Черта городского поселения: что это значит

Поселки городского типа: описание, особенности. Чем отличается ПГТ от города

Где вы живете? В городе? В деревне или поселке? А вы когда-нибудь задумывались об отличиях одного населенного пункта от другого? Скорее всего, что нет. Мало кто уделяет внимание подобным мелочам в повседневной жизни. Поэтому мы решили немного раскрыть нюансы территориального деления в России. Сегодня мы будем рассматривать поселки городского типа.

Типы населенных пунктов в России

Административно-территориальное деление в нашей стране можно представить следующим образом:

  • деревня;
  • поселок;
  • село;
  • поселок городского типа;
  • город.

Если говорить о типах поселений более подробно, то нужно отметить, что деревней принято считать населенный пункт, в котором может проживать даже менее десяти человек. Там нет объектов инфраструктуры и досуга.

Расширившаяся деревня, в которой построены школа, детский сад и поликлиника, становится поселком. Чаще всего поселки находятся в доступной близости от города и имеют постоянное транспортное сообщение с ним.

В селе расположены все перечисленные объекты инфраструктуры и церковь. Ее наличие обязательно для получения статуса этого населенного пункта. К тому же села могут образовываться в отдалении от городов и районных центров.

Существует еще один тип поселений – ЗАТО. Данные населенные пункты являются закрытыми и по характеристикам относятся к поселкам городского типа. Его жителями становятся работники секретных предприятий, имеющих стратегическое значение для нашей страны. Обычно население ЗАТО немногочисленно, оно редко превышает две тысячи человек. До девяностых годов прошлого века данные поселения являлись строго секретными и не имели даже своих названий.

Что такое поселок городского типа?

Поселки городского типа (сокращенно ПГТ) представляют собой населенные пункты, в которых проживает не менее трех тысяч человек. Причем более 80% населения должно быть занято не в отрасли сельского хозяйства. Можно сказать, что ПГТ – это промежуточное звено между селом и городом.

Поселок городского типа: история появления в России

В дореволюционной России не было такого понятия, как “поселки городского типа”. Административно-территориальное деление не предусматривало подобной единицы, но в начале двадцатых годов прошлого века правительство молодой страны решило внести серьезные изменения в определения и названия некоторых территориальных единиц. Впервые введено было определение посада, из которого после и сформировался поселок городского типа.

Поселок городского типа: классификация

Поселки городского типа России не представляют единой структуры. Это название является обобщающим. На самом деле ПГТ можно разделить на несколько подвидов:

  • курортные поселки;
  • дачные поселки;
  • рабочие поселки.

Каждый указанный тип можно смело относить к ПГТ, но они имеют свои характеристики и особенности. Например, рабочий поселок находится совсем рядом с городом или крупным градообразующим предприятием. Все его жители могут работать в одном месте, а численность населения часто не превышает двух тысяч человек.

Курортные и дачные поселки располагаются в местах, где построены санатории и здравницы. Население данных ПГТ обслуживает различные учреждения и подвержено сезонности. Особенно это касается дачных поселков, они сохраняли свой статус только при наличии в нем не менее полутора тысяч человек жителей в течение всего года.

Поселок городского типа: описание

ПГТ в общих чертах практически не отличается от города. В средней полосе России, где расположено множество старинных городов, население поселков городского типа часто в несколько раз превышает численность городских жителей. Тем не менее они по-прежнему именуются ПГТ.

Поселок городского типа обычно бывает достаточно велик. Среднестатистический ПГТ имеет население в 15 000 человек. На его территории расположены поликлиники, школы, дошкольные учреждения и многочисленные торговые центры. Довольно часто через поселок городского типа проходит несколько дорог, в том числе и федерального значения. Нередко такой населенный пункт имеет несколько парков или пересекается рекой. В этом случае он занимает просто огромную территорию.

Можно сказать, что ПГТ – это тот же город, но в нем не хватает объектов социальной инфраструктуры. Детям негде заниматься творчествам, взрослые не имеют возможности попасть в театр или музей. Именно это не позволяет данному поселению получить статус города. В среднем численность населения поселков городского типа колеблется от одной-двух тысяч человек до двухсот тысяч человек.

Город и поселок городского типа: отличия

Эти два типа поселения очень похожи между собой и, на первый взгляд, не имеют существенных отличий. Но на самом деле некоторые отличия есть.

В первую очередь различия заметны в управлении поселением. ПГТ имеет главу, который располагает штатом административных работников. Но по тарифной сетке его должность так и называется – “глава поселка городского типа”. В городе главой является мэр, а в его отсутствие важными вопросами занимаются замы. Далее идут чиновники низшего звена.

Вряд ли вы найдете поселок городского типа, жилые дома которого имеют тридцать этажей, хотя законом это не запрещено. Но в реальности ПГТ застраивается домами не выше девяти этажей.

Частный дом в поселке городского типа не редкость. Довольно часто жители предпочитают строиться на собственном земельном участке, расширяя таким образом границы поселения. В городе такое невозможно. Человек может приобрести землю под индивидуальное строительство только за пределами населенного пункта. Внутри городской черты свободная земля всегда отдается под высотное строительство.

Читайте также:
Незаконное пересечение государственной границы

Самое главное и заметное отличие ПГТ от города – это объекты инфраструктуры. Обычно поселки городского типа не имеют бассейна, цирка и театра. Все остальные развлекательные и досуговые учреждения ПГТ идентичны городским.

Как формируются почтовые индексы?

Поселки городского типа имеют ту же самую систему формированию индекса, как и иные населенные пункты в стране. После сороковых годов прошлого века была введена инновационная система почтовой идентификации, которая действует до сих пор.

В нашей стране приняты шестизначные индексы. При этом первые три цифры обозначают код поселения, а вторая тройка – номер почтового отделения. Крупные города могут иметь несколько кодов, которые облегчают доставку корреспонденции до адресата. Но ПГТ обычно имеют один код и несколько почтовых отделений.

Самые крупные и малонаселенные ПГТ в России

На сегодняшний момент федеральное законодательство не регулирует получение населенным пунктом статуса поселка городского типа. Этим занимаются местные власти. Но разброс по численности населения ПГТ в пределах страны довольно велик. Например, самым крупным считается ПГТ Сунжа, в нем живет более шестидесяти тысяч человек. Более сотни поселков городского типа имеет население менее одной тысячи человек. А вот самым маленьким считается ПГТ Кожым. Он расположен в республике Коми, и на его территории проживает всего лишь четыре человека.

Московская область

Поселки городского типа Московской области достаточно многочисленны, в настоящий момент их насчитывается двадцать четыре территориальные единицы:

  • Нахабино.
  • Томилино.
  • Малаховка.
  • Власиха.
  • Красково.
  • Калининец.
  • Монино.
  • Белоозерский.
  • Тучково.
  • Октябрьский.
  • Удельная.
  • Софрино.
  • Селятино.
  • Запрудня.
  • Большие Вяземы.
  • Михнево.
  • Фряново.
  • Ильинский.
  • Андреевка.
  • Быково.
  • Некрасовский.
  • Шаховская.
  • Правдинский.
  • Обухово.

Самым густонаселенным является ПГТ Нахабино, в нем живет чуть более сорока тысяч жителей. А самым маленьким стал поселок городского типа Обухово, его население составляет десять тысяч человек.

Можно сказать, что для ПГТ Московской области характерен быстрый прирост населения и преобразование в иной статус. Социологи связывают это с близостью Москвы. Огромный мегаполис постепенно разрастается и приближается к поселкам городского типа. В итоге они сливаются в единую территориальную единицу и становятся частью города. Данная практика активно используется по всему миру, ведь городам-миллионникам свойственно развиваться и расти не только в высоту, но и в ширину.

В заключение хотелось бы сказать, что поселки городского типа являются промежуточной административно-территориальной единицей. В период спада урбанизации они теряют свое значение и численность, но в момент бурного роста городов именно ПГТ становятся своеобразной подпиткой для многочисленных городских предприятий, нуждающихся в рабочих руках.

Понятие земель населенных пунктов и их границ

Земли населенных пунктов – сравнительно новое название территории, на которой располагаются жилые дома, объекты недвижимости, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность проживающего на этих землях населения.

Земли населенных пунктов: понятие и общая характеристика

В Земельном кодексе РФ четко определено понятие и состав земель населенных пунктов. Согласно требованиям данного нормативно-правового акта под землями населенных пунктов подразумеваются участки земли, которые используются и, соответственно, предназначаются, для застройки и развития населенных пунктов.

Любое развитие и расширение населенного пункта подразумевает под собой возникновение разнообразных земельных отношений, которые напрямую связаны с процедурой проведения изъятия участков, прочих связанных с данными процедурами действий, имеющих юридическое значение.

В соответствии с положениями, урегулированными земельным законодательством, получается, что в качестве основания для установления земель населений является факт наличия границы участка земли. Причем характерно, что данная граница в обязательном порядке должна быть установлена таким образом, чтобы отделять земли поселений от прочих земель, относящихся к другим категориям.

Основное целевое назначение подобных земельных участков заключается в том, что они используются в качестве отдельной территории, предназначенной для размещения на ней:

  • разнообразных строений, по большей части жилых домов, пригодных для постоянного круглогодичного проживания;
  • сооружений и строений, предназначенных для обеспечения возможности жизнедеятельности всех граждан, проживающих в данном поселении.

В отличие от прочих земель, земель поселений, как правило, очень мало. А для их увеличения требуется осуществить изменение границ данного населенного пункта. Увеличение границ – это достаточно сложный и трудоемкий процесс, который требует большого количества времени и затрат.

Именно по этой причине большинство населений предпочитают заниматься не увеличением границ, а проводить уплотнительные застройки.

Правовой режим земель населенных пунктов

Земли населенных пунктов – сравнительно новое название территории, на которой располагаются жилые дома, объекты недвижимости, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность проживающего на этих землях населения. Ранее данные участки носили название «земли поселений», ведь вплоть до принятия Земельного кодекса РФ во всех градостроительных нормативно-правовых актах города и населенными пункты называли поселениями.

Согласно текущему законодательству, к населенным пунктам относятся:

  • города;
  • поселки;
  • села;
  • станицы;
  • стойбища;
  • заимки.
Читайте также:
Проведение игр и пари

Все данные населенные пункты, в свою очередь, подразделяются на десять различных групп, в зависимости от численности проживающего населения.

Однако данные требования шли в разрез с прочими нормативно-правовыми актами федерального уровня, которые определяли понятие населенных пунктов по-другому. Подобные разногласия на законодательном уровне существовали вплоть до вступления в силу Земельного кодекса РФ.

Таким образом, согласно требованиям земельного законодательства, под городскими поселениями подразумевается город или поселок, в котором власть осуществляется на местах через органы местного самоуправления. На данный момент сельские поселения объединяют территориально в один населенный пункт, в которых самоуправление также осуществляется на местах через специально выбранные для этих целей органы местного самоуправления.

Соответственно, на основании земельного законодательства населенные пункты могут включать в себя несколько городских и сельских поселений, объединенных одной общей территорией.

Понятие границ населенных пунктов.

Границы городских, сельских населенных пунктов рассматриваются в Земельном кодексе России в качестве отдельного понятия. Согласно положением данного нормативно-правового акта границы городских, сельских населенных пунктов представляют собой специальные границы, которые позволяют отделить населенные пункты от прочих земель, которым присвоена иная категория.

Согласно федеральным нормативно-правовым актам границы городских или сельских поселений никаким образом не могут пересекать границы прочих муниципальным образований.

Кроме того, в земельном законодательстве четко установлено требование, согласно которому границы населенных пунктов не могут не только пересекать границы муниципальных образований, но и каким-либо образом выходить за них.

Также границы населенных пунктов устанавливаются таким образом, чтобы не пересекать земельные участки, выделенные для пользования и ведения сельского хозяйства, физическим или юридическим лицам, организациям, действующим для удовлетворения нужд государства и отдельно взятых субъектов государства.

Правовой режим, установленный для границ городских и населенных пунктов

На уровне федерального земельного законодательства устанавливаются определенные особенности, которые распространяются только на границы земель населенных пунктов, к которым относятся городские и сельские поселения.

Согласно требованиям законодательства, в частности, Земельного кодекса РФ и соответствующим нормативно-правовым актам федерального уровня, установление границ городских и сельских поселений должно осуществляться таким образом, чтобы:

  • Они не пересекали установленных границ муниципальных образований;
  • Они не выходили за установленные границы муниципальных образований, то есть земли городских поселений, располагающихся на территории одного субъекта государства, ни в коем случае не должны выходить за пределы данной установленной границы.
  • Они не должны пересекать границы земельных участков, которые были предоставлены в постоянное или временное пользование индивидуальным предпринимателям, организациям или простым гражданам. Границы населенных пунктов не должны пересекать границы участков, которые были предоставлены организациям, действующим от имени государства, в целях удовлетворения федеральных и муниципальных нужд.

Некоторые специалисты в области земельного права склоняются к мнению о том, что в качестве основной из особенностей населенных пунктов выступает урегулированное законодательством условие о том, что данные ограничения предназначаются не только для территориально-пространственного действия установленных на территории государства правовых норм, но и позволяют определить пространственные границы определенного географического объекта.

Следовательно, при помощи границ происходит индивидуализация земель населенных пунктов в качестве отдельной категории земель.

На законодательном уровне устанавливается еще одна особенность границ поселений: согласно требованиям земельного законодательства, границы поселений ни в коем случае не должны пересекать установленные границы участков, которые были предоставлены гражданам или юридическим лицам для ведения на них хозяйственной деятельности или индивидуального строительства.

Если границы поселения были установлены еще до предоставления участка земли гражданину или организации, на законодательном уровне допускается отнесение участка сразу к нескольким категориям в индивидуальном порядке.

Поселок городского типа (пгт) – описание, отличие от города и преимущества

Типы населенных пунктов

В Российской Федерации деление территории на административные единицы не изменялось со времен Советского Союза. Страна состоит из множества населенных пунктов, отличающихся размерами и количеством населения:

  • деревни;
  • поселки;
  • села;
  • пгт;
  • города.

Деревня — это местность, где проживает небольшое количество человек. В некоторых поселениях осталось менее десяти домов, но они продолжают существовать. Деревня не имеет объектов досуга и инфраструктуры. Здесь нет церкви, сельского совета, собственного управления. За порядком следит администрация ближайшего крупного населенного пункта.

А если есть храм, магазины, а также присутствуют школы, детские сады и поликлиники или амбулатории, то это уже поселок. Обычно такие поселения расположены недалеко от города. Через них проходят дороги, а рядом есть крупные предприятия — заводы, фабрики, организации.

В селе есть церковь и административный пункт — сельсовет, именно это и отличает его от деревни. Населенный пункт может располагаться далеко от города и даже районного центра. Но в нем есть школы, магазины, клубы, объекты инфраструктуры. Высотных зданий в таких местностях нет. Хотя в последние годы села пустеют, так как молодежь уезжает получать образование и работать, но старшее поколение отказывается покидать родные места.

Отдельно можно выделить необычный тип поселений — ЗАТО или закрытое административно-территориальное образование. В них проживают сотрудники секретных предприятий и организаций. Обычно население ЗАТО не превышает 2000 человек — это рабочие и их семьи. Специально для них построены магазины, школы, клубы, библиотеки.

Читайте также:
Бюджетное устройство РФ: что это значит

А до 1990-х такие поселения даже не имели названий, так как имели секретный статус. О нем знали только местные жители и их семьи. Но таких пунктов практически не осталось, так как промышленная сила государства давно потеряла свою секретность. На месте ЗАТО также появились поселки, а их жители продолжают работать на фабриках и заводах. Все образовательные и развлекательные заведения продолжают функционировать.

История появления

Определение у пгт простое — это населенный пункт, в котором проживает не менее 3000 человек. И при этом важно то, сколько человек занято в сфере сельского хозяйства. Таких людей должно быть не более 20% от общего числа. Эту местность можно считать промежуточным звеном между селами и городами.

До революции в России не было даже такого понятия, как «поселок городского типа». Этой единицы не существовало в административно-территориальном делении того времени. Но затем власть изменилась, ценности и планы Советского Союза стали другими.

В начале 1920-х годов молодое правительство внесло новшества в названия и определения территориальных единиц государства. Многие села стали стремительно развиваться, их население росло, увеличивалось количество промышленных предприятий.

Появилась необходимость расселить деревни так, чтобы их жители могли добираться до города, где они искали работу. Образовались промышленные предприятия, выполняющие государственные заказы. И их рабочим выделяли территории для проживания вместе с семьями. Так и появилось определение посада, а из него уже сформировались новые поселения — поселки городского типа.

Классификация местностей

У всех пгт РФ нет единой структуры, название только обобщает местности, объединенные одинаковыми характеристиками и показателями. Но все поселки можно разделить на несколько групп:

  • рабочие;
  • дачные;
  • курортные.

К первому варианту относятся пункты, которые расположены недалеко от города или крупного предприятия. Все жители этого поселения обычно работают на одном заводе. Практически все семьи получают одинаковое образование, претендуют на похожие должности и заработную плату. В рабочих пгт проживает не более 2000 человек.

Отличаются от них дачные поселки. Круглый год здесь проживает около 1500 людей, но весной и летом их количество увеличивается. Практически все поселение застроено небольшими дачными домиками, есть земельные участки, которые жители возделывают. Кроме земледелия, здесь не занимаются другими отраслями сельского хозяйства. Работают в таких поселках сами на себя или в местных организациях.

Более развитыми считаются курортные поселения. Они расположены в южных городах, возле моря или больших водоемах. Здесь построены санатории, базы отдыха, коттеджи, в некоторых пгт есть даже маленькие гостиницы.

Количество жителей увеличивается летом, когда сюда приезжают отдыхающие. Большая часть населения занята в торговле и сфере услуг. Зимой поселок ведет менее активную жизнь. Хотя некоторые пгт расположены в горах, поэтому их посещают в холодное время года. Образ жизни местного населения подвержен сезонности, люди обслуживают разные учреждения сферы образования и здравоохранения.

Отличия от города

В общих чертах пгт практически не отличается от городов. А в некоторых регионах РФ их население значительно превышает количество жителей районных центров. Но до сих пор их предпочитают называть поселками и не изменяют официальный статус.

Среднестатистический пгт России — довольно крупное поселение, в каком проживает около 15 000 человек. Здесь расположены поликлиники и амбулатории, школы и детские сады, торговые центры, развлекательные и образовательные учреждения.

Обычно через поселки проходят дороги, возможно наличие шоссе федерального назначения. Если местность расположена на берегу реки, то она может занимать огромные территории. Во многих пгт есть детские площадки, парки, ботанические сады.

Но здесь мало объектов социальной инфраструктуры. В населенных пунктах нет кинотеатров, музеев, ресторанов, детских и юношеских творческих центров. Из-за этого у детей и взрослых гораздо меньше возможностей для образования, развлечений и саморазвития, чем у городского населения. Именно поэтому пгт не может получить более высокий статус. Средние показатели численности жителей здесь колеблются от 2000 до 200 000 человек.

Но при сравнении поселка и города можно выявить другие отличия:

  • система управления;
  • высотные здания;
  • частные дома;
  • объекты инфраструктуры.

У пгт есть глава, а это значит, что он руководит штатом административных сотрудников. Его называют главой поселка. А в городе есть мэр и несколько его заместителей, которые занимаются всеми вопросами и проблемами. После них идут мелкие чиновники, каждый работает в определенной сфере.

Местность практически не застроена высотками, здесь нет зданий выше 10 этажей. Но зато в таких поселениях много частных домов с земельными участками. А в городе такое можно увидеть редко. Каждый житель пгт имеет возможность купить землю для дальнейшей застройки. В городских условиях свободные участки отдают компаниям, которые возводят высотки.

Читайте также:
Акты юридического быта: что это значит

Основное отличие — это объекты инфраструктуры. В поселках нет театров, цирков, бассейнов. Зато они встречаются практически в каждом районе города. Что касается образования и развлечений, то оба вида населенных пунктов практически не отличаются. В каждом пгт есть школы и библиотеки, больницы и аптеки. Для досуга имеются кафе, игровые клубы, кружки для детей.

Размеры поселений

Хотя в последнее время все предпочитают отправлять сообщения с помощью мобильных телефонов и социальных сетей, приходится пользоваться и обычной почтой. Систему формирования индексов ввели после 1940-х, с тех пор она не изменялась. Но если в городе есть множество отделений, и у каждого свой код, то в пгт он всего один.

Федеральное законодательство не отвечает за то, чтобы местность получила статус поселка. Этим занимаются администрации районных центров и пгт. Самым крупным является Сунжа, где проживает 60 000 человек. А в республике Коми есть поселок Кожым, в котором обитают только 4 личности.

В России существует множество пгт с интересными и смешными названиями. Самое длинное наименование — Центральная усадьба совхоза имени 40-летия Великого Октября. Есть и слитные названия: Старокозьмодемьяновский, Верхневокутлумбетьево, Большечеменевский.

Стандартные поселки именуются коротко: Гребневский, Красково, Белоозерский, Тучково, Софьево. Обычно их называют в честь выдающихся людей, которые в них родились или выросли, а также по рекам, протекающим рядом. Имя дают ближайшие предприятия, совхозы, основные занятия местных жителей. Но есть и смешные варианты: Бодуны, Нижние дойки, Опытный, Бабенки, Добрые пчелы, Потерянный рай, Пьяньково и Бобрик, Татарская пенделка и Светлый путь, Хохотуй и Африканада.

В Московской области насчитывается около 24 поселков. Все они довольно многочисленны, у них развитая инфраструктура. Самый крупный — Нахабино, здесь живет 40 000 человек. А Обухово — наименьший, в нем обитает только 10 000 населения.

Прирост населения в пгт Московской области стремителен, эти пункты быстро приобретают статус города. Мегаполис с каждым годом расширяется, поэтому поселки становятся его частью. И такое объединение наблюдается во всех странах бывшего СССР, где есть подобные административно-территориальные единицы.

При спаде урбанизации пгт теряют свое значение, так как сокращается их численность. Но когда города начинают развиваться, появляются новые заводы и фабрики. Поселки обеспечивают эти предприятия рабочей силой и квалифицированными кадрами. Промежуточная территориальная единица играет важную роль в развитии промышленности и экономики государства.

Муниципальный район и городской округ — что это такое и отличия

Существуют различные определения для поселений, где проживают большое количество людей. Одним из примеров будет муниципальный район, другим городской округ. Многие не могут дать быстрого объяснения, чем же эти два образования отличаются друг от друга, какие особенности и отличия имеют. Также не все способны дать определение этим названиям. Известно, что местное самоуправление может, согласно действующему законодательству осуществляться на уровне таких административно-территориальных единиц. Им дали название, соответственно, муниципальный район и городской округ. Важно понять, что они представляют собой, так как от этого зависит структура управления и различные функции.

  1. Определение понятий
  2. Сравнение
  3. Выводы

Определение понятий

Муниципальный район – особое образование, заявленное в системе местного самоуправления в России. Оно представляет собой определенную территорию, на которой можно разместить поселения нескольких типов. К ним относятся:

  • Городские поселения.
  • Сельские территории.
  • Межселенные территории.

Функцию административного центра в подобных районов берут на себя один из населенных пунктов, располагающихся на территории муниципального района. В этом районе будет работать администрация или иной аналогичный орган управления.

Вопросы решаются различные. Все они соответствуют уровню административной единицы, которой является муниципальный район. В компетенцию включены следующие вопросы:

  • Образование для всего населения.
  • Медицинская составляющая.
  • Наличие и работоспособность всех коммуникаций.
  • Строительство и развитие дорог и транспортных систем.
  • Сохранение экологии на высоком уровне, борьба с загрязнением.
  • Обеспечение общественного порядка и безопасности в населенном пункте на высоком уровне.

90% существующих муниципальных районов в России обеспечены собственным бюджетом. Из него, например, идут дополнительные выплаты населению, социальная помощь районам, распределение средств на решение имеющихся неотложных задач по населенным пунктам, которые входят в соответствующую административно-территориальную единицу. Общее количество муниципальных районов в стране около 1800.

Городской округ – особая единица, которая входит в систему местного самоуправления. Это образование представляет собой отдельно взятый населенный пункт, чаще всего – крупный или средний по населенности и площади город. В состав округа также входят все находящиеся рядом небольшие населенные пункты. Подобное образование является независимым от других муниципалитетов, что расширяет его функции и возможности. Также имеет свой бюджет.

В стране в подобных образованиях эффективно решаются те же вопросы, которые рассматриваются и на территории местного самоуправления в муниципальных районах. Отличительная особенность – эти административно-территориальные единицы также имеют собственные представительные органы власти. В России сейчас официально имеется 500 городских округов.

Сравнение

Для того чтобы понять, в чем же состоят основные отличия, нужно провести сравнение по самым разным показателям. Главной особенностью и отличием муниципального района от городского округа является возможность включения района в основу объединения для других, более мелких поселений, которые располагаются рядом. Они должны быть при этом одинаковыми по занимаемой территории и показателям населения. Примерами в этом плане являются городские и сельские поселения, межселенные территории. Если речь идет про городской округ, то подобное поселение представляет собой муниципалитет. По основным показателям он соответствует городу, является крупным по территории и численности проживающего населения местом. В некоторых случаях подобное образование включает в себя дополнительно еще и небольшие пригородные населенные пункты (деревни, поселки).

Читайте также:
Поток и разграбление: что это значит

Муниципальный район и городской округ — независимые друг от друга образования. Они обладают равными правами, возможностями и полномочиями. Нет различия в политическом статусе подобных поселений. Каждая единица из рассматриваемых имеет собственный бюджет, которым может распоряжаться на благо развития населенного пункта. Имеются также и собственные органы власти, такие как администрация или совет депутатов.

Выводы

В ходе сравнения этих поселений удалось выяснить, что каждый вариант обладает рядом полномочий и работает для того чтобы населенный пункт развивался. Известно, что некоторые муниципальные районы присоединялись к городским округам или получили подобный статус решением вышестоящих инстанций. После преобразования в них бюджеты увеличились, что позволило вкладывать в каждую из отраслей больше, запускать развитие и устранять неполадки в определенных сферах человеческой жизни.

Что нужно знать о сервитуте на лесной участок и что говорит о нем закон?

Если вы владеете лесными угодьями, то вы можете вступить в правоотношения с соседними собственниками – заключить лесной сервитут.

Его заключение дает вам как права, так и налагает обязанности.

О том, для каких целей требуется сервитут и как его заключить, пойдет речь в данной статье.

Кроме того, наши специалисты предоставят информацию о законодательных актах, на которые опирается право пользования сервитутом на лесной участок.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 350-29-87 . Это быстро и бесплатно !

Что это такое?

Лесной сервитут – право пользоваться чужими лесными угодьями в своих целях. В зависимости от его вида, у вас может быть разный набор возможностей использования лесных ресурсов.

Виды права ограниченного пользования чужими участками

Сервитут подразделяют на публичный и частный. Публичный, в частности, позволяет гражданам страны находиться в лесных угодьях, собирать там свободно растущие дикие ягоды, растения и т.д. Разумеется, если нет никаких ограничений со стороны местных законов.

Помимо прочего, факт нахождения в лесу накладывает на граждан ряд обязательств. Например, они обязаны заботиться о пожарной безопасности лесополосы, не допускать засорения леса, вырубки деревьев и иных мероприятий, разрушающих инфраструктуры леса.

Частный лесной сервитут подразумевает возможность ограничить нахождения граждан в лесу. Это ограничение основывается на различных судебных решениях и правоустанавливающих актах.

Узнать, чем отличаются публичные и частные сервитуты можно в этой статье.

На какие законодательные акты он опирается?

Все граждане могут свободно находиться в лесу – это закреплено 21 статьей Лесного кодекса. Это относится, в первую очередь, к публичному сервитуту.

А вот частный сервитут контролируется статьями 274, 275, 276 и 277 ГК РФ. В том числе, опираясь на них можно установить порядок перемещения по соседнему лесному участку.

В чем смысл данного обременения?

Допустим, вы занимаетесь постройкой чего-либо в лесу. Для этого вам требуется постоянный подъезд строительной техники, подключения энергии, газа и воды. Однако это возможно лишь через территорию соседей.

Тогда вы можете установить с ними договор. Ваш сосед может позволить вам использовать его территорию в ваших целях, но, конечно, имеет полное право запросить с вас соответствующую оплату.

Это и называется процедурой установления лесного сервитута.

Примеры и основания установления

Основное их назначение– определить порядок и возможность использования лесных угодий, вам не принадлежащих. Поэтому сервитуты различаются, каждый из них может иметь различные цели и пути их реализации.

Сюда относят:

  • определение порядка проезда и прохода по соседним лесным территориям;
  • возможность прокладки линий электропередач;
  • прокладка газопровода;
  • развитие сетей дорожных коммуникаций – прокладка новых дорог и расширение (или удлинение) старых;
  • обеспечение коммуникации;
  • наладка водоснабжение, мелиорации;
  • любые другие изменения, которые модифицируют лесной участок и не могут быть достигнуты без заключения сервитута.

Чем может быть ограничено право публичного пользования?

Несмотря на общий характер лесных соглашений, граждане могут иметь некоторые ограничения в правах в связи со следующими факторами:

  1. Есть судебное решение, запрещающее заниматься некоторыми видами промысла (например, в заповедниках нельзя собирать редкие растения).
  2. Существуют акты государственных или местных руководящих органов на использование лесных угодий, в том числе их посещения, если речь идет о заповедных зонах.
  3. На данной местности действует частный сервитут, накладывающий ограничения на некоторую деятельность.
Читайте также:
Федеральный государственный служащий: что это значит

Цели заключения

Основное предназначение договора – закрепить взаимоотношения между собственниками лесных угодий в правовой форме. Разумеется, вы можете действовать по неформальной, устной договоренности. Однако, при любом возникновении споров этот договор, как вы понимаете, не имеет никакой силы.

Приведем пример: Допустим, вы договорились с соседом о том, чтобы использовать его дороги для проезда своей техники. И вдруг в один «прекрасный» момент его это перестает устраивать, и он обращается в суд. Никакой защиты у вас в таком случае нет. Фактически, вы использовали чужие земли для своих целей, делая это незаконно. Поэтому вас могут призвать к ответственности.

Сервитут же устанавливает правоотношения между собственниками. Поэтому при его заключении не может быть вышеприведенных эксцессов. Все точно описано и документально закреплено.

Как его установить?


Если вы хотите установить соглашение с владельцами соседних угодий, то порядок действий таков
:

  1. Обратиться к ним с просьбой официально заверить правоотношения.
  2. Если соглашение было достигнуто, то подписать договор, в котором будет указано, на какие земли распространяется сервитут, для каких целей он был заключен, права и обязанности каждой стороны по предоставлению и использованию земель. После подписания договора его необходимо зарегистрировать таким же образом, как и любой другой договор на недвижимое имущество.
  3. Если в договоре была указана оплата за услугу, то произвести ее.
  4. Если соглашения не было достигнуто, то вы имеете право обратиться в суд и потребовать его заключения.

Естественно, любое судебное решение, касающееся ваших отношений с лесодателем, может быть оспорено в вышестоящих инстанциях.

Заключение

Если вам потребовалось использовать землю соседей для своих целей, то верным решением будет оформление лесного сервитута.

Его заключение – довольно простая процедура, а вот его отсутствие – потенциальные проблемы, которые могут привести к печальному результату.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

8 (800) 350-29-87 (Москва)
8 (800) 350-29-87 (Санкт-Петербург)

Что называют лесным сервитутом и каковы его особенности?

Все земли лесов находятся в собственности муниципальных и федеральных властей, но пользоваться ресурсами таких земель желают как фирмы, торгующие древесиной, так и дачники, собирающие дикорастущие плоды.

Для удовлетворения нужд граждан и организаций в ресурсах лесных территорий без права владения такими территориями существует лесной сервитут.

  • Понятие лесного сервитута
  • Виды лесного сервитута
  • Соглашение об обременении
  • Особенности лесного сервитута

Понятие лесного сервитута

Под сервитутом понимают право ограниченного пользования наделом земли, не принадлежащим такому пользователю. Лесной сервитут может быть установлен в отношении надела земли, относящегося к лесному фонду или к занятой лесопосадками сельскохозяйственной земле.

Виды лесного сервитута

Существует два вида лесного сервитута:

Частный лесной сервитут устанавливается путём соглашения между собственником лесного участка (органом власти) и пользователем (физическим или юридическим лицом) для конкретных целей, указанных в таком соглашении.

За установление лесного сервитута частного вида собственник леса может потребовать плату, которая зависит от типа использования лесного участка и объёма такого использования.

Соглашение о частном лесном сервитуте может быть заключено для следующих целей:

  • Осуществления прохода и/или проезда через обременённый сервитутом участок леса;
  • Эксплуатация лесных ресурсов юридическими и физическими лицами в коммерческих целях;
  • Регулярного доступа к линейным объектам, расположенным на данном лесном участке;
  • Занятий пчеловодством (бортничеством).

Государственный собственник лесных участков устанавливает плату лицам, использующим сервитут в целях изъятия древесины согласно специальным актам, учитывающим стоимость изымаемой породы дерева, её объем в кубометрах и площадь участка леса, с которого происходит такое изъятие.

Публичный лесной сервитут отличается от частного тем, что устанавливается без соглашения с конкретным физическим или юридическим лицом, а для всех лиц путём принятия законодательных актов местного или федерального значения в отношении конкретного лесного участка, согласно п. 2 ст. 23 Земельного кодекса РФ (ЗК РФ).

Публичные лесные сервитуты, согласно п. 3 ст. 23 ЗК РФ могут устанавливаться для следующих целей:

  • Осуществление прохода/проезда через лесной участок, в том числе для доступа к водоёму;
  • Ремонт и обслуживание инженерных коммуникаций, расположенных на лесном участке;
  • Размещение на лесном участке межевых точек, а также гравиметрических и нивелирных пунктов;
  • Проведение дренажных работ;
  • Прогонка домашнего скота через лесной участок;
  • Осуществление охоты;
  • Сбор дикорастущих плодов и растений;
  • Проведение научно-исследовательских работ.

При установлении межевых точек или знаков, а также проведении дренажных работ, лесной сервитут предоставляется на срок проведения соответствующих работ, причём в соглашении об обременении сервитутом участка леса должны быть указаны сроки окончания таких работ, либо их прекращение устанавливается в качестве обстоятельства прекращения лесного сервитута.

Соглашение об обременении

Соглашение необходимо заключать только для частного лесного сервитута, так как публичный лесной сервитут устанавливается законодательными актами.

Читайте также:
Оценка имущества и обязательств

Частным сервитутом могут быть обременены лесные участки, которые:

  • Относятся к землям лесного фонда;
  • Относятся к сельскохозяйственным лесопосадкам.

Важно помнить, что нельзя заключать соглашение о частном лесном сервитуте на пользование особо ценными лесными землями с изъятием ресурсов этих земель в коммерческих целях.

Если земли, для которых требуется заключить соглашение о сервитуте, относятся к лесному фонду, то такое соглашение необходимо будет заключить с органами исполнительной власти, которым данные земли принадлежат.

Обременение лесным сервитутом может быть двух основных типов:

  • Срочное;
  • Бессрочное.

Бессрочное обременение действует, пока у пользователя обременённых лесных участков есть необходимость в их использовании, а срочное обременение действует до определённой в соглашении даты или до момента наступления обстоятельств, определённых сторонами соглашения.

Общий порядок действий для заключения соглашения об обременении сервитутом лесных земель следующий:

  • Лицо, желающее воспользоваться участком леса, заявляет об этом в земельный комитет органов власти, которым принадлежит данный участок, указав цели использования;
  • Органы власти заключают с заявителем соглашение об обременении конкретного участка лесным сервитутом в пользу заявителя, перечислив в соглашении цели использования леса и срок действия соглашения;
  • Заявитель получает в земельном комитете справку о заключении соглашения;
  • С документом соглашения, справкой о его заключении, квитанцией об оплате госпошлины и паспортом заявитель обращается в ЕГРП для регистрации соглашения об обременении.

После регистрации заявитель становится пользователем лесного участка на основании соглашения о сервитуте.

Право аренды земельного участка может переходить по наследству.

Максимальный срок аренды земли составляет 49 лет. Подробнее об условиях данного вида аренды читайте здесь.

Хотите взять ипотеку в «Абсолют банке»? Описание условий и ипотечных программ вы найдете в нашей статье.

Особенности лесного сервитута

Собственник лесного участка, обременённого сервитутом, вправе продавать и сдавать в аренду такой участок, при этом обременение переходит к новому владельцу (арендатору). Но при этом важно помнить, что собственник обязан предупредить о наличии обременения сервитутом будущего владельца (арендатора) лесного участка, иначе сделка может быть признана недействительной.

Нужно знать, что не подлежат передаче в аренду с целью изъятия лесных ресурсов те лесные участки, в отношении которых заключено соглашение об обременении сервитутом с целью изъятия ресурсов, так как в таком случае изымать ресурсы будут два пользователя с одного участка леса.

Публичный лесной сервитут может быть прекращён решением собственника лесного участка (органа исполнительной власти), согласно п.1 ст. 276 ГК РФ, если в данном публичном сервитуте отпала необходимость.

Это может произойти в следующих случаях:

  • Властями была проложена дорога, объезжающая лесной массив, для проезда через который потребовался публичный сервитут;
  • Ремонт инженерных коммуникаций на лесном участке, обременённом сервитутом, завершён;
  • Охота в обременённом лесном участке была запрещена;
  • Возникли иные возможности, позволяющие прекратить пользование лесным участком.

Если после отмены властями лесного сервитута у юридических или физических лиц возникли серьёзные затруднения (например, проезд по дороге в обход леса занимает слишком много времени), то такие лица вправе обратиться в судебные органы, и соглашение о лесном сервитуте может быть установлено принудительно.

Существуют ситуации, когда органы власти принудительно устанавливают сервитут в отношении следующих участков:

  • Сельскохозяйственных лесных участков, принадлежащих частному лицу;
  • Участков, относящихся к земельному фонду и арендованных у государства для извлечения ресурсов леса.

Если при этом использование данного участка становится невозможным или крайне затруднительным, то собственник (арендатор) обременённого лесным сервитутом участка вправе, согласно п. 7 ст. 23 ЗК РФ, обратиться в суд с целью:

  • Прекращения такого сервитута;
  • Установления платы за него;
  • Возмещения убытков, возникших из-за сервитута.

На основании данного права в Кировской области владелец яблоневого сада возместил убытки за спиленные под корень яблони, мешавшие только верхними ветвями прохождению линии электропередач.

Важно помнить, что сам по себе лесной сервитут является только разновидностью вещного права, а не объектом торгового оборота, и поэтому право предоставлять лесной сервитут не может быть передано другим лицам, не владеющим лесным участком, обременённым таким сервитутом, в соответствии с п. 2 ст. 275 ГК РФ.

Если земли, подлежащие обременению сервитутом, были зарезервированы органами власти для пользования на определённый срок, то срок такого сервитута не может превышать срок резервации данных земель властями, согласно п. 4.1 ст. 23 Земельного кодекса РФ.

Итак, лесной сервитут позволяет гражданам и организациям реализовывать свои права на свободное перемещение, а также получать доступ к ресурсам леса. Если при этом расходуются лесные ресурсы, то государство взимает плату за такой сервитут, а спорные вопросы между сторонами решаются в судебном порядке.

Статья 23 Земельного кодекса. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут)

1. Сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством.

2. Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

Читайте также:
Повторное банкротство гражданина: что это значит

3. Могут устанавливаться публичные сервитуты для:

1) прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;

2) использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;

3) размещения на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним;

4) проведения дренажных работ на земельном участке;

5) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;

6) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

7) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;

8) использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства);

9) временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;

10) утратил силу с 31 декабря 2013 года. – Федеральный закон от 28.12.2013 N 411-ФЗ.

4. Сервитут может быть срочным или постоянным.

4.1. Срок установления публичного сервитута в отношении земельного участка, расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, не может превышать срок резервирования таких земель.

5. Осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен.

6. Собственник земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено федеральными законами.

7. Абзац утратил силу с 1 апреля 2015 года. – Федеральный закон от 31.12.2014 N 499-ФЗ.

В случаях, если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его собственник вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату.

8. Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке.

9. Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом “О государственной регистрации недвижимости”.

10. Порядок, условия и случаи установления сервитутов в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог для прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций, их эксплуатации, а также для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов дорожного сервиса, их эксплуатации, размещения и эксплуатации рекламных конструкций устанавливаются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ “Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”.

Комментарии к ст. 23 ЗК РФ

1. Благодаря земельному сервитуту представляется возможным определить порядок и пределы использования чужого земельного участка. Как правило, сервитут предоставляет возможность использовать часть земельного участка, при этом право владения на соответствующую часть участка сохраняется за собственником земельного участка. Признание возможности и права использовать земельный участок соседям или просто неопределенному числу лиц (например, при пользовании прибрежной полосой) проистекает из здравого смысла и разумного использования любой территории. Правовой опыт выработал два варианта установления сервитута: один – по согласованию сторон, когда владелец участка, на котором предполагается сервитут, может не согласиться на такой вид использования, и его воля имеет определенное значение. Тогда речь идет о частном сервитуте. Еще одна особенность этого сервитута – то, что его обладателем является определенный круг заинтересованных лиц.

Другой вариант – когда сервитут устанавливается на основании государственного акта или акта местного самоуправления. В этом случае владелец земельного участка обязан принять такое обременение в интересах сообщества. И, поскольку такой “принудительный” сервитут устанавливается именно в публичных интересах, он носит название сервитута публичного.

Право сервитута как разновидность вещного права лиц, не являющихся собственниками имущества, было установлено ст. 216 ГК РФ, а с введением в действие гл. 17 ГК РФ отношения сервитута регулировались статьями данной главы. Большая часть норм ГК РФ относится к регулированию сервитута частного.

Согласно ст. 274 ГК РФ собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута). В этом заключается современное правовое содержание сервитута, установленное гражданским законодательством. Деления сервитута на частный и публичный ГК РФ не знает.

При этом сервитут может устанавливаться для нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута: обеспечения прохода, проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации и др.

Указанной статьей ГК РФ также подтверждается, что сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.

Читайте также:
Объявление вне закона: что это значит

Пункт 1 ст. 23 ЗК РФ не определяет условия установления частных сервитутов, так как соответствующие отношения регулируются гражданским законодательством. В соответствии со ст. 274 ГК РФ собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута). Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Сервитут сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, который обременен этим сервитутом, к другому лицу.

Сервитут не может быть самостоятельным предметом купли-продажи, залога и не может передаваться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками недвижимого имущества, для обеспечения использования которого сервитут установлен (см. ст. 275 ГК РФ).

2. Правовые основы регулирования публичного сервитута определены земельным законодательством. Юридическим основанием установления публичного сервитута является закон или иной нормативный правовой акт, указанный в п. 2 ст. 23 Кодекса. Следует обратить внимание на то, что такой сервитут устанавливается только нормативным правовым актом. Нормативный правовой акт – это вид правового акта, официальный письменный документ, имеющий обязательную силу и рассчитанный на неоднократное применение, принятый управомоченным субъектом нормотворчества, выражающий властные веления, порождающий определенные правовые последствия, создающий юридическое состояние и направленный на регулирование общественных отношений путем установления, изменения или отмены норм права. Публичный сервитут ни при каких обстоятельствах не может быть введен индивидуальным правовым актом, не содержащим норм права и принятым в связи с конкретным делом.

Основания установления публичного сервитута во многом совпадают с основаниями установления сервитута частного. Различие заключается в том, что публичный сервитут устанавливается, как уже было сказано, в интересах Российской Федерации, субъекта РФ, интересах муниципальных образований или населения, проживающего на данной территории. Целью установления публичного сервитута является удовлетворение публичного интереса – государства, местного самоуправления или местного населения.

Все это отличает публичный сервитут от частного, который устанавливается не нормативным правовым актом, а договором или решением суда в интересах частных лиц (см. комментарий к п. 1 настоящей статьи).

Из правового содержания публичного сервитута, установленного комментируемой статьей, следует, что им может пользоваться либо неопределенное число лиц (например, проход, проезд, прогон скота через земельный участок), либо лица определенные, но действующие в публичных интересах. Например, сервитут временного пользования земельным участком для производства изыскательских, исследовательских и других работ не может быть установлен как сервитут публичный, если работы проводятся коммерческой организацией и в целях получения ею прибыли. В последнем случае право пользования участком может быть оформлено договором аренды или частным сервитутом.

3. В пункте 3 ст. 23 Кодекса перечень целей установления публичных сервитутов изложен как исчерпывающий. В действующей редакции п. 3 ст. 23 Кодекса предусмотрены цели, для которых в соответствии с прежним водным и лесным законодательством могли устанавливаться сервитуты.

В соответствии с п. 3 ст. 31 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. “О приватизации государственного и муниципального имущества” публичным сервитутом может являться обязанность собственника допускать ограниченное использование приватизированного государственного или муниципального имущества (в том числе земельных участков и других объектов недвижимости) иными лицами, а именно обеспечивать: беспрепятственный доступ, проход, проезд; возможность размещения межевых, геодезических и иных знаков; возможность прокладки и использования линий электропередачи, связи и трубопроводов, систем водоснабжения, канализации и мелиорации.

Согласно п. 4 ст. 13 Федерального закона от 19 июля 1998 г. “О гидрометеорологической службе” на земельные участки, через которые осуществляется проход или проезд к стационарным пунктам наблюдений, входящим в государственную наблюдательную сеть, могут быть установлены сервитуты в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

4. Указание п. 4 на то, что сервитут может быть срочным или постоянным, в целом должно быть отнесено как к частному, так и к публичному сервитуту, поскольку вид сервитута в данном случае не указывается. Длящиеся правоотношения с течением времени претерпевают определенные изменения. По этой причине любой сервитут в любое время может прекратиться по самым разнообразным основаниям (например, у обладателя сервитута может отпасть необходимость в сервитуте или соответствующий земельный участок может быть изъят из оборота либо каким-либо образом будет изменено его целевое назначение, что может повлечь прекращение сервитута и т.д.).

4.1. Комментируемым пунктом установлено достаточно жесткое правило, согласно которому вне зависимости от целей установления публичного сервитута такой сервитут устанавливается до окончания срока резервирования. Таким образом, если обстоятельства складываются так, что за резервированием не следует изъятие участка для государственных или муниципальных нужд либо после изъятия участка делается вывод о возможности действия публичного сервитута на тех же землях, такой сервитут все равно прекращается, но может быть установлен заново. О резервировании земель см. ст. 70.1 Кодекса и комментарий к ней.

Читайте также:
Акты юридического быта: что это значит

5. Обременение земельного участка сервитутом в любом случае, публичный это сервитут или частный, не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком. При этом смысл сервитута заключается и в том, что право пользования земельным участком, обремененным сервитутом, за собственником сохраняется. При этом характер использования земельного участка должен отвечать критериям рациональности и эффективности. Должен соблюдаться баланс интересов как собственника земельного участка, обремененного сервитутом, так и лица или лиц, в чьих интересах сервитут установлен.

6. На основании комментируемой статьи и ст. 274 ГК РФ собственник участка, обремененного частным сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком. Правом требовать плату обладает только собственник земельного участка. Плату можно считать компенсацией за то, что собственник земельного участка обязан терпеть установленное обременение. Соразмерность платы может определяться степенью обременения. Размер платы должен устанавливаться по соглашению сторон. В случаях, если в федеральных законах содержатся указания о безвозмездном характере частных сервитутов в конкретных условиях, предусмотренное в данном пункте общее правило не применяется.

Собственник земельного участка, обремененного публичным сервитутом, не наделен правом требовать плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут. Только в случае, указанном во втором абзаце п. 7 комментируемой статьи, он может потребовать соразмерной платы от органов, установивших публичный сервитут. Если в таком случае соответствующий орган откажет собственнику во внесения указанной платы, собственник имеет право на судебную защиту своих прав (см. п. 8 комментируемой статьи).

7. В случае когда земельный участок, принадлежащий гражданину или юридическому лицу, в результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии с назначением участка, собственник на основании ст. 276 ГК РФ вправе требовать по суду прекращения сервитута. В то же время п. 7 комментируемой статьи действует только в случае установления публичного сервитута, и владелец участка вправе требовать равноценного земельного участка, либо выкупа (изъятия) земельного участка в установленном законом порядке.

Как правило, публичный характер обременения земельного участка предполагает, что данный участок должен быть выкуплен для государственных или муниципальных нужд. Однако подобного основания изъятия (выкупа) ни ГК РФ, ни ЗК РФ не предусмотрены. Предоставление равноценного участка должно осуществляться в соответствии с требованиями по предоставлению земельного участка в соответствии со ст. ст. 30 – 34 ЗК РФ (см. комментарий).

8. Как и любое другое право, установленное законом право сервитута подлежит защите, которая осуществляется в судебном порядке. Иск подается лицом, имеющим право на сервитут, ответчиком по иску является собственник имущества, обремененного сервитутом. Защита права сервитута может осуществляться преимущественно следующими способами:

признание права сервитута в том случае, если собственник отказывает истцу в установленном законным порядком праве;

восстановление положения, существовавшего до нарушения права сервитута, пресечение действий, нарушающих право сервитута или создающих угрозу этого нарушения. Данное нарушение может возникнуть в том случае, когда собственник не отрицает сервитута, но начинает строительство или распашку на территории участка, отведенного для осуществления сервитута, и тем самым препятствует его осуществлению;

самозащита права. В рамках этого права обладатель права сервитута может сам произвести действия, пресекающие нарушение его прав, соразмерные с нарушением. Такими действиями могут быть, например, снесение части забора, препятствующего проезду;

возмещение убытков и компенсация морального вреда.

В качестве защиты права сервитута могут применяться и иные способы, предусмотренные законодательством.

9. При государственной регистрации сервитутов применяются как общие положения Федерального закона от 21 июля 1997 г. “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”, так и специальные нормы его ст. 27, определяющие особенности регистрации сервитутов.

Государственная регистрация сервитутов проводится в Едином государственном реестре прав на основании заявления собственника недвижимого имущества или лица, в пользу которого установлен сервитут, при наличии у последнего соглашения о сервитуте. Публичный сервитут может быть зарегистрирован только как обременение.

Сервитут вступает в силу после его регистрации в Едином государственном реестре прав.

Если сервитут относится к части земельного участка или иного объекта недвижимости, то к документам, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута, прилагается заверенный соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества план, на котором отмечена сфера действия сервитута.

Если сервитут относится ко всему земельному участку, то предоставления кадастрового плана земельного участка не требуется.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: