Частная система здравоохранения: что это значит

Частная медицина в России: лечение на результат и распределение рисков

Понятие «частная медицина» в России появилось более двух десятилетий назад вместе с появлением первых клиник сегмента коммерческой медицины и значимым этапом в развитии российского здравоохранения. Идеологически частная медицина неотделима от всей российской системы здравоохранения — она ее неотъемлемое структурное звено, существующее в тех же условиях и выполняющее те же задачи, что и медицина государственная.

Адекватный уровень медицины, как абсолютно необходимое условие развития экономики страны, можно обеспечить, если рассматривать медицинскую помощь как услугу, в итоге реализации которой должен быть легко оцифровываемый результат. Медицина сегодня — это не социальная ответственность, не бремя, а прежде всего вид бизнеса. И разумнее ее заказывать у тех, кто ее качественнее оказывает — и здесь не имеет значения, государственные это медицинские учреждения или частные клиники.

Рейтинг медицинских организаций: ориентация на результат

Если есть равный доступ участников в системе обязательного медицинского страхования, если у пациента в рамках этой системы есть реальная свобода выбора медицинской организации — пусть даже между двумя поликлиниками в своем районе, то тут уже можно говорить о формировании клиентоориентированности медицины, где пациент не субъект, а активный участник системы. Государственная власть должна лишь прозрачно распределять и контролировать качество оказания этих услуг между всеми участниками медицинского рынка.

Равный доступ участников системы здравоохранения обеспечит условия для возникновения нормальной конкуренции: в основе распределения объемов государственного заказа на оказание медицинской помощи должен быть рейтинг медицинских организаций, построенный на эффективности и безопасности медицинской помощи. В центре этой системы — прежде всего ориентированность на результат лечения, а не на процесс.

Иными словами, когда медицинские учреждения будут бороться за количество реально излечившихся пациентов, а не за пролеченных (вне зависимости от результата лечения), то выиграют участники рынка, реализующие максимально эффективные методики лечения, а в конечном итоге, выиграет пациент, который сможет выбирать, где помощь качественнее и безопаснее.

Переход к результативному, исход-ориентированному здравоохранению позволит стимулировать равноправную конкуренцию на рынке медицинских услуг и современный уровень качества медицинской помощи.

Программы разделения рисков

Реализуемая сегодня программа риск-шеринга или разделения рисков является важным шагом в переходе от главенства процесса к результативной медицине. «Risk-Sharing» (риск-шеринг) или соглашение о разделении рисков уже реализован в Московской области в лечении пациентов с хроническим гепатитом С: лекарственные препараты у фармкомпаний закупаются на определенных условиях, и их оплата производится только по факту излечения пациента.

Среди основных критериев медицинской помощи здесь главное — результат лечения. Есть результат — есть оплата, нет результата — это финансовые потери для тех, кто продвигает недостаточно эффективную лекарственную терапию. Эта система справедлива, прозрачна и выгодна для тех участников (и медицинских, и фармацевтических компаний), кто может предложить качественный медицинский продукт.

В государственной медицине пилотный проект по внедрению риск-шеринга в этом году стартует в Москве, Калужской и Московской областях в онкологии, гепатологии, неврологии, гастроэнтерологии. В реализации данной программы пока принимают участие только государственные медицинские учреждения. Схема взаимодействия по программе риск-шеринга в данном случае запускается между поставщиком лекарственных препаратов и государством в лице государственных медицинских организаций. Пациент, как активная структурная составляющая, исключен из данной цепочки.

Сегодня лечение гепатита С — это одна из самых перспективных, актуальных задач и вместе с тем одна из «болевых» точек современной медицины. По информации Всемирной организации здравоохранения, от вирусных гепатитов ежегодно умирают до 1,5 млн человек. Россиян с хроническим гепатитом С, по разным оценкам, насчитывается от 3 до 5 млн человек. Причем если от гепатита В существуют прививки, включенные в Национальный календарь вакцинопрофилактики, то в случае с гепатитом С такой прививки нет.

В течение последних лет в Московской области накоплен опыт успешной массовой помощи пациентам с хроническими заболеваниями печени: применение современных схем терапии позволяет достичь излечения у 95-98% больных хроническим гепатитом С.

Благодаря применению высокоэффективных методик, в частности, персонализированной противовирусной терапии, удается добиться излечения пациентов даже на стадии цирроза печени. Важный момент — полная прозрачность этой системы для пациента, начиная с момента первичной консультации у гепатолога, назначения обследования, подписания контракта, определения схемы лечения и оценки его результативности.

В данном случае пациент четко понимает, как и за что он платит и что в итоге должен получить. Пациент — полноправный участник процесса с четко обозначенным результатом. В случае с гепатитом С исход лечения верифицируется предельно просто: если после 12-недельного курса противовирусной терапии в крови пациента вирус не определяется, то налицо результат полного излечения. Если высокочувствительный ПЦР показывает наличие РНК вируса, то, к сожалению, полного излечения не наступило, и пациенту возвращаются деньги, затраченные на лекарства.

Читайте также:
Застройка земельного участка: что это значит

Частная система здравоохранения: что это значит

Система здравоохранения России

Здравоохранительная системы – это система отношений, целью которой является обеспечение охраны здоровья граждан. В наши дни существует 3 основные системы здравоохранения РФ: государственная, муниципальная и частная. И все как одна нуждаются в кадровых ресурсах, финансировании, информации, оборудовании и материалах, в транспорте, коммуникации, в добросовестном и рациональном управлении. Ответственность за развитие здравоохранительных систем несет правительство. Также принято, что стремительный рост качества медобслуживания и его справедливое оказание является панацеей от нищеты и безработицы. Важно обратить внимание на тот факт, что не только бедные страны страдают от слабо развитой здравоохранительной системы – встречаются и богатые государства, которые содержат огромные группы граждан, лишенных возможности к полному медобслуживанию, ввиду с несправедливым устройством соцзащиты малоимущих граждан.

Государственная система здравоохранения РФ

К государственной системе здравоохранения относится Минздрав Российской Федерации, Минздрав составляющих ее республик, здравоохранительные органы автономных областей, академия медицинских наук, госкомитет санэпидстанций РФ. Все эти государственные структуры осуществляют реализацию политики здравоохранения нашего государства, выполняют всевозможные программы по улучшению здравоохранения и занимаются развитием медицинских наук. Государственная система здравоохранения также содержит в себе находящиеся в собственности государства НИУ и ЛПУ, образовательные учреждения, фармацевтические организации, аптеки, учреждения судмедэкспертизы и санитарной профилактики, службы МТО, предприятия по изготовлению лекарственных препаратов и медицинской техники.

Помимо этого, государственная здравоохранительная система содержит все вышеперечисленные учреждения, предприятия и организации, которые создаются ведомостями, министерствами и госпредприятиями республик, составляющих Российскую Федерацию.

Все эти предприятия, организации и учреждения государственной здравоохранительной системы числятся юридическими лицами. Они действуют в строгом соответствии с законом РФ и республик, находящихся в федеративном составе, с правовыми актами автономных округов, областей, краев, нормативными актами Минздрава России, республик и здравоохранительных органов автономных округов, областей, краев и городов московской и ленинградской области.

Муниципальная система здравоохранения РФ

К муниципальной системе здравоохранения относят здравоохранительные органы, которые находятся в собственности муниципальных районов, НИУ и ЛПУ, аптеки, фармацевтические организации, учреждения судмедэкспертизы и образования. Все эти структуры являются юридическими лицами и действуют в строгом соответствии с настоящими законодательными актами РФ и республик, находящихся в федеративном составе, с правовыми актами автономных округов, областей, краев, нормативными актами Минздрава России, республик и местных органов здравоохранения.

Муниципальные здравоохранительные органы отвечают за санитарно-гигиеническую осведомленность населения, за обеспечение неограниченного доступа граждан к полному объему социально-медицинской помощи, за процесс развития муниципальной здравоохранительной системы. Также муниципальные органы здравоохранения обязаны контролировать качество оказания социально-медицинской и лекарственной помощи организациями, учреждениями и предприятиями государственной, муниципальной и частной здравоохранительной системы.

Деятельность организаций, учреждений и предприятий муниципальной системы здравоохранения финансируется бюджетными средствами любого уровня, которые выделены на охрану здоровья граждан. Могут использоваться и другие источники финансирования, не запрещенные законодательством РФ.

Частная система здравоохранения РФ

К частной системе здравоохранения относят аптеки, ЛПУ, имущество которых – частная собственность, и лица, которые занимаются частным фармацевтическим производством и медицинским обслуживанием.

Частная здравоохранительная система содержит НИУ и ЛПУ, аптеки и учреждения образования, которые были созданы частными организациями, предприятиями, учреждениями, физическим лицом и общественными организациями. Финансирование происходит за счет частных средств, не бюджетных!

Учреждения частной системы здравоохранения действуют в соответствии с законом РФ и республик, которые находятся в федеративном составе, с правовыми актами автономных округов, областей, краев, нормативными актами Минздрава России, республик и здравоохранительных органов автономных округов, областей, краев и местных органов здравоохранения.

ЕГИСЗ: что такое, для чего нужно, как подключиться к системе частной клинике

Расскажем, что такое ЕГИСЗ, кто ее пользователи и участники и самое главное — как и зачем клинике выгружать в нее данные.

Что такое ЕГИСЗ

Расшифровывается как Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения. Пользователями и участниками ЕГИСЗ являются три стороны:

Оператор — в лице Министерства здравоохранения. Его главные задачи: обеспечить надежную и бесперебойную работу ЕГИСЗ, принимать информацию от участников, хранить, систематизировать и обрабатывать ее. Кроме этого, оператор следит за разграничением прав доступа, отвечает за развитие системы: техническое, программное. Также Минздрав отвечает за подключение к ЕГИСЗ остальных участников.

Поставщики данных. Вот здесь все куда интереснее. Предоставлять информацию в ЕГИСЗ должны все интересанты, которых она так или иначе затрагивает. Это сам Минздрав, Федеральная налоговая служба, медицинские учреждения, фонд медицинского страхования, фармацевтические организации. У них задач поменьше, главное — вовремя передавать в систему достоверные сведения, а также отвечать за исправность собственных программно-аппаратных средств.

Читайте также:
Протокол следственного действия: что это значит

Пользователи. Если упростить, пользователями будут две вышеперечисленные группы плюс граждане Российской Федерации. Они получают доступ к данным ЕГИСЗ в соответствии с законодательством РФ.

Зачем нужна ЕГИСЗ

Цели и задачи системы подробно описаны в Положении, утвержденном Постановлением Правительства РФ № 555 от 5 мая 2018 года. Документ большой и объемный, но мы тезисно перевели его с юридического на русский.

Итак, ключевые задачи Единой государственной системы в сфере здравоохранения:

создание единой информационной среды для оператора, поставщиков и пользователей данных. Участники ЕГИСЗ получают доступ к системе исходя из целей и задач. Поставщики передают информацию, которая распределяется по 13 категориям (расскажем о них чуть ниже). А пользователи, в свою очередь, получают доступ к данным;

информирование населения касательно здорового образа жизни, профилактики заболеваний, порядка оказания медпомощи, сведений о рецептах на лекарства;

обеспечение доступа граждан Российской Федерации к медицинским услугам через интернет.

Какая информация хранится в ЕГИСЗ

Как мы уже говорили, в ЕГИСЗ входит 13 групп данных:

федеральный регистр медицинских работников (ФРМР);

федеральный реестр медицинских организаций (ФРМО);

федеральная электронная регистратура (ФЭР);

федеральная интегрированная электронная медицинская карта (ФИЭМК);

федеральный реестр электронных медицинских документов (ФРЭМД);

специализированные регистры пациентов по отдельным нозологиям и категориям граждан;

информационно-аналитическая подсистема мониторинга и контроля в сфере закупок лекарственных препаратов для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

подсистема автоматизированного сбора информации о показателях системы здравоохранения из различных источников и предоставления отчетности;

федеральный реестр нормативно-справочной информации (ФНСИ);

подсистема обезличивания персональных данных;

защищенная сеть передачи данных;

Кто должен подключаться к ЕГИСЗ

Если отбросить госорганы в лице налоговой, ПФР, Фонда обязательного медицинского страхования и множества других, в обязательном порядке подключаться к ЕГИСЗ должны:

лицензированные медицинские учреждения, в том числе частные;

операторы других информационных систем, связанных с ЕГИСЗ.

Возможно, в будущем подключение к ЕГИСЗ будет условием для получения лицензии на оказание медицинских услуг.

Как частной клинике передавать сведения в ЕГИСЗ

14 августа 2020 года Минздрав утвердил «Методические рекомендации по организации информационного взаимодействия медицинских информационных систем медицинских организаций частной системы здравоохранения с единой государственной информационной системой в сфере здравоохранения».

Нормативный документ определяет подключения и передачи данных от частных клиник в Единую систему.

Методичка предполагает три возможных формата обмена информацией:

частная МИС взаимодействует с ЕГИСЗ через региональную ГИС;

частная МИС подключается к региональной ГИС через третью информационную систему;

частная МИС и ЕГИСЗ обмениваются информацией напрямую.

Как вы догадались, для обмена данными между частной клиникой и ЕГИСЗ вам понадобится медицинская информационная система — МИС, например, ArchiMed+.

Через ArchiMed+ вы можете выгружать данные в ЕГИСЗ легко и быстро. Передача сведений идет через облачный сервис N3 Health в защищенном режиме. Все происходит автоматически, без участия человека. Это облегчает работу и снижает нагрузку на персонал. Сервис работает в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 555.

Наши специалисты проконсультируют вас по всем вопросам касательно подключения к ЕГИСЗ и других функций МИС ArchiMed+.

Медицинские учреждения

Согласно статье 12 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» к государственной системе здравоохранения относятся федеральные органы исполнительной власти в области здравоохранения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения, Российская академия медицинских наук, планирующие и осуществляющие в пределах своей компетенции меры по охране здоровья граждан.

В соответствии с частью 2 статьи 12 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» в государственную систему здравоохранения также входят находящиеся в государственной собственности и подчиненные органам управления государственной системы здравоохранения лечебно-профилактические и научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения, фармацевтические организации, аптечные учреждения, санитарно-профилактические учреждения, территориальные органы, которые созданы в установленном порядке для осуществления санитарно-эпидемиологического надзора, учреждения судебно-медицинской экспертизы, службы материально-технического обеспечения, организации по производству медицинских препаратов и медицинской техники и иные учреждения и организации.

В соответствии с частью 3 статьи 12 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» в государственную систему здравоохранения входят медицинские организации, в том числе лечебно-профилактические учреждения; фармацевтические организации; аптечные учреждения, создаваемые федеральными органами исполнительной власти в области здравоохранения, другими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьёй 13 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» к муниципальной системе здравоохранения относятся муниципальные органы управления здравоохранением, а также находящиеся в муниципальной собственности медицинские, фармацевтические и аптечные организации, являющиеся юридическими лицами.

Читайте также:
Свободная таможенная зона: что это значит

Финансовое обеспечение деятельности организаций муниципальной системы здравоохранения – расходное обязательство муниципального образования.

Согласно статье 14 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» к частной системе здравоохранения относятся лечебно-профилактические и аптечные учреждения, имущество которых находится в частной собственности, а также лица, которые занимаются частной медицинской практикой и частной фармацевтической деятельностью.

Более подробно с вопросами, касающимися частной системы здравоохранения, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR – ИНТЕРКОМ – АУДИТ» «Услуги в области здравоохранения».

Согласно Приказу Минздравсоцразвития Российской Федерации от 7 октября 2005 года №627 «Об утверждении единой номенклатуры государственных и муниципальных учреждений здравоохранения» (далее – Приказ Минздравсоцразвития №627) к данной категории учреждений здравоохранения относятся следующие медицинские учреждения:

1. Лечебно-профилактические учреждения.

1.1. Больничные учреждения.

1.1.1. Больницы, в том числе:

– городская, в том числе детская;

– городская скорой медицинской помощи;

– центральная (городская, районная);

– областная, в том числе детская (краевая, республиканская, окружная).

1.1.2. Специализированные больницы, в том числе:

– восстановительного лечения, в том числе детская;

– гериатрическая (Приказ Минздрава Российской Федерации от 28 июля 1999 года №297 «О совершенствовании организации медицинской помощи гражданам пожилого и старческого возрастов в Российской Федерации» (далее – Приказ №297));

– инфекционная, в том числе детская (Приказ Минздрава Российской от 17 сентября 1993 года №220 «О мерах по развитию и совершенствованию инфекционной службы в Российской Федерации»);

– психоневрологическая, в том числе детская;

– психиатрическая, в том числе детская;

– психиатрическая (стационар) специализированного типа;

– психиатрическая (стационар) специализированного типа с интенсивным наблюдением;

– туберкулезная, в том числе детская.

1.1.4. Медико-санитарная часть, в том числе центральная.

1.1.5. Дом (больница) сестринского ухода.

– врачебно-физкультурный (Приказ Минздрава Российской Федерации от 20 августа 2001 года №337 «О мерах по дальнейшему развитию и совершенствованию спортивной медицины и лечебной физкультуры»);

– кожно-венерологический (Приказ Минздрава Российской Федерации от 30 июля 2001 года №291 «О мерах по предупреждению распространения инфекций, передаваемых половым путем»);

1.3. Амбулаторно-поликлинические учреждения.

1.3.2. Поликлиники, в том числе:

– городская, в том числе детская;

– стоматологическая, в том числе детская;

– консультативно-диагностическая, в том числе для детей;

1.4. Центры, в том числе научно-практические:

– восстановительной терапии для воинов-интернационалистов;

– восстановительной медицины и реабилитации;

– гериатрический (Приказ №297);

– диабетологический (Приказ Минздрава Российской Федерации от 16 июля 2001 года №267 «О развитии диабетологической помощи населению Российской Федерации»);

– наркологический реабилитационный (Приказ Минздрава Российской Федерации от 18 марта 1997 года №76 «О наркологических реабилитационных центрах»);

– медицинский, в том числе окружной;

– по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями;

– патологии речи и нейрореабилитации (Приложение №3 к Приказу Минздравсоцразвития Российской Федерации от 22 августа 2005 года №534 «О мерах по совершенствованию организации нейрореабилитационной помощи больным с последствиями инсульта и черепно-мозговой травмы»);

– медицинской и социальной реабилитации;

– общей врачебной (семейной) практики (Приложение №3 к Приказу Минздрава Российской Федерации от 20 ноября 2002 года №350 «О совершенствовании амбулаторно-поликлинической помощи населению Российской Федерации»);

– консультативно-диагностический, в том числе для детей;

– лечебной физкультуры и спортивной медицины;

– лечебного и профилактического питания;

– специализированных видов медицинской помощи;

1.5. Учреждения скорой медицинской помощи и учреждения переливания кров.

1.5.1. Станция скорой медицинской помощи.

1.5.2. Станция переливания крови.

1.5.3. Центр крови.

1.6. Учреждения охраны материнства и детства.

1.6.1. Перинатальный центр (Приложение №1 к Приказу Минздравсоцразвития Российской Федерации от 9 декабря 2004 года №308 «О вопросах организации деятельности перинатальных центров»).

1.6.2. Родильный дом.

1.6.3. Женская консультация.

1.6.4. Центр планирования семьи и репродукции.

1.6.5. Центр охраны репродуктивного здоровья подростков.

1.6.6. Дом ребенка, в том числе специализированный (Приложение №1 к Приказу Минздрава Российской Федерации от 24 января 2003 года №2 «О совершенствовании деятельности дома ребенка»).

1.6.7. Молочная кухня.

1.7. Санаторно-курортные учреждения.

1.7.1. Бальнеологическая лечебница.

1.7.3. Курортная поликлиника.

1.7.4. Санаторий, в том числе детский, а также для детей с родителями.

1.7.6. Санаторный оздоровительный лагерь круглогодичного действия.

2. Учреждения здравоохранения особого типа.

– медицины катастроф (федеральный, региональный, территориальный);

– медицинский мобилизационных резервов «Резерв» (республиканский, краевой, областной, городской);

– лицензирования медицинской и фармацевтической деятельности (республиканский, краевой, областной);

– контроля качества и сертификации лекарственных средств;

– информационно-методический по экспертизе, учету и анализу обращения средств медицинского применения.

Читайте также:
Именной пенсионный счет: что это значит

2.3. Контрольно-аналитическая лаборатория.

2.4. Военно-врачебная комиссия, в том числе центральная.

2.5. Бактериологическая лаборатория по диагностике туберкулеза.

3. Учреждения здравоохранения по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

3.1. Центры гигиены и эпидемиологии.

3.2. Центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

3.3. Противочумный центр (станция).

3.4. Дезинфекционный центр (станция).

3.5. Центр гигиенического образования населения.

Лечебно-профилактические учреждения, такие как больницы, диспансеры, родильные дома и другие учреждения, которые используются с целью преподавания высшими медицинскими образовательными учреждениями (факультетами) либо в научных целях медицинскими научными организациями, являются клиническими учреждениями.

Учреждения здравоохранения, перечисленные в подразделе 1.1 «Больничные учреждения» в Приказе Минздравсоцразвития №627, могут иметь в своем составе поликлинику (амбулаторию).

Фельдшерско-акушерские пункты являются структурными подразделениями учреждений здравоохранения.

Здравпункты (врачебные, фельдшерские) являются структурными подразделениями учреждений здравоохранения либо организаций. Они предназначены для оказания первой медицинской помощи рабочим, служащим и учащимся.

В состав областной, краевой, республиканской больницы либо учреждения здравоохранения медицины катастроф может входить санитарная авиация, действующая на правах ее отделения.

Клиники – лечебно-профилактические учреждения (больницы, родильные дома и другие учреждения здравоохранения), которые входят в состав высших медицинских образовательных учреждений, медицинских научных организаций либо подчинены медицинским вузам и научным организациям, являются их структурными подразделениями.

К специализированным медицинским учреждениям согласно Приказу Минздравсоцразвития №627 относятся дома ребенка для детей:

«- с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики;

– с органическим поражением центральной нервной системы, в том числе детскими церебральными параличами, без нарушения психики;

– с нарушениями функции опорно-двигательного аппарата и другими дефектами физического развития без нарушения психики;

– с нарушениями слуха и речи (глухонемых, оглохших, слабослышащих);

– с нарушениями речи (заикающихся, с алалией и другими нарушениями речи);

– с нарушениями зрения (слепых, слабовидящих);

– с туберкулезной интоксикацией, малыми и затихающими формами туберкулеза;

– санаторный».

К центру медицинской и социальной реабилитации относится отделение постоянного проживания для подростков и взрослых инвалидов с тяжелыми формами детского церебрального паралича, которые самостоятельно не передвигаются и себя не обслуживают.

Более подробно с вопросами, связанными с применением тарифной системы оплаты труда и составляющих её элементов для оплаты труда работников медицинских учреждений, Вы можете ознакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Труд медицинских работников. Правовое регулирование. Практика. Документы ».

КС: Для учредителя ЧОП данный вид деятельности должен быть основным

Конституционный Суд вынес Определение № 2115-О об отказе в принятии жалобы частного охранного предприятия на ч. 4 ст. 15.1 Закона о частной детективной и охранной деятельности в РФ.

В ноябре 2020 г. арбитражный суд вынес предупреждение ООО ЧОП «Скала» за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 «Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)» КоАП РФ. Решение суда устояло в апелляции и кассации.

В судебных актах со ссылкой на результаты прокурорской проверки указывалось, что учредитель ЧОП «Скала» выступает одновременно ИП и учредителем автономной некоммерческой организации «Учебно-тренировочный спортивно-стрелковый клуб “Престиж-КМВ”», основным видом деятельности которой является деятельность по дополнительному профессиональному образованию. Поскольку охранная деятельность для него не является основной, наличие у ООО ЧОП «Скала» такого учредителя нарушает лицензионные требования.

В жалобе в КС заявитель указал, что ч. 4 ст. 15.1 Закона о частной детективной и охранной деятельности в РФ не соответствует Конституции, поскольку лишает граждан, являющихся учредителями (участниками) ЧОП, права на свободное распоряжение своими способностями к труду, выбор рода деятельности и профессии.

После изучения материалов жалобы Конституционный Суд отказался рассматривать ее со ссылкой на то, что оспариваемая норма не нарушает права заявителя. При этом Суд напомнил, что частная охранная деятельность может быть связана с оборотом оружия и специальных средств, а также применением физической силы. В связи с этим к ней применяются дополнительные требования: такая деятельность осуществляется на профессиональной основе, а доступ к соответствующему ресурсу не должен порождать намерение и создавать возможности его незаконного использования в других предпринимательских и иных отношениях либо для противодействия законной правоохранительной деятельности уполномоченных органов.

КС также отметил, что учредитель ЧОП может прекратить свой статус ИП или же выйти из состава участников некоммерческой организации. В этом вопросе частная охранная организация во всяком случае не зависит полностью от выхода из состава ее участников определенного лица. «Так, если один из учредителей (участников) общества, являющегося частной охранной организацией, вопреки интересам организации, создавая в том числе угрозу непродления ей лицензии и (или) наложения на нее административного штрафа, избегает отказа от занятия иной деятельностью, несовместимой по своей сути и характеру с охранной деятельностью, или в рамках своего выбора уклоняется от выхода из состава учредителей (участников) общества, то его другие учредители (участники), доли которых в совокупности составляют не менее чем 10% уставного капитала общества , вправе требовать в судебном порядке его исключения из общества как грубо нарушающего свои обязанности либо своими действиями (бездействием) делающего невозможной деятельность общества или существенно ее затрудняющего», – заметил Суд.

Читайте также:
Архипелажный проход: что это значит

Если же единственный участник ЧОП осуществляет как основную иную не связанную с охранной деятельность в нарушение требований оспариваемой нормы, то решение о продолжении деятельности такой организации или о сохранении занятия иной деятельностью в качестве основной находится в пределах его усмотрения и зависит только от его осознанного выбора. Именно это лицо в конечном итоге испытывает неблагоприятные последствия несоблюдения требования оспариваемой нормы. В этом случае, хотя субъектом административной ответственности за несоблюдение лицензионных требований выступает ЧОП, негативные последствия несет ее единственный учредитель.

При этом Суд отметил, что отсутствие легальной дефиниции понятия «основной вид деятельности» само по себе не может рассматриваться как обстоятельство, порождающее правовую неопределенность. При этом ч. 4 ст. 15.1 Закона о частной детективной и охранной деятельности в РФ по своему буквальному смыслу не предполагает для учредителя (участника) частной охранной организации абсолютного запрета на занятие иными видами деятельности. Дело в том, что конкретные обстоятельства устанавливаются судами с точки зрения степени вовлеченности лица в осуществление таких видов деятельности.

Адвокат МКА «Вердиктъ», арбитр Хельсинкского международного коммерческого арбитража Юнис Дигмар отметил, что даже отказав в принятии жалобы к рассмотрению, Суд тем не менее сформулировал позиции, которые могут оказаться полезными в последующей правоприменительной практике. «Рассматривая вопрос о конституционности ограничения права учредителя частного охранного предприятия на осуществление им иной деятельности в качестве основной, КС РФ сделал вывод о допустимости такого законодательного регулирования, указав что подобный запрет в первую очередь направлен на оказание частных охранных услуг на высоком профессиональном уровне, обеспечение которого объективно невозможно, если люди, их осуществляющие, будут в том числе заниматься иными видами хозяйственной деятельности», – подчеркнул он.

Как указал адвокат, Конституционный Суд отметил, что данный запрет не имеет безусловного характера – в любом случае при проверке соблюдения лицензиатом указанного требования и установлении факта осуществления учредителем (участником) ЧОП иного вида деятельности подлежит выяснению степень его вовлеченности в иной вид деятельности. «То есть в данном случае Суд фактически отменил вышеуказанный запрет, ориентируя суды на выяснение юридически значимого обстоятельства: препятствует ли иная деятельность учредителя (участника) ЧОП полноценно и профессионально оказывать частные охранные услуги», – полагает Юнис Дигмар.

Он добавил, что данный вопрос актуален не только для сферы частных охранных предприятий: «Содержащиеся в настоящее время в действующем законодательстве запреты для определенных профессий зачастую не учитывают текущие реалии и фактически ограничивают право на осуществление деятельности в смежных отраслях, хотя подобного рода параллельное ведение деятельности не только не препятствует основной деятельности, но и зачастую способствует ее более профессиональному выполнению».

Адвокат КА «ARM IUST» Нарине Айрапетян полагает, что все ограничения подобного рода, связанные с невозможностью занятия иным видом деятельности для учредителя, являются лишь формальными. «Нарушение законоположения в данной части не означает на практике, что потенциальные негативные последствия неминуемо должны возникнуть. Ни имманентно, ни трансцендентно такие риски невозможно просчитать с высокой степенью точности. То обстоятельство, что охранная деятельность связана с оборотом оружия и специальных средств, применением физической силы, а также имеет непосредственную связь с жизнью и здоровьем граждан, не должно создавать чрезмерно высокие требования к лицам, организующим эту деятельность», – отметила она.

По словам Нарине Айрапетян, занятие иной деятельностью не всегда и не во всех случаях влияет на качество оказываемых услуг. Тем более при условии наличия нескольких учредителей. «Так и обратная ситуация, при которой учредители являются “узконаправленными” в своей среде, не является гарантией более профессионального подхода или отсутствия злоупотреблений всяческого рода. Как раз-таки в этой ситуации и нарушается, на мой взгляд, презумпция добросовестности участников соответствующих отношений», – убеждена она.

Закон РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-I “О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации” (с изменениями и дополнениями)

Закон РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-I
“О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации”

С изменениями и дополнениями от:

21 марта 2002 г., 10 января 2003 г., 6 июня 2005 г., 18 июля 2006 г., 24 июля 2007 г., 22 декабря 2008 г., 25 ноября, 27 декабря 2009 г., 15 ноября 2010 г., 7 февраля, 1 июля, 3 декабря 2011 г., 2 июля 2013 г., 5 мая, 23 июня, 21 июля, 31 декабря 2014 г., 13 июля 2015 г., 3 июля 2016 г., 5 декабря 2017 г., 26 июля, 2 августа, 27 декабря 2019 г., 11 июня 2021 г.

Читайте также:
Общее (универсальное) правопреемство: что это значит
ГАРАНТ:

См. комментарии к настоящему Закону

Президент Российской Федерации

Москва, Дом Советов России

11 марта 1992 года

Частная детективная и охранная деятельность определяются как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) ОВД, в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов. На граждан, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, действие законов, закрепляющих правовой статус работников правоохранительных органов, не распространяется. Граждане, занимающиеся частной детективной деятельностью, не вправе осуществлять какие-либо оперативно-розыскные действия, отнесенные законом к исключительной компетенции органов дознания. Определены виды частной детективной и охранной деятельности.

Частным детективом признается гражданин РФ, получивший в установленном законом порядке лицензию на частную сыскную деятельность и выполняющий услуги, перечень которых закреплен в Законе. Сыскная деятельность должна быть основным видом занятости частного детектива, совмещение ее с государственной службой либо с выборной оплачиваемой должностью в общественных объединениях не разрешается. Регулируются вопросы выдачи лицензий (продления их срока действия, аннулирования) частным детективам, а также лицензий на создание объединений частных детективных предприятий. Закреплены случаи, когда лицензия не выдается. Установлены определенные ограничения в сфере деятельности частного детектива. Рассмотрены положения о договоре между частным детективным предприятием (объединением) и клиентом.

Самостоятельный раздел Закона посвящен частной охранной деятельности. За некоторыми исключениями к ней применяются правила, установленные для осуществления детективной деятельности. Охранникам запрещается использовать методы сыска. Лицо, совершившее противоправное посягательство на охраняемую собственность, может быть задержано охранником на месте правонарушения и должно быть незамедлительно передано в ОВД.

Частным охранным предприятиям и предприятиям (объединениям) частных детективов для осуществления охранно-сыскной деятельности разрешается создавать на договорной основе ассоциации с сохранением своей самостоятельности и прав юридических лиц. Предприятия (независимо от их организационно-правовых форм), расположенные на территории РФ, вправе учреждать обособленные подразделения для осуществления охранно-сыскной деятельности в интересах собственной безопасности учредителя. Руководитель и персонал служб безопасности обязаны получить соответствующие лицензии.

Для подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, осуществляющих детективную и охранную деятельность, могут создаваться негосударственные образовательные учреждения.

В ходе осуществления частной детективной деятельности разрешается применять специальные средства, а при осуществлении частной охранной деятельности – специальные средства и огнестрельное оружие только в случаях и в порядке, предусмотренных Законом, и в пределах предоставленных лицензией прав.

Частная детективная и охранная деятельность засчитывается в общий трудовой стаж и стаж для назначения пособий по государственному социальному страхованию при условии уплаты взносов в Пенсионный фонд и в Фонд государственного страхования РФ. Граждане, занимающиеся частной детективной и охранной деятельностью, работающие по найму, подлежат обязательному страхованию за счет средств соответствующего предприятия (объединения) на случай гибели, получения увечья или иного повреждения здоровья в связи с осуществлением сыскных или охранных действий.

Контроль за частной детективной и охранной деятельностью на территории РФ осуществляют МВД РФ, иные министерства и ведомства РФ и подчиненные им органы и подразделения в пределах, установленных Законом, другими законами и иными правовыми актами РФ.

Создание или деятельность частных детективных и охранных предприятий, образовательных учреждений и служб безопасности, не предусмотренных Законом, влекут за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Закон РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-I “О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации”

Настоящий Закон вводится в действие со дня его опубликования

Текст Закона опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 23 апреля 1992 г., N 17, ст. 888, в “Российской газете” от 30 апреля 1992 г.

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2022 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 478-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2021 г.

Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 310-ФЗ

Изменения вступают в силу с 13 августа 2019 г.

Читайте также:
Борьба с преступностью: что это значит

Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 232-ФЗ

Изменения вступают в силу с 6 августа 2019 г.

Федеральный закон от 5 декабря 2017 г. N 391-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 230-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 534-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 210-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня государственной регистрации ликвидации Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта (20 марта 2015 г.)

Федеральный закон от 23 июня 2014 г. N 158-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 126-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 389-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 4-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2011 г.

Федеральный закон от 15 ноября 2010 г. N 301-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 15 ноября 2010 г. N 298-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 379-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 374-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 ноября 2009 г. N 267-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. N 272-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г., за исключением пункта 11 статьи 2 названного Федерального закона

Пункт 11 статьи 2 названного Федерального закона вступает в силу с 1 июля 2009 г.

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 214-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 сентября 2007 г.

Федеральный закон от 18 июля 2006 г. N 118-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 июня 2005 г. N 59-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ

ЧОП что такое и как работает

Специфика современного бизнеса требует наличия охраны собственности. Таким образом удается не допускать потери имущества или воровства продукции. К перечню функций, выполняемых сотрудниками частного охранного предприятия или ЧОП относят обширный перечень действий, гарантирующих безопасность и сохранность как жизни граждан, так и движимого или недвижимого имущества.

Что такое ЧОП

ЧОП или частное охранное предприятие представляет собой негосударственную организацию, которая оказывает услуги охраны. Как представители структуры выступают общества с ограниченной ответственностью, если в уставе организации указана деятельность, которая связана с обеспечением безопасности жизнедеятельности, имущества, здоровья.

При этом, если владелец охранного предприятия выбирает как деятельность организации охрану, не допускается проводить другие виды деятельности.

Сотрудники ЧОП имеют право на предоставление следующих видов услуг:

  • Обеспечение защиты жизни и здоровья граждан.
  • Охрана имущества владельцев в том числе в период перевозки.
  • Проведение проектировочных работ, установку и обслуживание средства противопожарной безопасности, сигнализации.
  • Предоставление консультаций и подготовка рекомендаций для клиентов, касающихся правомерной защиты от неправомерных действий или посягательств третьих лиц.
  • Обеспечение порядка в местах скопления граждан, проведения массовых мероприятий.

Таким образом сотрудники охранного предприятий проводят обеспечение безопасности различных форм собственности.

Причем, организации или физические лица, которые не имеют статус, относящийся к частным охранным предприятиям, не имеют право на предоставление вышеперечисленных услуг.

Читайте также:
Свободные отпускные цены: что это значит

Специфика ЧОП

К специфике работы охранных предприятий относят получение специализированных документов, разрешающих проведение деятельности. Выдача производится в органах внутренних дел. Сотруднику охранных предприятий категорически запрещается совмещать работу в ЧОП с имеющейся должностью на государственной службой, либо отправлять кандидатуру на выборы в общественные объединения.

При этом лицензия частной охране предоставляется на срок в 5 лет. Учредитель компании должен предоставить документ, подтверждающий наличие высшего образования. Рассмотрение документов может длиться до 60 дней.

Подготовка и требования к ЧОП

Чтобы организация имела право на проведение работы, юридическое лицо должно соответствовать следующим требованиям:

  • Каждый из клиентов должен заключить договор, согласно нормативам, типичным для охранной деятельности.
  • Сотрудники ЧОП должны иметь соответствующую квалификацию. А уровень подготовки должен быть подтвержден соответствующим удостоверением.
  • Сотрудники ЧОП и её охранники должны соблюдать все требования, предусмотренные нормативно-правовыми актами. Государство должно проводить надзор за работой охранной компании, на предмет соответствия деятельности действующему законодательству.

При этом существуют специфические особенности выбора организации, присущие для частных лиц и коммерческих организаций различного уровня. О них будет указано ниже.

Специфика выбора ЧОП для крупных предприятий

Заказчики в лице частных лиц имеют право на выбор охранных предприятий путем поиска вариантов охраны в интернете, либо другим способом. Для государственных компаний и частных предприятий процедура поиска ЧОП проводится иначе.

Процедура выбора ЧОП для крупных предприятий проходит в 4 этапа:

  • Предварительная оценка. Эта стадия необходима для проведения экспертиз по всем направлениям, проведение зональной логической цепочки, выбрать процедуры обеспечения безопасности, внедрить их, чтобы не допустить типичных проблем. После выбора подхода к системе безопасности привлекают частные охранные организации, выбранные из списка проверенных.
  • Проведение тендера или конкурса. Для представителей крупного предприятия нужно провести разработку проекта и бизнес-плата, в котором должны быть указаны цели обеспечения безопасности, задачи и суммы, которую готовы платить представителям ЧОП.
  • Обработка информации. После проведения тендера собирается полный перечень информации, и нередко понадобится добавить детали для представителей компаний. В некоторых случаях возможны требования, которые не могут выполнить представителя ЧОП, победившего в тендере. Поэтому возможно поручение части функций представителям других компаний.
  • Окончательный выбор ЧОП. Для крупных компаний главным критерием выбора охраны будет финансирование. Часть компаний вводит шкалу ответственности, где оплата производится согласно полученного КПД.

Специфика выбора охранных компаний для частных лиц

Специфика выбора охранных компаний среди частных лиц значительно проще. Конкурсы практически никогда не проводятся, при этом стоит учитывать, что существует множество вариантов, которые позволяют выбрать организацию без дополнительных сложностей.

Зачастую частное лицо будет самостоятельно проводить оценку и изучать специфику работы ЧОП. Заключение договора будет обязательным этапом для всех сотрудников.

Специфика разделения на подразделения

Поскольку существует множество методов охраны, включая дистанционный, подразумевающий использование специализированных сигнализаций, то в ЧОП могут работать несколько видов специализированных подразделений, среди которых:

  • Группы быстрого реагирования – специализированные группы, где работают сотрудники, отправляющиеся по сигналу тревоги на точку для предприятий определенного рода действий. Обычно это наиболее подготовленные сотрудники организации, имеющих лицензию на использование огнестрельного оружия, средства связи и индивидуальной защиты.
  • Группы сопровождения инкассаторов представляют собой мобильную группу, которая нацелена на сопровождение группы инкассаторов, кассиров или прочих лиц, транспортирующих материальные ценности. Обычно состав групп формируется исходя из потребностей и включает бронированный автомобиль, средства защиты, вооружение.
  • Личная охрана – специально обученные телохранители VIP и их имущества.
  • Команды обеспечения безопасности на стационарных объектах обычно ведут деятельность на различных стационарных объектах. Практически никогда не оснащаются средствами подавления.

Правовые аспекты регулирования ЧОП

В Российской Федерации существует несколько правовых аспектов, которые регулируют деятельность частных охранных предприятий. К таковым относят ФЗ №2487, принятый в 1992 году. В нормативно-правовом акте собраны все основные моменты, касающиеся выбора охранников, прав и работы. Оказание услуг в данной сфере позволено исключительно созданным учреждениям, которые получили разрешительную документацию от Органов Внутренних Дел.

Сотрудник охранных организаций согласно первому пункту 11 стать Федерального Закона №2487 выполняет обязанности согласно подписанному трудовому договору, который заключается с учредителем или другим ответственным лицом в ЧОП. Причем, согласно действующему трудовому кодексу и другим документам, охранник признается полноправным субъектом трудовых отношений. Поэтому директор ЧОП имеет право на работу охранников, при совмещении должностей в пределах одного предприятия.

Нормативные акты, регулирующие деятельность ЧОП

К перечню нормативно-правовых актов, которые регулируют деятельность ЧОП в Российской Федерации относят:

  • Федеральный закон № 2487 «О частной детективной и охранной деятельности».
  • Поправки к закону, принятые в 2010 году.
  • Конституция Российской Федерации.
  • Кодекс об Административных правонарушениях.
  • Гражданский кодекс Российской Федерации в сфере базовых положений.
  • Трудовой кодекс Российской Федерации, в котором прописаны права охранника.
  • ФЗ «Об оружии» со всеми действующими поправками.
Читайте также:
Правоспособность юридического ли ца

Именно с 2010 года существенно изменились права организаций на ведение деятельности. Например, частным охранным компаниям категорически запретили ведение любого другого вида деятельности помимо охранной, что напрямую отразилось в ограничении правового статуса до обществ с ограниченной ответственностью. Именно с этого периода подобные компании начали называться ЧОП, а не ЧОО (частные охранные организации).

Также, существует ряд нормативно-правовых актов и постановлений действующих государственных органов, регулирующих частую охранную деятельность:

  • Федеральный закон об исследовании отпечатков пальцев, действующий с 1998 года.
  • Обновления закона Российской Федерации об обороте оружия в редакции 2014 года.
  • Различные приказы Министерства Внутренних дел Российской Федерации.
  • Постановления главного законодательного органа Российской Федерации, включая №264, 498 от 2011 года и другие, регулирующие различные аспекты.

Также, после введения в действие Закона о РоссГвардии, могут поменять ряд законодательных актов, которые непосредственно отразятся на частной охранной деятельности.

Надзор за работой частных охранных компаний проводится согласно действующим постановлениям и приказам со стороны МВД и Генпрокуратуры Российской Федерации. Часть функций по надзору перенимают на себя представители подразделений МинФина и налоговая служба.

Среди правовых актов при работе важно отметить процедуру лицензирования, которая необходима для ведения деятельности. Получение лицензии ведется согласно соответствующему закону РФ.

Перечень объектов, которые запрещено охранять частным охранным компаниям указан в Федеральном Законе №272.

Субъекты частной охранной деятельности

ЧОП представляет собой юридическое лицо, которые работает согласно полученному разрешению от органов внутренних дел. На текущий момент допускается создание частных охранных предприятий только в форме общества с ограниченной ответственностью, при размере уставного капитала не менее 100 тысяч Российских рублей.

Сотрудником ЧОП является охранник, который является субъектом трудовой деятельности. Требованиями к сотрудникам является то, что это должны быть граждане Российской Федерации, которые достигли совершеннолетия, получили профессиональную подготовку и специализированное испытание. Сотрудникам всегда выдают соответствующее удостоверение.

Охранник – это сотрудник юридического лица, с которым был заключен договор найма. Причем, работник или работница частного охранного предприятия приобретают статус в том случае, если:

  • Человек дееспособен.
  • Отсутствуют различные заболевания или патологии, которые в дальнейшем могут повлиять на эффективность выполнения служебных обязанностей.
  • Не имеет судимостей. Привлечения к административной ответственности.
  • Не лишен удостоверения охранника.

Удостоверение охранника имеет срок давности, не более 5 лет. Чтобы охранник получил новое удостоверение, нужно пройти курсы повышения квалификации в специализированных учебных учреждениях.

Что имеют право делать охранники и чоповцы, а что нет?

Существует ряд прав и обязанностей, которые присущи сотрудникам частных охранных предприятий. Все особенности работы охранников регламентированы действующим законодательством Российской Федерации. Они будут указаны ниже.

Права и обязанности частного охранника

К перечню прав, установленных согласно действующему законодательству, относят:

  • Право на оформление на рабочее место согласно действующему контракту, оформленному по современной форме.
  • Право на отпуск и заработную плату, которая оговорена согласно условиям трудового договора в ЧОП.
  • Право на использование средств индивидуальной защиты, а также огнестрельное оружие, специализированных средств, если это предусмотрено действиям нормативно-правовых актов.

К перечню причин, по которым допускается применять огнестрельное оружие относят:

  • Отражение опасности в случае, если жизнь или здоровье охранника находятся под угрозой.
  • Отражение группового или индивидуального нападения на территорию, движимое или недвижимое имущество, которое находится под охраной предприятия.
  • Охранник имеет сделать предупредительный выстрел в том случае, если необходимо предупредить злоумышленника о дальнейшем применении оружия, либо для подачи сигнала тревоги, либо вызова скорой помощи. Обязанности охранника

К перечню особенностей поведения охранника на работе можно отнести:

  • Несение службы по охране объектов или материальных ценностей.
  • При наличии в регламенте предприятия, охранник имеет право на проверку документов у проходящих лиц на территорию охраняемого объекта, имеет право на досмотр личных вещей.
  • Проводить периодический мониторинг состояния охранных систем, в том числе видеонаблюдения или других устройств.
  • Сообщает о срабатывании оборудования сотрудникам караула или вышестоящему руководству.
  • Выяснять причины срабатывания системы сигнализации, принимать меры по задержанию нарушения, либо устранения пожара.
  • Принимать под охрану от ответственных сотрудников оборудованные средствами сигнализации обособленные помещения.
  • При объявлении тревоги на территории объекта, перекрыть КПП, а выпуск или впуск на территорию проводится исключительно согласно распоряжению руководящего персонала.
  • Совершать действия, которые бы не допускали правонарушений в пределах охраняемых объектов.
  • Осуществлять задержание лиц, которые пытаются незаконно покинуть объект с предметами, имеющими материальную ценность, либо проводить задержание лиц, подозреваемых в таковых действиях.
  • Контролировать работу приборов охранной и противопожарной сигнализации, которые расположены на территории охраняемого объекта.
  • При необходимости контролировать служебных собак.
    Читайте также:
    Трудная жизненная ситуация: что это значит

    Основание для досмотра частной охраной

    Охранник не имеет права на личный досмотр вещей без наличия ордера. Однако, многие представители службы охраны могут потребовать у покупателя досмотр сумки, которая находится вместе с ним. В случае наличия подозрения о том, что посетитель является вором, охранник должен сообщить об этом на вышестоящий пункт. А если охрана пытается провести досмотр вопреки воле человека, посетитель или клиент имеет право на обжалование действия охранника.

    Клиенту в данной ситуации необходимо вызывать администратора магазина или торговой точки, либо потребовать встречи с руководителем пункта охраны.

    Обязанности охранника в период службы ограничены с целью минимизации нарушений прав и интересов посетителей и граждан. Если охранники нарушают закон, то право на расследование переходит к органам внутренних дел.

    Однако, согласно действующему закону №2487, если охранник поймал человека, который совершал противоправные действия, к примеру пытался украсть товар, он имеет право на задержание и передать сразу же в органы внутренних дел. Поэтому единственным правом, по которому охранник может задержать посетителя является прямое обнаружение противоправных действий, в том числе посредством систем слежения.

    При этом если потребитель пострадал из-за действий охранника или получил физические либо нравственные травмы, то он имеет право требовать компенсацию в том числе посредством суда.

    Применение специальных средств ЧОП

    Применение специализированных средств в процессе службы описано статьей №17 действующего закона о детективной и охранной деятельности. Согласно действующей статье, в рамках выполнения работы, сотрудники ЧОП имеют право применять специализированные средства только в случае, если:

    • Необходимо отражение нападения, угрожающего жизни, благосостоянию или здоровью посетителей и гражданских лиц.
    • Не допустить противоправных или противозаконных действий, направленных на охраняемый объект деятельности.

    При этом не допускается применение специализированных средств по отношению к беременных, лиц с ограниченными возможностями, детей и несовершеннолетних, за исключением случаев нападения на охранника, как совершенного одним нарушителем, так и группой лиц.

    Контролирующие органы ЧОП

    Работа ЧОП контролируется государственными органами, которое выполняет функцию уполномоченного лица. На текущий момент за деятельностью частных охранных предприятий проводится 2 формы проверки:

    • Плановая проверка.
    • Внеплановый контроль.

    Причинами, по которым возможно проведение проверки или мониторинга можно назвать соответствующие приказы или распоряжения различных вышестоящих государственных органов, которые относятся к исполнительной ветви.

    Регулярно проводят проверки наличия или соответствия хранения огнестрельного оружия в сейфах компании. Мониторинг проводится 1 раз каждые три года. Причем длительность проверки не превышает 30 календарных дней. О проведении мониторинга обязан предупредить прокурор города, в котором расположен офис юридического лица.

    Внеплановая проверки должна проводиться в следующих случаях:

    • Если по итогам проверки в плановом порядке были обнаружены нарушения лицензии.
    • Если от государственных органов начала поступать информации о неправомерных действиях частного охранного предприятий, в случае угрозы жизни или безопасности населения по результатам проверок или скопления жалоб.
    • При появлении обращений граждан, которые жалуются на неправомерные действия сотрудников частных охранных предприятий.

    Выводы

    Качественная система охраны может потребоваться не только представителям бизнеса, но и частным лицам. Однако, крайнее важно привлекать исключительно проверенные компании, которые имеют на руках лицензию и все документы для проведения работ.

    ООО «Топаз» в Санкт-Петербурге предлагает предоставление охранников для различных задач клиентам по всему городу и области. Наша компания занимается комплексной безопасностью объектов совершенно различных категорий и сложности, от образовательных учреждений до коттеджных поселков, супермаркетов и магазинов.

    У нас вы сможете заказать услуги по установке систем автоматизированной охраны, в том числе систем видеонаблюдения.

    У нас вы получите:

    • Охранников с огромным опытом работы и специалистов, имеющих знания и навыки по установке любых современных систем обеспечения безопасности.
    • Квалифицированный персонал на всех уровнях, начиная от охранников, заканчивая техническими специалистами и руководителями.
    • Большую базу услуг для совершенно различных объектов.

    По результатам проведения анализа деятельности компании, ООО «Топаз» предлагает заключение контракта с учетом всех функциональных обязанностей сотрудников, с рекомендованной схемой расположения охранных постов, с указанием режимов деятельности, а также количества охранников.

    Дополнительно будут прикреплены все функции и обязанности сотрудников. Обращайтесь к нам, если нужна полная безопасность на объекте круглосуточно.

  • Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: