Бланкетная норма права: что это значит

Выделяют три способа: прямой, отсылочный и бланкетный

При прямом способе статья акта содержит одну норму, причем все ее элементы сразу. Это наиболее предпочтительный способ для правоприменителей, хотя на практике он используется не всегда.

Отсылочный способ состоит в том, что статья акта содержит не все структурные элементы нормы, но в тексте статьи имеется отсылка к другим статьям того же акта. Например, в ст. 455 ГК РФ (ч. 1) указывается: “Товаром по договору купли-продажи могут быть любые вещи с соблюдением правил, предусмотренных статьей 129 настоящего Кодекса”. А в ст. 129 говорится о том, что объектами гражданских прав могут быть любые предметы, не изъятые из оборота или не ограниченные в гражданском обороте.

Или ст. 518 ГК РФ (ч. 1), посвященная последствиям поставки товаров ненадлежащего качества, дает ссылку на ст. 475 того же Кодекса, которая перечисляет различные последствия передачи товара ненадлежащего качества. Это могут быть и уменьшение покупной цены, и безвозмездное устранение недостатков товаров в разумный срок, и возмещение другой стороне расходов на устранение выявленных недостатков.

При бланкетном способе в статье акта устанавливается ответственность за нарушение определенных правил, а те правила, которые нарушены, в статье не изложены. Примером могут служить ст. 143 УК РФ “Нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда”, ст. 217 “Нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах”, ст. 218 “Нарушение правил учета, хранения, перевозки и использования взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ и пиротехнических изделий” и др.

Как уже отмечалось, бланкетный способ отличается от отсылочного. При отсылочном способе указывается конкретная статья, к которой следует обращаться, и эта статья содержится в том же акте. При бланкетном способе отсылка к конкретной статье акта не дается, а недостающие сведения об элементах нормы права восполняются из другого акта.

Иногда в зависимости от уровня нормативной обобщенности выделяют абстрактный и казуистический способы изложения норм права.

При абстрактном способе норма моделирует те или иные действия в виде абстрактного понятия. Например, ч. 2 ст. 6 ГК РФ формулирует правила применения гражданского законодательства по аналогии: “При невозможности использования аналогии закона права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости”.

Казуистический способ состоит в том, что моделируемые действия излагаются путем перечисления или указания на их индивидуальные признаки.

Например, ст. 16 СК РФ перечисляет препятствия к заключению брака:

а) наличие другого нерасторгнутого брака;

б) родственные отношения по прямой восходящей или нисходящей линии, а также между полнородными и неполнородными братьями и сестрами, между усыновителями и усыновленными;

в) недееспособность хотя бы одного лица.

Можно выделить и другие способы изложения норм права в нормативных правовых актах, которые определяются правилами юридической техники. Однако во всех случаях правоприменитель должен получить ответ на вопросы: какие действия или какое поведение предусмотрены для субъектов правоотношения, при каких условиях или обстоятельствах требуется данное поведение и каковы последствия неисполнения нормы права.

Понятие бланкетных норм уголовного закона Российской Федерации и проблемы их применения

Михайлова И.А., Белгородский юридический институт МВД России.

Бланкетные нормы представляют собой одну из наиболее сложных форм изложения уголовно-правовой нормы. В связи с этим важное теоретическое значение имеет установление общих положений, характеризующих совокупность бланкетных норм, а также особенностей их применения.

Понятие бланкетной уголовно-правовой нормы впервые ввел немецкий криминалист К. Биндинг . В литературе XIX в. многие, по примеру К. Биндинга, стали называть бланковыми (Blanketstrafgesetze) нормы, “имеющие вид бланка, в котором санкция соответствует подписи, а диспозиция – тому пробелу, в котором компетентная власть должна вписать соответственный приказ или запрет” .

Normen. B. 1. S. 161 – 162. См. также: Wach, Leglslativ Technik. S. 47.
Таганцев Н.С. Русское уголовное право. Лекции. Часть общая. Т. I. М.: Наука, 1994. С. 80.

Читайте также:
Субъект естественной монополии: что это значит

Однако с развитием науки уголовного права появились и другие определения бланкетных норм. Сравнение имеющихся в настоящее время в научной и учебной литературе определений показало, что общим в них является связь бланкетной уголовно-правовой нормы с другими нормативными правовыми актами иных отраслей законодательства, но различаются определения по характеристике описания признаков состава преступления, для уяснения содержания которых необходимо обращаться к нормативных правовым актам других отраслей законодательства.

На наш взгляд, определение, наиболее полно отражающее сущность бланкетных норм, принадлежит И.В. Шишко: “Бланкетной следует считать диспозицию, в которой все признаки (или часть) состава преступления описаны как обобщающие, признаки-понятия либо обобщающие признаки-понятия, если в них непосредственно заключена связь уголовного права с иными отраслями, к которым и следует обращаться для уяснения указанных признаков” .

Шишко И.В. Взаимосвязь уголовно-правовых и регулятивных норм в сфере экономической деятельности: Дис. на соиск. ученой степени доктора юрид. наук. Екатеринбург, 2004. С. 10.

В то же время, учитывая, что “уголовно-правовые нормы детерминированы”, как указывает автор, “регулятивными нормами иных отраслей права” , видится лишним выражение “если в них непосредственно заключена связь уголовного права с иными отраслями”. Представляется, что не имеет значения, как описаны признаки состава преступления, но главное, чтобы они были неуяснимы без обращения не к словарям или комментариям, а к законам или другим нормативным правовым актам иных отраслей права. К тому же считаем, что бланкетной может быть не только диспозиция нормы, но и любой из ее структурных элементов, поэтому предлагаем следующее определение бланкетной нормы уголовного закона: “Бланкетной является норма уголовного закона, в которой один или несколько ее структурных элементов содержат признаки (признак), неуяснимые без обращения к законам или другим нормативным правовым актам иных отраслей права”.

С учетом сформулированного определения из 913 норм, содержащихся в действующем Уголовном кодексе РФ, нами выявлено 775 бланкетных норм (что составляет 84,9%). Как видно, удельный вес бланкетных норм в уголовном законодательстве достаточно высок.

Изучение имеющейся в научной литературе классификации бланкетных норм позволило сделать вывод о том, что все бланкетные нормы, содержащиеся в уголовном законодательстве, можно подразделить в первую очередь на две категории: бланкетные нормы, находящиеся в Общей части Уголовного кодекса РФ и находящиеся в Особенной части УК .

Гаухман Л.Д. Квалификация преступлений: закон, теория, практика. М., 2001. С. 239.

При этом отдельные основания классификации могут быть применимы к бланкетным нормам Общей части УК, но неприменимы к бланкетным нормам Особенной части, или наоборот. Так, бланкетные нормы, содержащиеся в статьях Особенной части УК РФ, относятся к определению признаков составов преступлений, а бланкетные нормы Общей части УК не относятся к определению таковых, за исключением нормы, содержащейся в ч. 4 ст. 11 УК РФ, которая относится к первой группе, так как этой нормой характеризуются признаки субъекта преступления .

Для норм Особенной части УК РФ характерна следующая классификация по связи с нормативными актами иной отрасли права: 1) нормы, имеющие признаки, указывающие на нарушение тех или иных правил, законов, законодательства; 2) нормы, имеющие признаки, указывающие на незаконность деяния; 3) нормы, включающие термины, содержание которых раскрывается в иных нормативных правовых актах других отраслей права. В то же время бланкетные нормы Общей части могут быть отнесены только к нормам, включающим термины, содержание которых раскрывается в иных нормативных правовых актах других отраслей права.

В свое время Н.В. Беляева предложила методику определения бланкетных норм с помощью “формальных индикаторов”, в качестве которых она называла слова и словосочетания: “закон”, “право”, “обязанность”, “незаконный” и др. . На основании этого можно предложить еще один вид классификации бланкетных норм – по наличию слов-индикаторов.

Читайте также:
Изменение и расторжение договора

Беляева Н.В. Бланкетные диспозиции в советском уголовном праве и их применение: Дис. на соиск. ученой степени канд. юрид. наук. М., 1984. С. 28.

Установление содержания бланкетной уголовно-правовой нормы в процессе ее применения предполагает в первую очередь необходимость толкования административно-правовых, гражданско-правовых и других нормативных актов, где раскрывается содержание определенных бланкетных признаков, а затем на этой основе – толкование уголовного закона в целом.

Каждая отрасль права, обладая относительной самостоятельностью, взаимодействует с другими отраслями права, что неизбежно влечет совпадение возникающих в их сфере правовых явлений, а вместе с тем и обозначающих их понятий. Поэтому мы разделяем точку зрения Е.В. Ильюка о том, что в идеале термины должны иметь одинаковое значение во всей системе законодательства, и для определения одного и того же явления следует использовать один термин, а не несколько . В противном случае возникает опасность автономно-отраслевого толкования бланкетных признаков .

Ильюк Е.В. К вопросу о приемах законодательной техники в уголовном законодательстве // Вопросы совершенствования уголовно-правового регулирования: Межвузовский сборник научных трудов. Свердловск, 1988. С. 31.
Шишко И.В. Указ соч. С. 115.

Так, Л. Рогатых относит к числу признаков преступлений, получивших собственное уголовно-правовое толкование, признак “перемещение”, который наряду с другими характеризует объективную сторону контрабанды (ст. 188 УК РФ). Автор считает, что уголовно-правовая норма о контрабанде сконструирована как описательная, а не бланкетная, поэтому содержание не всех признаков уголовно-правовой нормы можно и нужно раскрывать так, как это дано в таможенном законодательстве. В частности, содержание такого действия, как перемещение, данное в уголовном законе (ст. 188 УК) и в Таможенном кодексе РФ (п. 7 ч. 1 ст. 11 ТК), в каждом случае разное: в таможенном законодательстве описывается процедура вывоза и ввоза; в уголовно-правовой норме перемещение включает в себя фактическое пересечение таможенной границы РФ и нарушение норм таможенного законодательства, которые в ней перечислены . Мы согласны с Л. Рогатых в том, что эта норма описательная, но в то же время она и бланкетная. Поэтому “для ее истолкования и уяснения следует обратиться к Таможенному кодексу” .

Рогатых Л. Уголовно наказуемая контрабанда и Таможенный кодекс 2003 года // Уголовное право. 2006. N 2. С. 56.
Душкин С., Соболев В. Спорные вопросы при рассмотрении дел о контрабанде // Российская юстиция. 2002. N 3. С. 57.

Толкование понятий и терминов регулятивных отраслей права с позиций уголовного права И.В. Шишко объясняет неопределенностью характера взаимодействия уголовно-правовых и регулятивных норм. В связи с этим она предлагает дополнить УК нормой об идентичности понятий в следующей редакции: “Понятия и термины не уголовного законодательства РФ, используемые в нормах Уголовного кодекса, применяют в том значении, в каком они используются в нормативных правовых актах, обусловливающих уголовно-правовые нормы” .

Шишко И.В. Указ. соч. С. 122.

Определенную помощь правоприменителю в толковании бланкетных норм уголовного закона оказывают разъяснения, даваемые в постановлениях Пленума Верховного Суда Российской Федерации по материалам обобщения судебной практики по определенным категориям дел.

В период с 2004 по 2007 г. Пленумом Верховного Суда Российской Федерации принят ряд постановлений, содержащих разъяснения некоторых бланкетных признаков. Вместе с тем положения высшего судебного органа, направленные на толкование бланкетных признаков, не всегда соответствуют смыслу закона, что затрудняет правоприменительную деятельность.

Так, в принятом 18 ноября 2004 г. Постановлении Пленума Верховного Суда РФ “О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем” Пленум толкует понятие предпринимательской деятельности не в точном соответствии с Гражданским кодексом, исключив деятельность, которую осуществляют юридические лица. По этому поводу Н.А. Лопашенко заметила, что “прерогативой уголовного законодательства. не является дача своих собственных дефиниций давно существующих гражданско-правовых понятий и институтов” .

Читайте также:
Что общего у методик опционов на 15 минут и других торговых стра

Лопашенко Н.А. Толкование Пленумом Верховного Суда РФ норм об ответственности за незаконное предпринимательство и легализацию // Уголовное право. 2005. N 2. С. 42.

Изучение судебной практики Верховного Суда РФ, надзорной и кассационной практики Судебной коллегии Верховного Суда РФ, а также областных и краевых судов РФ за период с 2002 по 2007 г. показало, что рассмотрению допущенных органами предварительного расследования и, как следствие, судами ошибок при толковании бланкетных норм уделено недостаточное внимание. Наиболее высокий процент отмены в кассационном порядке приходится на приговоры, постановленные по делам о преступлениях в сфере экономической деятельности (по ст. ст. 169 – 199.2 УК РФ), – 33,3% . Но в изученных обзорах и обобщениях практически нет приговоров и анализа ошибок по делам данной категории, что свидетельствует об отсутствии наработанной судебной практики по делам этой категории.

Обзор кассационной и надзорной практики судебной коллегии по уголовным делам Архангельского областного суда за 1-е полугодие 2006 года // http://www.arhcourt.ru/?Documents/Crm/Gen/200606121400.

Имеются примеры неправильного толкования бланкетного признака “сделка с имуществом” в норме о легализации (отмывании) денежных средств, приобретенных незаконным путем. Под сделкой с имуществом, указанным в ч. 1 ст. 174.1 УК РФ, надлежит понимать действия, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с этим имуществом гражданских прав и обязанностей. При этом такие сделки должны совершаться в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанным имуществом. Тем не менее приговором суда обвиняемый признан виновным в сбыте наркотических средств и легализации имущества (телевизора), полученного им в качестве расчета за наркотическое средство. Он совершил бытовую сделку по сбыту телевизора, полученного им в качестве расчета за наркотическое средство без цели его легализации, что не образует состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 171.1 УК РФ .

Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за 2-й квартал 2005 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. N 12. С. 14.

Учитывая те обстоятельства, которые вызывают толкование бланкетных признаков:

  • толкование бланкетной нормы уголовного закона должно осуществляться на основе нормативно-правовых актов иных отраслей права, а содержание понятий и терминов уголовно-правовой нормы – совпадать по содержанию с соответствующими понятиями и терминами иной отраслевой принадлежности, т.е. толкование должно быть буквальным;
  • содержание бланкетных признаков может раскрываться как в законах, так и в иных нормативных правовых актах, в том числе локальных, поэтому от правоприменителя требуется осуществление тщательного анализа применяемой бланкетной нормы и умение определить нормативные акты, на которые необходимо ссылаться при толковании бланкетных признаков.

Юридический словарь

– 1) норма права, предоставляющая государственным органам, должностным лицам право самостоятельно устанавливать правила поведения, запреты и т. п.; 2) норма права, представляющая собой такие правила поведения, действие которых основывается на содержании специфических правил.

Смотреть значение Бланкетная Норма Права в других словарях

Норма — ж. лат. общее правило, коему должно следовать во всех подобных случаях; образец или пример. льное состоянье, обычное, законное, правильное, не выходящее из порядка, не.
Толковый словарь Даля

Норма Ж. — 1. Установленная мера, размер чего-л. // Установленная мера производительности труда. // Средняя, обычная величина чего-л. 2. То же, что: норматив. 3. Обычный, установленный.
Толковый словарь Ефремовой

Права Мн. — 1. Документ, удостоверяющий официальное разрешение на вождение транспортного средства.
Толковый словарь Ефремовой

Норма — нормы, ж. (латин. norma). 1. Узаконенное установление. Правовые нормы. ? Обычный, признанный обязательным порядок, состояние. Языковая норма. Нормы морали. поведения. Выйти.
Толковый словарь Ушакова

Гражданские Права И Свободы — основа конституционно-правового статуса гражданина государства, определяющая возможности его участия в политической, экономической. Социальной и культурной жизни.
Политический словарь

Читайте также:
Страна происхождения товара: что это значит

Знак Охраны Авторского Права — – помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из трех элементов: латинской буквы “С” в окружности; имени (наименования) обладателя исключительный авторских.
Политический словарь

Информационные Права Граждан — – совокупность прав граждан в области поиска, получения и распространения любой информации, не противоречащей Всеобщей Декларации прав человека, Европейской Конвенции.
Политический словарь

Права И Свободы Человека — – совокупность социально-политических, экономических и иных норм, определяющих фундаментальные основы демократического и гуманистического статуса личности.
Политический словарь

Права Женщин — — выделяемые идеологией феминизма в отдельную категорию права и свободы человека, гарантированные Всеобщей декларацией прав человека ООН и конституцией. Декларируется.
Политический словарь

Права Животных — — эфемерные права, выделяемые некоторыми людьми в целях заполнения в своей жизни некоторой пустоты, что является своего рода эскапизмом — уходом от реальности и её.
Политический словарь

Права И Обязанности — – рефлективные понятия для обозначения норм и долженствований, регулирующих стандарты социального и индивидуального поведения, взаимозависимости свобод и ответственности.
Политический словарь

Права Политических Меньшинств — – совокупность прав меньшинств, которые в силу своих этнических, религиозных, идейно-политических, сексуально-поведенческих и т.д. признаков отличны от основной массы.
Политический словарь

Права Человека — — права, прописанные во Всеобщей декларации прав человека ООН. Декларируется, что такие права являются независимыми от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических.
Политический словарь

Абсолютные Права — субъективные
права, носителям которых противостоит определенное число обязанных лиц. Обязанность, соответствующая АБСОЛЮТНЫМ ПРАВАМ, всегда состоит в воздержании.
Экономический словарь

Абсолютные Права Собственности — – это те
права, которые определены безотносительно соглашений между отдельными экономическими агентами.
Экономический словарь

Акт Отказа От Права — QUIT-CLAIM DEEDТип
документа, по к-рому одно
лицо передает другому какие-либо или все правовые
титулы и
интересы, к-рые передающее лицо имеет в описываемом имуществе.
Экономический словарь

Акт Передачи Права — DEED OF ASSIGNMENTПисьменный документ, назначающий ПРАВОПРЕЕМНИКА (как правило, трастовую компанию) для ведения дел неплатежеспособного предприятия и определяющий полномочия.
Экономический словарь

Амортизации Норма (amortization Rate) — процент периодического
платежа, уменьшающего основную сумму
долга; при ипотеке с равновеликими платежами соответствует
фактору
фонда возмещения.
Экономический словарь

Аналогия Права — права и обязанности договаривающихся сторон, основанные на общих принципах гражданского законодательства и критериев справедливости и порядочности.
Экономический словарь

Антропологическая Школа Права — – одно из направлений в науке уголовного
права, возникла в 70-х гг XIX в. в Италии. Основоположником А.ш. является итальянский
врач-психиатр Чезаре Ломброзо (1835-1909.
Экономический словарь

Ассоциация Международного Права — – международная неправительственная
научная организация, созданная и Брюсселе в 1873 г А м п. имеет консультативный
статус при ЖОСОС, ЮНЕСКО, ИМО,
ЮНКТАД. Согласно.
Экономический словарь

Ассоциация Страхового Права — общественная организация в РФ, занимающаяся объединением усилий юристов в области страхового права, а также страховщиков по применению действующего законодательства.
Экономический словарь

Без Всего, Исключая Все Права — Продажа ценных бумаг без дивидендов, прав, гарантий и любых иных привилегий, связанных с этими ценными бумагами.
Экономический словарь

Без Отказа От Права — NONWAIVERУсловие о том, что неудачная попытка использовать вытекающее из контракта право не будет считаться окончательным отказом от права
Экономический словарь

Без Права — условие покупки акций без предоставления покупателю права первоочередного приобретения акций новых выпусков.
Экономический словарь

Без Права На Дивиденд — EX-DIVIDENDБез
права получения
дивиденда. По пятидневной схеме поставки (за
исключением случаев, когда биржей установлено иное)
акции продаются без дивиденда.
Экономический словарь

Без Права На Дивиденды — Буквально означает “без дивиденда”. Покупатель акций, обозначенных как бездивидендные, не имеет права на получение объявленных дивидендов.
Экономический словарь

Читайте также:
Прекращение права собственности: что это значит

Без Права На Купон — EX-COUPONБез права на получение следующего купона. Из облигаций, продаваемых `без права на купон`, очередной купон уже изъят
Экономический словарь

Без Права На Процент — EX-INTERESTБез выплаты процента. Это значит, что купон на получение следующей выплаты процента изъят. Данный термин особенно часто используется по отношению к именным облигациям
Экономический словарь

Конституционное право. Ответы на экзаменационные билеты

В настоящее пособие включены краткие ответы на вопросы по конституционному праву России. Пособие составлено на основе новейшего конституционного законодательства РФ и международных договоров РФ и полностью соответствует программе курса «Конституционное право». Целью настоящего пособия является оказание помощи в изучении конституционного права России, подготовке к сдаче экзаменов.

Оглавление

  • 1. Понятие и предмет конституционного права
  • 2. Источники конституционного права
  • 3. Конституция РФ как источник конституционного права
  • 4. Соотношение конституционного и других отраслей права
  • 5. Принципы конституционного права
  • 6. Субъекты конституционного права
  • 7. Нормы конституционного права
  • 8. Конституционные правоотношения
  • 9. История конституционного права
  • 10. Принцип разделения властей
  • 11. Принцип народовластия
  • 12. Содержание и правовое закрепление российского федерализма
  • 13. Принцип приоритета прав и свобод человека

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Конституционное право. Ответы на экзаменационные билеты предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

7. Нормы конституционного права

Норма права — это общеобязательное, санкционированное государством и формально определенное правило поведения, наделяющее участника правоотношений определенными правами и налагающее на него юридические обязанности.

Признаки нормы права:

3) санкционированность государством;

4) представляет собой правило поведения;

5) носит властный характер.

Конституционные нормы прежде всего закрепляются в тексте Конституции РФ и федеральных конституционных законов. Они могут содержаться в таких актах, как федеральные законы, нормативные договоры РФ.

Норма права — это минимальная законодательная единица. Группы норм складываются в институты, а институты — в отрасли. В результате образуется правовая система.

«Норма» переводится с латинского как «образец», «правило». В норме заложена определенная модель поведения. Правовая наука различает три структурных элемента в норме права.

1. Норма права устанавливает условия, при которых реализуется установленное правило, — гипотезу.

2. Норма права устанавливает также само правило поведения — диспозицию.

3. Норма права устанавливает меры государственного воздействия, которые государственные органы вправе применить к нарушителю нормы, т. е. санкцию.

Нормам права различных отраслей присущи различные свойства. Не все нормы имеют трехчленную структуру. Часто структура нормы зависит от специфики метода правового регулирования, характерного для данной отрасли. Для конституционного права характерен особый вид норм. Конституционные нормы, как правило, лишены санкций. Это связано с тем, что конституционные нормы носят чрезвычайно общий характер, их положения конкретизируются в других отраслях права. Поэтому можно сказать, что для Конституции РФ характерными являются так называемые бланкетные нормы.

Бланкетная норма — это норма, имеющая в своей структуре ссылку на другую норму, содержащуюся в каком-либо ином нормативном акте.

Основной смысл бланкетной нормы в том, что она подчеркивает важность для государства какой-либо группы правоотношений, но в связи с наличием в законодательстве аналогичной нормы, защищающей данный вид правоотношений, не допуская дублирования нормы, отсылает к уже существующей.

Специфика конституционных норм в том, что зачастую они вовсе не дают ссылок на другие законы, каким-либо образом конкретизирующие их положения. Например, ст. 20 Конституции РФ гласит: «Каждый имеет право на жизнь». И далее: «Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом и т. д.» Таким образом, Конституция РФ отсылает, очевидно, в первом случае к естественному праву каждого человека, а во втором случае — к уголовному законодательству (УК РФ).

Для конституционных норм основой служит диспозиция («жилище неприкосновенно», «гарантируется свобода совести» и т. д.), но в ряде случаев присутствует и гипотеза («каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом» и т. д.).

Читайте также:
Персона нон грата: что это значит

Санкции не характерны для конституционных норм, но могут присутствовать в структуре норм, регулирующих общие начала ответственности участников правоотношений, реализующих публичную правосубъектность («Президент РФ может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления…»).

В статье нормативного акта норма прав может располагаться по-разному:

1) норма права и статья нормативного акта совпадают;

2) статья нормативного акта включает в себя несколько норм права;

3) норма права разбивается на несколько статей.

Для Конституции РФ характерны нормы-принципы, устанавливающие основные начала правового регулирования.

Как оформить сельхоз земли?

Статья 10. Предоставление гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности

1. Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2 – 3. Утратили силу с 1 марта 2015 года. – Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 23.06.2014 N 171-ФЗ, от 03.07.2016 N 336-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Абзац утратил силу. – Федеральный закон от 03.07.2016 N 336-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

Абзацы третий – четвертый утратили силу с 1 марта 2015 года. – Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

Земельные участки, находящиеся в фонде перераспределения земель, могут передаваться гражданам и юридическим лицам в аренду, а также предоставляться им в собственность на возмездной или безвозмездной основе в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

(абзац введен Федеральным законом от 07.07.2003 N 113-ФЗ)

Абзац утратил силу с 1 марта 2015 года. – Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут передаваться религиозным организациям (объединениям), казачьим обществам, научно-исследовательским организациям, образовательным организациям сельскохозяйственного профиля, общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, гражданам для сенокошения и выпаса скота в аренду в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 23.06.2014 N 171-ФЗ, от 27.06.2018 N 164-ФЗ, от 30.04.2021 N 117-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

При этом выкуп арендуемого земельного участка в собственность не допускается.

5.1. Земельный участок, находящийся в муниципальной собственности и выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, передается использующим такой земельный участок сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству в собственность или аренду без проведения торгов в случае, если сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство обратились в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи или договора аренды такого земельного участка в течение шести месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок. При этом цена такого земельного участка устанавливается в размере не более 15 процентов его кадастровой стоимости, а арендная плата – в размере 0,3 процента его кадастровой стоимости.

Читайте также:
Социальная инфраструктура для детей

(в ред. Федерального закона от 02.12.2013 N 327-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Орган местного самоуправления муниципального образования, в собственности которого находится земельный участок, выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, не позднее чем в течение двух недель со дня возникновения права муниципальной собственности на такой земельный участок обязан опубликовать в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и разместить на своем официальном сайте в сети “Интернет” (при его наличии) информацию о возможности приобретения такого земельного участка на условиях, предусмотренных настоящим пунктом. Указанная информация размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.

(п. 5.1 введен Федеральным законом от 29.12.2010 N 435-ФЗ)

6. Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера, отгонными пастбищами и находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы гражданам и юридическим лицам только на праве аренды или на праве безвозмездного пользования на срок не менее чем пять лет.

(в ред. Федеральных законов от 18.07.2005 N 87-ФЗ, от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Не требуется переоформление видов разрешенного использования в правоустанавливающих документах на земельные участки КФХ, полученных до 01.01.2014 (ФЗ от 28.12.2013 N 446-ФЗ).

7. Приобретение сельскохозяйственными организациями, а также крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности права собственности на земельные участки или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации”. Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения приобретаются в собственность по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации в размере не более 15 процентов кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий. Законами субъектов Российской Федерации устанавливаются случаи бесплатного предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.

(п. 7 введен Федеральным законом от 18.07.2005 N 87-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 29.12.2010 N 435-ФЗ, от 28.12.2013 N 446-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на срок до пяти лет крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности без проведения торгов.

В случае, если в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, поступило несколько заявлений о предоставлении такого земельного участка в аренду, соответствующий земельный участок предоставляется в порядке, установленном статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.

(п. 8 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 354-ФЗ)

Как оформить сельхоз земли?

Документы, необходимые для осуществления государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.

Согласно части 1 статьи 49 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ) государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на указанный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен указанный земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется на основании одного из следующих документов:

Читайте также:
Англо-саксонская правовая система: что это значит

– акт о предоставлении такому гражданину указанного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, которые установлены законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;

– акт (свидетельство) о праве такого гражданина на указанный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;

– выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на указанный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);

– иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на указанный земельный участок.

Государственная регистрация права собственности гражданина на указанный в части 1 статьи 49 Закона № 218-ФЗ земельный участок в случае, если к такому гражданину перешло в порядке наследования или по иным основаниям право собственности на расположенное на этом земельном участке здание (строение) или сооружение, осуществляется в соответствии с положениями статьи 49 Закона № 218-ФЗ. При этом вместо документа, устанавливающего или удостоверяющего право такого гражданина на этот земельный участок, в качестве основания осуществления государственной регистрации права собственности такого гражданина на этот земельный участок могут быть представлены следующие документы:

– свидетельство о праве на наследство либо иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение;

– один из документов, предусмотренных частью 1 статьи 49 Закона № 218-ФЗ и устанавливающих или удостоверяющих право гражданина – любого прежнего собственника указанного здания (строения) или сооружения на этот земельный участок.

Представление предусмотренных пунктом 1 части 2 статьи 49 Закона № 218-ФЗ документов не требуется в случае, если право собственности гражданина на указанное здание (строение) или сооружение зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости.

В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона № 218-ФЗ г осударственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных Законом № 218-ФЗ случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном Законом № 218-ФЗ порядке.

В силу частей 4, 14, 15 статьи 18 Закона № 218-ФЗ в случае представления заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов в форме документов на бумажном носителе посредством личного обращения необходимо предъявить документ, удостоверяющий личность лица обратившегося за осуществлением государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагается документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель).

Согласно статье 17 Закона № 218-ФЗ за государственную регистрацию прав взимается государственная пошлина в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. На основании подпункта 24 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина за государственную регистрацию права собственности физического лица на земельный участок, предназначенный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, уплачивается в размере 350 рублей.

Как оформить в собственность участок земли сельскохозяйственного назначения?

При использовании сельскохозяйственных земель может возникнуть необходимость оформить на такие земли права собственности – для продажи, разделения на отдельные наделы земли и т.д. В ряде случаев для оформления прав необходимо сначала выделить участок из общей собственности и уточнить его границы.

  • Понятие сельскохозяйственных земельных участков
  • Законодательное регулирование
  • Процедура оформления
  • Предварительный этап
  • Необходимые документы
  • Порядок действий
  • Стоимость и сроки
Читайте также:
Товарищество собственников жилья: что это значит

Понятие сельскохозяйственных земельных участков

К сельскохозяйственным землям принято относить участки, которые предназначаются для занятия сельским хозяйством и находящиеся при этом за чертой городских поселений, согласно п. 1 ст. 77 ЗК РФ.

Сельскохозяйственные участки могут быть предназначены как для целей:

  • Индивидуального хозяйствования;
  • Садоводства, огородничества;
  • Производства сельскохозяйственной продукции;
  • Выпаса скота и сенокошения.

Земельный пай – это доля сельскохозяйственного земельного участка, принадлежащая одному физическому или юридическому лицу.

Выдача земельных паёв проводился после распада СССР с целью приватизации земель колхозов их бывшими работниками. Земельный пай не имеет натурального выражения в виде границ, он даёт право на обладание указанной в документе о наличии пая доли на землю в праве общей собственности.

Земельный участок, находящийся в общей долевой собственности нескольких пайщиков, управляется общим собранием таких пайщиков.

Законодательное регулирование

Если участок для сельского хозяйства находится в собственности государственных органов власти, то оформление прав на такой участок осуществляется в рамках приватизации и регулируется:

  • Ст. 39.5 Земельного кодекса;
  • Ст. 3 закона № 137 «О введении в действие ЗК».

Оформление прав на собственности на земельный пай, находящийся в составе сельскохозяйственного земельного участка, регулируется положениями ст. 13 и ст. 13.1 закона № 101 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Процедура оформления

Способ получения сельскохозяйственного земельного участка в собственность зависит от вида права, на основании которого землепользователь претендует на участок. К таким правам могут относиться:

  • Право на пай, находящийся в составе надела общей собственности;
  • Право бессрочного пользования или пожизненного владения государственным участком.

Для перехода прав на участок из государственной собственности в частную необходимо написать заявление земельному собственнику (местному органу исполнительной власти) о предварительном согласовании приватизации, а при наличии земельного пая необходимо подать объявление в СМИ о желании выделить надел из общей собственности в натуре.

Предварительный этап

После предварительного согласования предоставления или публикации объявления о выделе в СМИ землепользователю необходимо организовать геодезические работы по определению границ сельскохозяйственного надела.

Геодезические работы осуществляются кадастровыми инженерами, состоящими в федеральном реестре кадастровых работников, или межевыми компаниями, организующими работу таких инженеров.

Работы проводятся непосредственно на участке и включают в себя:

  • Топографическую съёмку территории;
  • Измерительные работы;
  • Определение координат граничных точек;
  • Оценка состояния почвы.

Согласно п. 6 ст. 13.1 ФЗ № 101, проект плана утверждается не ранее, чем через 30 дней после ознакомления с ним всех заинтересованных лиц (соседей, будущего собственника и других пайщиков участка).

Если все участники общей долевой собственности намерены выделить свои доли и получить права собственности на отдельные участки земли, то они утверждают на общем собрании проект межевания общего участка и определяют границы будущих наделов.

Решения общего собрания оформляется в протокол, к которому прилагается проект межевания, в соответствии с которым происходит образование отдельных участков, и дополнительное согласование границ с участием кадастрового инженера в таком случае не требуется (п. 3 ст. 13 ФЗ № 101).

Необходимые документы

Для оформления в собственность земельного пая потребуются следующие документы:

  • Документ о праве на пай;
  • Межевой план участка;
  • Кадастровый паспорт;
  • Справка из ЕГРП о наличии обременений.

Документ о праве на земельный пай является основанием, по которому пайщик может выделить свой участок в натуре, а указанная в данном документе доля участка позволяет кадастровому работнику вычислить площадь образуемого участка и определить его границы.

Право на пай выдаётся при разделе коллективных участков каждому пайщику бесплатно или может приобретаться на рынке ценных бумаг как земельный капитал, его стоимость зависит от категории земли и её кадастровой ценности.

Читайте также:
Субъект естественной монополии: что это значит

Межевой план необходим для оформления кадастрового паспорта участка, его изготавливает кадастровый специалист на основе проведённых измерений, стоимость его изготовления зависит от площади участка и его доступности для измерений и может составлять до 15000 рублей для участков площадью не более 1 Га. Изготовление межевого плана составляет 1-3 недели.

Справка из правового реестра необходима для того, чтобы исключить возможные притязания на образуемый надел со стороны третьих лиц и убедиться в том, что на землю не наложен арест. Заказать такую справку можно в многофункциональном центре или в разделе сайта Росреестра.

При предоставлении земли из муниципальной собственности необходимо писать заявление по стандартной форме.

В заявлении необходимо указать:

  • ФИО и адрес заявителя;
  • Адрес расположения участка;
  • Кадастровый номер участка;
  • Категорию земли и вид использования участка.

Текст начинается с указания органа подачи бумаги с указанием ФИО и должности принимающего заявления сотрудника, после чего следует просьба предоставить право собственности на участок с изложением его характеристик.

Порядок действий

Оформление прав на земельный пай для случая, когда участок выделяет один из пайщиков, осуществляется в следующем порядке:

  • Подача объявления в СМИ о желании выделить пай в натуре;
  • Организация межевых работ на местности;
  • Получение кадастровых документов;
  • Регистрация права собственности в Росреестре.

Перечень СМИ, в которые публикуются объявления о выделе пая, утверждается местным законодательством.

Изготовленный межевой план подлежит согласованию с другими пайщиками и соседними землепользователями. Важно учитывать, что площадь образуемого участка может отличаться от расчётной из-за особенностей рельефа или почвы, но не более, чем на 10 процентов (п. 16 ст. 13.1 ФЗ № 101).

После изготовления кадастровых документов землепользователю необходимо зарегистрировать своё право на участок, для этого в местное отделение Росреестра подаётся заявление на регистрацию, к которому прилагаются следующие бумаги:

  • Кадастровый паспорт;
  • Документ о праве на земельную долю (пай);
  • Квитанция об оплате госпошлины.

Если выдел участка в натуре происходил на основании проекта межевания, утверждённого общим собранием пайщиков, то к заявлению необходимо приложить выписку из протокола собрания.

При нахождении земли в собственности органов власти, регистрация прав на участок после оформления кадастровых документов осуществляется на основании заявления, поданного в уполномоченный орган, о предоставлении земли в собственность.

Во сколько обойдется аренда земли у муниципалитета? Узнайте об этом из нашей статьи.

Что такое ЖСК и стоит ли его использовать при покупке квартиры? Подробно об этом мы рассказали в нашем материале.

Стоимость и сроки

Общий срок регистрации права при выделе пая в натуре из общей долевой собственности складывается из следующих составляющих:

  • Ожидания возможного отказа других пайщиков (месяц);
  • Проведения кадастровых работ (до трёх недель);
  • Оформление кадастрового паспорта (5 дней);
  • Регистрация права собственности в Росреестре (2 недели).

Таким образом, получение права собственности может составлять до трёх месяцев с учётом времени на подачу заявлений и заключения договора с кадастровой компанией.

Стоимость всех работ включает в себя расходы на межевание (до 15000 рублей), публикацию объявлений в СМИ и оплату госпошлины за регистрацию – 2000 рублей.

Если сельскохозяйственный участок предназначен для садоводства, огородничества или полевого подсобного хозяйства, то госпошлина за его регистрацию составит 100 рублей.

Итак, для оформления сельскохозяйственных участков в собственность нужно заказать межевые работы по выделению границ надела для его образования из общего участка, получить кадастровый паспорт и зарегистрировать право собственности. Если земля оформляется в собственность из числа муниципальных земель, то кадастровые работы оплачиваются муниципалитетом.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: