Авиационные работы: что это такое, описание и особенности

Авиационные работы

Авиацио́нные рабо́ты — работы, выполняемые с примененением авиации для нужд различных отраслей экономики:

  • сельское хозяйство, в том числе авиационно-химические работы (АХР)
  • строительство
  • охрана окружающей среды
  • медицинская помощь
  • аэрофотосъёмка
  • разведка недр
  • нефтегазовая отрасль
  • пожарная охрана
  • милиция

Устаревший синоним: Применение авиации в народном хозяйстве (ПАНХ).

Как правило, авиационные работы выполняются на вертолётах (наиболее массовые модели в России и СНГ – Ми-2, Ми-8, Ка-26) либо на самолётах 4 класса (Ан-2, Ан-28 и тому подобные), реже на самолётах 3 класса (Ан-30, Ан-32 и другие). Обычно авиация, используемая для авиационных работ, базируется на аэродромах местных воздушных линий. При авиационных работах, проводимых посредством вертолётов, а также самолётов 4 класса, широко используются неклассифицированные аэродромы, посадочные площадки, а нередко и подобранные с воздуха временные площадки.

Управление полётами авиации при проведении авиационных работ осуществляет Местный диспетчерский пункт.

Официальное толкование

Правовые акты РФ

П.1 ст.114 Воздушного кодекса РФ от 19.03.1997 № 60-ФЗ.

См. также

  • Авиация
  • Авиадиспетчер
  • Аэродром
  • Аэропорт
  • Воздушный транспорт
  • Воздушное судно
  • Местные воздушные линии
  • Район авиационных работ
  • Управление воздушным движением

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Авиационный персонал
  • Аукцион

Полезное

Смотреть что такое “Авиационные работы” в других словарях:

авиационные работы — Работы, выполняемые с использованием полетов воздушных судов в сельском хозяйстве, строительстве, для охраны и защиты окружающей природной среды, оказания медицинской помощи и других целей. [ФАП от 31 марта 2002] Тематики авиационные правила … Справочник технического переводчика

Авиационные работы — (англ. aircraft work/ operations) по воздушному законодательству РФ работы, выполняемые с использованием полетов воздушных судов в сельском хозяйстве, строительстве, для охраны и защиты окружающей природной среды, оказания … Энциклопедия права

Авиационные работы — 1. Авиационные работы работы, выполняемые с использованием полетов гражданских воздушных судов в сельском хозяйстве, строительстве, для охраны окружающей среды, оказания медицинской помощи и других целей, перечень которых устанавливается… … Официальная терминология

Авиационные работы — работы, выполняемые с использованием полетов воздушных судов в сельском хозяйстве, строительстве, для охраны и защиты окружающей природной среды, оказания медицинской помощи и других целей. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.97 N 60… … Словарь юридических понятий

Авиационные работы — работы, выполняемые с использованием полетов воздушных судов в сельском хозяйстве, строительстве, для охраны и защиты окружающей среды, оказания медицинской помощи и других целей. (Ст. 115 Воздушного кодекса Республики Беларусь) … Право Белоруссии: Понятия, термины, определения

Авиационные работы — (англ. aircraft work/ operations) по воздушному законодательству РФ работы, выполняемые с использованием полетов воздушных судов в сельском хозяйстве, строительстве, для охраны и защиты окружающей природной среды, оказания медицинской помощи и др … Большой юридический словарь

Спасательные авиационные работы — 23) спасательные работы проводимые силами и средствами эксплуатанта аэродрома (авиационной части, авиационного предприятия) работы по спасанию пассажиров и экипажа, тушению пожаров на воздушных судах при авиационных происшествиях на территории и… … Официальная терминология

Авиационные материалы — материалы, применяемые в летательных аппаратах. В отечественной практике А. м. по назначению подразделяются на конструкционные, определяющими характеристиками которых являются механические свойства, и материалы неконструкционного назначения,… … Энциклопедия техники

Авиационные артиллерийские установки — M61 Vulcan Авиационные артиллерийские установки (ААУ) совокупность систем и механизмов, расположенных на летательном аппарате (ЛА) и предназначенных для эффективного боевого применения и эксплуатации артиллерийского оружия … Википедия

АВИАЦИОННЫЕ БОРТОВЫЕ ПРИБОРЫ — приборное оборудование, помогающее летчику вести самолет. В зависимости от назначения авиационные бортовые приборы делятся на пилотажно навигационные, приборы контроля работы авиадвигателей и сигнализационные устройства. Навигационные системы и… … Энциклопедия Кольера

Статья 114. Авиационные работы

Статья 114. Авиационные работы

1. Авиационные работы – работы, выполняемые с использованием полетов гражданских воздушных судов в сельском хозяйстве, строительстве, для охраны окружающей среды, оказания медицинской помощи и других целей, перечень которых устанавливается уполномоченным органом в области гражданской авиации.

2. Общие правила выполнения авиационных работ и правила выполнения авиационных работ определенных видов устанавливаются федеральными авиационными правилами.

3. Органы законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации имеют право устанавливать условия выполнения авиационных работ и ограничения на их выполнение, связанные с экологическими особенностями соответствующей территории или с особым режимом нахождения на этой территории транспортных средств и людей. Согласование указанных условий и ограничений возлагается на заказчика авиационных работ.

Судебная практика и законодательство — Воздушный кодекс РФ. Статья 114. Авиационные работы

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации ООО “Авиасервисная компания “Кречет” оспаривает конституционность пункта 1 статьи 114 Воздушного кодекса Российской Федерации, согласно которому авиационные работы – это работы, выполняемые с использованием полетов гражданских воздушных судов в сельском хозяйстве, строительстве, для охраны окружающей среды, оказания медицинской помощи и других целей, перечень которых устанавливается уполномоченным органом в области гражданской авиации.

Удовлетворяя заявленные по настоящему делу требования, суд апелляционной инстанции руководствовался статьями 8, 20, 21, 61, 114, 115 Воздушного кодекса Российской Федерации и исходил из того, что общество “АК ИФаэро”, являясь исполнителем (стороной) спорного договора, обязано соответствовать требованиям, предъявляемым к эксплуатантам (иметь воздушные суда и сертификат (свидетельство) эксплуатанта).

Читайте также:
Акцессионный договор: что это такое, описание и особенности

Разрешая спор, суд апелляционной инстанции руководствовался статьями 8, 20, 21, 61, 114, 115 Воздушного кодекса Российской Федерации и исходил из того, что общество “АК ИФаэро”, являясь исполнителем (стороной) спорного договора, обязано соответствовать требованиям, предъявляемым к эксплуатантам (иметь воздушные суда и сертификат (свидетельство) эксплуатанта).

В соответствии со статьями 67, 68, 69, 71, 74, 79, пунктом 2 статьи 87, пунктами 1 и 2 статьи 114 Федерального закона от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ “Воздушный кодекс Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383; 1999, N 28, ст. 3483; 2004, N 35, ст. 3607, N 45, ст. 4377; 2005, N 13, ст. 1078; 2006, N 30, ст. 3290, 3291; 2007, N 1 (ч. I), ст. 29, N 27, ст. 3213, N 46, ст. 5554, N 49, ст. 6075; N 50, ст. 6239, ст. 6244, ст. 6245; 2008, N 29 (ч. I), ст. 3418, N 30 (ч. II), ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17, N 29, ст. 3616) и в целях реализации стандартов и рекомендуемой практики Международной организации гражданской авиации при подготовке и выполнении полетов в гражданской авиации Российской Федерации приказываю:

В соответствии со статьями 67, 68, 69, 71, 74, 79, пунктом 2 статьи 87, пунктами 1 и 2 статьи 114 Федерального закона от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ “Воздушный кодекс Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383; 1999, N 28, ст. 3483; 2004, N 35, ст. 3607, N 45, ст. 4377; 2005, N 13, ст. 1078; 2006, N 30, ст. 3290, 3291; 2007, N 1 (ч. I), ст. 29, N 27, ст. 3213, N 46, ст. 5554, N 49, ст. 6075, N 50, ст. 6239, 6244, 6245; 2008, N 29 (ч. I), ст. 3418, N 30 (ч. II), ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17) и в целях реализации стандартов и рекомендуемой практики Международной организации гражданской авиации при подготовке и выполнении полетов в гражданской авиации Российской Федерации приказываю:

В соответствии со статьями 67, 68, 69, 71, 74, 79, пунктом 2 статьи 87, пунктами 1 и 2 статьи 114 Федерального закона от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ “Воздушный кодекс Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383; 1999, N 28, ст. 3483; 2004, N 35, ст. 3607; N 45, ст. 4377; 2005, N 13, ст. 1078; 2006, N 30, ст. 3290, 3291; 2007, N 1 (ч. I), ст. 29; N 27, ст. 3213; N 46, ст. 5554; N 49, ст. 6075; N 50, ст. 6239, 6244, 6245; 2008, N 29 (ч. I), ст. 3418; N 30 (ч. II), ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17; N 29, ст. 3616) и в целях реализации стандартов и рекомендуемой практики Международной организации гражданской авиации при подготовке и выполнении полетов в гражданской авиации Российской Федерации приказываю:

В соответствии со статьями 67, 68, 69, 71, 74, 79, пунктом 2 статьи 87, пунктами 1 и 2 статьи 114 Федерального закона от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ “Воздушный кодекс Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383; 1999, N 28, ст. 3483; 2004, N 35, ст. 3607; N 45, ст. 4377; 2005, N 13, ст. 1078; 2006, N 30, ст. 3290, 3291; 2007, N 1 (ч. I), ст. 29; N 27, ст. 3213; N 46, ст. 5554; N 49, ст. 6075; N 50, ст. 6244, 6245) и в целях реализации стандартов и рекомендуемой практики Международной организации гражданской авиации при подготовке и выполнении полетов в гражданской авиации Российской Федерации приказываю:

В соответствии со статьей 114 Федерального закона от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ “Воздушный кодекс Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383; 1999, N 28, ст. 3483; 2004, N 35, ст. 3607, N 45, ст. 4377; 2005, N 13, ст. 1078; 2006, N 30, ст. 3290, 3291; 2007, N 1 (ч. I), ст. 29, N 27, ст. 3213, N 46, ст. 5554, N 49, ст. 6075, N 50, ст. 6239, 6244, 6245; 2008, N 29 (ч. I), ст. 3418, N 30 (ч. II), ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17, N 29, ст. 3616; 2010, N 30, ст. 4014; 2011, N 7, ст. 901) и в целях совершенствования эксплуатации наземных средств радиотехнического обеспечения полетов, авиационной электросвязи и систем светосигнального оборудования гражданской авиации приказываю:

Пунктом 1 статьи 114 Воздушного кодекса Российской Федерации установлено, что авиационные работы – работы, выполняемые с использованием полетов гражданских воздушных судов.

Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2009 N 973 “Об Общероссийской общественно-государственной организации “Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России” (далее – постановление Правительства Российской Федерации N 973) определено, что ДОСААФ России выполняет государственные задачи, в число которых входит выполнение “иных видов авиационных работ”.

2) “авиационные работы” – работы, выполняемые с использованием полетов воздушных судов в сельском хозяйстве, строительстве, для охраны и защиты окружающей природной среды, оказания медицинской помощи и других целей (ст. 114 Воздушного кодекса Российской Федерации, Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1382);

Работа в авиации: кого ждут и где учиться

Работа в авиации — стратегически важная отрасль, тесно связанная с космонавтикой и вооружением. Ещё со времён СССР наши пилоты считаются одними из лучших в мире. Их с радостью ждут на работу даже зарубежные кампании, однако далеко не каждый летчик сможет этой возможностью воспользоваться. Кого-то остановят требования к здоровью, других — знание языка.

Читайте также:
Активы предприятия: что это такое, описание и особенности

В этой статье:

Востребованность кадров в авиации

Всё больше задач, которые раньше решал человек, сейчас выполняет автоматика. Однако это не значит, что люди становятся не нужны. Еще долго даже за самым умным роботом будет следить оператор — летчик, диспетчер аэропорта или инженер. Конечно, им постоянно придется улучшать свои знания, но в современном мире никто не сможет качественно трудиться без периодического повышения квалификации.

Работа в авиации сопряжена с огромной ответственностью, что прямо влияет на оплату труда. Зарплаты пилотов и бортпроводников занимают лидирующие позиции в рейтинге самых высокооплачиваемых специальностей. Рабочих мест в отрасли не так много, эта сфера ждет настоящих энтузиастов, готовых на всё ради неба.

Профессии в гражданской и военной авиации

Обычно работа в гражданской авиации ассоциируется с пассажирскими перевозками, но это далеко не всё. «Гражданка» совершает коммерческую транспортировку грузов, задействована в сельском хозяйстве, совершает срочные рейсы в медицинских целях. Обучение будущих летчиков, авиационные выставки, подготовка парашютистов и тушение пожаров также остается за кадром.

К счастью, работу военной авиации россияне наблюдают только на Параде Победы 9 мая. В остальном, деятельность ВВС засекречена либо происходит на летных полигонах вдали от населенных пунктов. Военная авиация — это и разработка новых машин, и подготовка кадров, и боевые действия.

Работа в небе

1. Пилот гражданской авиации

Командир корабля отвечает за безопасность рейса, сохранность воздушного судна, жизни пассажиров или ценные грузы. Летчики отлично подготовлены физически, морально и умственно. В экстренной ситуации они должны уметь оценить риски и возможности самолета, принять быстрое и правильное решение. Для этого нужен опыт и доскональное знание машины, на которой летаешь.

Не менее важен и второй пилот. Согласно должностной инструкции, вся подготовка полета лежит на нем: узнать маршрут, погоду, проверить исправность приборов. Слышали истории о попадании птиц в двигатели самолетов? Чтобы такого не случалось, второй пилот проверит еще и орнитологическую обстановку в районе. Так что обязанностей у него не меньше.

Зарплата пилота начинается от 150 тысяч рублей. Сумма зависит от летных часов, престижа авиакомпании и отрасли авиации, где летчик работает. Однако самолет никто не доверит новичку. Чтобы сесть за штурвал машины, нужно не менее двух лет практики полетов, которую можно приобрести во время обучения в летном училище либо на тренировочных полигонах.

2. Летчик военной авиации

Пилоты военной авиации — сверхлюди. Они выдерживают изматывающий график, постоянные физические и моральные перегрузки, знакомы с техническими характеристиками всех известных воздушных машин, с радиотехникой, эхолокацией, могут при необходимости починить самолет самостоятельно.

Предположительно, летчик военной авиации зарабатывает от 100 тысяч в месяц, но точные данные не афишируются. Но не стоит идти в военную авиацию России ради хорошей зарплаты и достойной пенсии. Работа трудная и опасная. Вас ждут постоянные переезды, регулярные командировки в удаленные уголки страны и огромные нагрузки. Пожалуй, этот труд только для настоящих патриотов и смельчаков.

3. Летчик-испытатель

Летчик-испытатель — очень редкая профессия. Сюда попадают только самые опытные, но и им еще приходится доучиваться! Обязанности этого пилота — тестировать новую технику и помогать авиаконструкторам ее дорабатывать. Вторая зона ответственности — обучение экипажа военного воздушного судна.

«Лётчик-испытатель постоянно “не помнит”, что может не вернуться из полёта – Он “знает это”. В ином случае работать качественно не смог бы».

Заслуженный лётчик-испытатель РФ С. Н. Тресвятский

Летчиков испытателей обучают всему, что связано с новшествами авиационной отрасли. Иногда выпускники даже пишут настоящую дипломную работу, прежде чем приступить к обязанностям.

4. Бортпроводник

В стюардессы и стюарды тоже возьмут не каждого. К внешности юношей и девушек предъявляют довольно суровые требования. Человек, от которого зависит безопасность пассажиров в экстренной ситуации, должен располагать к себе. Работодатели смотрят на рост, вес, наличие дефектов внешности, вроде шрамов, чистоту речи и приятный внешний вид. Также необходимо владеть английским языком.

Работа бортпроводника – встретить пассажиров, помочь им разместиться в салоне, заботиться о них во время полета и проводить после его окончания. Стюардессы должны уметь сразу заметить опасную ситуацию и организовать слаженные действия пассажиров. Также в их обязанностях – оказание первой помощи при необходимости. Почитайте истории о приеме родов во время полета, чтобы понять, о чем идет речь. Зарплата бортпроводника начинается от 40 тысяч рублей в месяц. Опытные стюардессы получают в 2-3 раза больше.

5. Бортинженер

Самолет — сложная конструкция, в ней выверено буквально все: форма, размер, материалы, мощность, искусственный интеллект, работа приборов, шасси и топливной системы. Чтобы судно была исправно, необходим человек, который будет заботливо за ним следить. Это зона ответственности бортинженера.

Бортинженер может как сопровождать борт в полете, так и ждать его на земле в аэропорте. Зарплата этих специалистов начинается от 40 тысяч рублей, а работать они могут как в гражданской, так и в военной авиации.

Читайте также:
Один знакомый просит оформиться директором в его фирму

Работа на земле, связанная с небом

1. Диспетчер аэропорта

Что для нас просто бескрайнее небо, для диспетчера четко спланированные воздушные трассы. Как развязка на скоростном шоссе. Специальность, требующая огромной усидчивости, внимательности и собранности. Авиадиспетчер координирует маршруты самолетов в небе и на земле. Ошибка в указаниях пилотам чревата страшной катастрофой. Под руководством диспетчерской также идет взаимодействие воздушного судна и аэропорта.

Авиадиспетчеры зарабатывают 60 тысяч в месяц. Также они могут рассчитывать на очень хороший соцпакет (льготы, привилегии). Например, после пяти лет работы, сотрудник диспетчерской службы может раз в год полететь в любую точку мира бесплатно. Работа тяжелая, потому диспетчеры редко трудятся больше 36 часов в неделю, а каждый два часа в их графике предусмотрен небольшой перерыв.

2. Авиаконструктор

Одна из очень насыщенных междисциплинарных специальностей. Физика материалов необходима для разработки сплава, из которого создадут воздушное судно. Законы аэродинамики предадут машине оптимальную форму. Радиотехника займется точными приборами, без которых пилоты и диспетчеры не смогут управлять самолетом. Даже айтишникам есть, чем заняться: автопилот и аппаратура аэропорта помогают людям не допустить ошибок в их трудной и ответственной работе.

Разработки для гражданской и военной авиации не сильно отличаются друг от друга. Потому скорее всего авиаконструктор столкнется с военной тайной. Согласно статистике портала trud.com, большинство вакансий для авиаконструкторов находятся в Москве, а зарплата специалистов колеблется в пределах от 50 до 100 тысяч рублей.

3. Персонал аэропорта

В больших аэропортах, вроде Домодедово, трудятся более 10 000 человек! Это многочисленный обслуживающий персонал для людей и машин. О существовании большинства работников аэропорта средний пассажир даже не догадывается.

Есть специалисты, которые следят за транспортировкой грузов и пассажиров. Также аэропорты стабильно нуждаются в водителях, операторах оборудования, управленцах. Отдельная большая группа людей обслуживает посадочные полосы. Они должны быть свободны, исправно освещены сигнальными огнями, очищены от грязи и наледи.

Согласно информации на сайте Домодедовского аэропорта, для трудоустройства в аэропорт не обязателен опыт работы, и на некоторые специальности, например инженера хозяйственного обслуживания территории, можно устроиться сразу после окончания школы – всему необходимому вас обучат на месте.

Заработная плата сотрудников аэропорта начинает от 35 тысяч рублей для тех, где не требуется высшее или средне-специальное образование и почти не имеет верхней планки.

Куда пойти учиться: авиационные вузы и летные училища

Сгруппируем все около авиационные специальности по интересам: хочу летать, хочу конструировать летную технику хочу работать в аэропорте. Погнали!

Хочу летать

Чтобы стать пилотом, не обязательно получать высшее образование. Вполне хватит и средне-специального. Мест, где может пройти обучение гражданский пилот, не так много, обычно это авиационные училища. Обучение в колледже занимает меньше времени, чем в вузе.

Краснокутское летное училище гражданской авиации;
Сасовское летное училище гражданской авиации;
Омский летно-технический колледж гражданской авиации им. А.В. Ляпидевского;
Бугуруслансское летное училище им. героя Советского Союза П.Ф. Еромасова.

Пилотов с высшим образованием выпускает всего пара-тройка авиационных университетов по всей стране.

Специальность

Вуз

25.05.05 Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения

СПбГУГА, Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации
УИ ГА, Ульяновский институт гражданской авиации имени Бугаева

25.05.04 Летная эксплуатация и применение авиационных комплексов

Филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил военно-воздушной академии имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина (г. Краснодар);
ВА МТО им. А.В. Хрулева

Как стать бортпроводником? Это вообще можно сделать после 11-ти классов школы. Обучение на стюардессу или стюарда — это короткие курсы на базе авиакомпании или учебного центра аэропорта. Лучшие варианты — Аэрофлот, Внуково, Домодедово и Школа бортпроводника Airschool.

Хочу создавать летательные аппараты

Авиаконструкторов всех возможных профилей готовит главный авиационный университет страны – МАИ. Но это не единственное место, где можно получить нужное образование.

Специальность Вуз Профессия
24.03.01 Ракетные комплексы и космонавтика МГТУ им. Баумана,
МАИ,
ЮурГУ,
СибГУ им. М.Ф.Решетнева, ОмГТУ
Инженер стартовых комплексов, специалист по IT-системам, инженер-конструктор ракетных комплексов, космонавт
24.03.03 Баллистика и гидроаэродинамика МАИ,
ТГУ
Инженер по навигации, инженер по управлению воздушным движением, инженер-испытатель систем управления летательными аппаратами
24.03.04 Авиастроение МАИ,
КАИ,
УлГУ,
УГАТУ, Университет Дубна
Авиадиспетчер, авиационный инженер, авиационный техник, военный лётчик, инженер-аэродинамик
24.03.05 Двигатели летательных аппаратов МАИ,
КАИ,
РГАТУ им. П.А. Соловьева,
СибГУ им. М.Ф.Решетнева, ИжГТУ имени М.Т. Калашникова, УГАТУ
Инженер по авиационным двигателям, инженер по технической эксплуатации летательных аппаратов и двигателей, инженер-испытатель двигателей летательных аппаратов, инженер-конструктор двигателей летательных аппаратов, инженер-механик по двигателям летательных аппаратов
24.05.01 Проектирование, производство и эксплуатация ракет и ракетно-космических комплексов МГТУ им. Баумана,
МАИ,
ЮУрГУ,
СибГУ им. М.Ф.Решетнева, ИжГТУ имени М. Т. Калашникова, ОмГТУ
Инженер-конструктор авиационной и ракетно-космической техники, инженер-конструктор крылатых ракет, инженер-конструктор скоростных подводных аппаратов, инженер-проектировщик наноспутников
24.05.02 Проектирование авиационных и ракетных двигателей МГТУ им. Баумана,
МАИ,
КАИ,
ЮурГУ,
ПНИПУ,
СибГУ им. М.Ф.Решетнева, РГАТУ им. П.А. Соловьева, УГАТУ,
ОмГТУ
Инженер-конструктор, инженер жидкостных и ракетных двигателей, инженер-летательных аппаратов, инженер-программист, специалист по IT-системам
24.05.07 Самолето- и вертолетостроение МАИ,
НГТУ им. Р.Е.Алексеева, КАИ,
ЮФУ
Авиаконструктор, авиационный инженер, инженер-исследователь в области авиастроения, инженер-механик, специалист по сертификации авиационной техники
Читайте также:
Аттестация судей: что это такое, описание и особенности

Хочу управлять полетами

Если ваша мечта – работа в аэропорте, то выбор профессий огромен. Например, есть профили, которые готовят профессиональных управленцев для авиации.

Специальность Вуз Профессия
24.03.02 Системы управления движением и навигация ИТМО,
МАИ,
ГУАП,
ПНИПУ,
СибГУ им. М.Ф.Решетнева
Инженер по управлению воздушным движением, специалист по эксплуатации авиационных электросистем и пилотажно-навигационных комплексов, инженер по навигации, специалист по навигационному оборудованию, специалист по технической поддержке и обслуживанию систем управления движением
24.05.04 Навигационно-баллистическое обеспечение применения космической техники МГТУ им. Баумана Авиационный инженер, авиаконструктор, слесарь-сборщик авиационных приборов, авиадиспетчер, авиационный техник
25.03.03 Аэронавигация МГТУГА, СпбГУГА Авиаменеджер, лётный директор авиационного предприятия, менеджер по авиаперевозкам, инспектор по авиационной безопасности
25.03.04 Эксплуатация аэропортов и обеспечение полетов воздушных судов СПбГУГА Инженер по безопасности транспортной сети, инженер по организации перевозок и управлению на транспорте, инспектор по авиационной безопасности, специалист по сервису на транспорте

Хочу получить работу в аэропорту без профильного образования

Список вакансий административного персонала также предлагает множество вариантов, где профильное образование не требуется. Стать ближе к авиации можно сразу после школы после обучения на месте, во время которого аэропорт обычно выплачивает стипендию.

Как познакомиться с профессией ближе?

Работа в сфере авиации потребует от вас большой самоотдачи. Чтобы не испытать разочарование от обманутых ожиданий, выбирайте профессию вдумчиво. Мы собрали для вас несколько советов, которые помогут познакомиться с авиацией лучше.

1. Виртуальные симуляторы и видеоигры
Приобщиться к работе пилота можно на примере симуляторов полета. Самые популярные видеоигры – серия Microsoft Flight Simulator для будущих пилотов гражданской авиации. Военная авиация представлена в IL-2 Sturmovik и Digital Combat Simulator.

2. Фильмы
Фильмов про авиацию снято превеликое множество. Советскому кинематографу есть, что рассказать о героях Великой отечественной войны: “В бой идут одни старики”, “Ключи от неба”, “Повесть о настоящем человеке”. Современные картины о сложностях профессии пилота – “Экипаж”, “Чудо на Гудзоне”, “Призрак”.

3. Книги
Самые достоверные книги про летчиков — это, пожалуй, их автобиографии. Например, “Воспоминания военного летчика” Степана Микояна. Художественная литература с подробным описанием жизни аэропорта и захватывающим сюжетом — романы Артура Хейли. «Аэропорт» и «Взлетно-посадочная полоса 08» не оставят равнодушными даже тех, кто не собирается связать свою жизнь с авиацией.

4. Экскурсии
Аэропорты и авиакомпании тоже заинтересованы брать на работу энтузиастов, потому проводят экскурсии, чтобы познакомить будущих сотрудников с их местом работы. Например, в учебном центре Внуково школьникам не только расскажут об истории аэровокзала, но и покажут работу персонала изнутри и дадут испытать свои навыки пилота на тренажере самолета Ту-154.

Авиационные работы: что это такое, описание и особенности

ГОСТ Р 54265-2010

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Air transport. Aviation works. Classification

Дата введения 2012-07-01

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ “О техническом регулировании”, а правила применения национальных стандартов Российской Федерации – ГОСТ Р 1.0-2004 “Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения”

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием “Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации” (ФГУП “ГосНИИ ГА”), Открытым акционерным обществом “Научно-производственная компания “ПАНХ” (ОАО “НПК “ПАНХ”)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации “Воздушный транспорт” (ТК034)

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе “Национальные стандарты”, а текст изменений и поправок – в ежемесячно издаваемых информационных указателях “Национальные стандарты”. В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе “Национальные стандарты”. Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования – на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

Введение

Национальный стандарт “Воздушный транспорт. Авиационные работы. Классификация” относится к документам национальной системы стандартизации Российской Федерации.

АРК предназначен для классификации и кодирования авиационных работ и информации о них в различных отраслях экономики, использования в качестве единого языка общения субъектов различных видов авиации и являющихся заказчиками авиационных работ потребителей из различных отраслей экономики.

Национальный стандарт “Воздушный транспорт. Авиационные работы. Классификация” построен на основе иерархического перечня типов (видов) авиационных работ, изложенных в Рекомендациях Международной организации гражданской авиации (ИКАО) DOC 9408-AN/922* “Руководство по авиационным работам”, путем:

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. – Примечание изготовителя базы данных.

– учета международного подхода в составлению* иерархического перечня видов авиационных работ на базе определения (уникальных специализированных типовых операций) авиационных работ;

* Текст документа соответствует оригиналу. – Примечание изготовителя базы данных.

– внесения уточнений, отражающих специфику деятельности российской авиации и отраслей экономики (заказчиков и участников авиационных работ), в международный примерный перечень видов авиационных работ;

– преобразования уточненного согласно российской действительности международного иерархического примерного перечня видов авиационных работ в коды и наименования позиций с углубленным детализированным классификационным раскрытием авиационных работ и применением принципов классификации.

Читайте также:
Заключение договора: что это такое, описание и особенности

Национальный стандарт используется при решении следующих задач:

– классификации и кодирования авиационных работ для целей государственной статистики;

– осуществления государственного статистического наблюдения по видам авиационных работ за развитием экономических процессов;

– подготовки экономико-статистической информации для сопоставления на международном уровне;

– классификации и кодирования видов авиационных работ, заявляемых хозяйствующими субъектами при регистрации, предприятиями гражданской, государственной и экспериментальной авиации, а также различных отраслей экономики, имеющих в своем составе собственную авиацию, при намерении выполнения авиационных работ, эксплуатантами гражданской авиации при сертификации, предприятиями и организациями различных видов авиации и других отраслей при формировании статистической и другой государственной отчетности по авиационным работам и заключении хозяйственных договоров на выполнение авиационных работ; юридическими и физическими лицами при оформлении документации по отработанным технологиям авиационных работ и созданным техническим средствам для их выполнения;

– кодирования информации о видах авиационных работ в информационных системах и ресурсах;

– систематизации информации по единым классификационным правилам;

– актуализации видов авиационных работ с учетом новых социально-экономических условий в Российской Федерации;

– разработке нормативных правовых актов, касающихся государственного регулирования отдельных определенных видов авиационных работ;

– обеспечении однозначной идентификации видов авиационных работ в нормативных правовых актах;

– определении фактически выполненных видов авиационных работ эксплуатантами гражданской авиации, организациями государственной и экспериментальной авиации, предприятиями и организациями отраслей – заказчиков авиационных работ (сельского и лесного хозяйства, геодезии и картографии, нефтегазового строительства, природных ресурсов и т.д.);

– обеспечении потребностей органов исполнительной власти в информации о видах авиационных работ при решении аналитических задач;

– обеспечении сопоставимости экономико-статистических данных о деятельности организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц в области потребностей, заказа и выполнения авиационных работ;

– информационной поддержке решения различных задач, связанных с организацией, подготовкой, обеспечением и выполнением авиационных работ;

– обеспечении межведомственного обмена информацией;

– анализе конъюнктуры и развития авиационных работ;

– изучении спроса физических и юридических лиц на авиационные работы;

– учете и прогнозировании авиационных работ;

– сертификации эксплуатантов гражданской авиации;

– допуске организаций государственной и экспериментальной авиации, других отраслей, имеющих в своем составе собственную авиацию, к выполнению авиационных работ;

– сертификации технических средств для выполнения авиационных работ;

– допуске технологий авиационных работ к применению в авиации.

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает коды и наименования классификационных группировок, используемых для классификации и кодирования авиационных работ, выполняемых с использованием полетов воздушных судов с определенными целями для обеспечения потребностей граждан и экономики страны, и условий их выполнения.

Настоящий стандарт предназначен для применения федеральными органами исполнительной власти, органами законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организациями независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами при идентификации авиационных работ, регулировании и описании деятельности в области авиации, общении на одном языке уполномоченных органов в различных областях деятельности, имеющих отношение к авиационным работам, и производителей и потребителей данных работ, а также для решения широкого круга задач, связанных с организацией, подготовкой, обеспечением и выполнением авиационных работ.

2 Классификация авиационных работ

2.1 Объектами классификации являются авиационные работы, выполняемые с использованием полетов воздушных судов с определенными целями для обеспечения потребностей граждан и экономики страны, и условия их выполнения.

2.2 Признаками классификации и являются:*

* Текст документа соответствует оригиналу. – Примечание изготовителя базы данных.

– характеристика совокупности методов, способов, приемов, режимов и норм использования воздушного судна и при установке на его борту для выполнения авиационной работы технического средства и (или) дополнительного специального оборудования (аппаратуры);

– характеристика условий выполнения авиационной работы.

2.2.1 В приложении А приведены определения работ, относящихся к авиационным работам.

2.3 В стандарте используется комбинированная иерархически-фасетная классификационная структура, разработанная в соответствии с правилами [1]. При кодировании авиационных работ применяется иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования. Кодирование условий выполнения авиационных работ осуществляется по фасетной схеме. Фасеты построены с использованием порядкового метода кодирования.

Структурно каждая позиция состоит из трех блоков: идентификационного, блока наименований и содержащего дополнительные классификационные признаки информационного блока.

2.4 Структурно позиции идентификационного блока состоят из кода авиационной работы. Данный код состоит из четырех разрядов (1-4 цифровых знаков) цифрового десятичного кода. Между вторым и третьим знаком ставится точка.

Структура кода идентификационного блока в стандарте:

Воздушный транспорт: что это, характеристика

Содержание:

В понятие воздушного (авиационного транспорта) входят как сами машины, так и инфраструктура, в которой они работают. Авиационный транспорт – это самый молодой вид транспорта, который быстро завоевал популярность во всем мире.

Воздушный транспорт начал использоваться для перевозки пассажиров и грузов в необходимый пункт назначения в двадцатом веке. До этого полеты осуществлялись исключительно на воздушном шаре. Однако управлять им, особенно в ветреную погоду, практически невозможно.

Главное преимущество, которое оценит любой пассажир, – это скорость движения. Самолет преодолевает километр за считанные секунды, а добраться в самый отдаленный уголок планеты можно не более чем за сутки. Авиатранспорт – это прекрасный способ посмотреть мир, быстро отправить важный груз в любую страну. Кроме этого, воздушный транспорт – это наиболее комфортабельный вид транспорта и максимально безопасный.

Читайте также:
Земельный кадастр: что это такое, описание и особенности

Авиационный транспорт – это что, виды и особенности

Россия является лидером среди постсоветских стран по количеству пассажиров в самолетах. За год услугами авиакомпаний пользуется не один миллиард россиян. Существует несколько сфер использования воздушных суден;

  1. Коммерческие рейсы – выполняются авиакомпаниями по заказу крупных фирм или частных лиц.
  2. Санитарный и пожарный авиатранспорт незаменим в критических ситуациях, для экстренной помощи, тушения лесных пожаров.
  3. Сельскохозяйственный сектор использует воздушный транспорт для орошения, удобрения культур.
  4. Учебный и тренировочный самолет предназначен для проведения учений у будущих пилотов, военных и других лиц.
  5. Пассажирский рейс ориентирован на перевозку людей между городами и странами.
  6. Грузопассажирский летательный аппарат одновременно транспортирует грузы и пассажиров.
  7. Грузовые самолеты перевозят исключительно грузы.

В большинстве случаев грузовые перевозки используются для транспортировки следующих грузов:

  • Почтовых отправлений, авиапочты, посылок;
  • Крупногабаритных товаров, которые не получится доставить в пункт назначения другим способом;
  • Скоропортящихся грузов. Чтобы доставить крупную партию рыбы, деликатесов, фруктов, цветов, производитель арендует грузовой самолет. Небольшие посылки авиакомпании предлагают отправить чартерным или стандартным пассажирским самолетом.

Характеристика авиационного транспорта

В России география полетов достаточно обширная. Отрасль авиаперевозок продолжает активно развиваться. За месяц в курортные сезоны может купить билеты миллион и более граждан страны. Мировой транспорт пользуется спросом во всех развитых странах. Наиболее распространенными средствами передвижения по воздуху являются самолеты. Их преимущества:

  • Возможность развивать максимальную скорость в сравнении с другими видами авиационного транспорта;
  • Доставить пассажира или груз можно в любую точку мира, независимо от дальности ее расположения;
  • Общий или частный самолет – это комфортный транспорт, позволяющий отдохнуть в полете, поспать, перекусить;
  • Уровень безопасности самолетов высокий.

Вторым по популярности воздушным транспортом является вертолет. Они не способны летать на дальние расстояния. Максимальная дальность полета колеблется от пятисот до тысячи километров. Транспорт справляется с перевозкой небольших грузов, нескольких пассажиров. Часто применяется для обзорных прогулок, экскурсий.

К воздушному транспорту также относят экраноплан. Это быстрые, безопасные, способные поднимать огромные тяжести транспортные средства. Минусом является невозможность подняться над уровнем воды более чем на три-пять метров. Это влияет на маневренность экранопланов. Плюс – нет необходимости искать аэропорт, чтобы посадить судно. Оно прекрасно сядет на водную поверхность.

Глава 6. Особенности организации и выполнения авиационных работ

6.1. Общие положения

Авиационные работы в зависимости от их цели, правил выполнения и технологии подразделяются на следующие: авиационно-химические (АХР); воздушные съемки; лесоавиационные; строительно-монтажные и погрузочно-разгрузочные; транспортно-связные. Организация и выполнение авиационных работ в отраслях народного хозяйства, а также использование ВС для оказания медицинской помощи населению, проведения санитарных мероприятий, экспериментальных и научно-исследовательских работ осуществляется в соответствии с требованиями НПП ГА, РЛЭ, руководств, технологий (инструкции) по видам работ и договоров с заинтересованными организациями.

Для обеспечения высоких показателей безопасности, экономичности и ритмичности полетов заказчик обязан представлять заявки на авиационные работы в соответствии с содержанием договоров не позже установленного срока. При необходимости срочного выполнения внезапно возникающих авиационных работ (срочная медицинская помощь населению, стихийное бедствие, активизация вредителей сельскохозяйственных культур и леса) отношения между заказчиком и авиацией регулируются специальной инструкцией.

При заключении договоров должны быть точно установлены и зафиксированы: объемы и сроки выполнения полетов, их категории сложности, число и типы ВС; аэродромы и площадки, подготавливаемые заказчиком; сроки готовности временных аэродромов и площадок; порядок и сроки завоза ГСМ для обеспечения авиационных работ; порядок радиосвязи и метеообеспечения, если для этого требуется использование средств заказчика; условия быта и отдыха летного состава, если работы выполняются с временных аэродромов (площадок); порядок вооруженной охраны авиационной техники на аэродромах; порядок обеспечения экипажей рабочими картами и схемами районов работ.

Профессиональная подготовка летного состава, выполняющего авиационные работы, обеспечивается программами подготовки летного состава по типам ВС, в которых должны быть указаны задачи, упражнения и объемы теоретической, тренажерной и летной подготовки для всех видов допуска к самостоятельным полетам.

Руководящий и командно-летный состав авиапредприятий обязан систематически контролировать организацию летной работы на рабочих аэродромах (оперативных точках) и оказывать эффективную помощь экипажам. Каждый экипаж, находящийся на оперативной точке, должен быть проверен руководящим и командно-летным составом не реже 1 раза в 10 дней. С этой целью в штабах авиапредприятий разрабатываются графики проверки на сезон выполнения работ и ведется журнал контроля, в котором записываются дата и район проверки, вскрытые недостатки или выявленный положительный опыт, краткий анализ организации летной работы экипажа и указания по ее совершенствованию. Материалы контроля используются на разборах летной работы.

Для повышения эффективности контроля оперативных точек на каждом авиапредприятии должны быть разработаны типовые контрольные карты обязательных проверок. В первую очередь контролю подвергаются организация летной работы и обеспечение требований безопасности полетов, состояние аэродромов (посадочных площадок) и их оборудование, бытовые условия летного и технического состава, организация политико-воспитательной работы, обеспечение летной работы заказчиком. Особое внимание уделяется работе и отдыху экипажей в праздничные и выходные дни, а также анализу отзывов заказчика о работе экипажей.

Читайте также:
Двухэтапный конкурс: что это такое, описание и особенности

После окончания рабочего дня командир ВС (проверяющий на борту ВС) обязан выполнить послеполетный разбор со всеми членами экипажа и инженерно-техническим составом, обслуживающим ВС, а также представителями заказчика, участвующими в полетах или их обеспечивающими.

В ходе разбора дается оценка эффективности полетов, качеству подготовки ВС, экипажа и выполнения работ, взаимодействию работников, обеспечивающих полеты с экипажем, работе членов экипажа, инженерно-технического состава и работников заказчика. В результате разбора должны быть вскрыты недостатки, выявлены положительные стороны и разработаны мероприятия и указания по совершенствованию летной работы и ее организации.

Для обеспечения высокого уровня безопасности, экономичности и ритмичности полетов руководящий и командно-летный состав авиапредприятий гражданской авиации обязан: проводить строгий отбор летного состава для всех видов авиационных работ; внедрять в практику работы экипажей новые, прогрессивные технологии полетов; при работе двух и более ВС с одного аэродрома разработать инструкцию по производству полетов и назначить старшего из командиров ВС, наделив его соответствующими правами и обязанностями; проводить индивидуальный инструктаж каждого члена экипажа перед вылетом в район работ; оперативно доводить до сведения экипажей документы МВТ РФ, УВТ, авиапредприятия, касающиеся данного вида работ, и требовать неукоснительного их исполнения; повседневно держать связь с экипажами, работающими в отрыве от базового аэропорта.

При планировании авиационных работ необходимо:

обеспечить полное и своевременное выполнение заявок заказчика на все виды согласованных вместе с ним работ в соответствии с их технологией;

обеспечить полную безопасность полетов. Никакая срочность работ не может служить основанием для нарушения требований нормативных и методических документов, регламентирующих организацию летной работы;

достичь установленных показателей экономичности работ при минимуме расхода топлива;

обеспечить полное (абсолютное) соблюдение режима труда и отдыха летного состава;

обеспечить работу при нормативной мощности производства, т.е. ритмичную работу летных подразделений;

обеспечить повышение уровня профессиональной подготовки летного состава.

Чтобы постоянно обеспечивать нормативную мощность производства, авиапредприятие должно иметь соответствующий объем работ, заявленных заказчиком.

Очень часто режим труда и отдыха летного состава не соблюдается, что непосредственно сказывается на безопасности полетов из-за ошибок и нарушений, допускаемых экипажами. В связи с этим недопустимо отступать от требований нормативных документов при оперативном планировании.

Для выполнения полетов между районами работ необходимо: передать план полетов в диспетчерские пункты; информировать о полетах все службы, их обеспечивающие; получить информацию о готовности аэродромов и посадочных площадок для приема и выпуска ВС и о наличии ГСМ; получить информацию о метеообстановке; проверить готовность экипажа к полету и получение командирами ВС консультации о воздушной обстановке; принять решение о выпуске ВС.

Оперативное планирование летной работы облегчается, если ему предшествует разработка плана маневрирования (расстановки экипажей и ВС на сезон или месяц). План маневрирования экипажей и ВС должен содержать: общее число ВС и экипажей; номера ВС и фамилии командиров ВС, участвующих непосредственно в производственном процессе (общий производственный налет часов, производительность полетов, объемы работ по их видам).

Для поддержания постоянного взаимодействия руководящего и командно-летного состава с экипажами командир авиапредприятия (летного подразделения) обязан организовать надежную связь со всеми рабочими аэродромами) с которых выполняются полеты, и со всеми экипажами. Для этих целей заблаговременно разрабатывается схема связи (на основе схемы расположения аэродромов) и выделяются необходимые радиосредства. Особое внимание при этом обращается на обеспечение связи с экипажами, когда они работают с временных аэродромов. В случае потери связи в полете (отказ радиостанции) экипаж обязан прекратить выполнение задания и произвести посадку на аэродроме базирования или ближайшем аэродроме в районе работ. Производить полеты без связи запрещается.

Если по каким-либо причинам прогноз погоды не был принят, но в районе работ погода соответствует минимуму, установленному командиру ВС, то ему разрешается произвести взлет, набрать необходимую высоту в районе аэродрома, связаться с базовым аэродромом и получить указание о выполнении полетов или о посадке. После посадки ВС в конце рабочего дня его командир обязан передать донесение командованию авиапредприятия на базовый аэродром о выполнении дневного задания и подать заявку на работы на следующий день.

Авиационный инцидент – это что такое? Определение, признаки, правила расследования

Зачастую происходит серьезная путаница в оперировании такими терминами, как «авиационный инцидент» и «происшествие». На самом деле они имеют совершенно различные объяснения и признаки, которые учитываются при расследовании и составлении отчетных данных.

Что такое авиационный инцидент?

Так как воздушное судно является самым безопасным видом транспорта в наши дни, то перелеты определены категоричными критериями безопасности, на которые могут влиять различные факторы. Постановлением правительства Российской Федерации от 18.06.1998 под номером 609 принято официальное определение авиационного инцидента, которое обозначает событие, произошедшее в течение того времени, когда любое лицо впервые переступило порог воздушного судна с целью совершения полета, до момента полного покидания ВС (воздушного судна) лицами, совершившими перелет.

Как это понимать? Такое событие не является нормой для стандартного протекания полетного времени, а также стандартной работы ВС, экипажа, СУБП, либо привычным воздействием окружающей среды. Оно имеет прямое влияние на безопасность полета. Однако заканчивается без авиационных происшествий.

Читайте также:
Банкротский устав: что это такое, описание и особенности

Виды инцидентов

Учитывая, что события могут носить разный характер, инциденты тоже могут быть двух видов:

  • Серьезный авиационный инцидент, в ходе которого произошло нарушение целостности воздушного судна. В таком случае все восстанавливающие работы по возвращению ВС прежнего вида будут считаться финансово целесообразными и физически возможными. Сюда не стоит относить те моменты, когда ремонт воздушного судна требует замены каких-либо агрегатов с применением технологий, которые не предусматриваются руководством по эксплуатации и обслуживанию определенного типа ВС.
  • Серьезный авиационный инцидент, который не повлек за собой обстоятельств для появления происшествия. Подобные случаи обычно имеют определенные критерии.

Критерии серьезных инцидентов

Признаками серьезных авиационных инцидентов являются:

  • Случай с выкатом за пределы полосы.
  • Появление дыма, изменение температурного режима (его повышение либо понижение), возникновение запаха токсичных газов или других едких веществ, а также остальных воздействий, приносящих вред экипажу и пассажирам.
  • Упадок сил ввиду невыясненных обстоятельств, значительное уменьшение работоспособности кабинного либо летного экипажа.
  • Неправомерное использование силы, которое ведет к телесным повреждением (относится к лицам, находящимся на борту ВС).
  • Изменения в худшую сторону летной характеристики ВС, а также его управляемости.
  • Появление угрозы разрушения конструкции ВС из-за неликвидированной возможности взрыва, неустраненного и продолжающегося разрушения одного из двигателей ВС, а также опасности пожара.
  • Поломка элементов управления воздушным судном.
  • Те повреждения, которые не относятся к категориям авиационного происшествия.

В случаях опасного сближения нескольких летательных аппаратов в воздушном пространстве либо в пределах территории перрона, ВПП – это рассматривается в качестве единого события. Однако для каждого судна будет идти своя классификация последствий. То есть каждое ВС в итоге получает официальное заявление по ходу проверки и расследования.

Чем инцидент отличается от происшествия?

Часто люди, не знакомые с авиационной терминологией, путают такие понятия, как «авиационное происшествие» и «инцидент». Если с последним термином все понятно, то авиационное происшествие имеет несколько другое объяснение, которое выражается в характеризующих его признаках. Итак, что же это такое? Авиационное происшествие имеет свой период – момент, когда первый человек ступил на борт ВС с целью совершить перелет, до момента полного покидания самолета любым индивидом. В течение этого периода могло произойти:

  • Причинение вреда любому лицу с летальным исходом. Исключением являются случаи, когда такой вред не связан с эксплуатацией воздушного судна. Под аналогичный критерий попадают случаи со смертельным исходом по истечении тридцати суток с момента авиационного происшествия.
  • Повреждение либо разрушение фюзеляжа, из-за чего нарушается не только прочность летательного аппарата, но его летные и технические функции. Необходим срочный ремонт, а также замена испорченного элемента, кроме моментов, связанных с отказом одного из двигателей, когда нет возможности заменить одну или несколько частей и необходима комплексная техническая помощь. Повреждение обтекателей, предкрылок, тормозных устройств и так далее, в случае если подобные поломки не изменили конструкционный вид и прочность судна. Нарушение целостности рулей, винтов, трансмиссии и другое.
  • Чрезвычайная ситуация, связанная с пропажей воздушного судна с радаров. Авиационным происшествием будет считаться, если доступ к летательному аппарату ограничен либо невозможен, как и проведение эвакуационных работ (вне зависимости от того, какие повреждения получило ВС).

Самолет считается пропавшим без вести тогда, когда не смогли установить его место нахождения либо обломков ВС, и официальные спасательные операции по поиску были прекращены. Такое решение принимает агентство РосАвиаКосмос.

Виды авиационных происшествий

Как и авиационные инциденты, происшествия имеют два подвида:

  1. Авиакатастрофа – ситуация на борту воздушного судна, в которой произошла гибель, пропажа без вести одного или нескольких членов из числа летного/кабинного экипажа либо пассажиров. Этот же смысл относится и к ситуации аварийного покидания/эвакуации из самолета, который потерпел бедствие.
  2. Авария – авиационное происшествие, результат которого не показал жертв среди экипажа или пассажиров, а также ВС не было объявлено пропавшим без вести.

Причины возникновения авиационных происшествий

Корнем авиакатастроф все-таки является человеческий фактор. Во всем мире имеется определенная статистика причин авиационных происшествий, и в частности наиболее частых ошибок летного экипажа. Список представлен в процентном соотношении:

  • Ошибки пилотов – 50, из которых 29 – неспровоцированные, 16 – вызваны погодными условиями, 5 – связаны с отказом техники.
  • 22 – приходится на отказ техники, не связанной с действиями летного экипажа.
  • 12 – метеоусловия.
  • 9 – террористические акты.
  • 7 – ошибки авиадиспетчеров, техников и т. д.

Наиболее опасными фазами полета являются взлет и посадка ВС, так как воздушное судно переступает черту и входит в малую высоту полета. В этом случае времени для оценки происходящего бывает недостаточно.

Самые популярные участки полетов, на которых случаются авиационные происшествия, авиакатастрофы и инциденты, в процентном соотношении:

  • Момент пробега – 24,8 %.
  • Момент разбега – 17,6 %.
  • Момент посадки – 16,3 %.
  • Нахождение в зоне ожидания и момент захода на посадку – 11,8 %.
  • Момент взлета – 11,1 %.
  • Период набора высоты – 6,5 %.
  • Полет на крейсерском эшелоне – 5,2 %.
  • Снижение и руление – 3,3 % по каждому пункту.
Читайте также:
Помогли отцу купить квартиру, а нас обвиняют в афере.

Как происходит расследование?

По действующим правилам, расследованием авиационных происшествий и инцидентов ведают Межгосударственный авиационный комитет и специальный уполномоченный орган в области ГА соответственно. Как же это происходит? Так как в наш современный век большинство чрезвычайных ситуаций происходит не только в воздушном пространстве, но и на земле, в приаэродромной территории, то толкования для таких инцидентов и происшествий значительно расширены.

Комиссия по расследованию авиационных происшествий и инцидентов, согласно статье под номером 96 Воздушного кодекса Российской Федерации, имеет достаточно широкие полномочия. Такая особенность связана с доскональным изучением всех материалов дела. С учетом того, что Россия участвует в Чикагской конвенции, представители государств и иные работники комиссии имеют право:

  • посещать место происшествия столько раз, сколько им потребуется;
  • осматривать летательный аппарат в той мере, в которой им необходимо для составления протоколов и докладов;
  • принимать участие во время считывания информации с записывающих устройств воздушного судна;
  • иметь открытый доступ ко всем вещдокам, а также просматривать всю информацию, содержащую показания свидетелей.

Самым важным фактором является оперативность прибытия спасательных сил на место авиационного происшествия. Для руководства важным является оперативность в донесении первичной информации, которая позволяет мобильно развернуть и сформировать работу комиссии по расследованию и изучению произошедшего случая.

Ответственность за первоначальные действия лежит на руководителе ОГА и главе регионального управления той территории, которая входит в их ответственное владение. До прибытия команды спасателей ответственным является командир воздушного судна. Бортовые самописцы и другие устройства разрешено вскрывать исключительно с разрешения председателя комиссии по расследованию происшествия. Эксплантат, изготовитель и организация-разработчик должны сохранить всю документацию по ВС.

Работа комиссии

Председатель комиссии отвечает за организацию, координацию и проведение всех работ по расследованию. Обычно для облегчения работы создаются мини-комиссии под руководством главной. Они помогают в изучении летных, инженерно-технических и административных материалов. Для инцидентов подобных комиссий не создается. Если по ходу выясняется, что необходимо возбуждение уголовного дела, то к работе приступают следователи. В таких случаях изъятие самописцев и других материалов производится с разрешения правоохранительных органов.

Пока расследование не окончено и не вынесен главный вердикт, любое распространение информации категорически запрещается. Комиссия проводит заседания, которые оформляются специальными протоколами с подписями начальника штаба и председателя. В отчетах по расследованию авиационных происшествий и инцидентов отражается вся проделанная работа за определенный промежуток времени.

В финальном отчете указывается вся имеющаяся в распоряжении комиссии информация по исследованию и экспертизам. Расследования авиационных инцидентов происходят в том же порядке и по тем же правилам. При вынесении вердикта учитываются все голоса участников такой комиссии. При выражении несогласия необходимо предоставить свое мнение в письменном виде, по которому создается протокол обсуждения. Но есть случаи, когда несогласное мнение помечают пометкой “особое”.

Примеры авиационных инцидентов

Во всем мире ежедневно случаются мелкие авиаинциденты, связанные с халатным отношением персонала, износом техники. Некоторые из них просто являются последствием стечения обстоятельств. Не все авиационные инциденты в России освещаются СМИ. Однако среди внутренней документации авиакомпаний и авиапредприятий конец года всегда примечателен свежим перечнем, собравшим все инциденты, происшествия и катастрофы, случившиеся за этот календарный год.

Например, в 2015 году в Самаре по причине отказа бортового компьютера совершил экстренную посадку самолет “Уральских авиалиний” во время следования из города Екатеринбург в Геленджик. Салон был не полным: около ста человек. Благодаря командной работе летного экипажа и действиям КВС самолет успешно приземлился в Самаре, а пассажирам предоставили резервный борт. В том же 2015 году под Воркутой вынужденно сел вертолет Ми-8 компании “Комиавиатранс” из-за полученных повреждений лопастей и лобового стекла пилотской кабины.

Рассмотрим международные случаи. По расследованию авиационного инцидента, произошедшего в аэропорту Анталии (Турция) в октябре 2017 года, было выяснено, что из-за халатного отношения персонала анталийского аэропорта во время попытки взлета воздушного судна украинской компании “Роза ветров” произошла утечка авиационного керосина (топлива). В итоге после прерванного взлета самолет отогнали на дальнюю стоянку для ликвидации последствий и определения причин инцидента.

Октябрь 2017 года запомнился провальным испытанием созданного в Воронеже Ан-148. Пилотам пришлось производить экстренную посадку из-за отказа одного из двигателей. По поводу инцидента ведется проверка на Воронежском самолетостроительном заводе.

Еще одно испытание закончилось неудачей, только на сей раз в Бразилии с участием нового транспортного воздушного судна КС-390. По итогам разбора удалось выяснить, что из-за смещения тяжелого не зашвартованного агрегата из центральной части судна в хвостовую произошло вращение вокруг своей оси и последующий штопор, выйти из которого удалось на критически малой высоте в триста метров. Последующие исследования конструкции фюзеляжа обнаружили повреждения вследствие превышения допустимого предела перегрузок.

И свежий инцидент, произошедший уже первого января 2018 года у турецкой авиакомпании Turkish Airlines. В Стамбуле один из споттеров сумел сфотографировать, как Airbus-321 столкнулся со связкой разноцветных шаров. К счастью это стало лишь красивым снимком, но не стоит забывать, что подобные изделия наполняются газами, способными к быстрому воспламенению, и в случае попадания такого вещества в двигатели воздушного судна могут наступить непоправимые последствия.

Читайте также:
Именной коносамент: что это такое, описание и особенности

Самые страшные и известные авиакатастрофы

В истории пассажирских авиаперевозок можно насчитать не одну сотню катастроф. Страшно представить, о чем люди думали в самые последние секунды их жизни. Благодаря современным технологиям можно ознакомиться практически с каждой крупной катастрофой по средствам СМИ или с помощью документальных фильмов BBC о расследовании авиакатастроф.

Примером одного из крупнейших происшествий стало крушение «Боинга-747», принадлежавшего “Японским авиалиниям”. Она произошла в 1985 году. Самолет следовал по маршруту Токио – Осака, и спустя 12 минут полетного времени в кабине пилотов прозвучал сигнал о технических неполадках судна. Оказалось, что у аппарата оторвался киль, и полчаса командир со вторым пилотом пытались стабилизировать положение самолета. Однако чуда не произошло. «Боинг-747» столкнулся с горным хребтом. На борту находилось 520 человек, но, по известной информации, 4 из них удалось каким-то образом остаться в живых.

Примером серьезного столкновения в воздушном пространстве стала авиакатастрофа над индийским полуостровом. В 60 км от столицы – Дели, упали обломки «Боинга-741» и российского «Ила-76», который летал под флагом Казахстана. Причиной явилось несанкционированное снижение ВС «Ил-76» с 15 до 14 футов, в результате чего он пробил стабилизатор и левое крыло «Боинга». Последний моментально разрушился и упал, а следом за ним рухнул потерявший управление «Ил». Погибло 349 человек.

К самой крупнейшей аварии во Франции причисляется катастрофа 1974 года. Тогда следовавший по маршруту Стамбул – Париж – Лондон турецкий самолет Turkish Airlines потерпел крушение сразу после взлета из-за начавшейся декомпрессии всего салона. По выясненным обстоятельствам резкий спад кабинной высоты случился в связи с плохо зафиксированной дверью грузового люка, который при достижении запредельной нагрузки и при отсутствии надува внутреннего пространства открылся, повредив систему управления ВС. 72 секунды понадобилось на то, чтобы самолет рухнул вместе с 346 пассажирами в Эрменонвиле. Выживших найдено не было.

Самолет “Саудовских авиалиний” L-1011 потерпел катастрофу, будучи уже на земле. Во время движения по воздушной трассе из Эр-Рияда в Джидде на борту, в грузовом отсеке, начался пожар. Экипаж успешно развернул борт и совершил посадку в пункте отправления. Однако по каким-то причинам не заглушил двигатели и продолжил двигаться по ВПП. В конечном итоге он остановился на очень отдаленном расстоянии от пожарных расчетов, которые не осмелились подъехать ближе. Целых 23 минуты понадобилось огню, чтобы захватить весь периметр воздушного судна, и в итоге все 301 человек сгорели заживо либо погибли от удушья.

Еще одна страшная катастрофа произошла в летний период 1988 года. Над территорией Ирана был сбит широкофюзеляжный А-300, следовавший по маршруту Тегеран – Дубай. Военный крейсер американцев, стоявших в заливе, просто ошибся, неверно идентифицировав борт. Ракета земля-воздух унесла жизни 290 человек, а американское правительство не принесло ни одного извинения по поводу своей трагичной оплошности. Однако американцы выплатили семьям компенсацию в размере 62 миллионов долларов, так и не признав свою вину. Парадокс.

Раз уж затронули Америку, то в истории США самой крупной катастрофой стало происшествие, произошедшее в 1979 году. Из-за плохого технического обслуживания лайнера после взлета произошел отказ одного из двигателей, который в результате и вовсе оторвался от крыльевого пилона. Рейс, следовавший из Чикаго в Лос-Анджелес, закончился падением рядом с ВПП и гибелью 273 человек.

Одной из самых загадочных катастроф является крушение малазийского «Боинга-777» под Донецком, совершавшего рейс Амстердам – Куала-Лумпур. Результаты расследования только ожидают обнародования, но, по известным сведениям, самолет был сбит. Погибло более 300 человек.

Одной из самых крупных катастроф, связанной с террористическими действиями, явилось крушение А-321 над Синайским полуостровом, где массово погибли российские туристы, возвращавшиеся с отдыха по маршруту Шарм-эль-Шейх – Санкт-Петербург. После взлета, через 23 минуты, самолет пропал с радаров диспетчеров, а позже обломки были найдены близ города Нехель. Части самолета были разбросаны друг от друга на приличном расстоянии. По выясненным данным, в багаж была подложена бомба в виде банки от газированного напитка, которая взорвалась после набора высоты. Катастрофа унесла 224 жизни, за смерть которых взяла ответственность запрещенная группировка исламского государства Ирака и Леванта.

Самой нелепой и крупнейшей катастрофой считают столкновение двух бортов в аэропорту Тенерифе 1977 года. Почему нелепая? Все из-за того, что оба борта «Боинг-747» не должны были оказаться в тот момент на территории Тенерифе. Однако диспетчеры перенаправили их в связи со случившимся терактом в Гранд-Канарии. Два «Боинга» – голландской и американской авиакомпании – двигались по одной и той же рулежке лицом друг к другу. Столкновения избежать не удалось, так как оплошность диспетчеров заметили очень поздно. Погибло 583 человека, выжило 60.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: