Договор безвозмездного пользования участком лесного фонда

Статья 36. Договор безвозмездного пользования участком лесного фонда. По договору безвозмездного пользования участком лесного фонда лесхоз федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства или осуществляющая ведение лесного хозяйства организация органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации обязуется предоставить лесопользователю в случае, предусмотренном статьей 130 настоящего Кодекса, участок лесного фонда в безвозмездное пользование на срок до девяноста девяти лет для осуществления одного или нескольких видов лесопользования.

(часть первая в ред. Федерального закона от 29.12.2004 N 199-ФЗ)
Участки лесного фонда предоставляются в безвозмездное пользование на основании решений федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах компетенции, определенной в соответствии со статьями 46 и 47 настоящего Кодекса.
(часть вторая в ред. Федерального закона от 29.12.2004 N 199-ФЗ)
Порядок предоставления участков лесного фонда в безвозмездное пользование определяется настоящим Кодексом, гражданским законодательством и положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
Комментарий к статье 36
Безвозмездное пользование является одним из видов прав на участки лесного фонда. Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований” внес изменения в настоящую статью, уточнив полномочия органов государственной власти субъектов РФ принимать решения о предоставлении участков лесного фонда в безвозмездное пользование от имени осуществляющей ведение лесного хозяйства организации органа исполнительной власти субъекта РФ.
Договор безвозмездного пользования заключается между лесхозом Федерального агентства по лесному хозяйству или осуществляющей ведение лесного хозяйства организацией органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и лесопользователем. Срок данного договора имеет максимальный предел – 99 лет. Цель использования участка лесного фонда – один или несколько видов лесопользования. До заключения договора должно быть принято решение о предоставлении в безвозмездное пользование участка лесного фонда федеральным органом исполнительной власти в области лесного хозяйства по представлению территориальных органов федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства.
В соответствии со ст. 689 ГК РФ по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
Правительством РФ принято Положение о предоставлении участков лесного фонда в безвозмездное пользование, утв. Постановлением от 18 февраля 1998 г. N 224, которое сегодня необходимо применять в части, не противоречащей изменениям, внесенным в Лесной кодекс РФ. Согласно данному Положению договор безвозмездного пользования участком лесного фонда заключается в письменной форме, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента его государственной регистрации.
Понятно, что безвозмездный характер договора говорит об отсутствии платы за пользование участком лесного фонда на срок действия договора, поэтому возникает вопрос: а все ли вправе получить участок лесного фонда в безвозмездное пользование? Названное Положение говорит только об определении критерия размера участка лесного фонда, предоставляемого в безвозмездное пользование, который определяется исходя из вида и целей лесопользования, а также объемов, необходимых для удовлетворения собственных потребностей в древесине и других лесных ресурсах граждан и юридических лиц, претендующих на получение участка лесного фонда в безвозмездное пользование. Статьей 36 Лесного кодекса определено, что данное право предоставляется для осуществления одного или нескольких видов лесопользования. Но, поскольку видов лесопользования много (см. ст. 80 комментируемого Кодекса), может быть, следует исходить из специальных положений как самого Кодекса, так и подзаконных нормативных правовых актов, устанавливающих порядок пользования участками лесного фонда под конкретные виды лесопользования. Так, к примеру, сегодня также утратила силу ч. 3 ст. 121 ЛК РФ, где было указано, что участки лесного фонда для организации любительской и спортивной охоты общественным объединениям охотников передаются в безвозмездное пользование. Вопрос остается открытым.
Право безвозмездного пользования распространяется также на участки лесов, не входящих в лесной фонд (леса, расположенные на землях обороны, землях городских поселений, землях сельских поселений) (ст. 22 Лесного кодекса РФ).
Договор безвозмездного пользования участком лесного фонда и участком леса, не входящего в лесной фонд, подлежит обязательной государственной регистрации. Согласно ст. 23 ЛК РФ права пользования участками лесного фонда возникают в том числе с момента государственной регистрации договора безвозмездного пользования участком лесного фонда.

Федеральный закон от 18 декабря 2018 г. N 471-ФЗ “О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка предоставления лесных участков в безвозмездное пользование”

Документ является поправкой к

Принят Государственной Думой 4 декабря 2018 года

Одобрен Советом Федерации 11 декабря 2018 года

Статья 1

Внести в Лесной кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2008, N 30, ст. 3599, 3616; 2009, N 11, ст. 1261; N 30, ст. 3735; N 52, ст. 6441; 2011, N 1, ст. 54; N 25, ст. 3530; N 30, ст. 4590; 2012, N 26, ст. 3446; 2013, N 52, ст. 6971, 6980; 2014, N 11, ст. 1092; N 26, ст. 3377, 3386; N 30, ст. 4251; 2015, N 27, ст. 3997; N 29, ст. 4350, 4359; 2016, N 1, ст. 75; N 18, ст. 2495; N 26, ст. 3875, 3887; 2017, N 27, ст. 3940; 2018, N 1, ст. 55; N 17, ст. 2426; N 24, ст. 3415; N 30, ст. 4547; N 32, ст. 5134) следующие изменения:

1) статью 9 изложить в следующей редакции:

“Статья 9. Постоянное (бессрочное) пользование лесным участком, ограниченное пользование чужим лесным участком (сервитут, публичный сервитут), аренда лесного участка и безвозмездное пользование лесным участком

1. Право постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, право безвозмездного пользования таким лесным участком, а также право аренды такого лесного участка возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Читайте также:
План счетов бухгалтерского учета

2. Установление и прекращение сервитута в отношении лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.

3. Установление и прекращение публичного сервитута в отношении лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации. Порядок и особенности использования лесов в случае установления публичного сервитута в отношении лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяются в соответствии с настоящим Кодексом.”;

2) в части 1 статьи 21:

а) пункт 1 изложить в следующей редакции:

“1) осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых;”;

б) пункт 2 признать утратившим силу;

а) часть 1 изложить в следующей редакции:

“1. Использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута, изъятием или без изъятия лесных ресурсов.”;

б) в части 2 слова “публичного сервитута” заменить словами “сервитута, публичного сервитута”;

4) пункт 11 части 1 статьи 25 изложить в следующей редакции:

“11) осуществление геологического изучения недр, разведка и добыча полезных ископаемых;”;

5) в части 3 статьи 32 слова “временные постройки” заменить словами “некапитальные строения, сооружения”;

6) в части 4 статьи 34 слова “временные постройки” заменить словами “некапитальные строения, сооружения”;

7) в части 4 статьи 36 слова “временными постройками” заменить словами “некапитальными строениями, сооружениями”;

8) статью 38 изложить в следующей редакции:

“Статья 38. Использование лесов для ведения сельского хозяйства

1. Использование лесов для ведения сельского хозяйства (сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, пчеловодства, северного оленеводства, пантового оленеводства, товарной аквакультуры (товарного рыбоводства), выращивания сельскохозяйственных культур и иной сельскохозяйственной деятельности) осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута.

2. На лесных участках, предоставленных для ведения сельского хозяйства, допускаются размещение ульев и пасек, возведение изгородей, навесов и других некапитальных строений, сооружений, предназначенных в том числе для осуществления товарной аквакультуры (товарного рыбоводства).

3. Граждане, юридические лица осуществляют использование лесов для ведения сельского хозяйства на основании договоров аренды лесных участков.

4. Для использования лесов гражданами в целях осуществления сельскохозяйственной деятельности (в том числе пчеловодства) для собственных нужд лесные участки предоставляются в безвозмездное пользование или устанавливается сервитут в соответствии со статьей 9 настоящего Кодекса.

5. Правила использования лесов для ведения сельского хозяйства и перечень случаев использования лесов в указанных целях без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.”;

9) в части 2 статьи 39 слова “временных построек” заменить словами “некапитальных строений, сооружений”;

10) в части 2 статьи 41 слова “временных построек” заменить словами “некапитальных строений, сооружений”;

11) статью 43 изложить в следующей редакции:

“Статья 43. Использование лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых

1. Использование лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с установлением или без установления сервитута.

2. Для использования лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых лесной участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется в аренду или в отношении этого лесного участка может быть установлен сервитут в соответствии со статьей 9 настоящего Кодекса.

3. Допускается использование лесов в целях осуществления геологического изучения недр без предоставления лесного участка, установления сервитута, если выполнение работ в указанных целях не влечет за собой проведение рубок лесных насаждений или строительство объектов капитального строительства.

4. В случае, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, использование лесов осуществляется на основании разрешений органов государственной власти, органов местного самоуправления в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со статьями 81 – 84 настоящего Кодекса.

5. В целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации объектов, связанных с осуществлением геологического изучения недр, разведкой и добычей полезных ископаемых, в том числе в охранных зонах указанных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков, без установления сервитута.

6. Правила использования лесов для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых и перечень случаев использования лесов в указанных целях без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.”;

а) часть 1 изложить в следующей редакции:

“1. Использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута.”;

б) часть 4 дополнить словами “, установления сервитута, публичного сервитута”;

в) часть 5 изложить в следующей редакции:

“5. Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и перечень случаев использования лесов в указанных целях без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.”;

13) главу 6 дополнить статьями 74 2 – 74 4 следующего содержания:

“Статья 74 2 . Договор безвозмездного пользования лесным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности

1. По договору безвозмездного пользования лесной участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицам, использующим леса, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

2. Договор безвозмездного пользования лесным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, может быть заключен на срок от одного года до пяти лет.

Статья 74 3 . Заключение договора безвозмездного пользования лесным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности

1. Договор безвозмездного пользования лесным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов на основании заявления заинтересованного лица.

Читайте также:
В чем суть перерегистрации организации?

2. Допускается заключение договора безвозмездного пользования лесным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, с гражданами и юридическими лицами в случае отсутствия сведений о них в реестре недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений.

3. Типовой договор безвозмездного пользования лесным участком, в том числе предусматривающий осуществление мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти для каждого вида использования лесов, предусмотренного частью 1 статьи 25 настоящего Кодекса.

Статья 74 4 . Изменение и расторжение договора безвозмездного пользования лесным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности

Изменение и расторжение договора безвозмездного пользования лесным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, осуществляются в порядке, установленном гражданским законодательством, Земельным кодексом Российской Федерации.”;

а) дополнить пунктом 7 1 следующего содержания:

“7 1 ) установление правил использования лесов для ведения сельского хозяйства и перечня случаев использования лесов в указанных целях без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута;”;

б) пункт 11 изложить в следующей редакции:

“11) установление правил использования лесов для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых и перечня случаев использования лесов в указанных целях без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута;”;

в) пункт 12 изложить в следующей редакции:

“12) установление правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и перечня случаев использования лесов в указанных целях без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута;”;

г) дополнить пунктом 29 1 следующего содержания:

“29 1 ) утверждение типового договора безвозмездного пользования лесным участком;”;

15) пункт 4 части 1 статьи 83 после слова “сервитутов” дополнить словами “, публичных сервитутов”.

Статья 2

В пункте 3 статьи 39 1 Земельного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст. 4147; 2014, N 26, ст. 3377; 2015, N 27, ст. 3997) слова “с арендой” заменить словами “с предоставлением в аренду, безвозмездное пользование”.

Статья 3

Статью 10 2 Федерального закона от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ “О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5279; 2009, N 11, ст. 1261) признать утратившей силу.

Статья 4

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июня 2019 года.

Президент Российской Федерации В. Путин

Новости и пресс-релизы

  • Министр
  • Руководство
  • Структура
  • Положение
  • Контакты
  • Поиск
  • Версия для слабовидящих
  • Карта сайта
  • О сайте
  • Rss
  • Facebook
  • Youtube
  • Instagram
  • Замечания и предложения по работе сайта просим отправлять на почтовый ящик .
  • Направление работы
  • Интерактивная карта
  • Особо охраняемые природные территории
  • Координационные и совещательные органы
  • Мероприятия
  • Открытое Министерство
  • Общественный совет при Министерстве природных ресурсов и экологии РФ
  • Государственные услуги
  • Госслужба и кадры
  • Противодействие коррупции
  • Открытые данные
  • График приема граждан министром, заместителями министра и директорами департаментов минприроды России
  • Новости
  • Медиагалерея
  • Контакты
  • Официальные издания
  • Официальные документы Минприроды России
  • Государственные доклады
  • Государственные программы
  • Доклады о реализации отраслевых документов стратегического планирования
  • Документы для координационных и совещательных органов
  • Документы по вопросам ООПТ
  • Документы подведомственных учреждений
  • Методические документы
  • Независимая экспертиза
  • Общественное обсуждение
  • Открытое Министерство
  • Стратегии и доктрины
  • Федеральный экологический совет
  • Перечни нормативных правовых актов
  • Rss
  • Facebook
  • Youtube
  • Instagram

Минприроды России разработан проект приказа «Об утверждении типового договора безвозмездного пользования лесным участком»

Лиственничная тайга. Горный Алтай

Документ, предусматривающий утверждение типового договора безвозмездного пользования лесным участком, подготовлен министерством в соответствии с Планом-графиком подготовки нормативных правовых актов Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти. Его разработка необходима для реализации ФЗ №471 «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части совершенствования порядка предоставления лесных участков в безвозмездное пользование» от 18 декабря 2018 г.

Типовой договор безвозмездного пользования лесным участком утверждается Минприроды России учетом специфики каждого вида использования лесов. Документом определены права и обязанности сторон, в том числе по охране, защите и воспроизводству лесов, установлена ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных договором.

Реализация типового договора призвана обеспечить единообразный подход к составу и содержанию договорных обязательств, что, в свою очередь, повысит прозрачность отношений между государством, предоставившим лесной участок, и лесопользователем.

На сегодняшний день в России заключено 3,9 тыс. договоров безвозмездного пользования лесными участками в соответствии с общими требованиями гражданского и земельного законодательства. В безвозмездное пользование возможно предоставление лесного участка для использования в целях ведения сельского хозяйства, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, осуществления религиозной деятельности.

Статья 71 ЛК РФ. Порядок предоставления гражданам, юридическим лицам лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности

1. Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:

1) решения уполномоченных в соответствии со статьями 81 – 84 настоящего Кодекса органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование;

2) договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду;

3) договора безвозмездного пользования в случае предоставления лесного участка в безвозмездное пользование.

2. Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, гражданам – в аренду, безвозмездное пользование.

3. Предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом.

4. К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.

5. Предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование юридическим лицам и в безвозмездное пользование гражданам осуществляется в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

6. Победитель конкурса или единственный участник конкурса, с которыми заключен договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в соответствии с частью 10 статьи 80.2 настоящего Кодекса не вправе уступать права и осуществлять перевод долга по обязательствам, возникшим из указанного договора, а также сдавать предоставленный лесной участок в субаренду.

Читайте также:
Место нахождения имущества: что это значит

Комментарии к ст. 71 ЛК РФ

Комментируемая статья устанавливает важные, принципиально новые положения лесного законодательства. В развитие ст. 9 (о видах прав на лесные участки) и гл. 2 настоящего Кодекса (об использовании лесов) настоящая статья устанавливает порядок предоставления лесных участков. Этот порядок отличается для граждан и для юридических лиц, а также зависит от того, на каком виде права будет осуществляться предоставление.

См. таблицу “Виды использования лесов в соответствии с гл. 2 Лесного кодекса РФ 2006 г.” в Приложении 1 к настоящему Комментарию.

Статья 71 Лесного кодекса РФ устанавливает, что юридическим лицам лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены на следующих правах:

постоянное (бессрочное) пользование;

безвозмездное срочное пользование;

Гражданам лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены на следующих правах:

безвозмездное срочное пользование.

Конкретный вид возможного права зависит еще и от вида использования лесного участка, установленного в специальных статьях гл. 2 настоящего Кодекса. (См. также вышеуказанную таблицу.)

Для предоставления лесных участков на праве аренды законодатель устанавливает особенные требования:

1) обязательность проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (ст. 72, 74 ЛК РФ). Без проведения аукциона договоры аренды лесных участков заключаются только в случаях:

использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых (ст. 43);

использования лесов для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных портов (ст. 44);

использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов (ст. 45);

реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов (ст. 74);

2) обязательность проведения государственного кадастрового учета предоставляемых в аренду лесных участков;

3) установление минимального и максимального срока для договора аренды лесного участка:

от 10 до 49 лет – общий срок;

от 1 года до 49 лет – специальный срок для использования лесов в целях:

лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых (ст. 43);

лесов для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных портов (ст. 44);

лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов (ст. 45).

Все права на лесные участки соответствуют видам прав на земельные участки, и земельное и лесное законодательство взаимодополняют друг друга. Комментируемая статья содержит отсылочные положения на земельное законодательство, конкретно на Земельный кодекс РФ для остальных видов прав. Что касается аренды, Лесной кодекс РФ прямо устанавливает действие лесного законодательства. Ведь в Земельном кодексе РФ, например, отсутствуют положения о максимальном или минимальном сроке для аренды земельных участков, и предоставление их от вида разрешенного использования так строго, как в лесном законодательстве, тоже отсутствует. Что касается прав постоянного (бессрочного) пользования и безвозмездного срочного пользования, их правовой режим необходимо определять по ЗК РФ, если иное не установлено Лесным кодексом РФ. Постоянное (бессрочное) пользование земельными участками регламентировано ст. 20 ЗК РФ, а право безвозмездного срочного пользования земельными участками регламентировано ст. 24 ЗК РФ. Общим условием предоставления указанных видов прав является предоставление их без проведения торгов или аукционов. Применение исключительно норм Земельного кодекса РФ к режиму лесных участков недопустимо. Например, ст. 20 Земельного кодекса РФ не имеет ограничений по целевому назначению предоставляемых земельных участков, а статьи Лесного кодекса ограничивают. Например, научные организации, образовательные организации, будучи государственными или муниципальными учреждениями, имеют право приобретать леса для исключительно научно-исследовательской деятельности или образовательной деятельности.

Комментируемая статья устанавливает, что к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом РФ. Это значит, что лесной участок, будучи земельным участком, имеет режим недвижимого имущества, и при сроке до одного года указанного договора не обязательна его государственная регистрация. Лесной кодекс регулирует лесные отношения, поэтому спектр вопросов, находящихся в ведении гражданских отношений, не должен в нем дублироваться.

Федеральный закон “О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации” устанавливает, что до истечения срока действия ранее заключенных договоров аренды участков лесного фонда, безвозмездного пользования, а также лесорубочного билета и (или) лесного билета их необходимо привести в соответствие с Лесным кодексом РФ, для чего нужно подать заявление о предоставлении лесного участка в аренду или безвозмездное срочное пользование и заключить соответствующий договор. Арендатор по договору аренды лесного фонда до приведения его в соответствие с Лесным кодексом РФ не вправе: сдавать арендованный им участок лесного фонда в субаренду; передавать свои права и обязанности по договору аренды участка лесного фонда другим лицам (перенаем); отдавать арендные права в залог; вносить арендные права в качестве вклада в уставной капитал хозяйственных обществ или паевого взноса в производственный кооператив. Напомним, что все указанные виды сделок с участками лесного фонда Лесной кодекс РФ 1997 г. запрещал.

Комментарий к СТ 9 ЛК РФ

Статья 9 ЛК РФ. Право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками

Комментарий к статье 9 ЛК РФ:

1. Комментируемая статья закрепляет следующие виды ограниченных вещных прав на лесные участки:

– право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками;

– право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут);

– право аренды лесных участков;

– право безвозмездного срочного пользования лесными участками.

Следует отметить, что комментируемая статья носит отсылочный характер, поскольку по общему правилу указанные вещные права возникают и прекращаются по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством РФ о концессионных соглашениях и земельным законодательством. Исключения из указанного общего правила могут быть установлены в специальных правовых нормах ЛК РФ, которые в таких случаях обладают приоритетом по отношению к нормам гражданского и земельного законодательства. Например, многие специальные положения содержатся в гл. 6 – 8 ЛК РФ.

Читайте также:
Могут ли хозяева расторгнуть договор аренды квартиры?

Таким образом, применительно к основаниям и порядку возникновения и прекращения указанных вещных прав на лесные участки следует прежде всего руководствоваться правилами ЛК РФ, а в части, не противоречащей ЛК РФ, – положениями ГК РФ, ЗК РФ, Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ “О концессионных соглашениях”, а также иными нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ними.

Право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками представляет собой ограниченное вещное право, предусмотренное лесным, гражданским и земельным законодательством. Право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками может принадлежать только юридическим лицам.

В соответствии со ст. 268 ГК РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется юридическим лицам на основании решения государственного или муниципального органа, уполномоченного предоставлять земельные участки в такое пользование.

В соответствии со ст. 20 ЗК РФ в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления. Кроме того, в ст. 20 ЗК РФ содержится запрет на предоставление земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование гражданам.

Следует отметить, что в ЛК РФ указаны только отдельные виды юридических лиц, которые могут приобретать право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками и только в определенных целях.

Так, например, согласно ч. 8.1 ст. 29 ЛК РФ федеральным государственным учреждениям, осуществляющим заготовку древесины, лесные участки могут предоставляться исключительно для указанной цели – для заготовки древесины. В свою очередь, государственным и муниципальным учреждениям, другим научным организациям, образовательным организациям лесные участки могут предоставляться в аренду для осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности (ч. 2 ст. 40 ЛК РФ). Кроме того, в соответствии с ч. 4 ст. 41 ЛК РФ государственным и муниципальным учреждениям лесные участки могут предоставляться в аренду для осуществления рекреационной деятельности. Федеральные государственные учреждения могут приобретать право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, находящимися в государственной собственности и только для переработки древесины и иных лесных ресурсов (ч. 2.1 ст. 46 ЛК РФ).

Важно отметить, что в соответствии с ч. 1 ст. 88 ЛК РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование, составляют проект освоения лесов.

2. Лесной кодекс РФ предусматривает основание принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесными участками – невыполнение юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов (ч. 2 ст. 24 и ч. 3 ст. 51 ЛК РФ).

В законодательстве РФ легальное определение сервитута приводится в ст. 274 ГК РФ, согласно которому собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута) (частный сервитут).

Помимо частных сервитутов, в законодательстве указывается на возможность установления публичных сервитутов. В частности, согласно ст. 23 ЗК РФ публичный сервитут может устанавливаться законом или иным нормативным правовым актом РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ и органов местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков.

Такие сервитуты могут устанавливаться для:

1) прохода или проезда через земельный участок;

2) использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;

3) размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;

4) проведения дренажных работ на земельном участке;

5) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;

6) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

7) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;

8) использования земельного участка в целях охоты и рыболовства;

9) временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;

10) свободного доступа к прибрежной полосе.

Следует отметить, что в действующем ЛК РФ четкого понятия сервитутов не содержится, в отличие от ЛК РФ 1997 года. Так, ст. 21 ЛК РФ 1997 года было установлено, что граждане имеют право свободно пребывать в лесном фонде и в не входящих в лесной фонд лесах, если иное не предусмотрено законодательством РФ (публичный лесной сервитут). Права пользования граждан и юридических лиц участками лесного фонда и права пользования иными участками, не входящими в лесной фонд лесами, могли быть ограничены в пользу других заинтересованных лиц на основании договоров, актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, а также судебных решений (частный лесной сервитут). Таким образом, прежним ЛК РФ право граждан свободно пребывать в лесах было определено как публичный лесной сервитут, а право ограниченного пользования чужим участком лесного фонда на основании договора или акта органа государственной власти – как частный лесной сервитут.

В действующем ЛК РФ законодатель отказался от понятий “публичный лесной сервитут” и “частный лесной сервитут”. Однако в ст. 11 ЛК РФ раскрывается понятие публичного лесного сервитута, сходное с указанным в ст. 21 ЛК 1997 года, однако таковым не называется.

3. В соответствии со ст. 22 ЗК РФ земельные участки могут быть предоставлены их собственниками в аренду.

По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Плоды, продукция и доходы, полученные арендатором в результате использования арендованного имущества в соответствии с договором, являются его собственностью (ст. 606 ГК РФ).

Согласно ст. 607 ГК РФ в аренду могут быть переданы лесные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования.

Читайте также:
Как делиться придомовая площадь с соседями?

В договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.

В Лесном кодексе РФ установлено, что лесные участки предоставляются в аренду на основании заключения одноименного договора. Однако в статьях ЛК РФ, как правило, указываются цели использования лесных участков на основании договоров аренды. Кроме того, согласно ч. 1 ст. 72 ЛК РФ лесные участки могут предоставляться по договору аренды для одной или нескольких целей, предусмотренных ст. 25 ЛК РФ. Основным требованием закона при предоставлении гражданам и юридическим лицам лесных участков на основании договора аренды является использование лесов в строгом соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются (ст. 6 ЛК РФ).

Важно отметить, что положения об аренде, предусмотренные ГК РФ, могут применяться к договору аренды лесного участка в части, не противоречащей ЛК РФ. По общему правилу положения об аренде, предусмотренные ГК РФ, подлежат применению к договору аренды лесного участка при условии, что они не противоречат ЛК РФ. Однако в отдельных статьях ЛК РФ могут устанавливаться иные правила, что исключает применение ГК РФ в этой части, урегулированной ЛК РФ.

Предоставление в аренду лесных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, производится с проведением аукциона по продаже права на заключение договора аренды (ч. 1 ст. 74 ЛК РФ) и в предусмотренных законом случаях – без проведения аукциона (ч. 3 ст. 74 ЛК РФ).

Собственник лесного участка вправе передать участок в безвозмездное срочное пользование. Условия безвозмездного срочного пользования определяются законом и договором с собственником, заключение которого предусмотрено ст. 264 ГК РФ.

В соответствии со ст. 24 ЗК РФ в безвозмездное срочное пользование могут предоставляться лесные участки:

1) из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, предусмотренными ст. 29 ЗК РФ, юридическим лицам, указанным в п. 1 ст. 20 ЗК РФ, на срок не более чем один год;

2) из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, иным гражданам и юридическим лицам на основании договора;

3) из земель организаций, указанных в п. 2 настоящей статьи, гражданам в виде служебного надела;

4) из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, предусмотренными ст. 29 ЗК РФ, религиозным организациям в соответствии с п. 3 ст. 30 и п. 1 ст. 36 ЗК РФ;

5) из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, предусмотренными ст. 29 ЗК РФ, лицам, с которыми заключен государственный или муниципальный контракт на строительство объекта недвижимости, осуществляемое полностью за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта РФ или средств местного бюджета, на основе заказа, размещенного в соответствии с федеральным законом о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, на срок строительства объекта недвижимости;

6) из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в предусмотренных ЛК РФ случаях.

В Лесном кодексе РФ установлено, что лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в безвозмездное срочное пользование следующим субъектам:

– гражданам – для использования лесов в целях осуществления сельскохозяйственной деятельности (в том числе пчеловодства) для собственных нужд (ч. 3.1 ст. 38 ЛК РФ);

– религиозным организациям – для осуществления религиозной деятельности (ч. 3 ст. 47 ЛК РФ).

Предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и гражданам осуществляется в порядке, предусмотренном ЗК РФ, если иное не предусмотрено ЛК РФ (ч. 4 ст. 71 ЛК РФ).

Следует отметить, что в соответствии со ст. 93 ЛК РФ право собственности и другие вещные права на лесные участки, ограничения (обременения) этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”.

Держатель реестра владельцев ценных бумаг

Статья 8. Деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг

Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 8

1. Деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг признаются сбор, фиксация, обработка, хранение данных, составляющих реестр владельцев ценных бумаг или реестр акций непубличного акционерного общества в виде цифровых финансовых активов, и предоставление информации из таких реестров.

(в ред. Федеральных законов от 07.12.2011 N 415-ФЗ, от 31.07.2022 N 259-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг имеют право заниматься только юридические лица.

Лицо, осуществляющее деятельность по ведению реестра, именуется держателем реестра. Держателем реестра по поручению эмитента или лица, обязанного по ценным бумагам, может быть профессиональный участник рынка ценных бумаг, имеющий лицензию на осуществление деятельности по ведению реестра (далее – регистратор), либо в случаях, предусмотренных федеральными законами, иной профессиональный участник рынка ценных бумаг.

(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 210-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Регистратор не вправе совершать сделки с ценными бумагами эмитента, реестр владельцев которых он ведет.

(в ред. Федерального закона от 07.12.2011 N 415-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Реестр владельцев ценных бумаг (далее также – реестр) – формируемая на определенный момент времени система записей о лицах, которым открыты лицевые счета (далее – зарегистрированные лица), записей о ценных бумагах, учитываемых на указанных счетах, записей об обременении ценных бумаг и иных записей в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Читайте также:
Метательное оружие: что это такое, описание и особенности

(в ред. Федеральных законов от 07.12.2011 N 415-ФЗ, от 29.06.2015 N 210-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Держатель реестра осуществляет свою деятельность в соответствии с федеральными законами, нормативными актами Банка России, а также с правилами ведения реестра, которые обязан утвердить держатель реестра. Требования к указанным правилам устанавливаются Банком России.

(в ред. Федеральных законов от 07.12.2011 N 415-ФЗ, от 23.07.2013 N 251-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Для ценных бумаг на предъявителя реестр не ведется.

(в ред. Федерального закона от 07.12.2011 N 415-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Абзац утратил силу с 1 июля 2012 года. – Федеральный закон от 07.12.2011 N 415-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

Зарегистрированные лица обязаны соблюдать предусмотренные правилами ведения реестра требования к предоставлению информации и документов держателю реестра.

(в ред. Федерального закона от 07.12.2011 N 415-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Абзац утратил силу. – Федеральный закон от 29.06.2015 N 210-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

Договор на ведение реестра заключается только с одним юридическим лицом. Держатель реестра может вести реестры владельцев ценных бумаг неограниченного числа эмитентов или лиц, обязанных по ценным бумагам.

(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 210-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Держатель реестра владельцев ценных бумаг, предназначенных для квалифицированных инвесторов, либо ценных бумаг, на размещение и обращение которых в соответствии с федеральными законами распространяются требования и ограничения, установленные настоящим Федеральным законом для размещения и обращения ценных бумаг, предназначенных для квалифицированных инвесторов, вправе зачислять указанные ценные бумаги на лицевой счет владельца, только если он является квалифицированным инвестором в силу федерального закона либо не является квалифицированным инвестором в силу федерального закона, но приобрел указанные ценные бумаги в результате универсального правопреемства, конвертации, в том числе при реорганизации, распределения имущества ликвидируемого юридического лица и в иных случаях, установленных Банком России.

(абзац введен Федеральным законом от 06.12.2007 N 334-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 N 251-ФЗ, от 27.12.2019 N 454-ФЗ, от 31.07.2022 N 306-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Утратил силу с 1 июля 2012 года. – Федеральный закон от 07.12.2011 N 415-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. В обязанности держателя реестра входит:

1) открывать и вести лицевые и иные счета в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и нормативных актов Банка России;

2) предоставлять зарегистрированному лицу, на лицевом счете которого учитывается более одного процента голосующих акций эмитента, информацию из реестра об имени (наименовании) зарегистрированных лиц и о количестве акций каждой категории (каждого типа), учитываемых на их лицевых счетах;

3) информировать зарегистрированных лиц по их требованию о правах, закрепленных ценными бумагами, способах и порядке осуществления этих прав;

4) предоставлять зарегистрированному лицу по его требованию выписку из реестра по его лицевому счету;

5) незамедлительно опубликовывать информацию об утрате учетных записей, удостоверяющих права на ценные бумаги, в средствах массовой информации, в которых подлежат опубликованию сведения о банкротстве, и обращаться в суд с заявлением о восстановлении данных учета прав на ценные бумаги в порядке, установленном процессуальным законодательством Российской Федерации;

6) исполнять иные обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 210-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

П. 3.1 ст. 8 не применяется в отношении реестра акций непубличного акционерного общества в виде цифровых финансовых активов.

3.1. Держатель реестра проводит операции, связанные с размещением, выдачей или конвертацией ценных бумаг, на основании распоряжения эмитента ценных бумаг (лица, обязанного по ценным бумагам), если иное не предусмотрено федеральными законами и нормативными актами Банка России.

(п. 3.1 введен Федеральным законом от 29.06.2015 N 210-ФЗ)

П. 3.2 ст. 8 не применяется в отношении реестра акций непубличного акционерного общества в виде цифровых финансовых активов.

3.2. Требования к содержанию распоряжений зарегистрированных лиц, эмитента (лица, обязанного по ценным бумагам) о проведении операций по лицевому счету устанавливаются Банком России. Держатель реестра не вправе предъявлять дополнительные требования при проведении операций по лицевому счету, помимо требований, установленных настоящим Федеральным законом и нормативными актами Банка России.

(п. 3.2 введен Федеральным законом от 29.06.2015 N 210-ФЗ)

П. 3.3 ст. 8 не применяется в отношении реестра акций непубличного акционерного общества в виде цифровых финансовых активов.

3.3. Держатель реестра исполняет распоряжение зарегистрированного лица о проведении операции по лицевому счету или отказывает в проведении такой операции в течение трех рабочих дней с даты получения указанного распоряжения, если иной срок не предусмотрен федеральными законами и нормативными актами Банка России.

(п. 3.3 введен Федеральным законом от 29.06.2015 N 210-ФЗ)

П. 3.4 ст. 8 не применяется в отношении реестра акций непубличного акционерного общества в виде цифровых финансовых активов.

3.4. Отказ или уклонение от проведения операции по лицевому счету не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и нормативными актами Банка России.

(п. 3.4 введен Федеральным законом от 29.06.2015 N 210-ФЗ)

П. 3.5 ст. 8 не применяется в отношении реестра акций непубличного акционерного общества в виде цифровых финансовых активов.

3.5. Держатель реестра по требованию зарегистрированного лица обязан предоставить выписку из реестра по его лицевому счету в течение трех рабочих дней с даты получения такого требования. Выписка из реестра должна содержать установленную нормативными актами Банка России информацию на дату, указанную в этой выписке.

(п. 3.5 введен Федеральным законом от 29.06.2015 N 210-ФЗ)

П. 3.6 ст. 8 не применяется в отношении реестра акций непубличного акционерного общества в виде цифровых финансовых активов.

3.6. Вознаграждение держателя реестра за составление списка лиц, осуществляющих права по ценным бумагам, не должно превышать затраты на его составление. Размер вознаграждения держателя реестра за составление списка владельцев ценных бумаг определяется договором держателя реестра с эмитентом (лицом, обязанным по ценным бумагам).

Читайте также:
Бреттон-вудская валютная система: что это значит

(п. 3.6 введен Федеральным законом от 29.06.2015 N 210-ФЗ)

П. 3.7 ст. 8 не применяется в отношении реестра акций непубличного акционерного общества в виде цифровых финансовых активов.

3.7. Держатель реестра имеет право взимать с зарегистрированных лиц плату за проведение операций по лицевым счетам и за предоставление информации из реестра. Держатель реестра не вправе взимать плату в виде процента от стоимости ценных бумаг, в отношении которых проводится операция по лицевому счету. Максимальная плата, взимаемая держателем реестра с зарегистрированных лиц за проведение операций по лицевым счетам и за предоставление информации из реестра, и (или) порядок ее определения устанавливаются Банком России.

При размещении ценных бумаг выписка из реестра предоставляется владельцу ценных бумаг бесплатно.

(п. 3.7 введен Федеральным законом от 29.06.2015 N 210-ФЗ)

П. 3.8 ст. 8 не применяется в отношении реестра акций непубличного акционерного общества в виде цифровых финансовых активов.

3.8. Эмитент вправе выполнять часть функций регистратора, предусмотренных пунктом 4 статьи 8.1 настоящего Федерального закона, по размещенным эмитентом ценным бумагам, если это предусмотрено договором на ведение реестра. В этом случае эмитент обязан соблюдать требования пункта 5 статьи 8.1 настоящего Федерального закона. При этом срок для проведения (отказа в проведении) операции по лицевому счету начинается с даты получения эмитентом документов для проведения операции по лицевому счету, за исключением случаев, установленных нормативными актами Банка России.

(п. 3.8 введен Федеральным законом от 29.06.2015 N 210-ФЗ)

П. 3.9 ст. 8 не применяется в отношении реестра акций непубличного акционерного общества в виде цифровых финансовых активов.

3.9. Держатель реестра несет ответственность за полноту и достоверность предоставленной из реестра информации, в том числе содержащейся в выписке из реестра по лицевому счету зарегистрированного лица. Держатель реестра не несет ответственность в случае предоставления информации из реестра за период ведения реестра предыдущим держателем реестра, если такая информация соответствует данным, полученным от предыдущего держателя реестра при передаче указанного реестра.

(п. 3.9 введен Федеральным законом от 29.06.2015 N 210-ФЗ)

П. 3.10 ст. 8 не применяется в отношении реестра акций непубличного акционерного общества в виде цифровых финансовых активов.

3.10. Держатель реестра возмещает владельцам ценных бумаг и иным лицам, которые в соответствии с федеральными законами осуществляют права по ценным бумагам, убытки, причиненные неправомерными действиями (бездействием) держателя реестра.

Эмитент (лицо, обязанное по ценным бумагам) и держатель реестра несут солидарную ответственность за убытки, причиненные в результате нарушения порядка учета прав, порядка совершения операций по счетам (порядка ведения реестра), утраты учетных данных, предоставления из реестра неполной или недостоверной информации, если не докажут, что нарушение имело место вследствие непреодолимой силы. Эмитент и регистратор несут солидарную ответственность за убытки, причиненные инвесторам и (или) акционерам в результате нарушения требований законодательства Российской Федерации при регистрации выпуска акций указанным регистратором.

(в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 514-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Должник, исполнивший солидарную обязанность, имеет право обратного требования (регресса) к другому должнику в размере половины суммы возмещенных убытков, если иное не предусмотрено настоящим абзацем. Условия осуществления данного права (в том числе размер обратного требования (регресса) могут быть определены соглашением между эмитентом ценных бумаг или лицом, обязанным по ценным бумагам, и держателем реестра. Условия соглашения, устанавливающего порядок распределения ответственности либо освобождающего одну из сторон такого соглашения от ответственности в случае причинения убытков по вине хотя бы одной из сторон, ничтожны. При наличии вины только одного из солидарных должников виновный должник не имеет права обратного требования (регресса) к невиновному должнику, а невиновный должник имеет право обратного требования (регресса) к виновному должнику в размере всей суммы возмещенных убытков. При наличии вины обоих солидарных должников размер обратного требования (регресса) определяется в зависимости от степени вины каждого солидарного должника, а в случае невозможности определить степень вины каждого из них размер обратного требования (регресса) составляет половину суммы возмещенных убытков.

(п. 3.10 введен Федеральным законом от 29.06.2015 N 210-ФЗ)

П. 3.11 ст. 8 не применяется в отношении реестра акций непубличного акционерного общества в виде цифровых финансовых активов.

3.11. В случае прекращения договора на ведение реестра держатель реестра передает указанному эмитентом (лицом, обязанным по ценным бумагам) держателю реестра реестр, составленный на дату прекращения договора, и документы, связанные с ведением реестра. Перечень указанных документов, а также порядок и сроки передачи реестра и указанных документов устанавливаются нормативными актами Банка России. Все выписки, выданные лицом, осуществлявшим ведение реестра, после передачи реестра другому держателю реестра, недействительны.

(п. 3.11 введен Федеральным законом от 29.06.2015 N 210-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 27.12.2018 N 514-ФЗ, от 31.07.2022 N 306-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

П. 3.12 ст. 8 не применяется в отношении реестра акций непубличного акционерного общества в виде цифровых финансовых активов.

3.12. После прекращения договора на ведение реестра совершение операций по лицевым счетам по списанию и зачислению ценных бумаг, установление обременений и ограничений на распоряжение ценными бумагами запрещаются до возобновления ведения реестра на основании договора.

(п. 3.12 введен Федеральным законом от 29.06.2015 N 210-ФЗ)

П. 3.13 ст. 8 не применяется в отношении реестра акций непубличного акционерного общества в виде цифровых финансовых активов.

3.13. Лицо, которое осуществляло ведение реестра, предоставляет сведения и имеющиеся у него документы, связанные с ведением им этого реестра, эмитенту (лицу, обязанному по ценным бумагам) по его требованию, Банку России, судам и арбитражным судам (судьям), при наличии согласия руководителя следственного органа – органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве, а также органам внутренних дел при осуществлении ими функций по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений в сфере экономики при наличии согласия руководителя указанных органов.

(п. 3.13 введен Федеральным законом от 29.06.2015 N 210-ФЗ)

П. 3.14 ст. 8 не применяется в отношении реестра акций непубличного акционерного общества в виде цифровых финансовых активов.

Читайте также:
Можно ли перейти с ИП на ООО?

3.14. При прекращении договора на ведение реестра держатель реестра не позднее следующего рабочего дня обязан раскрыть информацию об этом в порядке, предусмотренном нормативными актами Банка России.

(п. 3.14 введен Федеральным законом от 29.06.2015 N 210-ФЗ)

П. 3.15 ст. 8 не применяется в отношении реестра акций непубличного акционерного общества в виде цифровых финансовых активов.

3.15. В случае замены держателя реестра эмитент (лицо, обязанное по ценным бумагам) раскрывает (предоставляет) информацию об этом в порядке, установленном Банком России.

(п. 3.15 введен Федеральным законом от 29.06.2015 N 210-ФЗ)

3.16. Требования пунктов 3.1 – 3.15 настоящей статьи, статей 8.1 – 8.5 настоящего Федерального закона не применяются в отношении реестра акций непубличного акционерного общества в виде цифровых финансовых активов.

(п. 3.16 введен Федеральным законом от 31.07.2022 N 259-ФЗ)

4. Ведение реестра владельцев ценных бумаг, не являющихся эмиссионными ценными бумагами, в том числе инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов, ипотечных сертификатов участия, осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и с учетом особенностей, установленных другими федеральными законами и иными принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации.

(п. 4 в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 210-ФЗ)

Что такое депозитарий

И какую роль он играет в инвестициях

Депозитарием называют профессионального участника рынка ценных бумаг, чья основная функция — учет прав собственности на активы. Проще говоря, депозитарий хранит ваши акции и облигации.

С недавнего времени депозитарий также оказывает услуги в отношении цифровых прав. Об этом и других особенностях депозитария я расскажу в статье.

Зачем нужен депозитарий

Суть деятельности депозитария — учет сделок с ценными бумагами. Депозитарий ведет специальные счета, на которых хранятся активы. Такие счета еще называются счетом депо. Депозитарий фиксирует и удостоверяет право собственности на активы как физических, так и юридических лиц.

Деятельность депозитария чем-то напоминает банковскую услугу по хранению денег, только в этом случае вместо денег — ценные бумаги.

Еще один участник рынка ценных бумаг — регистратор.

Отличие регистратора от депозитария

Регистратор тоже учитывает права на ценные бумаги, но в отличие от депозитария он нацелен на отношения с эмитентом — компаниями, которые выпускают ценные бумаги.

В частности, регистратор предоставляет эмитенту список лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров или право на получение дивидендов.

Через регистратора также иногда покупаются и продаются акции, но эта процедура, как правило, сложнее и дороже, чем у брокеров и депозитариев. Так, один из регистраторов за продажу акций на сумму 200 000 Р взимает 2500 Р . Если ту же сделку совершить через брокера Тинькофф на тарифе «Инвестор», комиссия составит 600 Р .

В целом схема хранения ценных бумаг с участием депозитария и регистратора выглядит так:

Виды депозитариев

Расчетный депозитарий, или просто депозитарий — участник фондового рынка, который ведет расчеты по сделкам и учет прав инвесторов на ценные бумаги.

Например, Вася покупает на Московской бирже лот акций «Газпрома». При этом его покупка означает продажу этих акций другим инвестором — Петей. Последний перестает быть собственником акций. По результатам сделки депозитарии Васи и Пети отразят операцию в своих реестрах: акции зачислятся на счет Васи и спишутся со счета Пети.

По состоянию на март 2022 года в России действуют 254 депозитария без учета специализированных. Деятельность депозитариев лицензируется Банком России. При этом часто можно встретить, что брокер и депозитарий — одна и та же организация.

Специализированные депозитарии — учитывают права на имущество, в числе которого могут быть ценные бумаги. В отличие от обычных депозитариев они контролируют участников рынка.

Например, такие депозитарии ведут учет имущества ПИФов, акционерных инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, хранят документы на недвижимость, контролируют эмитентов облигаций с ипотечным покрытием, а также направляют в ЦБ РФ уведомления о нарушениях. На дату написания статьи в России действует 25 специализированных депозитариев.

Центральный депозитарий — это центральный узел обработки информации по операциям с ценными бумагами. Он выполняет функцию одного окна для всех депозитариев и регистраторов.

Центральный депозитарий обеспечивает прозрачность операций и минимизирует риски потери ценных бумаг. Как итог — обеспечивает надежность для инвесторов.

В России центральный депозитарий один — Небанковская кредитная организация НКО АО «Национальный расчетный депозитарий».

Центральный депозитарий открывает счет номинального держателя у регистраторов эмитентов. Например, он это делает, когда компания проводит первичное размещение на бирже — IPO.

Что такое счет номинального держателя

Для учета прав на ценные бумаги регистраторы открывают различные типы счетов: счет владельца, счет доверительного управляющего, счет номинального держателя и т. д.

Счет номинального держателя предназначен для «промежуточных» держателей ценных бумаг — как правило, это центральный депозитарий или просто депозитарий. Этот счет служит связующим звеном между регистратором и депозитариями.

Центральный депозитарий в рамках своей базы данных открывает счета другим депозитариям. Последние в свою очередь заводят счета для конечных инвесторов — они еще называются депонентами.

Например, эмитент выпустил 1000 обыкновенных акций, которые торгуются на бирже. Тогда регистратор эмитента открывает счет номинального держателя для центрального депозитария. На этот счет зачисляется 1000 акций.

Допустим, с акциями нашего эмитента работают два депозитария. Они открывают счета у центрального депозитария — по 500 акций каждый.

Депозитарии в свою очередь открывают клиентам счета депо, на которых учитываются права конкретных владельцев ценных бумаг — Васи, Пети, Коли и т. д. Суммарное количество акций у всех владельцев равно 1000 акций.

Благодаря такой цепочке счетов центральный депозитарий имеет возможность получать всю информацию о собственниках ценных бумаг и передавать ее регистраторам эмитентов.

Функции депозитария

Как происходит учет и хранение ценных бумаг. Депозитарий ведет систему учета в виде регистров, которые содержат информацию о депоненте, ценных бумагах и операциях с ними.

Депонент всегда может получить информацию от депозитария о количестве ценных бумаг на его счете. Современные депозитарии предоставляют информацию в личном кабинете, но при желании можно получить подтверждение на бумаге.

Читайте также:
Является ли квитанция основанием для прекращения судебного дела

Для этого депонент направляет депозитарию поручение о предоставлении информации. Стоимость такой выписки зависит от брокера. Какие-то делают бесплатно, какие-то за плату около 150 Р . Срок получения информации зависит от конкретного депозитария и устанавливается в депозитарном договоре.

Ту же информацию имеет возможность получить и регистратор для дальнейшего предоставления ее эмитенту. Например, это делается в дату дивидендной отсечки для формирования реестра акционеров, которым положена ближайшая дивидендная выплата.

Здесь стоит напомнить про режим торгов Т+2 для акций, торгующихся на бирже. Если реестр закрывается в понедельник, то акционер должен приобрести акцию на торгах в четверг, чтобы попасть в реестр на выплату дивидендов.

Дело в том, что депозитарий передает поручение центральному депозитарию на списание или зачисление акций в день сделки, но исполняется оно на второй рабочий день. Именно на эту дату центральный депозитарий составит список владельцев ценных бумаг и предоставит регистратору. Полное описание этой процедуры приведено в условиях осуществления депозитарной деятельности НКО АО НРД.

Как победить выгорание

Выплата дивидендов или купонного дохода. Компания перечисляет денежные средства напрямую в конечный депозитарий или при посредничестве центрального депозитария. Депозитарий распределяет денежные средства по депонентам пропорционально количеству ценных бумаг, которые учитывались на их счетах на дату дивидендной отсечки с учетом правила Т+2 — для акций. Для облигаций с расчетами в рублях и юанях действует режим торгов Т+1, а с расчетами в долларах и евро — также Т+2.

Порядок передачи депозитарием депоненту выплат по ценным бумагам устанавливается депозитарным договором, при этом срок выплаты не может быть больше 7 рабочих дней.

Обратный выкуп акций. Иногда акционерные общества могут выкупать собственные акции у акционеров — это так называемый байбэк. Например, недавно об обратном выкупе объявил МТС, байбэк регулярно проводит «Лукойл». Байбэк может проходить в разных формах: акции может скупать с биржи дочернее общество компании, либо компания выкупает бумаги у акционеров. О последнем пойдет речь в статье.

Такое решение принимается общим собранием акционеров или советом директоров в зависимости от положений устава.

Решение о байбэке должно содержать:

  1. Информацию о виде и типе приобретаемых акций — обыкновенные или привилегированные.
  2. Количество приобретаемых акций каждого типа.
  3. Цену приобретения у акционеров.
  4. Форму и срок оплаты, а также срок, в течение которого должны поступить заявления акционеров о продаже акций или отзыв таких заявлений.

Заявление о продаже своих бумаг акционер подает соответствующим указанием депозитарию. А тот передает волеизъявление акционера регистратору эмитента. Далее компания перечисляет депозитарию денежные средства за ценные бумаги. Акционер получает деньги, а депозитарий дает распоряжение регистратору о переходе прав на акции к эмитенту.

Участие в голосовании акционеров. Акции могут переходить от одного участника рынка к другому по несколько раз за день. Чтобы определить участников общего собрания акционеров, эмитент просит регистратора подготовить список инвесторов, имеющих такое право на определенную дату. Если акции торгуются на бирже, то учитывается режим торгов Т+2.

Регистратор запрашивает список владельцев ценных бумаг у депозитария. Такой список среди прочего содержит:

  1. Вид ценных бумаг — акции.
  2. Категорию ценных бумаг — обыкновенные или привилегированные. Последние могут быть нескольких типов — с разным объемом прав, в том числе касательно размера дивидендов.
  3. Сведения, позволяющие идентифицировать ценные бумаги.
  4. Информацию об эмитенте.
  5. Данные о владельцах ценных бумаг и количестве принадлежащих им ценных бумаг.

Перевод активов при сделках вне биржи. На организованных торгах сделка заключается в результате полного или частичного совпадения заявок на покупку или продажу. При этом подающий заявку, как правило, не знает, кто будет покупателем.

Возможен и другой вариант сделки — передача акций вне биржи. Для этого продавец подает депозитарию поручение на списание ценных бумаг и зачисление их на счет приобретателя.

Для компаний, прошедших IPO и ставших публичными, продажа внебиржевой сделкой — редкий случай. Во-первых , покупателю тяжело найти напрямую продавца. Во-вторых , нет гарантий, как в случае с операциями через лицензированного брокера. В-третьих , цена может быть несправедливой — ведь на бирже огромная ликвидность, много покупателей и продавцов, а значит, спред покупки и продажи маленький.

Внебиржевые сделки чаще проводятся в случае непубличных компаний. Например, в случае небольших акционерных обществ или в рамках венчурных проектов. Так, бизнес-ангел, вложившийся в стартап на ранних стадиях, через несколько лет может зафиксировать свою прибыль, не дожидаясь IPO компании — путем продажи своей доли другому венчурному игроку. И сделает он это внебиржевой сделкой.

Преимущественное право покупки акций. Компании время от времени могут размещать дополнительные акции. Чтобы текущие акционеры имели право защитить свои доли от «размытия», им дается преимущественное право покупки новых выпускаемых акций. Если права на акции учитываются в депозитарии, то чтобы воспользоваться таким правом, акционер дает поручение своему депозитарию.

Сдача ценных бумаг в аренду. В личном кабинете брокера иногда можно увидеть поступление денежных средств за «овернайт». Речь о том, что некоторые называют займом или арендой ценных бумаг. На самом деле, это не то и не другое.

Формально это продажа актива с обязательством в дальнейшем выкупить обратно по заранее определенной цене — «сделка репо». Например, брокер может купить акцию Мосбиржи у инвестора за 165 Р , а продать обратно за 164,99 Р . Таким образом, последний получает доходность 2% годовых.

Такая операция позволяет дополнительно зарабатывать инвестору, если он держит бумаги продолжительное время. Депозитарий ведет учет сделок репо.

На овернайт инвестор дает разрешение — обычно галочкой в настройках брокерского счета. Теоретически это опасно для инвестора, так как если брокер вдруг обанкротится в выходные, он не сможет выполнить обязательство по возврату акций.

Период, в течение которого ценные бумаги выбывают из собственности налогоплательщика в связи с исполнением сделок репо, не включается в срок нахождения ценных бумаг в собственности налогоплательщика — согласно п. 2 ст. 219.1 НК РФ. Это означает, что срок владения ценной бумагой не меняется, и льгота на долгосрочное владение для инвестора будет по-прежнему действовать.

Читайте также:
Интеллектуальная собственность: что это такое, описание и особенности

Обязанности депозитария

Все профессиональные участники рынка ценных бумаг несут общие обязанности по предоставлению отчетности, соблюдению законодательства, получению лицензии, раскрытию информации и т. д.

Депозитарная деятельность регламентируется ФЗ № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».

В том числе в обязанности депозитария входят:

  1. Выполнение поручения депонента по голосованию на общем собрании акционеров — депозитарий передает волеизъявление инвестора регистратору эмитента (ст. 8.9 закона о рынке ценных бумаг).
  2. Содействие в исполнении прав акционера. Последний может вносить вопросы в повестку общего собрания, выдвигать кандидатов в органы управления эмитента, требовать созыва общего собрания владельцев ценных бумаг, использовать преимущественное право приобретения акций и т. д. (ст. 8.9 закона о рынке ценных бумаг).
  3. Операции по переходу прав на ценные бумаги, учет их владельцев, ведение реестра операций по счетам — депозитарий обязан хранить и учитывать информацию обо всех операциях с ценными бумагами: кто и когда покупал и продавал, кто владелец акций на определенную дату, кто имеет право голоса на сегодняшний день (ст. 7 закона о рынке ценных бумаг).
  4. Предоставление информации о ценных бумагах и их владельцах — такую информацию может, например, запросить эмитент для определения лиц, которые имеют право на получение дивидендов ( ст. 8.7-1 закона о рынке ценных бумаг).
  5. Предоставление информации и материалов, которыми эмитент обязан делиться с владельцем ценных бумаг — например, материалы к собранию акционеров (п. 11 ст. 8.9 закона о рынке ценных бумаг).
  6. Предоставление отчетов о своей деятельности (Указание Банка России от 04.04.2019 № 5117-У ).
  7. Внесение записей об обременениях ценных бумаг — например, если акции передаются в залог (п. 11 ст. 8.2 закона о рынке ценных бумаг).
  8. Хранение и обеспечение сохранности имущества депонентов даже в случае банкротства или лишения лицензии. Имущество депонентов не включается в конкурсную массу при банкротстве. В случае лишения лицензии депозитарий обязан в соответствии с требованиями ЦБ РФ уведомить об этом депонентов и перевести ценные бумаги на счет другого депозитария, которого укажет клиент.

Услуги депозитария

Какими ценными бумагами занимается депозитарий. Депозитарий учитывает права на бумаги, которые были переданы ему на хранение. Обычные депозитарии ведут учет прав на акции и облигации, специальные — на фонды ETF и БПИФ.

Учет прав ведется как в отношении бездокументарных ценных бумаг — которые учитываются в реестрах и не существуют в материальном виде, так и для обездвиженных документарных активов, то есть на физическом носителе.

Стоимость хранения ценных бумаг. Цена за хранение ценных бумаг зависит от конкретного депозитария. Несколько лет назад многие депозитарии брали фиксированную сумму, некоторые в том случае, если были операции по счету. Сейчас зачастую депозитарии хранят ценные бумаги бесплатно.

Во многом это произошло из-за притока частных инвесторов на фондовую биржу. Они обычно совершают сделки на небольшие суммы, и плата депозитарию съедала бы всю выгоду. Например, инвестору невыгодно продать акцию за 1600 Р , заплатив при этом депозитарную комиссию 150 Р .

Брокеры и депозитарии стали конкурировать между собой, улучшая брокерский сервис и предлагая клиентам более простые решения. Чтобы не платить кучу абонентских плат, брокер часто зашивает траты на депозитарные операции в единую комиссию. Например, брокер Тинькофф на тарифе «Инвестор» сделал единую комиссию 0,3% за сделки — но нет ни абонентской платы, ни платы за депозитарий.

Тарифы на депозитарные услуги можно уточнить у конкретного депозитария. Если брокер и депозитарий представляет одна организация, то в момент открытия брокерского счета заключаются два договора — на брокерские и депозитарные услуги. Каждый из этих договоров будет содержать условия и тарифы.

Тариф на депозитарные услуги СбераPDF, 106 КБ

Стоимость депозитарного перевода ценных бумаг. Еще одна услуга депозитария — перевод ценных бумаг со счета на счет. Цена зависит от того, осуществляется ли перевод внутри одного депозитария или между разными.

Так, у ВТБ перевод одного вида ценных бумаг со счета на счет в рамках его депозитария стоит 250 Р . Если российские ценные бумаги переводятся к другому депозитарию, то комиссия ВТБ составит 500 Р . При этом в последнем случае потребуется два поручения — на списание ценных бумаг у первого депозитария и на зачисление у второго.

Такая услуга может потребоваться, если инвестор использует вычет на ИИС типа А и по истечении трех лет при закрытии счета хочет применить ЛДВ — льготу на долгосрочное владение ценными бумагами. Дело в том, что если инвестор возвращал налоговый вычет на взнос, он не может воспользоваться ЛДВ при продаже активов даже после трех лет владения.

Но существует лайфхак: не продавать бумаги перед закрытием ИИС, а перевести их на обычный брокерский счет в рамках того же депозитария. При таком переводе запись о дате покупки ценной бумаги в депозитарии не меняется, поэтому при ее реализации на брокерском счете будет применена ЛДВ. То есть брокер, как налоговый агент, не удержит с положительного финансового результата 13% НДФЛ, как сделал бы это на ИИС типа А. Это подтверждает Минфин.

Как выбрать надежный депозитарий

Выбор депозитария мало чем отличается от выбора брокера. У депозитария должна быть лицензия. Проверить ее наличие можно на сайте Банка России. Можно также руководствоваться рейтингом Мосбиржи, проверить отчетность, раскрытие информации и сколько по времени депозитарий осуществляет свою деятельность.

Ниже я привел топ-10 операторов на фондовом рынке по количеству зарегистрированных клиентов согласно данным Мосбиржи.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: