Безусловное вето: что это такое, описание и особенности

Безусловное вето: что это такое, описание и особенности

Добавлено в закладки: 0

Что такое вето? Описание и определение термина.

Вето – это (лат., от veto– запрещаю) право, которым обладает лицо или группа лиц и дает им возможность на отмену в одностороннем порядке принятого уже решения. Выделяют абсолютное и относительное вето. Абсолютным вето называют право на полный и всеобъемлющий запрет принятия или исполнения какого-либо решения или действия. Что касается относительного вето, то оно бывает «слабым» и «сильным». Слабым вето называют право, которое дает возможность повторно пересматривать принятие решения, чтобы его утвердить будет достаточно согласия большинства. Чтобы преодолеть сильное вето нужно использовать квалифицированное большинство, при этом принятие решения должно проходить по усложненной процедуре.

Вето (от лат. veto — запрещаю) — это право, которое означает полномочие лица или группы лиц в блокировке в одностороннем порядке принятия того или иного решения.

Вето бывает абсолютным (например, Совет Безопасности ООН, постоянные члены которого имеют право заблокировать любое решение, которое принято Советом), или суспензивным (отлагательным) (как Законодательная система США, где Палата представителей США и Сенат США имеют право собрав две трети голосов преодолеть вето Президента.)

Сильное и слабое вето

Относительным вето являются «сильное» и «слабое» вето.

Слабое вето подразумевает, что парламент обязуется повторно заняться рассмотрением законопроекта. Для его преодоления хватит такого же большинства, как и для того чтобы принять обычный закон. Так президенты Франции и Италии наделены слабым суспензивным вето.

Сильное вето можно преодолеть лишь квалифицированным большинством, порой придерживаясь усложнённой процедуры. Например у Президента США есть сильное вето. Стоить заметить, что вето дает возможность блокировать принятие решения и останавливать изменения, но его никак нельзя использовать для проведения каких-либо реформ. Вето – это механизм поддержания статуса-кво, а не возможность формировать политику.

Право вето в виде общественного института появилось в Древнем Риме. Римская республика славилась тем, что каждый из двух консулов имел право заблокировать принятое военное или гражданское решение другого консула. Кроме того, каждый трибун обладал правом единолично отклонить закон, который был принят Сенатом.

Практика применять право вето очень пестрая и сложно поддается однозначной оценке, потому что она притерпевала многократные изменения в зависимости от политической ситуации и соотношения сил партий в государстве. Первые семь президентов США не использовали право вето вовсе. После же Дж.А.Гарфилда ни один Президент не отказал себе в удовольствии использовать свое конституционное право, некоторые из них и не по одному разу.

Право вето президента

В 60-70-х годах право вето президенты стали использовать намного реже, чем в 30-50-х годах, что, в целом, является отражением эволюции во взаимоотношениях Президента и Конгресса. Сейчас же глава государства все чаще стал заручаться предварительной поддержкой парламента прежде чем притворять в жизнь свои законодательные программы. Кроме того Конгресс старается ограничивать возможности Президенту пользоваться данным правом.

Кроме уже упомянутого “наездника”, парламент иногда регулирует законодательный процесс таким образом, чтобы не дать Президенту возможности применить “карманное вето”.

Стоит отметить, что право вето – это очень эффективное средство, потому что Конгресс в итоге преодолевает всего только около 7%. Законопроекты, которые подверглись данной процедуре, часто подвергаются пересмотру парламентом и затем принимаются в варианте, который приемлем Президенту. Особенно эффективно использовать вето главы государства во время блокирования бюджетных инициатив Конгресса, именно поэтому в США парламент занимается приемом бюджетного закона дважды. Первый раз – билль, который санкционирует издание бюджетного закона, второй раз – закон об ассигнованиях. Это дает возможность президенту воспользоваться правом вето дважды.

Часто сама угроза применения вето может оказать на конгрессменов необходимое воздействие. Однако, по замечанию профессора А.А.Мишина, право вето – это прежде всего оборонительное, негативное оружие, при помощи которого глава государства может только сорвать законодательную инициативу Конгресса, однако не может реализовать свою. “Президенту, который имеет позитивную программу законодательных мер, право вето мало чем может помочь”. Поэтому “вето или даже угроза его применения это часть сложного процесса политических уступок, в котором Президент располагает существенными полномочиями”.

Право вето в Европе

В отличие от США Президент Германии не имеет право вето. Конституция наделяет его только правом оформления законов при помощи контрассигнации. Это нельзя назвать чисто техническим действием, потому как глава государства может проверить соответствует ли этот закон на Конституции. Но так как на Федеральный конституционный суд возложена роль за тем, чтобы следить, чтобы не нарушалась Конституция, необходимости чтобы реализовывать указанное право у Президента обычно не возникает. Но все таки, не имея права вето и возможности отклонить уже вступивший в силу закон, Президент Германии все же может предотвратить его действие применив отказ от оформления. Решиться на подобный шаг президента могут побудить весомые сомнения, грубые ошибки, которые содержатся в законе.

Злоупотребления, которые могут исходить со стороны Президента, в данной ситуации исключены, потому что уже сам его отказ оформить закон проверяет Конституционный суд. Поэтому авторы немецкого курса государственного права назвали оформление закона Президентом ФРГ так называемым государственно-нотариальным действием, в котором глава государства засвидетельствует подлинность текста.

Читайте также:
Иностранная рабочая сила: что это значит

Во Франции Законы обнародуются декретом Президента. Глава государства может потребовать чтобы в течение 15 дней закон или его части были повторно обсуждены. Основанием для этого требования мугут быть технические причины или проявление политического несогласия.

На практике процедура повторного обсуждения закона в V Республике, в отличие от IV Республики, была применена лишь несколько раз. Правительство пытается решать спорные проблемы на стадии рассмотрения закона, а не промульгации. Президент Ф.Миттеран (1981-1995) лишь два раза использовал это право (Закон о Всемирной выставке 1989 года). Конституция предусматривает невозможность отказа Президента от подписания декрета о промульгациии после нового обсуждения закона или истечения 15-дневного срока.

Право вето в России

Президент России обладает правом вето, реализуемое им довольно часто. Около 30% общего количества законов попадают под вето главы государства. Если зарубежная практика во главу угла президентского вето ставит политические и экономические основания, то в России реализованы правовые. Так к примеру, Президент Ельцин обосновывал это те что законы имеют низкое юридическое качество, часто противоречат Конституции, федеральным законам, а также часто отсутствуют заключения правительства по законопроектам, которые требуют дополнительных ассигнований из федерального бюджета.

Наряду с юридически-техническими огрехами и упущениями в принятых законах встречаются сложные правовые коллизии. Часто они затрагивают различные интерпретации Президента и парламента ключевых положений Конституции. Среди них принцип разделения властей, правовые основы организации государственной власти, полномочия федеральных органов законодательной и исполнительной властей.

Применение вето весьма противоречиво и непоследовательно. Отсутствие традиций разрешения споров политического характера заводит иногда процесс создания законов в тупик. Иногда причинами применения вето являются совершенно непонятные факторы, которые носят очень уж общий характер. И все таки, по мнению российских ученых, право вето может стимулировать повышение качества законов, которые принимаются, а его частое использование может быть оправдано на этапе становления профессионального парламента, когда остро недостает квалифицированных юристов.

Кроме отклонения закона с его последующим повторным рассмотрением в парламенте (это метод называют отлагательным вето), Президент России может возвратить закон в парламент не рассматривая его по существу, если нарушены требования Конституции к принятию таких актов. Это право не предусматривается Конституцией. Если Президент усмотрит в процессе принятия или одобрения федерального закона нарушение какого то условия или процедуры, он не подпишет его, а это автоматически сделает закон не принятым.

Преодоление вето

Вето Президента в России можно преодолеть в единичных случаях, это можно объяснить как необходимое условие нормального функционирования системы разделения властей. В случае когда процедура, которая действует может позволить парламенту с легкостью преодолеть возражения президента, то у депутатов может возникнуть соблазн, чтобы навязать ему свою волю.

Большинство законов, которые отклонил глава государства, дорабатывается с учетом его замечаний. Для достижения этой цели Государственная Дума создает специальные комиссии, в составе которых имеются и представители главы правительства. Российская практика знала случаи, когда Б.Ельцин, не имея желания обострять отношения с парламентом, все таки шел на поводу у парламента и подписывал законы, которые, по его мнению, содержали положения, которые противоречили Конституции.

Стоит отметить, что конституционный механизм реализации права вето в России очень похож на американский, а не западноевропейский. Но при этом есть и свои особенности. Первое, политическая практика США не знает случаев неподписания или не опубликования законов главой государства, поскольку после преодоления президентского вето “законопроект становится законом”. В России такие случаи были, это бесспорно являлось явным нарушением Конституции (Закон о реституции ценностей). К сожалению, в Россия не обладает механизмом, обеспечивающим действие закона,который не подписан Президентом.

Другая особенность – это отсутствие у российского Президента “карманного вето”. А если бы глава государства был наделен подобным правом это было бы очень полезным для России, которая в последние дни сессий парламента принимает по несколько десятков законов в одно чтение. Это, бесспорно, не может не сказаться на их качество.

Карманное вето

Кажется, что наиболее совершенной конструкцией реализации права вето обладает Конституция Республики Беларусь, потому что глава государства обладает постатейным и “карманным” вето. Президент имеет право вернуть на повторное голосование не только весь законопроект со своими возражениями, но и отдельные части этого закона. В таком случае закон подписанный главой государства с оговоркой о несогласии с отдельными его частями и вступает в силу. Не вступают в силу лишь те положения по которым имеются возражения.

Реализация “карманного вето” имеет большие отличия от США. Глава Беларуси в таких случаях и после истечения 14-дневного срока принимает окончательное решение: либо подписывает закон, либо возвращает его, внеся свои возражения в Палату представителей, после этого он рассматривается, беря начало не с первого чтения, а придерживаясь особой процедуры рассмотрения возражений Президента . Эта практика является весьма позитивной, потому что позволяет добиться процессуальной экономии законодательной деятельности. К тому же законодательство Беларусь, в отличие от российского, налагает на главу государства обязательство подписать закон, который принят парламентом после преодоления президентского вето. Все это может способствовать более тесному сотрудничеству властей в законодательном процессе и исключать их конфронтацию.

Читайте также:
Основания приобретения права собственности

Мы коротко рассмотрели понятие вето, виды вето, право на вето. Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.

Безусловное вето: что это такое, описание и особенности

Вето (латинский veto — «не позволяю, запрещаю»), такой акт лица, облеченного государственной властью, посредством которого оно в силу своего свободного усмотрения может остановить временно или навсегда какой-либо акт других государственных властей, лиц или учреждений. Оно может применяться одинаково в области законодательства, суда и управления, иметь различные формы и вести за собой самые различные последствия для опротестованного или приостановленного акта. Право вето применялось еще в древней Греции. Так, по учреждению Солона афинский ареопаг, в качестве верховного суда, обладал правом вето против всех тех постановлений совета (Βουλη) и народного собрания, которые, по его мнению, противоречили существующим законам или общественному благу. Такое же право принадлежало и спартанскому эфорату, коллегии высшего суда и надзора. Особенного развития достигло право veto в древнем Риме, где оно сделалось главным орудием в руках народных трибунов (см.) для защиты массы населения от облеченного в законные формы насилия и угнетения со стороны высших классов (так наз. intercessio). Право вето было предоставлено в Риме не только трибунам, но в известных пределах и цензорам, сенату, преторам и авгурам. Средним векам понятие вето также не осталось неизвестным. Таково, например, вето императора Священной Римской империи по отношению к постановлениям имперского сейма или рейхстага. Таково же его вето по отношению к выборам римского папы. Помимо вето императора средним векам известно и вето сословий, или даже отдельных членов их. Таково, например, польское «liberum veto», принадлежавшее каждому члену сейма или сеймика (см. Польша). В новое время в государствах абсолютного типа особенно вырабатывается право вето в области судебно-административной (протест или вето прокуратуры против решений судебных коллегий, вето административных властей относительно постановлений органов самоуправления), но в специальном, техническом смысле слова термин «вето» применяется в настоящее время к области законодательства и обозначает право определенного государственного органа останавливать временно или окончательно обращение в закон того или иного законопроекта, одобренного народным представительством. Будучи по своей природе только правом протеста или приостановки определенного акта без права самостоятельного его перерешения или видоизменения, вето остается таким же и в области законодательства. Оно является необходимым результатом современной государственной системы, построенной на примирении различных враждебных интересов и классовых противоречий. Такое государство, будучи лишено внутреннего единства, нуждается в средствах внешнего, чисто механического уравновешивания своих частей, и одним из таких средств является вето. Неудивительно поэтому, что наиболее яркое выражение право вето получило в теории Монтескье, которая в духе новейшего конституционализма строит теорию равновесия властей. Здесь вето присвояется исключительно исполнительной власти против народного представительства. «Если, – говорит Монтескье (Дух законов, книга XI, глава VI), – исполнительная власть не будет иметь права останавливать действия законодательного собрания, то последнее впадет в деспотизм, так как, имея возможность предоставить себе любую власть, которая представится его воображению, оно уничтожит все прочие власти». В настоящее время право вето, в зависимости от силы и значения отдельных государственных факторов (монарха, представительства, народа), сложилось в следующие формы; оно бывает окончательным, или абсолютным, и отлагательным (условным), или суспенсивным. В первом случае вето влечет за собой окончательную остановку постановления палат, во втором — временную. Понятие вето в новом смысле слова родилось в Англии и произошло из резолюций, которые полагались собственноручно королем на петиции парламента. Так образовалась осторожная формула «Le roi s’avisera» (король подумает) — в случае его несогласия издать соответствующий закон. Эта старая формула, пережиток эпохи, когда официальным языком был французский, осталась навсегда в английском праве. На практике право королевского вето в Англии осуществлялось лишь до начала ХVІІІ века, когда королева Анна в 1707 году отказала в своем согласии на билль о шотландской милиции; с тех пор вето больше не применялось и в настоящее время считается вышедшим из употребления, поскольку дело идет о законопроектах, принятых обеими палатами метрополии. Однако, убеждение в праве вето короны держалось до половины XIX века: еще в 50-х годах этого столетия два раза возникал вопрос о необходимости применения королевского вето, — конечно, за ответственностью кабинета министров. В противоположность метрополии, вето короны до сих пор сохранилось на практике по отношению к законодательству различных автономных колоний вроде Канады, Каплэнда и Австралии. Здесь, несмотря на самый широкий парламентаризм колониальных демократий, английским генерал-губернаторам принадлежит право безусловного вето относительно постановлений колониальных парламентов, которое дополняется правом королевского вето (обыкновенно в течение 1-2-годичного срока) относительно тех даже постановлений колониальных палат, которые пропущены генерал-губернаторами; ежегодно таким путем погибает, во всех автономных колониях вместе взятых, 3-4 акта. Иногда в Англии говорят еще о вето палаты лордов по отношению к биллям, принятым палатой общин, в частности — финансовым биллям (бюджету), которые верхняя палата вправе целиком отвергнуть, но не изменять (см. Бюджетное право и Великобритания). В других государствах вето развилось следующим образом. Во Франции по хартии Людовика XVII (1814 г.) было установлено абсолютное вето (ст. 22). Это же начало было принято в статье 18 хартии Людовика-Филиппа (1830 г.) и в статье 10 конституции Людовика-Наполеона (1852 г.). Во всех этих законах говорится об «утверждении и обнародовании» законов. В отличие от этого абсолютного вето мы находим вето отлагательное, или суспенсивное, в конституции 1791 года, по которой (гл. III, разд. III, ст. I и след.) в случае вето со стороны короля закон, три раза принятый последовательными легислатурами, становится законом, несмотря на вето; в конституции VIII года (ст. 21), где охранительный сенат по представлению консулов мог отменить «неконституционные» акты трибуната; в действующем праве французской республики, где (закон 16 июля 1878 года, ст. 7) президент республики мотивированным посланием к палатам может отказать в опубликовании закона и требовать его нового рассмотрения, причем, в отличие от Соединенных Штатов, для вторичного принятия такого закона достаточно простого большинства. Абсолютное вето находим мы в следующих государствах. В Германской империи вето принадлежит Союзному совету, как представителю объединенных немецких правительств, по отношению ко всем постановлениям общего имперского представительства (рейхстага). В составе самого Союзного совета Пруссия пользуется правом вето по вопросам изменения конституции и военного дела. В отдельных немецких государствах решения ландтагов подлежат вето монархов. В Австро-Венгрии императору принадлежит право вето относительно решений общего для всей страны представительства (делегаций), относительно постановлений австрийского рейхсрата и венгерского парламента, так же как относительно постановлений отдельных земских сеймов (ландтагов) коронных земель и территорий. Абсолютное вето монарха существует далее в конституциях Бельгии, Дании, Швеции, Испании, Италии, Голландии, Румынии, Болгарии, Греции, Сербии, Турции и Японии. Надо, однако, заметить, что на практике вето во всех этих монархических государствах осуществляется до крайности редко. В истории ряда государств, начиная с полусамодержавной Пруссии и кончая парламентарной Италией, не было ни одного случая отказа в санкции постановлениям палат. Только в истории Бельгии, Швеции и Австрии бывали подобные случаи, причем в Бельгии они имели место вследствие перехода власти из рук одной партии в руки другой, а в Швеции и Австрии — вследствие противоречия между интересами составных частей государства и его общими целями. Во всех странах, где принято абсолютное вето, оно приводит к практике предварительных соглашений между короной и представительными камерами и делает излишним самое осуществление вето. Что касается вето суспенсивного, то оно достигло особенного развития в североамериканских Соединенных Штатах. По федеральной конституции президенту предоставляется право наложить вето на всякий принятый конгрессом билль и вернуть его со своими возражениями в ту палату, от которой он исходил. Если билль будет затем вновь принят не менее как двумя третями сената и палаты представителей, то он этим самым получает силу закона. Если представленные президенту билли в течение десяти дней им не опротестовываются, то они и без повторного голосования палат становятся законом и в подписи президента для этого не нуждаются. Замечательно, что в республиках центральной и южной Америки, при заимствовании североамериканской конституции с разделением властей, президентское право вето подверглось значительным видоизменениям. Так, в Панаме введено неограниченное право вето, в Никарагуа это право удержано лишь для некоторых законов, в Мексике оно, подобно французскому, влечет за собой только вторичный пересмотр закона и принятие его простым большинством, наконец, в Венесуэле вето совершенно устранено. Североамериканские штаты дают и наибольшее количество случаев применения вето. Так, при 22 650 биллях, прошедших через палаты, мы встречаем не менее 433 вето, из которых 387 приходятся на более новое время (1865-1889 г.). Из монархических государств одна Норвегия не предоставляет своему королю абсолютного вето: здесь законопроект, отвергнутый королем, но принятый тремя последовательно созываемыми стортингами, считается законом и без королевского согласия.

Читайте также:
Международный картель: что это такое, описание и особенности

Совершенно особый тип вето представляет собой право вето, которое было присвоено в Швейцарии не представителю исполнительной власти, а самому народу: это так называемый vetoreferendum (см. референдум). В России по действующему праву монарху принадлежит решительное или абсолютное вето, и «без его утверждения никакой закон не может иметь своего совершения» (ст. 9 Основного закона).

См. Bompard, «Le Veto du Président de la République et la Sanction Royale» (1906); Mason, «The veto power» (1890); Ковалевский, «Происхождение современной демократии» (т. II).

Безусловные рефлексы: понятие, примеры, виды, значение

Рефлекс является ответной реакцией живого организма на любые раздражители, затрагивающие нервную систему. Между собой они подразделяются на две большие группы: условные и безусловные. В этой статье разберемся с тем, что такое безусловный рефлекс, как он формируется и чем отличается от условного.

Что такое безусловный рефлекс?

Безусловный рефлекс – это реакция живого организма на определенный раздражитель, заложенная на генетическом уровне и проявляющаяся у каждой особи внутри популяции, независимо от того, где и в каких условиях она выросла. Ими управляет нервная система, и для их проявления не требуется специальных условий. И всё же при разных обстоятельствах интенсивность реакции может меняться (например, пищевой рефлекс зависит от степени сытости).

Поскольку безусловные рефлексы заложены на генетическом уровне и проявляются у всех особей одного вида, независимо от жизненного опыта, их также называют «врождёнными».

Едва появившись на свет, детёныш любого животного уже обладает набором безусловных рефлексов, которые помогают ему выжить. У каждого вида есть специфические рефлексы. К примеру, детёныши сумчатых (коала, кенгуру) имеют очень цепкие лапки и сразу же после рождения добираются по шерсти матери к сумке. Если котенка поднять за шкуру на шее, он скручивается и спокойно позволяет себя держать – это тоже рефлекс, позволяющий кошке переносить котят в зубах (он частично сохраняется даже у взрослых котов).

Безусловные рефлексы не зависят от больших полушарий мозга. Мы можем осознанно оказывать незначительное влияние на некоторые из них, но контролировать их невозможно.

Автором термина «рефлекс» считается французский исследователь Рене Декарт (1586-1650). Он достаточно точно описал суть явления, но не смог правильно истолковать его природу из-за ограничений науки того времени. Он предположил, что сигнал от рецептора отражается так же, как луч света (слово «reflexus» переводится с латыни как «отражённый»).

Читайте также:
Свод законов: что это такое, описание и особенности

Пониманием того, как действуют рефлексы, современная наука обязана троим российским учёным: Ивану Сеченову, Владимиру Бехтереву и Ивану Павлову. Дальше всех продвинулся Павлов, который смог понять разницу между условными и безусловными рефлексами, впервые разделив данные понятия. Также он высказал предположение, что безусловные рефлексы закрепляются в генах эволюционным отбором в течение тысячелетий.

Отличительные признаки безусловных рефлексов

Безусловный рефлекс – это постоянная (стереотипная) реакция на определенный раздражитель, свойственная всем особям определенного вида. Такие реакции возникают и закрепляются в генах в ходе эволюционного развития. В связи с этим они называются также «видовыми» рефлексами.

Ключевые особенности безусловных рефлексов:

  • Неподконтрольность сознанию и воле. Мы, конечно, можем осознанно заставить сработать определенный рефлекс (представьте, например, как откусываете кусочек лимона). Однако подавить его гораздо сложнее, и при наличии раздражителя он сработает независимо от вашего желания (если в действительности откусить кусочек лимона, сдержать обильное слюноотделение не получится, как ни старайся).
  • Специфичность. Безусловные рефлексы проявляются при воздействии на конкретные рецепторы. Так на ярком свету зрачки мгновенно сужаются, а запах и вкус пищи активируют пищеварительную систему.
  • Полное покрытие популяции. Врожденные рефлексы присутствуют у всех представителей вида. При этом они могут быть специфичными для одного вида, а могут распространяться и на более крупные таксономии (например, сосательный рефлекс, присутствующий у всех млекопитающих).
  • Гибкость. В зависимости от некоторых условий, интенсивность рефлекторной реакции может существенно отличаться. К примеру, состав слюны и желудочного сока зависит от вкуса еды. Это связано с тем, что для переваривания белков, жиров и углеводов нужны разные ферменты.

Безусловные рефлексы – это естественные реакции, необходимые, чтобы обеспечить выживание отдельной особи и всего вида, поэтому они надёжно закреплены в генах. Условные рефлексы обычно формируются на основе безусловных. К примеру, в известном опыте Павлова пищеварительная система собаки реагировала на звонок или зажёгшуюся лампочку. Это срабатывал обычный пищевой рефлекс, который посредством обучения был привязан к раздражителю, изначально не имеющему ничего общего с пищей.

Примеры и виды безусловных рефлексов

Павлов предложил использовать для классификации биологический смысл реакций и специфические особенности провоцирующих их раздражителей. Данный подход позволяет отнести любой рефлекс к одному из четырёх основных типов:

  • Пищевой. Данный рефлекс возникает при возбуждении вкусовых и обонятельных рецепторов химическими веществами, обладающими необходимым вкусом и запахом. Нервный импульс, возникающий в рецепторах, передаётся в нервные структуры пищевого центра. Там формируются ответные реакции, приводящие к активизации пищеварительной системы. Начинается интенсивное слюноотделение, а в желудке вырабатывается желудочный сок – так пищеварительная система готовится к перевариванию пищи.
  • Половой. Это рефлекс, обеспечивающий размножение. Важно не путать его с соответствующим инстинктом. Половой инстинкт – это сложная модель поведения, включающая брачные игры, образование пары и спаривание. Рефлекс же необходим только для приведения половых органов в готовность и обеспечения полового акта.
  • Защитный. По сути, это обширная группа безусловных рефлексов, призванных защищать живое существо от множества разных опасностей. Сюда относится и отдергивание руки от обжигающей поверхности, и прищуривание на ярком свету, и даже учащение дыхания при недостатке кислорода в крови.
  • Ориентировочный. Любое животное, в том числе и человек, услышав неожиданный шум, рефлекторно настораживается и поворачивает голову в сторону его источника. Это происходит неосознанно и практически мгновенно, благодаря чему животное получает больше времени на выбор реакции (бежать, нападать, обороняться, игнорировать и т.п.).

Все безусловные рефлексы могут участвовать в формировании условных. Это происходит, когда раздражитель, провоцирующий безусловный рефлекс, сочетается с каким-то другим воздействием. При регулярном подкреплении взаимосвязи возникает условный рефлекс, аналогичный безусловному и действующий так же быстро.

Появление и развитие безусловных рефлексов

Современные исследования показывают, что безусловные рефлексы начинают проявляться уже на стадии внутриутробного развития. При этом на разных этапах развития плода можно наблюдать различные стадии формирования безусловного рефлекса. И к моменту рождения все жизненно необходимые рефлексы оказываются полностью сформированными. Некоторые рефлексы требуют согласованной работы нескольких систем организма, но при этом даже у новорожденного они уже достаточно консолидированы для этого.

Читайте также:
Может ли налог на недвижимость быть уменьшен?

Наблюдая, как ведёт себя плод человека в период внутриутробного развития, ученые обнаружили, что некоторые рефлексы проявляются уже на 4 месяце беременности. В частности, у 3-месячного плода появляется хватательный рефлекс. Если к его ладони приложить какой-то предмет, он пытается схватить его. При этом исследователи уже достаточно подробно изучили, как формирование рефлексов связано с дифференциацией и миелинизацией (покрытие изолирующим белком «миелином») нейронов нервной системы плода.

Взаимосвязь условных и безусловных рефлексов

Безусловные рефлексы необходимы, чтобы обеспечить выживание особи сразу после появления на свет. Как было отмечено выше, они формируются под влиянием естественного отбора на протяжении многих тысячелетий. Но условия окружающей среды меняются гораздо чаще, поэтому живым организмам необходим механизм, обеспечивающий более быструю адаптацию.

Таким механизмом являются условные рефлексы. Они не являются врожденными, а формируются под влиянием внешних факторов на базе безусловных рефлексов. К примеру, в известном эксперименте Ивана Павлова (широко известен по названию «Собака Павлова») на основе безусловного пищевого рефлекса у животного формируется условная реакция на звуковой или световой сигнал.

Если у вас есть аквариумные рыбки, вы наверняка приучили их реагировать на постукивание по стеклу. Стоит легонько постучать, и они выплывают в предвкушении кормления. Это не потому, что они «запомнили и знают», а потому что на основе пищевого (безусловного) рефлекса у них выработался условный.

Некоторые безусловные рефлексы проявляются лишь в определенные периоды жизни (при половом созревании или после появления потомства), но необходимые для них нейронные структуры закладываются ещё на ранних этапах развития плода. В то же время условные рефлексы обычно формируются довольно быстро – в результате непродолжительной предварительной выработки. При этом им не нужны специализированные структуры в нервной системе.

Условные рефлексы нуждаются в регулярном закреплении, иначе со временем заметно ослабевают вплоть до полного исчезновения. Безусловные рефлексы являются естественными, поэтому большинство из них сохраняется на протяжении всей жизни (за исключением тех, которые нужны только новорождённым). Им не требуется регулярное закрепление, они не исчезают, но в некоторых случаях они могут подавляться условными рефлексами.

Заключение

Безусловный рефлекс – это врожденная реакция на определенный раздражитель, свойственная всем представителям одного вида (или большей таксономии). Такие рефлексы вырабатываются на протяжении тысячелетий в процессе эволюции, из чего можно заключить, что они важны (или были важны) для выживания отдельных особей и популяции в целом. Но поскольку внешние условия постоянно меняются, они дополняются также условными рефлексами, которые вырабатываются у каждой особи индивидуально, помогая ей приспосабливаться к обстоятельствам.

Русское вето в Совбезе, прощай?

Откажутся ли постоянные члены Совета безопасности ООН от права вето «добровольно»? Около сотни государств поддержали инициативу о добровольном отказе от применения вето при рассмотрении действий ООН в ответ на широкомасштабные преступления.

В июле 2017 года спикер украинской Верховной рады Андрей Парубий на встрече с генсеком ООН Антониу Гутеррешем (Гутерришем) потребовал лишить Российскую Федерацию права вето в Совете безопасности.

«Призвал ООН лишить Россию права вето в Совбезе ООН. Агрессор не имеет права решать в ООН вопрос в отношении государства, на которое он напал», — написал Парубий в «Твиттере».

После встречи с генсеком господин Парубий сказал, что «Украина крайне нуждается в сильной и действенной ООН». По мнению Парубия, Россия должна быть «лишена права вето по вопросам, которые касаются Украины».

Ранее, в феврале, о том же говорил глава МИД Украины Павел Климкин. По его словам, Россия должна быть лишена права вето в Совбезе при принятии решений, связанных с Украиной. Он призвал «прекратить злоупотребление правом вето».

Из российской Госдумы поступил комментарий. Член комитета Госдумы по делам СНГ Казбек Тайсаев расценил призыв Андрея Парубия как глупость.

«Никто слушать правительство, тем более парламент Украины, сегодня не будет. Это глупейшее заявление, которое можно было сделать», — заявил Тайсаев.

Прогноз, по-видимому, не сбылся, потому как около ста государств поддержали призыв к ограничению вето в Совбезе ООН. Правда, дело пока сводится к пропаганде так называемого добровольного отказа постоянных членов Совета безопасности ООН от права вето при рассмотрении действий в ответ на геноцид и другие преступления.

Инициатива Франции и Мексики, поддержанная почти сотней стран, включает положение о добровольном отказе постоянных членов Совбеза ООН от использования права вето при рассмотрении действий в ответ на геноцид и другие широкомасштабные преступления. Об этом заявил государственный секретарь при министре по делам Европы и иностранных дел Франции Жан-Батист Лемуан (Jean-Baptiste Lemoyne) на специальном заседании в штаб-квартире ООН, посвящённом вопросу права вето. «Почти 100 стран поддерживают эту инициативу, — цитирует его ТАСС. — Это означает, что больше половины государств — членов ООН понимают, насколько она выгодна».

Предложение Франции, по словам Лемуана, «чрезвычайно актуально», поскольку «нет никаких гарантий, что мы не столкнёмся с новыми трагедиями, подобными тем, что мы недавно видели в ходе долгих лет войны в Сирии».

Читайте также:
Реальная заработная плата: что это значит

Государственный секретарь напомнил также, что при поддержке Парижа в Совбезе выносилось на голосование несколько резолюций по Сирии, но все они провалились из-за «серии вето», наложенной Россией и Китаем.

Кроме того, мсье Лемуан напомнил, что Париж и Мехико уже четыре года продвигают инициативу об ограничении вето в случае геноцида, преступлений против человечности и широкомасштабных военных преступлений. Такого ограничения можно было бы достичь путём «неформальной, добровольной и коллективной договорённости пяти постоянных членов Совета безопасности», то есть устав менять «не нужно».

Постоянные члены всего лишь добровольно самоограничатся в тех ситуациях, когда дело будет касаться массовых зверств.

Идея Франции и Мексики, подчеркнул инициатор, основана на «глубокой убеждённости в том, что вето — это не право или привилегия, а ответственность».

Идея Ж.-Б. Лемуана получила на сей раз продолжение. Как отмечает ТАСС, на том же заседании Аурелиа Фрик, возглавляющая МИД Лихтенштейна, сообщила, что 114 стран подписали «свод правил» для членов Совбеза. Этим «сводом» страны должны руководствоваться. реагируя на «массовые зверства».

Эту инициативу разработала «Группа за подотчётность, последовательность и открытость ООН». По мнению «Группы», государства, избираемые в качестве временных членов Совета безопасности, берут на себя добровольное обязательство не голосовать против резолюций, касающихся действий в ответ на геноцид и прочие преступления. По словам Фрик, «свод» дополняет французско-мексиканскую инициативу.

По словам госпожи Фрик, подобные инициативы злободневны в ситуациях, когда в Сирии, Йемене, Южном Судане, Мьянме совершаются массовые преступления «без адекватных действий со стороны Совета безопасности».

Была и ещё одна инициатива по реформированию Совбеза ООН. Она исходила от так называемой четвёрки.

Состав и функции Совета безопасности ООН унаследованы со времён Второй мировой войны, напоминает французский портал Ferloo.com со ссылкой на агентство «Франс-Пресс».

Такое положение уже много лет является предметом острой критики. Совет безопасности состоит из 15 членов, в том числе пяти постоянных: США, России, Китая, Франции, Великобритании. 10 непостоянных членов избираются на двухлетний срок.

В целях поддержания международной безопасности Совбез может налагать санкции и санкционировать применение силы. Его решения являются обязательными для 193 членов Организации Объединённых Наций. Принятые резолюции должны быть одобрены не менее чем девятью членами Совета безопасности и не должны быть запрещены через наложение вето.

В своём функционировании, отмечается в материале, Совет по-прежнему находится «под сильным влиянием пяти основных ядерных держав, которые часто проводят неофициальные встречи» для выработки «консенсуса», впоследствии одобряемого остальной частью Совета.

На прошлой неделе, в четверг, группа G4, состоящая из Германии, Японии, Индии и Бразилии, заявила о необходимости как можно скорее реформировать Совет безопасности в отношении постоянного членства.

Высший орган ООН «не отражает эволюцию мировой реальности», отмечается в их совместном заявлении. Он «должен отражать нынешний мир, чтобы иметь возможность дать ответ сложным проблемам». Реформа назрела, её нельзя более откладывать. Преобразования должны включать в себя изменения и в «методах работы».

G4, как и другие члены ООН, выступают за постоянные места для арабских и африканских стран.

Право вето, добавим, обсуждается в контексте темы реформирования Совета безопасности ООН уже давно, и нынешние инициативы, поддержанные многими странами — членами ООН, поэтому однозначно не приведут «к добровольному» отказу некоторых стран от права вето и уж тем более к отмиранию такого права.

И дело тут не только в России, которая раздражает «международное сообщество» использованием права вето по сирийской проблематике. Против изменений правил выступают также Китай и США. У Франции немного шансов настоять на своём, и особенно как раз в отношении «доброй воли». Парижу не одолеть Вашингтона, Пекина и Москвы, а последние не станут «добровольно» отдавать власть в Совбезе. Скорее уж будет проведена реформа Собвеза по рецепту G4, чем члены Совбеза начнут исполнять волю Парижа и Мехико. То, что мсье Лемуан продвигает свою идею уже 4 года, говорит в пользу этого предположения.

Безработные граждане: что это такое, описание и особенности

Статья 3. Порядок и условия признания граждан безработными

О выявлении конституционно-правового смысла положений п. 1 ст. 3 см. Постановления КС РФ от 08.10.2019 N 31-П и от 06.10.2015 N 24-П.

1. Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и среднего месячного заработка за период трудоустройства и (или) единовременной компенсации гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.

(в ред. Федеральных законов от 30.04.1999 N 85-ФЗ, от 10.01.2003 N 8-ФЗ, от 27.12.2009 N 367-ФЗ, от 30.04.2021 N 137-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

См. также временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным безработными, утв. Постановлением Правительства РФ от 08.04.2020 N 460.

Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации. Указанные порядки содержат в том числе перечень необходимых для регистрации документов и (или) сведений.

Читайте также:
Международное морское право: что это значит

(в ред. Федерального закона от 28.06.2021 N 219-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

О выявлении конституционно-правового смысла положений п. 2 ст. 3 см. Постановления КС РФ от 08.10.2019 N 31-П и от 06.10.2015 N 24-П.

2. Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня подачи гражданином заявления о предоставлении ему государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы и при наличии в органах службы занятости документов и (или) сведений, необходимых для постановки на регистрационный учет безработного гражданина в соответствии с порядком регистрации безработных граждан. Указанное заявление подается в порядке, установленном пунктом 3.1 статьи 15 настоящего Закона.

При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданину в течение 10 дней со дня его регистрации в целях поиска подходящей работы этот гражданин признается безработным с первого дня подачи им указанного заявления и при наличии в органах службы занятости документов и (или) сведений, необходимых для постановки на регистрационный учет безработного гражданина в соответствии с порядком регистрации безработных граждан.

Органы службы занятости запрашивают документы и (или) сведения, необходимые для постановки на регистрационный учет безработных граждан и находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, государственных внебюджетных фондов, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ “Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг” перечень документов.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 28.06.2021 N 219-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Безработными не могут быть признаны граждане:

не достигшие 16-летнего возраста;

которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначены страховая пенсия по старости (в том числе досрочно) и (или) накопительная пенсия, либо пенсия, предусмотренная пунктом 2 статьи 32 настоящего Закона, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;

(в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 N 8-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие квалификации – в случае двух отказов от профессионального обучения или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по одной и той же профессии, специальности) дважды;

(в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 N 8-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

не направившие в органы службы занятости в срок, установленный порядком регистрации безработных граждан, в электронной форме с использованием Единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений “Работа в России” (далее также – единая цифровая платформа) информацию о выборе двух вариантов подходящей работы или профессионального обучения;

(абзац введен Федеральным законом от 28.06.2021 N 219-ФЗ)

не направившие в органы службы занятости в срок, установленный порядком регистрации безработных граждан, в электронной форме с использованием единой цифровой платформы информацию о дне и результатах проведения переговоров с работодателями по двум выбранным вариантам подходящей работы или не представившие в случаях, предусмотренных порядком регистрации безработных граждан, направление с отметкой работодателя о дне явки гражданина и причине отказа в приеме на работу в органы службы занятости;

(абзац введен Федеральным законом от 28.06.2021 N 219-ФЗ)

не явившиеся без уважительных причин в срок, установленный органами службы занятости, для регистрации их в качестве безработных (за исключением инвалидов I и II групп, с которыми осуществляется взаимодействие в порядке, предусмотренном абзацем третьим пункта 3.1 статьи 15 настоящего Закона);

(в ред. Федерального закона от 28.06.2021 N 219-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

осужденные по решению суда к исправительным работам либо принудительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы, если данное наказание не назначено условно;

(в ред. Федерального закона от 28.06.2021 N 219-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными;

(абзац введен Федеральным законом от 30.04.1999 N 85-ФЗ)

перечисленные в статье 2 настоящего Закона.

(абзац введен Федеральным законом от 10.01.2003 N 8-ФЗ)

4. Граждане, зарегистрированные в целях поиска подходящей работы, которым в установленном порядке отказано в признании их безработными, а также граждане, отказавшиеся от посредничества органов службы занятости в поиске подходящей работы, имеют право на повторное обращение в органы службы занятости для решения вопроса о признании их безработными через один месяц со дня соответствующего отказа.

(п. 4 в ред. Федерального закона от 28.06.2021 N 219-ФЗ)

Читайте также:
Законный представитель: что это такое, описание и особенности

Виды безработицы

О чем эта статья:

11 класс, ЕГЭ/ОГЭ

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).

Рынок труда и понятие безработицы

Рынок труда — это сфера формирования спроса и предложения рабочей силы.

Рынок труда характеризуется такими показателями, как:

численность экономически активного населения,

численность людей, занятых в экономике,

В любой рыночной экономике есть тенденция к изменениям и нестабильности. Ключевой критерий, который оказывает влияние на ее развитие и функционирование, представляет из себя экономически активное население. Его можно разделить на занятых и безработных.

В Федеральном законе РФ «О занятости населения в Российской Федерации» сказано, что под занятыми понимаются граждане, которые осуществляют трудовую деятельность по договору, подразумевающему выполнение работы за финансовое вознаграждение на принципах полной либо частичной трудовой занятости, а также располагающие любой другой работой, в том числе носящей периодический характер.

Безработными гражданами признается часть экономически активного населения, которые соответствуют таким критериям:

отсутствие постоянного дохода в виде заработной платы (без учета пособия по безработице или социальных выплат предприятия при его ликвидации);

наличие регистрации в социальном фонде как безработного;

постоянный поиск рабочего места;

готовность незамедлительно приступить к работе.

Безработица — это социально-экономическое явление, при котором часть населения не может найти работу.

Безработный — это человек в трудоспособном возрасте (женщины от 16 до 55 лет и мужчины до 60 лет), не имеющий работы или какого-то иного дохода, ищущий подходящую работу и готовый приступить к ней.

внедрение новых технологий — например, появление новых видов оборудования приводит к сокраще­нию рабочей силы, ставшей ненужной;

экономический спад или депрессия, которые вынуждают работодателей снижать потребность во всех ресурсах, в том числе и трудовых;

политика правительства и профсоюзов в области оплаты труда — например, повышение минимального размера заработной платы увеличивает издержки производства и тем самым снижает спрос на рабочую силу;

сезонные изменения в уровне производства и отдельных отраслях экономики (строительство, сельское хозяйство, туризм и др.);

рост численности населения в трудоспособном возрасте уве­личивает предложение труда и вероятность безработицы.

Поможем закрепить новый материал на курсах по обществознанию в онлайн-школе Skysmart.

Показатели уровня безработицы

Уровень безработицы — это доля безработного населения в показателе величины рабочей силы.

Рабочая сила — это способность гражданина к труду, общий показатель физиологических и моральных сил, которые он использует в процессе создания материальных благ.

Рабочая сила — ключевой фактор производства в любом современном обществе.

Формула уровня безработицы

U′ = U / U + E

U′ — уровень безработицы
U — количество безработных
E — количество занятых
U + E — количество рабочей силы

Виды безработицы

Рассмотрим виды безработицы и их характеристики с примерами.

Фрикционная безработица

Фрикционная безработица — это временная незанятость при добровольном переходе с одной работы на другую. Примеры фрикционной безработицы: выпускник университета впервые ищет работу; человек уволился с целью найти работу получше.

Поиски работы при фрикционной безработице длятся в среднем 1–3 месяца.

Основные причины фрикционной безработицы:

географическое перемещение — гражданин меняет место жительства и некоторое время может оказаться без работы;

изменение жизненных и профессиональных интересов — переобучение, получение высшего образования, переквалификация;

новый этап в личной жизни, например, рождение детей.

Структурная безработица

Структурная безработица — это невозможность трудоустройства из-за различий в структуре спроса и предложения рабочей силы определенной квалификации. Это значит, что спрос на рынке труда расходится с предложением.

Структурная безработица может возникать в связи с технологическими изменениями, например, при переходе с ручного труда на автоматизированный или переносе производства в другой регион.

Такой вид безработицы характерен долгим периодом поиска работы.

Сезонная безработица

Сезонная безработица предопределена тем, что часть отраслей экономики сильно зависит от природных условий. Например, сельскохозяйственная деятельность или в отрасли, которые связаны с туризмом. Так, владельцы кафе в курортных зонах принимают на работу только на период с мая по октябрь, им невыгодно держать лишних сотрудников в низкий сезон.

У этого вида есть отличительная черта — его можно спрогнозировать.

Уровень сезонной безработицы зависит от того, насколько другие сферы экономики готовы принять освободившихся граждан. А также от желания и возможности последних пройти профессиональную подготовку или переехать в другой регион.

Циклическая безработица

Циклическая безработица — это безработица, которая возникает из-за экономического кризиса в результате спада производства. Пример циклической безработицы: в результате кризиса автомобильные заводы сокращают производство и увольняют персонал.

Институциональная безработица

Институциональная безработица не так распространена, как перечисленные выше виды. Она возникает в результате неэффективной работы рынка труда. Примеры:

высокий уровень минимальной заработной платы;

дискриминация при найме на работу;

недостаточная информированность центров занятости о возможных вакансиях.

несовершенство в налоговой системе (например, пониженная ставка налога на доход неработающих физических лиц).

Формы безработицы

Рассмотрим формы безработицы и их характеристики.

Открытая безработица

Открытая безработица — это полная потеря работы и доходов. Например, уволенный с работы сотрудник не может найти новое место и встает на учет по безработице. Открытая безработица делится на два типа:

Читайте также:
Интенсивность преступности: что это такое, описание и особенности

регистрируемый тип — часть населения, которая обратилась за поддержкой в поиске работы к социальным фондам, встала на учет в центр занятости и получает ежемесячное социальное пособие;

нерегистрируемый тип — часть активного населения, которая предпочитает работать на себя, при этом скрывает свои доходы от государства, а также люди, не желающие работать по своим жизненным убеждениям.

Скрытая безработица

Скрытая безработица — явление, при котором человек официально не является безработным, но не может найти работу на полный день. В результате он, например, трудится неполный день за меньшую зарплату.

Причины ее возникновения:

администрация предприятия проводит политику сохранения численности с расчетом на скорое изменение экономического положения, вводя половинный рабочий день;

сохранение числа работников позволяет руководству рассчитывать на получение ряда льгот от государства;

работники из малых населенных пунктов предпочитают сохранить частичный заработок и не потерять работу, так как у них нет альтернативы;

для сотрудников предпенсионного возраста важен непрерывный стаж;

маленький, но стабильный доход в неполной занятости играет для сотрудника более весомую роль, чем возможность увеличения дохода при поиске нового места.

Текучая безработица

Текучая безработица — это временная безработица, которая связана с неравномерным развитием различных отраслей производства и регионов из-за экономических циклов.

непропорциональное развитие отраслей промышленности в регионах;

периодически повторяющиеся спады, депрессии и стагнации в экономике;

скачкообразный спрос на рабочие кадры (недостаточный во время спада и депрессии, излишний во время производственного проста).

Застойная безработица

Застойная или долгосрочная безработица — это длительная безработица, которая чередуется с краткими периодами случайной работы.

Она приводит к тяжелым последствиям с точки зрения материальных возможностей и эмоционального состояния безработных.

При застойной безработице людям нужна помощь с переквалификацией или переездом в другой регион, где конкретное направление деятельности более востребовано.

Добровольная безработица

При добровольной безработице граждане по разным причинам не считают нужным трудиться. Среди этих причин могут быть:

политические и социальные взгляды на труд;

религия и традиции (например, в республиках Кавказа распространено мнение о том, что женщина не может реализовать себя в профессии);

желание посвятить себя семье и ведению домашнего хозяйства;

нежелание работать на условиях, которые предлагает рынок труда (размер оплаты, продолжительность рабочего дня);

выпадение гражданина из социума, вызванное его образом жизни (бездомные, бродяги).

Экономические и социальные последствия безработицы

Последствия безработицы для государства

Положительные

Отрицательные

Импульс к росту труда через конкуренцию.

Формирование ресурса рабочей силы для структурной реорганизации страны.

Возможность переподготовки и повышения уровня квалификации трудовых ресурсов.

Повышение расходов на органы службы занятости (выплаты пособий безработным и их переподготовка).

Снижение объема производства ВВП, то есть снижение налоговых поступлений.

Последствия безработицы для человека

Положительные

Отрицательные

Возрастание социального значения вакансии в данной профессии и самого труда.

Повышение количества свободного времени.

Снижение трудовой активности.

Увеличение уровня социальной напряженности и неравенства.

Увеличение уровня преступности.

Отрицательные экономические факторы безработицы:

расходы, которые несут государственные фонды на социальные выплаты оформленным безработным;

потери по недополученному фонду оплаты труда безработных;

потери налоговых органов от недополучения налоговых сборов в бюджет по налогам, взимаемым с физических лиц;

сокращение потребления и производства товаров;

обесценивание полученных знаний при обучении;

общее снижение уровня жизни населения.

Положительные экономические факторы безработицы:

создается резерв рабочих групп различной квалификации для масштабного изменения структуры экономики;

сокращение рабочих мест провоцирует сотрудника более активно проявлять себя как необходимого предприятию специалиста, подталкивая его к повышению уровня знаний и стремлению к профессиональному росту;

в период вынужденного прекращения трудовой деятельности высвобождается время на переобучение, повышение квалификации или получение образования по более востребованному профилю;

безработица стимулирует рост эффективности и производительности труда.

Отрицательные социальные факторы:

ухудшение криминогенного климата в регионе;

увеличение финансового разрыва и напряженности между различными социальными группами;

всплеск физических и душевных заболеваний, вызванных стрессом от потери рабочего места;

увеличение социальной апатии;

снижение уровня трудовой активности и желания трудиться вследствие долгого поиска нового рабочего места.

Положительные социальные факторы:

изменение мнения работника о социальной ценности его рабочего места;

увеличение личного свободного времени для общения с семьей и творческого роста;

свобода выбора места работы, ограниченная только требуемыми начальными навыками;

изменение отношения общества к социальной значимости и ценности труда.

Безработица в России

Характерные черты безработицы в России:

наблюдается рост ее продолжительности;

самые чувствительные к этому явлению — молодое поколение и люди старше 45 лет;

негибкость рынка труда (оставшиеся от СССР ограничения);

слабые средства связи, недостаток информации о вакансиях;

большая разница между уровнями безработицы в разных регионах и профессиях.

Безработные граждане: что это такое, описание и особенности

1. Условия признания граждан безработными

Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, ищут работу и готовы приступить к ней, зарегистрированы в центре занятости населения по месту жительства в целях поиска подходящей работы.

2. Порядок признания граждан безработными

Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается центром занятости населения по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления:

  • паспорта;
  • трудовой книжки;
  • документов, удостоверяющих профессиональную квалификацию;
  • справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы;
  • впервые ищущие работу (ранее не работавшие) предъявляют в центр занятости населения паспорт и документ об образовании.
Читайте также:
Интенсивность преступности: что это такое, описание и особенности

Гражданин, относящийся к категории инвалидов, для решения вопроса о признании его безработным обязательно должен предъявить индивидуальную программу реабилитации инвалида (ИПР), выданную лечебным учреждением и содержащую заключение о рекомендуемом характере и условиях труда.

При невозможности предоставления центром занятости населения подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов.

3. Подходящая работа

Подходящая работа – работа (в том числе работа временного характера), которая соответствует профессии гражданина, условиям последнего места работы, состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места.

Транспортная доступность подходящей работы от места жительства безработного определяется центром занятости населения с учетом развития сети общественного транспорта в городе, поселке.

Подходящей не является та работа, которая связана с переменой места жительства, не соответствует правилам и нормам по охране труда. Подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы. Данное положение не распространяется на граждан, среднемесячный заработок которых превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения, исчисленного в области.

Прожиточный минимум устанавливается в Челябинской области ежеквартально постановлением Губернатора. В первом квартале 2021 года постановлением Губернатора Челябинской области от 09.02.2021 N 26 установлена величина прожиточного минимума для трудоспособного населения в размере 12247 рублей.

Например, для гражданина, имеющего среднюю заработную плату 15000 рублей, подходящей будет считаться работа с заработной платой от 12247 рублей и выше.

Временные или общественные работы, имеющие социально-полезную направленность, не требующие предварительной подготовки, являются подходящими для граждан:

  • впервые ищущих работу и при этом не имеющих профессии;
  • уволенных более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия;
  • прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность, вышедших из членов крестьянского (фермерского) хозяйства;
  • более одного года не работавших по трудовому договору;
  • направленных центром занятости населения на обучение и отчисленных за виновные действия;
  • отказавшихся пройти профессиональное обучение после окончания первого периода выплаты пособия по безработице;
  • состоящих на учете в центре занятости более 18 месяцев, а также более трех лет не работавших;
  • обратившихся в центр занятости после окончания сезонных работ.

4. Безработными не могут быть признаны граждане:

  • не достигшие 16-летнего возраста;
  • имеющие трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;
  • отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы;
  • не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в центр занятости населения для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный центром занятости населения для регистрации их в качестве безработных;
  • осужденные по решению суда к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы;
  • представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными;
  • занятые (работающие по трудовому договору; по гражданско-правовому договору; члены производственных кооперативов; индивидуальные предприниматели; самозанятые; избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;
  • занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам; проходящие военную или альтернативную гражданскую службу; проходящие очное обучение в образовательных учреждениях; учредители коммерческих организаций; являющиеся членами крестьянского (фермерского) хозяйства).

5. Минимальная и максимальная величины пособия по безработице

Размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице ежегодно определяются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 N 2393 установлены размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2021 год: минимальная величина пособия по безработице составит 1500 рублей (+ уральский коэффициент),

максимальная величина пособия по безработице составит 12130 рублей – в первые три месяца периода выплаты пособия по безработице, 5000 рублей – в следующие три месяца периода выплаты пособия по безработице (+ уральский коэффициент);

для признанных в установленном порядке безработными граждан предпенсионного возраста, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 34.2 Закона Российской Федерации “О занятости населения в Российской Федерации”, минимальную величину пособия по безработице в размере 1500 рублей (+ уральский коэффициент), максимальную величину пособия по безработице в размере 12130 рублей (+ уральский коэффициент).

6. Порядок обжалования решения, действия или бездействия органов службы занятости, их должностных лиц и работников

Граждане вправе обжаловать решения, действия или бездействие органов службы занятости и их должностных лиц в вышестоящий орган службы занятости, а также в суд.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: