Бюджетный год: что это такое, описание и особенности

2. Бюджетный год, бюджетный период, сроки прохождения стадий бюджетного процесса.

Финансовый год — традиционный период, на который устанавливается бюджет — схема доходов и расходов определённого лица (семьи, бизнеса, организации, государства и т. д.); время, период, в течение которого осуществляется исполнение утвержденного бюджета.

Также известен как бюджетный год или фискальный год, от лат. fiscus — государственная казна.

Обычно финансовый год совпадает с календарным. В России финансовый год начинается 1 января и завершается 31 декабря. [1]

В некоторых странах финансовый год может отличаться от календарного. Например, в США финансовый год — с 1 октября по 30 сентября. В Японии с 1 апреля по 31 марта.

бюджетный период – время, в течение которого длится бюджетный процесс

Продолжительность всех стадий бюджетного процесса в Российской Федерации от начала составления бюджетов до утверждения отчетов об их исполнении занимает период более трех лет2. Срок действия утвержденного бюджета называется бюджетным годом; в нашей стране он определен в 12 месяцев и совпадает с календарным годом (с 1 января по 31 декабря).

Впервые в дореволюционной России бюджетный год, равный календарному, был установлен Указом Петра I с 1 января 1700 г., что впоследствии было подтверждено постановлением СНК РСФСР от 23 декабря 1919 г. И лишь с 1922 г. по 1930 г. бюджетный год в России приравнивался к сельскохозяйственному (с 1 октября текущего года по 30 сентября следующего)3.

В основе бюджетного процесса лежат принципы, характерные для бюджетного устройства РФ: единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов4.

Вместе с тем для бюджетного процесса характерны и некоторые другие принципы5. Так, распределение полномочий в бюджетном процессе основано на принципе разграничения компетенции между органами представительной и исполнительной властей. В соответствии с этим принципом составление и исполнение бюджетов относится к функциям органов исполнительной власти, а рассмотрение, утверждение и контроль за исполнением бюджетов — к функциям органов представительной власти.

Всем без исключения стадиям бюджетного процесса свойственен принцип специализации бюджетных показателей. Он выражается в конкретизации доходов бюджетной системы во источникам, а расходов — по целевому их направлению. Принцип специализации бюджетных показателей реализуется через бюджетную классификацию — систематизированную группировку доходов и расходов бюджетов по однородным признакам6. Бюджетная классификация оформляется специальным юридическим актом.

В Российской Федерации, согласно Закону “Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ”, используются единые экономическая, функциональная (предметная), ведомственная и смешанная бюджетные классификации (ст. 12).

В настоящее время в процессе формирования и исполнения бюджетов произошли изменения: появились расходы, производимые на возвратной основе, предусмотрена консолидация в бюджете отдельных целевых и отраслевых внебюджетных фондов и т.д. Эти изменения не вписываются в старую бюджетную классификацию. Поэтому приказом Минфина РФ № 177 от 29 декабря 1994 г. с 1 января 1995 г. в Российской Федерации введена новая редакция бюджетной классификации, в которой учтены произошедшие изменения7.

Новая редакция структуры бюджетной классификации РФ включает в себя четыре блока: I. Доходы бюджета; II. Расходы бюджета; III. Финансирование бюджета; IV. Государственный долг. Существенные изменения произошли в классификации доходов бюджета. Они стали подразделяться на текущие и капитальные, а текущие, в свою очередь, подразделяются на налоговые и неналоговые.

Принципиально изменена и классификация расходов бюджета. Здесь следует отметить три особенности: во-первых, группировка бюджетных расходов по функциональному принципу, то есть исходя из основных функций государства; во-вторых, группировка бюджетных расходов по экономическому признаку, то есть расходы сведены в единые экономические категории, отражающие разграничение средств, направляемых на текущие и капитальные. расходы; в-третьих, группировка бюджетных расходов по ведомственному признаку, отражающему адресное распределение средств по конкретным федеральным министерствам, ведомствам и другим органам, получающим средства из федерального бюджета.

Группировка бюджетных средств по функциональному, экономическому и ведомственному признакам осуществляется на основе соответственно функциональной, экономической и ведомственной структур бюджетных расходов.

В соответствии с приказом Минфина РФ “О бюджетной классификации РФ” ведомственная классификация расходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов утверждается в соответствии с законодательством субъектов РФ и решениями органом местного самоуправления. Новая редакция бюджетной классификации РФ легла в основу нового законопроекта РФ “О составе и структуре бюджетной классификации Российской Федерации”.

Бюджетная классификация имеет важное организующее и юридическое значение. С одной стороны, ее применение обеспечивает четкую организацию работы органов власти по формированию и исполнению бюджетов всех уровней; упрощает осуществление контроля за своевременностью и полнотой поступления бюджетных средств и их использованием по целевому назначению; создает условия для объединения бюджетов в консолидированные бюджеты соответствующих территорий;

облегчает экономический анализ бюджетных показателей и т.д. С другой стороны, в бюджетной классификации выражена правовая организация бюджетов, поскольку, как уже указывалось, она является юридическим актом, лежащим в основе составления и исполнения бюджетов. Составленная на основе бюджетной классификации роспись доходов и расходов устанавливает конкретные рамки полномочий соответствующих субъектов по формированию и использованию бюджетных средств.

Для бюджетного процесса характерен и принцип ежегодное -ти, выражающийся в ежегодном повторении его стадий. Разработка и принятие бюджетов на больший или меньший период времени не нарушает принципа ежегодности бюджета и бюджетного процесса, так как годовые бюджеты принимаются в любом случае8.

В рамках бюджетного процесса имеется несколько ключевых понятий.

Понятие бюджетного года – это календарный год, который состоит из 12-ти

месяцев, начинается с 1 января и завершается 31 декабря. Лимиты бюджетных

обязательств прекращают свое действие 31 декабря, принятие денежных

обязательств после 25 декабря не допускается, подтверждение денежных

обязательств должно быть заверено органом, исполняющим бюджет 28 декабря.

Счета, используемые для исполнения бюджета завершаемого года, подлежат

закрытию в 24 часа 31 декабря.

Бюджетный период – это время, в течении которого проходят все стадии

бюджетного процесса. В соответствии с БК, бюджетный период составляет 3,5

года. Соотношение бюджетного периода и бюджетного года: бюджетный период

более широкое понятие, чем бюджетный год, бюджетный год равен всего одной

стадии бюджетного периода.

Средства, полученные бюджетными учреждениями от предпринимательской

деятельности и не использованные по состоянию на 31 декабря, зачисляются в

тех же суммах на вновь открываемые соответствующим бюджетным учреждением

лицевые счета. Стадии бюджетного процесса следуют строго последовательно, и

этот порядок изменению не подлежит. В то же время каждый раз работа с новым

бюджетом начинается снова, поскольку ежегодно изменяется объем

национального дохода государства, по-разному перераспределяются средства в

Читайте также:
Что делать, если отказывают в дачной амнистии

зависимости от задач, решаемых государством в данный период.

Ежегодно изменяются потребности в денежных средствах каждой

республики, области и других субъектов РФ, органов местного самоуправления

в зависимости от того, как будет развиваться хозяйство и социальная сфера

данной территории в следующем году. Однако порядок, предполагающий

последовательность стадий составления, рассмотрения, утверждения бюджета,

исполнения бюджета, составления, рассмотрения и утверждения отчета об

исполнении бюджета, остается неизменным.

Основные задачи бюджетного процесса заключаются в следующем: выявление

материальных и финансовых резервов государства; максимально приближенный к

реальности расчет доходов бюджетов; максимально точный расчет расходов

бюджетов; обеспечение максимальной сбалансированности бюджетов;

согласование бюджетов с реализуемой экономической программой; осуществление

бюджетного регулирования в целях перераспределения источников доходов между

бюджетами разного уровня, отраслями хозяйства, экономическими регионами и

В основе бюджетного процесса лежат определенные принципы, соблюдение

которых дает возможность изначально правильно составить, утвердить и

исполнить бюджет, чтобы средства государства были использованы экономно и с

максимальной пользой для развития общества. В настоящее время в бюджетном

законодательстве РФ для всей бюджетной системы предусмотрены следующие

– единства бюджетной системы;

– принцип разграничения доходов и расходов бюджетов;

– адресности и целевого характера бюджетных средств[4].

Все эти принципы в той или иной мере присущи и бюджетному процессу.

Однако некоторые из них имеют в бюджетном процессе свою интерпретацию и,

кроме того, бюджетному процессу присущи также свои собственные принципы.

1. Принцип последовательности вступления в бюджетный процесс органов

исполнительной и представительной власти. Стадии бюджетного процесса

делятся примерно поровну между органами исполнительной власти (они

составляют проект бюджета и исполняют бюджет) и представительной

власти (а они рассматривают и утверждают проект бюджета и после

исполнения бюджета, рассматривают и утверждают отчет об исполнении

бюджета – в этом и выражается последовательность).

2. Принцип ежегодности бюджета – бюджет должен быть утвержден до начала

планируемого бюджетного года. Кроме того, ежегодность дает возможность

более точно выявить тенденции рыночного развития, более полно учесть

происходящие изменения в темпах роста производства, внутреннего

валового продукта, национального дохода, курса рубля и т.д.

3. Принцип публичности и гласности – имеет особое значение, т.к.

бюджетный процесс, процедура абсолютно публичная и гласная, бюджет

обсуждается в представительных органах открыто, освещается в СМИ,

существует необходимость опубликовать закон “О бюджете” того или иного

уровня, а также закон “Об исполнении бюджета” того или иного уровня.

Гласным должно быть и отклонение бюджета. В случае принятия решения об

отклонении проекта бюджета или о неутверждении отчетов об исполнении

бюджетов в средствах массовой информации должны быть опубликованы

необходимые сведения о причинах принятия такого решения.

4. Принцип специализации бюджетных показателей – он основан на бюджетной

классификации1, на документе, который группирует все доходы и расходы

бюджета по определенным основаниям. В состав бюджетной классификация

. классификация доходов бюджетов РФ;

. функциональная классификация расходов бюджетов РФ;

. экономическая классификация расходов бюджетов РФ;

. классификация источников внутреннего финансирования дефицитов

. классификация источников внешнего финансирования дефицитов

федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ;

. классификация видов государственных внутренних долгов РФ и

субъектов РФ, видов, муниципального долга;

. классификация видов государственных внешних долгов РФ и

субъектов РФ, а также государственных внешних активов РФ;

. ведомственная классификация расходов РФ.

Принцип специализации показателей бюджета осуществляется на всех

стадиях бюджетного процесса. Бюджетная классификация — специальный

юридический акт, лежащий в основе всей бюджетной деятельности финансовых

органов. Следует иметь в виду, что бюджетная классификация имеет значение

не только для процессуальных норм бюджетного права, но и лежит в основе

материальных норм бюджетных права.

2. Полномочия участников бюджетного процесса .

Бюджетные полномочия представляют собой права и обязанности органов

государственной власти и органов местного самоуправления в отношении

принятия правовых актов в области бюджетных отношений, а также

осуществления бюджетного процесса на всех его стадиях. Задачи и функции

органов, обладающих бюджетными полномочиями, определяются соответствующими

нормативно-правовыми актами органов государственной власти РФ, субъектов РФ

и органов местного самоуправления. К ним относятся финансовые органы,

органы денежно-кредитного регулирования, органы государственного и

муниципального финансового контроля. Наряду с ними бюджетными полномочиями

обладают также органы законодательной (представительной) и исполнительной

власти, права которых закреплены в ст. 153 и 154 Бюджетного кодекса РФ, а

также Президент РФ, который ежегодно инициирует бюджетный процесс,

направляя Бюджетное послание Федеральному Собранию РФ и завершает его,

подписывая Федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый

На разных уровнях управления финансовые органы представлены

Министерством финансов РФ, финансовыми органами субъектов РФ

(министерствами финансов республик, входящих в состав РФ, областей и других

субъектов либо финансовыми управлениями или департаментами исполнительных

органов власти субъектов РФ), а также финансовыми органами муниципальных

образований (финансовыми управлениями либо отделами исполнительных органов

местного самоуправления городов, районов). Сельские и поселковые

администрации не имеют в своей структуре финансовых органов, Финансовые

органы субъектов РФ и органов местного самоуправления самостоятельны и не

входят в систему Министерства финансов РФ. В структуру федеральных

финансовых органон входит также Федеральное казначейство и его

территориальные органы в субъектах РФ и муниципальных образованиях,

организующие исполнение федерального бюджета. На региональном и местном

уровне Бюджетным Кодексом РФ в ст.151 предусмотрено создание

территориальных казначейств, обеспечивающих исполнение территориальных

Органом денежно-кредитного регулирования выступает Банк России,

который определяет нормы обязательных резервов, учетных ставок по кредитам,

устанавливает экономические нормативы для банков (например, нормативы

достаточности капитала банка, ликвидности, соотношения привлеченных и

размещенных средств и др.), проводит операции с ценными бумагами.

Органы государственного и муниципального финансового контроля

создаются как представительными, так и исполнительными органами власти и

Органы власти одного уровня могут в соответствии с Кодексом

делегировать свои отдельные полномочия органам другого уровня, но с

обязательной передачей ассигнований на их осуществление1.

Участниками бюджетного процесса являются:

Президент Российской Федерации;

органы законодательной (представительной) власти;

органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов РФ, главы

местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор

доходов бюджетов, другие уполномоченные органы);

органы денежно-кредитного регулирования;

органы государственного и муниципального финансового контроля;

государственные внебюджетные фонды;

главные распорядители и распорядители бюджетных средств;

иные органы, на которые законодательством РФ, субъектов РФ возложены

бюджетные, налоговые и иные полномочия;

бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные

предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные

организации, осуществляющие операции со средствами бюджетов.

Читайте также:
КАКОЙ СРОК ГРОЗИТ ЗА РАСПРОСТРАНЕНИЕ НАРКОТИКОВ МАТЕРИ?

Состав участников бюджетного процесса шире, чем состав органов,

обладающих бюджетными полномочиями. К ним помимо органов, обладающих

бюджетными полномочиями, относятся: Президент РФ, органы законодательной

(представительной) и исполнительной власти, органы управления

государственными внебюджетными фондами, главные распорядители и

распорядители бюджетных средств, бюджетные учреждения, государственные и

муниципальные унитарные предприятия как бюджетополучатели, а также

кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами

бюджетов. Вместе с тем, следует еще раз подчеркнуть, что в соответствии со

ст. 153 и 154 БК РФ органы законодательной и исполнительной власти обладают

бюджетными полномочиями, хотя они и не включены в состав органов,

обладающих бюджетными полномочиями в соответствии со ст. 151.

В состав участников бюджетного процесса, исходя из расширительной

трактовки бюджетной системы РФ, входят и органы управления соответствующими

государственными внебюджетными фондами (Пенсионным фондом РФ, Фондом

социального страхования РФ, Федеральным и территориальными фондами

обязательного медицинского страхования РФ). Они составляют проекты бюджетов

соответствующих фондов, представляют их для утверждения в Федеральное

Собрание РФ и законодательные органы власти субъектов РФ (по

территориальным внебюджетным фондам), составляют отчеты об исполнении

бюджетов фондов с последующим утверждением Федеральным Собранием РФ в форме

Что такое бюджетный кредит

Больше материалов по теме «Ведение бизнеса» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

Внимание!
5 мая 2020 г. на сайте Правительства РФ размещена информация о том, что в 2020 г. субъекты РФ освобождаются от платежей по бюджетным кредитам. Данное действие основано на принятии Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 г. № 619.

Указанное решение принято для того, чтобы поддержать регионы России, для чего скорректирован график выплат субъектов РФ по полученным бюджетным кредитам.

В соответствии с данным НПА:
• в 2020 г. субъекты РФ полностью освобождаются от обязанности погашать кредиты;
• в период 2021-2024 гг. регионы должны ежегодно выплачивать по 5% от задолженности по кредитам;
• в период 2025-2029 гг. субъекты обязаны будут погашать остаток равными частыми, и при этом им предоставлена возможность досрочного погашения задолженности.

Средства, которые изначально планировалось направить на погашение бюджетных кредитов, регионы вправе использовать для устранения последствий распространения коронавируса. Кроме того, их можно направить на компенсацию снижения налоговых и неналоговых доходов регионов.

Использование такой меры поддержки позволит субъектам РФ обеспечить устойчивость их бюджетов в условиях сложной социальной, эпидемиологической и экономической ситуации.

Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 г. № 619 опубликовано 5 мая 2020 г., а вступит в законную юридическую силу по истечении 7 дней. Его действие распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 г.

  1. Определение из Бюджетного кодекса
  2. Цели и задачи бюджетного кредитования
  3. Кто может брать бюджетный кредит
  4. Формы бюджетных кредитов
  5. Условия предоставления
  6. Возможные цели бюджетного кредитования
  7. Как получают бюджетный кредит
  8. Сроки кредитования и процентная ставка
  9. Непогашенный бюджетный кредит
  10. Учет бюджетного кредитования
  11. Особенности бюджетных кредитов в 2018 году

Бюджетные расходы могут финансироваться разными способами. Одной из форм кредитования являются бюджетные займы, предоставляемые субъектам Российской Федерации. Рассмотрим, в чем состоят особенности и нюансы их предоставления согласно Бюджетному кодексу РФ.

Определение из Бюджетного кодекса

В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса России бюджетные кредиты относятся к внутреннему кредитованию. Так называют особую фурму предоставления средств на расходы бюджета, которые даются юридическим лицам или другим бюджетам на основе возврата. Разновидностью его является бюджетная ссуда. Она, в отличие от бюджетного кредита, может быть выдана на безвозмездной основе, срок выдачи ограничивается шестимесячным периодом.

СПРАВКА! Бюджетный кодекс, законодательно регулирующий внутренние кредитные отношения, актуален с 1 января 2000 года.

Цели и задачи бюджетного кредитования

Главная функция выдачи федеральных средств в кредит субъектам Российской Федерации – это централизованное перераспределение финансов, которое контролируется государством. Это осуществляется за счет выполнения таких задач:

  • фискальной (контролирование уплаты налогов);
  • регулирующей (контроль внутреннего перераспределения денег);
  • управляющей.

Влияние бюджетного кредитования на экономическое развитие страны заключается в сдерживании или стимулировании. Оно осуществляется за счет следующих возможностей бюджетных займов:

  • восполнять дефицит бюджета;
  • стремиться нивелировать расхождения в уровне жизни с социально-экономической точки зрения;
  • регулировать экономическую стабильность в регионах;
  • содействовать развитию экономически важных секторов деятельности.

Кто может брать бюджетный кредит

Заемщиками финансов из федерального бюджета могут быть:

  • бюджетные учреждения – ст. 118 Бюджетного кодекса РФ прямо запрещает им иные источники кредитования, кроме бюджетных ссуд и займов из государственных внебюджетных фондов;
  • государственные и муниципальные унитарные организации;
  • юридические лица, которые не являются учреждениями бюджета или госпредприятиями;
  • исполнительная власть бюджетов более низких уровней;
  • отдельные категории граждан РФ.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Юрлицам, которые не представляют собой госучреждения и бюджетные организации, бюджетный заем может быть предоставлен только при условии обеспечения гарантий банка, поручительств или имущественного залога, гарантирующих возврат 100% средств, получаемых в кредит.

Формы бюджетных кредитов

По тому, с какой «стороны» кредитного договора находится держава, можно выделить две основных формы бюджетного кредита:

  • государство предоставляет средства – выдает деньги из бюджета с условием их последующего возврата;
  • государство привлекает средства – на основе определенных договоров осуществляются государственные займы и различные кредиты, которые государство может брать у кредитных организаций, фондов, других государств и т.п.

Условия предоставления

Для того чтобы иметь возможность получить бюджетный кредит, организация-заемщик должна соответствовать следующему основному требованию: по результатам проверки финансового состояния заемщик не должен иметь долгов перед бюджетом данного уровня. Условия выдачи предусматривают следующие моменты:

  1. Заем с определенным целевым назначением. Когда формируют бюджет, утверждают закрытый перечень целей, на которые может быть предоставлена ссуда. Тут же определяют и организационные вопросы кредитования:
    • условия выдачи;
    • периоды возврата;
    • процентная ставка и др.
  2. Возврат с процентами. В кредитном договоре определяется, сколько именно денег и в какой срок нужно вернуть по бюджетному кредиту.
  3. Обеспечение платежеспособности. Сторона, берущая кредит, должна быть финансово в состоянии вернуть 100% взятых средств, что подтверждается обеспечением высокой ликвидности.

Возможные цели бюджетного кредитования

Поскольку бюджетный кредит относится к строго целевому использованию средств, он может быть употреблен строго по определенным назначениям. Бюджетные средства, даваемые в кредит, предоставляются для:

  • частичного перекрытия дефицита бюджета;
  • корректировки временного кассового разрыва, который образовался при исполнении бюджета;
  • ликвидации последствий катастроф и стихийных бедствий на территории РФ.

Юридическим лицам – резидентам РФ бюджетные средства могут быть выданы для участия в производстве – модернизации, перестройки, развития и т.п.

Читайте также:
Служба по урегулированию коллективных трудовых споров

К СВЕДЕНИЮ! Широко используемые до 2001 года, федеральные программы поддержки предпринимателей были большей частью свернуты из-за низкой эффективности и массовых невозвратов кредитных средств.

Как получают бюджетный кредит

Юридическое лицо (бюджетная организация), желающее получить бюджетный кредит, должна оформить специальную заявку, в которой следует указать цель, для которой будут предназначены средства из бюджета. Кроме заявки, следует предоставить:

  • учредительные документы;
  • финансовую отчетность за последний год;
  • доказательства обеспечения займа (гарантийное письмо от банка, залоговое имущество, покрывающее сумму займа, государственное обеспечение).

ВАЖНО! Юридические лица могут претендовать на кредит только после проверки их финансового состояния, а в некоторых случаях – их поручительств.

Сроки кредитования и процентная ставка

В ст. 134 Бюджетного кодекса РФ «Предоставление бюджетам субъектов Российской Федерации бюджетных кредитов из федерального бюджета» говорится о том, что бюджетным организациям средства из федерального бюджета могут быть предоставлены сроком на 1 год.

Процент по бюджетному кредиту устанавливается Федеральным законом о бюджете на очередной год. В этом же документе устанавливается и размер возможных займов.

Нормативными актами, принимаемыми на основании данного федерального закона, устанавливаются:

  • основания предоставления;
  • порядок выдачи;
  • цели использования;
  • процедура возврата.

Непогашенный бюджетный кредит

Проблема неплатежей не так уж редко встречается в бюджетном кредитовании. Поэтому в федеральном законе о бюджете постоянно поднимается тема реструктуризации долгов бюджетных организаций перед федеральным бюджетом. Меры, которые предлагается предпринимать:

  • формализация процедуры и критериев выдачи бюджетных ссуд;
  • реструктуризация (пролонгация) долга, срок которого истек, если субъект РФ признан «кризисным регионом» по соответствующей процедуре.

Остаток долга в бюджет, в который входят и проценты, и пени, и штраф за просрочку, должен быть погашен:

  • за счет дотационных средств из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ;
  • за счет налоговых и иных отчислений специального налогового режима, предназначенных для зачисления в местный бюджет.

ВАЖНО! Отчисления должны поступать не от местных, региональных налогов, а только от федеральных, но предназначенных для регионального бюджета.

Учет бюджетного кредитования

Все финансовые органы субъектов РФ, использующих бюджетные кредиты, должны производить регистрацию и учет выданных им средств. При этом обязательно принимать во внимание и отражать в специальной документации основные важные моменты:

  • регистрационные реквизиты бюджетного займа: номер и дата договора кредитования, данные заемщика, целевое назначение финансов, сумма, дата выдачи денег, сроки для погашения, процентная ставка и т.п.;
  • учет основной денежной суммы и процентов по договору;
  • учет непогашенных остатков, в том числе процентов, пени, штрафов;
  • составление ориентировочного графика погашения;
  • расчеты начислений за будущие периоды;
  • при необходимости – проведение пролонгации;
  • код УИН – индивидуальный индикатор начисления, присваиваемый выданному бюджетному кредиту.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Необходимо сохранять всю кредитную историю, если бюджетный кредит переходит на новый финансовый год, то есть не был погашен своевременно.

Особенности бюджетных кредитов в 2018 году

Программа бюджетного кредитования, действующая более 10 лет, на сегодня представляется Правительству РФ не вполне эффективной. Было принято решение о ее постепенном сворачивании.

Правительство одобрило проект бюджета на 2018-2020 годы, в котором не предусмотрена статья расходов на бюджетные кредиты, потому что уже выданные составляют значительную часть государственного долга. Недопустимо рассчитывать на займы как на постоянный доход, получаемый регионами из бюджета, чтобы не допустить дефолта.

СПРАВКА! Регионы получили на рефинансирование долгов более 1 трлн. рублей. из федерального бюджета.

Прежде чем думать о новом кредитовании, следует разобраться со «старыми» долгами. Для этого правительство вместо выдачи денег в кредит из бюджета вводит программу реструктуризации накопленных задолженностей. Она рассчитана на длительный срок – от 7 до 12 лет в отдельных регионах. Первые два года регионы обязаны погасить по 5% своего долга, остальное – пропорционально в течение последующих 5-10 лет. Сроки выплат увеличат тем регионам, где инфляция не будет слишком обгонять налоги и неналоговые платежи.

В качестве финансовой помощи руководство страны планирует оставить регионам такие формы денежного обеспечения:

  • короткие годичные кредиты на покрытие кассовых разрывов;
  • дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности;
  • дотации на сбалансированность.

Правда, пока нет ответа на вопрос, как разрешить саму причину возникновения коммерческого долга, на погашение которого регионам и требовались бюджетные кредиты. Но это уже вопрос будущих десятилетий.

Бюджетный год: что это такое, описание и особенности

Подробности состава внеоборотных активов можно получить из данных бухгалтерского учета, а также из бюджета капиталовложений, содержащего информацию о приобретениях и реализации этих активов. Налоговые обязательства отражены в бюджетном отчете о прибылях и убытках, а данные о собственном капитале компании можно почерпнуть из документов, касающихся предполагаемых эмиссий и изъятий капитала (такие данные часто включаются в стратегические бюджеты). Предполагаемая нераспределенная прибыль на конец текущего года включает нераспределенную прибыль предыдущих лет и прибыль, заработанную в бюджетном году. Поскольку мастер-бюджет на следующий год составляется после всех остальных бюджетов, в конце текущего финансового года величину нераспределенной прибыли уже можно оценить достаточно точно. [c.588]

Для целей контроля исполнения бюджета M Ltd. подразделяет бюджетный год на 12 календарных месяцев. Предполагается равномерный рост выручки и затрат в течение года и одинаковая продолжительность календарных месяцев. [c.665]

Бюджетный процесс включает I) сводное финансовое планирование и прогнозирование 2) составление бюджета 3) рассмотрение и утверждение проекта бюджета 4) исполнение бюджета в течение бюджетного года 5 анализ и контроль исполнения бюджета. [c.147]

Бюджетная роспись представляет собой документ, содержащий детальные показатели доходов, средств заимствований и расходов утвержденного бюджета в соответствии с действующей бюджетной классификацией по срокам бюджетного года в разрезе распорядителей и получателей бюджетных средств. Она направляется для сведения в органы представительной власти и контрольно-счетные органы. [c.169]

В ходе бюджетного года по окончании его годового цикла центральные и территориальные финансовые органы постоянно проводят аналитическую работу по результатам составления и исполнения бюджета. [c.178]

Если использовать в качестве базы распределения фактический объем, то в третьем случае окажется, что по цеху микрокомпьютеров накладных расходов исчислено больше, чем ожидалось в начале года. То есть использование фактического объема способствует тому, что колебания в потреблении услуг одним цехом приводят к колебаниям в другом. Если используется в качестве базы распределения фактический объем, то пользователи не знают, сколько стоят оказанные им услуги до окончания бюджетного года. [c.281]

В соответствии с Федеральной программой в проекте федерального бюджета каждый год предусмотрено выделение средств на ее реализацию, а в конце бюджетного года Правительство РФ представляет в Государственную Думу доклад о состоянии и развитии малого предпринимательства в Российской Федерации и мерах по его государственной поддержке, включая отчет об использовании выделенных на эти цели средств федерального бюджета. Следует отметить, что в 1996—1997 гг. из федерального бюджета на целевую программу государственной поддержки МП выделялось всего по 386,6 млрд руб. ежегодно. [c.369]

Читайте также:
Меня не вывели из состава участников, хотя я им давно не являюсь

Взимание налога было возобновлено в конце 1922 — начале 1923 г. Ставки налога для рабочих и служащих устанавливались в размере 150 руб., крестьян — 200, для ремесленников и кустарей, не пользующихся наемным трудом, — 500 руб., буржуазных элементов — 5000 руб. (в денежных знаках образца 1922 г.). В соответствии с целевым назначением налога поступления распределялись между комиссией ВЦИК по ликвидации последствий голода (30%), Наркомземом (30%), системой сельскохозяйственного кредита (20%) и местными бюджетами (20%). Налог, введенный на 1924/25 бюджетный год, взимался со всех граждан, достигших 18-летнего возраста, кроме работавших в сельском хозяйстве, рабочих и служащих с заработком ниже 75 руб. в месяц, учащихся, инвалидов. Ставки налога дифференцировались по разрядам плательщиков и поясам местности. [c.213]

Ограничения на выплату дивидендов и перепродажу акций также являются одними из главных в этой категории. Цель их введения — установить рамки для оттока денежной наличности из оборота и, таким образом, поддержать ликвидность компании. Чаще всего размер выплачиваемых дивидендов и перепродажи акций ограничивается определенным процентом от совокупного чистого дохода на фиксированную дату, в частности, на конец последнего бюджетного года, предшествующего году подписания соглашения о срочной ссуде. Менее гибкий метод — ограничить дивиденды и сумму выкупа акций абсолютной долларовой суммой. В большинстве случаев будущий заемщик должен быть готов к этим ограничениям. Будучи привязанными к прибыли, эти ограничения тем не менее позволяют выплачивать достаточные дивиденды, пока компания имеет возможность получать прибыль достаточного размера. [c.572]

Потребность прибыли на бюджетный год [c.24]

Рис. 21. Новый план на бюджетный год/цель управленческий результат, равный О

Наступающий бюджетный год долог. Ежедневно должны приниматься различные решения, в том числе относительно цен реализации, принятия или отклонения скидок для некоторых клиентов и изделий. Легко может получиться, что из-за ежедневной текучки менеджеры по продажам забывают о целях планирования либо думают, что другие сделки помогут выровнять ситуацию. Однако в конце концов часто оказывается, что бюджетная цель не достигнута. Поэтому необходимо уметь представлять себе плановое решение относительно цены продажи в виде потолка, который будет держаться, если на основе калькулирования целевых сумм покрытия построить остов целевого покрытия затрат по продуктам. Такая калькуляция означает проведение расчетов по обеспечению надежности цен, а определение целевой суммы покрытия в час представляет собой начальный расчет целевой цены, на основе которого проходили обсуждения целевых цен, в том числе с учетом разной способности изделий выдерживать цели по покрытию. 112 [c.112]

Если схема расчета результата от реализации выполняет функции плана по обороту, затратам и прибыли, то удельные стратегические показатели могут быть рассчитаны на основе данных годового бюджета (бюджетная величина годовой суммы покрытия делится на плановое количество единиц реализации за год это дает плановую сумму покрытия на единицу продукции, что соответствует расчетам на основе данных нормативной калькуляции по изделию). Если же действует схема текущих расчетов за месяц, квартал или год, то значения стратегических показателей, полученные при годовом планировании, будут отличаться от данных расчетного периода. Поэтому в течение года не следует менять оперативный план, на основе которого сформированы стратегические показатели и нормативные калькуляции. Менеджеры отдела сбыта должны руководствоваться информацией, полученной из формуляра, с помощью которого определяют приоритеты в ассортиментной политике, остающиеся неизменными в течение бюджетного года, чтобы иметь возможность в процессе диспозитивного планирования идти курсом на достижение плановых результатов по сумме покрытия. [c.153]

Задачи Как описано на рис. 40, однако необходимо усилить профилактические мероприятия Бюджет Изменения к Текущий год Бюджетный год [c.179]

Бюджетный год I квартал 2 квартал 3 квартал 4 квартал ВСЕГО [c.348]

Ожидаемое состояние активов, обязательств и собственного капитала. Финансовая позиция компании на конец бюджетного года. Выявляет неблагоприятные финансовые условия, которых менеджер может попробовать избежать, используется как окончательная проверка математической точности расчетов других бюджетов, описывает будущие ресурсы и обязательства. [c.469]

Смета доходов от реализации – прогноз объема реализации, т. е. оценка объема продаж, которые предполагается достичь в бюджетном году. Это первый и основной этап разработки бюджета. Остальные являются производными. Для составления сметы используются следующие способы [c.404]

Средства бюджетного кредита перечисляются заемщику на его счет в кредитной организации. Осуществление операций и платежей за счет средств бюджетного кредита производится заемщиком самостоятельно в соответствии с целями бюджетного кредита в порядке, предусмотренном БК РФ и гражданским законодательством Российской Федерации. Особенностью договора о предоставлении бюджетного кредита является то, что цели, на которые может быть предоставлен бюджетный кредит, условия и порядок их предоставления, лимиты предоставления бюджетных кредитов на срок в пределах года и на срок, выходящий за пределы бюджетного года, а также ограничения по субъектам использования бюджетных кредитов, указываются при утверждении бюджета на очередной финансовый год. [c.86]

Деятельность государства от начала составления государственного бюджета до утверждения отчета о его исполнении длится около трех с половиной лет, и этот срок называется бюджетным циклом. Весь бюджетный цикл делится на стадии бюджетного процесса стадии составления, рассмотрения, утверждения бюджета, стадия исполнения и заключения бюджета и стадия составления и утверждения отчета об исполнении бюджета, которые периодически сменяют одна другую. Сам бюджет действует в течение одного года с 1 января по 31 декабря. Финансовый (бюджетный) год на территории РФ длится 12 месяцев (ст. 211, 264 БК РФ). В соответствии со ст. 242 БК РФ финансовый год завершается 31 декабря. Лимиты бюджетных обязательств прекращают свое действие 31 декабря. Принятие денежных обязательств после 25 декабря не допускается. Подтверждение денежных обязательств должно быть за- [c.99]

Период, в течение которого действует бюджет, называется бюджетным годом. Обычно бюджетный год равняется 12 месяцам. [c.415]

Как уже было отмечено, бюджетный год — это период, в течение которого действует утвержденный бюджет. Однако в разных государствах начало бюджетного года различно. [c.416]

Читайте также:
Отказ в предоставлении гражданину информации

В Нигере, США, Таиланде бюджетный год начинается с 1 октября. [c.416]

Различие в начале бюджетного года обычно объясняется историческими причинами, традициями, связанными со сроками созыва сессий законодательных органов. В федеративных государствах бюджетный год у членов федерации может не совпадать с федеральным бюджетом. В США, например, многие штаты имеют иное начало бюджетного года, чем это установлено для федерации. [c.416]

Бюджет в размере одной двенадцатой используется в случае непринятия бюджета до начала бюджетного года. Каждая двенадцатая доля представляет собой мини-бюджет на месяц и составляет одну двенадцатую доходов и расходов за предыдущий бюджетный год. [c.416]

Завершение финансирования отдельных объектов, закрытие финансовых счетов может осуществляться уже после окончания финансового года в так называемый льготный период, продолжительность которого колеблется по странам от одного до пяти месяцев. В течение этого времени правительство имеет право производить финансирование за счет средств, предусмотренных по уже закончившемуся бюджетному году, не испрашивая новых разрешений. Бюджетный год с включением льготного срока образует счетный период, под которым понимается фактический период исполнения бюджета с добавлением льготного срока. [c.417]

В Сенегале контроль за исполнением бюджета на высшем уровне осуществляют от имени президента Управление Финансового контролера и Главная государственная инспекция. В их функции входят контроль за законностью и своевременностью всех финансовых операций с бюджетными средствами и информирование президента о состоянии государственных финансов. Судебный контроль осуществляют 3-й отдел (финансовый и счетный отдел) Верховного суда Сенегала, выполняющий те же функции, что и французская Счетная палата, и Палата бюджетной дисциплины, налагающая взыскания за нарушения в бюджетной сфере. Парламент по окончании бюджетного года принимает закон об исполнении бюджета. [c.436]

Бюджетный год – время (12 месяцев), в течение которого осуществляется исполнение утвержденного бюджета. В Российской Федерации бюджетный год совпадает с календарным начинается 1 января и заканчивается 31 декабря. [c.273]

Взаимные расчеты — метод бюджетного регулирования, который применяется в ходе исполнения бюджетов в случае возникновения незапланированных вопросов межбюджетных отношений. Если в течение бюджетного года вышестоящие органы власти принимают какие-либо решения (например, о повышении заработной платы работникам бюджетной сферы или о снижении ставок налогов), что не было учтено при формировании бюджетов на этот год, то такие решения должны быть подкреплены передачей отдельных видов налогов или других платежей (полностью или частично) или путем предоставления бюджетных компенсаций. 185 [c.110]

БЮДЖЕТНЫЙ ГОД – законодательно установленный годовой срок составления, утверждения и исполнения государственного бюджета. [c.28]

Рисунок 18-3. Ежегодный дефицит федерального бюджета, 1970-1995 гг. (итоги бюджетного года, в млрд дол.)

Бюджетный год — это период, в течение которого действует утвержденный бюджет. Он не всегда совпадает с календарным годом, что объясняется исторически сложившейся практикой, сроками созыва сессией парламентов. Во Франции, ФРГ, Италии, Бельгии, Нидерландах, Швейцарии бюджетный год совпадает с календарным годом. В Великобритании, Канаде, Японии бюджетный год начинается с 1 апреля и заканчивается 31 марта следующего года. В США бюджетный год охватывает период с 1 октября по 30 сентября следующего года. [c.128]

Работа по составлению проекта государственного бюджета начинается задолго до начала нового бюджетного года в ФРГ — за шесть месяцев, в Японии — за семь, во Франции — за 14, в США — за 18 месяцев. Проект бюджета разрабатывается органами исполнительной власти, как правило, министерством финансов (казначейством), а в США — специальным органом — Службой управления и бюджета при президенте. [c.248]

В ряде стран составление бюджета начинается с выступлений главы исполнительной власти по проблемам общих направлений социально-экономической политики на предстоящий год. Например, в США президент обращается к американскому народу с Бюджетным посланием, в котором формируются основные за-1 дачи финансово-денежной политики, правительственная оценка доходов и расходов федерального бюджета в предстоящем бюджетном году и в последующие четыре года. [c.248]

По окончании бюджетного года органом управления фонда составляется отчет о его исполнении и представляется Правительст- [c.94]

Бюджетный год совпадает с календарным в таких странах, как Австрия, Аргентина, Бельгия, Болгария, Бразилия, Венгрия, Вьетнам, Заир, Замбия, Иордания, Ирландия, Италия, Китай, Коста-Рика, Кот-д Ивуар, Малайзия, Польша, Румыния, Сирия, Тунис, Шри-Ланка, Швейцария. [c.416]

ВНЕШНИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДО Ж (foreign debt) – задолженность государства по непогашенным внешним займам и невыплаченным по ним процентам. В.г.д. складывается из задолженности данного государства международным и региональным банкам, правительствам, частным иностранным банкам и др. Текущий В.г.д. – тот, по которому срок уплаты наступает в текущем или ближайшем бюджетном году капитальный – тот, по которому срок платежа еще не наступил. [c.50]

Размеры ежегодного бюджетного дефицита в 80-х и первой половине 90-х годов существенно возросли в сравнении с 70-ми годами. [Источник Экономический доклад президента, 1995 г. Бюджетный год представляет собой двенадцатимесячный период, который заканчивается 30 сентября, а не 31 декабря, как календарный год. За 1995 г. приводятся оценочные данные.) [c.402]

Фактический, или текущий, бюджет (a tual budget) — сумма расходов федерального правительства (на закупку товаров и услуг, а также на трансфертные платежи) за вычетом суммы поступивших налогов за любой (бюджетный) год при этом результат не может служить критерием того, направлена ли бюджетная политика на расширение или на сокращение спроса. Ср. Бюджет при полной занятости. [c.966]

Смотреть страницы где упоминается термин Бюджетный год

Финансовое право Издание 3 (2005) — [ c.210 ]

БЮДЖЕТНЫЙ ГОД

Смотреть больше слов в « Экономике и праве »

Смотреть что такое БЮДЖЕТНЫЙ ГОД в других словарях:

БЮДЖЕТНЫЙ ГОД

установленный в законодательном порядке годовой срок составления, утверждения и исполнения бюджета. В большинстве стран Б. г. соответствует кал. смотреть

БЮДЖЕТНЫЙ ГОД

бюджетный год фискальный год Словарь русских синонимов. .

БЮДЖЕТНЫЙ ГОД

БЮДЖЕТНЫЙ ГОД(fiscal year) Год, начинающийся 6 апреля одного года и заканчивающийся 5 апреля следующего (1992/93 бюджетный год начинается б апреля 1992. смотреть

БЮДЖЕТНЫЙ ГОД

англ. budgetary year) – время, в течение которого исполняется утвержденный бюджет. В РФ Б.г. совпадает с календарным: начинается с 1 янв. и заканчивается 31 дек., когда завершается исполнение всех бюджетов, входящих в бюдж. систему РФ. Такое совпадение Б.г. с календарным было введено в России с 1 янв. 1700, когда Император Петр I своим Указом приурочил Б.г. к календарному. На протяжении последующей 300летней истории развития России это правило соблюдалось, хотя с нек-рыми исключениями. Отступление, в частн., было сделано в период 1922–30, когда происходило восстановление нар. хоз-ва страны, разруш. в результате 1-й мировой и гражданской войн, и когда Б.г. был сориентирован на с.-х. год (начинался с 1 окт. и заканчивался 30 сент.). Однако с 1931 в СССР вернулись к Б.г., совпадающему с календарным. В странах СНГ, большинстве восточноевропейских стран и в ряде западноевропейских стран (Франции, ФРГ, Италии, Бельгии и др.) Б.г. тоже совпадает с календарным. В нек-рых же странах Б.г. определяется иными временными рамками: начинается с 1 апр. (как в Великобритании, Японии, Канаде), с 1 июля (как в Швеции и Норвегии) или с 1 окт. (как в США) и заканчивается соответственно 31 марта, 30 июня, 30 сент. Это связано с историч. традициями, временем проведения парламентских сессий и др. причинами. В федеративных гос-вах Б.г., как правило, совпадает у федерации и ее членов, но могут иметь место и несовпадения, напр., в США Б.г. у отд. членов Федерации (штатов) не совпадает с тем, каким он установлен для федер. бюджета. В практике бюджетного планирования различают понятия «Б.г.» и «бюджетный период»: бюдж. период может охватывать любое временнoе пространство (один, два, три календарных года и даже быть более длительным) в зависимости от того, на какой по длительности срок распространяется расчет планируемых бюдж. показателей. При бюдж. планировании тот или иной конкретный Б.г. может быть взят за основу расчетных проектировок. В этом случае такой Б.г. становится базовым годом. смотреть

Читайте также:
Валютный курс: что это такое, описание и особенности

БЮДЖЕТНЫЙ ГОД

БЮДЖЕТНЫЙ ГОД (budget year) Принятое федеральным правительством США название финансового года. Бюджетный год начинается 1 октября и заканчивается 30. смотреть

БЮДЖЕТНЫЙ ГОД

(fiscal year) Год, начинающийся, 6 апреля текущего года и заканчивающийся 5 апреля следующего (скажем, 1988/89 бюджетный год начался 6 апреля 1988 г. и. смотреть

БЮДЖЕТНЫЙ ГОД

Бюджетный год законодательно установленный годовой срок составления, утверждения и исполнения государственного бюджета. В большинстве стран соответств. смотреть

БЮДЖЕТНЫЙ ГОД

– время, период, в течение которого осуществляется исполнение утвержденного бюджета. Время начала и окончания бюджетного года может нс совпадать с календарным. В РФ Б г. составляет 12 месяцев и совпадает с календарным годом (с 1 января по 31 декабря). Впервые в России Б.г, равный календарному, был установлен Указом Петра I с 1 января 1700 г. С 1922 г. по 1930 г Б. г в России приравнивался к сельскохозяйственному (с 1 октября текущего года по 30 сентября следующего).
. смотреть

БЮДЖЕТНЫЙ ГОД

БЮДЖЕТНЫЙ ГОД, законодательно установленный годовой срок составления, утверждения и исполнения государственного бюджета. В большинстве стран соответствует календарному (Российская Федерация, Италия, Франция, Германия), в некоторых – с 1 апреля по 31 марта (Великобритания, Япония), с 1 июля по 30 июня (Канада), с 1 октября по 30 сентября (США), с 1 марта по 28 февраля (Турция).

БЮДЖЕТНЫЙ ГОД

БЮДЖЕТНЫЙ ГОД – законодательно установленный годовой срок составления, утверждения и исполнения государственного бюджета. В большинстве стран соответствует календарному (Российская Федерация, Италия, Франция, Германия), в некоторых – с 1 апреля по 31 марта (Великобритания, Япония), с 1 июля по 30 июня (Канада), с 1 октября по 30 сентября (США), с 1 марта по 28 февраля (Турция).
. смотреть

БЮДЖЕТНЫЙ ГОД

БЮДЖЕТНЫЙ ГОД , законодательно установленный годовой срок составления, утверждения и исполнения государственного бюджета. В большинстве стран соответствует календарному (Российская Федерация, Италия, Франция, Германия), в некоторых – с 1 апреля по 31 марта (Великобритания, Япония), с 1 июля по 30 июня (Канада), с 1 октября по 30 сентября (США), с 1 марта по 28 февраля (Турция). смотреть

БЮДЖЕТНЫЙ ГОД

БЮДЖЕТНЫЙ ГОД, законодательно установленный годовой срок составления, утверждения и исполнения государственного бюджета. В большинстве стран соответствует календарному (Российская Федерация, Италия, Франция, Германия), в некоторых – с 1 апреля по 31 марта (Великобритания, Япония), с 1 июля по 30 июня (Канада), с 1 октября по 30 сентября (США), с 1 марта по 28 февраля (Турция). смотреть

БЮДЖЕТНЫЙ ГОД

Бюджетный год совпадает с календарным, начинается 1 января и заканчивается 31 декабря. На бюджетный год рассчитываются налоги: подоходный и на увеличение рыночной стоимости капитала, ежегодные скидки налогообложения наследства. В США бюджетный год начинается 1 июля и завершается 30 июня следующего года. Иногда бюджетный год называют налоговый год или годом налогообложения. . смотреть

БЮДЖЕТНЫЙ ГОД

законодательно установленный годовой срок составления, утверждения и исполнения государственного бюджета. В большинстве стран соответствует календарному (Российская Федерация, Италия, Франция, Германия), в некоторых – с 1 апреля по 31 марта (Великобритания, Япония), с 1 июля по 30 июня (Канада), с 1 октября по 30 сентября (США), с 1 марта по 28 февраля (Турция). смотреть

БЮДЖЕТНЫЙ ГОД

– законодательно установленный годовой срок составления,утверждения и исполнения государственного бюджета. В большинстве странсоответствует календарному (Российская Федерация, Италия, Франция,Германия), в некоторых – с 1 апреля по 31 марта (Великобритания, Япония),с 1 июля по 30 июня (Канада), с 1 октября по 30 сентября (США), с 1 мартапо 28 февраля (Турция). смотреть

БЮДЖЕТНЫЙ ГОД

срок действия утвержденного бюджета. Б.г. в России определен в 12 месяцев и совпадает с календарным годом (с 1 января по 31 декабря). * * * (англ. budg. смотреть

БЮДЖЕТНЫЙ ГОД

БЮДЖЕТНЫЙ ГОД, законодательно установленный годовой срок исполнения государственного бюджета. В большинстве стран соответствует календарному (страны СНГ, Италия, Франция и др.), в некоторых – с 1 апреля по 31 марта (Великобритания, Япония), с 1 июля по 30 июня (Канада), с 1 октября по 30 сентября (США), с 1 марта по 28 февраля (Турция).
. смотреть

БЮДЖЕТНЫЙ ГОД

, законодательно установленный годовой срок исполнения государственного бюджета. В большинстве стран соответствует календарному (страны СНГ, Италия, Франция и др.), в некоторых – с 1 апреля по 31 марта (Великобритания, Япония), с 1 июля по 30 июня (Канада), с 1 октября по 30 сентября (США), с 1 марта по 28 февраля (Турция). смотреть

БЮДЖЕТНЫЙ ГОД

срок действия утвержденного бюджета. Б.г. определен в РФ в 12 месяцев и совпадает с календарным годом (с 1 января по 31 декабря). Впервые в России бюдж. смотреть

БЮДЖЕТНЫЙ ГОД

БЮДЖЕТНЫЙ ГОД — срок действия утвержденного бюджета. Б.г. в России определен в 12 месяцев и совпадает с календарным годом (с 1 января по 31 декабря).

БЮДЖЕТНЫЙ ГОД

БЮДЖЕТНЫЙ ГОД – срок действия утвержденного бюджета. Б.г. в России определен в 12 месяцев и совпадает с календарным годом (с 1 января по 31 декабря).

Читайте также:
Валютные ограничения: что это такое, описание и особенности

БЮДЖЕТНЫЙ ГОД

срок действия утвержденного бюджета. Определен в Республике Беларусь в 12 месяцев и совпадает с календарным годом (с 1 января по 31 декабря).

БЮДЖЕТНЫЙ ГОД

время, период, в течение которого осуществляется исполнение утвержденного бюджета. В ряде стран этот период совпадает с календарным годом.

БЮДЖЕТНЫЙ ГОД

БЮДЖЕТНЫЙ ГОД – законодательно установленный годовой срок составления, утверждения и исполнения государственного бюджета.

БЮДЖЕТНЫЙ ГОД

период, на который составляется государственный бюджет; время начала и окончания бюджетного года может не совпадать с календарным.

БЮДЖЕТНЫЙ ГОД

бюджетный годשנַת-תַקצִיב, שנַת-כּסָפִים נ’

БЮДЖЕТНЫЙ ГОД

– законодательно установленный годовой срок составления, утверждения и исполнения государственного бюджета.

БЮДЖЕТНЫЙ ГОД

законодательно установленный годовой срок составления, утверждения и исполнения государственного бюджета.

БЮДЖЕТНЫЙ ГОД

см. хозяйственный год.

БЮДЖЕТНЫЙ ГОД

año económico, año presupuestario, ejercicio presupuestal

БЮДЖЕТНЫЙ ГОД

business year; fiscal year

БЮДЖЕТНЫЙ ГОД

Budgetjahr, Etatsjahr, Haushaltsjahr, Rechnungsjahr

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Брегонский закон

Брегонский закон

или закон брегонов (Brehonlaw) — свод древнеирландских законов, действовавших на всем острове до вторжения англичан; в некоторых общинах провинции Ульстер, покоренной позднее других, Б. закон сохранял свое значение до королевы Елисаветы в XVII веке. Название его происходит от “breho”, т. е.: судья, достоинство, соответствовавшее общекельтскому “друиду”. Лучший сборник носит название Senchus mor, т. е. великая старина, и по времени относится к эпохе просветителя Ирландии, св. Патрика († 465 г.), который много содействовал, как передает легенда, брегонам в составлении свода юридических обычаев страны. Древнейшая рукопись законов, сохранившаяся до настоящего времени, принадлежит началу XIV века; лучшим современным изданием считается: “Ancient laws of Ireland. Dublin, 1865—79”, начатое Сюлливаном и продолжаемое проф. Аткинсоном. Можно считать несомненным, что Б. закон представляет древнейший памятник ирландской письменности, так как в одном глоссарии IX века уже ссылаются на Senchus mor, как на компетентный источник. Своеобразные особенности языка и правовых понятий подтверждают древность сборника, в который вошли юридические понятия, передаваемые устно в течение нескольких веков из поколения в поколение. Общий характер и некоторые отдельные статьи Б. закона отличаются точностью и полнотою определения, что особенно заметно при сравнении с другими юридическими сборниками, известными под общим названием Leges barbarorum. В “Сенхус-море” на первом плане ежегодные переделы пахотной земли, считавшейся в общинном владении; такое разделение существовало у кельтов в самые отдаленные времена, в Ирландии сохранялось до 1782 г., а в горных общинах Шотландии и Уэльса встречается и ныне. Хотя кельты не препятствовали отдельным членам общины приобретать в личную собственность участки земли, но подворное, или хуторное, хозяйство у них не привилось и члены семьи (законные и незаконные) сообща пользовались пахотною и пастбищною землями, а также всякими продуктами в хозяйстве. Сама семья занимала общую усадебную постройку, называемую сrich; несколько таких “крихов” образовывали tuath (нечто вроде современного баронства), которые соединялись в mor tuath, соответствующий отчасти русской волости. Первое время наибольшим значением в “мор-туате” пользовались брегоны, хранители религиозного учения и представители правосудия, но без ясно формулированного официального положения; их приговоры нередко оставались без исполнения, так как виновные открыто отказывались подчиниться их решению; органов исполнительной власти у ирландцев не существовало и решение брегоном спорного вопроса вызывало вооруженное сопротивление, охватывавшее нередко целый “клан”, или колено. Позднее явились в “мор туате” главари, называемые “ри” (собственно, маленький король); сила и значение таких ри зависела от многих причин, среди которых немаловажное значение имели fuidhir (буквально значит ломанный человек), напоминающие древнерусского изгоя. Личность, удаленная за что-нибудь из клана, а следовательно, лишенная земельных и наследственных прав, становилась fuidhir и приискивала себе покровителя среди корольков; королек давал ему участок пустующей земли, за которую изгой обязывался лично служить своему покровителю с оружием в руках. Уже в отдаленные времена вокруг корольков собирались довольно многочисленные дружины земледельцев-воинов, которые, конечно, содействовали усилению власти корольков и гнету народа; таким образом, постепенно, из скромных главарей возникли политически сильные короли, которых в Ирландии было пять (Ульстер, Мюнстер, Коннаут, Лейнстер и Меат, принадлежащие фамилиям О’Нейль, О’Бриен, О’Коннор, Мак-Моруг и О’Мелаглин). Сословных степеней было несколько, но большим значением пользовались aires, которые, согласно Senchus mor, должны были обладать определенным количеством скота, земледельческих орудий, домашнего скарба (перечисление которого указывает на простоту условий жизни в ту отдаленную эпоху), наконец, определенных размеров домом с двором, площадь которого была различна для каждой сословной степени. Обыкновенно бревенчатый дом у высших классов занимал в длину 17 до 27 ф., а ширина двора определялась главою дома, который садился на порог входной двери и бросал перед собою известную тяжесть, остановка которой определяла границу сдворочного места. Кроме свободных граждан общины, имевших право владеть землею, избирать и быть избираемыми на общественные должности, у ирландцев существовали рабы, контингент которых пополнялся благодаря разбойничьим морским набегам в Шотландию, Южную Англию и Бретань; рабы обрабатывали землю, пасли стада своих хозяев и не пользовались никакими правами, пока землевладелец-дворянин не находил возможности предоставить им звание своих арендаторов, называемых также часто fuidhir. Выше отпущенных на свободу рабов стоял класс людей, соответствующий римским клиентам, туземного происхождения и называемый faifs; за право пользования земельным участком эти faifs вносили один из трех разрядов оброка, смотря по соглашению с юридическим владельцем земли; этот оброк состоял почти исключительно из сельскохозяйственных продуктов и только позднее перешел на деньги. Как у большинства доисторических народов, монетною единицею ирландцев был скот и, главным образом, корова. Благосостояние свободных людей зависело главным образом от земли, а потому в законе брегонов старательно разработаны все юридические отношения к землевладению и переходу прав собственности от одного лица к другому. Одинаково подробно, хотя не всегда ясно, рассмотрены брачные отношения; в этих делах верховная юрисдикция принадлежала римскому папе, но благодаря дальности расстояния на “зеленом” острове развились своеобразные отношения между мужем и женою. Расторжение брака было делом обыденным, и законодатели позаботились только об охранении имущественных прав как законной жены, так и незаконной; законная жена имела право уступать свое имущество полностью или по частям кому угодно, контролировала распоряжения мужа и могла выделить свою долю из общего владения, если ее беспокоили притязания незаконной жены. Дети почти никогда не воспитывались дома, а отдавались за известную плату одному из бедных оброчников или арендаторов, у которого девочки оставались до 14 лет, а мальчики до 17 лет. Если ребенок умирал еще очень маленьким, то заменялся другим; выросший воспитанник был обязан содержать приемных родителей до своей смерти. Образовательный ценз был, конечно, невысок: девочки должны были выучиться плести корзины, молоть на ручной мельнице, печь хлебы и “обряжать” скотину; для аристократок курс ученья дополнялся искусством прясть, кроить, шить и вышивать; мальчиков учили обжигать кирпичи, обрабатывать землю и рубить дрова, а аристократам преподавали верховую езду, плаванье, метанье пращей и шахматную игру. Пища была для всех одинаковая и однообразная; одежда, выдаваемая родителями, была скромная, и только дети королей носили шелк; за убытки, наносимые детьми, пеню, или “cric”, платили приемные родители. Эти пени были единственным оружием в руках брегонов, которые не имели вообще возможности налагать других наказаний на виновных; все пени, взыскиваемые за что бы то ни было, шли в пользу бедных: лицо, не имущее возможности уплатить пеню, попадало в рабство. Арест не выражался заключением в тюрьму, а виновного заковывали в кандалы. Смертная казнь за убийство свободного человека была введена позднее католическим духовенством, приобретшим большое значение в стране. Дороги, мосты, паромы и принадлежности рыбной ловли содержались на счет общины, которая также заботилась о поддержании укреплений и крепостей, оберегающих tuath от нападений соседних кланов. Воинская повинность исполнялась всеми способными носить оружие, мужчинами и женщинами безразлично; только предписание пап через епископов во второй половине VI века заставило женщин отказаться от военной службы. Относительно судопроизводства сведений сохранилось очень мало; известно только, что были различные инстанции, обвинители, или прокуроры, и защитники. Границы земельных участков определялись межами и межевыми ямами; последние устраивались с теми же церемониями, которые доныне соблюдаются в русских деревнях, а именно засыпка углем и камнями, а также сечение мальчиков.

Читайте также:
Интернет и право: что это значит

О законе брегонов можно получить сведения в сочинениях Maine, “Ancient laws of Ireland” (Лондон, 1875); O’Curry “Lectures on the materials of Ancient Irish History” (Лондон, 1873) и E. Lawless, “Ireland, with some additions by A. Bronson” (Лондон, 1889).

Что такое ирландия: история – б. брегонские законы? Значение ирландия: история – б. брегонские законы в энциклопедии Кольера

ирландия: история – б. брегонские законы – К статье ИРЛАНДИЯ: ИСТОРИЯ

Этот свод законов и судебная система явно имеют весьма древнее происхождение. Некоторые центральные его элементы, возможно, принадлежат докельтскому периоду, поскольку характеризуются чертами, которых нет у древних кельтов. Общественная жизнь населения, если судить по этим законам, уже носила сложный и иерархический характер. Самой мелкой экономической, а также политической и социальной единицей являлся клан. Вся земля находилась в общем владении клана, который отдавал участки земли в собственность тем, кто являлся полноправным и свободным членом родового сообщества. Статус тех, кто входил в клан, но не вполне принадлежал роду, имел свои градации. На дне иерархии находились бродяги и рабы. Количество земли, выделявшееся полноправным членам клана, зависело от значимости функций, которые ими выполнялись. Клан выбирал вождя, который отвечал за распределение и перераспределение земли. Со временем вождь, как и следовало ожидать, начинал рассматривать землю как свою собственность и наделял членов клана только правом распоряжения землей. Однако на всем протяжении языческого периода регулярно собиравшиеся сходы кланов осуществляли высшую власть в рамках родовых союзов. Время от времени земля клана перераспределялась, однако если тот иной участок в течение долгого времени оставался в распоряжении семьи, стоявшей у власти из поколения в поколение, его начинали рассматривать как собственность, а не просто как временное владение. При этом количество земли указывало на положение семьи внутри клана, а количество принадлежавшего ей скота определяло, насколько она богата. Значительная часть брегонских законов затрагивает права собственности. Переход собственности из одних рук в другие обставлялся сложнейшими процедурами в зависимости от того, происходила ли передача земельной или личной собственности добровольно или в силу закона. Эти процедуры варьировали также в зависимости от положения участвовавших в деле лиц. Прежде чем истец мог вступить во владение собственностью, ранее принадлежавшей превосходившему его по рангу лицу, он должен был пройти через период воздержания от пищи. Если в течение этого времени истец умирал, ответчика могли обвинить в убийстве. Не существовало четкой грани между гражданским и уголовным правом. Если речь шла о преступлении, потерпевшая сторона или ближайшие родственники потерпевшего должны были обеспечить предъявление обвинения и само наказание, однако в этом им помогали все члены сообщества. Существенно важную роль в судебном процессе играли брегоны (судьи), существовавшие по крайней мере с начала христианской эры. Брегон был профессиональным толкователем законов и за плату, пусть и не официальную, выносил решения в делах, которые под них подпадали.

Соседние слова

К статье ИРЛАНДИЯ: ИСТОРИЯ Этот свод законов и судебная система явно имеют весьма древнее происхождение . Некоторые центральные его элементы , возможно , принадлежат докельтскому период у, поскольку характер изуются чертами, которых нет у древних кельтов. Общественная жизнь населения, если судить по этим законам, уже носила сложный и иерархический характер. Самой мелкой экономической, а также политической и социальной единицей являлся клан. Вся земля находилась в общем владении клана, который отдавал участки земли в собственность тем, кто являлся полноправным и свободным членом родового сообщества. Статус тех, кто входил в клан, но не вполне принадлежал роду, имел свои градации. На дне иерархии находились бродяги и рабы. Количество земли, выделявшееся полноправным членам клана, зависело от значимости функций, которые ими выполнялись. Клан выбирал вождя, который отвечал за распределение и перераспределение земли. Со временем вождь , как и следовало ожидать , начинал рассматривать землю как свою собственность и наделял членов клана только правом распоряжения землей. Однако на всем протяжении языческого периода регулярно собиравшиеся сходы кланов осуществляли высшую власть в рамках родовых союзов. Время от времени земля клана перераспределялась, однако если тот иной участок в течение долгого времени оставался в распоряжении семьи, стоявшей у власти из поколения в поколение , его начинали рассматривать как собственность, а не просто как временное владение . При этом количество земли указывало на положение семьи внутри клана, а количество принадлежавшего ей скота определяло, насколько она богата. Значительная часть брегонских законов затрагивает права собственности. Переход собственности из одних рук в другие обставлялся сложнейшими процедурами в зависимости от того , происходила ли передача земельной или личной собственности добровольно или в силу закона. Эти процедуры варьировали также в зависимости от положения участвовавших в деле лиц. Прежде чем истец мог вступить во владение собственностью, ранее принадлежавшей превосходившему его по рангу лицу, он должен был пройти через период воздержания от пищи. Если в течение этого времени истец умирал, ответчика могли обвинить в убийстве. Не существовало четкой грани между гражданским и уголовным правом. Если речь шла о преступлении, потерпевшая сторона или ближайшие родственники потерпевшего должны были обеспечить предъявление обвинения и само наказание , однако в этом им помогали все члены сообщества. Существенно важную роль в судебном процессе играли брегоны ( судьи ), существовавшие по крайней мере с начала христианской эры. Брегон был профессиональным толкователем законов и за плату, пусть и не официальную, выносил решения в делах, которые под них подпадали.

Читайте также:
Интенсивность преступности: что это такое, описание и особенности

Суть закона

Человек — общественное существо. Он немыслим без постоянных связей с другими людьми. Общество и есть не что иное, как сумма многообразных отношений между людьми. Этот сложнейший организм в первую очередь нуждается в инструменте, способном обеспечить урегулированность общественных связей, упорядоченность человеческих поступков. И такой инструмент создан человечеством. Действенный, надежный. Имя ему — Закон.

Слово «закон» прежде всего рождает представление о запретах поведения, признанного недозволенным для общества, и карающих правонарушителя санкциях. Такое толкование само по себе правильно. Закону действительно свойственна принудительная сила, способная заставить подчиняться правовым требованиям. Но принуждение лишь средство для достижения стоящих перед законом целей, но не сама цель. Иначе неизбежно ошибочное толкование, будто бы закон в интересах общества оказывает давление на человека, ограничивает личную свободу, препятствует ее осуществлению. В действительности же в порядке и дисциплине отдельный человек заинтересован не меньше, чем общество в целом, поскольку он зависит от других людей, от социального окружения.

Закон не враг личной свободы, а необходимая форма ее существования в условиях человеческого общежития.

Решающее значение законности для обретения личной свободы, равно как недопустимость отождествления свободы с произволом, понимали, защищали и ценили еще в далеком прошлом. К древнегреческим мудрецам восходит и поныне актуальная мысль о том, что порядок и закон — наивысшее благо для общества и личности, а беспорядок и междоусобица — наибольшее зло. «За закон должно сражаться, как за свои стены. Своеволие же надо гасить скорее, чем пожар»,— говорил Гераклит. Даже особенности психического склада человека определялись древними греками в зависимости от его отношения к закону. Нарушитель правовых норм наделялся такими качествами, как необузданность, грубость, звероподобие. Им противопоставлялись мудрость, кротость, мягкость, доброта человека, следующего закону по внутренней привычке, убежденности, по прочному навыку.

Например, молодые афиняне по исполнении 18 лет приносили гражданскую присягу, в которой были и такие слова: «Я буду повиноваться установленным законам. и, если кто-нибудь будет отменять законы или не повиноваться им, я не допущу этого, но буду защищать их и один, и вместе со всеми».

Столь почтительное отношение граждан Афин к закону не удивительно. Законность в понимании древних греков — синоним справедливости. И в основе мы принимаем такой взгляд на закон, но с одной существенной поправкой. В антагонистических формациях закон служит инструментом господства. Законодательные установления древнегреческого полиса не распространялись на рабов, которые иногда ценились дешевле скота. Феодальное право было писано не в интересах крепостных. Фашистские режимы тоже издают свои «законы». Так что законы законам рознь. Право по самой своей природе несовместимо с произволом. Даже извращенная, урезанная законность ненавистна фашистским, диктаторским режимам. Но если не всякий закон справедлив, то безусловно верно обратное соотношение: справедливость в обществе обеспечить без законности нельзя.

Cвойства закона

Какие же свойства закона делают его обязательной предпосылкой достижения общественной справедливости и личной свободы?

Основное назначение закона — служить регулятором социальных отношений, вносить организующее начало в жизнь общества.
Но закон не единственная форма нормативной регуляции. Регулирующую функцию выполняют и другие средства социального контроля: мораль, обычаи, традиции, правила и положения различных организаций, профессиональных объединений. Причем закон — сравнительно позднее «изобретение» человечества. Потребность в нормотворчестве, в упорядочении связей между людьми и их социального поведения возникла задолго до его появления. Собственно говоря, такая потребность существовала всегда и на протяжении длительного периода общественного развития, при родоплеменном строе она всецело удовлетворялась таким регулятивным механизмом, как обычай.

Авторитет обычая покоится на самом факте его существования и давности. Первобытный человек еще не выделился из рода, не осознал себя самого, свое «я» как нечто индивидуальное, отличное от социального окружения. Поэтому он повинуется обычаю бессознательно, по привычке, не подвергая традиционные установления самостоятельной оценке. Обычаи настолько укореняются, что становятся для человека непреложной закономерностью. Но вот родовой строй начал постепенно разлагаться. Пришли в движение народы, стали входить в близкие контакты между собой дотоле замкнутые родоплеменные и этнические общности. Общественная жизнь резко усложняется, социальное бытие человека становится все более многоликим. Возникает потребность в более совершенной, чем обычай, форме нормативного регулирования. Такой формой и становится закон.

По сравнению с обычаем, как и с другими средствами социального контроля, право обладает значительно более высокой нормативностью, подлинной всеобщностью.

Разумеется, всеобщие нормы существуют также и в обычае, и в морали. Это — общечеловеческие нравственные нормы, правила этикета, санитарно-гигиенические нормы и т.д. Часть из них закрепляется в законе и становится правовой нормой. Но всеобщность, универсальность нормативов — черта, отнюдь не обязательная для обычаев и традиций. Нередко они носят частный характер, действуют в пределах отдельных социальных общностей и групп, осуществляются в какой-либо одной сфере и не реализуются в другой. Обычаи, сложившиеся в определенных группах, могут подчас вступать в конфликт с нормами закона.

Всеобщность закона означает его общеобязательность. Пока закон не отменен в установленном порядке, его действие распространяется на всех и каждого, в том числе и самого законодателя. Именно это свойство закона в первую очередь не признается диктаторскими режимами всех мастей. Потому-то они предпочитают не связывать себя никакими — пусть самыми куцыми и урезанными — правовыми установлениями.

Читайте также:
Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883 г

Противостоит произволу и другое свойство закона — строгость и четкость его формулировок. Максимальная определенность правовых предписаний, устраняя неясности при толковании закона, препятствует попыткам извратить его действительный смысл, использовать закон в угоду интересам отдельных лиц.

Образцы поведения, устанавливаемые законом, одинаковы для всех граждан. Через применение равных мер в праве воплощается идея справедливости. Закон не знает привилегий. Совершил правонарушение — неси предусмотренную законом ответственность.

Твердые правовые ориентиры ставят личность в защищенное, независимое от отдельных учреждений и частных лиц положение, создают уверенность в решениях и поступках. Все свойства закона способствуют в конечном счете обеспечению свободы личности. Приглядимся внимательнее к основному назначению закона — служить регулятором общественных отношений. Всего лишь один пример. Правила дорожного движения подробно регламентируют поведение водителей и пешеходов в различных условиях и обстановке. Даже самый закоренелый индивидуалист вряд ли посчитает такие меры ограничением личной свободы. Напротив, чем детальнее разработаны пункты Правил, тем яснее взаимные ожидания участников дорожных ситуаций и, следовательно, свободнее их поведение.

На этом примере видна огромная роль, какую выполняет норма закона для обеспечения свободы выбора. Бытует у нас еще настороженное, недоверчивое отношение к формализованности правового языка. Само понятие «формализованность» употребляется не иначе как в значении формализма, т. е. чего-то внешнего, не связанного с существом дела, препятствующего вынесению правосудного решения. «Важен дух закона, а не его буква»,— с торжеством в голосе возглашает противник юридического «формализма». В действительности формализованность содержания и выражения не порок, а величайшее достоинство права. Лишить закон четких границ, формальной определенности — значит открыть путь для анархии и произвола. Противопоставление духа букве закона в принципе неверно. Дух закона может выразиться только в его букве.

Язык закона сух и лаконичен. Он не чарует образностью и красотами стиля. Более того, ему противопоказаны многие стилистические конструкции и речевые обороты, составляющие достоинство литературных произведений. Наибольшую ценность для права представляют термины, т. е. слова с одним и только одним смыслом. Но их в обычной, разговорной речи не так уж много. Норма закона излагается так, чтобы она могла обеспечить единообразие ее понимания и применения. В случае неясности правового текста он подвергается специальному толкованию.

Совершенствование правовых норм всех отраслей права максимально обеспечивает свободу личности. Значение содержания правовых установлений в обществе еще больше возрастает, ибо это служит интересам всего народа, воплощает наиболее передовые взгляды и представления о взаимоотношениях людей, их решениях и поступках. Запрещая общественно опасное поведение, закон одновременно стимулирует позитивную активность личности, формирует социально-полезные взгляды, привычки и ценностные ориентации.

Правовая норма закрепляет, как правило, наиболее оптимальные нормы поведения. Проанализируем, например, статью, в которой предусмотрено право гражданина на необходимую оборону от общественно опасного посягательства на интересы государства. Действие гражданина, совершенное в состоянии необходимой обороны, признается непреступным, поскольку оно, будучи направлено на защиту социальных ценностей, даже в случае причинения вреда посягающему, содействует укреплению правопорядка, является общественно полезным.

. В начале шестидесятых годов один районный народный суд вынес обвинительный приговор гражданину Р., который, отражая нападение пьяного хулигана, нанес ему телесные повреждения. По мнению этого суда, оборона не была необходимой, так как Р. имел возможность убежать с места происшествия. Отменяя данный приговор. Пленум Верховного Суда СССР указал в своем постановлении, что активное противодействие посягательству — поступок при всех условиях правомерный и его нельзя ставить в зависимость от возможности спастись бегством. Содействие охране общественного порядка, защита законных интересов и прав личности составляет общественный и моральный долг каждого гражданина. Необходимая оборона—действенное средство его реализации.

Гармоническое единство государственных и личных интересов в обществе, проявляясь как господствующая тенденция, вовсе не исключает отдельных ситуаций, при которых эти интересы способны вступать между собой хотя и не в антагонистические, недостаточно острые противоречия. Это — объективное следствие исключительной многоплановости бытия человека в современном мире.

Например, сложное положение создается по поводу регулирования недонесения о преступлениях. Государство заинтересовано в поступлении от населения своевременной и достоверной информации о преступлениях. В то же время известно, что такого рода информацией обладают чаще всего близкие виновного: его родственники и друзья. Донос на близкого человека (мужа, сына, брата, друга) противоречит неписаным нравственным нормам родственных и дружеских взаимоотношений. (Уголовный закон и в данной ситуации проявляет мудрую гибкость. Статья 308 УК РФ гласит, что лицо не подлежит уголовной ответственности за отказ от дачи показаний против себя самого, своего супруга или своих близких родственников. Статья 316 УК РФ предусматривает аналогичное исключение в отношении лица за заранее не обещанное укрывательство преступления, совершенного его супругом или близким родственником. Как видим, и здесь закон стремится к оптимальному сочетанию общественных и личных интересов). Получается, что разрешение конфликтных ситуаций в праве основано на компромиссе? В определенной степени, да. Безусловно, человек, близкий родственник или друг которого совершил на его глазах тяжкое преступление, оказывается перед лицом мучительного выбора. Закон не требует, чтобы долг гражданина государства переборол в нем кровнородственные и дружеские привязанности. И не будем ничего смягчать: это— тяжелое испытание. Наверное, древние греки имели в ввиду именно такие ситуации, когда говорили “закон суров, но это закон “.

Итак, все свойства права имеют непосредственное отношение к свободе человека, его решениям и поступкам. Но основной механизм воздействия права на поведение состоит в том, что оно предоставляет права и возлагает обязанности.

Лучшие адвокаты нашего бюро “Сайфутдинов и партнеры” оказывают юридические услуги на всей территории Республики Татарстан.

Если Вам нужна консультация адвоката по вопросам уголовной ответственности в городах Набережные Челны, Казань, Альметьевск, Нижнекамск, Мензелинск, Елабуга, Бугульма, Заинск, Сарманово, Менделеевск, Чистополь, позвоните нам: 8-917-251-21-84, 8 (8552) 58-04-20, 8-903-318-22-08 или напишите: mail@advokatrt116.ru

Напоминаем, что адвокаты Республики Татарстан проводят бесплатную юридическую консультацию по уголовным, гражданским, семейным, арбитражным, административным делам, жилищным и трудовым спорам каждую пятницу с 9 до 12 часов в нашем офисе по адресу: Набережные Челны, проспект Мира, дом 22, офис 255 (7/02, подъезд 8)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: