Единство кассы: что это такое, описание и особенности

Принцип единства кассы (ст.38, 215.1 БК РФ).

По сути своей, полнота отражения доходов и расходов обеспечивается реализацией принципа единства кассы.

Это один из основополагающих принципов для надлежащего исполнения бюджета.

Этот принцип означает зачисление всех кассовых поступлений (поступлений на счет) и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета.

Есть законодательное исключение из этого принципа – операции по исполнению бюджета за пределами РФ (за пределами субъекта РФ и за пределами МО) и операции с валютой.

Федеральный бюджет, бюджет субъекта, бюджет муниципальный – есть у каждого счета в ЦБ: туда поступают все денежные средства, и оттуда же и уходят.

Мы должны видеть, как у нас формируются доходы и как производятся расходы.

Ст.215.1 БК РФ предусматривает, что органы федерального казначейства осуществляют кассовое обслуживание исполнения всех бюджетов. Что значит кассовое обслуживание? Они списывают, зачисляют средства. Они делают то же самое, что и банки делают в отношении денежных средств своих клиентов.

А кто осуществляет непосредственное исполнение бюджета? Сами органы. Они принимают властные решения.

Мы даем указания нашему банку на осуществление операций, а банк делает кассовые операции. Вот так же и в ситуации с ФК.

ПКС от 15.12.2006 №10 – конституционность положения ст.215.1 БК РФ в части предоставления федеральному казначейству полномочий по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов всех уровней. Де, это нарушает права субъекта РФ на распоряжение средствами. КС сказал, что субъекты РФ не лишены таких прав, а то, что кассовые операции совершают органы ФК, справедливо для надежности управления публичными финансами, для прозрачности бюджетного процесса, для равенства субъектов РФ при осуществлении полномочий в сфере государственных финансов.

Законодатель федеральный предусмотрел возможность для недотационных субъектов заключить соглашение с органами ФК и производить кассовое обслуживание самостоятельно (финансовым органом субъекта РФ).

В смысле осуществления кассового обслуживания, возникали вопросы (Определение ВС от 29.01.2002 №67-Г02-1, Президиум ВАС от 25.10.2005 №7322/05). В условиях кассового обслуживания органами ФК (ст.155 и ст.156 БК – это полномочия ЦБ). Кассир казначейства – это ЦБ. Счета ФК должны открываться на счетах ЦБ. Но БК говорит, что такие счета могут быть открыты на счетах коммерческого банка, если на территории соответствующей нет подразделения ЦБ.

Высшие судебные инстанции, оценивая заключение договора с коммерческим банком публично-правовыми образованиями, сказали, что это не соответствует БК, нарушая принцип единства кассы.

В связи с этим, подобного рода договоры, заключенные между МО и банками (или субъекты РФ и банки) (ПКС от 17.06.2004 №12-П по ст.155 и ст.156 БК РФ – про счета ФК в ЦБ), признаются ничтожными.

В сбербанке открывали счет для выплаты наличных денежных средств. Со счета в ЦБ у ФК безналичные расчеты. И ФК для выплаты зарплат заключило договор со сбербанком.

Суд сказал, что средства, поступающие на спорный счет, являлись доходом бюджета, следовательно, счет является счетом бюджета.

Итак, сегодня в любом случае все денежные средства должны находиться в органах ЦБ на счетах органов ФК.

Ситуации, когда на территории субъекта РФ нет подразделения ЦБ, уже отсутствуют, а значит, ст.155 и ст.156 (про открытие счетов в коммерческих банках) фактически применяться не могут.

Статья 38.2 БК РФ. Принцип единства кассы

Принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления за пределами территории соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации.

Комментарии к ст. 38.2 БК РФ

Тринадцатым и последним принципом бюджетной системы Российской Федерации является принцип единства кассы. Этот принцип отнесен к принципам бюджетной системы Российской Федерации Федеральным законом от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ “О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации”, который дополнил Бюджетный кодекс Российской Федерации ст. 38.2.

Бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ исполняются на основе принципа единства кассы. Принцип единства кассы был предусмотрен и в ранее действовавшем законодательстве. Более того, упоминание принципа единства кассы в официальных документах встречается во времена Александра II. В период монархической России единство кассы обеспечивалось казначейством как подразделением Министерства финансов . Постановлением ЦИК СССР от 29 октября 1924 г. “О бюджетных правах Союза ССР и входящих в его состав союзных республик” было установлено, что исполнение единого государственного бюджета Союза ССР осуществляется на основе единства кассы Союза ССР.

Лушин С.И. О “единстве кассы” (историческая справка) // Финансы. 2003. N 3. С. 65 – 67.

Ранее нормы, предусматривающие принцип единства кассы, также содержались в Бюджетном кодексе Российской Федерации, однако этот принцип не был включен в перечень принципов бюджетной системы Российской Федерации, а содержался в главе, регулирующей исполнение бюджетов. Принцип единства кассы был ранее расположен в главе, посвященной исполнению бюджета, в связи с тем, что применяется именно на этой стадии бюджетного процесса, но с точки зрения законотворческой техники введение принципа единства кассы в перечень принципов бюджетной системы Российской Федерации является более логичным, поскольку это соответствует структуре действующего законодательства и облегчает его применение.

Читайте также:
Залог закладной: что это такое, описание и особенности

Принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления за пределами территории соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации.

Сущность принципа единства кассы заключается в том, что все бюджетные средства стекаются в одну “кассу”, которой является единый счет бюджета, и из него же расходуются. Принцип единства кассы можно также назвать принципом единого счета бюджета. После вступления в силу Бюджетного кодекса Российской Федерации среди практиков и ученых велась дискуссия по поводу понимания и внедрения на практике принципа единства кассы. Были сформулированы разные подходы в понимании данного принципа. Сторонники первого подхода считают, что единство кассы можно рассматривать не как один единственный счет бюджета, а как совокупность счетов, один из которых является основным, а другие второстепенными. Сторонники второго, более жесткого, подхода к пониманию принципа единства кассы рассматривают его только как один счет бюджета и считают, что данный принцип вводит запрет на открытие других счетов бюджета, за исключением случаев, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации.

В настоящее время правоприменительная практика складывается так, что все доходы бюджета зачисляются на единый счет бюджета и с него же производятся расходы бюджета, что подтверждает судебная практика .

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 07.03.2007 по делу N А26-3412/2006; Постановление ФАС Поволжского округа от 10.05.2005 N А12-33438/04-С40.

Конституционный Суд Российской Федерации отмечает значимость организации работы по проведению и учету на едином счете бюджета субъекта Российской Федерации операций по кассовым поступлениям в бюджет субъекта Российской Федерации и кассовым выплатам из него, а также надлежащего правового регулирования в данной сфере деятельности с учетом конституционных принципов единства экономического пространства и разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.

Бюджетным кодексом Российской Федерации предусмотрены два исключения из принципа единства кассы. Исключение составляют:

– операции по исполнению бюджетов, осуществляемые в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления за пределами территории соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования;

– операции, осуществляемые в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации.

Федеральным законом от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ “О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации” было уточнено понятие принципа единства кассы, в том числе расширены пределы исключений из принципа единства кассы. Если раньше исключением являлись только операции по исполнению федерального бюджета, осуществляемые за пределами Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, то теперь это операции по исполнению бюджетов всех уровней бюджетной системы, а также были добавлены операции, осуществляемые в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации.

Бюджетное законодательство Российской Федерации содержит широкий перечень принципов бюджетной системы Российской Федерации, которые подробно урегулированы в ст. 28 – 38.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Принципы бюджетной системы Российской Федерации являются нормами-принципами, широко применяются на практике и представляют собой правила поведения, обязательные для исполнения субъектами бюджетных правоотношений.

Все указанные принципы являются основополагающими прикладными принципами бюджетной системы Российской Федерации и базируются на основных конституционных принципах, таких, как федеративное устройство Российской Федерации, основанное на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти. Принципы бюджетной системы Российской Федерации находятся в системной взаимосвязи друг с другом, зачастую один принцип вытекает из другого.

Принцип единства кассы: опыт сравнительно-правового исследования (стр. 1 )

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4

опыт сравнительно-правового исследования.

Принцип единства кассы является специальным принципом для стадии исполнения бюджета бюджетного процесса. В то же время единство кассы тесно связано с таким принципом построения бюджетной системы, как принцип единства бюджетной системы. Можно сказать, что через единство кассы, в числе прочего, реализуется единство бюджетной системы.

Понятие единства кассы.

В науке финансового права известно централизованное и децентрализованное кассовое устройство.[i]

движение от децентрализованного способа исполнения бюджета к централизованному понималось как восходящее, имеющее три этапа. На первом этапе создаются кассы по сбору доходов и совершению расходов по отдельным ведомствам, на втором этапе происходит централизация всех касс в руках одного ведомства – Министерства финансов, а на третьем, наиболее совершенном этапе, создается банковская система государственных касс.

отмечено, что важнейший теоретический вопрос относительно касс – это и есть вопрос о системе их централизации или единства кассы. Единство кассы заключается в том, что все государственные суммы стекаются в кассы, подведомственные Министерству финансов, что дает возможность быстро узнать, сколько имеется средств налицо в казне государства, а это «много содействует безостановочному удовлетворению расходов». Замедление платежей, связанное с централизацией касс, «неважно в сравнении с ясностью и правильностью всего денежного движения, обеспечиваемого единством кассы»[ii]. Прошло более столетия, однако к данной формулировке мало чего можно добавить. При этом в современных условиях господства безналичного денежного обращения и совершенных информационных технологий замедление платежей, связанное с введением единства кассы, незначительно.

Читайте также:
Автороведческая экспертиза: что это такое, описание и особенности

Согласно принципу единства кассы кассовое исполнение бюджета должно быть сосредоточено в одном центральном органе. При этом учреждения не вправе задерживать у себя бюджетные средства и производить из них какие-либо расходы. Они обязаны перечислять их в тот кассовый орган, который исполняет данный бюджет.

Дефиниция принципа единства кассы в российском законодательстве была установлена в 2000 г. ст. 216 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), в соответствии с которой принцип единства кассы предусматривает зачисление всех поступающих доходов бюджета, привлечение и погашение источников финансирования дефицита бюджета и осуществление всех расходов с единого счета бюджета.

При этом в соответствии со ст. 243 БК РФ запрещается совершение операций со средствами федерального бюджета, минуя систему балансовых счетов Федерального казначейства, которые согласно ст. 244 БК РФ могут быть открыты только в Банке России. Статьей 155 БК РФ также установлено, что счета бюджетов обслуживает Банк России.

Кассовое обслуживание исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством (ст. 215.1 БК РФ), что также является частью реализации принципа единства бюджетной системы.

Мировая практика и исторический опыт подтверждают преимущество централизованного типа исполнения бюджета (на основе принципа единства кассы) над децентрализованным. В качестве таких преимуществ можно назвать:

– Наличие у правительства актуальной (ежедневной) информации об остатке в кассе (на счетах) государства;

– ежедневная информация о движении средств по счетам бюджета, достоверное знание о сумме доходов бюджета, поступивших в любой период, и, для федеративного государства, о сумме поступивших доходов в нижестоящие бюджеты;

– возможность у правительства исключить кассовые разрывы при исполнении бюджета;

– полная прозрачность в отношении финансовых потоков, возникающих при исполнении бюджета;

– возможность снижения рисков размещения средств на банковских счетах и получения прибыли в результате инвестирования на финансовых рынках значительного объема денежных средств, представляющих собой постоянно существующий остаток на едином счете.

Единый счет. Сегодня принцип единства кассы трансформировался в принцип единого счета. Можно утверждать, что принцип единого счета — это более совершенный и развитый принцип единства кассы[iii]. В связи с этим следует упомянуть замечание о том, что «центральные эмиссионные банки появились тогда, когда система казначейств и связанные с ней организации счетоводства и контроля были уже совершенно развиты и упрочены, например, система казначейства во Франции, которая насчитывает за собой более, чем 400-летнюю историю, а «Банк де Франс» был организован только в начале 19 столетия».[iv]

При этом не имеет значения, сколько банковских счетов открыто для исполнения бюджета. Фактически у бюджета может быть несколько счетов, один из которых будет основным, а остальные – техническими (транзитными), не имеющими переходящего остатка. Единый счет может пониматься как система (совокупность) банковских счетов.

Рассмотрим в связи с этим кассовое устройство различных стран.

Образцом последовательной реализации принципа единства кассы можно назвать Францию, где все платежи осуществляются с контокоррентного (активно-пассивного) счета Государственного казначейства. Система бюджетного учета во Франции построена таким образом, что ежедневно остатки на счетах подразделений государственного казначейства Франции перечисляются на единый счет, что позволяет министру финансов иметь оперативный (ежедневный, еженедельный, ежемесячный) отчет о состоянии государственной кассы. Данное положение дел осталось неизменным и после принятия органического Закона от 1 августа 2001 года № 000-692 «О финансовых законах». Центральный казначейский счет открыт в Банке Франции. Территориальные подразделения Банка Франции обслуживают более 10 тыс. операционных (транзитных) счетов с обязательным режимом ежедневного перечисления остатка на центральный казначейский счет (сальдированием).[v]

В Швеции каждому госучреждению открыто определенное число банковских счетов в государственной системе единого казначейского счета, и учреждение имеет к ним прямой доступ. Однако на таких счетах никогда не хранятся ликвидные средства, выплаты производятся и регистрируются через счета учреждений, но снимаются с основного счета бюджета.

Точно так же при исполнении федерального бюджета Федеративной Республики Германия все доходы и расходы федерации принципиально проводятся через центральный счет федерации, который ведет Главная федеральная касса, созданная при федеральном Министерстве финансов. Главная федеральная касса возглавляет систему федеральных касс. Кассовые отделения и пункты выдачи авансов на руки могут быть созданы иными, помимо федерального министерства финансов, высшими федеральными органами по его разрешению, (пункт 4 параграфа 79 Положения о федеральном бюджете Федеративной республики Германия).[vi] Такие кассы имеются (около 1200 кассовых отделений, из них 250 за пределами ФРГ), что позволяет говорить об отступлении от принципа единства кассы[vii]. Данное отклонение сложилось исторически и обставлено рядом условий, ограничивающих компетенцию таких касс и устанавливающих периодическую их отчетность. Здесь можно говорить об исключении, подтверждающем общее правило.

Японский юрист Е. Ода принцип единства казначейства (кассы), предполагающий концентрацию всех финансовых ресурсов в едином казначействе, называет одной из важнейших гарантий единства бюджета. [viii] При этом в Японии такие функции, как: прием бюджетных средств, их хранение и выдача в строгом соответствии с бюджетной росписью, ведение соответствующего учета и отчетности возложены на Банк Японии, статус, задачи и функции которого урегулированы Законом о Банке Японии 1949 г. Таким образом, Япония – один из очевидных примеров реализации принципа единства кассы в условиях, когда функции по исполнению бюджета выполняются банком, а не специальным органом исполнительной власти.

Читайте также:
Аналогия закона: что это такое, описание и особенности

Современное состояние исполнения бюджета Австралийского Союза организовано таким образом, что каждое агентство (орган исполнительной власти, подчиненный федеральному правительству), имеет максимальную свободу действий в условиях единства кассы. В частности, агентства наделены полномочиями самостоятельного открытия банковских счетов как для внутриведомственных расходов (ведомственные счета), так и для выполнения уставных задач (управляемые счета). Кроме того, счета агентств подразделяются на счета доходов и расходов. При этом финансирование на внутриведомственные расходы доводится до агентств в виде единой суммы, которую можно перераспределять любым образом. И, тем не менее, все остатки на банковских счетах агентств в конце каждого рабочего дня переводятся на официальный государственный счет, открытый Департаменту финансов Австралии в Резервном банке Австралии. Таким образом, в бюджетном процессе Австралии также реализован принцип единства кассы.

История единства кассы в России до 1917 года. Исполнение бюджета в России первоначально именовалось кассовым устройством. Эволюция исполнения государственного бюджета в России не всегда была позитивной, будучи тесно связанной с историей российского государства и историческим процессом вообще. Иллюстрацией служат воззрения на исторический процесс о том что «исторический процесс никогда не рисовался Ключевскому в виде геометрического чертежа. Обилие противоречий в рисунке этого процесса служило для него лучшим доказательством верности этого рисунка».[ix]

Вплоть до XII в/ (до распада древнерусского государства) государственный бюджет Руси, был идентичен частной казне государя, т. е. государственные средства не обособлялись от частных средств князя, на усмотрение которого отдавалось совершение тех или иных государственных расходов. По выражению , «в Древней Руси финансовое управление было организовано в духе домашнего».[x] Сохранялось такое положение вещей и в период феодальной раздробленности (XII-XIV вв.). Кассовое дело в эту эпоху фактически сводилось к хранению княжеских (государственных) средств специально назначаемым тиуном, под началом которого имелись казначеи, ключники и дьяки. Доходы собирались княжескими данниками и пошлинниками, которые везли собранное непосредственно в княжескую казну, подчиняясь напрямую князю. Надо сказать, что, несмотря на наивный (упрощенный) характер тогдашнего финансового хозяйства, исполнение бюджета имело высокую степень централизации и, в буквальном смысле слова, единую кассу (княжескую казну), куда собирались все доходы и откуда производились все расходы. «Кормление», осуществляемое княжескими посадниками на местах, не относилось к государственным доходам и расходам, так как государственные доходы и расходы полностью отождествлялись с княжеской казной.

Организационно-правовые особенности реализации принципа единства кассы и единого счета при исполнении бюджетов

Деление бюджетного процесса на стадии является общепринятым и в теории финансов, и в современной науке финансового права. Выделяются несколько стадий бюджетного процесса (как правило, составление, утверждение, исполнение бюджета, а также составление и утверждение отчета о его исполнении), из числа которых исполнение бюджета всегда существовало в качестве отдельной стадии бюджетного процесса.

Традиционно под исполнением бюджета имеют в виду кассовое устройство, при этом в науке финансового права на сегодняшний день известно централизованное и децентрализованное кассовое устройство.

Профессор И.Х. Озеров охарактеризовал движение от децентрализованного способа исполнения бюджета к централизованному как восходящее и эволюционное, имеющее три этапа. Первый этап характеризуется тем, что кассы по сбору доходов и совершению расходов созданы по отдельным ведомствам, вторым этапом является централизация всех касс в руках одного ведомства – Министерства финансов, а третий, наиболее совершенный этап является не чем иным, как созданием банковской системы государственных касс.

Критерием, позволяющим отделить централизованное исполнение бюджета от децентрализованного, является единство кассы. В том случае, если при исполнении бюджета соблюдается принцип единства кассы, такой тип исполнения бюджета следует отнести к централизованным и наоборот, отсутствие единства кассы говорит о децентрализованном типе исполнения бюджета.

Еще В.А. Лебедев отмечал, что важнейший теоретический вопрос относительно касс – это и есть вопрос о системе их централизации, или единства кассы.

Система единства кассы заключается в том, что все государственные суммы стекаются в кассы, подведомственные Министерству финансов, что дает возможность быстро узнать, сколько имеется средств налицо в казне государства, а это «много содействует безостановочному удовлетворению расходов». Тут же отмечалось, что замедление платежей, связанное с централи­зацией касс, «неважны в сравнении с ясностью и правильностью всего денежного движения, обеспечиваемого единством кассы». Несмотря на то, что прошло уже более столетия, к данной формулировке мало чего можно добавить. Можно, однако, оговориться, что в современных условиях господства безналичного денежного обращения и совершенных информационных технологий замедление, связанное с введением единства кассы, исчезающе мало [9, c.15].

Характеризуя единство кассы, следует сказать о необходимости соблюдения правила, также сформулированного проф. Лебедевым в том виде, «. чтобы не было соединения в одном лице хранения и распоряжения деньгами», т.е. «. 1. Никто не может хранить казенные деньги, если он не назначен на то от Министерства финансов; 2. Кто имеет на руках государственные деньги, тот не имеет права самостоятельно расходовать их. 3. Кто имеет право распоряжаться деньгами, тот не может быть отчетным хранителем их». Именно такое построение правоотношений между участниками бюджетного процесса при исполнении бюджета и означает реализацию принципа единства кассы.

Читайте также:
Административный кодекс: что это такое, описание и особенности

Точно так же и в современной литературе указывается, что согласно принципу единства кассы кассовое исполнение бюджета должно быть сосредоточено в одном центральном органе. При этом подчеркивается, что учреждения не вправе задерживать у себя бюджетные средства и производить из них какие-либо расходы. Они обязаны перечислять их в тот кассовый орган, который исполняет данный бюджет. Похожим является мнение о выделении при исполнении бюджета трех блоков, обособляющихся по субъектному составу и характеру особенности предмета правоотношений. Это – распорядительный, организационно-распорядительный и расчетный блоки.

В современных условиях принцип единства кассы трансформировался в принцип единого счета. Встречаются мнения, что принцип единого счета, – это более совершенный и развитый принцип единства кассы.

В любом случае основным признаком, позволяющим говорить о наличии единства кассы при исполнении бюджета территориального публичного образования, является существование единого счета, на который зачисляются доходы и с которого осуществляются расходы данного бюджета. При этом не имеет значения, сколько банковских счетов открыто для исполнения бюджета. Фактически у бюджета может быть несколько счетов, один из которых будет основным, а остальные – техническими (транзитными). В этом случае транзитные счета не будут иметь переходящего остатка. Таким образом, к перечисленным проф. Лебедевым правилам единства кассы можно добавить еще одно правило – средства бюджета могут быть использованы только в пределах общего остатка на основном счете.

Дефиниция принципа единства кассы в российском законодательстве установлена в статье 216 Бюджетного кодекса РФ, в соответствии с которой принцип единства кассы предусматривает зачисление всех поступающих доходов бюджета, привлечение и погашение источников финансирования дефицита бюджета и осуществление всех расходов с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению федерального бюджета, осуществляемых за пределами Российской Федерации. Легко увидеть, что формой реализации принципа единства кассы является существование единого счета бюджета.

Аналогичное понимание принципа единства кассы существует и во Франции, где все платежи осуществляются с контокоррентного счета Государственного казначейства. То есть система бюджетного учета построена таким образом, что ежедневно остатки на счетах подразделений государственного казначейства Франции (на начало 1994 года на территории Франции действовала сеть из 4051 специальных агентств казначейства, в том числе расположенных в заморских территориях и при посольствах Франции в неко­торых зарубежных странах) перечисляются на единый счет, что позволяет готовить министру финансов Франции оперативный (ежедневный, еженедельный, месячный) отчет о состоянии государственной кассы.

Данное положение дел осталось неизменным и после принятия органического закона от 1 августа 2001 года «О законах о государственном бюджете». Вообще французское кассовое устройство традиционно приводится как пример наиболее последовательно реализованного принципа единства кассы. При этом наименование «казначейская система исполнения бюджета» впервые употреблялось именно по отношению к исполнению французского бюджета. На сего­дняшний день на едином доходно-расходном (контокоррентном) счете государственного бюджета Республики Франция консолидируются не только собственно доходы бюджета, но и доходы от так называемой «внебюджетной» деятельности государственных учреждений, т. е. сборов от оказания платных услуг, и доходов от использования государственной собственности, средств казенных предприятий [11, c.7].

Центральный казначейский счет открыт в Банке Франции, средствами на котором управляет агентство «Франс-Трезор», организованное как отдельный департамент Министерства экономики, финансов и промышленности Франции. Территориальные подразделения Банка Фран­ции осуществляют обслуживание более 10 тысяч операционных (транзитных) счетов с обязательным режимом ежедневного перечисления остатка на центральный казначейский счет (сальдирования).

Точно так же при исполнении федерального бюджета ФРГ все доходы и расходы федерации принципиально проводятся через центральный счет федерации, который ведет Главная федеральная касса, созданная при федеральном Министерстве финансов.

Главная федеральная касса возглавляет систему федеральных касс. Однако кассовые отделения и пункты выдачи авансов на руки были созданы, согласно пункту 4 параграфа 79 Положения о федеральном бюджете ФРГ, иными, помимо федерального Министерства финансов, высшими федеральными органами по его разрешению. Такие кассы, разумеется, имеются (около 1200 кассовых отделений, из них 250 за пределами ФРГ), что позволяет говорить об отступлении от провозглашенного принципа единства кассы.

Однако данное отклонение является исторически сложившимся и обставлено целым рядом условий, ограничивающих компетенцию таких касс и устанавливающих периодическую их отчетность.

Японский юрист Е.Ода принцип единства казначейства (кассы), предпо-лагавшии концентрацию всех финансовых ресурсов в едином казначействе, назвал одной из важнейших гарантий единства бюджета. При этом в Японии такие функции, как прием бюджетных средств, их хранение и выдача в строгом соответствии с бюджетной росписью, ведение соответствующего учета и отчетности, возложены на Банк Японии, статус, задачи и функции которого урегулированы Законом о Банке Японии 1949 года.

Таким образом, Япония – один из очевидных примеров реализации принципа единства кассы в условиях, когда функции по исполнению бюджета выполняются не специальным органом исполнительной власти, а банком.

Представляет интерес современное состояние исполнения бюджета Австралийского Союза, которое организовано таким образом, что каждое агентство (орган исполнительной власти, подчиненный федеральному Правительству) имеет максимальную свободу действий. В частности, агентства наделены полномочиями самостоятельного открытия банковских счетов как для внутриведомственных расходов (ведомственные счета), так и для выполнения уставных задач (управляемые счета). Счета агентств подразделяются, помимо деления на ведомственные и управляемые, также на счета доходов и расходов.

При этом финансирование на внутриведомственные расходы доводится до агентств в виде единой суммы, которую возможно перераспределять любым образом.

Читайте также:
Банковская группа: что это такое, описание и особенности

Более того, до настоящего времени агентства получают проценты по остаткам на их ведомственных счетах и выплачивают штраф в случае овердрафта (в рамках проводимой бюджетной реформы практику выплаты процентов по остаткам планируется прекратить). И тем не менее все остатки на банковских счетах агентств (около 1300 счетов по состоянию на 2003 год) в конце каждого рабочего дня переводятся на официальный государственный счет, открытый Департаменту финансов Австралии в Резервном банке Австралии.

Таким образом, по поводу наличия реализованного принципа единства кассы в Австралии можно ответить также утвердительно, но с оговоркой по поводу отсутствия текущего и последующего контроля, сопровождающего, в отличие от исполнения бюджета Австралийского Союза, исполнение федерального бюджета на основании принципа единства кассы в Российской Федерации.

Заключение

Таким образом, согласно принципу единства кассы кассовое исполнение бюджета должно быть сосредоточено в одном центральном органе. При этом учреждения не вправе задерживать у себя бюджетные средства и производить из них какие-либо расходы. Они обязаны перечислять их в тот кассовый орган, который исполняет данный бюджет.

Кассовое обслуживание исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством (ст. 215.1 БК РФ), что также является частью реализации принципа единства бюджетной системы.

Итак, единый счет бюджета – счет (совокупность счетов для федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации), открытый (открытых) Федеральному казначейству в учреждении Центрального банка Российской Федерации отдельно по каждому бюджету бюджетной системы Российской Федерации для учета средств бюджета и осуществления операций по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета.

Традиционно под исполнением бюджета имеют в виду кассовое устройство, при этом в науке финансового права на сегодняшний день известно централизованное и децентрализованное кассовое устройство.

Список используемой литературы

1. Годин А.М., Подпорина И.В. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2016. –340 с.

2. Завьялов Д.Ю. Реформа местного самоуправления: межбюджетный аспект разграничения расходных полномочий // Финансы, 2015, №10, – с. 38–41

3. Иванова Н.Г., Маковник Т.Д. Казначейская система исполнения бюджетов. – СПб.: Питер, 2014. – 208 с.

4. Король Е. О сущности понятий «бюджет», «исполнение бюджета», «казначейское исполнение бюджета» // Бюджет, 2015, №1, – с. 68–71

5. Крохина Ю.А. Конституционные основы казначейской системы исполнения бюджетов субъектов РФ // Финансы, 2016, №11, – с. 25–29

6. Лавров А.М. Бюджетная реформа 2001–2008 гг.: от управления затратами к управлению результатами // Финансы, 2012, №9, – с. 3–12

7. Панов О.А. Технологии кассового обслуживания местного бюджета // Финансы, 2016, №9, – с. 11–12

8. Пронина Л.И. Местные финансы: проблемы и пути решения // Финансы, 2016, №12, – с. 25–27

9. Пронина Л.И. О расширении полномочий органов местного самоуправления и их финансовом обеспечении // Финансы, 2015, №6, – с. 15–18

10. Рыбакова Р.Ю. Переход на казначейское исполнение бюджетов // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. – 2015, №8

11. Седова М.Л. Некоторые вопросы организации бюджетов в Российской Федерации // Бухгалтерский учет в некоммерческих организациях. – 2015, №1, – с. 7–10

12. Силуанов А.Г. Межбюджетные отношения-2008: регионы получат больше денег // Финансы, 2016, №9, – с. 3–6.

Единство кассы: что это такое, описание и особенности

Бюджеты всех уровней бюджетной системы исполняются на основе принципа единства кассы. Согласно этому принципу предусматривается зачисление всех доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета на единый счет бюджета и осуществление всех запланированных расходов с единого счета. [c.386]

Главными задачами органов федерального казначейства являются организация, осуществление и контроль за исполнением бюджета Российской Федерации управление доходами и расходами бюджета на счетах казначейства в банках на принципе единства кассы и др. [c.640]

Основными задачами органов Федерального казначейства являются (1) организация, осуществление и контроль исполнения бюджета Российской Федерации (2) управление доходами и расходами бюджета на счетах Федерального казначейства в банках, исходя из принципа единства кассы (3) финансовое исполнение государственных внебюджетных фондов (4) краткосрочное прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов и оперативное управление ими (5) управление совместно с Банком России государственным внутренним и внешним долгом и его обслуживание (6) представление законодательным и исполнительным органам отчетности о финансовых операциях Правительства РФ по бюджету, а также о состоянии бюджетной системы Российской Федерации в целом. [c.39]

На счета органов Казначейства, которые обслуживаются непосредственно Банком России, должны попадать все налоговые поступления в федеральный, региональные и местные бюджеты и затем расходиться по бюджетополучателям согласно бюджетной росписи. Главными задачами органов Казначейства являются организация, осуществление и контроль за исполнением федерального бюджета управление доходами и расходами бюджета на счетах Казначейства в банках исходя из принципа единства кассы регулирование финансовых отношений между бюджетом РФ и государственными внебюджетными фондами финансовое исполнение внебюджетных фондов контроль за поступлением и использованием внебюджетных федеральных средств. [c.536]

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ непосредственное исполнение бюджетных расходов осуществляется через органы казначейства (ст. 215 БК РФ). Казначейство открывает счета в РКЦ ЦБ РФ и этим обеспечивается единство кассы при исполнении бюджетов всех уровней. Правда, следует признать, что пока не все бюджеты исполняются через казначейство, часть бюджетов субъектов Федерации, и особенно муниципальных образований продолжает исполняться через коммерческие банки, что создает некоторые трудности в точном и целевом использовании денежных средств, т.е. в данном случае проявляется разница интересов государства и коммерческих банков, где государство заинтересовано израсходовать свои ассигнования из бюджета точно, в полном объеме и в срок, а коммерческие банки заинтересованы полученные деньги капитализировать, что объективно ведет к невыплате в срок платежей из бюджета и дестабилизирует финансово-экономическую обстановку в государстве. [c.322]

Читайте также:
Арендное предприятие: что это такое, описание и особенности

Другим, не менее важным, принципом является принцип единства кассы, в соответствии с которым все собранные доходы поступают на единый счет Министерства финансов в Центральном банке, с которого производятся все ассигнования в соответствии с утвержденными расходами. [c.430]

Важный элемент этой стадии бюджетного процесса — кассовое исполнение бюджета, т.е. организация сбора бюджетных средств на территории страны, их хранение и выдача, а также ведение учета и отчетности. В большинстве стран существует банковская система кассового исполнения бюджета, при которой банки, в основном центральный банк, являются главным кассиром государства. В основе кассового исполнения бюджета — принцип единства кассы все бюджетные средства поступают на единый счет министерства финансов (казначейства) в центральном банке, с которого и осуществляются все расходы государства. [c.251]

При исполнении бюджета все операции и средства бюджета отражаются на балансовых счетах Федерального казначейства. Счета находятся в Банке России и кредитных организациях, которые ведутся на основании договоров, заключаемых и исполняемых в соответствии с гражданским законодательством. Федеральное казначейство обеспечивает принцип единства кассы в отношении бюджетных средств. Принцип единства кассы предусматривает зачисление всех поступающих доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета и осуществление всех предусмотренных расходов с единого счета бюджета. Бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ исполняются на основе принципа единства кассы. [c.263]

Единство кассы — принцип, на основе которого исполняются бюджеты всех [c.167]

Принцип единства кассы материализуется в ограниченном количестве счетов, в [c.167]

Статья 216. Принцип единства кассы [c.148]

Наряду с расчетно-кассовым обслуживанием народного х-ва Б. социалистич. стран осуществляют кассовое исполнение государственного бюджета — прием, хранение и расходование бюджетных средств. Эту функцию они осуществляют на основе единства кассы средства бюджета сосредоточиваются на едином счете и расходуются с него же. [c.111]

Кассовое исполнение государственного бюджета осуществляется Госбанком на основе единства кассы. Отчисления от прибыли, налог с оборота и др. платежи в бюджет поступают в Госбанк и зачисляются на счета союзного, республиканских и местных бюджетов через него совершается также расходование бюджетных средств. Сосредоточение в Госбанке всех [c.317]

Бюджет представлял собой механическое соединение смет отдельных мин-в и ведомств, к-рые расходовали закрепленные за ними средства самостоятельно, без ведома и контроля министерства финансов. С 1862 г. все средства бюджета стали концентрироваться в руках государственного казначейства по принципу единства кассы, были введены правила составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета. В сметах мин-в и ведомств доходы и расходы группировались по параграфам и статьям, а с 1873 г. в бюджете, помимо итогов по отдельным мин-вам и ведомствам, начали отражаться валовые суммы доходов и расходов. Специализация и единая классификация доходов и расходов вводятся только в 1891 г. Состав и размеры доходов и расходов гос-ва хранились в глубокой тайне отсутствовала гласность бюджета отчеты об исполнении росписей не публиковались. Законы 1894, 1897 и 1900 гг. установили деление государственных доходов и расходов на обыкновенные и чрезвычайные в начале XX в. стал составляться предметный свод расходов. В 1906 г. были приняты новые правила о по рядке рассмотрения государственной росписи доходов и расходов. [c.324]

ЕДИНСТВО КАССЫ — ЕСТЕСТВЕННАЯ УБЫЛЬ [c.415]

ЕДИНСТВО КАССЫ —общий принцип организации кассового исполнения государственного бюджета СССР, т. е. приема, хранения и расходования бюджетных средств состоит в том, что все поступления доходов союзного, республиканских и местных бюджетов сосредоточиваются в едином кассовом центре, к-рый сплачивает расходы всех мин-в, ведомств и отдельных бюджетных учреждений. Е. к. в СССР осуществляет Государственный банк. Такой порядок способствует более широкому маневрированию денежными средствами гос-ва, правильному распределению их между бюджетами и бюджетными учреждениями, увязке расходов с поступлениями доходов, обеспечивает полноту учета доходов и расходов, контроль за распределением и использованием средств, упрощает расчеты между отдельными бюджетами. Концентрация бюджетных средств в Госбанке создает условия для использования свободных средств на цели кредитования народного х-ва. Госбанк в кассовом отношении обслуживает также учреждения Стройбанка, через к-рые финансируются капитальные вложения. Вспомогательным кассовым аппаратом по приему платежей являются сберкассы, учреждения Министерства связи (по переводам) и кассы специальных сборщиков (см.). [c.415]

В странах народной демократии К. и. г. б. осуществляют центральные банки, являющиеся едиными кассовыми и расчетными центрами. Кассовое устройство в странах народной демократии построено, как и в СССР, по принципу единства кассы. [c.512]

В первое время Советская власть вынуждена была прибегать к значительной эмиссии бумажных денег, К маю 1918 г. количество денег в обращении по сравнению с 1 ноября 1917 г. возросло в 1,7 раза. Для стабилизации рубля Советское правительство приняло ряд мер, направленных на сокращение потребности в наличных деньгах, — усиление контроля за расходованием денег государственными учреждениями и национализированными предприятиями, а также на увеличение ресурсов Народного банка. 2 мая 1918 г. Совнарком издал декрет о соблюдении единства кассы, который обязывал государственные учреждения и национализированные предприятия все денежные средства вносить в Народный банк или государственное казначейство. В кассах разрешалось держать небольшие суммы для мелких оперативных расходов. Наличные деньги с текущих счетов в Народном банке выдавались преимущественно на заработную плату. Все остальные расходы производились в безналичном порядке. [c.46]

Читайте также:
Дебиторская задолженность: что это такое, описание и особенности

Предложенный В. И. Лениным план денежной реформы был направлен на оздоровление государственного бюджета и денежного обращения, укрепление советской валюты и использование ее в интересах диктатуры пролетариата, его экономической политики. Главной задачей было восстановление разрушенного войнами хозяйства страны, укрепление экономического союза рабочего класса и трудового крестьянства на основе ленинской программы восстановления хозяйства, денежного обращения и финансов Советского государства. В этих целях в деятельности всех социалистических организаций проводился принцип единства кассы, который состоял в том, что средства всех организаций должны были храниться в кассах Государственного банка. [c.50]

При исполнении бюджета соблюдается принцип единства кассы, состоящий в том, что все доходы и расходы бюджета сосредоточиваются в едином кассовом центре — Государственном банке СССР. [c.23]

Принцип единства кассы, предусмотренный Бюджетным кодексом РФ как основной принцип исполнения бюджетов, означает, что все доходы и поступления из источников финансирования дефицита бюджета зачисляются на единый счет бюджета и с него же осуществляются все расходы, предусмотренные по бюджету. Соблюдение этого принципа позволяет консолидировать все доходы и поступления на счете и направлять их бюджетополучателям исходя из утвержденных бюджетных назначений. [c.311]

Необходимость обеспечения мобильности бюджетного фонда в ходе его использования связана с тем, что фактически достигнутые в течение бюджетного года показатели (темпы экономического роста, уровень инфляции, показатели доходов и поступлений из источников финансирования дефицита) отклоняются от предусмотренных в бюджете. В ходе исполнения бюджета мобильность обеспечивается соблюдением принципа единства кассы, использованием всех видов резервов, включая оборотную кассовую наличность, бюджетных ссуд, внесением изменений в бюджетные назначения. Тем самым отдельные инструменты (например, бюджетные ссуды и оборотная кассовая наличность) обеспечивают мобильность бюджетного фонда и при его формировании, и при его использовании. [c.313]

Единство кассы — принцип исполнения бюджетов, предусматривающий зачисление доходов и средств из источников финансирования дефицита бюджета на единый бюджетный счет и осуществление с него всех предусмотренных расходов. [c.475]

ЕДИНСТВО КАССЫ -принцип организации кассового исполнения государственного бюджета все доходы государственного бюджета должны поступать на единый консолидированный счет казначейства в центральном банке, с которого и производятся бюджетные расходы. [c.207]

В настоящее время в РФ переходят к казначейской системе кассового исполнения бюджета. Преимущества такой системы состоят в том, что обеспечивается единство кассы, оперативное получение необходимой информации, возможность оперативного управления и контроля. Однако такое исполнение бюджета требует создания соответствующей инфраструктуры, дополнительной подготовки кадров и др. [c.128]

Федеральному казначейству отведена особая роль — именно этот орган обеспечивает соблюдение принципа единства кассы, предусматривающего зачисление всех поступающих доходов бюджета, привлечение и погашение источников финансирования дефицита бюджета и осуществление всех расходов с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению федерального бюджета, осуществляемых за пределами Российской Федерации в соответствии с российским законодательством. Осуществление бюджетных операций через счета Казначейства позволяет обеспечить полный учет и контроль каждого этапа исполнения бюджета. Для исполнения федерального бюджета предусмотрено открытие в Казначействе лицевых счетов для каждого главного распорядителя, распорядителя и получателя средств бюджета. Федеральное казначейство должно регистрировать все бюджетные операции в Главной книге казначейства и вести сводный реестр бюджетополучателей. [c.129]

Принцип единства кассы предусматривает зачисление всех поступающих доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета на единый счет бюджета и осуществление йсех предусмотренных расходов с единого счета бюджета. [c.132]

Принцип единства кассы предусматривает зачисление всех поступающих доходов бюджета, привлече- [c.148]

В мае 1918 г. Совнарком принял декрет О соблюдении единства кассы , к-рый обязывал государственные учреждения вносить все денежные средства в кассу Н. б. РСФСР (или госказначейства) и производить свои платежи только через банк (или казначейство). Этот декрет давал возможность стянуть в банк и казначейство денежные средства и организовать контроль за расходованием средств. В авг. 1918 г. обязанность хранить все свои деньги в банке была распространена и на национализированные предприятия. Т. о. в банке сосредоточивались временно свободные денежные средства предприятий и населения. [c.90]

БЮДЖЕТНАЯ РЕФОРМА ТАТАРИ-НОВА — реформа государственных финансов России, осуществленная во второй половине XIX в. по проекту чиновника Государственного контроля В. А. Татаринова. Развивавшиеся капиталистич. отношения после отмены крепостного права требовали упорядочения государственных финансов страны. В результате реформы бюджет с 1862 г. стал публиковаться для всеобщего сведения, был упорядочен процесс его составления, рассмотрения и утверждения в 1864 г. установлено единство кассы, а в 1866 г. создан вневедомственный контроль. Однако государственная роспись доходов и расходов публиковалась в сокращенном виде и не давала представления о направлении финансовой политики царского пр-ва вневедомственный контроль носил антинародный характер и часто покрывал большие злоупотребления чиновников единство кассы не охватывало всех ведомств (напр., ведомство имп”-ратрицы Марии, министерство государственных уделов и пр.). [c.175]

КАЗНАЧЕЙСТВО —в капиталистич. странах правительственный орган, ведающий кассовым исполнением государственного бюджета. Организует сбор доходов (налогов, сборов и др.), хранение и расходование средств в соответствии с утвержденными ассигнованиями. В круг деятельности К. входит регулирование государственного долга, а также продажа гербовой бумаги, бандеролей, выдача различных свидетельств и т. п. в ряде случаев К. осуществляет эмиссионную функцию (см. Казначейская эчиссия). В США исполнение бюджета возложено на департамент казначейства мин-ва финансов, в Англии — на самостоятельное казначейство, во Франции — на мин-во финансов, имеющее казначейское управление. В России до 1863 г. каждое мин-во имело К., к-рое собирало доходы и производило расходы по данному ведомству, передавая в кассы мин-ва финансов лишь свободные остатки. После преобразования кассового устройства по принципу единства кассы ведомственные К. были ликвидированы в составе мин-ва финансов был создан департамент государственного К., а на местах — казенные палаты, в подчинении к-рых находились губернские и уездные К. После Великой Октябрьской социалистической революции департамент государственного К. и местные К. были слиты с Народным банком РСФСР (декреты от 31 окт. 1918 г. и 4 мая 1919 г.). [c.498]

Читайте также:
Заключение брака: что это такое, описание и особенности

В первые годы после Октябрьской революции в СССР К. и. г. б. возлагалось на Народный банк РСФСР, а после его ликвидации в 1920 г. — на специальные приходо-расходные кассы Наркомфина. Переход к банковской системе К. и. г. б. был осуществлен в 1925— 1928 гг. (см. Кассовая реформа в СССР). Созданная в СССР банковская система К. и. г. б. основана на принципе единства кассы, на отделении функций распределения средств и их расходования от функций их аккумуляции, хранения и выдачи. Концентрация всех бюджетных доходов и расходов в Госбанке позволяет наиболее полно контролировать исполнение доходной и расходной части бюджета, обеспечивать единый режим поступления, хранения и использования средств. [c.511]

Наряду с наличием общих черт, характерных для всех финансовых фондов, бюджетный фонд обладает еще одной специфической чертой — исключительной мобильностью в процессе его формирования и использования или маневренностью1. Мобильность бюджетного фонда достигается соблюдением принципа общего (совокупного) покрытия расходов, принципа единства кассы, образованием и использованием различных видов бюджетных резервов, бюджетных ссуд, возможностью внесения изменений в утвержденные бюджетные назначения. [c.310]

Хозрасчетная организация работы предприятий была распространена в различных формах также на другие отрасли государственного хозяйства. Водный (речной и морской) транспорт был переведен на коммерческий расчет на бюджетном содержании оставались лишь водные пути и большинство портов. Железнодорожный транспорт финансировался в сметно-бюджетном порядке, но ему предоставлялось право (в изъятие из принципа единства кассы) непосредственно расходовать на свои нужды собственные эксплуатационные доходы, не внося их в бюджет. Кроме ассигнований на содержание управленческого аппарата НКПС и его органов, средства из бюджета отпускались лишь в пределах превышения сметных расходов железных дорог над исчисленными доходами. Доходы, полученные сверх смет, оставались в распоряжении НКПС для увеличения оборотных средств дорог и улучшения их работы. Совхозы были переведены на [c.90]

Важнейшее значение для перестройки бюджетного планирования имели декрет ВЦИК от 10 октября 1921 г. О мерах по упорядочению финансового хозяйства и принятые тогда же правела составления финансовых смет доходов и расходов на 1922 г. Потребовав всемерной охраны интересов народной казны, ВЦИК обязал все учреждения и ведомства тщательно и обоснованно составлять финансовые сметы на основе производственных планов и программ, своевременно их представлять на рассмотрение и утверждение, не допускать бескредитных расходов н перерасходов, строго соблюдать специализацию кредитов, принцип единства кассы н т. д. Центральные и местные органы были обязаны принять все меры к сокращению расходов, исключить из сметных заявок кредиты, не соответствующие установленным планам н программам работ. [c.136]

С мая 1925 г. бюджет должен был исполняться посредством годовых расписаний, составленных на весь год с распределением по кварталам. Были приняты меры к дальнейшему укреплению принципа единства кассы кассовая наличность казначейств и Госбанка была объединена с сохранением, однако, касс Наркомфи-на, в которых сосредоточивалось окладное счетоводство и на которые возлагались простейшие банковские операции (па правах приписных учреждений Госбанка). В 1926 г. казначейские функции были полностью переданы Госбанку и кассы Наркомфина ликвидированы. [c.142]

Смотреть страницы где упоминается термин Единство кассы

Большая экономическая энциклопедия (2007) — [ c.215 ]

Единство кассы

Принцип кассового устройства, согласно которому государственные доходы всех ведомств поступают непосредственно в кассу министерства финансов, откуда, по требованиям распорядителей кредитов, производятся также и все денежные выдачи. Идея централизации касс, возникшая еще в начале этого столетия, на практике впервые применена была во Франции в 1820-х гг. Вскоре за тем она принята была другими странами и ныне применяется во всех почти государствах Западной Европы, с незначительными лишь уклонениями, зависящими от местных условий. В России до 1863 г., кроме касс министерства финансов (казначейства), каждое правительственное учреждение имело свою особую кассу-казначейство. Реформа контрольной части в России в 1863-66 гг.

(см. Государственный контроль) коснулась также и кассового устройства, подвергшегося преобразованию по принципу “Е. Кассы”. Вследствие этого, начиная с 1863 г. Постепенно были упразднены кассы всех министерств, и ныне государственные доходы, а также специальные средства и депозиты поступают от плательщиков непосредственно в кассы министерства финансов. В этом отношении сделано исключение лишь для сбора некоторых доходов, например. Таможенных, почтово-телеграфных, сборов на казенных железных дорогах и некоторых других, которые поступают в кассы специальных сборщиков, откуда, в самом непродолжительном времени, передаются в кассы министерства финансов. Точно так же производство государственных расходов ныне сосредоточено исключительно в кассах министерства финансов.Н.

Читайте также:
Акт юридический: что это такое, описание и особенности

Грамматическая категория числа (как и прочие грамматические категории) вырабатывалась постепенно, путем так называемой конгруэнции (согласование). Поэтому и категория Е. Числа не есть нечто незыблемое, и форма Е. Числа не обусловливает еще собой значения Е. Числа. Этим объясняется, что и в флективных языках множественное число не всегда необходимо, чтобы выразить понятие множества. Каждое множество можно понимать как одно целое. Отсюда нередки формы Е. Числа со значением множественным. Дюжина, п..

Под эстетическим единством понимают согласование частей художественного произведения, т. Е. Такое их взаимное отношение, которым обуславливается эстетическое действие художественного целого. Это Е. Составляет основной закон всякого художественного произведения. Но философия искусства во все времена занималась вопросом о единстве преимущественно в драме, как в сложнейшем роде искусства. По Аристотелю, задача драмы — воспроизведение законченного, составляющего одно целое действия. Всякое целое — р..

Разнообразие явлений природы привело к представлению о различных силах, как причинах этих явлений, отсюда — разделение физики, как науки, на отделы теплоты, света, электричества и т. Д. И разделение сил на магнитные, электрические, всеобщего тяготения и проч. Такая классификация основана на качественной стороне явлений, определяемой частью по действию одних явлений на зрение, других на слух и т. Д., частью другими признаками. Но ощущения света, тепла, звуков, как таковые, не имеют ничего сходног..

Принцип исполнения государственного бюджета, когда все доходы поступают на единый консолидированный счет казначейства, с которого производятся все бюджетные расходы.. ..

Принцип организации кассового исполнения государственного бюджета. Все доходы государственного бюджета должны поступать на единый консолидированный счет казначейства (Министерство финансов) в Центральном банке, с которого производятся все бюджетные расходы.. ..

Принцип организации кассового исполнения государственного бюджета, при котором все доходы государственного бюджета должны поступать на единый консолидированный счет казначейства (Министерство финансов) в центральном эмиссионном банке, с которого производятся все бюджетные расходы.. ..

– принцип организации кассового исполнения государственного бюджета, при котором все доходы государственного бюджета должны поступать на единый консолидированный счет казначейства (Министерство финансов) в центральном эмиссионном банке, с которого производятся все бюджетные расходы.. ..

– принцип организации кассового исполнения государственного бюджета, при котором все доходы государственного бюджета должны поступать на единый консолидированный счет казначейства (Министерство финансов) в центральном эмиссионном банке, с которого производятся все бюджетные расходы.. ..

Дополнительный поиск Единство кассы

Нюансы управления дочерней компанией

Больше материалов по теме «Ведение бизнеса» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

  1. Особенности дочерней компании
  2. Способы создания дочерней компании
  3. Ответственность материнской и дочерней компаний
  4. Управление дочерней компанией
  5. Особенности налогообложения

Дочерняя компания – это самостоятельный субъект, контрольный пакет акций или уставной капитал которого принадлежит материнской компании. Субъект имеет право контроля над поставками, реализацией продукции, транспортировкой, однако весь доход его принадлежит материнской организации. Последняя же предоставляет средства на нужды: обеспечение непрерывности производства, выплату зарплат и прочее.

Вопрос: У российской организации есть дочерняя организация — нерезидент, зарегистрированная в Эстонии. Доля участия российской организации составляет 100%. Принято решение получить от дочерней организации дивиденды. При этом дочерняя организация в Эстонии переведет дивиденды за вычетом налога на доходы, который они уплатят в Эстонии. Возникает ли обязанность исчислить налог на прибыль с полученных дивидендов от дочерней организации?
Посмотреть ответ

Особенности дочерней компании

«Дочка» находится в прямой зависимости от состояния основного субъекта. Последний фактически обеспечивает деятельность организации и контролирует ее. Рассмотрим преимущества дочерней компании:

  • Все задолженности дочернего субъекта погашаются материнской организацией.
  • Вся финансовая ответственность возлагается на основную компанию.
  • Конкурентное преимущество также обязана обеспечить материнская компания.

Вопрос: Как отразить в учете дочерней организации (ООО) получение от материнской компании производственного оборудования (бывшего в употреблении объекта основных средств (ОС)) в качестве вклада в имущество общества?
Производственное оборудование передано в качестве вклада в имущество общества в соответствии с его уставом и решением материнской компании. Рыночная стоимость переданного оборудования определена на основании заключения независимого оценщика. Она составляет 500 000 руб. (без НДС). Услуги оценщика оплачены материнской компанией. Затрат, связанных с получением оборудования, организация не несет. Согласно учетной политике для целей бухгалтерского учета первоначальная стоимость объектов ОС, полученных в качестве вклада в имущество, определяется по рыночной стоимости.
При передаче оборудования материнская компания начислила НДС и составила счет-фактуру. Оборудование введено в эксплуатацию в месяце получения. Срок полезного использования оборудования в бухгалтерском учете установлен равным 50 месяцам исходя из предполагаемого срока его использования. Амортизация начисляется линейным способом.
Посмотреть ответ

Однако у дочернего субъекта есть и недостатки:

  • Отсутствие свободы выбора производственного направления и прочих базовых аспектов деятельности.
  • Ограниченные возможности в техническом развитии.
  • Сложно аккумулировать средства на развитие, так как весь капитал принадлежит материнской компании.

Дочерние компании, как правило, создаются крупными предприятиями. Нужны они для распределения направлений деятельности.

Вопрос: Применяется ли пп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ, если задолженность дочерней организации перед организацией-учредителем заменена заемным обязательством и впоследствии списана (прощена)?
Посмотреть ответ

Читайте также:
Страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных

Способы создания дочерней компании

Для организации дочерней компании потребуется ряд документов: документация основного субъекта, устав «дочки», решение о создании компании в письменной форме. Материнский субъект должен подтвердить отсутствие долгов на настоящее время. Существует два способа создания компании.

Вопрос: Являются ли экономически обоснованными для целей налога на прибыль расходы, понесенные в пользу дочерних (зависимых) организаций (п. 1 ст. 252 НК РФ)?
Посмотреть ответ

Первый способ

Рассмотрим подробный алгоритм создания дочерней организации:

  1. Составление устава дочерней компании. В документе нужно прописать все условия существования субъекта.
  2. Если у основного капитала есть несколько собственников, требуется составить договор с распределением долей.
  3. Составление учредителями протокола, который подтверждает факт создания субъекта.
  4. Директор материнской компании должен создать документ, в котором указываются контакты и адрес «дочки».
  5. Оформление справки, которая подтверждает отсутствие задолженностей.
  6. Заполнение формы Р11001.
  7. После оформления всех перечисленных документов и назначения главбуха нужно предоставить бумаги представителям налогового органа, в котором регистрируется субъект.

Если у основного офиса присутствуют задолженности, он не сможет в должной мере финансировать дочернюю компанию.

Вопрос: Может ли кредитор включить в резерв по сомнительным долгам для целей налогообложения прибыли задолженность должника перед ним, если последний является взаимозависимой (в том числе дочерней) организацией (п. 1 ст. 266 НК РФ)?
Посмотреть ответ

Второй способ

Первый способ предполагает создание компании, второй – присвоение уже существующей организации. То есть происходит поглощение по обоюдному созданию. Рассмотрим алгоритм этой процедуры:

  1. Выбор направления производства дочерней компании.
  2. Разработка устава организации.
  3. Разработка собственной печати, банковских реквизитов, регистрация адреса поглощаемого субъекта.
  4. Назначение на должность генерального директора и бухгалтера. Согласование с ними всех аспектов деятельности.
  5. Обращение в государственную палату с заявлением и основным перечнем документов: справка из банковского учреждения о счете, характеристики о гендиректоре и главбухе «дочки», устав со всеми подписями, гарантийное письмо, сведения об учредителе в письменной форме, копии документов с платежами (последние два документа должны быть заверенными).
  6. Получение свидетельства о том, что субъект был зарегистрирован.

После всех этих шагов компания может приступить к своей деятельности.

Ответственность материнской и дочерней компаний

Дочерняя компания – это независимый субъект. Во владении организации находится как капитал, так и имущество. Она не несет ответственности по долгам материнского субъекта. Однако материнская организация несет ответственность за задолженность «дочки» в некоторых обстоятельствах:

  • Оформление сделки по указанию материнской компании. Данное указание должно быть оформлено документально. В этой ситуации и «дочка», и материнская организация несут ответственность в равных долях.
  • «Дочка» из-за распоряжений материнской компании была признана банкротом. В этом случае если дочерняя организация не обладает ресурсами для погашения задолженности, остаток выплачивает основной офис.

Во всех остальных случаях дочерняя компания сама несет ответственность по своим долгам.

Управление дочерней компанией

Управление дочерней компанией отличается рядом особенностей:

  • Большое количество субъектов управления.
  • Необратимое влияние на «дочку».
  • Самостоятельность организации в проведении хозяйственной деятельности.
  • Ограничения в деятельности «дочки».

Существует несколько моделей управления дочерней организацией. Рассмотрим их все.

Единоличная исполнительная структура

Управление через единоличный орган – самый распространенный вариант. Под единоличным органом понимается генеральный директор. На него возлагается следующая ответственность:

  • Работа над текущими задачами.
  • Управление имеющимся имуществом (стоимость его не должна быть больше 25% от балансовой стоимости активов).
  • Управление внутренней структурой организации.

У гендиректора есть довольно широкие полномочия. Для того чтобы материнская компания могла отслеживать все управленческие решения, имеет смысл составить документ, регламентирующий все права и обязанности лица. Соответствующие распоряжения можно включить в устав.

Совет директоров

Все ключевые управленческие решения могут приниматься советом директоров, в который входят собственники материнской организации. Такая модель актуальна при небольшом количестве «дочек». В обратном случае могут возникнуть следующие проблемы:

  • Перегрузка участников совета директоров.
  • Сложность в согласовании решений.

Совет директоров ограничен в принятии решений. Если советом будет принято решение, не входящее в его компетенцию, оно не будет действительным согласно статье 67 и 69 ФЗ №208. Компетенция совета может быть расширена за счет полномочий исполнительных органов. Однако последние должны быть включены в устав.

Управляющая компания

Руководство «дочкой» можно поручить УК. Преимущества этого способа: централизация управления, оперативное распределение ресурсов, возможность координации всех действий. Однако если дочерних компаний много, одной управляющей компании сложно уследить за ними.

Правление

Суть правления заключается в том, что руководители «дочек» входят в состав правления основного субъекта. С каждым из участников правления нужно заключить трудовой договор. Особенности формирования правления схожи с избранием гендиректора. Участники управляющего состава избираются собранием акционеров или советом директоров.

Особенности налогообложения

«Дочки» и материнские компании, с точки зрения налогообложения, признаются взаимозависимыми. Это дает права фискальным органам отслеживать верность ценообразования, пересматривать налогообложение в соответствии с рыночными ценами. С 2008 года у «дочек» появилась большая льгота при расчете налогов с прибыли. Если материнская организация владеет контрольным пакетом акций, дивиденды, поступающие от «дочки», полностью освобождаются от прибыли. Льгота не будет действовать, если дочерний субъект зарегистрирован в оффшорных зонах.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: