Член совета федерации: что это значит

Член совета федерации: что это значит

Глава 5. Федеральное Собрание

Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации – является представительным и законодательным органом Российской Федерации.

1. Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы.

2. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

3. Государственная Дума состоит из 450 депутатов.

1. Государственная Дума избирается сроком на пять лет.

2. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральными законами.

1. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

2. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

3. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

1. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

2. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации соответствующей палатой Федерального Собрания.

1. Федеральное Собрание является постоянно действующим органом.

2. Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Президент Российской Федерации может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока.

3. Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат.

4. С момента начала работы Государственной Думы нового созыва полномочия Государственной Думы прежнего созыва прекращаются.

1. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно.

2. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентом палаты, она вправе проводить закрытые заседания.

3. Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.

1. Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации и его заместителей. Государственная Дума избирает из своего состава Председателя Государственной Думы и его заместителей.

2. Председатель Совета Федерации и его заместители, Председатель Государственной Думы и его заместители ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты.

3. Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания.

4. Каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности.

5. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом.

1. К ведению Совета Федерации относятся:

а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

д) назначение выборов Президента Российской Федерации;

е) отрешение Президента Российской Федерации от должности;

ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации;

з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации;

и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

2. Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации.

3. Постановления Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

1. К ведению Государственной Думы относятся:

а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

в) заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;

г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

д) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

е) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

ж) объявление амнистии;

з) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

2. Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией Российской Федерации.

3. Постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

Читайте также:
Банкротство страховой организации: что это значит

1. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

2. Законопроекты вносятся в Государственную Думу.

3. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.

1. Федеральные законы принимаются Государственной Думой.

2. Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.

3. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.

4. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

5. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

а) федерального бюджета;

б) федеральных налогов и сборов;

в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;

д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;

1. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.

2. Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его.

3. Если Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию.

1. Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации.

2. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.

1. Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьями 111 и 117 Конституции Российской Федерации.

2. В случае роспуска Государственной Думы Президент Российской Федерации назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.

3. Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным статьей 117 Конституции Российской Федерации, в течение года после ее избрания.

4. Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации.

5. Государственная Дума не может быть распущена в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации.

Вопрос 48. Совет Федерации Федерального Собрания РФ: порядок формирования, состав, конституционные полномочия

В Совет Федерации ФС РФ входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ, поэтому общее число членов Совета Федерации должно быть 178, но это число законодательно не закреплено.

Совет Федерации ФС РФ формируется по принципу паритетного представительства субъектов РФ, согласно которому представительство в Совете Федерации является правом каждого субъекта РФ, ниодин из которых не может быть лишен этого права.

В Совет Федерации входят по одному представителю от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти субъекта РФ.

Представителем от законодательного(представительного) органа государственной власти субъекта РФ в нем может быть избранный соответствующим органом государственной власти субъекта РФ на срок полномочий этого органа, а в случае, если законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ двухпалатный, то избранный поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий соответствующей палаты.

Решение законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ об избрании представителя в Совет Федерации принимается тайным голосованием и оформляется постановлением соответствующего органа. Оно вступает в силу немедленно.

Представителем от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ является лицо, назначенное высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего органа исполнительной власти субъекта РФ) на срок его полномочий.

Читайте также:
Право на ответ: что это значит

Решение высшего должностного лица субъекта РФ о назначении представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ оформляется указом (постановлением) высшего должностного лица субъекта РФ, который должен быть направлен в течение 3 дней в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ.

Указ высшего должностного лица субъекта РФ о назначении представителя в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ вступает в силу после одобрения законодательным (представительным) органом государственной власти соответствующего субъекта РФ, если на его заседании по вопросу рассмотрения этого указа не проголосовало против его одобрения 2/3 и более от общего числа депутатов.

Членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин РФ не моложе 30 лет, обладающий в соответствии с Конституцией РФ правом избирать и быть избранным в органы государственной власти, т. е. не могут быть членами Совета Федерации лица, признанные недееспособными, занимающиеся какой-либо иной деятельностью, кроме службы в органе власти, отбывающие уголовное наказание в виде лишения свободы (ст. 1 ФЗ от 5 августа 2000 г. № 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»).

Постановление законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ об избрании и Указ высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа власти субъекта РФ) о назначении представителей субъекта РФ в Совете Федерации направляются в Совет Федерации принявшими их органами не позднее 5 дней после вступления в силу указанных решений.

СТРУКТУРА И КОМПЕТЕНЦИЯ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ РФ

Структура Совета Федерации включает в себя по 2 представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти (ст. 95 Конституции РФ).

Срок полномочий представителей субъектов РФ в Федеральном Собрании законодательно не установлен, они постоянно переназначаются высшими должностными лицами соответствующих субъектов РФ, поэтому этот срок, как правило, равен сроку полномочий главы представляемого субъекта РФ.

Так как Совет Федерации не имеет четко установленного числа членов, то состав Совета Федерации подвижен и постоянно назначаются новые представители органов власти субъектов РФ.

Структура Совета Федерации: 1) Председатель Совета Федерации и его заместители (они избираются членами палаты и не могут представлять один и тот же субъект РФ); 2) комитеты Совета Федерации по отдельным вопросам деятельности Совета Федерации (их численность не может быть менее 10 человек, причем все члены палаты обязательно должны входить в один из комитетов); 3) постоянные (по регламенту и парламентским процедурам) и временные (по какому-либо особо значимому вопросу или событию) комиссии. Председатель Совета Федерации ведет заседания палаты Федерального Собрания и управляет внутренним распорядком деятельности, а также направляет законопроекты в Государственную Думу и осуществляет представительские функции палаты во взаимоотношениях с иными органами власти РФ и иностранных государств.

Компетенция – это установленный Конституцией РФ и федеральными законами объем полномочий государственных органов и должностных лиц.

Компетенция Совета Федерации РФ – это установленный Конституцией РФ объем полномочий и обязанностей.

Совет Федерации – это верхняя палата Федерального Собрания РФ, поэтому его главной функцией является одобрение (неодобрение) принятых Государственной Думой федеральных законов.

Иные полномочия Совета Федерации ФС РФ: 1) назначение на должность и освобождение от нее вышестоящих должностных лиц государства: судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Генерального прокурора РФ, а также Председателя Счетной палаты и др.; 2) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за ее пределами; 3) утверждение Указов Президента РФ о введении чрезвычайного и военного положения на территории РФ; 4) утверждение изменения границ субъектов РФ; 5) внесение законопроектов или поправок к законам в Государственную Думу РФ; 6) назначение выборов Президента РФ; 7) отрешение Президента РФ от должности.

Согласно ст. 106 Конституции РФ Совет Федерации обязательно рассматривает и выносит решение об одобрении (неодобрении) вновь принятых федеральных законов по вопросам: 1) федерального бюджета; 2) федеральных налогов и сборов; 3) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; 4) ратификации и денонсации международных договоров РФ; 5) статуса и защиты государственной границы РФ; 6) войны и мира.

Все решения по вопросам, относящимся к компетенции Совета Федерации, принимаются на заседаниях палаты и в рамках ее рабочих комитетов и групп.

ПОРЯДОК РАБОТЫ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ФС РФ

Совет Федерации в настоящее время является постоянно действующим органом власти, тогда как ранее он собирался периодически для решения своих непосредственных задач. Поэтому в Совет Федерации сегодня входят не собственно высшие должностные лица субъектов РФ, а их уполномоченные представители.

Непосредственная работа верхней палаты Федерального Собрания РФ ведется в периоды сессий (с 1 октября по 31 июля каждого года) с перерывами на парламентские каникулы.

В работе Совета Федерации имеются еще перерывы заседаний палаты, которые представляют собой процессуальные перерывы в работе в связи с необходимостью отдыха парламентариев либо устранением препятствий в работе (недостатков, неясностей в поставленных на заседании вопросах). В этом случае работа палаты Федерального Собрания считается продолжающейся и непрерывной.

Читайте также:
Сельскохозяйственный потребительский кооператив: что это значит

Порядок деятельности Совета Федерации, его органов и должностных лиц определяется Конституцией РФ, федеральными законами, его Регламентом и решениями.

Заседания Совета Федерации всегда открытые, за исключением случаев, предусмотренных Регламентом палаты, когда могут проводиться закрытые заседания.

Они всегда проходят отдельно от нижней палаты Федерального Собрания, за исключением случаев заслушивания посланий Президента РФ и Конституционного Суда РФ, а также выступлений руководителей иностранных государств. В этих случаях работа палат Федерального Собрания РФ осуществляется в рамках совместного заседания.

Заседания Совета Федерации правомочны, если на них присутствуют более половины членов палаты от общего числа членов палаты.

Совет Федерации принимает решения на общем заседании палаты путем прямого тайного или открытого голосования по каждому вынесенному на обсуждение вопросу. Однако основная работа по подготовке вопросов к обсуждению в Совете Федерации осуществляется специальными комитетами, например по рассмотрению вновь принятого Государственной Думой федерального закона.

Вся непосредственная работа Совета Федерации РФ осуществляется в рамках заседаний палаты и работы специально формируемых в ее составе рабочих групп.

Особый порядок предусмотрен для такой деятельности, как одобрение федеральных законов, принятых Государственной Думой.

Совет Федерации должен выразить свое одобрение специальным постановлением в течение 14 дней со дня поступления в Совет федерального закона либо в течение этого же срока выразить свое неодобрение. Если такое неодобрение не выражено в течение 14-дневного срока, то считается, что Совет Федерации выразил молчаливое согласие.

К обсуждению ответственный комитет Совета Федерации должен подготовить и представить сопроводительные документы в течение 14 дней со дня поступления в Совет Федерации федерального закона. Если ответственный комитет не подготовил соответствующие документы, то Совет Федерации сразу направляет федеральный закон на подписание Президенту РФ, таким образом обеспечивается скорейшее принятие федерального закона. Для тех же целей установлен срок направления постановления Совета Федерации в Государственную Думу об отклонении поступившего федерального закона или о его одобрении – 5 дней.

Совет Федерации. Досье

ТАСС-ДОСЬЕ (Светлана Шведова). Совет Федерации – верхняя палата Федерального собрания Российской Федерации, представляющая интересы регионов на федеральном уровне. Образована в соответствии с Конституцией РФ, принятой 12 декабря 1993 года.

В состав СФ входят по два представителя от каждого из 85 субъектов РФ (по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти) и 17 сенаторов, назначаемых президентом РФ. Общее число сенаторов – 187 человек.

Первоначально верхняя палата парламента формировалась на выборной основе. В переходных положениях Конституции РФ 1993 года было указано, что первый состав совета избирается на два года гражданами по мажоритарной системе – по два представителя от каждого субъекта. Первый созыв состоял из 175 депутатов, избранных 12 декабря 1993 года.

5 декабря 1995 года был принят закон, в соответствии с которым членами Совета Федерации становились губернаторы и председатели законодательных собраний субъектов РФ по должности.

5 августа 2000 года президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон “О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации”. В состав палаты стали входить по два представителя от каждого субъекта России, избранные законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ, или назначенные высшими должностными лицами субъектов РФ.

14 февраля 2009 года президент РФ Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон “О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с изменением порядка формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации”. В соответствии с ним сенаторы стали избираться только из числа региональных и муниципальных депутатов. Новый порядок формирования вступил в силу с 1 января 2011 года.

3 декабря 2012 года президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон “О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации”. Согласно закону, представителем от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ может быть только депутат этого органа. Новый порядок формирования верхней палаты вступил в силу с 1 января 2013 года.

22 июля 2014 года президент РФ Владимир Путин подписал закон о “президентской квоте” сенаторов в верхней палате парламента (Федеральный закон “О Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации”, предусматривающий поправки в Конституцию РФ). Документ позволяет главе государства своим указом назначать до 10% от общего числа членов верхней палаты. Таким образом, у президента есть право делегировать в Совет Федерации 17 сенаторов – представителей РФ. До настоящего времени президент Путин не воспользовался правом по заполнению этой квоты.

Полномочия Совета Федерации определены российской конституцией. Основной функцией верхней палаты является осуществление законодательных полномочий. Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Госдумой федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; статуса и защиты государственной границы Российской Федерации; войны и мира. Кроме того, к ведению Совета Федерации относятся: назначение выборов президента РФ, отрешение президента РФ от должности, назначение на должность судей Конституционного и Верховного судов РФ, а также назначение на должность и освобождение от должности генерального прокурора РФ и его заместителей, зампредседателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов. Совет Федерации избирает из своего состава председателя, его первого заместителя и заместителей.

Читайте также:
Опубликование ведомственных нормативных: что это значит

Верхняя палата Федерального собрания является постоянно действующим органом. Ее заседания проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц. Они проходят раздельно от заседаний Госдумы. Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий президента РФ и Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств. Члены Совета Федерации осуществляют свои полномочия на постоянной основе.

Сенатор обязан состоять в одном из 10 комитетов Совета Федерации, при этом член СФ может быть членом только одного комитета палаты (за исключением председателя).

Заседания СФ проводятся, как правило, в период с 25 января по 15 июля и с 16 сентября по 31 декабря и являются открытыми. По решению Совета Федерации место проведения заседаний может быть изменено, а также может быть проведено закрытое заседание.

В разные годы председателями Совета Федерации являлись: Владимир Шумейко (с января 1994 года по январь 1996 года); Егор Строев (с января 1996 года по декабрь 2001 года, избран почетным председателем Совета Федерации); Сергей Миронов (с декабря 2001 года по май 2011 года).

С 21 сентября 2011 г. председателем Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации является Валентина Матвиенко (за нее проголосовали 140 сенаторов). Она стала первой в истории России женщиной, занявшей этот пост. 1 октября 2014 года переизбрана председателем верхней палаты парламента (ее кандидатуру поддержал 141 член Совета Федерации).

1 октября 2014 года состоялось первое заседание осенней сессии верхней палаты парламента. По результатам сентябрьских региональных выборов Совет Федерации значительно обновился: полномочиями наделены 35 сенаторов, из которых 20 делегированы в верхнюю палату парламента впервые.

За 2013 год из федерального бюджета на обеспечение деятельности Совета Федерации было потрачено 4 млрд 145 млн 466 тыс. рублей.

Станет ли Совет Федерации сильнее и влиятельнее? Разбираемся, какое будущее готовят ему поправки в Конституцию

Зачем нужен Совет Федерации?

Совет Федерации – это верхняя палата российского парламента. Основное назначение Совфеда – представлять интересы регионов, поэтому в состав входят по 2 представителя от законодательного собрания каждого из 85 субъектов России. Их называют членами Совета Федерации или сенаторами — по аналогии с представителями верхней палаты парламента США, Сената. Дополнительно 17 сенаторов назначает президент, при этом он ещё ни разу не воспользовался своим правом. Общее число сенаторов – 187 человек.

Кто может быть членом Совета Федерации?

Сенатором может стать гражданин России “с безупречной репутацией” в возрасте 30 лет и старше, который постоянно жил на территории региона, от которого он выдвигается, в течение 5 последних лет. Кандидату на эту должность нельзя иметь иностранное гражданство или вид на жительство в другой стране.

Как формируется Совет Федерации?

Совфед формируется по непартийному признаку – фракций, как в Госдуме, здесь нет. Право выдвигать кандидатов имеет заксобрание региона (кандидата определяют большинством голосов депутатов) и претендент на пост губернатора (он называет 3 кандидатов в сенаторы, один из которых становится членом Совфеда после выборов губернатора). Сенаторы избираются на неограниченный срок, и их не могут отозвать ни губернатор, ни заксобрание. Президент не может распустить Совфед, в отличие от Госдумы или правительства. Действующих сенаторов нельзя задерживать, арестовывать, обыскивать (если только их не застали на месте преступления) и подвергать личному досмотру.

Какие у него функции сейчас?

Совет Федерации рассматривает законы, принятые Госдумой. Сенаторы могут одобрить или отклонить закон, но не могут внести свои поправки После одобрения закон отправляется на подпись президенту. Если сенаторы отклонили законопроект, он возвращается в Госдуму на повторное голосование.

Совфед или его члены могут писать свои законопроекты. Например, сенатор Андрей Клишас стал автором законопроектов о фейковых новостях и неуважении к органам власти.

Совфед оказывает влияние на политику и другие органы власти. Он решает, использовать ли войска за пределами страны; объявляет импичмент президенту (после обвинения, которое выдвинула Госдума); назначает судей Конституционного суда и Верховного суда; назначает и увольняет Генерального прокурора и его заместителей (по представлению президента).

Как в России появился Совет Федерации?

К моменту подготовки Конституции 1993 года политические силы в стране и регионы были разобщены, в России нарастал конституционный кризис, который требовал срочного принятия основного закона. При этом процесс написания Конституции сопровождался серьёзной политической борьбой: необходимо было решить вопрос соотношения исполнительной и законодательной власти – президентской и парламентской. Дело в том, что исполнительные и судебные органы смогли сохранить вертикаль власти, опираясь на региональные структуры. У парламента такой базы не было.

В итоге решение вопроса нашли в создании верхней палаты парламента – Совета Федерации. Он, с одной стороны, помог выстроить вертикаль представительной власти, потому что его члены были представителями регионов. С другой стороны, он помог консолидировать регионы, в том числе и национальные республики, которые к тому времени приняли декларации о суверенитете и захотели напрямую участвовать в обсуждении федеральной повестки. Таким образом, роль Совета Федерации оказалась огромной, и наибольшей силы орган достиг во второй половине 90-х годов, когда сенаторами стали губернаторы и председатели региональных заксобраний (с 1993 по 1995 года регионы назначали представителей).

Читайте также:
Прямое смешанное сообщение: что это значит

Однако участвовать в заседаниях верхней палаты и одновременно заниматься основной работой губернаторам и главам региональных парламентов было сложно, скоординировать деятельность Совфеда не получалось. Поэтому с 2000 года вновь вернулись к практике назначения представителей. Последние стали работать в Совфеде на постоянной и профессиональной основе. Часто при этом не появляясь в субъекте, который формально их туда делегировал. Так во время первого президентского срока Владимира Путина начался процесс ослабления Совфеда.

Своеобразным «утешительным призом» для губернаторов стало учреждение Госсовета – совещательно-консультативного органа при президенте, в который входят все губернаторы. Однако он не обладал никакими полномочиями. Совфед, при этом, стал неким местом «почётной ссылки» для многих политических деятелей. Например, в 2015 году сенатором стала экс-депутат Госдумы Елена Мизулина, которая известна скандальными инициативами против «гей-пропаганды», разводов и усыновления российских сирот иностранцами.

Каким будет новый Совет Федерации?

Хотя членов Совета Федерации неофициально называли сенаторами и раньше, поскольку так представителей верхней палаты парламента называют во многих странах, в том числе в США, Италии, Франции и Канаде, сейчас они станут сенаторами по Конституции. Это сделает их статус более прозрачным и понятным для представителей других стран.

Ещё один опыт скопирует с законодательной системы Великобритании: появятся пожизненные сенаторы – по аналогии с пожизненными пэрами в палате лордов, которые получают этот статус «за выдающиеся заслуги перед государством» (в основном это премьер-министры, спикеры и депутаты палаты общин, дипломаты после отставки). Пожизненными сенаторами в России тоже станут особо заслуженные граждане, в том числе бывший президент.

У Совфеда прибавится влияния на другие органы власти. Например, он сможет участвовать в процедуре назначения силовых министров и прокуроров регионов. Впрочем, это станет скорее декоративной функцией, которая добавит статусности ведомству Валентины Матвиенко, но не добавит фактической силы – сенаторы не смогут заблокировать какое-либо назначение.

Ещё Совфед получит право как назначать, так отстранять от должности судей ключевых инстанций, в том числе кассационных и апелляционных судов. Делать это сенаторы будут по представлению президента. А также верхняя палата получит право лишать неприкосновенности бывшего президента.

В чём смысл изменений?

Система Совета Федерации по сути не меняется, однако тонкое перераспределение полномочий в сторону верхней палаты укрепит его статус как значимого органа. Тесные отношения Совфеда с судебной властью стали особенно активно формироваться после переезда Конституционного суда в Санкт-Петербург в 2008 году, когда город возглавляла нынешняя глава верхней палаты Валентина Матвиенко. Теперь же судьи, как и прокуроры, окончательно потеряют всякую самостоятельность, укрепляя тем самым статус сенаторов.

При этом новая процедура назначения силовых министров и прокуроров регионов, при которой кандидатуры должны согласовываться с сенаторами, фактически декоративная. И таких декоративных функций верхней палате добавили достаточно. Например, конституционно закрепили возможность парламентского контроля, которая была у Федерального Собрания.

С другой стороны, обновлённый Совфед может стать местом, где формируется прослойка «высшей знати», некоего заслуженного сословия, в пользу чего говорит создание института пожизненных сенаторов. А поскольку пожизненным сенатором станет и президент после прекращения своих полномочий, это даст не только декоративный почётный статус, но и приятный бонус – сенаторский иммунитет. Поэтому после ухода Владимир Путин сможет получит гарантии не только как бывший глава государства, но и сильную – теперь уже конституционную – защиту. А ещё – приятный бонус – сможет контролировать вопрос о лишении неприкосновенности себя как бывшего президента, потому что этот вопрос тоже отходит в ведение Совфеда.

Что говорят эксперты об изменениях полномочий верхней палаты?

Доктор юридических наук, бывший глава комиссии по избирательным правам в Совете по правам человека Илья Шаблинский заявил «Новой газете», что поправки в Конституцию делают власть президента в России диктаторской: «У Совета Федерации изъято право назначать и освобождать от должности генерального прокурора. Как вообще такое возможно?! Да, конечно, Совет Федерации — декоративный орган, но тут это слишком нарочито демонстрируется: у него отбирают важнейшие полномочия, отдавая их президенту, а взамен дают погремушку в виде права называться сенаторами. Это смех, картонные фигурки, а не сенаторы! Просто марионетки! Как и Госдума, которой вроде позволяют назначать министров, но взамен откровенно предупреждают, что при переходе очень тонкой границы дозволенного она тут же будет распущена».

О перспективе усиления президента рассказала Forbs доктор юридических наук, эксперт по конституционному праву Елена Лукьянова: «Совет Федерации в России не избираемый орган: 55% его членов назначаются президентом и главами субъектов Федерации, а 45% делегируются региональными законодательными собраниями. Таким образом, в случае утверждения поправок в Конституцию президент организационно руководит работой судов, прокуратуры и силовых министров с согласия представителей, большинство из которых назначаются органами исполнительной власти. Этим нарушается принцип разделения властей, декларированный в статье 10 1-й главы Конституции».

С этим согласен и политолог, директор по исследованиям Центра перспективных управленческих решений Михаил Комин. Он рассказал «Новой газете» о декоративном характере изменений в Совфеде: «При сохранении текущей модели формирования Совета Федерации – когда сенаторами становятся по 2 представителя от региона – любое упоминание согласования или консультаций президента с Совфедом не более чем формальность. Пока действует пункт г) ст. 19 184-ФЗ, по которому глава государства обладает правом в любой момент отправить губернатора в отставку, за президентом может оставаться и контроль за составом сенаторов, выдвинутых от региона.

Совет Федерации формально сможет участвовать еще в одной процедуре – проведении консультаций с президентом по вопросу назначения глав президентских министерств и силовых ведомств. Механизм консультаций – расплывчатая формулировка, из которой точно ясно только одно: решение о выдвижении и снятии кандидатур точно будет за президентом. И если в случае назначения министра обороны или директора ФСБ ситуация никак не поменяется, то в случае региональных прокуроров право представлять кандидатуры президент де-факто заберет у генерального прокурора при неясном и, вероятно, незначимом участии Совета Федерации в режиме консультаций».

Черта городского поселения: что это значит

Статья 2. Основные термины и понятия

Читайте также:
Кодекс торгового мореплавания: что это значит

1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные термины и понятия:

сельское поселение – один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

(в ред. Федерального закона от 28.12.2004 N 186-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

городское поселение – город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

(в ред. Федерального закона от 28.12.2004 N 186-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

поселение – городское или сельское поселение;

муниципальный район – несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

муниципальный округ – несколько объединенных общей территорией населенных пунктов (за исключением случая, предусмотренного настоящим Федеральным законом), не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

(абзац введен Федеральным законом от 01.05.2019 N 87-ФЗ)

городской округ – один или несколько объединенных общей территорией населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, при этом не менее двух третей населения такого муниципального образования проживает в городах и (или) иных городских населенных пунктах;

(в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 87-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

городской округ с внутригородским делением – городской округ, в котором в соответствии с законом субъекта Российской Федерации образованы внутригородские районы как внутригородские муниципальные образования;

(абзац введен Федеральным законом от 27.05.2014 N 136-ФЗ)

внутригородской район – внутригородское муниципальное образование на части территории городского округа с внутригородским делением, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Критерии для деления городских округов с внутригородским делением на внутригородские районы устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и уставом городского округа с внутригородским делением;

(абзац введен Федеральным законом от 27.05.2014 N 136-ФЗ)

внутригородская территория (внутригородское муниципальное образование) города федерального значения – часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

(в ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 361-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

муниципальное образование – городское или сельское поселение, муниципальный район, муниципальный округ, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения;

(в ред. Федеральных законов от 27.05.2014 N 136-ФЗ, от 01.05.2019 N 87-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

межселенная территория – территория муниципального района, находящаяся вне границ поселений;

(в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 87-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Читайте также:
Право граждан на объединение

вопросы местного значения – вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно;

вопросы местного значения межпоселенческого характера – часть вопросов местного значения, решение которых в соответствии с настоящим Федеральным законом и муниципальными правовыми актами осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления муниципального района самостоятельно;

органы местного самоуправления – избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения;

депутат – член представительного органа поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района или внутригородской территории города федерального значения;

(в ред. Федеральных законов от 27.05.2014 N 136-ФЗ, от 01.05.2019 N 87-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

должностное лицо местного самоуправления – выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления;

выборное должностное лицо местного самоуправления – должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, либо на сходе граждан, осуществляющем полномочия представительного органа муниципального образования, и наделенное собственными полномочиями по решению вопросов местного значения;

(в ред. Федеральных законов от 27.12.2009 N 365-ФЗ, от 29.11.2010 N 315-ФЗ, от 30.11.2011 N 361-ФЗ, от 03.02.2015 N 8-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

член выборного органа местного самоуправления – лицо, входящее в состав органа местного самоуправления, сформированного на муниципальных выборах (за исключением представительного органа муниципального образования);

(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 365-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

лицо, замещающее муниципальную должность, – депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, член избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса, работающий в комиссии на постоянной (штатной) основе, председатель, заместитель председателя, аудитор контрольно-счетного органа муниципального образования;

(абзац введен Федеральным законом от 30.11.2011 N 361-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 30.10.2018 N 387-ФЗ, от 01.07.2021 N 255-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

депутат, замещающий должность в представительном органе муниципального образования, – председатель представительного органа муниципального образования, его заместитель (заместители), председатель постоянной и временной комиссии (комитета) и его заместитель (заместители), депутат, замещающий иные должности в представительном органе муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования;

(абзац введен Федеральным законом от 03.11.2015 N 303-ФЗ)

О выявлении конституционно-правового смысла абз. 22 ч. 1 ст. 2 см. Постановление КС РФ от 19.04.2021 N 14-П.

правила благоустройства территории муниципального образования – муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения;

(в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 463-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

муниципальный правовой акт – решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер;

(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 365-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

административный центр сельского поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа – населенный пункт, который определен с учетом местных традиций и сложившейся социальной инфраструктуры и в котором в соответствии с законом субъекта Российской Федерации находится представительный орган соответствующего муниципального образования.

(в ред. Федеральных законов от 03.04.2017 N 62-ФЗ, от 01.05.2019 N 87-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. В законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации слова “местный” и “муниципальный” и образованные на их основе слова и словосочетания применяются в одном значении в отношении органов местного самоуправления, а также находящихся в муниципальной собственности организаций, объектов, в иных случаях, касающихся осуществления населением местного самоуправления.

Словосочетания “городской округ” и “городской округ с внутригородским делением” и образованные на их основе слова и словосочетания применяются в законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации в одном значении в отношении муниципальных образований, органов местного самоуправления, их полномочий и прав, если иное не предусмотрено данными законами и иными нормативными правовыми актами.

Читайте также:
Земельный кодекс Российской Федерации

(абзац введен Федеральным законом от 27.05.2014 N 136-ФЗ)

ГОРОДСКАЯ ЧЕРТА

Определение Г. ч. производится в общем порядке землеустроительного производства как по заявлению городского Совета, так и окрестного населения. Точное установление Г. ч. имеет большое хозяйственно-правовое значение. По мере роста и расширения городов возникает необходимость увеличения городской территории. Расширение её производится путём изменения существующей Г. ч. и установления новой. Инициатива возбуждения вопроса о расширении Г. ч. принадлежит как местным, так и центральным органам власти.

Порядок изменения существующей Г. ч. в случаях необходимости расширения территории города, а также установления Г. ч. вновь образуемых городов регулируется законодательством отдельных союзных республик. По действующему законодательству, установление Г. ч. вновь образуемых городов, рабочих, дачных, курортных посёлков и изменение Г. ч. существующих городов (рабочих, дачных и курортных посёлков) производится указом Президиума Верховного Совета союзной республики. Земли, находящиеся внутри Г. ч., представляют особую правовую категорию, режим которой регулируется не общим земельным законодательством, а особыми законодательными актами. В РСФСР таким законодательным актом является Положение о земельных распорядках в городах (СУ РСФСР 1925 г. № 27, ст. 188). Правовой режим земель, находящихся вне Г. ч., определяется в зависимости от того, к какой правовой категории они принадлежат и за кем закреплено на них право пользования.

В целях предупреждения неправильной застройки земель, могущих со временем войти в Г. ч., городским Советам предоставляется право независимо от установления новой Г. ч. подготовлять планы и правила застройки земель, находящихся за Г. ч. Со дня утверждения этих планов и правил и объявления их в печати воспрещается произвольная застройка земель за пределами Г, ч.

Проекты планировки городов могут предусматривать расширение в будущем Г. ч. путём последующего включения пригородных земель, намеченных по генеральному плану для городской застройки. Так, напр., расширение границ г. Москвы: предусмотрено постановлением СНК СССР и ЦК. партии от 10 июня 1935 г. о генеральном плане реконструкции г. Москвы (СЗ 1935 г. № 35, ст. 306). За г. Москвой закреплены все намеченные по генеральному плану для городской застройки территории, как резервные земли города, подлежащие включению в городскую черту по мере их освоения застройкой.

Юридический словарь. — М.: Госюриздат . Главный редактор С.Н. Братусь и др. . 1953 .

  • ГОРОДСКАЯ УПРАВА
  • ГОРОДСКИЕ ЗЕМЛИ

Полезное

Смотреть что такое “ГОРОДСКАЯ ЧЕРТА” в других словарях:

ГОРОДСКАЯ ЧЕРТА — внешняя граница города, определяющая его территорию и отделяющая городские земли от других категорий земель; граница города как административно территориальной единицы. Словарь финансовых терминов … Финансовый словарь

городская черта — городская черта, черта поселков и сельских поселений внешняя граница земель города, поселка, сельского поселения, которая отделяет их от иных категорий земель. (Смотри: ТСН 30 303 2000 МО. Планировка и застройка городских и сельских поселений.)… … Строительный словарь

Городская черта — внешняя граница городской земли, определяющая местоположение и общий размер территории каждого города и отделяющая городские земли от др. категорий земель; граница города как административно территориальной единицы. В Союзе ССР порядок… … Энциклопедия права

ГОРОДСКАЯ ЧЕРТА — граница города как административно территориальной единицы … Юридический словарь

ГОРОДСКАЯ ЧЕРТА — граница города как административно территориальной единицы … Большой Энциклопедический словарь

городская черта — Внешняя граница земель города, которая отделяет их от других земель единого государственного земельного фонда и определяется на основе генерального плана и технико экономических основ развития города. [ГОСТ 28329 89] Тематики озеленение … Справочник технического переводчика

ГОРОДСКАЯ ЧЕРТА — граница города как административно территориальной единицы … Юридическая энциклопедия

городская черта — граница города как административно территориальной единицы. * * * ГОРОДСКАЯ ЧЕРТА ГОРОДСКАЯ ЧЕРТА, граница города как административно территориальной единицы … Энциклопедический словарь

Городская черта — 1. Городская черта Внешняя граница земель города, которая отделяет их от других земель единого государственного земельного фонда и определяется на основе генерального плана и технико экономических основ развития города Источник: ГОСТ 28329 89:… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

городская черта — граница города как административно территориальной единицы. * * * внешняя граница городской земли, определяющая местоположение и общий размер территории каждого города и отделяющая городские земли от др. категорий земель; граница города как… … Большой юридический словарь

Городская черта — внешняя граница города, определяющая его территорию и отделяющая городские земли от земель др. категорий. Г. ч. является также границей города как административно территориальной единицы. В СССР установление, а равно и изменение Г. ч.… … Большая советская энциклопедия

Статья 83. Понятие земель населенных пунктов и понятие границ населенных пунктов

1. Землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.

2. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.

Читайте также:
Частная детективная деятельность: что это значит

Комментарий к Ст. 83 ЗК РФ

1. Земли населенных пунктов — одна из семи категорий земель, предусмотренных ст. 7 Земельного кодекса РФ. Несмотря на то что данная категория занимает наименьшую по сравнению с иными категориями земель площадь, она является самой густонаселенной — на ней проживает подавляющее большинство населения России. Особенностью данного вида земель является то, что он представляет собой ценность прежде всего в качестве территориального пространства, земельной основы, которая может быть использована для создания на ней различных по назначению объектов недвижимости и иных необходимых для комфортного проживания населения объектов селитебной, транспортной, инженерной и других видов инфраструктуры. Именно на этих землях наиболее активны инвестиционно-строительные процессы, осуществление различных форм градостроительной деятельности, в связи с чем важнейшее значение в регулировании вопросов использования и охраны данных земель имеет также и градостроительное законодательство.

Исторически появление в законодательстве России категории земель населенных пунктов связано с принятием Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик 1968 г. и Земельного кодекса РСФСР 1970 г. В предшествовавшем данным актам Земельном кодексе РСФСР 1922 г. подобное современному разделение земель на категории по целевому назначению отсутствовало, а наиболее близкими к землям населенных пунктов являлись городские земли — они отделялись от иных земель городской чертой, внутри которой земельные распорядки определялись особыми узаконениями (ст. 147 названного Кодекса). Все иные земли, расположенные за пределами городской черты, признавались ст. 148 этого Кодекса входящими в территории волостей и состояли в общем ведении земельных органов.

Земельный кодекс РСФСР 1970 г., разделив земли России на шесть категорий, предусмотрел в их числе земли населенных пунктов (городов, рабочих, курортных, дачных поселков и сельских населенных пунктов) и, по сути, разделил их на два подвида: земли городов и земли сельских населенных пунктов (разд. III, гл. XIX — XXI названного Кодекса). Земельный кодекс РСФСР 1991 г., подразделяя земли России уже на семь категорий, сохранил данную категорию земель, именуя ее «земли населенных пунктов (городов, поселков и сельских населенных пунктов)» (разд. IV, гл. XIII — XIV ЗК РСФСР).

С принятием в 2001 г. нового ЗК наименование данной категории земель изменилось — она впервые стала именоваться «земли поселений», и именно это название стало привычным в последние годы. Однако с 1 января 2007 г. оно было изменено — теперь данная категория снова именуется «земли населенных пунктов», что нашло отражение в ФЗ о внесении изменений в Градостроительный кодекс.

Что повлекло необходимость в изменении наименования категории земель и внесении соответствующих изменений в ряд законодательных актов в условиях, когда десятки тысяч субъектов прав на землю оформили свои права на земельные участки с целевым назначением «земли поселений»? Дело в том, что на момент принятия ЗК градостроительное законодательство и законодательство о местном самоуправлении называли населенные пункты Российской Федерации поселениями. Так, статья 5 Градостроительного кодекса РФ 1998 г. относила все виды населенных пунктов либо к городским (города и поселки), либо к сельским поселениям (села, станицы, деревни, хутора, кишлаки, аулы, стойбища, заимки и иные), подразделяя их в зависимости от численности на десять групп (сверхкрупные города, крупнейшие города и т.д.). Федеральный закон от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», определяя понятие муниципального образования, относил к нему городские, сельские поселения, несколько поселений, объединенных общей территорией, части поселений, иные населенные территории. Термин «населенные пункты» использовался в указанных законах скорее лишь во вспомогательных целях. В связи с этим при принятии ЗК оснований выделять категорию земель населенных пунктов не усматривалось.

С принятием в 2003 г. нового ФЗ об общих принципах организации местного самоуправления понятийный аппарат, посвященный определению населенных мест, изменился. Данный Закон сохранил понятие поселения и разделение его на городские и сельские поселения. Однако при этом под городскими поселениями понимается город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно либо через органы местного самоуправления; сельские же поселения Закон определил как один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно либо через органы местного самоуправления (ч. 1 ст. 2). Таким образом, теперь в состав поселения могут входить одновременно несколько населенных пунктов.

Кроме того, значимыми новеллами стали положения Закона о том, что территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения, рекреационные земли, земли для развития поселения (п. 3 ч. 1 ст. 11); в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения (п. 4 ч. 1 ст. 11). Это вступало в явное противоречие с положениями ЗК о землях поселений, свидетельствовавших о том, что в пределах территорий поселений иные категории земель находиться не могут.

Читайте также:
Аренда жилого помещения: что это значит

По нашему мнению, именно эти обстоятельства послужили в дальнейшем основой внесения изменений в земельное и градостроительное законодательство в целях приведения положений данных отраслей в соответствие с новыми реалиями муниципального устройства России. Иными словами, те земли, которые согласно ЗК сначала именовались землями поселений (т.е. земли, отделенные от иных категорий земель чертой поселения), теперь, исходя из нового муниципального законодательства, соответствуют землям населенных пунктов.

В целях сохранения преемственности прав на землю при изменении наименования категории земель, в ФЗ о введении в действие ЗК включено вступившее в силу с 1 января 2007 г. положение о том, что не требуется замена или внесение изменений в ранее выданные документы, содержащие наименование категории «земли поселений» (п. 16 ст. 3 указанного Закона). Речь идет о свидетельствах о государственной регистрации права, выписках из государственного земельного кадастра, договорах аренды, купли-продажи земельных участков, любых иных документах, выданных до 1 января 2007 г.

Изменения, внесенные ФЗ о внесении изменений в Градостроительный кодекс, коснулись не только смены наименования категории земель, но также и самого их понятия. Теперь землями населенных пунктов признаются «земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов», о чем свидетельствует комментируемый пункт. Данное определение представляется недостаточно полным, поскольку указывает лишь на цель использования этих земель, но не позволяет идентифицировать их, т.е. четко разграничить с землями иных категорий. В прежней редакции соответствующее определение продолжалось словами «и отделенные их чертой от земель других категорий», что существенно дополняло его. В новой редакции ст. 83 ЗК подобный идентифицирующий признак все же сохранен, однако оторван от определения и помещен в следующий пункт статьи, что труднообъяснимо с точки зрения законодательной техники.

2. Данный пункт является новым, он введен в действие с 1 января 2007 г. на основании ФЗ о внесении изменений в Градостроительный кодекс. И здесь прежде всего следует обратить внимание на изменение терминологии. Вместо понятия черты городских, сельских поселений, которой была посвящена прежняя редакция ст. 84 ЗК, указанным Законом в Кодекс введено понятие границы городских, сельских населенных пунктов.

Отметим, что понятие «городская черта» имело место уже в Земельном кодексе РСФСР 1922 г. Земельному кодексу РСФСР 1970 г. были известны понятия городской черты и черты сельских населенных пунктов, а ЗК РСФСР 1991 г. — еще и понятие поселковой черты. Термин «граница» использовался разве что для определения указанных понятий. В настоящее время категория «черта поселения» исключена и из Земельного, и из Градостроительного кодексов.

Комментируемый пункт начинается с того идентифицирующего признака, который мы упоминали при рассмотрении п. 1, а именно с указания на то, что границы населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Это очень важное положение, которое, во-первых, позволяет четко и практически без затруднений отграничивать земли населенных пунктов от других земель и, во-вторых, в силу своей императивности абсолютно исключает возможность нахождения в пределах границ населенных пунктов земель иных шести категорий (равно как и нахождение земель населенных пунктов за пределами утвержденных границ населенных пунктов). Последнее особенно важно для правильного понимания правового режима земельных участков, расположенных в границах населенного пункта, но используемых для целей, сходных с целями использования земель некоторых иных категорий: например, ведение сельскохозяйственного производства, организация особо охраняемых территорий. Независимо от текущей цели использования на такие земельные участки будет распространяться режим, установленный для земель населенных пунктов, а не земель сельскохозяйственного назначения или земель особо охраняемых территорий и объектов (см. также комментарий к статье 85 ЗК РФ).

Требование комментируемого пункта о том, что границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, перекликается с положением, закрепленным в п. 12 ч. 1 ст. 11 ФЗ об общих принципах организации местного самоуправления, о том, что территория населенного пункта должна полностью входить в состав территории поселения. Следуя принципу единства правового режима земельного участка, комментируемый пункт вводит также запрет на пересечение границами населенных пунктов границ земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам. Однако исходя из данной формулировки можно сделать вывод, что если земельный участок сформирован и имеет удостоверенные в установленном порядке границы, но не предоставлен указанным лицам, то фактическое отнесение разных его частей к различным категориям земель (благодаря пересечению данного участка границами населенного пункта) допустимо (не запрещено). По нашему мнению, это весьма существенное упущение законодателя, фактически допускающее действие двух правовых режимов и, соответственно, двух различных целей использования в отношении одного и того же земельного участка. При введении данной редакции Закона следовало опустить слова «предоставленных гражданам или юридическим лицам».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: