Чрезвычайные суды: что это такое, описание и особенности

Чрезвычайные суды. Виды и функции

Военно-полевой, или чрезвычайный, суд является военно-судебным органом, действующим вне норм юрисдикции и уголовного законодательства, которое существует в данном государстве. Основывается на особом положении, при упрощенном до крайнего предела судопроизводстве, а также при отмене каких-либо гарантий вполне нормального законного течения.

Чрезвычайные суды были созданы для ускорения судопроизводства, касающегося дел о военнослужащих и гражданских лицах, которые обвиняются в разбое, грабеже, убийствах, нападениях на полицейских, военных и должностных лиц, а также в других не менее тяжких преступлениях. Это происходило в том случае, если по причине очевидности преступления отсутствовала необходимость в дополнительном расследовании. Суды такого характера вводились в качестве чрезвычайной меры в борьбе с различными террористическими актами или революционными выступлениями.

Военно-полевые суды вводили в местностях, которые были объявлены на военном положении, а также положении чрезвычайной охраны. В течение 1906-07 годов их ввели в 82 губерниях, переведенных на положение чрезвычайной охраны или военное положение.

Военно-полевые суды состояли из председателя и четырех членов суда, которые назначались начальником местного гарнизона из строевых офицеров по приказу главнокомандующего или генерал-губернатора. Предварительное следствие не проводили, вместо него использовали материалы жандармского управления или охранного отделения. Обвинительный акт заменяли на приказ о предании суду.

Приговор суда при дивизиях должен был утверждаться командиром дивизии. Он немедленно приводился в исполнение. Приведение в исполнение приговора военно-полевого суда при дивизии к смертной казни необходимо было производить через публичное повешение. Тело повешенного было предписано оставить на виселице на нескольких дней. Также дело могли рассматривать в срок не более 2-х дней с учетом основных норм судопроизводства, однако надзор за их деятельностью отсутствовал полностью. По этой причине указом военное командование, после — ВК ВС СССР, получало право на применение каторги — наказания, не предусмотренного в уголовном кодексе.

Стоит отметить, что рассмотрение дела в чрезвычайном суде носит достаточно закрытый характер, его решения никоим образом не подлежат обжалованиям. Большинство новейших конституций напрямую запрещают формирование чрезвычайных судов.

Похожие статьи:

Человек, решивший разобраться, кому следует подавать свои документы для решения каких-то важных вопросов по недвижимости или наследству, рано или поздно задастся вопросом: какой же нотариус лучше и работает более надежно и ответственно, частный или государственный? И захочет получить ответ на свой .

Зачастую, многие из нас задаются вопросом, что же такое частная адвокатская практика? На самом деле, здесь нет ничего сложного в понимании, так как, по сути, это тот же адвокат, правда, работающий только на себя. Предлагаем вам рассмотреть преимущества и недостатки такой частной адвокатской .

Юриспруденция — это комплексная наука о государстве, о совокупности правовых знаний, о практической деятельности юристов. Процессуальное право занимается установлением порядка исполнения прав и обязанностей субъектов. Наиболее устоявшимися разделами процессуального права считаются отрасли, .

Трудовой документ — бумага официальная, на ее основании в случае непредвиденных обстоятельств выносится вердикт работнику или работодателю. Работник и работодатель обязаны соблюдать все пункты, заключенного ими, документа. В противном случае в порядке судебного процесса можно попробовать защитить .

Третейский суд – это форма решения различных правовых споров, проводимая не государственным судом, а третьими физическими лицами, избирающимися самими сторонами или в порядке, который стороны согласуют в соответствии с законодательством. Третейский суд является установленной законом альтернативой .

Допускается ли создание чрезвычайных судов в РФ: структура судебных органов в России

Чрезвычайные суды представляют собой одну из версий самосуда, к которому граждане обращаются при нестабильной ситуации в стране. Чрезвычайный суд позволяет определенной группе лиц добиться выгодного для них решения в отношении обвиняемой стороны. Как правило, такие решения связаны с репрессивными действиями, будь то ссылка или убийство. Силовые методы, лежащие в основе чрезвычайных судов, идут вразрез с законодательствами большинства стран. О том, допускается ли создание чрезвычайных судов в РФ и как работает судебная власть в России рассказываем далее.

Допускается ли создание чрезвычайных судов в РФ

Чрезвычайные суды

Чрезвычайные суды представляют собой особые судебные органы, которые имеют место при чрезвычайных происшествиях, среди которых значатся:

  • войны;
  • чрезвычайное положение;
  • революции;
  • государственные перевороты.

Впрочем, история России знает чрезвычайные суды, которые действовали и в мирное время. В тридцатых годах прошлого века были образованы так называемые тройки НКВД, чьей основной деятельностью стало осуществление внесудебных репрессий. Участники троек НКВД имели полномочия для приговора к расстрелу или ссылке в лагеря и тюрьмы на срок до десяти лет (с целью избавления от антисоветских элементов).

Тройка НКВД принимала непосредственное участие в расстреле обвиняемых без суда и следствия

Все чрезвычайные суды, вне зависимости от того, в какой части мира они происходят, объединены двумя общими чертами:

  • использование террористического подхода;
  • карательный характер действий;
  • отсутствие общих черт с судебными разбирательствами.

В большинстве случаев участники чрезвычайных судов (т.е. обвинители) пренебрегают самыми базовыми принципами правосудия, к числу которых можно отнести:

  • презумпцию невиновности;
  • право обминаемого на защиту.

Также для подавляющего количество чрезвычайных судов характерны закрытое рассмотрение дел и невозможность обжалования принимаемых решений.

На данный момент чрезвычайные суды запрещены в России

В современной России, как и в большинстве стран, чрезвычайные суды не допустимы, поскольку они противоречат не только Конституции РФ, но и всем основным принципам, на которых основываются права человека (в первую очередь, право на жизнь).

Читайте также:
Сертификат качества: что это такое, описание и особенности

Судебная система в России

Федеральные суды представлены на территории РФ в следующем виде:

  • Конституционный суд – главной функцией этого суда является осуществление конституционного характера. Все решения, выносимые конституционным судом, обязательны к исполнению, а сам суд не имеет довлеющих над ним инстанций;
  • суды общей юрисдикции, выступающие под руководством Верховного Суда;
  • Арбитражные суды, выступающие под руководством Высшего Арбитражного Суда.

Структура судебной власти в России

Все три обозначенные выше суда не имеют взаимозависимости и не влияют на решения, принимаемые каждой из «ветвей». В связи с тем, что все три судебных инстанции имеют разную специализацию, они не вправе вмешиваться в деятельность друг друга. Но несмотря на свою суверенность, все эти суды имеют общие задачи и цели, такие как:

  • охрана конституционных норм;
  • поддерживание стабильной политической и экономической ситуации в государстве;
  • препятствование беззаконию и беспорядкам;
  • защита интересов россиян.

Основной задачей всех судебныв органов России является охрана норм, прописанных в Конституции РФ

Согласно законодательству, объединение судов, представленных в России, осуществляется также и за счет общих требований, которые распространяются на работу упомянутых органов. К таким требованиям относятся следующие:

  • соблюдать правила производства, действующие на территории России;
  • во время работы отталкиваться от Конституции РФ и прочих законов федерального уровня;
  • признавать обязательный характер принимаемых судом решений на всей территории страны;
  • поддерживать единство статуса судей;
  • осуществлять финансирование судебных органов средствами, находящимися в федеральном бюджете.

Также на законодательном уровне предусматриваются суды, распространяющиеся на те или иные субъекты РФ. В их число входят:

  • Конституционный (уставной) суд;
  • Мировой суд.

Мировые суды охватывают вопросы административного, уголовного и гражданского характера

Судебное звено

Судебное звено является одним из важнейших терминов в области судебной власти, поскольку позволяет произвести классификацию судебных органов. Благодаря понятию «звена» происходит также подразделение судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Само по себе звено представляет собой структурную единицу, которая объединяет суды по:

  • направленности;
  • внутреннему строению;
  • позиции, занимаемой в судебной системе.

Судебное звено позволяет сгруппировать судебные органы, исходя из территории из влияния

Классификация

На сегодняшний день насчитывается три судебных звена:

  • первое звено включает в себя мировых судей, а также районные городские суды. При этом районные суды по количеству своих полномочий стоят над мировыми судьями, поскольку представляют вышестоящую судебную инстанцию;
  • второе звено состоит из областных судов, а также судов им соответствующих;
  • третье звено состоит из одного элемента – Верховного суда России.

Верховный суд России является третьим наивысшим судебным звеном

Как нетрудно понять, в системе судебных звеньев увеличение порядкового номера связано с увеличением полномочий. В связи с этим третье звено также называется высшим, поскольку Верховный суд России занимает исключительное положение по отношению к областным и районным судам.

Функции звеньев

На суды, входящие в первое звено, рассчитана самая большая часть всех судебных разбирательств. В свою очередь, суды последующих двух звеньев выступают своеобразными ревизорами по отношению к первому. Их главной задачей является осуществление контроля над деятельностью, практикуемой районными судами и мировыми судьями, а их деятельность может быть обобщена двумя функциями:

  • проверка законности решений, принимаемых судами первого звена;
  • оценка обоснованности решений нижестоящих судов.

Суды высших звеньев осуществляют контроль над решениями судов низших звеньев

В большинстве случаев рассмотрение дел ограничивается двумя инстанциями – первой и второй. Третья инстанция вовлекается в процесс разбирательства лишь в крайних ситуациях, когда вторая инстанция не смогла вынести исчерпывающего заключения.

Судебная инстанция

Судебная инстанция также позволяет классифицировать судебные органы, сближаясь в этом смысле с судебным звеном, однако важно понимать, что эти понятия не тождественны. Инстанция разделяет суды согласно их процессуальным компетенциям, вследствие чего появляются вышестоящие и нижестоящие суды. А различия между этими терминами заключаются в следующем:

  • звено действует в сфере судоустройства. Оно обозначает место того или иного органа в судебной системе, исходя из его деятельности на обозначенной территории;
  • инстанция действует в сфере судопроизводства. Она выстраивает иерархию из судебных органов, исходя из задач, которые ставит перед собой судебное разбирательство в конкретной инстанции.

Всего выделяют три судебных инстанции

Вышестоящие суды имеют право на коррекцию решений, принимаемых нижестоящими в тех случаях, когда эти решения являются необоснованными или противоречат действующему законодательству. В случае грубого превышения нижестоящими судами своих полномочий, вышестоящие суды могут и вовсе отменить принятое решение. В общей сложности, насчитывается три судебных инстанции:

  • первая;
  • вторая (кассационная);
  • третья (надзорная).

Первая инстанция

Суды первой инстанции специализируются на судебных делах, основывающихся на:

  • уголовном деле: при осуждении или оправдании подсудимого;
  • гражданском деле: при удовлетворении или отказе в иске.

Дела, которые относятся к первой инстанции, доступны всем судам без исключения (с учетом компетенции того или иного органа). Однако на практике делами данной категории занимаются преимущественно районные суды. По мере усложнения специфики судебных разбирательств они могут переходить в сферу интересов вышестоящих судов. При этом учитываются сложность дела, а также степень его общественной значимости. Если эта степень велика, то поучаствовать в разбирательстве может и Верховный суд РФ.

Читайте также:
Физическая сила: что это такое, описание и особенности

Первая судебная инстанция выносит решения по гражданским и уголовным делам

Само разбирательство включает в себя два основных этапа: рассмотрение доказательной базы и установление истины. В зависимости от сферы, в которой находится конкретное дело, судья может вынести два вида заключений:

  • приговор – если иск предполагает уголовную ответственность;
  • решение – если иск распространяется на вопросы гражданского характера. При этом сам суд не сможет ни изменить, ни отменить принятого решения.

Для того, чтобы приговор/решение вступили в законную силу, требуется определенное количество времени с момента их вынесения. В случае приговора этот срок насчитывает семь дней, а в случае решения – десять дней. На протяжении данных временных промежутков приговор или решение подлежат обжалованию следующими лицами:

  • подсудимый;
  • потерпевший;
  • истец;
  • ответчик;
  • прокурор.

Кассационная жалоба по гражданскому делу

Само обжалование происходит с привлечением второй инстанции. О том, в каких случаях возможна подача кассационной жалобы можно прочесть ниже.

Когда можно подавать кассационную жалобу

Вторая инстанция

Как уже было сказано ранее, вторая или кассационная инстанция занимается рассмотрением заявлений, целью которых является обжалование приговора/решения, вынесенного судебным органом первой инстанции. Жалоба может поступить как от заинтересованного гражданина, так и от прокурора, направившего кассационный протест.

Среди полномочий судов второй инстанции значатся два основных действия:

  • признание вынесенного приговора/решения корректным. В таком случае заключение судьи первой инстанции сохраняет свою законную силу, а жалоба или протест отклоняются;
  • признание вынесенного приговора/решения некорректным. Если соответствия между итоговым решением и материалами дела не выявляется, судья второй инстанции принимает решение о передаче этого дела на повторное рассмотрение.

Кассационная инстанция рассматривает жалобы, касающиеся решений судей первой инстанции

Коррекция решения, принятого в первой инстанции, может принимать разные формы:

  • передача дела на повторное рассмотрение;
  • прекращение дела и направление уголовного дела на доп. расследование;
  • внесение поправок в приговор/решение. При этом поправки касаются некоторых частных вопросов, а не меняют все его содержание;
  • вынесение нового решения по гражданскому вопросу.

Если по окончанию разбирательства суд второй инстанции вносит исправления в прежнее решение, то оно обретает законную силу немедленно. Обжалование и опротестование отныне становятся недоступны для заинтересованных сторон. Остается лишь одна возможность опротестования – через надзорную инстанцию.

Если вмешательства кассационной инстанции оказывается недостаточно, привлекается надзорная инстанция

Третья инстанция

Проверка решения суда первой и второй инстанции на предмет обоснованности и соответствия законам РФ осуществляется третьей надзорной инстанцией, а именно Генеральным прокурором РФ и его заместителями. Повторный пересмотр дел, предварительно рассмотренных кассационной инстанцией, осуществляется только в контексте:

  • президиумов судов субъектов РФ;
  • судебных коллегий;
  • президиумов Верховного суда РФ и Высшего Арбитражного суда РФ.

В заседаниях надзорной инстанции не участвуют заинтересованные стороны

В судебном разбирательстве не задействуются как народные заседатели, так и лица, имеющие непосредственную заинтересованность в рассматриваемом деле. Как и вторая инстанция, третья может как отвергнуть претензии, направленные заинтересованными лицами или прокурором, так и удовлетворить их. То есть, надзорная инстанция может принять одно из трех решений:

  • оставить судебный акт, принятый судьей предыдущей инстанции, без изменений;
  • передать дело на повторное рассмотрение, взяв за точку отсчета любую состоявшуюся стадию судопроизводства (например, на стадии рассмотрения дела судьей первой инстанции).
  • прекратить дело в случае обнаружения грубых ошибок со стороны судей.

Высшие инстанции не имеют права оспаривать работу, проделанную низшими инстанциями

Следует учитывать, что несмотря на то, что суд надзорной инстанции имеет достаточные полномочия для отмены решения суда кассационной инстанции, он не имеет права давать комментарии, учитывающие:

  • квалификацию содеянного;
  • меру наказания;
  • оценку доказательств;
  • характер решения.

Заключение

В завершении обобщим все, что мы успели рассказать об иерархии судебных органов в России в таблице.

Таблица 1. Структура судебной системы в России

Конституционные суды Суды общей юрисдикции Военные суды Арбитражные суды
3 инстанция Конституционный суд РФ Верховный суд РФ Высший Арбитражный суд РФ
2 инстанция Конституционный суд субъекта РФ Суды субъектов РФ Военные окружные суды -Федеральные арбитражные суды округов;
-Арбитражные апелляционные суды
1 инстанция -Городские и районные суды;
-Мировые судьи
Гарнизонные военные суды Арбитражные суды субъектов РФ
Компетенция Соответствие нормативных и правовых актов всех уровней действующей Конституции РФ, – КС РФ -уголовные;
-административные;
-гражданские;
-прочие дела, связанные с военнослужащими
-уголовные;
-административные;
-гражданские;
-прочие дела, связанные с военнослужащими
Судебные разбирательства, затрагивающие экономические вопросы

Видео: Судебная система в России

Судебная система РФ: создание чрезвычайных судов

Судебная система РФ

В Конституции гарантирована монополия судов в вопросах осуществления правосудия. В свою очередь, правоохранительная или правоприменительная деятельность возложена на органы исполнительной власти. Такое ограничение функций называется «принцип разделения властей», он действует во избежание заинтересованности других инстанций в исходе судебных дел и для обеспечения справедливого правосудия.

Субъектами судебной власти являются все судебные учреждения, которые входят в систему судопроизводства.

Конституционный суд осуществляет исключительно конституционное судебное производство, то есть решает дела об изъяснении норм Конституции, о внесении поправок в основной закон.

Суды общей юрисдикции возглавляются Верховным судом, рассматривают гражданские, административные, уголовные иски.

Арбитражные суды рассматривают дела по экономическим спорам, возглавляются Высшим Арбитражным судом. Арбитражные суды, в свою очередь, подразделяются на апелляционные, рассматривающие дело во второй раз по сути, и кассационные, рассматривающие законность решения суда общей юрисдикции.

Также в судебную систему РФ входят третейский и международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате.

Эволюция и деградация чрезвычайного судопроизводства

Главным законом, который обеспечивает верховенство права в судебной ветви власти, считается Конституция РФ. В ней описаны полномочия судов как органов обеспечения правосудия согласно принципу разделения власти. Также определены четыре вида судопроизводства: уголовное, конституционное, гражданское и административное.

А также в Главном государственном законе содержится прямой ответ на вопрос о том, допускается ли создание чрезвычайных судов в РФ. Нет, не допускается. Их деятельность противоречит нормам Конституции, где описаны гарантии каждого гражданина на первичные права и свободы, в том числе на честный суд и справедливость.

В Конституцию не включен полный перечень судов, в ней названы только три высших органа судебной власти: Верховный суд, Конституционный суд и Высший Арбитражный Суд.

Закон о судебной власти РФ является основным источником регулирования судебной системы. Он содержит полный перечень судов, их обязанности и компетенции. Все остальные государственные акты могут только дополнять статью Закона, но не противоречить им.

Деятельность судов разной юрисдикции регулируется Законом о Конституционном суде, Гражданско-процессуальным кодексом, Уголовно-процессуальным кодексом, Арбитражным процессуальным кодексом, Семейным, Гражданским, Трудовым, Земельным кодексами, Кодексом об административных правонарушениях.

Закон о статусе судей разбирает принципы их избрания, их обязанности и компетенции.

В истории почти каждой страны имело место создание чрезвычайных судов. Возможно, по причине горького исторического опыта чрезвычайного судопроизводства сегодня не допускается создание чрезвычайных судов в демократических государствах.

На заре создания государственных общин и элементарных социальных границ практически весь суд по логике заседания был чрезвычайным. Семейные, материальные и другие споры приходили разрешать к правителю, он мирил спорящих, решал спор и осуществлял правосудие. В разных областях такую роль играли главы администраций, церковные владыки и т. д.

Судебная система в отдельную, независимую категорию власти была отнесена уже после VIII века.

С развитием судопроизводства чрезвычайные суды выполняли и функции военно-полевых судов. Они действовали за пределами норм административного и уголовного законодательства. Судопроизводство, в свою очередь, было упрощено, а гарантии защиты подсудимых практически отменены.

Такие суды создавались, чтобы наказывать военных и гражданских преступников, которые обвинялись в убийствах, грабежах, разбоях, насилии и других тяжких преступлениях. Если очевидность преступления не оставляет сомнений, как и личность преступника, необходимость в дополнительных расследованиях отсутствует, естественно, преступник должен быть наказан.

Но в условиях чрезвычайного или военного положения собрать судебное заседание по форме, с представителями обвинения и защиты очень затруднительно. В таких случаях преступников отдавали под суд в чрезвычайных судах. Чаще всего такие суды осуществлялись в местных органах власти и состояли, например, из главы администрации, военного начальника и группы высокочтимых, непредвзятых горожан.

Практика создания чрезвычайных судов, возможно, выглядит логично в условиях войн или террористических атак. Но как и каждая легкодоступная форма власти, чрезвычайное судопроизводство очень скоро стало предметом злоупотребления. Оно из органов грубоватой и недемократичной справедливости превратились в карательные инстанции, где некая группа судебных активистов сочиняла самосуд или убирала людей, которые не повиновались.

Чрезвычайные суды, их особенности и задачи

Чрезвычайные суды – это органы судебного производства особой категории, которые создаются в исключительных исторических обстоятельствах: при войнах, революциях, государственных переворотах, а также в период действия чрезвычайного или военного положения. В современное время создание чрезвычайных судов недопустимо в Конституциях большинства демократических государств мира, даже в чрезвычайных условиях. Хотя истории известны случаи создания чрезвычайных судов и в мирное время.

По сути, такие суды имеют совершенно особую правовую, вернее антиправовую направленность. Ключевая функция судопроизводства – правосудие, и эта юридическая истина, так или иначе, прописана в конституциях всех демократических государств. А оправдания, наказания, компенсации – это уже сфера деятельности исполнительных органов власти. В чрезвычайных судах весь их правомочный функционал упрощен, если не сказать, доведен до примитива.

Во-первых, суть создания чрезвычайных судов в РФ в прошлые века состояла в наказании, а не в правосудии. В этих судах не действовала презумпция невиновности, и тем более обвиняемые не имели права на юридическую защиту или апелляцию.

Во-вторых, такие суды объединяли функции вынесения приговора и, собственно, выполнения приговора – наказания. Именно карательный характер их деятельности и предшествовал тому, что принцип запрета создания чрезвычайных судов теперь прописан в Конституции РФ – главном документе государства, а именно в статье 118.

Чем чрезвычайные суды отличаются от специальных

Ни в коем случае нельзя смешивать чрезвычайные суды со специальными. Создание чрезвычайных судов в РФ противозаконно и противоречит нормам Конституции. Но создание специальных судов — это нормальная практика в нашей стране, в ее федеральных округах и в других государствах. В специализированных судах рассматривают дела, которые не подпадают под рассмотрение в судах общей юрисдикции. Они действуют на постоянной основе, а не создаются в форс-мажорных обстоятельствах как чрезвычайные.

Система специального судебного производства в нашей стране только внедряется, но мировой опыт в этом является достаточно успешным. Сегодня в России создается Специализированный суд по правам на интеллектуальную собственность. Также специальные суды могут рассматривать дела по обвинению несовершеннолетних.

Специальные суды организационно обладают полной независимостью. Надзорный орган для этих инстанций – это Верховный Суд. Финансирование деятельности этих судебных организаций обеспечивается федеральным бюджетом.

Исторические примеры чрезвычайных судов

Чрезвычайные суды на некоторых отрезках истории перенимали функции военно-полевых. Создание чрезвычайных судов в Российской Федерации допускалось и было объявлено в местностях, которые находились в военном положении. В 1906–1907 гг. их ввели в 82 губерниях.

Суды состояли из председателя и членов суда (от трех до пяти). Состав суда назначал начальник гарнизона из строевых офицеров по приказу губернатора или генерала. Естественно, ни о каком нейтралитете судей и присяжных речь не шла.

Судебный процесс был быстрым, и ему не предшествовало никакое предварительное расследование. Роль обвинительного приговора играл акт о предании суду. Его подписывал командир военной дивизии. Он же мог и помиловать преступника. Исполнение приговора в основном осуществлялось через публичное повешение.

Позднее в чрезвычайных судах было введено право на применение каторги. Естественно, в таких условиях размышлять об отсутствии презумпции невиновности или нейтралитета судей не приходилось.

Еще одна волна создания чрезвычайных судов прошла в 30-х годах, в период чисток. Суды назывались «Тройками», подчинялись Народному комитету внутренних дел. Ключевой их функцией было не осуществление правосудия, а утрамбовка режимного порядка путем чисток среди несогласных. Итого с 1 октября 1936 года по 1 ноября 38-го «Тройками» был арестован (репрессирован) 1 565 041 человек. 50 % всех арестованных были расстреляны.

Тех «преступников», которых считали «менее активными, но все же враждебными элементами», приговаривали к лагерям на срок от восьми до десяти лет, а в случае неповиновения расстреливали.

Согласитесь, история сделала нашей стране внушительную прививку. Этого опыта хватило, чтобы запретить создание органов подобного извращенного судебного устройства на веки вечные.

Но не нужно считать, что создание чрезвычайных судов допускалось только в РФ, такие зверские инстанции имели место почти в каждой стране, устраивались на пути к правовому и сознательному общественному порядку.

Еще один пример антигуманного правового порядка имел место в США после Гражданской войны, назывался суд Линча или линчевание. Обычно без суда и следствия человека, которого заподозрили в нарушении общественного порядка, приговаривали к повешенью и приводили приговор в действие среди уличной толпы. Эта мера применялась к чернокожему населению и была частью своеобразного расового геноцида. Это не событие, которое принадлежит «седой» истории, последний суд Линча состоялся в 1981 году в Алабаме.

Допускается ли создание чрезвычайных судов в РФ

Несмотря на то что система чрезвычайного судейства была извращена, доведена до абсурда, стала одним из видов преступлений против человечества, само ее создание в некоторых исторических обстоятельствах было логично и оправдано. Ведь чрезвычайные положения, войны и катастрофы не создают обстоятельства, изолированные от преступлений любого рода.

Абсолютно несложно понять логическую необходимость такого судопроизводства в историческом контексте. Таким образом государственная власть пыталась обеспечить справедливость и некое подобие правовой защиты для слабых граждан.

Нет. В Конституции РФ содержится прямой запрет на создание таких судов. Более того, в современном демократическом обществе любая логика создания этого вида судебных инстанций отпала. Суды – единственные инстанции, уполномоченные осуществлять правосудие. Сеть их в каждом федеральном округе позволяет рассматривать дела об обвинении каждого преступника, даже в случаях чрезвычайного положения по законам демократического общества.

Из-за кардинально неудачной судебной практики в 30-х годах сегодня запрещено создание в РФ чрезвычайных судов. Допускается только избрание в округах мировых судей. Однако их избранию также предшествуют дебаты и внесения поправок в Закон о судебной власти. Знаменитые «Тройки» НКВД, по сути, никогда не были органами правосудия, потому что ничего общего с ним их деятельность не имела.

Различались краевые, областные и республиканские «Тройки». Они часто выносили приговор заочно, без присутствия обвиняемого, нивелируя таким образом любую возможность подсудимого оправдаться. Составляли предварительные списки обвиняемых, разыскивали их, добивались признания и приговаривали. Добивались признания – в самом буквальном смысле «добивали» путем нечеловеческих пыток.

Решения «Троек» обжалованию не подлежали, обвинительные приговоры были заключительными документами. В государственных архивах сохранилось много протоколов подобного судебного процесса.

Характер правосудия в чрезвычайных судах

Судебное заседание в чрезвычайном суде носит закрытый характер, состав судебных заседателей упрощен. Чаще всего состоит только из судьи, эту роль исполняет военный командир или глава общины и коллегия присяжных (до пяти человек).

Экстренное и предвзятое течение такого процесса несовместимо с современными понятиями о нейтралитете судей и присяжных.

Такие суды действовали по собственным законам справедливости, вне компетенции норм уголовного или административного права.

Учитывая, что правовой процесс в чрезвычайных судах проходит вне норм юрисдикции или уголовного законодательства, решения его не имеют законной силы, но носят принудительный характер и не оставляют подсудимому права на оправдание или защиту интересов.

По сути, хоть такие инстанции и перенимают функции судов, таковыми они не являются. Они отыгрывали роль своего рода «государственных банд», которые чинили суд или даже самосуд, не сохраняя нейтралитет.

Что такое чрезвычайное судопроизводство? Где та грань, за которой введение упрощённого порядка становится практически неотличимым от создания чрезвычайного суда? (Часть 2).

Между тем развитие упрощённых процедур в уголовном судопроизводстве не было какой-то генеральной линией. Очевидно, что двенадцать присяжных в крестьянской стране в неурожайный год могли дискредитировать идею правосудия не меньше, чем пренебрежение процессуальными нормами во время следствия. И в государстве искали границу, за которой упрощённое производство могло принести больше вреда, чем пользы.

Например, принятые УПК Узбекской ССР 1929 г. и УПК Туркменской ССР 1932 г оказались меньше по объёму и менее детализированы, чем процессуальные кодексы 1923 года. В их основу легли проекты УПК, разрабатывавшиеся и опубликованные Народным комиссариатом юстиции РСФСР.

Но в РСФСР эти проекты законом так и не стали.

Позднее в предисловии к официальному изданию УПК Туркменской ССР в 1938 г. отмечены недостатки кодекса 1932 г., вытекавшие из его чрезмерной краткости, объясняемой устранением из его текста всего, что ранее считалось «процессуальной техникой».

Через какое-то время это явление назовут упрощенчеством. Оно существовало и в законодательстве, и в правоприменении, но с ним боролись.

В частности, постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 04 мая 1933 г. отменяется заочное производство.

8 мая 1933 года принимается Инструкция ЦК ВКП(б) и СНК СССР № П-6028, которая содержала как критическую оценку положения на местах, так и оргвыводы. О правоприменении было сказано прямо: «…Арестовывают председатели колхозов и члены правлений колхозов. Арестовывают председатели сельсоветов и секретари ячеек. Арестовывают районные и краевые уполномоченные. Арестовывают все, кому только не лень и кто, собственно говоря, не имеет никакого права арестовывать. Не удивительно, что при таком разгуле практики арестов органы, имеющие право ареста, в том числе и органы ОГПУ, и особенно милиция, теряют чувство меры и зачастую производят аресты без всякого основания, действуя по правилу: «сначала арестовать, а потом разобраться». Эти товарищи не понимают, что метод массовых и беспорядочных арестов, если только можно считать его методом, в условиях новой обстановки даёт лишь минусы, роняющие авторитет советской власти, что производство арестов должно быть ограничено и строго контролируемо соответствующими органами, что аресты должны применяться лишь к активным врагам советской власти».

Инструкция требовала, чтоб аресты производились только органами прокуратуры, ОГПУ или начальниками милиции. Следователи могли производить аресты только с предварительной санкции прокурора. Аресты, производимые нач. милиции, должны быть подтверждены или отменены районными уполномоченными ОГПУ или прокуратурой по принадлежности не позднее 48 часов после ареста. В качестве меры пресечения могут быть заключаемы под стражу до суда только лица, обвиняемые по тяжким статьям.

К слову: эта же инструкция предписывала всем осуждённым по суду до 3 лет заменить лишение свободы принудительными работами до 1 года, а остальной срок считать условным. Осуждённых на срок от 3 до 5 лет включительно направить в трудовые посёлки ОГПУ. Осуждённых на срок свыше 5 лет направить в лагеря ОГПУ.

С другой стороны Постановлением ЦИК СССР от 1 декабря 1934 г фактически был введён ещё один упрощённый порядок – по делам о террористических актах и террористических организациях. По этим делам срок предварительного следствия был сокращён до 10 дней, обвинительное заключение стало вручаться за сутки до рассмотрения дела, устранено участие обвинителя и защитника в суде, исключено кассационное обжалование и подача ходатайств о помиловании. Но с позиции сегодняшнего дня наверно вполне разумным выглядит вопрос: а надо ли вообще было по таким делам применять арест?

10 июля 1934 г. был организован Народный комиссариат внутренних дел СССР. С его созданием связано существование ещё одного судебного органа: Постановлением ЦИК и СНК СССР от 5 ноября 1934 года № 22 при НКВД было создано Особое совещание.

Особое совещание действовало в составе: Председатель – Нарком Внутренних Дел СССР, члены: заместители Наркома, уполномоченный Народного Комиссариата Внутренних Дел Союза ССР по РСФСР, начальника Главного Управления Рабоче-Крестьянской Милиции, Народный комиссар внутренних дел союзной республики, на территории которой возникло дело. В заседаниях Особого Совещания обязательно участвовал Прокурор Союза ССР или его заместитель, который имел право протеста в Президиум ЦИК Союза ССР. Особое Совещание было наделено полномочиями применять к общественно-опасным лицам заключение в исправительно-трудовые лагеря на срок до 5 лет.

Я бы сравнил уровень Особого Совещания с Президиумом Верховного Суда РФ.

Между тем продолжалась и борьба с упрощенчеством.

В середине 1935 г. вводятся дополнительные ограничения на арест: их теперь органы НКВД могут производить лишь с согласия соответствующего прокурора; в случае необходимости произвести арест на месте преступления уполномоченные должностные лица НКВД обязаны о произведённом аресте немедленно сообщить соответствующему прокурору для получения подтверждения.

16 февраля 1936 генеральный прокурор подаёт докладную записку на имя Генерального секретаря и председателя Совнаркома, в которой предлагает ограничить компетенцию Особого совещания, «как административного суда, который рассматривает дела заочно, без свидетелей, а в ряде случаев только на основании агентурных данных или на основании показаний лишь одного свидетеля».

03 марта 1937 Пленум ЦК ВКП(б) критикует деятельность органов госбезопасности (тогда – в составе НКВД), указывая на: (а) слабую агентурную работу, (б) выполнение несвойственных функций, например, борьбы с антисоветской агитацией, должностными преступлениями, хулиганством, бытовыми преступлениями … «которые являются, по существу, объектами работы милиции, а не органов государственной безопасности», (в) недостатки в кадровой работе – «часто в практике выдвижения и назначения людей руководствовались неделовыми мотивами. Во многих случаях люди выдвигались … по признакам угодничества и подхалимства. Люди воспитывались в однобоком ведомственном патриотизме, вне увязки с общей работой партии». (Тому, кто хочет уяснить, что такое слабая агентурная работа, рекомендую читать А. Кивинова «Псевдоним для героя»).

Однако отмеченные в работе правоохранительных органов недостатки расширения процессуальных гарантий в тот момент не повлекли.

Следующим шагом развития упрощённого производства явилось решение Политбюро ЦК ВКП (б) от 2 июля 1937 г. Оно предусматривало в отношении всех ранее судимых кулаков и уголовников ведущих активную подрывную деятельность применение расстрела и высылки через областные судебные органы, аналогичные Особому Совещанию.

В развитие решения 30 июля 1937 года был принят оперативный приказ Наркома внутренних дел СССР № 00447. Приказ установил следующий порядок упрощённого судопроизводства: на каждого подозреваемого прежде собираются подробные установочные данные и компрометирующие материалы; санкцию на арест дают только Нарком внутренних дел, начальник управления или областного отдела НКВД; по окончании следствия дело направляется на рассмотрение тройки; к делу приобщаются: ордер на арест, протокол обыска, материалы, изъятые при обыске, личные документы, анкета арестованного, агентурно-учетный материал, протокол допроса и краткое обвинительное заключение. На заседаниях троек мог присутствовать (там, где он не входил в состав тройки) республиканский краевой или областной прокурор. Тройки вели протоколы заседаний, в которые и записывали вынесенные приговоры.

Тройка имела полномочия применять и.м.н. или приговаривать к заключению в лагерь на срок от 8 до 10 лет. Уровень тройки был вряд ли ниже уровня современного президиума областного суда.

Постановлением ЦИК СССР от 14 сентября 1937 г. дополнительно были установлены изъятия по делам о вредительстве и диверсиях. Срок вручения обвинительного заключения был также сокращён до одних суток до суда и отменено кассационное обжалование (но в отличие от закона 1 декабря 1934 г. (про террористов) сохранены участие обвинения и защиты на суде и подача ходатайств о помиловании).

Конец упрощенчеству положило Постановление СНК СССР, ЦК ВКП(б) от 17.11.1938 № 81 «Об арестах, прокурорском надзоре и ведении следствия». Руководство страны признало факт массовых операций по «разгрому и выкорчёвывания вражеских элементов … при упрощённом ведении следствия и суда».

На этот раз критиковались и НКВД, и прокуратура. Главнейшими недостатками в работе помимо отсутствия агентурной работы были названы: злоупотребление упрощённым порядком расследования и отсутствие прокурорского контроля за следствием.

В Постановлении было обращено внимание и на конкретные нарушения, в частности: арестованный не допрашивается в течение месяца после ареста, протокол допроса не составляется до тех пор, пока арестованный не признается в совершенных им преступлениях, следственные дела оформляются неряшливо, в дело помещались черновые записи показаний и др.

В качестве оргвыводов: (а) запретили производство каких-либо массовых операций по арестам и выселению, (б) аресты допускались только по постановлению суда или с санкции прокурора и только по мотивированному постановлению (в) тройки ликвидировались, (г) все надзирающие за следствием прокуроры теперь утверждались ЦК партии, (д) все следователи органов НКВД теперь назначались только по приказу народного комиссара внутренних дел СССР.

Историческое отступление: 1938 года – 5 лет как у власти в Германии Гитлер, 29 лет до прихода к власти в Греции режима чёрных полковников (хунты), 35 лет до прихода к власти Пиночета. И еще: оставалось 52 года до того, как в самой читающей стране мира журнал «Огонёк» стал «вскрывать» недостатки советской правоохранительной системы публикацией эротических комиксов на тему жизни заключённых (№ 4, январь 1990 г.).

После описываемых событий эксперименты с назначением уголовного наказания в административном порядке и с упрощённым производством по уголовным делам прекратились в СССР надолго. Только через 28 лет Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1966 г. «Об усилении ответственности за хулиганство» было установлено, что по делам о хулиганстве без отягчающих обстоятельств (ч. 1 ст. 9) не производится предварительное следствие или дознание, а уголовное дело возбуждается непосредственно судом на основании составленного органом дознания протокола (ч. 1 ст. 10).

Изменения в УПК РСФСР (Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 24.08.1966) предусматривали, что в течение пяти суток орган дознания обязан составить протокол, получить объяснения от правонарушителя, потерпевшего и очевидцев, протокол утверждался начальником органа дознания, после чего все материалы предъявлялись правонарушителю для ознакомления. Протокол вместе с материалами направлялся в суд с санкции прокурора (ст.414 УПК РСФСР). Возбуждение уголовного дела по части первой производилось судом, дело рассматривалось в пятидневный срок с момента поступления (ст. 419 УПК РСФСР). Арест в качестве меры пресечения являлся практически обязательным (ст.418 УПК РСФСР).

В последующие годы данная форма судопроизводства была распространена на ряд других дел.

И всё-таки, где та грань, за которой и упрощенный порядок судопроизводства, и назначение уголовного по своей тяжести наказания в порядке административного производства становятся практически неотличимыми от создания чрезвычайного суда? За отказ от каких чрезвычайных судов голосовали в 1993 году, какой же смысл тогда вкладывали в это понятие?

Особенности строительства чрезвычайных судебных органов в России в годы Гражданской войны (1918–1920) Текст научной статьи по специальности « История и археология»

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Степанов М. М.

Текст научной работы на тему «Особенности строительства чрезвычайных судебных органов в России в годы Гражданской войны (1918–1920)»

• выборы главы государства парламентом, а не населением;

• осуществление законодательного процесса посредством парламента, а не в порядке так называемого делегированного законодательства;

• решение вопроса о войне или мире не главой исполнительной власти, а парламентом;

• ответственность главы государства и главы правительства за нарушение закона в порядке импичмента.

Таким образом, функции исполнительной и законодательной власти отличаются друг от друга, но наилучший вариант организации политической системы – когда они взаимно уравновешены.

Особенности строительства чрезвычайных судебных органов в России в годы Гражданской войны (1918-1920)

В годы Гражданской войны в России повсеместно создавались чрезвычайные судебные органы, действовавшие наряду с обычны -ми судебными инстанциями, а иногда и подменявшие их.

В Советской России наиболее распространенным видом чрезвычайных судебных органов стали революционные трибуналы. Они появились после октября 1917 г. и в отдельных местах рассматривали все уголовные и гражданские дела. Такие суды создавались даже в некоторых волостях1.

После издания 24 ноября 1917 г. Декрета о суде (Декрет о суде № 1)1 2 трибуналы стали создаваться в массовом порядке. Декрет учреждал рабочие и крестьянские революционные трибуналы в составе одного председателя и шести очередных заседателей, избираемых губернскими и городскими советами. Их основной задачей стала борьба против контрреволюционных сил, с мародерством и хищничеством, саботажем и прочими злоупотреблениями торговцев, промышленников, чиновников и прочих лиц.

Нередко ревтрибуналы выполняли и функции общих судов. Некоторые из них, проведя несколько крупных процессов, затем оказывались заваленными мелкими уголовными, а иногда и гражданскими делами3.

1 Кожевников М.В. История Советского суда. 1917-1956 годы. – М. -1957. – С. 16.

2 СУ РСФСР. – 1917. – № 4. – Ст. 50.

3 См.: Кожевников М.В. Указ. Соч. – С. 50, 53-54.

Для того чтобы вернуть трибуналам их значение, был принят Декрет «О революционных трибуналах» (май 1918 г.)1. В соответствии с ним революционные трибуналы сохранялись лишь в крупных центрах (губернских городах, промышленных центрах, крупных узловых станциях). Все остальные ревтрибуналы упразднялись. Также Декрет уточнил их подсудность. Теперь они, помимо контрреволюционных дел, могли рассматривать дела о погромах, взяточничестве, подлогах, неправомерном использованием советских

документов, хулиганстве и шпионаже. Все иные общеуголовные дела изымались из их ведения и передавались в общие суды.

Окончательное оформление система революционных трибуналов получила после создания их центральных органов. Вначале Декретом ВЦИК от 29 мая 1918 г. был учрежден Революционный трибунал при ВЦИК1 2. Он рассматривал наиболее важные дела, которые изымались из подсудности местных трибуналов. Затем для рассмотрения кассационных жалоб и протестов на приговоры революционных трибуналов, за исключением приговоров революционного трибунала при ВЦИК, приговоры которого не подлежали обжалованию, 11 июня 1918 г. был создан Кассационный отдел при ВЦИК3.

Итог строительству ревтрибуналов был подведен 12 апреля 1919 г., когда было издано «Положение о революционных трибуналах»4. В соответствии с ним революционные трибуналы создавались во всех губернских городах, а также могли быть образованы и в других в городах с населением свыше 200 тыс. человек.

Революционные трибуналы состояли из председателя и двух членов, избиравшихся местными Советами или их исполкомами на один месяц из числа ответственных политических работников.

Ревтрибуналы рассматривали дела «о контрреволюционных и всяких иных преступлениях, идущих против завоеваний Октябрьской революции и направленных к ослаблению силы и авторитета Советской власти». При этом они обладали ничем не ограниченным правом определения меры наказания, включая смертную казнь.

18 марта 1920 г. было принято еще одно «Положение о революционных трибуналах»5. В нем также подтверждалось ничем не ограниченное право революционных трибуналов в определении мер репрессий.

Положение устанавливало, что губернские революционные трибуналы состояли из трех членов, избранных местным Советом

1 СУ РСФСР. 1918. № 35. Ст. 471.

2 СУ РСФСР. 1918. № 41. Ст. 520.

3 Там же. № 45. Ст. 545.

4 Там же. 1919. № 13. Ст. 132.

5 Там же. 1920. № 22-23. Ст. 115.

сроком на три месяца, причем один из них должен был входить в состав коллегии губернской Чрезвычайной комиссии.

В антибольшевистских государственных образованиях в годы Гражданской войны создание чрезвычайных судебных учреждений также получило широкое распространение.

Так, на Дону сразу же после освобождения территории Всевеликого войска Донского от советской власти в марте 1918 г. был создан суд защиты Дона. Основной его задачей стала кара большевиков, а также сотрудничавших с советской властью или сочувствовавших ей лиц. О деятельности суда защиты Дона можно судить по стенограмме заседания Совета управляющих делами Всевеликого войска Донского от 9 мая 1918 г., где говорилось: «Слушали: не оказать ли воздействия на Судебную защиту Дона в смысле смягчения мер наказания и сокращения числа смертных приговоров ввиду заметного в последнее время возбуждения в населении по поводу решительных действий названного суда». Однако в процессе обсуждения действия суда защиты Дона были признаны «вполне правильными и соответствующими обстоятельствам переживаемого времени» и даже было принято решение ходатайствовать о том, чтобы «сформировать второй суд со следственным отделом, аналогичный суду защиты Дона»1.

Тем не менее 14 мая последовал приказ об упразднении суда защиты Дона. В нем говорилось, что массовые зверства большевиков в феврале – марте 1918 г. «вызвали озлобление. и жестокую расправу казаков с красногвардейцами». Исходя из необходимости «отделить случайные жертвы заблуждения от закоренелых негодяев, спасти их от самосуда и в то же время защитить общество от преступников, сделавших убийства и грабеж своей профессией», походным атаманом были приняты экстренные меры: учрежден суд защиты Дона. Когда же большинство дел красногвардейцев было рассмотрено, а «главари грабительского движения уничтожены и в войске наступило некоторое упокоение», деятельность суда защиты Дона прекращалась. Приказ заканчивался так: «В случае необходимости вновь будет создан Суд Защиты Дона для беспощадной рас -правы»1 2.

В Самаре и Самарском уезде за несколько дней до падения Комуча был создан Чрезвычайный военный суд. Он обладал ничем не ограниченным правом применения репрессий в порядке упрощенного судопроизводства3.

1 ГАРФ. Ф. 103. Оп. 1. Д. 1. Л. 4.

2 ГАРФ. Ф. 1274. Оп. 1. Д. 1. Л. 8.

3 Карпов И.Е. Организационно-правовые основы становления и деятельности органов милиции Самарской губернии (1917-1925 гг.): автореф. дисс. канд. юр. наук. – Саратов, 1998. – С. 117.

На территории Оренбургского казачьего войска постановлением войскового круга от 12 марта 1919 г. были созданы следственные комиссии и суды при «достаточных» карательных отрядах на фронте. Их задача заключалась в проведении «немедленного» следствия, суда и исполнения приговора на фронте и в ближайшем тылу. Эти органы обладали правом вынесения наказания вплоть до высшей меры1.

В качестве чрезвычайного судебного органа можно рассматривать и чрезвычайный военно-полевой суд при эшелоне № 49 чехословацких войск 1-й маршевой роты чехословацкого 8-го Силезского стрелкового полка. Этот суд рассмотрел дело пяти российских граждан. Никакой юридической основы обвинения не было, имелись лишь ссылки на античешские газетные статьи, написанные подсудимыми. От имени чехословацких войск всем подсудимым был вынесен смертный приговор1 2.

Подводя итог строительству чрезвычайных судебных органов в годы Гражданской войны, необходимо отметить следующее.

1. В Советской России революционные трибуналы образовывали особую судебную систему, действовавшую наряду с общими судебными учреждениями. В антибольшевистских государственных образованиях чрезвычайные судебные органы создавались на непродолжительное время для выполнения конкретных задач.

2. И ревтрибуналы, и антибольшевистские чрезвычайные судебные органы, прежде всего, были предназначены для борьбы с политической преступностью, а также наиболее тяжкими общеуголовными преступлениями. Однако в отдельные периоды времени советские трибуналы рассматривали и мелкие уголовные и даже гражданские дела.

3. Все чрезвычайные судебные органы в годы Гражданской войны применяли наиболее суровые виды наказания, включая смертную казнь.

Особенные требования к депутату Государственной Думы

Депутат, будучи народным представителем, законотворцем должен отвечать определенным требованиям, которые можно разделить на правовые, профессиональные и нравственные.

1 Протоколы заседания 3-го очередного войскового круга Оренбургского казачьего войска с 9 февраля по 15 апреля 1919 г. Троицк. Б. г. С. 177.

Что такое суд и какие функции он выполняет

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Какие мысли возникают у вас в голове при упоминании слова «суд»?

Многие ассоциируют этот орган с разрешением споров, справедливостью (это что?), законом, правопорядком.

Первые суды появились ещё во времена до н.э. параллельно со становлением государственности. Так, в Древней Греции дела публично рассматривали дикастерии – многолюдные судебные коллегии. Но уже тогда они руководствовались греческими законами.

А как выглядит и что делает суд сегодня? В этой статье вы найдёте ответы.

Суд — это.

Суд – это орган, который разрешает юридические споры на основе действующих норм права. В организационном плане он состоит из двух частей: судей (и их коллегий) и судебного аппарата.

Первые, собственно, и выступают воплощением судебной власти. Они рассматривают дела на основе внутреннего убеждения и руководствуются действующим законодательством. Решения судей обязательны для исполнения и обеспечиваются силой государственного принуждения.

Формально судебная власть независима от двух других ветвей – законодательной и исполнительной.

То есть, никто из чиновников или депутатов не вправе указывать судье, какое решение принимать. У каждой ветви власти есть свои системы органов и финансирование.

Судебный аппарат – это люди, которые работают в суде, но непосредственно не осуществляют правосудие. Они решают организационные и технические задачи, то есть помогают судьям.

Вот примеры лиц, которые входят в аппарат:

  1. секретари судебных заседаний – ведут протоколы, направляют повестки, знакомят участников процесса с материалами дела;
  2. специалисты управлений и отделов, советники – отвечают на обращения граждан, ведут статистику рассмотрения дел, дают консультации, участвуют в совещаниях по улучшению работы судебной системы;
  3. помощник председателя – готовит проекты документов, распределяет дела на судей;
  4. работники канцелярии и архива – принимают и направляют судебную корреспонденцию, обеспечивают сохранность дел.

Эффективная работа суда – результат совместных усилий всех звеньев. Как и ошибки в рассмотрении дел нельзя списывать на отдельную личность.

Часто у судьи стоит по 10-15 процессов в день из-за экономии верхов на кадрах или неграмотного распределения дел.

Это приводит к поверхностному рассмотрению споров, упущению деталей. Согласно опросу Института проблем правоприменения 2018 года, более ¾ судей постоянно задерживаются на работе.

Функции суда в государстве

Основная функция суда – это правосудие, то есть рассмотрение и разрешение юридических споров. Последние бывают гражданскими, уголовными, экономическими, военными и другими в зависимости от сферы нарушенных прав участников.

Дополнительно учёные-правоведы выделяют следующие функции суда:

  1. Контрольная.
    Включает проверку законности действий дознавателя, следователя, прокурора и других лиц из правоохранительных органов. Также к судебному контролю относится рассмотрение апелляционных и кассационных жалоб на решения нижестоящих инстанций, анализ качества доказательств.
  2. Корректирующая.
    Охватывает рассмотрение вопросов, касающихся исполнения решения. Например, судья может его отсрочить или освободить осуждённого от отбывания наказания.

Организационная.

Предполагает выполнение судьёй полномочий по руководству судебным заседанием. Например, разъяснение процессуальных прав и обязанностей участников, определение последовательности выступлений.

Также в ряде источников можно встретить упоминания и о других функциях: правоохранительной, правоприменительной, регулятивной, компенсационной, восстановительной, превентивной, толкования права.

Основные споры учёных сводятся к тому, считать ли такие направления деятельности самостоятельными или относить к правосудию.

Виды судов в России

В юридической науке существует множество классификаций судов, хотя не все они актуальны для России. Рассмотрим, какие учреждения есть в стране, и какую систему они образуют.

Первый блок. Конституционный суд РФ

Основная функция органа – контроль нормативных правовых актов на соответствие Конституции.

Формально ему не подчиняются никакие учреждения, в том числе конституционные субъекты РФ. Однако решения этого органа судьбоносны и влияют на судебную практику в стране.

Второй блок. Верховный суд РФ

Осуществляет надзор за всеми судами (кроме конституционных), даёт им разъяснения, обобщает судебную практику. Рассматривает некоторые категории дел в качестве апелляционной и кассационной инстанции.

У Верховного суда есть четыре подсистемы:

    Суды общей юрисдикции. Наверху стоят Верховные суды субъектов РФ (это как?): республик, краёв, областей, городов федерального значения, автономных округов и автономных областей.

Ниже в подсистеме идут районные суды и мировые судьи.

  • Военные (флотские) суды. Есть окружные и гарнизонные. Осуществляют правосудие в войсках.
  • Арбитражные суды. Округов, апелляционные и субъектов РФ. Разрешают экономические споры и другие дела, связанные с ведением предпринимательства.
  • Суд по интеллектуальным правам. Специализированный орган, который рассматривает дела в сфере интеллектуальной собственности (защита авторских прав, выдача патентов (это что?), регистрация товарных знаков и т.д.).
  • Таким образом, виды судов выделяют прежде всего по категориям рассматриваемых дел.

    К общим относятся те, в ведении которых находятся гражданские, уголовные и административные споры. К специализированным – остальные учреждения (например, арбитражные, военные). Конституционные суды – это отдельный вид.

    Существуют ещё и такие критерии классификации:

    1. по месту в международном праве: надгосударственные и национальные;
    2. по территориальному уровню: федеральные, субъектов РФ;
    3. по субъекту учреждения: государственные, негосударственные (например, третейские, товарищеские), религиозные.

    ” alt=””>

    В периоды войн и революционных потрясений во многих странах создавались особые, чрезвычайные, военно-полевые и другие суды, деятельность которых носила карательный характер.

    Сейчас такие учреждения считаются неправовыми субъектами и запрещены конституциями демократических государств.

    Выводы

    Таким образом, суд – это и воплощение судебной власти, и коллектив людей, и организационный процесс в зале заседания. Это последнее место, где можно отстоять свои права и добиться справедливости.

    Однако качество правосудия зависит от многих факторов, на которые судьи не всегда могут повлиять.

    Автор статьи: Белоусова Наталья

    Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

    Эта статья относится к рубрикам:

    Комментарии и отзывы (9)

    Если по пятнадцать процессов в день, то что удивляться, когда судья выносит неправосудное решение, нас ведь много, а он один. Какие-нибудь простейшие дела можно уже и искусственному интеллекту доверить, такой подход позволил бы снять часть нагрузки с судей. Уверен, что с внедрением ИИ, правосудие стало бы более объективным.

    Я вот что сейчас понять не могу, недавно реформа конституционная прошла, что-то там изменили в Конституции России касаемо международного права, вроде теперь иностранные суды нам не указ.

    Знаю, что многие люди обращаются в ЕСПЧ, там оспаривают решения наших судов и делают это зачастую успешно, вот что теперь с этими решениями ЕСПЧ, имеют они все ещё силу юридическую в России или нет?

    Для меня работа в суде, особенно по уголовным делам — могла бы быть одной из самых любимых. Нравится юриспруденция. Если бы не коррупционная составляющая. Многие как раз и выбирают эту дорогу из-за возможности поживиться. Ну а я предпочитаю, чтобы все было по справедливости.

    Да нет такого обращения «Ваша честь», к суду обращаются с фразой «Уважаемый суд», а первое обращение фигурирует во всяких телевизионных шоу и сериалах.

    Виктор: ну, наверное, я мог бы угадать страну, про которую вы пишите. Там действительно, суды — это чисто коммерческие институты (ни одной посадки даже мелкого чиновника, ибо все откупаются). Печалька.

    Хотелось бы узнать подробнее о тех факторах, что мешают судьям качественно выполнять свою работу, кроме большой нагрузки.

    Плохо, если суды лишь формально не зависят от других ветвей власти. Суд должен быть объективен и исходить только из норм законодательства, а не из того, что президент одного оппозиционера жуликом назвал до приговора суда.

    Вячеслав: не надо наговаривать. Ваш позиционер давно был приговорен судом за воровство у международной компании. Условно. Дважды! Он кто? Жулик? Или условно жулик? 90 процентов населения были возмущены, что условно, ибо зря пожалели судьи его (он не оценил, судя по речам на последних заседаниях).

    Недавно узнал, что ВС РФ обладает правом законодательной инициативы, считаю это полнейшей глупостью, поскольку такое право противоречит принципу разделения ветвей власти.

    Судоводитель кто это такой, чем занимается, описание профессии

    1. О профессии
    2. Чем занимается
    3. Требования к специалисту
    4. Медицинские противопоказания
    5. Востребованность профессии
    6. Плюсы и минусы профессии
    7. Как стать судоводителем
    8. Подведем итоги

    Профессия, о которой пойдёт речь в данной статье таит в себе много интересных фактов и мифов, с которыми попытаемся сейчас разобраться. Здесь расскажем, судоводитель кто это такой, в чем заключается его работа, насколько востребован этот вид деятельности, и какие в нём присутствуют плюсы и минусы.

    А для того, что бы вы понимали, что за профессия это, дадим максимально краткое, но точное определение, которое возьмём из википедии.

    Судоводитель — это квалифицированный сотрудник командного состава наводного транспорта, который обладает навыками и знаниями в управлении им.

    О профессии

    • Как мы уже сказали ранее, судоводитель — это человек, управляющий наводным транспортом, так же в его обязанности входит эффективное управление командой людей, которые находятся в его подчинении.

    Быть судоводителем очень ответственное дело, так как в руках этого специалиста находится безопасность, как самого наводного средства, так и людей присутствующих на нём. Это могут быть как члены экипажа, так и пассажиры.

    Если вернуться в далёкие прошлые времена, то и тогда уже существовали первые представители судоводителей. Это древние люди, которые управляли простыми плотами и лодками.

    И тем людям было гораздо сложнее постигать эту профессию, так как в их арсенале не было карт, современных приборов. Поэтому всё приходилось постигать опытным путём, опираясь на фазы луны и другие народные приметы мореплавателей.

    Чем занимается

    Для того, что бы сделать выбор в пользу той или иной профессии, человек должен знать, чем занимается тот или иной специалист.

    В данном разделе статьи подробно расскажем, какие функции выполняет судоводитель.

    • Проводит планирование рейса, а именно проверяет документы на груз (если это грузовое судно), контролирует его расстановку;
    • Ведёт контроль за тем, как происходит размещение пассажиров;
    • Управляет наводным транспортом;
    • Отвечает за недопущение ущерба окружающей среде во время рейса;
    • Сохранность человеческого здоровья и жизни;
    • Несёт ответственность за техническое состояние судна.

    Требования к специалисту

    А теперь давайте разберёмся с тем, каким должен быть судоводитель.

    Рассмотрим его личные качества и часть практических наработок и знаний:

    • Быть здоровым как физически, так и психически. У судоводителя не должно быть медицинских противопоказаний, о которых расскажем позже;
    • Внимателен;
    • Обладает знанием иностранных языков;
    • Разбирается как в экономических азах, так и психологии;
    • Знает все внутренние уставы судовождения;
    • Знает правила по охране труда и технике безопасности;
    • Владеет знаниями в области окружающей среды;
    • Умеет управлять своими личными эмоциями;
    • Умеет принимать самостоятельные решения;
    • Остаётся сдержанным даже в чрезвычайных ситуациях;
    • Знает технические характеристики судна;
    • Имеет аналитический склад ума и техническое мышление;
    • Имеет хорошее зрение;
    • Обладает навыками маневрирования;
    • Коммуникабелен.

    Медицинские противопоказания

    Как мы уже сказали ранее, профессия судоводитель является ответственной, поэтому сюда навряд- ли допустят человека, который имеет следующие медицинские противопоказания:

    • Все виды фобий;
    • Некорректируемые нарушения зрения;
    • Нарушения подвижности суставов;
    • Хронические заболевания органов дыхания;
    • Заболевания сердечно-сосудистой системы;
    • Расстройства нервной системы.

    Востребованность профессии

    Учитывая то, что значительная часть нашей планеты покрыта водной гладью, то профессия судоводитель никогда не потеряет своей актуальности. Это могут быть как прогулочные катера, так и огромные грузовые паромы.

    Чтобы управлять огромным разнообразием наводного транспорта всегда будут нужны квалифицированные специалисты.

    Которые будут работать не только в морском пространстве, но так на речном транспорте.

    Плюсы и минусы профессии

    А теперь дадим описание всех плюсов и минусов профессии судоводитель

    Преимущества:

    • Интересная профессия с отсутствием привязанности к одному месту и серости офисов;
    • Это постоянные путешествия;
    • Достойный уровень оплаты труда;
    • Знакомство с интересными людьми;
    • Возможность развиваться.

    Недостатки:

    • Высокий уровень ответственности;
    • Риск «человеческого фактора», несмотря за максимальное автоматическое управление и различных защитных систем;
    • Если случаются рейсы на длительное время, то это может негативно отразиться на личной жизни специалиста;
    • Имеются медицинские противопоказания.

    Как стать судоводителем

    1. Стать судоводителем можно, пройдя обучение в колледже. Но это будет лишь право на управление малых судов.
    2. Для получения более высокой квалификации придётся сдавать экзамены и практиковаться на более сложных объектах.

    Подведем итоги

    В данной статье мы предоставили максимум информации, которая будет полезна для детей, мечтающих построить свою профессиональную деятельность в области судовождения.

    Нам удалось ответить на вопрос: «судоводитель кто это такой?»

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: