Бюллетень для голосования на рефе рендуме

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ
КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

  1. Главная
  2. Обучение
  3. Часто задаваемые вопросы
  • Новости
  • Документы избирательной комиссии
  • Законодательство о выборах и референдумах
  • Политические партии
  • Работа с обращениями граждан
  • К сведению СМИ
  • Обучение
  • Архив выборов и референдумов

Наиболее часто задаваемые вопросы

Какие избирательные комиссии действуют в Российской Федерации в настоящее время?
В Российской Федерации действуют следующие избирательные комиссии:
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации;
избирательные комиссии субъектов Российской Федерации;
избирательные комиссии муниципальных образований;
окружные избирательные комиссии;
территориальные (районные, городские и другие) комиссии;
участковые комиссии.

Какие меры может принять избирательная комиссия в случае нарушений законодательства о выборах кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума?
В случае нарушения кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» соответствующая комиссия вправе вынести этим кандидату, избирательному объединению, инициативной группе по проведению референдума предупреждение, которое доводится до сведения избирателей, участников референдума через средства массовой информации либо иным способом.

Могут ли быть расклеены предвыборные агитационные материалы на зданиях, в которых размещены избирательные комиссии и в помещении для голосования?
Запрещается вывешивать (расклеивать, размещать) печатные агитационные материалы на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях и в помещениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в зданиях, в которых размещены избирательные комиссии, помещения для голосования, и на расстоянии менее 50 метров от входа в них.

Может ли кандидат обеспечить доставку избирателей для участия в голосовании?
Зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, доверенным лицам и уполномоченным представителям избирательных объединений, доверенным лицам зарегистрированных кандидатов, членам и уполномоченным представителям инициативной группы по проведению референдума, а также организациям, учредителями, собственниками, владельцами и(или) членами органов управления или органов контроля которых являются указанные лица и организации, иным физическим и юридическим лицам, действующим по просьбе или по поручению указанных лиц и организаций, запрещается предпринимать действия, направленные на обеспечение доставки избирателей, участников референдума для участия в голосовании.

Может ли наблюдатель опрашивать избирателей в помещении для голосования, за кого они хотят проголосовать?
Если наблюдатель в ходе голосования в помещении для голосования опрашивает избирателей, за кого они хотят проголосовать, то это должно расцениваться как нарушение принципа тайного голосования, установленного п. 1 ст. 3 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Может ли наблюдатель предлагать помощь членам участковой избирательной комиссии в выдаче избирательных бюллетеней?
Федеральное и областное законодательство запрещает наблюдателям выдавать избирателям избирательные бюллетени.

Может ли наблюдатель давать советы избирателю, за кого голосовать?
Если наблюдатель в помещении для голосования дает избирателям советы, за кого голосовать, то это должно расцениваться как влияние на волеизъявление избирателя. Согласно п. 3 ст. 3 Федерального закона №67-ФЗ «никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью… воспрепятствовать его свободному волеизъявлению».

Может ли избиратель обратиться за помощью к наблюдателю, чтобы тот расписался за избирателя в получении избирательного бюллетеня или заполнил за избирателя избирательный бюллетень?
Наблюдатель не вправе:
расписываться за избирателя, участника референдума, в том числе по его просьбе, в получении бюллетеней;
заполнять за избирателя, участника референдума, в том числе по его просьбе, бюллетени.

Может ли избиратель, который не имеет возможности самостоятельно заполнить избирательный бюллетень, попросить помощи у другого избирателя?
Избиратель, участник референдума, не имеющие возможности самостоятельно расписаться в получении бюллетеня или заполнить бюллетень, принять участие в электронном голосовании, вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя, участника референдума, не являющихся:
членом комиссии,
зарегистрированным кандидатом,
уполномоченным представителем избирательного объединения,
членом или уполномоченным представителем инициативной группы
по проведению референдума,
доверенным лицом кандидата, избирательного объединения,
наблюдателем.
В таком случае избиратель, участник референдума устно извещает комиссию о своем намерении воспользоваться помощью для заполнения для заполнения бюллетеня, участия в электронном голосовании. При этом соответствующей (соответствующих) графе (графах) списка избирателей, участников референдума указываются фамилия, имя, отчество, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт, лица, оказывающего помощь избирателю, участнику референдума.

Как заполнить избирательный бюллетень?
Голосование проводится путем внесения избирателем, участником референдума в избирательный бюллетень любого знака в квадрат (квадраты), относящийся (относящиеся) к кандидату (кандидатам) или списку кандидатов, в пользу которого (которых) сделан выбор, либо (на выборах в органы местного самоуправления) к позиции «Против всех кандидатов», а в бюллетень для голосования на референдуме или в бюллетень для голосования по одной кандидатуре – любого знака в квадрат, относящийся к тому из вариантов волеизъявления, в отношении которого сделан выбор.
Избирательный бюллетень заполняется ручкой. Заполнение избирательного бюллетеня карандашом не допускается.

Читайте также:
Незаконное участие в предпринимательской деятельности

Как осуществляется процедура голосования?
Каждый избиратель голосует лично. Избирательный бюллетень заполняется в кабине, ином специально оборудованном месте, где присутствие других лиц недопустимо, за исключением случаев, когда избиратель не имеет возможности самостоятельно заполнить бюллетень.

Избиратель не имеет при себе паспорта или документа, заменяющего паспорт, но желает проголосовать. Как быть в этой ситуации?
Избирателю, не имеющему паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина Российской Федерации, избирательный бюллетень не выдается.

Избиратель не включен в список избирателей, но желает проголосовать. Как быть в этой ситуации?
Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт нахождения его места жительства на территории этого избирательного участка, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», иным законом, – факт временного пребывания гражданина на территории этого участка (при наличии у гражданина активного избирательного права) либо наличие у гражданина открепительного удостоверения.
Уточнения в список избирателей вносятся только на основании официальных документов (подтверждения) органов регистрационного учета граждан РФ (а в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», иным законом, – другими уполномоченными на то органами, организациями, должностными лицами), поступивших в участковую (территориальную) комиссию.
Гражданин РФ, обладающий активным избирательным правом, вправе обратиться в участковую комиссию с заявлением о включении его в список избирателей. В течение 24 часов, а день голосования в течение двух часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования участковая комиссия обязана проверить сообщенные заявителем сведения и представленные документы и либо устранить ошибку или неточность, либо принять решение об отклонении заявления с указанием причин такого отклонения, вручив заверенную копию этого решения заявителю.

Избиратель получил избирательный бюллетень, но, не опустив его в стационарный ящик для голосования, пытается вынести из помещения для голосования. Какие действия может предпринять УИК в этом случае?
В выборном законодательстве определено предназначение избирательного бюллетеня, а также определена последовательность действий избирателя с избирательным бюллетенем. В случае выявления попытки избирателя вынести из помещения для голосования избирательный бюллетень член участковой комиссии вправе выяснить, что намерен делать избиратель с этим избирательным бюллетенем, разъяснить возможные последствия действий избирателя в том случае, если он пытался вынести избирательный бюллетень с целью передачи его другим лицам, то есть, в конечном счете, в целях фальсификации итогов голосования, и убедить избирателя в необходимости исполнить положения закона о порядке голосования. Об этой ситуации должен быть проинформирован председатель УИК, который отвечает за соблюдение порядка в помещении для голосования.

Статья 38. Бюллетень для голосования на референдумах

Статья 38. Бюллетень для голосования на референдумах

1. Для участия в референдуме участник референдума получает бюллетень для голосования на референдуме (далее – бюллетень).

2. Бюллетени изготовляются исключительно по распоряжению соответствующей комиссии референдума. Нумерация бюллетеней не допускается. Число изготовленных бюллетеней не должно превышать более чем на 1,5 процента число зарегистрированных участников референдума.

Информация об изменениях:

Законом Саратовской области от 27 сентября 2011 г. N 116-ЗСО статья 38 настоящего Закона дополнена частью 2.1, вступающей в силу через десять дней после дня официального опубликования названного Закона

2.1. В помощь участникам референдума, являющимся инвалидами по зрению, по решению соответствующей комиссии референдума изготавливаются специальные трафареты для самостоятельного заполнения бюллетеня, в том числе с применением рельефно-точечного шрифта Брайля. Участки референдума, для которых изготавливаются такие трафареты, определяются решением организующей референдум комиссии.

Информация об изменениях:

Законом Саратовской области от 27 апреля 2016 г. N 62-ЗСО в часть 3 статьи 38 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу через десять дней после дня официального опубликования названного Закона

3. Форма, текст, степень защиты и порядок изготовления бюллетеней, их число, а также порядок осуществления контроля за изготовлением бюллетеней утверждаются соответствующей (областной либо муниципальной) комиссией референдума не позднее чем за 20 дней до дня голосования. Текст бюллетеня должен быть размещен только на одной его стороне. В случае использования прозрачных ящиков для голосования форма бюллетеня устанавливается с учетом необходимости защиты тайны голосования, за исключением случая, если по решению комиссии, организующей референдум, в этих целях используются конверты.

4. В бюллетене точно воспроизводится текст вынесенного на референдум вопроса и указываются варианты волеизъявления голосующего словами “Да” или “Нет” либо “За” или “Против”, справа от которых помещаются пустые квадраты. Если на референдум вынесен проект нормативного акта, то в бюллетене воспроизводится его текст либо указывается наименование этого нормативного акта.

Читайте также:
Стрелецкий приказ: что это такое, описание и особенности

5. В случае проведения областного референдума в один день с местным референдумом бюллетени на каждом референдуме изготавливаются на бумаге разных цветов либо каждый из бюллетеней имеет свой отличительный знак.

6. Каждый бюллетень должен содержать разъяснение о порядке его заполнения.

Информация об изменениях:

Законом Саратовской области от 4 марта 2015 г. N 19-ЗСО в часть 7 статьи 38 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу через десять дней после дня официального опубликования названного Закона

7. Изготовленные полиграфической организацией бюллетени передаются членам комиссии референдума, осуществившей закупку бюллетеней, с правом решающего голоса по акту, в котором указываются дата и время его составления, а также количество передаваемых бюллетеней. После передачи упакованных в пачки бюллетеней в количестве, соответствующем контракту, работники полиграфической организации уничтожают лишние бюллетени (при их выявлении), о чем составляется акт. Комиссия референдума, осуществившая закупку бюллетеней, обязана не позднее чем за два дня до получения ею бюллетеней от соответствующей полиграфической организации принять решение о месте и времени передачи бюллетеней членам этой комиссии референдума, уничтожения бюллетеней. Любой член данной комиссии референдума, представитель инициативной группы, любой иной группы участников референдума вправе подписать акты, указанные в настоящей части.

Информация об изменениях:

Законом Саратовской области от 4 февраля 2014 г. N 5-ЗСО в часть 8 статьи 38 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу через десять дней после дня официального опубликования названного Закона

8. Комиссия референдума, осуществившая закупку бюллетеней, после передачи ей бюллетеней полиграфической организацией передает их по акту непосредственно нижестоящим комиссиям референдума в срок, установленный организующей референдум комиссией референдума, на основании своего решения о распределении бюллетеней. Непосредственно нижестоящие комиссии референдума передают бюллетени в таком же порядке нижестоящим комиссиям референдума, включая участковые комиссии. О передаче бюллетеней вышестоящей комиссией референдума нижестоящей комиссии референдума составляется в двух экземплярах акт, в котором указываются дата и время его составления, а также число передаваемых бюллетеней.

Информация об изменениях:

Часть 9 изменена с 31 октября 2017 г. – Закон Саратовской области от 18 октября 2017 г. N 78-ЗСО

9. Участковые комиссии получают от территориальных комиссий бюллетени при проведении областного референдума не позднее чем за один день до дня голосования на областном референдуме.

10. Участковые комиссии получают от муниципальной комиссии бюллетени при проведении местного референдума не позднее чем за один день до дня досрочного голосования на местном референдуме.

Информация об изменениях:

Часть 11 изменена с 15 октября 2018 г. – Закон Саратовской области от 3 октября 2018 г. N 92-ЗСО

11. Число бюллетеней, передаваемых по акту участковой комиссии, определяется решением вышестоящей комиссии референдума и не может превышать более чем на 0,5 процента и составлять менее 70 процентов от числа участников референдума, включенных в список участников референдума на участке референдума на день передачи бюллетеней. На участке референдума, на котором ожидается большое число участников референдума, подавших заявления о включении в список участников референдума по месту своего нахождения в порядке, установленном пунктом 16 статьи 64 Федерального закона, а также на участке референдума, на котором зарегистрировано менее 500 участников референдума и используются программно-технические комплексы обработки бюллетеней, количество бюллетеней по решению соответствующей комиссии референдума может быть увеличено. При передаче бюллетеней участковым комиссиям производятся их поштучный пересчет и выбраковка, при этом выбракованные бюллетени (при их выявлении) уничтожаются членами комиссии референдума, осуществляющей передачу бюллетеней, о чем составляется акт.

12. При передаче бюллетеней вышестоящей комиссией референдума нижестоящей комиссии референдума, их выбраковке и уничтожении вправе присутствовать члены этих комиссий референдума, инициативной группы, иных групп участников референдума. Оповещение перечисленных лиц о месте и времени передачи бюллетеней осуществляется соответствующей комиссией референдума, которая также обязана предоставить возможность не менее чем одному представителю инициативной группы, иной группы участников референдума присутствовать при передаче бюллетеней. При этом любое из перечисленных лиц вправе подписать акты, составляемые при передаче бюллетеней, а также при их выбраковке и уничтожении (если таковые производятся).

13. Ответственность за передачу и сохранность бюллетеней несут председатели комиссий референдума, осуществляющих передачу, получение и хранение бюллетеней.

14. На лицевой стороне всех бюллетеней, полученных участковой комиссией, в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов участковой комиссии, которые заверяются печатью участковой комиссии. Не заверенные участковой комиссией бюллетени для голосования признаются бюллетенями неустановленной формы и при подсчете голосов не учитываются.

Читайте также:
Частный процесс: что это такое, описание и особенности

15. В день голосования после окончания времени голосования неиспользованные бюллетени, находящиеся в комиссиях референдума, подсчитываются и погашаются. В участковых комиссиях эта процедура осуществляется в соответствии с частью 3 статьи 44 или частью 3 статьи 45 настоящего Закона в зависимости от уровня референдума. В иных комиссиях референдума при погашении неиспользованных бюллетеней составляется акт, в котором указывается число погашенных бюллетеней. При погашении бюллетеней вправе присутствовать лица, указанные в части 3 статьи 14 настоящего Закона. Эти бюллетени хранятся секретарем комиссии референдума вместе с другой документацией.

Информация об изменениях:

Законом Саратовской области от 27 сентября 2011 г. N 116-ЗСО статья 38 настоящего Закона дополнена частью 16, вступающей в силу через десять дней после дня официального опубликования названного Закона

16. При проведении референдума с применением комплекса для электронного голосования используется электронный бюллетень. Форма и текст электронного бюллетеня утверждаются организующей референдум комиссией не позднее чем за 20 дней до дня голосования и должны соответствовать требованиям, предусмотренным частями 4-6 настоящей статьи.

>
Порядок голосования на референдуме
Содержание
Закон Саратовской области от 12 декабря 2005 г. N 121-ЗСО “О референдумах в Саратовской области”

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Статья 142 УК РФ. Фальсификация избирательных документов, документов референдума

1. Фальсификация избирательных документов, документов референдума, если это деяние совершено членом избирательной комиссии, комиссии референдума, уполномоченным представителем избирательного объединения, группы избирателей, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, а также кандидатом или уполномоченным им представителем, –

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Подделка подписей избирателей, участников референдума в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением, инициативы проведения референдума или заверение заведомо подделанных подписей (подписных листов), совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, либо соединенные с подкупом, принуждением, применением насилия или угрозой его применения, а также с уничтожением имущества или угрозой его уничтожения, либо повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, –

наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

3. Незаконное изготовление, а равно хранение либо перевозка незаконно изготовленных избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме, открепительных удостоверений –

наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Комментарии к ст. 142 УК РФ

1. Фальсификация избирательных документов и документов голосования заключается в подделке, подмене документов, внесении в них ложных сведений (как при составлении документа, так и при изменении или дополнении его содержания) или удалении любыми способами и средствами из документов сведений, могущих повлиять на итоги выборов или референдума, выдвижения, регистрации кандидатов и т.п.

Перечни избирательных документов и документов референдума устанавливаются федеральным законодательством о выборах и проведении референдума.

2. Преступление считается оконченным с момента совершения деяний, указанных в ст. 142.

3. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.

4. Субъект преступления специальный – член избирательной комиссии или комиссии референдума (члены центральных комиссий Российской Федерации, комиссий субъектов Федерации, территориальных и участковых комиссий), уполномоченный представитель избирательного объединения, блока, группы избирателей, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, кандидат или его уполномоченный представитель.

5. Разновидностью фальсификации избирательных документов или документов референдума является подделка подписей избирателей (ч. 2 ст. 142) или удостоверение заведомо поддельных подписей избирателей на избирательных документах или документах референдума.

Читайте также:
Учредительные документы: что это такое, описание и особенности

По ч. 2 ст. 142 такая фальсификация квалифицируется в случаях: а) совершения преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; б) когда эти действия соединены с подкупом (обещанием или предоставлением материальной выгоды), принуждением (оказанием психологического давления, угрозой неблагоприятных последствий или созданием условий для их наступления), применением насилия или угрозой его применения, уничтожением имущества или угрозой его уничтожения; в) когда эти действия повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, общества или государства.

6. В ч. 3 ст. 142 определяются признаки самостоятельного преступления – незаконного изготовления, хранения, перевозки незаконно изготовленных избирательных бюллетеней, бюллетеней голосования на референдуме или открепительных талонов.

Ответственность по ч. ч. 2 и 3 ст. 142 могут нести не только специальные субъекты (предусмотренные в ч. 1 статьи), но и лица, не обладающие указанными в законе специальными признаками. Квалификация содеянного при наличии множественности участников преступления и различий в их признаках как субъектов преступления осуществляется по правилам института соучастия (ст. 34 УК).

Избирательный бюллетень

Содержание

  • 1 Содержание бюллетеня
    • 1.1 Язык бюллетеня
  • 2 Форма бюллетеня
    • 2.1 Бюллетени для КОИБ
    • 2.2 Электронные бюллетени КЭГ
  • 3 Защита бюллетеней от подделки
  • 4 Печать бюллетеней и их передача из типографии
  • 5 Количество бюллетеней
  • 6 Передача бюллетеней организующим (и иным вышестоящим) комиссиям
  • 7 Перепечатка тиража
  • 8 Учет бюллетеней в ТИК
  • 9 Использование бюллетеней на досрочном голосовании в ТИК (ИКМО, ОИК)
  • 10 Передача бюллетеней в УИК
  • 11 Учет бюллетеней в УИК
  • 12 использование бюллетеней в УИК
  • 13 Примечания

Содержание бюллетеня [  ]

Содержание бюллетеня определяется окружной комиссией (п/п «г» п. 8 ст. 25) не позднее чем за 20 дней до дня голосования [1] (п. 4 ст. 63).

Кандидаты перечисляются в алфавитном порядке. По каждому кандидату указываются:

  • фамилия, имя, отчество;
  • год рождения;
  • адрес с точностью до населенного пункта;
  • основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы — род занятий);
  • если кандидат является депутатом, но работает на непостоянной основе, — сведения об этом одновременно с указанием наименования представительного органа;
  • «самовыдвижение» или «выдвинут избирательным объединением (краткое наименование)»;
  • для выдвинутых непосредственно (не в составе списка по пропорциональной системе) указываются краткое наименование политической партии (иного общественного объединения), к которой принадлежит кандидат, и его статус в этой партии — если соответствующую информацию кандидат сообщил в заявлении о согласии на выдвижение;
  • сведения об одновременном участии в этих же выборах по единому округу — для кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями;
  • сведения о судимости кандидата.

При выборах по пропорциональной системе порядок избирательных объединений определяется жеребьевкой, а в бюллетене указываются:

  • краткое наименование избирательного объединения;
  • фамилии, имена, отчества не менее чем первых трех кандидатов из списка и (или) его соответствующей региональной части;
  • эмблема избирательного объединения (в одноцветном исполнении).

При проведении референдума в бюллетене приводится текст вопроса (при проведении референдума по нормативному акту — текст или наименование этого акта).

Справа от каждой позиции размещается пустой квадрат для отметки избирателя. При голосовании по единственной кандидатуре в бюллетене должны быть указаны варианты «За» и «Против», каждый со своим квадратом. При голосовании на референдуме для каждого вопроса также должны быть указаны два варианта «Да»/«Нет» или «За»/«Против».

Язык бюллетеня [  ]

Бюллетень обязательно должен содержать текст на русском языке. Устанавливаемая региональными законами комиссия (на федеральных выборах — избиркомы субъектов Федерации) может принимать решение о печати бюллетеня на нескольких языках. При этом бюллетени могут также содержать текст на государственном языке республики — субъекта РФ, а в местах компактного проживания иных народов — на языках этих народов. Таким образом, на одних выборах одновременно могут применяться несколько вариантов бюллетеня, отличающихся языковым исполнением.

Форма бюллетеня [  ]

В отличие от содержания бюллетеня, которое определяется исключительно окружной комиссией, утверждение формы бюллетеня закон может возлагать на иные комиссии. Решение об утверждении формы бюллетеней должно быть принято не позднее чем за 20 дней до дня голосования [1] .

Текст бюллетеня обязательно располагается полностью на одной стороне листа.

Нумерация бюллетеней не допускается (п. 2 ст. 63).

Бюллетени для КОИБ [  ]

Если при проведении голосования предполагается использование КОИБ, то к форме бюллетеней предъявляются дополнительные технические требования. В то же время, по сложившейся практике бюллетени, предназначенные для использования на не оснащенных КОИБами участках, изготавливаются без соблюдения этих требований. Таким образом, на одних выборах одновременно могут применяться две формы бюллетеней — для участков с КОИБами и для участков без КОИБов.

Читайте также:
Судебная медицина: что это такое, описание и особенности

Электронные бюллетени КЭГ [  ]

1.6. Форма и текст электронного бюллетеня утверждаются соответствующей комиссией в установленные законом сроки с учетом форм электронного бюллетеня, приведенных в приложениях № 1 и 2 к Порядку. В случае проведения повторного голосования текст электронного бюллетеня утверждается соответствующей комиссией одновременно с принятием решения о проведении повторного голосования.
При электронном голосовании объем сведений, представленных на экранных формах электронного бюллетеня, должен соответствовать объему сведений, размещаемых на бюллетенях, изготовленных на бумажном носителе.

Защита бюллетеней от подделки [  ]

Законодатель упоминает следующие элементы защиты бюллетеня: водяные знаки; надпись микрошрифтом; защитная сетка; цветной фон; специальный знак (марка). Надпись микрошрифтом, защитную сетку и цветной фон предписано наносить типографским способом (это означает, в частности, что использование цветной бумаги не является предусмотренным законом нанесением цветного фона).

Описывая элементы защиты бюллетеней, законодатель очевидным образом запутался в логических связках, поэтому из текста закона невозможно однозначно понять, какие варианты защиты необходимы одновременно («и»), какие могут использоваться совместно или порознь («и (или)»), а какие могут использоваться исключительно порознь («или», «либо»). Буквальное прочтение позволяет установить, что на федеральных и региональных выборах федеральный закон допускает следующие варианты защиты:

  • бумага с водяными знаками, либо
  • бумага с надписью микрошрифтом и/или защитной сеткой, либо
  • специальный знак (марка).

Иные сочетания элементов защиты формально будут противоречить ФЗГ.

Для местных выборов законодатель, по всей видимости, предусмотрел такие варианты [2] :

  • бумага с цветным фоном, либо
  • бумага с надписью микрошрифтом и/или защитной сеткой

Для выборов муниципальных депутатов в округе с численностью избирателей не более 5000 человек могут использоваться бюллетени, не имеющие элементов защиты.

Печать бюллетеней и их передача из типографии [  ]

Заказ печати бюллетеней в типографии осуществляет комиссия, установленная региональным законом. Заказываемый тираж не может превосходить численность избирателей более чем на 1.5% (

Количество бюллетеней [  ]

Изготавливаемый тираж может превосходить число избирателей не более чем на 1.5% (п. 3 ст. 63).

Количество бюллетеней, передаваемых участковым комиссиям, не может составлять менее 70% от числа избирателей и не может превосходить число избирателей более чем на 0.5% или, , если число избирателей менее 400, на 2 бюллетеня (п. 13 ст. 63).

К ВОПРОСУ ОБ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НЕЗАКОННЫЕ ВЫДАЧУ И ПОЛУЧЕНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО БЮЛЛЕТЕНЯ, БЮЛЛЕТЕНЯ ДЛЯ ГОЛОСОВАНИЯ НА РЕФЕРЕНДУМЕ Текст научной статьи по специальности « Право»

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Царев Сергей Анатольевич

В статье рассматриваются нормы статьи 142.2 УК РФ , устанавливающие уголовную ответственность за незаконные выдачу и получение избирательного бюллетеня , бюллетеня для голосования на референдуме ; анализируются составы данных преступлений, предлагаются пути их законодательного совершенствования

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Царев Сергей Анатольевич

ON THE ISSUE OF CRIMINAL RESPONSIBILITY FOR THE ILLEGAL ISSUANCE AND RECEIPT OF A BALLOT PAPER, BALLOT PAPER IN A REFERENDUM

The article deals with the norms of article 142.2 of the criminal code , establishing criminal liability for illegal issuance and receipt of ballot papers , ballot papers for voting in a referendum; analyzes the composition of these crimes, suggests ways of their legislative improvement

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НЕЗАКОННЫЕ ВЫДАЧУ И ПОЛУЧЕНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО БЮЛЛЕТЕНЯ, БЮЛЛЕТЕНЯ ДЛЯ ГОЛОСОВАНИЯ НА РЕФЕРЕНДУМЕ»

OS4 ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО ^D

Царев Сергей Анатольевич,

студент 2 курса магистратуры Юридического факультета

Московского государственного областного университета, e-mail: UVarnike@ rambler.ru

Научный руководитель: Николаева Юлия Валентиновна, доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры уголовного права Юридического факультета Московского государственного областного университета

e-mail: UVarnike@ rambler.ru

12.00.08 – уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

К ВОПРОСУ ОБ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

ЗА НЕЗАКОННЫЕ ВЫДАЧУ И ПОЛУЧЕНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО БЮЛЛЕТЕНЯ, БЮЛЛЕТЕНЯ ДЛЯ ГОЛОСОВАНИЯ НА РЕФЕРЕНДУМЕ

Аннотация. В статье рассматриваются нормы статьи 142.2 УК РФ, устанавливающие уголовную ответственность за незаконные выдачу и получение избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме; анализируются составы данных преступлений, предлагаются пути их законодательного совершенствования.

Ключевые слова: избирательные права граждан и право на участие в референдуме, УК РФ, незаконные выдача и получение избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме.

Tsarev Sergey Anatolyevich,

2nd year master student Law faculty of Moscow state University

Scientific adviser: Nikolaeva Yuliya Valentinovna, doctor of law, associate Professor, Professor of criminal law Department Law faculty of Moscow state University regional University

ON THE ISSUE OF CRIMINAL RESPONSIBILITY FOR THE ILLEGAL ISSUANCE AND RECEIPT OF A BALLOT PAPER, BALLOT PAPER IN A REFERENDUM

Annotation. The article deals with the norms of article 142.2 of the criminal code, establishing criminal liability for illegal issuance and receipt of ballot papers, ballot papers for voting in a referendum; analyzes the composition of these crimes, suggests ways of their legislative improvement.

Читайте также:
Трупные пятна: что это такое, описание и особенности

Key words: voting rights of citizens and the right to participate in the referendum, the criminal code, illegal issuance and receipt of ballot papers, ballot papers in the referendum.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРВО № 4 • 2018

УДК – 343 ББК – 67.52

Вопросы проведения выборов в Российской Федерации, в том числе проблемы, связанные с законодательным обеспечением избирательного процесса, приобретают особую актуальность в связи с выборами Президента Российской Федерации, а также ряда высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, в том числе Губернатора Московской области в сентябре 2018 г

Уголовное законодательство, как и все избирательное законодательство, включая законодательство субъектов Российской Федерации, постоянно видоизменяется. Это проявляется в том, что с момента введения в действие Уголовного кодекса Российской Федерации, с 1 января 1997 г, в статьи, устанавливающие уголовную ответственность за нарушение избирательного законодательства, вносились изменения и дополнения более 20 раз. В 2017 г. Федеральным законом от 29 июля 2017 года № 249-ФЗ «О внесении изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации» [7] Уголовный кодекс Российской Федерации был дополнен статьей 142.2 «Незаконные выдача и получение избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме». До внесения соответствующих изменений в Уголовный кодекс РФ ответственность за незаконную выдачу и получение избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме была предусмотрена лишь в ст. 5.22 КоАП РФ. Криминализация данного деяния свидетельствует об усилении охраны общественных отношений в сфере установленного порядка избирательного процесса государством.

В соответствии со ст. 64 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

[5] для участия в голосовании на выборах (референдумах) каждый избиратель (участник референдума) получает бюллетень и голосует лично. Голосование за других избирателей, участников референдума не допускается. Аналогичные положения содержатся в Федеральных законах «О выборах Президента Российской Федерации» [4], «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»

[6], «О референдуме Российской Федерации» [8], а также в законах субъектов Российской Федерации о выборах и референдумах [1].

Незаконные выдача и получение избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования

на референдуме являются тяжкими посягательствами на политические права граждан и влекут за собой ответственность, в том числе и уголовную. В статье 142.2 УК РФ установлена уголовная ответственность за незаконные выдачу и получение избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме.

Определенный интерес представляют данные Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации по ряду преступлений, которые с позиции непосредственного объекта (установленных порядок осуществления избирательного процесса) могут быть объединены в одну группу. Так, с 2011 г. по июль 2017 г. по ст. 141 УК РФ было осуждено 26 человек; по ст. 141.1 УК РФ – 4; по ст. 142 УК РФ – 50; по ст. 142.1 УК РФ – 38 [10]. В связи с непродолжительным сроком функционирования статистических данных по ст. 142.2 УК РФ нет.

Представленные данные свидетельствуют, что количество преступлений в ходе выборов, скорее, носит исключительный характер по причине их высокой степени латентности и в связи с тем, что зачастую предварительное следствие имеет финишный характер и не развивается дальше. По мнению некоторых авторов, это объясняется тем, что уровень правовой культуры участников электорального процесса, а также особенности ментальности сотрудников правоохранительной системы и судей приводят к тому, что данные преступления просто не оцениваются должным образом и считаются малозначительными [2].

Анализ ст. 142.2 УК РФ свидетельствует о том, что в одной статье законодатель закрепил два самостоятельных преступления. Одно из них – в ч. 1 данной статьи, другое – в ч. 2.

Учитывая содержание признаков объективной стороны преступлений, признаки которых закреплены в ч. 1, ч. 2 ст. 142.2 УК РФ, можем заключить, что объектом являются охраняемые уголовным законом общественные отношения, связанные с реализацией свободного волеизъявления и соблюдения прав избирателей и лиц, участвующих в референдуме, в том числе и порядок проведения выборов и референдумов в соответствии с действующим законодательством.

Предмет преступления выступает конструктивным признаком в обоих составах – избирательный бюллетень, бюллетень для голосования на референдуме.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2018

Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 142.2 УК РФ, характеризуется совершением альтернативных действий: выдачей избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме либо выдачей гражданам заполненных избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме. Следует отметить, что избирательное законодательство предусматривает возможность совершения отдельных избирательных действий лишь определенными участниками избирательного процесса. Это влечет за собой ограничение субъектов преступлений в указанной сфере.

Читайте также:
Технико-криминалистические средства: что это такое, описание и особенности

Субъект преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 142.2 УК РФ, специальный и прямо указан в уголовном законе – член избирательной комиссии, комиссии по проведению референдума. Следует отметить, что субъект преступлений рассматриваемого вида определен не четко. В связи с этим, с учетом бланкетности диспозиций соответствующих частей в ст. 142.2 УК РФ уяснить содержание этого обязательного элемента состава преступления можно только путем толкования норм избирательного законодательства.

Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» выделяет два вида членов избирательной комиссии, комиссии референдума:

а) член избирательной комиссии с правом решающего голоса;

б) член избирательной комиссии с правом совещательного голоса.

Член комиссии с правом совещательного голоса обладает равными правами с членом ко -миссии с правом решающего голоса по вопросам подготовки и проведения выборов, референдума, за исключением права выдавать и подписывать бюллетени. Таким образом, совершить преступление может только член избирательной комиссии с правом решающего голоса.

Субъект преступлений, предусмотренных в ч. 2 и 3 рассматриваемой статьи, общий. Субъективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется прямым умыслом и специальной целью. Лицо осознает общественную опасность своих действий, характеризующихся выдачей избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме, и желает совершить эти действия. Специальная цель рас-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРВО № 4 • 2018

сматриваемого преступления предполагает: а) возможность проголосовать вместо избирателей, участников референдума, в том числе вместо других избирателей, участников референдума, или проголосовать более двух раз в ходе одного и того же голосования; б) выдачу гражданам заполненных избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме.

Представляется, что цели рассматриваемого преступления требуют уточнения. Незаконная выдача и получение избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме может осуществляться и в целях достижения определенного результата на выборах.

Рассматриваемое преступление считается оконченным с момента совершения указанных в диспозиции данной нормы действий вне зависимости от наступления последствий.

В части 2 ст. 142.2 УК РФ устанавливается уголовная ответственность за получение в избирательной комиссии, комиссии референдума избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме для участия в голосовании вместо избирателей, участников референдума, в том числе вместо других избирателей, участников референдума, или для участия в голосовании более двух раз в ходе одного и того же голосования.

Субъективная сторона данного преступления характеризуется прямым умыслом. Виновный сознает, что своими действиями он нарушает закон, получает в избирательной комиссии, комиссии референдума избирательные бюллетени, бюллетени для голосования на референдуме для участия в голосовании вместо избирателей, участников референдума, в том числе вместо других избирателей, участников референдума, или для участия в голосовании более двух раз в ходе одного и того же голосования.

Мотивы и цели этого преступления не указаны в диспозиции рассматриваемой нормы, поэтому квалифицирующего значения не имеют.

Содержание предусмотренного в ч. 3 ст. 142.2 УК РФ признака совершения данного преступления группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой определяется в ст. 35 УК РФ

В соответствии с ч. 2 ст. 35 УК РФ преступление признается совершенной группой лиц по предварительному сговору, если в нем участво-

вали не менее двух лиц, заранее договорившиеся о совместном совершении преступления. Под организованной группой, согласно ч. 3 ст. 35 УК РФ, следует понимать устойчивую группу лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений.

Субъективная сторона данного преступления характеризуется прямым умыслом. Виновный сознает, что своими действиями он нарушает закон, и желает совершить данные действия. Мотивы и цели этого преступления не указаны в диспозиции рассматриваемой нормы, поэтому не влияют на квалификацию.

Выделить признаки группы лиц, совершивших преступление, предусмотренное ч. 3 ст. 142.2 УК РФ, по предварительному сговору, и организованной группы можно исходя из общего понятия соучастия в преступлении как умышленного совместного участия двух или более лиц в совершении умышленного преступления, приведенного в ст. 32, 35 УК РФ.

Особый интерес представляют санкции рассматриваемой статьи.

Действия, предусмотренные ч. 1 ст. 142.2 УК РФ, наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Читайте также:
Тарифный коэффициент: что это такое, описание и особенности

По части 2 ст. 142.2 УК РФ – штраф в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительные работы на срок до трех лет, либо лишение свободы на тот же срок.

По части 3 ст. 142.2 УК РФ – штраф в размере от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех лет, либо обязательные работы на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительные работы на срок до двух лет, либо принудительные работы на срок до пяти лет, либо лишение свободы на тот же срок.

Существующая конструкция санкций ст. 142.2 УК РФ представляется неоправданной. Например, в ряде статей, предусматривающих уголовную ответственность за нарушение иных конституционных прав (за совершение преступления лицом

с использованием своего служебного положения) – нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина (ст. 136 УК РФ), тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ч. 2 ст. 137 УК РФ), – предусмотрено наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Следует признать, что многие недостатки в правоприменительной практике являются следствием несовершенства законодательства. И перед нами встает задача – совершенствовать законодательство, в том числе и уголовное. Проблем много.

В первую очередь стоит назвать проблему кодификации избирательного законодательства, в том числе, на уровне субъектов Российской Федерации. Следует отметить, что наши законы дублируют нормы федерального законодательства. Это осознанное решение – изложить в одном нормативном правовом акте все нормы, как областные, так и федеральные. В результате мы получаем один объемный документ, дающий ответы на все без исключения вопросы о деятельности избирательных комиссий. Это удобно для правоприменительной работы. Практика других субъектов Российской Федерации показывает эффективность избирательного законодательства региона в одном кодифицированном документе. Не секрет, что избирательные кодексы приняты и в Москве, имеются они и у наших соседей – во Владимирской области, в Тверской области и в других регионах [9, с. 133-139]. Вопрос о разработке избирательного кодекса рассматривается и на федеральном уровне [3]. Поскольку в ч. 1 ст. 142.2 УК РФ субъект специальный, целесообразно в санкции указанной статьи предусмотреть в качестве одного из альтернативных видов наказания лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

[1] Закон Московской области от 06.07.2012 № 98/2012-ОЗ (ред. от 07.02.2018) «О выборах Губернатора Московской области» // СПС «Консуль-тантПлюс».

[2] Колюшин Е.И. Выборы и избирательное право в зеркале судебных решений. М., 2010 // СПС «КонсультантПлюс».

[3] Памфилова поддержала идею Избирательного кодекса // кйр8://,^^^поуауа§а2е1а.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2018

[4] Федеральный закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ «О выборах президента Российской Федерации» (ред. от 05.12.2017) // Официальный интернет портал правовой информации (ГСПИ) http:// www.pravo.gov.ru (дата обр. 05.02.2018).

[5] Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ред. от 05.12.2017) // Официальный интернет портал правовой информации (ГСПИ) http://www.pravo.gov.ru (дата обр. 05.02.2018).

[6] Федеральный закон от 22.02.2014 № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (ред. от 05.02.2018) // Официальный интернет портал правовой информации (ГСПИ) http://www.pravo.gov.ru, (дата обр. 05.02.2018).

[7] Федеральный закон от 29 июля 2017 года № 249-ФЗ «О внесении изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации» // Российская газета. 02.08.2017. № 169.

[8] Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» (ред. от 18.06.2017) // Официальный интернет портал правовой информации (ГСПИ) http://www.pravo.gov.ru (дата обр. 05.02.2018).

[9] Царев С.А., Забелина Е.П. О некоторых аспектах избирательного законодательства Московской области // Сборник выступлений V Международной научно-практической конференции «Современное состояние и перспективы развития избирательной системы», ИКМО.

[1] Zakon Moskovskoj oblasti ot 06.07.2012 № 98/2012-0Z (red. ot 07.02.2018) «O vy’borax Gubernatora Moskovskoj oblasti» // SPS «Konsul’tantPlyus».

[2] Kolyushin E.I. Vy’bory’ i izbiratel’noe pravo v zerkale sudebny’x reshenij. M., 2010 // SPS «Konsul’tantPlyus».

[3] Pamfilova podderzhala ideyu Izbiratel’nogo kodeksa // https://www.novayagazeta.ru/ news/2016/11/24/126878-glava-tsik-pamfilova-vystupila-za-prinyatie-zapreschayuschego-rezkoe-izmenenie-vybornogo-zakonodatelstva-kodeksa.

[4] Federal’ny’j zakon ot 10.01.2003 № 19-FZ «O vy’borax prezidenta Rossijskoj Federacii» (red. ot 05.12.2017) // Oficial’ny’j internet portal pravovoj informacii (GSPI) http://www.pravo.gov. ru (data obr. 05.02.2018).

[5] Federal’ny’j zakon ot 12.06.2002 № 67-FZ «Ob osnovny’x garantiyax izbiratel’ny’x prav i prava na uchastie v referendume grazhdan Rossijskoj Federacii» (red. ot 05.12.2017) // Oficial’ny’j internet portal pravovoj informacii (GSPI) http:// www.pravo.gov.ru (data obr. 05.02.2018).

Читайте также:
Товарный чек: что это такое, описание и особенности

[6] Federal’ny’j zakon ot 22.02.2014 № 20-FZ «O vy’borax deputatov Gosudarstvennoj Dumy’ Federal’nogo Sobraniya Rossijskoj Federacii» (red. ot 05.02.2018) // Oficial’ny’j internet portal pravovoj informacii (GSPI) http://www.pravo.gov. ru, (data obr. 05.02.2018).

[7] Federal’ny’j zakon ot 29 iyulya 2017 goda № 249-FZ «O vnesenii izmeneniya v Ugolovny’j kodeks Rossijskoj Federacii» // Rossijskaya gazeta. 02.08.2017. № 169.

Статья 142.2. Незаконные выдача и получение избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме, бюллетеня для общероссийского голосования

СТ 142.2 УК РФ.

1. Выдача членом избирательной комиссии, комиссии референдума гражданину (гражданам) избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме, бюллетеней для общероссийского голосования в целях предоставления ему (им) возможности проголосовать вместо избирателей, участников референдума, участников общероссийского голосования, в том числе вместо других избирателей, участников референдума, участников общероссийского голосования, или проголосовать более двух раз в ходе одного и того же голосования либо выдача гражданам заполненных избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме, бюллетеней для общероссийского голосования –

наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Получение в избирательной комиссии, комиссии референдума избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме, бюллетеней для общероссийского голосования для участия в голосовании вместо избирателей, участников референдума, участников общероссийского голосования, в том числе вместо других избирателей, участников референдума, участников общероссийского голосования, или для участия в голосовании более двух раз в ходе одного и того же голосования –

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, –

наказываются штрафом в размере от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Комментарий к Ст. 142.2 Уголовного кодекса

1. Объект преступления — право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, участвовать в референдуме, гарантированное ч. 2 ст. 32 Конституции РФ, а также установленный порядок голосования. Предмет преступления — избирательные бюллетени и бюллетени для голосования на референдуме.

2. Объективная сторона преступления, предусмотренного ч.1 ст. 142.2 УК РФ, характеризуется действиями: выдачей гражданину (гражданам) избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме, предназначенных для других избирателей или участников референдума, более двух раз в ходе одного и того же голосования либо выдача гражданам заполненных избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме.

3. Субъект данного преступления — член избирательной комиссии, комиссии референдума.

4. Субъективная сторона преступления, предусмотренного ч.1 ст. 142.2 УК — прямой умысел. Субъект осознает, что совершает незаконную выдачу избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме и желает совершить это действие.

5. Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 142.2 УК, характеризуется действием — получением в избирательной комиссии, комиссии референдума избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме для участия в голосовании вместо избирателей, участников референдума, в том числе вместо других избирателей, участников референдума, или для участия в голосовании более двух раз в ходе одного и того же голосования.

6. Субъект преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 142.2 УК, — лицо, достигшее 18 лет.

7. Субъективная сторона преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 142.2 УК, характеризуется прямым умыслом.

8. Часть 3 комментируемой статьи УК РФ предусматривает ответственность за действия, образующие квалифицированный состав преступления.

Юридический словарь

– установленной формы документ, выдаваемый участнику референдума для голосования, выражения им своей воли по поводу вынесенного на референдум вопроса, на основании которого устанавливается волеизъявление участника референдума. , также как и избирательный бюллетень, обеспечивает выполнение нескольких функций: а) информационную функцию – из содержания бюллетеня участник референдума получает сведения, необходимые для голосования: уровень референдума и вопрос, по которому проводится голосование; б) функцию гарантии тайного голосования (см. Тайного голосования принцип); в) функцию средства, позволяющего устанавливать волеизъявление участника референдума. Форма и текст бюллетеня для голосования, порядок изготовления бюллетеней, их число, а также требования, предъявляемые к изготовлению бюллетеней, утверждаются комиссиями референдума, обладающими данными полномочиями в соответствии с законами о референдумах, не позднее 25 дней до дня голосования. Текст бюллетеня должен быть размещен только на одной его стороне. В соответствии с законодательством в бюллетене для голосования на референдуме точно воспроизводится текст вынесенного на референдум вопроса и указываются варианты волеизъявления голосующего словами “да” или “нет”, под которыми помещаются пустые квадраты. В случае вынесения на референдум нескольких вопросов, вариантов закона (статьи закона) они могут включаться в один бюллетень для голосования на референдуме, при этом вопросы, варианты закона (статьи закона) последовательно нумеруются и отделяются друг от друга горизонтальными линиями. Если на референдум вынесены варианты закона (статьи закона), то в бюллетене либо воспроизводится его (ее) текст, либо однозначно определяется содержание этого текста. На лицевой стороне бюллетеня для голосования на референдуме в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов участковой комиссии референдума и заверяются печатью этой комиссии. Правила изготовления, выбраковки, приемки и передачи в комиссии референдума бюллетеней для голосования на референдуме аналогичны соответствующим правилам применительно к избирательным бюллетеням.

Читайте также:
Товарная интервенция: что это такое, описание и особенности

Смотреть значение Бюллетень Для Голосования На Референдуме в других словарях

Бюллетень — м. франц. журнал, дневник, поденник; | ведомость, весть, обявление, повестка, обвещение, сведение, напр. о военных действиях, о здоровье высокой особы; срочное извещение.
Толковый словарь Даля

Для — предлог требующий родит. падежа и показывающий назначение или цель действия: к, ради. чего, ради чего, зачем, почто, к чему, на что; для того, для-то, ради того, к тому. Стараться.
Толковый словарь Даля

Для — усиления выразительности). Вам чаю или кофе? Выемка угля в шахтах производится ручным или машинным способом. 2. разделительно-перечислительный. Объединяет отдельные.
Толковый словарь Ушакова

Для Аппетита Нареч. — 1. С целью вызвать желание есть.
Толковый словарь Ефремовой

Для Блезиру Нареч. — 1. см. для блезира.
Толковый словарь Ефремовой

Для Вида И Разг. Для Виду Нареч. — 1. Чтобы создать видимость чего-л.
Толковый словарь Ефремовой

Для Затравки Нареч. Разг. — 1. Чтобы привлечь внимание, заинтересовать.
Толковый словарь Ефремовой

Для Интереса Нареч. Разг. — 1. В соответствии с желанием. 2. Из интереса, из любопытства.
Толковый словарь Ефремовой

Для Мебели Нареч. Разг. — 1. Совершенно бесполезно (быть, находиться и т.п.).
Толковый словарь Ефремовой

Для Модели Нареч. Разг. — 1. Для вида, для видимости.
Толковый словарь Ефремовой

Для Начала Нареч. Разг. — 1. Сначала, вначале. 2. На первое время.
Толковый словарь Ефремовой

Для Порядка И Для Порядку Нареч. Разг. — 1. Чтобы было так, как принято, как полагается.
Толковый словарь Ефремовой

Для Посылок Нареч. Разг. — 1. Для мелких услуг, несложных поручений.
Толковый словарь Ефремовой

Для Почина И Для Почину Нареч. Разг.-сниж. — 1. Сначала, вначале. 2. На первое время.
Толковый словарь Ефремовой

Для Предлог — 1. с род. пад. Употр. при указании на: 1) цель совершения действия; 2) назначение, предназначение предмета. 2. с род. пад. Употр. при обозначении: 1) лица или группы лиц, которым.
Толковый словарь Ефремовой

Для Разживы Нареч. Разг. — 1. Для начала дела, на первое обзаведение; на разживу.
Толковый словарь Ефремовой

Для Того Чтоб Союз Разг. — 1. см. для того чтобы.
Толковый словарь Ефремовой

Для Того Чтобы И Разг. Для Того Чтоб Союз — 1. Употр. при присоединении придаточной части сложноподчиненного предложения, в которой сообщается цель, для достижения которой совершается действие в главной части; чтобы, затем чтобы.
Толковый словарь Ефремовой

Для Удобства Нареч. — 1. Так, чтобы было удобно.
Толковый словарь Ефремовой

Для Формы Нареч. Разг. — 1. Ради соблюдения установленного порядка, установленных правил.
Толковый словарь Ефремовой

Для Форса Разг. И Разг.-сниж. Для Форсу Нареч. — 1. Чтобы проявить хвастовство, щегольство, форс, шик.
Толковый словарь Ефремовой

Для Храбрости Нареч. Разг. — 1. С целью подбодрить себя, придать себе смелости.
Толковый словарь Ефремовой

Для Цвета Нареч. Разг. — 1. С целью придать какую-л. окраску, какой-л. световой тон.
Толковый словарь Ефремовой

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: