Бербоут-чартерный реестр: что это такое, описание и особенности

Регистрация судов в бербоут-чартерном реестре РФ

«Bareboat», если дословно переводить это слово с английского языка, означает «голая лодка». Поскольку наша статья не имеет возрастного рейтинга «18+», сразу оговоримся, что к торговому мореплаванию такой перевод не имеет никакого отношения.

В соответствии с главой XI Кодекса торгового мореплавания РФ (далее – «КТМ РФ») бербоут-чартер – договор фрахтования судна без экипажа. По нему судовладелец обязуется «за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю в пользование и во владение на определенный срок не укомплектованное экипажем и не снаряженное судно для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания» (ст. 211 КТМ РФ).

Передача судов по бербоут-чартеру является принципиально важным фактом в судовой «истории», так как, фактически, в отношениях с третьими лицами при эксплуатации судна выступает не его собственник, а компания-судовладелец. Чаще всего, в бербоут-чартер принимаются суда, принадлежащие иностранным юридическим лицам для работы под российским флагом, на территории РФ. Для защиты интересов сторон в сделках с участием таких судов, а также для обеспечения гласности таких чартеров и доступа к информации о них в открытой форме, переход судна по бербоут-чартеру по закону, подлежит государственной регистрации в бербоут-чартерном реестре (ст. 33 КТМ РФ).

Суда подлежащие регистрации.

Часть 6 ст. 33 КТМ РФ предусматривает, что в бербоут-чартерном реестре подлежат государственной регистрации исключительно суда, которым временно предоставлено право плавания под государственным флагом РФ. Таким образом, суда, уже имеющие постоянный флаг РФ, могут передавать в бербоут-чартер без перевода их в бербоут-чартерный реестр.

Дополнительно, Правилами регистрации судов и прав на них в морских портах, утвержденных Приказом Минтранса от 09.12.2010 года №277 (далее – «Правила»), накладываются дополнительные требования для осуществления регистрации. Фрахтователь судна по бербоут-чартеру должен отвечать требованиям ч. 1 ст. 15 КТМ РФ, а именно быть либо физическим, либо юридическим лицом по праву РФ, либо самой Российской Федерацией, ее субъектом или муниципальным образованием.

В соответствии с положениями ст. 35 КТМ РФ, государственная регистрация судов в бербоут-чартерном реестре осуществляется капитаном морского порта. В отличие от процедуры регистрации судов в Российском международном реестре судов, о которой мы рассказывали ранее в нашем вебинаре , зарегистрировать судно в бербоут-чартерном реестре можно в администрации любого морского порта на территории РФ. Важно помнить, что Правила требуют осуществить регистрацию судна не позднее одного календарного месяца с даты получения разрешения на такую регистрацию от Ространснадзора!

Регистрация судна осуществляется на основании заявления фрахтователя судна по бербоут-чартеру с приложением необходимых для регистрации документов, которые, частично, дублируют пакет, который судовладелец подает в Ространснадзор для получения разрешения (см. ч. «Просим разрешение!», выше).

Частью 42 Правил предусмотрен исчерпывающий список документов для предоставления в Администрацию морского порта:

При регистрации судна в бербоут-чартерном реестре заявителю выдается свидетельство о праве плавания под флагом РФ на определенный срок.

Работа фрахтователя не заканчивается после успешной регистрации судна в бербоут-чартерном реестре, ведь он входит в стадию активной его эксплуатации и ведению коммерческой деятельности в роли судовладельца на территории Российской Федерации. Исходя из этого, фрахтователь становится субъектом налогообложения, в соответствии с действующими нормами НК РФ. Вне зависимости от основания эксплуатации судна, фрахтователь будет платить следующие налоги:

Очевидно, что налоговая база при бербоут-чартере является существенной. Единственный способ для фрахтователя уменьшить ее – это заключать краткосрочные договоры фрахтования на срок менее 12 месяцев, чтобы избежать оплаты налога на имущество, однако, вряд ли можно построить эффективную коммерческую деятельность в отношении судна за такое короткое время.

Исходя из вышеизложенного, можно смоделировать налоговую базу для типичной российской компании – фрахтователя, исходя из следующих характеристик:

Таможенное оформление.

Не смотря на все плюсы и удобства бербоут-чартера, он когда-нибудь, неизбежно, заканчивается. Для сторон по договору это означает, что, рано или поздно, судно должно будет покинуть территорию РФ. Об этом фрахтователю стоит подумать заранее, еще на стадии ввоза судна в Россию, так как выбор таможенной процедуры такого ввоза напрямую установит порядок пребывания судна и его вывоза из РФ.

Сразу стоит оговориться, что для фрахтователя использовать для ввоза судна таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления – совершенно невыгодно, ведь при таком выпуске декларант в полном объеме уплачивает все таможенные пошлины и сборы, рассчитываемые из цены судна по договору купли-продажи или по данным о схожих судах. имеющихся у таможенных органов, которая может быть очень высокой. Выпуск для внутреннего потребления выгоден только в том случае, если фрахтователь намерен по окончанию бербоут-чартера выкупить судно и зарегистрировать его для работы в РФ в одном из судовых реестров (Государственный или Международный судовой реестр).

Наиболее выгодным и, пожалуй, единственным методом ввоза зафрахтованного судна в РФ является процедура временного ввоза. Иностранные суда используются в течение установленного срока на таможенной территории таможенного союза с частичным условным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования с последующим помещением под таможенную процедуру реэкспорта.

Читайте также:
Договорная грамота: что это такое, описание и особенности

Зафрахтованные суда освобождаются от уплаты таможенных платежей частично. В отношении таких судов подлежит уплате таможенная пошлина в размере 3% от общей суммы таможенных платежей, которые были бы уплачены на судно, если бы оно было выпущено для внутреннего потребления, за каждый полный и неполный календарный месяц нахождения судна на таможенной территории таможенного союза.

Расчет частичных таможенных платежей, подлежащих уплате ежемесячно при нахождении судна в РФ под процедурой временного ввоза:

Цена судна (по договору купли-продажи) / 100 * ставка таможенного платежа

18% – грузовое судно)

1 000 000 рублей / 100 * 17,5 = 175 000 рублей

Дополнительно, необходимо учитывать, что таможенным платежам относятся не только таможенные пошлины, но и сбор за оформление товаров под таможенную процедуру. Для товаров стоимостью более 30 000 рублей, сбор составляет 100 000 рублей, однако, в соответствии с положениями Закона о таможенном регулировании, транспортные средства, находящиеся во временном ввозе, освобождаются от оплаты таможенного сбора за оформление. Срок временного ввоза устанавливается таможенным органом на основании заявления декларанта исходя из целей и обстоятельств такого ввоза, а именно, срока действия бербоут-чартера, и не может превышать 2 (два) года со дня помещения судна под таможенную процедуру временного ввоза.

Судно А может находиться на территории РФ под процедурой временного ввоза, непрерывно или с покиданием такой территории, не более 730 дней. Таким образом, если в 2013 году судно было ввезено в РФ на 1 месяц, после чего покинуло Россию, под процедурой временного ввоза оно, дополнительно, может находиться еще 700 дней (ст. 281 ТК ТС).

После того, как предусмотренные 730 дней пребывания судна в РФ будут исчерпаны, судну будет отказано в новом помещении его под процедуру временного ввоза таможенными органами. Впоследствии оно должно находиться в РФ в таможенной процедуре переработки или выпуска для внутреннего потребления.

Только процедура временного ввоза судна позволит фрахтователю избежать полностью или частично обязанности по уплате таможенных пошлин, а так же полностью соответствует духу бербоут-чартера, по истечению которого судно утрачивает право хождения под российским флагом и, в большинстве случае, покидает территориальные воды РФ (реэкспорт).

В порядке исключения…

В соответствии с ч. 98 Правил, из бербоут-чартерного реестра подлежит исключению иностранное судно, переданное в пользование и во владение российскому фрахтователю по бербоут-чартеру, при прекращении действия бербоут-чартера; если истек срок предоставления права плавания под флагом Российской Федерации или аннулировано решение о предоставлении такому судну права плавания под Государственным флагом Российской Федерации.

Практика по аннулированию разрешений Гостранснадзора на временный перевод иностранных судов под флаг РФ не так уж и распространена, однако, такое аннулирование может быть основано, в первую очередь, на соображениях государственной безопасности и охраны интересов РФ. При выдаче разрешений Гостранснадзор запрашивает, в том числе, подтверждение соответствия сторон бербоут-чартера условиям управления безопасностью МКУБ, так как такое соответствие важно для безопасности мореплавания в России. Поводом для отмены разрешения, таким образом, может послужить несоответствие судовладельца, судна или фрахтователя требованиям МКУБ. Удивительно, что Гостранснадзор не требует при выдаче разрешений наличия действующего страхового покрытия за ущерб от загрязнения окружающей среды, а так же страхование ответственности судовладельцев и фрахтователей, но можно предположить, что в праве хождения под флагом судну будет отказано, если оно станет угрозой для себя и окружающих, в том числе, для экологии РФ.

Так же сторонам по договору необходимо строго соблюдать требования российского законодательства в отношении бербоут-чартера. Например, ст. 215 КТМ предусмотрено, что фрахтователь в пределах предоставленных бербоут-чартером прав может заключать от своего имени договоры фрахтования судна без экипажа с третьими лицами на весь срок действия бербоут-чартера или на часть данного срока (суббербоут-чартер). Это означает, что никакой другой чартер или тип договора не может быть заключен фрахтователем (например, тайм-чартер), под угрозой лишения судна права плавания под флагом РФ.

Наконец, соответствовать требованиям закона должны и сами стороны бербоут-чартера. Статьей 18 КТМ РФ предусмотрено, что судно автоматически теряет право плавания под российским флагом, в том числе, в случае, когда ее собственник перестает соответствовать требованиям ч. 1 ст. 15 КТМ РФ, т.е быть физическим или юридическим лицом по праву России. Таким образом, фрахтователю лучше воздержаться от смены гражданства или государства-регистрации на весь период действия бербоут-чартера.

В порядке заключения…

Принятие иностранного судна в бербоут-чартер является прекрасным механизмом привлечения судов под иностранными флагами для работы на территории России. Не смотря на сложную процедуру регистрации судна, сопряженную с получением, в обязательном порядке разрешения от Гостранснадзора на временное хождение под флагом РФ, при должной подготовке и тщательном подходе, судну совершенно реально получить временный российский флаг, а фрахтователю – сэкономить на уплате таможенных пошлин и сборов . Между тем, не стоит забывать о том, что судно, пусть и имеющее хоть и временный, но все же российский флаг, является объектом полноценного налогообложения по НК РФ, в связи с чем выгодность использования того или иного чартера потенциальный фрахтователь должен определять самостоятельно, исходя из своих коммерческих планов и потребностей.

Читайте также:
Биржевой совет: что это такое, описание и особенности

В связи с обращением внимательного читателя, в статью внесены изменения в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 11 октября 2012 г. N 1038, которым признано утратившим силу Постановление Правительства Российской Федерации от 21 июня 2002 г. N 448 “Об освобождении от обложения таможенными пошлинами и налогами временно ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации морских судов”, предусматривающее полное условное освобождение судов зарегистрированных в бербоут-чартерном реестре от уплаты таможенных пошлин.

Старший партнер Виктория Жданова

Адвокатское бюро Санкт-Петербурга «Инмарин», 2014

Бербоут-чартер – что это?

Похожие публикации

Пояснить, что означает бербоут-чартер, иногда затрудняются и специалисты, хорошо знакомые с российским законодательством. Этот специфический международный термин (от англ. Bareboat charter) используется в торговом мореплавании разных стран. Английское словосочетание дословно переводится как «фрахтование пустого корабля», что отражает суть данного юридического понятия.

Что такое бербоут-чартер

Основной нормативный источник, где упоминается и разъясняется термин бербоут-чартер – это российский Кодекс торгового мореплавания (далее – КТМ РФ). Фрахтованию «пустого корабля» посвящена 11-я глава (ст.211-224) данного документа.

Бербоут-чартер – это аренда (фрахтование) судна без предоставления арендатору экипажа (КТМ РФ, ст.211). В определении кроется одно из главных отличий бербоут-чартера от тайм-чартера – другой формы аренды корабля, когда судно передается фрахтователю вместе с членами корабельной команды, то есть с экипажем (КТМ РФ, ст.198).

Другой отличительной особенностью бербоут-чартера является значительное расширение прав фрахтователя. Если при тайм-чартере к нему переходит лишь право пользования судном, то бербоут-чартер на время действия договора делает его владельцем корабля. Он использует судно по собственному усмотрению, самостоятельно, за свои деньги комплектует экипаж, занимается снаряжением и т.д. После того, как между собственником арендованного корабля и фрахтователем оформляется договор бербоут-чартера, последний фактически становится временным судовладельцем, получая полномочия решать навигационные, административные, технические и коммерческие вопросы, касающиеся предмета аренды (зафрахтованного корабля). За собственником судна остается право своевременно получать обусловленную договором плату, взимаемую с фрахтователя за аренду.

Содержание договора бербоут-чартера определяется ст. 213 КТМ РФ. В частности, в нем прописывают:

  • класс и флаг судна;
  • его эксплуатационные данные;
  • цель аренды;
  • район плавания;
  • размер фрахта (платы);
  • период действия заключенного договора, и т.д.

Корабли регистрируются в бербоут-чартерном реестре, если на время действия договора им предоставлено право плавать под государственным флагом Российской Федерации (КТМ РФ, п.6 ст.33).

Бербоут-чартер судна: обязанности сторон

Бербоут-чартер наделяет судовладельца и фрахтователя особыми обязанностями, что также отличает его от иных форм аренды.

Обязанности собственника судна

  • предоставить фрахтователю корабль в пользование и во владение, приведя его в «мореходное состояние» (его двигатель, корпус и оборудование должны быть годными для целей, для которых он арендуется);
  • устранять скрытые недостатки судна;
  • возмещать ущерб, нанесенный природным ресурсам, если источником их загрязнения стал зафрахтованный через бербоут-чартер буксир, танкер и т.д. (например, произошел разлив нефти или выброс перевозимых опасных/вредных веществ).

Если бербоут-чартер заключен с условием выкупа, судовладелец несет ответственность за недостатки выкупленного фрахтователем судна, обнаруженные после совершения сделки (КТМ РФ, ст.224).

Обязанности фрахтователя

Арендатор судна должен:

  • поддерживать конструкцию зафрахтованного судна в мореходном состоянии – в период действия договора;
  • регулярно платить судовладельцу фрахт (арендную плату) – за месяц вперед;
  • эксплуатировать арендованные суда в бербоут-чартер в соответствии с условиями договора;
  • нести расходы, связанные с эксплуатацией корабля, в том числе, на содержание экипажа;
  • уплачивать взимаемые с судна сборы;
  • возмещать расходы по страхованию;
  • нести ответственность перед третьими лицами (за исключением требований о возмещении ущерба, нанесенного загрязнением окружающей среде).
  • укомплектовать экипаж корабля – стороны могут договориться, что это будут члены ранее работавшей на судне команды, или совершенно другой, заново набранный экипаж.

При любом способе комплектования экипажа, все его члены, включая капитана, полностью подчиняются фрахтователю (КТМ РФ, ст.217).

Когда договор бербоут-чартера перестает действовать, фрахтователь должен вернуть арендованное судно собственнику в исправном состоянии, с учетом нормального износа конструкции.

Полные тексты нормативных документов в актуальной редакции вы всегда сможете посмотреть в КонсультантПлюс.

Статья 38. Государственная регистрация судна, зафрахтованного по договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартеру)

Статья 38. Государственная регистрация судна, зафрахтованного по договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартеру)

1. Государственная регистрация в бербоут-чартерном реестре, Российском международном реестре судов или Российском открытом реестре судов судна, зарегистрированного в реестре судов иностранного государства, осуществляется на основании заявления фрахтователя судна по бербоут-чартеру с приложением следующих необходимых для регистрации документов:

1) выписка из реестра судов иностранного государства, в котором судно зарегистрировано непосредственно до смены флага, с указанием собственника судна и залогодержателя зарегистрированной ипотеки судна или зарегистрированного обременения судна того же характера, если ипотека или обременение установлены;

Читайте также:
Водный кодекс: что это такое, описание и особенности

2) согласие в письменной форме собственника судна и залогодержателя зарегистрированной ипотеки судна или зарегистрированного обременения судна того же характера на перевод судна под Государственный флаг Российской Федерации;

3) документ, выданный компетентными властями иностранного государства, в котором судно зарегистрировано непосредственно до смены флага, и подтверждающий, что право плавания под флагом такого государства приостановлено на срок предоставления судну права плавания под Государственным флагом Российской Федерации;

4) оригинал и копия бербоут-чартера;

5) мерительное свидетельство;

6) пассажирское свидетельство (для пассажирского судна);

7) сведения об идентификационном номере судна, присвоенном Международной морской организацией;

8) документ, подтверждающий, что фрахтователь судна по бербоут-чартеру отвечает требованиям, предъявляемым к собственнику судна в соответствии с пунктом 1 статьи 15 настоящего Кодекса.

2. При государственной регистрации судна в бербоут-чартерном реестре, Российском международном реестре судов или Российском открытом реестре судов выдается свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации на срок, не превышающий срока действия бербоут-чартера.

Судебная практика и законодательство — Кодекс торгового мореплавания РФ. Статья 38. Государственная регистрация судна, зафрахтованного по договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартеру)

В соответствии со статьей 15 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее – КТМ России) право плавания под российским флагом иностранному морскому судну может быть предоставлено, если это судно находится во владении и пользовании российского лица по договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартер). Согласно статье 16 КТМ России судно приобретает право плавания под Государственным флагом Российской Федерации с момента регистрации его в одном из реестров судов Российской Федерации. Как следует из части 2 статьи 38 КТМ России, при регистрации судна в бербоут-чартерном реестре выдается свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации на срок, указанный в решении о временном предоставлении судну права плавания под Государственным флагом Российской Федерации. По смыслу указанных статей внесение судна в бербоут-чартерный реестр Российской Федерации является одним из видов его регистрации на территории Российской Федерации. Следовательно, при временном ввозе такого судна на таможенную территорию Российской Федерации не будет соблюдаться положение подпункта 1 пункта 1 статьи 271 ТК России, согласно которому одним из условий предоставления полного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов является регистрация транспортного средства за иностранным лицом и (или) на территории иностранного государства.

46. В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации в бербоут-чартерном реестре судно, зарегистрированное в реестре судов иностранного государства, подлежит регистрации в течение месяца со дня принятия решения о временном предоставлении такому судну права плавания под Государственным флагом Российской Федерации.

Бербоут-чартер российскому лицу

Доверяй, но проверяй. Как иностранный собственник может лишиться судна из-за действий или бездействия российского арендатора

Андрей Лопатин, юрист морской практики GRATA International Ростов-на-Дону

Одним из возможных способов эксплуатации иностранного теплохода в пределах Российской Федерации является его сдача в бербоут-чартер российскому фрахтователю. Для достижения указанной цели судно в пределах срока действия бербоут-чартера регистрируется в одноименном реестре одного из морских портов страны с предоставлением права плавания под российским флагом.

В таможенный орган российским арендатором подается таможенная декларация с причитающимся пакетом документов для оформления таможенной процедуры «временный ввоз». Большинство российских фрахтователей, помещающих иностранные суда под эту таможенную процедуру на основании регистрации в бербоут-чартерном реестре, используют льготу, предусмотренную решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 331 об освобождении от уплаты таможенных платежей (таможенная пошлина и ввозной НДС) при условии эксплуатации судна в международных перевозках. После завершения вышеперечисленных действий иностранное судно получает определенные привилегии, например, имеет право длительного нахождения на территории ЕАЭС, может осуществлять различные типы ремонтов (за исключением капитального и модернизации), допускается эксплуатация во внутренних водных путях и пр. Казалось бы, идеальный и очень удобный способ эксплуатации судна российским арендатором с минимальными затратами на обязательные платежи. Все бы ничего, но такая «сказка» для российского фрахтователя может быть омрачена сущим кошмаром для иностранного собственника судна, порой даже не подозревающего о катастрофических последствиях сдачи судна в бербоут-чартер российскому лицу.

Таможня не дала добро

Первый случай. Не так давно в г. Ростове-на-Дону существовала судоходная компания, которая использовала вышеуказанную схему эксплуатации судов, своевременно платила налоги, заработную плату, арендные платежи, была на хорошем счету у многих контрагентов и государственных органов.

Однако при внезапной смене менеджмента состояние дел существенно ухудшилось, начались задержки заработной платы персоналу и арендных платежей. Во временной эксплуатации у компании находились два судна, принадлежащих разным иностранным собственникам. В 2017 г. собственником первого теплохода было принято решение о досрочном расторжении договора бербоут-чартера и возврате судна для самостоятельной эксплуатации. Судно было исключено из бербоут-чартерного реестра российского морского порта, восстановлена регистрация под иностранным флагом, сменен экипаж. С этого момента судно перестало пользоваться привилегиями и перешло в статус иностранного транспортного средства международной перевозки, в отношении которого установлены запреты и ограничения, предусмотренные главой 38 Таможенного кодекса ЕАЭС. Затем судно неоднократно ввозилось на территорию РФ в качестве иностранного транспортного средства международной перевозки. Летом 2018 г. во время осуществления очередного международного рейса неожиданно для собственника теплоход был арестован таможенными органами РФ.

Читайте также:
Баланс бухгалтерский: что это такое, описание и особенности

Как стало известно позже, таможней против российского экс-арендатора судна было возбуждено дело об административном правонарушении за нарушение условий процедуры временного ввоза в виде передачи теплохода иному лицу без разрешения таможенного органа.

Действительно, таможенное законодательство Таможенного союза и действующее таможенное законодательство ЕАЭС при помещении под таможенную процедуру временного ввоза устанавливает определенные запреты и ограничения, нарушение которых является основанием для уплаты условно начисленных таможенных платежей (в связи с применением указанной выше льготы), возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 16.19 КоАП РФ.

Однако «иным» лицом являлась известная изначально таможне компания – собственник судна, которая была и есть собственник ­теплохода.

Начиная с момента передачи судно превратилось исключительно в иностранное транспортное средство международной перевозки и осуществляло рейсы из России исключительно в порядке главы 38 ТК ЕАЭС с имеющимися запретами и ограничениями (ограниченный срок пребывания на территории ЕАЭС, запрет на каботаж, прохождение внутренних водных путей). Безусловно, иностранный собственник не имел абсолютно никаких корыстных умыслов по использованию данной процедуры, более того, компания даже и не подозревала о ее существовании, поскольку в 2018 г. судно многократно заходило в РФ как иностранное ТСМП, и таможенные органы оформляли его в качестве такового, устанавливая сроки его вывоза в соответствии со статьей 274 ТК ЕАЭС (при процедуре временного ввоза время нахождения судна для начала/завершения рейса на территории РФ не ограничено). Однако после наложения на судно ареста таможней иностранной компании стало известно, что экс-арендатор судна не завершил таможенную процедуру «временный ввоз (допуск)» путем помещения судна под таможенную процедуру «реэкспорт».

Проблема большинства дел об административных правонарушениях, возбужденных таможней по ст. 16.19 КоАП РФ, заключается в том, что собственник судна полностью лишен возможности участвовать в деле, а именно – знакомиться с материалами дела, заявлять ходатайства и отводы, оспаривать вынесенные акты и определения. Производство по делу по первому примеру неоднократно затягивалось и откладывалось под различными предлогами. Лишь спустя семь месяцев суд первой инстанции вынес шокирующее, в первую очередь для собственника, решение в виде конфискации судна, арендатору был назначен штраф в размере стоимости судна.

Спустя пять месяцев вышестоящий суд по жалобе арендатора отменил санкцию в виде конфискации, снизил арендатору в два раза штраф и постановил вернуть судно иностранному собственнику.

Однако к этому моменту затраты собственника арендованного судна на его содержание и убытки от отсутствия коммерческой эксплуатации превысили полмиллиона долларов США, судно было лишено класса, что привело к задержанию государственным портовым контролем.

Невзирая на вступившее в законную силу решение суда о возврате судна, таможенные органы всяческими «законными» способами стремились удержать его, затягивая процесс декларирования, отказывали в принятии декларации на выход судна. Все эти действия привели к тому, что судно впоследствии было задержано и вновь арестовано таможней, но теперь уже по статье 78 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» № 289-ФЗ от 03.08.2018 за неуплаченные, опять же российским арендатором, таможенные платежи. Таможней уже подан иск об обращении взыскания на судно, при этом стоит в очередной раз отметить, что таможня просит взыскать неуплаченные таможенные платежи, проценты и пени, начисленные российскому арендатору за счет судна, принадлежащего иностранной компании.

Второй случай. Ситуация практически аналогичная, за исключением того, что российский арендатор не завершил в срок таможенную процедуру «временный ввоз» путем помещения объекта под таможенную процедуру «реэкспорт». Однако к моменту истечения срока таможенной процедуры судно находилось в иностранном порту уже более года в связи со снятием класса, немореходности и наличием запрета на выход со стороны капитана порта. Собственник не мог вывести судно, но активно решал возникшие проблемы с классификационным обществом и местными властями. Невзирая на это, судно было арестовано российской таможней через несколько дней после истечения срока действия таможенной процедуры, против российского арендатора возбуждено дело об административном правонарушении по части 3 статьи 16.19 КоАП РФ. Собственник судна узнал о наличии ареста и инициированном деле об административном правонарушении уже после вынесения решения о назначении арендатору штрафа в размере 50 000 рублей и назначении дополнительного наказания в виде конфискации судна. Вышестоящим судом по жалобе арендатора решение в части конфискации все же было отменено, но спустя некоторое время уже при транспортировке судна по территории России оно было вновь арестовано, однако уже в рамках уголовного дела, возбужденного по статье 194 УК РФ против менеджмента арендатора по факту уклонения от уплаты таможенных платежей, начисленных в связи с незавершением в срок таможенной процедуры «временный ввоз». На момент ареста судна и по настоящий момент иностранный собственник понес расходы и убытки, превышающие стоимость самого объекта.

Читайте также:
С меня требуют несуществующий долг. Как действовать правильно?

В обоих случаях все, что нужно было сделать российскому арендатору, – это одновременно с передачей судов обратно собственникам подать таможенную декларацию о помещении судов под таможенную процедуру «реэкспорт». Однако этого сделано не было. Как итог – российский арендатор «испарился», собственникам причинены баснословные убытки и ущерб, более того – они рискуют потерять собственность.

Неравная чаша весов

Но больше всего в описанных выше ситуациях поражает позиция нашего государства в лице правоохранительных органов и судов. Действительно, у нас очень строгая ответственность за совершение правонарушений в сфере таможенного дела. Но ведь оба случая – явно неординарные ситуации: в первом якобы не получена формальная бумага с согласием таможенного органа на возврат иностранного судна обратно собственнику. Во втором случае собственник судна физически не мог вывести объект по причине снятия класса и наличия запрета на выход со стороны капитана порта, о чем уведомлялась таможня. Судно больше года простояло в отстое, в рамках «любезно» предоставленной таможенной процедуры не эксплуатировалось. Вопрос – кому и какой из приведенных в настоящей статье примеров причинен ущерб? Насколько совершенные действия соразмерны назначенным наказаниям и тяжбам, которые преодолевают собственники? Это явно не стоит в одном ряду с контрабандой контрафактной продукции, оружия или наркотиков, незаконным перемещением денег через границу, да и наказания за перечисленное в разы мягче. А что из всего этого имеют иностранные собственники – только лишь потерянные время, деньги, здоровье, многомиллионные требования таможни к ним вместо арендатора и более чем высокий риск потери судов.

Осуществляя экономическую деятельность в любом государстве, иностранец в первую очередь надеется на благоприятный инвестиционный климат, одним из ключевых моментов которого является отсутствие запутанных бюрократических проволочек, сложного и сурового законодательства, давления со стороны государственных органов. Киотская международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур требует высокой степени упрощения и гармонизации таможенных процедур и практики, что является важнейшей целью Совета таможенного сотрудничества, и тем самым вносит значительный вклад в облегчение международной торговли. Вместе с тем при незначительных допущенных «нарушениях» арендатора, дискуссия о наличии которых остается открытой, и наличии равнозначных упущений и ошибок со стороны таможенных органов (к слову, оставленных безнаказанными) страдает именно иностранный собственник. Соответственно, чаша весов с государством с одной стороны многократно перевешивает чашу весов иностранного собственника с другой, ставя стороны в изначально неравное положение.

Таким образом, иностранным собственникам при передаче судов российскому арендатору необходимо быть предельно осторожными, проверять и контролировать каждые шаг и действие арендатора по соблюдению таможенного законодательства, глубоко задумываться и реагировать на бездействие контрагента, а лучше несколько раз задуматься о том, стоит ли вообще каким-либо образом связывать себя с российской таможней.

Договор фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартер)

Договор фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартер) в торговом судоходстве применяется в течение длительного времени. В нашей стране практика заключения такого вида договора начала получать распространение в начале 70-х гг. XX в., однако КТМ 1968 г. не содержал правил, регламентирующих взаимоотношения сторон при бербоут-чартере. В 1974 г. в КТМ 1968 г. было внесено дополнение, согласно которому соответствующие правила главы X, посвященные тайм-чартеру, применялись также при фрахтовании судна без экипажа. Пункт 2 § 3 главы 34 ГК РФ посвящен аренде транспортного средства без предоставления услуг по управлению и технической эксплуатации. В то же время ГК устанавливает (ст. 649), что особенности аренды отдельных видов транспортных средств без экипажа, помимо тех, которые предусмотрены § 3, могут содержаться и в транспортных уставах и кодексах. Такие особенности установлены главой XI КТМ.

Согласно ст. 642 ГК по договору аренды транспортного средства без экипажа арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации. Определение договора фрахтования судна без экипажа (ст. 211 КТМ) соответствует положениям ст. 642 ГК – согласно бербоут-чартеру судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю в пользование и во владение на определенный срок не укомплектованное экипажем и неснаряженное судно для перевозки грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания.

Как и при тайм-чартере, правила, установленные главой XI КТМ, применяются, если соглашением сторон не установлено иное, т.е. они носят диспозитивный характер. В соответствии со ст. 642 ГК к договору бербоут-чартера не применяются правила ст. 621 о преимущественном праве арендатора на заключение договора аренды на новый срок и о возобновлении договора аренды на определенный срок. Не применяются к этому договору и правила о регистрации договоров аренды, предусмотренные п. 2 ст. 609 ГК.

Читайте также:
Курортный сбор: что это такое, описание и особенности

Как ГК (ст. 643), так и КТМ (ст. 214) предусматривает, что бербоут-чартер должен быть заключен в письменной форме, причем ст. 643 ГК содержит уточнение о том, что такая форма не зависит от срока договора.

Хотя количество проформ договора бербоут-чартера не столь велико, как проформ тайм-чартера, тем не менее при заключении бербоут-чартера стороны, как правило, применяют эти проформы, в которых подробно регламентированы их права и обязанности. В связи с этим правила главы XI КТМ применяются сравнительно редко. В настоящее время широкое распространение получила проформа чартера “Barecon 89” (одобренные БИМКО и “Barecon 200”).

Согласно ст. 213 КТМ в бербоут-чартере должны быть указаны наименование сторон, наименование судна, его класс, флаг, технические и эксплуатационные данные (грузоподъемность, грузовместимость, скорость и другие), количество расходуемого им топлива, район плавания, цель фрахтования, время и место передачи и возврата судна, ставка фрахта, срок действия бербоут-чартера. Реквизиты договора бербоут-чартера мало отличаются от реквизитов тайм-чартера, предусмотренных в ст. 200 КТМ. Однако, учитывая специфику бербоут-чартера, некоторые реквизиты проформы бербоут-чартера являются более подробными. Например, наряду с указанием класса судна приводятся данные о последнем специальном обследовании, осуществленном классификационным обществом; о минимальном сроке действительности свидетельств; данные о страховании, осуществленном как за счет судовладельца, так и за счет фрахтователя, и т.д.

Судно, находящееся в бербоут-чартере, должно использоваться в законных рейсах для перевозки законных грузов, при этом ядерное топливо или радиоактивные материалы к перевозке не допускаются (п. 5 чартера “Barecon 89”). В то же время проформа содержит уточнение, согласно которому судно не должно использоваться в перевозках, которые не покрыты условиями страхования, если только предварительно не получено разрешение страховщика и не оплачена дополнительная страховая премия. Если то необходимо, фрахтователи должны информировать судовладельца и залогодержателей о предполагаемом использовании судна.

Учитывая особенности договора, упомянутая проформа (п. 7) предусматривает право судовладельца в любое время инспектировать или осматривать судно, чтобы установить его состояние и убедиться, что судно должным образом отремонтировано и правильно эксплуатируется. Правила ст. 212 КТМ, допускающие субфрахтование судна без экипажа (суббербоут-чартер) без предварительного согласия судовладельца, аналогичны правилам ст. 202 КТМ, посвященным субтайм-чартеру. Однако здесь следует учитывать коммерческую практику морского судоходства. Согласно п. 20 проформы “Barecon 89”, фрахтователь не имеет права сдавать судно в суббербоут-чартер без предварительного письменного согласия судовладельца, в котором без основания не должно быть отказано. Условия сдачи в суббербоут-чартер должны быть одобрены судовладельцем.

Положения ст. 216 КТМ о мореходном состоянии судна, передаваемого в бербоут-чартер, существенно отличаются от соответствующих положений, содержащихся в главе VIII (ст. 124) и главе X (ст. 203 КТМ). Во-первых, судовладелец обязан принять меры только по обеспечению технической годности судна (его корпуса, двигателя и оборудования) для целей, предусмотренных бербоут-чартером. Согласно п. 2 чартера “Barecon 89” судовладелец обязан до и в момент сдачи судна проявить должную заботливость, чтобы судно было подготовлено в отношении корпуса, механизмов и оборудования к использованию по назначению, включая наличие соответствующих документов. Сдача судна фрахтователям и прием ими судна рассматривается как полное выполнение судовладельцем всех своих обязательств по бербоут-чартеру.

Во-вторых, обязанность поддерживать судно в мореходном состоянии в течение срока действия бербоут-чартера лежит не на судовладельце, а на фрахтователе. Это положение соответствует ст. 644 ГК, согласно которой арендатор в течение срока договора обязан поддерживать в надлежащем техническом состоянии транспортное средство, принятое в аренду без экипажа, включая осуществление текущего и капитального ремонта. Это положение детально разработано в проформе “Barecon 89”, согласно п. 9 которой судно в течение срока действия договора находится в полном владении и абсолютном распоряжении фрахтователя и во всех отношениях находится под его полным контролем. Фрахтователь обязан содержать судно, его механизмы, котлы, устройства и запасные части в хорошо отремонтированном состоянии, соответствующем обычной коммерческой и эксплуатационной практике. Он также обязан предпринимать немедленные меры по производству необходимого ремонта, который производится в разумные сроки. При несоблюдении этих сроков судовладелец имеет право изъять судно из эксплуатации у фрахтователя.

Как установлено п. 2 ст. 216 КТМ, устранение скрытых недостатков судна является обязанностью судовладельца. Это правило более предпочтительно для фрахтователя по сравнению с соответствующим положением проформы “Barecon 89” – согласно п. 2 проформы, судовладелец несет ответственность за ремонт, вызванный скрытыми недостатками судна, его механизмов или оборудования, существовавших в момент сдачи судна, при условии что такие недостатки были обнаружены в течение 18 месяцев после сдачи судна. Стороны бербоут-чартера могут установить и иные сроки.

В соответствии со ст. 645 ГК арендатор (фрахтователь) своими силами осуществляет управление арендованным транспортным средством, для чего он осуществляет укомплектование его экипажем. Согласно ст. 217 КТМ фрахтователь вправе укомплектовать экипаж судна лицами, ранее не являвшимися членами экипажа данного судна, или в соответствии с условиями бербоут-чартера лицами, ранее являвшимися членами экипажа данного судна. В последнем случае такой договор, в отличие от бербоут-чартера, называют димайз-чартером, хотя российское морское законодательство не проводит различия между этими договорами. Независимо от способа комплектования экипажа судна капитан судна и другие члены экипажа судна являются работниками фрахтователя и подчиняются ему во всех отношениях. При комплектовании экипажем судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации, должны соблюдаться правила ст. 56 КТМ о гражданстве членов экипажа судна.

Читайте также:
Благотворительная деятельность: что это такое, описание и особенности

В соответствии с подп. “b” п. 9 проформы “Barecon 89” фрахтователь обязан за свой счет укомплектовать экипаж, обеспечить судовождение, эксплуатацию, снабжение, топливо и ремонт. Капитан, командный состав и члены экипажа являются служащими фрахтователя в любом случае, даже если они по какой-то причине назначены судовладельцем. Фрахтователь в отношении экипажа подчиняется правилам страны регистрации судна.

Фрахтователь несет расходы не только на содержание членов экипажа судна, но и все связанные с его эксплуатацией расходы, уплачивает взимаемые с судна сборы, а также возмещает расходы на страхование судна и своей ответственности (ст. 218 КТМ). Последнее положение учитывает лишь исключение из общепринятых условий, применяемых в морском судоходстве при фрахтовании судна без экипажа. Согласно ст. 646 ГК, если сторонами договора не предусмотрено иное, расходы на страхование, включая страхование ответственности, несет арендатор (фрахтователь). И в качестве общего подхода подп. “а” п. 12 проформы “Barecon 89” предусмотрено, что на срок аренды судно страхуется фрахтователем за свой счет от морских, военных рисков и рисков P and I с тем, чтобы защитить интересы как судовладельца, так и фрахтователя. Лишь в том случае, если стороны особо об этом договорились, распределение обязанностей по страхованию может быть иным (подп. “а” п. 13): в период аренды судно должно быть застраховано от морских и военных рисков судовладельцем за свой счет, и ни судовладелец, ни страховщики не имеют права на возмещение или суброгацию против фрахтователя. В то же время фрахтователь должен застраховать за свой счет риски P and I. Таким образом, если применяются общепринятые условия, на которых заключаются договоры бербоут-чартера, довольно трудно представить себе положение, при котором указанное выше правило ст. 218 получило бы применение.

По окончании срока действия бербоут-чартера фрахтователь обязан возвратить судно судовладельцу в том состоянии, в каком оно было получено им, с учетом нормального износа судна (п. 2 ст. 218 КТМ). Условия возврата судна подробно регламентированы в п. 14 проформы “Barecon 89”: судно возвращается в безопасном порту с предварительным уведомлением за 30 дней и не менее чем за 14 дней с указанием ожидаемой даты и порта (портов) возврата судна. Если судно вышло в рейс, после окончания которого период чартера может быть превышен, фрахтователь может использовать судно для завершения этого рейса, если разумный расчет позволяет установить, что судно может быть возвращено примерно в сроки окончания чартера. Судно должно быть возвращено судовладельцу в том же хорошем виде, состоянии и с классом, в каком оно было при сдаче, исключая естественный износ, не влияющий на класс судна.

Фрахтователь судна по бербоут-чартеру вправе использовать его для любых целей, предусмотренных договором, и поэтому несет ответственность перед третьими лицами по любым требованиям, возникающим в связи с эксплуатацией судна. Как и при фрахтовании на условиях тайм-чартера, фрахтователь вправе заключать договоры перевозки, подписывать чартеры, выдавать коносаменты, морские накладные и иные перевозочные документы. Его ответственность в этих случаях наступает в соответствии с правилами главы VIII КТМ. Согласно п. 20 проформы чартера “Barecon 89” фрахтователи обязаны следить за тем, чтобы коносаменты, выдаваемые на грузы, содержали оговорку “Парамаунт”, включающую любое законодательство относительно ответственности перевозчика за груз, обязательно применяемое в морских перевозках, а также содержать пересмотренную новую оговорку Джейсона и оговорку о взаимной ответственности при столкновении. Коносаменты, одобренные Союзом российских судовладельцев, содержат указанные оговорки.

Что касается ответственности за вред, причиненный третьим лицам, то ее несет фрахтователь в соответствии с правилами главы 59 ГК (ст. 648). Это положение вытекает из ч. 2 ст. 1079 ГК, согласно которой обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности, в том числе и на праве аренды. Правила ст. 219 КТМ устанавливают два исключения, когда ответственность возлагается на судовладельца, – это требования возмещения ущерба от загрязнения с судов нефтью и ущерба в связи с морской перевозкой опасных и вредных веществ. Согласно ст. ст. 325 и 336 КТМ иск о возмещении ущерба от загрязнения не может быть предъявлен к любому фрахтователю, в том числе к фрахтователю по бербоут-чартеру. Ответственность за любой ущерб от загрязнения (ущерб, причиненный опасными и вредными веществами в связи с морской перевозкой их на борту судна) несет лицо, зарегистрированное в качестве собственника судна.

Читайте также:
Аудиторская фирма: что это такое, описание и особенности

В отличие от правила ст. 207 КТМ, согласно которому фрахтователь не несет ответственности за убытки, причиненные спасанием, гибелью или повреждением судна, если не доказано, что убытки причинены по вине фрахтователя, ст. 220 КТМ устанавливает обратное правило: ответственность несет фрахтователь, если не докажет, что убытки причинены не по его вине. Появление такого правила вполне оправданно, поскольку судно поступает в полное распоряжение фрахтователя, который укомплектовывает его экипажем и осуществляет эксплуатацию судна во всех отношениях. Исходя из этого спасательное вознаграждение полностью поступает в распоряжение фрахтователя, что прямо предусмотрено в п. 17 проформы “Barecon 89”, согласно которому все вознаграждение за спасание и плата за буксировку идут в пользу фрахтователя. Однако и стоимость ремонта повреждений, причиненных в ходе спасательных операций, относится за счет фрахтователей.

Согласно п. 1 ст. 221 КТМ фрахтователь уплачивает судовладельцу фрахт за месяц вперед по ставке, согласованной сторонами, и освобождается от уплаты фрахта и расходов по судну за время, в течение которого судно было непригодно к эксплуатации вследствие немореходного состояния, если только непригодность судна не наступила по вине фрахтователя.

Таким образом, согласно КТМ фрахтователь освобождается от уплаты фрахта лишь в одном случае – непригодности судна к эксплуатации вследствие немореходности, наступившей не по вине фрахтователя. Договором могут быть предусмотрены случаи, когда подлежит оплате время, в течение которого судно было немореходным не по вине фрахтователя. Так, согласно п. 12 проформы “Barecon 89” время, затраченное на устранение скрытых дефектов, не обнаруженных в течение 18 месяцев, должно считаться как время аренды.

В соответствии с п. 2 ст. 221 судовладелец в случае просрочки уплаты фрахта свыше четырнадцати календарных дней имеет право без предупреждения изъять судно у фрахтователя и взыскать с фрахтователя причиненные такой просрочкой убытки. Пунктом 10 чартера “Barecon 89” предусмотрена возможность изъятия судна при неуплате арендной платы в течение семи текущих дней. Как и при фрахтовании судна в тайм-чартер, судовладелец может осуществить залоговое право на грузы и субфрахт, принадлежащий фрахтователям, и на фрахт по коносаментам в удовлетворение всех требований, вытекающих из бербоут-чартера.

В случае гибели судна фрахт подлежит уплате со дня, предусмотренного бербоут-чартером, по день гибели судна или, если этот день установить невозможно, по день получения последнего известия о судне.

По бербоут-чартеру с условием выкупа судна фрахтователем по истечении срока действия бербоут-чартера судно переходит в собственность фрахтователя, если фрахтователь исполнил свои обязательства по бербоут-чартеру и произвел последнюю уплату фрахта (ст. 223 КТМ). Положения указанной статьи основаны на ст. 624 ГК, согласно которой в договоре аренды может быть предусмотрено, что арендованное имущество переходит в собственность арендатора по истечении срока аренды или до его истечения при условии внесения арендатором всей обусловленной договором выкупной цены. Если условие о выкупе не предусмотрено договором аренды, оно может быть установлено дополнительным соглашением сторон, которые при этом вправе договориться о зачете ранее выплаченной арендной платы в выкупную цену. Таким образом, возможен выкуп судна фрахтователем по бербоут-чартеру, в котором первоначально отсутствовало условие о выкупе.

Часть IV проформы “Barecon 89” посвящена договору бербоут-чартера, содержащему условие о выкупе судна. Согласно этой части, если уплата фрахта задерживается менее чем на семь дней или по причине, не зависящей от фрахтователя, право изъятия судна не применяется. Однако любая задержка очередного взноса дает судовладельцу право на получение процентов по ставке, согласованной сторонами, а если она не согласована, то по текущей рыночной ставке. В соответствии со ст. 222 КТМ по бербоут-чартеру с условием выкупа судна судовладелец не вправе изъять судно у фрахтователя в случае просрочки уплаты фрахта свыше 14 календарных дней, если такая просрочка вызвана обстоятельствами, не зависящими от фрахтователя, но вправе взыскать с фрахтователя причиненные просрочкой убытки. Как видно из содержания ст. 222 КТМ, при ее формулировании имелись в виду соответствующие положения проформы “Barecon 89”, которые претерпели некоторые изменения. Во-первых, срок увеличен до 14 дней. Во-вторых, согласно КТМ могут быть взысканы причиненные просрочкой убытки, а не только проценты. Судовладелец несет ответственность за любые недостатки выкупленного фрахтователем судна, в том числе за скрытые недостатки, если фрахтователь докажет, что такие недостатки возникли до передачи ему судна или по возникшим до его передачи причинам (ст. 224 КТМ). Хотя приведенное правило соответствует п. 1 ст. 476 ГК, на практике эти вопросы решаются в договоре бербоут-чартера. Так, согласно проформе “Barecon 89” продавец (судовладелец) обязан во время передачи вручить покупателю (фрахтователю) все классификационные сертификаты. Судно со всем имуществом остается на риске продавца до тех пор, пока оно не будет передано покупателю в соответствии с условиями договора, и судно со всем его имуществом должно быть сдано и принято в том состоянии, в котором находится в момент передачи, после чего продавец освобождается от любой ответственности за возможные ошибки или недостатки в его описании.

Читайте также:
Безопасность авиационная: что это такое, описание и особенности

Статья 38 КТМ РФ. Государственная регистрация судна, зафрахтованного по договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартеру) (действующая редакция)

1. Государственная регистрация в бербоут-чартерном реестре, Российском международном реестре судов или Российском открытом реестре судов судна, зарегистрированного в реестре судов иностранного государства, осуществляется на основании заявления фрахтователя судна по бербоут-чартеру с приложением следующих необходимых для регистрации документов:

1) выписка из реестра судов иностранного государства, в котором судно зарегистрировано непосредственно до смены флага, с указанием собственника судна и залогодержателя зарегистрированной ипотеки судна или зарегистрированного обременения судна того же характера, если ипотека или обременение установлены;

2) согласие в письменной форме собственника судна и залогодержателя зарегистрированной ипотеки судна или зарегистрированного обременения судна того же характера на перевод судна под Государственный флаг Российской Федерации;

3) документ, выданный компетентными властями иностранного государства, в котором судно зарегистрировано непосредственно до смены флага, и подтверждающий, что право плавания под флагом такого государства приостановлено на срок предоставления судну права плавания под Государственным флагом Российской Федерации;

4) оригинал и копия бербоут-чартера;

5) мерительное свидетельство;

6) пассажирское свидетельство (для пассажирского судна);

7) сведения об идентификационном номере судна, присвоенном Международной морской организацией;

8) документ, подтверждающий, что фрахтователь судна по бербоут-чартеру отвечает требованиям, предъявляемым к собственнику судна в соответствии с пунктом 1 статьи 15 настоящего Кодекса.

2. При государственной регистрации судна в бербоут-чартерном реестре, Российском международном реестре судов или Российском открытом реестре судов выдается свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации на срок, не превышающий срока действия бербоут-чартера.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 38 КТМ РФ

В бербоут-чартерном реестре подлежат регистрации зарегистрированные в реестре судов иностранного государства суда, предоставленные в пользование и во владение российским фрахтователям по договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартеру), в случае если:

а) фрахтователь судна по бербоут-чартеру отвечает требованиям, предъявляемым к собственнику судна в соответствии с пунктом 1 статьи 15 КТМ РФ;

б) Федеральная служба по надзору в сфере транспорта приняла решение о временном предоставлении такому судну права плавания под Государственным флагом Российской Федерации.

Регистрация судна осуществляется на основании заявления фрахтователя судна по бербоут-чартеру с приложением необходимых для регистрации документов:

выписки из реестра судов иностранного государства, в котором судно зарегистрировано непосредственно до смены флага, с указанием собственника судна и залогодержателя зарегистрированной ипотеки судна или зарегистрированного обременения судна того же характера, если ипотека или обременение установлены;

согласия в письменной форме собственника судна и залогодержателя зарегистрированной ипотеки судна или зарегистрированного обременения судна того же характера на перевод судна под Государственный флаг Российской Федерации;

документа, выданного компетентными властями иностранного государства, в котором судно зарегистрировано непосредственно до смены флага, и подтверждающего, что право плавания под флагом такого государства приостановлено на срок предоставления судну права плавания под Государственным флагом Российской Федерации;

оригинала и копии бербоут-чартера;

свидетельства о годности к плаванию;

пассажирского свидетельства (для пассажирского судна);

сведений об идентификационном номере судна, присвоенном Международной морской организацией;

документа, подтверждающего, что фрахтователь судна по бербоут-чартеру отвечает требованиям, предъявляемым к собственнику судна в соответствии с пунктом 1 статьи 15 КТМ РФ;

решения Федеральной службы по надзору в сфере транспорта о временном предоставлении иностранному судну права плавания под Государственным флагом Российской Федерации и об определении названия этого судна.

Также к заявлению рекомендуется прилагать анкету судового реестра.

Бербоут-чартерный реестр, ведущийся капитаном соответствующего торгового порта, является частью единого бербоут-чартерного реестра и содержит следующие основные сведения:

имя и адрес собственника судна;

имя и адрес фрахтователя судна по бербоут-чартеру;

дату заключения бербоут-чартера и срок его действия;

дату окончания срока, на который судну предоставлено право плавания под Государственным флагом Российской Федерации;

сведения о реестре судов иностранного государства, в котором зарегистрировано судно непосредственно до смены флага, с указанием на то, что законодательство государства, в котором ведется такой реестр, применяется в отношении права собственности на судно, а также ипотеки судна или обременения судна того же характера, зарегистрированных в таком реестре.

В бербоут-чартерный реестр вносятся также сведения об идентификационном номере судна, присвоенном Международной морской организацией (при его наличии).

По просьбе залогодержателя ипотеки судна или обременения судна того же характера в бербоут-чартерный реестр могут быть внесены имя залогодержателя и другие данные, касающиеся ипотеки судна или обременения судна того же характера, зарегистрированные в реестре судов иностранного государства до смены флага судна.

Запись о регистрации судна, принятого в бербоут-чартер, идентифицируется номером регистрации.

При регистрации судна в бербоут-чартерном реестре выдается свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации на срок, указанный в решении о временном предоставлении судну права плавания под Государственным флагом Российской Федерации.

Читайте также:
Договор хранения: что это такое, описание и особенности

В бербоут-чартерном реестре судно подлежит регистрации в срок не свыше одного месяца со дня принятия решения о временном предоставлении такому судну права плавания под Государственным флагом Российской Федерации.

В период действия договора бербоут-чартера на судне должен находиться документ о праве собственности на судно, выданный компетентными властями иностранного государства.

В Российском международном реестре судов регистрируются суда, которые используются для международных перевозок грузов, пассажиров и их багажа, а также для оказания иных связанных с осуществлением указанных перевозок услуг, в том числе буксировки, ледокольной проводки, спасательных и снабженческих операций, перевалки грузов, в том числе нефти и нефтепродуктов.

Суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов, могут использоваться для перевозок и буксировки в каботаже в соответствии с пунктом 2 статьи 4 КТМ РФ.

Российский международный реестр судов, ведущийся капитаном соответствующего торгового порта, является частью единого Российского международного реестра судов.

По заявлению собственника судна или российского фрахтователя судна по бербоут-чартеру судно, зарегистрированное в Государственном судовом реестре или бербоут-чартерном реестре, может быть зарегистрировано в Российском международном реестре судов.

Какие дипломы бывают по цвету

Когда выпускники разных вузов начинают хвастаться своими дипломами в Инстаграм или других социальных сетях, мы вдруг видим, что документы почему-то разных цветов: у кого-то диплом красный, у кого-то синий, у кого-то зеленый.

На нашем телеграм-канале мы пытаемся отвечать на все интересующие студентов вопросы, а в группе – делать выгодные предложения, чтобы учеба не была в тягость.

В нашей статье мы объясним, каких цветов бывают дипломы о высшем образовании, почему эти документы даже внутри одного вуза могут различаться по цвету и что нужно делать, чтобы все-таки получить диплом любого цвета.

Диплом о высшем образовании: какого цвета может быть

Рассказываем, какие по цвету бывают дипломы.

Красные

Часто этот цвет документа говорит о безупречной успеваемости. Чтобы получить красный диплом, студент должен в течение всего обучения получать не больше 25% отметок «хорошо», а все остальные – «отлично» (в том числе за дипломную работу и государственные экзамены), наличие троек недопустимо.

Однако сегодня обложка диплома красного цвета может быть и у тех, кто прошел профессиональную переподготовку.

Синие

Дипломы с корочкой синего цвета получают все выпускники колледжей и институтов. Синий диплом получит абсолютно каждый выпускник независимо от того, какие оценки он получал. Вот в чем разница между красным и синим дипломом о высшем образовании.

Синий диплом получают даже круглые отличники, у которых за период обучения была хотя бы одна «тройка» или количество четверток превышало 25% от общего числа отметок.

Зеленые

Диплом зеленого цвета несет собой тот же смысл, что и синий: его выдают студентам, которые закончили обучение с удовлетворительными и хорошими отметками. Выбор цвета корочки документа пал на зеленый просто потому, что так решила администрация конкретного вуза. Возможно, такой оттенок подходит символике учебного заведения.

Некоторые работодатели обнаружили, что большинство дипломов со вкладышами зеленого цвета имеют выпускники МГУ. Все потому, что после 2011 года учебному заведению дали разрешение выдавать дипломы особого зеленого образца. Кроме отличников – у них диплом темно-бордовый.

А в СПбГУ все дипломы красные, независимо от успеваемости студентов

Диплом бакалавра, аспиранта, магистра, об окончании ординатуры: какого цвета бывают документы

Какого цвета диплом с отличием или с тройками, мы уже знаем (красного).

Но что если человек получил степень бакалавра или магистра? Можно ли это определить по цвету «корочки»?

Диплом бакалавра выдают через 4 года обучения как свидетельство широкой специализации. Диплом магистра – доказательство высокой квалификации выпускника, который прошел 2 дополнительных года обучения.

На самом деле нет цвета для каждой ступени образования. Все это опять же решается в индивидуальном порядке администрацией конкретного вуза.

Образцы дипломов разного цвета

Стандартный красный диплом отличника:

Стандартный синий диплом:

Стандартный зеленый диплом:

Хорошая новость: толковый работодатель будет смотреть не на цвет обложки диплома, а лучше изучит навыки и умения выпускника. Поэтому кидайте все силы не на написание рефератов по ненужным предметам (с ними легко справится и сервис студенческой помощи, чтобы сэкономить ваше время), а на приобретение узкоспециализированных навыков.

  • Контрольная работа от 1 дня / от 120 р. Узнать стоимость
  • Дипломная работа от 7 дней / от 9540 р. Узнать стоимость
  • Курсовая работа 5 дней / от 2160 р. Узнать стоимость
  • Реферат от 1 дня / от 840 р. Узнать стоимость

Наталья – контент-маркетолог и блогер, но все это не мешает ей оставаться адекватным человеком. Верит во все цвета радуги и не верит в теорию всемирного заговора. Увлекается «нейрохиромантией» и тайно мечтает воссоздать дома Александрийскую библиотеку.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: