Бюджетные правоотношения: что это такое, описание и особенности

Статья 1 БК РФ. Правоотношения, регулируемые Бюджетным кодексом Российской Федерации

1. К бюджетным правоотношениям относятся:

отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;

отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.

2. Настоящий Кодекс устанавливает правовой статус участников бюджетного процесса, правовые основы порядка и условий привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.

Комментарии к ст. 1 БК РФ

В статье 1 БК РФ перечислены виды регулируемых БК РФ общественных отношений. Бюджетные правоотношения можно определить как урегулированные нормами права общественные отношения, возникающие в процессе бюджетной деятельности государства и муниципальных образований.

Бюджетные правоотношения – это урегулированные нормами бюджетного права общественные отношения, участники которых выступают носителями юридических прав и обязанностей, реализующими содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию централизованных государственных и муниципальных фондов денежных средств.

Данные отношения являются разновидностью финансовых отношений, и поэтому им присущи особенности последних. Вместе с тем следует выделить следующие черты бюджетных правоотношений:

– бюджетные отношения связаны с образованием, распределением и использованием централизованного государственного или муниципального денежного фонда соответствующей территории;

– права и обязанности субъектов бюджетных правоотношений обусловлены формированием и исполнением бюджета – основного финансового плана;

– в бюджетных правоотношениях всегда участвует государство, муниципальное образование или соответствующий государственный орган власти (местного самоуправления), который представляет интересы последних;

– бюджетные отношения длятся не свыше одного года, но вместе с тем носят непрерывный, повторяющийся характер, так как ежегодно возобновляются стадии составления, рассмотрения и утверждения бюджета, исполнения, а также составления, рассмотрения и утверждения отчета об исполнении бюджета ;

Новациями, внесенными в БК РФ ФЗ от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ “О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации”, является переход на всех уровнях бюджетной системы к среднесрочному финансовому планированию, в том числе для федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации – формированию бюджетов на трехлетний период. Безусловно, это положительная тенденция, которая позволит перейти на финансирование, основанное на долгосрочных целях развития государства и муниципальных образований.

– носят публичный характер;

– бюджетные правоотношения складываются преимущественно по поводу денежных средств.

Законодатель в п. 1 ст. 1 БК РФ разграничивает бюджетные правоотношения по содержанию на две группы:

1) отношения, возникающие в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга – то есть материальные бюджетные правоотношения;

2) отношения, возникающие в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля их исполнения, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности – то есть процессуальные бюджетные правоотношения.

Однако в п. 2 ст. 1 БК РФ законодатель закрепил, что БК РФ устанавливает также правовой статус участников бюджетного процесса, правовые основы порядка и условий привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации. Таким образом, можно выделить и третью группу бюджетных правоотношений – бюджетные правоотношения по установлению правового статуса участников бюджетного процесса, а также по установлению правовых основ и условий привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.

В учебной и научной литературе по вопросам бюджетного права указываются и иные основания классификации бюджетных правоотношений:

1. Исходя из структуры бюджетной системы РФ: бюджетные правоотношения относительно бюджета федерального уровня, бюджетные правоотношения относительно бюджетов субъектов РФ, бюджетные правоотношения относительно бюджетов муниципальных образований.

2. Федеративное устройство государства дает основание разграничить бюджетные правоотношения на вертикальные и горизонтальные . Вертикальные опосредуют связи между Федерацией в целом, ее субъектами и муниципальными образованиями, как правило, на основе субординации (преобладают в бюджетном праве). Горизонтальные бюджетные правоотношения отражают связи между равноправными по юридическому статусу территориями: субъектами Федерации относительно друг друга или муниципальными образованиями соответственно.

Читайте также:
Помогли отцу купить квартиру, а нас обвиняют в афере.

Крохина Ю.А. Бюджетное право и российский федерализм. М., 2001. С. 158 – 159.

3. По количественному составу участников: двухсторонние и многосторонние бюджетные правоотношения.

Структуру бюджетного правоотношения составляют три элемента: субъект, содержание правоотношения, объект правоотношения.

Субъектами бюджетного правоотношения считаются его участники, имеющие субъективные права и юридические обязанности. К ним в первую очередь следует отнести Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.

Субъектами бюджетного правоотношения являются:

а) Российская Федерация в целом; субъекты РФ; муниципальные образования; закрытые административно-территориальные образования;

б) органы государственной власти и местного самоуправления;

в) кредитные организации;

г) государственные и муниципальные унитарные предприятия, также иные хозяйствующие субъекты;

д) физические лица (граждане Российской Федерации, как правило, на стадии исполнения бюджета – ст. 72, 75 БК РФ).

Содержание бюджетных правоотношений составляют субъективные права и юридические обязанности указанных субъектов.

Объектом бюджетных правоотношений выступает то, по поводу чего и ради чего субъекты правовых отношений в бюджетной сфере вступают в финансово-правовую связь. В качестве объекта бюджетных правоотношений выступают разнообразные материальные блага – денежные средства бюджетов, а также нематериальные блага, например публичный правопорядок в бюджетной сфере .

См.: Парыгина В.А., Тедеев А.А. Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации, постатейный. М., 2006. С. 29.

Вопрос 27: Бюджетные правоотношения: понятие, особенности, классификация. Субъекты бюджетных правоотношений: понятие, группы, краткая характеристика

Бюджетные правоотношения являются подвидом финансовых правоотношений.

Бюджетные правоотношения– общественные отношения в бюджетной сфере по формированию и распределению особых денежных фондов (бюджетов), урегулированные нормами бюджетного права.

К бюджетным правоотношениям относятся;

1) отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;

2) отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, контроля за их исполнением.

Структура бюджетных правоотношений:

1) субъект – государственные (РФ и ее субъекты) и муниципальные образования;

2) объект – денежные фонды – федеральный бюджет, бюджет субъекта Федерации и местные бюджеты;

3) содержание – совокупность прав, обязанностей и ответственности субъектов бюджетных правоотношений;

4) основания возникновения, изменения и прекращения бюджетных правоотношений – юридические факты (события и действия: правомерные либо неправомерные) и юридические составы;

5) метод бюджетно-правового регулирования – чаще всего императивный;

6) способ защиты бюджетных правоотношений.

Особенности бюджетных правоотношений:

1) обязательным субъектом бюджетных правоотношений является государство или муниципальное образование (государственный или муниципальный орган). Юридические и физические лица в состав субъектов бюджетных правоотношений не входят.

При этом права и обязанности участников бюджетных правоотношений четко определены нормативно-правовыми актами и не могут определяться соглашением сторон;

2) бюджетные правоотношения являются временными, действуют в течение одного финансового года и изменяются каждый раз с принятием закона о бюджете (федеральном, субъекта Федерации или муниципального образования) на очередной год;

3) обязательным объектом бюджетных правоотношений являются соответствующие денежные фонды – бюджеты различных уровней.

Классификации бюджетных правоотношений:

1) по характеру:

а) материальные – закрепляют содержание бюджета: состав доходов и расходов, полномочия различных органов власти в бюджетной сфере и т. д.;

б) процессуальные – закрепляют порядок функционирования бюджетной системы РФ: порядок осуществления бюджетного процесса (составление, утверждение, исполнение и отчет об исполнении бюджета), формирования бюджетных и внебюджетных целевых фондов и т. д.;

2) по субъектному составу:

а) отношения по формированию федерального бюджета;

б) отношения по формированию бюджета субъекта РФ;

в) отношения по формированию местного бюджета.

Бюджетные правоотношения– общественные отношения в бюджетной сфере по формированию и распределению особых денежных фондов – бюджетов, урегулированные нормами бюджетного права.

Читайте также:
Баварская правда: что это такое, описание и особенности

Субъекты бюджетных отношений:

3) муниципальные образования.

Субъекты бюджетных отношений действуют в лице органов власти.

Законодательные (представительные) органы:

1) рассматривают и утверждают бюджеты и отчеты об их исполнении;

2) осуществляют последующий контроль за исполнением бюджетов;

3) формируют и определяют правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы РФ;

4) осуществляют другие полномочия;

5) не имеют права создавать свои резервные фонды, а также выполнять отдельные функции по исполнению бюджетов (за исключением органов местного самоуправления, совмещающих функции законодательных и исполнительных органов).

Органы исполнительной власти:

1) осуществляют составление проекта бюджета, внесение его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательного (представительного) органа, представительного органа местного самоуправления;

2) исполнение бюджета, в том числе сбор доходов бюджета, управление государственным, муниципальным долгом, ведомственный контроль за исполнением бюджета;

3) представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления, осуществляют другие полномочия, определенные Бюджетным кодексом, иными правовыми актами бюджетного законодательства РФ, субъектов РФ, актами представительных органов

Аналогичные полномочия органы исполнительной власти осуществляют по отношению к государственным внебюджетным фондам.

Банк России совместно с Правительством РФ:

1) разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы основные направления денежно-кредитной политики;

2) обслуживает счета бюджетов;

3) осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам РФ.

Органы государственного, муниципального финансового контроля:

1) осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

2) проводят экспертизы проектов указанных бюджетов, федеральных и региональных целевых программ и иных нормативных правовых актов бюджетного законодательства РФ, субъектов РФ, актов органов местного самоуправления.

Главный распорядитель бюджетных средств:

1) утверждает сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений;

2) составляет бюджетную роспись;

3) распределяет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета;

4) осуществляет контроль за использованием бюджетных средств распорядителями бюджетных средств, бюджетными учреждениями и другими получателями бюджетных средств.

К вопросу о понятии, особенностях, видах и структуре бюджетных правоотношений Текст научной статьи по специальности « Право»

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Буракова Екатерина Евгеньевна, Кукса Инна Игоревна

В данной статье рассматриваются понятие, специфические черты, виды и структура бюджетных правоотношений . Касаемо данной проблематики автором представлены теоретические труды ученых и некоторые правовые акты в данной области.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Буракова Екатерина Евгеньевна, Кукса Инна Игоревна

Текст научной работы на тему «К вопросу о понятии, особенностях, видах и структуре бюджетных правоотношений»

7. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 года № 323-ф3 (в ред. от 06.03.2019 г.) // СПС «Консультант Плюс» – 2020.

К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ, ОСОБЕННОСТЯХ, ВИДАХ И СТРУКТУРЕ БЮДЖЕТНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ Буракова Е.Е.1, Кукса И.И.2

1Буракова Екатерина Евгеньевна – студент;

2Кукса Инна Игоревна – студент, направление: юриспруденция (бакалавриат), Кубанский государственный университет, г. Краснодар

Аннотация: в данной статье рассматриваются понятие, специфические черты, виды и структура бюджетных правоотношений. Касаемо данной проблематики автором представлены теоретические труды ученых и некоторые правовые акты в данной области.

Ключевые слова: бюджет, бюджетные правоотношения, бюджетное право.

Проанализировав учебную литературу, можно понять, что понятие бюджетных правоотношений имеет достаточную разработанность.

В самом общем виде можно отметить, что бюджетные правоотношения – это урегулированные нормами бюджетного права общественные отношения.

По мнению Е. Ю. Грачевой, под бюджетными правоотношениями следует понимать урегулированные нормами бюджетного права общественные отношения, возникающие в связи с формированием, распределением и использованием средств государственных и местных бюджетов, осуществляемые в порядке, установленном БК РФ1.

Отметим, что в ст. 6 БК РФ2 формулируется определение межбюджетных правоотношений, под которыми понимается взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.

Межбюджетные правовые отношения складываются на основе таких принципов, как: «распределение и закрепление расходов бюджетов по уровням бюджетной системы РФ; разграничение на постоянной основе и распределение по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы РФ; равенство бюджетных прав субъектов РФ и бюджетных прав муниципальных образований; выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований; равенство всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ»3.

Читайте также:
Активы предприятия: что это такое, описание и особенности

На основании выше изложенного, можно отметить, что межбюджетным правоотношениям свойственны две составляющие: первая – экономическая, которая отвечает на вопросы «Как и куда собирать деньги?», «Как и куда тратить деньги?»,

1 Финансовое право: учебник для средних специальных учебных заведений / Е. Ю. Грачева, Э. Д. Соколова. 5-е изд., испр. и доп. М., 2019. С. 197.

2 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года № 145-ФЗ (в ред. от 27.12.2019 г.) // СПС «КонсультантПлюс» – 2020.

3 Государственные и муниципальные финансы: учеб. пособие / под ред. Г. Б. Поляка. М., 2004. С. 85.

политическая же связывается с вопросом «самостоятельности» и «функциональности» того или иного уровня власти 1.

Существует мнение, что бюджетные правоотношения, помимо того, что представляют собой совокупность отношений, регламентируемых нормами, они еще и возникают между субъектами бюджетных правоотношений.

Если проанализировать определения иных авторов, то можно увидеть схожесть в трактовке искомого термина.

Если в научной среде определение бюджетных правоотношений имеет свое «присутствие», то в законодательстве все наоборот. Статья 1 БК РФ рассматривает бюджетные правоотношения с точки зрения объектов правового регулирования, которые формулируются по принципу перечисления.

Исходя из смысла ч. 1 ст. 1 БК РФ, можно констатировать, что к бюджетным правоотношениям относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе:

1. Формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ, осуществления государственных (муниципальных) заимствований, регулирования государственного (муниципального) долга;

2. Составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.

Безусловно, бюджетные правоотношения – разновидность правовых отношений. Первые комбинируют в себе как общие, так и специальные признаки. К общим признакам бюджетных правоотношений относятся:

– возникновение их на базе бюджетно-правовых норм;

– обладание волевым характером;

– охраняются со стороны государства в лице компетентных органов власти;

– формируются между определенными субъектами;

– субъекты таких правоотношений обладают конкретными правами и несут обязанности по отношению друг к другу.

К специальным признакам бюджетных правоотношений, которые в то же время являются и их особенностью, относятся следующие:

– возникают на основании образования, распределения и использования государственных либо муниципальных фондов денежных средств общего значения, которые находятся у конкретного административной территории в собственности;

– обусловленность прав и обязанностей субъектов бюджетных правоотношений формированием и исполнением бюджета соответствующего территориального образования;

– главным субъектом в бюджетных правоотношениях всегда выступает государство или муниципальное образование, осуществляющих свою деятельность через органы государственной власти или органы местного самоуправления соответственно;

– от функционирования бюджетной системы РФ напрямую зависит возникновение, изменение или прекращение бюджетных правоотношений.

Отдельного внимания заслуживают виды бюджетных правоотношений, которые благодаря своему множеству можно подразделить на классификации. Так, в зависимости от уровня (структуры) бюджетной системы, бюджетные правоотношения подразделяются на следующие виды:

1 Владимиров В. И. Влияние бюджетной политики на межбюджетные отношения // Baikal Research Journal. 2016. Т. 7, № 4. С. 4.

Региональные правоотношения формируются в рамках конкретного субъекта РФ, местные же формируются в рамках конкретного муниципального образования.

В зависимости от направления распределения средств, выделенных с бюджета, бюджетные правоотношения делятся на следующие виды:

Вертикальные бюджетные правоотношения построены по принципу иерархии и заключается во взаимном функционировании Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований. Особо данный вид бюджетных правоотношений проявляется при межбюджетных отношениях (к примеру, выделение Российской Федерацией дотаций какому-либо своему субъекту).

Горизонтальные бюджетные правоотношения отличает от вертикальных то, что функционируют они между равными по правам и обязанностям территориями, то есть либо между субъектами РФ, либо между муниципальными образованиями. Субъекту РФ или муниципальному образованию, в которых образовалась сложная экономическая обстановка, произошло стихийное бедствие, усилилась криминогенная обстановка и др., может быть оказана равноправным субъектом РФ, муниципальным образованием финансовая помощь, в чем явно проявится пример горизонтальных правоотношений.

Читайте также:
Адресный билет: что это такое, описание и особенности

В зависимости от объекта регулирования бюджетные правоотношения делятся:

а) имущественные – связанные, к примеру, с такими объектами, как бюджетный кредит, дотация и т.п.

б) неимущественные, примером которых могут выступать финансовый контроль, проект бюджета и т.п.1

В зависимости от характера регулируемых отношений, бюджетные правоотношения делятся на две большие категории:

Материальные правоотношения характеризуются тем, что они:

1. Выступают одним из видов экономических отношений, поскольку за их счет происходит распределение и перераспределение ВВП (валового внутреннего продукта;

2. Являются по своей сути денежными, поскольку представляют процесс составления либо расходования денежного фонда страны в виде бюджета. Заметим, что в первом параграфе мы отметили, что по своей материальной сути бюджет – это денежный фонд;

3. Имеют распределительный характер.

Процессуальные бюджетные правоотношения могут иметь место в случаях:

а) прохождения стадий бюджетного процесса;

б) организации бюджетного устройства;

в) использования средств из бюджета;

г) реализации финансового контроля в сфере использования бюджетных ресурсов, которые были выделены.

Общественные отношения принято делить на регулятивные и охранительные. Отметим, что по этому основанию можно классифицировать и бюджетные правоотношения.

1 Мусаткина А. А. Финансовое право: Учебное пособие / А. А. Мусаткина, Е. В. Чуклова. М., 2015. С. 86.

2 Денисенко В. В. Особенности бюджетных правоотношений: взгляд административиста // Юристъ-Правоведъ. 2011. № 4. С. 46.

В теории государства и права структура правоотношения, в том числе и бюджетного состоит из таких элементов, как: субъект, объект и содержание.

Как мы выяснили, видов бюджетных правоотношений достаточно много, они возникают между субъектами бюджетного права, которые, в свою очередь, являются носителями юридических прав и обязанностей в отношениях по формированию бюджетов разных уровней, распределению и использованию аккумулированных в них денежных средств.

Круг субъектов бюджетных правоотношений достаточно широк. В него входят:

а) государство, его территориальные субъекты (определены в ч. 1 ст. 5 Конституции РФ) и муниципальные образования;

б) закрытые административно-территориальные образования, особые экономические зоны. На данных территориях действует специальный правовой режим, который регулируется отдельными Федеральными законами 1.

в) представительные и исполнительные органы государственной власти и местного самоуправления;

г) кредитные учреждения, организации, органы денежно-кредитного регулирования;

д) главные распорядители, распорядители и получатели (организации, учреждения) денежных средств, выделенных с бюджета;

е) главные администраторы, а также администраторы доходов бюджета федерального уровня.

Важной особенностью субъектов бюджетных правоотношений является то, что они должны обладать определенным набором качеств, которые укладываются в одно понятие – правосубъектность. Последняя состоит из совокупности бюджетной правоспособности, дееспособности и деликтоспособности.

В современной науке вопрос об определении объектов обычных правоотношений является дискуссионным. Одни исследователи считают, что объектом правоотношений является интерес их субъектов, другие считают, что объект выражается в виде определенного материального блага, третьи склонны полагать, что объект правоотношения заключается в реализации субъектами действий по достижению своего интереса, которые выражаются в приобретении как материального, так и нематериального блага2.

В связи с неопределенностью формулирования объекта обычного правоотношения, объект бюджетного правоотношения также не конкретен. Есть мнение, что объектом указанных правоотношений являются действия сторон данного правового отношения, которые направлены на формирование, расходование или использования средств федерального, регионального или местного бюджетаЗ.

По видам и характеру бюджетных правовых отношений их объектами могут быть:

а) поступающие в бюджет определенного уровня денежные средства;

б) доля денежных средств, использующаяся и расходующаяся из бюджетов разного уровня;

в) доля денежных средств бюджета с казны государства;

г) Законы о бюджете федеральном и региональном;

д) проекты федеральных и региональных бюджетов;

1 Закон РФ от 14 июля 1992 года № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» // СПС «КонсультантПлюс» – 2020; Федеральный закон от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс» – 2020.

Читайте также:
Двухпалатный парламент: что это такое, описание и особенности

2 Сборник материалов по вопросам финансов, экономики, банковского дела и маркетинга // URL: https://finekon.ru (дата обращения: 24.01.2020).

3 См. там же // URL: https://finekon.ru (дата обращения: 24.01.2020).

е) осуществляемая деятельность по реализации финансового контроля и учета и др.

Содержание бюджетных правоотношений составляют субъективные права и корреспондирующие им юридические обязанности субъектов правоотношений. Причем права и обязанности определяются в зависимости от степени причастности того или иного субъекта к участию в бюджетной деятельности страны.

Фундаментальным правом субъектов бюджетных правоотношений является право на соответствующий бюджет. Право на бюджет имеют государство, его территориальный субъект или муниципальное образование. Из права на бюджет выделяется множество производных материальных прав, таких, как право на получение и включение в бюджет конкретных доходов, их использование в целях решения социальных, экономических и иных интересов административно-территориального образования. Необходимо отметить, что означенные нами права «притворяются в жизнь» посредством осуществления своих полномочий представительными и исполнительными органами государственной власти и местного самоуправления (например, по формированию, утверждению бюджета в конкретный промежуток времени, опираясь на разрешенные формы деятельности и др.). Кроме того, органы государства и местного самоуправления сами могут иметь материальные права, например, право на получение денежных средств с бюджета.

За нарушение норм бюджетного законодательства или неисполнения обязательств к субъектам бюджетных правоотношений могут применяться определенные меры ответственности. Отметим, что до выхода в свет Федерального закона от 23 июля 2013 г. № 252-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»1, БК РФ содержал гл. 28, где были прописаны общие положения бюджетных нарушений и мер принуждения. В настоящее нормы об ответственности регламентированы в гл. 29 и 30 БК РФ. Статья 306.1 БК РФ раскрывает понятие бюджетного нарушения и перечисляет его виды, ст. 306.2 формулирует бюджетные меры принуждения, в ст. 306.3 представлены полномочия финансовых органов и федерального казначейства по применению мер принуждения в сфере бюджета. Гл. 30 БК РФ перечисляет виды нарушений и меры принуждения за их совершение.

Необходимо отметить, что в настоящее время ответственность в бюджетной сфере определяется Кодексом об административных правонарушениях РФ2 (КоАП РФ) и Уголовным кодексом РФ3 (УК РФ). Так, к примеру, в КоАП РФ существует статья о нецелевом использовании бюджетных средств (ст. 15.14 КоАП РФ), о невозврате либо несвоевременном возврате бюджетного кредита (ст. 15.15 КоАП РФ), о неперечислении либо несвоевременном перечислении платы за пользование бюджетным кредитом (ст. 15.15.1 КоАП РФ) и др.

В ряде случаев УК РФ может устанавливать уголовную ответственность за нарушение норм бюджетного законодательства или невыполнения бюджетных обязательств субъектами правоотношений.

Таким образом, рассмотрев бюджетные правоотношения, их понятие, особенности, виды и структуру, можно сделать следующие выводы.

В самом общем виде бюджетные правоотношения – это урегулированные нормами бюджетного права общественные отношения. Легального определения указанного термина «бюджетные правоотношения» не существет. Бюджетным правоотношениям

1 Федеральный закон от 23 июля 2013 года № 252-ФЗ (в ред. от 18.07.2017 г.) «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс» – 2020.

2 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ (в ред. от 27.12.2019 г.) // СПС «КонсультантПлюс» – 2020.

3 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ (в ред. от 27.12.2019 г.) // СПС «КонсультантПлюс» – 2020.

присущи как общие для всех видов, в том числе и для финансовых отношений признаки, так и специальные, которые подчеркивают особенность первых.

Видов бюджетных правоотношений большое количество, их мы классифицировали в зависимости от основания по разным группам. Также нами была раскрыта структура бюджетных правоотношений: определены их субъекты, объекты и содержание (права и обязанности). Кроме того, в параграфе был затронут вопрос об ответственности субъектов за нарушение норм бюджетного законодательства и не выполнения бюджетных обязательств. Устанавливающие ответственность положения регламентируются БК РФ, КоАП РФ и УК РФ.

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года № 145-ФЗ (в ред. от 27.12.2019 г.) // СПС «КонсультантПлюс» – 2020.

Читайте также:
Избирательная кампания: что это такое, описание и особенности

2. Владимиров В.И. Влияние бюджетной политики на межбюджетные отношения // Baikal Research Journal. 2016. Т. 7, № 4.

3. Государственные и муниципальные финансы: учеб. пособие / под ред. Г. Б. Поляка. М., 2004. С. 85.

4. Денисенко В.В. Особенности бюджетных правоотношений: взгляд административиста // Юристъ-Правоведъ. 2011. № 4.

5. Закон РФ от 14 июля 1992 года № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» // СПС «КонсультантПлюс» – 2020; Федеральный закон от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс» – 2020.

6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ (в ред. от 27.12.2019 г.) // СПС «КонсультантПлюс» -2020.

7. Мусаткина А. А. Финансовое право: Учебное пособие / А. А. Мусаткина, Е. В. Чуклова. М., 2015.

8. Сборник материалов по вопросам финансов, экономики, банковского дела и маркетинга // URL: https://finekon.ru (дата обращения: 24.01.2020).

9. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 63-Ф3 (в ред. от 27.12.2019 г.) // СПС «КонсультантПлюс» – 2020.

10. Федеральный закон от 23 июля 2013 года № 252-ФЗ (в ред. от 18.07.2017 г.) «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс» -2020.

11. Финансовое право: учебник для средних специальных учебных заведений / Е.Ю. Грачева, Э. Д. Соколова. 5-е изд., испр. и доп. М., 2019.

Понятие и разновидности бюджетных правоотношений

Если наличествуют взаимоотношения между ветвями бюджетной системы, можно говорить о федеративности государства, самостоятельности органов на местах. Россия – федеративное государство с разветвленной бюджетной системой, основанной на правовых нормах. Бюджетные отношения регулируются государством и являются правовыми. Своим появлением, они обязаны самому факту существования государства, поэтому бюджетные отношения имеют те формы, которые определяет им государство. При федеративном устройстве важное значение имеют два уровня бюджетных отношений: федеральный и субъектный, и их взаимодействие. Это возможно только на условиях правового оформления отношений в бюджетной области.

Правовым оформлением является публичное рассмотрение через систему представительных органов всех уровней, это гарантирует построение бюджетной системы с реальными возможностями. При правовой регламентации бюджетные отношения становятся устойчивыми, развиваются как итог предметной государственной деятельности.

От финансовых правовых отношений бюджетные отличаются более узкой сферой применения.

Бюджетные правоотношения – это вид общественных отношений, в которых специальными методиками реализуется государственная воля через систему норм права в конкретные отношения между Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципалитетами в области бюджетной политики.

В основном документе по бюджетной политике, Бюджетном кодексе, понятие «бюджетные правоотношения» не раскрывается. В ст.1 БК речь идет об объектах регулирования БК, в этом аспекте и говорится о бюджетных правоотношениях. Отношения в бюджете возникают не только на основе БК, но и на основе законов о бюджетах, которые принимаются каждый год. Ежегодно издаются указы и распоряжения Президента РФ, НПА федеральных, субъектных органов РФ, муниципалитетов.

Предмет бюджетного права

Правовой механизм бюджетных отношений обеспечивает деятельность федеративного государства в условиях рыночной экономики. Государство осуществляет свои функции регламентировано, строго учитываются бюджетные доходы и расходы.

Отношения, которые образуются в результате возникновения, распределения и использования государственных и местных бюджетов, регламентируются нормами права, в целом формируют бюджетное право. Сфера общественных отношений, на которую распространяется бюджетное право, составляет его предмет.

Субъекты бюджетного правоотношения формируют доходы и осуществляют расходы бюджетов бюджетной системы РФ, осуществляют заимствования на государственном уровне и уровнях субъектов и муниципалитетов, составляют и рассматривают проекты бюджетов, осуществляют бюджетный учет, составляют, рассматривают и утверждают бюджетную отчетность.

Возникают рассматриваемые отношения только на основе НПА – закона о бюджете, который принимается на финансовый год. Так как закон принимается ежегодно, все бюджетные правоотношения отличаются периодичностью, они тоже годичны. Когда в силу вступает новый акт о бюджете, правоотношения между теми же субъектами возобновляются.

Читайте также:
Бурмистерская палата: что это такое, описание и особенности

Бюджетные правоотношения возникают в сфере деятельности государства по бюджету, субъектов и муниципальных образований. Устанавливаются виды доходов, порядок их аккумулирования, способы использования и методы распределения бюджетных средств.

Бюджетные правоотношения включают в себя денежные отношения, которые связаны с аккумуляцией, распределением и использованием денежных фондов уровня территорий, чтобы обеспечить их задачи и функции.

В бюджетную сферу включены отношения, касающиеся заимствований и регулирования долга как государственного, так и муниципального. До принятия БК эти отношения регулировали финансовые институты.

Статус участников бюджетного процесса

Статус участников бюджетного процесса тоже определяется БК, а также устанавливается порядок и условия привлечения к ответственности за допущение нарушений в бюджетной сфере.

В третей части БК детально закреплены права и обязанности субъектов бюджетных правоотношений. Здесь установлены полномочия участников, отдельно выделены полномочия участников федерального уровня и полномочия органов государственной власти субъектов РФ и муниципалитетов при введении временной финансовой администрации. Ответственность за нарушения в области бюджетного законодательства закреплена в четвертой части БК РФ.

Субъекты бюджетных правоотношений участвуют в распределении доходов и расходов по различным видам бюджета, получают бюджетные денежные средства. Формы получения денег могут быть разными: бюджетное финансирование или бюджетное кредитование.

Во всех деталях определен правовой статус федеральных участников бюджетного процесса. Для региональных и муниципальных участников определяются основы бюджетной компетенции соответствующей территории, которые далее развиваются в региональных и муниципальных НПА.

Существуют стадии деятельности в сфере бюджета, когда в процесс вовлекаются все участники бюджетного процесса. Объекты включаются в сферу правового регулирования в соответствии со стадиями. Как было отмечено, правоотношения в бюджете возникают на основе закона о бюджете, который принимается каждый финансовый год.

Финансовый год – период, в течение которого действует утвержденный бюджет.

В РФ финансовый год равен году календарному.

Классификация бюджетных правоотношений

Классифицировать отношения в бюджете можно по разным основаниям. Прежде всего основанием является структура бюджетной системы РФ, которая выделяет:

  • федеральный бюджет;
  • бюджеты субъектов РФ;
  • бюджеты муниципальных образований.

Каждый из этих видов самостоятелен и имеет свою правовую специфику, которая зависит от статуса той территории, внутри которой складывается бюджет.

Бюджетные правоотношения подразделяются на вертикальные и горизонтальные. Первые дают опосредованные связи между Российской Федерацией, субъектами и муниципалитетами на основе субординации. Вторые являются отражением связей между равноправными правовыми территориями. Вертикальные связи в РФ преобладают. Такая классификация позволяет увидеть весь бюджетный процесс в разрезе.

Вертикальные правоотношения подразделяются на несколько видов. Выделяются межбюджетные отношения, особенность которых в том, что они имеют узкий круг участников – Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования. По количественному составу выделяют двусторонние и многосторонние отношения. По объекту правового регулирования – имущественные и неимущественные, отделимые и неотделимые от материального содержания.

Особенности бюджетных правоотношений в РФ

Актуальность темы. Бюджетное право является одним из сложнейших институтов финансового права. Вопросы правового регулирования бюджетных отношений в современных условиях приобретают все большую актуальность. Изучение норм бюджетного права, понимание механизма их действия, вопросов бюджетных полномочий, бюджетного контроля, ответственности за нарушение бюджетного законодательства и других стало острой необходимостью для современных юристов, сотрудников представительных и исполнительных органов государственной власти федерального и регионального уровней, органов местного самоуправления, а также предпринимателей и граждан. Интерес к теории и практике бюджетного регулирования и бюджетного процесса, правового регулирования государственного и муниципального долга, правового регулирования доходов и расходов бюджетной системы, правового режима целевых бюджетных фондов несомненен, поскольку бюджет (во всех его проявлениях) является публично-правовой категорией и служит для выражения исключительно общегосударственных интересов. Бюджетные правоотношения возникают в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и государственных внебюджетных фондов; осуществления государственных и муниципальных заимствований; регулирование государственного и муниципального долга, а также составление и рассмотрение проектов бюджетов всех уровней и контроль за исполнением. К особенностям бюджетных правоотношений можно отнести то, что возникают они в связи с образованием, распределением и использованием государственного и муниципального денежного фонда на соответствующей территории. А также: права и обязанности субъектов правоотношений обусловлены формированием и использованием бюджета как основного финансового плана государства.
Бюджет – это способ функционирования механизма образования и расходования денежных средств, используемых для государственных нужд. Указанное состояние (функционирование) бюджета предполагает процесс реализации экономических и юридических законов во взаимосвязи, что также отражается на материальном аспекте бюджета. При этом только благодаря закону (праву) фонды денежных средств, финансовые ресурсы обладают способностью быть бюджетом. Бюджет как форма образования и использования фондов денежных средств существует в течение определенного периода времени. Наиболее распространенным критерием классификации видов бюджетов выступает их принадлежность к тому или иному уровню бюджетной системы России. По этому критерию принято различать федеральный, субъектов Федерации и местные бюджеты.
Аккумуляция в бюджетной системе крупных денежных фондов создает возможности для обеспечения равномерного развития экономики и культуры на всей территории страны, целесообразного размещения в ее пределах производительных сил. Бюджет является мощным управляющим механизмом в распоряжении государства, выступает проводником его финансовой политики. Местные бюджеты служат финансовой основой развития местного самоуправления. Иными словами, посредством бюджетов образуются денежные фонды государственного или муниципального образования, которые обеспечивают выполнение задач общего для них значения, создают финансовую основу для осуществления функций государственной власти и местного самоуправления.
Вообще, бюджетное право – основная подотрасль, неотъемлемый структурный элемент финансового права, поскольку бюджет – это центральный связующий элемент всей финансовой системы страны, который взаимосвязан со всеми остальными элементами финансовой системы: и с кредитом, и со страхованием, и с финансами организаций. Поэтому все попытки выделить бюджетное право из финансового права нецелесообразны. Бюджетное право регулирует общественные отношения, складывающиеся в сфере финансовой деятельности публичных субъектов, связанные с бюджетом: это отношения по образованию бюджетных фондов, их распределению и использованию. Следует иметь в виду, что отношения по образованию, распределению и использованию государственных внебюджетных фондов – Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования, Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования – также охватываются бюджетным правом, поскольку являются частью бюджетной системы Российской Федерации
Итак, бюджетное право можно определить следующим образом. Бюджетное право, будучи основной подотраслью финансового права, представляет собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения в бюджетной сфере, главным образом, императивным методом.

Читайте также:
Бургундская правда: что это такое, описание и особенности

При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org

Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи

Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей

Whatsapp и логотип whatsapp являются товарными знаками корпорации WhatsApp LLC.

Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.

БЮДЖЕТНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ: ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ, СТРУКТУРА, СУБЪЕКТЫ

Бюджетные правоотношения – урегулированные нормами БП общественные отношения, возникающие в связи с формированием, распределением и использованием средств государственных и местных бюджетов.

Согласно ст. 1 БК РФ к бюджетным правоотношениям относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга; составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, контроля за их исполнением.

В круг субъектов бюджетного права РФ входят:

1) государство и его территориальные подразделения — РФ в целом; субъекты РФ (республики, края, области, автономная область, автономные ок­руга, города Москва и Санкт-Петербург; муниципальные образова­ния; закрытые административно-территориальные образования);

2) органы государственной власти и МестноеСамоУпр. — представительные (законодательные) органы государствен­ной власти и МСУ; исполнительные органы государственной власти и МСУ.

Структура бюджетных правоотношений:

1) субъекты бюджетных правоотношений (государственные, т.е. РФ и ее субъекты и муниципальные образования);

2) содержание бюджетных правоотношений (юридическое содержание бюджетных правоотношений – субъективные права и юридические обязанности сторон – участников правоотношений; материальное содержание бюджетных правоотношений – поведение сторон (действие или бездействие), связанное с реализацией принадлежащих им прав и обязанностей);

3) объект бюджетных правоотношений (финансовые средства (денежные средства в виде доходов или расходов бюджетов) и нематериальные блага (публичный правопорядок в бюджетной сфере)).

4) основания возникновения, изменения и прекращения бюджетных правоотношений – юридические факты (события и действия: правомерные либо неправомерные) и юридические составы;

Читайте также:
Акционерное общество: что это такое, описание и особенности

5) метод бюджетно-правового регулирования – чаще всего императивный;

6) способ защиты бюджетных правоотношений.

БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС: ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ

Под бюджетным процессомпонимается регламентированная и регулируемая процессуальными нормами бюджетного права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и всех участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов внебюджетных фондов, их утверждению, исполнению, а также по утверждению отчетов об их исполнении. (ст.6 Бюджетного кодекса)

Правовую основу бюджетного процесса в Российской Федерации составляют положения Конституции, Бюджетного кодекса Российской Федерации и принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Ключевыми задачами бюджетного процесса являются:

1) определение доходов бюджета по отдельным налогам и сборам, а также общего объема доходов в соответствии с прогнозами и целевыми программами социально-экономического развития;

2) установление расходов бюджета по целевому назначению, а также общего их объема, исходя из потребностей финансирования всех мероприятий, предусмотренных бюджетом;

3) осуществление бюджетного регулирования в целях сбалансированности бюджетов разного уровня;

4) осуществление контроля за финансовой деятельностью юридических и физических лиц при выполнении ими налоговых обязательств.

БЮДЖЕТНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ НОРМЫ: ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ.

Нормы бюджетного права – это установленные государством и обеспеченные мерами государственного принуждения строго определенные правила поведения в общественных бюджетных отношениях, возникающих в процессе планового образования, распределения и использования государственных и муниципальных централизованных денежных фондов, которые закрепляют юридические права и обязанности их участников.

Нормы БП носят императивный характер:

· включают требования, выраженные в категоричной форме;

· точно определяют объем прав и обязанностей участников бюджетных правоотношений;

· направлены на обеспечение общегосударственных интересов каждого участника бюджетных отношений.

Нормы бюджетного права, содержащиеся в различных источниках права, весьма разнообразны. Они подразделя­ются на материальные и процессуальные. Материальные нормы закрепляют систему доходов и расходов бюджетов, компетенцию субъектов бюджетного права и др. Процессу­альные нормы определяют порядок и сроки прохождения бюджета в рамках бюджетного процесса и др.

В последние годы в связи с активным развитием бюджет­ного права появилась возможность выделять не только регу­лятивные, но и охранительные нормы бюджетного права.

Основная часть бюджетно-правовых норм является ре­гулятивной: они регулируют позитивные общественные отношения в финансовой сфере путем предоставления уча­стникам определенных прав и возложения на них обязанно­стей. К охранительным относятся бюджетно-правовые нор­мы, предусматривающие применение мер государственного принуждения за финансовые правонарушения в бюджетной сфере. В их число входят нормы, закрепленные в ст. 290 и 291 БК и предусматривающие применение мер финан­сового принуждения за невозврат либо несвоевременный возврат бюджетных средств, полученных на возвратной ос­нове, а также неперечисление либо несвоевременное перечисление процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе.

Дата добавления: 2018-04-04 ; просмотров: 2545 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Бюджетные ассигнования

13 сентября 2016

Финансовый эксперт с высшим экономическим образованием по специальности “Экономист-менеджер”. Имею опыт работы в Сбербанке России. Более 7 лет консультирую читателей по финансовым вопросам.

Описание простыми словами

В основном, термин «ассигнование» применяется в государственных и политических стандартах. Наиболее распространенным видом ассигнования является бюджетное.

Бюджетное ассигнование

Основным параметром бюджетных ассигнований является поддержка и финансирование бюджетных организаций – это учреждения образования, медицина, ресурсодобывающие компании, судебные структуры и другие. Помимо этого ассигнования из бюджета идут на выплаты, установленные законодательством населению, а также на реализацию различных государственных программ.

Получателем бюджетных ассигнований являются бюджетные учреждения, кроме того, при участии в социальных программах и программах поддержки предпринимательства получателями могут являться коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, а также физические лица.

Виды бюджетных ассигнований

Под видами бюджетных ассигнований понимается их целевое назначение в соответствии с бюджетом на основании Бюджетного кодекса РФ. К ним относятся:

  1. Государственные (муниципальные) ассигнования – направляются для оплаты товаров, работ или услуг, требуемых для государственных или муниципальных нужд. Получателями ассигнований являются казенные учреждения, бюджетные и автономные учреждения, некоммерческие организации. Основными целями ассигнований является закупка необходимых товаров, оплата работ или услуг физическим и юридическим лицам, исполнение государственного заказа, возмещение затрат на оборону и безопасность и др.
  2. Социальные ассигнования – к ним относятся все категории выплат от государства физическим лицам – пенсии, субсидии, компенсации и другие меры поддержки населения.
  3. Инвестиционные ассигнования юридическим лицам — выделяются при разработке инновационных и современных производств и разработок.
  4. Субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – выделяются производителям товаров или услуг для возмещения расходов, связанных с производством, за исключением подакцизных товаров, произведенных не на территории РФ.
  5. Межбюджетные переводы – это дотации и субсидии бюджетам субъектам РФ.
  6. Долговые ассигнации – необходимы для обслуживания государственного долга.
  7. Судебные ассигнации – необходимы для исполнения судебных решений и приказов по отношению к Российской Федерации, субъектов, муниципальных образований о возмещении вреда в результате неправомерных действий органов государственной власти на всех уровнях.
Читайте также:
Активы предприятия: что это такое, описание и особенности

Методы планирования бюджетных ассигнований

Планирование бюджетных ассигнований производится каждым специализированным государственным органом раздельно по отдельному виду ассигнования.

В первую очередь планирование осуществляется на выполнение текущих государственных обязательств и будущих или принимаемых обязательств. К первой категории текущих обязательств относятся обязанности РФ, установленные законами и иными нормативными актами, а также договорами, изменение которых не планируется в установленном году. К будущим обязательствам относятся такие обязанности, которые возникнут в следующем периоде на основе законов, договоров и иных документов, планируемых к принятию.

Схема планирования бюджетных ассигнований происходит следующим образом:

  1. Министерство финансов формирует сводный информационный материал о бюджетных ассигнованиях в следующем году и направляет его на рассмотрение в Управление делами Президента РФ, а также в Государственную думу, Совет федерации, Верховный суд РФ, Конституционный суд РФ, Счетную палату РФ.
  2. При возникновении разногласий формируется подкомиссия по планированию бюджетных ассигнований, решение которой носит рекомендательный характер.
  3. Если остались несогласованные вопросы, то результаты работы выносятся на Правительственную комиссию по бюджетным проектировкам, где и принимается окончательное решение.

Лимиты бюджетных обязательств и бюджетные ассигнования

Наряду с понятием бюджетных ассигнований, подразумевающего предельные денежные суммы, Бюджетным кодексом предусмотрен термин – лимиты бюджетных обязательств. На первый взгляд, понятия схожи, однако при более детальном рассмотрении разница существенна.

Бюджетные ассигнования предусмотрены бюджетной росписью.

Главным распорядителем или администратором бюджетных средств является орган государственной власти, орган местного самоуправления или главный орган системы образования, здравоохранения, культуры и т.д., которое вправе распределять бюджетные ассигнования между подведомсенными распорядителями.

Главный распорядитель доводит денежные средства до распорядителя денежных средств на каждом уровне (орган местного самоуправления, казенное учреждение и др.), и уже тот, в свою очередь, распределяет ассигнования между получателями бюджетных средств, в том числе и лимиты бюджетных обязательств, то есть установленные бюджетом суммы расходов.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ лимитами бюджетных обязательств признается размер денежных средств, которые казенные учреждение вправе использовать в установленном финансовом году.

Использование бюджетных ассигнований из резервного фонда

Бюджетом страны предусмотрена еще одна статья – «Резервный фонд», которая планируется в размере не более 1 % всех расходов бюджета. Денежные средства указанной статьи используются на финансирование чрезвычайных и непредвиденных расходов.

В заключении хотелось бы отметить, что бюджетные ассигнования – это необходимый инструмент поддержания социальной сферы общества на высоком уровне. Незащищенные слои населения вправе получать от государства достойную поддержку, равно как и добросовестные предприниматели, уплачивающие налоговые обязательства в бюджет.

Таким образом, только грамотное планирование бюджета страны поможет сформировать необходимый объем ассигнований и осуществлять содействие во всех сферах жизни общества.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: