Береговое море: что это такое, описание и особенности

Пожалуйста, помогите характеристика Азовского и Баренцево морей по плану. План сравнения морей
К бассейну какого океана принадлежит
Окраинное или внутреннее
Береговая линия (изрезана, нет, заливы, полуострова)
Глубины
Соленость
Температура воды (льды)
Ресурсы морей
Экологические проблемы

1. u0410u0437u043eu0432u0441u043au043eu0435u00a0 u043cu043eu0440u0435 u043fu0440u0438u043du0430u0434u043bu0435u0436u0438u0442 u043anu0431u0430u0441u0441u0435u0439u043du0443 u0410u0442u043bu0430u043du0442u0438u0447u0435u0441u043au043eu0433u043e u043eu043au0435u0430u043du0430; nn

u0411u0430u0440u0435u043du0446u0435u0432u043e u043cu043eu0440u0435 u043fu0440u0438u043du0430u0434u043bu0435u0436u0438u0442 u043a u0431u0430u0441u0441u0435u0439u043du0443 u0421u0435u0432u0435u0440u043du043eu0433u043e u041bu0435u0434u043eu0432u0438u0442u043eu0433u043e u043eu043au0435u0430u043du0430; nn

2.u0410u0437u043eu0432u0441u043au043eu0435u00a0 -u0432u043du0443u0442u0440u0435u043du043du0435u0435; nn

u0411u0430u0440u0435u043du0446u0435u0432u043e u2013 u043eu043au0440u0430u0438u043du043du043eu0435. nn

1.u00a0u00a0u00a0u00a0 u0411u0435u0440u0435u0433u043eu0432u0430u044f u043bu0438u043du0438u044f u043eu0431u0435u0438u0445 u043cu043eu0440u0435u0439 u0441u043bu0430u0431u043e u0438u0437u0440u0435u0437u0430u043du043du0430. nn

u0410u0437u043eu0432u0441u043au043eu0435 u043cu043eu0440u0435 u2013 u0422u0430u043cu0430u043du0441u043au0438u0439, u041au0435u0440u0447u0435u043du0441u043au0438u0439 u043fu043eu043bu0443u043eu0441u0442u0440u043eu0432u0430, u0422u0430u043cu0430u043du0441u043au0438u0439 u0437u0430u043bu0438u0432,nu0422u0430u0433u0430u043du0440u043eu0433u0441u043au0438u0439 u0437u0430u043bu0438u0432. nn

u0411u0430u0440u0435u043du0446u0435u0432u043e u043cu043eu0440u0435 u2013 u041au043eu043bu044cu0441u043au0438u0439 u043fu043eu043bu0443u043eu0441u0442u0440u043eu0432. nn

2.u00a0u00a0u00a0u00a0 u0410u0437u043eu0432u0441u043au043eu0435: u0441u0440u0435u0434u043du044fu044f u2013 7u043c, u043cu0430u043au0441u0438u043cu0430u043bu044cu043du0430u044f u2013 14 u043c; nn

u0411u0430u0440u0435u043du0446u0435u0432u043e: u0441u0440u0435u0434u043du044fu044f u2013 222 u043c, u043cu0430u043au0441u0438u043cu0430u043bu044cu043du0430u044f u2013 600 u043c; nn

3.u00a0u00a0u00a0u00a0 u0410u0437u043eu0432u0441u043au043eu0435 u2013 12u2030,u00a0nu0411u0430u0440u0435u043du0446u0435u0432u043e u2013 33u2030; nn

4.u00a0u00a0u00a0u00a0 u0422u0435u043cu043fu0435u0440u0430u0442u0443u0440u044b u0410u0437u043eu0432u0441u043au043eu0433u043e: +2u00b0 u0437u0438u043cu043eu0439, +26u00b0 u043bu0435u0442u043eu043c; nn

u0411u0430u0440u0435u043du0446u0435u0432u043eu0433u043e: +4u00b0 u0437u0438u043cu043eu0439, +12u00b0 u043bu0435u0442u043eu043c. nn

5.u00a0u00a0u00a0u00a0 u0411u0438u043eu043bu043eu0433u0438u0447u0435u0441u043au0438u0435 u0440u0435u0441u0443u0440u0441u044b u0432 u043eu0431u0435u0438u0445 u043cu043eu0440u044fu0445; nn

u00a0u00a0 u00a0 u00a0 u00a0 u041du0435u0444u0442u044c u0438 u0433u0430u0437 u2013 u0432 u0411u0430u0440u0435u043du0446u0435u0432u043eu043c. nn

6.u00a0u00a0u00a0u00a0 u0417u0430u0433u0440u044fu0437u043du0435u043du0438u0435 u043du0435u0444u0442u0435u043fu0440u043eu0434u0443u043au0442u0430u043cu0438, u0441u0431u0440u043eu0441u043eu043c u0431u044bu0442u043eu0432u044bu0445 u0438nu043fu0440u043eu043cu044bu0448u043bu0435u043du043du044bu0445 u0441u0442u043eu043au043eu0432. “>]” data-test=”answer-box-list”>

Береговая линия Черного моря: острова, заливы

Прихотливо извиваясь, береговая линия Черного моря протянулась на многие километры. Она разделяет Россию и Турцию, с пляжей некоторых курортов Краснодарского края в далекой дымке можно различить ее берег. По типу Черное море считается внутренним, поскольку окружено сушей, где отметились границы Румынии и Болгарии. Многие участки берега глубоко вдаются в сушу, образуя заливы и бухты. На побережье находится огромное количество курортов и санаториев.

Особенности береговой линии Черного моря

Рельеф постоянно меняется под действием природных факторов, особенностью моря является его расположение в 2 климатических поясах, умеренном и субтропическом. Интересно, что жизнь подводных обитателей сосредоточена в пределах 200 м от поверхности. Ниже наблюдается высокая концентрация сероводорода. Также жизнью наполнены многочисленные заливы, бухты и лиманы. Чтобы узнать, какая береговая линия у Черного моря, достаточно взглянуть на карту. Сразу видно, что она мало изрезана, а многие бухты совсем небольшие и прячутся в окружении скал, как Балаклавская и Севастопольская. Их не сразу можно заметить со стороны моря, поэтому они долгое время имели важное стратегическое значение.

Площадь Черного моря равна 420 тыс. кв. км, длина береговой линии незначительно изменяется из-за возникновения песчаных кос, изменения рельефа под влиянием хозяйственной деятельности человека, протяженность по карте и официальным данным составляет 4090 км.

Рельеф береговой линии

Характер берегов Черного моря очень разнообразен. Они хорошо изучены, заливы и проливы Черного моря скрупулезно отмечены на карте и внесены в географические атласы. Часть Керченского полуострова и Тамань представляют собой песчаные полосы с оборудованными на них пляжами. Для большинства районов Турции характерны скальные обрывы, лиманы, пляжные зоны с бархатными песками и мелкой галькой.

На южном берегу Крыма вплотную к морю подходят горы. Они сравнительно невысоки по мировым стандартам, но играют важную роль в образовании особого климата, защищая от холодных воздушных течений. Ближе к Одессе преобладают соленые проточные озера, заболоченные участки с водой, опресненной Дунаем.

Карта береговой линии Черного моря

Характеристики Черного моря

Оно считается довольно глубоким, максимальный показатель составляет 2210, средняя глубина наполовину меньше. Овальная форма напоминает озеро, берега изрезаны слабо, длина моря приблизительно 580 км., объем воды составляет 555 тысяч км 3 . Крупных и мелких островов мало.

Важно! В море впадает более 10 рек, что существенно влияет на показатель солености в прибрежной зоне. Температура воды в течение года изменяется в среднем на 15 — 18 градусов, от +7 до +25.

Среди обитателей встречаются:

  • ракообразные;
  • моллюски;
  • фитопланктон;
  • водоросли;
  • рыбы и млекопитающие.

Следует учесть! Среди них есть несколько десятков редких видов, для сохранения которых был образован Черноморский заповедник.

Направление Черного моря определяют течения, перемешивающие воду, как в котле. Они были открыты в XIX веке, самые значительные из них Основное Черноморское и Нижнебосфорское.

Заливы

Одесский залив

Они далеко врезаются в сушу, прячась от непосвященных за буйной растительностью и неприступными скалами. Заливы Черного моря немногочисленны, самыми важными в оборонном и торговом плане являются:

  • Одесский;
  • Феодосийский;
  • Таманский;
  • Каркинитский;
  • Синопский;
  • Каламитский.

Тип заливов можно охарактеризовать, как внутренние. Их особенностью стали очень узкие горловины, почти незаметные с моря.

Полный список заливов Черного моря можно найти по ссылке

Острова Черного моря

На карте острова и полуострова Черного моря подобны редким вкраплениям драгоценных камней. Самые значительные полуострова:

  • Таманский;
  • Крымский;
  • Керченский.

Самым интересным островом считается Змеиный. На нем ведутся непрерывные археологические раскопки, в ходе которых найдены фрагменты посуды, глиняных фигурок, монеты, детали украшений и оснастки древних кораблей.

Острова Черного моря на карте

Крупные острова Черного моря:

  • Джарылгач;
  • Змеиный;
  • Березань.

Заливы и острова Черного моря полны обитателей, много перелетных птиц, встречаются лебеди, пеликаны, цапли. Точно сказать, сколько островов в Черном море трудно, поскольку некоторые из них настолько малы, что больше напоминают скалы или вершины подводных гор. Есть среди них искусственно созданные, например, Майский. На дрейфующей Очаковской банке был сооружен секретный военный объект, имевший стратегическое значение до 2005 года.

Читайте также:
Имеет ли право один из соучредителей объявить ООО банкротом?

Уникальный остров Джарылгач

Джарылгач

Его площадь достигает 62 кв. км, основные обитатели — одичавшие лошади. Они свободно перемещаются по острову, не ведая узды и седла. Кроме них остров стал пристанищем лебедей, чаек, пеликанов. Джарылгач имеет статус заповедника, где искусственно образованы популяции муфлонов и благородных оленей.

На острове бьет родник с пресной водой. По легенде именно сюда пристал кораблю Одиссея для пополнения запасов пищи и пресной воды. А родник открылся на месте, где Ахилл догнал жрицу.

Остров Джарылгач на карте Черного моря

Теперь в прибрежной зоне оборудованы комфортабельные пляжи, работают несколько ресторанов с меню из морепродуктов. Туристы с детьми с удовольствием посещают гостеприимный остров, когда-то отмеченный милостью античных богов.

База знаний

Море — часть океана с собственным режимом, формирующимся под влиянием местных условий и свободного или затрудненного водообмена с прилегающими океанскими (морскими) акваториями. Море непосредственно или через проливы сообщается с ними и отделяется от них грядами островов и подводными поднятиями (порогами). Главный признак моря — лишь ему присущие гидрометеорологические условия.

Основные особенности морей

Море представляет собой региональный комплексный природный объект. В отличие от океана, природа которого определяется в основном планетарными процессами, главные особенности моря вследствие его меньших, чем океанские, размеров формируются под влиянием региональных факторов. Из них наиболее существенны: географическое положение, степень обособленности моря от соседних бассейнов, речной сток, циркуляция вод. К основным признакам моря относятся наличие котловины (впадины), порога, отделяющего ее от прилежащих районов океана или другого моря (хотя есть моря и без этих признаков), самостоятельная циркуляция вод.

Котловина моря, в которой протекают все океанологические процессы, обычно имеет более или менее развитый шельф и материковый склон. Океаническое ложе встречается лишь в очень глубоких (более 2000 м) морях. Дном мелководных морей с глубинами до 200—300 м служит шельф, а глубоких (до 2000— 2500 м) — подводная окраина или подножие материка.

Море отделяют от прилегающих вод берега материков, острова или подводные пороги в проливах. Чем шире море открыто в сторону океана, тем оно более подвержено его влиянию, что сказывается на климатических и гидрологических показателях моря. Так, Баренцево море заметно отличается от расположенных к востоку от него сибирских морей. Оно обогревается теплыми атлантическими водами, и большая его часть не имеет постоянного ледяного покрова. Новая Земля препятствует проникновению теплых атлантических вод в сибирские моря. Этот же остров, а также архипелаги Шпицберген и Земля Франца-Иосифа преграждают доступ льдам Северного Ледовитого океана в Баренцево море.

Чем сложнее связь моря с океаном, тем сильнее зависимость природных особенностей моря от местных условий — климата и физико-географических особенностей прилежащей суши. Так, Белое море, почти со всех сторон окруженное сушей, более сурово, чем Баренцево, расположенное севернее и свободно связанное с океаном. Охотское море лежит южнее Берингова, но холоднее его, так как первое из них глубоко вдается в сильно охлаждаемый зимой район Азиатского материка и «прикрыто» от теплых тихоокеанских вод холодным Камчатским течением.

Характер и объем водообмена моря с соседними бассейнами зависят от ширины и глубины проливов, соединяющих море с прилежащими районами. Порог в проливе, затрудняя водообмен, увеличивает обособленность моря, что в свою очередь сказывается на его гидрологических условиях. Так, Японское море изолировано от глубинных тихоокеанских вод. По этой причине температура воды глубоких слоев Японского моря низкая. Несмотря на близкое к субтропикам положение, это море — самое холодное из всех морей, омывающих дальневосточные берега России.

Глубина порога в известной мере определяет особенности вертикальной структуры вод в море, ее отличие от структуры сопредельных районов океана. Так, в море Сулу глубина порога самого глубокого пролива равна 400 м. В море поступает океанская вода с характеристиками, свойственными горизонту 400 м (температура 10,5°, соленость 34,45— 34,47‰). Эти показатели наблюдаются в море от горизонта 400 м до дна (наибольшая глубина моря — 5500 м). Правда, такие условия создаются только в морях, где конвективное перемешивание не захватывает глубокие слои. Если же в обособленном море плотностное перемешивание проникает до дна, то в нем образуется собственная водная масса.

Наиболее полное определение понятия «водная масса» принадлежит А.Д. Добровольскому (1961): «Водной массой следует называть некоторый, сравнительно большой объем воды, формирующийся в определенном районе Мирового океана — очаге, источнике этой массы, обладающий в течение длительного времени почти постоянным и непрерывным распределением физических, химических и биологических характеристик, составляющих единый комплекс и распространяющихся как единое целое». Главные показатели водной массы — ее температура и соленость, хотя нередко используются и некоторые другие гидрохимические характеристики, например величина растворенного кислорода.

Структуру вод морей образуют различные географические типы водных масс, формирующихся под влиянием региональных климатических факторов.

Материковый сток — один из самых важных факторов, определяющий гидрологические особенности моря. Его влияние наиболее заметно и разнообразно проявляется в морях, изолированных от Мирового океана, и в морях с сильно ограниченным водообменом. Так, вследствие большого речного стока солевой состав Каспия и Арала отличается от океанского повышенным содержанием карбонатов и пониженной концентрацией хлоридов. В меньшей степени это характерно и для Черного и Азовского морей (см. табл.).

Читайте также:
После перевода меня уволили без объяснений, не выплатив зарплату
Солевой состав Мирового океана, внутренних морей и речных вод (% же.)
Ион Океан Черное море Азовское море Каспийское море Аральское море Речные воды России
Na + +K + 39,5 39,1 39,0 32,2 29,6 10,6
Са 2+ 1,7 2,0 2,2 3,8 7,6 28,6
Mg 2+ 8,8 8,9 8,8 14,0 12,8 11,0
Cl – +B – 2 45,2 44,8 44,5 34,7 29,1 8,4
SO – 4 4,6 4,7 4,8 14,6 19,6 10,6
HCO – 3 0,2 0,5 0,7 0,7 1,3 30,8

Попадая в море, речная вода уменьшает соленость не только приустьевых районов, но и значительно удаленных от них пространств. При солености, меньшей 24,7‰, температура воды при наибольшей плотности выше температуры ее замерзания. Такие воды называются солоноватыми, а моря — соответственно солоноватоводными. К ним относятся Каспийское, Черное, Балтийское моря. В районах сильного влияния речного стока при прочих равных условиях льдообразование начинается раньше, чем на акваториях с «морской» соленостью (большей 24,7‰).

При большем объеме стока несколько повышается уровень воды на устьевом взморье, формируется стоковое течение. Например, в Карском море обильный материковый сток (главным образом реки Енисей и Обь) образует слой воды толщиной около 1,5 м, что создает устойчивый поток вдоль берега Таймыра к архипелагу Северная Земля.

Значительное различие солености распресненных и подстилающих их морских вод обусловливает большую вертикальную устойчивость водных слоев, которая затрудняет их перемешивание.

Несмотря на природные различия, в морях проявляются общие черты циркуляции вод, на которые в большей или меньшей степени влияют местные факторы. Во всех морях в результате воздействия атмосферного давления и ветра образуются ветровые течения в поверхностных слоях. Вследствие небольших размеров морей по отношению к масштабам атмосферных динамических процессов сильное влияние на ветровые течения оказывают берега. Изгибы береговой линии, далеко выступающие в море, отклоняют течение от направления действия ветра.

В прибрежной зоне многих морей обычно наблюдается некоторое повышение уровня по сравнению с открытыми пространствами, что способствует развитию в верхних слоях циклонической циркуляции в Северном полушарии. В зависимости От местных особенностей моря циркуляция вод характеризуется различной устойчивостью, интенсивностью, скоростями движения воды и т. д. В некоторых районах происходит разветвление основных потоков, образование локальных вихрей, имеющих различные размеры и время существования.

В мелководных, значительно отчлененных морях течения на поверхности довольно быстро изменяются во времени и определяются синоптической обстановкой над морем.

Циркуляция вод в морях, широко и свободно связанных с океаном, зависит не только от действия ветра, но и от океанских течений. Водообмен через проливы существенно сказывается на характере циркуляции вод даже значительных по размерам морей. Большое влияние на движение морских вод оказывают приливы, которые в некоторых случаях даже изменяют направление преобладающего переноса вод.

Чёрное море – неизвестное об известном

31 октября ежегодно отмечается Международный день Чёрного моря. Дата приурочена к подписанию в 1996 году Болгарией, Грузией, Румынией, Турцией, Украиной и Россией Стратегического плана развития и восстановления Чёрного моря. Его цель – привлечь внимание не только к красотам, но и к проблемам территории – загрязнению вод, незаконной ловле рыбы, просветить насчёт распределения отходов, сбора и утилизации мусора. Каждый год в этот день проводятся экологические акции и компании по очистке пляжей.

Необходимость подобных мероприятий связана с тем, что Чёрное море является особо экологически уязвимым. Основными источниками загрязнений являются внесение загрязняющих веществ реками, ливневыми стоками, балластными водами, а также износ старых очистных сооружений. Но все же одним из самых неблагоприятных разрушителей экосистемы моря является попадающие в его воды нефтепродукты.

Международный День Чёрного моря – это особый повод напомнить о его огромной ценности для нынешних и будущих поколений.

Чёрное море – интересные факты

Чёрное море – это небольшое внутреннее море Мирового океана, которое соединено с водами Атлантики через длинную цепочку проливов и морей. Водоем омывает берега сразу семи государств: России, Украины, Абхазии, Румынии, Болгарии, Грузии и Турции.

Его общая площадь – чуть больше 400 тысяч квадратных километров, а длина береговой линии немного меньше 3 500 километров. Максимальная глубина Черного моря – 2210 метров. Средняя глубина также весьма прилична – 1240 метров.

Шельф западного побережья пологий и мелкий. А вот шельф ЮБК и Черноморского побережья Кавказа намного короче. В близости от берега глубина быстро достигает 400-500 метров.

В Чёрное море впадает более десятка рек, в том числе таких крупных, как Днепр, Дунай, Днестр, Буг, Дон и Кубань, что приводит к заметному опреснению морской воды.

Чёрное море соединяет южную Европу и Малую Азию, так как граница между Европой и Азией проходит по поверхности Чёрного моря.

Практически все побережье усеяно горными хребтами. Горы Чёрного моря молодые. Их формирование еще продолжается. Поэтому здесь можно встретить большое количество потухших вулканов. Особенно их много на Южном берегу Крыма и на Черноморском побережье Кавказа.

Чёрное море наступает на сушу со скоростью 20–25 сантиметров в столетие. Древние города Тамани уже скрылись на морском дне.

История Чёрного моря

Чёрное море несколько раз за свою историю поочередно становилось по очереди то соленым морем, связанным с океанами, то практически пресным озером, изолированным от него.

200 млн лет назад на территории современной Южной Европы и Средней Азии располагался огромный океан Тетис. Он соединял между собой Атлантику и Тихий океан. Около 7 млн лет назад в результате глобальных изменений в земной коре появились на свет существующие сегодня Альпы, Карпаты, Балканы, Кавказ и другие горы. На месте Тетиса образовалось несколько закрытых водных бассейнов с невысокой соленостью воды, так океан превратился в несколько озёр, одно из которых и стало предком Черного моря.

Со временем, благодаря впадающим рекам, оно становилось все более пресным. На месте нынешнего Черного моря образовалось замкнутое пресноводное Сарматское море-озеро. Крым и Кавказ были островами в Сарматском море.

Позднее появилась связь с океаном через современное Средиземное море и образовалась соленое Меотическое море. В то время здесь даже водились огромные киты.

Через миллион лет связь с океаном прервалась, и появилось практически пресное Понтическое море, которое потом превратилось в Чаудинское озеро, а еще позже – в Евксинское озеро.

Около 8 000 лет назад, из-за сильных землетрясений, соленые воды Атлантического океана через проливы Дарданеллы и Боспор начали опять поступать в Черное море, окончательно формируя его берега, флору и фауну. Океанские соленые воды привели к гибели огромного количества пресноводных обитателей, что повлекло за собой разложение их останков и накопление сероводорода в глубине моря.

Бурная история Чёрного моря привела к возникновению самых различных его наименований у разных народов, которые сохранились в древних эпосах и летописях:

  • Сперское море (Древняя Грузия);
  • Понт Аксинский (Древняя Греция);
  • Скифское море (из «Географии» Страбона);
  • Понт Эвксинский (Древняя Греция);
  • Русское море («Повесть временных лет»);
  • Чёрное море (перевод с тюркского «Кара Дениз»).

Особенности Чёрного моря

Особенности водных масс Чёрного моря определяются климатом. Чёрное море расположено в средних широтах (41-46 градусов северной широты). Количество тепла, получаемое ее поверхностью, довольно велико, что приводит к отсутствию льда на его поверхности зимой и высокой температуре воды летом.

Температура воды Чёрного моря варьируется от 7 °C зимой до 24 °C летом. Средняя температура над морем изменяется от 0 до 35 °C, соответственно.

Черное море сочетает в себе признаки пресного озера и соленого моря. Черное море соленость имеет совсем небольшую – около 17%, а в океане соленость в 2 раза выше – около 35%. Наше море имеет самое низкое содержание соли на всем земном шаре, благодаря этому оно очень ласково воздействует на нашу кожу.

В настоящее время уровень воды в Чёрном море выше, чем в Атлантическом океане, поэтому в Босфоре и Дарданеллах наблюдается достаточно сильное течение в Средиземноморье.

Но в глубине Чёрного моря существует подводная река с обратным направлением – придонное течение сильно солёной воды из Мраморного моря через Босфор и вдоль морского дна Чёрного моря. Жёлоб, по которому течёт река, имеет глубину около 35 м, ширину 1 км и длину около 60 км. Скорость течения воды доходит до 6,5 км/ч. Подводная река на несколько градусов холоднее, чем море, и плотнее из-за высокого содержания соли. Эта река была обнаружена в 2010 году, и является первой открытой подобной рекой в мире.

В Чёрном море есть два огромных водоворота, длины волн в которых достигают 400 километров. Впервые их заметил океанолог Николай Книпович, в честь которого они и были названы «Очки Книповича».

Еще одной особенностью Чёрного моря является безжизненность его глубин. Почти вся толща воды от дна до поверхности (90% водного объема) содержит ядовитое для живых организмов (кроме бактерий) вещество – сероводород. От него свободен лишь верхний слой моря (до глубин 100-150 метров).

Августовскими ночами иногда Чёрное море светится. Причиной тому — обитающий в нем необычный вид планктонных — ночесветка, обладающая способностью фосфоресцировать.

Флора и фауна Чёрного моря

Флора и фауна Чёрного моря, в отличие от Средиземного, не отличается большим разнообразием. Растительный мир представлен различными водорослями и фитопланктоном. Существуют определенные виды, питание которых состоит исключительно из органики. Но подавляющее большинство добывают пропитание традиционным способом – фотосинтезом.

Чёрное море подходит для обитания неприхотливых видов, которые на всех стадиях своего развития не нуждаются в больших глубинах, оно стало пристанищем около 2,5 тысяч видов животных. Фауна Средиземного моря, для сравнения, представлена 9 тысячами видов.

На дне моря обитают устрицы, мидии, пектен и хищный моллюск – рапана, которая была занесена дальневосточными кораблями. Среди камней и расщелин прибрежных скал можно найти крабов и креветок.

Также встречаются медузы нескольких видов (в основном большой по размерам корнерот и маленькая аурелия), губки и актинии.

В Чёрном море водятся различные виды рыб: бычок (головач, кнут, кругляк, мартовик, ротан), хамса (азовская и черноморская), пять видов кефали, камбала-глосса, мерлуза (хек), луфарь, барабуля, морской ерш, скумбрия, ставрида, пикша, сельдь, тюлька и другие.

Единственная акула, обитающая в Чёрном море, — это акула катран. Она боится людей и редко подходит к берегу. Единственную опасность для человека представляют спинные плавники катрана, которые снабжены крупными ядовитыми шипами.

Из птиц обитателями Чёрного моря являются чайки, буревестники, утки-нырки и бакланы. Млекопитающие представлены: дельфинами (белобочка и афалин), морской свиньей (ее также называют азовским дельфином) и белобрюхим тюленем.

Некоторые виды животных заносятся в Чёрное море через проливы Босфор и Дарданеллы течением.

Курорты Чёрного моря

Свои курорты на Чёрном море имеют каждая из стран, побережье которой омывается его водами.

Самые северные курорты Чёрного моря принадлежат Украине и России. У Украины основными курортами являются Одесса и Черноморск, Скадовск, Лазурное и Железный Порт, Коблево и Затока.

Российские курорты Крыма и Черноморского побережья Кавказа более разнообразны в природном и климатическом плане. В Крыму заметно различие между западной, южной и восточной частями. Черноморское, Евпатория, Севастополь, Ялта, Алушта, Феодосия и Керчь имеют свои характерные особенности побережья, хорошо известные жителям и гостям Крыма.

Кавказское побережье еще более разнообразно по климату: от Тамани до Анапы – умеренный морской, от Анапы до Туапсе — средиземноморский климат, от Туапсе до Сочи и Адлера — субтропический влажный.

Причиной этого является рельеф, точнее — высота гор. До Туапсе их высота не поднимается выше 1000 метров, а после Туапсе высота Кавказских гор достигает 3 и более километров.

Восточнее и южнее находятся курорты Абхазии – более чем 200 километров широких песчано-галечных пляжей с чистой морской водой. Самые известные и посещаемые российскими (и крымскими) туристами – Гагра, Пицунда, Новый Афон, Гудаута, Сухум и Очамчира.

Каждый год в Абхазию приезжает более миллиона россиян, а в рекордный 2015 год их число приблизилось к двум миллионам. Причина столь высокой популярности – большой выбор доступных мест размещения, разнообразная природа и достопримечательности, не высокие (по крымским меркам) цены.

В самой восточной части Чёрного моря ждет гостей Грузия. Ее побережье располагает несколькими песчаными пляжами со стороны Абхазии, но большая часть ее пляжей – галечные, что способствует большой прозрачности воды у береговой линии. Основные черноморские курорты Грузии – это престижный Кобулети с клубным отдыхом и молодежной тусовкой, тихие и спокойные Чакви и Махинджаури, столица Аджарии Батуми с хорошо развитой инфраструктурой и огромным, практически бесконечным пляжем (крупная галька которого довольно неудобна для отдыхающих), а также самый южный и переоцененный небольшой поселок Сарпи на границе с Турцией.

В общей сложности черноморские курорты стран бывшего СССР занимают более 1600 км береговой линии, в то время как на территорию Румынии, Болгарии и Турции приходится немного больше, но нам и своих курортов должно хватить.

Будем надеяться, что международные усилия причерноморских государств помогут Чёрному морю избежать экологической катастрофы и оставаться на долгие веки чистым и безопасным. Это также зависит и от каждого из нас, ведь такие простые действия, как уборка за собой мусора после отдыха и бережное отношение к природе помогают сохранить ее уникальность и красоту.

Черное море – описание, характеристики, граничащие страны, глубина, площадь, фото и видео

Черное море обладает большим количеством особенностей. Благодаря внушительным размерам оно граничит с разными территориями и содержит в себе много интересных объектов. Вот уже долгое время оно регулярно становится объектом для исследования различных путешественников и ученых. На данный момент Черное море уже хорошо изучено, и любой желающий может получить подробную информацию о нем.

Общие характеристики

Черное море является внутренним морем Атлантического океана, входит в один из его бассейнов. Соединено с Мраморным через пролив Босфор, а с Средиземным и Эгейским – через Дарданеллы.

Черное море обладает площадью в 422 000 кв. км, что является далеко не самым большим показателем, для сравнения, у Филиппинского этот параметр равен 5 726 000 кв км. Длина береговой линии составляет примерно 3450 км, и на ней пролегает водная граница между Азией и Европой. Шельф меняется в зависимости от расположения. Например, возле Кавказа его протяженность составляет лишь несколько км, а глубина не более 500 м, зато на западном побережье он растянут на 190 км.

Черное море на карте

В Черное море впадает три крупных реки, которые и являются основными транспортерами воды: Днестр, Днепр и Дунай. Объем водоема составляет примерно 550 000 куб. км. Вода пополняется из трех основных источников:

  • из Азовского моря;
  • из пресноводных рек;
  • с помощью дождей.

Черное море граничит с Россией, Украиной, Турцией, Грузией, Болгарией, Абхазией и Румынией. Из-за выгодного расположения моря, каждая страна имеет в нем торговый порт, куда регулярно приходит множество судов. Также на его берегах расположено много военных городов. Вблизи Черного моря имеются молодые горы и потухшие вулканы. Особенно их много на побережье Кавказа и на юге Крыма.

Почему Черное море так называется

Черное море имеет долгую историю, за время которой оно успело сменить несколько названий. Когда древние греки впервые ступили на его территории, регулярные шторма и холодный климат не понравились им. Из-за этого водоем прозвали Понт Аксинский, что означает “негостеприимное море”. Однако спустя некоторое время выходцы из колоний поселились в этих окрестностях, они привыкли к местным условиям. И море стали называть Понт Эвксинский, что означает “гостеприимное”. А когда на территориях, которые сейчас считаются югом Украины, начали проживать племена кочующих скифов, его прозвали Скифским морем.

Фото якоря, пролежавшего на дне Черного моря более 100 лет

Первые упоминания о том, что водоем стали называть “черным”, появились в средние века. Тогда корабли стали достаточно совершенными, чтобы пускать якорь не только возле берегов, но и посреди моря. И когда его опускали на глубину более 150-ти метров, после подъема обнаруживалось, что он покрыт черным налетом. Учитывая этот факт и то, что здесь вода на несколько тонов темнее, чем в других морях, за ним довольно быстро закрепилось название “Черное”.

Позже удалось выяснить, почему якоря при опускании на большие глубины окрашиваются в черный цвет. Оказалось, что примерно 78% воды в море содержит сероводород. Им не насыщен лишь слой у самой поверхности, ширина которого равна примерно 180 м. Но если опуститься на большую глубину, то это вещество будет находиться в сильной концентрации. А в больших количествах оно дает темный оттенок, из-за чего попавшие в него предметы окрашиваются, а вода, расположенная в верхнем слое, кажется темнее.

Сероводород в Черном море

Нет точной версии, откуда сероводород взялся в Черном море в таком количестве. Возможно, этот газ вышел из трещин в земле, расположенных на дне водоема.

Как появилось Черное море

Считается, что Черное море появилось 8 тысяч лет назад. Изначально оно представляло собой озеро, на берегах которого располагались небольшие города. Окрестные территории состояли из равнин и лесов, населенные большим количеством животных. Постоянный источник пресной воды из озера и множество дичи делали это место для людей выгодным с точки зрения проживания.

Физическая карта Черного моря

Но примерно в 5600-ом году до нашей эры прорвало плотину, которая стояла между озером и Средиземным морем. Вода из последнего хлынула на эти земли, сметая все на своем пути. За несколько месяцев непрерывного потопа поверхность озера поднялась на 70 метров. При этом, пресная вода перемешалась с соленой.

Если люди в теории и могли успеть переселиться в другие места, то местные животные оказались под водой и не выбрались оттуда. Также есть мнение, что именно поэтому на дне Черного моря большое содержание сероводорода, который может выделяться при разложении останков органических тканей.

Предположительно, именно этот потоп описывался в Ветхом Завете. В 2007-ом году археологи подтвердили эту теорию, поскольку на склоне горы Арарат обнаружили останки конструкции, которая вполне может быть ноевым ковчегом.

Принадлежность Черного моря к океану

Воды любого моря впадают в определенный океан, и Черное не является исключением. Однако из-за особенностей своего расположения оно соединяется с ним через несколько проливов и водоемов. Из-за этого вода проходит долгий путь, прежде чем окажется в водах Мирового океана.

Пролив Босфор

Черное море соединено с Атлантическим океаном. Когда вода начинает свой путь из водоема, она сначала проходит через Дарданеллы и Босфор, попадая в Средиземное и Эгейское моря. Оттуда она продолжает движение через Гибралтарский пролив, в конце которого и оказывается в Атлантическом океане.

Флора и фауна

Поскольку на дне Черного моря находится большое количество сероводорода, на глубине свыше 200 метров не проживают какие-либо сложные организмы. Также в местных водах невысокий уровень соли, из-за чего не каждое морское существо будет чувствовать себя комфортно. Однако несмотря на эти факторы, Черное море может похвастаться более 2000 видами разных существ, обитающих в нем.

Фауна

Подавляющее большинство существ, проживающих в Черном море – это одноклеточные микроорганизмы и бактерии. Их насчитывается примерно 1500 видов. Почти все они проживают на глубине свыше 200 метров, где содержится большое количество сероводорода. Собственно данные микроорганизмы и служат причиной его образования.

Азовское море и Черное море

Краткая характеристика Азовского и Черного моря

Азовское море — полузамкнутый водоем на карте Восточной Европы. Азовское и Черное море принадлежат к бассейну Атлантического океана, связь с которым с запада на восток осуществляется таким образом: Керченский пролив переходит в Черное море, которое в районе Турции впадает в пролив Босфор, переходящий в Мраморное море, которое впадает в пролив Дарданеллы, саязанный с Эгейским морем, переходящим в Средиземное, впадающее в пролив Гибралтар.

В точке перехода Черного моря в пролив Босфор в столице Турции, Стамбуле, проходит граница по воде Европы и Азии. Сам Стамбул является трансконтинентальным городом. Одна его часть находится в Европе, а другая — в Азии.

Черное море играет важную военно- стратегическую роль для государств, расположенных на его побережье. В Крыму, в Севастополе и на материке, в Новороссийске располагаются военные базы морского флота России, в Синопе и Самсуне — военно-морские базы Турции, в Варне — флот Болгарии, в Констанце и Мангалии — военное формирование Румынии, Понти — база береговой полиции Грузии.

Также через его порты осуществляется экспорт нефтепродуктов из России в Турцию. Через Черное море осуществляется “Голубой поток” — газопровод, соединяющий Россию и Турцию.

В Черном море произрастают такие водоросли как филлофора, ульва, кладофора. Также обитает уникальная хищная представительница флоры под названием ночесветка, способная светиться в темноте.

Для флоры Азовского моря характерны одноклеточные водоросли, представленные диатомовыми, сине-зелеными, перидинеевыми. Бентос представлен различными моллюсками.

Азовское море — место промысловой добычи морепродуктов. Все виды рыб можно разделить на три группы: проходные, полупроходные, морские.

Проходные рыбы до наступления момента размножения растут и развиваются в море, а на нерест заходят в русло реки, где проводят не более двух месяцев.

Полупроходные рыбы отличаются от проходных большим сроком пребывания в реке. Они могут провести там около года после нереста.

Морские рыбы осуществляют все жизненные процессы в соленых водоемах. Через Керченский перешеек рыбы могут переходить из Черного в Азовское.

  • Проходные рыбы: белуга, северюга, сельдь, осетр, рыбец, бестер.
  • Полупроходные: судак, лещ, тарань, чехонь.
  • Морские, в том числе заходящие из Черного моря в Азовское: пеленгас, черноморский калкан, тюлька, бычки, колюшка, хамса, сельдь, барабуля, скумбрия, ставрида.

В Черном море осуществляется добыча в промышленных масштабах таких рыб как анчоусы, скумбрии, ставриды, судаки, лососи.

В Черном море обитает много моллюсков. Хищный моллюск рапана, завезенный с Дальнего Востока, питается гребешками, мидиями, устрицами. Также в данном водоеме обитает один вид акул — катран.

Из ядовитых представителей ихтиофауны Черного море выделяются морской кот, большой морской дракон, скорпена.

Чем отличаются Азовское море и Черное море

Азовское море намного мельче Черного. Максимальная глубина в Черном море достигает чуть больше двух тысяч метров, в то время как данный параметр Азовского моря не превышает тринадцати метров!

Также они отличаются размерами. Черное море намного крупнее и омывает больше государств, нежели Азовское.

В Азовском море содержится в 40 раз больше живых организмов, чем в Черном. Это связано большой загрязненностью Черного моря нефтепродуктами и сероводородом. На глубине больше 200 м в Черном море нет жизни.

Также различие проявляется в использовании этих морей. Черное — прежде всего важный транспортный узел, центр стратегических военно-морских формирований разных государств. Азовское море играет транспортную роль, но по сравнению со значением добычи промысловых рыб знатно уступает.

Азовское море и Черное море: какое лучше для отдыха

Несмотря на плохую экологическую обстановку Черное море пользуется большим спросом у туристов. Города-курорты, расположенные на нем, имеют развитую инфраструктуру. Например, сети отелей, домов отдыха и санаториев; пункты проката велосипедов, лежаков, зонтов, масок для плавания, надувных матрасов; музеи, ботанические сады, океанариумы.

Побережье Азовского моря не может похвастаться такой сильной системой, но сейчас сеть развитой туристической инфраструктуры активно развивается Конечно, там много городов-курортов. Однако они отличаются меньшим размером и меньшим количеством специальных заведений.

Азовское море называют “большим лягушатником” из-за мелкоты, поэтому это море популярно для отдыха с детьми. Также в этих курортах много приспособлений для активного и экстремального спорта. Например, катания на гидроциклах или серфинга.

Отдых на черноморском побережье — яркий, активный, насыщенный. Азовское побережье предлагает спокойное и уютное времяпровождение всей семьей или активный отдых в одиночку.

Азовское море и Черное море: какое из них теплее

Средняя летняя температура на побережье Азовского моря не превышает +26ºС. Своего пика она достигает в июле — +28ºС. Максимальные значения были зафиксированы в местечке Приморско-Ахтарск, где море прогревается до +32,5ºС. Среднегодовая температура равна примерно +11ºС.

Средняя температура января на территории Черного моря в районе Одессы колеблется от -1ºС до -3ºС. В то же самое время на южном побережье Крыма и Кавказа — +5ºС. Средняя температура июля не превышает +25ºС. Самым теплым местом является Гагра, где среднегодовая температура равна +17ºС.

Таким образом, Азовское море теплее Черного.

Азовское море и Черное море: какое из них соленее

И в Азовское, и в Черное море впадает множество рек. Например, в Азовское море впадают такие реки как Кубань, Дон и их притоки. В Черное море впадают такие крупные реки как Дунай, Днепр, Днестр и множество мелких. Например, Южный Буг.

По причине большого притока пресных вод, соленость в этих водоемах намного ниже, чем в других. И все же, Черное море соленее, чем Азовское. Средняя соленость Черного моря равна 17 промилле. С глубиной соленость повышается. В местах, которые глубже 100 м, она равна 22,5 промилле.

После заполнения Цимлянского водохранилища к наступлению 80-х годов соленость Азовского моря достигла 13,8 промилле. Но к 2000-м показатели стабилизировались и уменьшились. Теперь в устье Дона соленость равна 1 промилле, а в центре водоема — 10. Максимальный показатель зафиксирован у Керченского пролива и не превышает 11 промилле.

Азовское море и Черное море: какое из них глубже

Азовское море — самый мелкий водоем в мире. Его глубина равна не больше 13,5 метров. Среднее значение равно 7,4 м.

Черное море намного глубже Азовского. Его средняя глубина равна 1240 м, а максимальная — 2210 м.

Азовское море и Черное море: где соединяются

Азовское и Черное море сливаются в Керченском проливе в Керчь-Еникальском канале. Западный берег пролива находиться на Керченском полуострове, а восточный — на Таманском.

Азовское море и Черное море: основные города

Все приморские города Черного и Азовского моря заняты в одной или в нескольких из следующих областей: рыболовство; добыча полезных ископаемых; грузоперевозки рыбы, полезных ископаемых, продуктов; курортная и экскурсионная деятельность; базы военно-морских формирований. В Краснодарском крае, Крыму, Грузии и Абхазии развито сельское хозяйство, в частности виноградарство и виноделие, а также выращивание экзотических фруктов (цитрусовые, фейхоа).

На берегах Черного моря расположилось шесть государств Восточной Европы, Азии и Кавказа: Румыния, Болгария, Турция, Грузия/Абхазия, Россия, Украина.

Административная единица Констанца в Румынии полностью омывается Черным морем. Город Констанца — порт, занимающий четвертое место в Европе. Среди портов Черного моря он занимает второе место после Новороссийска. Корабли перевозят уголь, нефть и нефтепродукты, удобрения и другие продукты химической промышленности. Мангалия является древнейшим жилым городом Румынии.

Болгарский город Бургас знаменит предприятиями химического синтеза, а также рыбными хозяйствами.

Турецкий город Зонгулдак знаменит добычей угля и нефти. Через порт экспортируются нефтепродукты и предметы черной металлургии. В Синопе ведется добыча пигмента для художественных красок, который называется охрой. Через порт Самсуна осуществляются перевозки табака, фруктов, зерна. В городе Трабзон сохранилась древняя византийская архитектура. Другие Турецкие города: Карасу, Ризе, Хопса.

Города Поти и Батуми — крупные грузинские порты.

Также на черноморском побережье расположились города, в которых находятся базы военного флота двух государств. Это Одесса и Новороссийск.

Азовское море омывает берега Украины и России. Города и районы, расположенные на Азовском море:

  • Украина: Херсонская и Запорожская области.
  • Донецкая область: Мангушский и Приморский, Левобережный, Новоазовский, Волновахский районы, Мариупольский городской совет.
  • Россия: Краснодаоский край и Ростовская область.
  • Республика Крым: городской округ Керчь, Ленинский район.

Такие города как Таганрог, Азов, Ростов-на-Дону могут похвастаться большим историческим прошлым. Эти места богаты музеями и достопримечательностями, но для пляжного отдыха не годятся.

Азовское море и Черное море: основные курорты

Курорты, расположенные на берегах Азовского и Черного моря, предоставляют услуги грязелечения и минеральных вод.

Черноморское побережье может похвастаться обилием курортов. Например, город Мамая на севере Констанции представляет собой грязевой курорт, где проходит лечение заболеваний верхних дыхательных путей, опорно-двигательного аппарата, анемии и поражений нервной системы.

Курортный город Эфорие делится на две части: северную и южную. Они соединены перешейком, отделяющим Черное море от соленого озера Текиргиол.

Для всех населенных пунктов, расположенных на берегах Черного моря, характерно теплое лето и мягкая зима, поэтому на них возможен отдых круглый год.

Болгарский город Созополь, изначально созданный как рыбацкое поселение, активно развивается как курорт. Приморско — популярное место для отдыха с детьми. Другие черноморские курорты Болгарии: Золотые пески, Варна, Обзор, Солнечный берег.

Грузинский город Кобулети популярен магнитными грязями. Абхазское местечко Пицунда известно реликтовыми сосновыми рощами. Другие кавказские курорты: Уреки, Анаклия, Гагра.

Черноморские курорты России и Крыма многообразны и представлены в изобилии: Сочи, Лазаревское, Тупсе, Джубга, Геленджик, Кабардинка, Анапа, Керчь, Феодосия, Коктебель, Ялта, Алушта.

Если черноморские пляжи в основном галечные, то азовские — почти все песочные. Крупнейшим курортом на Азовском море является Ейск.

Должанка — популярный курорт среди любителей экстремального спорта. Краснодарский населенный пункт Приморско-Ахтарск также предоставляет большой спектр услуг активного времяпрепровождения. Кроме этого, в этом городе Азовское море самое теплое.

Казачья станица Голубицкая, расположенная в Краснодарском крае, популярна грязелечением. Крымские курорты, принадлежавшие акватории Азовского моря, представлены небольшими и очень уютными городами и поселками.

Похвастаться азовскими курортами может и Украина. Ее главное богатство на побережье Черного моря — город Бердянск и его окрестности. Там туристов ждут не только прекрасные лечебные грязи, но и прекрасные пейзажи, представленные косами и красивыми берегами.

Перешеек между Азовским морем и Черным морем

Азовское и Черное море связываются в Керченском проливе. Западный берег перешейка расположен на Керченском полуострове Крыма, а восточный — на полуострове Тамань Краснодарского края. Ширина пролива колеблется от 4 до 15 км, а средняя глубина не превышает 18 м.

На перешейке расположены многие торговые порты: Керченский, Камыш-Бурун, Крым, Кавказ.

Для связи двух морей был построен Керчь-Еникальский канал.

Особенности договора бербоут чартера

Пункт 2 § 3 главы 34 ГК РФ посвящен аренде транспортного средства без предоставления услуг по управлению и технической эксплуатации. В то же время ГК устанавливает (ст. 649), что особенности аренды отдельных видов транспортных средств без экипажа, помимо тех, которые предусмотрены § 3, могут содержаться и в транспортных уставах и кодексах. Такие особенности установлены главой XI КТМ.

Согласно ст. 642 ГК по договору аренды транспортного средства без экипажа арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации.

Как и при тайм-чартере, правила, установленные главой XI КТМ, применяются, если соглашением сторон не установлено иное, т.е. они носят диспозитивный характер. В соответствии со ст. 642 ГК к договору бербоут-чартера не применяются правила ст. 621 о преимущественном праве арендатора на заключение договора аренды на новый срок и о возобновлении договора аренды на определенный срок. Не применяются к этому договору и правила о регистрации договоров аренды, предусмотренные п. 2 ст. 609 ГК.

Как ГК (ст. 643), так и КТМ (ст. 214) предусматривает, что бербоут-чартер должен быть заключен в письменной форме, причем ст. 643 ГК содержит уточнение о том, что такая форма не зависит от срока договора.

Хотя количество проформ договора бербоут-чартера не столь велико, как проформ тайм-чартера, тем не менее при заключении бербоут-чартера стороны, как правило, применяют эти проформы, в которых подробно регламентированы их права и обязанности. В связи с этим правила главы XI КТМ применяются сравнительно редко. В настоящее время широкое распространение получила проформа чартера “Barecon 89” (одобренные БИМКО и “Barecon 200”).

Согласно ст. 213 КТМ в бербоут-чартере должны быть указаны наименование сторон, наименование судна, его класс, флаг, технические и эксплуатационные данные (грузоподъемность, грузовместимость, скорость и другие), количество расходуемого им топлива, район плавания, цель фрахтования, время и место передачи и возврата судна, ставка фрахта, срок действия бербоут-чартера. Реквизиты договора бербоут-чартера мало отличаются от реквизитов тайм-чартера, предусмотренных в ст. 200 КТМ. Однако, учитывая специфику бербоут-чартера, некоторые реквизиты проформы бербоут-чартера являются более подробными. Например, наряду с указанием класса судна приводятся данные о последнем специальном обследовании, осуществленном классификационным обществом; о минимальном сроке действительности свидетельств; данные о страховании, осуществленном как за счет судовладельца, так и за счет фрахтователя, и т.д.

Судно, находящееся в бербоут-чартере, должно использоваться в законных рейсах для перевозки законных грузов, при этом ядерное топливо или радиоактивные материалы к перевозке не допускаются (п. 5 чартера “Barecon 89”). В то же время проформа содержит уточнение, согласно которому судно не должно использоваться в перевозках, которые не покрыты условиями страхования, если только предварительно не получено разрешение страховщика и не оплачена дополнительная страховая премия. Если то необходимо, фрахтователи должны информировать судовладельца и залогодержателей о предполагаемом использовании судна.

Положения ст. 216 КТМ о мореходном состоянии судна, передаваемого в бербоут-чартер, существенно отличаются от соответствующих положений, содержащихся в главе VIII (ст. 124) и главе X (ст. 203 КТМ). Во-первых, судовладелец обязан принять меры только по обеспечению технической годности судна (его корпуса, двигателя и оборудования) для целей, предусмотренных бербоут-чартером. Согласно п. 2 чартера “Barecon 89” судовладелец обязан до и в момент сдачи судна проявить должную заботливость, чтобы судно было подготовлено в отношении корпуса, механизмов и оборудования к использованию по назначению, включая наличие соответствующих документов. Сдача судна фрахтователям и прием ими судна рассматривается как полное выполнение судовладельцем всех своих обязательств по бербоут-чартеру.

Во-вторых, обязанность поддерживать судно в мореходном состоянии в течение срока действия бербоут-чартера лежит не на судовладельце, а на фрахтователе. Это положение соответствует ст. 644 ГК, согласно которой арендатор в течение срока договора обязан поддерживать в надлежащем техническом состоянии транспортное средство, принятое в аренду без экипажа, включая осуществление текущего и капитального ремонта. Это положение детально разработано в проформе “Barecon 89”, согласно п. 9 которой судно в течение срока действия договора находится в полном владении и абсолютном распоряжении фрахтователя и во всех отношениях находится под его полным контролем. Фрахтователь обязан содержать судно, его механизмы, котлы, устройства и запасные части в хорошо отремонтированном состоянии, соответствующем обычной коммерческой и эксплуатационной практике. Он также обязан предпринимать немедленные меры по производству необходимого ремонта, который производится в разумные сроки. При несоблюдении этих сроков судовладелец имеет право изъять судно из эксплуатации у фрахтователя.

Как установлено п. 2 ст. 216 КТМ, устранение скрытых недостатков судна является обязанностью судовладельца. Это правило более предпочтительно для фрахтователя по сравнению с соответствующим положением проформы “Barecon 89” – согласно п. 2 проформы, судовладелец несет ответственность за ремонт, вызванный скрытыми недостатками судна, его механизмов или оборудования, существовавших в момент сдачи судна, при условии что такие недостатки были обнаружены в течение 18 месяцев после сдачи судна. Стороны бербоут-чартера могут установить и иные сроки.

В соответствии со ст. 645 ГК арендатор (фрахтователь) своими силами осуществляет управление арендованным транспортным средством, для чего он осуществляет укомплектование его экипажем. Согласно ст. 217 КТМ фрахтователь вправе укомплектовать экипаж судна лицами, ранее не являвшимися членами экипажа данного судна, или в соответствии с условиями бербоут-чартера лицами, ранее являвшимися членами экипажа данного судна. В последнем случае такой договор, в отличие от бербоут-чартера, называют димайз-чартером, хотя российское морское законодательство не проводит различия между этими договорами. Независимо от способа комплектования экипажа судна капитан судна и другие члены экипажа судна являются работниками фрахтователя и подчиняются ему во всех отношениях. При комплектовании экипажем судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации, должны соблюдаться правила ст. 56 КТМ о гражданстве членов экипажа судна.

Фрахтователь несет расходы не только на содержание членов экипажа судна, но и все связанные с его эксплуатацией расходы, уплачивает взимаемые с судна сборы, а также возмещает расходы на страхование судна и своей ответственности (ст. 218 КТМ). Последнее положение учитывает лишь исключение из общепринятых условий, применяемых в морском судоходстве при фрахтовании судна без экипажа. Согласно ст. 646 ГК, если сторонами договора не предусмотрено иное, расходы на страхование, включая страхование ответственности, несет арендатор (фрахтователь). И в качестве общего подхода подп. “а” п. 12 проформы “Barecon 89” предусмотрено, что на срок аренды судно страхуется фрахтователем за свой счет от морских, военных рисков и рисков P and I с тем, чтобы защитить интересы как судовладельца, так и фрахтователя. Лишь в том случае, если стороны особо об этом договорились, распределение обязанностей по страхованию может быть иным (подп. “а” п. 13): в период аренды судно должно быть застраховано от морских и военных рисков судовладельцем за свой счет, и ни судовладелец, ни страховщики не имеют права на возмещение или суброгацию против фрахтователя. В то же время фрахтователь должен застраховать за свой счет риски P and I. Таким образом, если применяются общепринятые условия, на которых заключаются договоры бербоут-чартера, довольно трудно представить себе положение, при котором указанное выше правило ст. 218 получило бы применение.

По окончании срока действия бербоут-чартера фрахтователь обязан возвратить судно судовладельцу в том состоянии, в каком оно было получено им, с учетом нормального износа судна (п. 2 ст. 218 КТМ). Условия возврата судна подробно регламентированы в п. 14 проформы “Barecon 89”: судно возвращается в безопасном порту с предварительным уведомлением за 30 дней и не менее чем за 14 дней с указанием ожидаемой даты и порта (портов) возврата судна. Если судно вышло в рейс, после окончания которого период чартера может быть превышен, фрахтователь может использовать судно для завершения этого рейса, если разумный расчет позволяет установить, что судно может быть возвращено примерно в сроки окончания чартера. Судно должно быть возвращено судовладельцу в том же хорошем виде, состоянии и с классом, в каком оно было при сдаче, исключая естественный износ, не влияющий на класс судна.

Фрахтователь судна по бербоут-чартеру вправе использовать его для любых целей, предусмотренных договором, и поэтому несет ответственность перед третьими лицами по любым требованиям, возникающим в связи с эксплуатацией судна. Как и при фрахтовании на условиях тайм-чартера, фрахтователь вправе заключать договоры перевозки, подписывать чартеры, выдавать коносаменты, морские накладные и иные перевозочные документы. Его ответственность в этих случаях наступает в соответствии с правилами главы VIII КТМ. Согласно п. 20 проформы чартера “Barecon 89” фрахтователи обязаны следить за тем, чтобы коносаменты, выдаваемые на грузы, содержали оговорку “Парамаунт”, включающую любое законодательство относительно ответственности перевозчика за груз, обязательно применяемое в морских перевозках, а также содержать пересмотренную новую оговорку Джейсона и оговорку о взаимной ответственности при столкновении. Коносаменты, одобренные Союзом российских судовладельцев, содержат указанные оговорки.

Что касается ответственности за вред, причиненный третьим лицам, то ее несет фрахтователь в соответствии с правилами главы 59 ГК (ст. 648). Это положение вытекает из ч. 2 ст. 1079 ГК, согласно которой обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности, в том числе и на праве аренды. Правила ст. 219 КТМ устанавливают два исключения, когда ответственность возлагается на судовладельца, – это требования возмещения ущерба от загрязнения с судов нефтью и ущерба в связи с морской перевозкой опасных и вредных веществ. Согласно ст. ст. 325 и 336 КТМ иск о возмещении ущерба от загрязнения не может быть предъявлен к любому фрахтователю, в том числе к фрахтователю по бербоут-чартеру. Ответственность за любой ущерб от загрязнения (ущерб, причиненный опасными и вредными веществами в связи с морской перевозкой их на борту судна) несет лицо, зарегистрированное в качестве собственника судна.

В отличие от правила ст. 207 КТМ, согласно которому фрахтователь не несет ответственности за убытки, причиненные спасанием, гибелью или повреждением судна, если не доказано, что убытки причинены по вине фрахтователя, ст. 220 КТМ устанавливает обратное правило: ответственность несет фрахтователь, если не докажет, что убытки причинены не по его вине. Появление такого правила вполне оправданно, поскольку судно поступает в полное распоряжение фрахтователя, который укомплектовывает его экипажем и осуществляет эксплуатацию судна во всех отношениях. Исходя из этого спасательное вознаграждение полностью поступает в распоряжение фрахтователя, что прямо предусмотрено в п. 17 проформы “Barecon 89”, согласно которому все вознаграждение за спасание и плата за буксировку идут в пользу фрахтователя. Однако и стоимость ремонта повреждений, причиненных в ходе спасательных операций, относится за счет фрахтователей.

Согласно п. 1 ст. 221 КТМ фрахтователь уплачивает судовладельцу фрахт за месяц вперед по ставке, согласованной сторонами, и освобождается от уплаты фрахта и расходов по судну за время, в течение которого судно было непригодно к эксплуатации вследствие немореходного состояния, если только непригодность судна не наступила по вине фрахтователя.

Таким образом, согласно КТМ фрахтователь освобождается от уплаты фрахта лишь в одном случае – непригодности судна к эксплуатации вследствие немореходности, наступившей не по вине фрахтователя. Договором могут быть предусмотрены случаи, когда подлежит оплате время, в течение которого судно было немореходным не по вине фрахтователя. Так, согласно п. 12 проформы “Barecon 89” время, затраченное на устранение скрытых дефектов, не обнаруженных в течение 18 месяцев, должно считаться как время аренды.

В соответствии с п. 2 ст. 221 судовладелец в случае просрочки уплаты фрахта свыше четырнадцати календарных дней имеет право без предупреждения изъять судно у фрахтователя и взыскать с фрахтователя причиненные такой просрочкой убытки. Пунктом 10 чартера “Barecon 89” предусмотрена возможность изъятия судна при неуплате арендной платы в течение семи текущих дней. Как и при фрахтовании судна в тайм-чартер, судовладелец может осуществить залоговое право на грузы и субфрахт, принадлежащий фрахтователям, и на фрахт по коносаментам в удовлетворение всех требований, вытекающих из бербоут-чартера.

В случае гибели судна фрахт подлежит уплате со дня, предусмотренного бербоут-чартером, по день гибели судна или, если этот день установить невозможно, по день получения последнего известия о судне.

По бербоут-чартеру с условием выкупа судна фрахтователем по истечении срока действия бербоут-чартера судно переходит в собственность фрахтователя, если фрахтователь исполнил свои обязательства по бербоут-чартеру и произвел последнюю уплату фрахта (ст. 223 КТМ). Положения указанной статьи основаны на ст. 624 ГК, согласно которой в договоре аренды может быть предусмотрено, что арендованное имущество переходит в собственность арендатора по истечении срока аренды или до его истечения при условии внесения арендатором всей обусловленной договором выкупной цены. Если условие о выкупе не предусмотрено договором аренды, оно может быть установлено дополнительным соглашением сторон, которые при этом вправе договориться о зачете ранее выплаченной арендной платы в выкупную цену. Таким образом, возможен выкуп судна фрахтователем по бербоут-чартеру, в котором первоначально отсутствовало условие о выкупе.

Часть IV проформы “Barecon 89” посвящена договору бербоут-чартера, содержащему условие о выкупе судна. Согласно этой части, если уплата фрахта задерживается менее чем на семь дней или по причине, не зависящей от фрахтователя, право изъятия судна не применяется. Однако любая задержка очередного взноса дает судовладельцу право на получение процентов по ставке, согласованной сторонами, а если она не согласована, то по текущей рыночной ставке. В соответствии со ст. 222 КТМ по бербоут-чартеру с условием выкупа судна судовладелец не вправе изъять судно у фрахтователя в случае просрочки уплаты фрахта свыше 14 календарных дней, если такая просрочка вызвана обстоятельствами, не зависящими от фрахтователя, но вправе взыскать с фрахтователя причиненные просрочкой убытки. Как видно из содержания ст. 222 КТМ, при ее формулировании имелись в виду соответствующие положения проформы “Barecon 89”, которые претерпели некоторые изменения. Во-первых, срок увеличен до 14 дней. Во-вторых, согласно КТМ могут быть взысканы причиненные просрочкой убытки, а не только проценты. Судовладелец несет ответственность за любые недостатки выкупленного фрахтователем судна, в том числе за скрытые недостатки, если фрахтователь докажет, что такие недостатки возникли до передачи ему судна или по возникшим до его передачи причинам (ст. 224 КТМ). Хотя приведенное правило соответствует п. 1 ст. 476 ГК, на практике эти вопросы решаются в договоре бербоут-чартера. Так, согласно проформе “Barecon 89” продавец (судовладелец) обязан во время передачи вручить покупателю (фрахтователю) все классификационные сертификаты. Судно со всем имуществом остается на риске продавца до тех пор, пока оно не будет передано покупателю в соответствии с условиями договора, и судно со всем его имуществом должно быть сдано и принято в том состоянии, в котором находится в момент передачи, после чего продавец освобождается от любой ответственности за возможные ошибки или недостатки в его описании.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: