Чрезвычайный и полномочный посол РФ

Дипломатические ранги и классы, порядок их присвоения

Дипломатическая работа, как и любая иная служба, имеет свою особенную ранжированную систему дипломатических званий и рангов, которые присваиваются согласно правилам. Подобная система сложилась не только в Российской Федерации, но и в большинстве других стран. Именно поэтому очень важно ориентироваться на ныне существующие дипломатические чины и ранги, которые являются признаками компетентности дипломата в занимаемой должности.

Историческая справка

Несмотря на всю длительную историю дипломатии, впервые о дипломатических рангах и классных чинах, которые начали присуждаться дипломатам, стали говорить только в 1815 году. Именно в это время был принят Венский трактат, который и закрепил само понятие и иерархию рангов. Однако вплоть до Октябрьской революции главенствующее место в стране по-прежнему занимала составленная еще во времена Петра Первого “Табель о рангах”. Однако с приходом к власти Советов она сразу же была упразднена, а вместе с ней – дипломатические, специальные и воинские ранги. После этого долгое время в СССР пользовались единым понятием – полномочный представитель. Только в 1941 году по приказу Сталина главам дипломатических представительств начали давать классы, однако дипломатические ранги в стране по-прежнему не использовались еще пару лет, пока в мае 1943 года их не вернули новым указом. Они стали персональными и давались человеку пожизненно, а не временно. Существующая на данный момент в стране система дипломатических рангов пришла именно с советского времени и не претерпела с дня своего создания значительных изменений.

Законодательная база

На данный момент порядок присвоения дипломатических рангов регламентируется Указом президента Ельцина под № 1371, принятым еще в октябре 1999 года, незадолго до отставки. Именно он курирует порядок присвоения и сохранения рангов, существующих в России. В последний раз указ редактировался в 2006 году.

Под действие указа подпадают все дипломатические служащие, которые находятся на:

  • государственных должностях в России;
  • на должностях, имеющихся в Министерстве иностранных дел на государственной федеральной гражданской службе, а также его территориальных представительствах;
  • в консульствах и дипломатических представительствах страны.

Однако, помимо самого указа, обратить внимание стоит и на ФЗ № 5, который говорит о соотношении дипломатических рангов и воинских званий. Это подтверждает факт, что дипломатическая служба является столь же важной для защиты страны, как и армейская. Подобные соотношения классных чинов и дипломатических рангов характерны для многих государств мира.

Понятие

Прежде чем перейти к перечню существующих рангов, следует дать развернутое определение самому термину. На сегодняшний день под дипломатическим рангом понимается особое служебное звание, которое присваивается дипломатическому персоналу сотрудникам МИДа и диппредставительств за пределами страны. Подобное звание считается показателем личного уровня профессионализма человека и призвано стимулировать карьерный рост работников и постоянно повышать свой профессиональный уровень. Помимо этого, такой личный дипломатический ранг показывает опытность дипломата, его способность решить возникшую проблему в ходе переговоров, уровень знаний.

Помимо этого, присвоение ранга дает и материальную надбавку к окладу, что является приятным нюансом для государственных служащих и воодушевляет их на повышение личностных качеств.

Иерархия дипломатических рангов

В зависимости от занимаемой должности дипломатическим работникам могут быть присвоены следующие чины.

Данную должность может занимать сам министр иностранных дел, его заместитель, генеральный директор или посол по особым поручениям при ООН.

Подобная модель рангов используется в настоящее время в Российской Федерации. В зависимости от страны она может немного видоизменяться.

Соотношения дипломатических рангов и воинских чинов

Существует особая таблица, которая устанавливает подобное соотношение, чтобы иметь возможность разобрать степень влияния людей на существующую ситуацию в стране. Он достаточно прост, но имеет одну особенность. Подобные соотношения классных чинов и дипломатических рангов устанавливаются лично указом Президента, и никак иначе. Все иные априори являются незаконными.

Ранг Воинское звание
Чрезвычайный и Полномочный Посол Генерал армии
Чрезвычайный полномочный посланник 1 класса Генерал-полковник
Чрезвычайный полномочный посланник 2 класса Генерал-лейтенант
Советник первого класса Генерал-майор
Советник второго класса Полковник
Первый секретарь 1 класса Подполковник
Первый секретарь 2 класса Майор
Второй секретарь 1 класса Капитан
Второй секретарь 2 класса Старший лейтенант
Третий секретарь Лейтенант
Атташе Младший лейтенант

Подобные воинские чины и дипломатические ранги также в зависимости от ситуации можно соотнести с классными чинами федеральной государственной гражданской службы при необходимости.

Ранжированная система иных стран

На данный момент подобная система иерархии существует, за исключением нескольких нюансов, только в бывших советских странах и Франции. На отдельном уровне можно заметить несколько схожих черт в распределении советников в Германии.

В отличие от них, в англоязычных странах, вроде Великобритании и США, используется очень сложная литерно-цифровая система ранжирования, которая устанавливает должности в зависимости от множества критериев, таких как выслуга лет, условия работы, уровень ответственности и множество иных параметров.

Наиболее универсальными в международной дипломатической системе являются атташе. Они есть практически везде, однако под этим названием в иностранных государствах принято принимать всего лишь стажеров. Таким образом, свою профессиональную деятельность дипломаты данных стран сразу начинают с должности третьего или второго секретаря, в отличие от России. Именно здесь дипломатические ранги и воинские звания сильно расходятся, ведь соответствующий уровню атташе младший лейтенант уже считается офицерским чином.

Прибавка к жалованию

Еще одной из особенностей существующего указа о присвоении ранга считается установление месячной зарплаты сотрудникам дипломатических представительств. Она напрямую зависит от имеющегося ранга, а потому прямо соизмеряется с ним. На данный момент их общая трудовая зарплата начисляется именно по такой формуле: оклад по рангу с приплюсовыванием надбавки за занимаемую человеком должность. Поэтому дипломатический ранг способен очень сильно влиять в материальном плане.

Процесс присвоения рангов

Вся система присвоения рангов в Российской Федерации строго регламентирована указом. Она может происходить исключительно в соответствии с:

  • нормативно-правовой базой, существующей в стране;
  • стажем и опытом работы дипломатического представителя;
  • удовлетворением требований к специфике и уровню профессионального образования;
  • знанием всех нормативно-правовых актов и законов, которые прямо или косвенно относятся к данной должности;
  • количеством времени, которое претендент занимал в предыдущем ранге;
  • наличием сертификата, который подтверждает достаточный уровень владения языком или языками для занимаемой должности;
  • анализом служебной деятельности человека, которую тот осуществлял во время всего периода работы.
Читайте также:
Таможенные пошлины: что это такое, описание и особенности

Сроки

Одним из важных пунктов, согласно которому присваиваются ранги, является срок пребывания человека в предыдущем. Законодательно закреплен необходимый минимум лет, по прошествии которых соискатель может претендовать на следующий:

  • на должности атташе – не менее 2 лет;
  • также по 2 года должны отработать лица в званиях от третьего до первого секретаря 2 класса;
  • для первого секретаря 1 класса придется ждать 3 года, как и для советника 2 класса;
  • для дипломатов ранга 1 советника и выше минимальный временной срок не устанавливается.

Нюансы рангового присвоения

Существующие нормативные акты несут ряд особенной информации, которая имеет значение для понимание ранговой системы:

1. Ранг для дипломата присуждается на весь период его жизни с записью в личное дело и трудовую книжку. Решение о его присуждении принимается исключительно президентом или главой МИДа.

2. В ряде профильных образовательных учреждений после выпуска по желанию аттестационной комиссии и после прохождения испытания на профессионализм может быть пожалован ранг атташе.

3. В ряде исключительных случаев система иерархии и минимальности лет может быть нарушена. Людям, выполнившим важное дипломатическое задание или имеющим особые отличия, новый ранг может быть присвоен без учета ранжирования.

4. Высшие дипломатические ранги могут назначаться только Президентом. Все остальные, начиная с Советника, – по решению аттестационной комиссии.

5. При наличии одновременно ранга и классного чина при оплате труда превалирует именно дипломатическая составляющая.

Заключение

В России существует строгая иерархия дипломатических рангов, которая достаточно сильно напоминает воинскую. Существуют определенные требования, достаточно сложная и строгая градация, а присвоение очередного ранга имеет собственный регламент. Причем подобная система характерна не только для России, но и для большинства стран мира, хоть и со своими нюансами. В Российской Федерации практически вся система подобной иерархии стоит исключительно на указе президента, который пришел со времен Советского Союза и практически не изменялся. Подобная устойчивость на протяжении многих лет сделала порядок присвоения дипломатических званий и рангов достаточно простым на практике.

Посол Италии Джорджо Стараче: «Татарстан, безусловно, один из приоритетов моей работы в России»

Чрезвычайный и полномочный посол Италии в России дал эксклюзивное интервью «Реальному времени»

Назначенный на должность 1 октября 2021 года чрезвычайный и полномочный посол Италии в России Джорджо Стараче свое знакомство с российскими регионами, как и его предшественник — синьор Паскуале Терраччано, начал с Татарстана. Сегодня делегация посольства встречается с президентом республики Рустамом Миннихановым. Чем обусловлен выбор и какие планы строит Италия на развитие отношений с Татарстаном, Джорджо Стараче рассказал в эксклюзивном интервью «Реальному времени».

Поездка в Татарстан — выверенный выбор

— Синьор Стараче, вы вступили в должность в начале октября. Если заглянуть в информационные ленты, видно, как много за это время уже сделано. Однако непосредственно знакомство с российскими регионами, похоже, вы начинаете именно с Татарстана. Чем вызван такой выбор?

— Сразу после моего назначения на пост чрезвычайного и полномочного посла и прибытия в Россию мы серьезно и довольно долго обсуждали этот вопрос. Принятое решение выверенное и неслучайное.

Татарстан — республика, которая добилась больших успехов. В последнее время это один из наиболее активно развивающихся регионов России. Практически во всех сферах: и в культурном плане, и в экономическом, и в социальном. Особенно важно для нас то, что Татарстан уже имеет очень много связей с нашей страной.

Как любой посол, начинающий свою деятельность в новой стране, я должен выбирать приоритеты. И Татарстан, безусловно, является одним из приоритетов в моей работе.

«Есть много областей, что нужно и можно обсудить с президентом»

— Одна из важных составляющих вашей поездки — встреча с президентом Татарстана господином Миннихановым. Какие вопросы планировались к обсуждению?

— Должен отметить, что президент Татарстана господин Минниханов, безусловно, является выдающейся политической фигурой.

И кроме того, господин Минниханов, безусловно, знающий экономист, который создал сегодняшнюю экономику Татарстана. Понятно, что есть много областей, которые можно и нужно обсудить с президентом Татарстана. И в первую очередь нас интересует укрепление и рост взаимодействия в экономической сфере между Италией и Татарстаном.

Интерес для взаимодействия — есть

— На международном уровне сейчас большое внимание уделяется выстраиванию именно отношений между регионами государств. В каких сферах и направлениях Италии, ее провинциям и землям было бы интересно развивать дальнейшее сотрудничество с Татарстаном?

— Вопрос интересный, на который мне трудно ответить. И дело вот в чем: Россия является Федерацией с достаточно высокой автономией входящих в нее республик и областей. Это позволяет регионам активно проводить политику привлечения инвестиций и укрепления торгового обмена. Италия не федеративное государство, и поэтому Италия — это мозаика очень разных районов, областей, регионов, которые интересны каждый сам по себе. Сейчас отмечается большой промышленный рост на юге Италии. Собственно, как и в России. Мне сложно выделить какую-то отдельную область, которая могла бы приоритетно иметь связи с Татарстаном.

У Италии в целом большой интерес к развитию связей с Татарстаном. Фото: Ринат Назметдинов

Вот наш консул, например, из Тосканы, и, конечно, он имеет большой интерес в том, чтобы именно Тоскана развивала активные связи с Татарстаном. Это естественно (смеется).

Конечно, можно сказать, что Север Италии — наиболее индустриализованная часть Италии. Ломбардия, например. Я могу с гордостью сказать, что Север Италии — это один из наиболее развитых районов в Европе. И конечно, у этой территории также есть интерес для взаимодействия с Татарстаном.

«Теперь визовый центр будет прямо здесь — в Казани»

— Обратили внимание на то, что сегодня здесь, в Татарстане, делегация Италии довольно представительна. Насколько насыщенным будет этот визит? Планируются ли уже встречи с представителями татарстанского бизнеса? Посещение объектов и территорий?

Читайте также:
Хозяйственный договор: что это такое, описание и особенности

— На самом деле, делегация не так уж и велика, и даже слишком маленькая для тех целей, которые мы ставим перед собой (смеется). Программа действительно очень плотная: от встречи с президентом Татарстана до встреч с представителями банковского сектора и бизнеса.

На самом деле, мой визит — визит скорее представительный и подготовительный. Я должен лично увидеть и ознакомиться с возможностями, для того чтобы понимать, как действовать дальше для решения целей укрепления и развития отношений между Италией и Татарстаном. Эта поездка — первая ласточка. Только самое начало. Будут и другие визиты в другое время, в том числе в персональном формате. Конечно же, будут рабочие поездки итальянских бизнес-делегаций, которые очень заинтересованы в выстраивании отношений.

Нынешний визит — подготовка к активному обмену бизнес-делегациями между Италией и Татарстаном. Фото: Ринат Назметдинов

Важной составляющей частью этого моего визита стало открытие визового центра на Островского, 87 (в Казани, — прим. ред.). Раньше для того, чтобы получить визу, туристические фирмы везли документы в Москву. Теперь визовый центр будет прямо здесь — в Казани. Тем самым мы стали еще немного ближе. Мы планируем, что это будет только начало для открытия визовых центров и в других местах тоже. И это наглядная демонстрация того, что Татарстан важен для Италии.

«Татарстан — место, где мне бы хотелось задержаться»

— Насколько нам известно, в Татарстане в целом и Казани в частности вы раньше не бывали. Казань называют и третьей столицей России, и культурной, и спортивной столицей, а весь Татарстан является одним из центров туристического притяжения. Получится ли в плотном графике визита найти время для того, чтобы хотя бы вскользь познакомиться с республикой? Или вы планируете с этой целью приехать в обозримом будущем специально?

— Могу сказать, что это моя мечта. Но не уверен, что она осуществится в самом ближайшем будущем.

На самом деле, не только моя мечта, но и желание консула — поближе изучить Россию, повнимательнее познакомиться с ее регионами. И Татарстан, безусловно, то место, где мне хотелось бы побыть подольше — задержаться.

А еще моя мечта — изучить язык…

— Какой язык? Русский или татарский? В Татарстане два государственных языка.

— Пока — русский. Два языка будет сложно выучить сразу (смеется).

Для развития связей между Италией и Татарстаном — много возможностей

— Вступая в должность, в одном из своих первых интервью российским СМИ вы подчеркивали, что сторонам необходимо активно выстраивать отношения в самых разных сферах: культурной, образовательной, научной… Какую роль в этих процессах можно отвести Татарстану и чего нам для этого пока не хватает?

В первую очередь стороны планируют сосредоточиться на укреплении промышленно-экономических связей. Фото: Ринат Назметдинов

— Думаю, что в первую очередь нам необходимо сосредоточиться все-таки на укреплении и развитии связей в области промышленности и экономики. Уверен, что для развития экономических связей между Италией и Россией, Италией и Татарстаном есть огромные возможности. В Татарстане уже успешно работают много итальянских фирм и компаний. Это и один из первых итальянских резидентов в Татарстане — Джузеппе Спарта, и банк «Интеза Санпаоло», и компания Tecnimont, а также CNH с крупным заводом в Набережных Челнах. Кроме того, сторонам стоит усилить возможности транспортно-логистического сообщения.

Уверен, что прочные торгово-экономические связи и надежное транспортное сообщение станут надежным фундаментом для развития и укрепления российско-итальянских и татарстано-итальянских связей во всех других сферах.

Справка

Джорджо Стараче — чрезвычайный и полномочный посол Италии в России.

Родился 23 февраля 1959 года в Витебро.

В 1982 г. — окончил факультет политической экономики миланского Университета Боккони.

С 1985 г. на дипломатической службе.

С 1989 по 1992 год работал в миссии при посольстве Италии в Гватемале.

С 1992 по 1995 год — первый секретарь торгового отдела при посольстве Италии в Пекине.

С 1996 по 1999 год — советник по международным делам при Министерстве сельского хозяйства, продовольствия и лесного хозяйства Италии.

С 1999 г. — советник при постоянном представительстве Италии при ООН в Нью-Йорке.

С 2002 г. — на службе в посольстве Италии в Нью-Дели.

С 2006 г. — дипломатический советник министра сельского хозяйства, продовольствия и лесного хозяйства Италии.

С 2010 г. — чрезвычайный и полномочный посол Италии в ОАЭ.

С 2015 г. — специальный представитель министра по Ливии при главном управлении по политическим делам и безопасности.

С 2017 г. — чрезвычайный и полномочный посол Италии в Японии.

С 1 октября 2021 г. — чрезвычайный и полномочный посол Италии в России.

Чрезвычайный и полномочный посол РФ

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Указ Президента РФ от 23 июня 2014 г. № 443 “О денежном вознаграждении лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации в дипломатических представительствах и представительствах Российской Федерации при международных организациях (в иностранных государствах)”

В целях обеспечения социальных гарантий лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации в дипломатических представительствах и представительствах Российской Федерации при международных организациях (в иностранных государствах), постановляю:

1. Ввести для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации в дипломатических представительствах и представительствах Российской Федерации при международных организациях (в иностранных государствах), денежное вознаграждение в рублях, выплачиваемое им в дополнение к установленным денежным выплатам в иностранной валюте, в размерах, определенных с учетом должностных окладов, надбавок и других выплат, согласно приложению № 1.

С введением денежного вознаграждения для лиц, замещающих указанные государственные должности Российской Федерации, иные условия оплаты их труда (в рублях) не применяются.

Читайте также:
Церковный брак: что это такое, описание и особенности

2. Установить, что:

а) при определении в соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 г. № 854 «О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы» размера ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации в дипломатических представительствах и представительствах Российской Федерации при международных организациях (в иностранных государствах), учитываются размеры денежного вознаграждения согласно приложению № 2;

б) порядок материального обеспечения лиц, замещающих предусмотренные настоящим Указом государственные должности Российской Федерации, в иностранной валюте определяется Правительством Российской Федерации;

в) повышение (индексация) денежного вознаграждения лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации в дипломатических представительствах и представительствах Российской Федерации при международных организациях (в иностранных государствах), в рублях, установленного приложениями № 1 и 2 к настоящему Указу, осуществляется в размерах и сроки, которые предусмотрены для федеральных государственных гражданских служащих;

г) при повышении (индексации) денежного вознаграждения лиц, замещающих предусмотренные настоящим Указом государственные должности Российской Федерации, его размеры подлежат округлению до целого рубля в сторону увеличения.

3. Правительству Российской Федерации обеспечить финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего Указа.

4. Признать утратившими силу указы Президента Российской Федерации по перечню согласно приложению № 3.

5. Настоящий Указ вступает в силу с 1 июля 2014 г.

Президент Российской Федерации В. Путин

Москва, Кремль
23 июня 2014 года
№ 443

Приложение № 1
к Указу Президента РФ
от 23 июня 2014 г. № 443

Размеры
денежного вознаграждения лиц, замещающих отдельные государственные должности Российской Федерации в дипломатических представительствах и представительствах Российской Федерации при международных организациях (в иностранных государствах), выплачиваемого им в дополнение к установленным денежным выплатам в иностранной валюте

Наименование должности Денежное вознаграждение (рублей в месяц)
Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации: в Великобритании, Индии, КНР, США, Франции, ФРГ, Японии; Постоянный представитель Российской Федерации при ООН 59 850
Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации (в иностранном государстве), Постоянный представитель (представитель, постоянный наблюдатель) Российской Федерации при международной организации (в иностранном государстве), имеющие дипломатический ранг Чрезвычайного и Полномочного Посла 57 000
Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации (в иностранном государстве), Постоянный представитель (представитель, постоянный наблюдатель) Российской Федерации при международной организации (в иностранном государстве) 43 700

Приложение № 2
к Указу Президента РФ
от 23 июня 2014 г. № 443

Размеры
денежного вознаграждения, учитываемые при установлении ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации в дипломатических представительствах и представительствах Российской Федерации при международных организациях (в иностранных государствах)

Наименование должности Денежное вознаграждение (рублей в месяц)
Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации: в Великобритании, Индии, КНР, США, Франции, ФРГ, Японии; Постоянный представитель Российской Федерации при ООН 81 513
Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации (в иностранном государстве), Постоянный представитель (представитель, постоянный наблюдатель) Российской Федерации при международной организации (в иностранном государстве), имеющие дипломатический ранг Чрезвычайного и Полномочного Посла 79 000
Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации (в иностранном государстве), Постоянный представитель (представитель, постоянный наблюдатель) Российской Федерации при международной организации (в иностранном государстве) 77 000

Приложение № 3
к Указу Президента РФ
от 23 июня 2014 г. № 443

Перечень
указов Президента Российской Федерации, утративших силу

1. Указ Президента Российской Федерации от 28 августа 2001 г. № 1080 «О денежном вознаграждении лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации в дипломатических представительствах и представительствах Российской Федерации при международных организациях (в иностранных государствах)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 36, ст. 3540).

2. Подпункт «б» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 25 июня 2002 г. № 655 «О повышении денежного вознаграждения лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 26, ст. 2570).

3. Подпункт «в» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 23 сентября 2003 г. № 1118 «О повышении денежного вознаграждения лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 39, ст. 3744).

4. Подпункт «б» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. № 766 «О повышении денежного вознаграждения лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 31, ст. 3462).

5. Подпункт «б» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. № 1491 «О повышении денежного вознаграждения лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 1, ст. 210).

6. Подпункт «б» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 18 октября 2007 г. № 1377 «О повышении денежного вознаграждения лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 43, ст. 5169).

7. Подпункт «б» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 29 марта 2008 г. № 420 «О повышении денежного вознаграждения лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 13, ст. 1256).

8. Подпункт «б» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 21 сентября 2008 г. № 1395 «О повышении денежного вознаграждения лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 39, ст. 4423).

9. Указ Президента Российской Федерации от 13 марта 2009 г. № 272 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 28 августа 2001 г. № 1080 «О денежном вознаграждении лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации в дипломатических представительствах и представительствах Российской Федерации при международных организациях (в иностранных государствах)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 12, ст. 1405).

10. Подпункт «б» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 3 мая 2012 г. № 571 «О повышении денежного вознаграждения лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 19, ст. 2324).

11. Указ Президента Российской Федерации от 24 октября 2013 г. № 799 «О повышении денежного вознаграждения лиц, замещающих отдельные государственные должности Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 43, ст. 5542).

Читайте также:
Передача прав по ценной бумаге

Обзор документа

Увеличено дополнительное денежное вознаграждение (в рублях) лиц, замещающих госдолжности в дипломатических представительствах и представительствах России при международных организациях (в иностранных государствах).

Речь идет о Чрезвычайных и Полномочных Послах, Постоянных представителях (представителях, постоянных наблюдателях) России при международных организациях (в иностранных государствах).

Также увеличены размеры денежного вознаграждения, учитываемого при установлении ежемесячной доплаты к пенсии названным лицам.

Ранги и классы дипломатических представителей: определение, классификация и особенности

Дипломатическое представительство – это государственное учреждение, возглавляет которое дипломатический агент, действующий от имени аккредитуемого государства в стране пребывания в целях установления и поддержания между обоими государствами дипломатических отношений. Эта организация призвана урегулировать возникающие конфликты, как правило, только мирными методами. Основополагающим международным документом, в соответствии с которым устанавливаются статус и функции дипломатических представительств, классы дипломатических представителей, является Венская конвенция о дипломатических сношениях (1961 г.).

Виды дипломатических представительств

Классификация дипломатических представительств довольно проста. Они могут быть созданы только в двух видах: миссия или посольство. Значительных различий между ними не существует, однако большинство стран, в том числе Российская Федерация, предпочитают обмен дипломатическими представителями – послами. В зависимости от этого выбора, устанавливаются и классы дипломатических представителей. Во главе посольства стоит полномочный или чрезвычайный посол, миссию возглавляет полномочный или чрезвычайный посланник, или же поверенный. На современном этапе государства в большинстве случаев создают свои дипломатические представительства по классу посольства.

Установление дипломатических отношений начинается с принятия общего соглашения. Например, в 1995 году Российской Федерацией и ЮАР было рассмотрено Совместное заявление об утверждении полномасштабных дипломатических отношений на уровне послов.

Отделения диппредставительств могут быть открыты и в городах. В 1995 г. в Екатеринбурге с согласия Правительства РФ было открыто отделение посольства Великобритании.

На практике государства предпочитают утверждать соглашения между собой в письменной форме, а именно: в нотах, совместных заявлениях, коммюнике.

Классы диппредставителей

К классам дипломатических представителей относятся: посол, посланник и поверенный.

Руководство дипломатических представителей подразделяется на:

  • Полномочных и чрезвычайных послов.
  • Полномочных и чрезвычайных посланников.
  • Поверенных в делах. При этом следует отличать поверенного в делах от временного поверенного. Последний является лицом, которое исполняет обязанности главы представительства только временно, ввиду его отпуска, отзыва, болезни и др.

Классы дипломатических представителей – посол, посланник, поверенный – проходят обязательную аккредитацию. Если посол и посланник аккредитуются главами государств, то поверенный – при министрах иностранных дел.

Правительство каждого государства решает, какой класс присвоить главе представительства.

Ранги диппредставителей

У большинства государств имеются ранги дипломатических представителей – это специальные звания, которые присваиваются работникам. Как и должности, они утверждаются законодательством соответствующей страны.

В России предусмотрены такие дипломатические ранги, как: чрезвычайный, полномочный посол, полномочный и чрезвычайный посланник первого и второго класса; советник первого и второго класса; первый секретарь первого или второго класса; второй секретарь первого или второго класса; третий секретарь; атташе.

Президенту принадлежит право присваивать дипломатические ранги посланникам и послам, министру иностранных дел – всем остальным. Сотрудники дипломатического персонала России поступают на службу в МИД.

Функции диппредставительств

К основным функциям дипломатических представительств в стране пребывания относятся:

  • защита граждан и интересов аккредитующего государства;
  • установление при помощи законных средств обстоятельств событий и условий пребывания;
  • представительство государства;
  • проведение переговоров с правительством.

Порядок назначения и введения в должность главы представительства

Аккредитуемое государство до назначения главы представительства запрашивает агреман (согласие) у руководства страны пребывания в отношении конкретной кандидатуры работника. В случае отказа в агремане либо отсутствия какого-либо ответа глава представительства не назначается. Государство вправе не давать комментариев и не мотивировать отказ.

То есть глава представительства утверждается только после получения агремана. Ему выдается верительная грамота, которая является документом, направляемым властям страны пребывания. Она означает, что выбранное лицо будет излагать дипломатическую волю данного государства, поэтому ему и просят «верить». Собственно, отсюда и пошла название «верительная грамота».

Главы диппредставительств в иностранных государствах в Российской Федерации назначаются Президентом, а министр иностранных дел подписывает верительные грамоты.

Одно лицо может занимать эту должность в двух или более государствах, но при условии, если стороны не имеют возражений против этого. Чаще всего страны обмениваются дипломатическими представителями равных рангов.

Формирование состава дипломатического представительства

Внутренняя структура, глава и персонал дипломатического представительства утверждаются законодательными актами аккредитующей страны.

В дипломатическом представительстве персонал состоит из трех групп работников:

  • дипломатический;
  • административно-технический;
  • обслуживающий.

Классы и ранги дипломатических представителей входят в первую группу работников. К ним относятся посланники, послы, советники первого и второго класса, атташе, специальные атташе (военно-воздушный, военный и др.), торговые представители, первые, вторые, третьи секретари.

Совокупность дипломатических представителей в стране пребывания составляет дипломатический корпус, который возглавляется деканом. Эту должность, как правило, занимает дипломатический представитель, чья продолжительность пребывания в государстве больше по сравнению с остальными.

К административно-техническому персоналу относятся лица, выполняющие административно-техническое обслуживание представительства (делопроизводители, референты, бухгалтеры, переводчики и др.).

Обслуживающий персонал – это работники, осуществляющие функции по обслуживанию представительства и его работников (повара, уборщики, садовники, шоферы и др.).

Членами дипломатического персонала могут быть только граждане представляемого государства, в то время как должности в административно-техническом или обслуживающем персонале вправе занимать и граждане страны пребывания.

Привилегии службы в дипломатическом представительстве

Под привилегиями подразумеваются специальные преимущества и права, которые предоставляются представительствам и их сотрудникам. Кроме того, каждый работник наделяется иммунитетами. Иммунитет – это исключение представительства из юрисдикции и каких-либо принудительных действий в стране пребывания. Все классы дипломатических представителей на службе имеют иммунитет и привилегии.

Следует различать иммунитеты и привилегии сотрудников и самих дипломатических представительств:

  • неприкосновенность зданий, земельных участков, помещений, то есть иммунитет от ареста, обысков или др.;
  • освобождение от налогов на всех уровнях управления, кроме оплаты счетов по конкретно оказанным услугам; от местных налогов и пошлин также освобождаются все виды выполняемых работ, например выдача виз;
  • документы, архивы, официальная корреспонденция, дипломатическая почта становятся неприкосновенными;
  • сотрудники имеют право на свободное перемещение по территории государства, в котором находится представительство;
  • личность, частная резиденция дипломатических агентов имеют такую же защиту;
  • сотрудники пользуются иммунитетом от гражданской, уголовной и другой юрисдикции, за исключением отдельных случаев.
Читайте также:
Какой шанс одобрения ипотеки

Основания для прекращения деятельности

Дипломатическое представительство завершает деятельность в стране пребывания при наступлении следующих обстоятельств:

  • прекращение существования как государства страны пребывания или аккредитующего государства;
  • разрыв одной из сторон или обеими дипломатических отношений;
  • начало между странами военных действий.

Деятельность каждого дипломатического агента в стране пребывания может быть завершена по причине его отзыва аккредитующим государством или объявлении его persona non grata, что означает «нежелательное лицо». Это может произойти по причине совершения им действий, идущих вразрез с официальным статусом (вмешательство в дела государство, шпионаж или др.). В ситуации отзыва главы представительства преемником или им самим главе страны пребывания или министру иностранных дел передаются отзывные грамоты. Все классы дипломатических представителей после прекращения деятельности организации подлежат возвращению в свое государство.

Чрезвычайный и полномочный посол России в Нидерландах Роман Колодкин: «Не хватает драйва российской столицы»

Алексей Зернаков

Посол России Роман Колодкин — представительный мужчина в традиционной дипломатической форме (в костюме при галстуке). Протокол — ничего не попишешь.

Наша беседа с Романом Анатольевичем начинается сразу же с горячих тем.

САНКЦИИ РАЗДОРА

– Насколько, по вашему мнению, так называемая санкционная война повлияла на отношения России и Голландии?

– Санкции, введенные Евросоюзом (в том числе и Нидерландами), и наши защитные меры, принятые в ответ, конечно, повлияли на наши отношения. Но для голландцев они вторичны. Прежде всего, на отношения повлияли события, из-за которых были приняты санкции. Речь идет в первую очередь о катастрофе малайзийского «Боинга» и в целом о событиях, происходящих на юго-востоке Украины.

Нужно понимать, что Голландия — небольшая страна. И гибель около двухсот человек стала настоящей национальной трагедией. Здесь траур не объявлялся с 1962 года (в связи с кончиной королевы Вильгельмины — «ВМ»). В самолете погибли или чьи-то знакомые, или знакомые знакомых. И это создало тяжелый негативный фон для отношений с Российской Федерацией, поскольку на Западе ситуацию поспешили представить так, будто во всем виновата Москва. А санкции — это уже развитие событий.

– У Голландии с Россией выстраивалось крепкое сотрудничество в разных областях, в том числе в сфере поставок сельхозпродукции. Как на экономике Нидерландов отразилась «торговая война»?

– Конечно, она ударила по Голландии довольно серьезно — ведь эта страна являлась одним из главных экспортеров сельхозпродукции в Российскую Федерацию. Хотя в целом в голландском экспорте Россия занимает не такое большое место. Наш торговый оборот с Нидерландами складывается из большого экспорта Российской Федерации в Нидерланды и небольшого экспорта из Голландии в нашу страну. В целом в экспорте Голландии мы занимаем около полутора процентов, а в сфере поставок сельхозпродукции — около 1,3 процента. Поэтому с точки зрения макроэкономики нынешняя ситуация не так сильно отражается на Нидерландах. Но если опуститься на уровень конкретных компаний — производителей сельхозпродукции, поставщиков, инвесторов, которые планировали строить у нас в стране предприятия по переработке, то их сложившаяся обстановка задевает очень сильно. Тем более что в Голландии резко упали закупочные цены, на рынок пришли дешевые груши и яблоки, в частности из Польши. Сегодня некоторые предприятия здесь близки к банкротству.

Сейчас принимаются защитные меры и используются механизмы, призванные компенсировать фермерам их потери. Но о тотальной компенсации, конечно, говорить не приходится. И голландцы сейчас активно ищут выход из сложившейся ситуации. Кстати, для кого-то это новые возможности. Многие ищут новые рынки, другие думают об экспорте с дочерних предприятий на территориях, которых не коснулась «торговая война». Или же работают над организацией производств в самой России. Но инвестировать сейчас сложно. Сегодня в Нидерландах не так просто найти средства для финансирования проектов в России, наша страна оценивается зарубежными кредитными организациями как территория с повышенными рисками.

Наши финансовые институты также ограничены сейчас в своих возможностях. Во многом из-за этого голландский бизнес и выступает сейчас против санкций. Об этом говорят и в правительстве Нидерландов: только за последний месяц был целый ряд выступлений на эту тему как со стороны объединения голландских предпринимателей и работодателей (которое играет в стране серьезную роль), так и со стороны крупнейших голландских компаний, которые прямо говорят, что сложившаяся экономическая ситуация контрпродуктивна. И что ничего хорошего от нее не будет никому.

– Как я понимаю, это уже общеевропейская тенденция. Во многих странах бизнесмены и политики начинают говорить о необходимости скорейшей отмены санкций.

– Да, это так. Но когда мы говорим об экономике и экспорте, надо помнить, что разные страны по-разному ощущают влияние торговых ограничений. Если говорить о Голландии, то ясно, что эта страна ориентирована на мировые рынки. И Россия всегда была привлекательна для голландского бизнеса. Как я называю Голландию — маленькая большая страна. Маленькая с точки зрения населения и территории и большая с точки зрения своих позиций в мировом бизнесе и мировых финансах.

УКРАИНСКИЙ РАЗЛОМ

– В нашей стране бытует мнение, что в последние месяцы в Европе не рады видеть россиян. Как вы считаете, так ли это?

– Здесь у людей очень разные чувства в отношении нашей страны. Но я не могу сказать, что многие переносят негативный фон на простых людей. Я по-прежнему вижу приветливость и нормальные человеческие отношения. Хотя слышал и о других случаях. Лучше всего говорят цифры — россиян в Голландию в этом году едет больше, чем раньше. На настоящий момент россиянам выдано более 60 тысяч виз. И это больше, чем раньше. Получается, что на туристический кластер санкции повлияли в обратную сторону. В то же время мы видим снижение числа российских виз, выданных голландцам. С июля месяца мы выдали их примерно на 4 тысячи меньше, чем за этот же период прошлого года. Но тут нужно иметь в виду, что прошлый, 2013 год был особенным в наших двусторонних отношениях. Это был Год России в Нидерландах и Нидерландов в России. Поэтому, когда мы сравниваем интенсивность контактов (и политических, и экономических, и культурных), частоту поездок людей, то нужно понимать, что в прошлом году мы выдали примерно на 10 процентов больше виз, чем ранее. В среднем мы выдавали около 45 тысяч виз. В прошлом же году — 55 тысяч.

Читайте также:
Возможна ли компенсация по договору строительства?

Но мы надеемся, что постепенно жизнь будет возвращаться в прежнее русло нормального конструктивного диалога. И стараемся максимально сохранить то, что нас связывало. Ведь это та основа, которая скрепляет наши страны многие годы. И даже века. К тому же нельзя забывать, что, несмотря на некоторый торговый спад (начавшийся, кстати, еще в прошлом году), голландцы были и остаются нашим вторым торговым партнером.

– Как местные СМИ освещают конфликт на Украине?

– То, что я сказал о негативном эмоциональном фоне, в большей степени связано с позицией ряда СМИ. Объективность сама по себе — вещь довольно субъективная. Каждый всегда оценивает ту или иную ситуацию по-своему. Часто в прессе появляются статьи откровенно негативного для нас характера. Да и сами голландцы признают, что освещение событий часто бывает не совсем объективным. К сожалению, для прессы характерно быстро делать выводы и бросаться громкими заголовками. Это закон жанра. Обидно, что часто публикуется непроверенная информация. А потом, когда появляется опровержение, оно, если и появляется в газетах, то далеко не на первых страницах. Да и нанесенного ущерба оно уже не компенсирует. И это не только наши наблюдения.

В начале сентября в одной из популярных газет появилась статья, которая так и называлась: «Мифы о катастрофе “Боинга”». И там анализируется та информация, которая появилась первоначально (и на которой, кстати, во многом основывалась реакция голландского правительства), и то, что было озвучено впоследствии. И выясняется, что все, мягко говоря, не так, как рисовалось в начале. Нужно понимать, что публикации в СМИ подпитывают настроения людей, а потом настроения людей подпитывают уже газеты и журналы. Это такой бесконечный процесс. Конечно, есть статьи и более позитивного для нас свойства. Люди в них задаются вопросами о корнях сложившейся ситуации на Украине. Говорят о существенной вине Запада в том, что там происходит. Говорят о необходимости переосмыслить свои подходы. Аналитики размышляют, как выходить из кризиса.

Нашей стране в голландской прессе всегда уделяется много внимания. Удельный вес материалов о России в местных СМИ очень велик. Сейчас события на Украине немного ушли на второй план в связи с событиями на Ближнем Востоке; есть определенная информационная пауза в том, что касается расследования катастрофы «Боинга». Кстати, если сравнивать это с расследованием причин разных авиакатастроф, то не думаю, что ситуация с малайзийским «Боингом» чем-то принципиально от них отличается. Я помню катастрофу над Боденским озером — тогда расследование ее причин тоже заняло очень много времени.

– И все-таки — как простые голландцы относятся к ситуации на Украине?

– Вы знаете, очень по-разному. Многие считают, что все это должны решить Россия и Украина. Те, кто мало-мальски следят за происходящим, понимают, что у нашей страны есть свои интересы. И все понимают, что ситуация на Украине сложилась непростая. И все понимают, что ситуация очень трагичная. И все хотят, чтобы этот кошмар побыстрее закончился. И никто не хочет никаких вооруженных конфликтов. Люди очень приветствуют наметившийся прогресс в разрешении украинского кризиса.

– Вы говорили о повороте интереса голландцев к ближневосточным конфликтам. Почему?

– Понимаете, они несут угрозу уже самим Нидерландам. Сейчас начинается громкий судебный процесс в Бельгии. Там арестована чета из Голландии, подозреваемая в подготовке теракта. Из того самого района, где недавно были демонстрации и столкновения с полицией. В них участвовали и прорадикальные, и антирадикальные мусульмане, и правые антимусульманские организации. Сегодня в Голландии это очень серьезная проблема. Так же как джихадисты, уезжающие из Нидерландов на Ближний Восток и затем возвращающиеся сюда и несущие с собой радикальные идеи. Сейчас с этим начали бороться. Ведь здесь большое мусульманское население. Это очень серьезный общеевропейский вопрос.

– Если сравнивать Голландию и Россию, чем они похожи и чем отличаются?

– Я таким сравнением специально не занимался. Но если бы мы были совершенно различными, нам было бы сложно делать вместе многие вещи, которые мы сегодня делаем. Ведь нас связывают века. У нас идет взаимопроникновение языков. В русский язык много пришло из голландского: в первую очередь все, что связано с морем, флотом. Для себя я бы сформулировал такое отличие (причем не только от России, но и от многих других стран): Голландия очень ровная страна. Не только в плане ландшафта, но и в том, что касается жизни людей. Здесь не любят больших различий.

В Голландии не приветствуется, чтобы одни люди сильно отличались от других. Здесь нет такого имущественного разделения, не любят показного богатства, а также привилегий и льгот — во многом это историческое влияние протестантизма. Наверное, поэтому дипломатов здесь не очень привечают. В Голландии в чести серьезный, но не авральный труд. В Голландии все делается спокойно, планомерно и иногда даже видимо неспешно. И при этом вовремя. В Нидерландах очень высок уровень самоорганизации людей. И несмотря на то, что голландцы часто прямы и даже нелицеприятны, потому что не стесняются в выражениях, они умеют договариваться. Иначе бы они просто не выжили. Тот факт, что здесь всегда коалиционное правительство, которое при этом ухитряется работать, говорит об этом. Люди здесь независимы в суждениях.

Читайте также:
Срочный вклад: что это такое, описание и особенности

Очень точно про Голландию написал Бродский:

«Голландия есть плоская страна,
переходящая в конечном счете в море,
которое и есть в конечном счете
Голландия».

Да, наши страны очень плотно связаны исторически, взять хотя бы Петра Первого.

Петр Первый — отдельная часть нашей общей традиции, недаром его бюст работы скульптора Александра Таратынова стоит в посольстве. Но он не единственный российский император, который посещал Голландию с серьезными последствиями для наших двусторонних отношений. Здесь был Александр I. И не исключаю, что именно здесь возникла идея выдать его сестру Анну Павловну замуж за голландского принца. Что впоследствии и было реализовано. Кстати, Анна Павловна здесь очень популярна: в ее честь названы улицы, населенные пункты. А домик Петра стараниями тех людей, которые здесь живут и работают, а также благодаря спонсорству российского бизнеса сейчас находится в отличном состоянии. В прошлом году были проведены соответствующие работы.

– Какие у вас любимые места — в Москве и Гааге?

– В Москве я очень люблю центр, особенно район вокруг МИДа. И очень люблю Ленинские горы. Я учился там в университете и никогда не забуду ощущения, когда после двух лет обучения на Моховой, мы, уже третьекурсники, переехали после картошки во второй корпус гуманитарных факультетов. А потом мы строили здание, где затем размещался экономический факультет МГУ. Я очень люблю Лужники и набережную Москвы-реки от Новодевичьего монастыря до метромоста. Мы там очень много гуляли с женой, когда жили в Москве. Там сейчас, наверное, все переменилось. Я очень люблю воду — наверное, поэтому мне так нравится Голландия. Я родился в Ленинграде, и поэтому здесь мне комфортно. Я доволен, что мы живем в Гааге, а не в Амстердаме. И близость моря — его берег — помогают, если у вас плохое настроение. Достаточно на полчаса пойти погулять по пляжу, посидеть на берегу — и все проходит.

ВЕКОВЫЕ СВЯЗИ

– С какими вопросами чаще всего обращаются в посольство наши сограждане?

– Очень много наших туристов едет в Амстердам. Некоторых потом начинают искать родственники. Хотя преступность в Амстердаме небольшая, бывает, люди сталкиваются с полицией: кражи, наркотики. Ведь в этом городе внешне очень свободная атмосфера. И люди едут попробовать для себя что-то новое. Иногда — с последствиями. Бывает, что они оказываются без документов. Мы, конечно, помогаем им вернуться. Здесь много постоянно живущих русскоговорящих людей. Иногда бывает сложно определить, кто русский, кто украинец, а кто белорус. Для местных властей подавляющее большинство из них — именно русские. По их оценкам, здесь проживает до 90 тысяч русскоговорящих, что для такой страны очень немало. Здесь есть несколько приходов Русской православной церкви, есть полтора десятка школ выходного дня, где ведется преподавание на русском языке. Сейчас мы также открыли в Гааге визовый центр, который упростил нашу жизнь. Мы надеемся, что вскоре поток желающих попасть к нам в страну восстановится.

– Назначение в Нидерланды — ваш первый опыт работы чрезвычайным и полномочным послом. Тяжело было поначалу?

– До этого я восемь лет был директором Правового департамента Министерства иностранных дел. А также работал за границей — в представительстве при международных организациях в Женеве. И этот опыт мне пригодился, ведь в Нидерландах я не только посол, но и постоянный представитель при Организации по запрещению химического оружия. Эта работа занимает немалую часть моего времени, иногда даже большую, чем двусторонние отношения. Так, последний год мы очень много занимались химической демилитаризацией Сирии. А само посольство примерно такого же размера, как департамент, которым я руководил до этого. Но здесь много нового — большое хозяйство, которым надо ежедневно заниматься.

– Чем Вы увлекаетесь в свободное время, если оно, конечно, у вас есть?

– Было бы страшно, если бы свободного времени совсем не было. Как там говорят: «Вы все время работаете — а когда же вы думаете?» В свободное время я продолжаю заниматься международным правом. Наукой, которую по-прежнему считаю своей профессией. Пытаюсь писать статьи. А в прошлом году вместе с одним своим коллегой компилировал сборник статей памяти моего отца. Мне кажется, получилась неплохая работа. Еще я очень люблю музыку. По возможности читаю и смотрю футбол. Всю жизнь я болею за ЦСКА.

– А чего вам не хватает в Голландии?

– К сожалению, современные коммуникации не заполняют в полной мере лакуны личного общения. Мне очень не хватает моих друзей, мамы. Друзья, правда, иногда приезжают, но это не то. А вообще мне очень не хватает Москвы. По ней хочется походить, окунуться в родную языковую среду. Когда супруга оказывается в Москве, она постоянно пытается охватить максимум возможного за короткое время. Она беспрерывно ходит по концертам, спектаклям, выставкам. В столице совершенно другой ритм жизни, и этой скорости, этого драйва иногда не хватает. Мне иногда кажется, что в Голландии я единственный человек, который куда-то торопится. Не хватает вкуса любимых продуктов, например наших помидоров. Или антоновских яблок. Здесь грех жаловаться, но в тех русских продуктах есть что-то родное. Живущие здесь люди вряд ли это поймут.

СПРАВКА

Роман Анатольевич Колодкин родился в Ленинграде 29 июля 1960 года. Окончил с отличием юридический факультет МГУ, а потом — очную аспирантуру юридического факультета МГУ по кафедре международного права. Кандидат юридических наук. Работал директором Правового департамента МИД России, являлся членом Коллегии Министерства иностранных дел России. Вице-президент Российской ассоциации международного права. С 2010 года — чрезвычайный и полномочный посол Российской Федерации в Королевстве Нидерландов, Постоянный представитель Российской Федерации при Организации по запрещению химического оружия. Имеет дипломатический ранг Чрезвычайного и Полномочного Посла. Женат. Имеет двоих сыновей. Владеет английским и французским языками.

Читайте также:
Упущенная выгода: что это такое, описание и особенности

Чрезвычайные и полномочные. Женское лицо российской дипломатии

От Александры Коллонтай до Натальи Поклонской

Президент Владимир Путин своим указом назначил экс-депутата Госдумы Наталью Поклонскую послом России в Кабо-Верде. Сама она оценила свое назначение как долгожданное, для неё это – большая честь и ответственностью перед страной.

Немедленно – и ожидаемо – оживилась Украина. Киев уже выступил с обращением к властям Кабо-Верде, в котором поднял вопрос о “преступной деятельности Поклонской, которая разыскивается властями Украины за государственную измену”. Резюмировав, что спрятаться от украинского правосудия не получится даже в Африке.

Можно только посочувствовать украинскому правосудию, которое – вместе с украинскими дипломатами – уже рисует запрос на экстрадицию. Тот простой факт, что любой посол – фигура неприкосновенная (даже гитлеровская Германия, начавшая войну против СССР, интернировала всех советских посольских работников и членов их семей), от украинских профессионалов как-то ускользнул.

Так что их, похоже, ждет очередная масштабная зрада, а Поклонскую – ласковый климат и бирюзовые воды Островов Зеленого Мыса. К слову, Наталья Владимировна стала десятой за всю советскую и российскую историю женщиной-послом.

Живописные пляжи и мелодичные романсы босоногой дивы Сезарии Эворы – пожалуй, всё, что слышало большинство соотечественников про Кабо-Верде. Зато теперь, после назначения туда послом Натальи Поклонской, как она сама шутливо заметила, почти все узнали, где находится это крохотное государство.

Население страны – немногим больше всего Севастополя. Россия везет на острова продовольствие, оттуда доставляет ткани. Однако в порты заходят не только торговые, но и военные российские корабли: Кабо-Верде занимает стратегическое положение в Атлантике, и это особенно важно.

“Для меня это назначение является большой честью и ответственностью перед страной. Обещаю выполнять свой долг достойно и оправдать оказанное мне высокое доверие”, – отметила сама Поклонская.

По словам теперь уже коллег экс-депутата, Кабо-Верде вовсе не такая простая страна, как может показаться. Вечные проблемы с пресной водой, из-за чего растут лишь бананы и кукуруза. Колоссальный наркотрафик: в прошлом году задержали рекордную партию кокаина – 11 тонн. А ещё это самое толерантное к ЛГБТ-движению государство в Африке. Провожая нового посла в дорогу, недоброжелатели вспомнили даже, что именно острова Зелёного мыса в греческой мифологии были родиной женщин-чудовищ горгон.

Едва ли чьё-либо ещё назначение на этот пост вызвало бы такой ажиотаж, соглашаются политологи. Наталья Поклонская становится третьей действующей женщиной-послом России за рубежом и десятой в истории страны. Но самая первая и до сих пор самая яркая звезда женского дипломатического корпуса зажглась ещё в начале прошлого века. Александра Коллонтай: прекрасный собеседник, она легко и на равных вступала в диалог с блистательными интеллектуалами своего времени. В ней чудесным образом сочетались природная грация, аристократические манеры и эрудированность. Она вдребезги разбила расхожее мнение о том, что красивая женщина не может быть умной, а умная – красивой.

“Она показалась мне красивой, одета была не так, как обычно одевались русские эмигрантки, желавшие подчеркнуть свое пренебрежение к женственности, да и говорила она о том, что должно было увлечь восемнадцатилетнего юношу”, – писал Илья Эренбург.

Увлекать юношей – то, что Коллонтай умела делать с истинно женским обаянием. Некоторые не могли вынести отказа и сводили счеты с жизнью. В числе любовников Александры Михайловны называли лучших революционеров того времени – Леонида Красина, Александра Шляпникова. Единственный брак Коллонтай с троюродным братом продлился недолго. Для нее, которую за неукротимый темперамент прозвали “валькирией революции”, семейная жизнь оказалась слишком пресной.

Другое дело – высокий, статный моряк-балтиец Павел Дыбенко. Они оба займут министерские должности в новом советском правительстве, но даже тогда не станут скрывать близкую связь. Которую широко обсуждали, что неудивительно. Она – дворянка и дочь царского генерала, он – крестьянский сын. Ей в ту пору – 45, ему – всего 28. Но из-за постоянных измен и эта самая большая любовь в жизни Коллонтай окончится трагедией.

“Моё последнее решительное слово сказано. В среду я уезжаю в Москву, ухожу от него. Навсегда. Он быстро повернулся ко мне спиной и молча зашагал к дому. Четко прозвучал выстрел в ночной тишине удушливой ночи. Я интуитивно поняла, что означает этот звук и, охваченная ужасом, кинулась к дому. На террасе лежал он”, – это её воспоминания.

Пуля прошла мимо сердца. Дыбенко выжил. Но вместе с Коллонтай они больше не будут Уже потом новым избранником Александры Михайловны станет 30-летний французский коммунист Марсель Боди. Ещё позже – секретарь советского посольства Семен Мирный. Он был на 26 лет моложе своей 58-летней избранницы.

Свободная от предрассудков, Коллонтай всю жизнь продолжала бороться за права женщин. Отчасти благодаря ей весь мир отмечает 8 марта как международный женский день. Благодаря ей уравняли в правах мужей и жён, внебрачных детей и законнорождённых чад. Благодаря ей аборты в стране стали законными, а супруги могли получать развод без лишних вопросов. Принятые Коллонтай декреты по тому времени были прогрессивней, чем в большинстве европейских стран. Даже Норвегии и Швеции, куда Александра Михайловна была вскоре назначена послом.

“Коллонтай читала на большинстве европейских языков, у нее была сильная память. Это создавало как раз те условия, которые ей позволили занять ту должность, в которой она была. После войны в 47 году ей предлагали вручить Нобелевскую премию мира за ее как раз усилия в годы Второй мировой”, – отметил Алексей Ручкин, руководитель кафедры истории и МХК ОШ ЦПМ.

Накануне Второй мировой войны она выполняла личные поручения Иосифа Сталина и вела секретные переговоры. Встречалась с наследным принцем Швеции – будущим королем, чтобы убедить не выступать на стороне Германии. Но свою главную дипломатическую партию Александра Михайловна разыграла уже будучи прикованной к инвалидному креслу. Именно ей приписывают основную роль на мирных переговорах Советского союза и Финляндии. Приехавший в Стокгольм молодой тогда дипломат Владимир Ерофеев вспоминал: “Её разбил паралич. Левая рука и нога у неё не действовали. Меня она принимала сидя в кресле-коляске, без которой уже тогда не могла находиться. Говорила она с трудом, но старалась держаться бодро. Улыбалась, ко всему проявляла большой интерес. Короче, не сдавалась”.

Читайте также:
Учет налогоплательщиков: что это такое, описание и особенности

После Коллонтай летопись советской женской дипломатии оборвется лет на 20. Пока на трибуне Генеральной Ассамблеи ООН не появится Зоя Миронова. Представлять интересы страны ей пришлось как раз в те годы, когда за Советским Союзом закрепился – пока негласно, но уже вполне отчетливо – образ “империи зла”. Однако, вразрез политическим стереотипам, эта “империя” в лице Мироновой продолжала защищать права женщин и решать гуманитарные вопросы.

Несмотря на очевидные успехи, высотка на Смоленской площади по-прежнему слыла исключительно мужским бастионом. В стенах МИД до сих вспоминают заседание конца 80-х. Докладывая Шеварднадзе о наборе молодых специалистов, кадровики бодро рапортовали: приняли на службу женщин в два раза больше, чем в прошлом году. Оказалось – двоих.

Лишь в 90-е годы дипломатический корпус пополнят Зоя Новожилова – в качестве посла в Швейцарии, потом Валерия Калмык – в Коста-Рике и, наконец, Валентина Матвиенко – на Мальте. Одним из первых её распоряжений было – снести глухую стену вокруг диппредставительства. Сотрудников она обеспечила комфортабельными автомобилями – зато напрочь отменила сиесту в обеденные часы.

“У неё была такая последовательность, цепкость, и, вы знаете, такое было, что ли, понимание, что если она мне звонит, звонит с чем-то, то лучше сделать, потому что она этот вопрос от себя не за что не отпустит. Поэтому сразу надо было идти навстречу и то, что просила делать, немедленно делать”, – рассказал Андрей Бакланов, бывший посол России в Саудовской Аравии.

Новость о распаде Советского Союза застала Матвиенко на Мальте. Почти 48 часов, осаждаемая журналистами, она оставалась послом несуществующей страны. Потом то ли в шутку, то ли всерьез рассказывала, как всю ночь сама шила новый российский флаг. Но по-настоящему важное достижение в её дипломатической карьере случилось позже – в Греции. Валентина Ивановна сумела продавить сложнейшую сделку: впервые в истории страна блока НАТО предпочла купить российское вооружение вместо американского.

“Мы хотели сохранить отношения с Турцией и в то же время наладить отношения с Грецией. Некоторые думали, что, когда Греция уйдет в Европейский союз, у нас резко ухудшатся отношения. Этого не произошло, и я думаю, что Матвиенко сыграла в этом свою роль”, – рассказал Евгений Примаков, бывший министр иностранных дел России.

Сегодня среди российских послов и их советников за рубежом работает около 10% женщин. Людмила Воробьева представляет Россию сразу в четырёх странах (уникальный случай): в Индонезии, Папуа-Новой Гвинее, Кирибати и Восточном Тиморе. Элеонора Митрофанова возглавляет наше диппредставительство в Болгарии.

Ситуация явно меняется, но до Швеции еще далеко: там больше трети послов – прекрасный пол. Видимо, услышали слова американской писательницы Клэр Люс, которая утверждала: “В дипломатии самое главное – внушить другому, что ваша идея – его собственная. А женщины ведь только этим и занимаются”.

Анна Пешехонова, Елена Мекертычева, Антон Нагорный, “В Центре Событий”, “ТВ Центр”

Дипломатические ранги и классы, порядок их присвоения

Дипломатическая работа, как и любая иная служба, имеет свою особенную ранжированную систему дипломатических званий и рангов, которые присваиваются согласно правилам. Подобная система сложилась не только в Российской Федерации, но и в большинстве других стран. Именно поэтому очень важно ориентироваться на ныне существующие дипломатические чины и ранги, которые являются признаками компетентности дипломата в занимаемой должности.

Историческая справка

Несмотря на всю длительную историю дипломатии, впервые о дипломатических рангах и классных чинах, которые начали присуждаться дипломатам, стали говорить только в 1815 году. Именно в это время был принят Венский трактат, который и закрепил само понятие и иерархию рангов. Однако вплоть до Октябрьской революции главенствующее место в стране по-прежнему занимала составленная еще во времена Петра Первого “Табель о рангах”. Однако с приходом к власти Советов она сразу же была упразднена, а вместе с ней – дипломатические, специальные и воинские ранги. После этого долгое время в СССР пользовались единым понятием – полномочный представитель. Только в 1941 году по приказу Сталина главам дипломатических представительств начали давать классы, однако дипломатические ранги в стране по-прежнему не использовались еще пару лет, пока в мае 1943 года их не вернули новым указом. Они стали персональными и давались человеку пожизненно, а не временно. Существующая на данный момент в стране система дипломатических рангов пришла именно с советского времени и не претерпела с дня своего создания значительных изменений.

Законодательная база

На данный момент порядок присвоения дипломатических рангов регламентируется Указом президента Ельцина под № 1371, принятым еще в октябре 1999 года, незадолго до отставки. Именно он курирует порядок присвоения и сохранения рангов, существующих в России. В последний раз указ редактировался в 2006 году.

Под действие указа подпадают все дипломатические служащие, которые находятся на:

  • государственных должностях в России;
  • на должностях, имеющихся в Министерстве иностранных дел на государственной федеральной гражданской службе, а также его территориальных представительствах;
  • в консульствах и дипломатических представительствах страны.

Однако, помимо самого указа, обратить внимание стоит и на ФЗ № 5, который говорит о соотношении дипломатических рангов и воинских званий. Это подтверждает факт, что дипломатическая служба является столь же важной для защиты страны, как и армейская. Подобные соотношения классных чинов и дипломатических рангов характерны для многих государств мира.

Понятие

Прежде чем перейти к перечню существующих рангов, следует дать развернутое определение самому термину. На сегодняшний день под дипломатическим рангом понимается особое служебное звание, которое присваивается дипломатическому персоналу сотрудникам МИДа и диппредставительств за пределами страны. Подобное звание считается показателем личного уровня профессионализма человека и призвано стимулировать карьерный рост работников и постоянно повышать свой профессиональный уровень. Помимо этого, такой личный дипломатический ранг показывает опытность дипломата, его способность решить возникшую проблему в ходе переговоров, уровень знаний.

Читайте также:
Революционный трибунал: что это такое, описание и особенности

Помимо этого, присвоение ранга дает и материальную надбавку к окладу, что является приятным нюансом для государственных служащих и воодушевляет их на повышение личностных качеств.

Иерархия дипломатических рангов

В зависимости от занимаемой должности дипломатическим работникам могут быть присвоены следующие чины.

Данную должность может занимать сам министр иностранных дел, его заместитель, генеральный директор или посол по особым поручениям при ООН.

Подобная модель рангов используется в настоящее время в Российской Федерации. В зависимости от страны она может немного видоизменяться.

Соотношения дипломатических рангов и воинских чинов

Существует особая таблица, которая устанавливает подобное соотношение, чтобы иметь возможность разобрать степень влияния людей на существующую ситуацию в стране. Он достаточно прост, но имеет одну особенность. Подобные соотношения классных чинов и дипломатических рангов устанавливаются лично указом Президента, и никак иначе. Все иные априори являются незаконными.

Ранг Воинское звание
Чрезвычайный и Полномочный Посол Генерал армии
Чрезвычайный полномочный посланник 1 класса Генерал-полковник
Чрезвычайный полномочный посланник 2 класса Генерал-лейтенант
Советник первого класса Генерал-майор
Советник второго класса Полковник
Первый секретарь 1 класса Подполковник
Первый секретарь 2 класса Майор
Второй секретарь 1 класса Капитан
Второй секретарь 2 класса Старший лейтенант
Третий секретарь Лейтенант
Атташе Младший лейтенант

Подобные воинские чины и дипломатические ранги также в зависимости от ситуации можно соотнести с классными чинами федеральной государственной гражданской службы при необходимости.

Ранжированная система иных стран

На данный момент подобная система иерархии существует, за исключением нескольких нюансов, только в бывших советских странах и Франции. На отдельном уровне можно заметить несколько схожих черт в распределении советников в Германии.

В отличие от них, в англоязычных странах, вроде Великобритании и США, используется очень сложная литерно-цифровая система ранжирования, которая устанавливает должности в зависимости от множества критериев, таких как выслуга лет, условия работы, уровень ответственности и множество иных параметров.

Наиболее универсальными в международной дипломатической системе являются атташе. Они есть практически везде, однако под этим названием в иностранных государствах принято принимать всего лишь стажеров. Таким образом, свою профессиональную деятельность дипломаты данных стран сразу начинают с должности третьего или второго секретаря, в отличие от России. Именно здесь дипломатические ранги и воинские звания сильно расходятся, ведь соответствующий уровню атташе младший лейтенант уже считается офицерским чином.

Прибавка к жалованию

Еще одной из особенностей существующего указа о присвоении ранга считается установление месячной зарплаты сотрудникам дипломатических представительств. Она напрямую зависит от имеющегося ранга, а потому прямо соизмеряется с ним. На данный момент их общая трудовая зарплата начисляется именно по такой формуле: оклад по рангу с приплюсовыванием надбавки за занимаемую человеком должность. Поэтому дипломатический ранг способен очень сильно влиять в материальном плане.

Процесс присвоения рангов

Вся система присвоения рангов в Российской Федерации строго регламентирована указом. Она может происходить исключительно в соответствии с:

  • нормативно-правовой базой, существующей в стране;
  • стажем и опытом работы дипломатического представителя;
  • удовлетворением требований к специфике и уровню профессионального образования;
  • знанием всех нормативно-правовых актов и законов, которые прямо или косвенно относятся к данной должности;
  • количеством времени, которое претендент занимал в предыдущем ранге;
  • наличием сертификата, который подтверждает достаточный уровень владения языком или языками для занимаемой должности;
  • анализом служебной деятельности человека, которую тот осуществлял во время всего периода работы.

Сроки

Одним из важных пунктов, согласно которому присваиваются ранги, является срок пребывания человека в предыдущем. Законодательно закреплен необходимый минимум лет, по прошествии которых соискатель может претендовать на следующий:

  • на должности атташе – не менее 2 лет;
  • также по 2 года должны отработать лица в званиях от третьего до первого секретаря 2 класса;
  • для первого секретаря 1 класса придется ждать 3 года, как и для советника 2 класса;
  • для дипломатов ранга 1 советника и выше минимальный временной срок не устанавливается.

Нюансы рангового присвоения

Существующие нормативные акты несут ряд особенной информации, которая имеет значение для понимание ранговой системы:

1. Ранг для дипломата присуждается на весь период его жизни с записью в личное дело и трудовую книжку. Решение о его присуждении принимается исключительно президентом или главой МИДа.

2. В ряде профильных образовательных учреждений после выпуска по желанию аттестационной комиссии и после прохождения испытания на профессионализм может быть пожалован ранг атташе.

3. В ряде исключительных случаев система иерархии и минимальности лет может быть нарушена. Людям, выполнившим важное дипломатическое задание или имеющим особые отличия, новый ранг может быть присвоен без учета ранжирования.

4. Высшие дипломатические ранги могут назначаться только Президентом. Все остальные, начиная с Советника, – по решению аттестационной комиссии.

5. При наличии одновременно ранга и классного чина при оплате труда превалирует именно дипломатическая составляющая.

Заключение

В России существует строгая иерархия дипломатических рангов, которая достаточно сильно напоминает воинскую. Существуют определенные требования, достаточно сложная и строгая градация, а присвоение очередного ранга имеет собственный регламент. Причем подобная система характерна не только для России, но и для большинства стран мира, хоть и со своими нюансами. В Российской Федерации практически вся система подобной иерархии стоит исключительно на указе президента, который пришел со времен Советского Союза и практически не изменялся. Подобная устойчивость на протяжении многих лет сделала порядок присвоения дипломатических званий и рангов достаточно простым на практике.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: