Банкротство градообразующей орга низации

Особенности банкротства градообразующих организаций

Градообразующими организациями признаются юридические лица, численность работников которых составляет не менее 25% численности работающего населения соответствующего населенного пункта (иные организации, численность работников которых превышает 5000 человек ).

При рассмотрении дела о банкротстве градообразующей организации лицом, участвующим в деле о банкротстве , признается соответствующий орган местного самоуправления (ст. 170 ФЗ).

В качестве лиц, участвующих в деле о банкротстве, арбитражным судом могут быть также привлечены

  • федеральные органы исполнительной власти и
  • органы исполнительной власти соответствующего субъекта РФ.

В случае, если собранием кредиторов не принято решение о введении внешнего управления градообразующей организацией, арбитражный суд вправе ввести внешнее управление, а также по ходатайству органа местного самоуправления, или привлеченного к участию в деле о банкротстве соответствующего федерального органа исполнительной власти, или органа исполнительной власти субъекта РФ при условии предоставления поручительства по обязательствам должника . Поручитель несет субсидиарную ответственность по обязательствам должника перед его кредиторами (поэтому на практике введение внешнего управления с поручительством маловероятно).

Поручительство по обязательствам должника может быть дано:

  • Российской Федерацией,
  • субъектом РФ,
  • муниципальным образованием

в лице их уполномоченных органов.

Под поручительством в данном случае понимается односторонняя обязанность лица, давшего поручительство за должника, отвечать за исполнение последним всех его денежных обязательств перед кредиторами, а также обязанности по уплате обязательных платежей в бюджеты и внебюджетные фонды.

Поручительство по обязательствам должника предоставляется арбитражному суду в письменной форме. В заявлении о поручительстве должны быть указаны:

  1. сумма обязательств должника перед кредиторами и обязанности по уплате обязательных платежей;
  2. график погашения задолженности.

Органы власти, представившие поручительство по обязательствам должника, определяют требования к кандидатуре внешнего управляющего и направляют их в саморегулируемые организации арбитражных управляющих.

Финансовое оздоровление или внешнее управление в отношении градообразующей организации может быть продлено арбитражным судом не более чем на год при наличии ходатайства органа местного самоуправления, или привлеченного к участию в деле о банкротстве соответствующего федерального органа исполнительной власти, или органа исполнительной власти субъекта РФ при условии предоставления поручительства по обязательствам должника .

Нарушение поручителем своих обязательств в отношении кредиторов и уполномоченных органов, обладающих 1/3 всех требований к должнику, может служить основанием для досрочного прекращения финансового оздоровления или внешнего управления, признания должника банкротом и открытия конкурсного производства.

Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование в любое время до окончания финансового оздоровления градообразующей организации или внешнего управления градообразующей организацией вправе рассчитаться со всеми кредиторами либо погасить требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей иным предусмотренным настоящим Федеральным законом способом.

Расчеты с кредиторами производятся в порядке очередности, установленной статьями 134 – 138 Федерального закона.

В ходе внешнего управления или конкурсного производства может быть осуществлена продажа предприятия градообразующей организации.

При наличии ходатайства органа местного самоуправления, или привлеченного к участию в деле о банкротстве соответствующего федерального органа исполнительной власти, или органа исполнительной власти субъекта РФ существенным условием договора купли-продажи предприятия градообразующей организации может являться сохранение рабочих мест не менее чем для 50% работников такого предприятия на дату его продажи в течение определенного срока, но не более чем в течение 3 лет с момента вступления договора в силу.

В случае неисполнения покупателем предприятия градообразующей организации данных условий, договор купли-продажи подлежит расторжению арбитражным судом на основании заявления органа местного самоуправления, или федерального органа исполнительной власти, или органа исполнительной власти субъекта РФ, по ходатайству которых проводился конкурс. При расторжении договора купли-продажи покупателю такого предприятия за счет средств соответствующего бюджета возмещаются средства, затраченные на покупку предприятия, и осуществленные в период действия договора инвестиции, а предприятие подлежит передаче муниципальному образованию.

Разновидности процедур банкротства

Если юридическое лицо теряет способности погашать обязательные платежи, к нему может быть применена процедура признания несостоятельности. В зависимости от экономического положения потенциального банкрота в федеральном законодательстве определены виды процедур банкротства, используемые по отношению к неплательщику.

Само понятие и процедура банкротства возникло еще в Древнем Риме и касалось разорившихся ростовщиков. Свои сделки дельцы совершали на специальных лавках, которые в случае разорения ломались. От словосочетания banca rotta и произошел современный термин банкрот.

Сегодня это нормальный инструмент в мировой экономике, позволяющий «вычистить» из списка зарегистрированных юрлиц те, которые давно потеряли жизнеспособность, и освободить кредиторов от части налогооблагаемой базы за счет списания безнадежных долгов.

Понятие и признаки банкротства, а также сама процедура банкротства, описанная в законе, остаются неизменными с 2002 года (для предприятий) и с 2015 года (для граждан). В 2020 году в законодательстве появилось нововведение, касающееся объявления несостоятельности малообеспеченных категорий населения.

Признаки для объявления несостоятельности

Чтобы заявить о неспособности юридического лица, предприятие должно соответствовать следующим условиям:

Общая задолженность перед бюджетом, поставщиками, банками, сотрудниками и так далее от 300 тысяч рублей.
Отсутствие обязательных платежей на протяжении 90 дней.
Размер активов, которого недостаточно для удовлетворения финансовых претензий.
При наличии перечисленных обстоятельств подача заявления в суд — это обязанность руководства компании.

Ликвидация предприятия не единственная цель инициирования процедуры. В ходе судебного рассмотрения разрабатываются мероприятия для восстановления платежеспособности должника, а также выявляются признаки фиктивного либо преднамеренного банкротства.

Что до дела о банкротстве физического лица, процедура направлена как на освобождение гражданина от непосильной долговой задолженности, так и на сохранение его имущества путем внедрения плана реструктуризации. Чтобы начать арбитражное производство о банкротстве гражданина, в том числе и имеющего статус индивидуального предпринимателя, суд проверяет наличие таких условий:

Существуют непогашенные требования на сумму от полумиллиона рублей.
К моменту подачи заявления выплаты по обязательствам просрочены на 3 месяца.
Недостаточность имеющегося имущества и дохода, для погашения долгов предприятия и восстановления его платежеспособности.
С момента старта судебного производства в дело включается арбитражный управляющий, услуги которого обязан оплачивать должник. К началу слушания первый взнос в размере 25 тыс. рублей должен быть внесен на судебный депозит.

Читайте также:
Хорошо ли защищен Ваш бизнес?

Понятие и процедура банкротства, проходящая во внесудебном порядке, требует соблюдения следующих признаков:

Величина задолженности по коммунальным платежам, кредитам, алиментам и т. п. от 50 000 до 500 000 рублей.
Закрытые исполнительные производства в отношении должника.
Отсутствие у должника имущества, на которое может быть наложено взыскание.
Согласно Закону о банкротстве, для инициирования упрощенной процедуры гражданин должен обратиться в многофункциональный центр (неважно, относится ли МФЦ к адресу регистрации заявителя). С собой нужно иметь паспорт, заявление заполняется на месте. В документ вносится перечень лиц, перед которыми есть задолженность. Кредиторы, не попавшие в список, могут заявить о своих претензиях через суд. В таком случае внесудебная процедура будет прекращена, а делом займется Арбитраж.

Бывает, что должники намеренно не указывают в заявке всех лиц, перед которыми существуют долги, чтобы воспользоваться «упрощенкой». Если субъекты, которым задолжал потенциальный банкрот, не внесены в заявление и не являются в суд, чтобы заявить требования, задолженность перед ними списана не будет. Повторное банкротство в упрощенной форме можно инициировать через 10 лет.

Виды процедур несостоятельности юрлица

В российском законодательстве описаны следующие виды процедур банкротства относительно финансовой несостоятельности юридического лица:

Процедура наблюдения.
Стадия финансового оздоровления.
Этап внешнего управления.
Процедура конкурсного производства.
Для досрочного прекращения судебного разбирательства также разработана возможность подписания мирового соглашения между сторонами. Документ может быть оформлен на любом этапе производства, вплоть до вынесения решения о признании субъекта банкротом.

Мировое соглашение направлено на погашение задолженности перед сторонами процесса пропорционально требованиям. Если в договоре существуют пункты, ущемляющие интересы одного или нескольких участников, суд может отказать в завершении процедуры.

Наблюдение
Процедура наблюдения, продолжительностью до 7 месяцев, нацелена на анализ и оценку экономического состояния потенциального банкрота и выявление резервов, за счет которых можно реанимировать компанию. Для начала арбитражный специалист информирует всех субъектов, указанных в заявлении о несостоятельности, о старте судебного разбирательства. Также обязательна публикация информации в ЕФРСБ и «Коммерсанте».

Анализируя состояние основных активов должника, специалист применяет экономические методы. К примеру, составляет график рентабельности, поднимает сделки с собственностью, изучает политику руководителей с целью выявить, что явилось толчком для ухудшения финансового положения субъекта.

С началом стадии наблюдения у кредиторов есть 30 дней, чтобы заявить о своих требованиях путем внесения их в реестр. Если в течение этого времени субъекты не смогли выразить претензии, у кредиторов есть 2 месяца на этапе конкурсного производства. Только шансы на получение выплат в таком случае снижаются.

С началом арбитражного производства начисление штрафов и пеней прекращается, в отношении должника вводится ряд ограничений. В ходе наблюдения управляющий вправе затребовать всю документацию компании, вплоть до конфиденциальной. По завершении этапа арбитражный специалист назначает собрание кредиторов, на котором предоставляет финансовый отчет и перечень рекомендаций по дальнейшему ходу процесса. Решение принимается по результатам голосования участников собрания.

Меры по восстановлению платежеспособности
Если арбитражный управляющий смог убедить участников собрания в возможности восстановления жизнедеятельности субъекта, может начаться этап финансового оздоровления. Это реанимационная процедура и понятие банкротства, длящаяся не более двух лет. В процессе санации директор остается у руля компании, но с несколько ограниченными полномочиями.

В отношении руководителя действует целая система ограничений:

запрет на обращение за кредитами;
вето на поручительство;
мораторий на сделки с собственностью, если стоимость договора выше 5% от основной величины активов;
запрет на выплату дивидендов.
Цель финансовой санации заключается в полном удовлетворении требований кредиторов и возвращении способности вести полноценную деятельность.

Еще одна разновидность реанимационных процедур, эффективных в процессе банкротства – введение внешнего управления. Если к падению платежеспособности компании привело неграмотное или халатное руководство, директор на время процедуры устраняется с должности, а на его место становится внешний управляющий.

Антикризисный специалист имеет право на распоряжение основными активами должника. К примеру, он может сдать часть площадей в аренду или продать транспорт, числящийся на балансе банкрота. Также управляющий вправе инициировать эмиссию ценных бумаг, уволить часть штата, изменить профиль деятельности должника, внедрить новую систему управления. За принятые решения специалист отчитывается перед кредиторами. По завершении этапа судебное разбирательство прекращается либо переходит к финалу — конкурсному производству.

Если в ходе своей деятельности временный управляющий обнаружил признаки фиктивного или преднамеренного банкротства, процедура прекращается, а судье подается ходатайство о возбуждении судебного производства по факту ложной или предумышленной несостоятельности. Такие деяния караются штрафом от 100 тысяч рублей, принудительными работами либо лишением свободы сроком до шести лет.

Как и в отношении физлиц, касательно предприятия также может быть задействовано понятие и процедура банкротства в упрощенном порядке. Речь идет о процессах, в которых пропущена стадия наблюдения и реанимационные процедуры, а суд сразу назначает конкурсное производство. Систему используют по отношению к неработающим компаниям, на балансе которых нет достаточно активов для восстановления жизнеспособности, а найти руководство нет возможности.

Такие долги мертвым грузом лежат на плечах кредиторов и налоговых органов, накапливая штрафы без перспективы погашения. Заявление о признании юрлица банкротом подают представители ФНС, банки, партнеры, перед которыми образовалась задолженность.

При упрощенной форме банкротства организации после принятия заявления назначается арбитражный управляющий, который формирует конкурсную массу, распродает имущество и последовательно удовлетворяет требования претендентов. Хотя практика показывает, что денежных средств едва хватает на покрытие судебных издержек и оплату труда конкурсного управляющего.

Читайте также:
Отстранение от работы: что это значит

Закон выделяет процедуру ликвидации компании по упрощенной форме. Для этого учредителями должно быть принято решение о прекращении деятельности фирмы и назначена ликвидационная комиссия. Заявление о ликвидации оформляется у нотариуса, после чего ответственное лицо (ликвидатор) составляет ликвидационный баланс и передает сведения в ФНС. В 10-дневный срок после составления заявления в Арбитражный суд направляется иск о признании юрлица банкротом в упрощенном порядке.

Банкротство с ликвидацией не включает стадии наблюдения, финансовой санации и внешнего администрирования. Дело сразу переходит в стадию конкурсного производства.

Отдельные категории банкротов

В ФЗ №127 разъясняющем, какие существуют процедуры банкротства и этапы, отдельно определен порядок признания несостоятельности фирмы-застройщика, муниципальных унитарных предприятий, а также отдельных категорий юридических лиц. Сюда относят градообразующие компании, стратегические и сельскохозяйственные предприятия, естественные монополии.

Понятие и процедура банкротства застройщика проходит в максимально сжатые сроки (до 18 месяцев), так как напрямую связаны с возвращением дольщикам их жилья либо денег, вложенных в строительство. Наблюдение и финансовое оздоровление не вводятся, процедура внешнего управления возможна, но в исключительных случаях. Чаще всего процесс сразу переходит в конкурсное производство, по итогам которого претензии сторон удовлетворяются, а оставшиеся долги аннулируются.

При рассмотрении несостоятельности предприятий, выделенных в отдельную категорию, судебное разбирательство может идти годами. Одно только конкурсное производство длится до 3 лет, а в частных случаях может быть продолжено до 10 лет. Главная задача государства при банкротстве градообразующих, стратегических, с/х предприятий — сохранение целостности объекта для его дальнейшего восстановления и деятельности, пусть и под другими реквизитами. Поэтому активы реализуются только комплексно, с сохранением 50% штата сотрудников.

Проведение конкурсного производства
Все виды процедур банкротства, проходящие в Арбитражном суде, объединяет одно — признаки и наличие этапа конкурсного производства в случае, если восстановить неплатежеспособность субъекта не удалось. На данной стадии в работу включается конкурсный управляющий, кандидатуру которого утверждают представители собрания кредиторов.

Алгоритм действий следующий:

Проведение инвентаризации активов банкрота.
Выбор электронной торговой площадки, на которой будет проводиться аукцион.
Оповещение участников процесса о лотах и ЭТП.
Наблюдение за соблюдением правил распродажи.
Формирование последовательности выплат.
Погашение долгов в очередности, указанной в законодательстве.
Составление отчета по итогам проведения торгов и предоставление его судье.
Часть требований, на погашение которых вырученных денег не хватило, объявляется списанной. Предприятие, которое признано банкротом, вычеркивается из ЕГРЮЛ навсегда.

Банкротство градообразующих организаций

Наши юристы подготовили развернутую информацию на тему “Банкротство градообразующих организаций” Собрали исчерпывающие материалы чтобы разъяснить всю суть вопроса. Если остались дополнительные вопросы, Вы можете задать их нашему консультанту.

  1. Особенности банкротства некоторых видов юридических лиц
  2. Основные моменты
  3. Кто признается банкротом?
  4. Причины
  5. Отдельные виды юридических лиц
  6. Градообразующая организация
  7. Сельскохозяйственные организации
  8. Финансовые организации
  9. Кредитные организации
  10. Страховые организации
  11. Застройщик

Особенности банкротства некоторых видов юридических лиц

В условиях конкуренции современного рынка компании могут не справиться с управлением. В результате появляются задолженности и нарушенные обязательства перед партнерами, которые они не исполняют. Это приводит к банкротству и рассмотрению дела в Арбитражном суде.

По данным на конец 2018 года более 14 тысяч компаний были признаны банкротами.

Давайте разбираться в особенностях процедуры банкротства некоторых видов юридических лиц, для которых законодатель специально выделил отдельную главу.

Основные моменты

В Федеральном законе “О несостоятельности (банкротстве)” законодатель дает следующее определение — признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по своим денежным обязательствам.

Среди владельцев бизнеса распространено мнение, что банкротство равно завершению деятельности предприятия, процедура с негативным финалом, даже путают с ликвидацией. Как участник рыночных отношений, юридическое лицо производит определенные товары, работы или услуги. В случае возникновения условий, приводящих к введению процедуры банкротства, производство данных товаров, работ, услуг приостанавливается либо завершается полностью. В этом, безусловно, могут быть заинтересованы конкуренты, но здоровая конкуренция предполагает наличие противоборствующих сторон, а здесь одна полностью сходит с дистанции. Потери для региона нахождения компании будут существенные. Поэтому одна из целей — сохранение предприятия, восстановление его платежеспособности, избавление от долгов. В этой перспективе банкротство видится несколько в ином ключе. Фирмы получают возможность законным путем удовлетворить требования своих кредиторов и по завершении продолжить свою деятельность.

В реальности возможен вариант куда более привлекательный, чем закрытие фирмы. Предусмотрены инструменты, позволяющие вдохнуть новую жизнь в деятельность организации, меры по предотвращению критических ситуаций, помощь в преодолении тяжелых периодов с целью продолжить дальнейшую работу без задолженностей.

Закон регулирует:

  • основания признания должника несостоятельным;
  • порядок и условия осуществления мер по предупреждению банкротства;
  • порядок проведения процедур, применяемых в деле.

Кто признается банкротом?

Юридическое лицо признается несостоятельным, если оно неспособно удовлетворить поступающие требования:

  1. По денежным обязательствам;
  2. О выплате заработной платы;
  3. Обязательных платежей, если они не исполнены в течение 3 месяцев с даты, когда должны были быть исполнены. Более подробно об .
Причины

Предпосылками к нестабильному состоянию могут быть:

  1. Недостаточное или полное отсутствие анализа финансово-хозяйственной деятельности;
  2. Влияние внешних факторов, например, нестабильность экономики в стране или кризис.
  3. Неплатежеспособность в длительном периоде.
Отдельные виды юридических лиц

Кроме общих положений, вышеуказанный ФЗ регулирует процедуру для отдельных категорий юридических лиц:

  1. ;
  2. ;
  3. ;
  4. Стратегических предприятий;
  5. Организаций — субъектов естественных монополий;
  6. .

Рассмотрим некоторые категории подробнее.

Градообразующая организация

Градообразующая организация — юридическое лицо, численность работников в котором, с учетом их семей, составляет не менее 25% от общей численности трудоустроенного населения конкретного населенного пункта. К данной категории приравниваются иные предприятия, количество сотрудников которых составляет не менее 5 тысяч человек.

Читайте также:
Статус индивидуального предпринимателя: что это значит

По сути, это предприятия, вокруг которых в советские времена образовались поселения, а затем города малого и среднего размера. Законодатель исходит из высокой социальной значимости данных юридических лиц, предоставляя им меры дополнительной поддержки для улучшения финансового положения. В случае ликвидации компании подобного масштаба, населенный пункт в целом понесет значимые экономические убытки, не говоря уже о сокращении рабочих мест или массовой безработице.

Лица, участвующие в деле:

  • Органы местного самоуправления.

Особенности:

  • Необходимо предоставить суду подтверждение сведений о численности сотрудников и их семей;
  • В рассмотрении дела участвуют органы местного самоуправления;
  • По требованию суда могут участвовать федеральные органы исполнительной власти или органы субъектов в качестве поручителей по задолженности должника.
    • Поручительствов данном случае — обязанность лица в одностороннем порядке дать поручительство за должника, отвечать за выплату всех задолженностей предприятия, обязательств по выплате заработной платы, в том числе сотрудникам по трудовому договору, а также обязанности по уплате обязательных платежей в бюджет и т.п.
  • Поручительство предоставляется в обязательной письменной форме, где должно быть указано:
  1. Сумма задолженности;
  2. График ее погашения.
  • Поручителем может выступить:
    • РФ;
    • Субъекты РФ;
    • Уполномоченные органы муниципальных образований.
  • При наличии поручителя вводится внешнее управление даже несмотря на несогласие кредиторов. Данная тактика преследует главную цель — сохранение рабочих мест в регионе. Однако, на практике подобная стратегия сложно реализуема. Для этого есть ряд причин:
    • Должны быть приложены документы о включении новых обязательств в бюджет;
    • Должник и его поручитель обязаны начать расчеты с кредиторами согласно графику погашения задолженности;
    • В случае нарушения порядка и сроков, которые установлены в графике, взыскатели и уполномоченные органы могут потребовать взыскания невыплаченных сумм в общем порядке;
    • Нарушение поручителем своих обязательств в размере 1/3 части всех требований к должнику становится основанием для:
      • досрочного завершения финансового оздоровления/ внешнего управления;
      • признания компании банкротом;
      • начала конкурсного производства.

Сельскохозяйственные организации

Сельскохозяйственные организации — юридические лица, основной вид деятельности которых — производство или производство и переработка сельскохозяйственной продукции. Объем произведенной продукции не может быть менее 50% от общей суммы выручки.

Особенности:

  • Минимальная сумма требований — 500 000 рублей;
  • Срок задолженности — от трех месяцев с момента, когда обязательства должны были быть исполнены;
  • Для планирования погашения задолженности в период наблюдения должны учитываться такие факторы, как:
    • сезонность;
    • влияние климатических условий;
    • возможность погасить задолженность за счет доходов, которые будут получены после завершения текущего с/х сезона.
  • Аналогичные условия применяются к рыболовецким артелям:
    • выручка от реализации произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции должна быть не менее 70% от общей суммы выручки;
  • Финансовое оздоровление и внешнее управление вводятся на период до завершения сельскохозяйственного сезона с учетом срока на реализацию продукции;
  • В случае ухудшения положения юр.лица из-за форс-мажора оздоровление или внешнее управление продлевается дополнительно на год. При этом потребуется откорректировать соответствующий график выплаты задолженности;
  • При продаже имущества преимущественное право покупки предоставляется с/х предприятию, расположенному территориально рядом с должником. Это могут быть как юридические лица, так и фермерские хозяйства. Если же такие покупатели отсутствуют, то предпочтение отдается тем, кто расположен в той же местности или муниципальном образовании.

Финансовые организации

Виды:

  • Кредитные;
  • Страховые;
  • Профессиональные участники рынка ценных бумаг;
  • Негосударственные пенсионные фонды;
  • Управляющие компании инвестиционных фондов и т.п.;
  • Клиринговые компании;
  • Кредитные кооперативы;
  • Микрофинансовые организации.
Кредитные организации

Кредитные организации — предприятия, имеющие лицензию на осуществление банковских и кредитных операций.

Особенности:

  • Если у банка снижены нормативы по одному из показателей, установленных Центробанком, и возникает риск неплатежеспособности, то до отзыва лицензии могут быть применены меры по предотвращению банкротства:
    • финансовое оздоровление (во внесудебном порядке): помощь учредителей, внесение изменений в структуру активов/пассивов, организационную структуру, увеличение размера уставного капитала и т.п.;
    • временная администрация, назначаемая Центробанком из числа своих сотрудников, срок управления — полгода с возможностью продления максимум до восемнадцати месяцев;
    • реорганизация в форме слияния или присоединения по требованию Банка России.

В случае, если попытки по стабилизации финансового состояния не увенчались успехом, инициируется процедура банкротства. Заявление принимается судом при условии, что задолженность составляет не менее 1000 МРОТ в течение минимум 2 недель.

Размер МРОТ — величина не постоянная, поэтому уровень критической задолженности рассчитывается на момент подачи заявления.

Дело может быть начато только после того, как Банком России будет отозвана лицензия на осуществление банковских операций.

Суд признает должника банкротом и открывается конкурсное производство, назначается арбитражный управляющий.

  • Процедура ограничивается только конкурсным производством;
  • В случае с кредитной организацией не применяются: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление и мировое соглашение;
  • Если банк работал только со средствами юридических лиц, то арбитражный управляющий может быть аккредитован только Банком России.
Страховые организации

Страховые организации — коммерческие и некоммерческие юридические лица, осуществляющие страховую деятельность.

Причины банкротства:

  • неверная оценка рисков перед подписанием договоров;
  • высокий процент страховых случаев;
  • недостаточный капитал компании;
  • неквалифицированные сотрудники и менеджмент;
  • мошенничество персонала или клиентов;
  • несоответствие размера страховых платежей и выплат по страховкам.

Особенности:

  • Заявление в суд подается:
    • налоговой службой или иной государственной структурой, которой подотчетна страховая компания;
    • временная администрация.
  • Этапы: наблюдение, внешнее управление.
  • Если происходит продажа страхового предприятия, то право преимущественного выкупа предоставляется только другой страховой компании, которая отвечает определенным требованиям:
    • иметь те же лицензии, что и должник;
    • иметь такие же финансовые средства.

Специальная процедура обусловлена тем, что в случае банкротства страховых компаний имеет место правопреемство не закрытых договоров страхования.

  • Имущество продается на торгах;
  • Очередность требований устанавливается следующая:
    • Договоры обязательного и личного страхования;
    • Обязательное страхование;
    • Полные договоры страхования;
    • Все остальные.
Читайте также:
Органы внешних сношений: что это значит

Застройщик

Застройщик — юридическое лицо (любая организационно-правовая форма), ИП или жилищно-строительный кооператив, которое привлекает денежные средства участников строительства, к которым предъявляются претензии по передаче жилых помещений или исполнению денежных обязательств.

В целях защиты интересов дольщиков, а также из-за специфики данной сферы деятельности, законодатель предусмотрел специальные правила.

Особенности:

  • Для защиты прав пострадавших есть особый контролирующий орган — “Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства”. Среди его полномочий:
    • инициировать процедуру без решения суда на руках;
    • участвовать в судебных процессах;
    • проводить аккредитацию арбитражных управляющих;
    • в рамках судебного дела оспаривать сделки застройщика;
    • делать выплаты гражданам из компенсационного фонда;
    • участвовать в собраниях кредиторов.
  • Ускоренный порядок рассмотрения дела: отсутствуют наблюдение, финансовое оздоровление.
  • Сразу утверждается конкурсное производство сроком на один год с возможностью продления еще на шесть месяцев.
    • Смысл перехода к конкурсному производству сводится к тому, что руководство компании-должника отстраняется от управления, а конкурсный управляющий оперативно старается сохранить текущее имущество, решает вопросы незавершенных объектов, формирует конкурсную массу.
  • Повышенные требования к кандидатуре конкурсного управляющего;
  • Досудебный порядок предъявления денежных требований к должнику, а также требований о включении в реестр требований о передаче жилых помещений:
    • запросы направляются конкурсному управляющему;
    • он рассматривает их в тридцатидневный срок;
    • выносит решение о включении в реестр или об отказе во включении;
    • на основании решения дольщик уже может подавать заявление в суд;
  • Особый механизм финансирования для завершения строительства объектов;
  • Рассмотрение дела может быть перенесено по месту нахождения объекта строительства или по месту жительства (нахождения) большинства дольщиков.

Несостоятельность застройщика — “больной” вопрос для тех, кто приобрел у этой компании жилье.

Для правильного понимания частной ситуации, увы, общей информации недостаточно. Не лишним будет задать вопрос юристу во время юридической консультации. Благодаря помощи можно спланировать свои действия наиболее эффективно, в рамках тех обстоятельств, с которыми столкнулась ваша компания.

Причины и последствия банкротства градообразующей организации

В наследство от советской эпохи нам достались крупные предприятия, вокруг которых были построены малые и средние города. Постепенно данные формы хозяйствования отходят в прошлое, но муниципалитеты заинтересованы в сохранении больших компаний как оплотов своей экономики. В Законе № 127 «О несостоятельности» крупные предприятия выделены в отдельную категорию, где прописаны особенности банкротства градообразующих организаций, которые в первую очередь связаны с повышенным вниманием местной власти к их сбережению.

Что подразумевается под градообразующим предприятием

Характеристика этого субъекта экономики приведена в ст. 169 Закона № 127-ФЗ. Это юридическое лицо, имеющее численность персонала не менее 25 % работоспособного населения города.

Банкротство градообразующих компаний проходит по особенной процедуре, описанной в параграфе 2 главы 9 Закона № 127. Положения этого раздела действуют и для предприятий, на которых заняты 5 и более тысяч работников.

При обращении в суд с заявлением о несостоятельности крупной организации, соответствующей указанной численности, необходимо обосновать ее статус как градообразующей. Подтвердить количество работников можно с помощью учредительной документации, отчетности, статистических данных по местности, сведений о соотношении единиц персонала и численности работоспособного населения города. В Законе не указано, на ком лежит бремя доказывания, поэтому вопрос об истребовании нужной информации решает судья.

Причины банкротства больших компаний:

  • искусственное снижение платежеспособности для целей передачи руководства организации иному лицу или захвата власти;
  • падение спроса на выпускаемые товары;
  • непродуманность финансовой политики правления предприятия.

Признаки несостоятельности можно заметить задолго до судебного разбирательства. Они следующие (ст. 3 Закона № 127-ФЗ):

  • невозможность удовлетворения требований кредиторов в договорной срок;
  • неспособность перечислить вовремя персоналу его заработок и выходные пособия;
  • трудности в исполнении обязанностей по выплатам налогов, сборов, иных государственных взносов.

Поводом для обращения в суд является невозможность удовлетворения финансовых притязаний по одному из указанных пунктов на протяжении 3 месяцев со дня, когда деньги нужно было перечислить на счет получателя. Совокупная сумма долга в 2018 году по всем платежам должна составлять минимум 300 тысяч рублей (п. 2 ст. 6 Закона № 127-ФЗ).

Процессуальные особенности признания несостоятельными больших компаний

Учитывая экономическую значимость крупных организаций для малых и средних городов, можно назвать ряд особенностей банкротства градообразующих предприятий.

  1. Характерный состав участников арбитражного процесса. К рассмотрению дела о признании юридического лица банкротом привлекается местная администрация, а в некоторых случаях – представители органов федеральной исполнительной власти и власти определенного субъекта РФ.
  2. Необходимость обоснования статуса компании как градообразующей.
  3. Возможность поручительства по обязательствам должника. Государство, субъект РФ или орган местной власти могут подать судье письменное заявление, в котором попросить привлечь их в процесс в качестве соответчиков по долгам неплатежеспособного предприятия. В поручительстве указывается сумма, которую заявитель выделяет компании для исполнения обязанностей перед кредиторами, и составляется график погашения задолженности. Если орган власти нарушит данные обещания, градообразующее предприятие могут признать банкротом досрочно.
  4. Возможность погашения некоторых долговых обязанностей неплатежеспособной организации государством.
  5. Особый порядок реализации имущества. Преимущественно градообразующие компании продаются полностью – одним лотом. Лишь в некоторых случаях допускается отчуждение материальных ценностей по частям (если не было предъявлено соответствующего ходатайства или не нашлось покупателя, готового приобрести предприятие целиком).

Кто является инициатором банкротства

Правом на обращение с заявлением наделены:

  • руководитель градообразующей организации;
  • государственные структуры, перед которыми у предприятия есть задолженность по обязательным платежам;
  • кредиторы;
  • нынешние и бывшие работники, не получившие свой заработок и выходные пособия.

Руководитель компании обязан подать заявление в арбитражный суд, если:

  • возникла ситуация, при которой погашение одного долга приведет к невозможности ответить по финансовым обязанностям перед другими лицами;
  • в случае возникновения одного из признаков банкротства.
Читайте также:
Территориальное общественное самоуправление: что это значит

Кредиторы, работники и государственные органы могут выступать инициаторами разбирательства после того, как в суде будет рассмотрено дело о взыскании задолженности и получен соответствующий исполнительный документ.

Уполномоченные органы обязаны предварительно вынести решение о возбуждении производства. Обращению кредитора с заявлением о банкротстве должна предшествовать публикация уведомления о намерении сообщить о разорении компании в суд.

Этапы признания несостоятельности организации

Процедура банкротства градообразующих предприятий отличается своей длительностью. Компания проходит несколько стадий, направленных на восстановление финансовой независимости и платежеспособности:

Этап наблюдения. Вводится после изучения поданных участниками процесса материалов. Задачами стадии выступают:

  • проверка финансового состояния;
  • исследование договоров компании с целью выявления убыточных сделок;
  • оценка резервов и возможности недопущения краха предприятия.

Последствиями введения этапа являются приостановление судебных споров в отношении должника, прекращение начисления штрафов и неустоек, запуск специального механизма обращения кредиторов со своими требованиями, недопущение выделение долей в имуществе компании и иные изменения в ведении деятельности предприятия, предусмотренные в ст. 63 Закона № 127-ФЗ.

Финансовое оздоровление. Эта стадия вводится на основании ходатайства собрания кредиторов на срок до двух лет. Особенностью этапа является возможность продления этого периода по просьбе органа местного самоуправления на год. Методы восстановления платежеспособности на этапе оздоровления:

  • выделение бюджетных средств;
  • реструктуризация компании;
  • изменения в структуре юридического лица;
  • введение политики жесткой экономии.

Внешнее управление. На этой стадии привлекается к руководству предприятием независимый специалист, который осуществляет мероприятия по выведению компании из кризиса:

  • выявляет убыточные филиалы;
  • сокращает ненужные единицы персонала;
  • реализует энергозатратное оборудование.

Срок внешнего управления составляет 18 месяцев и может быть продлен по ходатайству местной власти на год.

Поручительство. Специальная стадия, предусмотренная для выведения из кризиса градообразующих предприятий. На этом этапе могут быть заключены дополнительные сделки, целью которых является отсрочка исполнения финансовых обязательств, государственные органы участвуют в погашении кредитов, возможна продажа компании.

Период введения поручительства зависит от сложности дела и финансового состояния разорившейся организации. Практике известны случаи, когда стадия длилась пять лет и более.

Конкурсное производство. На этом этапе юридическое лицо готовят к ликвидации, увольняются сотрудники, удовлетворяются требования кредиторов, документы организации передаются в архив.

На практике градообразующие предприятия редко проходят всю процедуру от начала до конца.

Последствия банкротства

Признание крупной компании несостоятельной может стать настоящей трагедией для региона. Выделяют несколько групп последствий, основные из которых:

  • экономические – общий упадок финансового состояния города, невозможность административной единицы наполнять казну в необходимой мере, уменьшение доходов бюджетов;
  • социальные – безработица и снижение уровня жизни населения;
  • экологические последствия.

Таким образом, банкротство градообразующих компаний крайне нежелательно не только местной власти, но и всему государству. В большинстве случаев предприятия удается спасти с помощью вмешательства органов власти.

Что собою представляет банкротство предприятия — об этом в видео:

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!

Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать – напишите вопрос в форме ниже:

Градообразующие предприятия и особенности реализации их имущества в процессе банкротства

Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 07.12.2019 2019-12-07

Статья просмотрена: 407 раз

Библиографическое описание:

Попов, С. С. Градообразующие предприятия и особенности реализации их имущества в процессе банкротства / С. С. Попов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 49 (287). — С. 391-393. — URL: https://moluch.ru/archive/287/64896/ (дата обращения: 21.12.2021).

Научная статья посвящена анализу порядка, проблем, а также развитию этапа реализации имущества градообразующего предприятия в рамках института банкротства в Российской Федерации на современном этапе.

В центре внимания автора — рассмотрение алгоритма функционирования и использования института банкротства градообразующего предприятия и процедуры реализации имущества такого предприятия-должника, в частности. Выявления проблем в рамках применения данного механизма институте банкротства.

Результатом научной работы является обнаружение пробелов и несовершенств в современном законодательстве, в данной сфере.

Ключевые слова: градообразующее предприятие, предприятие, конкурсное производство, местное самоуправление, банкротство, работающее население.

На сегодняшний день нет единого определения градообразующих предприятий, но нормативно-правовые акты используют одинаковый критерий отнесения предприятия к числу градообразующих — это доля работающего населения, которую составляют работники именно этого предприятия в населенном пункте.

В качестве примера можно взять действующий Закон Ивановской области от 14 декабря 2000 года № 89-ОЗ «О поддержке градообразующих предприятий, расположенных на территории Ивановской области», где в статье № 1 градообразующими предприятиями (организациями) признаются юридические лица, численность работников которых составляет не менее двадцати пяти процентов численности работоспособного населения соответствующего поселения, либо юридические лица, удельный вес поступлений налоговых платежей в бюджет муниципального образования, которых составляет не менее двадцати пяти процентов [5].

Наиболее актуальное определение градообразующих предприятий содержится в Федеральном законе от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» [1]. Где, в статье 169, градообразующие предприятия понимаются как предприятия, на которых работают не менее 25 % работающего населения соответствующего населенного пункта, а также предприятия, численность работников которых превышает 5000 человек

Расчет соотношения работников предприятия с общим числом работающего населения производится исходя из критериев, введённых письмом Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 14 февраля 2014 г. № 03–03–06/1/6142 [2], а также письмом Росстата от 12.04.2013 № МД-08–2/1168-ДР [3]. Исходя из этого, ведётся подсчёт соотношения численности занятого населения, полученного в результате Всероссийской переписи населения и численности работников организации, включая все филиалы и все обособленные подразделения на дату возбуждения дела о банкротстве градообразующего предприятия [].

Читайте также:
Балансовая прибыль: что это значит

Помимо этого необходимо учесть, что законодатель выделяет перечень моногородов, сформированных в привязке к градообразующим предприятиям (Распоряжение Правительства РФ от 29.07.2014 № 1398-р «Об утверждении перечня моногородов» [4]). По состоянию на август 2019 года в перечень входят 319 моногородов и градообразующих предприятий.

Исходя из сути определения градообразующего предприятия следует, что процедура его банкротства имеет ощутимые для населения города, социально-экономические последствия, такие как:

  1. Увольнение существенного числа работников и как следствие, повышение уровня безработицы в населенном пункте, а иногда и в регионе в целом,
  2. Рост нагрузки на городской и муниципальные бюджеты в связи с выплатами уволенным работникам, а также сокращение доходов бюджета в связи с ликвидацией основного налогоплательщика,
  3. Экономическая нагрузка на другие организации, связанные с градообразующим предприятием, часто полностью зависимые от него,
  4. Утрата или значительно ухудшение состояния инфраструктурных объектов и жилищно-коммунальных объектов, а также часто социальных объектов — учреждений образования, здравоохранения и культуры и иные неблагоприятные последствия [8].

В силу существенного ущерба, который наступает в результате банкротства градообразующих предприятий, нормы законодательства в массе своей нацелены на профилактику его банкротства. Государство в лице органов государственной власти и местного самоуправления активно вмешивается в экономические процессы в целях недопущения кризисных ситуаций в деятельности градообразующих предприятий и, особенно на стадии банкротства. Такое вмешательство предусмотрено вышеупомянутым Законом о банкротстве, и выражается в виде обязательного участия органов местного самоуправления в процедуре банкротства предприятия, а также возможности привлечения органов государственной власти к участию в деле для государственного поручительства. Органы власти Российской Федерации, ее субъектов и органы местного самоуправления принимают на себя обязательство отвечать за исполнение должником обязательств перед кредиторами в ходе любой банкротной процедуры (ст. 173 Закона о банкротстве), в том числе и полностью оплатить долги градообразующего предприятия в ходе конкурсного производства (ст. 174 Закона о банкротстве).

Главная особенность процедуры конкурсного производства состоит в том, что органы власти и местного самоуправления наделены правом ходатайствовать об установлении дополнительных условий купли-продажи градообразующего предприятия. Подобным условием, прямо прописанным законодателем, является обязательство покупателя сохранения рабочих мест не мене, чем для 50 % работников на определенный срок (п.2 ст. 145 Закона о банкротстве). Максимально допустимый срок сохранения рабочих мест — три года, что позволяет работникам временной промежуток, необходимый для нахождения новой работы. Другие условия могут устанавливаться с согласия собрания кредиторов. Эти условия направлены на минимизацию отрицательных социально-экономических эффектов в процессе процедуры банкротства градообразующего предприятия, отмеченных выше. Как показывает анализ судебной практики, проведенный И. В. Ершовой, такими дополнительными требованиями являются, как правило, установление требований по сохранению рабочих мест в большем, чему установлено Законом о банкротстве, объеме [7].

Предусмотренные законом требования непосредственно влияют на возможную процедуру реализации имущества должника. Продажа имущества осуществляется только единым комплексом имущества в ходе процедуры конкурсного производства.

В литературе довольно критически оценивается участие государства в банкротстве градообразующих предприятий, а также в иных банкротных процедурах в качестве поручителя, поскольку в некоторых случаях такие предприятия объективно являются банкротами и создают дополнительную нагрузку на бюджет, не имея шансов на реальное финансовое оздоровление [6]. В то же время, участие в процедуре конкурсного производства, на наш взгляд, является необходимым.

  1. Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»
  2. Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 14 февраля 2014 г. № 03–03–06/1/6142.
  3. Письмо Росстата от 12.04.2013 № МД-08–2/1168-ДР
  4. Распоряжение Правительства РФ от 29.07.2014 № 1398-р (ред. от 24.11.2015) «Об утверждении перечня моногородов» // Собрание законодательства Российской Федерации от 4 августа 2014 г. № 31 ст. 4448.
  5. Закон Ивановской области от 14 декабря 2000 года № 89-ОЗ «О поддержке градообразующих предприятий, расположенных на территории Ивановской области»
  6. Зуй И. В. Особенности государственного участия в делах о банкротстве в Российской Федерации // Евразийская адвокатура. 2019. №. 1. С. 92–94.
  7. Ершова И. В. Банкротство градообразующих организаций: законодательство, доктрина, судебная практика // Пробелы в российском законодательстве 2014 № 5 С.74.
  8. Хомякова А. А. Банкротство градообразующих предприятий: особенности и последствия для региональной экономики // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2011. № 4. С. 88.

Особенности банкротства градообразующих предприятий

Содержание:

  1. Причины банкротства градообразующих предприятий
  2. Особенности данной процедуры.
  3. Заключение
  4. Список используемой литературы.

Причины банкротства градообразующих предприятий

Банкротство градообразующего предприятия имеет огромные социальные последствия, так как существенная часть населения близлежащего города задействована на таком предприятии и при его банкротстве может остаться без работы.

В советские времена наряду с производственными предприятиями нередко строились отдельные города, чтобы у рабочих не возникала необходимость работать вахтовым методом, и появилась возможность трудиться, проживая совместно с семьей. Но в сегодняшних условиях такие предприятия нередко становятся финансово затратными, и остро встает вопрос решения проблемы их задолженности. [1]

Банкротство градообразующих предприятий производится по положениям 127-ФЗ «О несостоятельности», по которым производится процедура в отношении всех юридических и физических лиц, а также предпринимателей. При этом процедуре признания несостоятельности градообразующих предприятий посвящен параграф 2 главы 9 127-ФЗ. [2]

На основании положений ст. 169 127-ФЗ под градообразующими предприятиями понимаются те, которые соответствуют следующим условиям: [3]

  • Численность работников составляет 25% от совокупной численности работающего населения.
  • Численность сотрудников превышает 5000 человек.
  • Для отнесения предприятия к градообразующему достаточно соблюдения одного из указанных выше критериев.

Банкротство градообразующих предприятий является исключительно российской практикой, так как в международном праве такое понятие отсутствует.

Причинами банкротства градообразующей организации могут стать:

  • Рейдерский захват.
  • Изменение рыночной конъюнктуры и падение спроса на продукцию компании.
  • Снижение прибыли под влиянием роста себестоимости.
  • Неумелое руководство компанией.

Особенности данной процедуры.

Особенности банкротства градообразующего предприятия состоит в более широком круге возможных участников процесса по сравнению со стандартными правилами. [4]

Читайте также:
Огородный земельный участок: что это значит

По нормам ст. 170 127-ФЗ при рассмотрении дела о банкротстве такого предприятия в процессе могут дополнительно участвовать: [5]

  • Органы местного самоуправления.
  • Федеральные и региональные органы исполнительной власти.

Для того чтобы процесс банкротства проходил по нормам параграфа 2 Главы 9 127-ФЗ, заявители должны суду предоставить доказательства того, что компанию можно считать градообразующей.

На основании ст. 171 127-ФЗ участники процесса в виде федеральных, региональных и муниципальных органов власти вправе предоставить поручительство для введения этапа внешнего управления (если такое ходатайство не поступило от кредиторов). При предоставлении поручительства органы власти несут субсидиарную ответственность по долгам предприятия. При этом они наделяются правом разработки комплекса требований к кандидатуре внешнего управляющего. [6]

На основании ст.127 127-ФЗ реабилитирующие процедуры банкротства могут быть продлены арбитражным судом на период до года при наличии соответствующего ходатайства органов власти и при предоставлении ими поручительства. [7]

Органы федеральной, региональной и муниципальной властей вправе досрочно погасить все долговые обязательства предприятия. При этом они должны учитывать очередность, которая предусмотрена в ст. 134 127-ФЗ.

Заключение

Под градообразующими организациями понимаются юридические лица, численность работников которых с учётом членов их семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта.

Решение вопроса об отнесении предприятия к градообразующим принимается в срок не более одного месяца с момента признания предприятия неплатежеспособным и имеющим неудовлетворительную структуру баланса.

Указанное решение принимается органом, уполномоченным в соответствии с пунктом 2 Положения о порядке продажи государственных предприятий-должников, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 2 июня 1994 года N 1114, принимать решение об обязательной продаже (далее именуется уполномоченный орган).

Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» предусматривает расширенный состав лиц, участвующих в деле о банкротстве градообразующей организации. Учитывая значение таких предприятий для отдельного взятого населенного пункта, и, прежде всего, как предприятия с большим количеством рабочих мест, Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» устанавливает, что при рассмотрении дела о банкротстве градообразующей организации лицом, участвующим в деле признается соответствующий орган местного самоуправления. Также к рассмотрению дела с участием градообразующей организации могут быть привлечены органы исполнительной власти.

Под поручительством понимается односторонняя обязанность лица, давшего поручительство за должника, отвечать за исполнение последним всех его денежных обязательств перед кредиторами, а также обязанности по уплате обязательных платежей в бюджеты и внебюджетные фонды (п. 1 ст. 173 Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве).

Поручительство, предоставляемое местными органами самоуправления или федеральными органами исполнительной власти либо органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обязательствам должника, регулируется соответствующими нормами Гражданского кодекса Российской Федерации с особенностями, установленными законом «О несостоятельности (банкротстве)».

Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» достаточно подробно регламентирует осуществление внешнего управления (гл. 5), которое может быть установлено на срок до 12 месяцев с возможностью продления еще на полгода (в отношении градообразующих организаций максимальный срок внешнего управления может достигать 10 лет)

Список используемой литературы.

  1. “Конституция Российской Федерации” (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)// в “Собрании законодательства РФ”, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.;
  2. “Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации” от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 02.12.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.03.2020)// “Российская газета”, N 220, 20.11.2002.;
  3. ” Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 30.12.2020) “О несостоятельности (банкротстве)” (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.01.2021)// “Российская газета”, N 209-210, 02.11.2002.;
  4. Несостоятельность (банкротство): Учебный курс. В 2 т. / Под ред. д.ю.н., проф. С.А. Карелиной. Т. 1. – М.: Статут, 2019.
  5. Пирогова, Е. С. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) : учебник для вузов / Е. С. Пирогова, А. Я. Курбатов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 281 с.
  1. Пирогова, Е. С. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) : учебник для вузов / Е. С. Пирогова, А. Я. Курбатов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 281 с. ↑

    Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 30.12.2020) “О несостоятельности (банкротстве)” (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.01.2021). Статья 9. ↑

    Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 30.12.2020) “О несостоятельности (банкротстве)” (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.01.2021). Статья 169. ↑

    Несостоятельность (банкротство): Учебный курс. В 2 т. / Под ред. д.ю.н., проф. С.А. Карелиной. Т. 1. – М.: Статут, 2019. ↑

    Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 30.12.2020) “О несостоятельности (банкротстве)” (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.01.2021). Статья 170. ↑

    Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 30.12.2020) “О несостоятельности (банкротстве)” (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.01.2021). Статья 171. ↑

    Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 30.12.2020) “О несостоятельности (банкротстве)” (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.01.2021). Статья 127. ↑

    При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org

    Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи

    Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей

    Whatsapp и логотип whatsapp являются товарными знаками корпорации WhatsApp LLC.

    Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.

    Африканский банк развития – African Development Bank

    Африканский банк развития

    Группа Африканского банка развития ( АфБР или АБР ) или Африканский банк развития ( БАД ) – это многостороннее финансовое учреждение в области развития со штаб-квартирой в Абиджане , Кот-д’Ивуар , с сентября 2014 года. АфБР является финансовым поставщиком правительств африканских стран и частных компаний, инвестирующих в страны-члены региона (RMC).

    АфБР был основан в 1964 году и состоит из трех организаций: Африканского банка развития, Африканского фонда развития и Целевого фонда Нигерии.

    СОДЕРЖАНИЕ

    • 1 миссия
    • 2 История
    • 3 Группы компаний
      • 3.1 Африканский фонд развития
      • 3.2 Целевой фонд Нигерии
    • 4 Управление и контроль
    • 5 Расчетная единица
    • 6 функций
    • 7 Статус
    • 8 Последние тенденции и направления
    • 9 перспектив
    • 10 ежегодных конференций Африканского банка развития
    • 11 Членство
    • 12 Список 20 крупнейших стран по количеству голосов
    • 13 Организация Объединенных Наций по развитию бизнеса
    • 14 См. Также
    • 15 Ссылки
    • 16 Внешние ссылки

    Миссия

    Миссия АфБР – бороться с бедностью и улучшать условия жизни на континенте путем поощрения инвестиций государственного и частного капитала в проекты и программы, которые могут способствовать экономическому и социальному развитию региона.

    История

    После окончания колониального периода в Африке растущее стремление к большему единству на континенте привело к разработке двух проектов хартий, одной из которых является создание Организации африканского единства (созданной в 1963 году, позже замененной Африканским союзом ). , и для регионального банка развития.

    Проект соглашения был представлен высшим должностным лицам африканских стран затем на Конференции министров финансов по созданию Африканского банка развития. Эта конференция была созвана Экономической комиссией Организации Объединенных Наций для Африки (ЭКА ООН) в Хартуме, Судан, с 31 июля по 4 августа. Именно здесь 4 августа 1963 года двадцать три правительства африканских стран подписали соглашение об учреждении Африканского банка развития (АфБР). Соглашение вступило в силу 10 сентября 1964 года.

    Первое заседание Совета управляющих банка проходило с 4 по 7 ноября 1964 года в Лагосе, Нигерия. Штаб-квартира банка открылась в Абиджане, Кот-д’Ивуар, в марте 1965 года, а операции банка начались 1 июля 1966 года.

    С февраля 2003 г. по сентябрь 2014 г. Банк работал через Агентство по временному перемещению в Тунисе , Тунис , в связи с преобладанием политического конфликта в Кот-д’Ивуаре во время гражданской войны в Кот- д’Ивуаре в то время. Банк смог вернуться в свою первоначальную штаб-квартиру в Абиджане в конце 2013 года, когда политический кризис закончился.

    К июню 2015 года более 1500 сотрудников вернулись в штаб-квартиру Банка в Абиджане из более чем 1900 сотрудников Банка.

    Хотя изначально только африканские страны могли присоединиться к банку, с 1982 года он разрешил вход и неафриканским странам.

    С момента своего основания АфБР профинансировал 2885 операций на общую сумму 47,5 млрд долларов. В 2003 году он получил рейтинг AAA от основных финансовых рейтинговых агентств, а его капитал составлял 32,043 миллиарда долларов. В ноябре 2019 года капитал банка составлял 208 миллиардов долларов.

    Группы компаний

    В группу Африканского банка развития входят еще две организации: Африканский фонд развития (ADF) и Целевой фонд Нигерии (NTF).

    Африканский фонд развития

    Созданный в 1972 году, Африканский фонд развития начал свою деятельность в 1974 году. «Африканский фонд развития» Конвенция Организации Объединенных Наций по борьбе с опустыниванием (КБОООН) 2004 года, больше не существует (2006). Он предоставляет финансирование развития на льготных условиях РМЦ с низкими доходами, которые не могут брать займы на нельготных условиях АфБР. В соответствии с его кредитной стратегией сокращение бедности является основной целью деятельности АФР. Двадцать четыре неафриканские страны вместе с АфБР составляют его нынешние члены. Крупнейшим акционером ADF является Соединенное Королевство с примерно 14% от общего числа действующих акций, за которым следуют США с примерно 6,5% от общего числа голосующих акций, за которым следует Япония с примерно 5,4%. Федеральный резервный банк Нью – Йорк был назначен в качестве вкладчика банка для фонда по телеграфу , посланный из посольства США в Абиджане в 1976 году.

    Общие операции ADF решаются Советом директоров, шесть из которых назначаются неафриканскими государствами-членами, а шесть назначаются АфБР из числа региональных исполнительных директоров банка .

    Источники ADF – это в основном взносы и периодические пополнения со стороны неафриканских государств-членов. Фонд обычно пополняется каждые три года, если государства-члены не примут иного решения. Общая сумма пожертвований на конец 1996 года составила 12,58 миллиарда долларов. ADF предоставляет ссуды без процентной ставки, с годовой комиссией за обслуживание в размере 0,75%, комиссией за обязательство в размере 0,5% и 50-летним периодом погашения, включая 10-летний льготный период . Десятое пополнение АДФ Соединенным Королевством произошло в 2006 году.

    Целевой фонд Нигерии

    Трастовый фонд Нигерии (NTF) был учрежден в 1976 году правительством Нигерии с начальным капиталом в 80 миллионов долларов. NTF направлен на оказание помощи в усилиях по развитию беднейших членов АфБР.

    NTF использует свои ресурсы для финансирования проектов национального или регионального значения, которые способствуют экономическому и социальному развитию РМЦ с низкими доходами, экономические и социальные условия которых требуют финансирования на нетрадиционных условиях. В 1996 году общая ресурсная база NTF составляла 432 миллиона долларов. Он предоставляет ссуды под 4% годовых с 25-летним периодом погашения, включая пятилетний льготный период. Ссуды могут быть использованы для льготных кредитных операций с долгосрочным и краткосрочным сроком погашения.

    Управление и контроль

    АфБР контролируется Советом исполнительных директоров, состоящим из представителей стран-членов. Право голоса распределяется в соответствии с размером доли каждого члена, в настоящее время 60% -40% между африканскими (или «региональными») странами и «нерегиональными» странами-членами («донорами»). Крупнейшим акционером Африканского банка развития является Нигерия, получившая почти 9 процентов голосов. Все страны-члены АфБР представлены в Совете исполнительных директоров АфБР.

    Д-р Акинвуми Аодеджи Адесина – восьмой избранный [1] президент Группы Африканского банка развития, принявший присягу 1 сентября 2015 года. Он возглавляет советы как Африканского банка развития, так и Африканского фонда развития. Д-р Адесина занимала пост министра сельского хозяйства и развития сельских районов Нигерии с 2011 по 2015 годы.

    Правительства стран-членов официально представлены в АфБР своим министром финансов, планирования или сотрудничества, который входит в Совет управляющих АфБР. Управляющие АфБР встречаются раз в год (на ежегодных собраниях АфБР каждый май) для принятия важных решений о руководстве, стратегических направлениях и руководящих органах учреждения. Управляющие обычно назначают представителя своей страны для работы в офисах Совета исполнительных директоров АфБР.

    Ежедневные решения о том, какие ссуды и гранты следует утверждать и какие политики должны направлять работу АфБР, принимает Совет исполнительных директоров. Каждая страна-член представлена ​​в Правлении, но их право голоса и влияние различаются в зависимости от суммы денег, которую они вносят в АфБР.

    В июне 2020 года правление АфБР согласилось на пересмотр управления банком Adesina. Адезина будет переизбрана в августе 2020 года. Адезина была единогласно переизбрана на второй пятилетний срок 27 августа 2020 года.

    Расчетная единица

    Счетная единица АБР
    ISO 4217
    Код XUA
    Число 965
    Демография
    Пользователь (ы) Группа Африканского банка развития (Африканский банк развития, Африканский фонд развития, Целевой фонд Нигерии)

    Африканский банк развития использует расчетную единицу, которая зарегистрирована как XUA в соответствии со стандартным кодом валюты ISO 4217. Он не обменивается напрямую физическими лицами, он используется для расчетов между государствами-членами.

    Функции

    Основная функция АфБР – предоставление займов и инвестиций в акционерный капитал для социально-экономического развития РМЦ. Во-вторых, банк оказывает техническую помощь проектам и программам развития. В-третьих, он способствует инвестированию государственного и частного капитала в развитие. В-четвертых, банк оказывает помощь в организации политики развития РМЦ.

    АфБР также должен уделять особое внимание национальным и многонациональным проектам, которые необходимы для содействия региональной интеграции.

    Положение дел

    АфБР способствует экономическому развитию и социальному прогрессу своих РМЦ в Африке, и банк ежегодно выделяет приблизительно 3 миллиарда долларов африканским странам. Его относительно небольшое кредитование и тенденция следовать по стопам более известных государственных учреждений, таких как Всемирный банк , подразумевают, что Африканский банк развития не вызывал особого интереса со стороны организаций гражданского общества, а также академических кругов.

    АфБР подчеркивает роль женщин наряду с реформами образования и оказывает поддержку таким ключевым инициативам, как облегчение долгового бремени бедных стран с крупной задолженностью и Новое партнерство в интересах развития Африки (НЕПАД).

    В настоящее время Банк снова находится в Абиджане , Кот-д’Ивуар . По состоянию на 2016 год в нем работает около 1865 сотрудников, и в него входят 80 членов: 54 страны Африки и 26 стран Америки, Европы и Азии.

    Последние тенденции и направления

    Одна из новых точек зрения, неоднократно приводимая Советом директоров и руководством АфБР, заключается в том, что АфБР должен быть более «избирательным» и «ориентированным на страны» в своей деятельности. Хотя эта политика еще не получила четкого определения, похоже, что она определяет определенные приоритеты кредитования.

    Сектор инфраструктуры, включая электроснабжение , водоснабжение и канализацию , транспорт и связь , традиционно получал наибольшую долю кредитов АфБР. Эта направленность была подтверждена в Стратегическом плане АфБР на 2003–2007 годы, в котором инфраструктура была определена как приоритетная область для кредитования АфБР.

    В 2005 году АфБР одобрил 23 инфраструктурных проекта на сумму примерно 982 миллиона долларов, что составило 40 процентов утверждений АфБР за тот год. Учитывая повышенное внимание доноров и заемщиков к развитию инфраструктуры в Африке, вполне вероятно, что кредитование инфраструктуры АфБР значительно увеличится в ближайшие годы. В 2007 году на операции с инфраструктурой приходилось около 60 процентов портфеля банка.

    Проекты инфраструктуры региональной интеграции станут ключевой частью будущего бизнеса АфБР. Согласно годовому отчету АфБР за 2005 год , региональные экономические блоки сделают Африку «более конкурентоспособной на мировом рынке», в то время как транспортные и энергетические взаимосвязи между небольшими африканскими странами помогут создать более крупные рынки на континенте. Страны-члены АфБР утверждают, что АфБР как многосторонний институт особенно подходит для поддержки проектов региональной интеграции.

    АфБР был назначен ведущим агентством по содействию «инфраструктурным инициативам НЕПАД», которые представляют собой проекты региональной интеграции, возглавляемые Африканскими региональными экономическими сообществами (РЭЦ). Кроме того, в АфБР размещается Консорциум инфраструктуры для Африки (ICA). ICA был учрежден странами « большой восьмерки» для координации и поощрения развития инфраструктуры в Африке, уделяя особое внимание развитию региональной инфраструктуры. АфБР помогает подготовить проекты, чтобы они могли получить финансирование из других источников в рамках инициативы, называемой Фондом подготовки инфраструктурных проектов (IPPF). Таким образом, даже если АфБР не участвует напрямую в финансировании конкретного инфраструктурного проекта, он, возможно, помог сделать это возможным.

    Еще одна ключевая сфера, в которой АфБР оказывает поддержку РМЦ, – это борьба с ВИЧ / СПИДом .

    АфБР проводит пять направлений политики, направленных на обеспечение будущего Африки за счет финансирования здравоохранения:

    • Наращивание институционального потенциала посредством помощи в формулировании и реализации политики / стратегии
    • Развитие человеческого капитала для создания условий для реализации национальных стратегий по СПИДу посредством обучения и технической помощи.
    • Многосекторальные меры реагирования на ВИЧ / СПИД с упором на меры профилактики и контроля, которые включают ИОК (информация, образование и коммуникация), борьба с ИППП ( инфекциями, передаваемыми половым путем ), ДКТ (добровольное консультирование и тестирование), инфраструктурная поддержка для создания лабораторий и крови отделения для переливания крови, а также предоставление оборудования и материалов, включая антиретровирусные препараты
    • Пропаганда через участие в международных и региональных форумах для повышения политической приверженности и лидерства в совместных усилиях по борьбе с пандемией среди РМЦ и партнеров по развитию
    • Развитие партнерства с целью создания новых альянсов и оживления существующего сотрудничества для решения важнейших проблем развития, таких как ВИЧ / СПИД, и включения партнерских мероприятий в рамки видения банка.

    На сегодняшний день вклад банка в борьбу с ВИЧ / СПИДом оценивается более чем в 500 миллионов украинских гривен. Банк является одним из первых партнеров проекта «СПИД в Африке – сценарии будущего», результат которого позволит правительствам и партнерам по развитию сделать стратегический выбор текущих и будущих путей развития и соответствующим образом определить свою деятельность, чтобы справиться с трудностями. проблемы, связанные с ВИЧ / СПИДом.

    Энергетические проекты, вероятно, станут более важной областью инфраструктурной работы АфБР, учитывая отсутствие доступа к энергетическим услугам в Африке и сохраняющиеся высокие цены на нефть, влияющие на страны-импортеры нефти. Неясно, будет ли роль АфБР в энергетическом секторе отдавать приоритет энергетическим проектам для внутреннего потребления или для экспорта, хотя АфБР поддерживал и то, и другое в прошлом. АфБР в настоящее время разрабатывает энергетическую политику и вносит свой вклад в утвержденную «Группой восьми» рамку инвестиций в чистую энергию.

    Хотя официального заявления или консенсуса по этому поводу нет, кредитование АфБР для сельского хозяйства, (не инфраструктурного) развития сельских районов и социальных секторов, таких как здравоохранение и образование, по сообщениям, вероятно, сократится в ближайшие годы.

    В 2010 году Африканский институт развития стал координационным центром Группы Африканского банка развития по созданию потенциала. Институт был основан в 1973 году для повышения эффективности операций, финансируемых АфБР. Его полномочия были переориентированы в 1992 году и реструктурированы в 2001 году.

    В ответ на глобальную пандемию коронавируса АфБР все больше внимания уделяет продаже социальных облигаций как средству сбора средств для бедных стран для борьбы с пандемией. После пандемии он выпустил четыре облигации, всего с 2017 года – семь.

    Перспективы

    Финансовое положение АфБР было восстановлено после краха 1995 года, но его операционная надежность все еще находится в стадии разработки. Рабочая группа, созванная Центром глобального развития , независимым вашингтонским аналитическим центром , в сентябре 2006 года выпустила отчет, в котором были предложены шесть рекомендаций для президента и совета директоров Банка по общим принципам, которыми должен руководствоваться при обновлении Банка. В отчете содержится шесть рекомендаций для руководства и акционеров, касающихся неотложной задачи реформирования банка развития Африки. Среди рекомендаций особое внимание уделяется инфраструктуре.

    Хотя объем кредитования АфБР в последние годы существенно не увеличился, данные за 2006 год показывают, что ситуация может измениться. В период с 2005 по 2006 год кредитная деятельность АфБР увеличилась более чем на 30 процентов до 3,4 миллиарда долларов. За тот же период стоимость операций частного сектора увеличилась вдвое. АфБР имеет определенные мандаты от Нового партнерства в интересах развития Африки (НЕПАД) и других международных организаций, чтобы взять на себя ведущую роль среди финансовых учреждений и институтов развития в таких областях, как инфраструктура, региональная интеграция, а также банковские и финансовые стандарты в Африке. Эти полномочия также повысили авторитет АфБР в СМИ. Повышенное внимание международного сообщества к потребностям развития Африки в последние годы (например, в связи с саммитом G8 в Глениглсе в 2005 г. ) и важность инвестиций в инфраструктуру в Африке подчеркнули роль АфБР.

    Некоторые исследования показали, что высокий процент респондентов в африканских странах явно отдает предпочтение дополнительной помощи от Африканского банка развития, несмотря на то, что его относительно низкий рейтинг по сравнению с большинством критериев эффективности помощи, признанных донорами важными. Это говорит о том, что взгляды доноров-получателей в Африке на «предпочтительного многостороннего донора» основаны на дополнительных критериях эффективности помощи, которые обычно не выявляются или не учитываются, хотя именно эти критерии не обсуждались.

    В целом, несмотря на то, что на всех уровнях был достигнут прогресс в отношении демократии, роста и восстановления макроэкономического баланса в Африке за последние пятнадцать лет, половина стран Африки к югу от Сахары живет менее чем на один доллар в день, и СПИД представляет угрозу. социальная ткань континента. Исследования, проведенные различными организациями (включая Африканский банк развития и Всемирный банк), показывают, что, за исключением северной и южной части Африки, Цели развития тысячелетия Организации Объединенных Наций (сокращение наполовину числа людей, живущих в бедности и не имеющих доступа к питьевой воды к 2015 году) в большинстве случаев не будет. Тем не менее, эти же исследования показывают, что большинство африканских стран могут добиться заметного прогресса в этих целях.

    Ежегодные конференции Африканского банка развития

    4-я ежегодная конференция Африканского банка развития (АфБР) за пределами Африки, состоявшаяся в Индии (Гандинагар, Гуджарат) 22–26 мая 2017 г. на мероприятии, открытом премьер-министром Индии Нарендрой Моди . Предыдущие конференции за пределами Африки были в Испании , Китае , Португалии .

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: