Бреттон-вудская конференция объединенных наций

Бреттон-Вудская конференция и СССР

В этом году исполняется 70 лет со времени проведения 1-22 июня 1944 года в США в местечке Бреттон-Вудс (штат Нью-Хэмпшир) Валютно-финансовой конференции Организации Объединённых Наций (The United Nations Monetary and Financial Conference), которая заложила основу послевоенной мировой валютно-финансовой системы. На конференции присутствовали 730 делегатов из 44 государств, участников антигитлеровской коалиции. Председательствовал на конференции министр финансов США Генри Моргентау. Делегацию США возглавлял высокопоставленный чиновник Министерства финансов Гарри Уайт, делегацию Великобритании – крупный экономист и чиновник Министерства финансов Джон М. Кейнс, делегацию СССР – заместитель министра внешней торговли М.С. Степанов, делегацию Китая – Чан Кайши…

Тон на конференции задавали делегации США и Великобритании. У Г. Уайта и Дж. Кейнса были заранее подготовленные предложения по послевоенному устройству мировой валютно-финансовой системы. По некоторым вопросам позиции американца и англичанина совпадали, но были и у них принципиальные различия. Кейнс предлагал для проведения расчетов между странами создание Международной клиринговой палаты и введение наднациональной денежной единицы под названием «банкор», а от золота как мировых денег рекомендовал вообще отказаться. Уайт предлагал в качестве мировых денег использовать американский доллар, эмиссией которого с 1914 года занималась Федеральная резервная система США. Для этого Америка готова была обеспечивать свободный размен долларов на желтый металл на основе фиксированного золотого паритета. Для поддержания равновесия платежных балансов отдельных стран и поддержания стабильности курсов валют (по отношению к доллару США) предлагалось создать Международный валютный фонд (МВФ), который бы выдавал странам стабилизационные займы. А для восстановления послевоенной экономики предлагалось создать Международный банк реконструкции и развития (МБРР), который бы выдавал займы и кредиты для реализации инвестиционных проектов.

Победила позиция США, чья военная, политическая и экономическая мощь сыграла в Бреттон-Вудсе решающую роль. К этому времени в подвалах казначейства США было сосредоточено около 70% мировых резервов золота (без СССР).

Решение об участии СССР в Бреттон-Вудской конференции принимал И.В. Сталин. Решение было совсем не простое. Все понимали, что Вашингтон задумал использовать конференцию для международно-правового закрепления своего финансово-экономического доминирования в послевоенном мире. Не вызывало также сомнений, что Великобритания на конференции будет вынуждена уступить Соединенным Штатам – ей уже приходилось бороться за то, чтобы не лишиться своей колониальной системы и не превратиться во второразрядную страну.

Еще не была создана ООН, а Вашингтон уже выступил с инициативой назвать встречу в Бреттон-Вудсе конференцией Объединенных Наций. В принятии нужных Америке решений в Вашингтоне не сомневались.

У Сталина были хорошие (можно сказать, доверительные) отношения с американским президентом Франклином Рузвельтом. Когда у Сталина проходили личные встречи с Рузвельтом, удавалось о многом договариваться. Однако никаких признаков того, что Рузвельт активно участвовал в подготовке Бреттон-Вудской конференции, нет. Считается, что предложения США готовил высокопоставленный чиновник американского казначейства (министерства финансов) Гарри Уайт, который и был назначен руководителем американской делегации. Личность Г. Уайта уже несколько десятков лет изучается и обсуждается многими экономистами и историками. Идут споры по поводу того, был он советским агентом или нет. Биограф Уайта Д. Риз упоминает о тайных связях Уайта с компартией США и даже подозревает Уайта в шпионаже в пользу СССР. Перебежчик Олег Гордиевский заявлял, что Уайт еще в 1935–1936 гг. был завербован НКВД СССР. Судя по всему, Уайт симпатизировал Советскому Союзу. Мечтал, что послевоенный мир будет базироваться на устойчивых союзнических отношениях США и СССР. Может быть, даже способствовал принятию каких-то решений в пользу Советского Союза (в министерстве финансов он отвечал за вопросы международного финансового сотрудничества). Есть и свидетельства того, что Уайт передавал секретные документы Москве при посредничестве советской резидентуры в США. То, что он нарушал американские законы, – доказанный факт, однако был ли он при этом советским агентом, остается под вопросом.

Насколько программа Уайта, представленная на конференции в Бреттон-Вудсе, учитывала интересы СССР? В той модели послевоенного валютно-финансового устройства мира, которую Уайт успешно продавил на конференции, роль и место Советского Союза явно не соответствовали его статусу великой державы. Более того, находясь внутри такой валютно-финансовой системы, СССР мог бы очень быстро потерять этот статус. Система была американоцентричной, а если говорить точнее – доллароцентричной. СССР мог находиться в такой системе даже не в качестве младшего партнера Вашингтона, как Великобритания, а лишь в качестве второразрядной страны.

Достаточно посмотреть на чисто количественные параметры этой системы. Под нажимом США на конференции были приняты следующие раскладки квот и голосов по Международному валютному фонду. Общая сумма квот МВФ была определена в объеме 8,8 млрд. долл. Вот как эти квоты распределились в рамках «Большой пятерки» (млрд. долл.): США– 2,75; Англия – 1,3; СССР – 1,2; Китай – 0,55 и Франция – 0,45. Каждое государство – член Фонда – автоматически получало 250 голосов, плюс дополнительный голос за каждые 100 тыс. долл. собственной квоты. В результате общее количество голосов равнялось 99 тыс., где США поучили 28,0; Великобритания – 13,4; СССР – 12,0; Китай – 5,8; Франция – 4,8 %. Три страны «Большой пятерки» – США и их младшие партнеры – Великобритания и Франция – имели в совокупности 46,2% голосов. Этого было более чем достаточно для принятия Вашингтоном в МВФ любых нужных ему решений.

Думаю, что многие исследователи переоценивают роль Г. Уайта в создании послевоенной валютно-финансовой системы. Прежде всего, потому, что последнее слово в Министерстве финансов США принадлежало не Гарри Гекстеру Уайту, а министру Гарри Моргентау, который, находясь на посту министра с 1934 года, не хуже, чем Уайт, разбирался во всех тонкостях мировых финансов и контролировал работу последнего по подготовке американских предложений. Впрочем, и Моргентау не был последней инстанцией. Сегодня крайне редко вспоминают Марринера Экклса. А фигура эта очень серьезная. Как и Моргентау, Экклс с 1934 года оказался на самых высоких этажах власти, а именно стал председателем Совета управляющих Федеральной резервной системы. Моргентау и Экклс работали в одной связке, только первый ушел со своего поста в 1945 году, а второй – в 1948 году. Экклс пришел на Олимп денежной власти из бизнеса, был миллиардером первого ряда. При этом он всегда оставался фигурой малопубличной и поддерживал самые тесные отношения с банками Уолл-стрит, которые являются главными акционерами ФРС. То есть основные идеи послевоенного устройства финансового мира исходили от банкиров и Федерального резерва, иными словами, от тех представителей мировой финансовой олигархии, которые готовили проект под названием «Вторая мировая война». Теперь они хотели пожинать плоды этого проекта. А что касается Г. Уайта, то он лишь клал на бумагу и оглашал планы банкиров по послевоенному устройству мира. Между прочим, президента Ф. Рузвельта не очень-то допускали к этой кухне.

Читайте также:
Как оформить арендованный участок в собственность?

Думаю, что Сталину результаты работы будущей конференции были известны задолго до начала ее работы. И даже не потому, что в Москву передали программу американской делегации и проекты решений конференции. Еще в 1943 году и Кейнс, и Уайт достаточно часто и открыто высказывали свои мысли и предложения по поводу будущего устройства мировой финансовой системы. Вашингтон не делал большой тайны по поводу своих имперских устремлений и планов превращения доллара в мировую валюту.

И тем не менее Сталин принял решение об участии СССР в работе конференции. Во-первых, Сталин ждал, что Америка наконец-то откроет второй фронт и будет действовать энергично на полях сражений. Конечно, и без Америки гитлеровская Германия будет разгромлена, но при открытии второго фронта война может закончиться раньше и людские потери Советского Союза будут меньше. Во-вторых, продолжала действовать американская программа ленд-лиза, в рамках которой в СССР поступало оружие, снаряжение, продовольствие, другие товары. Сроки программы периодически продлевались, Сталин рассчитывал на продолжение поставок. В-третьих, Сталин надеялся на помощь со стороны США и по окончании войны. В конце 1943 года в Тегеране состоялась встреча Сталина и Рузвельта, на которой последний пообещал, что Америка предоставит Советскому Союзу кредит на сумму 6 млрд. долл.

Окончательно Сталин укрепился в своём решении об участии в конференции весной 1944 года. В апреле Москва получила из Вашингтона секретное донесение от агента советской разведки Дональда Маклина (один из «кембриджской пятерки»), где тот работал первым секретарём в посольстве Великобритании. В шифрограмме сообщалось, что Вашингтон готов увеличить заем до 10 млрд. долл. Нарком иностранных дел Вячеслав Молотов тут же через советского посла Андрея Громыко в Вашингтоне информировал Госдеп США о готовности советской стороны участвовать в конференции.

На самой конференции советская делегация больше слушала, англо-американские схватки наблюдала со стороны. Руководитель делегации, заместитель наркома внешней торговли М.С. Степанов был персоной малоизвестной, особенно на фоне таких фигур, как Джон Кейнс, Гарри Уайт или Чан Кайши. В дискуссиях советская делегация затрагивала лишь частные вопросы. Коммюнике конференции советская делегация подписала, со всеми решениями согласилась и вежливо покинула тихий городок Бреттон-Вудс.

Решения, принятые на конференции, должны были быть ратифицированы странами-участницами до конца 1945 года. Сталин не имел времени для того, чтобы обстоятельно обдумать шаги СССР после Бреттон-Вудса. Все силы были направлены на победное завершение войны. И жизнь распорядилась таким образом, что Сталину не пришлось особенно долго заниматься проблемой ратификации документов, связанных с Международным валютным фондом и Международным банком реконструкции и развития. В апреле 1945 года из жизни ушел президент Ф. Рузвельт, на его место заступил Г. Трумэн. Период союзнических отношений между СССР и США достаточно резко закончился. За короткий срок эти отношения переросли в конфронтацию, инициатором которой стал Трумэн.

Летом 1945 года Трумэн объявил о прекращении действия программы ленд-лиза для Советского Союза. На следующий год Вашингтон стал требовать от СССР совершенно неоправданных платежей по погашению советской задолженности по ленд-лизу. О кредите в 6 млрд. долл., который Рузвельт обещал Сталину в Тегеране в 1943 г., уже не могло быть и речи.

В новых условиях Сталину стало ясно, что членство в МВФ и МБРР может нанести Советскому Союзу непоправимый урон. И в декабре 1945 года Москва отказалась от ратификации документов Бреттон-Вудской конференции.

К концу 1945 г. соглашение о создании МВФ было ратифицировано 29 государствами, а в марте 1946 на учредительной сессии Совета управляющих Международным валютным фондом были приняты дополнительные постановления, регулирующие деятельность МВФ. С 1 марта 1947 года Фонд приступил к проведению своих операций. МБРР начал функционировать в 1946 году.

Последующие мировые события, а также политика МВФ и МБРР подтвердили правильность решения Сталина, отказавшегося присоединяться к этим международным финансовым организациям.

Бреттон-Вудская конференция и СССР

В этом году исполняется 70 лет со времени проведения Бреттон-Вудской конференции, решения которой легли в основу послевоенной мировой валютно-финансов ой системы. СССР участвовал в этой конференции. В этой связи возникают вопросы: Чем диктовалось решение Советского Союза участвовать в работе конференции? Какую позицию занимала советская делегация? Подписал ли СССР документы конференции? Как решения конференции повлияли на СССР?

О конференции в Бреттон-Вудсе.

Напомним коротко о конференции. Она проходила с 1 по 22 июня 1944 года в США в местечке под названием Бреттон-Вудс (штат Нью-Хэмпшир). Целью конференции было урегулирование международных валютных и финансовых отношений по окончании второй мировой войны. Полное официальное название конференции — Валютно-финансов ая конференция организации Объединённых Наций (The United Nations Monetary and Financial Conference). На конференции присутствовали 730 делегатов из 44 государств, участников антигитлеровской коалиции. В работе конференции участвовал СССР. Председательство вал на конференции министр финансов США Генри Моргентау. Делегацию США возглавлял высокопоставленн ый чиновник министерства США Гарри Уайт, делегацию Великобритании – известный экономист и чиновник министерства финансов Великобритании Джон М. Кейнс, делегацию СССР — заместитель министра внешней торговли М. С. Степанов, делегацию Китая — Чан Кайши.

Читайте также:
Как оформить соглашение о материальной помощи ребенку

Тон на конференции задавали делегации США и Великобритании. У Г. Уайта и Дж. Кейнса были заранее подготовленные предложения по послевоенному устройству мировой валютно-финансов ой системы. По некоторым моментам позиции Уайта и Кейнса совпадали. Но были и принципиальные различия. Кейнс предлагал для проведения расчетов между странами создание Международной клиринговой палаты и введение наднациональной денежной единицы под названием «банкор», а от золота как мировых денег рекомендовал вообще отказаться. Уайт предлагал в качестве мировых денег использовать американский доллар, эмиссией которого с 1914 года занималась Федеральная резервная система США. Для этого Америка готова была обеспечивать свободный размен долларов на «желтый металл» на основе фиксированного золотого паритета. Для поддержания равновесия платежных балансов отдельных стран и поддержания стабильности курсов валют (по отношению к доллару США) предлагалось создать Международный валютный фонд (МВФ), который бы выдавал странам стабилизационные займы. А для восстановления послевоенной экономики предлагалось создать Международный банк реконструкции и развития (МБРР), который бы выдавал займы и кредиты для реализации инвестиционных проектов.

Естественно, что предложения Дж. Кейнса в первую очередь отражали интересы Великобритании, а предложения Г. Уайта – Соединенных Штатов. Победила позиция США. Не потому, что Уайт был более убедителен. Причиной была военная, политическая и экономическая мощь Америки, которую представлял Уайт. Между прочим, к этому времени в подвалах казначейства США было сосредоточено около 70% мировых резервов золота (без СССР).

«Наш человек» в американском казначействе?

Решение об участии СССР, безусловно, принимал И.В. Сталин. Решение было совсем не простое. Было очевидно, что Вашингтон будет использовать конференцию для международно-пра вового закрепления своего финансово-эконом ического доминирования в послевоенном мире. Хотя еще шла война, а союзники еще только готовились к открытию второго фронта, исход войны был очевиден и доминирование США не вызывало ни у кого сомнения. Также было очевидным, что Великобритания на конференции будет вынуждена уступить Соединенным Штатам. Великобритания боролась уже за то, чтобы не лишиться своей колониальной системы и не превратиться во второразрядную страну.

Еще не была создана Организация Объединенных Наций (ООН), а Вашингтон уже выступил с инициативой назвать встречу в Бреттон-Вудсе конференцией Объединенных Наций. Видимо, для того, чтобы поднять значимость тех решений, в принятии которых он не сомневался.

У Сталина были хорошие (можно сказать, даже доверительные) отношения с американским президентом Франклином Рузвельтом. Когда у Сталина проходили личные встречи с Рузвельтом, удавалось о многом договариваться. Рузвельт шел навстречу советскому руководителю по многим вопросам. Но вот никаких признаков того, что Рузвельт активно участвовал в подготовке Бреттон-Вудской конференции, нет. Считается, что предложения американской делегации лично готовил выскопоставленны й чиновник американского казначейства (министерства финансов) Гарри Уайт (который и был затем назначен руководителем этой делегации). Личность Г. Уайта уже несколько десятков лет активно изучается и обсуждается многими экономистами, историками, конспирологами. Идут споры по поводу того, был он советским шпионом или нет.Биограф Уайта Д. Риз упоминает о тайных связях Уайта с компартией США и даже подозревает Уайта в шпионаже в пользу СССР. Перебежчик Олег Гордиевский уверенно заявляет, что Уайт еще в 1935–1936 гг. был завербован НКВД СССР. Судя по всему, Уайт симпатизировал Советскому Союзу. Мечтал, что послевоенный мир будет базироваться на устойчивых союзнических отношениях США и СССР. Может быть, даже способствовал принятию каких-то решений в пользу Советского Союза (в министерстве финансов он отвечал за вопросы международного финансового сотрудничества). Есть даже неопровержимые доказательства того, что Уайт передавал секретные документы Москве при посредничестве советской резидентуры в США. То, что он нарушал американские законы, совершенно доказанный факт. Но был ли он профессиональным шпионом, остается большим вопросом.

Какое место отводилось Советскому Союзу в Бреттон-Вудской системе.

Впрочем, сейчас речь не о «шпионской» или какой-то иной незаконной деятельности Уайта, а о том, насколько программа этого чиновника, представленная на конференции в Бреттон-Вудсе, учитывала интересы СССР. В той модели послевоенного валютно-финансов ого устройства мира, которую Уайт «продавил» на конференции, роль и место Советского Союза явно не соответствовали его статусу великой державы. Более того, находясь внутри такой валютно-финансов ой системы, он мог бы очень быстро потерять этот статус. Система была «американоцентри чной». А если говорить еще точнее – «доллароцентричн ой». СССР мог находиться в такой системе даже не в качестве младшего партнера Вашингтона (как Великобритания), а лишь в качестве второразрядной страны.

Достаточно посмотреть на чисто количественные параметры будущей системы. Под нажимом США на конференции были приняты следующие раскладки квот и голосов по Международному валютному фонду. Общая сумма квот МВФ была определена в объеме 8,8 млрд. долл. Вот как эти квоты распределились в рамках «Большой пятерки» (млрд. долл.): США– 2,75; Англия – 1,3; СССР – 1,2; Китай – 0,55 и Франция – 0,45. Каждое государство – член фонда – автоматически получало 250 голосов, плюс дополнительный голос за каждые 100 тыс. долл. собственной квоты. В результате общее количество голосов равнялось 99 тыс., где США поучили 28,0; Великобритания – 13,4; СССР – 12,0; Китай – 5,8; Франция – 4,8 %. Только три страны «Большой пятерки» — США и их младшие «партнеры» — Великобритания и Франция — имели в совокупности 46,2% голосов. Этого было более чем достаточно для «продавливания» Вашингтоном любых нужных ему решений в Фонде.

Читайте также:
Бреттон-вудская валютная система: что это значит

Истинные архитекторы Бреттон-Вудса.

Кстати, думаю, что многие исследователи явно переоценивают роль Г. Уайта в создании послевоенной валютно-финансов ой системы. Прежде всего, потому, что последнее слово в министерстве финансов США принадлежало не Гарри Гекстеру Уайту, а министру Гарри Моргентау. Моргентау, находясь на посту министра с 1934 года, не хуже, чем Уайт разбирался во всех тонкостях мировых финансов. Моргентау контролировал работу Уайта по подготовке американских предложений, последнего скорее можно назвать квалифицированны м исполнителем. Впрочем, и Моргентау не был последней инстанцией. Сегодня крайне редко вспоминают Марринера Экклса. А фигура эта крайне серьезная. Как и Моргентау, Экклс с 1934 года оказался на самых высоких этажах власти, а именно он стал председателем Совета управляющих Федеральной резервной системы. Моргентау и Экклс работали в одной связке, только первый ушел со своего поста в 1945 году, а второй – в 1948 году. Экклс пришел на олимп денежной власти из бизнеса, был миллиардером «первого ряда». Но при этом всегда оставался фигурой мало публичной, что не удивительно. Он поддерживал самые тесные отношения с банками Уолл-стрит, которые были, как известно, главными акционерами ФРС. Таким образом, основные идеи послевоенного устройства финансового мира исходили от банкиров и Федерального резерва. То есть от тех представителей мировой финансовой олигархии, которые готовили проект под названием «Вторая мировая война». Теперь они хотели пожинать плоды этого проекта. А что касается Г. Уайта, то он лишь клал на бумагу и озвучивал планы банкиров по послевоенному устройству мира. Между прочим, президента Ф. Рузвельта не очень-то допускали к этой «кухне», на которой готовилось будущее финансовое мироустройство.

Почему Сталин пошел на участие в конференции.

Думаю, что Сталину результаты работы будущей конференции были известны уже задолго до начала ее работы. И даже не потому, что Уайт или какие-то иные «шпионы» из министерства финансов США по конспиративным каналам передали Москве программу американской делегации и проекты решений конференции. Еще в 1943 году и Кейнс, и Уайт достаточно часто и открыто высказывали свои мысли и предложения по поводу будущего устройства мировой финансовой системы. Вашингтон не делал большой тайны по поводу своих имперских устремлений и планов превращения доллара в мировую валюту.

И, тем не менее, Сталин принял решение об участии СССР в работе конференции. Он руководствовался чисто тактическими соображениями. Почему бы и не поучаствовать, если этого желают американские союзники? Сталин взамен рассчитывал на встречные любезности со стороны Рузвельта. Во-первых, он ждал, что Америка наконец-то откроет второй фронт и будет действовать энергично на полях сражений. Конечно, и без Америки гитлеровская Германия будет разгромлена, но при открытии второго фронта война может закончиться раньше и наши людские потери будут меньше. Во-вторых, продолжала действовать американская программа ленд-лиза, в рамках которой в СССР поступало оружие, снаряжение, продовольствие, другие товары. Сроки программы периодически продлялись, Сталин рассчитывал на продолжение поставок. В-третьих, Сталин надеялся на помощь со стороны США и по окончании войны. В конце 1943 года в Тегеране состоялась встреча Сталина и Рузвельта, на которой последний пообещал, что Америка предоставит нам кредит на сумму 6 млрд. долл. Короче говоря, «союзнические отношения» обязывали Сталина «отметиться» на конференции в Бреттон-Вудсе.

Окончательно Сталин укрепляется в этом решении весной 1944 года. В апреле Москва получает секретное донесение от агента советской разведки Дональда Маклина (один из «кембриджской пятерки») из Вашингтона (Дональд там работал в качестве первого секретаря в посольстве Великобритании). В шифрограмме сообщалось, что Вашингтон готов увеличить заем до 10 млрд. долл. Нарком иностранных дел Вячеслав Молотов тут же через советского посла Андрея Громыко в Вашингтоне информирует Госдеп США о нашей готовности участвовать в конференции. Москва еще до конца не знает, «куда кривая выведет», но ради 10 млрд. долл. поучаствовать можно и даже нужно.

Скромные наблюдатели.

На самой конференции советская делегация работала в достаточно «пассивном» режиме, больше слушала, англо-американск ие схватки наблюдала со стороны. Руководитель делегации г-н Степанов, заместитель наркома внешней торговли был персоной малоизвестной (особенно на фоне таких фигур, как Джон Кейнс, Гарри Уайт или Чан Кайши). Ни с какими другими делегациями мы особенно не блокировались. В общем выступали в роли скромных наблюдателей. Некоторые эксперты полагают, что объективно Советскому Союзу была более выгодна английская программа, чем американская. Но с моей точки зрения, «хрен редьки не слаще».

Наша делегация затрагивала лишь частные вопросы. Например, участвовала в обсуждении вопросов о взносах в Фонд (МВФ). В заранее подготовленном проекте устава Фонда было записано, что взносы производятся в золоте и в собственной национальной валюте. Золотая часть взноса должна составлять либо 25% суммы квоты. Советская делегация сделала предложение: взносы золотом стран, чья территория потерпела значительный ущерб от вражеских действии или оккупации, определяются в три четверти установленных норм. Конференция отклонила даже эту, далеко не самую принципиальную поправку. Было еще одно условие, касающееся золота: «металлическая» часть взноса в Фонд должна размещаться в США. Советскому Союзу удалось добиться персональной уступки: ему было разрешено хранить золотую часть взноса на своей территории. Коммюнике конференции мы подписали, со всеми решениями согласились и вежливо покинули тихий городок Бреттон-Вудс.

Читайте также:
Как правильно оформить дарение квартиры мне от родителей?

После Бреттон-Вудса.

Решения, принятые на конференции, должны были быть ратифицированы странами-участни цами до конца 1945 года. Сталину не было времени для того, чтобы обстоятельно обдумать наши последующие шаги после Бреттон-Вудса. Все силы были направлены на завершение войны, победу над фашистской Германией. Но жизнь распорядилась таким образом, что Сталину не пришлось особенно мучиться с вопросом о ратификации документов, связанных с Международным валютным фондом и Международным банком реконструкции и развития. В апреле 1945 года из жизни ушел американский президент Ф. Рузвельт, на его место заступил Г. Трумэн. Период союзнических отношений между СССР и США достаточно резко закончился. За короткий срок эти отношения переросли в конфронтацию, причем инициатором был новый президент Трумэн.

Взять хотя бы экономический аспект наших отношений. Летом 1945 года (даже до того, как СССР начал в августе военные действия против Японии, согласно Тегеранским договоренностям Сталина и Рузвельта) Трумэн объявил о прекращении действия программы ленд-лиза для нашей страны. На следующий год Вашингтон стал требовать от СССР совершенно неоправданных платежей по погашению наших задолженностей по ленд-лизу. О кредите в 6 млрд. долл. (том самом, который обещал Рузвельт Сталину в Тегеране в 1943 г.) и речи не могло быть.

В этих новых условиях стало Сталину стало ясно, что членство в МВФ и МБРР может нанести Советскому Союзу непоправимый урон. Поэтому в декабре 1945 года СССР отказался от ратификации документов Бреттон-Вудской конференции.

К концу 1945 г. соглашение о создании МВФ было ратифицировано 29 государствами, а в марте 1946 на учредительной сессии Совета управляющих Международным валютным фондом были приняты дополнительные постановления, регулирующие деятельность МВФ. С 1 марта 1947 года Фонд приступил к реализации своих операций. МБРР начал функционировать в 1946 году.

Последующие мировые события и практическая политика МВФ и МБРР подтвердили правильность решения Сталина, отказавшегося присоединяться к этим международным финансовым организациям.

Бреттон-Вудское соглашение и система — суть, преимущества и крах

Здравствуйте, уважаемые читатели проекта Тюлягин! Бреттон-Вудское соглашение и система, о которой пойдет речь в сегодняшней статье, стала важным моментом в формировании текущей международной экономической и финансовой системы. Этот финансовый порядок окончательно отвязал большинство валют от золотого стандарта и привел господству доллара США на мировой арене. О том, в чем суть Бреттон-Вудского соглашения, о преимуществах и крахе системы поговорим далее.

Содержание статьи:

Что такое Бреттон-Вудское соглашение и система?

Бреттон-Вудское соглашение было подписано в июле 1944 года делегатами из 44 стран на валютно-финансовой конференции Организации Объединенных Наций (ООН), проходившей в Бреттон-Вудсе, штат Нью-Гэмпшир, США. Таким образом, соглашение получило название «Бреттон-Вудское.

В рамках Бреттон-Вудской системы золото было основой доллара США, а другие валюты были привязаны к стоимости доллара США. Бреттон-Вудская система фактически прекратила свое существование в начале 1970-х годов, когда президент Ричард М. Никсон объявил, что США больше не будут обменивать золото на американскую валюту.

Суть Бреттон-Вудского соглашения и системы

Около 730 делегатов, представляющих 44 страны, встретились в Бреттон-Вудсе в июле 1944 года с основными целями создания эффективной валютной системы, предотвращения конкурентной девальвации валют и содействия международному экономическому росту. Бреттон-Вудское соглашение и система были центральными для достижения этих целей. Бреттон-Вудское соглашение также создало две важные организации — Международный валютный фонд (МВФ) и Всемирный банк. Хотя Бреттон-Вудская система была ликвидирована в 1970-х годах, и МВФ, и Всемирный банк оставались сильными опорами для обмена международных валют.

Хотя сама Бреттон-Вудская конференция длилась всего три недели, подготовка к ней велась несколько лет. Основными разработчиками Бреттон-Вудской системы были известный британский экономист Джон Мейнард Кейнс и американский главный международный экономист Министерства финансов США Гарри Декстер Уайт. Кейнс надеялся создать мощный глобальный центральный банк, который будет называться Клиринговым союзом, и выпустить новую международную резервную валюту под названием банкор. План Уайта предусматривал более скромный кредитный фонд и большую роль доллара США, чем создание новой валюты. В конце концов, принятый план заимствовал идеи у обоих, больше склоняясь к плану Уайта.

Только к 1958 году Бреттон-Вудская система стала полностью функционировать. После реализации его положения предусматривали привязку доллара США к стоимости золота. Более того, все другие валюты в системе затем были привязаны к стоимости доллара США. Обменный курс, применявшийся в то время, устанавливал цену на золото на уровне 35 долларов за унцию.

Преимущества привязки валюты Бреттон-Вудской системы

В Бреттон-Вудскую систему входили 44 страны. Эти страны были собраны вместе, чтобы помочь регулировать и продвигать международную торговлю через границы. Как и в случае с преимуществами всех режимов валютной привязки, ожидается, что валютная привязка обеспечит валютную стабилизацию для торговли товарами и услугами, а также для финансирования.

Все страны Бреттон-Вудской системы согласились на фиксированную привязку к доллару США с разрешенным отклонением только 1%. От стран требовалось отслеживать и поддерживать привязку к своей валюте, чего они добивались в основном за счет использования своей валюты для покупки или продажи долларов США по мере необходимости. Таким образом, Бреттон-Вудская система свела к минимуму волатильность международных обменных курсов, что способствовало развитию международных торговых отношений. Повышение стабильности в обмене иностранной валюты также было фактором успешной поддержки кредитов и грантов на международном уровне от Всемирного банка.

Читайте также:
Ипотека земельных участков: что это значит

МВФ и Всемирный банк

В соответствии с Бреттон-Вудским соглашением были созданы два бреттон-вудских института — МВФ и Всемирный банк. Официально представленные в декабре 1945 года, оба института выдержали испытание временем, выступая во всем мире в качестве важных столпов для международного финансирования капитала и торговой деятельности.

Задача МВФ заключалась в мониторинге обменных курсов и выявлении стран, нуждающихся в глобальной денежно-кредитной поддержке. Всемирный банк, первоначально называвшийся Международным банком реконструкции и развития, был создан для управления средствами, доступными для оказания помощи странам, которые были физически и финансово разорены в результате Второй мировой войной. В двадцать первом веке МВФ насчитывает 190 стран-членов (включая Косово) и по-прежнему поддерживает глобальное валютное сотрудничество. Всемирный банк последовательно помогает продвигать эти усилия через свои займы и гранты правительствам.

Крах Бреттон-Вудской системы

В 1971 году президент Ричард М. Никсон, обеспокоенный тем, что золотых запасов США больше не хватало для покрытия количества долларов в обращении, девальвировал доллар США по отношению к золоту. После исчерпания золотого запаса он объявил о временной приостановке конвертируемости доллара в золото. Помимо этого стали проявляться две важных проблемы этой системы — это долларовый голод и билатерализм, когда доллар США стал единственной конвертируемой валютой и главным бенефициаром этой системы.

К 1973 году Бреттон-Вудская система рухнула. После этого страны могли выбирать любую схему обмена для своей валюты, за исключением привязки ее стоимости к цене золота. Они могли бы, например, привязать ее стоимость к валюте другой страны или корзине валют или просто позволить ей свободно плавать и позволить рыночным силам определять ее стоимость по отношению к валютам других стран. Бреттон-Вудскую систему сменила Ямайская валютная система, принятая на Ямайке в 1976 году и действующая на момент написания статьи.

Резюме

Бреттон-Вудское соглашение остается значительным событием в мировой финансовой истории. Два созданных им бреттон-вудских института в Международном валютном фонде и Всемирном банке сыграли важную роль в оказании помощи в восстановлении Европы после Второй мировой войны.

Впоследствии оба института продолжали поддерживать свои основополагающие цели, одновременно выполняя переход, чтобы служить интересам глобального правительства в современные дни.

  • Бреттон-Вудское соглашение и система создали коллективный режим международного обмена валюты, действовавший с середины 1940-х до начала 1970-х годов.
  • Бреттон-Вудская система требовала привязки валюты к доллару США, которая, в свою очередь, была привязана к цене на золото.
  • Бреттон-Вудская система рухнула в 1970-х годах, но оказала долгосрочное влияние на международный валютный обмен и торговлю благодаря развитию МВФ и Всемирного банка.

А на этом сегодня все про Бреттон-Вудскую систему и соглашение. Надеюсь статья была для вас полезной и интересной. Делитесь статьей в социальных сетях и мессенджерах и добавляйте сайт в закладки. Успехов и до новых встреч на страницах проекта Тюлягин!

Бреттон-Вудская конференция как важнейшее событие новейшей мировой финансовой истории

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 08.12.2016 2016-12-08

Статья просмотрена: 1966 раз

Библиографическое описание:

Дробина, Е. А. Бреттон-Вудская конференция как важнейшее событие новейшей мировой финансовой истории / Е. А. Дробина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 27 (131). — С. 389-391. — URL: https://moluch.ru/archive/131/36285/ (дата обращения: 21.12.2021).

Создание Бреттон-Вудской валютной системы

В 1944 году правительства союзнических государств собрались на Бреттон-Вудской конференции, чтобы договориться о принципах сотрудничества. С тех пор прошло более 70-ти лет, однако решения, принятые на Бреттон-Вудской конференции, продолжают оказывать влияние на международные финансовые отношения, и, более того, они могут представлять угрозу экономической безопасности стран, вовлеченных в эти отношения. Этим объясняется актуальность исследуемой темы.

С 1 по 22 июня 1944 года, когда поражение Германии во Второй мировой войне уже не вызывало сомнений, в США прошла Бреттон-Вудская конференция. Полное официальное название конференции — Валютно-финансовая конференция Организации Объединенных Наций [1]. Целью конференции было урегулирование международных валютных и финансовых отношений.

Необходимо заметить, что в результате Второй мировой войны Америка пострадала меньше всех. В отличие от экономик всех остальных ведущих государств экономика Америки выходила из войны на подъеме. К этому времени в Казначействе США было сосредоточено 18 тонн золота, а это около 70 % мировых резервов золота (не считая СССР).

Учитывая расстановку сил, страны приняли позицию США. Причиной этого была военная, политическая и экономическая мощь Америки.

В модели послевоенного валютно-финансового устройства мира роль и место Советского Союза явно не соответствовали его статусу великой державы. Более того, находясь внутри такой валютно-финансовой системы, он мог бы очень быстро потерять этот статус. Система была «доллароцентричной», и СССР мог находиться в такой системе лишь в качестве второразрядной страны.

В этих условиях членство в МВФ и МБРР могло нанести урон Советскому Союзу, так как в соответствии с уставами этих организаций СССР не имел возможности влиять на принимаемые решения в отличие от США. Поэтому в декабре 1945 года СССР отказался от ратификации документов Бреттон-Вудской конференции [1].

Важнейшие решения Бреттон-Вудской конференции

Важнейшим организационным звеном послевоенной валютной системы являлся Международный валютный фонд (МВФ), созданный с целью межгосударственного валютного регулирования. Основные черты Бреттон-Вудской системы были определены принятыми на конференции Статьями соглашения (уставом) Международного валютного фонда и состояли в следующем.

Хотя все валюты формально признавались в уставе равнозначными, статья IV в центр всей системы помещала золото или доллар США [2]. Функция мировых денег по-прежнему сохранялась за золотом, оно оставалось воплощением общественного богатства [3]. Доллар США был закреплен как ключевая резервная валюта: национальная валюта США стала одновременно мировыми деньгами. Это означало, что государства не могли печатать денег в национальной валюте сверх того, что у них было обеспечено долларами в резервах.

Читайте также:
Что делать с товарными остатками при реорганизации?

Каждая страна-член МВФ была обязана в законодательном порядке установить долларовое (или золотое) содержание своей денежной единицы, тем самым определяя валютный паритет — соотношение между своей валютой и валютами всех других стран-участниц. Эти паритеты были стабильными, их изменение могло производиться только с санкции МВФ при определенных условиях, что на практике происходило сравнительно редко [3].

Рыночные курсы валют не должны были отклоняться от фиксированных долларовых паритетов этих валют более чем на 1 % в ту или иную сторону, то есть все валюты жестко привязывались к доллару.

Поддержание стабильного курса национальной валюты по отношению к ключевой валюте осуществлялось Центральными банками стран-участниц с помощью валютных интервенций. Валютные интервенции рассматривались как механизм адаптации валютной системы к изменяющимся внешним условиям. Курсы валют можно было изменять лишь при возникновении существенных перекосов платёжного баланса [4].

Под платежным балансом понимается движение денежных средств в виде платежей из страны в страну. Платежный баланс, в котором поступление денежных средств в данную страну из-за границы превышает их расходование данной страной за границу, называют активным; платежный баланс, в котором расходование денежных средств превышает их поступление, — пассивным. При активном балансе курс национальной валюты увеличивается в связи с увеличением спроса на нее со стороны иностранцев, а при пассивном, наоборот, снижается, так как отечественные должники продают ее для погашения своих внешних обязательств.

МВФ получал право оказывать финансовую поддержку в виде предоставления ссуд в иностранной валюте странам с пассивным платежным балансом. Права членов МВФ на заимствования из Фонда, а также размеры их взносов и количество голосов при голосовании устанавливались на основе закрепленных за ними квот. Квота каждой страны определялась исходя из ее доли в совокупном мировом доходе, объеме мировой торговли и международных резервах.

Помимо этого, МВФ мог вводить санкции против стран с большим положительным сальдо платежного баланса, то есть в случае активного баланса. В отношении таких стран МВФ имел право прибегнуть к оговорке о дефицитной валюте (статья VII). При вступлении в силу данной оговорки страны-члены МВФ должны были ввести валютный контроль, ограничивающий импорт и другие текущие операции в отношении страны с большим активом платежного баланса [2].

Кризис Бреттон-Вудской валютной системы

В начале 1960-х годов американский экономист Роберт Триффин сформулировал ключевое противоречие Бреттон-Вудской системы, впоследствии получившее название Дилеммы Триффина: для того чтобы обеспечить Центральные банки других стран необходимым количеством долларов для формирования национальных валютных резервов, необходимо, чтобы в США постоянно наблюдался дефицит платёжного баланса. Другими словами, необходимым условием является превышение платежей из США над платежами в США. Но дефицит платёжного баланса подрывает доверие к доллару и снижает его ценность в качестве резервного актива.

Существует ещё одна интерпретация этого противоречия: эмиссия ключевой валюты должна соответствовать золотому запасу страны-эмитента. Чрезмерная эмиссия, не обеспеченная золотым запасом, может подорвать обратимость ключевой валюты в золото, что вызовет кризис доверия к ней. Но ключевая валюта должна выпускаться в количествах, достаточных для того чтобы обеспечить увеличение международной денежной массы для обслуживания возрастающего количества международных сделок. Поэтому её эмиссия должна происходить, невзирая на размер ограниченного золотого запаса страны-эмитента.

Таким образом, Бреттон-Вудская система с самого начала была обречена. Несмотря на то, что именно США выступали на конференции с идеей создания Бреттон-Вудской валютной системы, в самих США документ Бреттон-Вудса ратифицировали не сразу: уже тогда многие понимали, что эта система быстро зайдет в тупик [5].

Бреттон-Вудская конференция и СССР

В этом году исполняется 70 лет со времени проведения 1-22 июня 1944 года в США в местечке Бреттон-Вудс (штат Нью-Хэмпшир) Валютно-финансовой конференции Организации Объединённых Наций (The United Nations Monetary and Financial Conference), которая заложила основу послевоенной мировой валютно-финансовой системы. На конференции присутствовали 730 делегатов из 44 государств, участников антигитлеровской коалиции. Председательствовал на конференции министр финансов США Генри Моргентау. Делегацию США возглавлял высокопоставленный чиновник Министерства финансов Гарри Уайт, делегацию Великобритании – крупный экономист и чиновник Министерства финансов Джон М. Кейнс, делегацию СССР – заместитель министра внешней торговли М.С. Степанов, делегацию Китая – Чан Кайши

Тон на конференции задавали делегации США и Великобритании. У Г. Уайта и Дж. Кейнса были заранее подготовленные предложения по послевоенному устройству мировой валютно-финансовой системы. По некоторым вопросам позиции американца и англичанина совпадали, но были и у них принципиальные различия. Кейнс предлагал для проведения расчетов между странами создание Международной клиринговой палаты и введение наднациональной денежной единицы под названием «банкор», а от золота как мировых денег рекомендовал вообще отказаться. Уайт предлагал в качестве мировых денег использовать американский доллар, эмиссией которого с 1914 года занималась Федеральная резервная система США. Для этого Америка готова была обеспечивать свободный размен долларов на желтый металл на основе фиксированного золотого паритета. Для поддержания равновесия платежных балансов отдельных стран и поддержания стабильности курсов валют (по отношению к доллару США) предлагалось создать Международный валютный фонд (МВФ), который бы выдавал странам стабилизационные займы. А для восстановления послевоенной экономики предлагалось создать Международный банк реконструкции и развития (МБРР), который бы выдавал займы и кредиты для реализации инвестиционных проектов.

Победила позиция США, чья военная, политическая и экономическая мощь сыграла в Бреттон-Вудсе решающую роль. К этому времени в подвалах казначейства США было сосредоточено около 70% мировых резервов золота (без СССР).

Читайте также:
Парламентский запрос: что это такое, описание и особенности

Решение об участии СССР в Бреттон-Вудской конференции принимал И.В. Сталин. Решение было совсем не простое. Все понимали, что Вашингтон задумал использовать конференцию для международно-правового закрепления своего финансово-экономического доминирования в послевоенном мире. Не вызывало также сомнений, что Великобритания на конференции будет вынуждена уступить Соединенным Штатам – ей уже приходилось бороться за то, чтобы не лишиться своей колониальной системы и не превратиться во второразрядную страну.

Еще не была создана ООН, а Вашингтон уже выступил с инициативой назвать встречу в Бреттон-Вудсе конференцией Объединенных Наций. В принятии нужных Америке решений в Вашингтоне не сомневались.

У Сталина были хорошие (можно сказать, доверительные) отношения с американским президентом Франклином Рузвельтом. Когда у Сталина проходили личные встречи с Рузвельтом, удавалось о многом договариваться. Однако никаких признаков того, что Рузвельт активно участвовал в подготовке Бреттон-Вудской конференции, нет. Считается, что предложения США готовил высокопоставленный чиновник американского казначейства (министерства финансов) Гарри Уайт, который и был назначен руководителем американской делегации. Личность Г. Уайта уже несколько десятков лет изучается и обсуждается многими экономистами и историками. Идут споры по поводу того, был он советским агентом или нет. Биограф Уайта Д. Риз упоминает о тайных связях Уайта с компартией США и даже подозревает Уайта в шпионаже в пользу СССР. Перебежчик Олег Гордиевский заявлял, что Уайт еще в 1935–1936 гг. был завербован НКВД СССР. Судя по всему, Уайт симпатизировал Советскому Союзу. Мечтал, что послевоенный мир будет базироваться на устойчивых союзнических отношениях США и СССР. Может быть, даже способствовал принятию каких-то решений в пользу Советского Союза (в министерстве финансов он отвечал за вопросы международного финансового сотрудничества). Есть и свидетельства того, что Уайт передавал секретные документы Москве при посредничестве советской резидентуры в США. То, что он нарушал американские законы, – доказанный факт, однако был ли он при этом советским агентом, остается под вопросом.

Насколько программа Уайта, представленная на конференции в Бреттон-Вудсе, учитывала интересы СССР? В той модели послевоенного валютно-финансового устройства мира, которую Уайт успешно продавил на конференции, роль и место Советского Союза явно не соответствовали его статусу великой державы. Более того, находясь внутри такой валютно-финансовой системы, СССР мог бы очень быстро потерять этот статус. Система была американоцентричной, а если говорить точнее – доллароцентричной. СССР мог находиться в такой системе даже не в качестве младшего партнера Вашингтона, как Великобритания, а лишь в качестве второразрядной страны.

Достаточно посмотреть на чисто количественные параметры этой системы. Под нажимом США на конференции были приняты следующие раскладки квот и голосов по Международному валютному фонду. Общая сумма квот МВФ была определена в объеме 8,8 млрд. долл. Вот как эти квоты распределились в рамках «Большой пятерки» (млрд. долл.): США– 2,75; Англия – 1,3; СССР – 1,2; Китай – 0,55 и Франция – 0,45. Каждое государство – член Фонда – автоматически получало 250 голосов, плюс дополнительный голос за каждые 100 тыс. долл. собственной квоты. В результате общее количество голосов равнялось 99 тыс., где США поучили 28,0; Великобритания – 13,4; СССР – 12,0; Китай – 5,8; Франция – 4,8 %. Три страны «Большой пятерки» – США и их младшие партнеры – Великобритания и Франция – имели в совокупности 46,2% голосов. Этого было более чем достаточно для принятия Вашингтоном в МВФ любых нужных ему решений.

Думаю, что многие исследователи переоценивают роль Г. Уайта в создании послевоенной валютно-финансовой системы. Прежде всего, потому, что последнее слово в Министерстве финансов США принадлежало не Гарри Гекстеру Уайту, а министру Гарри Моргентау, который, находясь на посту министра с 1934 года, не хуже, чем Уайт, разбирался во всех тонкостях мировых финансов и контролировал работу последнего по подготовке американских предложений. Впрочем, и Моргентау не был последней инстанцией. Сегодня крайне редко вспоминают Марринера Экклса. А фигура эта очень серьезная. Как и Моргентау, Экклс с 1934 года оказался на самых высоких этажах власти, а именно стал председателем Совета управляющих Федеральной резервной системы. Моргентау и Экклс работали в одной связке, только первый ушел со своего поста в 1945 году, а второй – в 1948 году. Экклс пришел на Олимп денежной власти из бизнеса, был миллиардером первого ряда. При этом он всегда оставался фигурой малопубличной и поддерживал самые тесные отношения с банками Уолл-стрит, которые являются главными акционерами ФРС. То есть основные идеи послевоенного устройства финансового мира исходили от банкиров и Федерального резерва, иными словами, от тех представителей мировой финансовой олигархии, которые готовили проект под названием «Вторая мировая война». Теперь они хотели пожинать плоды этого проекта. А что касается Г. Уайта, то он лишь клал на бумагу и оглашал планы банкиров по послевоенному устройству мира. Между прочим, президента Ф. Рузвельта не очень-то допускали к этой кухне.

Думаю, что Сталину результаты работы будущей конференции были известны задолго до начала ее работы. И даже не потому, что в Москву передали программу американской делегации и проекты решений конференции. Еще в 1943 году и Кейнс, и Уайт достаточно часто и открыто высказывали свои мысли и предложения по поводу будущего устройства мировой финансовой системы. Вашингтон не делал большой тайны по поводу своих имперских устремлений и планов превращения доллара в мировую валюту.

И тем не менее Сталин принял решение об участии СССР в работе конференции. Во-первых, Сталин ждал, что Америка наконец-то откроет второй фронт и будет действовать энергично на полях сражений. Конечно, и без Америки гитлеровская Германия будет разгромлена, но при открытии второго фронта война может закончиться раньше и людские потери Советского Союза будут меньше. Во-вторых, продолжала действовать американская программа ленд-лиза, в рамках которой в СССР поступало оружие, снаряжение, продовольствие, другие товары. Сроки программы периодически продлевались, Сталин рассчитывал на продолжение поставок. В-третьих, Сталин надеялся на помощь со стороны США и по окончании войны. В конце 1943 года в Тегеране состоялась встреча Сталина и Рузвельта, на которой последний пообещал, что Америка предоставит Советскому Союзу кредит на сумму 6 млрд. долл.

Читайте также:
Безнадзорные животные: что это такое, описание и особенности

Окончательно Сталин укрепился в своём решении об участии в конференции весной 1944 года. В апреле Москва получила из Вашингтона секретное донесение от агента советской разведки Дональда Маклина (один из «кембриджской пятерки»), где тот работал первым секретарём в посольстве Великобритании. В шифрограмме сообщалось, что Вашингтон готов увеличить заем до 10 млрд. долл. Нарком иностранных дел Вячеслав Молотов тут же через советского посла Андрея Громыко в Вашингтоне информировал Госдеп США о готовности советской стороны участвовать в конференции.

На самой конференции советская делегация больше слушала, англо-американские схватки наблюдала со стороны. Руководитель делегации, заместитель наркома внешней торговли М.С. Степанов был персоной малоизвестной, особенно на фоне таких фигур, как Джон Кейнс, Гарри Уайт или Чан Кайши. В дискуссиях советская делегация затрагивала лишь частные вопросы. Коммюнике конференции советская делегация подписала, со всеми решениями согласилась и вежливо покинула тихий городок Бреттон-Вудс.

Решения, принятые на конференции, должны были быть ратифицированы странами-участницами до конца 1945 года. Сталин не имел времени для того, чтобы обстоятельно обдумать шаги СССР после Бреттон-Вудса. Все силы были направлены на победное завершение войны. И жизнь распорядилась таким образом, что Сталину не пришлось особенно долго заниматься проблемой ратификации документов, связанных с Международным валютным фондом и Международным банком реконструкции и развития. В апреле 1945 года из жизни ушел президент Ф. Рузвельт, на его место заступил Г. Трумэн. Период союзнических отношений между СССР и США достаточно резко закончился. За короткий срок эти отношения переросли в конфронтацию, инициатором которой стал Трумэн.

Летом 1945 года Трумэн объявил о прекращении действия программы ленд-лиза для Советского Союза. На следующий год Вашингтон стал требовать от СССР совершенно неоправданных платежей по погашению советской задолженности по ленд-лизу. О кредите в 6 млрд. долл., который Рузвельт обещал Сталину в Тегеране в 1943 г., уже не могло быть и речи.

В новых условиях Сталину стало ясно, что членство в МВФ и МБРР может нанести Советскому Союзу непоправимый урон. И в декабре 1945 года Москва отказалась от ратификации документов Бреттон-Вудской конференции.

К концу 1945 г. соглашение о создании МВФ было ратифицировано 29 государствами, а в марте 1946 на учредительной сессии Совета управляющих Международным валютным фондом были приняты дополнительные постановления, регулирующие деятельность МВФ. С 1 марта 1947 года Фонд приступил к проведению своих операций. МБРР начал функционировать в 1946 году.

Последующие мировые события, а также политика МВФ и МБРР подтвердили правильность решения Сталина, отказавшегося присоединяться к этим международным финансовым организациям.

Гражданское право

Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)

Ассоциации и союзы представляют собой объединения различных юридических лиц, основанные на корпоративных (членских) началах. В отличие от неправосубъектных объединений холдингового типа (включающих “материнские” и дочерние компании) данные объединения, во-первых, являются самостоятельными юридическими лицами, а во-вторых, преследуют некоммерческие цели, главным образом координации деятельности участников и представления и защиты их общих, в том числе имущественных, интересов, будучи, таким образом, некоммерческими организациями.

Они создаются исключительно на добровольной основе и не вправе осуществлять какие-либо управленческие функции в отношении участников. Поэтому члены ассоциации или союза полностью сохраняют свою самостоятельность и права юридических лиц.

Ассоциацией (союзом) признается основанное на началах членства объединение юридических лиц, созданное ими с целью координации деятельности, а также представления и защиты их интересов.

Разновидностью таких некоммерческих организаций теперь объявлены территориальные (региональные) союзы потребительских обществ (райпотребсоюзы, облпотребсоюзы и т.п.), а также территориальные и межрегиональные объединения профсоюзов (облсовпрофы и т.д.).

В качестве учредителей ассоциаций и союзов могут выступать как коммерческие, так и некоммерческие организации, причем как порознь, так и совместно, хотя практическая необходимость в координации деятельности или совместной защите общих интересов обычно возникает у однородных по характеру деятельности групп (видов) юридических лиц. Закон не предусматривает минимально необходимого числа участников таких организаций, отдавая решение этого вопроса на усмотрение самих учредителей. Одно и то же юридическое лицо, оставаясь полностью самостоятельным, может одновременно состоять в нескольких ассоциациях и союзах, в том числе однородных по характеру деятельности.

Учредительными документами ассоциации и союза являются учредительный договор и устав. В первом из них определяются цели создания объединения и условия участия в нем, а во втором – статус самого объединения. Поэтому в случае расхождения условий, содержащихся в этих документах, предпочтение должно быть отдано уставу как непосредственно определяющему статус объединения в его взаимоотношениях с третьими лицами.

Помимо сведений, общих для всех юридических лиц, учредительные документы ассоциации (союза) должны содержать условия о задачах и целях ее деятельности (определяющие объем и характер ее специальной правоспособности, а также основной предмет ее деятельности, который должен быть указан в ее наименовании), о составе и компетенции органов управления и порядке принятия ими решений, а также о порядке распределения имущества, остающегося после ликвидации ассоциации (союза).

Читайте также:
Общественный контроль за охраной

Поскольку такая некоммерческая организация создается на корпоративных началах, ее высшим (волеобразующим) органом всегда является общее собрание участников (их представителей), компетенцию и порядок работы которого в соответствии с законом должен определять ее устав. Исполнительные (волеизъявляющие) органы ассоциации (союза) образуются ее высшим органом из числа физических лиц – органов (должностных лиц) или представителей участников.

Имущество ассоциации первоначально составляется из вступительных и членских взносов участников и их добровольных пожертвований и становится объектом ее собственности. При этом учредители (участники) ассоциации или союза не приобретают на это имущество никаких прав. Закон не устанавливает требований к минимальному размеру имущества такой некоммерческой организации или к взносу ее участника. Имущество ассоциации (союза) является ее собственностью и используется ею исключительно для достижения целей, предусмотренных ее учредительными документами.

Вместе с тем члены ассоциации (союза) при недостатке ее имущества для покрытия долгов перед кредиторами несут ограниченную ответственность своим имуществом в размере и порядке, предусмотренных учредительными документами ассоциации. Такая субсидиарная ответственность членов ассоциации (союза) составляет важную особенность ее гражданско-правового статуса.

Ассоциация или союз не вправе сами осуществлять предпринимательскую деятельность, но могут создавать для этой цели хозяйственные общества или участвовать в них. Однако доходы от своей деятельности ассоциация (союз) не вправе распределять между своими членами и должна использовать исключительно на нужды объединения.

Член ассоциации (союза) вправе участвовать в управлении ее делами на равных началах с другими членами (участниками). Он также может безвозмездно пользоваться оказываемыми ассоциацией (союзом) услугами. Член ассоциации (союза) вправе беспрепятственно выйти из нее, поскольку для ассоциации или союза его выход не влечет обязанности по осуществлению каких-либо выплат или выдач. Он несет предусмотренные учредительными документами обязанности, в том числе по уплате членских и иных взносов, за неисполнение которых может быть исключен из ассоциации (союза) по решению остальных участников.

Вместе с тем в течение двух лет с момента выхода за ним сохраняется дополнительная ответственность по долгам ассоциации (союза) в размере, пропорциональном его взносу в ее имущество. Новые члены принимаются в такое объединение по единогласному решению его участников, причем на них может быть возложена дополнительная ответственность личным имуществом по долгам объединения, возникшим до момента их принятия.

Ассоциация (союз) реорганизуется и ликвидируется по общим правилам реорганизации и ликвидации юридических лиц. Такое объединение по единогласному решению участников может быть преобразовано в фонд или в автономную некоммерческую организацию, а в случае возложения на него учредителями ведения предпринимательской деятельности должно быть преобразовано в хозяйственное общество или товарищество. В связи с наличием субсидиарной ответственности членов ассоциации (союза) по ее долгам такая некоммерческая организация не может быть признана банкротом.

Остаток имущества объединения, образовавшийся после завершения его ликвидации, передается для использования на цели, определенные в его уставе, либо на иные цели, предусмотренные законом.

Самостоятельной разновидностью ассоциации является торгово-промышленная палата.

Торгово-промышленная палата представляет собой добровольное объединение на началах членства коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей, созданное ими с целью содействия развитию предпринимательства, организации взаимодействия предпринимателей, а также представления и защиты их интересов.

Ее главной особенностью является отсутствие дополнительной ответственности участников по долгам объединения (палаты).

Торгово-промышленная палата (ТПП) создается по инициативе не менее 15 учредителей и в отличие от учредительных документов обычной ассоциации имеет в качестве единственного учредительного документа устав. Торгово-промышленные палаты образуются по территориальному принципу, причем на одной и той же территории (в регионе) может существовать только одна такая палата. Членами ТПП могут быть исключительно российские коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, а также их объединения (союзы и ассоциации). В остальном их статус аналогичен статусу обычных ассоциаций и союзов.

Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)

Обзор правового положения ассоциаций (союзов) являющихся некоммерческими партнерствами, саморегулируемыми организациями, объединениями работодателей, объединениями профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленных, нотариальных палат.объединений юридических лиц (ассоциации и союзы).

Согласно п. 1 ст. 123.8 ГК РФ ассоциацией (союзом) признается объединение юридических лиц и (или) граждан, основанное на добровольном или в установленных законом случаях на обязательном членстве и созданное для представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов, для достижения общественно полезных целей, а также иных не противоречащих закону и имеющих некоммерческий характер целей.

В организационно-правовой форме ассоциации (союза) создаются, в частности, объединения лиц, имеющие целями координацию их предпринимательской деятельности, представление и защиту общих имущественных интересов, профессиональные объединения граждан, не имеющие целью защиту трудовых прав и интересов своих членов, профессиональные объединения граждан, не связанные с их участием в трудовых отношениях (объединения нотариусов, оценщиков, лиц творческих профессий и другие), саморегулируемые организации и их объединения.

Подвидами ассоциаций (союзов) являются некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные, нотариальные палаты.

Закона, который регулирует исключительно деятельность ассоциаций (союзов) (специального закона) нет, и как следует из п. 5, ст. 123.8 не появится в ближайшем будущем, а правовое положение ассоциаций (союзов) каждого вида устанавливается специальными законами для каждого вида ассоциации (союза).

В настоящее время действует ряд законов, регулирующих отношения, связанные с созданием и деятельностью объединений некоммерческих организаций отдельных видов. В частности, правовое положение ассоциаций (союзов) потребительских кооперативов определяется Законом о потребительской кооперации и Законом о сельскохозяйственной кооперации, ассоциации (союзы) садоводческих, огороднических и дачных объединений создаются и действуют в соответствии с Законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.

Читайте также:
Как получить долг по зарплате с предприятия-должника?

Учредителями ассоциации (союза) могут выступать юридические лица и (или) граждане.

Число учредителей ассоциации (союза) не может быть менее двух. Законами, устанавливающими особенности правового положения ассоциаций (союзов) отдельных видов, могут быть установлены иные требования к минимальному числу учредителей таких ассоциаций (союзов).

Член ассоциации (союза) осуществляет корпоративные права, предусмотренные п. 1, ст. 65.2 ГК РФ, в порядке, установленном в соответствии с законом уставом ассоциации (союза). Он также вправе на равных началах с другими членами ассоциации (союза) безвозмездно, если иное не предусмотрено законом, пользоваться оказываемыми ею услугами.

Как отмечалось выше, ассоциации (союзы) создаются в целях представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов, для достижения общественно полезных целей, а также иных не противоречащих закону и имеющих некоммерческий характер целей.

Некоммерческий характер целей предполагает направление доходов получаемых ассоциацией (союзом) на достижение уставных целей.

Ассоциации (союзы) могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям.

Ассоциации (союзы), уставом которых предусмотрено осуществление приносящей доход деятельности, за исключением казенного и частного учреждений, должны иметь достаточное для осуществления указанной деятельности имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью – 10000 рублей.

Ответственность ассоциации (союза) и ее членов по взаимным обязательствам предусмотрена п. 3 ст. 123.8 ГК РФ:

– ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих членов, если иное не предусмотрено законом;

– члены ассоциации (союза) не отвечают по ее обязательствам, за исключением случаев, когда законом и (или) уставом ассоциации (союза) предусмотрена субсидиарная ответственность ее членов.

Ассоциации (союзы) относятся к корпоративным юридическим лицам (корпорациям), учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с п. 1, ст. 65.3 ГК РФ.

Органами управления ассоциации (союза) согласно ст. 123.10 ГК РФ являются:

1) высший орган ассоциации (союза). Таким органом, как правило, является общее собрание членов ассоциации (союза).

Компетенция высшего органа установлена п. 1, ст. 65.2 ГК РФ:

– определение приоритетных направлений деятельности корпорации, принципов образования и использования ее имущества;

– утверждение и изменение устава корпорации;

– определение порядка приема в состав участников корпорации и исключения из числа ее участников, кроме случаев, если такой порядок определен законом;

– образование других органов корпорации и досрочное прекращение их полномочий, если уставом корпорации в соответствии с законом это правомочие не отнесено к компетенции иных коллегиальных органов корпорации;

– утверждение годовых отчетов и бухгалтерской (финансовой) отчетности корпорации, если уставом корпорации в соответствии с законом это правомочие не отнесено к компетенции иных коллегиальных органов корпорации;

– принятие решений о создании корпорацией других юридических лиц, об участии корпорации в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств корпорации, за исключением случаев, если уставом хозяйственного общества в соответствии с законами о хозяйственных обществах принятие таких решений по указанным вопросам отнесено к компетенции иных коллегиальных органов корпорации;

– принятие решений о реорганизации и ликвидации корпорации, о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и об утверждении ликвидационного баланса;

– избрание ревизионной комиссии (ревизора) и назначение аудиторской организации или индивидуального аудитора корпорации.

Законом и учредительным документом корпорации к исключительной компетенции ее высшего органа может быть отнесено решение иных вопросов.

2) единоличный исполнительный орган (председатель, президент и др.);

3) дополнительно могут образовываться постоянно действующие коллегиальные органы (совет, правление, президиум и т.д.).

Отметим, что по решению высшего органа ассоциации (союза) полномочия органа ассоциации (союза) могут быть досрочно прекращены в случаях грубого нарушения этим органом своих обязанностей, обнаружившейся неспособности к надлежащему ведению дел или при наличии иных серьезных оснований (п. 2 ст. 123.10 ГК РФ).

Устав ассоциации (союза) должен содержать сведения о ее наименовании и месте нахождения, предмете и целях ее деятельности, условия о порядке вступления (принятия) членов в ассоциацию (союз) и выхода из нее, сведения о составе и компетенции органов ассоциации (союза) и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, об имущественных правах и обязанностях членов ассоциации (союза), о порядке распределения имущества, оставшегося после ликвидации ассоциации (союза).

Участники ассоциации (союза) вправе:

– участвовать в управлении делами корпорации, за исключением случая, предусмотренного п. 2, ст. 84 ГК РФ (товарищества на вере);

– в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом и учредительным документом корпорации, получать информацию о деятельности корпорации и знакомиться с ее бухгалтерской и иной документацией;

– обжаловать решения органов корпорации, влекущие гражданско-правовые последствия, в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом;

– требовать, действуя от имени корпорации, возмещения причиненных корпорации убытков;

– оспаривать, действуя от имени корпорации, совершенные ею сделки по основаниям, предусмотренным ст. 174 ГК РФ или законами о корпорациях отдельных организационно-правовых форм, и требовать применения последствий их недействительности, а также применения последствий недействительности ничтожных сделок корпорации.

Ассоциация (союз) реорганизуется и ликвидируется по общим правилам реорганизации и ликвидации юридических лиц.

Согласно п. 4, ст. 123.8 ГК РФ ассоциация (союз) по решению своих членов может быть преобразована в общественную организацию, автономную некоммерческую организацию или фонд.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: