Денежное обязательство: что это такое, описание и особенности

Денежное обязательство: что это такое, описание и особенности

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Минфина России от 25 сентября 2020 г. N 02-06-10/86916 Об особенностях отражения в учете принимаемых обязательств, принятых обязательств

Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее – Департамент) рассмотрел письмо (далее – Письмо) и сообщает.

1. Обязательные общие требования к учету организациями бюджетной сферы нефинансовых, финансовых активов, обязательств, операций, их изменяющих, и полученных по указанным операциям финансовых результатов на соответствующих счетах Единого плана счетов определены Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. N 157н (далее – Инструкция N 157н).

Согласно пункту 308 Инструкции N 157н принимаемыми обязательствами признаются обязательства, обусловленные законом, иным нормативным правовым актом обязанности учреждений предоставить с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствующем финансовом году денежные средства. Указанные обязательства отражаются на счете 1 502 07 000 “Принимаемые обязательства”.

Учет принимаемых обязательств, принятых обязательств (расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году) осуществляется согласно пункту 309 Инструкции N 157н по аналитическим группам синтетического счета объектов учета, формируемых по финансовым периодам.

Положениями Инструкции по применению плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. N 162 (далее – Инструкция N 162н), установлено, что:

по кредиту счета 1 502 07 000 “Принимаемые обязательства” отражаются суммы бюджетных обязательств, принимаемых при размещении в единой информационной системе извещений об осуществлении закупок с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в размере начальной (максимальной) цены контракта;

по дебету счета 1 502 07 000 “Принимаемые обязательства” отражаются суммы принятых бюджетных обязательств по контракту, заключенному с победителем при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Порядком формирования Отчета о бюджетных обязательствах (ф. 0503128) (далее – Отчет (ф. 0503128)), установленным Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. N 191 (далее – Инструкция N 191н), установлено, что в графе 8 указанного отчета отражаются принятые бюджетные обязательства с применением конкурентных способов относительно начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении конкурса (аукциона, запроса котировок, запроса предложений).

При этом согласно пункту 70 Инструкции N 191н обязательства финансовых годов, следующих за текущим (отчетным) финансовым годом, подлежат отражению в разделе “3. Обязательства финансовых годов, следующих за текущим (отчетным) финансовым годом” Отчета (ф. 0503128).

Таким образом, принятые в текущем финансовом году бюджетные обязательства по заключенному с использованием конкурентных способов определения поставщиков контракту, подлежащие исполнению в первом году, следующем за текущим (в очередном финансовом году), отражаются в графах 7 и 8 раздела “3. Обязательства финансовых годов, следующих за текущим (отчетным) финансовым годом” Отчета (ф. 0503128).

Указанные показатели принятых бюджетных обязательств подлежат переносу на счета санкционирования текущего финансового года в первый рабочий день текущего года и в Отчете (ф. 0503128) года, следующего за годом заключения контракта, отражаются в графе 7 раздела “1. Бюджетные обязательства текущего (отчетного) финансового года по расходам” без отражения в графе 8 указанного раздела Отчета (ф. 0503128).

2. В соответствии с пунктом 302.1 Инструкции N 157н на счете 1 401 60 000 “Резервы предстоящих расходов” учитываются суммы, зарезервированные в целях равномерного включения расходов на финансовый результат учреждения, по обязательствам, не определенным по величине и (или) времени исполнения.

Вместе с тем согласно пункту 308 Инструкции N 157н обязательства учреждения, величина которых определена на момент их принятия условно (расчетно) и (или) по которым не определено время (финансовый период) их исполнения, при условии создания в учете учреждения по данным обязательствам резерва предстоящих расходов являются отложенными обязательствами. Учет отложенных обязательств осуществляется на счете 1 502 09 000 “Отложенные обязательства”.

Пунктом 141.2 Инструкции N 162н установлено, что при принятии бюджетного обязательства за счет ранее сформированных отложенных обязательств (при определении размера обязательства и соответствующих финансовых периодов (текущий, очередной финансовый год, первый и второй годы планового периода), в которых данное обязательство предусматривается исполнить, отражается по дебету счета 1 502 99 000 “Отложенные обязательства на иные очередные годы (за пределами планового периода)” и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 1 502 01 000 “Принятые обязательства” (по соответствующим финансовым периодам (текущий, очередной финансовый год, первый и второй годы планового периода).

Читайте также:
Свод законов вавилонии: что это значит

Таким образом, прекращение отражения в бюджетном учете отложенных обязательств осуществляется по мере признания объектов учета текущих выплат персоналу (признание в бюджетном учете кредиторской задолженности на счете 1 302 00 000 “Расчеты по принятым обязательствам”) за счет сумм ранее признанного резерва предстоящих расходов по выплатам персоналу.

Кроме того, бюджетные обязательства по выплате заработной платы принимаются к учету единовременно на весь годовой объем доведенных лимитов бюджетных обязательств на осуществление расходов по заработной плате, включая в том числе расходы на выплату отпускных, компенсаций за неиспользованный отпуск сотрудника (служащего) учреждения – по дебету счета 1 501 13 211 “Доведенные лимиты бюджетных обязательств по заработной плате на текущий финансовый год” и кредиту счета 1 502 11 211 “Принятые обязательства по заработной плате на текущий финансовый год”.

Следовательно, при принятии бюджетных обязательств за счет ранее сформированных отложенных обязательств для предстоящей оплаты отпусков за фактически отработанное время или компенсаций за неиспользованный отпуск сотрудника (служащего) учреждения необходимо уменьшить ранее принятые бюджетные обязательства на весь годовой объем доведенных лимитов бюджетных обязательств по выплате заработной платы (по оплате отпусков за фактически отработанное время или компенсаций за неиспользованный отпуск сотрудника (служащего) учреждения) на сумму принятых обязательств за счет отложенных обязательств (резерва предстоящих расходов) методом “Красное сторно” по дебету счета 1 501 13 211 “Доведенные лимиты бюджетных обязательств по заработной плате на текущий финансовый год” и кредиту счета 1 502 11 211 “Принятые обязательства по заработной плате на текущий финансовый год”.

Заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе С.В. Сивец

Обзор документа

Минфин разъяснил, как отражаются:

– принятые в текущем финансовом году бюджетные обязательства по заключенному контракту, подлежащие исполнению в первом году, следующем за текущим (в очередном финансовом году);

– принятие бюджетных обязательств за счет ранее сформированных отложенных обязательств для предстоящей оплаты отпусков или компенсаций за неиспользованный отпуск сотрудника (служащего) учреждения.

Как принять бюджетные обязательства и не нарваться на штраф

Бюджетное обязательство — это обязанность госучреждения за определенный срок израсходовать определенную сумму. Если принять БО с нарушением, последует серьезное наказание.

Бюджетные и денежные обязательства

По БК РФ принятые бюджетные обязательства — это выделенные на определенный финансовый период (год) и доведенные до учреждений расходные показатели в пределах установленных лимитов (ст. 6 БК РФ). БО появляется на основании договорных отношений между учреждением и организацией-исполнителем и отражает те затраты, которые учреждение планирует произвести в отчетном году в пределах установленных лимитов БО (ч. 3 ст. 219 БК РФ).

В отличие от БО, денежные обязательства бюджетных учреждений — это совокупность обязанностей получателей средств бюджета (РБС) по уплате выделенных денежных средств. Оплата должна производиться на основании исполненных условий, заключенных в соответствии с действующим законодательством, отношений гражданско-правового характера.

В ст. 219 БК РФ указано, как принять денежные обязательства по гражданско-правовому договору бюджетному учреждению, — в пределах доведенных лимитов (ч. 3 ст. 219 БК РФ). ДО проводятся в бухгалтерском учете только по факту выполнения условий сделки ГПХ, в момент непосредственной выплаты денежных средств.

Как принимают лимиты БО

По сути, принять обязательство — значит отразить в учете и подкрепить сопроводительными документами. Принятие БО происходит в пределах установленных лимитов БО в соответствии с ранее заключенными согласно действующему законодательству государственными (муниципальными) контрактами и договорами, в том числе с ИП и физическими лицами (ч. 3 ст. 219 БК РФ). Для принятия бюджетного обязательства бюджетному учреждению необходимо подготовить определенные подтверждающие документы:

  • контракт (договор) с приложениями и дополнительными соглашениями (при наличии);
  • авансовый отчет;
  • расчетную ведомость;
  • РКО на выдачу денежных средств под отчет и иные документы.

Порядок учета БО и ДО утвержден приказом Минфина №258н от 30.10.2020. По этому нормативу сведения о бюджетном обязательстве значат, что БО приняли на учет. Сведения — основной документ, по которому и принимают БО и ДО. Сведения формируются в информационных системах Минфина и Федерального казначейства и подписываются электронной подписью лица, который действует от имени ПБС. Сведения о БО формируют на основании таких документов (приложение №3 к Порядку из приказа №258н):

  • извещение о закупке;
  • приглашение поставщика на участие в торгах;
  • проект государственного или муниципального контракта;
  • госконтракт;
  • соглашение о предоставлении субсидии бюджетному, автономному учреждению и др.

В приказе №258н определено, какие есть ограничения для принятия учреждением бюджетных и денежных обязательств, — лимиты. Принимать БО и ДО сверх установленных и доведенных лимитов запрещено.

Федеральное казначейство предоставляет информацию о принятых БО и ДО по запросу Минфина, ГРБС, подведомственных учреждений (самих ПБС), выдавая отчет или справку об исполнении.

Можно ли принять БО сверх лимита

В законодательстве о бюджете разъясняется, когда принимаются расходные обязательства, — в течение всего отчетного периода. Принятие сверх доведенных лимитов — это получение и использование бюджетных средств в размере, превышающем установленные для него на определенной финансовый год ограничения.

Читайте также:
Инородная управа: что это такое, описание и особенности

Контракты, заключаемые получателем БС, исполняются и оплачиваются за счет средств бюджета субъектов РФ и муниципальных образований с учетом принятых и неисполненных БО (ч. 5 ст. 161 БК РФ).

Принятие БО в условиях отсутствия доведенных лимитов или сверх установленных ЛБО — это серьезное административное правонарушение, которое предусматривает определенные меры ответственности: на должностное лицо налагается штраф в сумме от 20 000 до 50 000 руб. (ст. 15.15.10 КоАП РФ).

За заключение БУ и КУ контракта, не подкрепленного обязательствами и сверх установленных ограничений, последуют наказания и штрафы по ст. 15.15.10 КоАП РФ.

Оплата производится после принятия БО и доведения ассигнований. В БК РФ есть определение: простыми словами бюджетные ассигнования — это предельные объемы денег, которые выделены на исполнение БО в отчетном году. Бухгалтерам необходимо тщательно сверять поступающую на учет документацию (договоры, счета, РКО, авансовые отчеты) на предмет свободных лимитов. Особенно внимательно контролируйте расчеты, производимые подотчетниками наличными деньгами.

Ключевое отличие бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств — срок: ассигнования выделяют на один финансовый год, а лимиты БО — на период от одного до трех лет, то есть на очередной год и двухлетний плановый период. Получателей средств привлекают к ответственности и в случае фактического наличия лимита на дату принятия БО при отсутствии в момент заключения контракта (договора) утвержденной детализации по КОСГУ в бюджетной смете. Но начиная с 2016 г. и по настоящий момент при составлении текущих и плановых бюджетов КОСГУ не применяется.

Когда штрафа не будет

Бывают и обратные ситуации, которые исключают наложение санкций:

  1. Случаи, закрепленные положениями ч. 3 ст. 72 БК РФ.
  2. Возникновение дополнительных БО во исполнение налоговых или судебных требований.
  3. Погашение кредиторской задолженности предыдущих лет за счет текущих ЛБО (письма Минфина и Федерального казначейства №02-03-08/4126, №07-04-05/05-66 от 29.01.2016).
  4. Уплата налогов, взносов и авансовых платежей следующего года в рамках свободных ЛБО, установленных на текущий финансовый период (письмо Минфина №02-03-09/34753 от 23.08.2013). В таких случаях обязательным условием является обоснование платежа.

В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.

Кто может сопровождать свидетеля на допрос в налоговой?

Допрос как мера налогового контроля является одной из самых сложных для налогоплательщика. Часто неподготовленность, растерянность, неоднозначные показания допрашиваемого сказываются не в пользу бизнеса, а значит, будут доначисления налогов, пеней и штрафов. Эффективный способ защиты свидетеля в такой ситуации — сопровождение в ходе допроса.

Статьей 29 НК РФ не обозначен исчерпывающий перечень лиц, которые могут сопровождать свидетеля на допрос.

Сопровождающим может быть любое уполномоченное физическое лицо на основании нотариальной доверенности.

Вышеизложенная позиция также подтверждается в письме Минфина № 03-02-08/111223 от 18.12.2020, письмах ФНС России от 17.08.2020 № ЕА-4-15/13203@, от 31.12.2013 № ЕД-4-2/23706@, от 30.10.2012 № АС-3-2/3920@.

Также важно отметить, что при проведении допросов гражданин имеет право на получение квалифицированной юридической помощи, гарантированное ч. 1 ст. 48 Конституции РФ.

Несмотря на то, что согласно вышеизложенному, сопровождать на допрос свидетеля может любое уполномоченное лицо, мы не рекомендуем отправлять в качестве сопровождающих сотрудников, обладающих значимой для налогового контроля информацией и предварительно не подготовленных к персональной даче показаний, например, юристов, бухгалтеров компании.

В соответствии с пп. 12 п. 1 ст. 31 и п. 1 ст. 90 НК РФ налоговый орган вправе допросить любое физическое лицо, которое располагает информацией, учитываемой и необходимой для осуществления мероприятия налогового контроля. В ходе допроса свидетеля может также быть допрошен сопровождающий его юрист или бухгалтер проверяемой организации, а на основании его показаний будет составлен отдельный протокол.

Как показывает практика, подобные не запланированные допросы приводят к дополнительным налоговым рискам.

В соответствии со ст. 1 Закона об адвокатуре адвокатская деятельность относится к квалифицированной юридической помощи, которой свидетель вправе воспользоваться в ходе допроса. Преимущества присутствия адвоката в качестве сопровождающего на допросе очевидны.

Во-первых, адвокат не может быть допрошен налоговым органом, так как в соответствии со ст. 90 НК РФ возможность допроса адвоката налоговым органом в качестве свидетеля исключена. Так как адвокат располагает информацией, полученной от проверяемой организации и относящейся к адвокатской тайне.

Во-вторых, при обращении к помощи адвоката свидетель получает предварительную подготовку перед допросом и моральную поддержку в ходе его проведения, что помогает избежать паники и занесения в протокол неоднозначных показаний, что также минимизирует потенциальные налоговые риски.

В-третьих, квалифицированный адвокат анализирует перечень задаваемых налоговым органом вопросов, что может поспособствовать более эффективной подготовке к допросу следующего свидетеля. А также понять ключевую суть претензии налогового органа и разработать стратегию защиты налогоплательщика.

Читайте также:
Как взыскать с предпринимателя-обманщика?

В заключение, адвокат может помочь избежать вопросов со стороны налогового органа, не относящихся к делу. Следит, чтобы все важные детали были учтены и занесены инспектором в протокол, а также препятствует потенциальным уловкам инспектора в ходе допроса.

Все вышеперечисленные преимущества содействия адвоката при проведении допроса в налоговом органе могут минимизировать финансовые потери налогоплательщика.

Авторы:

Денис Савин, адвокат, советник налоговой практики BGP Litigation

Мария Митина, помощник юриста налоговой практики BGP Litigation

Денежные обязательства

Добавлено в закладки: 0

Что такое денежные обязательства? Описание и определение термина

Денежные обязательства – это обязательства любого характера, содержание которых предусматривает обязательную выплату денежной суммы.

Если говорить в целом, то любое обязательство в конечном итоге может быть выражено в форме денежного обязательства. К денежным обязательствам причисляют не только договорные обязательства, но и такие обязательства, которые возникают в результате причинения ущерба или вреда. Подобные обязательства носят название деликтов по значению, то есть правонарушения. Объектом денежных обязательств соответственно являются денежные знаки, которые в данном государстве и на данный момент считаются законным средством платежа.

Суть денежных обязательств

Денежные обязательства – это гражданские правоотношения, преследующие своей целью перераспределение денежных ценностей и включающие право требования кредитора к должнику о передаче в собственность некоторого количества денежных средств.

Денежные отношения с участием банка или какого—либо ещё профессионального участника фондового рынка называются банковскими денежными обязательствами. Такого рода обязательство по праву считается денежным, конечно если оно будет выражено в валюте национальной. Если обязательство было выражено в валюте иностранной, то тогда оно признается денежным в том порядке и на тех условиях, которые определены законом .

Невозможность исполнения денежных обязательств, наступившая вследствие:

  1. отсутствия кредитора или лица, уполномоченного им принять исполнение, в месте, где обязательство должно быть исполнено;
  2. или недееспособности кредитора и отсутствия у него представителя;
  3. или очевидного отсутствия определенности по поводу того, кто является кредитором по обязательству, в частности в связи со спором по этому поводу между кредитором и другими лицами;
  4. или уклонения кредитора от принятия исполнения;
  5. или иной просрочки с его стороны, тогда это позволяет должнику освободить себя от обязательства путем внесения его предмета в депозит нотариальной конторы или суда.

Денежные обязательства могут возникать не только по соглашению, но и по воле лишь одной из сторон, например в результате требования кредитора о том, чтобы были возмещены убытки, а также – помимо воли сторон – причинение вреда здоровью, обязательства вследствие неосновательного обогащения, находки или алиментов.

Рассмотрим более детально, что значит термин денежные обязательства.

Денежное обязательство представляет собой гражданское правоотношение , содержанием которого является право требования кредитора и обязанность должника совершить уплату определенной суммы денег на счет. Или если содержание денежного обязательства предполагает периодическое совершение нескольких платежей в погашение одного и того же долга.
Предмет денежного обязательства – определенная сумма денег — проще говоря, долг.

Деньгами в юридическом смысле этого слова, то есть, предметом, подлежащим передаче во исполнение денежного обязательства, являются денежные знаки страны в которой осуществляется платеж.

Исполнение денежных обязательств в условиях инфляции требует постоянной корректировки сумм, выплачиваемых на протяжении определенного периода. Для договоров между юридическими лицами либо предпринимательских (коммерческих) договоров возможность учета инфляции закладывается непосредственно в самом письменном договоре.

Денежные обязательства, как правило, включают в себя условия об уплате процентов. Размер процентов, взыскиваемых за неисполнение денежного обязательства, определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, то в месте нахождения юридического лица учетной ставкой банковского процента, установленного на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части.

Понятие денежного обязательства

В процессе коммерческой и хозяйственной деятельности между юридическими лицами и гражданами неизменно возникают денежные обязательства. С правовой точки зрения обязательства – это отношения между сторонами, по которым одна сторона должна совершить в пользу другой стороны определенные действия, или же наоборот, воздержаться от совершения определенных действий. При осуществлении денежных обязательств такой обязанностью является уплата денег или воздержание от их уплаты. К числу денежных обязательств относятся, например, валютные сделки, обязательства платежа по определенному курсу, алиментные обязательства, обязательства, направлены на предоставление денежных знаков в определенной сумме денежных единиц (в последнем случае имеют место денежные обязательства в узком смысле слова, к которым относятся и расчетные сделки).

Основаниями для возникновения денежных обязательств могут быть различные юридические факты. Денежные обязательства могут возникать на основании договора, вследствие причинения вреда, неосновательного обогащения, а также путем трансформации обязательств в денежные, в случае присуждения к выплате денежной компенсации в связи с нарушениями обязательств.

Когда возникают и когда прекращаются денежные обязательства

Обычно денежные обязательства являются двусторонними. Основаниями для возникновения денежных обязательств могут быть разные договоры и любые сделки, предусмотренные законом, судебное решение, установившее гражданские права и обязанности; приобретение имущества; причинение вреда другому лицу; необоснованное обогащение; иные действия граждан и юридических лиц.

Читайте также:
Октроированная конституция: что это такое, описание и особенности

Прекращение обязательства представляет собой прекращение прав и обязанностей участников правоотношений. Способы прекращения обязательств установлены законодательством государства, а именно – исполнение обязательства, предоставление отступного, зачет, новация, прощение долга, невозможность исполнения, прекращение на основании акта государственного органа, смерть гражданина, ликвидация юридического лица.

Когда должник исполняет соответствующие денежные обязательства, которые были предусмотрены договором, обязательства перед другой стороной на этом прекращаются и договор уже считается исполненным. Исполненными данные обязательства считаются и тогда, когда они приняты контрагентом по договору и имеются соответствующие документы, кторые подтверждают исполнение денежных обязательств.

Денежные обязательства могут быть прекращены прощением долга кредитором своему должнику. Если такое имеет место, то прощение долга должно быть оформлено надлежащим образом, таким же , что и само денежное обязательство. Если обязательство оформлено письменно в форме договора, то и прощение долга должно быть оформлено также письменно.
Обязательства могут быть прекращены и на основании акта государственного органа, также в результате смерти гражданина или ликвидации юридического лица, выступающего по договору должником или кредитором.

Существующие меры обеспечения обязательств

Гражданским законодательством государства предусмотрены меры обеспечения исполнения обязательств, в том числе денежных обязательств. К ним относятся: неустойка, залог, удержание, поручительство, банковская гарантия, задаток.

Мы коротко рассмотрели термин денежные обязательства, постарались раскрыть его суть и главные особенности .

Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.

Тема 1.4 Денежное обращение

Сущность денежного обращения.

Денежное обращение – это движение денег во внутреннем экономическом обороте страны, в системе внешнеэкономических связей, в наличной и безналичной форме обслуживающее реализацию товаров и услуг и нетоварные платежи в экономике.

Другое определение денежного обращения:

Денежное обращение – это движение денег при выполнении ими своих функций.

Денежное обращение – это движение денег между тремя группами экономических агентов: потребителями, предприятиями и органами государственной власти.

Денежный оборот, исходя из последнего определения, можно рассчитать как сумму всех платежей, осуществляемых экономическими агентами в наличной и безналичной форме.

На денежное обращение влияют следующие факторы:

1) состояние экономики страны;

2) функционирование платежно-расчетной системы в стране;

3) сбалансированность рыночного спроса и предложения;

4) денежная масса, т.е количество денег находящихся в обращении;

5) спрос на деньги и предложение денег;

Денежный оборот состоит из оборота наличных и безналичных денег.

Наличные деньги – это деньги представленные в форме бумажных денег, банкнот, разменных металлических монет.

Безналичные деньги – это деньги представленные на счетах в кредитных учреждениях.

Выделяют два вида денежного обращения:

Налично-денежное обращение– это движение наличных денег в сфере обращения при выполнении ими двух функций: средства платежа и средства обращения

Налично-денежное обращение обслуживается банкнотами, разменными металлическими монетами и бумажными деньгами.

Налично-денежное обращение обслуживает отношения между отдельными физическими лицами, между юридическими лицами, между физическими и юридическими лицами, между юридическими лицами и государством, между физическими лицами и государством.

И соответственно используется налично-денежное обращение при кругообороте товаров и оплате услуг, при выплате заработной платы, пенсий, различных пособий, при выплате доходов по ценным бумагам и т.п.

Размер налично-денежного оборота зависит от уровня цен в стране, от объема товаров и услуг, от количества звеньев в системе расчетов.

Налично-денежное обращение занимает меньшую часть в денежном обращении (по некоторым оценкам составляет около 10%). Причем отмечаются дальнейшие тенденции снижения объемов налично-денежного обращения в связи с развитием системы безналичных расчетов.

Организация налично-денежного обращения предполагает установление строгого порядка эмиссии денежных знаков. Эмиссионные функции в большинстве стран возложены на Центральные, государственные банки. В России организацией налично-денежного обращения и эмиссией денег занимается Банк России (Центральный банк РФ).

Банкноты и монеты выпускаемые ЦБ являются безусловными обязательствами государства и обеспечиваются государственными активами, принимаются по номинальной стоимости при всех видах платежей, при оплате всех товаров на территории страны. Поступление наличных денег в оборот происходит в соответствии с потребностями экономики, поэтому на эмиссионные банки часто возлагают функцию оценки и прогнозирования развития производства и потребности в наличных деньгах. Кроме того, ЦБ осуществляет регулирование налично-денежного обращения

При организации налично – денежного обращения исходят из следующих принципов.

Принципы организации налично-денежного обращения:

1) Централизация организации и регулирования денежного обращения. Согласно данного принципа, ЦБ имеет исключительное право организовывать и регулировать движение наличных денег, что позволяет достичь устойчивости, бесперебойности денежного обращения, и учесть покупательную способность национальной валюты. Достигается этот принцип благодаря нормативным документам регламентирующим кассовые операции всех хозяйствующих субъектов и кредитных учреждений.

2) Эластичность и экономичность денежного обращения. Согласно данного принципа поскольку наличные деньги и безналичные деньги имеют в основе одни и те же кредитные деньги (кредитную основу) то они могут легко переходить друг в друга, что позволяет эластично (существенно) сдвигать границы между наличным и безналичным денежным обращением в зависимости от потребности экономики. Следуя данному принципу государство изменяет дорогостоящее налично-денежное обращение на более дешевое безналичное обращение.

Читайте также:
Интенсивность преступности: что это такое, описание и особенности

3) Комплексность организации денежного обращения. Согласно данного принципа необходимо обеспечить комплексный подход при организации денежного обращения т.е. рассматривать как единое целое и налично-денежное обращение и движение безналичных средств. Для реализации этого принципа законодательно устанавливается единый порядок расчетов через коммерческие банки. Такой порядок повышает и качество расчетно-кассового обслуживания.

4) Регулярность и бесперебойность обеспечения экономики наличными деньгами. Согласно данного принципа, ЦБ осуществляет своевременную эмиссию наличных денег и регламентирует деятельность коммерческих банков, кредитных учреждений с целью воздействия на их способность своевременно обслуживать расчеты между хозяйствующими субъектами. Данный принцип реализуется посредством эмиссии и с помощью различных инструментов государственного регулирования экономики (выдача лицензий, введение санкций за нарушения законодательства, регламентирующего денежное обращение, …)

5) Регламентация процедуры выполнения операций с наличными деньгами. В данном случае государство устанавливает порядок работы банков, хозяйствующих субъектов с кассовой наличностью, порядок оприходования наличных денег и их выдачи через кассу банка или хозяйствующего субъекта, порядок документального оформления кассовых операций и т.п.. Такой порядок устанавливается и закрепляется нормативными документами ЦБ.

Основными законами регламентирующими налично-денежное обращение в РФ являются:

– Положение ЦБ № 56 «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Рф»

– Инструкция ЦБ № 93-И «О порядке открытия уполномоченными банками банковских счетов нерезидентов в валюте РФ и проведении операций по этим счетам»

– Положение ЦБ «О правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ»

В этом последнем документе определяется, что денежные расчеты между юридическими лицами осуществляются, как правило, в безналичной форме и в качестве исключения разрешен расчет наличными деньгами в пределах законодательно установленного лимита для одной сделки (120000 руб.). Для юридических лиц устанавливается лимит остатка наличных денег в кассе. Все средства сверх лимита юр. лица обязаны ежедневно сдавать в банк на свой расчетный счет.

Безналичное обращение – это движение стоимости без участия наличных денег путем перечисления денежных средств по счетам кредитных организаций.

В результате безналичного обращения изменяются остатки денежных средств на счетах клиентов банка. Осуществляется безналичное обращение чеками, векселями, пластиковыми карточками и т.п. кредитными инструментами.

Обслуживает безналичное обращение отношения между юридическими лицами, юр. лицами и кредитными организациями, юр. и физическими лицами, физическими лицами и кредитными учреждениями, юр. лицами и государством.

Использоваться безналичное обращение может также как и наличное: для оплаты товаров и услуг, при различных расчетах и платежах.

Объем безналичного обращения во раз много больше налично-денежного обращения (90%). И это не случайно. Безналичное обращение имеет некоторые преимущества, в частности:

1) позволяет экономить наличные деньги

2) позволяет сокращать издержки обращения поскольку сокращаются расходы на печатание и пересылку денег

3) способствуют увеличению скорости денежного обращения

В РФ порядок осуществления безналичных расчетов определяется следующими нормативными документами:

– Положение ЦБ О безналичных расчетах № 2-П

– ФЗ О центральном банке РФ

– ФЗ О банках и банковской деятельности.

– О порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществления расчетов по операциям, совершаемым с их использованием. № 23-П

Согласно ГК РФ применяются следующие формы безналичных расчетов:

– расчеты платежными поручениями

– расчеты платежными требованиями-поручениями

Расчеты платежными поручениями – это форма безналичных расчетов, при которой плательщик представляет в банк, обслуживающий счет плательщика, специальный расчетный документ, содержащий безусловное поручение о перечислении определенной суммы со своего расчетного счета на расчетный счет получателя средств.

Это самая распространенная форма расчетов. Такие расчеты производятся за полученные товары, оказанные услуги, при осуществлении плановых или авансовых платежей, по нетоварным операциям (налоги, платежи во внебюджетные фонды).

Расчеты платежными поручениями имеют следующие достоинства: простота документооборота, скорость перечисления средств, возможность использовать эту форму расчетов при нетоварных операциях.

Чек – это ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной суммы чекодержателю.

Плательщиком по чеку является банк или иная кредитная организация, получившая лицензию на совершение банковских операций и производящая платеж по предъявительскому чеку. Чекодатель выписывает чек соответственно на тот банк или кредитную организацию в котором он имеет расчетный счет. Чек подлежит оплате в течение 10 дней.

Требование-поручение представляет собой требование поставщика к покупателю оплатить на основании направленных в обслуживающий банк расчетных и отгрузочных документов стоимость поставленной продукции, выполненных работ или оказанных услуг.

Банк принимает платежное требование-поручение при наличии денежных средств на расчетном счете плательщика.

В течение трех дней плательщик обязан представить в банк акцептованное платежное требование-поручение, на основании которого банк осуществляет платеж. Если плательщик отказывается от оплаты он представляет извещение об отказе и все отгрузочные документы с этим извещение возвращаются поставщику.

Читайте также:
Нет председателя ТСЖ. Как внести изменения в Устав?

При аккредитивной форме расчетов банк может произвести поставщику товара платеж либо предоставить полномочия другому банку осуществить такие платежи при выполнении поставщиком всех условий аккредитива.

Аккредитив – это условное денежное обязательство, принимаемое банком (банк-эмитент) по поручению его клиента (плательщика по контракту) произвести платежи в пользу поставщика (получателя средств) по предъявлении поставщиком документов подтверждающих выполнение условий договора или же по поручению своего клиента банк предоставляет полномочия другому банку (исполняющему) произвести такие платежи.

Первый вид аккредитива называют покрытым аккредитивом, второй непокрытым.

Покрытый аккредитив – это аккредитив при открытии которого банк переводит средства плательщика в размере суммы аккредитива в распоряжение банка поставщика.

Непокрытый аккредитив – это аккредитив, по которому предоставляется право исполняющему банку списывать средства со счета банка эмитента, который обслуживается исполняющим банком. Такая форма аккредитива возможна при наличии корреспондентских отношений между двумя банками – банком-эмитентом и банком исполняющим.

Отзывной аккредитив – это аккредитив который может быть изменен или отменен банком – эмитентом на основании письменного распоряжения плательщика без согласования с поставщиком.

Безотзывной аккредитив – это такой аккредитив который может быть отменен или изменен только по согласованию с получателем средств.

Делимые аккредитивы – это аккредитив по которому предоставляется право на частичное использование аккредитива при предоставлении документов, подтверждающих частичное выполнение обязательств.

Неделимые аккредитивы – это аккредитив, исполнение по которому производится однократно при предоставлении всех документов оговоренных в условиях аккредитива.

Возобновляемый аккредитив – это аккредитив который по мере его исполнения пополняется и приказодатель в течение оговоренного периода времени восстанавливает сумму аккредитива и приказ возобновляется.

Невозобновляемый аккредитив – это аккредитив которые прекращаются с его исполнением.

В договоре между поставщиком и плательщиком указывается:

– наименования банка, который будет осуществлять платеж по аккредитиву

– вид аккредитива (покрытый или непокрытый)

– порядок осуществления расчетов

Одним из основных количественных показателей денежного обращения является денежная масса.

Денежная масса – это совокупный объем находящихся в распоряжении государства, юридических и физических лиц наличных, безналичных, покупательных, платежных и накопленных средств которые обслуживают экономический кругооборот

Структуру денежной массы чаще всего иллюстрируют в зависимости от степени ликвидности. При этом все денежные средства группируются в денежные агрегаты:

Мо – представляет собой группировку наличных денег. Это самые ликвидные средства;

М1 – это группировка наличных денег, денег находящихся на расчетных счетах предприятий и деньги на счетах довостребования;

М2 – М1 + срочные счета, депозиты;

М3 – М2 + средства, вложенные в ценные бумаги.

Регулируя структуру денежной массы государство учитывает соотношение между денежными агрегатами и обеспечивает равновесие между ними. Считается, что равновесие между денежными агрегатами будет обеспечено, если М2 > М1 и еще более равновесие укрепится если М3 + М2 > М1

Помимо структуры денежной массы важным количественным показателем денежной массы является скорость обращения денег.

Скорость обращения денег – это количество сделок в которых участвует денежная единица за определенный период времени (чаще всего за год)

Скорость обращения денег можно выразить следующей формулой

Где V –скорость обращения денег

ВВП – валовый внутренний продукт

ДМ(А) – денежная масса в виде какого-либо денежного агрегата (А1, А2….)

ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ
наличное и безналичное

Денежное обращение – это движение денег в наличной и безналичной формах, обслуживающее реализацию товаров, а также нетоварные платежи и расчеты в хозяйстве. Объективной основой его является товарное производство. С помощью денег осуществляется процесс обращения товаров, движение ссудного и фиктивного капитала.

Денежное обращение — это движение денег во внутреннем экономическом обороте страны, в системе внешнеэкономических связей, в наличной и безналичной форме обслуживающее реализацию товаров и услуг, а также нетоварные платежи в хозяйстве.

Такое движение возможно благодаря тому, что у кого-то есть избыток денег (предложение), а кто-то ощущает потребность (спрос). Поэтому денежное обращение обслуживает поток товаров, работ и услуг, и именно через него материализуется функционирование финансовой системы (накопление и перераспределение ресурсов).

Базой для денежного обращения служит обращение товаров. Деньги в процессе обращения не покидают сферу обращения, а вновь и вновь обращаются в соответствии со своими функциями.

Сменяя форму стоимости (товар на деньги, деньги на товар), деньги находятся в постоянном движении между тремя субъектами: физическими лицами, хозяйствующими субъектами, органами государственной власти. Движение денег при выполнении ими всех своих функций в наличной и безналичной форме и представляет собой денежное обращение.

В условиях рыночных отношений денежное обращение способствует:
– перераспределению денежных средств между субъектами хозяйствования и различными отраслями экономики;
– удовлетворению потребностей экономики в денежных средствах благодаря государственному регулированию денежной массы;
– сбалансированности спроса и предложения на товарном рынке.

Денежное обращение имеет две основные формы: наличную и безналичную.

НАЛИЧНОЕ ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ

Наличные деньги выполняют функции: платежа, обращения, сбережения и накопления.
Наличное денежное обращение представляет собой движение денег в виде банкнот и разменной монеты. В сфере наличного денежного обращения участвуют:
– физические лица;
– предприятия и организации;
– коммерческие банки;
– учреждения (за счет бюджета) и другие юридически лица, находящиеся вне банковской системы.

Читайте также:
Основания приобретения права собственности

Население получает в наличной форме заработную плату, пособия, пенсии, стипендии, дивиденды по акциям, страховые выплаты, проценты по инвестициям и т.д. А также расходует наличные деньги на покупку товаров и услуг, выплату налогов и сборов, рентных, страховых платежей и т.д.

Предприятия и организации имеют право использовать наличные деньги (в ограниченном объеме) для расчетов между собой. Но большей частью применяют их для расчетов с населением. Им необходимы наличные для выплаты зарплаты, командировочных, отпускных, единовременных выплат, пособий и т.д. Кроме этого, они принимают наличные деньги от населения в качестве оплаты за продукцию и услуги, возврата задолженности и т.д.

Коммерческие банки большую часть наличных средств используют для расчетов с клиентами (физическими и юридическими лицами). Они принимают наличные деньги от предприятий и организаций и зачисляют их на счета этих предприятий и организаций. Принимают средства населения для зачисления их на срочные и бессрочные депозиты, для оплаты коммунальных услуг, налогов. Кроме этого, банки выдают наличные деньги предприятиям и организациям с их счетов по требованию, населению – после окончания срока депозита, при переводе и т.п.

Деньги покидают сферу обращения в том случае, если они привлечены банковской системой на некоторый срок или вовлечены в государственный бюджет.

Наличное денежное обращение организуется на основе следующих принципов:
– все предприятия должны хранить наличные деньги, за исключением установленного лимита, в коммерческих банках;
– банки устанавливают лимиты остатка наличных денег для предприятий;
– наличные деньги предприятия могут получать только в обслуживающих их учреждениях банков;
– управление денежным обращением осуществляется в централизованном порядке;
– обращение наличных денег служит объектом прогнозного планирования.

Исключительное право выпуска (эмиссии) денег в обращение принадлежит Центральному банку России.

Наличное денежное обращение необычайно дорогостоящая вещь, которая огромным бременем ложится на всю экономику. Затраты народного хозяйства, связанные с наличным обращением, составляют до нескольких процентов всего валового продукта.

Срок службы бумажной купюры в РФ – 7 месяцев, а разменной монеты – более 10 лет. Банкноты достоинством в 1$ находятся в обращении 18 месяцев, 50$ – 4 года, 100$ – 9 лет, потом из-за износа изымаются из обращения и утилизируются.

В настоящее время во всем мире идет интенсивный процесс сокращения наличного денежного обращения.

БЕЗНАЛИЧНОЕ ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ

Безналичные деньги выполняют функции платежа и накопления (в виде остатка на счетах).
Безналичное денежное обращение – это изменение остатков денежных средств на банковских счетах, которое происходит в результате исполнения банком распоряжений владельца счета в виде чеков, платежных поручений, пластиковых карточек, электронных средств платежа, других расчетных документов.

Безналичное денежное обращение – это движение электронных денег, т.е. записей на счетах. Развитое безналичное обращение возможно лишь при развитой банковской системе, когда скорость, гарантия прохождения платежей, качество сопутствующих услуг – предоставляет большие удобства по сравнению с наличным денежным обращением, в результате чего происходит отказ от наличного обращения. Основными инструментами безналичного обращения являются ценные бумаги (векселя, чеки) и также кредитные карточки. Количество денег можно регулировать не выпуском новых, а ускорением оборота существующих.

Безналичный денежный оборот охватывает расчеты между:
– предприятиями, учреждениями, организациями разных форм собственности, имеющими счета в кредитных учреждениях;
– юридическими лицами и кредитными учреждениями по получению и возврату кредита;
– физическими и юридическими лицами с казной государства по оплате налогов, сборов и других обязательных платежей, а также получению бюджетных средств;
– юридическими лицами и населением по выплате заработной платы, доходов по ценным бумагам.

Размер безналичного оборота зависит от объема товаров в стране и уровня цен. Безналичное обращение имеет важное экономическое значение в ускорении оборачиваемости оборотных средств, сокращении наличных денег, снижении издержек обращения. Под денежным оборотом понимается совокупность всех платежей за определенный период времени.

Между наличным денежным и безналичным обращением существует тесная и взаимная зависимость: деньги постоянно переходят из одной сферы обращения в другую. Наличные деньги при внесении на счет в кредитные учреждения становятся безналичными, при снятии их со счета они опять становятся наличными. Поэтому безналичный оборот неотделим от обращения наличных денег и образует вместе с ним единый денежный оборот страны, в котором циркулируют единые деньги одного наименования.

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ

Безналичные расчеты проводятся на основании расчетных документов установленной формы и с соблюдением соответствующего документооборота.

Различают следующие основные формы безналичных расчетов: расчеты платежными поручениями, аккредитивная форма расчетов, расчеты чеками, инкассо, расчеты платежными требованиями-поручениями.
1. Расчеты платежными поручениями самая распространенная в России в настоящее время форма безналичных расчетов. Платежное поручение представляет собой поручение предприятия обслуживающему его банку о перечислении определенной суммы со своего счета. Они действительны в течение 10 дней со дня их выписки и принимаются от плательщика к исполнению только при наличии средств на счете, если иное не оговорено между банком и владельцем счета.
2. Аккредитивная форма расчетов состоит в том, что плательщик поручает обслуживающему его банку произвести за счет средств, предварительно депонированных на счете, либо под гарантию банка оплату товарно-материальных ценностей по месту нахождения получателя средств на условиях, предусмотренных плательщиком в заявлении на открытие аккредитива.
Аккредитив представляет собой условное денежное обязательство банка, выдаваемое им по поручению клиента в пользу его контрагента по договору, по которому банк, открывший аккредитив (банк-эмитент), может произвести поставщику платеж или предоставить полномочия другому банку производить такие платежи при условии предоставления им документов, предусмотренных в аккредитиве, и при выполнении других условий аккредитива. В России аккредитив может быть предназначен для расчетов только с одним поставщиком и не может быть переадресован. Выплата с аккредитива наличными деньгами не допускается. Срок действия и порядок расчетов по аккредитиву устанавливается в договоре между плательщиком и поставщиком.
3. Расчеты чеками используются как физическими, так и юридическими лицами. Владелец счета дает письменное распоряжение банку, выдавшему расчетные чеки, уплатить определенную сумму денег, указанную в чеке, получателю средств. Не допускаются расчеты чеками между физическими лицами. Чек должен быть предъявлен к оплате в учреждение банка в течение десяти дней, не считая дня его выдачи.
4. Инкассо – банковская операция, посредством которой банк берет на себя обязательство получить от имени и за счет клиента и (или) акцепт платежа от третьего лица по представленным на инкассо документам. В основе инкассовых операций согласно праву большинства стран лежит договор поручения. На инкассо принимаются чеки, векселя, ценные бумаги и т.д.
5. Расчеты платежными требованиями-поручениями представляют собой требование поставщика к покупателю оплатить на основании направленных в обслуживающий банк плательщика расчетных и отгрузочных документов стоимость поставленной по договору продукции, выполненных работ, оказанных услуг и поручение плательщика списать средства с его счета. Оно выписывается поставщиками и вместе с коммерческими документами отправляется в банк покупателя, который передает требование-поручение плательщику для акцепта. Плательщик обязан вернуть в банк акцептованное платежное требование-поручение или заявить отказ от акцепта. Платежное требование-поручение принимается к оплате при наличии средств на счете плательщика.

Читайте также:
Как закрывается ИП-банкрот?
Закон денежного обращения

Одним из основных ориентиров денежно-кредитной политики является денежная масса. Именно этот параметр денежного обращения оказывает влияние на экономический рост, динамику цен, занятость, бесперебойное функционирование платежно-расчетной системы. Закон денежного обращения устанавливает количество денег, нужное для выполнения ими функций средства обращения и средства платежа.

Денежная масса – это совокупный объем наличного и безналичного денежного оборота. Она включает в свой состав разнообразные платежные и покупательные средства, которые обладают высокой степенью ликвидности. Денежная масса делится на активную и пассивную часть.
Активная часть – это наличные и безналичные деньги, участвующие в платежах.
Пассивная часть – это средства находящиеся у населения и не участвующие в обращении.

Необходимое количество денег, потребное для выполнения функций денег как средства обращения, зависит от:
– количества проданных на рынке товаров и услуг (связь прямая);
– уровня цен товаров и тарифов (связь прямая);
– скорости обращения денег (связь обратная).

Все факторы определяются условиями производства. Чем больше развито разделение труда, тем больше объем продаваемых товаров и услуг на рынке. Чем выше уровень производительности труда, тем ниже стоимость товаров и услуг и цен.
Д = Т • Ц/V, где:
Д – денежная масса;
Т – товарная масса;
Ц – цена;
V – скорость оборота денег.

Закон денежного обращения выражает экономическую взаимозависимость между массой обращающихся товаров, уровнем их цен и скоростью обращения денег.

Если деньги выполняют функцию средства платежа, то общее количество денег должно уменьшиться. Кредит оказывает обратное влияние на количество.

Количество денег как средство платежа определяется:
– общим объемом обращающихся товаров и услуг (зависимость прямая);
– уровнем товарных цен и тарифов на услуги (зависимость прямая, так как чем цены выше, тем больше требуется денег);
– степенью развития безналичных расчетов (связь обратная);
– скоростью обращения денег, в том числе кредитных денег (связь обратная).

С учетом кредитных отношений:
Д = А – В + С – М/Е, где:
Д – денежная масса, необходимая для обращения;
А – сумма цен реализованных за данный период времени товаров;
В – сумма цен товаров, проданных в кредит, срок оплаты по которым наступил;
С – сумма платежей за ранее проданный товар (по долговым обязательствам);
М – сумма взаимопогашающихся платежей;
Е – среднее число оборотов денег как средство обращения и платежа за данный период времени (скорость).

Читайте также:
Как защитить ребенка от отца?

Фишер записал эту формулу в виде уравнения обмена:
М * V = Q * P, где:
M – масса денег;
V – скорость обращения;
Q – количество товаров;
P – цена.
Формула показывает, что количество товаров напрямую связано с уровнем цен. Если денежная масса большая, то цены высокие и отсюда инфляция.

Факторы, влияющие на количество денег в обращении:
1. Объем товарной массы (чем он выше, тем больше нужно денег).
2. Уровень цен. Чем ниже цена, тем больше нужно товара и соответственно денег.
3. Частота выплат денег (чем чаще выплачиваются деньги, тем меньше их надо для оборота).
4. Степень развития кредита (чем больше товаров в кредит, тем меньше надо денег).
5. Развитие безналичных расчетов.
6. Скорость обращения денег (число оборотов денежной единицы за промежуток времени). В развитых странах 2 – 3 оборота в год. В России в период гиперинфляции до 20 оборотов, сейчас приблизительно 7 – 8 оборотов в год.

Денежное обращение – это. Определение, суть, принципы и закон

Денежное обращение – это процесс, который является важнейшей экономической составляющей в любом государстве.

Определение

Сложное сплетение различных производственных, торговых и инвестиционных процессов, в том числе накопления и вложения капитала, прочно связанных с ними, а также формирование и использование кредитных средств возможно благодаря такому экономическому явлению, как денежное обращение.

Это движение денег, которое происходит во внутреннем обороте государства, а также в системе внешнеэкономических связей. Оно может иметь наличную и безналичную форму. Этим отличаются финансы. Денежное обращение обслуживает процесс реализации услуг, товаров, экономические платежи нетоварного характера.

Однако оно имеет и другое определение. Иными словами, это процесс движения денег, при котором происходит выполнение их функций.

При этом денежный оборот – это движение денег, которое происходит между тремя основными группами агентов в экономике: потребителями, предприятиями, государственными органами власти.

Если рассматривать денежное обращение с учетом последнего определения, то денежный оборот можно представить в качестве суммы всех платежей, которые осуществляют экономические агенты в безналичной и наличной форме.

Факторы, влияющие на денежное обращение

Оказывать влияние на денежное обращение могут следующие факторы:

  • экономическое состояние страны;
  • особенности функционирования существующей в государстве платежно-расчетной системы;
  • баланс между рыночным спросом и предложением;
  • спрос и предложение денег;
  • уровень инфляции.

Что входит в денежный оборот?

Денежный оборот включает в себя оборот как наличных, так и безналичных денег.

Деньги наличные имеют форму банкнот и разменных монет.

Безналичные деньги – это те денежные средства, которые представлены на счетах в различных учреждениях кредитного типа.

В связи с этим различают два основополагающих типа денежного обращения: наличное и безналичное.

Наличное обращение

Налично-денежное обращение – это процесс движения наличных денег для выполнения ими двух основных функций – платежного средства и средства обращения. Обслуживание данного обращения обеспечивается посредством банкнот, металлических монет и денег в бумажной форме.

Используется такая форма обращения денег при осуществлении кругооборота товаров, для оплаты услуг, при выплате зарплаты и проч.

Размер оборота

Размер такого оборота находится в прямой зависимости от рыночного уровня цен в государстве, от объемов услуг и товаров, от количества звеньев, которые составляют систему расчетов.

На долю налично-денежного обращения приходится малая часть, по некоторым расчетам – около 10% от всего денежного обращения. Причем аналитики говорят о тенденции к снижению объема такого типа обращения в связи со стремительным развитием безналичной системы расчетов.

Принципы наличного обращения

В момент организации наличного обращения должны учитываться следующие принципы:

1. Централизованная организация и регулирование денежного обращения. С учетом этого принципа ЦБ наделен исключительным правом организации и регулирования движения наличных денежных средств. Это позволяет достичь таких немаловажных факторов, как устойчивость, бесперебойность денежного обращения. Помимо этого, учитывается покупательная способность государственной валюты. Достичь этого принципа позволяют нормативные документы, которые регламентируют проведение кассовых операций во всех хозяйствующих субъектах и кредитных учреждениях.

2. Экономичность, эластичность денежного обращения. В основе как наличных, так и безналичных денег лежит одна и та же кредитная основа. Поэтому они с легкостью могут трансформироваться друг в друга, что дает возможность проводить эластичный сдвиг между наличным обращением и безналичным, в зависимости от требований экономики. Согласно этому принципу, государство может изменять наличное обращение на безналичное, которое по своей сути является более дешевым.

3. Принцип комплексности при организации денежного оборота. То есть оба вида обращения (как наличное, так и безналичное) должны рассматриваться как единое целое. Реализуется данный принцип законодательно путем фиксации единого порядка расчетов через банки коммерческого типа. Денежное обращение и кредит тесно связаны между собой.

4. Обеспечение экономики наличными деньгами должно быть регулярным и бесперебойным. В соответствии с данным принципом, ЦБ должен осуществлять своевременную эмиссию бумажных денег, а также регламентировать деятельность различных коммерческих банков и организаций кредитного характера. Цель подобного воздействия – регулировать своевременное обслуживание расчетов между субъектами экономики.

Читайте также:
Как получить выкупную стоимость за аварийное жилье

5. Установление четкого регламента по выполнению операций с участием наличных денег. В данном случае государство при помощи соответствующих нормативных актов четко регламентирует выполнение следующих операций: оприходование наличности, выдача ее в кассах банка, документальное сопровождение кассовых операций.

Безналичное обращение

Безналичное денежное обращение – это процесс движения денег, который не предполагает участия их в бумажной форме. В данном случае движение стоимости осуществляется путем перевода между счетами организаций кредитного характера. Результатом безналичного обращения является изменение остатков средств на лицевых счетах банковских клиентов. Такой тип обращения основан на использовании различных кредитных инструментов. К ним можно отнести чеки, векселя, кредитные карты.

С помощью безналичного обращения могут обслуживаться следующие виды отношений:

• Между лицами юридическими.

• Между организациями кредитного характера и юрлицами.

• Между физическими лицами и юридическими.

• Между физическими лицами и организациями кредитного типа.

• Между государством и юридическими лицами. Регулирование денежного обращения принадлежит государству.

Наравне с наличным, безналичное обращение может использоваться для осуществления различных платежей и переводов, при повседневной оплате товаров и услуг.

Преимущества безналичного оборота

В отличие от наличного обращения, объем безналичного значительно больше – он составляет до 90% общего оборота денежных средств. Такая пропорция не случайна, ведь безналичный расчет имеет ряд преимуществ:

1. Позволяет экономно расходовать наличные деньги.

2. Способствует сокращению издержек обращения, ведь расходы на печать денег и их пересылку значительно сокращаются.

3. Значительно увеличивает скорость, с которой происходит обращение денег.

В соответствии с ГК РФ, могут применяться несколько форм безналичного расчета:

• Расчеты при помощи платежных поручений.

• Расчеты при помощи чеков.

• Расчеты при помощи платежных требований-поручений.

• Расчеты при помощи аккредитивов.

Финансы, кредит и денежное обращение – эти понятия имеют огромное значение в экономике государства.

Принципы организации безналичных расчетов

Безналичные расчеты имеют собственные принципы организации.

Первый принцип предполагает осуществление безналичных расчетов через банковские счета, открываемые клиентами для перевода и хранения денежных средств.

Второй принцип предполагает, что банк должен осуществлять платежи между счетами только с распоряжения их владельца и том порядке, который установил. Все безналичные платежи могут осуществляются исключительно в пределах остатка, который имеется на счете. Данный принцип закрепляет право субъекта на самостоятельное определение той очередности, в которой должны осуществляться платежи.

Третий принцип организации денежного обращения предполагает свободу выбора между формами безналичных расчетов. То есть субъект рынка может самостоятельно определять, какой формой безналичного расчета ему удобнее и целесообразнее пользоваться.

Четвертый принцип называется принципом срочности платежей. Подразумевает под собой, что расчеты должны осуществляться в строгом соответствии с установленными сроками, которые определены и закреплены законом или иными нормативными актами. Другими словами, этот принцип можно описать так: несомненно, получатель денег заинтересован в их зачислении, но не менее заинтересован и в том, чтобы зачисление происходило в точно оговоренный срок. На практике принцип срочности очень важен – он позволяет предприятиям рационально строить собственный оборот денег, основываясь на степени срочности тех или иных платежей.

Пятый принцип – обеспеченность платежа. Принцип обеспеченности неразрывно связан с предыдущим, так как плательщик должен иметь ликвидные средства для соблюдения принципа срочности.

Закон денежного обращения

Данный закон позволяет ответить на вопрос о том, сколько денег должно быть в обороте, чтобы они выполняли свои функции. Фактически закон отражает необходимое количество денег, достаточное для того, чтобы те могли выполнять свои основные функции.

Существует три основных фактора, от которых зависит количество денежных средств, которое необходимо:

• Объем товаров и услуг, которые проданы на рынке (прямая взаимосвязь).

• Уровень цен на услуги и товары, а также тарифы (прямая взаимосвязь).

• Скорость, с которой деньги обращаются (обратная взаимосвязь).

Все эти факторы зависят от условий производства. То есть объем товаров и услуг, продаваемых на рынке, напрямую зависит от уровня развития такого показателя, как разделение труда. Стоимость услуг и товаров находится в обратной пропорциональности к уровню производительности труда: уровень производительности выше – цены ниже.

Закон обращения денег можно записать формулой:

Где Д – денежная масса в обращении, Т – товарная масса, Ц – цена, v – скорость, с которой оборачиваются деньги.

Таким образом, закон денежного обращения напрямую отражает взаимосвязь, которая имеется между товарной массой, обращающейся на рынке, уровнем цен на данные товары и скоростью, с которой деньги оборачиваются.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: