Автороведческая экспертиза: что это такое, описание и особенности

Автороведческая экспертиза и ее возможности

Автороведческая экспертиза анализирует отдельные фрагменты, целые документы, сообщения, и массивы текста, знаков письменной речи, выявляя отдельные моменты и закономерности стиля и использования речевых знаков. На основе экспертных методик выявляет авторство.

Экспертиза текста устанавливает индивидуальные особенности письменной речи автора на основе закономерностей речевого поведения, свойств физической реализации речевых высказываний, их восприятия. А также свойств, относящихся к проявлениям определенных профессиональных навыков, образования, подготовки, компетентности. Свойств, относящихся к социально-биографическим признакам автора.

В рамках автороведческой экспертизы решаются задачи идентификационного, классификационного и диагностического характера. Это создает основу для системного научного исследования.

Вопросы и задачи автороведческой экспертизы

Автороведческая экспертиза дает ответы относительно того: был ли автор в адекватном состоянии, под алкогольным, наркотическим, иным воздействием, в состоянии аффекта, стресса физического или психического. Пытался ли автор исказить текст или его смысл. Обладает ли автор специальными познаниями в той или иной области. Характеристики автора половые (гендерные), возрастные, социальные, профессиональные, его образование, и другие характеристики.

Таким образом, автороведческая экспертиза текста может помочь в следующих случаях:

  • выдача произведений (любых текстов, записок и документов) одного человека (нескольких лиц) за произведения другого;
  • создание текстов под диктовку, по инструкции, под давлением, в неадекватных и необычных состояниях;
  • подлинность, истинное авторство, подробности создания, характеристики авторов документов, создаваемых в ходе следствия, и в связи со следствием по самым разным вопросам, и в связи с имевшими место или возможными правонарушениями или происшествиями в любой области;
  • расследования случаев возможного экстремистского поведения, экстремистских высказываний, экстремистского поведения в обществе, в интернет, в социальных сетях;
  • расследование случаев возможных угроз, вне сети интернет и в сети интернет, с помощью различных типов связи;
  • расследования в области психического и информационного воздействия на детей, и разновидностей незаконного бизнеса или процессов, в которых принимают участие несовершеннолетние;
  • различные виды незаконного бизнеса, преступность, мошенничество, а также психологические воздействия, психологические манипуляции;
  • медицинские, психиатрические, психологические исследования;
  • дела об объектах авторских прав;
  • дела о нематериальных активах;
  • дела об объектах культуры, науки и техники, искусства;
  • и другие случаи.

Технические подробности зафиксированных текстов на бумажном носителе изучает в свою очередь техническая экспертиза документов, также функционирующая в «Центр экспертизы и оценки «ЕСИН». Если речь идет о компьютерных файлах и процессах фиксации текстов с помощью компьютерной и другой современной техники, то в таком случае Вам может помочь компьютерно-техническая экспертиза. С вопросами аудио и видеозаписей работает экспертиза аудио- и видеозаписи.

Автороведческая экспертиза: объекты исследования, сравнительные материалы и образцы

Экспертиза текста исследует любую зафиксированную на материальном носители информацию, письменную речь, текст в любом виде и объеме. Может рассматривать аудио и видеозаписи и любые файлы. Экспертиза может исследовать также представленный на исследование и единичный материал (спорные материалы). Для дачи ответов на некоторые вопросы используются образцы, или «сравнительный материал». Это специально избираемые для работы, или создаваемые для этой цели образцы текстов, письменной, или устной речи.

Эксперты работают с двумя типами материала:

  • спорные материалы: материалы, в отношении которых имеются вопросы;
  • сравнительный материал, или образцы автороведческой экспертизы: тексты и записи, используемые для сравнительного анализа.

Виды образцов письменной или устной речи для помощи автороведческой экспертизе делятся на: «свободные», «условно-свободные», «экспериментальные». Сравнительный анализ при работе со сравнительным материалом во многих случаях дает возможность точно идентифицировать автора и дать его характеристику, некоторые подробности создания текста, и получить ответы на некоторые другие вопросы.

«Свободные» образцы письменной или устной речи для автороведческой экспертизы

«Свободные образцы» для исследования выбираются из уже существующих, в отношении которых нет сомнений в их авторстве. Это тексты и образцы речи, созданные до проведения экспертизы, независимо от данного исследования.

Требования, предъявляемые для образцов:

  • установленная достоверность авторства;
  • совпадение по стилю письма, по форме текста, по функциональному стилю письменной речи;
  • совпадение по тематике, вопросу, ситуации;
  • установленное состояние автора (для некоторых случаев: уверенность в том, что автор в момент создания текста был в определенном психофизическом состоянии, подвергался или не подвергался каким-либо воздействиям).

Самым благоприятным случаем для сравнительного анализа является – свободный сравнительный образец, совпадающий со спорным материалом по различным параметрам (аналогичный функциональный характер текста или сообщения, его тематика, стиль, аналогичное действие в аналогичной ситуации, обращение к тому же лицу, и так далее).

«Условно-свободные» образцы письменной или устной речи для автороведческой экспертизы

Автороведческая экспертиза может исследовать любые тексты и документы, созданные в какой-то связи с расследуемыми событиями, ситуациями, в связи с уже созданным судопроизводственным, административным делом, которое расследуется на данный момент, и в отношении которого необходима судебная экспертиза. Это любые текстовые объекты: сообщения, заявления, прошения, жалобы, объяснительные, показания, и т. д. Не созданные специально для проведения экспертизы.

«Экспериментальные» образцы письменной или устной речи для автороведческой экспертизы

Третья разновидность – тексты или иного типа записи, создаваемые специально для экспертизы как образцы, или «сравнительный материал». Создаются они любыми лицами, имеющими отношение к делу, или третьими лицами, по просьбе должностных лиц, и в присутствии должностных лиц, или по просьбе и в присутствии других лиц, например экспертов.

Читайте также:
Арбитражное соглашение: что это такое, описание и особенности

В работе по созданию экспериментальных образцов создаются образцы, с различными параметрами, идентичные спорным материалам. Могут создаваться и вольные сочинения на любую тему. В ряде случаев по просьбе должностных лиц, экспертов, или других лиц, создаются сочинения на вольную тему, затем – на предложенную тему (возможно с соблюдением предложенных параметров). В ряде случаев с предполагаемым автором спорных материалов или другим лицом прорабатывается не одна тема, и не одна форма и вид текста, а несколько последовательно.

Автороведческая экспертиза: аудио и видео материалы

Для сравнительного исследования автороведческая экспертиза может использовать не только тексты, но и записи устной речи на аудио носителе или видео носителе, или файлы. В «Центр экспертизы и оценки «ЕСИН» имеются возможности для подробного и точного анализа любых записей на разных носителях. В том числе для проверки на подлинность, авторство, установления подробности производства, отсутствие или наличие искажений и монтажа.

Материалы исследования автороведческой экспертизы

Также как мы уже указывали о параметрах, свободные и условно-свободные образцы избираются, а экспериментальные образцы создаются в большинстве случаев с теми же параметрами, которые присутствуют у спорного материала. Это функциональная принадлежность текста, тематика, стиль, форма, адресат, другие параметры.

Объем сравнительных материалов – не зависит от объема спорных материалов.

Могут создаваться и исследоваться образцы, идентичные по размеру спорным материалам. В случаях, когда рассматриваются высокоинформативные материалы, сложные по другим параметрам материалы, размер сравнительных образцов (совпадающих по некоторым признакам) может создаваться так, чтобы в 10-15 раз превышать объем спорного материала.

Если речь идет об образце письменной речи конкретного лица, то для рассмотрения предпочтителен сравнительный материал в размере не менее 500 слов.

При создании сравнительных материалов экспериментального типа, экспертами и работниками следствия могут создаваться перечни слов, терминов, выражений, словосочетаний и фраз, которые нужно употребить в тексте.

Специальные приемы создания экспериментального образца: образцы могут создаваться под диктовку с применением тех слов и оборотов речи, в которых в спорном материале допущены ошибки. В том числе ошибки орфографии, и пунктуации. При создании таких проверочных образцов, пунктуация при диктовке теста не выделается интонацией. Слова диктуются так, как произносятся в разговорной речи. Сравнительный материал экспериментального типа создается с использованием этих и других приемов.

Задачи автороведческой экспертизы

Диагностические

Диагностические задачи – условия создания текста, состояние автора в момент создания текста. Изучаются возможные факторы, влияющие на результат работы автора: написание текста под диктовку, алкогольное или наркотическое опьянение, стресс, аффекты, психологическое давление, затрудненные или необычные условия создания текста, необычная поза, намеренное или ненамеренное искажение текста и (или) почерка, и другие возможные факторы влияния.

Диагностические вопросы могут ставиться перед экспертами вместе с идентификационными вопросами, или отдельно. Примеры диагностических вопросов:

  • автор текста и его исполнитель – одно и то же лицо, или нет;
  • была ли автором намеренно искажена в тексте письменная речь, выражение мыслей, почерк;
  • в каком состоянии автором был создан текст, можно ли говорить о затрудненном или необычном психологическом или физическом состоянии, воздействии.

Идентификационные задачи автороведческой экспертизы

Идентификационные задачи – групповые характеристики автора (авторов) текста, и авторство текста. Примеры идентификационных вопросов:

  • кем из лиц, чьи образцы текста рассматриваются, или кем из рассматриваемых лиц выполнен текст, запись речи, цифровые, буквенные или иные записи;
  • является ли конкретное лицо автором или исполнителем спорного материала;
  • согласно общим признакам почерка и содержания текста или записи, одним лицом или разными лицами создан или исполнен текст, или отдельная часть текста;
  • является ли конкретное лицо автором нескольких спорных материалов, или одного или нескольких фрагментов спорных материалов.

Во многих случаях перед индивидуальной идентификацией проводится групповая идентификация автора текста. Это связано с тем, что иногда по общим групповым признакам речи, текста и почерка есть возможность исключить конкретное лицо из числа предполагаемых исполнителей.

Классификационные задачи автороведческой экспертизы

Классификационные задачи – пол, возраст, и другие социально-биографические характеристики автора текста. А также его профессиональные признаки. Примеры классификационных вопросов:

  • что можно сказать об уровне образования (образовательном уровне) автора текста;
  • является ли данный язык родным для автора;
  • насколько автор владеет данной формой, стилем письменной речи, письменного речевого обращения, документа;
  • какова компетентность автора в данном вопросе, данной теме;
  • что можно сказать о возрасте, и половой принадлежности автора;
  • что можно сказать о роде занятий автора.

Таким образом, с помощью техники исследования, выявления и сравнительного анализа системы письменной речи разного типа, могут идентифицироваться авторы текстов, признаки авторов, условия создания текстов.

Автороведческая экспертиза ЕСИН: приглашаем к сотрудничеству

Автороведческая экспертиза в «Центр экспертизы и оценки «ЕСИН» ведет свою работу в соответствии с Конституцией РФ, ст. 41 Федерального закона РФ № 73-ФЗ от 31.05.2001 г. «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», Федеральным законом № 135-ФЗ от 29.07.1998 г., УПК РФ, ГПК РФ, АПК РФ, КоАП РФ.

Читайте также:
Движимое имущество: что это такое, описание и особенности

Вы можете связаться с нами по бесплатному номеру из любой точки страны, с помощью электронной почты, приехать в офисы в Москве или Нижнем Новгороде, а также обратиться к нам через все популярные социальные сети. Подробную контактную информацию Вы найдете на любой странице этого сайта внизу. Ждём Вас!

Что такое автороведческая экспертиза?

Информационные материалы по данной статье для сайта ekspertizy.org предоставил администратор сайта – Александр Шпилёв. Задать вопрос автору.

Автороведческая экспертиза – это комплекс проводимых исследований в области текстологии для установления авторства определенного текста. Проводится как в досудебных спорах, так и при исковом производстве. Ее результаты можно опровергнуть результатами аналогичного исследования.

Институт судебных экспертиз и криминалистики выполнит автороведческую экспертизу по цене от 15 000 руб., срок проведения – от 2 дней.

Институт судебных экспертиз и криминалистики – это ведущее экспертное учреждение РФ. Мы представлены в 90 городах России, мы проводим более 50 видов экспертиза.

Наши судебные эксперты аккредитованы и сертифицированы, компания имеет аккредитованы в качестве независимого эксперта в Министерстве юстиции РФ.

Звоните по тел.: 8 (800) 500-76-44 и наши эксперты проконсультируют вас бесплатно.

Вопросы, решаемые автороведческой экспертизой

При рассматриваемом виде исследования изучаются и анализируются как отдельные фрагменты, так и целые документы.

Автороведческая экспертиза может быть назначена для установления, а также для опровержения авторства текстов следующего содержания:

  • угроз расправы и других насильственных действий;
  • распоряжений на случай смерти (завещаний);
  • статей и прочих документов, которые относятся к деловым, научным и профессиональным текстам;
  • документов, подлинность которых вызывает сомнение;
  • авторских литературных и других произведений;
  • записок, постов в сети, других письменных объектов.

При рассматриваемом виде исследования изучаются и анализируются как отдельные фрагменты, так и целые документы. В сообщениях и массивах письменной речи устанавливаются отдельные стилевые особенности и закономерности. Все это дает возможность объективно, на основе утвержденных научно-обоснованных методиках установить авторство.

Автороведческая экспертиза в криминалистике позволяет установить состав преступления, отвечая на вопросы:

  1. Участие третьих лиц в составлении текста;
  2. Единоличное или групповое авторство документа;
  3. Создавал он один или разные объекты.

Например, если угрозы или документ для хищения материальных ценностей составлялись группой лиц, деяние квалифицируется групповым. Наказание будет строже.

Другие вопросы автороведческой экспертизы:

  1. Находился ли автор текста в адекватном психологическом состоянии?
  2. Был ли он под воздействием алкогольных, наркотических, психотропных веществ?
  3. Проявлялись ли у него в момент написания текста признаки действия в состоянии аффекта?
  4. Действовал ли он под физическим и психологическим давлением, в состоянии стресса?

Кроме того, исследования позволяют определить:

  1. Попытки автора исказить текст, его содержание и смысл;
  2. Наличие у него специальных знаний в конкретной сфере;
  3. Его пол, возраст, наличие образование, а также другие социальные и профессиональные характеристики.

В каких случаях прибегают к автороведческой экспертизе?

Рассматриваемый вид экспертиз применяется в следующих спорах и судебных делах:

  1. Нарушения авторских прав, когда произведения одного человека выдают за труд другого;
  2. Превышение служебных полномочий, при которых значимые (например, для следствия) документы получали в результате психологического или физического давления, текст писался под диктовку;
  3. При расследовании дел, в которых нужно установить характеристики лиц, писавших текст, некоторые подробности его создания, а также авторство;
  4. В случае выявления признаков экстремизма, например, в высказываниях, заявлениях, документах, постах в социальной сети;
  5. При поступлении угроз как в сети интернет, так и вне ее при помощи разных устройств и технологий связи;
  6. При выявлении фактов незаконного воздействия на несовершеннолетних лиц с помощью психических и информационных средств;
  7. При расследовании незаконной деятельности субъектов хозяйственной деятельности, в которых объектами исследования являются деловые документы;
  8. При выявлении мошенничества, других видов преступлений с применением психологических манипуляций.

Список не полный. Его можно дополнить и спорами об интеллектуальной собственности, о нематериальных активах, объектах искусства, науки, культуры, а также другими случаями. Проводится эта экспертиза и при медицинских, а также психиатрических исследованиях.

Как проводится автороведческая экспертиза?

Если спор проводится без подачи иска и возбуждении уголовного дела, назначается внесудебная экспертиза. Она инициируется по заявлению заинтересованных физических или юридических лиц. Проводится в рамках претензионной работы, но может подаваться вместе с иском или ходатайством в исковом производстве, как доказательство по делу.

В остальных случаях назначается судебно-автороведческая экспертиза. Основание – определение или постановление следственного органа или суда.

В обоих случаях специалистам предоставляется объект исследования (текст, аудио, видеозапись, файлы) на материальном носителе. Им также требуется материал для сравнения – образцы письменной или разговорной речи. Таким образом экспертиза исследует два типа объектов:

  1. Спорные, по которым у инициаторов исследования есть вопросы;
  2. Сравнительные, относительно которых нет сомнений о принадлежности и условиях получения.

Для справки! При исследовании требуется образец текста не менее 450-550 слов.

Постановление о назначении автороведческой экспертизы предоставляется для ознакомления всем заинтересованных лицам – участникам дела. Каждый из них может поставить дополнительные вопросы, кроме тех, которые уже определены следствием или судом.

Читайте также:
Занятые граждане: что это такое, описание и особенности

По завершению исследования специалисты готовят заключение эксперта и предоставляют его инициатору. Если это суд, экспертиза ограничивается разумным сроком проведения.

В досудебных спорах ограничений нет, сроки проведения обговариваются между экспертами и инициаторами индивидуально. Исследование может затянуться из-за того, что не удается должным образом уведомить другую сторону, которая намеренно избегает этой процедуры, создает предпосылки для формального опровержения ее результатов. Рекомендуется в таких вопросах обращаться к специалистам, которые предоставляют проведение экспертизы «под ключ», включая уведомление другой стороны.

Возможности автороведческой экспертизы

В судебной практике часто приходится сталкиваться с анонимными письмами, или просто с письмами и записками, не имеющих подписи. И для того, чтобы узнать его автора, проводится специальная криминалистическая экспертиза по установлению авторства. Такой вид экспертизы называется криминалистическая.

Специалисты используют все имеющиеся возможности автороведческой экспертизы для того, чтобы решить две основные задачи:

  • Идентифицировать автора одного или нескольких исследуемых документов;
  • Определить социальный статус, принадлежность к какой-либо группе лиц, образовательный уровень, профессиональную направленность лица, которое является автором исследуемого документа.

Автороведческая экспертиза изучает характерные речевые обороты, которые были применены в письменной речи, устойчивые, часто используемые сочетания слов и различные их вариации. Особенность письменной речи определяется путем изучения орфографических, пунктуационных, семантических, лексических и других, характерных для автора изучаемого документа, особенностей и ошибок.

Если навыки пунктуации и орфографии являются результатом знания общепринятых правил, то использование лексических единиц, фразеологических оборотов, характерных сравнительных высказываний могут быть индивидуальными или определяющими принадлежность автора письма к тому или иному социальному кругу, профессиональной направленности. Такие особенности речи могут позволить определить пол и возраст человека, написавшего письмо, его литературные пристрастия, особенности его мыслительной деятельности, а также его психологического и психического состояния.

Стилистические и мыслительные языковые навыки по большей части определяются общепринятыми правилами, которые пользуются все представители общества, в котором пользуются данным языком. Но специалисты отмечают, что даже на использование устойчивых оборотов оказывают огромное влияние психологическое состояние человека, который писал письмо, а так же особенности диалекта той местности, где он вырос, работал, долгое время жил. Даже переезжая с места на место, после проведенного некоторого количества времени в данной среде, на речевую деятельность человека начинают оказывать влияние особенности речи в конкретной местности. И это не может не отражаться в письменной речи.

Особенности языковых навыков автора письма определяются по критериям низший или высший уровень правильности использования языковых навыков. А если речь идет о знании и владении культурой литературной речи, то данные критерии оцениваются по принципу хуже или лучше от общепринятых стандартов речи.

Как эксперты оценивают письменную речь

Грамматические, лексические, стилистические и фразеологические навыки человека оцениваются как:

  • Низкие;
  • Средние;
  • Высокие.

Орфографические и пунктуационные навыки оценивают как:

  • Высокие;
  • Средние;
  • Низкие;
  • Нулевые.

На какие частные признаки обращают внимание эксперты, которые занимаются автороведческой экспертизой:

  • Характерные нарушения общепринятых правил речи;
  • Использование особых, характерных для писавшего человека, слов, словоформ, речевых оборотов;
  • Регулярное повторение характерных нестандартных оборотов в письме.
    Текст, составленный неопределенным лицом, является объектом автороведческой экспертизы. В ходе исследования изучаются все характерные особенности употребляемых языковых навыков.

Что необходимо для проведения автороведческой экспертизы:
В первую очередь в распоряжении эксперта должен быть документ, в котором будет содержаться не менее пятисот слов. Сначала этот документ изучается на предмет наличия в нем следующей информации, которая не дает ответа на все вопросы, но может помочь составить первоначальный схематический портрет автора:

  • Сведения о лице, писавшем документ;
  • Сведения о лицах, которые известны автору;
  • Описание явлений или предметов, о которых известно только автору;
  • Письменные речевые образцы лиц, среди которых может быть искомый автор.Требования к свободным образцам речи.

К текстам, которые составлены лицами, с чьими образцами сравнивается исследуемый документ, предъявляются следующие требования:

  • Они должны быть написаны на том же языке, что и изучаемый документ, поскольку речевые обороты и особенности общения в разных языках имеют существенную разницу;
  • Должны быть написаны в тоже время, что и изучаемое письмо. Это объясняется тем, что с течением времени и под воздействием различных факторов (учеба, приобретение профессиональных навыков, перемена круга общения) меняется и стилистика изложения своих мыслей в письменной форме.

Стиль изложения должен быть таким же. Он может быть

  • деловым,
  • бытовым,
  • научным,
  • публицистическим.

Психологическое состояние писавшего человека в момент написания образца, должно быть таким же, как и у автора исследуемого документа.

Деловой стиль обычно используется в служебных записях, заявлениях, протоколах и так далее.

Бытовой стиль изучается по частной переписке и личным запискам.

Научный стиль исследуется по текстам научных работ и докладов, а публицистический по статьям, предназначенных для издания или изданных, в различных средствах печати.

Такой тщательный подпор материала для сравнительного анализа необходим потому, что в разных ситуациях человек по-разному выражает свои мысли по одному и тому же поводу. Например, описывая какое-то событие другу в личной переписке, автор будет использовать совершенно не такую стилистику и лексику изложения, как при описании тех же событий в заявлении в полицию.

Психологическое состояние человека тоже имеет большое влияние на стилистику написания документа.

Например, в то время, когда составлялся документ, человек мог находиться в состоянии глубокой депрессии, в состоянии тяжелой травмы или болезни.

По всем пунктам, исследование частных совпадений, во время проведения автороведческой экспертизы, обязательно. Такие особенности изложения мыслей, как использование идиоматических, жаргонных, профессиональных выражений, помогает определить профессию и местность постоянного пребывания автора.

Автороведческая экспертиза: возможности и проблемы

Е.И. Галяшина, Институт судебных экспертиз Московской государственной юридической академии.

Е.В. Приводнова, Институт судебных экспертиз Московской государственной юридической академии.

Необходимость установления авторства текста, факта создания его тем или иным лицом, возникает в самых различных судебных спорах – по делам о защите чести и достоинства, об интеллектуальной собственности, а также по ряду уголовных дел. Установить истину по таким делам суду поможет автороведческая экспертиза, научную основу которой составляет система знаний об условиях и закономерностях речевого поведения человека, определяющих индивидуальность письменной речи.

Термин “автороведение” в криминалистической науке появился в начале 70-х годов в работах известного автороведа С.М. Вула. Классификация признаков письменной речи, используемая в автороведческой экспертизе, состоит в их делении на общие и частные. В основе этой классификации лежат количественные и качественные критерии меры владения человеком языковых навыков. Языковые навыки представляют собой умение решать задачи языкового общения, поэтому общий признак языкового навыка – это количественный показатель уровня владения конкретным лицом нормами литературного языка на синтаксическом, стилистическом, лексико-фразеологическом, формально-логическом и интеллектуальном уровнях.

Частный признак языкового навыка – это качественный показатель, отображающий особенности структуры навыка, которые проявляются в определенных нарушениях речи, использовании определенных языковых средств. Выделяют следующие частные признаки в соответствии с нарушениями навыков речи:

частные признаки синтаксических навыков (нарушение норм синтаксиса). К ним относятся: устойчивое неправильное построение определенного предложения, своеобразное использование определенных синтаксических конструкций, определенные нарушения норм синтаксиса, богатство синтаксической структуры изложения;

частные признаки лексико-фразеологических навыков. К ним относятся употребление слов или фраз в несвойственном для них значении, использование диалектизмов, вульгаризмов, элементов просторечия, архаизмов, неологизмов, определенных словосочетаний и другие;

частные признаки стилистических навыков, под которыми понимаются устойчивые нарушения определенных норм лексической стилистики, стилистики частей речи и синтаксиса;

частные признаки формально-логических навыков письменной речи. К ним относятся: устойчивая логическая ошибка в рассуждении, нарушение законов логики, устойчивое или преимущественное использование определенных логических структур и т.д.;

частные признаки интеллектуальных навыков письменной речи, под которыми понимаются характер восприятия действительности, характер аргументации, наличие и характер оценки описываемых событий.

Объект исследования

Для решения задач автороведческой экспертизы необходимо иметь текст, минимальный объем которого составляет 100 – 150 слов, но он может варьироваться в некоторых пределах, в зависимости от принадлежности к конкретному функциональному стилю.

Судебные автороведческие экспертизы могут проводиться комплексно с экспертизами других родов. Достаточно часто назначают автороведческую экспертизу совместно с почерковедческой для установления автора текста, выполненного от руки; с судебно-психологической экспертизой (когда имеются сомнения в том, что в момент составления документа его автор осознавал свои действия и мог руководить ими); с судебно-психиатрической экспертизой (например, если необходимо установить психическую полноценность автора предсмертной записки при суициде); с фоноскопической экспертизой (например, когда авторизации подвергается устная речь, отображенная в графической форме, или возникает вопрос об авторстве озвученного текста); с компьютерно-технической экспертизой (когда исследованию подлежит контент сайта в Интернете, электронные документы, компьютерный сленг и т.д.).

Большую часть объектов, представленных на автороведческую экспертизу, составляют рукописные и машинописные тексты, а также документы, выполненные полиграфическим способом. Но сегодня объектами автороведческого исследования могут быть и тексты решений судов, протоколы судебных заседаний, словари и диссертации, плакаты и постеры, реклама и твердые копии электронных документов, размещенных на сайте в Интернете, тексты на любом носителе в электронном виде, фонограммы и видеозаписи звучащей речи (интервью, аудио- и видеосюжеты) и т.д.

Ошибки при назначении

В связи с появлением новых объектов существенно расширился круг вопросов, которые ставятся перед экспертом-автороведом. На практике судьи испытывают затруднения с формулировкой вопросов экспертам, ошибочно ставят на разрешение автороведческой экспертизы вопросы, либо не относящиеся к компетенции эксперта-автороведа, либо вовсе не требующие применения специальных познаний.

Например, гр-н А. подал иск о защите чести, достоинства и деловой репутации в связи с тем, что журналист в статье, рассказывающей о митинге студентов, приписал ему оскорбительные высказывания в адрес известного политика. Была назначена автороведческая экспертиза, на разрешение которой был поставлен вопрос: “Согласно смыслу и композиции статьи при прочтении ее создается ли у читающего мнение, что цитата, приписанная гр-ну А., принадлежит автору статьи или является цитатой высказываний участников митинга?” Понятно, что данный вопрос не относится к компетенции автороведческой экспертизы, поскольку автороведческая экспертиза производится с целью установления автора текста на основании анализа отобразившихся в нем особенностей письменной речи. В рамках автороведческой экспертизы возможна постановка вопроса о принадлежности спорной фразы конкретному автору.

Методами автороведческого исследования текста достоверно устанавливать, какое мнение создается у читающих при прочтении какого-либо текста, невозможно. Мнение конкретного читающего носит сугубо индивидуальный и субъективный характер, зависящий от пола, возраста, социально-культурной, национальной принадлежности и индивидуальных вкусовых предпочтений читающего, множества иных факторов. Мнение читающего письменный текст можно выяснить (узнать) исключительно при условии, что оно было им высказано (устно или письменно). Поэтому для изучения читательских откликов на ту или иную публикацию проводится статистический опрос репрезентативной выборки читателей. При этом результаты этого опроса в силу использования вероятностно-статистических методов не могут расцениваться как категорическое заключение об однозначно сложившемся мнении читающего о той или иной публикации. Умозрительное суждение о том, какое мнение о содержании текста статьи может или не может сложиться у тех или иных читающих, без их опроса носит голословный и научно не обоснованный характер, а следовательно, недопустимо в качестве вывода в заключении эксперта, так как не является достоверно установленным фактом.

Установление мнения читающего о содержании прочитанного – задача социологического исследования, решаемая на уровне вероятного вывода статистическими методами при опросе репрезентативной читательской выборки. Постановка вопроса “о мнении читающего о содержании прочитанного” и вывод эксперта, что “у читателей с невысоким уровнем грамотности и общей культуры при беглом и невнимательном прочтении текста может сложиться впечатление, что автор статьи цитирует гр-на А. со слов участников митинга” в рамках автороведческой экспертизы недопустимо, так как ответ на этот вопрос, сформулированный в форме вывода эксперта, выходит за пределы специальных знаний эксперта-автороведа.

На разрешение автороведческой экспертизы могут быть поставлены следующие вопросы:

Является ли определенное лицо автором исследуемого текста?

Является ли автором нескольких текстов (фрагментов текста) одно лицо?

Каков образовательный уровень, пол, возраст, родной язык, профессия или род занятий автора текста?

Составлен ли текст с признаками намеренного искажения письменной речи?

В каком состоянии находился автор текста при его составлении (имеются ли признаки необычного психофизиологического состояния, например состояния алкогольного или наркотического опьянения)?

Установление авторства в Интернете

Другая не менее важная проблема современного автороведения – установление автора по текстам веб-коммуникации. В сети Интернет зачастую содержатся экстремистские материалы, возбуждающие национальную, социальную, религиозную ненависть и вражду, распространяется конфиденциальная информация о частной и личной жизни граждан, публикуются сведения, составляющие государственную, коммерческую и банковскую, врачебную и адвокатскую тайну, размещаются порнографические и диффамационные материалы, клеветнические сведения и оскорбления, осуществляются незаконная реклама и пропаганда наркотических средств и психотропных веществ. Как известно, для привлечения к ответственности за такие правонарушения необходимо установить не только лицо, их распространившее, но и автора текста.

В сетевых версиях книг, газет, журналов и других документальных источниках тексты интернет-коммуникации максимально приближены к обычным письменным текстам по уровню подготовленности и соответствуют признакам письменного вида речи. Однако совершенно по-другому дело обстоит с текстами в разнообразных чатах, форумах, интернет-конференциях. В основном это неподготовленные, спонтанные, неотредактированные письменные высказывания, которые приближены по своей структуре лексико-грамматических средств к устно-разговорной форме речи. Кроме того, создание текстов интернет-коммуникации с помощью клавиатуры и написание обычного письменного текста – это разные психологические и физиологические процессы. Например, у веб-коммуниканта нарушаются автоматизированные навыки восприятия правильного образа слова, так как при наборе текста каждое слово распадается на буквы, а при написании слово воспринимается целиком. Также специфику речевой деятельности в Интернете обусловливает ситуация, при которой письменный текст воспринимается сначала зрительно на экране монитора компьютера, потом формально и только после этого – на уровне проникновения в замысел автора.

Проблемы автороведческой экспертизы

В современных условиях в судебном автороведении можно выделить две актуальные проблемы, требующие разрешения для более эффективного судопроизводства. Первая проблема – это профессиональная подготовка экспертов-автороведов. На практике производство автороведческой экспертизы осуществляется экспертами, имеющими базовое филологическое либо юридическое образование. Как правило, при оформлении экспертного заключения филологом, не имеющим юридической квалификации, отмечаются формальные, но существенные нарушения, которые могут повлечь за собой признание заключения недопустимым доказательством по делу и исключение из материалов дела. Отсутствуют обязательные части заключения, не указывается описание использованных методов, нет ссылок на научную литературу. И наоборот, заключения автороведов, которые не имеют базового филологического образования, зачастую грешат поверхностностью анализа языковых средств и примитивизмом их описания.

Представляется, что квалифицированное проведение автороведческих экспертиз предполагает обязательное наличие у эксперта двойной компетенции: специального экспертного образования, совмещающего знания юриспруденции и лингвистики, общей теории судебной экспертизы.

Вторая проблема – необходимость выработки среди практикующих судебных экспертов-автороведов единого подхода к проблемам речеведческих экспертиз, в том числе и автороведческой, а также восполнение пробела в методической литературе и экспертной практике. Для этого необходимо усовершенствовать имеющиеся методики с целью их адаптации для исследования новых нетрадиционных объектов автороведения (сетевых жанров интернет-коммуникации со смешением письменной и устной форм речевого общения), а также автоматизировать отдельные этапы автороведческого исследования путем создания электронных блоков формализованных бланков экспертных заключений.

Особенности назначения судебной автороведческой экспертизы Текст научной статьи по специальности « Право»

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Е.И. Ермолова

В статье исследованы особенности назначения судебной автороведческой экспертизы одного из актуальных направлений судебно-экспертной деятельности, объектом исследования которой выступает письменная речь, отображенная в рукописных, машинописных, выполненных полиграфическим способом или с помощью множительной техники текстах. Также рассмотрено взаимодействие следователя и эксперта-автороведа, касающееся формулировки вопросов, отбора образцов для сравнительного автороведческого исследования и др.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Е.И. Ермолова

The characteristic features of the appointment of judicial expertise of the author origin

In this paper the characteristic features of judicial appointment of the author origin examination are considered one of the important directions of forensic activity, where the objects of study are the written words displayed in handwritten texts, typewritten texts, texts obtained by printing method or by using copiers. The interaction of the investigator and the expert of the author origin which concerns the wording of the questions, the selection of the samples for comparative studies of the author origin are also considered.

Текст научной работы на тему «Особенности назначения судебной автороведческой экспертизы»

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

автора письменного текста, начинающегося и заканчивающегося, соответственно, словами «Ирина Николаевна, что вы можете рассказать избирателям о Матвее Сидорове?» и «в день голосования поднять избирателей призывом «Все, кто любит меня, — за мной!»?

2. Имеются ли элементы маскировки письменной речи автора в тексте, начинающемся и заканчивающемся, соответственно, словами «Ирина Николаевна, что вы можете рассказать избирателям о Матвее Сидорове?» и «в день голосования поднять избирателей призывом «Все, кто любит меня, — за мной!»?

Для успешного проведения автороведческой экспертизы необходимы образцы письменной речи для сравнительного исследования. Они должны отвечать определенным требованиям, без учета которых нередко возможности экспертизы не могут быть реализованы.

Типичной ошибкой при назначении судебной автороведческой экспертизы является представление в качестве сравнительных образцов текстов, достоверность происхождения которых от конкретных проверяемых лиц вызывает сомнение.

Например, у истицы — гражданки О. умер сын, после него остался ребенок, проживающий со своей матерью — гражданкой А., которая, по мнению истицы, употребляет наркотики. По делу об опеке и определении места дальнейшего проживания ребенка (с бабушкой или матерью) истица — гражданка О. заявила ходатайство о приобщении к материалам гражданского дела протоколов об административных правонарушениях, составленных в отношении матери ребенка, а также заявления врачей, у которых якобы проходила лечение гражданка А. Однако в судебном заседании сторона ответчицы заявила о подложности вышеуказанных документов, мотивируя это тем, что протоколы и заявления были сфальсифицированы и их автором является сама истица.

В качестве свободных образцов письменной речи были представлены копии жалоб истицы в различные инстанции на мать ребенка. Однако данные образцы также вызвали сомнение в их достоверности. Проведенным автороведческим исследованием текстов жалоб были установлены признаки письменной речи другого автора. В судебном заседании истица призналась, что в написании жалоб ей помогал адвокат, и согласилась представить экспериментальные тексты, составленные лично ею. Назначенная по делу автороведче-ская экспертиза подтвердила доводы стороны ответчицы. Выводы экспертизы легли в основу решения суда об опекунстве и об определе-

нии места проживания ребенка в доме матери, а не бабушки.

Образец письменной речи — это текст, являющийся свободным высказыванием проверяемого лица. В противном случае в текст могут быть внесены намеренные и ненамеренные искажения, связанные с подражанием навыкам других лиц либо с прямым цитированием текстов, составленных другими лицами. Записи отдельных слов, словосочетаний (иногда — разрозненных предложений или отдельных абзацев) не могут рассматриваться в качестве образцов письменной речи, пригодных для решения вопроса об авторстве, поскольку не позволяют определить устойчивость свойств проявившегося в записях навыка. Эмпирическим путем установлено, что спорные письменные тексты и письменные тексты-образцы (каждый в отдельности) должны быть достаточны по объему (не менее 100—150 слов), однако они могут варьироваться в некоторых пределах, в зависимости от принадлежности к конкретному функциональному стилю [3, с. 81].

Свободные образцы письменной речи — это тексты, составленные проверяемым лицом вне связи с делом, по которому назначена автороведческая экспертиза, и до его возбуждения. Они являются наиболее информативным сравнительным материалом в идентификационном плане. При их надлежащем объеме и подготовке эксперт имеет возможность получить ясное и полное представление об особенностях речевого поведения проверяемого лица в той или иной ситуации письменного сообщения, о системе его языковых и интеллектуальных навыков, об устойчивости и пределах вариационности признаков его письменной речи в текстах конкретного стиля.

Свободные образцы письменной речи должны соответствовать исследуемому (спорному) тексту по следующим основным характеристикам:

— язык изложения (свободные образцы должны быть выполнены на том же языке, что и спорный документ);

— время составления текста (между составлением спорного текста и текста-образца разрыв во времени должен составлять не более пяти лет, так как отдельные особенности навыка со временем претерпевают изменения, и некоторые из них могут быть настолько существенными, что изменяют содержание навыка);

— принадлежность к определенному функциональному стилю речи (свободные образцы должны быть составлены в рамках того же функционального стиля — официально-

Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Автороведческая экспертиза: что это такое, описание и особенности

АВТОРОВЕДЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА

Судебная автороведческая экспертиза (САЭ) – исследование текста (чаще всего печатного) с целью установления авторства (атрибуция произведения) или получения каких-либо сведений об авторе и условиях создания текстового документа.

Предметом САЭ являются фактические данные об авторе текста (его речевые навыки, пол, примерный возраст, профессия и пр.), условиях выполнения текста, устанавливаемые на основе специальных познаний в области фундаментальной (лексикология, морфология, синтаксис, стилистика) и прикладной (текстология, статистическая обработка текста и т.д.) лингвистики.

Объектом САЭ является письменная речь автора (составителя) текста. В более широком смысле объектом признаются тексты документов. В качестве текста могут выступать, по отдельности либо в совокупности, различные записи (например, дневниковые), письма, официальные документы, литературные произведения, тексты публичных выступлений и так далее. В отличие от почерковедческой (графической) экспертизы, где исследуется графическое исполнение текста, в данном случае анализируются его лингвистические особенности.

К услугам экспертов-автороведов прибегают в случаях, когда требуется установить автора анонимного письма, содержащего угрозы в адрес конкретного человека, или установить факт написания текста одним или разными авторами, определить условия выполнения текста. Данный вид экспертизы проводится в рамках расследования уголовных дел о клевете, нарушении авторства (плагиата), при рассмотрении гражданских исков по возмещению причиненного морального и материального ущерба в результате плагиата и пр., а также в процессе решения иных задач: установление принадлежности литературных произведений конкретным авторам, установление принадлежности переписки конкретным историческим личностям и пр.

Задачи САЭ традиционно подразделяются на:

Диагностические ( установление фактических данных об авторе текста):

– определение личностных характеристик автора, таких как:

родной язык, знание иностранных языков,

происхождение, место постоянного проживания,

область деятельности, профессия, хобби,

пол, возраст, социальное положение, национальность и прочие социальные характеристики,

наличие навыков определённого стиля письменной речи;

– определение факта сознательного искажения письменной речи.

Идентификационные (установление или проверка авторства):

– п одтверждение авторства определённого лица;

– исключение авторства определённого лица;

– проверка того, что автором всего текста был один и тот же человек;

– проверка того, что написавший текст является при этом его настоящим автором.

Идентификационные задачи автороведческой экспертизы решаются в тех случаях, когда требуется подтвердить или опровергнуть авторство определённого лица (лиц) по отношению к тому или иному тексту, причём предполагаемый автор текста известен и непосредственно доступен. Наиболее очевидные примеры – доказательство или опровержение факта литературного плагиата и доказательство авторства в делах, связанных с правами на литературные произведения. В таких случаях экспертиза заключается в сопоставлении проверяемого текста с текстами, бесспорным автором которых является проверяемое лицо.

Диагностические задачи САЭ решает в тех случаях, когда необходимо установить личность автора какого-либо текста, например, определить автора анонимного письма или подложного документа. В этих случаях сопоставить исследуемый текст с другими текстами автора, как правило, невозможно, и экспертиза заключается в определении (на основании анализа текста) личностных характеристик автора, знание которых позволит выявить ограниченный круг лиц, подлежащих проверке уже другими методами. После установления личности подозреваемого в написании данного текста возможно решение уже идентификационной задачи – подтверждение или опровержение его авторства.

Решаются и более специфические задачи, в частности, определение психического состояния автора в момент создания текста, выявление факта написания текста в необычных условиях, поиск текстов, написанных под диктовку другого человека.

В процессе проведения САЭ решаются следующие группы вопросов:

1. Каков пол автора текста?

2. Каков примерный возраст автора текста?

3. Каков уровень образования автора текста?

4. Какова профессия автора текста?

5. В каких условиях составлен текст?

1. Является ли автором текста N ?

2. Является ли автором текста нескольких документов одно и то же лицо?

3. Являются ли авторами фрагментов одного текста разные лица?

В целом САЭ базируется на представлении, что для каждого человека характерен уникальный комплекс особенностей речевого поведения, который может быть использован для идентификации и диагностики. Вся совокупность методов экспертизы направлена на выделение этих особенностей, их описание и сравнение.

Методы автороведческой экспертизы позволяют исследовать текст на пяти уровнях: пунктуационном, орфографическом, синтаксическом, лексико-фразеологическом, стилистическом.

Пунктуационный – особенности употребления автором знаков препинания, характерные ошибки.

Орфографический – характерные ошибки в написании слов.

Синтаксический – особенности построения предложений, предпочтение тех или иных языковых конструкций, употребление времён, активного или пассивного залога, порядок слов, характерные синтаксические ошибки.

Лексико-фразеологический – словарный запас автора, особенности использования слов и выражений, склонность к употреблению редких и иностранных слов, диалектизмов, архаизмов, неологизмов, профессионализмов, арготизмов и так далее. Сюда же относятся навыки употребления фразеологизмов, пословиц, поговорок, «крылатых выражений».

Стилистический – жанр, общая структура текста, для литературных произведений – сюжет, характерные изобразительные средства (метафора, ирония, аллегория, гипербола, сравнение), стилистические фигуры (градация, антитеза, риторический вопрос и так далее), другие характерные речевые приёмы.

Исследования текста на пунктуационном и орфографическом уровне может характеризовать общий уровень грамотности автора, в некоторых случаях – определить, что текст написан автором на неродном языке (когда ошибки орфографии и пунктуации однозначно указывают на смешение языка текста с другим определённым языком). Однако так могут исследоваться лишь тексты, которые не подвергались профессиональной редакторской правке и были исполнены непосредственно автором. Это лично автором написанные письма, записки, документы. Остальные тексты (отредактированные статьи и другие литературные произведения, деловые письма, которые печатались машинисткой под диктовку автора) своими пунктуационными и орфографическими особенностями характеризуют уже не автора, а исполнителя или редактора.

Синтаксический, лексико-фразеологический и стилистический уровень, напротив, не искажаются при мелкой редактуре. Они образуют в совокупности то, что обычно и называется «стилем автора». Именно их анализ представляет наибольший интерес и наибольшую сложность. Существует достаточно много методов анализа стиля. В целом можно разделить их на две большие группы – экспертные и формальные.

Экспертные методы предполагают исследование текста профессиональным лингвистом-экспертом, который выделит характерные особенности проверяемого текста и текстов, написанных предполагаемым автором (если они доступны), и на основании их изучения вынесет свое заключение.

Формальные методы основаны на сравнении вычислимых характеристик текстов. В общем случае текст отображается в вектор вычисленных для него параметров, каждый из которых объективно характеризует некоторый набор особенностей текста. Таким образом, текст графически отображается в некоторую точку n-мерного пространства. При такой формализации автор также может быть представлен в виде аналогичного вектора параметров этим вектором будет вектор текстов, написанных данным автором.

Необходимо иметь ввиду, что решение вопроса об авторстве текста возможно, если исследуемый текст содержит не менее 500 слов!

Тарифы на автомобильном транспорте

Тарифами называются цены на продукцию транспорта. Каждый вид транспорта имеет свои тарифы. Тарифы на транспортную продукцию строятся на тех же принципах, что и цены других отраслей.

Цена – денежное выражение стоимости товара. С учетом рыночных факторов цену можно определить как денежную сумму, за которую покупатель готов купить конкретный товар, а производитель – продать.

Для предприятия, фирмы важно не только произвести, но и сбыть товар – продукцию, работы, услуги с выгодой для себя, возместить все расходы и получить прибыль.

При разработке договорных тарифов выдерживаются принципы обеспечения возмещения расходов АТП на осуществление перевозок и достаточного уровня рентабельности. Снижению договорных тарифов способствует фактор конкуренции. Договорной тариф как элемент рынка определяет равновесие между спросом и предложением.

В обобщенном виде тариф, руб./ед., определяется по формуле

, (6.3)

где С– себестоимость перевозок (работ, услуг), руб.; R – норма прибыли или рентабельность в денежном выражении, руб.; Q– объем реализованной продукции (т, ткм, а-ч, км, услуги), единиц.

Таким образом, тарифные ставки могут устанавливаться на тонну перевезенного груза, тонно-километр, километр пробега, час работы автомобиля или комбинацию этих показателей.

Выбор вида тарифа определяется условиями перевозок грузов и объемом перевозок.

Характеристика тарифов автомобильного транспорта (грузового)

Тип тарифа Краткая характеристика тарифов
1. Сдельные тарифы на перевозку грузов Предусматривают оплату груза за фактическую массу в зависимости от расстояния перевозки и класса груза
2. Сдельные тарифы в междугородном и межреспубликанском сообщении Предусматривают оплату груза за фактическую массу в зависимости от расстояния перевозки и класса груза
3. Исключительные тарифы На перевозку массовых навалочных грузов автомобилями- самосвалами
4. Тарифы на перевозку грузов мелкими отправками Предусматривают плату за перевозку отправкой до 5 т
5. Повременные тарифы Предусматривают оплату за час работы грузового автомобиля и за каждый километр пробега в зависимости от его грузоподъемности
6. Тарифы из покиломет-рового расчета Определяются в зависимости от грузоподъемности автомобиля (автопоезда) за каждый километр пробега
7. Тарифы за экспедиционные и другие услуги: – погрузочно- разгрузочные работы; – складские операции Предусматривают оплату за дополнительные услуги (кроме собственно перевозки), осуществляемые автотранспортными предприятиями

Сдельные тарифы рекомендуется применять при хорошем использовании подвижного состава по грузоподъемности, пробегу, времени в наряде в целях повышения производительности труда, когда и водитель, и АТП заинтересованы, чтобы за смену делалось больше рейсов.

Сдельный тариф за тонну рекомендуется применять при массовых перевозках грузов на небольшие расстояния (до 50 км – в условиях городских и пригородных перевозок).

Сдельный тариф за тонно-километр целесообразно применять, когда расстояние перевозки более 50 км, т.е. при внутриобластных и междугородных перевозках.

Тариф за километр применяют, когда осуществляются не перевозки груза, а перемещение самих транспортных средств (подача, возврат, перегон для работы вне места постоянного пребывания, порожний пробег по объективным причинам). Иногда АТП применяют сдельный покилометровый тариф и при междугородных перевозках в целях упрощения расчетов с клиентурой.

Рис. 6.1. Сферы применения сдельных и повременных тарифов

Повременный тариф применяют, когда сложно определить объемы перевозки грузов, в условиях нестабильности грузопотоков, при перевозке мелких партий грузов, т.е. когда подвижной состав плохо используется по пробегу, грузоподъемности, имеет большие сверхнормативные простои под погрузкой-разгрузкой. Это обычно характерно для перевозок грузов торговли в городском и пригородном сообщении.

Как видно из рис. 6.1. , повременный тариф может быть одноставочный – за автомобиле-час работы и двухставочный – за автомобпле-час работы и километр пробега.

Одноставочный повременный тариф целесообразно применять, когда автомобиль за смену имеет небольшой пробег – до 70 – 80 км. Если же одновременно с неполным использованием в течение смены автомобиль за смену делает большой пробег, то следует применять двухставочный повременный тариф.

Тарифы устанавливают для каждой конкретной марки подвижного состава с учетом экономически обоснованных затрат на перевозки и планируемого уровня рентабельности.

Пассажирские тарифы за проезд в автобусах дифференцированы:

– по видам сообщений (внутригородские, междугородные);

– по видам удобств (в автобусах общего пользования, с мягкими сидениями);

– с учетом природно-климатических условий.

Для оплаты проезда пассажиров в городских автобусах предусмотрена плата за одну ездку независимо от расстояния перевозки.

В рыночных условиях тарифы на автотранспортные услуги могут колебаться в значительных пределах. Колебание происходит под воздействием многих факторов, часть которых не всегда поддается учету. Подход к определению цены-тарифа, тарифная политика АТП и ее особенности в том или ином обслуживаемом сегменте рынка определяются стоящими перед АТП задачами и намеченными путями их решения. На практике все множество способов установления тарифов можно свести к трем взаимосвязанным методам, ориентированным на:

В рыночных условиях все эти три метода ценообразования взаимосвязаны и дополняют друг друга.

1. Установление тарифа по себестоимости – наиболее простой и часто употребляемый метод. К расчетной себестоимости автотранспортной услуги добавляется некоторая величина прибыли, которая, по мнению производителя услуги, является достаточным стимулом для эффективной работы. Но успех на рынке зависит не только от себестоимости производства и реализации продукции (работ, услуг), но и от того, когда, где, как, в каком количестве и ассортименте автотранспортные услуги будут предложены потребителю.

Этот метод незаменим при определении возможной нижней границы тарифа и часто реализуется при работе на напряженных, монополизированных рынках. При применении других методов ценообразования этот метод может служить важным ориентиром-дополнением к ним.

2. При определении тарифов, ориентированных на спрос, учитывается соотношение спроса и предложения. Тариф определяется на основе рыночной информации о конъюнктуре рынка. Тариф, уравновешивающий спрос и предложение, может быть определен по формуле

где Тспр – тариф, уравновешивающий спрос и предложение услуг; Собщ – себестоимость услуги; R – средняя необходимая норма рентабельности услуг; Q – уровень спроса на данный вид услуг; П – уровень предложения на данный вид услуг.

Величина спроса и предложения услуг может входить в формулу (6.4.) как в стоимостном, так и в натуральном измерении, а норма рентабельности услуг – в стоимостном измерении.

Из формулы (5.4.) следует, что если спрос будет расти и превышать рост предложения, то тариф Тспр будет повышаться, расти и, наоборот, если предложение будет превышать спрос, то тариф будет снижаться, что вполне естественно для рыночных условий.

Определение Тспр носит, скорее, не практический, а иллюстративный характер, так как в формуле (6.4.) не учитывается эластичность спроса по цене. На практике сопоставление тарифов Тспр с предполагаемыми в действительности на рынке тарифами позволяет прогнозировать возможную напряженность взаимоотношений производителей и потребителей услуг, дефицитность отдельных видов услуг, уровень качества обслуживания.

Этот метод применим на немонополизированных, слабо напряженных рынках при отсутствующем или слабом госрегулировании цен.

3. Установление тарифов с ориентацией на конкурентов – это определение АТП тарифов на основе уровня текущих цен. Величину тарифов АТП устанавливает, ориентируясь на тарифы конкурентов в зависимости от качества своих услуг, своих целевых установок и финансово-экономического положения АТП. Отсюда и тарифы могут быть на уровне, выше или ниже уровня тарифов основных конкурентов. Метод отличается широкой популярностью при работе АТП на насыщенном рынке, когда несколько АТП оказывают аналогичные услуги. Этот метод используется и в том случае, когда за основу взят другой метод ценообразования.

Цены, тарифы, тарифная политика – важнейшие составляющие деятельности АТП в условиях рынка. Цена стала господствующим орудием в борьбе за благосклонность потребителей, а политика цен часто рассматривается как решающий инструмент деятельности предприятия на рынке. Гибкая тарифная политика – это нормальная реакция на деятельность в условиях рынка, существенный элемент в борьбе за выживание.

Под тарифной политикой АТП понимается создание и поддержание оптимальной тарифной структуры, рассчитанной на длительный период, наилучшим образом отвечающей стратегическим целям АТП и гибко реагирующей на возможные изменения рыночных условий функционирования.

При формировании тарифной политики необходимо руководствоваться следующими принципами.

1. Тарифная политика – важный элемент маркетинговой стратегии АТП. Необходимо концентрировать основные усилия предприятия на рынках, услугах, рыночных сегментах, наиболее важных для автотранспортного предприятия. Тарифная политика должна строиться в соответствии со стратегическими целями. Например, обеспечить с помощью гибкой ценовой политики привлечения определенной перспективной группы клиентуры, которая в дальнейшем позволит достигнуть высокоприбыльной реализации своих услуг на длительную перспективу.

2. В тарифной политике должны прорабатываться варианты для ее реализации при изменении условий деятельности на рынке. Ведь часто тарифная политика эффективна лишь на протяжении некоторого времени при определенной стабильности рыночных условий. Так, при снижении месячного объема реализации услуг на определенную величину может быть рациональным применение дополнительных скидок и льгот на фиксируемый период времени, которые позволят еще больше модифицировать тариф. Модификация тарифа будет способствовать обеспечению оптимального уровня реализации транспортных услуг, позволяющего получать максимальную прибыль на длительный период.

3. Необходимо осуществлять координацию тарифной и рекламной политики АТП. Особенно это необходимо при реализации задач продвижения на новые рынки или новых видов услуг. Активизация рекламы позволяет получить те же результаты, что и применение дополнительных льгот и скидок.

В рыночных условиях АТП часто приходится участвовать в ценовой конкуренции. Ценовая конкуренция – это вид конкурентной борьбы, которая ведется по поводу и с помощью цен.

Одним из важнейших обстоятельств, вызывающих повышение тарифов, является тенденция роста или ожидание инфляции и быстрый рост стоимости топливно-энергетических ресурсов, которые также ведут к стремительному росту издержек АТП.

Этот рост издержек ведет к снижению уровня рентабельности и вынуждает АТП регулярно повышать тарифы. Повышение стоимости топливно-энергетических ресурсов требует от АТП скорейшего пересмотра тарифов в ближайшее время, иначе можно проработать себе в убыток.

Другим важным обстоятельством, которое можно было бы использовать как основание для повышения тарифов, является наличие постоянного чрезмерного спроса, который АТП не успевает осваивать, либо имеет место резкое повышение спроса.

Рост тарифов в последние годы является общепринятым, повсеместным, и это делает ценовую конкуренцию еще более динамичной, требующей проработанной ответной реакции.

На практике часто технология ценовой конкуренции между АТП-соперниками заключается в том, что другое предприятие назначает, как правило, более низкие тарифы на свои услуги, чем конкурирующие АТП. Снижению тарифов АТП могут способствовать следующие обстоятельства:

1) низкий спрос на транспортно-экспедиционные услуги – подвижной состав недогружен и простаивает невостребованным в исправном состоянии в АТП;

2) снижение обслуживаемой АТП доли рынка автотранспортных услуг под воздействием ценовой конкуренции – конкурирующие АТП уже работают по более низким тарифам и заказчики-клиенты уходят в конкурирующие фирмы и АТП это никак не устраивает;

3) АТП с помощью низких цен пытается добиться лидирующего положения на рынке автотранспортных услуг; для этого автотранспортное предприятие может использовать преимущество более низких издержек либо пойти на потерю прибыли для того, чтобы закрепить за собой большую долю рынка и вытеснить конкурентов.

Так как на рынок и сбыт транспортных услуг влияет множество постоянно меняющихся факторов (политическая, экономическая, фондовая, конъюнктурная и другая нестабильность), перед АТП возникает необходимость постоянной работы с ценами и управления ими. Управление ценами осуществляется с помощью:

– регулярного учета меняющейся обстановки и внесения изменений в действующие тарифы и прейскуранты;

– соответствующих оговорок в договорах перевозки и контрактах;

– применения различных компенсаций.

Прейскуранты в АТП разрабатываются как сборник тарифов на услуги, предлагаемый клиентам и систематизированный по видам перевозок, маркам или грузоподъемности подвижного состава, типу тарифов и другим факторам.

Обычно АТП находится под давлением необходимости снижения тарифов и поэтому должны постоянно работать над сокращением затрат по оказанию услуг для поддержания необходимого уровня рентабельности. В настоящее время немало АТП, чтобы не отпугнуть заказчиков, работают с тарифами с уровнем рентабельности 10-15 % [1].

Однако многим предприятиям приходится повышать тарифы в связи с инфляцией и другими рыночными факторами. В договорах перевозки (в особых условиях) и контрактах используются специальные оговорки о росте цен: АТП оставляет за собой право оперативно менять тарифы при росте стоимости топливно-энергетических ресурсов и других существенных изменениях условий рыночной деятельности.

Для привлечения и удержания клиентуры и как контрмера против аналогичных действий конкурентов и снижения ими тарифов в управлении ценами широкое распространение получает система скидок с разработанных тарифов.

В основном применяется три вида скидок:

– за оплату услуг наличными;

– за большой объем услуг.

Таким образом, важной задачей любого предприятия является не продажа единицы услуги по высокой цене, а их реализация в широком диапазоне предлагаемой номенклатуры и интересующем предприятие объеме по цене, доступной для клиента и обеспечивающей эффективную работу предприятия.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: