Банкротство субъекта естественной монополии

Банкротство: MustRead, выпуск 88

Изменения в законодательстве

Минэкономразвития предложил ввести новый механизм для оспаривания цепочек сделок в банкротстве

Минэкономразвития предложил дополнить главу III закона о банкротстве новой статьей 61.3-1, в которой будут изложены условия для признания недействительными совокупности сделок в качестве единой взаимосвязанной сделки.

В соответствии с законопроектом общей целью такой цепочки сделок может выступать:

причинение вреда имущественным правам кредиторов;

оказание предпочтения одному кредитору перед иными;

прикрытие совершения и затруднение оспаривания подозрительной сделки;

создание видимости законности отчуждения имущества, добросовестности приобретения имущества;

затруднение применения последствий недействительности такой сделки.

Также, законопроект раскрывает признаки наличия перечисленных целей:

совершение сделок в течение непродолжительного периода времени;

отсутствие убедительного экономического обоснования;

сделки существенно отличаются от ранее совершенных сделок теми же лицами;

участники сделок не осуществляли до или после их совершения никаких иных операций по соответствующим счетам или иной экономической деятельности;

аффилированность участников таких сделок;

цена каждой последующей сделки отличалась от предыдущей не более чем на пять процентов;

в итоге все или практически все имущество, отчужденное по сделкам, оказывалось ‎в собственности одного лица;

одно и то же лицо выступало в качестве стороны в отдельных сделках, составляющих совокупность сделок.

Согласно предлагаемым изменениям, последствия недействительности совокупности сделок не может быть применено в отношении добросовестного приобретателя имущества, хотя признать с ним сделку недействительной можно. В таком случае, скорее всего, компенсировать стоимость отчужденного имущества придется недобросовестным участникам.

Также, требование о возврате отчужденного имущество может быть предъявлено к любому лицу, которое признается стороной по сделке, входящей в цепочку.

Введение данного механизма может упростить доказывание по спорам о признании недействительной цепочки сделок, создавая определенную презумпцию. Однако, не стоит забывать о подходе, ранее выработанном ВС РФ: помочь в оспаривании цепочки сделок могут также доказательства, свидетельствующие о единой цели ее участников, скоординированности их действий, противоречия отдельных сделок экономическим интересам и возможностям их сторон.

Банкротство субъектов естественных монополий

Обоснованность заявления о признании банкротом общества – субъекта естественной монополии, в чем особенности?

Компания обратилась с заявлением о признании несостоятельным общества – субъекта естественной монополии. Суды первой и апелляционной инстанции не нашли оснований для отказа в удовлетворении заявления.

Суд округа посчитал преждевременными выводы нижестоящих инстанций о доказанности неплатежеспособности должника. По мнению вышестоящего суда, необходимо учитывать ряд особенностей при установлении факта неплатежеспособности компаний – естественных монополий:

в случае оспаривания субъектом естественной монополии актов, определяющих тарифы деятельности естественной монополии, инициированного до подачи заявления о банкротстве, рассмотрение такого заявления может быть приостановлено до результатов оспаривания,

требования кредиторов к компании – субъекту естественной монополии должны составлять не менее одного миллиона рублей, такие требования должны быть подтверждены исполнительным документом и не удовлетворены в полном объеме путем обращения взыскания на имущество должника.

В исследуемом деле суды не соотнесли факт признания недействующих тарифов с возникшей задолженностью должника. Суд первой инстанции преждевременно возобновил производство по рассмотрению обоснованности заявления о банкротстве до разрешения споров о признании иных установленных тарифов незаконными.

В материалах дела также отсутствуют доказательства окончания исполнительного производства в отношении должника в связи с невозможностью обращения взыскания на его имущество. Отсутствуют доказательства возвращения взыскателю исполнительных документов. В подобной ситуации вывод об обоснованности заявления и необходимости введения процедуры банкротства является преждевременным до установления указанных выше обстоятельств.

При инициировании банкротства важно учитывать особый статус должника. В зависимости от такого статуса Закон о банкротстве устанавливает специальные правила. Это может касаться особенностей установления признаков неплатежеспособности должника, а также специальных правил рассмотрения заявлений о банкротстве, предписывающих в определенных случаях приостанавливать их рассмотрение.

Арбитражные управляющие

Какие нарушения ведут к отстранению конкурсного управляющего?

Суд округа разбирался, какие деяния управляющего могут привести к его отстранению. Нижестоящими судами было установлено, что управляющий не провел инвентаризацию, не взыскивал дебиторскую задолженность, не принимал меры по истребованию документов и ценности от бывшего руководства. Суды признали такие нарушения существенными, но в требованиях в отстранении отказали.

Читайте также:
Члены фондовой биржи: что это значит

Суд округа с таким подходом не согласился. Тройка указала, что необходимо соотносить действия управляющего с принципами разумности, добросовестности, компетентности и независимости арбитражного управляющего. В нижестоящих судах, в частности, заявитель ссылался на невключение требований должника в реестр иного общества-банкрота, где управляющим являлось то же лицо, совершение спорных сделок в отношении общества, которые управляющий не оспаривал.

В связи с тем, что судами не была дана полная оценка всем обстоятельствам и доказательствам, спор был направлен на новое рассмотрение.

Оспаривание действий конкурсного управляющего может явиться предпосылкой для взыскания с последнего убытков и пополнении конкурсной массы. Кроме того, ВС РФ подтвердил возможность лиц, привлекаемых к субсидиарной ответственности, оспаривать действия управляющего (ожидаем мотивировочную часть определения). Полагаем, что такое право заметно увеличит заинтересованность управляющего в наибольшем пополнении конкурсной массы, что в конечном итоге принесет положительный результат как для кредиторов, так и для лиц, привлекаемых к субсидиарной ответственности за доведение до банкротства, чей долг может быть уменьшен в результате активной работы управляющего.

Требования кредиторов

Медиативное соглашение как основание для инициирования банкротства

Кредитор, обращаясь с заявлением о признании компании-поручителя по договорам займа банкротом, приложил медиативное соглашение, удостоверенное нотариусом, т.е. обошелся без судебного акта о просуживании своих требований. Именно данное обстоятельство и стало главным аргументом должника против введения в его отношении процедуры наблюдения.

Суды первой инстанции и апелляции, однако, доводы должника не оценили. Суды пришли к выводу, что медиативное соглашение при условии его нотариального удостоверения имеет силу исполнительного листа, в связи с чем может являться самостоятельным основанием для инициирования дела о банкротстве. Указанная в таком соглашении задолженность имеет бесспорный характер и не подлежит дополнительной судебной оценке.

Параллельно суды отвергли доводы должника о неподаче требования заявителем сначала к основному заемщику и о не предъявлении соглашения в службу судебных приставов. Законодательством не предусмотрена обязанность кредитора предварительно предпринять меры по принудительному исполнению. Более того, в отношении основного заемщика так же введена процедура банкротства на основании того же медиативного соглашения.

На примере комментируемого дела мы видим альтернативный способ подтверждения бесспорности своих требований к должнику при инициировании банкротства последнего. Помимо медиативного соглашения, которое обязательно должно быть удостоверено нотариусом, в основание заявления могут быть положены и другие исполнительные документы, например, исполнительная надпись нотариуса или судебный приказ.

В то же время медиативное соглашение является результатом попытки мирно урегулировать спор посредством медиации и как исполнительный документ должно быть исполнимым. Рекомендуем при составлении такого соглашения четко прописывать, какие действия контрагент обязан совершить или воздержаться от их совершения, основание возникновения этой обязанности и в какой срок он должен ее осуществить.

Порядок, специфические черты и особенности банкротства субъектов естественных монополий

Субъект естественной монополии – это юрлицо, которое занимается производством и реализацией товаров, работ и услуг в условиях естественной монополии. Такое предприятие банкротится по специальным правилам, которые связаны с ценностью поставляемых товаров, работ и услуг для конечных потребителей.

  • Особенности банкротства естественных монополий
  • Пошаговая процедура банкротства
    • Подача заявления о банкротстве в арбитражный суд
    • Рассмотрение заявления о банкротстве и введение наблюдения
    • Финансовое оздоровление
    • Внешнее управление
    • Конкурсное производство

Особенности банкротства естественных монополий

Российские физические и юридические лица банкротятся по правилам Гражданского кодекса и отдельного ФЗ «О несостоятельности» за номером 127.

Банкротство субъектов естественных монополий выделено в отдельный параграф 6 Главы 9 127-ФЗ. Особенностям признания финансовой несостоятельности таких компаний в части погашения долговых обязательств посвящены ст. 197-201 127-ФЗ. В частности, отличительные черты этапа внешнего управления приведены в ст. 200 127-ФЗ, конкурсного производства – в ст.201 127-ФЗ.

Право на признание компании банкротом находится в исключительной компетенции арбитражного суда.

Для того чтобы к компании применялись требования параграфа 6 Главы 9 127-ФЗ, необходимо, чтобы она была признана арбитражным судом субъектом естественных монополий. При отнесении компании к данному типу арбитражный суд руководствуется положениями ФЗ «О естественных монополиях» от 1995 года №147-ФЗ, а также сведениями из реестра субъектов естественных монополий от ФАС РФ.

Читайте также:
Получатель бюджетных средств: что это значит

На основании ст. 3 ФЗ-147 «О естественных монополиях» под естественной монополией понимается такое состояние товарного рынка, при котором удовлетворение текущего спроса со стороны покупателей более эффективно при отсутствии нормальной рыночной конкуренции из-за технологических особенностей производства. Товары (работы и услуги) субъекта естественной монополии не подлежат замене, из-за чего спрос на данный товар в меньшей степени подвержен влиянию ценового фактора.

На основании ст. 4 147-ФЗ сферами деятельности субъекта естественной монополии являются:

  • передача тепловой энергии;
  • водоснабжение;
  • водоотведение и пр.

Субъект естественных монополий может заявить о своем банкротстве при его соответствии ряду признаков. Они отличаются от тех, которые применяются по отношению к иным юридическим лицам, заявляющим о своем банкротстве. В общем случае юрлицо может заявить о финансовой несостоятельности при задолженности в размере 500 тыс. р. и более, а также просрочке продолжительностью от 3 месяцев и более.

На основании п. 2 ст. 197 127-ФЗ субъекты естественных монополий считаются неспособными погасить требования кредиторов при наличии задолженности по оплате:

  • требований кредиторов в части денежных обязательств;
  • выходных пособий и зарплате для работников организации и бывших сотрудников;
  • обязательных платежей в виде налогов и сборов (перед ПФР, ФСС, ФНС).

Таким образом, кредиторам по отношению к субъекту естественной монополии гораздо сложнее заявить о своих претензиях к должнику, чем в стандартном процессе банкротства. Связано это с тем, что на них накладывается обязанность предварительного прохождения процесса исполнительного производства. Кредиторы при этом должны придерживаться следующего порядка действий:

  1. Обратиться в суд для подтверждения своих требований и взыскания их в рамках исполнительного производства.
  2. Передать исполнительный документ в службу судебных приставов и дождаться начала исполнительного производства.
  3. В рамках исполнительного производства приставы обязаны заняться розыском и реализацией имущества компании.
  4. Только если по результатам исполнительного производства задолженность не удастся погасить, кредиторы вправе обратится в суд с заявлением о банкротстве.

Для подтверждения факта недостаточности имущества кредитор должен приложить к заявлению соответствующий акт, выданный службой судебных приставов.

На основании п. 2, 3 ст. 197 127-ФЗ арбитражный суд может возбудить дело о банкротстве при соответствии субъекта естественных монополий таким признакам, как:

  1. Наличие непогашенной задолженности в течение 6 месяцев и более.
  2. Подтвержденные долговые обязательства в размере не менее 1 млн р.

Другой важной особенностью банкротства естественных монополий является то, что в деле участвует федеральный орган исполнительной власти, который ответственен за политику субъекта монополии (на основании ст. 198 127-ФЗ). На сегодняшний день таким органом власти является ФАС.

В п. 1 ст. 199 127-ФЗ указано, что дело о банкротстве может быть приостановлено арбитражным судом, если должник подал исковое заявление о признании недействительными нормативных актов об утверждении цен на товары и услуги, производимые монополией.

Пошаговая процедура банкротства

Процедура признания финансовой несостоятельности субъекта естественной монополии предполагает прохождение следующих этапов.

Подача заявления о банкротстве в арбитражный суд

В арбитражный суд по местонахождению должника подается заявление о признании компании банкротом. Инициировать данную процедуру вправе компания-должник, ее кредиторы или уполномоченный орган. Заявление должно содержать указание на размер задолженности, перечень кредиторов и причину возникновения долговых обязательств. Копия заявления направляется всем участника дела о банкротстве. В случае подачи заявления кредиторами должник имеет право передать арбитражному суду отзыв на него с описанием собственного видения финансовой ситуации в компании.

Рассмотрение заявления о банкротстве и введение наблюдения

При рассмотрении заявления о банкротстве суд оценивает его на обоснованность с учетом требований к подобного рода организациям. В частности, рассматривается неспособность погасить требования кредиторов в течение 6 месяцев и более и наличие совокупной задолженности от 1 млн р.

Если все законодательные требования к заявлению были выполнены, то суд выносит определение о введении этапа наблюдения и назначении временного управляющего. На этом этапе формируется реестр требований и проводится первое собрание кредиторов.

Читайте также:
Общий трудовой стаж: что это значит

Финансовое оздоровление

Финансовое оздоровление предприятия – необязательный этап банкротства. Оно вводится по инициативе компании-монополиста или собрания кредиторов. По сути, оздоровление – это рассрочка по долговым обязательствам компании.

Если по результатам этапа финансового оздоровления проблему с просроченной задолженностью удаться решить, то суд может полностью прекратить процесс банкротства. В случае если по результатам этапа платежеспособность не была восстановлена, то вводится этап конкурсного производств или внешнего управления.

Внешнее управление

По ходатайству кредиторов в отношении должника допускается введение этапа внешнего управления. В рамках данного этапа руководство юрлица отстраняется от дел, и его полномочия передаются к профессиональному внешнему управляющему. Им разрабатывается специальный план по выводу компании из кризиса и нормализации ее платежного баланса. В комплекс мероприятий может входить закрытие непрофильных активов и нерентабельных подразделений, отказ от невыгодных сделок, продажа имущества должника и пр.

С учетом того, что субъект естественных монополий выполняет важные социальные функции, и его услуги представляют особую ценность для рядовых потребителей, в отношении работы внешнего управляющего вводятся некоторые ограничительные меры.

На основании п. 2 ст. 200 127-ФЗ к имуществу, которое представляет единый технологический комплекс, относят недвижимость, иное имущество для производства товаров, запасы сырья и расходных материалов.

На основании п. 6 ст. 201 127-ФЗ перепрофилирование нерентабельных производств или их закрытие на этапе внешнего управления допускается в порядке федерального законодательства.

В ходе внешнего управления федеральные, региональные или муниципальные власти вправе отсрочить продажу имущества должника на период до 3 месяцев в целях разработки комплекса мер по восстановлению платежеспособности компании.

Конкурсное производство

Если арбитражный суд придет к выводу, что восстановление платежеспособности компании не представляется возможным, то он вводит в ее отношении этап конкурсного производства. На данной стадии компания получает статус банкрота и по завершении процедуры ликвидируется.

На данной стадии формируется конкурсная масса из принадлежащего должнику имущества. Она в дальнейшем направляется на погашение требований кредиторов.

Имущество должника, которое применяется для производства товаров и услуг в условиях монополии, выставляется на продажу в виде единого лота. При этом преимущественным правом покупки имущества субъекта естественной монополии обладают федеральные, региональные и муниципальные власти.

Имущество реализуется в форме конкурса, где в качестве условий выступают требования к покупателю по 127-ФЗ. Если покупатель нарушает установленные договором купли-продажи условия, то договор купли-продажи с ним расторгается, уплаченные за лот денежные средства возвращаются, а само имущество передается властям в федеральную собственность.

Таким образом, отличительной чертой субъекта естественной монополии является осуществление деятельности в условиях рынка естественной монополии. Такие компании банкротятся по особым правилам, которые перечислены в 6 параграфе Главы 9 127-ФЗ. В качестве признаков банкротства по 127-ФЗ выделяют: совокупный размер задолженности субъекта естественной монополии перед кредиторами, работниками, бюджетными и внебюджетными инстанциями составляет 1 млн р. и более, а продолжительность просрочки – 6 месяцев с даты исполнения. Кредитор должен получить у приставов исполнительный документ, подтверждающий невозможность взыскания имущества и погашения долга в рамках исполнительного производства.

Особенности банкротства естественных монополий

Под субъектом естественной монополии понимается организация, осуществляющая производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии.

Субъект естественной монополии считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение 6 месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

Дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом, если требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей к должнику – субъекту естественной монополии в совокупности составляют не менее чем 500 000 рублей. Указанные требования должны быть подтверждены исполнительным документом и не удовлетворены в полном объеме путем обращения взыскания на имущество должника, указанное в пунктах 1-3 ч. 1 ст. 94 Федерального закона “Об исполнительном производстве”.

Читайте также:
Представительство в налоговых правоотношениях

Лицом, участвующим в деле о банкротстве должника – субъекта естественной монополии, наряду с лицами, определенными настоящим Федеральным законом, признается федеральный орган исполнительной власти , уполномоченный Правительством РФ проводить государственную политику в отношении соответствующего субъекта естественной монополии.

В случае, если должником – субъектом естественной монополии до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом подано исковое заявление в суд о признании недействительными актов органов государственной власти об утверждении цен (тарифов) на товары (работы, услуги), производимые и (или) реализуемые в условиях естественной монополии, производство по делу о банкротстве такого должника приостанавливается до вступления в законную силу решения по делу о признании недействительными соответствующих актов органов государственной власти.

Арбитражный суд может принять решение об отказе в признании должника – субъекта естественной монополии банкротом в случае, если признаны недействительными соответствующие акты государственной власти в части утверждения цен (тарифов) на товары (работы, услуги), производимые и (или) реализуемые в условиях естественной монополии.

Внешний управляющий не вправе отказаться от исполнения договоров должника перед потребителями, в отношении которых в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами не допускается прекращение обязательств со стороны субъектов соответствующих естественных монополий.

Внешний управляющий не вправе отчуждать имущество должника, представляющее собой единый технологический комплекс субъекта естественной монополии. К указанному имуществу относится недвижимое и иное имущество, непосредственно используемое для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, и запасы расходуемого сырья и материалов, которые используются для исполнения договоров, связанных с деятельностью должника в качестве субъекта естественной монополии.

Имущество должника , непосредственно используемое для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, выставляется на торги единым лотом .

Обязательными условиями договора купли-продажи имущества должника – субъекта естественной монополии являются:

  • согласие покупателя принять на себя обязательства должника по договорам поставки товаров, являющимся предметом регулирования законодательства о естественных монополиях;
  • принятие на себя покупателем обязательств по обеспечению доступности производимого и (или) реализуемого товара (работ, услуг) для потребителей;
  • наличие лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности, если деятельность должника подлежит лицензированию.

Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования в лице соответствующих уполномоченных органов

  • имеют право преимущественного приобретения предлагаемого для продажи имущества в порядке, предусмотренном пунктами 8 и 9 ст. 195 Федерального закона;
  • вправе приостановить продажу имущества, непосредственно используемого для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, в ходе внешнего управления на срок не более чем 3 месяца для выработки предложений о восстановлении платежеспособности субъекта естественной монополии.

Перепрофилирование или закрытие производства (производств), осуществляющего производство (реализацию) товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, допускается в порядке, установленном федеральным законом от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ “О естественных монополиях”.

Особенности банкротства субъектов естественных монополий

Наши юристы подготовили развернутую информацию на тему “Особенности банкротства субъектов естественных монополий” Собрали исчерпывающие материалы чтобы разъяснить всю суть вопроса. Если остались дополнительные вопросы, Вы можете задать их нашему консультанту.

  1. Банкротство естественных монополий топливно энергетического комплекса
  2. Особенности банкротства естественных монополий
  3. Банкротство предприятий естественных монополий
  4. Особенности банкротства субъектов естественных монополий ТЭК
  5. Похожие записи:

Банкротство естественных монополий топливно энергетического комплекса

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Банкротство естественных монополий топливно энергетического комплекса». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Субъект естественной монополии считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение шести месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

Перепрофилирование или закрытие производства, товаров, работ, услуг в условиях естественной монополии допускается на общих основаниях, предусмотренных Федеральным Законом.
В целях настоящего Федерального закона под основной деятельностью организаций, указанных в пункте 1 настоящей статьи и настоящем пункте, понимается деятельность, при осуществлении которой сумма выручки от реализации составляет не менее 70 процентов от общей суммы выручки от реализации.

Читайте также:
Частная охранная деятельность: что это значит

Особенности банкротства естественных монополий

Внешнее управление вводится на срок не более восемнадцати месяцев, который может быть продлен. При продлении срока внешнего управления до пяти лет организация-должник приступает к расчетам с кредиторами через двенадцать месяцев с момента продления срока внешнего управления. Кандидатуру внешнего управляющего представляет арбитражному суду орган управления топливно-энергетическим комплексом.

Внешний управляющий не вправе также отказаться от поставок газа, осуществляемых в соответствии с международными договорами РФ. Также он не вправе отчуждать имущество (часть имущества) организации-должника, входящее в состав единого производственно-технологического комплекса. Перепрофилирование организации не допускается.

К таким субъектам естественной монополии можно отнести хозяйствующие субъекты, которые осуществляют работу в таких областях:

  • Транспортировка нефти по специальным магистралям;
  • Транспортировка газа по трубопроводам;
  • Передача электро- и тепловой энергии;
  • Перевозки автомобильным, железнодорожным, воздушным, морским транспортом;
  • Услуги общедоступной телефонной и почтовой связи.

Что должно происходить в случае, если в ходе производства по делу права должника на имущество, переданное должником, с помощью которого оказываются услуги в сфере естественной монополии, будут восстановлены?
УМК Суд. рассм. дел о несост. (банкрот.) (з.. Глава: Несостоятельность (банкротство) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса..

Настоящий Федеральный закон применяется арбитражными судами при рассмотрении дел о банкротстве независимо от того, когда арбитражным судом было принято заявление о признании организации-должника банкротом.

Отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) организаций-должников, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, и не урегулированные настоящим Федеральным законом, регулируются Федеральным законом “О несостоятельности (банкротстве)”.

Дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом, если требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей к должнику — субъекту естественной монополии в совокупности составляют не менее чем пятьсот тысяч рублей.

Основной задачей управляющего в течение внешнего управления является обеспечение неприкосновенности и функционирования имущес­тва, входящего в состав единого производственно-технологического комп­лекса, поскольку от этого зависит деятельность многих других субъектов.

Закон применяется арбитражными судами при рассмотрении дел о банкротстве независимо от того, когда арбитражным судом было принято заявление о признании организации-должника банкротом.

Арбитражный суд может принять решение об отказе в признании должника — субъекта естественной монополии банкротом в случае, если признаны недействительными соответствующие акты государственной власти в части утверждения цен (тарифов) на товары (работы, услуги), производимые и (или) реализуемые в условиях естественной монополии.
На указанный Вами адрес эл.почты отправлено письмо с инструкциями для восстановления пароля.

Постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2001 г. N 814 утвержден перечень видов имущества, входящего в состав ЕПТК организации-должника, являющейся субъектом естественной монополии ТЭК*(522).

В Законе « О банкротстве» иным образом определяются прежде всего признаки банкротства для субъектов естественных монополий. Для того чтобы арбитражный суд возбудил производство по делу о банк­ротстве, а затем вынес решение о признании должника банкротом, необ­ходимо, как было изложено выше, наличие определенных признаков.

Субъект естественной монополии считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение шести месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

Продажа имущества организации-должника, входящего в состав единого производственно-технологического комплекса, осуществляется только путем проведения торгов в форме конкурса.

Под субъектом естественной монополии понимается организация, осуществляющая производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии.

Продажа имущества организации-должника, входящего в состав единого производственно-технологического комплекса, осуществляется только путем проведения торгов в форме конкурса.

Предупреждение банкротства субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса, а также обеспечение условий реализации процедур банкротства в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется государственным органом по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению совместно с органом управления топливно-энергетическим комплексом.

Факт невключения юридического лица в реестр субъектов естественной монополии сам по себе также не свидетельствует об отсутствии у должника статуса субъекта естественной монополии.

Читайте также:
Поднаниматель жилого помещения: что это значит

Арбитражный управляющий действует на основании аттестата, выданного уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в области топливно-энергетического комплекса (далее — орган управления топливно-энергетическим комплексом).

Особенности процедуры несостоятельности таких субъектов проявляются в (1) понятии должника в процедуре, (2) критериях для возбуждения процедуры, (3) участии органов исполнительной власти на правах лица, участвующего в деле, (4) оспаривании тарифа как основании для приостановления дела, (5) особенностях внешнего управления, (6) особенностях продажи имущества. Рассмотрим некоторые из них.

При рассмотрении дел о банкротстве организаций-должников – градообразующих организаций применяются правила о банкротстве градообразующих организаций, установленные статьями 132 – 138 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)”, с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.

Кандидатуру внешнего управляющего представляет арбитражному суду орган управления топливно-энергетическим комплексом. Если должник-субъект естественной монополии является градообразующей организацией, то при банкротстве применяются правила банкротства градообразующих организаций.

Пожалуйста, отключите его на нашем сайте, нажав »приостановить его на этом сайте». У нас только Яндекс реклама…

Лицами, участвующими в деле о банкротстве, признаются также орган управления ТЭК, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления по месту нахождения организации-должника.

Банкротство предприятий естественных монополий

Продажа имущества организации-должника, входящего в состав ЕПТК, осуществляется только путем проведения торгов в форме конкурса. Оно выставляется на торги единым лотом.

Следует также подчеркнуть, что установленные Законом об особенностях банкротства субъектов ТЭК специальные правила, регламентирующие указанные особенности несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий, имеют приоритет над соответствующими нормами Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», который подлежит применению в субсидиарном порядке.

Предупреждение банкротства субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса, а также обеспечение условий реализации процедур банкротства в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется государственным органом по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению совместно с органом управления топливно-энергетическим комплексом.

После принятия такого судебного акта производство по делу о банкротстве должно быть возобновлено. Однако необходимо учитывать, что признание акта органа исполнительной власти недействительным может служить дополнительным к указанным в статье 51 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» основанием принятия решения об отказе в признании должника банкротом.

Особенности банкротства субъектов естественных монополий ТЭК

Лицом, участвующим в деле о банкротстве должника — субъекта естественной монополии, наряду с лицами, определенными настоящим Федеральным законом, признается федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации проводить государственную политику в отношении соответствующего субъекта естественной монополии.

Применение к ним «общей мерки» банкротства наравне с другими участниками имущественного оборота, в том числе в части критериев и признаков несостоятельности, может привести к катастрофическим последствиям в целом для российской экономики.

Перепрофилирование или закрытие производства в условиях естественной монополии, допускается в порядке установленном федеральным законом. Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», внешний управляющий обязан в течение одного месяца с момента своего назначения разработать с учетом предложений органа управления топливно-энергетическим комплексом план внешнего управления и представить его собранию кредиторов на утверждение.

В целях избежания такой опасности в свое время предлагалось при определении наличия (или отсутствия) критериев банкротства сравнивать сумму кредиторской задолженности не со всем имуществом субъекта естественной монополии, а с той его частью, которая не входит в состав единого производственно — технологического комплекса.
Расширен круг лиц, участвующих в деле о банкротстве должника — субъекта естественной монополии ТЭК: в их число вошли орган управления топливно — энергетическим комплексом, а также органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации и местного самоуправления по месту нахождения должника (ст. 7 Закона).

Закон устанавливает особенности признания несостоятельными естественных монополий в области транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировки газа по трубопроводам, услуг по передаче электрической и тепловой энергии. Не признаются несостоятельными (банкротами) и не подлежат процедурам банкротства атомные электростанции.

Внешний управляющий не вправе также отказаться от поставок газа, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Рост к 2014 г. составил 13 %. Статистика при этом не отражает сведения о введении процедуры наблюдения в отношении таких должников.

Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.

Читайте также:
Приостановление процессуальных сроков: что это значит

Имущество должника, непосредственно используемое для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, выставляется на торги единым лотом.

Как подать на банкротство организации, относящейся к субъектам естественных монополий

В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона РФ от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, если соответствующие обязательства не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

Право на обращение в арбитражный суд возникает у кредитора по денежным обязательствам с даты вступления в законную силу решения суда, арбитражного суда или судебного акта о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда о взыскании с должника денежных средств. Если иное не предусмотрено законом, производство по делу о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику — юридическому лицу в совокупности составляют не менее чем триста тысяч рублей.

Однако, главой IX Федерального закона РФ от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» предусмотрены особенности банкротства отдельных категорий должников — юридических лиц, в том числе субъектов естественных монополий.

Для возбуждения производства по делу о банкротстве субъекта естественной монополии принимаются во внимание требования, составляющие в совокупности не менее чем один миллион рублей. Указанные требования должны быть подтверждены исполнительным документом и не удовлетворены в полном объемепутем обращения взыскания на имущество должника, указанное в пунктах 1 – 3 части 1 статьи 94 Федерального закона «Об исполнительном производстве». При этом срок неисполнения требований составляет шесть месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

Таким образом, для подачи заявления о банкротстве должника – субъекта естественной монополии, кредитору необходимо подтвердить, что долг не погашен в полном объеме путем обращения взыскания на имущество должника.

Комментирует генеральный директор компании по взысканию долгов «ЮРКОЛЛЕГИЯ», Елена Герасимова: «Кредитору следует обратиться в службу судебных приставов с целью взыскания долга, и только в случае недостаточности у должника имущества для погашения долга, кредитор сможет подать заявление о признании должника банкротом. Фактически кредитору необходимо представить в арбитражный суд акт о невозможности взыскания долга, который выдается службой судебных приставов.

Получить такой документ кредитору будет непросто, поскольку поиск, арест и реализация имущества должника на деле занимает не месяцы, а иногда год и даже годы, особенно если имущество должника находится в разных регионах.

Поэтому дополнительное требование к подаче на банкротство должника — субъекта естественной монополии в виде предъявления документа, доказывающего отсутствие у должника имущества, необходимого для полного погашения долга, фактически лишает кредитора права обратиться с таким заявлением».

К субъектам естественных монополий относятся организации, осуществляющие производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии.

Кроме того с 01.01.2018 Федеральным законом от 29.07.2017 N 218-ФЗ статья 7 ФЗ РФ от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» дополнена п. 2.1. согласно котором право на обращение в арбитражный суд возникает у конкурсного кредитора, при условии предварительного, не менее чем за пятнадцать календарных дней до обращения в арбитражный суд, опубликования уведомления о намерении обратиться с заявлением о признании должника банкротом путем включения его в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц.

Если заявление о признании банкротом субъекта естественной монополии будет подано в арбитражный суд без учета общих и специальных требований, установленных ФЗ РФ от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности («банкротстве»)», в принятии такого заявления может быть отказано.

СРОЧНО!

Успейте разобраться в ФСБУ 5/2019 «Запасы», пока вас не оштрафовали. Самый простой способ – короткий, но полный курс повышения квалификации от гуру бухгалтерского учета Сергея Верещагина

  • Длительность 25 часов за 1 месяц
  • Ваше удостоверение в реестре Рособрнадзора (ФИС ФРДО)
  • Выдаем удостоверение о повышении квалификации
  • Курс соответствует профстандарту «Бухгалтер»
Читайте также:
Опись наследственного имущества: что это значит

Банкротство Плюс

Услуги по банкротству

Банкротство субъектов естественных монополий

Субъект естественной монополии – это организация, которая осуществляет изготовление и/или продажу товаров/услуг в условиях естественной монополии.

К таким субъектам естественной монополии можно отнести хозяйствующие субъекты, которые осуществляют работу в таких областях:

  • Транспортировка нефти по специальным магистралям;
  • Транспортировка газа по трубопроводам;
  • Передача электро- и тепловой энергии;
  • Перевозки автомобильным, железнодорожным, воздушным, морским транспортом;
  • Услуги общедоступной телефонной и почтовой связи.

Список естественных монополий вполне исчерпывающий, а субъекты, которые проводят работу в вышеперечисленных областях, заносятся в соответствующие реестры. Законодательство о несостоятельности (банкротстве) берет в учет соц-экономическое значение субъектов естественных монополий, в том числе определенные детали правового статуса, которые имеют связь с государственным контролем цен на товары и услуги, регулированием инвестиций и крупных сделок, а также запретом на самовольное завершение или ограничение их рабочей деятельности.

Таким образом, несостоятельность или банкротство естественных монополий выполняется в соответствии с обобщенными нормами закона о несостоятельности (банкротстве) с определенными нюансами. Причем нюансы эти имеют множество совпадений с нюансами производства банкротства стратегических предприятий и компаний.

Субъекта естественной монополии можно считать неспособным выполнить все требования кредиторов по финансовым обязанностям и/или выполнить обязательства по проведению безоговорочных платежей, если все указанные обязательства были не выполнены на протяжении полугода с той даты, когда они должны были быть выполнены.

Возбуждение и рассмотрение дела о банкротстве

Дело о несостоятельности (банкротстве) может быть начато арбитражной судебной инстанцией, если требования кредиторов по финансовым обязанностям и о выплате обязательных платежей к задолжнику – субъекту естественной монополии – составляют в общей сложности не меньше полумиллиона рублей. Упомянутые требования обязаны подтверждаться исполнительной документацией и не удовлетворяться в полной мере посредством обращения взыскания на собственность должника, обусловленную в ч. 1 ст. 94 ФЗ Об исполнительном производстве (п. 1-3).

Лицом, которое принимает участие в деле о несостоятельности задолжника – субъекта естественной монополии – вместе с лицами, установленными актуальным ФЗ, признан федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный правлением Российской Федерации проводить госполитику по отношению к соответствующему субъекту естественной монополии.

В том случае, если субъектом естественной монополии направлен в суд иск о признании недействительными актов органов госвласти об утверждении ценовой категории на товары или услуги, изготавливаемые или продаваемые в условиях естественной монополии, производство по делу о несостоятельности такого задолжника будет приостановлено. До того как вступит в силу решение по делу о признании всех вышеупомянутых актов органов госвласти недействительными.

Чтобы контролировать субъектов естественной монополии, создаются специализированные федеральные органы исполнительной власти по контролю естественных монополий. На сегодняшний день этим органом можно назвать отечественную Федеральную энергетическую комиссию. Весь ее функционал установлен президентским указом «О Федеральной энергетической комиссии». Соответственно с ним Федеральная энергетическая комиссия (или ФЭК) проводит упорядочивание и контроль рабочей деятельности субъектов естественных монополий. Сюда не входят лишь естественные монополии в области услуг телефонной или почтовой связи.

Органы контроля естественных монополий имеют право принимать участие в рассмотрении дел, которые связаны с использованием или нарушением закона о естественных монополиях. Кроме того, они могут принимать участие в деле о несостоятельности субъекта естественной монополии. Их права прописаны в ст. 41 отечественного административно-процессуального кодекса.

В законе о несостоятельности (банкротстве) предусматривается правило, соответственно с которым арбитражная судебная инстанция притормаживает разбирательство по делу о банкротстве. В том случае, если субъектом естественной монополии вовремя направлен иск о том, чтобы признать недействительными акты органов госвласти об утверждении ценовой политики на товары или услуги, предлагаемые в условиях естественной монополии.

Если все вышеупомянутые акты суд признал недействительными, арбитражная судебная инстанция вполне может принять решение в пользу отказа в признании задолжавшего субъекта естественной монополии банкротом.

В процессе выполнения внешнего контролирования по отношению к задолжавшему субъекту естественной монополии, внешний управляющий не имеет права отказаться выполнить договор задолжника перед клиентами, по отношению к которым соответственно с ФЗ и прочими нормативными документами не допускается аннуляция обязанностей со стороны субъекта соответствующей естественной монополии.

Читайте также:
Члены фондовой биржи: что это значит

Особенности банкротства субъектов естественных монополий

Основные нюансы процесса банкротства естественных монополий распространяются, по большей части, на конкурсную массу. К примеру:

  • Нельзя отнимать собственность, которая используется в непосредственном производстве;
  • Покупая собственность должника (конкурсную массу), покупатель должен продолжить деятельность по договорам, которые были подписаны предыдущим владельцем. Т. е, должником.
  • В аукционе могут участвовать лишь те компании, у которых есть лицензия на рабочую деятельность, которая осуществлялась компанией банкротом (если такой документ предполагается).

На сегодняшний день банкротство большей части субъектов естественных монополий должно проводиться по стандартному распорядку, без добавления каких-либо нюансов.

В процессе реализации собственности должника, которая используется непосредственно для изготовления и/или продажи товаров или услуг в условиях естественной монополии, путем организации аукциона, соответствующий федеральный орган исполнительной власти обязан заключить с новым владельцем вышеупомянутой собственности договор о выполнении условий аукциона.

Как и в случае банкротства стратегических компаний и предприятий, если новым владельцем собственности задолжавшего субъекта естественной монополии не будут выполнены договорные обязательства, тогда договор должен быть расторгнут арбитражным судом на базе заявления соответственного федерального органа исполнительной власти.

Если арбитражный суд примет решение расторгнуть договор, новому владельцу собственности при помощи госбюджета будут возмещены все финансы, которые были потрачены им на приобретение собственности и вложенных за прошедшее время инвестиций. Вышеупомянутое имущество должно быть передано в государственную собственность.

Арбитражный управляющий при банкротстве естественных монополий

Разумеется, в ходе выполнения всех процедур, которые проводятся в деле о несостоятельности, основные обязанности лежат на плечах арбитражного управляющего.

В законе о несостоятельности (банкротстве) указаны все обязательные условия принятия в СРО арбитражных управляющих. Из них можно выделить:

  • Высшее профессиональное образование;
  • Опыт работы не менее года в качестве руководителя и не меньше полугода стажировки, в качестве помощника арбитражного управляющего по делам о банкротстве. Или же стажировки не меньше пары лет в качестве помощника арбитражного управляющего. Все сроки предусматриваются установленными стандартами и правилами рабочей деятельности арбитражных управляющих, и утверждены СРО (стандарты и правила проф-деятельности);
  • Сдача экзамена по теоретической программе подготовки арбитражных управляющих;
  • Отсутствие наказаний в форме дисквалификаций за правонарушения административного характера или же в виде лишения права занимать конкретные должностные посты или заниматься конкретной деятельностью за свершение преступления;
  • Отсутствие судимости за свершение умышленных преступных действий самого разного характера.

Каковы причины банкротства градообразующих предприятий? В чем особенности данной процедуры?

Банкротство градообразующего предприятия имеет огромные социальные последствия, так как существенная часть населения близлежащего города задействована на таком предприятии и при его банкротстве может остаться без работы. Именно поэтому процедуре банкротства градообразующего предприятия посвящен отдельный параграф в банкротном законодательстве.

  • Специфика правового статуса градообразующей организации
  • Причины банкротства
  • Есть ли особенности
  • Порядок процедуры
    • Этап наблюдения
    • Внешнее управление и финансовое оздоровление
    • Конкурсное производство

Специфика правового статуса градообразующей организации

В советские времена наряду с производственными предприятиями нередко строились отдельные города, чтобы у рабочих не возникала необходимость работать вахтовым методом, и появилась возможность трудиться, проживая совместно с семьей. Но в сегодняшних условиях такие предприятия нередко становятся финансово затратными, и остро встает вопрос решения проблемы их задолженности.

На основании положений ст. 169 127-ФЗ под градообразующими предприятиями понимаются те, которые соответствуют следующим условиям:

  1. Численность работников составляет 25% от совокупной численности работающего населения.
  2. Численность сотрудников превышает 5000 человек.

Для отнесения предприятия к градообразующему достаточно соблюдения одного из указанных выше критериев.

Банкротство градообразующих предприятий является исключительно российской практикой, так как в международном праве такое понятие отсутствует.

Причины банкротства

Причинами банкротства градообразующей организации могут стать:

  1. Рейдерский захват.
  2. Изменение рыночной конъюнктуры и падение спроса на продукцию компании.
  3. Снижение прибыли под влиянием роста себестоимости.
  4. Неумелое руководство компанией.
Читайте также:
Частная охранная деятельность: что это значит

В задолженность могут входить обязательства по налогам и сборам, по задолженности кредиторам, по зарплате и выходным пособиям.

Есть ли особенности

Особенности банкротства градообразующего предприятия состоит в более широком круге возможных участников процесса по сравнению со стандартными правилами. По нормам ст. 170 127-ФЗ при рассмотрении дела о банкротстве такого предприятия в процессе могут дополнительно участвовать:

  1. Органы местного самоуправления.
  2. Федеральные и региональные органы исполнительной власти.

Для того чтобы процесс банкротства проходил по нормам параграфа 2 Главы 9 127-ФЗ, заявители должны предоставить суду доказательства того, что компанию можно считать градообразующей.

На основании ст. 171 127-ФЗ участники процесса в виде федеральных, региональных и муниципальных органов власти вправе предоставить поручительство для введения этапа внешнего управления (если такое ходатайство не поступило от кредиторов). При предоставлении поручительства органы власти несут субсидиарную ответственность по долгам предприятия. При этом они наделяются правом разработки комплекса требований к кандидатуре внешнего управляющего.

Органы федеральной, региональной и муниципальной властей вправе досрочно погасить все долговые обязательства предприятия. При этом они должны учитывать очередность, которая предусмотрена в ст. 134 127-ФЗ.

Порядок процедуры

Признать градообразующее предприятие банкротом вправе только арбитражный суд по месту регистрации. Основанием для процедуры банкротства служит заявление, поданное арбитражным судом следующими лицами:

  • должником или руководителем при наличии причин, которые свидетельствуют о финансовой несостоятельности;
  • конкурсным кредитором;
  • прокурором;
  • уполномоченным органом.

При признании заявления о банкротстве обоснованными суд вводит этап наблюдения и назначает временного управляющего.

Этап наблюдения

На указанном этапе детально анализируется деятельность предприятия, и выявляются возможные злоупотребления, которые могли привести к преднамеренному банкротству. Эта задача лежит на арбитражном управляющем. Если им будут выявлены недобросовестные сделки, «черные» методы работы, то руководство предприятия или иные лица могут быть привлечены к ответственности.

Внешнее управление и финансовое оздоровление

Внешнее управление и финансовое оздоровление могут вводиться на основании поручительства местных органов власти.

Особенностью банкротства градообразующего предприятия является также этап поручительства. На основании ст. 173 127-ФЗ под поручительством понимается обязанность лица (в лице федеральных, региональных и муниципальных властей) отвечать за исполнение денежных обязательств должником. Такое поручительство передается суду в письменной форме и должно содержать указание на следующее:

  1. Сумму обязательных платежей.
  2. Обязанность по уплате обязательных платежей.
  3. График погашения задолженности.

К поручительству требуется приложить доказательства того, что взятые органом власти обязательства были включены в федеральный, региональный или муниципальный бюджеты.

В рамках реабилитирующих процедур в компании-должнике предполагается внедрение ряда мероприятий, которые направлены на восстановление ее платежеспособности. Это, например, структурные преобразования в компании, оптимизация численности персонала, привлечение кредитования или государственных дотаций и пр. При оптимальном завершении этапа финансового оздоровления или внешнего управления долги удастся погасить, а предприятие сохранит свой статус.

На этапе внешнего управления или конкурсного производства допускается продажа предприятия, как имущественного комплекса. В результате меняется собственник бизнеса, но компания фактически сохраняется, как экономический субъект.

При наличии ходатайства от органов местного самоуправления или другого органа власти существенным условием договора купли-продажи становится сохранение рабочих мест в размере не менее 50% работников в течение максимум 3 лет.

Конкурсное производство

Конкурсное производство – финальная стадия банкротства, которая указывает на признание судом статуса банкрота градообразующего предприятия.

Таким образом, государство максимально заинтересовано в сохранении статуса градообразующего предприятия, так как его закрытие может спровоцировать социальную напряженность и приведет к резкому росту безработицы. Поэтому особое внимание в рамках банкротства уделяется реабилитационным процедурам (внешнее управление и финансовое оздоровление). Государственные, региональные и муниципальные органы власти вправе выступить поручителями градообразующих предприятий или погасить за них задолженность. Но если властные организации не исполняют должным образом свои обязанности, то суд также может признать градообразующее предприятие банкротом и ввести в отношении него этап конкурсного производства.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: