и аттестованные в установленном порядке на проведение аварийно-спасательных работ.

При приеме граждан в профессиональные АСС, профессиональные аварийно-спасательные формирования на должности спасателей с ними заключается трудовой договор, в котором закрепляются особенности и режим работы спасателей, порядок и условия оплаты труда, социальные гарантии и льготы спасателям, обязательство неукоснительного выполнения спасателями возложенных на них обязанностей и распоряжений руководителей указанных АСС, аварийно-спасательных формирований на дежурстве и при проведении работ по ликвидации ЧС. Трудовой договор со спасателем может быть расторгнут по инициативе администрации АСС, аварийно-спасательного формирования в случае однократного необоснованного отказа спасателя от участия в проведении работ по ликвидации ЧС.

Предоплата и аванс: есть ли разница

Чем отличается аванс от предоплаты:

  • в юридической природе первое — это конкретная перечисляемая сумма, второе — форма расчетов между сторонами;
  • в том, к каким отношениям применяется: первое осуществляется в договорах подряда, второе — купли-продажи;
  • в объеме понятий есть мнение, что первая категория — это частный случай второй;
  • в некоторых случаях — в юридических последствиях нарушения обязательств.

Чем аванс отличается от предоплаты

Вопрос о том, в чем юридическая разница между авансом и предоплатой, является дискуссионным, и правоведы по-разному подходят к его решению. Одной из распространенных точек зрения является полное отождествление этих понятий, поскольку оба они предполагают, что заказчик, покупатель или получатель услуги, работы или товара выплачивает определенную сумму продавцу, исполнителю или подрядчику до начала его исполнения обязательств по договору. То есть обе эти категории предполагают, что поставщик товара, работы или услуги получит деньги до того, как выполнит обязательства.

Такая выплата, предваряющая исполнение, бывает полной или частичной, полная предоплата — это выплата исполнителю всей суммы по договору до того, как он исполнит обязательства. Это понятие соответствует понятию стопроцентного авансирования.

Однако имеется и ряд точек зрения, в соответствии с которыми эти две категории различаются между собой. Поскольку отличие аванса от предоплаты законодательно не зафиксировано, есть несколько подходов к тому, чем эти категории различаются друг от друга:

  • первая точка зрения предполагает, что аванс — это вид предварительной оплаты. Ее сторонники считают, что следует выделять две формы предварительной оплаты: аванс и задаток. Разница между ними состоит в том, что, если поставщику товара, работы или услуги заказчик перечисляет задаток, а тот обязательств по договору не исполнил, он возвращает задаток в двойном размере. Относительно авансирования такого правила нет;
  • другая точка зрения восходит к понятию юридической природы явлений, в соответствии с ней аванс — это конкретная передаваемая сумма, а предоплата — это определение формы расчетов;
  • несмотря на то что в обычной хозяйственной практике не всегда ясно, как понять, что это — предоплата или аванс, и термины эти рассматриваются как синонимичные, встречаются судебные решения, в которых суд делает между ними различия, и эти различия служат основанием для принятия того или иного решения. Например, вынося постановление по делу № А40-34066/2009, ФАС Московского округа отказал в начислении процентов на сумму аванса по действующей на тот момент редакции статьи 395 ГК РФ . Отказ основан на том, что в случае авансирования, при невыполнении обязательств поставщиком, его сумма подлежит возврату без процентов, в отличие от предварительной оплаты, на которую правомерно было бы насчитать проценты. То есть суд счел, что юридические последствия неисполнения обязательств разные.

В каких договорах прописывать одно, а в каких — другое понятие

Законодательно не установлено жестких рамок, когда что прописывать. При этом, если следовать букве закона дословно, то в соответствии со ст. 487 ГК РФ в договорах купли-продажи следует предусматривать предоплату, а по ст. 711 ГК РФ в соглашениях подряда прописываются авансовые платежи.

Так или иначе, из текста соглашения должны следовать:

  • размер платежа. Он прописывается в виде процента от общей суммы договора или в виде конкретной суммы;
  • срок перечисления предварительного платежа;
  • порядок возврата этого платежа в случае неисполнения обязательств поставщиком товара, работы или услуги либо в случае отказа от договора заказчиком;
  • важно, чтобы по тексту соглашения везде употреблялся один и тот же термин — это позволит в будущем, в случае возникновения споров, избежать недопониманий в толковании юридической природы этого платежа.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: