Аварийно-спасательное формирование: что это такое, описание и особенности

Аварийно-спасательное формирование

Авари́йно-спаса́тельная слу́жба — совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально объединённых в единую систему, основу которой составляют аварийно-спасательные формирования.

Авари́йно-спаса́тельное формирова́ние — самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащённые специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.

Авари́йно-спаса́тельные сре́дства — техническая, научно-техническая и интеллектуальная продукция, в том числе специализированные средства связи и управления, техника, оборудование, снаряжение, имущество и материалы, методические, видео-, кино-, фотоматериалы по технологии аварийно-спасательных работ, а также программные продукты и базы данных для электронных вычислительных машин и иные средства, предназначенные для проведения аварийно-спасательных работ.

Официальное толкование

Правовые акты РФ

П. 1 Федерального закона от 22.08.1995 №151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей».

См. также

  • МЧС
  • Пожарная охрана
  • Скорая помощь
  • Спасатель

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Аварийная стадия
  • Аварийно-спасательные работы

Полезное

Смотреть что такое “Аварийно-спасательное формирование” в других словарях:

аварийно-спасательное формирование — аварийно спасательное формирование: По ГОСТ Р 22.0.02; Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ — АСФ см Формирование аварийно спасательное. EdwART. Словарь терминов МЧС, 2010 … Словарь черезвычайных ситуаций

Аварийно-спасательное формирование — (англ. emergency life unit) в РФ самостоятельная или входящая в состав аварийно спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно спасательных работ. Основу А. с.ф. составляют подразделения спасателей, оснащенные специальными … Энциклопедия права

АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ — самостоятельная или входящая в состав аварийно спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальными техникой, оборудованием,… … Юридический словарь

АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ — Самостоятельная или входящая в состав аварийно спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальными техникой, оборудованием,… … Словарь бизнес-терминов

аварийно-спасательное формирование — самостоятельная или входящая в состав аварийно спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальными техникой, оборудованием,… … Российская энциклопедия по охране труда

аварийно-спасательное формирование — АСФ Самостоятельная или входящая в состав аварийно спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальными техникой, оборудованием,… … Справочник технического переводчика

Аварийно-спасательное формирование — 2. Аварийно спасательное формирование это самостоятельная или входящая в состав аварийно спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные… … Официальная терминология

аварийно-спасательное формирование — самостоятельная или входящая в состав аварийно спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальными техникой, оборудованием,… … Большой юридический словарь

АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ — самостоятельная или входящая в состав аварийно спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно спасательных работ; ее основу составляют подразделения спасателей, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением … Энциклопедический словарь экономики и права

Аварийно-спасательные формирования постоянной готовности – зачем они нужны?

12 ноября 2013г.

Для своевременного реагирования на возникновение чрезвычайных ситуаций в сфере экологической безопасности в стране должны быть особые службы – аварийно-спасательные формирования постоянной готовности. Они действуют в регионах, располагающих разветвленной промышленной системой, которая несет потенциальную опасность для здоровья человека и экологии. Помимо самих мест производства и переработки к таким регионам относятся области, заполненные транспортными артериями, где время от времени происходят большие утечки опасных веществ, и прибрежные районы, требующие защиты от разливов нефти и нефтепродуктов на воде – нефтяных пятен.

Аварийно-спасательная служба – это органы управления, силы и средства, предназначенные для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Они объединены в одну систему, в основе которой лежат аварийно-спасательные формирования, о которых и пойдет речь в данной статье.

АСФ – это самостоятельная структура (может входить в состав АСС), предназначенная для своевременного проведения аварийных и спасательных работ. Ее основу составляют подразделения спасателей, снабженные специальным оборудованием, техникой, снаряжением, материалами и необходимыми инструментами.

Читайте также:
Импульсивное действие: что это такое, описание и особенности

Виды аварийно-спасательных формирований:

– по подчиненности: местные, территориальные, ведомственные и объектовые;

– по предназначению: общего и специального назначения;

– по готовности: общей, постоянной и повышенной готовности.

АСФ постоянной готовности

Данные формирования составляют основу сил постоянной готовности. Их главное предназначение – оперативное реагирование на ЧС, их ликвидация с учетом АСДНР в течение 1-3 суток. Они создаются на постоянной основе. Специалисты быстро прибывают на место аварии и выполняют все необходимые действия для ее устранения. Оперативность и качество выполнения заданий – это главные принципы, на которых основана работа АСФ постоянной готовности.

Нужно заметить, что в России требуется ликвидация аварийных разливов нефти, так как на территории страны находится множество мест добычи и обработки опасных продуктов. Также осуществляется транспортировка нефти. Отметим, что практически невозможно полностью застраховаться от форс-мажорных ситуаций. Проблема не только в износе оборудования, но в других факторах, связанных с природными катаклизмами и человеческим фактором.

Специалисты аварийно-спасательных формирований всегда должны находиться в готовности, так как они работают и ночью, и в труднодоступных зонах, и в сложных погодных условиях. Кроме устранения опасных последствий они часто занимаются восстановлением региона. Это не экстренные работы, но они входят в обязанности подобных подразделений. Они требуют наличия специальных знаний, техники, оборудования, разных продуктов химической отрасли. Необходимо позаботиться о плане действий на случай возникновения таких ситуаций, который дорабатывается при возникновении конкретной ситуации. Для этого требуется большой опыт работы в данной сфере.

Аварийно-спасательные формирования действуют по всей России. Их главные задачи – экстренно реагировать на форс-мажорные ситуации, оперативно прибывать на место, локализировать утечки, устранять вредные вещества и обрабатывать территории для восстановления первоначальных характеристик. К тому же эти работы должны быть выполнены в максимально короткие сроки.
Аварийно-спасательная службы Москвы оказывает широкий спектр услуг по организации спасательных работ, а также по стационарному наблюдению за аварийно-опасными объектами производства. Связаться с нами можно при помощи страницы Контакты.

Телефоны для быстрой связи:

Москва: +7 (495) 518-47-27

Санкт-Петербург: +7 (812) 996-75-72

Аварийно-спасательное формирование: что это такое, описание и особенности

Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей

(с изменениями на 1 июля 2021 года)

Документ с изменениями, внесенными:

Федеральным законом от 2 ноября 2004 года N 127-ФЗ (Российская газета, N 246, 05.11.2004) (вступил в силу с 1 января 2005 года);

Федеральным законом от 29 ноября 2004 года N 141-ФЗ (Российская газета, N 265, 30.11.2004) (изменения вступили в силу с 1 января 2006 года);

Федеральным законом от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ (Российская газета, N 1, 12.01.2005) (вступил в силу с 1 марта 2005 года);

Федеральным законом от 2 октября 2012 года N 160-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 03.10.2012);

Федеральным законом от 18 июля 2017 года N 167-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 19.07.2017, N 0001201707190023) (о порядке вступления в силу см. статью 2 Федерального закона от 18 июля 2017 года N 167-ФЗ);

Федеральным законом от 3 июля 2019 года N 159-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 03.07.2019, N 0001201907030026);

Федеральным законом от 13 июля 2020 года N 207-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 13.07.2020, N 0001202007130041, Российская газета, N 155, 16.07.2020) (вступил в силу с 1 января 2021 года);

Федеральным законом от 1 июля 2021 года N 256-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 01.07.2021, N 0001202107010059).

Принят
Государственной Думой
14 июля 1995 года

Настоящий Федеральный закон:

определяет общие организационно-правовые и экономические основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований на территории Российской Федерации, регулирует отношения в этой области между органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также предприятиями, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее – организации), общественными объединениями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации;

Читайте также:
Акцизные управления: что это такое, описание и особенности

устанавливает права, обязанности и ответственность спасателей, должностных лиц, а также граждан Российской Федерации, привлекаемых к ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее – чрезвычайные ситуации), определяет основы государственной политики в области правовой и социальной защиты спасателей, других граждан Российской Федерации, принимающих участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций, и членов их семей.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 12 июля 2021 года Федеральным законом от 1 июля 2021 года N 256-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

Глава I

Статья 1. Основные понятия

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

аварийно-спасательная служба – совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют аварийно-спасательные формирования;

аварийно-спасательное формирование – самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами;

спасатель – гражданин, прошедший соответствующую подготовку и аттестованный на проведение аварийно-спасательных работ;

аварийно-спасательные работы – действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения;

неотложные работы при ликвидации чрезвычайных ситуаций – деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности;

статус спасателей – совокупность прав и обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации и гарантированных государством спасателям. Особенности статуса спасателей определяются возложенными на них обязанностями по участию в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и связанной с этим угрозой их жизни и здоровью;

аварийно-спасательные средства – техническая, научно-техническая и интеллектуальная продукция, в том числе специализированные средства связи и управления, техника, оборудование, снаряжение, имущество и материалы, методические, видео-, кино-, фотоматериалы по технологии аварийно-спасательных работ, а также программные продукты и базы данных для электронных вычислительных машин и иные средства, предназначенные для проведения аварийно-спасательных работ;

оправданный риск – вероятность возникновения угрозы для жизни и здоровья спасателей и (или) других лиц вследствие совершения правомерных необходимых и достаточных действий или бездействия в ситуации, требующей незамедлительного реагирования спасателя, направленных на спасение жизни и здоровья людей в условиях проведения аварийно-спасательных работ, если есть основания полагать, что такое спасение возможно;

крайняя необходимость – состояние, при котором действие, причиняющее вред охраняемым законом интересам, совершено в целях устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам спасателя или другого лица, охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости. Превышением пределов крайней необходимости признается причинение вреда, не соответствующего характеру и степени угрожавшей опасности и обстоятельствам, при которых опасность устранялась, когда указанным интересам был причинен вред, равный предотвращенному или более значительный, чем предотвращенный.

(Статья в редакции, введенной в действие с 12 июля 2021 года Федеральным законом от 1 июля 2021 года N 256-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

Статья 2. Правовые основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб и деятельности спасателей

Правовые основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и деятельности спасателей составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, Федеральный закон “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”, другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и деятельности спасателей (статья дополнена с 24 мая 2009 года Федеральным законом от 7 мая 2009 года N 84-ФЗ, – см. предыдущую редакцию).

Читайте также:
Как увольнять работниц, находящихся в отпуске по уходу за детьми

Статья 3. Основные принципы деятельности аварийно-спасательных служб и спасателей

Основными принципами деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей являются:

принцип гуманизма и милосердия, предусматривающий приоритетность задач спасения жизни и сохранения здоровья людей, защиты природной среды при возникновении чрезвычайных ситуаций;

принцип единоначалия руководства аварийно-спасательными службами, аварийно-спасательными формированиями;

принцип оправданного риска и обеспечения безопасности при проведении аварийно-спасательных и неотложных работ;

принцип постоянной готовности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований к оперативному реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации.

Статья 4. Государственная поддержка аварийно-спасательных служб и спасателей

(статья утратила силу с 1 января 2005 года – Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

Статья 5. Виды аварийно-спасательных работ

1. К аварийно-спасательным работам относятся:

горноспасательные работы – действия, направленные на спасение людей, материальных и культурных ценностей, защиту природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализацию аварий и подавление или доведение до минимально возможного уровня воздействия последствий взрывов взрывчатых материалов и (или) рудничных газов, пожаров, загазований, обвалов, выбросов горной массы, затоплений и других видов аварий в горных выработках на объектах ведения горных работ, за исключением объектов, предназначенных для осуществления деятельности в области геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, а также для переработки (производства), транспортировки, хранения, реализации углеводородного сырья и произведенной из него продукции;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2021 года Федеральным законом от 13 июля 2020 года N 207-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

газоспасательные работы – действия, направленные на спасение людей, материальных и культурных ценностей, защиту природной среды, локализацию аварий и подавление или доведение до минимально возможного уровня воздействия последствий аварий в зоне с превышением предельно допустимых концентраций токсичных, и (или) пожароопасных, и (или) взрывоопасных веществ. К газоспасательным работам не относятся работы, отнесенные к аварийно-спасательным работам, связанным с тушением пожаров, и горноспасательным работам;

противофонтанные работы – действия, направленные на спасение людей, материальных и культурных ценностей, защиту природной среды, предупреждение и ликвидацию газонефтеводопроявлений, неуправляемого истечения пластовых флюидов (открытых фонтанов) и грифонообразования на объектах, предназначенных для осуществления деятельности в области геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, а также для переработки (производства), транспортировки, хранения, реализации углеводородного сырья и произведенной из него продукции;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2021 года Федеральным законом от 13 июля 2020 года N 207-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

поисково-спасательные работы – действия, направленные на поиск и спасение людей, материальных и культурных ценностей, подавление или доведение до минимально возможного уровня воздействия последствий чрезвычайных ситуаций на территориях, в акваториях и на транспорте;

аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров, – действия, направленные на поиск и спасение людей, материальных и культурных ценностей, защиту природной среды при тушении пожаров на объектах и территориях, за исключением пожаров в горных выработках на объектах ведения горных работ;

работы по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций – комплекс лечебно-эвакуационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических) и медицинских мероприятий в зоне чрезвычайной ситуации, направленных на защиту населения, производственно-технического персонала организаций, а также личного состава аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований.

2. Перечень видов аварийно-спасательных работ может быть дополнен решением Правительства Российской Федерации.

(Статья в редакции, введенной в действие с 19 июля 2017 года Федеральным законом от 18 июля 2017 года N 167-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

Глава II

Статья 6. Задачи аварийно-спасательных служб

1. Основными задачами аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, которые в обязательном порядке возлагаются на них, являются:

Читайте также:
Злоупотребление полномочиями: что это такое, описание и особенности

поддержание органов управления, сил и средств аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований в постоянной готовности к выдвижению в зоны чрезвычайных ситуаций и проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;

контроль за готовностью обслуживаемых объектов и территорий к проведению на них работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;

ликвидация чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых объектах или территориях.

Кроме того, в соответствии с законодательством Российской Федерации на аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования могут возлагаться задачи по:

участию в разработке планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых объектах и территориях;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 31 декабря 2019 года Федеральным законом от 3 июля 2019 года N 159-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

абзац утратил силу с 1 января 2005 года – Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ – см. предыдущую редакцию;

абзац утратил силу с 1 января 2005 года – Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ – см. предыдущую редакцию;

абзац утратил силу с 1 января 2005 года – Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ – см. предыдущую редакцию;

участию в подготовке решений по созданию, размещению, определению номенклатурного состава и объемов резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

пропаганде знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, участию в подготовке населения и работников организаций к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций;

участию в разработке нормативных документов по вопросам организации и проведения аварийно-спасательных и неотложных работ;

выработке предложений органам государственной власти по вопросам правового и технического обеспечения деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, социальной защиты спасателей и других работников аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований;

абзац утратил силу с 1 января 2005 года – Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ – см. предыдущую редакцию.

2. Пункт утратил силу с 1 января 2005 года – Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ. – См. предыдущую редакцию.

Статья 7. Создание аварийно-спасательных служб

1. В соответствии с законодательством Российской Федерации аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования могут создаваться:

на постоянной штатной основе – профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования;

на нештатной основе – нештатные аварийно-спасательные формирования;

на общественных началах – общественные аварийно-спасательные формирования.

2. Профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования, за исключением профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, выполняющих горноспасательные работы, создаются:

(Абзац в редакции, введенной в действие с 19 июля 2017 года Федеральным законом от 18 июля 2017 года N 167-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

в федеральных органах исполнительной власти – решениями Правительства Российской Федерации по представлениям соответствующих федеральных органов исполнительной власти и организаций Российской Федерации, согласованным с федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 19 июля 2017 года Федеральным законом от 18 июля 2017 года N 167-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

в субъектах Российской Федерации – органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в организациях, занимающихся одним или несколькими видами деятельности, при осуществлении которых законодательством Российской Федерации предусмотрено обязательное наличие у организаций собственных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, – руководством организаций по согласованию с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 16 января 2018 года Федеральным законом от 18 июля 2017 года N 167-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

в органах местного самоуправления – по решению органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Читайте также:
Агитационные материалы: что это такое, описание и особенности

2_1. Профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования, выполняющие горноспасательные работы, создаются решениями Правительства Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, согласованному с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

(Пункт дополнительно включен с 19 июля 2017 года Федеральным законом от 18 июля 2017 года N 167-ФЗ)

Что представляют собой аварийно-спасательные формирования?

Аварийно-спасательные формирования существуют с тех пор, как в 1995 году был издан Федеральный закон №151, регулирующий создание, состав и деятельность АСФ. Согласно данному закону, аварийно-спасательное формирование представляет собой группу людей, прошедших спецподготовку и обучение, готовых быстро отреагировать и действовать в условиях чрезвычайных обстоятельств. Аварийно-спасательные формирования могу существовать самостоятельно, а могут входить в состав аварийно-спасательной службы. Спасатели готовы в любой момент приступить к выполнению своих прямых обязанностей по спасению граждан, имущества и материально-культурных ценностей при угрозе развития ЧС. Благодаря подготовке и материально-техническому оснащению, аварийно-спасательные формирования эффективно и оперативно выполняют экстренные работы по локализации и ликвидации различных природных катастроф и техногенных аварий. Состав аварийно-спасательных формирований комплектуется на добровольной основе.

О том, как аттестовать формирование, читайте ЗДЕСЬ.

Создание аварийно-спасательных формирований

Создать профессиональные формирования могут Правительство Российской Федерации, органы власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации с разрешения указанных органов. Создать НАСФ (нештатные формирования) могут органы местного самоуправления и организации из числа своих работников (как Вы понимаете, последние не имею права работать и заключать договора за пределами своих предприятий, не могут иметь спецтранспорт, не привлекаются к работе за пределами стен предприятий. Общественные объединения и некоммерческие организации могут также создавать общественные формирования (ОАСФ), которые работают исключительно на добровольных началах и финансируются за счет бюджета региона, но как Вы понимаете в нашей стране отсутствуем механизм реализации этой нормы, поэтому ОАСФ по прежнему, остаются лишь на бумаге.

Создание профессиональных подразделений спасателей и внештатных АСФ является частью программы правительства РФ, направленной на обеспечение защиты граждан и территории в случае ЧС. Основными задачами АСФ, согласно статье 6 Федерального закона от 22.08.1995 №151-ФЗ, является постоянное поддержание готовности человеческих и технических ресурсов для выполнения основной функции – ликвидации последствий ЧС, спасению людей и имущества. Аварийно-спасательные формирования, создаваемые на основе крупного предприятия, обязаны постоянно контролировать ситуацию на объекте, а так же участвовать в создании плана предупреждения и ликвидации ЧС. Обслуживание ОПО является одной из основных задач, которую выполняют аварийно-спасательные формирования МЧС России. Профессиональные спасатели обучены действовать в условиях ЧС. Их оснащение и экипировка соответствуют выполняемым задачам. Крупные ПО обязаны заключать договор на обслуживание АСФ.

Для большинства опасных производственных объектов взаимодействие с АСФ является обязательным. Есть два варианта выполнить требование закона: создать собственное (внештатное) АСФ или заключить договор с профессионалами центра аварийно-спасательных формирования. Функции АСФ заключаются в поддержании готовности личного состава и технического оснащения, оперативном реагировании на ЧС; локализации ЧС на суши (6 часов) и на воде (4 часа); консультирование по вопросам профилактики ЧС и проведение тренировок с персоналом. Аварийно-спасательные формирования Центра экстренной помощи в чрезвычайных ситуациях обеспечивают безопасность и участвуют в ликвидации ЧС на территории всей России. Мы постоянно принимаем активное участие в тушении лесных пожаров и ликвидации нефтяных разливов, доказывая высокий профессионализм и оперативность реагирования.

Нештатные аварийно-спасательные формирования

АСФ могут быть постоянными (профессиональными), нештатными и созданными на общественных началах. Приказ МЧС РФ от 23.12.2005 г. регламентируется общий порядок формирования нештатных АСФ. Деятельность организаций, в обязанности которых входит создание нештатных АСФ, связана с эксплуатацией ОПО. К ним относятся объекты 1 и 2 степени опасности, в том числе, радиационные и гидротехнические сооружений. Данный вид аварийно-спасательного подразделения формируется из числа сотрудников организации. Если деятельность промышленного предприятия не классифицируется, как опасная, то руководство организации может создать внештатное АСФ самостоятельно. Этим же правом наделена исполнительная власть и местное самоуправление. Работы аварийно-спасательного формирования заключаются в действиях по ликвидации последствии ЧС, расчистке завалов, нейтрализации последствий аварии, обнаружению районов, подвергшихся химическому или радиационному загрязнению, обеззараживании территории, техники, оборудования и зданий, а так же проведении санитарной обработки технических средств и личного состава.

Читайте также:
Аграрные законы: что это такое, описание и особенности

Таким образом, аварийно-спасательные формирования – это группа обученных, организованных и подготовленных сотрудников, готовых к действиям в чрезвычайных обстоятельствах. АСФ принимают активное участие в любых ситуациях, связанных с природными и техногенными катастрофами. Аварийно-спасательная деятельность подразумевает работы по ликвидации химических, радиационных, биологических аварий. Существуют специализированные подразделения для разбора завалов или инженерной разведки. Нередко, АСФ создаются на базе крупного предприятия для осуществления противопожарной деятельности. Многие нефтедобывающие и нефтеперерабатывающие заводы, гидроэлектростанции, металлургические комбинаты формируют собственные противопожарные бригады из числа сотрудников, либо заключают договоры на обслуживание с добровольными или федеральными подразделениями. Оснащение аварийно-спасательного формирования происходит в соответствие с их основной функцией.

Аварийно-спасательные работы (АСР) — цели, задачи, виды, этапы

(перенаправлено с «Спасатели»)

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 29 ноября 2018; проверки требуют 14 правок.

Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону (СССР-Россия), возможно, нарушая при этом правило о взвешенности изложения.

Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов.

Аварийно-спасательные работы — это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов.:Ст.1

Неотложные работы при ликвидации чрезвычайных ситуаций — это деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.:Ст.1

Решение по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ принимает руководитель работ по ликвидации чрезвычайной ситуации.

Аварийно-спасательные работы связаны с факторами, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.:Ст.1 Даже в случае крайней необходимости к аварийно-спасательным работам могут быть привлечены только аттестованные люди. К проведению неотложных работ на добровольной основе могут быть привлечены люди, не являющиеся спасателями.:Ст.14

В России перечень аварийно-спасательных работ установлен законом «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» и может дополняться решениями правительства.:Ст.5

Что такое АСР?

Этапы аварийно-спасательных работ – это система работ, выполняемых, в первую очередь, в зоне чрезвычайных положений. Выделяют четыре этапа аварийно-спасательных работ, направленных на спасение людских жизней, локализацию аварии и предотвращение возникновения повторных её очагов.

Вопросы и задания

1. Какие работы называют аварийно-спасательными?

2. С какими целями проводят неотложные работы?

3. Расскажите о видах обеспечения аварийно-спасательных работ, их содержании и задачах.

4. Назовите основные этапы аварийно-спасательных работ.

5. Дайте определение санитарной обработки. В чем она заключается?

6. Как и когда надо проводить частичную и полную санитарную обработку?

7. Каким образом и в какой последовательности проводят частичную санитарную обработку при загрязнении радиоактивными веществами, заражении капельно-жидкими АХОВ и загрязнении бактериальными средствами?

8. Как надо проводить частичную санитарную обработку при одновременном загрязнении (заражении) радиоактивными веществами, АХОВ и бактериальными средствами?

9. С какой целью проводят первоочередные мероприятия по жизнеобеспечению населения в зоне чрезвычайной ситуации?

10. В удовлетворении каких жизненно важных потребностей людей заключаются первоочередные мероприятия по жизнеобеспечению?

11. От каких факторов зависит содержание мероприятий жизнеобеспечения населения в конкретной чрезвычайной ситуации?

12. Каким образом проводится практическая работа по морально-психологической поддержке населения, пострадавшего в чрезвычайной ситуации?

Читайте также:
Можно ли продать квартиру, купленную на материнский капитал?

Задание 37

Из приведенного ниже перечня видов обеспечения выберите те, которые характерны для аварийно-спасательных работ:

а)транспортное;
б) медицинское;
в) материальное;
г) разведка;
д) продовольственное;
е) санитарно-гигиеническое;
ж) инженерное;
з) гидрометеорологическое;
и) геодезическое;
к) техническое;
л) дорожное;
м)военное;
н) информационное.

Задание 38

Из приведенного ниже перечня видов санитарной обработки выберите правильные:

а) местная;
б) общая;
в) частичная;
г) неполная;
д) частная;
е)полная;
ж) индивидуальная

Цели проведения АСР

Целью проведения неотложных работ служат:

1. Спасение выживших и оказание медицинской помощи пострадавшим.
2. Подавление очагов аварии и устранение препятствий, мешающих на всех этапах проведению аварийно-спасательных работ.
3. Защита и спасение культурных ценностей.
4. Создание благоприятной среды для проведения последующих восстановительных работ.

Аварийно-спасательные службы и формирования (в России)

Автомобиль муниципальной аварийно-спасательной службы

Для выполнения работ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в России возможно создание трех типов аварийно-спасательных служб и формирований: профессиональные службы, профессиональные формирования; нештатные формирования; общественные формирования. Для решения задач гражданской обороны используются аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования, либо нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне.

На 2017 год в России действовало 6403 служб и формирований, из них нештатных — 1126.

В России для ведения аварийно-спасательных работ службами и формированиями требуется аттестация. Разрешение на ведение других работ, в том числе решение задач гражданской обороны, не требуется.

Профессиональные

Объектовые

Аварийно-спасательные службы и формирования создаются в организациях, если законодательно предусмотрено их наличие в зависимости от вида деятельности организации.:Ст. 7

Муниципальные

Местное самоуправление самостоятельно финансирует мероприятия по защите от чрезвычайных ситуаций в границах муниципалитета и лишь при недостаточности муниципальных сил и средств привлекают силы и средства субъекта Российской Федерации.

Региональные
Ведомственные

Федеральные органы исполнительной власти или подведомственные им организации могут создавать ведомственные аварийно-спасательные службы. Одной из таких служб (подведомственных федеральному органу исполнительной власти) является Поисково-спасательная служба МЧС России.

Нештатные

Техника нештатной лесопожарной команды

Нештатная основа создания формирований не позволяет относить их к силам постоянной готовности, поскольку члены формирования в обычном режиме деятельности (когда нет чрезвычайных ситуаций, аварий и инцидентов) заняты выполнением обязанностей по основному месту работы и временно прерывают эту работу только для ликвидации чрезвычайных ситуаций (аварий, инцидентов) при их возникновении. На них не распространяются требования, действующие в отношении профессиональных формирований. Они не должны нести круглосуточного дежурства; не привлекаются для ликвидации чрезвычайных ситуаций вне зоны их ответственности; не требуется наличия оперативного автотранспорта, оборудованного спецсигналами.

Нештатные формирования могут создаваться для различного предназначения:

  • для ликвидации чрезвычайных ситуаций в по планам предупреждения и ликвидации;
  • для решения задач гражданской обороны по планам гражданской обороны и защиты населения;
  • для решения иных задач в зависимости от местных условий.

Нештатные формирования гражданской обороны могут проводить не связанные с угрозой жизни и здоровью людей неотложные работы при ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Общественные

Виды АСР

Законом РФ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» предусматриваются такие виды работ:

1. Горноспасательные.
2. Поисково-спасательные.
3. Направленные на тушение пожаров.
4. Газоспасательные.
5. Противофонтанные.
6. Направленные на ликвидацию медико-санитарных последствий в зоне чрезвычайного положения.
7. Другие.

Спасатель

Спасатель — гражданин, подготовленный и аттестованный на проведение аварийно-спасательных работ.:Ст.1

«Спасатель» как слово общелитературного русского языка стало обозначать профессию относительно недавно (90-е годы ХХ века). В русской терминологии безопасности жизнедеятельности отсутствуют другие лексемы для обозначения профессий в сфере реагирования в чрезвычайных ситуациях (исключением является профессия пожарный). Дифференциация спасателей по выполняемым ими работам происходит путем образования словосочетаний со словом «спасатель»: авиаспасатель, газоспасатель, горноспасатель, альпинист-спасатель, водолаз-спасатель.

  • быть в готовности к участию в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, совершенствовать свою физическую, специальную, медицинскую, психологическую подготовку;
  • совершенствовать навыки действий в составе аварийно-спасательных формирований;
  • неукоснительно соблюдать технологию проведения аварийно-спасательных работ;
  • активно вести поиск пострадавших, принимать меры по их спасению, оказывать им первую помощь и другие виды помощи;
  • неукоснительно выполнять приказы, отдаваемые в ходе проведения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций руководителями аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, в составе которых спасатели принимают участие в проведении указанных работ;
  • разъяснять гражданам правила безопасного поведения в целях недопущения чрезвычайных ситуаций и порядок действий в случае их возникновения.
Читайте также:
Административное правонарушение: что это такое, описание и особенности

Спасатель использует гидравлический разжим для извлечения пострадавшего из автомобиля

В России Профессиональным спасателем может стать гражданин, достигший 18 лет, подготовленный и аттестованный на проведение аварийно-спасательных работ.

Обучение профессии «Спасатель» производится в средних и высших учебных заведениях МЧС России и учебно-методических центрах ГОЧС.

Этапы проведения АСР

В таблице приведены этапы проведения аварийно спасательных работ и соответствующие им действия.

Наша компания имеет свидетельство на право ведения аварийно-спасательных работ. И независимо от того, какие этапы аварийно спасательных работ проводят в конкретной ситуации, необходимо побеспокоиться о средствах защиты и безопасности, коими могут стать противогазы, купить которые вы сможете у нас.

Аварийно-спасательные средства

Для спасения людей и проведения аварийно-спасательных работ, защиты и оказания первой помощи пострадавшим используются специализированная техника и инструмент, оборудование и снаряжение, средства связи и иные средства.

АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНАЯ СЛУЖБА (АСС)

АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНАЯ СЛУЖБА (АСС) — совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения конкретных задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЧС) (см. ЧЕРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ), функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют аварийно-спасательные формирования (АСФ) (см. АВАРИЙНО‑‑СПАСАТЕЛЬНЫЕ ФОРМИРОВАНИЯ). [2]

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Спасательные службы, как и само спасательное дело, имеют свою историю, которую можно проследить на протяжении многих веков. Конечно, борьба с ЧС эпизодически велась и в древности. Так, в Древнем Китае уже во втором тысячелетии до нашей эры была создана пожарная охрана, а в Древней Греции механик Ктесибий (II–I вв. до н. э.) изобрел пожарный насос . Первыми организациями, созданными для борьбы с ЧС, были, конечно, пожарные команды.

Например, во Франции тушением пожаров занималась королевская стража и стража, составленная из ремесленников. Каждый горожанин обязан был прослужить в страже два месяца.

При правлении Ивана III на Руси «. в городах были организованы пожарные команды — особые заставы — “решетки”, службу в которых несли “решеточные приказчики” и привлекаемые к ним в помощь жители города (по человеку от каждых десяти дворов)».

В 1550 г. был учрежден стрелецкий приказ, и для тушения пожаров стали привлекать стрельцов, которых отличала военная организованность, дисциплина, слаженность совместных действий. Это было первое в мире применение военнослужащих для борьбы с пожарами. Впоследствии военных использовали для тушения пожаров во Франции и в Японии.

Рис. 1. Выезд пожарного обоза Пречистенской части (неизвестный художник XIX в.)

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ АСС

Основными задачами аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований являются:

· поддержание органов управления, сил и средств аварийно-спасательных служб (аварийно-спасательных формирований) в постоянной готовности к выдвижению в зоны чрезвычайных ситуаций и проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;

· контроль за готовностью обслуживаемых объектов и территорий к проведению на них работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;

· ликвидация чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых объектах или территориях.

Кроме того, в соответствии с законодательством Российской Федерации на аварийно‑спасательные службы (аварийно-спасательные формирования) могут возлагаться следующие задачи:

· участие в разработке планов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых объектах и территориях, планов взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций на других объектах и территориях;

· участие в проведении экспертизы предполагаемых для реализации проектов и решений по обслуживаемым объектам и территориям, а также по процессам, которые могут повлиять на обеспечение защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций на указанных объектах; надзор в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций;

· участие в контроле за соблюдением технологических и инженерно-технических требований с целью предупреждения чрезвычайных ситуаций;

Читайте также:
Издержки производства: что это такое, описание и особенности

· участие в подготовке решений по созданию, размещению, определению номенклатурного состава и объемов резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

· пропаганда знаний в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, участие в подготовке населения и работников организаций к действиям в чрезвычайных ситуациях;

· участие в разработке нормативных документов по вопросам организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР);

· выработка предложений органам государственной власти по правовому и техническому обеспечению деятельности аварийно-спасательных служб (аварийно‑спасательных формирований), социальной защите спасателей и других работников аварийно-спасательных служб (аварийно-спасательных формирований);

· участие в разработке и производстве аварийно-спасательных средств, а также другие задачи, не выходящие за рамки гуманитарных задач, возложенных на Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) (см. РСЧС).

Полный перечень задач, возлагаемых на конкретные аварийно-спасательные службы (аварийно-спасательные формирования), определяется по согласованию с соответствующими органами управления, уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, в соответствии с их полномочиями и закрепляется в положениях об аварийно-спасательных службах (аварийно-спасательных формированиях) или в уставах указанных служб (формирований). [1] [2]

ВИДЫ АСС:

В соответствии с законодательством Российской Федерации аварийно-спасательные службы (аварийно-спасательные формирования) могут создаваться:

на постоянной штатной основе — профессиональные аварийно-спасательные службы (аварийно-спасательные формирования);

· на нештатной основе — нештатные аварийно-спасательные формирования;

· на общественных началах — общественные аварийно-спасательные формирования.

Профессиональные аварийно-спасательные службы (аварийно-спасательные формирования) создаются: в федеральных органах исполнительной власти — решениями Правительства Российской Федерации по представлениям соответствующих министерств, ведомств и организаций Российской Федерации, согласованным с МЧС России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

Нештатные аварийно-спасательные формирования создаются организациями из числа своих работников в обязательном порядке, если это предусмотрено законодательством Российской Федерации, или по решению администраций организаций в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Общественные аварийно-спасательные формирования создаются общественными объединениями, уставными задачами которых является участие в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций. [1]

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ

Основными принципами деятельности аварийно-спасательных служб (аварийно‑спасательных формирований) и спасателей являются:

· принцип гуманизма и милосердия, предусматривающий приоритетность задач спасения жизни и сохранения здоровья людей, защиты природной среды при возникновении чрезвычайных ситуаций;

· принцип единоначалия руководства аварийно-спасательными службами (аварийно-спасательными формированиями);

· принцип оправданного риска и обеспечения безопасности при проведении аварийно-спасательных и неотложных работ;

· принцип постоянной готовности аварийно-спасательных служб (аварийно‑спасательных формирований) к оперативному реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации. [1]

Аварийно-спасательная служба (АСС)

Аварийно-спасательная служба (АСС) – это совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения конкретных задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют аварийно-спасательные формирования (АСФ).

Задачи

Основными задачами аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований являются:

  • поддержание органов управления, сил и средств аварийно-спасательных служб (аварийно-спасательных формирований) в постоянной готовности к выдвижению в зоны чрезвычайных ситуаций и проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • контроль за готовностью обслуживаемых объектов и территорий к проведению на них работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций; ликвидация чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых объектах или территориях.

Кроме того, в соответствии с законодательством Российской Федерации на аварийно-спасательные службы (аварийно-спасательные формирования) могут возлагаться следующие задачи:

  • участие в разработке планов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых объектах и территориях, планов взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций на других объектах и территориях;
  • участие в проведении экспертизы предполагаемых для реализации проектов и решений по обслуживаемым объектам и территориям, а также по процессам, которые могут повлиять на обеспечение защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций на указанных объектах;
  • надзор в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций;
  • участие в контроле за соблюдением технологических и инженерно-технических требований с целью предупреждения чрезвычайных ситуаций;
  • участие в подготовке решений по созданию, размещению, определению номенклатурного состава и объемов резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • пропаганда знаний в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, участие в подготовке населения и работников организаций к действиям в чрезвычайных ситуациях;
  • участие в разработке нормативных документов по вопросам организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР);
  • выработка предложений органам государственной власти по правовому и техническому обеспечению деятельности аварийно-спасательных служб (аварийно-спасательных формирований), социальной защите спасателей и других работников аварийно-спасательных служб (аварийно-спасательных формирований);
  • участие в разработке и производстве аварийно-спасательных средств, а также др. задачи, не выходящие за рамки гуманитарных задач, возложенных на Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
Читайте также:
Инвестиционный институт: что это такое, описание и особенности

Полный перечень задач, возлагаемых на конкретные аварийно-спасательные службы (аварийно-спасательные формирования), определяется по согласованию с соответствующими органами управления, уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, в соответствии с их полномочиями и закрепляется в положениях об аварийно-спасательных службах (аварийно-спасательных формированиях) или в уставах указанных служб (формирований).

В соответствии с законодательством Российской Федерации аварийно-спасательные службы (аварийно-спасательные формирования) могут создаваться:

  • на постоянной штатной основе – профессиональные аварийно-спасательные службы (аварийно-спасательные формирования);
  • на нештатной основе – нештатные аварийно-спасательные формирования;
  • на общественных началах – общественные аварийно-спасательные формирования.

Профессиональные аварийно-спасательные службы (аварийно-спасательные формирования создаются: в федеральных органах исполнительной власти – решениями Правительства Российской Федерации по представлениям соответствующих министерств, ведомств и организаций Российской Федерации, согласованным с МЧС России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти; в субъектах Российской Федерации – органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации; в организациях, занимающихся одним или несколькими видами деятельности, при осуществлении которых законодательством РФ предусмотрено обязательное наличие у организаций собственных аварийно-спасательных служб (аварийно-спасательных формирований), – руководством организаций по согласованию с главными управлениями МЧС России по субъектам Российской Федерации; в органах местного самоуправления – по решению органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Нештатные аварийно-спасательные формирования создаются организациями из числа своих работников в обязательном порядке, если это предусмотрено законодательством Российской Федерации, или по решению администраций организаций в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Общественные аварийно-спасательные формирования создаются общественными объединениями, уставными задачами которых является участие в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций. Состав и структуру аварийно-спасательных служб (аварийно-спасательных формирований) определяют создающие их федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации, общественные объединения, исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также требований законодательства Российской Федерации. В состав аварийно-спасательных служб входят органы управления указанных служб, аварийно-спасательные формирования и иные формирования, обеспечивающие решение стоящих перед аварийно-спасательными службами задач. Кроме того, в состав аварийно-спасательных служб могут входить научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения по подготовке спасателей, учреждения по подготовке поисковых собак и организации по производству аварийно-спасательных средств. Основными принципами деятельности аварийно-спасательных служб (аварийно-спасательных формирований) и спасателей являются:

  • принцип гуманизма и милосердия, предусматривающий приоритетность задач спасения жизни и сохранения здоровья людей, защиты природной среды при возникновении чрезвычайных ситуаций;
  • принцип единоначалия руководства аварийно-спасательными службами (аварийно-спасательными формированиями);
  • принцип оправданного риска и обеспечения безопасности при проведении аварийно-спасательных и неотложных работ;
  • принцип постоянной готовности аварийно-спасательных служб (аварийно-спасательных формирований) к оперативному реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации.

Источник: Гражданская защита: Энциклопедия в 4 томах. Том I (А–И); под общей редакцией С.К. Шойгу; МЧС России. – М.: Московская типография № 2, 2006.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: