Аварийно-спасательные работы: что это такое, описание и особенности

Билет №14. 1. Что включает в себя понятие «аварийно-спасательные работы»

1. Что включает в себя понятие «аварийно-спасательные работы».

Аварийно-спасательные работы – действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне ЧС, локализация ЧС и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них жизненных факторов. Характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.

Аварийно-спасательные работы включают в себя работы по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в условиях химического, бактериологического, радиационного заражения, непригодной для дыхания среды и задымленности, низких или высоких температур, угрозы взрывов, обрушения конструкций и др.

Виды аварийно-спасательных работ:

– разведка маршрутов движения и участков работ;

– подавление вредных и опасных факторов, препятствующих ведению спасательных работ;

– локализация и тушение пожаров;

– эвакуация населения из опасных зон;

– санитарная обработка населения и местности;

– поиск и извлечение пораженных из поврежденных зданий и сооружений, помещений, завалов;

– обеззараживание территорий, сооружений, транспорта, техники, средств защиты, продовольствия и воды;

– оказание первой помощи пострадавшим, их эвакуация в лечебные учреждения.

2. Понятие клинической смерти. Основные признаки клинической смерти.

Случаи первичного поражения мозга, приводящего к смерти, относительно редки. В остальных случаях смерть мозга наступает вследствие нарушения кровообращения и гипоксии (кислородного голодания). Большие нейроны коры головного мозга весьма чувствительны к гипоксии. Необратимые изменения в них наступают уже через 5-6 минут с момента прекращения кровообращения. Этот период острой гипоксии, когда уже произошла остановка кровообращения и (или) дыхания, но кора головного мозга еще не погибла, называют клинической смертью. Данное состояние потенциально обратимо, поскольку, если восстановить питание мозга кровью обогащенной кислородом, жизнеспособность мозга сохранится. Если же обогащение мозга кислородом не восстановится, то нейроны коры погибнут, что будет знаменовать собой наступление биологической смерти, необратимого состояния, при котором спасение человека уже невозможно.

Запомните: клиническая смерть – обратимое состояние, пострадавшего в ряде случаев можно спасти!

Признаки клинической смерти:

· Остановка дыхания, констатируемая по отсутствию дыхательных движений грудной клетки. Прочие методы диагностики остановки дыхания (запотевание зеркала поднесенного ко рту, колебания нитки поднесенной к носу и т.д.) являются малодостоверными, поскольку дают положительный результат даже при очень поверхностном дыхании, не обеспечивающем эффективного газообмена.

· Остановка кровообращения, констатируемая по отсутствию пульса на сонных артериях и (или) бедренных артериях. Наступает в среднем через 8-10 минут после остановки дыхания. Прочие методы (выслушивание тонов сердца, определение пульса на лучевых артериях) малодостоверны, поскольку тоны сердца могут выслушиваться даже при неэффективных, дискоординированных сокращениях, а пульс на периферических артериях может не определяться вследствие их спазма.

· Потеря сознания (кома) с расширением зрачков и отсутствием их реакции на свет.Потеря сознания после остановки кровообращения наступает через 10-15 секунд, расширение зрачка после остановки кровообращения – через 1-1,5 минуты. Говорят о глубокой гипоксии и угнетении функций головного мозга.

На продолжительность периода клинической смерти оказывают влияние различные внешние и внутренние факторы. При понижении температуры уменьшается потребность клеток мозга в кислороде, поэтому временной промежуток клинической смерти значительно увеличивается. Описаны достоверные случаи успешной реанимации в сроки до 1 часа после остановки дыхания при переохлаждении. Однако при лихорадке (повышение температуры тела) и некоторых инфекционных заболеваниях (желтуха) период клинической смерти сокращается. В то же время, на практике невозможно достоверно прогнозировать, насколько увеличилась или уменьшилась продолжительность периода клинической смерти и приходится ориентироваться на средние показатели 5-6 минут.

3. Сигналы оповещения ГО и действия по ним.

Сигнал оповещения– это условный сигнал, передаваемый в системе оповещения ГО и являющийся командой для осуществления определенных мероприятий ГО органами, осуществляющими управление гражданской обороной, службами и сигналами ГО, населением.

Предупредительный сигнал “Внимание всем”– это сигнал оповещения ГО, направленный на обязательное включение динамиков радиотрансляции, местных программ ТВ, радиоприемников и прослушивание сообщений органов управления ГОЧС города, района с последующим выполнением требований текстов обращений. Сигнал подается с помощью звучания сирен.

АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ

АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ – это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций ( см. ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ) , локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов ( см. ОПАСНЫЕ ФАКТОРЫ ПОЖАРА). Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения. (Федеральный закон от 22.08.1995 N 151-ФЗ (ред. от 03.07.2019) “Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей”)

Читайте также:
Рушится перекрытие в новом доме. Как подать иск?

АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ, СВЯЗАННЫЕ С ТУШЕНИЕМ ПОЖАРОВ – действия, направленные на поиск и спасение людей, материальных и культурных ценностей, защиту природной среды при тушении пожаров (см. ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ) на объектах и территориях, за исключением пожаров (см. ПОЖАР) в горных выработках на объектах ведения горных работ [1].

АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ, СВЯЗАННЫЕ С ТУШЕНИЕМ ПОЖАРОВ — действия при пожаре, направленные на розыск пострадавших и извлечение их из горящих зданий, загазованных, задымлённых и затопленных помещений или завалов; вскрытие разрушенных помещений и спасание находящихся в них людей; организацию эвакуации (см. ЭВАКУАЦИЯ) материальных и культурных ценностей из опасной зоны; защиту окружающей среды от воздействия опасных факторов пожара [2].

Рис. АСР, связанные с тушением пожаров

АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ – действия пожарных и спасателей по спасанию людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне ЧС, локализации (см. ЛОКАЛИЗАЦИЯ ПОЖАРА) и тушению пожаров, по подавлению или доведению до минимально возможного уровня возникших в результате ЧС вредных и опасных факторов, препятствующих ведению спасательных работ из горящих и задымленных зданий и сооружений. Аварийно-спасательные работы проводятся в максимально сжатые сроки, что обусловлено необходимостью оказания своевременной помощи людям, а также воздействием вторичных поражающих факторов (пожаров, взрывов (см. ВЗРЫВ) и т. п.) [1;3].

К аварийно-спасательным работам относятся:

горноспасательные работы – действия, направленные на спасение людей, материальных и культурных ценностей, защиту природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализацию аварий и подавление или доведение до минимально возможного уровня воздействия последствий взрывов взрывчатых материалов и (или) рудничных газов, пожаров, загазований, обвалов, выбросов горной массы, затоплений и других видов аварий в горных выработках на объектах ведения горных работ, за исключением объектов бурения и добычи нефти, газа и газового конденсата;

газоспасательные работы – действия, направленные на спасение людей, материальных и культурных ценностей, защиту природной среды, локализацию аварий и подавление или доведение до минимально возможного уровня воздействия последствий аварий в зоне с превышением предельно допустимых концентраций токсичных, и (или) пожароопасных, и (или) взрывоопасных веществ. К газоспасательным работам не относятся работы, отнесенные к аварийно-спасательным работам, связанным с тушением пожаров, и горноспасательным работам;

противофонтанные работы – действия, направленные на спасение людей, материальных и культурных ценностей, защиту природной среды, предупреждение и ликвидацию газонефтеводопроявлений, неуправляемого истечения пластовых флюидов (открытых фонтанов) и грифонообразования на объектах бурения и добычи нефти, газа и газового конденсата и объектах подземного хранения газа и газового конденсата;

поисково-спасательные работы – действия, направленные на поиск и спасение людей, материальных и культурных ценностей, подавление или доведение до минимально возможного уровня воздействия последствий чрезвычайных ситуаций на территориях, в акваториях и на транспорте;

аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров – действия, направленные на поиск и спасение людей, материальных и культурных ценностей, защиту природной среды при тушении пожаров на объектах и территориях, за исключением пожаров в горных выработках на объектах ведения горных работ;

работы по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций – комплекс лечебно-эвакуационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических) и медицинских мероприятий в зоне чрезвычайной ситуации, направленных на защиту населения, производственно-технического персонала организаций, а также личного состава аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований.

Для организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, обязательно заключение договоров на проведение аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров. При этом аварийно-спасательная служба или формирование, с которым заключается договор, должна иметь аттестацию по этому виду работ [4].

Литература:

Тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ. Гражданская защита: Энциклопедия в 4 томах. Т. IV (Т – Я) —М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2015

Уткин Н.И., Муталиева Л.С., Меньшиков А.В. Договорные отношения в сфере проведения аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров, как основа обеспечения пожарной безопасности. Пожаровзрывобезопасность N 9, 2016

Аварийно-спасательные работы (АСР) — цели, задачи, виды, этапы

(перенаправлено с «Спасатели»)

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 29 ноября 2018; проверки требуют 14 правок.

Читайте также:
Больничные листы: что это такое, описание и особенности

Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону (СССР-Россия), возможно, нарушая при этом правило о взвешенности изложения.

Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов.

Аварийно-спасательные работы — это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов.:Ст.1

Неотложные работы при ликвидации чрезвычайных ситуаций — это деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.:Ст.1

Решение по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ принимает руководитель работ по ликвидации чрезвычайной ситуации.

Аварийно-спасательные работы связаны с факторами, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.:Ст.1 Даже в случае крайней необходимости к аварийно-спасательным работам могут быть привлечены только аттестованные люди. К проведению неотложных работ на добровольной основе могут быть привлечены люди, не являющиеся спасателями.:Ст.14

В России перечень аварийно-спасательных работ установлен законом «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» и может дополняться решениями правительства.:Ст.5

Что такое АСР?

Этапы аварийно-спасательных работ – это система работ, выполняемых, в первую очередь, в зоне чрезвычайных положений. Выделяют четыре этапа аварийно-спасательных работ, направленных на спасение людских жизней, локализацию аварии и предотвращение возникновения повторных её очагов.

Вопросы и задания

1. Какие работы называют аварийно-спасательными?

2. С какими целями проводят неотложные работы?

3. Расскажите о видах обеспечения аварийно-спасательных работ, их содержании и задачах.

4. Назовите основные этапы аварийно-спасательных работ.

5. Дайте определение санитарной обработки. В чем она заключается?

6. Как и когда надо проводить частичную и полную санитарную обработку?

7. Каким образом и в какой последовательности проводят частичную санитарную обработку при загрязнении радиоактивными веществами, заражении капельно-жидкими АХОВ и загрязнении бактериальными средствами?

8. Как надо проводить частичную санитарную обработку при одновременном загрязнении (заражении) радиоактивными веществами, АХОВ и бактериальными средствами?

9. С какой целью проводят первоочередные мероприятия по жизнеобеспечению населения в зоне чрезвычайной ситуации?

10. В удовлетворении каких жизненно важных потребностей людей заключаются первоочередные мероприятия по жизнеобеспечению?

11. От каких факторов зависит содержание мероприятий жизнеобеспечения населения в конкретной чрезвычайной ситуации?

12. Каким образом проводится практическая работа по морально-психологической поддержке населения, пострадавшего в чрезвычайной ситуации?

Задание 37

Из приведенного ниже перечня видов обеспечения выберите те, которые характерны для аварийно-спасательных работ:

а)транспортное;
б) медицинское;
в) материальное;
г) разведка;
д) продовольственное;
е) санитарно-гигиеническое;
ж) инженерное;
з) гидрометеорологическое;
и) геодезическое;
к) техническое;
л) дорожное;
м)военное;
н) информационное.

Задание 38

Из приведенного ниже перечня видов санитарной обработки выберите правильные:

а) местная;
б) общая;
в) частичная;
г) неполная;
д) частная;
е)полная;
ж) индивидуальная

Цели проведения АСР

Целью проведения неотложных работ служат:

1. Спасение выживших и оказание медицинской помощи пострадавшим.
2. Подавление очагов аварии и устранение препятствий, мешающих на всех этапах проведению аварийно-спасательных работ.
3. Защита и спасение культурных ценностей.
4. Создание благоприятной среды для проведения последующих восстановительных работ.

Аварийно-спасательные службы и формирования (в России)

Автомобиль муниципальной аварийно-спасательной службы

Для выполнения работ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в России возможно создание трех типов аварийно-спасательных служб и формирований: профессиональные службы, профессиональные формирования; нештатные формирования; общественные формирования. Для решения задач гражданской обороны используются аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования, либо нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне.

На 2017 год в России действовало 6403 служб и формирований, из них нештатных — 1126.

В России для ведения аварийно-спасательных работ службами и формированиями требуется аттестация. Разрешение на ведение других работ, в том числе решение задач гражданской обороны, не требуется.

Профессиональные

Объектовые

Аварийно-спасательные службы и формирования создаются в организациях, если законодательно предусмотрено их наличие в зависимости от вида деятельности организации.:Ст. 7

Муниципальные

Местное самоуправление самостоятельно финансирует мероприятия по защите от чрезвычайных ситуаций в границах муниципалитета и лишь при недостаточности муниципальных сил и средств привлекают силы и средства субъекта Российской Федерации.

Региональные
Ведомственные

Федеральные органы исполнительной власти или подведомственные им организации могут создавать ведомственные аварийно-спасательные службы. Одной из таких служб (подведомственных федеральному органу исполнительной власти) является Поисково-спасательная служба МЧС России.

Читайте также:
Брак полный: что это такое, описание и особенности

Нештатные

Техника нештатной лесопожарной команды

Нештатная основа создания формирований не позволяет относить их к силам постоянной готовности, поскольку члены формирования в обычном режиме деятельности (когда нет чрезвычайных ситуаций, аварий и инцидентов) заняты выполнением обязанностей по основному месту работы и временно прерывают эту работу только для ликвидации чрезвычайных ситуаций (аварий, инцидентов) при их возникновении. На них не распространяются требования, действующие в отношении профессиональных формирований. Они не должны нести круглосуточного дежурства; не привлекаются для ликвидации чрезвычайных ситуаций вне зоны их ответственности; не требуется наличия оперативного автотранспорта, оборудованного спецсигналами.

Нештатные формирования могут создаваться для различного предназначения:

  • для ликвидации чрезвычайных ситуаций в по планам предупреждения и ликвидации;
  • для решения задач гражданской обороны по планам гражданской обороны и защиты населения;
  • для решения иных задач в зависимости от местных условий.

Нештатные формирования гражданской обороны могут проводить не связанные с угрозой жизни и здоровью людей неотложные работы при ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Общественные

Виды АСР

Законом РФ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» предусматриваются такие виды работ:

1. Горноспасательные.
2. Поисково-спасательные.
3. Направленные на тушение пожаров.
4. Газоспасательные.
5. Противофонтанные.
6. Направленные на ликвидацию медико-санитарных последствий в зоне чрезвычайного положения.
7. Другие.

Спасатель

Спасатель — гражданин, подготовленный и аттестованный на проведение аварийно-спасательных работ.:Ст.1

«Спасатель» как слово общелитературного русского языка стало обозначать профессию относительно недавно (90-е годы ХХ века). В русской терминологии безопасности жизнедеятельности отсутствуют другие лексемы для обозначения профессий в сфере реагирования в чрезвычайных ситуациях (исключением является профессия пожарный). Дифференциация спасателей по выполняемым ими работам происходит путем образования словосочетаний со словом «спасатель»: авиаспасатель, газоспасатель, горноспасатель, альпинист-спасатель, водолаз-спасатель.

  • быть в готовности к участию в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, совершенствовать свою физическую, специальную, медицинскую, психологическую подготовку;
  • совершенствовать навыки действий в составе аварийно-спасательных формирований;
  • неукоснительно соблюдать технологию проведения аварийно-спасательных работ;
  • активно вести поиск пострадавших, принимать меры по их спасению, оказывать им первую помощь и другие виды помощи;
  • неукоснительно выполнять приказы, отдаваемые в ходе проведения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций руководителями аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, в составе которых спасатели принимают участие в проведении указанных работ;
  • разъяснять гражданам правила безопасного поведения в целях недопущения чрезвычайных ситуаций и порядок действий в случае их возникновения.

Спасатель использует гидравлический разжим для извлечения пострадавшего из автомобиля

В России Профессиональным спасателем может стать гражданин, достигший 18 лет, подготовленный и аттестованный на проведение аварийно-спасательных работ.

Обучение профессии «Спасатель» производится в средних и высших учебных заведениях МЧС России и учебно-методических центрах ГОЧС.

Этапы проведения АСР

В таблице приведены этапы проведения аварийно спасательных работ и соответствующие им действия.

Наша компания имеет свидетельство на право ведения аварийно-спасательных работ. И независимо от того, какие этапы аварийно спасательных работ проводят в конкретной ситуации, необходимо побеспокоиться о средствах защиты и безопасности, коими могут стать противогазы, купить которые вы сможете у нас.

Аварийно-спасательные средства

Для спасения людей и проведения аварийно-спасательных работ, защиты и оказания первой помощи пострадавшим используются специализированная техника и инструмент, оборудование и снаряжение, средства связи и иные средства.

Ведение аварийно-спасательных работ: виды и организация работ

3 марта 2014г.

Содержание ведения аварийно-спасательных работ

    • Виды аварийно-спасательных работ
    • Задачи аварийно-спасательных работ
    • Организация проведения аварийно-спасательных работ
    • Аварийно-спасательные работы при пожаре
    • Аварийно-спасательные работы при ЧС
    • Организация аварийно-спасательных работ при стихийных бедствиях
    • Работы по ликвидации аварийных ситуаций на ОПО

Ведение аварийно-спасательных работ имеет свои особенности в условиях возникновения разного рода аварий. В данной статье разберемся с видами и задачами работ, особенностями их организации, аварийно-спасательными работами при пожарах, чрезвычайных ситуациях, стихийных бедствиях и авариях на опасных производственных объектах.

Виды аварийно-спасательных работ

Аварийно-спасательные работы – это действия, включающие в себя следующие мероприятия: спасение людей, культурных и материальных ценностей, защита природной среды в зоне возникновения чрезвычайной ситуации, локализация и ликвидация ЧС, подавление опасных факторов, характерных для данной ЧС. Во время проведения аварийно-спасательных работ присутствуют факторы, угрожающие жизни и здоровью людей, проводящих эти работы, поэтому требуется специальная подготовка, экипировка и оснащение.

К основным видам обеспечения аварийно-спасательных работ относится разведка, транспортное, дорожное, инженерное, гидрометеорологическое, материальное, техническое и медицинское обеспечение.

В действующем законодательстве предусмотрены следующие виды АСДНР:

  • поисково-спасательные;
  • газоспасательные;
  • горноспасательные;
  • противофонтанные работы (проводятся на буровых и нефтяных скважинах);
  • работы по тушению пожаров;
  • ликвидация медико-санитарных последствий ЧС.


Задачи аварийно-спасательных работ

Аварийно-спасательные работы проводятся аварийно-спасательными службами и формированиями с целью предотвращения ЧС, чтобы ничто не угрожало жизни и здоровью людей. Первоочередные спасательные действия во время аварий, пожаров, взрывов, пожаров, землетрясений и других ЧС – поиск и спасение пострадавших, которые остались в поврежденных или разрушенных зданиях, людей, которых отрезал огонь (дым, стены и т.п.) или они оказались заблокированными в помещении.

Задачи аварийно-спасательных работ: тушение пожаров, ликвидация медико-санитарных последствий ЧС и проведение других неотложных действий, перечень которых при необходимости уточняет Правительство РФ.

Организация проведения аварийно-спасательных работ

Организация и подготовка к проведению аварийно-спасательных и других работ выполняется в несколько этапов. Последовательность проведения мероприятий изменяется в зависимости от создавшейся ЧС, но в любом случае требуется грамотная аварийно-спасательная подготовка.

Зачастую используется универсальная схема подготовки, организации и проведения АСР:

  • Первый этап: защита и спасение населения, подготовка сил и средств АСС или АСФ к проведению полномасштабных работ.
  • Второй этап: непосредственное проведение аварийно- спасательных работ в зоне возникновения ЧС.
  • Третий этап: ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.

Более подробно об организации проведения аварийно-спасательных работ читайте тут (Основы организации аварийно-спасательных работ).

Аварийно-спасательные работы при пожаре

Пожар – это неконтролируемое горение, которое может привести к разрушению сооружений, взрывов и других факторов, причиняющих материальный ущерб и вред здоровью и жизни людей. Для успешного выполнения аварийно-спасательных работ при пожаре требуется быстрая и эффективная организация боевых действий (своевременное прибытие на место пожара, привлечение необходимых сил и средств, грамотное руководство деятельностью).

Первоочередные аварийно-спасательные работы при тушении пожаров включают в себя розыск пострадавших людей, их извлечение из опасной зоны (заваленных или частично разрушенных зданий), подача воздуха в задымленные помещения, первая доврачебная помощь, эвакуация людей и материальных ценностей. Более подробно с первоочередными аварийно-спасательными действиями во время пожаров вы можете ознакомиться тут.


Аварийно-спасательные работы при ЧС

Аварийно-спасательные работы в зонах ЧС проводятся с целью поиска и удаления пострадавших за пределы действия опасных факторов. Оказывается неотложная медицинская помощь пострадавшим и их эвакуация в лечебные учреждения, ведь на месте часто невозможно создать условия, необходимые для спасения человека.

Во время проведения аварийно-спасательных работ при ЧС проводится разведка маршрутов движения, розыск и эвакуация пострадавших людей, подача воздуха, первая медицинская помощь, вывод граждан из пораженных зон в районы и санитарная обработка людей и их вещей.

Организация аварийно-спасательных работ при стихийных бедствиях

Стихийные бедствия – это природные явления, которые приводят к возникновению экстремальных ситуаций, несут угрозу жизни и здоровью людей, повреждают работу объектов. Для разных районов нашей страны характерны такие стихийные бедствия как землетрясения, наводнения, оползни, бури, ураганы, снежные лавины и др. Зачастую стихийные бедствия имеют внезапный характер. Они могут привести к разрушениям зданий и сооружений, уничтожению материальных и культурных ценностей, гибели людей и животных. АСР во время стихийных бедствий имеют свои нюансы. Перечень аварийно-спасательных работ и их особенности выполнения рассмотрены тут.

Работы по ликвидации аварийных ситуаций на ОПО

Для обеспечения готовности к работам по локализации и ликвидации последствий аварийных ситуаций организации, эксплуатирующие ОПО, обязаны планировать и выполнять мероприятия по локализации и ликвидации аварий на ОПО. При ликвидации аварийной ситуации важно придерживаться плана действий, ведь слаженная и грамотная работа всех подразделений приведет к быстрой ликвидации АС.

Аварийно-спасательная служба Москвы оказывает широкий спектр услуг по организации спасательных работ, а также по стационарному наблюдению за аварийно-опасными объектами производства. Связаться с нами можно при помощи страницы Контакты.

Телефоны для быстрой связи:

Москва: +7 (495) 518-47-27

Санкт-Петербург: +7 (812) 996-75-72

Тема 9. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы (АСДНР) при ликвидации последствий крупных аварий, катастроф и стихийных бедствий.

Содержание аварийно-спасательных и других неотложных работ

Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР) является одной из основных задач ГО и РСЧС в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени.

Аварийно-спасательные работы – это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.

Содержание аварийно-спасательных работ:

ведение разведки маршрутов выдвижения формирований и участков (объектов) работ;

локализация и тушение пожаров на участках (объектах) работ и путях выдвижения к ним;

розыск пораженных, извлечение их из поврежденных и горящих зданий, завалов, загазованных, затопленных и задымленных помещений;

вскрытие разрушенных, поврежденных и заваленных защитных сооружений и спасение находящихся в них людей;

подача воздуха в заваленные защитные сооружения;

оказание первой медицинской и первой врачебной помощи пораженным и эвакуация их в лечебные учреждения;

вывод (вывоз) населения из опасных мест в безопасные районы;

санитарная обработка людей и обеззараживание их одежды, территории, сооружений, техники, продовольствия, воды.

В основу организации аварийно-спасательных работ должен быть положен дифференцированный подход в зависимости от обстановки, предусмотрена двухэтапная система лечебно-эвакуационного обеспечения: первая медицинская и первая врачебная помощь, оказываемая непосредственно в зоне бедствия, а также специализированная помощь и стационарное лечение за пределами района аварии (в лечебных учреждениях).

Для эвакуации пострадавших установлены определенные правила. В первую очередь на транспорт грузят тяжелораненых, а затем пораженных средней тяжести, которые могут ехать сидя, последними – легкопораженных.

Основное требование к организации первой медицинской помощи – оказывать ее максимальному числу пострадавших в минимально короткие сроки и осуществлять их эвакуацию в лечебные учреждения.

Другие неотложные работы – это деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.

Содержание других неотложных работ:

прокладка колонных путей и устройство проездов (проходов) в завалах и зонах заражения;

локализация аварий на газовых, энергетических, водопроводных, канализационных и технологических сетях;

укрепление или обрушивание конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом и препятствующих безопасному проведению аварийно-спасательных работ;

ремонт и восстановление разрушенных линий вязи и коммунально-энергетических сетей;

обнаружение, обезвреживание и уничтожение взрывоопасных предметов;

ремонт и восстановление поврежденных защитных сооружений.

Объем и условия проведения АСДНР во многом зависят от масштабов ЧС, вида применяемого оружия и масштаба военных действий. Наиболее сложные условия для ведения АСДНР могут возникать в очаге комбинированного поражения.

В зависимости от объема работ для ликвидации последствий ЧС привлекаются различные силы и средства в таком количестве, чтобы они обеспечили непрерывность АСДНР.

Непрерывность работ достигается своевременным наращиванием усилий, умелым маневром силами и средствами, своевременной заменой подразделений, полным обеспечением их материальными средствами, быстрым ремонтом и возвращением в строй поврежденной техники.

В планах действий по предупреждению и ликвидации ЧС (планах ГО) предусматривается создание группировки сил и средств, предназначенной для проведения АСДНР в ходе ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и при ведении военных действий. Состав и построение группировки уточняется при угрозе нападения противника или возникновения ЧС и после их возникновения с учетом сложившейся обстановки, реального наличия и состояния сил и средств и объема работ в очагах поражения.

В группировку сил для проведения АСДНР в зоне ЧС включаются объектовые и территориальные формирования повышенной готовности, специализированные, специальные и ведомственные формирования. В их состав могут привлекаться воинские части ГО, инженерные части и части войск радиационной, химической и биологической защиты Минобороны России. Основу группировки сил для проведения АСДНР при ведении ГО составляют войска ГО и нештатные формирования ГО. Для обеспечения непрерывного проведения работ группировка сил состоит из формирований первого эшелона, второго эшелона и резерва.

Первый эшелон группировки сил и средств предназначен для ведения первоочередных аварийно-спасательных работ, особенно на объектах, продолжающих работу.

Второй эшелон – для наращивания усилий и расширения фронта аварийно-спасательных работ, а также для замены формирований первого эшелона.

Резерв – для решения внезапно возникающих задач, наращивания усилий, замены части первого (второго) эшелона, переноса усилий на новые участки (объекты) работ.

Формирования, входящие в состав эшелонов, распределяются по сменам с соблюдением целостности их организационной структуры и производственного принципа.

Состав эшелонов и смен определяются, исходя из конкретной обстановки в очаге поражения, наличия сил и средств.

Для обеспечения беспрепятственного продвижения группировки сил к очагу поражения (участкам работ) по решению председателя КЧС или начальника ГО создаются отряды обеспечения движения (ООД) по одному на маршрут. Основу ООД составляет сводный отряд (команда), усиленный формированиями служб (разведывательными, противопожарными, инженерными, радиационной и химической защиты).

ООД восстанавливает разрушенные участки дорог и мосты, при необходимости организует объезды, проводит обеззараживание участков дорог и др. работы.

Успешное проведение АСДНР достигается:

своевременной организацией и непрерывным ведением разведки, добыванием ею достоверных данных к установленному сроку;

быстрым вводом формирований в очаги поражения для выполнения задач;

высокой выучкой и морально-психологической подготовкой личного состава;

знанием и строгим соблюдением личным составом правил поведения и мер безопасности при проведении работ;

заблаговременным изучением командирами формирований особенностей вероятных участков (объектов) работ, характера их застройки, наличия коммунально-энергетических и технологических сетей, мест хранения АХОВ, мест расположения и характеристики защитных сооружений;

непрерывным и твердым управлением, четкой организацией взаимодействия сил и средств, привлекаемых к работам, и всесторонним их обеспечением.

Заблаговременная подготовка в стране к ликвидации возможных

чрезвычайных ситуаций организуется и проводится федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями, установленными Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» на основе соответствующих программ и планов.

Основными заблаговременными мероприятиями, обеспечивающими создание действенных предпосылок для успешной ликвидации чрезвычайных ситуаций, являются:

подготовка должностных лиц, органов управления, формирований и населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;

создание группировок сил, нацеленных на защищаемые территории;

проведение необходимого технического оснащения органов управления и сил РСЧС;

поддержание в готовности органов управления, сил и средств РСЧС;

создание резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

планирование возможных действий по ликвидации чрезвычайных ситуаций;

организация взаимодействия между подсистемами и звеньями РСЧС;

осуществление постоянного контроля за обстановкой в стране ( регионе, на территории субъекта Российской Федерации), связанной с чрезвычайными ситуациями.

Успех ликвидации чрезвычайной ситуации в решающей степени зависит от организации действий органов управления и сил РСЧС, эффективности управления проведением аварийно- спасательных и других неотложных работ.

В основе организации этих работ лежат заблаговременно разработанные планы действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Эти планы разрабатываются на основе оценки риска возникновения чрезвычайных ситуаций для соответствующий территории, прогнозирования вариантов возможной при этом обстановки и анализа возможных решений на проведение работ.

В целях согласования содержания планов исходные данные необходимые для планирования доводятся до подведомственных органов управления и сил РСЧС. Со стороны вышестоящих органов управления РСЧС осуществляется методическое руководство планированием. Разработанные проекты планов рассматриваются, согласовываются и утверждаются председателями соответствующих вышестоящих комиссий по чрезвычайным ситуациям.

В региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий разрабатываются планы действий (взаимодействия), являющиеся составными частями федерального плана по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Они согласовываются с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в границах региона и органами военного командования. В соответствии с решением начальников РЦ МЧС России, в спасательных воинских формированиях, привлекаемых к ликвидации чрезвычайных ситуаций и размещенных на территории региона, разрабатываются применительно к обслуживающим территориям планы приведения в готовность и планы действий.

Планы действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций уточняются при возникновении угрозы и непосредственно в процессе работ по ликвидации чрезвычайной ситуации.

Для проведения аварийно- спасательных и других неотложных работ в зависимости от характера и масштаба чрезвычайной ситуации и конкретных потребностей в тех или иных силах могут привлекаться:

федеральные, региональные и территориальные поисково- спасательные отряды и службы МЧС России;

спасательные воинские формирования, подразделения и формирования гражданской обороны;

военизированные и невоенизированные аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные и специализированные формирования министерств, ведомств Российской Федерации;

штатные и нештатные аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

учреждения и формирования Всероссийской службы медицины катастроф;

противопожарные части и подразделения ГПС МЧС России, других министерств и ведомств Российской Федерации;

специально подготовленные соединения, части и подразделения инженерных войск, войск радиационной, химической и биологической защиты, поисково- спасательные подразделения Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска и воинские формирования;

подразделения Ассоциации спасательных формирований России, других добровольных общественных организаций.

Привлечение сил различной принадлежности для ликвидации

чрезвычайных ситуаций проводится в порядке, определенном законодательством Российской Федерации, Положением о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, положениями о территориальных и функциональных подсистемах РСЧС, положениями, руководствами и соглашениями о взаимодействии между министерствами и ведомствами Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Привлечение поисково-спасательных служб и аварийных

формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется в

соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, которые предусматривают применение этих сил на определенных объектах и территориях, планами взаимодействия, которые предусматривают возможность использования этих сил на других объектах и территориях и в соответствии со специальными решениями, обусловленными возникшей необходимостью использовать эти силы во внеплановом порядке.

Решение на привлечение аварийно-спасательных служб и аварийных формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций принимаются уполномоченными на то должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, осуществляющих руководство деятельностью указанных служб и формирований.

Ведомственные аварийно-спасательные, аварийно-

восстановительные и специальные формирования привлекаются к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с заранее разработанными планами взаимодействия, решением председателей ведомственных комиссий по чрезвычайным ситуациям, в том числе по запросам территориальных и местных КЧС и ОПБ..

Спасательные воинские формирования постоянной готовности, а также сводные мобильные отряды соединений и воинских частей, которые в мирное время содержатся в сокращенном составе, привлекаются к ликвидации чрезвычайных ситуаций решением Министра МЧС России.

При внезапном возникновении чрезвычайной ситуации на территории региона части гражданской обороны (сводные мобильные отряды воинских частей) могут задействоваться решением начальника соответствующего РЦ МЧС России с немедленным докладом Министру МЧС России.

На период выполнения аварийно- спасательных и других неотложных работ спасательные воинские формирования могут передаваться в оперативное подчинение руководителю ликвидации ЧС или КЧС и ОПБ на соответствующих территориях или объектах.

Специально подготовленные для ликвидации чрезвычайных ситуаций силы Министерства обороны Российской Федерации ( соединения, воинские части и подразделения инженерных войск, войска радиационной, химической и биологической защиты, аварийно- спасательные подразделения), другие воинские формирования привлекаются к ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций организуется и осуществляется в соответствии с решением руководителя ликвидации чрезвычайных ситуаций и решениями комиссий по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности, которые являются обязательными для всех граждан и организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации. На отдельных участках зоны чрезвычайной ситуации в ходе аварийно- спасательных и других неотложных работ решения в соответствии с поставленными задачами и выводами из оценки обстановки, сложившейся на участках их действий, принимают руководители (начальники) действующих там формирований ( подразделений). Руководители всех уровней несут личную ответственность за принимаемые решения, использование подчиненных сил и результаты работ.

Дата добавления: 2016-06-13 ; просмотров: 11000 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые в зонах чрезвычайных ситуаций

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы- это действия по спасению людей, материальных и куль­турных ценностей, защите природной среды в зоне чрез­вычайных ситуаций, локализации чрезвычайных си­туаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов (рис. 22).

Рис. 22. Аварийно-спасательные работы после обрушения здания

Организация аварийно-спасательных и других неотлож­ных работ является одной из основных целей гражданской обороны. Они проводятся формированиями гражданской обо­роны для решения следующих задач:

– спасение людей и оказание помощи пострадавшим;

— локализация аварий и устранение повреждений, пре­пятствующих проведению спасательных работ; создание условий для последующего проведения восста­новительных работ.

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы име­ют различное содержание, но проводятся, как правило, од­новременно. Для организации более эффективного управле­ния проведением работ учитываются особенности террито­рии объекта, характер планировки и застройки, расположе­ние защитных сооружений и технологических коммуника­ций, а также транспортных магистралей.

К аварийно-спасательным работам относят:

— предварительную разведку маршрутов движения специ­альных формирований и участков предстоящих работ;

— локализацию и тушение пожаров на путях движения специальных формирований и участках работ;

— вскрытие разрушенных, поврежденных и заваленных за­щитных сооружений, спасение находящихся там людей;

– розыск пораженных и извлечение их из завалов, по­врежденных и горящих зданий, загазованных, задым­ленных и затопленных помещений;

– оказание первой медицинской помощи пораженным и эвакуация их в лечебные учреждения;

– подачу воздуха в заваленные защитные сооружения с по­врежденной вентиляцией;

— вывоз (вывод) населения из опасных мест в безопасные районы; санитарную обработку людей, обеззараживание их одеж­ды, территории, сооружений, техники, воды и продо­вольствия.

Для обеспечения успешного проведения спасательных работ в очаге поражения проводятся другие неотложные ра­боты. К ним относят:

-прокладку колонных путей и устройство проездов (про­ходов) в завалах и на зараженных участках;

– укрепление или. обрушение угрожающих обвалом кон­струкций зданий (сооружений) на путях движения к участкам проведения работ;

– локализацию аварий на коммунально-энергетических и технологических сетях.

При ведении аварийно-спасательных и других неотлож­ных работ в очагах поражения, образовавшихся в результате военных действий, дополнительно проводятся:

обнаружение, обезвреживание и уничтожение не взор­вавшихся боеприпасов в обычном снаряжении; ремонт и восстановление поврежденных защитных со­оружений.

Одновременно могут проводиться и такие работы, как:

– обеззараживание очагов поражения;

– сбор материальных ценностей;

– обеспечение питанием нуждающегося в нем населения; утилизация зараженного продовольствия и прочие ра­боты, направленные на предотвращение возникновения эпидемий.

В ликвидации чрезвычайных ситуаций задействованы раз­личные силы, и средства:

– военизированные и невоенизированные противопожар­ные, поисковые, аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные, восстановительные и аварийно-техни­ческие формирования федеральных органов исполни­тельной власти;

– формирования и учреждения Всероссийской службы медицины катастроф;

формирования ветеринарной службы и службы защиты растений Минсельхоза и продовольствия РФ; военизированные службы по активному воздействию на гидрометеорологические процессы Федеральной служ­бы России по гидрометеорологии и мониторингу окру­жающей среды;

формирования гражданской обороны территориального и объектового уровня, специально подготовленных сил и средств войск ГО, а также войск других воинских фор­мирований, предназначенных для ликвидации ЧС;

службы поискового и аварийно-спасательного полетов гражданской авиации Федеральной авиационной служ­бы России;

– восстановительные и пожарные поезда Министерства путей сообщения РФ;

– аварийно-спасательные службы и формирования Феде­ральной службы морского флота России, Федеральной службы речного флота России.

Кроме того, привлекаются силы и средства Минобороны, МВД, Федеральной пограничной службы, ряда других мини­стерств и ведомств.

МЧС России постоянно проводит планомерную работу по совершенствованию сил и средств для предупреждения и лик­видации ЧС. Отрабатывается программа по линии Центра по­иска и спасения на морях и в водных бассейнах РФ, разви­вается и укрепляется поисково-спасательная служба, созда­ются специализированные подразделения этой службы в рес­публиках, краях и областях.

Эффективность применения сил и средств аварийно-спа­сательных подразделений во многом зависит от того, насколь­ко быстро они смогут приступить к проведению работ и тех­нической оснащенности.

Вопросы для самоконтроля

1. Что понимается под аварийно-спасательными и другими неотлож­ными работами, проводимыми в зонах чрезвычайных ситуаций?

2. Какие виды работ относятся к аварийно-спасательным?

3. Назовите другие неотложные работы, которые проводятся в очаге поражения.

4. Перечислите силы и средства ликвидации чрезвычайных си­туаций.

Аварийно-спасательные формирования и спасательные службы

Федеральный закон N 151-ФЗ от 22.08.1995 «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» (ред. от 02.07.2013) определяет основные понятия и принципы деятельности.

Аварийно-спасательная служба (АСС) – это совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют аварийно-спасательные формирования.

Аварийно-спасательное формирование (АСФ) – это самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.

Основными принципамидеятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей являются
(ст. 3 151-ФЗ):

• принцип гуманизма и милосердия, предусматривающий приоритетность задач спасения жизни и сохранения здоровья людей, защиты природной среды при возникновении чрезвычайных ситуаций;

• принцип единоначалия руководства аварийно-спасательными службами, аварийно-спасательными формированиями;

• принцип оправданного риска и обеспечения безопасности при проведении аварийно-спасательных и неотложных работ;

• принцип постоянной готовности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований к оперативному реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации.

АСФ не входят в состав ВС РФ, владеют специальной техникой и имуществом и подготовленные для защиты населения и организаций от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Профессиональные аварийно-спасательные службы и профессиональные аварийно-спасательные формирования на постоянной штатной основе

Профессиональные АСС и АСФ создаются:

– в федеральных органах исполнительной власти (ФОИВ) – решениями Правительства РФ по представлениям соответствующих министерств, ведомств и организаций РФ, согласованным с МЧС России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти;

– в субъектах РФ – органы исполнительной власти (ОИВ) субъектов РФ в соответствии с законодательством РФ;

– в организациях, занимающихся одним или несколькими видами деятельности, при осуществлении которых законодательством РФ предусмотрено обязательное наличие у организаций собственных АСС, АСФ, – руководством организаций по согласованию с органами управления при ОИВ субъектов РФ, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

– в органах местного самоуправления – по решению органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Создаются в постоянной готовности– АСС, АСФ, иные службы и формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации в течение не менее 3 суток.

Условие создания – если организация, занимается одним или несколькими видами деятельности, при осуществлении которых законодательством РФ предусмотрено обязательное наличие у организаций собственных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований.

На нештатной основе – нештатные аварийно-спасательные

формирования

В соответствии с Приказом МЧС России от 23 декабря 2005 г. № 999 «Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований» (в ред. от 30 июня 2014 г. N 331) нештатные аварийно-спасательные формирования (НАСФ) представляют собой самостоятельные структуры, созданные организациями на нештатной основе из числа своих работников, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, подготовленные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и зонах чрезвычайных ситуаций.

Организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, а также организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты III класса опасности, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные аварийно-спасательные формирования

Основными задачами нештатных аварийно-спасательных формирований являются:

» проведение аварийно-спасательных работ и первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий;

» участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в борьбе с пожарами;

» обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому (бактериологическому) и иному заражению (загрязнению);

» санитарная обработка населения, специальная обработка техники, зданий и обеззараживание территорий;

» участие в восстановлении функционирования объектов жизнеобеспечения населения;

» обеспечение мероприятий гражданской обороны по вопросам восстановления и поддержания порядка, связи и оповещения, защиты животных и растений, медицинского, автотранспортного обеспечения.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут создавать, содержать и организовыватьдеятельность нештатных аварийно-спасательных формирований для выполнения мероприятий на своих территориях в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения, планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Нештатные аварийно-спасательные формирования создаются с учетомПримерного перечня создаваемых нештатных аварийно-спасательных формирований.

Оснащение нештатных аварийно-спасательных формирований осуществляется в соответствии с Примерными нормами оснащения (табелизации) нештатных аварийно-спасательных формирований специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.

» При создании нештатных аварийно-спасательных формирований учитываются наличие и возможности штатных аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб.

» МЧС России и его территориальные органы осуществляют методическое руководство созданием и обеспечением готовности нештатных аварийно-спасательных формирований, а также контроль в этой области.

Нештатные аварийно-спасательные формирования подразделяются:

по подчиненности: территориальные и организаций;

по численности: отряды, команды, группы, звенья, посты.

Количество и перечень создаваемых нештатных аварийно-спасательных формирований определяется исходя из прогнозируемых объемов проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при возникновении чрезвычайных ситуаций и их возможностей по проведению указанных работ.

Для нештатных аварийно-спасательных формирований сроки приведения в готовность не должны превышать: в мирное время – 6 часов, военное время – 3 часов.

Личный состав нештатных аварийно-спасательных формирований комплектуется за счет работников организаций. Военнообязанные, имеющие мобилизационные предписания, могут включаться в нештатные аварийно-спасательные формирования на период до их призыва (мобилизации).

Зачисление граждан в состав нештатных аварийно-спасательных формирований производится приказом руководителя организации.

Основной состав руководителей и специалистов нештатных аварийно-спасательных формирований, предназначенных для непосредственного выполнения аварийно-спасательных работ, в первую очередь комплектуется аттестованными спасателями, а также квалифицированными специалистами существующих аварийно-восстановительных, ремонтно-восстановительных, медицинских и других подразделений.

Обеспечение нештатных аварийно-спасательных формирований специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами осуществляется за счет техники и имущества, имеющихся в организациях.

Накопление, хранение и использованиематериально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, предназначенных для оснащения нештатных аварийно-спасательных формирований, осуществляется с учетом методических рекомендаций по созданию, подготовке, оснащению и применению нештатных аварийно-спасательных формирований.

Финансирование мероприятий по созданию, подготовке, оснащению и применению нештатных аварийно-спасательных формирований осуществляется за счет финансовых средств организаций, создающих нештатные аварийно-спасательные формирования, с учетом положений статьи 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ “О гражданской обороне”.

На общественных началах – общественные

аварийно-спасательные формирования

Общественные аварийно-спасательные формирования создаются общественными объединениями, уставными задачами которых является участие в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

АСС и АСФ могут быть следующих видов: спасательные, медицинские, противопожарные, инженерные, аварийно-технические, автомобильные формирования, а также формирования разведки, радиационного и химического наблюдения, радиационной и химической защиты, связи, механизации работ, охраны общественного порядка, питания, торговли и другие виды формирований.

Все они создаются с целью проведения аварийно-спасательных работ, к которым относятся поисково-спасательные, горноспасательные, газоспасательные, противофонтанные работы, а также аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров, работы по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и другие, перечень которых может быть дополнен решением Правительства Российской Федерации.

Вид и количество формирований, а также их численность определяются с учетом особенностей производственной деятельности организаций в мирное и военное время, наличия людских ресурсов, специальной техники и имущества, запасов материально – технических средств, а также объема и характера задач, возлагаемых на формирования в соответствии с планами ГО. Комплектуются за счет численности работников организаций, продолжающих работу в период мобилизации и в военное время.

Нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне

В соответствии с Приказом МЧС России от 18 декабря 2014 г. № 701 «Об утверждении Типового порядка создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне» нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне (далее – НФГО) – это формирования, создаваемые организациями из числа своих работников в целях участия в обеспечении выполнения мероприятий по гражданской обороне и проведения не связанных с угрозой для жизни и здоровью людей неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Данные формирования будут создавать и поддерживать в состоянии готовности силы и средства гражданской обороны.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в отношении организаций, находящихся

в их ведении, в пределах своих полномочий:

» определяют организации, создающие НФГО;

» организуют поддержание в состоянии готовности НФГО;

» организуют подготовку и обучение личного состава НФГО;

» создают и содержат запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для обеспечения НФГО.

Организации:

» создают и поддерживают в состоянии готовности НФГО;

» осуществляют обучение личного состава НФГО;

» создают и содержат запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для обеспечения НФГО.

НФГО подразделяются по численности на отряды, команды, группы, звенья, посты, автоколонны, пункты и станции.

Для НФГО сроки приведения в готовностьк применению по предназначению не должны превышать: в мирное время – 6 часов, военное время – 3 часа.

Личный состав НФГО в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ “О гражданской обороне” комплектуетсяорганизациями из числа своих работников в целях участия в обеспечении выполнения мероприятий по гражданской обороне и проведения не связанных с угрозой жизни и здоровью людей неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Накопление, хранение и использованиематериально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, предназначенных для оснащения НФГО, а также материально-техническое обеспечение мероприятий по созданию, подготовке, оснащению и применению НФГО осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне», постановлениями Правительства Российской Федерации от 10 ноября 1996 г. № 1340 «О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и от 27 апреля 2000 г. № 379 «О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: