Чрезвычайные налоги: что это такое, описание и особенности

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ НАЛОГИ

В прежние времена, когда кредит не возвысился еще до той степени совершенства, на которой он находится ныне, правительства часто прибегали к сим налогам. В новейшие времена долги заступили место сих последних. Случалось, однако же, что и ныне те государства, которые не имеют кредита, употребляли для удовлетворения нужд правительства и правителей так называемые принужденные займы (emprunts forces, gezwungene Anleihen), кои суть не что иное, как чрезвычайные налоги.

Что касается до государственных долгов, то мнения об оных различны; одни представляют долги вернейшим средством довести государство до величайшей степени благоденствия, другие – до разорения и нищеты. Первые приводят в пример Англию. Но они принимают действие за причину: Англия не оттого богата, что имеет много долгов, но оттого имеет долги, что она весьма богата. Ко второму заключению подали повод пагубные последствия злоупотребления кредита государственного. Не обращая внимания ни на то, ни на другое мнение, дблжно согласиться, что обыкновение делать долги государственные есть необходимое, отчасти весьма благодетельное следствие образованности народов, в особенности если правительство, делающее или имеющее долги, умеет воспользоваться системою погашения, умеряющею в столь сильной степени вредные действия оных .

Прежнее французское правительство до революции, истощив тогдашние источники кредита, часто прибегало к чрезвычайным налогам, которые иногда были весьма тягостны, в особенности по причине неравного распределения: обыкновенно сии налоги были платимы только некоторыми состояниями народа.

В средние века, как выше упомянуто, чрезвычайные налоги были в большом обыкновении. Например, во время крестовых походов была введена почти во всей Европе так называемая саладинская подать, состоявшая в Хо с имения тех, кои не брали в них участия. Чрезвычайные налоги в средних веках платились также королям при рождении их детей, при замужестве дочерей или при делании рыцарем старшего сына королевского . Юм с справедливостию замечает, что короли тогдашнего времени подражали в сем случае восточным государям, к которым никто не смеет приблизиться без подарка.

В Англии во время последней междоусобной войны пра-вительство для содержания армии приказало, чтобы каждый из подданных раз в неделю не обедал и чтобы заплатил деньги, от того сбереженные, казне. Сия подать принесла 608 400 фунтов стерлингов дохода в продолжение шести лет .

Последние римские императоры часто налагали на бога-тых чрезвычайные подати. При различных случаях должны были города, декурионы и т. д. посылать императорам золотые короны и т. п.

Чрезвычайные налоги бывают обыкновенно несомы тем, кто их платит.

Добро- При необыкновенных обстоятельствах граждане делают

вольные иногда добровольные пожертвования на пользу общую; вели-

пожерт- чина оных зависит частию от богатства народного, частию от вования „ с

важности цели, для которой определяются, а всего более от народной любви к отечеству. Нигде такие пожертвования по сие время не бывали столь важны, как в России. В Англии они бывали иногда значительны, во Франции почти всегда маловажны. Один английский сочинитель замечает, что добровольные пожертвования во Франции в 1797 и 1798 годах для поддержания важных издержек, потребных тогда частию для предполагаемой высадки в Англию, простирались до 273 607 ливров, немного более добровольного приношения одного английского

мануфактуриста, сделанного почти в то же время и состоявшего из 10 ООО фунтов стерлингов. В России частные люди делали пожертвования, гораздо превосходившие обе сии суммы вместе, не говоря уже о пожертвованиях, которые деланы были целыми губерниями в различные времена и которые даже исчислить едва ли возможно. Немцам до новейших времен едва ли известны были такие пожертвования, хотя и ныне они являлись только в Северной Германии и были малозначащи. Причину сего надлежит искать в политическом устройстве Германии.

Чрезвычайные налоги: что это такое, описание и особенности

Для покрытия дополнительных расходов вводится ряд чрезвычайных налогов деньги драгунские, рекрутские, корабельные, подать на [c.41]

Ухудшение финансового положения государства проявилось в увеличении сумм внешних и внутренних займов, снижении покупательной способности рубля, снижении золотого запаса, росте бумажно-денежной эмиссии. Для покрытия растущих военных расходов правительство было вынуждено систематически повышать ставки действующих налогов и сборов (было осуществлено повышение ставок акцизов на сахар, табак, спички и другие предметы первой необходимости), а также вводить новые чрезвычайные налоги, такие, как военный налог, налог на прирост прибылей, подоходный налог. [c.189]

Читайте также:
Финансовое право: что это такое, описание и особенности

Чрезвычайные налоги — это обязательные налоги и сборы с физических и юридических лиц в государственный бюджет, вводимые при наступлении каких-либо чрезвычайных обстоятельств (война, стихийное бедствие и т.п.). Широкое распространение чрезвычайные налоги получили в периоды Первой (1914—1918) и Второй (1939—1945) мировых войн в форме налога на сверхприбыль, резкого повышения ставок прямых и косвенных налогов. Многие чрезвычайные налоги впоследствии стали функционировать в качестве обычных налогов. Это относится, в частности, к подоходному налогу с физических лиц. [c.189]

Военный налог представляет собой специальный налог, относящийся к чрезвычайным налогам, вводившийся отдельными государствами в периоды военных действий. Обычно военный налог взимается с физических лиц, освобождаемых от службы в вооруженных силах. В России военный налог впервые был введен в 1887 г. для мусульманского населения Кавказа, отказывавшегося служить в армии по религиозным соображениям. Денежный налог мог быть заменен натуральным налогом. В 1915 г. военный налог был введен по всей стране и просуществовал до 1918 г. Им облагались мужчины в возрасте до 43 лет, освобожденные от военной службы. [c.189]

Налог на прирост прибылей представляет собой разновидность налога на сверхприбыль. Этот временный чрезвычайный налог был установлен в России 13 мая 1916 г. (должен был взиматься на основании Положения Совета министров Об установлении временного налога на прирост прибылей торгово-промышленных предприятий и вознаграждения личных промысловых занятий и о повышении размеров отчислений на погашение стоимости некоторых имуществ при исчислении прибылей, подлежащих обложению процентным сбором ). [c.189]

Декретом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК) и СНК от 30 октября 1918 г. вводится единовременный чрезвычайный десятимиллиардный революционный налог, дополнявший собой систему регулярных прямых налогов. Налог был введен с целью изъять у паразитических и контрреволюционных элементов денежные средства и обратить их на неотложные нужды революционного строительства и оборону страны . Этот налог взимался по раскладочной системе общая сумма налога раскладывалась по губерниям, городам, уездам и волостям, а затем — по плательщикам. Согласно декрету эта раскладка должна была производиться таким образом, чтобы всей своей тяжестью налог пал бы на богатую часть городского населения и богатых крестьян . Городская и деревенская беднота полностью освобождалась от уплаты налога, средние слои населения облагались по невысоким ставкам. В сельской местности волостные Советы определяли размер налога для отдельных хозяйств совместно с комитетами бедноты против кулачества. Чрезвычайный налог дал вместо десяти всего около 1,5 млрд руб.1 [c.198]

В качестве чрезвычайного налога периода войны вводится налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан СССР. Этот налог был установлен с целью привлечения средств бездетных граждан к расходам государства на общественное воспитание и содержание детей в детских учреждениях, оказание помощи многодетным семьям и одиноким матерям. Налог взимался на основании указов Президиума ВС СССР от 21 ноября 1941 г. и 8 июля 1944 г. р городских и сельских местностях. [c.249]

Финансовыми средствами изъятия капитала являлись чрезвычайные налоги, специальные налоги на прирост стоимости имущества за военные годы, налоги на военные сверхприбыли, прямое изъятие военных прибылей и т.п. Аннулировались дореволюционные долги, проводились денежные реформы с ограничением обмена старых денег на новые. [c.209]

В Римской империи вводятся денежные выплаты в армии (для наемников, офицеров). Эти, а также другие потребности (организация зрелищ, помощь безработным гражданам) требовали денежных затрат. Поэтому в дополнение к военной добыче и контрибуциям вводятся денежные налоги. Первым таким налогом был налог на покупку и продажу раба. Взимался налог (в размере 1 %) за продажу непродовольственных изделий. Во время войны каждый гражданин платил чрезвычайный налог на имущество. Был введен налог с наследства в размере 5%. Феодализм как общественный строй развивался либо на основе рабовладения, либо патриархального строя. Но это существенно не повлияло на сам общественный строй, основанный на частном владении землей и закрепощении крестьян. Где нет крепостных крестьян, там нет феодализма. Роль централизованного правительства и его функции определялись в каждой стране влиянием феодалов. В пределах своих вотчин феодал устанавливал свою систему налогов. Центральная власть могла вмешиваться в хозяйственную жизнь, в частности, облагать налогами население только в согласованных с феодалами границах. В Европе феодальная раздробленность впервые была преодолена через ослабление рыцарства, вызванное крестовыми походами. Война между отдельными странами укрепляла королевскую власть, больше остальных обогащавшуюся в результате войн. Кроме уплаты обычных податей, шедших на содержание землевладельцев, крестьяне выполняли многочисленные повинности, связанные со строительством дорог, крепостей, дворцов, службой в армии. Ремесленники платили налоги феодалу и городским властям не только своими изделиями, но и деньгами. Торговцы платили транзитные и прочие [c.23]

Читайте также:
Сезонные работы: что это такое, описание и особенности

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЙ НАЛОГ – налог на физических и юридических лиц, вводимый государством в чрезвычайных ситуациях. [c.388]

Широко практиковались в Византии чрезвычайные налоги на строительство флота, на содержание воинских контингентов и пр. [c.8]

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ НАЛОГИ — ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЙ БЮДЖЕТ [c.606]

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ НАЛОГИ — обязательные платежи населения в государственный бюджет, устанавливаемые вследствие каких-либо чрезвычайных обстоятельств (война, стихийное бедствие и т. д.). В капиталистич. гос-вах наиболее широко применялись в период первой и второй мировых войн. Наряду с установлением новых прямых и косвенных налогов вводились особые надбавки к действующим налогам. Ч. н. в основном обременяют бюджеты трудящихся и в то же время служат одним из источников обогащения военно-промышленных монополий, т. к. за счет поступлений от Ч. н. гос-во оплачивает военные поставки. [c.606]

ЕДИНОВРЕМЕННЫЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЙ ДЕСЯТИМИЛЛИАРДНЫЙ РЕВОЛЮЦИОННЫЙ НАЛОГ — одно из важнейших налоговых мероприятий Советской власти в период гражданской войны. Введен декретом ВЦИК и СНК от 30 окт. 1918 г. Имел целью изъять у городской буржуазии и кулачества нажитые ими путем спекуляции денежные средства и обратить эти средства на неотложные нужды революции. Общая сумма налога раскладывалась по губерниям, уездам и населенным пунктам, а затем — между плательщиками. Согласно декрету, эта раскладка должна была производиться таким образом, чтобы городская и деревенская беднота была совершенно освобождена от единовременного чрезвычайного налога, средние слои были обложены лишь небольшими ставками, а всей своей тяжестью налог пал бы на богатую часть городского населения и богатых крестьян . Распределение налога в деревне, производившееся с участием комбедов, содействовало борьбе деревенской бедноты против кулачества. Чрезвычайный налог дополнял систему регулярных прямых налогов. К концу 1920 г. поступления чрезвычайного налога составили по счету того времени 1627,7 млрд. руб., не считая нескольких миллиардов рублей, списанных с текущих счетов имущих групп населения в кредитных учреждениях и конфискованных деньгами и пр. ценностями в сейфах и ссудных кассах. [c.414]

В. И. Ленин неоднократно говорил о том, что оздоровить финансы и денежное обращение нельзя такими чрезвычайными и временными мерами, как денежные контрибуции. Чрезвычайные налоги на буржуазию также не могли покрыть всех денежных расходов государства. Главным источником денежных доходов государства в то время была эмиссия денежных знаков, но этот источник не мог быть постоянным и неиссякаемым. Покрытие расходов с помощью печатного станка могло быть оправдано лишь как временная мера. [c.50]

Чрезвычайные налоги — см. Налоги чрезвычайные. [c.210]

Сумма экономии увеличится на процент отчислений от фонда оплаты труда, включаемых в себестоимость продукции (отчисления в фонд социальной защиты населения, фонд занятости, на содержание детских дошкольных учреждений, чрезвычайный налог и др.). [c.384]

НАЛОГ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЙ -см. ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЙ НАЛОГ [c.422]

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЙ НАЛОГ -налог, вводимый государством в чрезвычайных ситуациях. [c.847]

ВОЕННЫЙ НАЛОГ — специальный налог, относящийся к чрезвычайным налогам, вводившийся отдельными государствами в периоды военных действий. Обычно взимается с физических лиц, освобождаемых от службы в вооруженных силах. [c.46]

Читайте также:
Унитарное предприятие: что это такое, описание и особенности

НАЛОГ НА ПРИРОСТ ПРИБЫЛЕЙ — разновидность налога на сверхприбыль временный чрезвычайный налог, установленный в России законом от 13 мая 1916 г. [c.226]

Расчет отчислений на чрезвычайный налог для ликвидации последствий аварии на ЧАЭС по базовому варианту [c.55]

Чрезвычайный налог для ликвидации последствий [c.56]

Отчисления на чрезвычайный налог для ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС составляют [c.92]

Затраты на налоги (в фонд социальной защиты населения РБ, чрезвычайный налог для ликвидации аварии на ЧАЭС, фонд занятости населения РБ, фонд содержания ДДУ) определяем по формуле ( 1 3. 1 3 ) [c.159]

Пример. Комиссией 25 января 1998 г. списан станок. Восстановительная его стоимость — 420 000 000 р. Месячная норма износа — 1 %. Станок передан в эксплуатацию 15 декабря 1989 г. Износ данного станка составит 407 000 000 р. ((420 000 000 97 1,0) 100). По каким бы причинам ни выбывали основные средства, могут потребоваться материальные и трудовые затраты. В нашем примере рабочим за демонтаж станка начислено зарплаты 1 500 000 р. На нее произведено начислений в фонд социальной зашиты — 525 000 р. в фонд занятости — 15 000 р. во внебюджетный фонд на содержание детских дошкольных учреждений — 75 000 р. чрезвычайного налога — 120 000 р. От ликвидации могут быть получены ценные отходы, которые сдаются на склад и приходуются по цене возможного использования. В нашем примере получено запасных частей на общую сумму 24 400 000 р. [c.60]

Во второй половине XVI в. многие налоги и сборы стали взиматься в денежной форме. Широкое распространение получают чрезвычайные налоги, введение которых было вызвано военными действиями (пищальные деньги, предназначались на покупку огнестрельного оружия, емчужные — на изготовление пороха, полоняничные деньги). [c.24]

Деятельность налоговых органов (финотделов) продолжалась и в годы Гражданской войны. Например, по постановлению СНК от 26 ноября 1918 г. в виде вознаграждения за изобретение в области артиллерии (сущность его заключалась в изыскании способов орудийной стрельбы на дальние расстояния и в усилении начальной скорости движения снарядов) военному инженеру Е.А. Беркалову была выплачена премия в размере 50 тыс. руб. Финотдел Пороховского районного Совета депутатов Петрограда назначил взимание с этой суммы в качестве чрезвычайного налога 40 тыс. руб. Изобретатель обратился к председателю СНК В.И. Ленину с жалобой. По рассмотрении жалобы В.И. Ленин направил в Пороховской районный Совет депутатов телеграмму следующего содержания [c.198]

Разъясните вашему финотделу недопустимость взыскания чрезвычайного налога с полученной Беркаловым от Совета Народных Комиссаров особой премии 50 000 рублей за выдающееся изобретение. [c.198]

Чрезвычайный налог военного времени – эйсфорс/- устанавливался в твердой сумме, а затем распределялся между гражданами в зависимости от их состоятельности. [c.155]

НАЛОГ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЙ — налог, начисляемый в соответствии с законодательством страны, пострадавшей от катастрофы на ЧАЭС. Исчисляется в процентах от фонда оплаты труда персонала основной деятельности предприятия, включая персонал подсобных производств, а также неосновной деятельности, в т. ч. штатных, нештатных, сезонных, временных, работающих по совместительству и выполняющих работы по договорам гражданско-правового характера. [c.272]

Современное государство раннего периода Новой истории появилось в XVI—XVII вв. в Европе. Это государство еще не имело теории налогов. Практически не существовало крупного постоянного налога, а периодически парламенты выдавали разрешения правителям производить взыскания и вводить чрезвычайные налоги. Плательщиками налогов обычно выступали люди, принадлежавшие к третьему сословию, а именно сельские жители и горожане недворянского происхождения. Налоговое право постоянно было в центре всех дискуссий вокруг распределения бремени и тягот страны. [c.14]

В период становления Русского централизованного государства (15-16 вв.) распространение получает подать, поступавшая в казну великого московского князя, взимавшаяся в качестве посошного обложения (единицей податного обложения была соха). В конце 15 в. — первой половине 16 в. учреждаются центральные органы управления — приказы (доходами и расходами казны ведали финансовые приказы). В результате проведенной в 1535 г. унификации денежной системы рубль становится единой счетной единицей Русского государства. Во второй половине 16 в. многие налоги и сборы стали взиматься в денежной форме. Широкое распространение получают чрезвычайные налоги, введение которых было вызвано военными действиями (пищальные деньги предназначались на покупку огнестрельного оружия, жемчужные — на изготовление пороха, полоняничные деньги — на выкуп русских из плена). [c.271]

Читайте также:
Расчленение трупа: что это такое, описание и особенности

По такому методу можно рассчитать собираемость налогов на уровне субъекта РФ и муниципального образования. СОЛЯНОЙ НАЛОГ — специфический акциз на соль, применявшийся в государствах феодальной Европы. Один из первых феодальных налогов. Был введен в Германии и Франции в 13 в. Французский соляной налог — габель был введен в 1341 г. в условиях Столетней войны как чрезвычайный налог, но после ее окончания не был отменен и просуществовал более 400 лет вплоть до Французской революции 1789-1794 гг. Это был один из самых тяжелых налогов во французской истории. Он взимался через продажную цену, в несколько раз завышенную по сравнению с реальной стоимостью соли, а также через принудительную покупку [c.184]

Naes = 12 Процент отчислений чрезвычайного налога для ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, % [c.191]

Русская история

Чрезвычайные налоги

Как ни напрягало правительство податное обложение, оно обыкновенно не было в состоянии точно сметить предстоящие ему расходы, чтобы уравновесить их с текущими доходами, и уже среди самого дела, на ходу замечало ошибочность своих предварительных расчетов. Тогда оно прибегало к чрезвычайным средствам. В самое трудное время, в первые годы царствования Михаила, оно вместе с Земским собором делало принудительные займы у крупных капиталистов вроде Строгановых или Троицкого Сергиева монастыря. Это были, впрочем, редкие случаи. Обыкновенными, так сказать, источниками чрезвычайных доходов были «запросы волею» и процентные налоги. Из первого источника почерпались «запросные деньги», из второго деньги пятая, десятая, пятнадцатая и двадцатая. Тот и другой источники имели сословное значение. Запрос волею — это добровольная подписка, к какой правительство по соборному приговору призывало привилегированные классы землевладельцев, духовных и служилых, для покрытия чрезвычайных военных расходов.

Мы уже видели, как в 1632 г., в начале войны с Польшей, по приговору обоих государей с собором духовные и служилые чины собора одни тут же на заседании заявили, что они готовы дать, а другие обещали принести росписи тому, что кто даст. Подобным порядком испрошено было добровольное вспоможение и у собора 1634 г. Запросные деньги взимались и с некрепостных крестьян, но не в виде добровольной подписки, а как определенный окладной налог в размере от 1 рубля до 25 копеек с двора (14–3 рубля на наши деньги). Процентный налог — финансовое изобретение собора, избравшего новую династию, — падал на торговых людей в размере пятой деньги. В 1614 г., на другой год по избрании Михаила, этот собор приговорил собрать на ратных людей «от избытков по окладу, кто может от живота своего и промыслу на 100 рублев, с того взяти пятую долю — двадцать рублев, а кто может больше или меньше, и с того взять по тому же расчету». Таким образом, в приговоре даны зараз по крайней мере три несовместимые основания обложения: животы — имущество, промыслы — оборотный капитал в соединении с трудом, избыток по окладу — чистый доход по оценке окладной комиссии и, наконец, возможность дать больше или меньше — заявление по совести о своем достатке.

Соборный приговор в разосланном циркуляре изложен был московскими дьяками по однообразной дьячей методе всех веков — так, чтобы его можно было понять не менее как в трех смыслах. Мысль собора 1614 г. была довольно проста. Почему он назначил пятую деньгу, а не четвертую или шестую? Тогда в торговом дисконте при помещении денег в рост обычный и высший законный процент был «на пять шестой», т. е. 20%. Заемщик мог брать деньги под такой процент только при возможности выручить занятым капиталом гораздо больше 20%. Значит, этот процент представлял тогда наименьший чистый доход с капитала и при нормальном обороте удвоял его в пять лет.

Читайте также:
Североатлантический совет: что это такое, описание и особенности

Соборный приговор о пятой деньге с торговых людей требовал, чтобы оборотный капитал уступил нуждавшейся казне один год своего прироста, отсрочив свое пятилетнее удвоение на шестой год. Такова схема налога: он не требовал пятой доли ни всякого имущества, ни всего дохода с него, а брал наименьший чистый годовой доход только с торгового оборотного капитала или доходной недвижимости — лавки, завода и т. п. Но по вине плохого приказного изложения соборный приговор вызвал много недоразумений и даже беспорядки. В одних местах пятую деньгу поняли как имущественный налог, и окладчики начали описывать всякое имущество, чем вызвали сопротивление плательщиков; в других его взимали по окладу какого-либо обыкновенного налога, например, стрелецкой подати. Ближе подошли к смыслу налога там, где его поняли как налог на торговый оборот и, высчитав по таможенным книгам, «на сколько рублев чьих товаров в привозе и в отпуске объявилось», взимали пятую часть их цены. Недоразумения и столкновения повторялись и при последующих процентных сборах, по неясности стереотипного выражения «с животов и промыслов». На деле, однако, это были налоги на доход, что прямо отмечает иноземец Рейтенфельс, бывший в Москве в 1670 г. Сборы эти падали на торгово-промышленных людей всякого звания, тяглых и нетяглых, кроме духовенства и «белых» служилых чинов, на стрельцов, пушкарей, всяких крестьян и бобылей, даже на торговых холопов, «чей кто ни будь торгует».

Пятинный сбор 1614 г. повторился и в 1615 г. Два раза собирали пятую деньгу во вторую польскую войну царя Михаила, в 1633 и 1634 гг. В 1637–1638 гг. для обороны от крымцев, удвоив стрелецкую подать, правительство выпросило у Земского собора набор даточных с дворцовых и владельческих крестьян и усиленный денежный сбор с торговых людей — с двора около 20 рублей на наши деньги, а с черных крестьян вполовину; в 1639 г. чрезвычайный денежный сбор повторился. Сборы поступали с огромной недоимкой — знак, что плательщики изнемогали. Они и жаловались, что им «тяжко вельми». Если прибавить к этому принудительную скупку казной наиболее прибыльных товаров, например, льна в Пскове по указной цене, мы поймем горечь жалобы местного летописца: «и цена невольная, и купля нелюбовная, и во всем скорбь великая, и вражда несказанная, и всей земли ни купити, ни продати не сметь никому же помимо».

Особенно часты и тяжки были чрезвычайные поборы при царях Алексее и Федоре, когда продолжительные и разорительные войны с Польшей, Швецией, Крымом и Турцией требовали тяжелых жертв людьми и деньгами. В 27 лет (1654–1680) собирали по разу 20-ю и 15-ю деньгу (5% и 6,66%), пять раз 10-ю и дважды 5-ю деньгу (10% и 20%), не считая повторявшихся из года в год сборов в определенном однообразном окладе с двора. Так все эти сверхштатные налоги получали характер временно-постоянных. Чрезвычайные налоги входили особой неокладной статьей в состав обыкновенных доходов.

НазадОглавление Далее

Чрезвычайные налоги: что это такое, описание и особенности

&nbsp Чрезвычайное налогообложение

На прошлой неделе правительство представило в Госдуму пакет налоговых законопроектов с целью ввести “новые чрезвычайные федеральные налоги”.

С самого начала налоговики, разрабатывавшие пакет, говорили: новые фискальные законопроекты писаны не для всех, а только для “наиболее обеспеченных слоев населения”. “Основная же масса трудящихся”, как старорежимно выразился начальник Госналогслужбы Борис Федоров, будет и дальше спокойно нести свое не очень тяжелое налоговое бремя. Однако при ознакомлении с налоговыми законопроектами возникает совсем другое впечатление: предложенные налоги рассчитаны на слишком многих и их введение обеспокоит не только богатых.
Среди них — повышение акцизов на высокооктановый бензин, налог с владельцев автомобилей с объемом двигателя более двух литров, налог на пользование сотовой и пейджинговой связью, налог с продаж. Кроме того, налоговое ведомство намерено ввести для каждого предприятия единый расчетный (текущий) счет и установить субсидарную ответственность материнских и дочерних предприятий за исполнение налогового законодательства. А руководители АО, задолжавших в бюджет, заявили разработчики, попросту лишатся зарплаты.
Среди новых законопроектов целых два посвящены автомобильной теме. Первый, о внесении изменений в федеральный закон “Об акцизах”, предлагает ставку акциза на марки АИ-95 и АИ-98 по 450 рублей за тонну. Менее качественный бензин будет облагаться акцизом из расчета 370 рублей за тонну. Прогнозируемая прибыль бюджета — дополнительные 300 млн рублей ежегодно. Но еще больше, свыше 2 млрд рублей, правительство планирует получить, когда будет принят закон “О налоге на отдельные виды автотранспортных средств”. Законопроект предлагает ввести налог на автомобили с двигателем объемом более 2 литров. Ставки — 1,2 рубля за литр для двухлитровых двигателей и 1,8 рубля — для трехлитровых. Нетрудно подсчитать, что владельцу Opel-Vectra, типичного автомобиля среднего класса, придется платить больше $400, а за джип Mitsubishi Pajero — почти $1 тыс. Владельцы мотоциклов с рабочим объемом движка более 500 кубических сантиметров тоже должны ежегодно платить казне по рублю за каждый лишний “кубик”.
Другой налог из пакета “не для трудящихся масс” предлагает законопроект “О налоге на операции по оказанию услуг сотовой радиотелефонной связи и персонального радиовызова (пейджиноговой связи)”. Здесь речь идет о 10-процентном сборе, взимаемом от суммарной стоимости услуг, предоставленных компанией абоненту. Эффективность налога оценена в 1,4 млрд рублей. По данным самих разработчиков, потенциал плательщиков выглядит следующим образом. На 1 января 1998 года в России было зарегистрировано 484,8 тысячи пользователей сотовой связи. Прирост по отношению к 1997 году составил 318,4%. Пользователей пейджинговой связи примерно вдвое больше.
Не обойдены вниманием и крупные предприятия, осуществляющие бартерные операции. В налоговый пакет включен проект изменений и дополнений к закону “О налоге на прибыль предприятий и организаций”. В соответствии с этим документом за налоговой инспекцией остается право определять средние цены внешнеторговых сделок, если цена на товар отличается от средних внешнеторговых сделок больше, чем на установленный предельный процент. Проценты отклонения, видимо, будут названы в дополнительных постановлениях правительства. Все, что остается в этой ситуации предприятиям,— это право предоставить налоговой службе обоснования отличия контрактных цен от средних торговых сделок. Но использовать такую информацию или нет, будут решать исключительно налоговые органы.
Что же до граждан, то те из них, кого фискальные новшества по счастливой случайности не коснутся, все равно могут быть мобилизованы на авральные работы по спасению бюджета и отечества. В налоговый пакет включен проект закона “О дополнительном декларировании доходов в 1998 году”. Речь фактически идет о налоговой амнистии, за счет которой правительство также рассчитывает пополнить казну. До конца этого года разрешается заявить о доходах, полученных и скрытых от государства в последние пять лет. Явившиеся с повинной и уплатившие 30-процентный сбор со скрытых доходов будут освобождены от уголовной и административной ответственности.

Читайте также:
Сельскохозяйственная артель: что это такое, описание и особенности

Какие расходы относятся к чрезвычайным и как их учитывать

Больше материалов по теме «Бухгалтерский учёт» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

  1. Что собой представляют чрезвычайные расходы
  2. Бухучет чрезвычайных трат
  3. Как подтвердить траты на восстановление испорченных документов
  4. Налоговый учет

Чрезвычайные расходы – это те траты, которые появились внезапно и в большом объеме. Это особая статья учета.

Вопрос: Как отразить в учете организации списание материально-производственных запасов (МПЗ) (товаров), выбывших в результате их гибели вследствие пожара на складе при отсутствии виновных лиц?
Фактическая себестоимость товаров в бухгалтерском учете совпадает со стоимостью товаров в налоговом учете и составляет 380 000 руб. НДС, предъявленный при приобретении товаров, был принят к вычету.
Факты пожара и отсутствия виновных лиц подтверждены соответствующими документами уполномоченных органов, гибель товара подтверждена актом о списании товара, составленным технической службой организации.
Организация применяет метод начисления учета доходов и расходов для целей налогообложения прибыли.
Посмотреть ответ

Что собой представляют чрезвычайные расходы

Чрезвычайные расходы – это те расходы, которые появились вследствие чрезвычайных обстоятельств. Последние характеризуются этими особенностями:

  • Редкость появления, невозможность предугадать событие.
  • Не входят в перечень ЧП, которые характерны для сферы деятельности компании.
  • Обстоятельства никак не связаны с решениями руководства.

Примерами чрезвычайных обстоятельств могут быть аварийные ситуации, пожары, наводнения, торнадо, землетрясения, национализация собственности. Соответствующие примеры даны в пункте 13 ПБУ 10/99, которые утверждены Приказом Минфина №33 от 6 мая 1999 года. Понятие чрезвычайных положений также дано в статье 1 ФЗ №68 от 21.12.1994, статье 242 ГК РФ. ЧР могут быть следующими:

  • Убыток от вынужденной приостановки производственных процессов.
  • Средства, направленные на ликвидацию ущерба от чрезвычайной ситуации.
  • Стоимость ценностей, которым нанесен ущерб.

Если компании в результате ЧП не было нанесено никакого ущерба, то и ЧР не будет.

Каков порядок возмещения ущерба пострадавшим и налогообложение предприятия в случае наступления чрезвычайной ситуации?

Бухучет чрезвычайных трат

После ЧП (наводнение и прочее) необходимо провести инвентаризацию. Нужна она для того, чтобы определить точный размер ущерба. Назначается инвентаризационная комиссия. Ее функция в данной ситуации – обнаружение испорченных и поврежденных объектов. В процессе мероприятия составляются списки. Имеет смысл составить отдельные списки имущества, которое не подлежит или подлежит восстановлению.

Читайте также:
Угроза силой: что это такое, описание и особенности

Объекты, которые нельзя эксплуатировать в дальнейшем, списываются. Для списания средств составляется специальный акт по форме ОС-4. Если это материально-производственные ценности, для их списания оформляется акт МБ-8. Списание ценностей выполняется по их реальной себестоимости, ОС – по остаточной цене. Остаточная стоимость определяется путем извлечения разницы между начальной стоимостью и амортизацией. Списываются объекты в месяце проведения инвентаризации. Оставшиеся детали приходуются, для чего составляется требование-накладная.

Траты на устранение последствий ЧП фиксируются на счете 99 «Убытки». Корреспонденцией этого счета являются счета 01, 04, 10, 43, 50, 70 и другие. Траты нужно учитывать в периоде, в котором возникло ЧП.

Бухгалтерские проводки

При бухучете чрезвычайных трат используются эти проводки:

  • ДТ91/2 КТ01. Списание остаточной стоимости ОС.
  • ДТ91/2 КТ04. Списание остаточной стоимости нематериального объекта.
  • ДТ91/2 КТ10. Списание стоимости материальных активов.
  • ДТ91/2 КТ43. Учет трат на списание готовых товаров.
  • ДТ99 КТ68. Восстановление суммы НДС, ранее принятой к учету.
  • ДТ99 КТ20 (70, 69, 60). Затраты на работу по ликвидации последствий ЧП.
  • ДТ10 КТ99. Оприходование материалов.

ВАЖНО! Проводки должны выполняться в отчетном периоде, в котором образовались чрезвычайные обстоятельства.

Пример №1

У фирмы «Строймастер» сгорело складское помещение. Это помещение застраховано на сумму 1 000 000 рублей. После чрезвычайной ситуации была проведена инвентаризация. В результате ее обнаружены ценности, пригодные для дальнейшей эксплуатации, на сумму 50 000 рублей. Страховой организацией был признан ущерб на сумму 1 000 000 рублей. Была выплачена страховка. В данном случае будут выполнены эти проводки:

  • ДТ10 КТ91/1. Оприходование материалов на сумму 50 000 рублей.
  • ДТ76/1 КТ91/1. Фиксация в структуре прочих доходов выплаченной страховки на сумму миллион рублей.
  • ДТ51 КТ76/1. Получение страховки на сумму миллион рублей.

Полученные средства (страховка) должны быть отнесены к внереализационным доходам.

Пример №2

В компании «Строймастер» произошло затопление. Выполнена инвентаризация, по итогам которой выявлен непоправимо испорченный материал на сумму 80 000 рублей. Также произошла поломка оборудования. Стоимость ремонта этой техники равна 39 000 без учета НДС. Компанией должны быть выполнены эти проводки:

  • КТ91/2 ДТ43. Списание материалов, которые пришли в негодность, на сумму 80 000 рублей.
  • ДТ91/2 КТ60. Учет стоимости ремонта на сумму 39 000 рублей.
  • ДТ19 КТ60. Учет НДС по ремонту.

Проводка о списании материалов должна подтверждаться специальным актом.

Как подтвердить траты на восстановление испорченных документов

Из-за чрезвычайных обстоятельств портится не только имущество, но и документы. Последние невозможно продать, однако они также обладают большой ценностью. Если бухгалтерская или налоговая документация была утрачена (к примеру, она сгорела), нужно ее восстановить. Восстановление бумаг принципиально в том случае, если они не были проверены в рамках налоговой проверки. Процедура эта подразделяется на эти этапы:

  1. Инвентаризация документов, необходимость которой оговорена в пункте 2 статьи 12 ФЗ №129.
  2. Фирма организует комиссию, которая должна установить причины утраты документов. Соответствующее указание дано в пункте 6.8 Положения «О документообороте в бухучете» №105, утвержденного Минфином 29 июля 1983 года. Иногда деятельность комиссии предполагает взаимодействие с МЧС.
  3. Итоги деятельности комиссии фиксируются в акте. В нем прописывается факт порчи документов. Акт необходимо утвердить руководителю.
  4. К документу прилагается справка о чрезвычайном положении, выданная уполномоченными органами, опись бумаг, которые были утрачены.
  5. Назначается лицо, ответственное за восстановление бумаг. Обычно это главный бухгалтер.
  6. За восстановлением документов можно обратиться к посреднической фирме. После завершения восстановления создается акт сдачи-приемки работ.
  7. Именно на основании акта сопутствующие траты фиксируются в учете.
Читайте также:
Фискальные доходы: что это такое, описание и особенности

Траты на восстановление документов (в рамках бухучета) признаются в составе прочих расходов. В рамках налогового учета они будут отражены в структуре внереализационных трат на основании подпункта 6 пункта 2 статьи 265 НК РФ. Расходы учитываются в стандартном порядке.

Налоговый учет

Порядок налогообложения трат оговорен в главе 25 НК РФ. В рамках налогового учета чрезвычайные траты будут отнесены к внереализационным доходам на основании пункта 2 статьи 265 НК РФ. Размер ущерба устанавливается исходя из сведений налогового учета о стоимости утраченных ценностей. Признание расходов может осуществляться на основании общих правил, оговоренных в статье 252 НК РФ. В этой статье указано, что все расходы должны быть обоснованными, а также документально подтвержденными.

При определении налога на прибыль база, облагаемая налогом, сокращается на размер чрезвычайных расходов. Для учета трат необходимо установить факт ущерба, а также отсутствие виновных лиц.

ВАЖНО! Если виновные лица установлены, расходы нельзя признавать чрезвычайными.

В письме УМНС от 7 апреля 2003 года 24-14/18657 указано, что компенсация, выплаченная третьим лицом на возмещение ущерба, если она направлена на восстановление имущества, не будет облагаться налогом. Спорным моментом также является вопрос о восстановлении НДС, который начислен на стоимость списанных ценностей. Налоговые органы считают, что предъявленный НДС нужно восстанавливать. Связано это с тем, что списанные объекты не использовались в целях, признающихся объектом налогообложения. Следовательно, на основании пункта 2 статьи 171 НК РФ, ранее начисленные суммы не могут приниматься к вычету.

Налоги: их виды и функции

Налоги — это обязательные платежи в государственный бюджет на безвозмездной основе. В статье определим, что такое налоги, каковы сущность, функции и виды, принципы налогообложения.

Определимся с понятиями

Налоговые обязательства — это платеж, взимаемый государственными органами в индивидуальном обязательном и безвозмездном порядке с юридических и физических лиц для финансового обеспечения деятельности государства. Ключевое понятие и виды налогов закреплены на законодательном уровне. Основной нормативный документ, регламентирующий порядок взаимоотношений между государством и налогоплательщиками, — это НК РФ .

Совокупность всех фискальных обязательств (налогов, сборов, взносов, пошлин и иных налоговых платежей) представляет собой налоговую систему государства. Исчерпывающий перечень фискальных сборов устанавливается на федеральном уровне. Местные и региональные власти не вправе вводить дополнительные виды налогообложения.

Такое имеют «налоги» понятие; виды и функции фискальных обязательств определяются их ключевым назначением: пополнением доходной части бюджета. То есть основной доход государства — это сборы и взносы граждан и предприятий.

Налоги: сущность, функции, виды

Ключевая сущность фискальных платежей заключается в том, что государство взимает часть доходов налогоплательщиков для обеспечения деятельности органов власти.

  1. Фискальная. Заключается в том, что налоговая система является основным источником доходной части государственной казны. Реализация данной функции производится за счет контроля и санкционирования. Остальные функции являются производными от фискальной, то есть направлены на ее реализацию.
  2. Распределительная. Данная функция заключается в перераспределении денежных средств между разными категориями населения. Например, органы власти взимают обязательные платежи с налогоплательщиков и направляют эти средства на поддержку малообеспеченных и незащищенных слоев населения.
  3. Регулирующая. Функция направлена на урегулирование политических и экономических вопросов государства. Иными словами государство разрабатывает такую налоговую политику, которая подразумевает не только всеобщее обложение и изъятие, но и предусматривает право воспользоваться льготами, вычетами, освобождениями и прочими привилегиями.
  4. Контрольная. Позволяет государству контролировать правильность, полноту и своевременность расчетов с бюджетом. Иными словами специально созданная служба непрерывно контролирует полноту и своевременность уплаты обязательных платежей в бюджет. За нарушение (просрочки, недоимки, уклонения) предусмотрены штрафные санкции.
Читайте также:
Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг

Все фискальные обязательства имеют сложную классификацию по различным принципам. Далее рассмотрим основные налоги, их виды, сущность и понятие для каждого платежа.

Классификация налоговых платежей

Ключевая группировка подразумевает разделение всех фискальных обязательств на три группы:

  1. Федеральные — платежи, условия и нормы налогообложения по которым утверждаются на высшем уровне — Правительством Российской Федерации. Например НДФЛ, налог на прибыль, НДС. Региональные и муниципальные власти не могут ставить дополнительные условия, нормы и порядок налогообложения по таким платежам.
  2. Региональные — обязательства, условия применения которых устанавливаются законодательными властями региона, субъекта, автономной области. Например транспортный сбор.
  3. Местные или муниципальные — это сборы, которые регулируются на уровне муниципальных образований. Например земельный сбор.

Вторая по значимости группировка — классификация по способу изъятия. Выделяют прямые и косвенные обязательства. К прямым относят те сборы, которые налогоплательщики уплачивают напрямую с полученного дохода, прибыли, имущества. К примеру, НДФЛ, имущественный, земельный, транспортный сбор.

Косвенные — это надбавка определенного рода, которая включается в стоимость товара, работы или услуги. Например, НДС или акциз.

Итоги и выводы

Итак, определим, что такое налоги, их виды и функции, кратко.

Налоговые обязательства — это обязательные платежи в пользу государства, которые имеют индивидуальный, безвозмездный характер. Выполняют четыре основные функции: фискальную (пополнение бюджета), распределительную (перераспределение средств), регулирующую (утверждение норм и правил налогообложения), контрольную (надзор за полнотой и своевременностью расчетов).

Налог

Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налоги следует отличать от сборов (пошлин), взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении их плательщиков определённых действий.

Взимание налогов регулируется налоговым законодательством.

Совокупность установленных налогов, а также принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, взимания и контроля образуют налоговую систему государства.

В РФ различаются налоги трех видов: федеральные, региональные и местные.

Перечень налогов каждого из видов установлен Налоговым кодексом РФ.

Органы государственной власти не вправе вводить дополнительные налоги обязательные отчисления, не предусмотренные законодательством РФ, равно как и повышать ставки установленных налогов и налоговых платежей.

Элементы налога

Прежде чем взимать тот или иной налог, государство в лице законодательных или представительных органов власти в законодательных актах должно определить элементы налога.

Элементы налога – это принципы построения и организации налогов.

К элементам налога относятся:

срок уплаты налога.

Виды налогов

Все налоги подразделяются на несколько видов:

Прямые и косвенные налоги

Налоги делятся на прямые, то есть те налоги, которые взимаются с экономических агентов за доходы от факторов производства и косвенные, то есть налоги на товары и услуги, состоящие в самой цене на предметы потребления.

Прямыми налогами можно назвать такие, как налог на доходы физических лиц, налог на прибыль и подобные налоги.

К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость, акцизы и другие налоги.

Аккордные и подоходные налоги

Также принято различать аккордные и подоходные налоги.

Аккордные налоги государство устанавливает вне зависимости от уровня дохода экономического агента.

Под подоходными налогами же подразумевают налоги, составляющие какой-то определённый процент от дохода.

Данную зависимость показывает либо предельная ставка налога, которая объясняет, насколько увеличивается налог при увеличении дохода на одну денежную единицу, либо средняя ставка налога: просто отношение суммы взимаемого налога к величине дохода.

Читайте также:
Фискальные доходы: что это такое, описание и особенности

Прогрессивные, регрессивные или пропорциональные налоги

Подоходные налоги сами делятся на три типа:

Прогрессивные налоги — налоги, у которых средняя налоговая ставка повышается с увеличением уровня дохода. Таким образом, если доход агента увеличивается, то растёт и налоговая ставка. Если же, наоборот, падает величина дохода, то ставка так же падает;

Регрессивные налоги — налоги, чья средняя ставка налога снижается при увеличении уровня дохода. Это означает, что при увеличении доходов экономического агента, ставка падает, и, наоборот, растёт, если доход уменьшается;

Пропорциональные налоги — налоги, ставка которых не зависит от величины облагаемого дохода.

Основные функции налогов

Налоги выполняют одновременно четыре основные функции: фискальную, распределительную, регулирующую и контролирующую.

Фискальная функция налогообложения — основная функция налогообложения. Исторически наиболее древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация функции осуществляется за счёт налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов. Проще говоря, это сбор налогов в пользу государства. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства. Все остальные функции налогообложения — производные от фискальной функции.

Распределительная (социальная) функция налогообложения — состоит в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищённых категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения).

Регулирующая функция налогообложения — направлена на решение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства. В рамках регулирующей функции налогообложения выделяют три подфункции: стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную.

Стимулирующая подфункция налогообложения — направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т. д.

Дестимулирующая подфункция налогообложения — направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов.

Воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и т. д.

Контрольная функция налогообложения — позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов.

Налоговая нагрузка

Уровень налогов страны часто измеряется как общая доля налогов в валовом внутреннем продукте (ВВП).

Под фактической налоговой нагрузкой на экономику понимают долю реально выплаченных обязательных платежей в пользу государства в ВВП страны.

Разница между номинальной и фактической нагрузкой характеризует степень уклонения от налогов. Чем выше номинальная нагрузка — тем выше уклонение.

Под налоговой нагрузкой на предприятие следует понимать отношение суммы налогов и отчислений, реальным плательщиком которых является предприятие, к сумме прибыли предприятия.

Реальным плательщиком налога является тот субъект, который является:

владельцем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает при самом факте существования или возникновения объекта налогообложения;

пользователем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает только при нахождении объекта в определённых условиях пользования.

Показатель «налоговая нагрузка» в России используется для анализа уровня налогов, уплачиваемых хозяйственным субъектом с целью контроля уровня выплат и выявления субъектов, потенциально уклоняющихся от налогообложения.

«Налоговая нагрузка» рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчётности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата).

Предельное значение показателя устанавливается ежегодно по отраслям народного хозяйства.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: