Бюджетные ассигнования: что это такое, описание и особенности

Что такое бюджетные ассигнования? Распределение бюджетных средств

  • 24 Декабря, 2020
  • Финансы
  • Настя Аверина

Государство прежде всего должно заботиться о своих гражданах и выполнять свои обязательства перед ними. В чем именно заключаются эти обязательства? Что такое бюджетные ассигнования? Чем они регламентируются и какие функции выполняют? Для чего предназначено такое финансирование, как оно классифицируется и используется, рассмотрим в этой статье.

Понятие и сущность

Что такое бюджетные ассигнования? Простыми словами, это денежные средства (финансирование), выделяемые государственными бюджетом на разные нужды и цели. Они могут выдаваться как физическим, так и юридическим лицам, занимающимся производством товаров и услуг, необходимых населению.

Основной задачей бюджетного ассигнования является финансирование и поддержка бюджетных учреждений – образовательных и медицинских организаций ресурсо- добывающих и перерабатывающих предприятий, судов и прочее. А также выплаты гражданам, установленные российским законодательством. Ассигнования предусматриваются бюджетной росписью – документом, составленным руководителем распределения бюджетных средств, утвержденные показатели которой должны соответствовать принятым законам.

Средства из государственного бюджета, полученные в форме ассигнования, всегда выдаются их получателю безвозмездно. То есть это не заем, и возвращение денег обратно не требуется. Экономическое содержание таких выплат отражается в нескольких видах расходования, и их можно определить с таких позиций, как качество и количество. Например, с помощью качественной составляющей можно определить назначение средств, а количественной, соответственно, их размер.

Виды бюджетных ассигнований

Как правило, бюджет Российской Федерации выделяет деньги в форме ассигнований, которые должны быть целенаправленными и в соответствии с БК РФ бывают:

  • Государственные. Идут на оплату товаров и услуг, которые необходимы для муниципальных и государственных нужд. Получателями этих ассигнований обычно бывают бюджетные учреждения (больницы, школы), казенные, некоммерческие (разные фонды) и автономные организации.
  • Обслуживание госдолга.
  • Социальные – это пенсии, пособия, компенсационные выплаты и прочие для помощи населению.
  • Инвестиции для юрлиц – ассигнования из государственного бюджета предоставляются организациям, занимающимся разработкой различных инновационных технологий и продуктов современного производства.
  • Субсидирование ИП, предприятий и физических лиц – выплаты на затраты за выпуск товаров.
  • Межбюджетные переводы – разные дотации для местных бюджетов субъектов РФ.
  • Судебное ассигнование – средства, выделяемые бюджетом для возмещения государственного долга
  • Ассигнования по долговым обязательствам – отправляются на исполнение органами власти судебных решений в отношении РФ, муниципальных образований, субъектов РФ и должностных лиц о неправомерных действиях или бездействии в возмещение причиненного вреда физическому лицу или организации.

В перечисленном списке основные затраты (по данным Минэкономразвития, порядка 40 %) уходят на закупку услуг и товаров для государственных нужд. На них тратятся огромные средства.

Правовые нормы регулирования

Что такое бюджетные ассигнования, подробно разъясняется в Бюджетном кодексе Российской Федерации. Основные определения и классификация предусмотрены статьей 69 БК РФ.

Регулятором распределения государственных средств является Федеральный закон о «Федеральном бюджете и его планировании». Кроме этого, формирование и распределение ассигнований регулируется Приказами Минфина.

На основе БК РФ субъекты РФ разрабатывают и определяют бюджетные ассигнования местного бюджета.

Как происходит планирование

Планирование осуществляется каждым специальным государственным аппаратом по каждому отдельно взятому виду ассигнования.

Первым делом планирование бюджетных ассигнований направляется на выполнение текущих и будущих обязательств государства. К текущим обязательствам относят его функции. Для этого разработана специальная схема:

  • В первую очередь Минфин формирует сводный план на будущий год и отправляет его в управление Президента РФ, Счетную Палату, Думу, Совет Федерации, Верховный и Конституционный суды для дальнейшего рассмотрения.
  • Если в рассмотрении будущего бюджета между органами власти возникают разногласия, то формируется специальная комиссия по разрешению спорных вопросов, которая дает различные рекомендации по этому поводу.
  • Если некоторые моменты все же остались не решенными, то итоги работы направляются в федеральную комиссию по проектировке бюджета, она и принимает окончательное решение.
Читайте также:
Нужна ли перерегистрация ООО, если директор сменил фамилию?

Требования и обязательства, закрепленные в плане выплат, распределяются на год. Также в схему включаются будущие требования и обязательства, которые могут возникнуть в течение этого периода.

Распределение бюджетных ресурсов

Объем бюджетных ассигнований играет значительную роль в стабильном экономическом положении страны и благосостоянии ее жителей, и с каждым годом он увеличивается.

Распределение финансов бюджета опирается на следующие принципы:

  • На основе предварительных и прогнозных данных развития экономики устанавливаются лимиты ассигнований.
  • На принятие решения государственного распределения финансов немаловажное влияние оказывает успешное освоение ранее выданных средств и достижение поставленных результатов субъектом РФ.
  • Бюджет Российской Федерации выделяет средства исключительно в рамках представленной сметы.
  • Бюджетное финансирование имеет только целевое значение, средства нельзя отправить в другую область или отрасль. Ассигнования должны использоваться экономично и плодотворно.

Главные распорядители создают расходные расписания для каждого получателя и распорядителя, находящегося в его ведении. Расходные расписания могут быть сформированы по отдельным документам либо в виде реестра.

Если расписание не соответствует установленным требованиям, федеральное Казначейство помечает такой документ “не исполненным” и возвращает органу, его отправившему.

Также главные распорядители и распорядители бюджетных средств вправе отозвать нераспределенные и неизрасходованные ассигнования и лимиты текущего годового периода, оставшиеся на лицевых счетах получателей финансирования.

Лимиты бюджетных обязательств (ЛБО)

Нарушения в превышении лимитов – частое явление, которое возникает во время дефицита финансирования. В данном случае под лимитом (регламентируется 6-м правилом БК РФ) подразумеваются определенные границами бюджетные средства, выделенные государственным органом власти на поддержку и благосостояние граждан.

Лимиты обязательств – это одна из совокупных составляющих частей казначейских ассигнований, они не должны быть превышены, поэтому к их планированию и распределению подходят с особой ответственностью. Как и ассигнования, лимиты-пределы имеют свое целевое назначение (ст. 38 БК РФ) и выполняются в рублевом эквиваленте.

Распределение предполагаемых лимитов происходит в соответствии с определенной процедурой, осуществляющейся в несколько этапов, в каждом из которых полномочия распорядителя снижаются. Они устанавливаются только для казенных учреждений, которые могут вести свою бюджетную деятельность в границах доведенных лимитов. Денежные средства, полученные этой организацией в результате какой-либо другой работы (коммерческой), должны зачисляться в бюджет.

Что такое бюджетные ассигнования из резервного фонда

Средства могут планироваться размере не более 1 % всего расхода бюджета и только по распоряжению Президента РФ. Деньги из фонда выделяются для решения проблем, связанных с чрезвычайными и непредвиденными ситуациями.

Ассигнования из фонда выдаются федеральным и местным органам исполнительной власти:

  • для решения и ликвидации последствий наводнений и пожаров;
  • проведения срочных восстановительных работ на различных объектах жилищного, транспортного, промышленного хозяйства и прочее;
  • для устранения проблем, связанных с эпидемией животных;
  • развертывания и создания пунктов временного проживания эвакуируемого населения при ЧС;
  • оказание пострадавшим от ЧС гражданам единовременной финансовой помощи;
  • выплаты людям, пострадавшим от террористических атак и др.

Законодательством РФ запрещено использовать средства резервного фонда для проведения разнообразных референдумов и выборов.

Выполнение социального обеспечения физических лиц

Ассигнования из государственного бюджета также распределяются и на обычных граждан страны. Государство обязано оказывать поддержку и заботу социально не защищенным слоям населения, пенсионерам, молодым семьям и специалистам.

Читайте также:
Бургундская правда: что это такое, описание и особенности

Что такое бюджетные ассигнования для физических лиц? А это, во-первых, социальное обеспечение, исполняемое в виде пособий, пенсий, компенсаций и прочих выплат, согласованных с БК РФ. Во-вторых, средства, которые распространяются на оплату услуг и товаров, полученных и оказываемых в пользу населения.

Интересно, что некоторые переводы и размеры бюджетных выплат гражданам обязательно указаны в том или ином законе. Например, в медицинских организациях (имеется в виду бюджетное учреждение) помощь гражданам оказывается бесплатно за счет средств государства и регулируется ст. 83 № 323 ФЗ. То же можно сказать и о социальной помощи населению, например, бесплатный проезд на муниципальном транспорте определенным группам лиц (ФЗ № 1).

Статья 69 БК РФ. Бюджетные ассигнования

К бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на:

оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), включая ассигнования на закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд;

социальное обеспечение населения;

предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями и государственными (муниципальными) унитарными предприятиями;

предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам;

предоставление межбюджетных трансфертов;

предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права;

обслуживание государственного (муниципального) долга;

исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов.

Комментарии к ст. 69 БК РФ

Для того чтобы охарактеризовать сущность осуществления государством бюджетных расходов, необходимо их классифицировать по определенным признакам. До 1 января 2008 г. БК РФ содержал легальное разделение всех бюджетных расходов, исходя из их экономической сущности, на текущие и капитальные. Группировка расходов бюджетов на текущие и капитальные устанавливалась Экономической классификацией расходов бюджетов РФ, установленной в приложении 6 к Федеральному закону от 15 августа 1996 г. N 115-ФЗ “О бюджетной классификации Российской Федерации”. Предполагалось, что капитальные расходы из состава экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации следует, что к капитальным расходам относятся группы 300 “Поступление нефинансовых активов”, 500 “Поступление финансовых активов” и 600 “Выбытие финансовых активов”. Часть средств, направляемых на инновационные и инвестиционные цели, в том числе на цели, связанные с государственными гарантиями частным инвесторам, могли быть выделены в расходной части бюджета в специальный раздел – бюджет развития, средства которого использовались исключительно на конкурсной основе.

В отличие от капитальных, текущие расходы – это расходы, осуществляемые по следующим основным направлениям: финансовое обеспечение текущего функционирования органов государственной власти и органов местного самоуправления; финансирование бюджетных учреждений; оказание государственной поддержки нижестоящим бюджетам; оказание государственной поддержки отдельным отраслям экономики на текущее функционирование.

Также все бюджетные расходы можно классифицировать по территориальному признаку на федеральные, расходы субъектов Федерации, муниципальные расходы.

Бюджетные расходы классифицируются в зависимости от формы их осуществления. С 1 января 2008 г. расходование средств бюджета осуществляется посредством бюджетных ассигнований. Под ассигнованиями понимаются четко определенные суммы денежных средств, выделяемые из централизованных и децентрализованных фондов денежных средств на определенные цели. Бюджетное ассигнование представляет собой установленную бюджетной росписью на данный финансовый год предельную сумму денежных средств, направляемую из бюджета различным получателям бюджетных средств (бюджетным учреждениям и прочим), которые могут использовать данные финансовые ресурсы на определенные цели. Примечательно, что в ст. 69 БК РФ содержится закрытый перечень видов бюджетных ассигнований. Данная норма означает, что расходование средств бюджета как основного финансового фонда может осуществляться только в формах, прямо установленных БК РФ. Выделяются следующие виды бюджетных ассигнований, направленных на:

Читайте также:
Издержки обращения: что это такое, описание и особенности

– оказание государственных (муниципальных) услуг, включая целевые ассигнования на оплату государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд;

– социальное обеспечение населения;

– предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями;

– предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг;

– предоставление межбюджетных трансфертов;

– предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права;

– обслуживание государственного (муниципального) долга;

– исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов.

Например, общая группировка расходов по разделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ предусмотрена в приложении N 8 к Федеральному закону “О федеральном бюджете на 2007 год”. В приложении N 10 к указанному Федеральному закону предусмотрены суммы ассигнований в рамках ведомственной классификации расходов. Например, Главному управлению специальных программ Президента Российской Федерации направляются ассигнования в размере 16 500 тыс. рублей, в том числе на здравоохранение и спорт, внепрограммные инвестиции в основные фонды и строительство объектов общегражданского назначения.

Бюджетный кодекс Российской Федерации (с изменениями на 29 ноября 2021 года)

Статья 69_1. Бюджетные ассигнования на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ)

К бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) относятся ассигнования на (абзац дополнен с 1 января 2009 года Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 310-ФЗ – см. предыдущую редакцию):

обеспечение выполнения функций казенных учреждений, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг (выполнению работ) физическим и (или) юридическим лицам (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2011 года Федеральным законом от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ, – см. предыдущую редакцию);

предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям, включая субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 8 мая 2013 года Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 104-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, в том числе в соответствии с договорами (соглашениями) на оказание указанными организациями государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) физическим и (или) юридическим лицам (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2011 года Федеральным законом от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ, – см. предыдущую редакцию);

осуществление бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности;

(Абзац дополнительно включен с 1 января 2011 года Федеральным законом от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 8 мая 2013 года Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 104-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

Положения абзаца пятого настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 7 мая 2013 года N 104-ФЗ) применяются к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, начиная с бюджетов на 2014 год (на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов), – пункт 4 статьи 29 Федерального закона от 7 мая 2013 года N 104-ФЗ.

Читайте также:
Архивное право: что это такое, описание и особенности

Абзацы пятый – девятый предыдущей редакции с 1 января 2011 года считаются соответственно абзацами шестым – десятым настоящей редакции – Федеральный закон от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ.

закупку товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд (за исключением бюджетных ассигнований для обеспечения выполнения функций казенного учреждения и бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности казенных учреждений), в том числе в целях:

(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2011 года Федеральным законом от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 8 мая 2013 года Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 104-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2014 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 418-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

Положения абзаца шестого настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 7 мая 2013 года N 104-ФЗ) применяются к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, начиная с бюджетов на 2014 год (на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов), – пункт 4 статьи 29 Федерального закона от 7 мая 2013 года N 104-ФЗ.

абзац утратил силу с 1 января 2011 года – Федеральный закон от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ – см. предыдущую редакцию;

разработки, закупки и ремонта вооружений, военной и специальной техники, продукции производственно-технического назначения и имущества в рамках государственного оборонного заказа;

закупки товаров в государственный материальный резерв;

предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг в целях финансового обеспечения исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере.

(Статья дополнительно включена с 1 января 2008 года Федеральным законом от 26 апреля 2007 года N 63-ФЗ)

Лимиты бюджетных обязательств – это.

  • Определение лимитов бюджетных обязательств (Бюджетный кодекс РФ)
  • Бюджетные лимиты и бюджетные ассигнования — отличия
  • Распределение лимитов бюджетных обязательств
  • Итоги

Определение лимитов бюджетных обязательств (Бюджетный кодекс РФ)

Под лимитом бюджетных обязательств в ст. 6 БК РФ понимается выраженный в финансовом выражении объем прав хозяйствующего субъекта в статусе государственного или муниципального казенного учреждения на принятие тех или иных обязательств в рамках текущего финансового года.

Таким образом, лимиты бюджетных обязательств – это максимальные суммы бюджетных средств, которые учреждение может потратить на выполнение принятых обязательств (например, возникших в соответствии с договором) в финансовом году.

Если государственное учреждение приняло те или иные обязательства сверх лимита, то оно может быть оштрафовано на основании положений ст. 15.15.10 КоАП РФ. Кроме того, заключенные с контрагентами договоры могут быть признаны недействительными в судебном порядке по иску распорядителя бюджетных средств, которому подотчетно учреждение (п. 5 ст. 161 БК РФ).

Бюджетные лимиты и бюджетные ассигнования — отличия

Стоит отличать лимиты, о которых идет речь выше, от бюджетных ассигнований — фактических объемов денежных средств, предоставляемых распорядителем того или иного уровня подведомственному распорядителю или учреждению (любому — казенному, автономному, бюджетному) в финансовом году.

Таким образом, ассигнование — финансовый ресурс, направляемый из бюджета учреждению в пределах установленного для этого учреждения лимита.

Лимиты бюджетных обязательств и ассигнования носят целевой характер (ст. 38 БК РФ).

Для аналитического учета принятых и переданных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) используют специальные карточки учета (форма по ОКУД 0504062). Образец заполнения такого документа вы найдете в КонсультантПлюс, получив бесплатный доступ к системе.

Читайте также:
Градостроительный кодекс: что это такое, описание и особенности

Но лимиты устанавливаются только для казенных учреждений. Только в пределах доведенных лимитов соответствующие учреждения вправе вести бюджетную деятельность. Денежные средства, полученные ими в результате иной (например, коммерческой) деятельности, подлежат зачислению в бюджет.

О бухучете принятых бюджетных обязательств читайте здесь.

В свою очередь, для автономных и бюджетных учреждений лимиты бюджетных обязательств не устанавливаются. В отношении таких учреждений действуют иные механизмы регулирования объемов бюджетных субсидий. Например, целевые субсидии в фиксированном объеме (по смете) выделяются для выполнения конкретного госзадания.

Таким образом, главные отличия бюджетных лимитов от бюджетных ассигнований заключаются в том, что первые:

  • устанавливаются только для казенных учреждений (ассигнования же могут получать все типы учреждений);
  • определяют предельный размер обязательств, которые может принять учреждение и которые превысить нельзя (ассигнования — в бюджетных и автономных учреждениях — могут дополняться иными источниками финансирования).

Распределение лимитов бюджетных обязательств

Распределение лимитов учреждений, а также ассигнований по конкретным получателям бюджетных средств — процесс многоступенчатый.

Наибольший объем полномочий здесь имеет Министерство финансов РФ, которое, основываясь на порядке составления и ведения сводной росписи федерального бюджета:

  • устанавливает и направляет в Федеральное казначейство лимиты для главных распорядителей;
  • в рамках реализации исключительных полномочий утверждает и вносит изменения в соответствующие лимиты.

Следующий по объему полномочий в части распределения лимитов субъект бюджетного процесса — главный распорядитель. Он может быть представлен вышестоящей структурой федерального, регионального ведомства или, к примеру, муниципального образования. Главный распорядитель имеет право распределять лимиты между рядовыми распорядителями. Которые, в свою очередь, могут быть представлены подчиненными вышестоящей структуре ведомства органами, а также отдельными казенными учреждениями.

Наименьший объем полномочий в части обращения с лимитами имеет получатель бюджетных средств. Как правило, это непосредственно учреждение или орган власти, подотчетные главному или рядовому распорядителю. Получатель бюджетных средств осуществляет исполнение бюджетных обязательств в рамках установленного лимита при условии составления и утверждения бюджетной сметы.

Стоит отметить, что государственная структура или учреждение может одновременно иметь статус и распорядителя, и получателя бюджетных средств.

Важная роль в бюджетном процессе принадлежит Федеральному казначейству. Данная структура:

  • доводит до главных распорядителей лимиты, которые представлены Минфином;
  • доводит до рядовых распорядителей, а также получателей бюджетных средств лимиты, распределенные главными распорядителями.

Процедура доведения рассматриваемых лимитов от вышестоящих уровней ведомственных вертикалей до нижестоящих при исполнении федерального бюджета регулируется приказом Минфина РФ от 30.09.2008 № 104н. В свою очередь, распределение лимитов в рамках региональных и местных бюджетов регулируется нормативными актами, принимаемыми на соответствующих уровнях власти.

Итоги

Лимиты бюджетных обязательств — финансовый показатель, установленный БК РФ для казенных учреждений, имеющих статус получателей бюджетных средств. Соответствующие учреждения не могут принимать обязательства, превышающие данные лимиты. Финансовое обеспечение обязательств, реализуемых в рамках лимитов, осуществляется казенными учреждениями за счет получения бюджетных ассигнований.

Узнать больше о бухгалтерском учете в бюджетных учреждениях вы можете в статьях:

Бюджетные ассигнования – это. Объемы бюджетных ассигнований

Любое развитое государство имеет перед своими гражданами обязательства бюджетного характера, которые по-другому называются ассигнованиями. Бюджетные ассигнования – это такие бюджетные средства, которые предусмотрены получателям или распорядителям бюджетных средств бюджетной подписью. Эти средства идут на различные цели, включая выплаты социальных пособий, пенсий и пр. Рассмотрим подробнее, что представляют собой ассигнования и каковы их виды согласно законодательству.

Читайте также:
Агент торговый: что это такое, описание и особенности

Что такое ассигнования?

В глобальном понимании ассигнования – это определенный объем денежных средств, который выделяется из государственных или негосударственных источников на конкретные цели. Примером может служить финансирование строительства и ремонта автомобильных дорог в сельской местности.

С помощью бюджетных ассигнований федерального бюджета государство регулирует диспропорции в развитии различных отраслей и даже целых регионов. Также появляется возможность оказывать существенное влияние на структуру экономики, повышать уровень народнохозяйственного комплекса. Получателями ассигнований являются предприятия, которые находятся в собственности государства. Помимо предприятий, получателем может стать юридическое лицо, которое принимает участие в реализации государственных социальных программ.

Сущность бюджетных ассигнований

Средства из бюджета в виде ассигнований всегда выделяются получателям безвозмездно. Иными словами, от них не требуется возвращения средств обратно в бюджет государства. Экономическая сущность таких выплат проявляется в нескольких видах расходов. Каждый такой вид можно охарактеризовать как с позиции качества, так и количества. Так, количественная составляющая позволяет установить объем расходов, а качественная отражает их назначение.

Что касается структуры бюджетных расходов, то ее устанавливают в бюджетном плане каждый год в зависимости от экономической ситуации в стране, а также общественных предпочтений.

Виды бюджетных ассигнований

Согласно законодательству выделяют следующие типы бюджетных ассигнований:

  • Денежное содержание учреждений и организаций, которые находятся в полной зависимости от федеральной казны.
  • Реализация обязательных выплат гражданам страны, что выполняется уже местными органами власти.
  • Осуществление некоторых государственных полномочий.
  • Компенсация расходов, которые возникли в результате выполнения решений, принятых тем или иным уровнем власти. Данные решения могут привести либо к увеличению растрат, либо к их уменьшению.

Что относится к бюджетным ассигнованиям?

Стоит отметить, что все вопросы, каким-то образом связанные с ассигнованиями, регулируются Бюджетным кодексом России. С точки зрения государственной политики ассигнования – это расходные обязательства, которые подлежат исполнению в конкретно указанном финансовом году. Это означает, что устанавливаются определенные лимиты на бюджетные обязательства и указываются непосредственные их получатели, а также цели использования данных денежных средств. Иными словами, любой государственный служащий либо госслужба не имеют права использовать полученные ассигнования в собственных целях.

Согласно мнению финансистов, из целого списка ассигнований федерального бюджета следует выделить самые значимые. Среди них:

  • Ассигнования, которые выделяются для оказания услуг государственного (или муниципального) плана, включая оплату контрактов на поставку различной продукции, выполнение некоторых видов работ, предоставление услуг для определенных государственных нужд.
  • Социальные обязательства перед гражданами страны.
  • Помощь в виде субсидий для юридических лиц (кроме государственных учреждений), физических лиц, индивидуальных предпринимателей, занимающихся производством товаров и услуг.
  • Бюджетные инвестиции для юридических лиц, исключение составляют лишь муниципальные учреждения.
  • Предоставление трансфертов межбюджетного характера.
  • Выплаты по государственным (муниципальным) задолженностям.
  • Исполнение судебных актов, касающихся неправомерных действий органов государственной власти либо органов местного самоуправления по отношению к гражданину или юридическому лицу.

Также ассигнования – это еще и предоставление определенных взносов, платежей и безвозмездных перечислений денежной помощи субъектам международного права.

Оказание государственных услуг

Эксперты в сфере экономики и финансов выносят в отдельную категорию те ассигнования, которые касаются оказания услуг со стороны государства. Среди них:

  • Субсидии автономным учреждениям и организациям. В данном случае ассигнования – это субсидии, выделяемые для возмещения затрат на оказание ими государственных услуг юридическим либо физическим лицам.
  • Выделение субсидий некоммерческим структурам на оказание государственных услуг.
  • Выделение средств для четкого выполнения функций бюджетными учреждениями.
  • Оплата закупок товаров, определенных работ, необходимых для нужд государства. В этот список можно включить различные инвестиции в объекты муниципальной собственности, разработку и закупку военной техники, закупку товаров для пополнения материального резерва и пр.
Читайте также:
Замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания

Социальное обеспечение граждан

Что касается обычных граждан, то для них бюджетные ассигнования – это прежде всего выплаты пенсий, различных социальных пособий, компенсаций и других выплат социального характера, которые предусмотрены Бюджетным кодексом РФ и соответствующими нормативно-правовыми документами. Эти финансовые обязательства выполняются державой в рамках программ социальной поддержки населения.

Здесь речь идет не только о денежных средствах, выплачиваемых населению, но и об оплате государством товаров, услуг, которые оказываются гражданам. Примечательно, что конкретные трансферты и объемы бюджетных ассигнований в пользу населения обязательно определяются тем или иным законом. Например, в Федеральном законе № 178-Ф3 говорится о предоставлении нескольким категориям нуждающихся лиц бесплатного проезда в пригородных поездах.

Понятие бюджетных ассигнований

  • Что такое бюджетные ассигнования
  • Разновидности и их характеристики
  • Основные направления экономии

Что такое бюджетные ассигнования

Бюджетные ассигнования — это максимальные объемы бюджетных средств, предназначенные для исполнения бюджетных обязательств публично-правовых образований.

В статье 6 Бюджетного Кодекса дают следующее понятие ассигнований. Это предельное количество денежных средств, определенных в данном финансовом году для выполнения публичных обязательств.

Объекты использования:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

  • Гос.учреждения.
  • Суды.
  • Федеральные программы.
  • Граждане.
  • ИП и юридические лица, для которых предусмотрено субсидирование.

Источники регулирования:

Схема планирования ассигнований:

  • Минфин готовит предварительную сводку, отчет поступает на утверждение и принятие Конституционному суду, управление по делам президента, Счетной палате и Государственной Думе.
  • Если возникают разногласия, то создают комиссию по урегулированию споров.
  • Итоговое решение принимает федеральная комиссия по проектам бюджета.

Виды распределения средств:

  • На содержание государственных учреждений.
  • Проведение выплат населению.
  • Осуществление властных полномочий.
  • Компенсация дополнительных расходов.

Контроль над ними осуществляет федеральное казначейство. Их распределение составляет ведомственную структуру расходов бюджета. Должны обосновываться специальным документом-обоснованием, доказывающим необходимость их реализации в текущем году.

Порядок проведения выплат:

  • Подготовленный план отправляют в казначейство.
  • Казначейство утверждает его.
  • План возвращают обратно с пометкой о перечислении на лицевой счет.
  • Расходы должны соответствовать заявленным условиям.
  • После распределения оставшиеся неиспользованными средства указывают в отчете и отправляют обратно.

Денежные ресурсы распределяют заранее на год вперед. Распорядитель или администратор составляет расписание расходов и направляет их на счета получателей.

Разновидности и их характеристики

Их классифицируют в статье 69 БК РФ по видам на:

  • Оказание услуг и выполнение работ.
  • Закупки для государственных и муниципальных нужд.
  • Социальное обеспечение граждан (социальные выплаты, поддержка малоимущего населения).
  • Предоставление инвестиций и субсидий юридическим лицам и предпринимателям.
  • Под субсидиями понимают выплаты за счет бюджета, выплачиваемые физическим и юридическим лицам для поддержки их деятельности.
  • Предоставление межбюджетных трансфертов выплат за счет бюджета, предоставляемых в целях софинансирования расходных обязательств.
  • Безвозмездные перечисления.
  • Обслуживание государственного долга.
  • Исполнение судебных решений о возмещении вреда вследствие незаконных действий органов власти и их представителей.

В статье 21 БК РФ указан порядок классификации ассигнований, их тип и формы, место в бюджете. Они составляют группу расходов под названием «Иные бюджетные ассигнования».

Включают в себя следующие категории:

  • Субсидии компаниям и гражданам-производителям товаров и услуг, субъектам гражданского права. В этот перечень не попадают некоммерческие организации.
  • Субсидии государственным корпорациям и публично-правовым компаниям.
  • Исполнение судебных актов.
  • Исполнение государственных гарантий без права регрессного требования гаранта к принципалу или уступки прав требования бенефициара к принципалу.
  • Уплата налогов, сборов и платежей.
  • Предоставление взносов и выделение безвозмездных платежей субъектам международного права.
  • Резервные средства.
  • Специальные расходы.
Читайте также:
Избирательная система: что это такое, описание и особенности

Их признаки:

  • адресность означает, что доводятся до конкретных получателей;
  • целевой характер указывают цель использования, деньги нельзя потратить на другие цели.

К ассигнованиям на оказание государственных услуг и работ относят:

  • Поддержание выполнения функций казенного учреждения.
  • Субсидии бюджетным и автономным учреждениям, некоммерческим предприятиям.
  • Инвестирование в объекты публичной собственности.
  • Закупки товаров для обеспечения государственных нужд, в материальный резерв.
  • Оказание услуг гражданам и организациям.
  • Ремонт техники и вооружения в рамках оборонного заказа.

Ассигнования из резервного фонда

Используются только в чрезвычайных ситуациях по указу Президента. Не могут тратиться на проведение выборов и референдумов. По решению правительства могут применяться для предупреждения и устранения чрезвычайных положений, стихийных бедствий.

Бюджетное учреждение: что это такое, описание и особенности

Статья 9.2. Бюджетное учреждение

(введена Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

1. Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов), органов публичной власти федеральной территории или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 351-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.

3. Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.

Бюджетное учреждение осуществляет в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями и (или) обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности, в сферах, указанных в пункте 1 настоящей статьи.

Бюджетное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания.

Уменьшение объема субсидии, предоставленной на выполнение государственного (муниципального) задания, в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении государственного (муниципального) задания.

4. Бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, в сферах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения указанной платы устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

5. Бюджетное учреждение осуществляет в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом публичной власти федеральной территории, местной администрацией муниципального образования, полномочия соответственно федерального органа государственной власти (государственного органа), исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа публичной власти федеральной территории, органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме.

Читайте также:
Арбитражный управляющий: что это такое, описание и особенности

(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 351-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 286-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.

В случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением учредителем или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется.

Финансовое обеспечение осуществления бюджетными учреждениями полномочий федерального органа государственной власти (государственного органа), органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа публичной власти федеральной территории, органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом публичной власти федеральной территории, местной администрацией муниципального образования.

(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 351-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Порядок формирования государственного (муниципального) задания и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания определяются:

1) Правительством Российской Федерации в отношении федеральных бюджетных учреждений;

2) высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации;

3) местной администрацией в отношении муниципальных бюджетных учреждений.

8. Бюджетное учреждение осуществляет операции с поступающими ему в соответствии с законодательством Российской Федерации средствами через лицевые счета, открываемые в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (за исключением случаев, установленных федеральным законом).

9. Имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование. Полномочия собственника бюджетного учреждения, подведомственного органам публичной власти федеральной территории, осуществляют органы публичной власти федеральной территории в соответствии с федеральным законом о федеральной территории.

(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 351-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Земельный участок, необходимый для выполнения бюджетным учреждением своих уставных задач, предоставляется ему на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, культурные ценности, природные ресурсы (за исключением земельных участков), ограниченные для использования в гражданском обороте или изъятые из гражданского оборота, закрепляются за бюджетным учреждением на условиях и в порядке, которые определяются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Право оперативного управления бюджетного учреждения на объекты культурного наследия религиозного назначения, в том числе ограниченные для использования в гражданском обороте или изъятые из гражданского оборота, переданные в безвозмездное пользование религиозным организациям (а также при передаче таких объектов в безвозмездное пользование религиозным организациям), прекращается по основаниям, предусмотренным федеральным законом.

Читайте также:
Избирательная квота: что это такое, описание и особенности

10. Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом.

Остальным находящимся на праве оперативного управления имуществом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не предусмотрено пунктами 13 и 14 настоящей статьи или абзацем третьим пункта 3 статьи 27 настоящего Федерального закона.

11. Для целей настоящего Федерального закона под особо ценным движимым имуществом понимается движимое имущество, без которого осуществление бюджетным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено. Порядок отнесения имущества к категории особо ценного движимого имущества устанавливается Правительством Российской Федерации. Виды такого имущества могут определяться:

1) федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, в отношении федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении этих органов или в ведении федеральных служб и агентств, подведомственных этим органам, федеральными органами государственной власти (государственными органами), руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации, в отношении федеральных бюджетных учреждений, находящихся в их ведении;

1.1) в порядке, установленном органами публичной власти федеральной территории в отношении бюджетных учреждений, подведомственных органам публичной власти федеральной территории;

(пп. 1.1 введен Федеральным законом от 02.07.2021 N 351-ФЗ)

2) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации;

3) в порядке, установленном местной администрацией в отношении муниципальных бюджетных учреждений.

12. Перечни особо ценного движимого имущества определяются соответствующими органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя.

13. Крупная сделка может быть совершена бюджетным учреждением только с предварительного согласия соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения.

Для целей настоящего Федерального закона крупной сделкой признается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанная с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества (которым в соответствии с федеральным законом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или в залог при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10 процентов балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом бюджетного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.

Крупная сделка, совершенная с нарушением требований абзаца первого настоящего пункта, может быть признана недействительной по иску бюджетного учреждения или его учредителя, если будет доказано, что другая сторона в сделке знала или должна была знать об отсутствии предварительного согласия учредителя бюджетного учреждения.

Руководитель бюджетного учреждения несет перед бюджетным учреждением ответственность в размере убытков, причиненных бюджетному учреждению в результате совершения крупной сделки с нарушением требований абзаца первого настоящего пункта, независимо от того, была ли эта сделка признана недействительной.

14. Бюджетные учреждения не вправе размещать денежные средства на депозитах в кредитных организациях, а также совершать сделки с ценными бумагами, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: