Дипломатическое убежище: что это такое, описание и особенности

Право убежища понятие и виды. Виды убежища территориальное и дипломатическое

Выделяют два вида убежища: дипломатическое и территориальное.

Территориальное убежище — это предоставление убежища пре­следуемому лицу на территории государства. Дипломатическое убежище — это предоставление убежища на территории дипломатического представительства иностранного го­сударства. Институт убежища межотраслевой: его нормы зафиксированы и дипломатическом праве, и в международном гуманитарном праве.

1.Понятие убежища. Исторические факты

Под политическим убежищем понимается предоставление государством какому-либо лицу или лицам возможности укрыться от преследований по политическим мотивам, которым они подвергались в стране своего гражданства или обычного местожительства. Под преследованием по политическим мотивам понимается преследование не только за политические убеждения, но за общественную деятельность, религиозные убеждения, расовую или национальную принадлежность и т. п.

Впервые в конституции Франции 1793 года было закреплено право страны предоставлять убежище иностранцам, изгнанным из своего отечества за дело свободы. Позже развитие данного правового института происходило как в рамках национального законодательства, так и на международном уровне.

Необходимо различать право убежища как институт международного права и институт внутригосударственного права. Имеется в виду совокупность в первом случае международно-правовых, а во втором – внутригосударственных норм, относящихся к предоставлению политического убежища. Таким образом, практически существует столько внутригосударственных институтов политического убежища, сколько существует государств, принявших соответствующие юридические нормы.

Само по себе обращение с просьбой о предоставлении политического убежища не означает, что такое убежище автоматически будет предоставлено. Институт политического убежища в международном праве является преимущественно обычно-правовым. В рамках Организации Объединенных Наций была предпринята попытка кодифицировать эти нормы: Генеральная Ассамблея ООН 14 декабря 1967 г. приняла Декларацию о территориальном убежище (резолюция 2312/ХХII).

Важнейшее положение международного права, относящееся к предоставлению территориального убежища, заключается в следующем (оно закреплено в п. 1 ст. 1 декларации): убежище, предоставляемое каким-либо государством в порядке осуществления своего суверенитета, должно уважаться всеми остальными государствами. Иными словами, предоставление убежища – это суверенное право государства. Оно может его предоставить какому-либо лицу или лицам, может в нем и отказать. Но если государство реализовало это право, предоставив какому-либо лицу или группе лиц убежище, возникает ряд международно-правовых последствий.

В соответствии с нормами международного права, государства могут предоставлять право убежища лицам, которые подвергаются или имеют основание считать, что будут подвергаться преследованию в своем государстве или государстве своего постоянного местожительства за свои политические убеждения и политическую деятельность. Каждое государство само определяет, каким лицам и на каких условиях оно предоставляет убежище. Круг лиц, которым предоставляется убежище, определяется во внутреннем законодательстве государства. Право убежища — это институт, который основывается на государственном суверенитете. Никто кроме властей государства, предоставляющего убежище, не может определять категорию лиц, пользующихся этим правом. Вместе с тем, в международном праве существуют правовые нормы, ограничивающие право государства предоставлять убежище. К такой категории относятся:

♦ лица, обвиняемые в совершении международных преступлений;

♦ уголовные преступники, подпадающие под перечень двусторонних договоров об экстрадиции;

♦ лица, обязательная выдача которых предусмотрена в многосторонних международных договорах о борьбе с отдельными видами уголовных преступлений.

Необходимое условие права убежища — наличие в каждом конкретном случае соответствующей просьбы со стороны заинтересованного лица. Необходимое условие права убежища — наличие в каждом конкретном случае соответствующей просьбы со стороны заинтересованного лица. При этом возникают три группы правоотношений:

1. между лицом, испрашивающим убежище, и государством его гражданства;

2. между данным лицом и государством, предоставляющим убежище;

3. между государством гражданства данного лица и государством, предоставившим убежище.

После окончания Второй мировой войны вопрос о праве убежища находился на повестке дня Организации Объединенных Наций. В общей форме это было провозглашено в статье 14 Всеобщей декларации прав человека 1948 года:

– Каждый человек имеет право искать убежище от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем.

– Это право не может быть использовано в случае преследования, в действительности основанного на совершении неполитического преступления или действия, противоречащего целям и принципам Организации Объединенных Наций.

Наиболее древняя форма убежища — религиозная. Христианская религия широко регламентировала убежище в священных местах до абсолютизма. До сегодняшнего времени Римская церковь не отказалась от права убежища. Но большинство субъектов международного права — Ватикан, Испания, Португалия — это запрещают. Что касается православия, то этот вид убежища был только в древности. Ислам знает убежище в священных городах, у могил предков.

2. Виды убежища

Различают территориальное и дипломатическое убежище. Территориальное убежище – предоставление какому-либо лицу или лицам возможности укрыться от преследований по политическим мотивам на своей территории. Дипломатическое убежище – предоставление какому-либо лицу или лицам возможности укрыться от преследований по политическим мотивам в помещении дипломатического представительства иностранного государства, консульского представительства иностранного государства или на иностранном военном корабле.

В практике государств имеются случаи, когда убежище предоставляется не только на территории государства, но и вне ее: в зданиях дипломатических миссий и консульств, на борту военных кораблей и воздушных судов, на территории военных баз и лагерей. Предоставление убежища дипломатическим или консульским учреждением называется дипломатическим убежищем. Эта форма убежища применяется в практике государств только после появления института постоянных дипломатических учреждений и наделения их привилегиями и иммунитетами. Широкое распространение этот вид убежища получил в практике всех государств в течение XVI—XVIII веков. По отношению к дипломатическому убежищу все государства можно разделить на следующие группы:

♦ Государства, которые не признают и не практикуют его. Это наиболее многочисленная группа государств, к которой относится и Республика Казахстан.

Читайте также:
Как будет делиться нажитое имущество, если нет брачного договора

♦ Государства, которые не допускают дипломатического убежища на своей территории, но сами его предоставляют. К таким государствам относятся Франция, Великобритания, США.

♦ Государства, которые сами предоставляют дипломатическое убежище и разрешают предоставлять его на своей территории. К этой группе относятся латиноамериканские государства.

♦ Государства, которые сами убежище не предоставляют, но разрешают его предоставлять на своей территории — например, Греция.

Таким образом, только латиноамериканские страны признают этот вид убежища, т. е. можно утверждать о существовании региональной нормы в этом вопросе.

В соответствии с Гаванской Конвенцией о дипломатическом убежище 1928 года, этот вид убежища предоставляется при наличии следующих условий:

– дипломатическое убежище может предоставляться только в той стране, которая признает такое право;

a. оно предоставляется лишь в экстренных случаях, когда необходимо обеспечить безопасность лица;

b. о факте предоставления дипломатического убежища дипломатический агент, командир военного корабля, лагеря или самолета обязаны сообщить местной власти;

c. правительство данного государства может потребовать немедленного удаления укрывшегося из страны, а дипломатический агент, в свою очередь, гарантий безопасности для данного лица;

d. укрывшихся нельзя высаживать на территории данной страны или близко от ее границ;

e. при пользовании убежищем укрывшемуся не будет разрешаться совершать действия, противоречащие общественной безопасности;

f. государство не несет расходов по предоставлению убежища.

Территориальное убежище — это предоставление убежища преследуемому лицу на территории иностранного государства. В 1967 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о территориальном убежище. В соответствии с этой Декларацией убежище, предоставляемое каким-либо государством в осуществление своего суверенитета лицам, имеющим основание ссылаться на ст. 14 Всеобщей декларации прав человека, включая лиц, борющихся против колониализма, должно уважаться всеми другими государствами. На право искать убежище и пользоваться убежищем не может ссылаться никакое лицо, в отношении которого существуют серьезные основания полагать, что оно совершило преступление против мира, военное преступление или преступление против человечества по смыслу тех международных актов, которые были выработаны для того, чтобы предусмотреть нормы относительно этих преступлений.

Оценка оснований для предоставления убежища лежит на предоставляющем это убежище государстве.

Право убежища – это право государства разрешить въезд и проживание на своей территории гражданину, преследуемого в своей стране обычно за политические и другие права. Право убежища включает и право невыдачи этого лица преследующего его государству (отечественное государство или государство постоянного места жительства). Предоставление убежища является неотъемлемым правом государства и не может рассматриваться как нарушение суверенных прав другого государства. Оно регулируется внутригосударственными актами и международными договорами. Обязательным условием при решении вопроса о предоставлении убежища является подача заявления заинтересованного лица. Лица, получившие убежища, по их правовому положению часто приравниваются к апатридам (лицам, не имеющим гражданства). Если человек, получив убежище, остается гражданином своего государства, он теряет право на дипломатическую защиту со стороны своего государства и не пользуется договорными льготами.

Международное право запрещает предоставлять убежище лицам, обвиняемым в совершении международных преступлений (преступления против мира, военные преступления, преступления против человечности, геноцид и др.), а также обвиняемым в совершении уголовных преступлений, выдача (экстрадиция) которых предусмотрена многосторонними соглашениями о борьбе с рабством, работорговлей, незаконным распространением наркотиков, фальшивомонетничеством ипр., а также двусторонними соглашениями отдельных государств.

Каковы тенденции дальнейшего развития данного института? Конвенция о статусе беженцев 1951 года (Статья 1А(2)) с поправками, внесенными Протоколом 1967 года, определяет беженца как любое лицо, которое «в силу вполне обоснованных опасений стало жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений и находящегося вне страны своей гражданской принадлежности и не могущего пользоваться защитой этой страны или не желающего пользоваться такой защитой вследствие опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства. не могущего или не желающего вернуться в неё вследствие таких опасений».

Потенциал института убежища в международном праве велик, вполне возможно, что в скором времени перед ним раскроются и иные возможности, ибо форм всевозможной дискриминации в наше время пока еще предостаточно.

Список использованных источников

1. Конвенция о статусе беженцев (Заключена г. Женеве 28.07.1951) // Бюллетень международных договоров. – 1993. – № 9. – С. 6 – 28.

2. Европейская конвенция о выдаче (Заключена в г. Париже 13.12.1957) // Бюллетень международных договоров. – 2000. – № 9. – С. 3 – 11, 19 – 28.

3. Декларация о территориальном убежище (Принята 14.12.1967 Резолюцией 2312 (XXII) Генеральной Ассамблеей ООН) // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. – М.: Юридическая литература, 1990. – С. 287 – 289.

4. Каламкарян Р.А., Мигачев Ю.И. Международное право: Учебник. — М.: Изд-во Эксмо, 2004. —688 с.

5. Колосов Ю.М., Кузнецов В.И.: Международное право: Учебник. – М.:Международные отношения, 1995. – 608 с.

Право убежища понятие и виды. Виды убежища территориальное и дипломатическое

Главная > Дипломная работа >Государство и право

Кафедра публичного права

Дисциплина: Международное право

Тема: «Право убежища: понятие и виды. Виды убежища (территориальное и дипломатическое).»

студентка 3 курса,

дневной формы обучения

Понятие убежища. Исторические факты………………………………..4

Список использованных источников…………………………………………..11

Одним из важных суверенных прав государства является право предоставления убежища лицам, преследуемым по политическим, национальным, расовым, религиозным или этническим мотивам. Раз­личают территориальное и дипломатическое убежище. Тенденции развития современного международного права таковы, что приоритетное значение приобретает защита прав человека. Одним из важнейших институтов такой защиты является право убежища. Войны, международные конфликты, многочисленные социальные катаклизмы, которые можно наблюдать сегодня в мире, привели к тому, что многие люди были вынуждены покинуть место их обычного проживания и искать убежище в других государствах. Предоставление государством убежища иностранцу или лицу без гражданства означает, что такой человек может въехать в это государство, жить в нем и не будет выдан другому государству как преступник.

Читайте также:
Могут ли наложить арест расчетный счет ИП, если есть долги

Право иностранцев искать в другом государстве убежище от преследования за политическую деятельность и убеждения (“право убежища”) восходит ко времени Великой французской революции, провозгласившей в Конституции 1793 г. предоставление “убежища иностранцам, изгнанным из своего отечества за дело свободы”. За прошедшее с тех пор время право убежища было закреплено в конституциях большинства демократических государств. В XX столетии оно стало одним из общепризнанных положений международного права и предусмотрено Всеобщей декларацией прав человека.

Выделяют два вида убежища: дипломатическое и территориальное.

Территориальное убежище — это предоставление убежища пре­следуемому лицу на территории государства. Дипломатическое убежище — это предоставление убежища на территории дипломатического представительства иностранного го­сударства. Институт убежища межотраслевой: его нормы зафиксированы и дипломатическом праве, и в международном гуманитарном праве.

1.Понятие убежища. Исторические факты

Под политическим убежищем понимается предоставление государством какому-либо лицу или лицам возможности укрыться от преследований по политическим мотивам, которым они подвергались в стране своего гражданства или обычного местожительства. Под преследованием по политическим мотивам понимается преследование не только за политические убеждения, но за общественную деятельность, религиозные убеждения, расовую или национальную принадлежность и т. п.

Впервые в конституции Франции 1793 года было закреплено право страны предоставлять убежище иностранцам, изгнанным из своего отечества за дело свободы. Позже развитие данного правового института происходило как в рамках национального законодательства, так и на международном уровне.

Необходимо различать право убежища как институт международного права и институт внутригосударственного права. Имеется в виду совокупность в первом случае международно-правовых, а во втором – внутригосударственных норм, относящихся к предоставлению политического убежища. Таким образом, практически существует столько внутригосударственных институтов политического убежища, сколько существует государств, принявших соответствующие юридические нормы.

Само по себе обращение с просьбой о предоставлении политического убежища не означает, что такое убежище автоматически будет предоставлено. Институт политического убежища в международном праве является преимущественно обычно-правовым. В рамках Организации Объединенных Наций была предпринята попытка кодифицировать эти нормы: Генеральная Ассамблея ООН 14 декабря 1967 г. приняла Декларацию о территориальном убежище (резолюция 2312/ХХII).

Важнейшее положение международного права, относящееся к предоставлению территориального убежища, заключается в следующем (оно закреплено в п. 1 ст. 1 декларации): убежище, предоставляемое каким-либо государством в порядке осуществления своего суверенитета, должно уважаться всеми остальными государствами. Иными словами, предоставление убежища – это суверенное право государства. Оно может его предоставить какому-либо лицу или лицам, может в нем и отказать. Но если государство реализовало это право, предоставив какому-либо лицу или группе лиц убежище, возникает ряд международно-правовых последствий.

В соответствии с нормами международного права, государства могут предоставлять право убежища лицам, которые подвергаются или имеют основание считать, что будут подвергаться преследованию в своем государстве или государстве своего постоянного местожительства за свои политические убеждения и политическую деятельность. Каждое государство само определяет, каким лицам и на каких условиях оно предоставляет убежище. Круг лиц, которым предоставляется убежище, определяется во внутреннем законодательстве государства. Право убежища — это институт, который основывается на государственном суверенитете. Никто кроме властей государства, предоставляющего убежище, не может определять категорию лиц, пользующихся этим правом. Вместе с тем, в международном праве существуют правовые нормы, ограничивающие право государства предоставлять убежище. К такой категории относятся:

♦ лица, обвиняемые в совершении международных преступлений;

♦ уголовные преступники, подпадающие под перечень двусторонних договоров об экстрадиции;

♦ лица, обязательная выдача которых предусмотрена в многосторонних международных договорах о борьбе с отдельными видами уголовных преступлений.

Необходимое условие права убежища — наличие в каждом конкретном случае соответствующей просьбы со стороны заинтересованного лица. Необходимое условие права убежища — наличие в каждом конкретном случае соответствующей просьбы со стороны заинтересованного лица. При этом возникают три группы правоотношений:

между лицом, испрашивающим убежище, и государством его гражданства;

между данным лицом и государством, предоставляющим убежище;

между государством гражданства данного лица и государством, предоставившим убежище.

После окончания Второй мировой войны вопрос о праве убежища находился на повестке дня Организации Объединенных Наций. В общей форме это было провозглашено в статье 14 Всеобщей декларации прав человека 1948 года:

Каждый человек имеет право искать убежище от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем.

Это право не может быть использовано в случае преследования, в действительности основанного на совершении неполитического преступления или действия, противоречащего целям и принципам Организации Объединенных Наций.

Наиболее древняя форма убежища — религиозная. Христианская религия широко регламентировала убежище в священных местах до абсолютизма. До сегодняшнего времени Римская церковь не отказалась от права убежища. Но большинство субъектов международного права — Ватикан, Испания, Португалия — это запрещают. Что касается православия, то этот вид убежища был только в древности. Ислам знает убежище в священных городах, у могил предков.

Различают территориальное и дипломатическое убежище. Территориальное убежище – предоставление какому-либо лицу или лицам возможности укрыться от преследований по политическим мотивам на своей территории. Дипломатическое убежище – предоставление какому-либо лицу или лицам возможности укрыться от преследований по политическим мотивам в помещении дипломатического представительства иностранного государства, консульского представительства иностранного государства или на иностранном военном корабле.

В практике государств имеются случаи, когда убежище предоставляется не только на территории государства, но и вне ее: в зданиях дипломатических миссий и консульств, на борту военных кораблей и воздушных судов, на территории военных баз и лагерей. Предоставление убежища дипломатическим или консульским учреждением называется дипломатическим убежищем. Эта форма убежища применяется в практике государств только после появления института постоянных дипломатических учреждений и наделения их привилегиями и иммунитетами. Широкое распространение этот вид убежища получил в практике всех государств в течение XVI—XVIII веков. По отношению к дипломатическому убежищу все государства можно разделить на следующие группы:

Читайте также:
Как получить часть кредитной машины?

♦ Государства, которые не признают и не практикуют его. Это наиболее многочисленная группа государств, к которой относится и Республика Казахстан.

♦ Государства, которые не допускают дипломатического убежища на своей территории, но сами его предоставляют. К таким государствам относятся Франция, Великобритания, США.

♦ Государства, которые сами предоставляют дипломатическое убежище и разрешают предоставлять его на своей территории. К этой группе относятся латиноамериканские государства.

♦ Государства, которые сами убежище не предоставляют, но разрешают его предоставлять на своей территории — например, Греция.

Таким образом, только латиноамериканские страны признают этот вид убежища, т. е. можно утверждать о существовании региональной нормы в этом вопросе.

В соответствии с Гаванской Конвенцией о дипломатическом убежище 1928 года, этот вид убежища предоставляется при наличии следующих условий:

– дипломатическое убежище может предоставляться только в той стране, которая признает такое право;

оно предоставляется лишь в экстренных случаях, когда необходимо обеспечить безопасность лица;

о факте предоставления дипломатического убежища дипломатический агент, командир военного корабля, лагеря или самолета обязаны сообщить местной власти;

правительство данного государства может потребовать немедленного удаления укрывшегося из страны, а дипломатический агент, в свою очередь, гарантий безопасности для данного лица;

укрывшихся нельзя высаживать на территории данной страны или близко от ее границ;

при пользовании убежищем укрывшемуся не будет разрешаться совершать действия, противоречащие общественной безопасности;

государство не несет расходов по предоставлению убежища.

Территориальное убежище — это предоставление убежища преследуемому лицу на территории иностранного государства. В 1967 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о территориальном убежище. В соответствии с этой Декларацией убежище, предоставляемое каким-либо государством в осуществление своего суверенитета лицам, имеющим основание ссылаться на ст. 14 Всеобщей декларации прав человека, включая лиц, борющихся против колониализма, должно уважаться всеми другими государствами. На право искать убежище и пользоваться убежищем не может ссылаться никакое лицо, в отношении которого существуют серьезные основания полагать, что оно совершило преступление против мира, военное преступление или преступление против человечества по смыслу тех международных актов, которые были выработаны для того, чтобы предусмотреть нормы относительно этих преступлений.

Оценка оснований для предоставления убежища лежит на предоставляющем это убежище государстве.

Право убежища – это право государства разрешить въезд и проживание на своей территории гражданину, преследуемого в своей стране обычно за политические и другие права. Право убежища включает и право невыдачи этого лица преследующего его государству (отечественное государство или государство постоянного места жительства). Предоставление убежища является неотъемлемым правом государства и не может рассматриваться как нарушение суверенных прав другого государства. Оно регулируется внутригосударственными актами и международными договорами. Обязательным условием при решении вопроса о предоставлении убежища является подача заявления заинтересованного лица. Лица, получившие убежища, по их правовому положению часто приравниваются к апатридам (лицам, не имеющим гражданства). Если человек, получив убежище, остается гражданином своего государства, он теряет право на дипломатическую защиту со стороны своего государства и не пользуется договорными льготами.

Международное право запрещает предоставлять убежище лицам, обвиняемым в совершении международных преступлений (преступления против мира, военные преступления, преступления против человечности, геноцид и др.), а также обвиняемым в совершении уголовных преступлений, выдача (экстрадиция) которых предусмотрена многосторонними соглашениями о борьбе с рабством, работорговлей, незаконным распространением наркотиков, фальшивомонетничеством ипр., а также двусторонними соглашениями отдельных государств.

Каковы тенденции дальнейшего развития данного института? Конвенция о статусе беженцев 1951 года (Статья 1А(2)) с поправками, внесенными Протоколом 1967 года, определяет беженца как любое лицо, которое «в силу вполне обоснованных опасений стало жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений и находящегося вне страны своей гражданской принадлежности и не могущего пользоваться защитой этой страны или не желающего пользоваться такой защитой вследствие опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства. не могущего или не желающего вернуться в неё вследствие таких опасений».

Потенциал института убежища в международном праве велик, вполне возможно, что в скором времени перед ним раскроются и иные возможности, ибо форм всевозможной дискриминации в наше время пока еще предостаточно.

Список использованных источников

Конвенция о статусе беженцев (Заключена г. Женеве 28.07.1951) // Бюллетень международных договоров. – 1993. – № 9. – С. 6 – 28.

Европейская конвенция о выдаче (Заключена в г. Париже 13.12.1957) // Бюллетень международных договоров. – 2000. – № 9. – С. 3 – 11, 19 – 28.

Декларация о территориальном убежище (Принята 14.12.1967 Резолюцией 2312 (XXII) Генеральной Ассамблеей ООН) // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. – М.: Юридическая литература, 1990. – С. 287 – 289.

Каламкарян Р.А., Мигачев Ю.И . Международное право: Учебник. — М.: Изд-во Эксмо, 2004. —688 с.

Колосов Ю.М., Кузнецов В.И.: Международное право: Учебник. – М.:Международные отношения, 1995. – 608 с.

Дипломная работа: Право убежища понятие и виды. Виды убежища территориальное и дипломатическое

Кафедра публичного права

Читайте также:
Надо ли подавать на алименты для пособия?

Дисциплина: Международное право

Тема: «Право убежища: понятие и виды. Виды убежища (территориальное и дипломатическое).»

студентка 3 курса,

дневной формы обучения

1. Понятие убежища. Исторические факты………………………………..4

Список использованных источников…………………………………………..11

Одним из важных суверенных прав государства является право предоставления убежища лицам, преследуемым по политическим, национальным, расовым, религиозным или этническим мотивам. Раз­личают территориальное и дипломатическое убежище. Тенденции развития современного международного права таковы, что приоритетное значение приобретает защита прав человека. Одним из важнейших институтов такой защиты является право убежища. Войны, международные конфликты, многочисленные социальные катаклизмы, которые можно наблюдать сегодня в мире, привели к тому, что многие люди были вынуждены покинуть место их обычного проживания и искать убежище в других государствах. Предоставление государством убежища иностранцу или лицу без гражданства означает, что такой человек может въехать в это государство, жить в нем и не будет выдан другому государству как преступник.

Право иностранцев искать в другом государстве убежище от преследования за политическую деятельность и убеждения (“право убежища”) восходит ко времени Великой французской революции, провозгласившей в Конституции 1793 г. предоставление “убежища иностранцам, изгнанным из своего отечества за дело свободы”. За прошедшее с тех пор время право убежища было закреплено в конституциях большинства демократических государств. В XX столетии оно стало одним из общепризнанных положений международного права и предусмотрено Всеобщей декларацией прав человека.

Выделяют два вида убежища: дипломатическое и территориальное.

Территориальное убежище — это предоставление убежища пре­следуемому лицу на территории государства. Дипломатическое убежище — это предоставление убежища на территории дипломатического представительства иностранного го­сударства. Институт убежища межотраслевой: его нормы зафиксированы и дипломатическом праве, и в международном гуманитарном праве.

1.Понятие убежища. Исторические факты

Под политическим убежищем понимается предоставление государством какому-либо лицу или лицам возможности укрыться от преследований по политическим мотивам, которым они подвергались в стране своего гражданства или обычного местожительства. Под преследованием по политическим мотивам понимается преследование не только за политические убеждения, но за общественную деятельность, религиозные убеждения, расовую или национальную принадлежность и т. п.

Впервые в конституции Франции 1793 года было закреплено право страны предоставлять убежище иностранцам, изгнанным из своего отечества за дело свободы. Позже развитие данного правового института происходило как в рамках национального законодательства, так и на международном уровне.

Необходимо различать право убежища как институт международного права и институт внутригосударственного права. Имеется в виду совокупность в первом случае международно-правовых, а во втором – внутригосударственных норм, относящихся к предоставлению политического убежища. Таким образом, практически существует столько внутригосударственных институтов политического убежища, сколько существует государств, принявших соответствующие юридические нормы.

Само по себе обращение с просьбой о предоставлении политического убежища не означает, что такое убежище автоматически будет предоставлено. Институт политического убежища в международном праве является преимущественно обычно-правовым. В рамках Организации Объединенных Наций была предпринята попытка кодифицировать эти нормы: Генеральная Ассамблея ООН 14 декабря 1967 г. приняла Декларацию о территориальном убежище (резолюция 2312/ХХII).

Важнейшее положение международного права, относящееся к предоставлению территориального убежища, заключается в следующем (оно закреплено в п. 1 ст. 1 декларации): убежище, предоставляемое каким-либо государством в порядке осуществления своего суверенитета, должно уважаться всеми остальными государствами. Иными словами, предоставление убежища – это суверенное право государства. Оно может его предоставить какому-либо лицу или лицам, может в нем и отказать. Но если государство реализовало это право, предоставив какому-либо лицу или группе лиц убежище, возникает ряд международно-правовых последствий.

В соответствии с нормами международного права, государства могут предоставлять право убежища лицам, которые подвергаются или имеют основание считать, что будут подвергаться преследованию в своем государстве или государстве своего постоянного местожительства за свои политические убеждения и политическую деятельность. Каждое государство само определяет, каким лицам и на каких условиях оно предоставляет убежище. Круг лиц, которым предоставляется убежище, определяется во внутреннем законодательстве государства. Право убежища — это институт, который основывается на государственном суверенитете. Никто кроме властей государства, предоставляющего убежище, не может определять категорию лиц, пользующихся этим правом. Вместе с тем, в международном праве существуют правовые нормы, ограничивающие право государства предоставлять убежище. К такой категории относятся:

♦ лица, обвиняемые в совершении международных преступлений;

♦ уголовные преступники, подпадающие под перечень двусторонних договоров об экстрадиции;

♦ лица, обязательная выдача которых предусмотрена в многосторонних международных договорах о борьбе с отдельными видами уголовных преступлений.

Необходимое условие права убежища — наличие в каждом конкретном случае соответствующей просьбы со стороны заинтересованного лица. Необходимое условие права убежища — наличие в каждом конкретном случае соответствующей просьбы со стороны заинтересованного лица. При этом возникают три группы правоотношений:

1. между лицом, испрашивающим убежище, и государством его гражданства;

2. между данным лицом и государством, предоставляющим убежище;

3. между государством гражданства данного лица и государством, предоставившим убежище.

После окончания Второй мировой войны вопрос о праве убежища находился на повестке дня Организации Объединенных Наций. В общей форме это было провозглашено в статье 14 Всеобщей декларации прав человека 1948 года:

– Каждый человек имеет право искать убежище от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем.

– Это право не может быть использовано в случае преследования, в действительности основанного на совершении неполитического преступления или действия, противоречащего целям и принципам Организации Объединенных Наций.

Наиболее древняя форма убежища — религиозная. Христианская религия широко регламентировала убежище в священных местах до абсолютизма. До сегодняшнего времени Римская церковь не отказалась от права убежища. Но большинство субъектов международного права — Ватикан, Испания, Португалия — это запрещают. Что касается православия, то этот вид убежища был только в древности. Ислам знает убежище в священных городах, у могил предков.

Читайте также:
Маршалковско-комиссарскии суд: что это такое, описание и особенности

2. Виды убежища

Различают территориальное и дипломатическое убежище. Территориальное убежище – предоставление какому-либо лицу или лицам возможности укрыться от преследований по политическим мотивам на своей территории. Дипломатическое убежище – предоставление какому-либо лицу или лицам возможности укрыться от преследований по политическим мотивам в помещении дипломатического представительства иностранного государства, консульского представительства иностранного государства или на иностранном военном корабле.

В практике государств имеются случаи, когда убежище предоставляется не только на территории государства, но и вне ее: в зданиях дипломатических миссий и консульств, на борту военных кораблей и воздушных судов, на территории военных баз и лагерей. Предоставление убежища дипломатическим или консульским учреждением называется дипломатическим убежищем. Эта форма убежища применяется в практике государств только после появления института постоянных дипломатических учреждений и наделения их привилегиями и иммунитетами. Широкое распространение этот вид убежища получил в практике всех государств в течение XVI—XVIII веков. По отношению к дипломатическому убежищу все государства можно разделить на следующие группы:

♦ Государства, которые не признают и не практикуют его. Это наиболее многочисленная группа государств, к которой относится и Республика Казахстан.

♦ Государства, которые не допускают дипломатического убежища на своей территории, но сами его предоставляют. К таким государствам относятся Франция, Великобритания, США.

♦ Государства, которые сами предоставляют дипломатическое убежище и разрешают предоставлять его на своей территории. К этой группе относятся латиноамериканские государства.

♦ Государства, которые сами убежище не предоставляют, но разрешают его предоставлять на своей территории — например, Греция.

Таким образом, только латиноамериканские страны признают этот вид убежища, т. е. можно утверждать о существовании региональной нормы в этом вопросе.

В соответствии с Гаванской Конвенцией о дипломатическом убежище 1928 года, этот вид убежища предоставляется при наличии следующих условий:

– дипломатическое убежище может предоставляться только в той стране, которая признает такое право;

a. оно предоставляется лишь в экстренных случаях, когда необходимо обеспечить безопасность лица;

b. о факте предоставления дипломатического убежища дипломатический агент, командир военного корабля, лагеря или самолета обязаны сообщить местной власти;

c. правительство данного государства может потребовать немедленного удаления укрывшегося из страны, а дипломатический агент, в свою очередь, гарантий безопасности для данного лица;

d. укрывшихся нельзя высаживать на территории данной страны или близко от ее границ;

e. при пользовании убежищем укрывшемуся не будет разрешаться совершать действия, противоречащие общественной безопасности;

f. государство не несет расходов по предоставлению убежища.

Территориальное убежище — это предоставление убежища преследуемому лицу на территории иностранного государства. В 1967 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о территориальном убежище. В соответствии с этой Декларацией убежище, предоставляемое каким-либо государством в осуществление своего суверенитета лицам, имеющим основание ссылаться на ст. 14 Всеобщей декларации прав человека, включая лиц, борющихся против колониализма, должно уважаться всеми другими государствами. На право искать убежище и пользоваться убежищем не может ссылаться никакое лицо, в отношении которого существуют серьезные основания полагать, что оно совершило преступление против мира, военное преступление или преступление против человечества по смыслу тех международных актов, которые были выработаны для того, чтобы предусмотреть нормы относительно этих преступлений.

Оценка оснований для предоставления убежища лежит на предоставляющем это убежище государстве.

Право убежища – это право государства разрешить въезд и проживание на своей территории гражданину, преследуемого в своей стране обычно за политические и другие права. Право убежища включает и право невыдачи этого лица преследующего его государству (отечественное государство или государство постоянного места жительства). Предоставление убежища является неотъемлемым правом государства и не может рассматриваться как нарушение суверенных прав другого государства. Оно регулируется внутригосударственными актами и международными договорами. Обязательным условием при решении вопроса о предоставлении убежища является подача заявления заинтересованного лица. Лица, получившие убежища, по их правовому положению часто приравниваются к апатридам (лицам, не имеющим гражданства). Если человек, получив убежище, остается гражданином своего государства, он теряет право на дипломатическую защиту со стороны своего государства и не пользуется договорными льготами.

Международное право запрещает предоставлять убежище лицам, обвиняемым в совершении международных преступлений (преступления против мира, военные преступления, преступления против человечности, геноцид и др.), а также обвиняемым в совершении уголовных преступлений, выдача (экстрадиция) которых предусмотрена многосторонними соглашениями о борьбе с рабством, работорговлей, незаконным распространением наркотиков, фальшивомонетничеством ипр., а также двусторонними соглашениями отдельных государств.

Каковы тенденции дальнейшего развития данного института? Конвенция о статусе беженцев 1951 года (Статья 1А(2)) с поправками, внесенными Протоколом 1967 года, определяет беженца как любое лицо, которое «в силу вполне обоснованных опасений стало жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений и находящегося вне страны своей гражданской принадлежности и не могущего пользоваться защитой этой страны или не желающего пользоваться такой защитой вследствие опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства. не могущего или не желающего вернуться в неё вследствие таких опасений».

Потенциал института убежища в международном праве велик, вполне возможно, что в скором времени перед ним раскроются и иные возможности, ибо форм всевозможной дискриминации в наше время пока еще предостаточно.

Список использованных источников

1. Конвенция о статусе беженцев (Заключена г. Женеве 28.07.1951) // Бюллетень международных договоров. – 1993. – № 9. – С. 6 – 28.

Читайте также:
Несоблюдение формы сделок: что это значит

2. Европейская конвенция о выдаче (Заключена в г. Париже 13.12.1957) // Бюллетень международных договоров. – 2000. – № 9. – С. 3 – 11, 19 – 28.

3. Декларация о территориальном убежище (Принята 14.12.1967 Резолюцией 2312 (XXII) Генеральной Ассамблеей ООН) // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. – М.: Юридическая литература, 1990. – С. 287 – 289.

4. Каламкарян Р.А., Мигачев Ю.И. Международное право: Учебник. — М.: Изд-во Эксмо, 2004. —688 с.

5. Колосов Ю.М., Кузнецов В.И.: Международное право: Учебник. – М.:Международные отношения, 1995. – 608 с.

Порядок применения права дипломатического убежища.

Хотелось бы еще раз остановиться на моменте, связанном с характером применения права дипломатического убежища. Вспомним Конвенцию о праве политического убежища 1933 г., положения которой специально разрабатывались для устранения спорных моментов дипломатического убежища. В ней сказано, что принимающее государство может осуществлять право дипломатического убежища в иностранных государствах только в тех пределах, в которых оно признается государством пребывания. Также, Международный Суд ООН, в своем «The Asylum case» разъясняет, что дипломатическое убежище может быть предоставлено лишь тогда, когда оба государства (пребывания и аккредитующее) признают его[90].

Идя по такой логике, право дипломатического убежища нельзя толковать расширительно и применять его нормы в тех странах, которые не признают данного института, считают такое ограничение своих суверенных прав недопустимым. Такой подход называется позицией суверенитета. Получается, что от (не-)признания государствами права дипломатического убежища будет зависеть правомерность практики предоставления дипломатического убежища на нем.

Тогда особо ценной видится классификация стран, выделенная в пособии Галенской, с небольшими современными корректировками:

Это выделение 4 групп стран, в зависимости от их признания права дипломатического убежища:

1. Государства, которые не признают и не практикуют его. (Большая часть государств).

2. Государства, которые не допускают дипломатического убежища на своей территории, но сами его предоставляют. (Сюда следует отнести Францию, Великобританию, США).

3. Государства, которые сами предоставляют дипломатическое убежище и ‘разрешают его предоставление на своей территории. (Это Латиноамериканские страны).

4. Государства, которые сами убежище не предоставляют, но разрешают его предоставление на своей территории (некоторые государства Латинской Америки, Греция).

Но на практике, «позиция суверенитета» очень часто не соблюдается. Проиллюстрируем это современным примером – прецедентным на сегодняшний день делом Ассанджа.

Как отмечает М. Хейджер в своей монографии, посвященной анализу дела Ассанджа, передающее и принимающее государства искали для себя «правовые Козыри» – государство пребывания – свой территориальный суверенитет для предотвращения выезда беглеца; аккредитующее – неприкосновенность помещения для физического нахождения там преследуемого[92].

Обстоятельства. За лето 2012 года объем напряжения в отношениях между Эквадором и Великобританией мог привести к дипломатической катастрофе. Но это был не просто политический спор между двумя государствами. Он вполне может рассматриваться как столкновение 2 правовых идеологий между государствами, которые признают или отвергают право дипломатического убежища. В центре конфликта был Джулиан Ассанж, наиболее известный как основатель, пресс-секретарь и главный редактор WikiLeaks.

С ноября 2010 года Ассанж разыскивался шведскими властями по обвинению в изнасиловании и сексуальном нападении. Потому как он проживал в Соединенном Королевстве, после выдачи ордера на арест встал вопрос о его экстрадиции. Наконец, 14 июня 2012 года, после исчерпания Ассанжем всех средств правовой защиты в Соединенном Королевстве, решение о его экстрадиции в Швецию осталось в силе. Ему было дано 14 дней на подачу апелляции в Европейский суд по правам человека, но он решил выбрать альтернативный путь правовой защиты. 19 июня Ассанж вошел в здание Эквадорского посольства, где попросил о предоставлении дипломатического убежища.

Суть спора. 16 августа Эквадор сделал официальное заявление о том, что ими принято решение предоставить убежище Дж. Ассанджу, с объяснением причин своей позиции[93]. Приводя аргументы, Эквадор указал в частности, что Ассанж попал в ситуацию, угрожавшую его личной безопасности.

Соединенное Королевство не согласилось с решением Эквадора[94], ссылаясь на свое непризнание права дипломатического убежища и нарушения, таким образом, Эквадором норм международного права по дипломатическому убежищу. После были угрозы со стороны Власти Великобритании о вторжении в здание посольства Эквадора и лишении его статуса неприкосновенности, однако таковых не последовало. С тех пор Дж. Ассандж остается в Помещении эквадорского посольства, а Великобритании фактически пришлось принять факт предоставления дипломатического убежища на своей территории…

Правовая оценка. Почему Ассанж выбрать небольшое государство Латинской Америки ? Наиболее очевидная причина в том, что Эквадор признает право на предоставление дипломатического убежища и является участником Каракасской конвенции 1954 г. Но, как было сказано, Великобритания стояла в правовой позиции непринятия права дипломатического убежища и не являлась участником каких-либо правовых документов, которые требуют признать гарантию дипломатического убежища иностранного посольства в этой стране. Значит, применяя «позицию суверенитета», можно заключить, что предоставление убежища Дж. Ассанджу на территории страны, не признающей права убежища, было неправомерным. Единственное, что можно добавить: в случае воплощения неофициального намерения проникнуть на территорию Посольства Эквадора, Власти Великобритании нарушили бы п. 1 ст. 22 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. о неприкосновенности посольств в частности. Однако это не произошло.

М. Хейджер, завершая анализ политико-правового спора Дж. Ассанджа, делает вывод. На примере дела Ассанджа можно увидеть, что дипломатическое убежище существует в международной практике даже тех государств, которые категорически не признают ни доктрины, ни такого права. В таких редких случаях нормы международного права, к сожалению, не до конца соблюдены, а действуют только лишь политические интересы или гуманные соображения. То есть, правовой принцип «позиции суверенитета» заменен на политический принцип «государственных интересов».

Читайте также:
Как выписать ООО с моего адреса?

Заключение.

Институт дипломатического убежища имеет особый международно-правовой статус, поскольку им урегулирована очень специфичная группа отношений по поводу предоставления физическому лицу возможности укрыться от преследований по политическим мотивам в помещении иностранного дипломатического, консульского представительства, а также на иностранном военном корабле …

С самого своего возникновения институт получил два правовых вектора развития – Европейское и Латиноамериканское, поэтому нормы имеют ярко выраженный региональный характер. Среди Европейских держав расцвет обычая предоставления убежищ в зданиях миссий в XVI-XVII вв. был обусловлен развитием института постоянных дипломатических и консульских представительств. Уголовные преступники находили защиту от юрисдикции в жилищах послов, посольствах и целых дипломатических кварталах. К XVIII веку дипломатическое покровительство в отношении уголовных преступников полностью заменено на защиту лишь политических. А стремление государственной власти к централизации, сохранению незыблемости суверенитета привело к постепенному отказу Европейских государств от права дипломатического убежища на своих территориях. Из постоянной практики к XX в. обычай предоставления убежища стал скорее исключительной, неправовой мерой при особой угрозе безопасности граждан или исходя из государственных интересов и политической необходимости.

В странах же Латинской Америки конца XIX в. – XX в. договорное оформление процедур дипломатического убежища имело иные предпосылки. Постоянные пронунсиаменто создавало угрозу для личной безопасности сотен простых граждан и свергнутых политических руководителей. А дипломатическое убежище послужило гуманитарным правовым механизмом против посягательств на их жизнь и здоровье[95].

С приходом современной системы международного права, провозглашением ею принципа невмешательства во внутренние дела государств, универсальными Венскими конвенциями с ограничением функций дипломатических и консульских представительств – стало сомнительным правовое сосуществование общего международного права и «регионального» дипломатического убежища.

Потому часть мирового сообщества и научной доктрины не признает законность действий по предоставлению дипломатического убежища и правомерность соответствующего института.

Если все же исходить из соответствия института дипломатического убежища – современному международному праву, то можно сказать: в настоящее время дипломатическое убежище превратилось в прочный правовой институт Латинской и Центральной Америки. Его источники – это Гаванские конвенции 1928 г., Конвенция Монтевидео 1933 г., Конвенция об убежище 1939 г., Каракасская конвенция о дипломатическом убежище 1954 г., прецедентное судебное решение по Asylum case, а также двусторонние Консульские конвенции разных стран Латинской Америки. В этих источниках установлено, что дипломатическое убежище действует краткосрочно, только при политических преследованиях, при экстренной угрозе безопасности. Местом убежища могут быть дипломатические и консульские представительства, военные корабли, базы и самолеты. В совокупности источники предусмотрели «позицию суверенитета» для применения норм о дипломатическом убежище. Это значит, что предоставление покровительства государства преследуемому лицу в своих представительствах возможно только при признании права дипломатического убежища государством пребывания.

В других странах право дипломатического убежища скорее не признается – оно реализуется только в экстренных случаях, исходя из гуманитарной практики или политических интересов. Современное подтверждение – это Дело Ассанжа и вынужденное признание Великобританией Эквадорского Посольского покровительства в отношении данного гражданина. Даже тогда государства, ранее не признававшие права дипломатического убежища, заинтересованы в переговорах без отсечения возможности применения такового.

Список использованной литературы.

Нормативно-правовая база

1. Устав Организации Объединенных Наций от 26 июня 1945 г.

2. Всеобщая Декларация прав человека от 10 декабря 1948 г.

3. Конвенция о статусе беженцев от 28 июля 1951 г.

4. Декларация о территориальном убежище от 14 декабря 1967 г.

5. Конвенция о специальных миссиях от 8 декабря 1969 г.

6. Приказ ФМС России № 451 от 05 декабря 2007 года «Об утверждении Административного регламента Федеральной миграционной службы по исполнению государственной функции по исполнению законодательства Российской Федерации по предоставлению политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства» зарегистрированный в Минюсте РФ 28 февраля 2008 г. № 11245.

7. Польско-Бельгийская конвенция от 12 июня 1928 г.

8. Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций От 24 октября 1970 г.

9. Декларация о недопустимости интервенции и вмешательства во внутренние дела государств от 9 декабря 1981 г.

10. Конвенция по международному уголовному праву от 20 января 1889 г.

11. Венская конвенция о консульских сношениях от 24 апреля 1963 г.

12. Венская конвенция о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г.

13. Конвенция о праве политического убежища от 28 октября 1933 г.

14. Южноамериканская конвенция об убежище от 4 августа 1933 г.

15. Каракасская конвенция о дипломатическом убежище от 28 марта 1954 г.

16. Statute of the International Court of Justice 1945.

17. Havana Convention on Asylum 1928.

18. Colombian–Peruvian Asylum Case (Colombia v. Peru), Judgment of 20 November 1950, [1950] ICJ.

1. Ривье А. Учебник международного права. М.: 2001.

2. А.П. Зливко. Конституционно-правовое регулирование предоставления убежища в странах Западной Европы :Сравнительно-правовой анализ.

3. Блищенко И.П. Дипломатическое право. М.: 2001.

4. Сало Э. Международные соглашения стран Латинской Америки. М., 1994.

5. Галенская Л.Н. Право убежища. Международно-правовые вопросы. М.: 1968.

6. Колосова Ю. М., Кривчикова Э. С.Международное право М.: 2007.

7. Содиков Ш. Современные проблемы дипломатического убежища // Портал МГИМО. 2001.

8. Козочкин И.Д. Уголовное право зарубежных государств. Общая часть. М., 2001.

9. Schuster L. The Use and Abuse of Political Asylum in Britain and Germany. P.: 2003.

10. Battjes Н. European Asylum Law And International Law. P.: 2006.

Читайте также:
Международный коммерческий арбитраж: что это значит

11. E. de Vattel, Le droit des gens (1758/1867), Book IV, Ch. IV,

12. Garcia-Mora M.R. International Law and Asylum as a Human Right. Washington, 1956.

13. Crawford, P.Hyndman J.Three Heresies in the Application of the Refugee Convention. // International Journal of Refugee Law, vol. 1, N 2, 1989.

14. Ronning N. Diplomatic Asylum. Legal Norms and Political Reality in Latin American Relations. The Hague, 1965. Martinus Nijhoff. Appendices. Bibliography. Index. Pp. 242. Paper.

15. Heijer R. Diplomatic Asylum and the Assange Case // Leiden Journal of International Law / Volume 26 / Issue 02 / June 2013

16. Wierzbicki B. Political Asylum in International Law. // Revue hellenique de droit international, 1985-1986.

17. Diplomatic Asylum. Legal Norms and Political Reality in Latin American Relations. By C. NEALE RONNING. The Hague, 1965. Martinus Nijhoff. Appendices. Bibliography. Index. Pp. 242. Paper.

18. Värk R. Diplomatic asylum: Theory, Practice and the Case of Julian Assange. P.: 2013.

19. М. Д. Шаргородский, Выдача преступников и право убежища в международном уголовном праве, «Вестник Ленинградского университета», 1947 г., № 8

20. Freedman J. Gendering the International Asylum and Refugee Debate. P.: 2008.

21. Political Asylum // The American journal of international Law. – 1951. – Vol. 45. – №2.

22. Материал РИА «Новости»

Сборник международных правовых документов, регулирующих вопросы миграции. М., МОМ, 1994.

23. UN General Assembly, Question of Diplomatic Asylum

24. Report of the Secretary-General, UN Doc. A/10139 (Part II) (1975)

25. Report of the Secretary-General, Pt II, supra note 5

26. Дипломатический словарь. — М.: Государственное издательство политической литературы. А. Я. Вышинский, С. А. Лозовский. 1948.

27. Foreign Secretary Statement of the Government of the Republic of Ecuador on the Asylum Request of Julian

28. Assange, Ecuadorian Ministry of Foreign Affairs, Trade and Integration, 16.8.2012, (29.9.2012).

29. Encyclopædia Britannica.

Периодизация по И. И. Лукашуку

1. Классическое международное право. В Средние века возникает наука международного права. Ее основоположником принято считать Гуго Гроция. В 1625 г. он издал труд «О праве войны и мира», охвативший все основные вопросы международного права. Большой шаг вперед в развитии международного права был сделан Великой французской революцией. Основами внешней политики Франции были провозглашены «всеобщий мир и принципы справедливости», отказ от всякой войны с целью завоевания. Международное право стало необходимым регулятором значительного объема международных отношений. Наметились сдвиги и в национальном праве, которое, например, закрепило привилегии иностранных дипломатов, установило правовой режим иностранцев.

2. Переход от классического к современному международному праву (1919-1946 гг.). В 1919 г. державы-победительницы решили создать Лигу Наций и приняли ее уставный документ – Статут. Была учреждена первая всеобщая политическая организация, “призванная обеспечить мир и сотрудничество между государствами.

3. На англо-советско-американской конференции 1943 г. в Москве было принято решение о необходимости учреждения всеобщей международной организации, основанной на принципе суверенного равенства. В июне 1945 г. Конференция Организации Объединенных Наций (ООН) в Сан-Франциско приняла Устав ООН, который положил начало современному международному праву.

Дилерская деятельность: что это такое, описание и особенности

Дилерская деятельность распространена не столько на фондовом рынке, сколько в более привычных потребителю сферах (например, автобизнесе).

Тем не менее, дилерская деятельность на фондовом рынке «не теряется» среди прочих разновидностей биржевой деятельности и вкупе с ними обеспечивает нормальное функционирование фондового рынка.

Организацией дилерской деятельности в той или иной степени занимаются правительство и уполномоченные финансовые структуры, главным образом, Центробанк.

Настоящая публикация является логическим продолжением цикла статей, посвященных функционированию фондового рынка.

В частности, кратко, насколько это возможно, мы рассмотрим следующие вопросы:

[1] кто такие дилеры и что такое дилерская деятельность;

[2] каковы особенности лицензирования дилерской деятельности;

[3] уровень ответственности и обязанности дилера.

Дилеры и дилерская деятельность

Дилерская деятельность – это процесс публичного приобретения или реализации дилерской организацией (дилером) акций или облигаций на фондовом рынке от своего имени с принятием на себя обязанности исполнения сделок на заранее оговоренных условиях.

Дилерской деятельностью доверено заниматься немногим. Только дилерам.

Дилерами, как известно, не рождаются. Дилерами становятся. К их числу относят лицензированных участников фондового рынка, зарегистрированных в качестве юридических лиц.

Отдельные граждане, увы, лишены возможности быть дилерами.

Жесткие требования к функционированию дилерских организаций должны компенсироваться достойным вознаграждением их стараний.

Денежные ручейки, текущие в дилерский карман, могут складываться из [1] оплаты консультационных услуг, [2] комиссионных выплат за сопровождение клиентских сделок, [3] чистого дохода от реализации акций или облигаций.

Своевременная и полноценная оплата услуг дилера крайне важна, так как от этого напрямую зависит его финансовая устойчивость, являющаяся гарантом исполнения дилерской организацией своих обязательств.

Дилеры с силу специфики своей деятельности способны влиять на фондовые котировки ценных бумаг напрямую.

Одна из обязанностей дилеров – публично доводить до сведения клиентов и заинтересованных лиц данные о текущих котировках ценных бумаг, видах и количестве предлагаемых фондовым рынком акций и/или облигаций, других существенных условиях, которые клиенты могут учитывать при принятии решений о заключении тех или иных сделок.

Сделки, заключаемые клиентами с дилерами, обязательны к исполнению обеими сторонами.

Лицензирование дилерской деятельности

Лицензия на дилерскую деятельность – это обязательное условие выхода дилера на фондовый рынок.

Проверку документации, соблюдения условий лицензирования и, наконец, непосредственную выдачу лицензий на дилерскую деятельность прибрал к рукам Департамент допуска на финансовый рынок, значащийся в структуре Центробанка Российской Федерации.

Читайте также:
Исчисление сроков: что это такое, описание и особенности

Лицензирование дилерской деятельности, подобно уличному указателю, устремляется в двух направлениях.

Одна, скажем так, ветвь касается финансовых операций с государственными, другая — с корпоративными акциями и облигациями.

Обязанности и ответственность дилера

Дилерская деятельность буквально пронизана высочайшим уровнем ответственности.

В некотором смысле степень этой ответственности определяется характером ее законодательного регулирования.

Помимо прочего, дилерские организации обязаны:

[1] точно в срок и с должной полнотой ИНФОРМИРОВАТЬ своих клиентов о всякого рода рисках инвестиционной деятельности, изменениях и событиях на фондовом рынке, которые сами по себе или вкупе с другими обстоятельствами способны потрепать их инвестиции;

[2] «расшибиться в доску» (с соблюдением разумных предосторожностей, естественно) ради ЗАЩИТЫ интересов клиента;

[3] исключить в своей работе любые манипуляции и МАХИНАЦИИ с инсайдерской информацией, влекущих кривотолки и недоверие к рыночным сделкам;

[4] строго блюсти принцип ПЕРВООЧЕРЕДНОГО исполнения поручений (заказов, заявок) клиента перед сугубо дилерскими операциями (особливо в случаях одновременного исполнения брокерских и дилерских полномочий);

[5] подготовить почву для предельно КОМФОРТНОГО исполнения клиентских сделок.

Дилерская деятельность: заключение

Дилерской деятельностью называется особый вид деятельности на рынке ценных бумаг, доступный только дилерам, обладающим соответствующей лицензией, и предполагающий покупку и/или продажу от своего имени и за свои собственные средства ценных бумаг.

Брокерская и дилерская деятельность часто идут рука об руку и успешно совмещаются в одном лице.

Благодаря этому клиенты могут потреблять брокерские услуги, связанные с приобретением или реализацией брокерами по их поручениям (заказам) ценных бумаг, и прибегать к консультационным услугам дилеров по финансовым вопросам.

Кто такой дилер. Объясняем простыми словами

Дилер (англ. dealer — «торговец») — компания, которая закупает товар оптом, а продаёт в розницу или мелкими партиями — примерно то же, что дистрибьютор; профессиональный участник рынка ценных бумаг (юридическое лицо), который торгует на бирже от своего имени и за свой счёт.

Когда говорят о дилере как о продавце товаров, имеют в виду, что он представляет какую-то конкретную марку автомобилей, техники или оборудования. Часто к названию добавляют слово «официальный». Например, официальный дилер Lada или Volkswagen, Bosch или Apple. Дилер может торговать товарами одной марки или нескольких.

В основном дилерами называют компании, которые продают автомобили и проводят их гарантийное обслуживание. За остальными продавцами, которые специализируются на конкретных марках техники, закрепилось название дистрибьюторов.

Дилер на фондовом рынке (рынке ценных бумаг) — это квалифицированный инвестор, компания, которая продаёт и покупает акции, облигации и другие финансовые инструменты как самостоятельный игрок.

Дилер выставляет твёрдые цены (котировки) на покупку и продажу активов. Часто это двусторонние котировки, когда компания готова купить определённое количество бумаг по одной цене, а продать их же по другой. Дилер обязан исполнить сделки по объявленным им ценам, иначе ему могут предъявить иск о принудительном исполнении сделки. Аналогично действуют обычные пункты обмена валюты, выставляющие свои курсы купли-продажи валют.

Примеры употребления на «Секрете»

«Forex не имеет отношения к биржевому фондовому рынку. Когда россиянам предлагают “заработать на Forex” — это игра на деньги с форекс-дилером, где предлагают ставить на рост или падение курсов валют или котировок товаров. Правила игры в форекс-трейдинге устроены таким образом, чтобы человек проиграл свои деньги».

(Доцент экономического факультета РУДН Оксана Карпенко — об опасностях Форекса.)

«Бедственное положение дилеров заставило их совсем по-другому взглянуть на подержанные машины. Программы trade-in стали важной составляющей их дохода, потому что новые машины часто продают без прибыли, а маржа дилера от продажи автомобиля с пробегом обычно составляет 6–12%».

(Гендиректор GoodCar.ru Игорь Кравченко — о ситуации на авторынке в 2016 году.)

Ошибки в употреблении

Дилера не стоит путать с брокером — компанией, которая совершает сделки на бирже по заданию своего клиента. Если брокер зарабатывает, получая комиссию от сделки с ценными бумагами, то прибыль дилера формируется за счёт разницы между ценами заявок на покупку и продажу активов.

Нюансы

По российскому законодательству дилерами могут быть только юридические лица — коммерческие организации и госкорпорации (если это предусмотрено отдельным законом о создании такой госкорпорации).

Для выполнения дилерской деятельности на бирже необходимо получить лицензию Банка России. ЦБ публикует список организаций, имеющих такую лицензию. По состоянию на декабрь 2022 года в списке было 280 юрлиц, большинство из которых — банки, также в нём есть инвестиционные и брокерские компании.

Отдельно закон «О рынке ценных бумаг» регулирует работу форекс-дилеров, зарабатывающих на изменении котировок на международном рынке валют Форекс. Эти компании не вправе заниматься никакой другой профессиональной деятельностью. Форекс-дилеры заключают договоры с частными лицами (они должны сдать тест, чтобы дилер признал их квалифицированными инвесторами). В списке форекс-дилеров, зарегистрированных ЦБ, всего четыре участника этого рынка. Регулятор выступает за ограничение доступа частных лиц к рынку Форекс, называя его казино.

Некоторые биржи работают по дилерской системе. Например, для допуска акции к торгам на Лондонской фондовой бирже необходимо наличие минимум двух дилеров, готовых выставить твёрдые двусторонние котировки по этой бумаге. Это делают, чтобы обеспечить ликвидность новой ценной бумаги.

Особенности дилерской деятельности в РФ

Дилерской деятельностью является деятельность по купле-продаже ценных бумаг юридическим лицом от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен покупки и (или) продажи с обязательством исполнения сделок по этим ценным бумагам по объявленным ценам.

Статья 4. Дилерская деятельность. Комментарий к статье 4 ФЗ «о РЦБ»

1. Профессиональные участники рынка ценных бумаг признаются осуществляющими дилерскую деятельность, если дилерская деятельность предусмотрена соответствующей лицензией, выданной участнику рынка ценных бумаг в установленном порядке. Дилером может быть только юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией.
2. Дилерская деятельность – это купля-продажа ценных бумаг от своего имени и за свой счет. При этом дилер обязан публично объявлять цены покупки и (или) продажи ценных бумаг (выставлять котировки) и заключать сделки именно по этим ценам. Разница между ценой покупки и ценой продажи называется спрэдом. Как правило, сделки по публично объявленным твердым ценам заключаются на биржах.
Кроме того, дилер вправе публично установить иные условия заключения сделок с ним: минимальный или максимальный объем сделки (минимальный или максимальный лот), срок действия объявленных цен.
Дилер обязан заключать сделки на объявленных им условиях с любым лицом, которое к нему обратится. Если какие-то дополнительные существенные условия сделки дилером не объявлены, сделка заключается на условиях, предложенных контрагентом дилера. Если дилер не объявил максимальный объем сделки, он обязан купить (или продать) столько ценных бумаг, сколько потребует обратившийся к нему контрагент.
Дилерские котировки есть не что иное, как оферты, адресованные неопределенному кругу лиц. С любым, кто обратится к нему, дилер обязуется заключить сделку. Это называется публичной офертой (п. 2 ст. 437 ГК РФ).
Если дилер отказывается заключить сделку на объявленных им же условиях, то согласно комментируемой статье можно через суд потребовать принудительного заключения сделки, а также возмещения убытков. Об этом говорится и в п. 4 ст. 445 ГК РФ.
Таким образом, дилерская деятельность – это торговля ценными бумагами на основе публичных оферт.
Покупка ценных бумаг от своего имени и за свой счет без объявления публичных оферт – это не дилерская, а инвестиционная деятельность, и поэтому лицензия здесь не нужна.
Объявляя свои котировки, дилер обязан сообщать заинтересованным лицам всю общедоступную информацию об эмитенте ценных бумаг, которой он располагает. Если таких данных у дилера нет, он обязан сообщить это потенциальному покупателю (или продавцу) ценных бумаг, который к нему обратился.
3. Единые требования к осуществлению брокерской и дилерской деятельности на рынке ценных бумаг установлены в Постановлении ФКЦБ РФ от 11.10.1999 N 9 (ред. от 16.03.2005) “Об утверждении Правил осуществления брокерской и дилерской деятельности на рынке ценных бумаг Российской Федерации” (зарегистрировано в Минюсте РФ 05.01.2000 N 2040).[1]

Читайте также:
Материальное право: что это такое, описание и особенности

Для рядового инвестора дилерская деятельность не заметна. Однако дилер играет очень важную роль. На дилера возлагается выполнение важнейшей функции – поддержание фондового рынка. Принимая на себя обязательства по котировке ценных бумаг, дилеры формируют уровень цен на организованном фондовом рынке. Эти цены подлежат публичной котировке, т.е. они объявляются на бирже или в системе внебиржевой торговли и доступны широкому кругу инвесторов. За счет этого обеспечивается ликвидность ценных бумаг. Если инвестору необходимо продать акции, то он всегда может это сделать даже при отсутствии покупателей, так как есть котировки дилеров, по которым они готовы приобрести данные акции.

Объявляя публичные котировки, дилер может сообщить и другие существенные условия, необходимые для заключения договора купли-продажи: количество покупаемых (продаваемых) ценных бумаг, срок действия объявленных цен и др. Участник рынка, зная условия совершения сделки, оценивает их и, если они его устраивают, заключает сделку с дилером на предложенных условиях. Дилер обязан эту сделку исполнить.

Особенностью российского законодательства по ценным бумагам является то, что если дилер не предложил существенных условий совершения сделки, кроме цены, то он обязан заключить договор купли-продажи на существенных условиях, предложенных другим участником сделки. В случае уклонения дилера от заключения договора на условиях клиента по объявленным дилером котировкам, к нему может быть предъявлен иск о принудительном заключении такого договора и возмещении клиенту понесенных убытков.

Осуществляя котировки ценных бумаг, дилер, как правило, обладает информацией о состоянии эмитента. Однако эта информация не всегда доступна широкому кругу участников рынка. Поэтому на дилера возлагается обязанность раскрывать информацию об эмитенте и консультировать клиентов по вопросам приобретения тех или иных ценных бумаг.

Дилерская деятельность подлежит лицензированию. Дилер может совмещать свою деятельность на рынке ценных бумаг с брокерской деятельностью. Обычно инвестиционная компания одновременно получает лицензию на осуществление брокерской деятельности, а также лицензию на дилерскую деятельность.

Брокерская и дилерская деятельности очень похожи. В обоих случаях осуществляется покупка или продажа ценных бумаг. Однако брокер покупает ценные бумаги для клиента по его поручению, дилер приобретает ценные бумаги для себя. Брокер за свои услуги получает комиссионные от клиентов, дилер зарабатывает тем, что покупает ценные бумаги по одним ценам, а продает по другим, более высоким. Например, дилер объявляет котировки ценной бумаги: цена покупки – 20,25 руб.; цена продажи – 20,40 руб. Разница между ценой покупки и ценой продажи называется спрэдом. Чем меньше спрэд, тем выше ликвидность рынка, тем активнее ведутся операции на рынке. Дилер в нашем примере, купив акцию за 20,25 руб. и продав ее по цене 20,40 руб. заработал 15 копеек. Сумма не большая, но если объемы сделок велики и торги идут активно, то дилер получает вполне приличный доход.

В таблице 4.5. показаны отличительные признаки брокерской и дилерской деятельности.

Таблица 4.5. Сопоставление брокерской и дилерской деятельности[2]

Дата добавления: 2015-04-15 ; просмотров: 87 ; Нарушение авторских прав

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: