Бурмистерская палата: что это такое, описание и особенности

Советская историческая энциклопедия

создана при Петре I в 1699 как центральное финанс. учреждение и выборный орган самоуправления посадского (городского) населения. Одновременно была и местным органом, управлявшим моек, посадом. Ведала сбором большей части налогов, собиравшихся прежде приказами. Б. п. подчинялись местные выборные посадские органы – земские избы. Бурмистры (от нем. Bürgermeister – начальник города), члены Б. п., избирались слободами и купеческими корпорациями Москвы. С созданием Б. п. посадское население было изъято из управления и суда воевод, что показательно для возросшего значения купечества и городов. С образованием губерний (1709-10) финанс. функции Б. п. и земских изб отошли к губ. учреждениям. Б. п. и земские избы остались в качестве ратуш – выборных органов посадского населения.

Смотреть значение Бурмистерская Палата в других словарях

Палата — палаты, ж. (латин. palatium). 1. только мн. Дворец, великолепное здание, нач., встарину, каменное (устар.). Все в том острове богаты, изоб нет, везде палаты. Пушкин. Боярские палаты.
Толковый словарь Ушакова

Палата — и полата ж. или мн. палаты, дворец, великолепное жилое здание государя, вельможи, особ. каменное. | Твер. вят. каменный дом, а деревянные хоромы. | , здание, перенесено у нас.
Толковый словарь Даля

Палата — 1) Название многих представительных законодательных учреждений. Большинство парламентов состоит из двух П.: верхней и нижней. 2) Название нек-рых государственных или.
Политический словарь

Палата Депутатов — – название однопалатного парламента Греции и нижних палат парламентов Бразилии, Италии, Чехии и ряда др. государств.
Политический словарь

Палата Лордов — – верхняя палата парламента Великобритании, образованная в 1343 с разделением парламента на две палаты. С конца XIV в. членство в П.л. стало наследственным.
Политический словарь

Палата Общин — – нижняя палата парламентов Великобритании и Канады.
Политический словарь

Палата Представителей — – название однопалатного парламента в Новой Зеландии, Парагвае, на Мальте и нижних палат парламентов Австралии, Бельгии, США и некоторых др. стран.
Политический словарь

Автоматизированная Клиринговая Палата — -1)
система специальных межбанковских организаций, осуществляющих
безналичные расчеты по чекам и другим платежным документам путем
зачета взаимных требований;.
Экономический словарь

Автоматизированная Расчетная Палата — AUTOMATED CLЕARING HOUSE – ACHСм. ПЛАТЕЖНЫЙ МЕХАНИЗМ
Экономический словарь

Американская Расчетная Палата Морского Страхования — Год основания: 1938. Штаб-квартира: г. Нью-Йорк (New York), штат Нью-Йорк (NY), США. Члены: группы андеррайтеров страхования морских и океанских перевозок. Цели: осуществление делопроизводительских.
Экономический словарь

Британская Палата Судоходства — ассоциация британских владельцев и администраторов морских судов. Занимается защитой интересов судоходных компаний, которые являются ее членами.
Экономический словарь

Высокая Палата Правосудия — – во Франции (до 1993 г) и в большинстве бывших французских колоний – особый парламентский судебный орган, не связанный ни с общей судебной системой, ни с административной.
Экономический словарь

Государственная Пробирная Палата — GOVERNMENT ASSAY OFFICEСм. ПРОБИРНАЯ ПАЛАТА
Экономический словарь

Палата — -ы; ж. [от лат. palatium]
1. мн.: пала́ты, -ла́т. Устар. Большое богатое здание с множеством комнат. Белокаменные палаты.
2. Разг. Большое, роскошно отделанное помещение, зал.
Толковый словарь Кузнецова

Клиринговая (расчетная) Палата — Учреждение, осуществляющее
расчеты по биржевым
сделкам и контролирующее их
исполнение. При проведении расчетов
клиринговая палата использует
принцип.
Экономический словарь

Клиринговая (расчетная) Палата (clearinghouse) — совместно созданная банками, брокерскими фирмами и иными финансовыми посредниками организация, ведущая учет сделок, осуществляемых членами палаты в течение торгового.
Экономический словарь

Клиринговая Палата — (clearing hou e)
палата, позволяющая банкам – членам палаты осуществлять
взаимные расчеты друг с другом. В настоящее время для этого используются компьютеризированные.
Экономический словарь

Клиринговая Палата (clearing House) — Организация, осуществляющая
расчеты по биржевым
сделкам и контролирующая их
исполнение. При проведении расчетов использует
принцип
учета взаимных требований.
Экономический словарь

Клиринговая Палата По Кредитам — CREDIT CLEARINGHOUSEОтносится к кредитным бюро взаимообмена данными, целью к-рых является обмен кредитной информацией среди своих членов, каждый из к-рых т. о. извлекает пользу.
Экономический словарь

Комиссионная Палата — –
брокерская фирма, осуществляющая
сделки на
наличный товар или срочные сделки по поручению клиентов и получающая
доход за
счет взимаемого с клиентов.
Экономический словарь

Контрольно-счетная Палата — – постоянно действующий орган государственного финансового контроля в городе Москве, образуемый Московской городской Думой и ей подотчетный. В рамках задач, определенных.
Экономический словарь

Лондонская Клиринговая Палата — (London Clearing Hou e, LCH)
клиринговая палата, созданная в Лондоне в 1888 г. (до 1991 г. называлась Международной товарной клиринговой палатой). Независимая
компания, принадлежащая.
Экономический словарь

Международная Клиринговая Палата — INTERNATIONAL CLEARINGHOUSEНа практике не существует такой палаты как специального учреждения, где переводные векселя и др.
девизы использовались бы для международных расчетов.
Экономический словарь

Международная Торговая Палата — неправительственная международная
организация, объединяющая торгово-промышленные палаты, федерации предпринимателей, деловые
круги и фирмы более чем 100 стран.
Экономический словарь

Международная Торговая Палата (мтп) — англ. international Chamber of Commerce (ICC) международная неправительственная
организация, созданная в 1919 г. и объединяющая торгово-промышленные палаты и предпринимательские.
Экономический словарь

Читайте также:
Брокерская фирма: что это такое, описание и особенности

Международная Торговая Палата, М — (International Chamber of Commerce) неправительственная международная
организация, объединяющая заинтересованные в развитии экономических и финансовых связей национальные федерации.
Экономический словарь

Народная Палата — – название нижней палаты
парламента Индии.
Экономический словарь

Нотариальная Палата — – в соответствии со ст. 24 Основ нотариального законодательства РФ –
некоммерческая организация, представляющая собой профессиональное
объединение, основанное.
Экономический словарь

Палата — -1) в конституционном праве – название представительных органов государственной власти или отдельных их составных частей. См. т.ж. ДВУХПАЛАТНАЯ
СИСТЕМА; ОДНОПАЛАТНАЯ.
Экономический словарь

Палата Депутатов — – название однопалатного
парламента Греции и нижних палат парламентов Боливии, Бразилии, Венесуэлы, Доминиканской Республики, Италии, Колумбии, Мексики, Никарагуа, Румынии, Чехии, Чили.
Экономический словарь

Преобразование местных органов управления и создание Бурмистерской палаты

В начале XVIII века усилиями Петра I в России складывается абсолютистское государство. Одним из самых показательных шагов к утверждению абсолютизма стало официальное провозглашение русского государя новым титулом – Императором Всероссийским, что означало усиление единоличной власти самодержца. Однако переход к абсолютизму не сводился лишь к освобождению царя от каких-то сдерживающих его сил. Этот процесс означал и перестройку всего государственного аппарата. Изучив зарубежный опыт в области муниципального управления, царь предпринимал многочисленные попытки формирования соответствующей монарху системы местного самоуправления. Абсолютный монарх, в руках которого была сосредоточена практически вся законодательная, исполнительная, судебная и даже церковная власть, не мог один выполнять все государственные функции. Для этого необходима была целая система новых центральных и местных органов.

Реформы местного управления – комплекс организации новых и изменения старых органов управления городов и областей, предпринятых Петром I Великим (Таблица 1). Ключевые нововведения – изменение принципа административно-территориального деления страны на области (губернии) и введение нового органа управления городами – магистратов.

В период царствования Петра I уже существовала некоторая степень экономической дифференциации между различными регионами России, а в городах ремесленники создавали малые предприятия, расширялось мелкосерийное производство, росли промышленные заводы и фабрики, работали наемные рабочие и крепостные крестьяне. Таким образом, «зарождалась буржуазия, которая значительно опережала планы Петра I по развитию национальной промышленности и торговли».

Хронология событий развития местного управления в период правления Петра I

Наименование административной реформы

Предпосылки реформы

Порядок реализации

1699 г. учреждение бурмистрской палаты

Трудность реализации функции по сбору налогов воеводами на городском уровне

Первоначальное сосредоточение судебной и финансовой власти на городском уровне, в дальнейшем утратившая своей значение из-за введения новых административных органов

29.12.1708 г. — 1711 г.: губернская реформа

Изменение руководящих начал административно-территориального деления России, обеспечение нужд армии в ходе Северной войны

Принятие Указа «Об учреждении губерний и о расписании к ним городов». Обусловило разделение

1719-1720: губернская реформа

Разделение административных и судебных органов. Переустройство административно-территориального деления от военных нужд к гражданской жизни

Утверждение Петром I 26.11.1718 г. решения Сената о новом губернском устройстве

1720-1724: создание главного магистрата

Укрепление полицейского надзора и вертикали власти на уровне города

Разделение городов на разряды, жителей на категории

1724: распределение полков на постоянное проживание в губерниях для сбора подушной подати

Неспособность гражданских администраций осуществлять сбор налога

Разделение территории России на полковые дистрикты

Особое значение имела реформа городской администрации. Реформы, осуществленные Петром I в 1699-1720-е гг., стали важнейшим этапом на пути к обособлению города как особого общественно – правового института. За указанный период система городской администрации неоднократно видоизменялась.

В январе 1699 г. посадские обыватели были отданы под контроль специального ведомства – Московской Бурмистерской палаты. В крупнейших региональных центрах страны учреждались местные отделения этой инстанции – земские избы. Названные органы стали первыми сословными судами, одновременно исполнявшими фискальные и управленческие обязанности. Они состояли из выбираемых посадскими людьми бурмистров и подчинялись Бурмистрской палате в обход воевод и приказов. В результате воеводы, потеряв судебную и административную власть над торгово-промышленным городским и свободным сельским населением, остались управителями лишь служилых людей и их крестьян.

Передача властных полномочий в руки бурмистров ознаменовала ослабление управленческой роли приказов. Органы местного управления теперь формировались «снизу» и получали реальную власть. Иначе говоря, в данной сфере прослеживалась некоторая децентрализация управления, чего нельзя сказать, однако, о финансовой сфере. Так, Бурмистрской палате подчинялись земские избы всех городов, и они должны были заменить приказные избы и воевод. В Бурмистрскую палату посадским, купеческим и промышленным людям всех сотен и слобод предлагалось выбрать на годичный срок из своего числа «добрых и правдивых людей». Подобным же образом были устроены и земские избы по городам.

С 17 ноября 1699 г. Бурмистрскую палату приказано было именовать Ратушей, которой предстояло быть учреждением государственным, центральным, объединяющим в себе все управление городским торгово-промышленным населением России. С другой стороны, Ратуша являлась для Москвы земской избой. В связи со столичным положением Москвы, кроме Ратуши действовали Земской приказ (административная и полицейская власть) и Московский судный приказ (суд дворян и чиновников). В этот период усиливается правовой статус Москвы как города-столицы, поэтому московские городские учреждения получили общероссийское значение, превратившись одновременно и в общегосударственные органы. Ратуша заменила собой все приказы, в которых до того ведались дела города. Она стала рассматривать все челобитные и купеческие дела (суд торгово-промышленного населения), являясь местом верховного суда и управы для всех городов.

Читайте также:
Антимонопольные органы: что это такое, описание и особенности

Земские избы по городам становились такими же местами суда для обывателей своего города. Земский бурмистр, собрав все доходы и подати, отправлял их в Москву, в Ратушу (финансовое управление), где происходила проверка собранных сумм. Подобное изменение устройства городской власти носило, прежде всего, финансовый, централизационный характер и менее всего влияло на устройство и упорядочение местного самоуправления. Тем не менее, это были первые за значительный период времени реформистские шаги, которые подготовили почву для дальнейших изменений. После губернской реформы 1708 г. полномочия изб были урезаны до судебно-фискальных, а в субординационном отношении их подчинили воеводам. Однако институт бурмистров сохранялся.

В 1720-м гг. улучшение внешнеполитической обстановки заставило пересмотреть политику в отношении городов. По аналогии с реформой 1699 г. шаблон преобразований искали на Западе. В июне 1718 г., ознакомившись с результатами скандинавской экспедиции Г. Фика, Царь впервые задумался о магистратах. По примеру рижских управленческих инстанций в мае 1719 г. в Санкт-Петербурге был открыт первый отечественный магистрат2.

В 1721 г. был издан известный Регламент (Устав) Главного магистрата. Он представляет собой достаточно объемный нормативно-правовой акт, детально описывающий систему органов управления и ключевые направления их деятельности на уровне города. Интересно, что сам институт городского самоуправления в тексте документа отдельно не рассматривается, хотя некоторые нормы посвящены некоторым аспектам его функционирования. Центром всероссийского городского управления выступал Главный магистрат, расположенный в Санкт-Петербурге, его основная задача – формирование прочих городских магистратов и управление ими. Вскоре в 1721-1724 гг. магистраты и ратуши сменили привычные земские избы. Городовые магистраты являлись коллегиальными учреждениями, состоявшими из президентов, двух – четырех бурмистров и двух – восьми ратманов.

Главный магистрат разделял все города на пять разрядов: в первый входили все крупные города (как, например, Петербург, Москва, Новгород, Казань, Ярославль), численностью от двух тысяч дворов; во второй – от 1000 до 1500 дворов; в третий – 500-1000, в четвертый – 250-500; в пятый – все остальные (глава пятая Регламента главного магистрата), то есть наблюдается применение численного критерия для классификации городских поселений. В главнейших городах Главный магистрат должен был устроить магистраты из выборных «первостатейных граждан». Губернаторам и воеводам было поручено провести выборы в магистраты, которые затем подлежали утверждению со стороны Главного магистрата.

Как указывается в литературе, устройство магистратского городского управления базировалось на новом классово-сословном делении тяглового посадского населения. Именно в этом просматривается одна из существенных особенностей петровских городских реформ – попытка осуществить деление горожан на западноевропейский манер, без учета исторических особенностей развития городов Западной Европы и России. Регламент Главного магистрата ввел новое деление посада – по социальному признаку, юридически оформив верховенство посадской верхушки. Горожане были разделены на «регулярных»» и «нерегулярных». Регулярные горожане входили в «предмет ведения» магистратских учреждений. Они делились на две гильдии: первая – банкиры, купцы, городские доктора и так далее, вторая – мелкие торговцы, харчевники, ремесленники. Все рабочие люди, живущие наймом или неквалифицированной работой, были отнесены к третьему классу – «подлых людей», которые хотя и признавались горожанами, но не относились к знати и «регулярным». Иногда дела решались на гильдейском сходе. Таким образом, даже формирование органов городской власти контролировалось Главным магистратом.

Городовые магистраты были прямо подчинены Главному, и указы его носили для них обязательный и неотложный характер. Если в Западной Европе магистраты были относительно автономными учреждениями, то в России они рассматривались как общие правительственные органы. Поэтому полноценным органом городского самоуправления магистрат, конечно, не являлся. Петр I создал систему централизованного управления местными делами, свойственную континентальной модели местного самоуправления/управления.

В целом по своему значению в правительственном механизме Главный магистрат был поставлен в один ряд с коллегиями и подчинялся Сенату, куда обер-президент должен был ежегодно докладывать о купеческих делах и представлять отчет о состоянии городов. В коллегии же Главный магистрат представлял свои мнения и ведомости о состоянии городов (для сведения), для чего Регламентом (Уставом) главного магистрата предусматривались соответствующие формуляры.

По мнению профессора А. А. Кизеветтера, магистраты являлись соединительным элементом между центральными органами власти и посадским сходом. Их основное предназначение – всемерно блюсти государственные интересы, потребности местных жителей стояли явно на втором месте.

Таким образом, данная система управления была характерна для абсолютистского режима, который установился в России. Поэтому о местном самоуправлении, в данном случае в городах, можно говорить весьма условно. И действительно, император, изначально создав все условия для осуществления развития местной власти и общества, в конце отдалил народ от дел местного самоуправления и отдал под ответственность государству, вместе с тем началось развитие бюрократической системы.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Читайте также:
Кредит бюджетный: что это такое, описание и особенности

Преобразование местных органов управления и создание Бурмистерской палаты

Городское управление и самоуправление в России в 18-19 веках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 19:45, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования истории местного самоуправления связана сегодня с переломной эпохой в нашей стране. Уход от идеологического единообразия позволил исследователям увеличить круг изучаемых проблем, привлечь ранее недоступные источники, существенно расширить методоло-гическую базу. Российская держава находится на современном этапе в поиске новых форм государственного устройства. Взоры многих политиков и экономистов в стране обращены преимущественно на Запад. Осуществляются попытки «приживить» западные модели управления или отдельные их атрибуты к тем структурам власти, которые достались населению от советского периода.

Содержание работы

Введение 3
1. Городское управление и самоуправление в России при Петре 6
Великом 6
2. Муниципальные реформы Екатерины II 1785 г. 15
3. Реформы местного самоуправления Александра II 20
4. Положения о земском и городском самоуправлении 1890, 1892 гг. 27
Заключение 31
Список используемых источников 34

Файлы: 1 файл

муниципальные реформы Екатерины и Александра – копия.doc

Введение

Актуальность исследования истории местного самоуправления связана сегодня с переломной эпохой в нашей стране. Уход от идеологического единообразия позволил исследователям увеличить круг изучаемых проблем, привлечь ранее недоступные источники, существенно расширить методологическую базу. Российская держава находится на современном этапе в поиске новых форм государственного устройства. Взоры многих политиков и экономистов в стране обращены преимущественно на Запад. Осуществляются попытки «приживить» западные модели управления или отдельные их атрибуты к тем структурам власти, которые достались населению от советского периода. В поисках путей обновления страны явно недооценивается исторический опыт российской государственности, как на центральном, так и на местном уровнях. В связи с этим, чрезвычайно актуальной становится идея изучения истории российского местного самоуправления в сфере политики как всеобщего организационного начала общества.

Развитие местного самоуправления в России имеет длительную историю. На протяжении всей истории развития института власти на местах в России происходило его становление, реформирование и преобразование. У истоков местного самоуправления стояли такие грандиозные исторические фигуры, как Петр I, Екатерина II, Александр II и другие.

Каждый монарх, правивший какое-либо время, стремился проводить реформы. Не был исключением и Петр I, который провел едва ли не первые реформы муниципального управления на Руси, с которых ведет отсчет современная практика самоуправления. Дело Петра продолжила Екатерина II. Доставшаяся ей Россия пребывала в тяжелейшем положении в виду слабости армии и флота, наличия большого внешнего долга, коррупции, коллапса судебной системы. Для стабилизации данного положения Екатерине пришлось проводить очередную коренную реформу в области земского и городского управления. По мнению большинства специалистов, эта реформа оставила гораздо более глубокие следы, чем попытки Петра I, как в российском законодательстве, так и в последующей практической деятельности городских и земских учреждений.

Последователем Екатерины стал Александр II. Однако проведенные им земская (1864 г.) и городская (1870 г.) реформы не в состоянии были коренным образом облегчить положение деревни. Решить данный вопрос были призваны Положения о земском и городском самоуправлении 1890, 1892 гг.

Российская империя-это страна с уникальной историей и самобытным становлением институтов власти, о местном самоуправление как о самостоятельном институте государства говорить в то время было, конечно же, невозможно в силу сложившегося политического положения. Однако, реформы, проводимые на протяжении практически двух столетий XVIII-XIX вв. сыграли немаловажную роль в становлении, развитии и совершенствования власти на местах.

Цель данной работы – изучить этапы становления местного самоуправления в Российской империи.

  1. Изучить особенности городского управления и самоуправления в России при Петре Великом;
  2. Охарактеризовать муниципальные реформы Екатерины II 1785 г.;
  3. Проанализировать реформы местного самоуправления Александра II;
  4. изучить особенности осуществления реформы Александра II в Иркутске;
  5. Рассмотреть положения о земском и городском самоуправлении 1890, 1892 гг.

В исследовании задействованы такие источники, как статья Богословского М. «Городская реформа 1699 года», в которой автор подробно описывает реформы Петра Великого, приводит конкретные примеры, делаете анализ необходимости и последствий данных реформ.

Реформам Петра I посвящена и работа Тавриной К. В., в которой она анализирует причины и последствия реформ муниципальной власти для Российской империи.

Для изучения реформ Екатерины II, Александра II и III использовалась работа Игнатова В. Г. «История государственного управления России. Реформа местного управления и самоуправления», в которой автор подробно рассматривает данные реформы, описывает их ход, сопоставляет точки зрения на необходимость и последствия реформ различных авторов.

Неоценимый вклад в написание работы внесла книга «Городские головы, гласные и депутаты Иркутской думы 1872-2011: биогр. Справочник», авторами – составителями которой являются А.В. Петров, М.М. Плотникова. В книге подробно описан ход реформ Александра II в Иркутске, приведены документы.

Городское управление и самоуправление в России при Петре

Великом

В конце 17в. – начале 18в. Петр I начал осуществлять реформу в области местного управления. Она была затеяна Петром Первым после возвращения из-за границы. Тридцатого января 1699 г. последовал указ «Об учреждении Бурмистерской Палаты для ведомства всяких расправных дел между Гостями и посадскими людьми, для управления казенными сборами и градскими повинностями, и об исключении Гостей и посадских людей из ведомства Воевод и Приказов». Бурмистерская палата учреждалась в Москве, а затем такие же появились и в других городах России 1 . Московской Бурмистерской палате подчинялись земские избы всех городов, которые должны были заменить собой приказные избы и воевод. 12 Земских бурмистров заседали в земских избах городов и других крупных населенных пунктов, за исключением Москвы, посадским населением которой ведали Московские бурмистры, и Сибири, в городах которой в соответствии с именным указом от 29 октября 1699 года власть оставалась в руках воевод. Состав земских изб, равно как и Московской бурмистерской палаты был выборным, так что можно говорить, что данная реформа в какой-то степени была реформой местного самоуправления.

Читайте также:
Корреальное обязательство: что это такое, описание и особенности

Московские бурмистры играли двойную роль – с одной стороны, ведали московским посадом, с другой – являлись центральным государственным органом по управлению городами. Бурмистры выбирались ежегодно и на годовой срок из всех московских корпораций: гостей, гостиной сотни и изо всех сотен и слобод «добрых и правдивых людей, кого они меж себя и поскольку человек похотят» 2 .

Основной обязанностью московских бурмистров был контроль за сбором податей 3 . Другой обязанностью бурмистров должен быть безволокитный и беспристрастный суд над посадскими людьми по всяким их судебным делам: “челобитчиковым”, т. е. по частным искам, “расправным”, по которым привлекало к ответу государство и “купецким”, так называемым коммерческим процессам.

Московские бурмистры должны были выбираться 38 московскими корпорациями. Две из них – гости (крупные купцы, торговавшие с другими городами и другими странами) и гостиная сотня (торговые люди из посада и крестьян. Сотня в данном случае название условное, не говорящее о численности) не имели территориального характера, а остальные 36 были связаны с различными районами Москвы.

Гостиная сотня восприняла бурмистрскую должность как очередную тяжёлую повиннос ть и решила от выборов уклониться . Она предлагала назначить в бурмистры иногородних купцов. Фамилии кандидатур указывались в этом же заявлении. Царская администрация с этой просьбой согласилась. Выборы бурмистров от гостиной сотни состоялись 4 марта. Вот что было записано в избирательном протоколе: «Лета 7207 марта в 4 день – по указу великого государя царя. гостиной сотни староста Михайло Попов и все сотенные люди выбрали мы всею сотнею гостиной же сотни в бурмистры Афанасья Михайлова сына Гурьева, Ивана Якимова сына Крылова, из Казани Ивана Афанасьева сына Микляева, Соли Камской Степана Борисова сына Елисеева. И они люди добрые и пожиточные и с такое дело их будет, и во всём им верим. В том мы на них всею сотнею и выбор дали за руками. К сему выбору староста Михайло Попов руку приложил. К сему выбору Антипа Антипин руку приложил» 4 .

От гостиной сотни было выбрано четверо бурмистров, из них двое иногородних, не успевших, конечно, прибыть в Москву на выборы и выбранных заочно. От гостей также было выбрано четверо бурмистров. Также выборы прошли в Кадашевской слободе в Замоскворечье и в Мещанской слободе за Земляным городом, от каждой из которых было выбрано по одному бурмистру. На избрании бурмистров от указанных выше четырёх корпораций московского посада выборы оборвались, вероятно, в связи с пересмотром вопроса о числе бурмистров, которое должны выбирать московские корпорации.

17 апреля Петром Первым был издан следующий указ: «Великий государь указал, – послать свой указ к гостям и гостиные сотни и всех сотен и слобод жителям: буде они бурмистров не выбрали, и они б по прежнему его, великого государя, указу в бурмистры из них, гостей, и гостиные сотни и изо всех слобод выбрали по человеку добрых людей. А из тех бурмистров быть по их выбору 12 человекам, а из 12 человек одному человеку помесячно президентом. А которые московские слободы малые, дворов по 20 и по 30, и с тех слобод в бурмистры не выбирать» 5 .

Как видно, данный указ избавляет малочисленные и потому маломочные корпорации, от выборов, однако в основной своей части он неясен. Вот что по его поводу пишет М. Богословский: «И общий его смысл, и отдельные детали можно понимать по-разному. Его можно было понять как распоряжение о двустепенных выборах. Корпорации избирают выборщиков, неудачно и неуклюже в таком случае названных бурмистрами, по одному от каждой, а уже эти выборщики выбирают из своей среды 12 человек, которые и составляют правящую коллегию, причем каждый из них раз в месяц бывает по очереди президентом. При таком толковании мы имеем двенадцатичленную правящую коллегию, избираемую двухстепенно, именно, собранием выборщиков, избранных в свою очередь корпорациями московского посада по одному от каждой. Но указ можно было толковать и иначе. Так как он говорил только о выборе «двенадцати человек», не давая им даже названия бурмистров, не назначая им никаких других функций, кроме помесячного президентства по очереди, и ни слова не говорил о том, чтобы эти 12 человек были правящей коллегией, то его можно было истолковать и так, что он предписывал выбрать от каждой корпорации, за исключением малочисленных, по бурмистру, что эти бурмистры и составляют обширную правящую коллегию и что избираются из них еще 12 человек, которые по очереди будут в этой многолюдной коллегии править должность президента. Такое толкование можно было дать указу тем более, что широкая коллегия бурмистров из 38 членов устанавливалась в резолюциях 16 марта, изменявших порядок выборов и предписывавших избрать по одному бурмистру от каждой московской корпорации» 6 .

Читайте также:
Банковские операции: что это такое, описание и особенности

К 6 июля было выбрано 35 бурмистров. Однако из-за последующих перестановок точный состав Бурмистерской палаты, 17 ноября 1699 г. переименованной в Ратушу, остаётся неясным. Вот что пишет всё тот же М. Богословский: «С начала марта по 1 сентября действовали, подготовляя введение новых учреждений, 10 бурмистров, избранных в марте; но остается неизвестным, как это было неизвестно и Дитятину, какая коллегия стала действовать с 1 сентября после летних выборов по указу 17 апреля: широкая ли коллегия из 29 бурмистров, по одному от каждой корпорации, или же эти 29 бурмистров выделили из себя 12-членную коллегию, которая стала правящим органом, а остальные 17 бурмистров, сыграв роль выборщиков, отпали. Или же, наконец, получилось на практике две коллегии, малая и большая, 12-членная и 29-членная, нечто вроде позднейших екатерининских общей думы и шестигласной думы? Словом, состав того учреждения, которое начало действовать в Москве с 1 сентября 208 г. сначала под названием Бурмистерской палаты, а потом Ратуши, при наличности приведенных в известность источников, еще неясен» 7 .

Тогда же 30 января был издан указ об учреждении земских изб в городах. Особенностью реформы местного самоуправления, в отличие от указа о учреждении Бурмистерской палаты, являлась её факультативность. Земские избы, которые должны были состоять из выборных бурмистров, города могли создавать – или не создавать по своему желанию, однако в случае создания объём налогов, которые города должны были отдавать в центр возрастал в два раза. Мотивацией для такого значительного увеличения налогового бремени было избавление от злоупотреблений воевод и приказных людей.

П. Н. Милюков в своей книге “Государственное хозяйство России в первой четверти XVIII столетия и реформа Петра Великого” приводит статистику о том, что из 70 городов, подведомственных приказам княжества Смоленского, Новгородскому, Владимирской, Галицкой и Устюжской четвертям, которых касается доклад, только 11 безусловно приняли правительственное предложение, 33 отказались от него и 26 пошли некоторым средним путем, избрав бурмистров и умолчав о двойном платеже.

Из «замосковных городов», составлявших сердцевину государства, согласились на двойной платёж только три самых незначительных – Михайлов, Унжа и Карачев. Значительные города Замосковного края – Владимир, Переяславль, Суздаль, Юрьев-Польский и Коломна отказались и от выборов и от двойного платежа 8 .

Примечательны выборы в Комарицкой волости Севского уезда. В связи с образованием укрепрайона волость во середине 17 века перешла в ведение судом и расправой в Разрядный приказ, от куда теперь назначались в волость приказные люди. В августе 1646 г. все крестьяне Комарицкой волости были взяты на драгунскую службу. За крестьянами оставили их земельные участки и по началу освободили их от податей, но со временем подати и обложения стали увеличиваться и превзошли бывшие прежде. В 1679 году камаричан освободили от драгунской службы, но волость осталась в ведении Разряда и сделалась золотым дном для назначавшихся туда приказных людей. Воеводы (у каждого из них по 10 “знакомцев”), два дьяка и несколько подьячих разделили волости между собой и производили с них сборы в свою пользу, как со своих собственных вотчинных владений 9 .

Комарицкая волость не была предусмотрена в списке тех городов Разряда, имеющих посады, куда из Разряда рассылались грамоты о выборах бурмистров, и по составу и по занятиям своих жителей, казалось бы, не должна была подходить под действие указа 30 января. Однако эти жители почему-то, может быть, вследствие того, что были недовольны севскими воеводами, решили воспользоваться указом о реформе и весной, 21 мая, ранее многих других городов Разряда, выбрали бурмистров. На выборы явились представители из 98 селений, именно, от 67 сел и от 31 деревни в числе 160 человек 10 . Избраны были в бурмистры трое деревенских жителей, однако в Разряде они показались для бурмистерской должности неподходящими и не были утверждены. 19 ноября, как гласит резолюция приказа, “боярин Тихон Никитич Стрешнев приказал послать его, великого государя, грамоту в Севеск к дьяку, велеть Комарицкие и Крупецкие волости солдатам выбрать в бурмистры иных всеми теми волостьми и выбор прислать к Москве”.

ОБЪЕМЪ И ХАРАКТЕРЪ власти БурмистЕРСКОЙ ПАЛАТЫ И ЗЕМСКІХЪ ИЗВЪ.

Объемъ власти Земскихъ Бурмистровъ но отношенію къ предметамъ, подлежащимъ зтой власти,въ обшнхъчертахъ опредѣляется, кромѣ только что приведенныхъ словъ указа объ учрежденіи городскихъ Земскихъ ІІзбъ, еще в тѣми причинами, какъ я уже замѣтилъ, тѣмъ зломъ, устранить которое преобразователь думалъ, учреждая Палату и Пзиы: онъ думалъ избавить торгово-промышленное населеніе московскаго государства отъ убытковъ в раззорепья її тѣмъ устранить «доимку въ его государевыхъ доходахъ» и вен- кіе недоборы 1T Отсюда само собою понятно, что главная задача , Земскихъ Избъ—сборъ государственныхъ доходовъ, сборъ нсправный, «съ пополненіемъ» [190] [191]).

Читайте также:
Агентский договор: что это такое, описание и особенности

вѣдалъ города ІІриказъ Большій Казны, мы ознакомимся вмѣстѣ съ тѣмъ н съ объемомъ власти, которая передается теперь въ руки Земскихъ Бурмистровъ. Приказъ Большія казны, кромѣ нѣкоторыхъ спеціальныхъ отраслей государственнаго хозяйства, какъ напр., горнаго u монетнаго дѣла, вѣдалъ, по выраженію Неволина, «гостей, гостиныя и суконныя сотни и мастеровъ серебряныхъ дѣлъ въ Москвѣ Il торговыхъ людей многихъ городовъ» х) ихъ тягломъ, иодахъмн u другими наборами; въ немъ вѣдались, кромѣ того, въ силу указа IGSO года, московская таможня, мѣрная и мытная избы, городовыя таможіш, кружечныя дворы, кабаки.— конскія шгощадки,торговыя бани, харчевіши харчевенныяряды2), т.

Изъ всего этого ясно видно, что самая важная, но объему, сторона дѣятельности Земскихъ- ІІзбъ и Бурмистровъ — вовсе не носитъ характера мѣстной общинно-автономической дѣятельности и является дѣятелыюстыо исключительно государственной; въ

]) Неволинъ: Иол. Coo. Соч. YL 164.

2) Ibid. 164—105. См. также Гридавскій: 11стр. мѣст. упр. 23G—237; Хлѣбниковъ: Вліяніе общ, на орг. госуд. 370,

3) Bce это подтверждается потомъ цѣлымъ рядомъ указовъ: ЛіЛІ 1715> 1750; 1773; 1813: наказъ брянскимъ бурмистрамъ; имъ поручается сборъ стрѣлецкихъ денегъ; 1810; 1819; 1922; 1950; 1906: мелышчпый сборъ; 1972; 1982,’ 2045: табачный сборъ; 2128. По ук. отъ 9 февр. 1710 года п соляной сборъ переданъ въ вѣдѣніе земскихъ выборныхъ; 2472; 2010; 2611. IIa земскихъ же бурмистровъвозлагаютсяитакіяобязаішости, какъ продажа, изобрѣтенной знаменитымъ прибыльщикомъ, Ал.Курбатовымъ, гербовой бумаги, выручка за которую отсылалась въ Оружейную Палату. II. С. 3. № 1717 н 1286; въ вѣдѣніи Ратушъ состояло и „всякія крѣпости •писать11 (П. С. 3. J6 1740); имъ же переданы въ 1099 г. изъ Приказа Большаго Дворца сборы „съ купчихъ, ii закладныхъ п ностушшхъ, и наемныхъ жилыхъ заішеей, съ дворовой продажи*. II. С. 3. Л» 1098. Изъ указа 1701 года декабря 13 видно, что n почта между городами (Москва н Архангельскъ) вѣдается бурмпстрами, которымъ велѣно нослать указы о томъ, что „гоняютъ мѣшкотно®.—П. С. 3. .Vs 1882. Въ 1706 году, въ письмѣ къ Нарышкпну, царь предписываетъ „подъ жестокимъ указомъ®, чтобъ бурмистры, вмѣстѣ съ воеводами, держали на линіи крѣпкіе ка- p а у л ы, чтобъ звали у кого какое оружіе. Такъ, и военное дѣло не миновало бурмистровъ, которые подчинплпсь въ этомъ отношеніи воеводамъ п дворянамъ. Голиковъ, т. XIV п ст. 269, Лі 402, роли блюстителей за всѣми этими сборами земскіе бурмистры являлись ничѣмъ инымъ, какъ органами центральной, правительственной власти, органами почти исключительно исполнительнаго характера, каковой носили всѣ сословію выборныя должностныя лица XVIl вѣка.

Такимъ образомъ, служба Земскихъ Бурмистровъ является по своей сущности ничѣмъ инымъ, какъ сословнымъ тягломъ, обязанностью и очень тяжелой обязанностью, за нерадивое исполненіе которой грозитъ «лишеніе животовъ», а подчасъ и «батоги нещадные». Характеръ тягла этого—исключительно государственный, судя по роду дѣлъ, которыя, какъ мы впдѣлп, возлагаются на Земскія Избы: почти всѣ сборы, вѣдомые бурмистрами не имѣютъ никакого отношенія къ городу, какъ совокупности общинъ и очень малое къ торгово-промышленному сословію. Одішмъ словомъ, земскія выборныя лица являются въ данномъ случаѣ простой замѣной, въ видахъ интересовъ исключительно государственныхъ, приказныхъ должностныхъ лицъ, нерадивая и раззоряющая служба которыхъ была слишкомъ невыгодна для государства. Дѣятельность по сборамъ всякаго рода пошлинъ и налоговъ не была, однако, исключительной и единственной дѣятельностью Земскихъ бурмистровъ; на нихъ возлагались и обязанности, стоявшія въ болѣе близкомъ отношеніи къ сословной общинѣ; обязанности, но характеру своему, могущія, пожалуй, быть отнесенными къ категоріи сословно-общин-

ныхъ правъ. Кътакимъ обязанпостямъяотношу обязанности— права раскладывать подати и налоги между отдѣльными членами сословныхъ общннъ и отдавать «въ оброкъ всякія статьи съ торгу». O нравѣ раскладки податей и повинностей земскихъ выборныхъ ничего пегопорптся иивъ указѣобъ учрежденіи Бурлистерской Палаты,нивъ указѣ о Земскихъ городскихъ Избахъ, если только не разумѣть этого права подъ расправными и всякими дѣлами; но это право слѣдуетъ признать за общинами торгово-промышленнаго населенія во-первыхъ, въ силу того, что въ теченіи всего XVII CT. OHO всегда признавалось за тттган, а за это время царствованія Петра Великаго мы не имѣемъ ни одного указа, которымъ они лишались бы его и который переносилъ бы его на кого либо другого; мало того, почти наканунѣ учрежденія Бурлистерской Палаты и Земскихъ Избъ, менѣе чѣмъ за годъ до изданія указовъ, по этому поводу былъ изданъ указъ, спеціально трактующій о раскладкѣ и верстаиьѣ податей я повинностей между собою усольцами — посадскими иуѣздными людьми 1J1Bo-BTopbixb, въ концѣ 170G года, стало быть послѣ семилѣтняго уже существованія палаты—Ратуши и Земскихъ Избъ, принимаются мѣры противъ того, что «едва не во всѣхъ городахъ» въ окладныхъ тяглахъ «налагаютъ пожпточные на убогихъ», отъ которыхъ обидъ многіе изъ убогихъ вышли къ стороны городовъ [194] [195]). Понятно, что такого рода злоупотребленіе какъ притѣсненіе пожиточными «убогихъ», т. e. богатыми посадскими бѣдныхъ, возможно, какъ на это ясно указываетъ самый способъ выраженія указа, лишь при условіи, что распредѣленіе тягла зависитъ отъ самихъ посадскихъ; наконецъ, въ наказѣ нижегородскимъ Бурмистрамъ между обязанностями послѣднихъ называется и обязанность ихъ «облагать вновь» не платившихъ еще, т. e. не вошедшихъ въ тягло по первоначальной раскладкѣ «купецкихъ, торговыхъ, промышленныхъ, чернослободскихъ и пріѣзжихъ людей.» [196]J Такимъ образомъ, право раскладки податей и новнішо- стей несомнѣнно принадлежало Земскихъ Бурмистрамъ.

Читайте также:
Куриатные собрания: что это такое, описание и особенности

Такими же агентами являлись Земскіе Бурмистры n во второмъ

случаѣ—по отношенію къ праву «отдавать всякія статьи въ оброкъ съ торгу», какъ выражается иаказънижегородскимъ Бурмистрамъ, пли отдавать нѣкоторые сборы на откупъ, капъ imnp., ледоколъ и прорубное 1J.

Земскія ІІзбы, замѣнивъ собою Приказныя Избы воеводъ, eo ipso, [197] [198] [199] [200]

какъ я уже замѣтилъ, должны были играть роль послѣднихъ, т. e. «агентовъ правительства, попуждавшнхъ тяглецовъ къ исправному отбыванію тягла>. Земскіе Бурмистры сами, непосредственно, не участвовали пи въ раскладкѣ податей и повинностей, ни въ сборѣ какъ ихъ, такъ и таможенныхъ, кабацкихъ и тому подобныхъ пошлинъ; все это онн производятъ черезъ земскихъ старостъ, таможенныхъ и кабацкихъ бурмистровъ, замѣнившихъ прежнихъ головъ и цѣловальниковъ. Дѣйствія этихъ выборныхъ были поставлены подъ ихъ непосредственный надзоръ ‘j. Земскіе Бурмистры обязаны были «смотрѣть» надъ таможенными u кабацкими бурмистрами, отсылать ихъ въ урочное время въ Москву съ книгами 2); свидѣтельствовать совершаемыя ими сдѣлки о покупкахъ її подрядахъ всякаго рода припасовъ 3); контролировать ихъ вообще въ опредѣленные сроки; отсылать собранныя ими деньги въ Москву. Судя по этому, можно бы придти къ заключенію, что эти выборныя лица—ничто иное, какъ исполнительные органы Земскихъ Бурмистровъ; но къ такому заключенію можно придти лигаь съ перваго взгляда, на оамомъ же дѣлѣ, вопросъ объ отношеніяхъ этихъ единоличныхъ выборныхъ должностныхъ лицъ къ коллегіальному установленію—Бурмистрамъ Земской Избы не легко рѣшить на основаніи матеріала, заключающагося въ Полномъ Собраніи Законовъ.

Наказъ брянскимъ Бурмистрамъ опредѣляетъ эти отношенія такъ: «таможенные ii кабацкіе Бурмистры «должны быть послушны» Земскимъ Бурмистрамъ и мірскимъ людямъ, выбравшимъ ихъ (таможенныхъ и кабацкихъ бурмистровъ) 4J; выраженіе— «должны быть послушны», не можетъ быть толкуемо иначе, какъ въ томъ смыслѣ, что бурмистры таможенные и кабацкіе должны безпрекословно исполнять приказанія Земскихъ Бурмистровъ, т. e. что первые—ничто иное, какъ простые исполнители распоряженій послѣднихъ. Ha такія отношенія, дѣйствительно, и указываютъ отчетность таможенныхъ и кабацкихъ бурмистровъ iie- [201] [202] [203]

родъ Земскими и даже ихъ отвѣтственность породъ ними: онидолжиы были подавать «за руками» вѣдомости о таможенномъ и кабацкомъ сборѣ еженедѣльно въ Земскую Избу Бурмистрамъ, или, по крайней мѣрѣ, ежемѣсячно 1J. Земскіе Бурмистры ставили кабацкихъ и таможенныхъ даже на правежъ г); все это, какъ я уже замѣтилъ, указываетъ на полную подчиненность кабацкихъ ита- моженныхъ бурмистровъ Земскимъ. Ho съ другой стороны, iianp., въ томъ же наказѣ нижегородскимъ Бурмистрамъ мы встрѣчаемся съ предписаніемъ Земскимъ Бурмистрамъ учиипть съ общаго совѣта съ таможенными бурмистрами заставы крѣпкія. иное что, къ пополненію сборовъ пристойно учинить съ общаго совѣта» sJ. Это опредѣленіе отношеній земскихъ и таможенныхъ съ кабацкими бурмистровъ стоитъ—въ явномъ противорѣчіи со всѣмъ тѣмъ, что мы только-что видѣли: тотъ, съ кѣмъ съ общаго совѣта рѣшаются такіе вопросы, какъ постройка новыхъ таможенныхъ заставъ, съ кѣмъ обсуждаются мѣры, «къ пополненію сборовъ», казалось бы не могъ стоять въ подчиненныхъ, зависимыхъ отношеніяхъ къ тому, кто съ нимъ совѣтуется. Ho, мнѣ кажется, выраженію «съ общаго совѣта» пе слѣдуетъ придавать большаго значенія, именно того, что Земскіе Бурмистры рѣшаютъ важные вопросы по таможенному и кабацкому дѣлу вмѣстѣ съ та- можешіыми и кабацкими бурмистрами. Самое выраженіе—«съ совѣта», какъ мнѣ кажется, указываетъ на сущность дѣла: согласно этой сущности выраженія кабацкимъ и таможеннымъ головамъ и бурмистрамъпринадлежалолишь право совѣта, т. e. они, обсуждая вопросъ съ Земскими Бурмистрами, пользовались лишь правомъ совѣщательнаго голоса, а никакъ не рѣшительнаго, который и оставался только за Земскими Бурмистрами, которымъ указывалось въ данномъ случаѣ совѣтываться со своими подчиненными лишь какъ съ людьми, практически опытными, такъ сказать, спе- [204] [205]

ціалистами дѣла, пе болѣе; оііп могли и не принять во вниманіе совѣта этихъ опытныхъ людей, и рѣіпить дѣло исключительно по собственному усмотрѣнію.

O земскихъ старостахъ и цѣловальникахъ на посадахъ яа это время мы пе имѣемъ никакихъ ночтп данныхъ, по которымъ можно бы было заключить объ ихъ обязанностяхъ и отношеніяхъ къ Зем- скимъ Избамъ. Однако, несомнѣнно, что эти представители Земскаго начала существовали послѣ учрежденія Земскихъ Избъ и Бур- мистерской Палаты—Ратуши ‘). Такъ какъ, кромѣ того, мы не имѣемъ никакихъ законодательныхъ актовъ за это время, которые бы опредѣлили вновь характеръ п роль этихъ земскихъ должностныхъ лицъ, то едва ли будетъ рискованнымъ заключеніе, что то и другое оставалось въ томъ же видѣ, какой представляли собою земскіе старосты и цѣловальники на посадахъ въ теченіи XYII столѣтія, т. e. это были выборныя мірскія власти «для управленія земскими дѣлами», какъ выражается Чичеринъ, состоящими въ раскладкѣ податей и повинностей и ихъ сборѣ. Если принять во вниманіе отвѣтственность Земскихъ Бурмистровъ за «доимку» во всякаго рода сборахъ, нхъ право и даже обязанность вмѣшиваться въ выборы земскихъ доляшостныхъ лицъ, раскладку податей її повішностей, то едва ли можетъ показаться слишкомъ смѣлымъ выводъ, что и земскіе старосты, «съ товарищи» стоялп къ этимъ бурмистрамъ въ такихъ же точно отношеніяхъ, въ какихъ, мы видѣли, стояли къ нимъ таможенные и кабацкіе бурмистры, т. e., въ отношеніяхъ исполнительныхъ, подчиненныхъ агентовъ.

Читайте также:
Индивидуальный предприниматель: что это такое, описание и особенности

Въ чемъ состояли обязанности таможенныхъ и кабацкихъ бурмистровъ, точно опредѣляется самымъ названіемъ этихъ должностныхъ лицъ: они были ничѣмъ инымъ какъ земскими выборными, поставленными спеціально къ государеву дѣлу», не имѣющему никакого прямаго отношенія къ посадскимъ сословнымъ торгово- промышленнымъ общинамъ. Земскіе же старосты и цѣловальники хотя и вѣдали дѣла уже прямо, непосредственно, касавшіяся об- [206]

щнны, но все-таки дѣла эти лишь касалпсь общпиы, оставаясь по существу все тѣми жс государственными дѣлами. Такимъ образомъ, н въ качествѣ раскладчпковъ п сборщиковъ Земскіе старосты и цѣловальники являлись опять-таки ничѣмъ инымъ, какъ нис- іішміі агентами правительственной власти, только вербуемыми нзъ среды самнхъ облагаемыхъ поышноетямн общинъ.

Пзъ характера ii рода дѣятельности новыхъ учрежденій, объема ихъ власти вытекаетъ, какъ необходимое заключеніе, слѣдующее: Бурмистерская Палата, впослѣдствіи Ратуша, въ качествѣ центральнаго учрежденія вѣдала не города, а лишь торгово-промышленное населеніе городовъ, н притомъ главнымъ образомъ вѣдала его въ финансово-государственномъ отношеніи, если можно такъ выразиться, т. e. вѣдало сго по отношенію къ раскладкѣ и сбору всякаго рода податей, повинностей и пошлинъ. Земскія ro- родовыя Избы, составленныя изъ Земскихъ Бурмистровъ u подчиненные имъ Земскіе старосты и цѣловальники, таможенные и кабацкіе бурмисты—мѣстныя учрежденія, вѣдавшія въ томъ же отношеніи, что и Бурмистерская Палата, торгово-промышленное населеніе дпішлго посада; однимъ словомъ, весь зтотъ механизмъ имѣетъ назначеніемъ вѣдать тяглое сословіе и притомъ, именно поотио- шенію къ государственному тяглу отого сословія.

Ратуша (учреждение, Москва) –>

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Ратуша (учреждение, Москва) — это центральное местное и финансовое сословное учреждение города Москвы. Существовало с 1699 по 1720 годы [1] .

Учреждена царём Петром Алексеевичем в Москве указом 30 января 1699 г. «для ведомства всяких расправных дел между гостями и посадскими людьми и для управления казенными сборами и градскими повинностями»; вместе с тем гости и посадские люди были исключены из ведомства воевод и приказов. 17 ноября того же года Бурмистерскую Палату было повелено называть Ратушей .

После поездок Петра I в Европу у царя возникла идея преобразования системы власти в Москве, осуществлявшейся в Москве приказами, существовавшими с времён Ивана Грозного. Пётр решил провести реформу самоуправления, в результате которой 30 января 1699 года именным указом была создана Бурмистерская палата, состоявшая из представителей торгово-промышленного сословия [2] . Бурмистерская палата заседала в Здании Земского приказа [3] . Её функционирование началось осенью 1699 года после выборов бурмистров. Деятельность регулировалась именными указами императора. При публикации документов от имени Бурмистерской палаты они заверялись специальной печатью, на которой были изображена весы в руке, появляющиеся из облака. Располагалась Бурмистерская палата в Кремле. Для хранения собранных с городского населения податей палата использовала погреба Приказа Большой казны [1] .

Изначально двумя основными функциями Ратуши были упорядочивание сбора податей и контроль за самоуправлением посадских людей (ремесленного и торгового сословия). Возглавлял Ратушу президент. Помимо него, в неё входили 12 выборных бургомистров. Сама Ратуша представляла собой выборное учреждение.

Ратуша занималась сбором податей и пошлин за транспортировку и продажу различного товара, с городских и подорожных таможен, конских площадок, кружечных дворов, кабаков, харчевен, мерных изб. Для выполнения этих функций Ратуше были подчинены земские бурмистры, служившие в земских избах – специальных органах, специально созданных по всей стране. Ратуша принимала и хранила все собранные деньги, а также выдавала их в соответствии с указами царя.

Ратуша подчинялась Приказу Большой казны. Из Ратуши в Приказ отправлялись выписки из расходных и приходных книг, а также средства, оставшиеся после выдачи денег по царским указам. Ратуша приносила государству доход: в 1708 году было собрано более 1 млн рублей (весь государственный бюджет составлял 2 млн 64 тыс рублей). Ратуше запрещалось расходовать средства, за исключением закупок писчих перьев и свечей.

Ратуша занималась распределением повинностей и податей среди посадского населения Москвы (купцов и ремесленников). Ратуша регулировала ремонт и постройку тюрем, винокуренЮ, торговых бань. Помимо этого, Ратуша осуществляла проверку точности мер и весов в местах торговли, качество алкогольных напитков в кабаках, контролировала соблюдение правил государственной монополии на торговлю солью.

Ратуша боролась с монополизацией различных видов торговли. В частности, ратуша выносила запрет на продажу всей древесины в одни руки.

Ратуша продавала гербовую бумагу и составляла акты-крепости (нотариально заверенные сделки по продаже недвижимости, и движимого имущества), завещания. В Ратуше велись специальные книги, в которых фиксировалась информация о мещанах и купцах: род деятельности, финансовое состояние, недвижимость, находящаяся в собственности.

Читайте также:
Договор буксировки: что это такое, описание и особенности

Бурмистры, служившие в Ратуше, выдавали паспорта горожанам, покидающим пределы Москвы. Служащие Ратуши занимались розыском граждан, уклоняющихся от уплаты податей и покидающим город. Ратуша объявляла царские указы, при этом копии скреплялись печатью и подписью бурмистров.

В 1700 году был принят указ, согласно которому в Ратуше допрашивали воевод, которых подозревали во вмешательстве в дела бурмистров.

Важной функцией Ратуши была судебная – учреждение разрешало споры посадского населения по гражданским и торговым делам, а также разбирала жалобы иностранных торговцев на жителей города.

Местные органы управления

В 1-й четверти XVIII в. произошла существенная перестройка местного аппарата управления, что было вызвано: 1) усилением карательных средств на местах; 2) реформаторской деятельностью Петра I.

Преобразование местных органов началось с городов. В 1699 г. в Москве была учреждена Бурмистерская палата, которая ведала управлением посадским населением всех городов. Возглавлял ее президент, а с 1700 г. она стала называться Ратушей и подчиняла себе учрежденные в городах бурмистерские избы.

Бурмистерская изба являлась также центральным казначейством, куда поступали доходы с городов. Они же осуществляли административные, судебные и финансовые функции в городах и были независимы от воевод. Воеводы осуществляли в городах только военные и политические функции.

По указу 1702 г. были отменены губные старосты и их функции переданы в руки воевод. Вместе с тем воеводы должны были управлять совместно с особыми дворянскими советами, члены которых по 3-4 человека избирались дворянами из своей среды. Т.о., коллегиальное начало было введено и в сферу местного управления.

С 1708 г. вводилось новое административно-территориальное деление. В соответствие с указом Петра I вся территория России была разделена на губернии. В 1714 г. их количество достигло 11. Во главе губерний стояли губернаторы, а Петербургскую и Азовскую губернии возглавляли генерал-губернаторы. При губернаторе были учреждены ландраты (советники) по 8-12 человек из местных дворян. Исполнительным органом губернатора являлась губернаторская канцелярия, занимавшаяся рекрутскими наборами, обеспечением армии провиантом и обмундированием. Губернская канцелярия была основным административным, финансовым и судебным органом губернского управления.

Губернии разделялись на уезды, во главе с комендантами. Уезды объединялись в провинции, возглавляемые обер-комендантами. Т.о., территория государства делилась на 11 губерний, 50 провинций. Уезды вскоре были переименованы в дистрикты (округа). Провинции стали основными единицами управления. Наиболее крупные возглавлялись генерал-губернаторами, помельче – губернаторами, остальные – воеводами, обладавшими широкими полномочьями в административной, финансовой, судебной отраслях. Свои полномочия они осуществляли через провинциальную канцелярию и целый штат помощников. Управление дистриктами осуществляли земские комиссары.

Городское управление регулировалось регламентом Главного магистра и Инструкцией городовых магистратов. Главный магистрат организовывал магистраты в городах и руководил ими. Городовые магистраты являлись важными коллегиальными учреждениями, куда входило крупное купечество. В их компетенции была и финансовая сфера: магистраты раскладывали, собирали пошлины и гос. сборы, должны были содействовать развитию ремесла и торговли, занимались благоустройством городов, осуществляли судебную власть.

В 1724 г. вся территория России была разделена на полковые дистрикты. Они вводились с целью упорядочения переписи населения, подушенной подати, усиления военно-карательных средств на местах. Причем границы полковых дистриктов не совпадали с границами гражданских дистриктов.

Т.о, сложились две системы управления: военная и гражданская, действующие параллельно, что значительно усложняло и запутывало взаимоотношения местных органов управления.

Все реформы местного самоуправления, проводившиеся Петром I, были направлены на укрепление дворянства на местах для успешного подавления сопротивления крестьянства.

В 1727 г. был ликвидирован Главный магистрат, городовые магистраты стали подчиняться губернатору и воеводам. В 1726 г. были упразднены дискрикты и восстановлены уезды, а губернаторы получили в распоряжение воинские команды.

В 1775 г. была принята Губернская реформа, которая заключалась в приспособлении местного аппарата управления к фискальным и карательным целям государства, поскольку крестьянская война 1773-1775 гг. под управлением Е. Пугачева показала неспособность местного аппарата управления справиться с мощным народным движением.

В ходе этой реформы провинции были упразднены, так же, как и должности воевод. Во главе губерний стоял губернатор, назначаемый и смещаемый императором. Ему принадлежала вся полнота власти в губерниях. Кроме губернатора, имелся губернский прокурор и два советника. Всеми доходами и расходами в губернии ведала казенная палата. Существовал также приказ общественного призрения, которой были подчинены школы и больницы.

Позже была учреждена должность генерал-губернатора, управляющего несколькими губерниями. Его полномочия были шире, чем просто губернатора. Надзор за законностью возлагался на губернского обер-прокурора и двух его помощников (губернских стряпчих), в каждом уезде был уездный стряпчий.

Уездную администрацию возглавляли земский исправник и нижний земский суд. Они избирались дворянством уезда, и им принадлежала административная власть в уезде. В городах была введена должность городничего.

Т.о., реформа 1775 г. значительно укрепила устои абсолютизма. В частности, усилилась роль царя в суде. Наиболее важные дела, особенно политические, Петр I сам разбирал лично. Так, он приговорил к смертной казни участников стрелецкого восстания. Для следствия по делам, разбираемым единолично царем, создавались временные канцелярии розыскных дел.

Читайте также:
Авиационное предприятие: что это такое, описание и особенности

В 1722 г. нижние суды были упразднены, вместо них созданы новые провинциальные суды, состоявшие из провинциального воеводы и двух его помощников-асессоров. При каждом суде был аудитор, функцией которого являлось наблюдение за законностью процесса.

Бургундская правда

«Бургундская правда» (фр. Loi gombette, лат. Lex Burgundionum) — собрание законодательных актов бургундов 2-й половины V века — начала VI века. Относящаяся к варварским правдам. Основные тексты Бургундской Правды записаны впервые около 490 года при короле Гундобаде (отсюда происходит название кодекса — лат. Lex Burgundionum; фр. Loi gombette). В дальнейшем они подверглись переработке и дополнениям. Бургундская Правда испытала сильное влияние римского права, но основой для неё послужило обычное право древнегерманского племени бургундов. Оно регламентировала важнейшие стороны жизни бургундского общества и его взаимоотношение с галло-римским населением.

Исторический обзор

Бургундское королевство является одним из ранних германских королевств, которые существовали в Римской империи. В конце V — начале VI веков, бургундские короли Сигизмунд и Гундобад составили и кодифицировали законы, регулирующие общественный строй варварских племён, а также строй римлян, живущих среди них. Законы, регулирующие общественные отношения самих бургундов, назывались Lex Burgundionum, в то время как законы, регулирующие римский строй были известны как Lex Romana Burgundionum. Оба закона сохранились. Законы кодифицированы в бургундский кодекс и отражают слияние немецкой племенной культуры с римской системой правления. Существование Бургундской правды поспособствовало и позволило существовать отношениям между разными народами, которые ранее были врагами.

Римляне последовательно вступали в союзы с некоторыми варварскими племенами за пределами Империи, направляя их против конкурирующих варварских племен, действуя с девизом в политике «разделяй и властвуй». Римляне использовали эти племена для военной поддержки или как легионеров-новобранцев. Такое объединение называлось Федераты. Бургунды были одним из таких племён, в 406 году римский император Гонорий пригласил присоединиться к Римской империи. Бургундцы вскоре были разбиты гуннами, однако при Гундиохе получили землю возле Женевского озера (443—474 годы) для создания второго федеративного королевства в Римской империи в 443 г. Люди Гундиоха получили одну треть римских рабов и две трети земли на римской территории. Бургундцам также было разрешено создать независимое королевство внутри империи и удалось получить номинальную защиту Рима за их согласие защищать их территории от захватчиков. Такие договорные отношения между бургундами и римлянами предоставляли некое юридическое и социальное равенство.

Сын Гундиоха Гундобад (474—516 годы) начал работу по кодификации законов его королевства в 483 году, которую завершил его сын и преемник Сигизмунд (516—532). Законы содержали в себе вопросы, связанные, в основном, с наследованием и денежными компенсациями за телесные повреждения. Ранние издания и более поздние дополнения, вместе делают составляют Бургундскую Правду. Позднее, в 523 году франки начали нападать на бургундов и полностью разгромили их в 534 году, когда брат Сигизмунда — Годомар (532—534) бежал и оставил королевство. Оно впоследствии было разделено между франкскими правителями. Тем не менее, франки продолжили использовать бургундский закон.

Содержание документа

Бургундская правда состоит из двух законов — более раннего Закона Гундобада (лат. Liber Constitutionum sive Lex Gundobada) и дополнительных актов (лат. Constitutiones Extravagantes). Обе части предназначены для регулирования межличностных отношений граждан. Закон Гундобада (главы II-XLI) — это сборник существующих правовых обычаев, которые были приняты в качестве законов. Поздние дополнения (главы LXXXVIII-CV), которые, как считается, были написаны в основном Сигизмундом, являлись более риторическими. Они начинались с общих правовых принципов и фиксировали, как с точки зрения короля, должны решаться конфликтные ситуации.

В смешивании бургундских и римских законов проявляется конфликт между обычаями и статутным правом. Римское влияние прослеживается в самом акте записи традиционных обычаев в форме германского права — по словам Эдуарда Петерса римские идеалы восторжествовали, когда король Гундобад начал группировать традиционные законы своего народа для кодификации. Персональные действия короля Гундобада в кодификации законов можно рассматривать как важное изменение в германской культуре — возникновение фигуры короля как верховного судьи и законодателя. Бургунды уже имели традиции и законы для урегулирования споров между людьми, однако римляне привнесли организованную структуру для создания законной власти.

Большое внимание в кодексе уделено денежному возмездию за умышленный физический вред здоровью. Для урегулирования конфликтов применялись денежные штрафы, а не физическое наказание или смертная казнь, для того, чтобы предотвратить кровную месть между двумя членами племени. Наряду с денежной компенсацией физического ущерба, бургундский кодекс узаконивал вергельд — денежную компенсацию за убийство свободного человека.

Наследственные законы Бургундской Правды были основаны на обычаях племён и укрепляли передачу земли строго по семейной преемственности, что сильно отличалось от Римского права, где были возможны покупка и продажа собственности.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: