Боярская дума: что это такое, описание и особенности

Боярская дума

Боярская дума — высший совет, состоявший из представителей феодальной аристократии [1] . Являлась продолжением княжеской думы [источник?] в новых исторических условиях существования Русского государства в конце XIV века. Без думы не обходился ни один государь, не исключая и Ивана Грозного.

Самостоятельной роли боярская дума не играла, она всегда действовала вместе с царём, составляя совместно с государем единую верховную власть. Это единство особенно рельефно проявлялось в делах законодательства и в международных отношениях. По всем делам выносилось решение в следующей форме: «Государь указал и бояре приговорили» или «По государеву указу бояре приговорили».

Ввиду распространённых представлений о боярской думе как учреждении следует напомнить, что у дворян, которых царь «пускал», или жаловал, к себе в думу, то есть в «советные люди», не было ни канцелярии, ни штата сотрудников, ни своего делопроизводства и архива решённых дел. Царь по своему усмотрению одних думцев назначал на воеводство в крупнейшие города государства — на Двину, в Архангельск, в Великий Новгород, Белгород, Казань, Астрахань и т. д., других отправлял послами в иноземные государства, иным поручал, «приказывал» какое-либо дело или целую отрасль управления, наконец, некоторых оставлял при себе в качестве постоянных советников по текущим вопросам государственного управления. Так, можно сказать, что думный чин служилого человека свидетельствовал не о действительных служебных заслугах его, а об уровне, на котором он находился в среде правящих верхов государства. [2]

Боярская дума просуществовала до конца XVII века и позднее была преобразована в сенат.

Содержание

Состав

Боярская дума была политическим учреждением, которое создавало московский государственный и общественный порядок и им руководило. Это было аристократическое учреждение. Такой его характер обнаруживался в том, что большинство его членов почти до конца XVII в. выходило из известного круга знатных фамилий и назначалось в думу государем по известной очереди местнического старшинства. Единственной постоянной опорой устройства и значения боярской думы был обычай, в силу которого государь призывал в управление людей боярского класса в известном иерархическом порядке. Крепость этого обычая создана была историей самого Московского государства.

В состав думы Московского государства входили только бояре в древнем значении этого слова, то есть свободные землевладельцы. Затем с превращением их в служилых людей возникло разделение на бояр вообще и бояр служилых в точном смысле. Высший класс служилых именуется «боярами введенными», то есть введенными во дворец для постоянной помощи великому князю в делах управления. Другой низший разряд таких же дворовых слуг именуется путными боярами, или путниками, получившими «путь» — доход в заведование. Советниками князя, членами боярской думы могли быть только первые, то есть бояре введенные, именуемые иногда «бóльшими». Это и было переходом к образованию из боярства чина (дававшего потом право на заседание в думе).

Второй элемент, вошедший в состав боярской думы по мере уничтожения уделов, это — князья, делавшиеся советниками великого князя по своему званию князей, не нуждаясь вначале в особом назначении в чин боярина, так как считали свое звание выше боярского. Этот элемент преобладал в думе до конца XVI в., а с этого времени уже далеко не всякий князь попадал в думу; многочисленность служилых князей принудила сделать между ними выбор и проводить в думу лишь некоторых чрез чин боярина. Кроме этих двух элементов в состав думы входили и некоторые должностные лица; так, присутствовать в думе мог окольничий, звание, которое затем было обращено в чин. При Иоанне III право суда и управления принадлежало боярам и окольничим («Судити суд боярам и окольничим», Суд. 1497 г., ст. I).

В начале XVI в. великий князь начал вводить в думу людей худородных, простых дворян, которые и получили титул думных дворян, что опять превратилось в чин. Этот элемент особенно усилился во время борьбы Грозного с родовитым боярством. К этому же времени относится появление в думе и думных дьяков. При усилении письменного делопроизводства явилась и канцелярия при думе. Те дела, которые дума в полном объеме не могла вести, поручались думным дьякам, а именно: посольские, разрядные, наместные и быв. Казанского царства. Эти отрасли вверены дьякам, но как делегатам думы. Поэтому думных дьяков в XVI в. было обыкновенно четыре. Такое положение выводило их из разряда секретарей; они становились министрами и, каждый по своему ведомству, имели право голоса в заседаниях думы, хотя членами думы не считались. При Алексее Михайловиче число думных дьяков увеличилось, при Феодоре Алексеевиче их было 14. Такой исторически сложившийся состав думы оставался неизмененным и в XVII в.

Число членов думы только с XVI в. становится определеннее; со времен вел. кн. Василия Иоанновича ведутся уже списки членов думы; от Иоанна III к сыну его перешло д3 (Так в издании 1891 г. — Ред.) бояр, 6 окольничих, 1 дворецкий и 1 казначей. При Грозном число бояр понизилось вдвое, зато увеличилась неродовитая часть в составе думы: он оставил 10 бояр, 1 окольничьих, 1 крайчего, 1 казначея и 8 думных бояр. После Феодора Иоанновича число думных людей возрастает с каждым царствованием (за исключением Мих. Феодоровича). Так, при Борисе Годунове их было 30, в смутное время 47; при Мих. Феодор. — 19, при Алек. Мих. — 59, при Фед. Алек. — 167. Не всегда все члены думы собирались в заседания. Возможно полные заседания думы происходили в особо важных случаях, в частности при созыве земских соборов (которых непременную часть составляла дума). Заседания думы происходили в царском дворце — «На Верху» и в Золотой Палате. По свидетельству Маржерета время заседаний думы было от 1 часа до 6 часов дня (4-9 ч. утра). Бояре делили с царем все обыденные акты жизни: ходили в церковь, обедали и проч. По свидетельству Флетчера, собственно для обсуждения дел назначены были понедельник, среда и пятница, но в случае надобности бояре заседали и в другие дни.

Председательство в думе принадлежало царю, но он не всегда присутствовал; бояре решали дела и без него, окончательно или же их решения утверждались государем. Члены распределялись в думе по порядку чинов, а каждый чин — по местнической лестнице породы. Соборное уложение предписывает думе «всякие дела делати вместе». Этим косвенно утверждается начало единогласия при решениях. В конце XVII в. возникает особое отделение думы для судных дел: «расправная палата», состоявшая из делегатов думы (по несколько членов от каждого чина — см. Дворц. разр.). Во время выезда бояр с царем из Москвы в поход, на месте оставляется несколько членов ее «для ведания Москвы». В эту комиссию думы шли все доклады из приказов, но окончательно решались ею только дела меньшей важности; прочие отсылались к царю и находившимся при нем боярам.

Читайте также:
Добавленная стоимость: что это такое, описание и особенности

Полномочия

Права думы не были определяемы законом, а держались, как факт бытовой, на обычном праве. Боярская дума была учреждением, которое не отделялось от царской власти. В области законодательной значение думы было указано в царском судебнике: «А которые будут дела новые, а в сем судебнике не написаны, и как те дела с государева докладу и со всех бояр приговору вершатся, — и те дела в сем судебнике приписывати» (ст. 98 Соборного уложения). Законодательными источниками были признаны государевы указы и боярские приговоры. Общая законодательная формула была такова: «Государь указал, и бояре приговорили». Это понятие о законе, как результате нераздельной деятельности царя и думы, доказывается всею историею законодательства в Московском государстве. Но из этого общего правила были и исключения. Так, упоминаются в качестве законов царские указы без боярских приговоров; с другой стороны, есть ряд законов, данных в форме боярского приговора без царского указа: «Все бояре на Верху приговорили». Царские указы без боярских приговоров объясняются или случайностью борьбы с боярством (при Грозном), или незначительностью разрешаемых вопросов, не требовавших коллегиального решения, или поспешностью дела. Боярские же приговоры без царских указов объясняются или полномочием, данным на этот случай боярам, или отсутствием царя и междуцарствием. Таким образом, из этих случаев отнюдь нельзя заключать о раздельности законодательных прав царя и думы.

По вопросам внешней политики замечается такая же совместная деятельность царя и думы с конца XVI в., которая дополнялась еще участием земских соборов. Участие думы в делах внешней политики выражалось в постоянном учреждении т. н. «ответной палаты» при думе; дельцы посольского приказа не могли сами вести переговоры с иностранными послами; с послом «в ответех (говорит Котошихин) бывают бояре» — два, окольничий один или два, да думный посольский дьяк; в 1586 г. война со шведами решена царем «со всеми бояры». Только во времена междуцарствия и при самом начале правления Мих. Федоровича дума сносится с иностранными государствами от своего имени. Относительно суда и администрации дума является не одною из инстанций, а органом верховной власти, указывающей закон подчиненным органам. Судебные дела восходили в думу по докладу и по апелляции (ук. 1694 во II Собр. Законов, № 1491). Дума являлась собственно судебным органом только тогда, когда судила в качестве первой инстанции, а именно — своих собственных членов по действиям их, как судей и правителей в приказах, и по местническим счетам. В сфере администрации думе (вместе с царем) принадлежало право назначения центральных и местных правителей. Ведение текущих дел управления военного и поместного находилось под постоянным контролем думы, так же как и самые приказы.

История

Главнейшие моменты в истории боярской думы Московского государства определяются отношениями ее к верховной власти. В XIV и XV вв. замечается бытовое совпадение деятельности думы с действиями княжеской власти, основанное на единстве интересов. Возвышение Московского княжества было вместе с тем возвышением могущества и богатства московских бояр. Отсюда успехи московского единодержавия, помимо поддержки духовенства, главнейшим образом объясняются содействием бояр.

Князь Димитрий, умирая, дал такое завещание детям: «Бояре своя любите, честь им достойную воздавайте противу служений их, без воли их ничтоже не творите» (Воскр. лет., 1389 г.). При Иоанне III все важнейшие акты государственной деятельности совершались по соглашению с боярами: женитьбу на Софье Палеолог Иоанн III предпринял так: «Подумав о сем с митрополитом, матерью своею и бояры… послал к папе» (Воскр. лет., под 1469 г.). В X V I в. происходит борьба между самодержавною властью и боярами, начатая со стороны великого князя и продолженная со стороны бояр.

Установившееся единодержавие собрало из всех княжеств местные боярские силы в одну Москву; кроме того, здешнее боярство усилилось огромною массою служилых князей, лишенных уделов, которые хотели вознаградить потерянную первую роль в деревне второю в Риме. С другой стороны, уничтожив уделы, лишив бояр права перехода и обратив их в служилых людей, великий князь не нуждался более в их содействии для укрепления своей власти.

В малолетство Грозного (1533—1546) обстоятельства склонили весы в пользу бояр, и в результате получились крайние злоупотребления власти боярами. Со времени воцарения Иоанна (1547), этот царь открыл сознательную борьбу с боярской партией, сначала мерами разумными, приблизив к себе людей худородных, обратившись к совету всей земли (Земскому собору) и предприняв несколько здравых законодательных мер, ограничивающих значение удельных князей и бояр; позднее он пустил в ход жестокие казни и гонения (1560—1584), вызванные б. ч. не мнимою изменою бояр, а сознательною целью «не держать при себе советников умнее себя». Одною из мер борьбы было разделение государства на опричнину и земщину. Земские дела были оставлены в руках бояр; даже ратные должны были решаться «государем, поговоря с бояры». В опричнине Иоанн надеялся осуществить вполне свой новый идеал. Но именно здесь обнаружилась неосуществимость и непрактичность его идей; в учреждении земщины он сам признал себя побежденным, отделил верховную власть от государства и предоставил последнее боярам. В полемике Грозного с кн. Курбским сказались воззрения двух борющихся сил. Курбский, не посягая на верховную власть, стоит за старину и доказывает только необходимость для царя «совета сигклитскаго», то есть совещаний с боярскою думою. Идеал Грозного: «Жаловати сами своих холопей вольны, а и казнити вольны есмы». Ничто не препятствовало Грозному обходиться без боярской думы, не прибегая к казням; но он сам нашел это неосуществимым.

Читайте также:
Двойное страхование: что это такое, описание и особенности

Деятельность Грозного, не достигши цели, принесла лишь тот результат, что отделила интересы бояр от царской власти и заставила их в свою очередь уже сознательно обеспечить власть за собою на счет власти монархической. Конец XVI в. (с 1584 г.) и нач. XVII в. (1612 г.) — время таких попыток боярства и боярской думы. По смерти Феодора Иоанновича бояре требовали присяги на имя думы боярской.

В XVII в. господствует нормальное отношение боярской думы к власти царя, то есть нераздельность действий той и другой, без взаимных посягательств на верховное значение последней и вспомогательную роль первой; государь без думы и дума без государя были одинаково явлениями ненормальными.

Около 1700 года Пётр I уничтожил боярскую думу, как учреждение; но совещания с боярами продолжались в так наз. Ближней канцелярии (упом. с 1704 г.), которая сама по себе была не более, как личною канцелярией царя и учреждением постоянным; но съезды бояр в канцелярии — уже не учреждение, постоянно действующее. В последующие годы, до учреждения сената, Петр, во время отъездов своих из столицы, поручал ведение дел нескольким лицам, но не доверял им и не полагался на них. В 1711 г. 22. февр., объявляя о войне с Турциею и собираясь уехать на театр войны, он поручил ведение дел тоже нескольким лицам, назвав совокупность их сенатом, который отнюдь не имел прежнего значения боярской думы и не был учреждением политическим.

Боярская дума – права, функции и цели совета в Древней Руси

Общее понятие

Боярская дума в Древней Руси — это политическое учреждение для формирования общественного порядка в государстве и координирования выполнения. Аристократизм образования подтверждался тем, что большинство членов являлись представителями высокородных фамилий и получали назначение от царя по системе местнического главенства.

В основе значения и структуры Думы лежало правило, в соответствии с которым царь назначал в управление людей по определенному иерархическому порядку. Такой обычай подкреплялся историей Московской империи. Дума как учреждение в начале своего формирования не имела:

  • канцелярии;
  • порядка ведения дел;
  • штата дворян;
  • архивных записей.

Государь своим решением назначал одних думцев воеводами, послами за границу, другим поручал управление отдельной отраслью хозяйства. Чин в Думе служил не показателем служебных отличий, а говорил об уровне человека в среде власть имущих кругов.

Боярское сословие занимало главенствующую позицию в государстве. Государь призывал дворян по личному усмотрению в различные чины, в соответствии с традициями. Ведомству отводилось важное место и основополагающее значение. Участники Думы распределялись с учетом имеющегося чина или родословной.

В 1681 году группа под предводительством князя Голицына представила требование о ликвидации местничества, а в следующем году Дума приняла такое решение. Ликвидация местнической системы привела к усилению влияния новой силы — дворянства. Упразднение Боярской думы произошло в конце XVII века, когда вместо думского собрания был учрежден сенат.

Состав участников

В Думу царь назначал бояр, которые имели древние родовые корни и были свободными владельцами земельных наделов. После появления служилого долга по исполнению военных и административных обязанностей произошло разделение сословия:

  • высший класс введенных бояр — те, кто назначен государем в дворцовую службу с целью регулярного решения управленческих вопросов;
  • низшая категория путных бояр — дворцовые слуги, получившие работу в виде заведования и приказов.

Только представители первой категории могли стать членами Думы в России или советниками князей, введенных бояр по-другому именовали «большими». Переход в такой класс давал чин и право на поступление в состав совета.

Князья являлись вторым элементом в составе Думы, они становились советниками в соответствии со своим званием. Титул не требовал обязательного присвоения боярского чина, так как звание князя было выше. Аристократическая интеллигенция могла появиться в составе думского совета до конца XVI века, пока государь не ужесточил правила отбора князей. Многочисленность сословия привела к тому, что царь стал проводить в Думу аристократов только после получения боярского чина.

В структуре предусматривалось несколько должностных лиц, например, окольничий. Это звание впоследствии было превращено в придворный чин, второй после боярина. Окольничие руководили приказами, военными полками, работали в составе дипломатических миссий.

В начале XVI века в Думу стали призывать худородных людей из простого дворянского сословия. Их именовали думными дворянами, затем такое звание превратилось в постоянный чин. Думские лица назначались на должности дворецких, казначеев, конюших, участвовали в переговорах, выносили решения по части местнических споров.

Чины в Думу раздавались от царского имени, формально государь ничем не ограничивался в назначении должностей. Но по обычаю требовалось, чтобы высшее управление назначалось из аристократов. Представителя знатного рода не назначали окольничим или думным участником, так как последовал бы отказ принять низший чин. Но у царя была возможность не пускать в Думу неугодного дворянина, даже если тот имел большие заслуги.

Появление канцелярии

Канцелярия возникла в качестве органа, необходимого для оформления делопроизводства. Некоторые вопросы, которыми не занималась Дума в полной мере, перепоручались думным дьякам, работающим одновременно в качестве должности и чина. К ним относились наместные, посольские, разрядные дела, чиновники-дьяки участвовали в составлении и выполнении проектов Думы, вели делопроизводство. Из их состава назначались деятели на видные государственные посты и дипломаты.

Вначале думных дьяков было 4 и они не выполняли секретарских обязанностей из-за малого числа. Представители работали министрами в определенном ведомстве и могли голосовать на думских заседаниях, хотя не считались членами собрания. Алексей Михайлович из Романовской династии увеличил количество дьяков в высшем совете, а при правлении Федора Алексеевича их уже стало 14. Этим чинам поручалось ведение канцелярских записей.

Число членов совета стало более определенным и появились требования к количественному составу отдельных элементов.

При этом со времен князя Василия Иоанновича составлялись перечни членов собрания:

  • сыну Иоанна III перешла канцелярская структура в виде окольничих — 6 чел, 1 дворецкого чина, 1 казначея;
  • во время правления Ивана Грозного количество бояр снизилось и увеличился состав неродовой части совета. В него входили 10 простых бояр, 1 кравчий, 1 окольничий, 8 думных дьяков.

Роль боярского совета постепенно уменьшался, что служило признаком усиления монархии. Вместе с Думой при государе произошло создание Тайной или Ближней думы, представленной узким кругом доверенных советников. Для решения судебных вопросов была отделена часть Думы и переименована в Расправную палату. В нее входило по несколько делегатов от каждого думского чина.

Читайте также:
Административно-территориальная единица: что это такое, описание и особенности

Порядок деятельности

Члены собрания заседали не всегда. Полные совещания проходили в важных случаях, например, при созыве общегосударственного высшего сословия, при этом Боярская дума составляла часть Земского собора. Заседания думского совета проходили в государском дворце, на «Верху» или в Золотой Палате. По времени собрание занимало от 1 до 6 часов.

Бояре делили с императором все обыденные дела жизненного уклада, посещали церковные заведения, обедали. А заседания Думы назначались только по понедельникам, средам и пятницам. Собрания в другие дни проводились только при возникновении неотложных и важных вопросов. Соборные правила предусматривали, что все дела думские сотрудники делали вместе, что являлось косвенным подтверждением единогласного мнения при принятии решений.

Во время отъезда из Москвы государь брал с собой часть Думы, но несколько сотрудников учреждения оставались на месте для решения дел города. Эта комиссия принимала сообщения от разных приказов и выносила определение только по делам малой важности. Остальные в виде доклада доставлялись царю и решались им вместе с сопутствующим составом бояр.

Дума относилась к категории органов суда, если она судила членов своего состава в качестве первой инстанции. Она рассматривала действия членов совета, работу правителей и судей в дворцовых приказах и выносила приговоры по местничеству. В административной области собрание совместно с государем назначало региональных и центральных правителей. Дела военной и поместной отрасли контролировались и координировались думскими советниками, ими же регулировалась деятельность самих приказов.

Полномочия по закону

Закон не определял, какими правами обладала Боярская дума, ее полномочия держались в форме бытового факта и основывались на обычном праве. Боярская дума в своей работе никак не отделялась от власти царя. Вся история законодательства в Московии доказывает нераздельное правление государя и думского совета.

Иногда в законодательном значении Думы отсутствовало положение о новом деле. Тогда рассмотрение происходило по решению царя и приговору бояр, а в судебнике прописывался пример и становился законным основанием для вынесения подобных вердиктов.

Законодательными документами признавались царские указы и приговоры думского собрания. Из таких правил управления были исключения, когда государевы указы претворялись в действие без приговора бояр. Аналогично существовали законы в форме боярского приговора, не требующие царского распоряжения. Эти случаи обособленных вынесений приговора по делам не являлись показателем раздельности думских и царских мнений по управлению страной.

Причины неординарных решений:

  • Государевы указы без одобрения аристократии объяснялись усилением борьбы с властью дворян (при правлении Грозного) или тем, что решаемые обстоятельства не заслуживали пристального внимания со стороны правящей особы. Иногда коллегиальное одобрение не требовалось из-за срочности вынесения заключения или отмены прежнего приговора.
  • Функции Боярской думы о приеме решения без указа царя объяснялись особыми полномочиями думского высшего класса. В некоторых случаях император отсутствовал или решения принимались во время междуцарствия.

Во внешней политике отмечалось взаимодействие государя и думского совета при вынесении решений, при этом к делу подключался Земский собор. Для участия в иностранных делах Дума учреждала Ответную палату.

Посольские приказчики самостоятельно не вели переговоров с послами иностранных государств, в делегации присутствовали двое окольничих и 1−2 думных дьяка из посольского отдела.

Решение о проведении военных действий или объявлении вооруженного конфликта выносилось совместно царем и полным думским собранием. Только в период правления царя Михаила Федоровича Дума получила право решать международные дела от собственного имени.

Исторические вехи

Главные моменты в становлении и существовании Думы соотносятся с правящей верховной властью. Совпадение деятельности собрания с действием княжеского владычества основывается на общности интересов. Возвышение княжеского правления ведет к увеличению могущества и боярского сословия. Успехи державы объясняются содействием бояр, помимо помощи духовенства.

После смерти Дмитрия Иоанн III все государственные решения принимал после согласования с боярским собранием. Самодержавие собрало аристократию из всех княжеств в Москву, а местное боярство получило в свои ряды большую массу служилых людей, которые ранее были лишены земельных участков. После уничтожения права бояр на наделы люди становились обязанными выполнять военную и административную повинность и лишались права на переход в Думу. Царь больше не нуждался в их поддержке для установления своей власти.

При правлении Грозного власть бояр значительно укрепилась и аристократы стали злоупотреблять таким положением. Иоанн стал сознательно бороться с дворянской партией разумными методами, затем подписал законы об ограничении участия бояр, впоследствии применил гонения и казни. Такие действия были вызваны не мнимым непослушанием людей, а сознательным стремлением не держать при себе умных советников.

Борьба предполагала деление государства на земщину и опричнину. Земскими делами заведовали бояре, а ратные вопросы решал государь после совета с аристократами. В опричнине царь видел новый идеал правления, но проявил непрактичность. Он отделил государство от верховной власти и первое отдал на откуп боярам.

Сжигание мостов Грозным дало результат в форме отделения интересов дворян от стремлений царя и привело к усилению монархии. В 1700 году Петр I упразднил Боярскую думу, но продолжал совещательную политику с дворянами в форме Ближней канцелярии. Это учреждение представляло личное делопроизводство государя и действовало вплоть до создания сената. Политический орган являлся совокупностью нескольких доверенных лиц и не был сравним по значимости с боярским советом.

Боярская дума

Боярская дума составляла круг ближайших советников и сподвижников царя. Боярство в XVI–XVII вв. было высшим чином, которым государь «жаловал» своих ближайших помощников. Однако он никогда не жаловал в боярский чин людей «худородных». Существовало несколько десятков знатных фамилий, преимущественно княжеских, члены которых «бывали в боярах».

Вторым чином в Думе, также жалованным царем, был окольничий.

Эти два первых думских чина пополнялись исключительно представителями высшей московской аристократии, и лишь в XVII в. известны единичные случаи пожалования в боярство людей из среднего служилого слоя (например, Матвеева или Ордин-Нащокина при царе Алексее Михайловиче).

Число бояр и окольничих было невелико, оно редко превышало 50 человек. Кроме аристократов в Думу входили несколько думных дворян и три или четыре думных дьяка, секретаря и докладчика Думы.

Читайте также:
Заключение брака: что это такое, описание и особенности

Постепенно Боярская дума получает оформленную организацию и в отношении личного состава – думное сидение делается специальной повинностью высших слоев служилого класса.

Права и полномочия Думы не были определены специальными законами. Широкая сфера ее компетенции исходила из обычаев или воли государя. Дума обсуждала обширный круг дел судебных и административных, но в основном, по мнению В. О. Ключевского, это было законодательное учреждение. Законодательное значение Думы было даже утверждено Судебником 1550 г. Статья 98 Судебника гласила: «… а которые будут дела новые, а в сем Судебнике не написаны, и как те дела с государева докладу и со всех бояр приговору вершатся, и те дела в сем Судебнике приписывати».

Обычная вводная формула новых законов, как отмечалось, гласила: «Государь указал, и бояре приговорили». Однако нужно иметь в виду, что такой порядок законодательства не был формально обязательным для государя. Иногда он решал дела и издавал распоряжения, имевшие характер законодательных постановлений, единолично или обсуждал и решал их с небольшим кругом советников – так называемой ближней, или комнатной, Думой.

В общее собрание Думы дела поступали или по указу государя, или по докладам из приказов. Согласно Уложению 1649 г. Дума являлась высшей судебной инстанцией для тех дел, которые не могли быть разрешены в приказах.

На заседаниях Думы иногда присутствовал сам царь (такие заседания назывались «сидением царя с боярами о делах»), иногда Дума решала дела по указу и полномочию государя в его отсутствие. Для решения особо важных дел собиралось объединенное заседание Думы и Освященного собора, состоявшего из представителей высшего духовенства.

По мере надобности из общего состава Думы выделялись особые комиссии – ответные (для переговоров с иностранными послами), уложенная (для составления проекта нового Уложения), судная и расправная. В конце XVII в. расправная палата превратилась в постоянно действующее учреждение.

Служба бояр, окольничих и думных людей не ограничивалась их сидением в Думе. Они назначались послами в зарубежные страны, начальниками (судьями) важнейших приказов, полковыми воеводами и городовыми воеводами в большие и важные города.

Боярской думе подчинялись все приказы и все местное управление, она руководила армией, вела все земельные дела, проводила переговоры с иностранными послами. После принятия Иваном Грозным титула царя в Боярской думе появилась «комната» – «ближняя Дума», состоявшая из нескольких наиболее верных царю людей, вместе с ним решавших важнейшие государственные дела.

В. О. Ключевский в своей работе «Сказания иностранцев о Московском государстве» так анализировал властный механизм Московского царства: «Во главе управления стоял государь со своей Думой. Думу составляли думные бояре, отличавшиеся этим от простых бояр, которые хотя также назывались советниками государя, но получали это звание больше как почетный титул, ибо на общий совет их приглашали редко или совсем не приглашали. Кроме думных бояр в Думе присутствовали думные дьяки или государственные секретари. Как те, так и другие получали свое звание по воле государя. Дума была высшим законодательным, административным и судебным местом. Отсюда исходил всякий новый закон или государственное постановление. Здесь с утверждения государя определялись известные лица на правительственные должности и решались важнейшие судебные дела.

С X и до XVIII века Боярская дума стояла во главе древнерусской администрации, была маховым колесом, приводившим в движение весь правительственный механизм, она же большею частью и создавала этот механизм, законодательствовала, регулировала все отношения, давала ответы на вопросы, обращенные к правительству. В период наиболее напряженной своей деятельности, с половины XV и до конца XVII века, это учреждение было творцом сложного и во многих отношениях величественного государственного порядка, установившегося на огромном пространстве Московской Руси, того порядка, который только и сделал возможным смелые внешние и внутренние предприятия Петра, дал необходимые для того средства, людей и самые идеи.

Под Думой как высшим правительственным местом стояли приказы, ведавшие отдельные отрасли государственного управления.

По известиям XVI века, дела по этому управлению распределялись между 4 главными приказами, или четями. Эти приказы были: Посольский, Разрядный, Поместный и Казанский… Вообще трудно составить себе не только по иностранным, но и по отечественным известиям ясное понятие об устройстве и ходе управления посредством приказов именно потому, что ведомства не были точно разграничены и определены по известным началам; чем далее, тем более будут эти приказы размножаться и обособляться вследствие усложнения правительственного дела, и вместе с тем вследствие того же более и более будет оказываться несостоятельность служилых людей в деле управления, более и более будет чувствоваться нужда в людях иного рода, которые умели бы владеть не мечом, а пером, и с начала XVI века одновременно с известиями о приказах встречаем известия об усилении значения дьяков.

Они имели важное значение в Думе государя, они заправляли ходом дел в приказах, они же отправлялись вместе с наместниками по областям и заведовали там всеми государственными делами, были представителями государственного начала в областях, потому что наместники, служилые люди, оказались теперь непригодны и непривычны к правительственному делу при его новом значении, при новых, чисто государственных потребностях, и этим наместникам предоставили ведать только свои частные интересы кормления.

Для управления областями назначались царем известные лица, по одному или по два в каждую область, которые должны были во всех делах обращаться к управляющему той чети, в которой числилась известная область. Наместник отправлялся в назначенную ему область с одним или двумя дьяками, которые заведовали всеми приказными делами по управлении областью. Областные правители и дьяки назначались по царскому указу и через год обыкновенно сменялись».

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Боярская дума

Боярская дума В Думу входили представители четырех думных чинов: бояре, окольничие, думные дворяне и думные дьяки. Самым важным и престижным был первый чин – боярин. В этот чин царем назначались лица из двух десятков самых знатных фамилий, потомков правящих фамилий

4. Боярская дума и секуляризация церковных земель

4. Боярская дума и секуляризация церковных земель Хотя во второй половине правления Ивана III и произошел глубокий социальный переворот, который должен был выдвинуть класс средней аристократии (дворянство), правительство и органы центральной администрации еще находились

Читайте также:
Государственное банкротство: что это такое, описание и особенности

Боярская дума и приказы

Боярская дума и приказы С падения царевны Софьи чуть не целых двадцать лет, до губернской реформы 1708 г., в самые тяжелые годы, когда заваривались наиболее крутые меры — военные, промышленные, финансовые, ни в центральном, ни в областном управлении не видим коренных

Боярская дума

Боярская дума Деятельность приказов объединялась высшим правительственным учреждением, руководившим отдельными ведомствами, — государевой боярской думой. В удельное время, как мы видели, эта дума составлялась из тех или других, вообще немногих бояр, призываемых

Боярская дума и земский собор

Боярская дума и земский собор Высшим правительственным органом втихомолку стакнувшегося правящего круга служила Боярская дума. Но в царствование Михаила эта дума не была единственным высшим правительственным учреждением при царе: рядом с нею часто является другой

§ 2. Боярская дума и Земские соборы

§ 2. Боярская дума и Земские соборы Монарх в руководстве страной опирался прежде всего на Боярскую думу — высший совет из первенствующих членов. В XVII в. число ее членов постоянно возрастало. Как и прежде, самый важный и престижный чин — боярский — царь жаловал

БОЯРСКАЯ ДУМА

БОЯРСКАЯ ДУМА Во главе нормального правительственного аппарата страны стояла Боярская Дума. Не забудем, что термин «боярин» обозначал не наследственный титул, а только служебное звание.«Боярская Дума, пишет Ключевский (т. 2. стр. 368 и след.), состояла из нескольких десятков

23. Боярская толща

23. Боярская толща В конце декабря 1724 года по тракту в Архангелогородскую провинцию из Петербурга гнали партию арестантов. В толпе оборванных, грязных, окоченелых от морозов и метелей баб и мужиков особенное внимание обращали на себя две женщины. По одежде ясно было видно,

Очерк сорок второй Образование Союза русского народа. Первая Дума и погром в Белостоке. Вторая Дума. Массовое бегство евреев из России

Очерк сорок второй Образование Союза русского народа. Первая Дума и погром в Белостоке. Вторая Дума. Массовое бегство евреев из России В еврейском еженедельнике «Рассвет» появилась рубрика «Тревожное настроение»‚ где из номера в номер печатали сообщения о мелких

Очерк сорок четвертый Третья Дума. Применение ограничительных мер. Четвертая Дума. Убийство П. Столыпина

Очерк сорок четвертый Третья Дума. Применение ограничительных мер. Четвертая Дума. Убийство П. Столыпина «Ярославль. В один из ресторанов ворвалась группа студентов Демидовского лицея и с криком «бей жидов» тяжко избила сидевшего в общем зале

МОСКВА БОЯРСКАЯ

МОСКВА БОЯРСКАЯ За малолетнего князя, естественно, правили его бояре и ближайшее окружение.Годы правления Дмитрия Ивановича можно с полной уверенностью назвать золотым веком московского боярства. Началось это правление с фактического регентства видного представителя

Глава 2 Княжеская (боярская) дума

Глава 2 Княжеская (боярская) дума Своеобразным продолжением князя в X–XIII вв. являлось его ближайшее окружение, с которым он обсуждал и решал наиболее важные вопросы в жизни страны, княжества или волости. В летописи эта практики зафиксирована уже для середины X в.

Опричная ночь Ивана IV. Боярская дума и приказы. XVI век

Опричная ночь Ивана IV. Боярская дума и приказы. XVI век В семилетнем возрасте будущий Иван Васильевич Грозный остался сиротой. Сын Ивана III Василий, умирая, поручил своего маленького наследника попечению боярского совета. Избранные советники должны были управлять

§ 2. Боярская дума и Земские соборы

§ 2. Боярская дума и Земские соборы Монарх в руководстве страной опирался прежде всего на Боярскую думу – высший совет из первенствующих членов. В XVII в. число ее членов постоянно возрастало. Как и прежде, самый важный и престижный чин – боярский – царь жаловал

Боярская дума и Земский собор

Боярская дума и Земский собор Высшим правительственным органом втихомолку стакнувшегося правящего круга служила Боярская дума. Но в царствование Михаила эта дума не была единственным высшим правительственным учреждением при царе: рядом с нею часто является другой

Боярская дума: что это такое, описание и особенности

Сословно-представительная монархии Феодальные сословия Самодержавная власть Земские соборы Боярская дума Приказы Местная администрация Соборное Уложение Церковный раскол “Бунташный век” Присоединение Украины Общественно-политическая мысль

Боярская дума

С. В. Иванов Боярская дума

Боярская дума – это высший совет, состоявший из представителей феодальной аристократии. В эпоху Киевской Руси Боярская дума являлась совещанием князей со своими дружинниками и “старцами градскими” (местной родоплеменной знатью), в удельный период боярские думы представляли собой совет при великом князе. В Московском княжестве в состав Боярской думы входили так называемые “путные бояре” (ведавшие “путями”, то есть отдельными отраслями управления) высшие должностные лица: тысяцкий, окольничий, дворецкий и т.д. На завершающем этапе объединения русских земель вокруг Москвы Боярская дума превращается в постоянно действующий орган.

Функции Боярской думы

Боярская дума имела законосовещательный характер, а ее авторитет и влияние были различными при разных монархах. В некоторые периоды решения принимались узким кругом приближенных к престолу. “Государь всея Руси” Иван III обсуждал все вопросы с боярами и не карал за “встречу”, то есть за возражения и несогласия со своим мнением. А вот его сына Василия III упрекали в том, что он вместо совета с Боярской думой “запершись сам-третей у постели все дела делает”. Князь Андрей Курский также обвинял Ивана Грозного в том, что тот пытается править без совета с “лучшими мужами”. При несовершеннолетии царя и в период междоусобиц Боярская дума превращалась в центр, фактически управлявший государством.

Дума заседала ежедневно, собиралась на заседания в Кремле ранним утром, летом при восходе солнца, зимой еще до рассвета, заседания длились пять-шесть часов, и нередко возобновлялись вечером. Заседания происходили как в присутствии, так и в отсутствии царя. Текущие дела вносились на обсуждение начальниками приказов, чаще всего законодательный почин принадлежал царю, который, по выражению того времени, “сидел с бояры о делах”. Иногда бояре решали дело самостоятельно, причем боярский приговор мог приобрести силу закона без последующего утверждения царем. Тем не менее Боярская дума не выходила за рамки законосовещательного органа. Указы того времени закреплялись традиционной формулой: “Царь указал, а бояре приговорили”. Борьба боярских группировок иногда выливалась в “брань велию, и крик и шум велик, и слова многие бранные”. Однако организованной оппозиции в Боярской думе не существовало. В особых случаях Боярская дума заседала совместно с Освященным собором – высшими церковными иерархами. Такие собрания носили название соборов, которые следует отличать от Земских соборов.

Читайте также:
Банкротский устав: что это такое, описание и особенности

Состав Боярской Думы

В период феодальной раздробленности Боярские думу при дворах удельных князей, в том числе при дворе московского князя, не имела строгой структуры и четко очерченной компетенцией. В ту пору дума при князе состояла из двух-трех бояр, которых призывали для совета по каждому конкретному случаю. В конце XV – начале XVI вв. Боярская дума превратилась в постоянно действующий орган и насчитывала около двадцати человек. В XVII в. состав думы был значительно расширен и превысил сто человек. Сложилась иерархия думных чинов: бояре, окольничьи, думные дворяне, думные дьяки. Высшими думными чинами являлись бояре, или. как их часто именуют грамоты, “великие бояре”. С конца XVI по конец XVII вв. чин боярина имели 200 человек. Из них 130 бояр ( 65%) принадлежали к титулованной знати, то есть являлись потомками некогда суверенных феодальных владык, перешедших в московское подданство. Впрочем, как подчеркивал В. О. Ключевский, “В первое время своей московской службы это были не столько подданные московского государя, сколько союзные с ним государи, его державные вассалы. Многие из них, например, князья Одоевские, Белевские, долго сохраняли при себе особые удельные войска, которыми сами командовали в московских походах независимо от воевод московских полков”.

Князья потеснили московских бояр, издавна состоявших на службе великого князя. За столетний период только 70 бояр (35%) принадлежали к нетитулованной знати. Нетитулованная знать в основном жаловалась в следующие за боярами чины “окольничие” (от слово “около” государя, то есть приближенные к царской особе). В редких случаях окольничие могли дослужиться боярского чина.

В XVI в. появились чины думных дворянин, которые ранее именовались “дети боярские, в думе живущие”. Чин думного дворянина шел сразу за чинами бояр и окольничих. До этого чина обычно дослуживались представители захудалых боярских фамилий или дворяне, не принадлежавшие к высшей аристократии.

Особую прослойку Боярской думы составляли думные дьяки. Этот низший думный чин также появился в XVI в. и был принадлежностью должностных лиц, непосредственно управлявших важнейшими приказами. Особенностью этого чина было то, что им могли жаловаться люди недворянского происхождения, например, из “гостей” или “подъячих”, главным критерием была их служебная пригодность. Думных дьяков было три или четыре человек, обычно Боярскую думу вводились главные дьяки Посольского, Разрядного, Поместного приказов, иногда в Новгородского разряда или Казанского дворца. Первым среди них был “посольский дьяк”, управлявший делами Посольского приказа. По словам современников, “ис тех думных дьяков посолской дьяк, хотя породою бывает менши, но по Приказу и по делам выше всех”.

Думные люди назначались царем. Эта процедура обставлялась большой торжественностью и приурочивалась к праздникам: новому году (на Руси праздновался 1 сентября), Пасху, царский день рождения и т.д. Однако назначение в Боярскую думу, равно как н на все важнейшие административные и военные посты осуществлялось в соответствии с местническими традициями.

Местничество

Местничество – это система феодальной иерархи, при которой положение человека зависело не от личных заслуг, а от “породы”, то есть происхождения. Название местничества произошло от давнего обычая занимать место на пиру в соответствии со знатностью. В конце XV – середине XVI вв. окончательно сложился местнический счет по “родословцу” или “лествице”, при Иване Грозном был составлен “Государев родословец”, в котором была перечислена высшая знать, и “Государев разряд” – списки назначений на высшие должности, начиная со времен Ивана III. С учетом родословца и разряда производились все новые назначения, причем каждый представитель аристократической фамилии мог занимать должность не выше и не ниже той, которую когда-то занимал его предок. Местническая арифметика была невероятно запутанной даже по отношению к близким родственникам и выражалась в таких замысловатых формулировках как “первого брата сын четвертому дяде в версту”, то есть равен по положению. Гораздо более сложным становился местнический счет, когда заходил спор двух разных аристократических фамилий. В этом случае поднимались все исторические прецеденты, записи о назначениях, фамильные воспоминания о том, кто, как и на каком месте сидел при таком-то великом князе или царе. Если вновь назначаемый на какую-либо должность считал, что понизили по отношению к другому должностному лицу, он бил челом государю о том, что ему “невместо” служить ниже такого-то боярина. Показательно, что даже если какой-то боярин, понимая свою непригодность или из дружеских отношений, соглашался служить ниже другого, вместо него “о потере чести” бил челом весь род, так как такое понижение в дальнейшем могло стать прецедентом. Частые местнические споры были настоящим бичом того времени, особенно опасные в период войны. Бывали случаи, когда неимоверно затягивалось назначения на командные посты – воевода полка правой руки бил челом, что ему “невместно” быть ниже воеводы большого полка, а воевода сторожевого полка приносил жалобу, что его предки никогда не служили ниже боярина, поставленного воеводой передового полка. Производились переназначения, но при запутанности отношений внутри княжеских, боярских и дворянских родов всякое новое назначение порождало новые местнические споры. По этой причине уже с XVI в. в экстренных случаях, чаще всего во время военных походов, царь особым указом велел всем “быть без мест”, но и это не останавливало челобитчиков. В 1598 г. Борис Годунов гневно отвечал одному дворянину, затеявшему местнический спор в разгар подготовки к походу на татар: “яз пожаловал, велел боярам, и воеводам, и вам, дворянам, быти без мест на нашей службе; и ты почему так воруешь?” Однако при административных назначениях местнические порядки оставались непоколебимыми.

Местничество в Боярской думе

Оплотом местнических обычаев являлась Боярская дума. Даже места на заседаниях думы занимались в строгом порядке чинопочитания. Подъячий Посольского приказа Г. Котошихин описывал, как думные люди рассаживались по лавкам вдоль стен палаты: “бояре под боярами, кто кого породою ниже, а не тем кто выше и преж в чину, околничие под боярами против того ж; под околничими думные дворяне потому ж по породе своей, а не по службе, а думные дьяки стоят, а иным времянем царь велит им сидеть”. Членство в Боярской думе по традиции было закреплено за аристократическими фамилиями, и когда тот или иной родовитый человек достигал известного возраста, ему “сказывали думу”, то есть вводили в круг бояр. Разумеется, время вносило свои коррективы в состав знати. Опричнина и Смута подкосили потомство удельных княжат. Как отмечал С. Ф. Платонов, “Для московской аристократии время смуты было тем же, чем были войны Алой и Белой Роз для аристократии Англии: она потерпела такую убыль, что должна была воспринять в себя новые, демократические, сравнительно, элементы, чтобы не истощиться совсем”. и ко второй половине XVII в. “Прежние болшие роды, князей и бояр, многие без остатку миновалися”, но их место заняли другие. Г. Котошихин перечислял знатные роды, “которые бывают в боярех, а в околничих не бывают” – это князья Черкасские, Воротынские, Трубецкие, Голицыны, Хованские, Одоевские, Пронские, Репнины, Прозоровские, Буйносовы, Хилковы, Урусовы, а также нетитулованные роды Морозовы, Шереметевы, Шеины, Салтыковы. Среди родов, “которые бывают в околничих и в боярех” были названы князья Куракины, Долгоруковы, Бутурлины, Ромодановски, Пожарские, Волконские, Лобановы, Стрешневы, Борятинские, а также Милославские, Сукины, Пушкины, Измайловы, Плещеевы, Львовы. Порядок назначения в думу без учета личных заслуг и способностей приводил к печальным результатам. Г. Котошихин писал о том, что, когда царь велит Боярской Думе помыслить о каком-нибудь деле “иные бояре, брады свои уставя, ничего не отвещают, потому что царь жалует многих в бояре не по разуму их, но по великой породе, и многие из них грамоте не ученые и не студерованые”.

Читайте также:
Государственный реестр: что это такое, описание и особенности

Однако эти неученые – “не студерованные” аристократы цепко держались за свои привилегии. Попасть в их сплоченный круг можно было только в редких случаях, например, когда царь брал в жены красивую, но не очень знатную дворянку и тем самым возвышал всех ее родичей или же за исключительные подвиги. Так, 11 июля 1613 г. в день венчания Михаила Романова на царство было “сказано боярство” князю Дмитрию Пожарскому, а на следующий день в царские именины был пожалован в думные дворяне Козьма Минин. Впрочем, личные заслуги вождей второго ополчения ничего не значили для знати. На церемонии сказывания боярства “у сказки” Пожарскому был назначен стоять думный дворянин Гаврила Пушкин, который бил челом, что ему у сказки стоять и меньше князя Дмитрия быть невместно, потому что его родственники меньше Пожарских нигде не бывали. И этот эпизод был не единственным. В. О. Ключевский писал о Д. М. Пожарском: “Даром, что он Московское государство очистил от воров-казаков и врагов-поляков, из худородных стольников пожалован был в бояре, получил “вотчины великие”: к нему придирались при всяком удобном случае, твердя одно, что Пожарские – люди не разрядные, больших должностей не занимали, кроме городничих и губных старост нигде прежде не бывали”. Однажды в результате местнического спора спаситель отечества “отослан был головою” боярину Б. Салтыкову и с позором под конвоем препровожден от царского дворца к крыльцу ничтожного, но родовитого сопернику. За свои места в Боярской думе и на торжественных церемониях бояре были готовы подвергнуться опале и тюремному заключению. В 1624 г. на свадьбе царя Михаила Федоровича царским указом было объявлено всем “быть без мест”, но боярин князь И. В. Голицын на свадьбу приехать отказался, заявив: “Хотя вели государь казнить, а мне меньше Шуйского и Трубецкого быть никак нельзя”. За ослушание у И. В. Голицына были конфискованы вотчины, а самого его вместе с женой сослали в Пермь. Однако его родственники, очевидно, считали похвальным такое упорство и подражали боярину в защите фамильной чести. В 1642 г. племянник этого боярина князь И.А. Голицын на приеме иностранных послов вступил в местнический спор с князем Д. М. Черкасским, но ему было объявлено через думного дьяка: “Был государь при иноземцах в золотой палате, и ты, князь Иван, в то время хотел сесть выше боярина князя Дмитрия Мамстрюковича Черкасского и называл его своим братом и тем его обесчестил: боярин князь Дмитрий Мамстрюкович – человек великий и честь их старая, при царе Иване Васильевиче дядя его, князь Михаил Темрюкович, был в великой чести”. В результате вместо Боярской думы князь И. А. Голицын был посажен в тюрьму.

Отмена местничества

Во второй половине XVII в. местничество выглядело вредным анахронизмом, и самодержавная власть по собственной инициативе решила пресечь этот давний обычай. Побудительным толчком послужила война с Турцией, закончившаяся в 1681 г. Бахчисарайским миром, условия которого не могли удовлетворить Россию. Как уже отмечалось, местнические споры особенно пагубно сказывались на ведении боевых действий, и поэтому по окончанию войны царь Федор Алексеевич повелел созвать совещание служилых людей. Поскольку, как говорилось в царском указе, “неприятели показали новые в ратных делах вымыслы”, выборные должны были помыслить о том, как “прежде бывшее воинское устроение, которое показалось на боях не прибыльно, переменить на лучшее”. Совещание служилых людей возглавил князь Василий Васильевич Голицын. Его предки, как мы видели, готовы были пойти в ссылку и в тюрьму за местнические привилегии, однако князь В. В. Голицын, один из самых просвещенных людей своего времени, видел необходимость преобразований. К тому же разочарование в неудачных для России результатах войны было настолько сильным, что выборные люди, посовещавшись, объявили то, о чем раньше никто не осмеливался заявлять вслух. Служилые люди предложили отказаться от местничества. Сначала речь шла только о военной сфере, но раз высказанная мысль получила свое логическое завершение, и через несколько дней от имени выборных была подана челобитная, в которой ставился вопрос об упразднении местничества вообще.

Царь Федор Алексеевич и его ближайшее окружение были готовы к такому повороту событий и поощряли его. Поэтому без дальнейшего промедления 12 января 1682 г. было назначено чрезвычайное заседание Боярской Думы и Освященного собора. В своей речи царь осудил местнические споры, “от которых в прежние времена в ратных, посольских и всяких делах происходила великая пагуба”, еще резче отозвался о местничестве патриарх. Царь обратился к Боярской думе с вопросом, как поступить с челобитной служилых людей об отмене местничества, и бояре отвечали, чтобы великий государь указал учинить по прошению “во всяких чинах быть без мест”. После этого ответа Федор Алексеевич велел принести и сжечь разрядные книги, на которые ссылались участники местнических споров. В передних дворцовых сенях разложили огонь, и разрядные книги запылали. Их сожжение сопровождалось словами: “Да погибнет во огни оное богоненавистное, враждотворное, братоненавистное и любовь отгоняющее местничество и впредь да не воспомянется вовеки!”

Читайте также:
Залог закладной: что это такое, описание и особенности

Прекращение деятельности Боярской думы

С отменой местничества значение Боярской думы окончательно падает. Царская власть, эволюционировавшая в сторону абсолютизма, уже не нуждалось в сословном учреждении, являвшемся цитаделью крупной феодальной аристократии. Боярская дума прекратила свою деятельность при Петре I. Следует отметить, что не было особого указа о ликвидации думы, и точно также нельзя назвать точную дату ликвидации этого древнего института. С переносом столицы из Москвы в Петербург прекратились заседания Боярской думы. Кроме того, Петр I перестал “сказывать боярство”, то есть пополнять состав думы и естественная убыль членов Боярской думы постепенно привела к ее исчезновению. Вместо Боярской думы в 1711 г. был создан новый орган – Сенат.

Боярская дума: с X до XVII века

Боярская дума — это высший политический представительный орган власти, приближенный к правящей особе (князю или царю), который существовал в истории России с Древней Руси до конца XVII столетия. Такое вот определение

В этой статье мы кратко разберем его появление и эволюцию. Материал этой статьи крайне важен для подготовки к школьным экзаменам: к ВПР, ЕГЭ, ДВИ. Поэтому рекомендую дочитать статью до конца.

Боярская дума в Древней Руси

Когда появилась Боярская дума? Вопрос этот непростой. Большинство современных исследователей считают, что она появилась в X веке, в связи с образованием древнерусского государства, во времена правления князя Владимира I Святого (Красно Солнышка). В.О. Ключевский называл ее «Дружинной» думой, но также и Боярской. Она состояла из ближних к князю дружинников, а также «градских старцев». В последующем она была расширена за счет епископов, митрополита.

В XI — XII веках состав боярской думы стал меняться: в нее собственно уже стали входить бояре. Боярами назывались дружинники, которые получили земли, вотчины; старая родовая аристократия, которая также владела вотчинами. Именно они сосредоточили достаточно сильную власть и в ряде русских земель с наступлением политической раздробленности стали представлять реальную оппозицию власти князя.

В частности, так было в Галицко-Волынской земле, Киевской, Владимиро-Суздальской, Новгородской. В Новгороде так и вообще историки говорят о боярской республике. Как конкретно происходило взаимодействие между князем и боярами надо знать для всех школьных экзаменов. Кстати, я об этом рассказал в моем курсе «Сквозные темы: Подготовка к ЕГЭ по истории на 100 баллов».

В дальнейшем, примерно, с XIV века в России формируются вотчинные государства в Твери, Москве и других княжествах. Это означает, что власть князя растет, ведь именно он представлял народ перед татаро-монголами. Наступает некий упадок Боярской думы, она становится собранием людей, которые просто исполняют волю князя. Так продолжается до Ивана III Великого.

Боярская дума в XV — XVI веках

При Иване 3 Боярская дума вновь расцветает благодаря распространению вотчин — родовых земельных владений. Великий князь всея Руси не мог управлять страной один. Ему нужны были ближние люди, советники, управленцы. Слой бояр пополнился из княжат — удельных князей, чьи уделы были присоединены к Московскому княжеству. Отчасти такое положение вещей было закреплено Судебником 1497 года. Как именно это происходило, рассказал в своем курсе «История России…», и «Сквозные темы…».

Великий князь Иван Третий Васильевич. Правил с 1462 года по 1505 год

Бывали случаи, что без бояр Иван Третий не принимал послов и не принимал важнейшие внешнеполитические решения. Это потому, что изменился его статус, чему немало поспособствовала его женитьба на Софье Палеолог. Кроме того, именно высшая аристократия — боярство, начинает концентрировать нити государственного управления. Ведь именно из их числа князь выбирал воевод для управления остальными городами. Это происходило на основании местничества. Сами эти воеводы содержались за счет кормлений.

При Иване 4 Грозном официальное положение было Боярской думы было закреплено Судебником 1550 года. В ее состав входило примерно 30 — 40 человек. Она выполняла управленческие функции: через специальные боярские комиссии, кроме того, каждый боярин руководил каким-либо приказом — центральным органом управления в Московском государстве. Даже в годы Опричнины первый русский царь считался с Боярской думой, выделив земщину.

Царь Иван 4 Грозный, правил с 1547 года по 1584 год

Наиболее важные, секретные вопросы, решали как правило 4 самых ближних к царю боярина. Боярская дума решала практически все внешнеполитические вопросы, она осуществляла и дипломатические функции, и судебные. Разумеется, все эти решения она принимала от имени правящего князя или (с 1547 года) царя. Царь мог посещать заседания Боярской думы, а мог и не посещать.

С 1549 года, с возникновением Земских соборов, а значит и сословно-представительной монархии, роль Боярской думы только возросла: она утверждала все его решения. В ее составе также начинают появляться не только представители высшей аристократии, но также высшие чиновники: окольничьи, дьяки, думные дворяне.

Боярская дума в XVII веках

Я думаю, что своего апогея Боярская дума достигла в эпоху Смутного времени. Так, например, когда Лжедмитрий I решил начать войну со Швецией, пытаясь выполнить свои обещания перед поляками, бояре воспротивились этому, и эта война так и не началась.

Более того, новый царь был избран из числа бояр — Василий Шуйский, которому тут же дали подписать крестоцеловальную запись.

Василий Шуйский, царь с 1606 по 1610 годы

Тем самым в истории России возникает реальная альтернатива ограничения царской власти властью бояр. Ну, а дальше, так и вообще начинается боярский произвол: они стригут Шуйского в 1610 году в монахи и сами становятся правителями Московского государства, одновременно присягая на верность польскому королю!

Читайте также:
Золотое обеспечение: что это такое, описание и особенности

Царь Алексей Михайлович Романов. Даты правления 1645 — 1676

Разумеется, после избрания нового царя, новой царствующей династии — Романовых, боярское, родовое начало уходит в прошлое. Уже при царе Алексее Михайловиче возникают абсолютистские тенденции, которые были закреплены в Соборном уложении 1649 года. В последний раз она собралась в 1700 году, после чего была упразднена Петром Великим.

Заключение

Таким образом, Боярская дума вместе с князем, а в последующем, и царем, делила всё государственное управление. Более того, бояре всегда создавали оппозицию царской власти буквально все время своего существования. Пики этого противостояния приходятся на 12 век, период Опричнины и Смутного времени.

Бояре имели на это права в силу обычая, ведь этот орган власти так или иначе существовал с Древней Руси и восходил к древнему варяжскому обычаю, согласно которому любой дружинник мог бросить вызов конунгу и вызвать его на поединок. И если побеждал, то сам становился им!

Тем не менее это родовое начало не могло сосуществовать с империей, с абсолютной властью царя, что и предопределило ее падение. Однако, важно понимать, что родовое начало в управлении Россией сохранится и далее: в формате, например Верховного тайного совета при Екатерине I, или Негласного комитета — при Александре I.

Важно, понимать, что в этой статье я использовал множество исторических понятий, персоналий и терминов. Если для Вас — это темный лес, и Вы ничего не поняли, настоятельно рекомендую Вам мой основной курс по истории России для подготовки к ЕГЭ.

История России. Все органы власти. Боярская дума.

Боярская дума.

Боярская дума (X – нач. XVIII в.) — совещательный, законосовещательный орган при главе государства (князе, великом князе, царе), состоявший из представителей аристократии.

Этапы деятельности Боярcкой думы:

  • 14-15 век – княжеский совет, состоявший из приближённых князю дружинников.
  • 16-17 века – государственный орган управления страной.
  • 1550 г.- «Судебник» Ивана Грозного утвердил законодательные функции Бояркой думы.
  • 1565-1572 гг. – в период опричнины снижение влияния Боярской думы.
  • 1558-1613- постепенное дальнейшее снижение роли Борской думы в период Смуты.
  • 1613-1682 – формирование абсолютизма в России, деятельность Бояркой думы во многом была формальной.
  • 1700 г. – упразднение Боярской думы Петром I.
  • 1711 г. – вместо Боярской думы был образован Сенат – высший орган государственной власти.

В Боярскую думу входили люди четырёх чинов:

  • бояре (высшее сословие, знать),
  • окольничие (возглавляли приказы, полки, выполняли дипломатические миссии),
  • думные дворяне (руководили приказами, назначались воеводами),
  • думные дьяки (составляли и правили проекты решения Боярской думы, ведали делопроизводством Боярской думы и важнейших приказов).

Какие вопросы обсуждала Боярская дума?

  • Объявление войны,
  • заключение мира.
  • сбор налогов,
  • принятие законов,
  • обсуждение наиболее важных жалоб,
  • контроль дипломатической переписки,
  • принятие иностранных послов,
  • выполняла контрольные функции надзора за наместниками, позднее – за волостелями.
  • принимала участие в судебных разбирательствах.

По всем делам Боярская дума выносила следующие решения: «Государь приказал и бояре приговорили…», «По государеву указу бояре приговорили…»

Решения Боярской думы должны были утверждаться князем или царём.

Из истории.

  • Иван Грозный первым из правителей пытался выйти из- под влияния Боярской думы. Сначала царь это осуществлял при помощи «Избранной рады», а затем начал проводить политику опричнины, в результате которой с 1565 – 1572 гг. велась борьба по уничтожению влияния бояр.
  • Иван IV добился у Боярской думы своего личного права, без согласования с думцами, определять изменников государства, ссылать их или казнить. В результате Иван IV добился абсолютной власти и частично устранил боярскую аристократию.
  • Несмотря на все репрессии, Боярская дума при царе сохранялась, но по своему составу она была практически лишена аристократии. Боярская Дума участвовала формально в создании новых законов, царь принимал все решения единолично.
  • В период Смуты Боярская дума продолжила свою деятельность.
  • Однако приходящие властители не желали считаться сней и стремились к самовольному управлению страной.
  • Так, Василий Шуйский (1606-1610) пообещал оказывать всяческую поддержку Боярскойдуме и совместно с ней принимать все свои последующие решения. Однако он показал себя слабым и беспринципным политиком, который не держал своих обещаний и постоянно менял приближенных. В итоге царь был свержен.
  • К власти впервые пришла Боярская дума 17 июля 1610 года. Все управление государством осуществляли семеро думских лидеров, которые в последствие были названы историками «семибоярщиной».
  • Бояре долго не могли определиться между собой в борьбе за власть и приняли решение о передаче российского престола польскому королевичу Владиславу. Это решение показало абсолютную несостоятельность Боярской Думы, неумение ее работать сообща.
  • Это решение окончательно сломило авторитет органа власти Боярская Дума, доСмуты которая обладала большим уважением и весом в обществе.
  • Боярская Дума при Михаиле Романове.
  • 21 февраля 1613 года на российский престол был избран Михаил Романов – первый царь рода Романовых, с приходом которого постепенно закончилась Смута в России.
  • Официально считалось, что царь правит государством вместе с Боярской Думой, в которую, как и прежде, входили четыре чина. Правила назначения на чины не были изменены.
  • В XVII веке в составе Боярской Думы были представлены большое количество родственников царя. Царь Михаил заседал с Думой во дворце с утра до поздней ночи. Однако постепенно значение Думы уменьшалось. Было отменена система местничества, однако это не спасло Думу. Царь все меньше прислушивался к мнению бояр и все больше принимал решения самостоятельно. Формально царь и Дума вместе управляли страной, но фактически это был уже исключительно бюрократический орган власти.
  • Россия приходила к самодержавию.Боярская дума при первых Романовых переживала окончательное падение.
  • Окончательное упразднение Боярской Думы произошло ко времени правления Петра I в 1700 году, а в 1711 году вместо Боярской Думы был образован Сенат – высший орган власти. Сенат – это коллегиальный орган власти, члены которого всегда назначались царем. Он являлся надзирательным органом власти и обладал судебными функциями.
Читайте также:
Дефицит бюджета: что это такое, описание и особенности

Коносамент

Коносамент – это официальный документ, который используется во внешней торговле и выдается перевозчиком владельцу груза после его доставки и удостоверяет право собственности на груз.

Первоначально коносамент применялся при транспортировке грузов морским транспортом. Сейчас коносамент может охватывать перевозки не только морским или речным транспортом, но и те случаи, когда перевозки осуществляются разными видами транспорта.

Какие функции выполняет коносамент

Коносамент используется в качестве:

расписки перевозчика в получении товара для транспортировки с одновременным описанием визуально оцененного его состояния.

подтверждения договора на перевозку.

Коносамент также может служить обеспечением кредита под отгруженные товары.

Порядок работы с коносаментом

Работа с коносаментом осуществляется в определенном порядке.

Сначала отправитель груза оформляет погрузочный ордер, в котором содержится подробная информация о товаре и его получателе.

Далее производится погрузка товара и выдается штурманская расписка.

После того как судно вышло из порта, штурманская расписка меняется на коносамент.

Последний этап – это получение груза в порту назначения после предъявления получателем экземпляра коносамента.

Типы коносамента

В международной торговле используются различные виды коносаментов.

Особенности отдельных разновидностей этого документа определяются способом передачи прав собственности на груз.

Например, в именном коносаменте указывается наименование и адрес конкретного получателя груза.

Ордерный коносамент имеет передаточную надпись, с помощью которой права на груз могут быть переданы третьему лицу. Ордерный коносамент является по сути классическим и предусматривает следующие правила правовых отношений: получатель груза имеет право передать владение грузом другому лицу. Передаточная надпись, которая свидетельствует о том, что такое право было осуществлено, называется индоссаментом. Индоссамент может осуществляться несколько раз. Число фактов индоссамента законодательством не ограничивается.

Коносамент на предъявителя не содержит передаточной надписи и может быть передан любому лицу путем простого вручения.

Последние два вида коносаментов являются оборотными, то есть право собственности на товар может несколько раз переходить от одного лица к другому.

Оборотные коносаменты часто используются в международной торговле, поскольку в пути товары часто перепродаются и меняют собственника.

Оборотные коносаменты также могут использоваться в качестве дополнительного обеспечения при получении кредита.

Типы коносамента

В зависимости от особенностей перевозки коносаменты могут быть чартерными и рейсовыми.

Рейсовые коносаменты используются при перевозке грузов на рейсовых судах, которые работают по определенному расписанию.

Чартерные коносаменты применяются для оформления нерегулярных перевозок.

Если грузы перевозятся только морским транспортом, от порта до порта, то оформляется прямой коносамент.

Если перевозка осуществляется наземным и морским транспортом, то оформляется сквозной коносамент.

Если перевозчик обнаружит при осмотре груза повреждение упаковки или другие дефекты, то выписывается нечистый коносамент или коносамент с оговорками.

Если дефектов не замечено, то оформляется чистый коносамент.

Обязательные реквизиты коносамента

К оформлению коносамента имеется ряд требований, в соответствии с которыми этот документ должен быть оформлен юридически грамотно и правильно.

Данные требования изложены в Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации.

Так, в коносаменте в обязательном порядке прописывается информация о том, в каком количестве и состоянии отправлен груз. Поскольку коносамент подтверждает заключение договора между перевозчиком и отправителем груза, то в документе указывается наименование судна и место приема груза.

В документе не допускается никаких изменений. Бланки коносаментов должны содержать ряд обязательных реквизитов.

Среди них особую важность представляют:

Строка Shipper. В ней указывается наименование отправителя груза и его местонахождение.

Строка Port of Discharge. В эту графу вписывают порт разгрузки в соответствии с договором на морскую перевозку.

Строка Consignee. В ней указывается наименование получателя груза и его местонахождение.

Строка Description of Packages And Goods. В эту графу вносят характеристики груза, которые необходимы для его идентификации (это масса, количество мест и проч.). Кроме того, здесь могут присутствовать указания на его опасность либо специфические свойства. Если товар отправляется в нескольких контейнерах по одному коносаменту, необходимо вписать количество и вес в каждом из них.

Эти сведения указывает грузоотправитель.

Перевозчик также вписывает определенные данные. В частности, он указывает в коносаменте:

В строке Port of Loading – порт погрузки.

В графе Number of Original – количество оригиналов коносамента.

Место и дату выдачи документа.

Таким образом, при оформлении коносаментов следует придерживаться следующего порядка:

если это морской коносамент, то в данном документе необходимо указать название судна, совершающего транспортировку груза или же нескольких судов, которые в перспективе возьмут на себя ответственность перевозки.

обязательно надо указать данные про отправителя товара и его транспортировщика.

также в обязательном порядке следует указать место составления договора (точнее – место исходной отправки груза и объект, где он должен быть отгружен и передан получателю).

далее указывается маршрут судна (судов), которые перевозят груз.

отражаются наименование физического или юридического лица, получающего груз.

если документ выдан на предъявителя, то необходимо указать данные этого представителя в целях безопасности передачи товара.

также необходимо указать непосредственно название и характеристики груза, который перевозится. Важно точно охарактеризовать его физические параметры: сколько он весит, и какой имеет объем, дать ценовую оценку и провести анализ физического состояния, зафиксировать количество/объем товара.

указать все подлежащие для выплаты транспортировщику виды оплаты (фрахт).

зафиксировать где именно и конкретно когда был выдан данный документ, а так же количество его экземпляров.

важным реквизитом является и подпись перевозчика, которым может быть капитан судна или же его представитель, а так же другие лица, если речь идет о сквозном коносаменте.

Специфические особенности коносамента

Часто бывает так, что сторона, которая должна получить груз, не всегда проинформирована об условиях транспортировки, потому в документе необходимо прописать порядок действия всех сторон в случае непредвиденного обстоятельства, которое может негативно отобразится на качестве товара или сроках его доставки (непредвиденные погодные условия, аварийные ситуации).

В таких случаях оговариваются условия ограничения ответственности перевозчика.

Это делается в целях безопасности и страховки перевозчика в случае наступления независящих от него последствий.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: