Частная авария: что это такое, описание и особенности

Характеристика общей и частной аварий и распределение убытков

Убытки, произошедшие от тех или иных случаев во время морской перевозки, морское право подразделяет на 2 вида: общую аварию и частную аварию.

Практическое значение такого подразделения заключается в том, что общая авария распределяется между судном, фрахтом и грузом соразмерно их стоимости. Частная авария не подлежит такому распределению, ее несет тот, кто ее потерпел, или тот, на кого возлагается ответственность за ее причинение.

Принципы общей аварии.

В ст. 232 КТМ дается следующее определение принципов общей аварии: «Общей аварией признаются убытки, понесенные вследствие произведенных намеренно и разумно чрезвычайных расходов или пожертвований в целях спасения судна, фрахта и перевозимого на судне груза от общей для них опасности». (37)

Таким образом, для того чтобы убыток был признан общей аварией, обязательно должны быть налицо следующие четыре, условия: преднамеренность, разумность, чрезвычайность, а также подтверждение, что целью действий (капитана или спасателя) являлось спасение судна, фрахта и груза от общей для них опасности.

Под преднамеренностью подразумевается, что убыток произошел не от случайной причины, а явился следствием сознательного действия человека.

Под разумностью понимается, что преднамеренные действия оправдывались сложившейся обстановкой. Например, если судно после столкновения получило пробоину и капитан во избежание гибели преднамеренно посадил его на мель, то такая преднамеренность разумна, и убытки в данном случае признаются общей аварией.

Под словами «чрезвычайность», или «чрезвычайные убытки» понимаются затраты, которые не являются обычными эксплуатационными расходами перевозчика или убытками, происходящими от выполнения обычных его обязанностей.

Такой подход обусловлен тем, что морское право строго разграничивает цель спасания и результаты спасания. Если имелось намерение спасти судно и груз, а в результате произведенных работ было спасено только судно или только груз (независимо от того, полностью или частично), то убытки будут признаны общей аварией.

При рассмотрении вопроса об общей аварии под словом «опасность» всегда понимается любая реальная опасность, которой подвергались судно и груз.

Основные виды общей аварии.

Случаи, когда пожертвования и расходы произведены намеренно и разумно для общего спасения при чрезвычайных обстоятельствах, весьма многообразны. Охарактеризуем наиболее типичные из них:

1 Убытки, вызванные выбрасыванием груза за борт. Очень часто судно бывает поставлено в такое положение (особенно при посадке на мель), когда наиболее эффективным способом избежать гибели или дальнейших повреждений является выбрасывание груза за борт. Ст. 234 КТМ устанавливает, что обшей аварией признаются убытки, «вызванные выбрасыванием за борт груза и принадлежностей судна, а также убытки от повреждений судна и груза при принятии мер для общего спасения, в частности, вследствие проникновения воды в трюм через люки, открытые для выбрасывания груза или через другие сделанные для этого отверстия».

Убытком от общей аварии не признается только стоимость выброшенных за борт грузов, если они перевозились не в соответствии с морскими правилами, а также выбрасывание за борт самовозгорающихся грузов.

2 Убытки, вызванные тушением возникшего на судне пожара. В Кодексе торгового мореплавания указано, что общей аварией признаются убытки, вызванные тушением пожара, вплоть до затопления судна для этой цели. Однако под эту категорию не подпадают убытки, которые были вызваны тушением пожара в отдельных частях судна или груза, охваченных огнем.

3 Убытки, связанные со снятием судна с мели. Иногда капитаны судов в силу тех или иных обстоятельств с целью спасения судна и груза вынуждены преднамеренно посадить судно на мель. Такая преднамеренная посадка и вызванные ею убытки в целях общего спасения судна, груза и фрахта признаются общей аварией. В остальных случаях при посадке па мель общей аварией признаются только те убытки, которые были вызваны мерами, принятыми для снятия судна с мели в целях общего спасения. Такими убытками являются: выбрасывание груза за борт, форсированная работа машины и возникшие в связи с этим убытки в машинах, котлах и двигателях судна.

Помимо этого на общую аварию могут быть отнесены чрезвычайные расходы, вызванные форсированием машин, напри­мер, перерасход топлива, смазочных материалов, воды и т. д.

4 Расходы, вызванные заходом судна в порт-убежище и возвращением оттуда. Наличие общей аварии признается также в тех случаях, когда судно в интересах всего морского предприятия вынуждено было зайти в порт-убежище или порт погрузки. К категории общей аварии применяются при этом следующие виды убытков и расходов:

– если заход или возвращение вызваны несчастным случаем или чрезвычайными обстоятельствами, общей аварией признаются только расходы, связанные с возвращением или заходом и обратным выходом из этого порта (чисто портовые – лоцманские, карантинные и другие сборы);

– расходы, которые были произведены в порту-убежище по выгрузке груза, его хранению и страхованию от огня, а также по обратной погрузке его на судно, если все эти операции были необходимы для исправления повреждений и целях безопасного продолжения рейса;

– расходы по оплате жалования и закупки продовольствия для экипажа, а также стоимость израсходованных топлива и предметов снабжения в течение излишнего времени задержки судна в порту-убежище и продления срока рейса до окончания ремонта судна;

– дополнительные расходы по буксировке судна в порт ремонта или расходы по перегрузке и переотправке груза;

– расходы по временному исправлению судна в порту-убежище в целях общего спасения или вследствие повреждения, причиненного пожертвованием при общей аварии;

– в случае, если судно будет признано негодным к дальнейшему плаванию, на общую аварию будут отнесены лишь те расходы, которые были произведены до момента признания судна таковым.

Формы обеспечения платежей по общей аварии.

Аварийная подписка. При наличии общей аварии необходимо до выдачи груза в порту назначения получить от всех без исключения грузополучателей аварийные подписки, содержащие их обязательства, объявить стоимость груза и уплатить причитающуюся долю груза по диспаше. Следует помнить, что такие подписки совершенно необходимо получить до начала выдачи груза независимо от того, кто является его получателем. Их отсутствие может затруднить или сделать невозможным взыскание грузополучателя доли аварийного взноса, причитающегося с груза по раскладке. (37)

Читайте также:
Факультативное обязательство: что это такое, описание и особенности

Распределение общей аварии между участниками морской перевозки грузов.

После оформления основных документов по общей аварии судовладелец и грузовладельцы передают их диспашеру с пред­ложением составить диспашный расчет. Такой расчет составля­ется по установленному порядку на основании соответствующих законов об общей аварии, требовании относительно способа и места составления диспаши и того законодательства, которое было обусловлено в договоре фрахтования или страховом договоре.

Поэтому для страховщика диспаша, составленная не в том месте, где ее следовало составить, или не на основании тех законоположений и обычаев, которые соответствуют конкретному случаю, не является обязательной.

Ст. 246 КТМ гласит: «Наличие общей аварии устанавливается, и расчет по ее распределению (диспаша) составляется по заявлению заинтересованных лиц диспашерами, обладающих знаниями и опытом в области морского права».(58) Диспашеры действуют на основе Положения, утвержденного президиумом Торгово-промышленной палаты. Порядок и способ составления диспаши в Российской Федерации и возможность ее опротестования изложены в Кодексе торгового мореплавания.

Порядок составления диспаши. Диспашер приступает к составлению диспаши на основании заявления заинтересованной стороны с представлением документов характеризующих сущность происшествия, сумму убытков и расходов, а также пожертвованного имущества, в том числе копия морского протеста, выписка из судового журнала, аварийные подписки, подлинные счета на произведенные расходы, копия спасательного контракта, если имело место спасение, копии актов осмотра судна и груза сюрвейерами, сведения о стоимости судна и груза в момент окончания рейса, сведения о ремонте судна, произведенном после аварии, копии чартеров и коносаментов и т. д.

Постановление диспашера о роде аварии. После рассмотрения заявления и приложенных документов диспашер должен вынести постановление о роде аварии, то есть признать аварию общей или частной. Это постановление рассылается всем заинтересованным сторонам (судовладельцу, грузовладельцам, страховщикам судна и груза).

Оценка имущества. На основании представленных материалов диспашер определяет общую стоимость имущества, участ­вующего в покрытии общей аварии после окончания рейса.

Кроме того, исключаются все расходы, признанные частной аварией, которые были произведены в отношении этого имущества после акта общей аварии.

Определение убытков общей аварии. Изучив и оценив представленные материалы, диспашер определяет, какие убытки, расходы и пожертвования относятся на общую аварию, какие – на частную или являются обычными расходами, относимыми на счет судна или груза.

Распределение убытков. Признанные общей аварией убытки и расходы распределяются между имуществом (судном, грузом и фрахтом) соразмерно их стоимости. Для этого определяется контрибуционный дивиденд, то есть соотношение между общей ава­рией и стоимостью имущества, участвующего в покрытии общей аварии (контрибуционным капиталом), и соответственно общая авария развёрстывается между имуществом (судном, грузом и фрахтом) пропорционально стоимости. На основании исчисленных сумм производится расчет между сторонами. (94)

Диспашер подписывает диспашу и указывает дату ее составления. В соответствии с действующим законодательством диспаша считается законченной с момента подписания ее диспашером и приложения печати и имеет силу доказательства. КТМ устанавливает двухгодичный срок исковой давности по требованиям, вытекающим из общей аварии. Если исчисление суммы иска зависит от расчетов по общей аварии, то течение давностного срока приостанавливается на время составления диспаши (с момента составления) диспашером постановления о роде аварии до дня окончания диспаши). Если остающийся после составления диспаши срок исковой давности меньше 6 месяцев, то он удлиняется до этого срока.

В отличие от общей аварии законодательство РФ не дает определения сущности частной аварии. Ст. 237 КТМ лишь указывает: «Убытки, не подпадающие под действие ст. 232, 243 и 235 настоящего Кодекса, признаются частной аварией. Такие убытки не подлежат распределению между судном, грузом и фрахтом. Их несет тот, кто их потерпел, или тот, на кого падает ответственность за их причинение» (гл. XIII). Далее, ст. 238 Кодекса гласит: «Не признаются общей аварией даже при наличии признаков, указанных в ст. 232 настоящего Кодекса:

1) стоимость выброшенного за борт самовозгоревшегося груза и груза, перевозившегося на судне не в соответствии с правилами и обычаями торгового мореплавания;

2) убытки, причиненные тушением пожара тем частям судна или груза, которые были й огне;

3) убытки, причиненные обрубанием обломков частей судна, остатков рангоута или других предметов, ранее снесенных вследствие морской опасности;

4) убытки, причиненные форсированием или иной работой двигателей, других машин или котлов судна, находившегося на плаву;

5) убытки, причиненные намеренной посадкой на мель при обстоятельствах, которые привели бы к посадке на мель независимо от принятых мер, однако убытки, причиненные снятием такого судна с мели, признаются общей аварией;

6) всякие убытки или потери, понесенные судном или грузом вследствие увеличения продолжительности рейса (убытки от простоя, изменения цен и т. д.)». (58)

Таким образом, сущность частной аварии и ее отличие от общей аварии, по которой убытки распределяются между всеми сторонами, участвующими в морском предприятии, можно сформулировать так: убыток, относящийся к частной аварии, является следствием случайных обстоятельств, относится только к грузу, или только к судну, или только к фрахту без связи с другими элементами морского предприятия. Подобный убыток несет тот, кто его потерпел, или тот, на кого падает ответственность за его причинение.

Читайте также:
Освобождение от наказания в связи с болезнью

Понятие об общей и частной аварии

Под общей аварией понимают чрезвычайные расходы и/или пожертвования (убытки), произведенные намеренно и разумно для спасания судна, фрахта и перевозимого на судне груза от общей для них реальной опасности, которые в последующем распределяют соразмерно их стоимости между заинтересованными сторонами (судовладельцем, страховщиками судна, груза и др.). Определение понятия общей аварии приводится в ст. 232 КТМ. Общую аварию характеризуют четыре признака: общая опасность для судна, фрахта и груза, преднамеренность, разумность и чрезвычайность мероприятий и расходов, направленных на общее спасание. При отсутствии хотя бы одного из указанных четырех признаков авария не является общей. Конечные результаты принимаемых в порядке общей аварии мероприятий не влияют на признание расходов и убытков, произведенных преднамеренно, разумно и чрезвычайно для спасания от общей для всего «морского предприятия» (судна, фрахта и груза) опасности. Понесенные расходы и убытки подлежат распределению в порядке общей аварии.
В ст. 234, 235 КТМ СССР приведен широкий перечень случаев убытков или расходов, распределяемых в порядке общей аварии, при наличии ее признаков. Наиболее типичные из них следующие: убытки от выбрасывания за борт груза или принадлежностей судна, от повреждения судна или груза при принятии мер общего спасания, как, например, из-за проникновения воды в трюмы через люки, открытые для выбрасывания груза; убытки, возникшие в результате тушения пожара на судне, включая выбрасывание судна на берег или его затопление; убытки, причиненные судну или грузу преднамеренной посадкой судна на мель; расходы, произведенные в целях получения помощи, а также убытки, причиненные судну или грузу судами, которые оказывали помощь; чрезвычайные расходы по перегрузке груза, топлива или предметов снабжения из судна в лихтеры (суда), по найму лихтеров (судов) и по обратной погрузке на судно, произведенные в случае посадки судна на мель; расходы, вызванные вынужденным заходом судна в убежище или возвращением его в порт (место) погрузки вследствие несчастного случая или каких-либо других чрезвычайных обстоятельств, вызвавших необходимость такого захода или возвращения ради общей безопасности; в этом случае по общей аварии возмещаются расходы по заходу судна в порт, выходу судна оттуда со своим первоначальным грузом или частью его, по перекладке или выгрузке груза, топлива или предметов снабжения для исправления судовых повреждений, вызванных пожертвованием или несчастным случаем, если эти исправления были необходимы для безопасного продолжения рейса, расходы по обратной погрузке и укладке груза, топлива и предметов снабжения на это же судно, включая расходы по хранению и страхованию, если оно произведено разумно; потеря определенной суммы фрахта, вызванная утратой груза, в тех случаях, когда утрата груза возмещается в порядке распределения общей аварии. Из общей суммы потерянного фрахта исключаются расходы, которые были бы произведены владельцем для того, чтобы заработать этот фрахт, но которые из-за пожертвования произведены не были. Распределение убытков в порядке общей аварии производят в том случае, когда опасность, вызвавшая чрезвычайные расходы или пожертвования, возникла по вине одного из участников договора морской перевозки или третьего лица. В таких случаях участники общей аварии имеют право на взыскание с ответственного лица понесенных убытков. Под частной аварией следует понимать убытки и расходы по судну, грузу и фрахту, не предусмотренные правилами и не подпадающие под действие ст. 232, 234 и 235 КТМ СССР. Такие убытки и расходы не подлежат распределению между судном, грузом и фрахтом. Их несет тот, кто фактически их понес или тот, на кого падает ответственность за их причинение. В ст. 238 КТМ приведены основные случаи расходов и убытков, не признаваемых общей аварией, даже при наличии ее признаков: стоимость выброшенного за борт самовозгоревшегося груза и груза, перевозившегося на судне не в соответствии с правилами и обычаями торгового мореплавания; убытки, причиненные тушением пожара тем частям судна и груза, которые были в огне; убытки, причиненные форсированием или иной работой двигателей, других механизмов и котлов судна, находившегося на плаву; всякие убытки и потери, понесенные судном или грузом вследствие увеличения продолжительности рейса, убытки от простоя судна, изменения цен и т. п.
Кроме приведенных случаев могут быть и другие убытки или расходы, которые при отсутствии какого-либо одного или нескольких из перечисленных выше признаков общей аварии признаются частной аварией. В настоящее время в большинстве чартеров и коносаментов, применяемых в международных перевозках, имеется условие о том, что общая авария распределяется в соответствии с Йорк-Антверпенскими правилами 1950 г. Эти правила первоначально были приняты на конференциях в Йорке (1864 г.) и в Антверпене (1877 г.) представителей судовладельцев, страховщиков и диспашеров разных стран для унификации обычаев распределения общей аварии. Йорк-Антверпенские правила неоднократно пересматривались и совершенствовались. В 1949 г. они были вновь пересмотрены на Амстердамской конференции Международного морского комитета и вошли в практику под названием «Йорк-Антверпенские правила 1950 г.», которые содержат общие правила, определяющие понятие общей аварии, принципы распределения убытков или расходов и другие положения. Эти правила не имеют обязательной силы. Их применение основывается на соглашении между участниками перевозки. В целях обеспечения надлежащего возмещения судовладельцу, понесшему в общих интересах всего «морского предприятия» расходы и убытки, подпадающие под общую аварию, и необходимости доказательств того, что эти расходы и убытки действительно являются следствием акта общей аварии, а также необходимости своевременного обеспечения получения от грузовладельцев аварийных платежей, отнесенных на долю груза, капитан аварийного судна обязан своевременно и качественно оформить основные наиболее важные документы. Первоначальными документальными доказательствами акта общей аварии являются записи в судовом журнале с подробным изложением всех обстоятельств, вызвавших необходимость пожертвования или чрезвычайных расходов. В судовом журнале должны быть подробно изложены все факты и обстоятельства, непосредственно предшествующие акту общей аварии, самого акта аварии и последовавшие вслед за ним. Необходимо тщательно проверить точность и полноту всех записей в судовом, машинном журналах, в вахтенном журнале радиостанции, а также соответствие записей в них. Одним из важных доказательств наличия общей аварии и действий, предпринятых капитаном судна в общих интересах спасания судна, груза и фрахта, является морской протест, который обязательно должен быть оформлен по прибытии судна в ближайший порт или в порт назначения.
Предпринятые капитаном судна меры и действия в общих интересах всего «морского предприятия» следует обязательно отразить в составляемых для этого актах. Необходимо организовать осмотр (при возможности фотографирование) всех повреждений, а также зафиксировать все утраченное и пожертвованное с привлечением официальных сюрвейеров и представителей заинтересованных сторон Надлежит определить характер и размеры взаимных претензий заинтересованных сторон, а также размеры всех расходов и убытков по общей аварии. Все эти мероприятия необходимо подробно изложить в актах и документах установленной формы. До выдачи груза в порту назначения необходимо получить от каждого грузополучателя отдельно аварийную подписку по форме, утвержденной ММФ и содержащей обязательство грузополучателя — объявить стоимость груза и уплатить долю по общей аварии, которая с него будет причитаться по диспаше. При отказе получателя выдать аварийную подписку капитан обязан воспользоваться предоставленным перевозчику залоговым правом (ст. 154 КТМ) и не выдавать груз (или часть его) до получения аварийной подписки, а сдать его на хранение через судового агента, дав последнему указание выдать груз получателю только после получения агентом аварийной подписки и оплаты всех расходов по доставке груза на склад и хранению его на складе. В связи с тем, что грузополучатели могут оказаться неплатежеспособными, следует требовать от грузополучателей аварийную подписку с гарантийной надписью банка или страховщика, а иногда целесообразно требовать, кроме аварийной подписки, предоставления гарантийного письма, выданного банком. Таких банковских гарантий не следует требовать от государственных организаций или правительственных учреждений. Можно также не требовать дополнительных гарантий, когда будет установлено, что груз застрахован В/О «Ингосстрах» или страховыми организациями социалистических стран, но с обязательным извещением их о факте общей аварии. Гарантии должны быть бессрочными, так как с момента выдачи груза до оформления диспаши проходит длительное время (до двух лет). В соответствии со ст. 154 КТМ в некоторых случаях при выдаче груза необходимо требовать от грузополучателя внесения наличных денег или депозита в размере, соответствующем доле общей аварии, падающей на груз.
Наличие общей аварии устанавливают и расчет по распределению убытков составляют диспашеры — специальные эксперты Бюро диспашеров при Торгово-промышленной палате СССР в Москве, обладающие высокой квалификацией в области морского права. Расчет по распределению убытков и расходов по общей аварии называется диспашей и составляется диспашером по письменному заявлению заинтересованного лица с приложением надлежаще оформленных документов, характеризующих сущность происшествия, сумму убытков, расходов и пожертвованного имущества. К таким документам относятся: копия морского протеста, выписка из судового журнала, аварийные подписки, подлинные счета на произведенные расходы, копия спасательного контракта и акт об окончании операции по оказанию помощи аварийному судну, если было спасание, копии актов осмотра судна и груза сюрвейерами, документальные сведения о стоимости судна и груза в момент окончания рейса, копии чартеров и коносаментов, а также другие документы, затребованные диспашером.
Диспаша состоит из следующих основных частей: постановления диспашера с определением вида аварии (общая или частная), рассылаемого всем заинтересованным лицам; перечня документов, представленных диспашеру и являющихся основными при распределении убытков или расходов; общей стоимости имущества, участвующего в покрытии общей аварии и называемого контрибуционной стоимостью, которая согласно ст. 245 КТМ определяется по действительной чистой стоимости имущества по окончании рейса с прибавлением к ней суммы, возмещаемой по общей аварии за пожертвованное имущество, если только эта сумма в нее не включена. Из стоимости контрибуционного имущества исключаются все убытки и расходы, признаваемые частной аварией, которые были произведены в отношении этого имущества после обстоятельств общей аварии. Доля участия судна, груза и фрахта в общей аварии, образуемая из отношения суммы общей аварии к контрибуционной стоимости, называется контрибуционным дивидендом. Таким образом устанавливается процент от спасенного имущества, составляющий общую сумму убытков и расходов по общей аварии. Согласно этому проценту (дивиденду) производится определение взаимных расчетов между сторонами — участниками распределения убытков (судном, грузом и фрахтом) и баланса диспаши с включением сбора, взимаемого за составление диспаши.
Диспашу подписывает составивший ее диспашер с указанием даты окончания ее составления. Оформленная диспаша имеет силу доказательства и подлежит исполнению, если она не оспорена в установленные сроки или оспорена, но оставлена судом в силе. Взыскание по диспаше обычно производится в добровольном порядке или путем совершения нотариальной надписи на ней.

  • ← Эсминец Diamond готов к боевой службе
  • Спасение судов →
Читайте также:
Судебный пристав-исполнитель: что это такое, описание и особенности

Эй! Моряк, почитай и это:

  • 83-метровая яхта от Kusch Yachts
  • Отряд кораблей Тихоокеанского флота вышл.
  • Корабль “Freedom” направляется в тихооке.
  • Атомный ледокол “50 лет Победы”

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Частная авария: что это такое, описание и особенности

82. Особенности ответственности морского перевозчика. Общая и частная авария.

Морская перевозка регулируется КТМ. Перевозки морским транспортом делятся на:

· внутренние перевозки между портами РФ ( большой каботаж );

· внутренние перевозки между портами одного моря РФ ( малый каботаж );

· перевозки в заграничном сообщении;

· местные перевозки в пределах порта и его акватории.

Договор морской перевозки может быть заключен:

1) с условиями предоставления для перевозки всего судна, его части или определенных судовых помещений;

2) без такового условия.

В первом случае заключается договор фрахтования судна или чартер. Во втором случае договор оформляется коносаментом.

Чартер применяется при перевозках значительных партий или массовых грузов. Это консенсуальная разновидность договора перевозки. Чартер, имея определенное сходство с договором аренды транспортного средства с экипажем, отличается отсутствием передачи транспортного средства иному лицу.

Коносамент применяется при небольших по объему перевозках. Это ценная бумага, которая составляется перевозчиком на основании погрузочных документов, подписывается капитаном судна и выдается отправителю. В коносаменте обязательно должны присутствовать все установленные КТМ реквизиты. Документ, не содержащий хотя бы одного из условий, является недействительным. Коносамент составляется в двух экземплярах, один экземпляр остается у перевозчика и следует с грузом, а другой передается отправителю. После выдачи груза остальные документы теряют силу.

Провозная плата (фрахт) определяется соглашением сторон, а в некоторых случаях по тарифу.

Сроки доставки устанавливаются в нормативном порядке и соглашением сторон.

Грузополучатель обязан в установленные сроки принять и вывести груз адресату. При неявке получателя или отказе в получении груза, капитан сдает груз для хранения на склады (за исключением скоропортящихся). Груз хранится в течение двух месяцев со дня прихода судна в порт выгрузки. При неуплате всех причитающихся перевозчику сумм груз реализуется в установленном порядке.

Читайте также:
Как разделить потребительский кредит после расчета?

Ответственность по договору морской перевозки. Особенности и традиции (в том числе и рисковые) морской перевозки нашли свое отражение в условиях и порядке возмещения убытков, принципы которых зависят от характера события, повлекшего убытки.

В этой связи различают общую и частную аварии . Пример общей аварии: часть груза или принадлежностей судна выбрасывается за борт, чтобы уменьшить вес судна. Тонущее судно намеренно сажается на мель, на судне осуществляются меры по тушению пожара, наносящие ущерб грузу и т.д. Смысл таких действий — пожертвовав частью, чтобы спасти большее — само судно и основной груз. Такие убытки распределяются между перевозчиком и грузовладельцем соразмерно стоимости судна, груза и фрахта, путем составления диспаши.

Все другие убытки, возникшие в процессе морской перевозки и не относящиеся к общей аварии, именуются частной аварией . Чаще всего они возникают вследствие воздействия на судно или груз различных опасностей и случайностей на море. Общее правило гражданского законодательства о возложении риска случайной гибели имущества на собственника отражено в КТМ. В силу данной нормы убытки, подпадающие под понятие частной аварии, не подлежат распределению между участниками перевозки, их несет потерпевший. Если же убытки причинены виновными действиями участника перевозки, их возмещает виновное лицо. Например, во время сильного шторма погибло несколько животных. Риск их случайной гибели несет собственник-грузополучатель, к которому право собственности перешло с момента сдачи груза транспортной организацией. Если же животное погибло по вине перевозчика, он возмещает убытки как виновный должник.

Важнейшими обязанностями по договору морской перевозки груза со стороны перевозчика являются: проявление разумной заботливости по приведению судна в мореходное состояние; проявление должной заботливости о грузе на всех этапах перевозки.

Перевозчик несет ответственность за проявление должной заботливости всеми лицами, причастными к приведению судна в мореходное состояние (например, за ненадлежащий ремонт, выполненный сотрудниками судоремонтного предприятия).

По общему правилу перевозчик несет ответственность за ущерб, причиненный грузу вследствие немореходности судна. Однако он освобождается от ответственности, если докажет, что немореходное состояние судна было вызвано недостатками, которые не могли быть обнаружены при проявлении им должной заботливости – скрытыми недостатками (ст. 124 КТМ РФ).

Одной из самых главных обязанностей перевозчика по договору морской перевозки груза является проявление должной заботливости о грузе на всех этапах его перевозки. Перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение груза с момента принятия его к перевозке до момента его выдачи. Точное установление периода времени, в течение которого груз находится на ответственности перевозчика, имеет большое значение для обеспечения защиты интересов перевозчика. Момент начала ответственности перевозчика за сохранность груза и момент окончания этой ответственности определяются международными правилами (Гаагская конвенция, Гаагско-Висбийские и Гамбургские правила), национальным морским законодательством, обычаями и правилами морских портов и соглашением сторон в договоре морской перевозки. Минимальным периодом ответственности перевозчика является период с момента, когда груз погружен на судно, до момента, когда он выгружен.

Принятие и размещение груза на судне (погрузка), как и его выгрузка, являются одними из обязанностей перевозчика, которые непосредственно связаны с сохранной перевозкой груза.

Основания освобождения морского перевозчика

В соответствии со ст. 166 КТМ перевозчик не несет ответственности за утрату или повреждение принятого для перевозки груза либо за просрочку в его доставке, если докажет, что утрата, повреждение или просрочка произошли вследствие:

1) непреодолимой силы;

2) опасностей и случайностей на море и в других судоходных водах;

3) любых мер по спасанию людей или разумных мер по спасанию имущества на море;

4) пожара, возникшего не по вине перевозчика;

5) действий или распоряжений соответствующих властей (задержания, ареста, карантина и др.);

6) военных действий и народных волнений;

7) действия или бездействия отправителя или получателя;

8) скрытых недостатков груза, его свойств или естественной убыли;

9) незаметных по наружному виду недостатков тары и упаковки груза;

10) недостаточности или неясности марок;

11) забастовок или иных обстоятельств, вызвавших приостановление или ограничение работы полностью или частично;

Читайте также:
Родственники выселяет из муниципальной квартиры: что делать

12) иных обстоятельств, возникших не по вине перевозчика, его работников или агентов.

Авария: что это такое, виды, отличия от катастрофы

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Если бы наша жизнь была всегда спокойна, без происшествий, аварий и прочих неприятностей, то это означало бы только одно – мы попали в рай.

Но мы живем в реальном мире, поэтому все вышеперечисленное – это часть нашей жизни.

Поговорим сегодня о том, что такое аварии, какие их виды различают, и чем они отличаются от катастрофы.

Авария – это …

Начну сразу с примера. Допустим, внезапно во всем микрорайоне погас свет. Мы вздыхаем и говорим: «Наверно, произошла авария на подстанции». Или водитель автомобиля, не справившись с управлением, наехал на придорожный столб. И в этом случае мы говорим, что произошла авария.

Следовательно, авария – это нештатное (происходящее не регулярно) событие в форме разрушения, поломки, взрыва, повлекшее наступление каких-либо негативных последствий или создавшее вероятность наступления таковых (потенциальная опасность).

Если она привела к серьезному материальному ущербу и (или) нанесла вред здоровью или жизни людей, то говорят, что она спровоцировала создание чрезвычайной ситуации (ЧС). То есть явилась первым звеном цепочки причинно-следственной связи «Авария → ЧС».

На самом деле это не одно и то же. ЧС может быть следствием – например, авария на Чернобыльской АЭС стала причиной крупномасштабной ЧС. Либо авария может стать следствием ЧС – например, землетрясение и цунами стали причиной аварии на АЭС в японском городе Фокусима.

Чем выше человечество поднимается по лестнице научно-технического прогресса, тем больше возрастает вероятность аварий.

Это логично, ведь появляется все больше новых технологий, новых механизмов, соответственно – увеличивается процент вероятности их поломок. Это не означает, что новшества непременно будут ломаться, а только то, что растет вероятность, что это произойдет.

Не буду объяснять суть теории вероятности, а объясню сказанное на примере. Допустим, в вашем доме нет никаких бытовых приборов. Следовательно, вероятность того, что один из них поломается, равна «0».

Купили вы телевизор. Появилась вероятность того, что с ним может произойти поломка. А если вы прикупили еще 9 бытовых приборов, то вероятность поломки (в сравнении с тем временем, когда вы жили в пустой квартире), возросла в 10 раз!

Поэтому, если ваша прабабушка скажет, что в ее время аварий не было, то это чистая правда. Ведь когда нечему ломаться, так и ломаться ничего не будет.

Немного терминологии:

  1. Если какой-либо технический объект находится на грани разрушения, поломки, уничтожения, то про такой объект говорят, что он аварийный.
  2. Аварийный ремонт – ремонт с целью ликвидировать последствия уже произошедшей аварии, либо с целью ее не допустить.
  3. Аварийная служба – подразделение, главная цель которого – выполнять аварийный ремонт.
  4. Аварийность – вероятность наступления аварии.
  5. Аварийная защита – комплекс средств и методов для ее недопущения.
  6. Аварийный источник электроэнергии – аппаратура, способная некоторое время снабжать какой-либо объект электричеством при отключении его основного источника.

Чем отличается от катастрофы

Эта тема подробно освещена в другой статье нашего блога, поэтому сейчас – тезисно:

  1. авария – это непосредственно происшествие, а катастрофа – это последствия ЧС (в том числе – аварий);
  2. авария имеет ограниченный масштаб (его можно оценить), а масштаб катастрофы можно оценить только по прекращению действия поражающих факторов;
  3. авария происходит на территориально ограниченном пространстве, катастрофа отличается глобальным размахом;
  4. при аварии нет (или мало) человеческих жертв, после катастрофы – много раненых, пострадавших, погибших;
  5. авария – ситуация, непродолжительная по времени, время катастрофы – не ограничено, до завершения действия поражающих факторов.

Техногенные аварии

Техногенная авария — это пришествие на техническом объекте, причинами которой могут быть:

  1. халатность сотрудников;
  2. внешние факторы, в том числе – природные (например, обрыв проводов при сильном ветре);
  3. непредвиденные сбои в работе систем объекта.

К техногенным авариям относятся:

  1. производственные аварии и катастрофы, т.е. те, которые произошли на промышленном производстве. Они могут привести к масштабным материальным потерям и человеческим жертвам;
  2. на магистральных трубопроводах;
  3. на АЭС и на ядерных установках исследовательских центров (радиационные аварии);
  4. гидродинамические аварии (о них — в статье далее);
  5. транспортные (о них – далее);
  6. аварии в энергосистемах, тепловых сетях, системе водоснабжения и очистных сооружениях.

Гидродинамические аварии

Гидродинамические – это аварии, произошедшие на гидротехнических сооружениях, вызвавшие неконтролируемое перемещение огромных масс воды.

К гидротехническим сооружениям относятся:

  1. плотины (на реках, водохранилищах, озерах);
  2. шлюзы.

Следовательно, пострадать от гидродинамических аварий могут люди, сооружения и земли, находящиеся ниже по течению от гидротехнических сооружений.

Аварии на гидротехнических сооружениях могут происходить:

  1. вследствие разрушительных сил природы:
    1. землетрясений,
    2. извержения вулканов,
    3. ливней,
    4. селей, оползней, обвалов,
    5. заторов и зажоров (на реках);
  2. из-за технических просчетов и дефектов, допущенных при строительстве;
  3. вследствие военных действий или диверсионных актов.

Последствия гидродинамических аварий:

  1. прекращение функционирования;
  2. травмы и гибель людей;
  3. подтопление земельных территорий. Зоны подтопления классифицируют следующим образом:
    1. первая – до 12 км от гидросооружения, скорость течения – до 30 км/ч,
    2. вторая – до 25 км, скорость – до 20 км/ч,
    3. третья – до 50 км, скорость – до 15 км/ч,
    4. четвертая – до 70 км, скорость – до 10 км/ч.

Люди, проживающие ниже по течению от гидротехнических сооружений, должны знать, что находятся в потенциальной опасности и иметь представление, как действовать в случае прорыва дамбы (плотины, шлюза). Что делать в случае наводнения, подробно описано в другой статье нашего блога.

Производственные аварии

Яркий пример — это события на ЧАЭС в 1986 году

Читайте также:
Субсидиарный должник: что это такое, описание и особенности

Транспортные аварии

Они классифицируются по виду транспорта, на котором случилось происшествие.

    ДТП – дорожно-транспортные происшествия. Это аварии, произошедшие при участии транспортных средств. В ДТП может быть от одного и более участников. ДТП характеризуются по тяжести происшествия: от минимального материального ущерба до массовых жертв. ДТП на дорогах расследует ГИБДД (государственная инспекция безопасности дорожного движения).

ДТП бывают следующих видов:

  1. наезды на людей и животных,
  2. наезды на неподвижные объекты (заборы, бордюры, остановочные павильоны и т.д.),
  3. столкновения автомобилей друг с другом во время движения,
  4. опрокидывание транспортных средств в результате плохих дорожных условий, лихачества и т.д.

  1. сход состава в рельс,
  2. столкновения составов,
  3. столкновения с иным транспортом, находящемся на ж/д путях,
  4. пожары и взрывы в ж/д составе.

В зависимости от наличия и количества пострадавших и жертв, аварии на ж/д транспорте дифференцируют по категориям:

  1. 1 – от 1 до 5 человек,
  2. 2 – от 6 до 11,
  3. 3 – от 12 до 30,
  4. 4 – от 31 до 50,
  5. 5 – свыше 50 человек.

Крупномасштабные аварии на железнодорожном транспорте называют железнодорожными катастрофами.

  • Аварии на воздушном транспорте.

    В этом случае так называется происшествие на воздушном судне, не повлекшее человеческих жертв.

    Основные причины авиа-аварий:

    1. ошибки пилотов – до 55 %,
    2. отказ техники – до 30 %,
    3. внешнее воздействие – до 10 %,
    4. прочие причины – до 5 %.
  • Аварии на водных судах – это повреждение судна или его компонентов, либо нахождение судна на мели больше 40 часов.
  • А теперь, чтобы немного разрядить атмосферу после чтения такой серьезной темы, выясним: к чему снится авария. Толкования в разных сонниках разные, поэтому выбирайте, что вам больше понравится. Итак, авария снится как предвестник таких событий:

    1. утраты имущества;
    2. болезни;
    3. неприятных происшествий;
    4. если вы успели избежать аварии – то наяву вам удастся «выкрутиться» из серьезной неприятности;
    5. к бурным эротическим отношениям;
    6. предупреждение о возможности реальной аварии.

    Все будет хорошо.

    Автор статьи: Елена Копейкина

    Частная авария: что это такое, описание и особенности

    • Автострахование
    • Жилищные споры
    • Земельные споры
    • Административное право
    • Участие в долевом строительстве
    • Семейные споры
    • Гражданское право, ГК РФ
    • Защита прав потребителей
    • Трудовые споры, пенсии
    • Главная
    • Публикации и практика
    • Главная
    • Статьи и комментарии ПЦ “Логос”
    • Дорожно-транспортное происшествие (ДТП). Понятие и виды

    Содержание публикации:

    • ДТП. Определение понятия
    • Учет ДТП Росстатом
    • Виды дорожно-транспортных происшествий (ДТП) в ОДМ 218.6.015-2015
    • Виды дорожно-транспортных происшествий (ДТП) в утративших силу Правилах 1998 года
    • Иной вид ДТП – бесконтактное ДТП
    • Кто считается погибшим, раненым в ДТП? “Ограниченная видимость” и “дорожные условия, сопутствующие ДТП”

    ДТП. Определение понятия

    Дорожно-транспортное происшествие – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб (статья 2 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения”)

    Тождественное определение понятия “дорожно-транспортное происшествие” содержится в п. 1.2 Правил дорожного движения РФ, утвержденных Постановлением Совета Министров – Правительством Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090.

    Дорожно-транспортное происшествие; (ДТП): Событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб (п. 3.1.2 Рекомендаций по учету и анализу дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации, утвержденных распоряжением Росавтодора от 12 мая 2015 г. N 853-р).

    Дорожно-транспортным происшествием (ДТП) называется событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или были ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения ( утратившие с 12.05.2015 года Правила учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации, утвержденные Федеральной дорожной службой России 29.05.1998 года).

    Учет ДТП Росстатом

    В Приказе Росстата от 29.12.2017 N 887 “Об утверждении методологических положений по статистике транспорта” ( данный приказ не был официально опубликован ) содержатся следующие положения:

    • Погибший – лицо, погибшее на месте дорожно-транспортного происшествия, либо умершее в течение 30 последующих суток после ДТП.
    • Раненый – лицо, получившее в месте дорожно-транспортного происшествия телесные повреждения, обусловившие его госпитализацию на срок не менее одних суток, либо необходимость амбулаторного лечения.

    В государственную статистическую отчетность по дорожно-транспортным происшествиям включаются сведения только о дорожно-транспортных происшествиях, в которых погибли или были ранены люди.

    Дорожно-транспортные происшествия учитываются по следующим основным признакам:

    • видам (столкновение, опрокидывание, наезд на стоящее транспортное средство, пешехода, препятствие, велосипедиста, падение пассажира);
    • местам совершения (в населенных пунктах, на автомобильных дорогах общего пользования, частных автомобильных дорогах, платных автомобильных дорогах, автомобильных дорогах необщего пользования, на железнодорожных переездах и в других местах);
    • причинам, основными из которых являются: нарушение Правил дорожного движения (в том числе водителями транспортных средств), техническая неисправность транспортных средств и неудовлетворительные условия содержания и обустройства улично-дорожной сети;
    • категориям пострадавших (водителям, велосипедистам, пассажирам, пешеходам);
    • участникам происшествий (в том числе с участием пешеходов и детей в возрасте до 16 лет);
    • времени совершения (дням недели, времени суток).

    Виды дорожно-транспортных происшествий (ДТП)
    в ОДМ 218.6.015-2015

    В действующем с 12.05.2015 года Отраслевом дорожном методическом документе ОДМ 218.6.015-2015 “Рекомендации по учету и анализу дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации”, утв. распоряжением Росавтодора от 12 мая 2015 г. N 853-р, выделены лишь следующие виды ДТП:

    дорожно-транспортное происшествие с пострадавшими: Событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погиб или получил ранение хотя бы один человек (п. 3.1.3). При этом под раненым в ДТП понимается лицо, получившее в ДТП телесные повреждения, обусловившие его госпитализацию на срок не менее одних суток либо необходимость амбулаторного лечения (п. 3.1.10). Под погибшим в ДТП понимается лицо, погибшее на месте ДТП либо умершее от его последствий в течение 30 последующих суток.

    Читайте также:
    Флаг судна: что это такое, описание и особенности

    дорожно-транспортное происшествие с особо тяжкими последствиями: Дорожно-транспортное происшествие, в котором погибло 5 человек и более, пострадало 10 человек и более. (п. 3.1.4).

    В прежних Правилах учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах РФ, утвержденных Федеральной дорожной службы России 29.05.1998 года содержалась более развернутая характеристика дорожно-транспортного происшествия, которая выгоднее отличалась от ныне действующих Рекомендаций, утвержденных Росавтодором 12 мая 2015 г.

    Виды дорожно-транспортных происшествий (ДТП)
    в утративших силу Правилах 1998 года

    В действовавших до 12 мая 2015 г. Правилах учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации, утв. Приказом Федеральной дорожной службы России от 29 мая 1998 г. N 168, дорожно-транспортные происшествия подразделялись на следующие виды:

    Столкновение – происшествие, при котором движущиеся транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог.

    К этому виду относятся также столкновения с внезапно остановившимся транспортным средством (перед светофором, при заторе движения или из-за технической неисправности) и столкновения подвижного состава железных дорог с остановившимся (оставленным) на путях транспортным средством.

    Опрокидывание – происшествие, при котором движущееся транспортное средство опрокинулось (например, суд пришел к выводу о том, что опрокидывание автокрана на территории ОАО не может быть расценено как дорожно-транспортное происшествие, поскольку произошло не в процессе движения транспортного средства по дороге, как это предусматривает пункт 1.1 Правил дорожного движения; постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 28.10.2008 N Ф04-6437/2008(14507-А70-11) по делу N А70-470/11-2008).

    Наезд на стоящее транспортное средство – происшествие, при котором движущееся транспортное средств наехало на стоящее транспортное средство, а также прицеп или полуприцеп.

    Наезд на препятствие – происшествие, при котором транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет (опора моста, столб, дерево, ограждение и т.д.).

    Наезд на пешехода – происшествие, при котором транспортное средство наехало на человека или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство.

    К этому виду относятся также происшествия, при которых пешеходы пострадали от перевозимого транспортным средством груза или предмета (доски, контейнеры, трос и т.п.).

    Наезд на велосипедиста – происшествие, при котором транспортное средство наехало на велосипедиста или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство.

    Наезд на гужевой транспорт – происшествие, при котором транспортное средство наехало на упряжных животных, а также на повозки, транспортируемые этими животными, либо упряжные животные, или повозки, транспортируемые этими животными, ударились о движущееся транспортное средство. К этому виду также относится наезд на животное.

    Падение пассажира – происшествие, при котором произошло падение пассажира с движущегося транспортного средства или в салоне (кузове) движущегося транспортного средства в результате резкого изменения скорости или траектории движения и др., если оно не может быть отнесено к другому виду ДТП.

    Падение пассажира из недвижущегося транспортного средства при посадке (высадке) на остановке не является происшествием.

    Иной вид ДТП – происшествия, не относящиеся к указанным выше видам. Сюда относятся падение перевозимого груза или отброшенного колесом предмета на человека, животное или другое транспортное средство, наезд на лиц, не являющихся участниками дорожного движения, наезд на внезапно появившееся препятствие (упавший груз, отделившееся колесо и пр.) и др.

    Иной вид ДТП – бесконтактное ДТП

    Последний абзац п.3 приложения 3 к указанным правилам учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах…, как видно, включал также “иной вид ДТП“. Речь, в частности идет о так называемых бесконтактных ДТП.

    При бесконтактном ДТП по вине водителя транспортного средства (нарушившего правила дорожного движения) причиняется вред третьим лицам, при этом, физического контакта между транспортным средством причинителя вреда и транспортным средством потерпевшего лица (а также любым иным объектом, которому причинен вред) не происходит. Более подробно по теме бесконтактного ДТП см. статью “Бесконтактное ДТП. Судебная практика”

    Падение предметов на автомобиль, снега с крыш – ДТП?

    Для отнесения события к ДТП имеет значение, двигался ли “пострадавший” автомобиль в момент причинения ущерба или был припаркован, ведь из определения понятия ДТП следует, что дорожно-транспортное происшествие – это событие, возникшее, прежде всего в процессе движения по дороге транспортного средства.

    Например, суд указал, что “из искового заявления истца усматривается, что в момент причинения ущерба автомобиль был припаркован к зданию, основанием исковых требований явилось причинение ущерба автомобилю в результате падения снега, а не дорожно-транспортное происшествие” (постановление ФАС Центрального округа от 04.02.2014 по делу N А09-1079/2013)

    Остановка транспортного средства – процесс движения – ДТП?

    От ответа на данный вопрос зависит, относится ли случившееся происшествие при остановке автомобиля к ДТП или нет. Соответственно, будет ли относится событие к страховому случаю или нет.

    Согласно пункту 1.2 Правил дорожного движения, “дорожно-транспортное происшествие” – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

    При этом дорожным движением является совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог. Преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства, является остановкой.

    Читайте также:
    Частное право: что это такое, описание и особенности

    Согласно пункту 1.1 Правил дорожного движения, настоящие Правила дорожного движения устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации.

    Следовательно, пункты 1.1 и 1.2 Правил дорожного движения, в их взаимосвязи относят остановку транспортного средства к процессу дорожного движения.

    Согласно статье 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения” под термином “дорога” понимается обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии. Аналогичное понятие дороги содержится в пункте 1.2 Правил дорожного движения.

    Например, руководствуясь приведенными нормами права, Третий арбитражный апелляционный суд в своем постановлении от 09.12.2013 по делу N А33-11923/2013 указал, что “поскольку спорное событие произошло на разгрузочной площадке общества…, специально предназначенной для проезда по ней автомобилей для их разгрузки, то есть являющейся дорогой, а остановка транспортного средства для его разгрузки является частью дорожного движения, то опрокидывание принадлежащего истцу транспортного средства произошло в результате дорожно-транспортного происшествия – страхового случая, предусмотренного договором добровольного страхования”.

    Кто считается погибшим, раненым в ДТП? “Ограниченная видимость” и “дорожные условия, сопутствующие ДТП”

    В ныне утративших силу Правилах учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации, утв. ФДС РФ 29.05.1998 г. N 168 содержались определения следующих терминов:

    “4. Погибшим считается лицо, погибшее на месте дорожно-транспортного происшествия либо умершее от его последствий в течение семи последующих суток.

    5. Раненым считается лицо, получившее в дорожно-транспортном происшествии телесные повреждения, обусловившие его госпитализацию на срок не менее одних суток либо необходимость амбулаторного лечения. В этом случае оказание амбулаторного лечения подтверждается документами (справками) медицинского учреждения.

    6. Ограниченная видимость – расстояние видимости для данных условий движения не соответствует нормативным требованиям из-за геометрических характеристик дороги или по метеоусловиям.

    7. Дорожные условия, сопутствующие ДТП, – фактические дорожные условия в месте ДТП на момент его совершения. Факт того, что неудовлетворительное дорожное условие (условия) явилось причиной ДТП, определяется решением суда (на основе результатов расследования)”.

    Александр Отрохов, Правовой центр “Логос” (г. Омск), 15.04.2015г. (в ред. от 17.05.2019г.)

    Авария

    Что такое

    Авария – это:

    1) в широком смысле – значительное повреждение, поломка, выход из строя, нарушение нормального режима работы чего-либо (несчастный случай, крупная неудача);

    2) повреждение или разрушение сооружений и(или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ; опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, а также к нанесению ущерба окружающей среде.

    Авария, как правило, связывается с объектами и процессами в техносфере и трактуется как опасное техногенное происшествие.

    Крупная авария с заданным уровнем человеческих жертв, заданной степенью повреждения объектов техносферы или среды жизнедеятельности является катастрофой. Авария предшествует возникновение аварийной обстановки и аварийной ситуации.

    Любой вид аварии создает угрозу жизни и здоровью людей, приводит к разрушению производственных помещений, сооружений, серьезному повреждению или уничтожению оборудования, механизмов, транспортных средств, сырья и готовой продукции, к нарушению производственного процесса и нанесению ущерба окружающей среде. Авария может быть вызвана отказом технических средств, ошибками операторов и обслуживающего персонала (человеческий фактор), экстремальными внешними условиями и др. В отличие от катастрофы авария допускает возможность восстановления и дальнейшего использования технических средств. Как и для аварийных ситуаций, различают следующие виды аварий, характеризуемых возрастанием ущербов от них:

    • режимная авария, которая может возникнуть при штатном функционировании объекта с ограничением рабочих параметров, последствия от нее предсказуемые, защищенность – достаточная; после аварии требуются (профилактические и ремонтные работы);
    • проектная авария, для которой проектом определены исходные и конечные контролируемые состояния объекта и предусмотрены системы безопасности, обеспечивающие ограничение последствий аварии установленными пределами; защищенность от проектных аварий – частичная;
    • запроектная авария, которая вызывается неучитываемыми в проекте исходными событиями (отказом систем контроля, ошибками персонала, внешними воздействиями); степень защищенности от запроектной аварии – недостаточная, с необходимостью в последующем проведения восстановительных работ;
    • гипотетическая авария. вводится в рассмотрение, когда заведомо неполным является анализ ее источников, сценариев и последствий в силу сложности объектов и непредсказуемости условий функционирования в условиях такой аварии; гипотетическая авария характеризуется максимально возможными ущербами и жертвами; защищенность от нее низкая; после гипотетической аварии объекты восстановлению не подлежат.

    Общая характеристика аварий приведена в таблице.

    Типы аварий, степень защищенности от них и мероприятия по защите и ликвидации их последствий

    Типы аварий Защищенность Характеристика мероприятий
    Нормальные условия эксплуатации Повышенная Функционирование всех систем защиты и управления
    Режимная авария Достаточная Ограничение рабочих параметров, профилактика
    Проектная авария Частичная Частичный или полный останов. Ремонтно-восстановительные работы
    Запроектная авария Недостаточная Останов объекта. Восстановительные работы
    Гипотетическая авария Низкая Останов объекта. Ремонту не подлежит

    Классификация

    по назначению объекта

    В зависимости от типа и назначения объекта, на котором произошла авария, выделяют несколько ее видов – промышленная, транспортная, строительная, энергетическая.

    Промышленная авария представляет собой разрушение сооружений и (или) технических устройств на производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ.

    Транспортная авария является происшествием на транспорте, повлекшим причинение тяжелых телесных повреждений людям, уничтожение и повреждение транспортных сооружений и средств или ущерб окружающей среде. По видам транспорта, на котором она произошла, различают железнодорожную, автомобильную, авиационную и др. виды аварий.

    Читайте также:
    Статус наукограда: что это такое, описание и особенности

    Строительная авария происходит на строительных объектах, сопровождается разрушением зданий и сооружений, повлекшим причинение тяжелых телесных повреждений людям.

    Энергетическая авария происходит в системе генерации, транспортирования и использования (электрической и тепловой) энергии в гражданском, промышленном и оборонном комплексах.

    по поражающим факторам

    По поражающим факторам выделяют аварии биологическую, радиационную; химическую; экологическую.

    Биологическая авария – относится к группе опасных происшествий на объектах биотехнологических производств, сопровождающихся распространением опасных биологических веществ в количествах, создающих опасность для жизни и здоровья людей, для сельскохозяйственных животных и растений, приводящих к ущербу окружающей среды.

    Радиационная авария – опасное происшествие на радиационно-опасном объекте, сопровождающаяся выбросом (разливом) радиоактивных веществ и(или) выходом ионизирующих излучений за предусмотренные проектом для нормальной эксплуатации данного объекта границы в количествах, превышающих установленные пределы безопасности его эксплуатации.

    Химическая авария – рассматривается как опасное происшествие на химически опасном объекте, сопровождающееся проливом или выбросом опасных химических веществ, способное привести к гибели или химическому заражению людей, продовольствия, пищевого сырья и кормов, сельско-хозяйственных животных и растений или к химическому заражению окружающей среды.

    Экологическая авария – представляет собой аварию в системе «человек-машина-среда», не предусмотренную действующими технологическими регламентами и правилами и сопровождающуюся существенным увеличением воздействия на окружающую среду.

    Анализ

    При анализе аварий большое внимание уделяется таким вопросам, как:

    • определение источников аварии;
    • построение сценариев и определение механизмов развития опасных процессов в критических элементах рассматриваемых объектов;
    • изучение повреждающих факторов внутренних и внешних воздействий;
    • прогнозирование последствий аварии и построение систем их парирования.

    Результатом такого анализа является построение номенклатуры, последовательности и тяжести аварии для заданного объекта или процесса, создание систем и механизмов противоаварийной защиты, а также разработка программ подготовки и переподготовки специалистов, работающих в условиях аварийной обстановки и аварийной ситуации. Инструктаж, тренинг, аттестация и страхование являются одними из действующих способов повышения готовности и защиты операторов и персонала от аварии.

    Предупреждение

    К числу организационно-технических предупреждений аварий относятся:

    • разработка норм и правил проектирования, создания, эксплуатации, вывода из эксплуатации и утилизации потенциально опасных оборудования и материалов;
    • использование специальных конструкторско-технологических решений по противоаварийной защите, по диагностическим и ремонтно-восстановительным работам.

    При этом научной базой всего комплекса антиаварийных мероприятий является теория рисков начиная от рисков аварийных происшествий на заданном объекте до системных рисков аварий в отраслях и комплексах.

    Источник: Безопасность России: правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Безопасность промышленного комплекса. –М., 2002.

    ДТП. Понятие, виды, причины, условия, последствия

    Здравствуйте, уважаемые коллеги.

    Статья 2 Федерального закона РФ от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» определяет и описывает «дорожно-транспортное происшествие» как событие, возникшее в процессе движения по дороге, с участием транспортного средства, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

    Схожее определение содержится в Постановлении Правительства РФ от 29.06.1995 № 647 «Об утверждении Правил учета дорожно-транспортных происшествий». ДТП – это событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения.

    Перечень видов ДТП и их определения приведены в Приложении 6 к Приказу МВД РФ от 18 июня 1996 г. № 328:

    1) столкновение — происшествие, при котором движущиеся транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог. К этому виду относятся также столкновения с внезапно остановившимся транспортным средством (перед светофором, при заторе движения или из-за технической неисправности) и столкновения подвижного состава железных дорог с остановившимся (оставленным) на путях транспортным средством;

    2) опрокидывание — происшествие, при котором движущееся транспортное средство опрокинулось;

    3) наезд на стоящее транспортное средство — происшествие, при котором движущееся транспортное средств наехало на стоящее транспортное средство, а также прицеп или полуприцеп;

    4) наезд на препятствие — происшествие, при котором транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет (опора моста, столб, дерево, ограждение и т.д.);

    5) наезд на пешехода — происшествие, при котором транспортное средство наехало на человека или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство. К этому виду относятся также происшествия, при которых пешеходы пострадали от перевозимого транспортным средством груза или предмета (доски, контейнеры, трос и т.п.);

    6) наезд на велосипедиста — происшествие, при котором транспортное средство наехало на велосипедиста или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство;

    7) наезд на гужевой транспорт — происшествие, при котором транспортное средство наехало на упряжных животных, а также на повозки, транспортируемые этими животными, либо упряжные животные или повозки, транспортируемые этими животными, ударились о движущееся транспортное средство. К этому виду также относится наезд на животное;

    8) падение пассажира — происшествие, при котором произошло падение пассажира с движущегося транспортного средства или в салоне (кузове) движущегося транспортного средства в результате резкого изменения скорости или траектории движения и др., если оно не может быть отнесено к другому виду дорожно-транспортных происшествий.

    Падение пассажира из не движущегося транспортного средства при посадке (высадке) на остановке не является происшествием;

    9) иной вид дорожно-транспортного происшествия — происшествия, не относящиеся к указанным выше видам. Сюда относятся падение перевозимого груза или отброшенного колесом предмета на человека, животное или другое транспортное средство, наезд на лиц, не являющихся участниками дорожного движения, наезд на внезапно появившееся препятствие (упавший груз, отделившееся колесо и пр.) и др.

    В соответствии с перечисленными видами ДТП необходимо наличие трех условий: транспортное средство должно двигаться; само событие должно быть связано с транспортным средством; последствия события должны соответствовать названным условиям (погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб).

    Читайте также:
    Освобождение от наказания в связи с болезнью

    Под условиями возникновения ДТП понимается совокупность характеристик дороги, транспортных средств, водителя и окружающей среды в момент совершения дорожно-транспортного происшествия. Эти характеристики могут оставаться неизменными до и после возникновения дорожно-транспортного происшествия и не обязательно имеют с ним причинную связь.

    Обстоятельства возникновения ДТП — действия (или бездействие) участников дорожного движения, иных причастных к дорожно-транспортному происшествию лиц, а также другие события, имевшие место до момента и в процессе возникновения дорожно-транспортного происшествия. В отличие от условий, обстоятельства представляют собой описание механизма возникновения дорожно-транспортного происшествия по времени.

    Причины возникновения ДТП можно определить как некоторое явление или совокупность условий и обстоятельств возникновения ДТП, устранение которых сделало бы невозможным возникновение данного дорожно-транспортного происшествия. Различные виды ДТП могут быть вызваны одной причиной или несколькими.

    Большинство специалистов, считает, что к дорожно-транспортному происшествию приводит большое число одновременно возникающих факторов, а поскольку число этих факторов и динамика их изменения в цепи событий, ведущих к дорожно-транспортному происшествию, составляют различные комбинации, изучение причинных связей является сложной задачей с множеством неизвестных.

    Исходя из статистики, в 80 — 90% случаев причины ДТП связаны с человеческим фактором, в оставшихся 10 — 20% — носят техногенный характер.

    Такое разделение основано на предположении, что участник дорожного движения должен приспосабливаться к любой ситуации, возникающей на дороге, компенсировать сбои, происходящие в системе водитель — автомобиль — дорога. Однако процесс исследования причин будет более эффективным, если выяснять, почему человек действует ошибочно при данных обстоятельствах и в данной ситуации. При таком подходе часто могут быть выявлены устранимые причины ДТП в системе организации движения, организации перевозок, конструкции автомобиля и т.д.

    В зависимости от степени тяжести последствий ДТП делятся на повлекшие: материальный ущерб; легкие телесные повреждения; телесные повреждения средней степени тяжести и тяжкие; смерть потерпевшего; особо тяжкие последствия (погибло 4 и более или ранено 15 и более человек).

    Материальный ущерб от ДТП может, например, складываться из стоимости ремонтно-восстановительных работ при повреждении транспортного средства, грузов, дорожных и иных сооружений; затрат на выполнение функций правоохранительных органов либо аварийно-спасательных служб; оказание первой или медицинской помощи; потерь от остановки движения.

    Степень тяжести вреда здоровью.

    Судебно-медицинская экспертиза устанавливает характер телесных повреждений участников ДТП и причины смерти, причины телесных повреждений и их связь с ДТП.

    Квалифицирующими признаками тяжести вреда здоровью являются: опасность вреда здоровью для жизни человека; длительность расстройства здоровья; стойкая утрата общей трудоспособности; утрата какого-либо органа или утрата органом его функций; утрата зрения, речи, слуха; полная утрата профессиональной трудоспособности; прерывание беременности; неизгладимое обезображивание лица (установление неизгладимого обезображивания лица не входит в компетенцию судебно-медицинского эксперта, так как это понятие не является медицинским); психическое расстройство.

    Для установления тяжести вреда здоровью достаточно наличия одного из квалифицирующих признаков. При наличии нескольких квалифицирующих признаков тяжесть вреда здоровью устанавливается по тому признаку, который соответствует большей тяжести вреда здоровью.

    С судебно-медицинской точки зрения стойкой утратой общей работоспособности следует считать утрату общей трудоспособности либо при определившемся исходе, либо при длительности расстройства здоровья свыше 120 дней.

    Легкие телесные повреждения.

    Телесные повреждения признаются легкими, если сопровождаются: кратковременным расстройством здоровья, продолжительностью не свыше 21 дня; либо незначительной стойкой утратой работоспособности (до 5%).

    Телесные повреждения средней степени тяжести.

    Признаками вреда здоровью средней тяжести являются: отсутствие опасности для жизни; длительное расстройство здоровья (более 21 дня); значительная стойкая утрата общей трудоспособности менее, чем на одну треть (от 10% до 30% включительно).

    Тяжкие телесные повреждения.

    Вред, причиненный здоровью, считается тяжким, если это: опасный для жизни вред здоровью; потеря зрения, речи, слуха; потеря какого-либо органа либо утрата органом его функций; неизгладимое обезображение лица; расстройство здоровья, соединенное со стойкой утратой общей трудоспособности не менее чем на одну треть (более, чем на 33%); полная утрата профессиональной трудоспособности; прерывание беременности; психическое расстройство.

    Опасным для жизни является вред здоровью, вызывающий состояние, угрожающее жизни, которое может закончиться смертью. Предотвращение смертельного исхода в результате оказания медицинской помощи не изменяет оценку вреда здоровью как опасного для жизни.

    Отметим, что согласно Правилам учета ДТП «погибшим» считается лицо, погибшее на месте ДТП либо умершее от его последствий в течение 30 последующих суток. Российский порядок учета количества погибших в ДТП многие годы был основан на 7-дневном правиле, слегка «улучшавшем» статистику: если участник ДТП умирал в больнице на восьмой день после аварии, его погибшим в ДТП не считали. Только с начала 2009 г. отечественный порядок соответствует международным нормам (Постановление Правительства РФ от 19.11.2008 № 859).

    «Раненый» — это лицо, получившее в ДТП телесные повреждения, обусловившие его госпитализацию на срок не менее одних суток либо необходимость амбулаторного лечения.

    Напоминаю что на сайте, в разделе «Документы БДД», можно найти образцы документов необходимых для организации работы по обеспечению безопасности дорожного движения.

    Если у Вас нет времени или возможности самостоятельно заниматься разработкой документов, то на сайте «Транспортный отдел», в разделе «Услуги», можно приобрести Готовый пакет документов для организации работы по обеспечению безопасности дорожного движения. Стоимость пакета 2500 рублей.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: