Естественная монополия: что это такое, описание и особенности

Суть естественной монополии: признаки и отличия от искусственной

Люди ежедневно сталкиваются единственными (или доминирующими) продавцами товаров и услуг. Важно знать, как естественная монополия возникает на рынке и как она влияет на бизнес-среду и потребителей.

  • Что такое естественная монополия
  • Причины возникновения
  • Ключевые особенности и примеры
  • Чем естественная монополия отличается от искусственной?
  • Роль в экономике страны

Что такое естественная монополия

Самым простым и наиболее распространенным определением естественной монополии является: компания, которая может производить товар или услугу более эффективно, чем если бы это сделали две или более компании. Ее сущность проявляется в ее функции.

Экономические монополии отличаются от монополий, основанных на неэкономических выгодах (административные привилегии, владение собственными природными ресурсами и т. д.), тем, что их рыночная монополия основана на экономических законах. Это происходит, когда производство товаров начинает расширяться в капиталистической экономике. Монополия формируется главным образом на тенденции к концентрации производства и капитала, основанной на конкурентном преимуществе, полученном за счет экономических эффектов крупномасштабного производства. Кроме того, капиталистическая экономика характеризуется наличием естественной монополии, возникающей в отраслях, где монопольные производственные организации явно более эффективны, чем конкурирующие организации.

Монополия не обязательно связана с массовым производством. Мелкосерийное производство на местном рынке также может играть эту роль, если затраты на выход на другие рынки или поиск альтернативы высоки для потребителей. Если здесь используются уникальные преимущества (например, особенно эффективные инновации, радикально новые разработки продуктов и т. д.), в краткосрочной перспективе может возникнуть монопольный эффект даже при относительно небольших объемах производства. Но с развитием других предпринимателей этот эффект размывается и исчезает.

Субъекты естественных монополий – это экономические единицы, которые производят (продают) товары в условиях естественной монополии.

Причины возникновения

Такая компания важна для функционирования общества, так как производит важный продукт. Следует отметить, что условия для существования подобной ситуации обычно сохраняются в сфере инфраструктуры. Принимая во внимание эту характеристику, спрос на эту продукцию неэластичен как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Инфраструктурные компании, эксплуатирующие системы электроснабжения, газа и водоснабжения, характеризуются высокой капиталоемкостью и высокими инвестиционными затратами.

Такая ситуация возникает, когда компания получает долгосрочную прибыль, обслуживая весь рынок. На ранних этапах экономическая деятельность обычно обходится дорого.

Ключевые особенности и примеры

В рамках естественной монополии компании объединены в единую сбытовую организацию. При этом удовлетворение потребностей в отсутствие конкуренции более эффективно за счет технических характеристик производства (за счет значительного снижения себестоимости продукции при увеличении объемов производства).

Можно увидеть список всех существующих монополий на сайте Федеральной службы по тарифам РФ.

ФСТ Российской Федерации делит их по типу рынка, на котором работает компания:

Компании в сфере связи.

Этот список не полный. Естественная монополия, примеры: ПАО «Ростелеком», ООО «Ленавтогаз», ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург».

Чем естественная монополия отличается от искусственной?

Разница между ними состоит в том, что прибыль в этом случае представляется «неизбежным злом», присущим определенному функциональному состоянию отрасли. В отличие от искусственных монополий, естественные не нужно ликвидировать, но необходимо ввести специальные механизмы для их регулирования, заменяющие обычные механизмы конкуренции.

Искусственная монополия – это ситуация, когда нет необходимости в естественной монополии, но есть только одна компания, которая контролирует всю отрасль как предприниматель.

Естественная монополия – это ситуация, в которой одна крупная компания в отрасли производит товары по более низкой средней стоимости, чем несколько небольших компаний.

Причиной такой ситуации может быть экономия на масштабе производства (чем выше производство товаров, тем ниже средняя себестоимость производства).

Роль в экономике страны

Естественная монополия в инфраструктурном секторе играет важную роль в обеспечении коммуникаций и территориального развития Российской Федерации, в которой географические и климатические условия создают объективные трудности интеграции. Наличие единой транспортной, энергетической и телекоммуникационной сети, управляемой естественной инфраструктурной монополией, позволяет хотя бы частично компенсировать эти объективные трудности.

Монополист не обязательно является единственным игроком на определенном рынке – достаточно, чтобы он воспринимался как доминирующий. Здесь следует отметить, что сам факт создания монополии не требует реакции регулирующих органов до тех пор, пока не будет доказано, что компания начала злоупотреблять своей властью.

Естественные монополии и их роль в российской экономике – характеристики, суть, плюсы и минусы

Содержание:

  1. Основные характеристики монополии
  2. Суть естественной монополии
  3. Позитивные и негативные аспекты естественных монополий в Российской Федерации
  4. Особенности развития естественных монополий в России

Одной из главных проблем современного периода российской экономики, которая остается нерешенной и по сей день, является формирование конкурентных рынков в Российской Федерации, в том числе в сфере естественных монополий. Предприятия естественных монополий, которые вместе образуют производственную инфраструктуру государства, являются основой для возрождения и дальнейшего развития отечественной промышленности, развития реального сектора экономики. Поэтому задача обеспечения их финансовой устойчивости, а также экономической эффективности приобретает особое значение.

Предприятия сферы естественных монополий, как и подавляющее большинство промышленных предприятий, подверглись воздействию неблагоприятных факторов переходного периода. После многих лет существования в условиях экономических реформ производственный потенциал сократился, а техническое состояние многих предприятий естественных монополий ухудшилось.

Структурный и технологический монополизм был, в принципе, присущ социалистическому плановому хозяйству Российские естественные монополии не росли естественным образом в рыночной среде через последовательные консолидации и перешли на рынок в своем первоначальном виде. Поэтому для России они были и остаются во многом своеобразной концепцией на стыке производственных технологий и макроэкономики, благодаря которой у многих политиков и экономистов возникает соблазн решать все проблемы обычными административными методами (чем, в частности, можно объяснить большое количество проектов по реструктуризации естественных монополий) Многие аспекты классических концепций естественных монополий по отношению к российской специфической экономике остаются чисто теоретическими

Читайте также:
Сводная бюджетная роспись: что это значит

Для начала мы определяем понятие монополии. Монополия – это абсолютное доминирование одного производителя или продавца продукции. Это хозяйствующий субъект, который представляет отрасль и определяет рыночную цену товара и объем его поставки на продажу.

Сегодня проблемы монополизации экономической жизни, конкуренции на товарных рынках привлекают внимание не только специалистов, но и широкой общественности.

С начала 90-х годов эти проблемы обострились в России: Без принятия решительных и последовательных мер против монополий мы не можем надеяться на успех экономических реформ и переход к рыночной экономике. Успех экономических реформ во многом зависит от сбалансированной, сбалансированной системы государственного регулирования монопольных процессов и конкурентных отношений. Перед нашей страной, унаследовавшей от системы командования и управления бывшего СССР целый комплекс монопольных гигантов, стоит проблема демонополизации экономики и недопущения усиления роли существующих монополий.

Поэтому создание и совершенствование правовой базы для регулирования монопольных процессов и конкуренции, необходимость экономических реформ в этой области имеет первостепенное значение.

Основные характеристики монополии

Монополия – самая яркая черта несовершенной конкуренции. На самом деле, в условиях монополизированного рынка существование конкуренции может быть признано только с большими оговорками. Конкуренция подразумевает разделение экономической власти, наличие потребительского выбора. Поэтому между производителями начинается конкуренция за спрос потребителя, возникает желание наилучшим образом удовлетворить его потребности. В монополии потребители сталкиваются с одним гигантским производителем. Потребитель, нравится ему это или нет, вынужден пользоваться продукцией монополиста, соглашаться с его ценовыми условиями, качеством продукции и т.д.

Уникальность (незаменимость) изделий монополиста способствует его всемогуществу. Может ли житель Москвы, Краснодара или Челябинска добровольно отказаться от услуг монопольного поставщика электроэнергии и заменить ее чем-то в домашнем хозяйстве? В состоянии ли угольные компании Кузбасса перевозить свою продукцию без помощи железных дорог? Отрицательный ответ на такие вопросы очевиден, как и то, что подобная ситуация позволяет монополисту диктовать свои условия с позиции власти.

Власть монополиста над рынком усиливается полнотой информации, находящейся в его распоряжении. Он знает всех покупателей в отрасли близко, может быстро и с абсолютной точностью отслеживать изменения объемов продаж и, конечно же, знает в деталях цены, которые он сам фиксирует.

Поэтому монополистическая структура рынка, где она существует, защищена системой практически непреодолимых барьеров входа со стороны независимых конкурентов. Основными барьерами, которые существуют в монополистической отрасли, являются преимущества крупного производства (вплоть до естественной монополии); правовые барьеры (монопольное владение сырьевыми ресурсами, землей, правами на научно-технические достижения, исключительными правами, санкционированными государством); недобросовестная конкуренция.

Монополия – это крупная компания, которая контролирует как производство, так и сбыт определенных видов продукции на рынке.

Суть естественной монополии

Такая структура, как монополия, подразумевает работу на рынке одной компании, которая производит уникальную продукцию и, следовательно, не имеет конкурентов. Природные монополии влияют на экономическое благосостояние страны как положительно, так и отрицательно.

Причины возникновения естественной монополии:

  • Достижение большой прибыли из-за отсутствия у покупателя выбора;
  • Капитал и производство сосредоточены в одном месте;
  • Нулевая конкуренция;
  • Процессы централизации капитала, когда крупные фирмы поглощают небольшие фирмы;
  • Возможность проведения внешнеторговой политики.

Естественная монополия – рыночное состояние, характеризующееся эффективностью удовлетворения спроса при технологически обусловленном отсутствии конкуренции. Товары, произведенные субъектом естественной монополии, не могут быть заменены другими используемыми товарами, поэтому спрос на таком рынке на товары, произведенные субъектом естественной монополии, в меньшей степени подвержен колебаниям цен, чем спрос на любой другой товар.

Природная монополия обладает высокой рентабельностью при низких производственных затратах, а применяемые ею технологии производства не имеют альтернатив.

Позитивные и негативные аспекты естественных монополий в Российской Федерации

Позитивные аспекты естественных монополий в российской экономике:

  • Проявление экономии на масштабе производства, благодаря которой снижается себестоимость производства и выпуска единицы продукции.
  • Мобилизация значительных финансовых ресурсов для поддержания уровня производства на необходимом уровне.
  • Максимальное использование научно-технических инноваций.
  • Соблюдение общих стандартов в отношении производимой продукции и предоставляемых услуг.

Замена рыночных механизмов: такая рыночная организация, внутренняя иерархия и система договорных отношений способствуют снижению потерь из-за риска и неопределенности.
Негативные аспекты естественных монополий в российской экономике:

  • Установка уровня отпускных цен, соблазн переложить большую часть расходов на конечных потребителей, которые не в состоянии повлиять на производителя обратно,
  • вероятность блокирования технического прогресса,
  • Возможность “экономии” за счет снижения качества производимых товаров и оказываемых услуг,
  • возможность превращения монополии в форму административного диктата, заменяющего механизмы экономики.

Часто добродетель естественной монополии может стать недостатком, и наоборот. Эту форму экономической организации можно назвать одной из самых противоречивых, поэтому невозможно четко определить, что перевешивает преимущества или недостатки.

Однако обществу достаточно сложно жить в условиях такой неопределенности, вызванной высокой зависимостью от естественных монополистов. Рыночные формы организации не способны преодолеть или даже смягчить негативное влияние естественных монополистов. В этом случае рыночные механизмы распределения ресурсов становятся неэффективными.

Различные методы регулирования естественных монополий способствуют решению существующих в обществе противоречий.

На данном этапе проблемы монополизации в России перестают быть чисто экономическими, а приобретают все более политический характер. Однако известно, что для экономики в первую очередь не должно быть элементов политической принадлежности. Только в этом случае государство получит шанс полностью заменить естественные монополии, формировавшиеся десятилетиями, элементами свободного и самоорганизованного рынка. Конечной целью будет такое состояние рынка, когда останутся только те предприятия, которые смогут предложить наивысшее качество продукции по относительно низким ценам, а также быстрое изменение ассортимента.

Особенности развития естественных монополий в России

Роль естественных монополий в российской экономике достаточно велика. Их состояние определяет место страны на мировом энергетическом рынке и степень конкурентоспособности ее продукции. Следовательно, можно говорить о существовании определяющих особенностей функционирования таких монополий.

Читайте также:
Приоритетный инвестиционный проект: что это значит

Отрасли естественных монополий в большинстве стран включают в себя деятельность, связанную с производством “общественных благ” (коммуникации, электроснабжение, нефтегазоснабжение, железные дороги, водоснабжение и т.д.).

Природная монополия характеризуется очень высокими барьерами для входа в отрасль. Единый производитель с высокой экономией на масштабе определяет объем капитала, необходимого для входа в отрасль.

Деятельность естественных монополий регулируется федеральным законодательством. Такими областями деятельности являются, например: Транспортировка нефти и газа, передача тепла и электроэнергии, железнодорожный транспорт, транспортные терминалы, порты, аэропорты, почтовые услуги, использование инфраструктуры водных путей в стране.

Крупнейшие российские компании характеризуются наличием естественных монополий: ОАО “ФСК ЕЭС”, ОАО “Газпром”, ОАО “Российские железные дороги”, ОАО “АК “Транснефть”.

Российская экономика характеризуется наличием монополистических компаний:

  • Значительная часть бизнеса находится в сфере услуг, востребованных широким кругом потребителей;
  • Значительный объем финансирования.

Благодаря развитию монополистического бизнеса улучшается благосостояние общества и развивается промышленность в определенной области.

При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org

Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи

Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей

Whatsapp и логотип whatsapp являются товарными знаками корпорации WhatsApp LLC.

Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.

Что такое естественная монополия, и каковы ее главные признаки?

Монополией в экономике называют отрасль, в которой по каким-либо причинам нет конкуренции. Она может быть ограничена законодательно с помощью юридического акта или патента, конкуренция может отсутствовать в новой отрасли, которой занимается только один производитель.

Однако существует совершенно особый вид: естественная монополия – это отрасль, в которой нуждается максимальное количество потребителей и которая использует уникальные природные ресурсы. Если обычная монополия ограничивает создание свободного рынка, то естественная является наиболее выгодным вариантом существования данной отрасли.

Понятие и сферы существования естественной монополии

Виды монополий: схематически

Если говорить языком экономической науки, естественная монополия – это такое состояние рынка, когда его максимальная эффективность возможна только при полном отсутствии конкуренции. Товары, которые производятся в данных отраслях производства, невозможно заменить никакими аналогами, а спрос на них максимально неэластичен.

Даже если цена на продукцию естественных монополий будет значительно увеличена, спрос останется прежним, и покупатели начнут экономить на приобретении товаров других групп. Естественная монополия в отрасли возможна только в том случае, если издержки на производство товаров и услуг одной фирмой будут ниже, чем если бы этим делом занимались две организации. Если же число производителей увеличится, объем производства для каждой из них станет меньше, а издержки будут только расти.

В России, как и в других странах, сегодня существует несколько отраслей, в которых сформировалась ситуация естественной монополии:

  • Транспортировка нефти и нефтепродуктов, а также природного газа по магистральным трубопроводам. Работа такой транспортной сети будет максимально эффективной и прибыльной, если этим занимается только одна компания.
  • Железнодорожные перевозки. Примером естественной монополии в России является компания «Российские железные дороги» — это единственное предприятие, занимающееся железнодорожными перевозками, оно же владеет всей транспортной сетью по всей территории России.
  • Услуги по транспортировке электричества и тепловой энергии. Аналогичным образом в данной отрасли ни одна организация не сможет стать серьезным конкурентом монополистам.
  • Работа транспортных терминалов: аэропортов, морских и речных портов и т. д.
  • Услуги водоснабжения городов, обеспечение работы коммунальных сетей. Назначение платы за коммунальные услуги находится под постоянным контролем государства, тарифы формируются с учетом целого ряда факторов. При этом у конечного потребителя нет альтернативы, ему приходится оплачивать водоснабжение канализацию, теплоснабжение и другие услуги по назначенным тарифам, и он не может перейти к другому поставщику.
  • Почтовая связь. В России естественным монополистом в отрасли почтовой связи и пересылки корреспонденции является ФГУП «Почта России». Хотя в стране действует несколько региональных операторов, их доля в общем количестве оказываемых услуг уже более 10 лет составляет меньше 1%, и никаких изменений в ближайшее время не предвидится.

Все перечисленные отрасли являются исключительными, и на них не распространяется действие антимонопольного законодательства. Это связано с тем, что они призваны оградить отрасль от некачественной конкуренции, и во всех случаях их деятельность регламентируется и контролируется государством.

Главные признаки монополии в экономике

Товары естественной монополии незаменимы

Любая монополия в экономике имеет ряд специфических черт, которые отличаются ее от всех видов конкуренции и объясняют ее особое положение на рынке. Монополия может быть естественной или искусственной, но в любом случае она должна соответствовать нескольким особым признакам:

  • Существование только одной компании, поставляющей на рынок товары или услуги. Эта компания может сформироваться с помощью больших вложений капитала на протяжении длительного промежутка времени, как, например, сеть железных дорог в России. Естественно, никакая новая организация не сможет вложить столько же, чтобы стать сильнее монополиста и быстро покрыть все затраты.
  • Товар или услуга является настолько специфическим, что для него не существует никаких аналогов. Потребителю остается только соглашать на условия, выставляемые монополистом или вообще отказываться от предлагаемого им блага. Монополист имеет возможность самостоятельно устанавливать цену.
  • В условиях конкуренции цена формируется за счет соответствия спроса и предложения, поэтому она быстро меняется. Компания-монополист в любое время может диктовать свои условия, в естественных монополиях в ценообразовании большую роль играет государство. Монополист сам контролирует весь объем услуг или товаров, предоставляемых в данной отрасли. То есть он формирует не только цену, но и предложение, регулируя их соотношение по своему усмотрению.

Причины формирования искусственной и естественной монополии

Понятие естественной монополии появилось еще в античные времена

Читайте также:
Массовое движение: что это такое, описание и особенности

Такая форма организации отрасли, как монополия, существует очень давно, сам термин появился еще в античные времена. Самые первые организации возникали в результате объединения усилий нескольких производителей, которые захватывали весь рынок и могли самостоятельно назначать цены на свое усмотрение.

Практически во всех цивилизованных странах сегодня действует антимонопольное законодательство, регулирующее ситуацию на рынке и не допускающее захвата одной компанией целой отрасли. Однако необходимо различать искусственную монополию, являющуюся результатом договора между производителями и объединения компаний, и естественную, возникающую по объективным причинам.

Она не только не будет препятствовать развитию экономики, но и являются для нее более выгодной и эффективной формой существования. Ситуация естественной монополии формируется по нескольким причинам:

  • Одна фирма производит продукцию или услуги с меньшими средними затратами благодаря увеличенным объемам производства. Это позволяет уменьшить цену на конечный продукт, и для конечного потребителя такая ситуация оказывается намного более выгодной. В пример можно привести систему городского метрополитена или железных дорог: если в одном и том же направлении будут работать два перевозчика, доход каждого из них станет вдвое ниже, и из-за этого придется в два раза увеличить плату за проезд.
  • Сложность входа на рынок нового предприятия с аналогичным предложением. К примеру, чтобы ввести еще одно предприятие, занимающееся водоснабжением города, придется прокладывать дополнительную водопроводную сеть. Это не только крайне затратно, но и бесполезно, так как получаемая прибыль даже в далеком будущем не окупит вложения.
  • Ограниченный рыночный спрос. Товар некоторых поставщиков настолько специфичен, что для него более чем достаточно одного производителя. Если их станет больше, общая прибыль останется той же. В качестве примера можно назвать производство военной техники или атомных ледоколов: спрос на такую продукцию полностью зависит от государства, и в этой отрасли большее число производителей просто не выживет.
  • Естественная монополия является максимально устойчивой: если искусственное монополистическое объединение может со временем распасться на несколько конкурирующих фирм, то отрасль естественной монополии будет очень долго оставаться неизменной. Перелом в ее работе может возникнуть только при появлении новых технологических решений или резком изменении спроса на рынке.

Пример работы естественной монополии

Естественная монополия защищается государством

Рассмотрим принцип работы компании «РЖД» — одной из самых крупных монополистических организаций в России. Сегодня это единственный продавец, предоставляющий возможность транспортировки грузов и перевозки пассажиров по железным дорогам.

Даже если другая компания приобретет собственные локомотивы, она будет вынуждена пользоваться существующей транспортной сетью и согласовывать каждое свое действие с «РЖД».

Сама организация включает в себя многочисленные дочерние предприятия, делающие ее полностью независимой. Это собственные конструкторские институты, ремонтные заводы, торговые организации и многое другое, что должно обеспечивать жизнедеятельность компании-гиганта. Из-за огромных масштабов конкуренции в этой отрасли нет и не предвидится.

При этом уникальность предлагаемых услуг сегодня остается спорной, так как кроме железнодорожного можно пользоваться автомобильным, воздушным и водным транспортом. Однако железнодорожные перевозки являются самыми надежными и самыми безопасными, кроме того, они дают возможность перевозить крупные партии грузов, а значит, полноценной альтернативы у них также нет. Другим компаниям на этот рынок вход закрыт из-за огромных затрат на строительство собственной транспортной сети.

Положение монополии защищается государством, которое является единственным акционером компании и полностью контролирует ее руководство.

Организация «РЖД» самостоятельно формирует цены, и они мало зависят от колебаний спроса. По всем этим признакам можно с уверенностью заявить, что компания «Российские железные дороги» является естественным монополистом в своей сфере, и на данный момент это самый выгодный для потребителя вариант работы данной отрасли.

Естественная монополия – это положение на рынке, которое не препятствует развитию отрасли, а наоборот, делает ее более выгодной и эффективной. Существование таких монополий зависит от целого ряда факторов, и их появление обусловлено естественными объективными причинами.

Естественные монополии: национализировать нельзя приватизировать — тема видеоматериала:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Естественная монополия: примеры

В экономике РФ и многих других стран мира значительную роль играют естественные монополии. Эти предприятия чаще всего представлены масштабными бизнесами, являющимися ведущими в своём сегменте. Они имеют возможность осваивать крупные рынки, включая зарубежные, становиться носителями уникальных технологий. В чём специфика формирования естественных монополий? Какую роль они могут играть в экономике государства?

Что понимается под естественной монополией?

Естественная монополия — это фирма, которая имеет производственную модель, в силу некоторых причин существенно более эффективную, чем у других игроков рынка. Например, это может быть компания, имеющая доступ к дешёвому источнику сырья или электроэнергии. Она будет иметь низкие издержки, связанные с их закупкой, как результат — выставлять более низкие цены или работать с большей прибылью и динамичнее развиваться.

К естественным монополиям относятся предприятия, что имеют возможность осуществлять монетизацию ресурса, которого нет у конкурирующих компаний. Это реально, например, когда фирма имеет в собственности платную автомобильную магистраль. В этом случае, если иные транспортные пути между объектами, которые она связывает, отсутствуют или не столь качественны, предприятие сможет на монопольных началах получать прибыль за счёт взимания платы за проезд.

Классификация

Естественная монополия — предприятие, которое может представлять одну или несколько отраслей. Поэтому один из ключевых критериев классификации бизнесов соответствующего типа — принадлежность к той или иной сфере экономики. В национальном хозяйстве РФ монополии чаще всего ведут деятельность в таких отраслях: транспорт, топливно-энергетический комплекс, связь, коммунальные услуги, атомная промышленность, предоставление почтовых сервисов.

Ещё один критерий классификации фирм, о которых идёт речь, — то, в чьём владении находятся субъекты естественных монополий. Они могут являться государственными, муниципальными структурами, частными лицами и корпорациями, зарубежными инвесторами. Следующий критерий классификации естественных монополий — организационно-правовая форма. Чаще всего монополия представлена публичным акционерным обществом, но их функционирование будет также возможным, к примеру, в виде государственных корпораций или унитарных предприятий.

Читайте также:
Что делать, если страховая не забирает письмо?

Причины возникновения естественных монополий

С чем связано появление естественных монополий в национальном хозяйстве? Причины тому могут быть самые разные. Одним из ключевых факторов, под влиянием которого сформировалась сфера естественных монополий в России, стал механизм трансформации советских предприятий. Изначально они были адаптированы к плановой экономике и занимали в силу отсутствия конкуренции лидирующие позиции в том или ином сегменте. На их базе образовались фирмы, функционирующие по рыночным принципам в условиях современной экономики РФ.

Можно отметить, что советские предприятия, монопольно функционировавшие в национальном хозяйстве, в целом сохранили свои позиции и в условиях свободного рынка. Их владельцем в большинстве случаев осталось государство, но к инвестициям в капитал были привлечены и частные лица.

Другая причина возникновения естественных монополий актуальная в том числе и для России — высокий инвестиционный порог входа в ту или иную отрасль. Для того чтобы начать бизнес, к примеру, в транспортной сфере, необходимы огромные капиталы. Их владелец будет заинтересован в том, чтобы окупить свои вложения и учредить фирму, которая сможет осуществлять деятельность в условиях минимальной конкуренции. Поэтому инвестор приобретает, потратив большой капитал, основной объём тех ресурсов, благодаря которым фирма собирается извлекать прибыль в дальнейшем. Например, строит платную магистраль, причём спроектировав её так, что любая альтернативная, скорее всего, будет менее эффективной за счёт большей протяжённости или меньшей ширины. Конкуренция естественных монополий — явление крайне редкое во многом в силу того, что соответствующего типа предприятия намеренно учреждаются в тех сферах, где несовпадение интересов бизнесов, скорее всего, наблюдаться не будет.

Ещё один механизм формирования естественных монополий — наличие административных барьеров на регистрацию и вход на рынок новых предприятий. Они могут выражаться в чрезмерно высоких требованиях по сертификации, лицензиям и иными разрешительным документам, в необходимости соответствия проектов очень большому количеству ГОСТов, стандартов и норм. В результате инвестору проще выбрать бизнес в той сфере, в которую, с точки зрения бюрократических барьеров, войти проще. В свою очередь, в том сегменте, в котором инвестор отказывается от участия, начинают вести деятельность те предприниматели, что в силу тех или иных причин могут обходить или легко преодолевать административные барьеры.

Какие в РФ есть естественные монополии?

Деятельность естественных монополий занимает значимую долю в российской экономике. К предприятиям соответствующего типа в РФ принято относить «Интер РАО», «Газпром», РЖД, «Росатом», «Почту России».

Все они имеют признаки, которыми характеризуется типичная естественная монополия. Примеры предприятий соответствующего типа можно найти в самых разных сегментах экономики РФ. В каждом из них возможно потенциальное проявление тех факторов, о которых мы сказали выше.

Со стороны государства осуществляется регулирование естественных монополий, направленное на стимулирование выполнения ими позитивной рыночной роли. Кроме того, инициативы властей могут быть связаны со стремлением повысить экономическую эффективность компаний соответствующего типа. Далее в статье мы рассмотрим соответствующий аспект подробнее.

Реестры монополий

Можно отметить, что в России компетентные органы власти ведут учёт предприятий, которые можно отнести к естественным монополиям. Как правило, этим занимается, в частности, Федеральная служба по тарифам. Учреждение ведёт собственный реестр естественных монополий. В нём представлены фирмы самых разных сегментов.

Реестр естественных монополий, сформированный ФСТ, включает предприятия таких отраслей, как водоснабжение в сфере коммунального хозяйства, транспортировка природного газа по трубопроводам, железнодорожный, воздушный, морской транспорт, телекоммуникации, атомная энергетика, транспортировка нефти. Есть и другие органы власти, осуществляющие учёт предприятий рассматриваемого типа. Так, реестр субъектов естественных монополий ведёт Федеральная антимонопольная служба.

Государственные контракты

Можно отметить, что в национальном хозяйстве РФ могут быть фирмы, которые фактически имеют признаки естественных монополий, но не включены в соответствующий реестр. В этом случае в силу особенностей положения ФЗ № 44 от 5.04.2013 г. может быть осложнено приобретение услуг у соответствующей фирмы государственными и муниципальными органами. Дело в том, что в тех случаях, когда поставщик того или иного сервиса является единственным на рынке, то госструктуры вправе заключать с ним контракты, только если он будет внесён в реестр субъектов естественных монополий. В этом смысле в интересах предприятия — как можно более оперативно попасть в соответствующий список, чтобы иметь возможность заключать контракты с бюджетными структурами.

Роль естественных монополий на рынке

Как правило, фирмы, о которых идёт речь, являются очень крупными бизнесами. Следовательно, естественная монополия — это, прежде всего, крупнейший работодатель и налогоплательщик. Поэтому государство заинтересовано в эффективности фирм соответствующего типа, поскольку их деятельность может быть фактором наполнения денежными средствами бюджета, а также обеспечения занятости населения — важнейшей социальной задачи. Это обуславливает тот факт, что регулирование естественных монополий государством осуществляется таким образом, чтобы текущие рыночные позиции предприятий соответствующего типа сохранялись, а сокращений рабочих мест и падения выручки на них не происходило. Соответственно, обеспечивается и социальная стабильность в тех регионах, в которых работают предприятия рассматриваемого типа.

Иногда услуги естественных монополий настолько востребованы, что у фирм соответствующего типа нет проблем с выручкой и рентабельностью. В этом случае вмешательство государства в деятельность предприятий может быть сведено к минимуму. Главное, чтобы фирма своевременно исполняла свои обязательства перед бюджетом страны. Говоря о роли государства в работе естественных монополий, полезно будет более подробно рассмотреть аспект регулирования деятельности предприятий рассматриваемого типа.

Регулирование монополий

Деятельность субъектов естественных монополий может регулироваться посредством следующих основных методов: издание государством нормативных источников — отраслевых, или же имеющих статус федеральных НПА, которые непосредственно определяют приоритеты в управлении предприятиями соответствующего типа. Или же утверждение других нормативно-правовых актов, влияющих на ценообразование в том или ином сегменте. Первый механизм регулирования применяется в отношении предприятий, владельцем которых является государство. Второй начинает «работать» в тех случаях, когда фирма принадлежит преимущественно частным лицам или иностранным компаниям.

Читайте также:
Реализация товаров: что это значит

Значимый аспект государственного регулирования естественных монополий — правоприменительная практика. Важно не только содержание НПА, издаваемых органами власти, но также и реализация их положений в условиях рынка. Практическая необходимость вмешательства государства в сферу естественных монополий может быть обусловлена разными причинами.

Например, работа предприятий соответствующего типа может перестать удовлетворять объективным критериям конкурентоспособности, когда выпускаемая им продукция начинает уступать в качестве зарубежной, вследствие чего её всё труднее становится продавать за рубежом. Следовательно, снижается валютная выручка государства, уменьшаются поступления в бюджет. Государство может быть заинтересовано в скорейшем стимулировании необходимой модернизации производства своих монополий или тех, которые принадлежат частным лицам, в целях повышения конкурентоспособности выпускаемой ими продукции.

Помощь монополиям от государства

Активность компетентных органов власти в части регулирования деятельности монополий может быть связана с необходимостью защиты национального рынка от развёртывания, в свою очередь, зарубежных монополий. Соответствующего типа бизнесы в других странах, как и в России, могут иметь большие финансовые возможности, иметь доступ к уникальным ресурсам, позволяющим обеспечивать присутствие на большом количестве национальных рынков.

В некоторых случаях государство напрямую содействует решению возможных сложностей в функционировании бизнес-модели естественных монополий. Это может быть выражено, к примеру, в предоставлении компаниям соответствующего типа кредитов в первоочередном порядке и на льготных условиях с высокой вероятностью последующего списания их части. Помощь государства фирмам, о которых идёт речь, может выражаться в поддержке их активностей за рубежом, поскольку субъекты естественных монополий часто работают с международными рынками и их устойчивость во многом зависит от уровня спроса в зарубежных странах.

Предприятия рассматриваемого типа могут иметь доступ к уникальным технологиям и даже разрабатывать их, имея в наличии достаточные объёмы капиталов. Поэтому в ряде случаев государство может быть заинтересовано не только в финансовой устойчивости фирм соответствующего типа, но также и в том, чтобы та или иная естественная монополия продолжала быть единственным или одним из немногих субъектов, обладающих редкой технологией. Это обстоятельство может положительным образом сказаться на конкурентоспособности экономики страны, положении дел в иных отраслях, в которых соответствующая технология может быть задействована.

Отметим, что для государства может быть существенно более предпочтительным лидерство компаний, зарегистрированных в нём, а не зарубежных в том или ином сегменте. Это связано, прежде всего, с тем, что выручка от бизнеса фирмы, имеющей прописку в конкретной стране, с высокой вероятностью будет оставаться в ней же. Это, в свою очередь, способствует общей капитализации экономики. Зарубежные фирмы часто стремятся как можно более оперативно выводить выручку за пределы государства, хотя даже при этом могут перечислять существенные объёмы налоговых платежей в бюджет страны, в которой работают.

Резюме

Итак, естественные монополии в России являются значительной частью национального хозяйства. Во многом это обусловлено тем, что крупнейшие предприятия соответствующего типа были основаны в СССР в условиях отсутствия рыночной конкуренции, изначально имели лидирующее положение на рынке и доступ к тем ресурсам, которые были недоступны потенциальным конкурентам. РЖД, «Почта России», «Газпром» — каждая из этих корпораций, основанных в СССР, может быть рассмотрена как естественная монополия. Примеры фирм соответствующего типа, безусловно, есть и во многих других отраслях. Естественные монополии — субъекты бизнеса, которые являются крупнейшими налогоплательщиками и работодателями. Поэтому государство заинтересовано в стабильности их работы и в меру возможностей содействует этому. Вместе с тем в ряде случаев власти могут осуществлять вмешательство в деятельность естественных монополий в силу необходимости модернизации того или иного сегмента рынка.

Предприятия, о которых идёт речь, с одной стороны, являются мощной опорой экономики, поскольку аккумулируют в себе значительные объёмы капиталов, обладают способностью инвестировать в различные инновационные производства и становиться конкурентоспособными на международной арене. А это способствует повышению инвестиционной привлекательности национального хозяйства страны в целом. С другой стороны, отсутствие конкуренций в тех сегментах рынка, в которых естественные монополии ведут деятельность, может привести к формированию консервативных приоритетов у менеджеров соответствующих бизнесов, как следствие — к противоположному результату, когда конкурентоспособность продукции снижается. Поэтому властям страны важно осуществлять мониторинг тех процессов, что происходят в сфере естественных монополий, и содействовать их эффективному развитию, соблюдая баланс между интересами государства и частных инвесторов.

Современные проблемы дипломатического убежища

Младший научный сотрудник Аналитического центра МГИМО Шарбатулло Содиков объясняет, почему, по его мнению, дипломатическое убежище должно быть запрещено.

Функции дипломатических представительств и консульских учреждений по дипломатической защите перечислены в Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. и в Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г., которые закрепляют положения о возможности этого вида защиты при нарушении прав граждан и организаций в рамках международно-правовых отношений.

Вместе с тем, эти конвенции не разъясняют пределы и условия применения дипломатической защиты, как и то, чем вызывается ее необходимость. Согласно ряду исследований, к дипломатической защите может быть отнесено и право территориального убежища, когда убежище лицу предоставляет не дипломатическое или консульское учреждение, а государство на своей территории. О предоставлении убежища доводится до сведения МИДа страны, откуда появился беженец. Естественно, между государствами вопрос о беженце решается путем переговоров. Беженец, получивший убежище (в государстве или в дипломатической миссии), не должен совершать действия, противоречащие общественной безопасности и законодательству государства, которое предоставило ему убежище.

Относительно права убежища в нашей Конституции имеет место ст.63, в п.1 которой говорится: «Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным лицам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права». Кроме того, 21.07.1997 г. было принято Положение о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища.

Читайте также:
Можно ли забрать долю в квартире в счет алиментов

В Европе наиболее либеральным государством, которое последние два века предоставляет убежище лицам вне зависимости от их политических и прочих взглядов, является Великобритания. Причем в отличие от общемировой практики, Соединенное Королевство может предоставить убежище даже лицам, обвиняемым в общеуголовных преступлениях или осужденным по ним, а также лицам, дезертировавшим из вооруженных сил, и военным преступникам.

Здесь надо отметить, что Великобритания, а также Франция и США формально не допускают на своей территории дипломатического убежища, не признают права предоставлять убежище за другими государствами, но сами его предоставляют. Для Запада вообще в этом смысле характерно признание не столько нормы права, сколько политической целесообразности.

Не могут считаться дипломатической защитой такие действия государства, которые тем или иным образом нарушают нормы международного права.

Универсальная позиция отражена в Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. В п.3. ст.41 этого документа сказано вполне определенно: «Помещения представительства не должны использоваться в целях, несовместимых с функциями представительства, предусмотренными настоящей конвенцией или другими нормами общего международного права, или же какими-либо специальными соглашениями, действующими между аккредитующим государством и государством пребывания». Что следует из этого положения? Предоставление дипломатического убежища не входит в состав функций дипломатической миссии. Значит, его предоставлять нельзя. Однако стороны могут заключить между собой специальное соглашение — и тогда ситуация меняется. Институт дипломатического убежища действует, главным образом, в странах Латинской Америки. Такое право предоставляется, в основном, лицам, преследуемым в своем государстве по политическим или религиозным мотивам.

Практика не проясняет проблемы дипломатического убежища, хотя она и очень обширна. Вопросы решались по-разному. Примеров можно было бы привести много, но сошлемся на один, поскольку он поучителен и интересен. В 1936—1939 гг. в Испании шла гражданская война. С её начала противники республиканского правительства разбежались по иностранным посольствам в поисках убежища. В мае 1937 г. число этих беженцев составило 6000 человек. Испанское правительство не признавало права дипломатического убежища и настаивало на их выдаче. Возникла проблема, которой занялась Лига Наций. Проблема эта рассматривалась на 95-й чрезвычайной сессии в январе 1937 г. Никакого решения принято не было, а было лишь высказано пожелание, чтобы проблема была урегулирована путем прямых переговоров между заинтересованными сторонами.

Проблема дипломатического убежища давала о себе знать и позже. Споры в этой связи доходили даже до Международного суда ООН, но окончательное решение так и не было найдено. Получается, в конечном итоге, что государство, рассматривая вопрос, предоставлять какому-то лицу или группе лиц дипломатическое убежище или нет, руководствуется исключительно политическими интересами. Так, скажем, в годы «холодной войны» посольство США неоднократно давало в своих стенах приют разным «антисоветчикам», хотя официально на всех уровнях США оспаривали право государств на убежища подобного рода. С переходом России в иное политико-правовое качество проблема подобного рода в российско-американских отношениях исчезла.

Но она остается на универсальном уровне. Её необходимо урегулировать совместными усилиями всех государств, например, в рамках ООН. Это представляется необходимым потому, что укрывательство кого-либо в посольстве или консульстве очень осложняет отношения между государствами, что в международных отношениях никогда не бывает желательным. В 1967 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о территориальном убежище. Однако универсальная конвенция о праве территориального убежища заключена не была.

Представляется, что дипломатическое убежище должно быть запрещено, поскольку иммунитет посольству предоставляется для отправления общепризнанных функций, обозначенных в Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. Ни одна из этих функций не предполагает дипломатического убежища.

В современных условиях, как видно, дипломатическая защита осложнена разными условиями, которые выходят за рамки до сих пор признанного понятия института дипломатической защиты. Запад на различного рода уровнях пытается расширить это понятие. Особенно это заметно в работе Комиссии международного права. Представляется, что к настоящему моменту, когда ведется деятельность по подготовке и принятию соответствующей конвенции, российская сторона лишь ограниченно определилась со своей позицией относительно проекта статей по дипломатической защите, подготовленного в КМП и одобренного Генеральной Ассамблеей ООН. Этот проект представляется достаточно спорным, как и тенденция все большего сближения дипломатии с бизнесом. Да, для бизнеса подобная тенденция кажется правильной, но следует иметь в виду, что отношения бизнеса не всегда сближают государства; часто они могут становиться фактором, осложняющим межгосударственные отношения.

Право убежища: понятие, виды

Право на убежище и его законодательное регулирование

Право убежища в международном праве рассматривается в 14 статье Всеобщей декларации прав человека. Ее принятие происходило зимой 1948 года в рамках третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Статья гласит, что любой человек вправе осуществлять поиск убежища от преследований в другом государстве, включая использование этого убежища. Подобное право нельзя применять в случае преследования, которое в действительности основано на совершении не политических преступлений или деяний, противоречащих принципам и целям ООН.

Право предоставления убежища лицам, которые преследуются по одному из мотивов (религиозному, политическому, этническому, национальному, расовому), представляет собой важнейшее суверенное право любого государства.

Виды убежища

Принято выделять 2 вида убежища — территориальное и дипломатическое. Первое из них заключается в обеспечении убежищем преследуемых лиц на территории зарубежной страны.

Принятие Декларации о территориальном убежище произошло в 1967 году в рамках Генеральной Ассамблеи ООН. Никакое лицо, совершившее военное преступление, преступление против мира, не вправе ссылаться на поиск убежища и его использование. Это соответствует смыслу международных актов, выработанных для того, чтобы предусматривать нормы в отношении данных преступлений. Оценка оснований для предоставления убежища лежит на стране, которая его предоставляет.

Читайте также:
Угон судна: что это такое, описание и особенности

Дипломатическое убежище представлено убежищем на территории консульств, посольств, на борту одного из военных кораблей или воздушного суда, на территории военной базы или лагеря.

Двусторонние договоры и законы многих стран не признают дипломатическое убежище. Отношение мировых государств к дипломатическому убежищу классифицируется на 3 группы:

  1. страны, не признающие и не использующие его (большинство мировых государств);
  2. страны, не допускающие его на своей территории, но предоставляющие (Англия, Франция, США);
  3. страны, предоставляющие и разрешающие его на своей территории (большинство латиноамериканских государств предоставляют убежище на основе Гаванской конвенции 1928 года о дипломатическом убежище).

Замечание 2

Важно принять ко вниманию, что помещения представительств нельзя использовать для целей, которые несовместимы с функциями представительства (Венская конвенция, п. 3 ст. 41).

Современная наука не рассматривает общепризнанную норму о предоставлении убежища на самолете или военном корабле. Так, в соответствии с отечественным законодательством командиры военного корабля не могут предоставлять на корабле убежище для зарубежных граждан, не имея на это разрешения командования и посла РФ. Если со стороны иностранного гражданина поступает такая просьба, то командир военного корабля докладывает о ней послу РФ и командованию, действуя впоследствии по их указанию.

Противоправным считается предоставление политического убежища на территории одного из военных лагерей и баз.

Международное право характеризуется ростом количества договорных, обычных норм, которые обязывают страны не предоставлять политическое убежище некоторым лицам. В их число включены лица, обвиняемые в совершении преступления против человечества, уголовных преступлениях, которые включены в перечень о выдаче по международному договору (например, террористы). Убежище может предоставляться только в экстренных ситуациях и на тот период времени, который требуется для обеспечения безопасности лица. МИД государства, гражданином которого является человек, должно быть проинформировано о предоставлении убежища.

Убежище, которое предоставлено страной определенному человеку, должно уважаться всеми странами. Человек, который получил убежище, не может быть выдан. Он получает право на защиту от страны, предоставившей убежище.

Субъект, получающий право убежища, не вправе совершать действия, вступающие в противоречие с безопасностью в обществе и законами страны, которая дает убежище.

Убежище запрещено давать людям, которые обвиняются в общих уголовных преступлениях и осуждены по ним. Его нельзя предоставлять и лицу, дезертировавшему из вооруженных сил страны, военным преступникам.

Конституционное положение (ст. 63) гласит, что политическое убежище Российской Федерации может быть предусмотрено для иностранных граждан и лиц без гражданства. Данные действия должны соответствовать общепризнанным положениям международного права. В РФ недопустима выдача другим странам лиц, преследование которых происходит за политические убеждения или действия (бездействие), не признаваемые преступлениями в России. Выдача лица, обвиняемого в определенном преступлении, как и передача осужденных лиц для отбывания наказания в других странах, происходит на основе ФЗ или международного договора РФ.

Порядок предоставления нашей страной политического убежища иностранным лицам и лицам без гражданства определяется в Положении о порядке предоставления РФ политического убежища. Он утвержден президентским Указом № 746 в июле 1997 г.

Данное Положение гласит, что политическое убежище предоставляется Россией иностранным гражданам и лицам без гражданства при учете интересов страны. В основе этого лежат общепризнанные принципы и нормы международного права. РФ предоставляет политическое убежище лицам, которые его ищут, защищая от преследования или реальных угроз стать жертвой преследования в государстве их гражданской принадлежности или в государстве их обычного местожительства. Преследование может осуществляться за общественно-политическую деятельность и убеждения, не противоречащие нормам международного права и демократическим принципам, которых придерживается мировое сообщество.

Такое преследование может быть направлено непосредственно против лиц, которые обращаются с ходатайством о предоставлении политического убежища. В РФ предоставление политического убежища осуществляется посредством указа Президента. Оно распространяется и на членов семьи человека, получившего политическое убежище. В этом случае необходимо их согласие с ходатайством. Не требуется согласие детей, которые не достигли возраста 14 лет.

Лица, желающее получить политическое убежище в рамках территории нашей страны, лично обращаются в территориальный орган ФМС РФ в течение 7 дней по прибытию или с момента возникновения обстоятельств, не позволяющих им вернуться в государство своей гражданской принадлежности (государство обычного местожительства). Для этого по месту пребывания направляется письменное ходатайство, которое при наличии достаточных оснований отправляется в ФМС России.

Лица, которым предоставлено нашим государством убежище, включая членов их семьи, получают свидетельство установленного образца по месту обращения с ходатайством. Человек, получивший политическое убежище, на территории нашего государства пользуется правами и свободами и несет обязанности, равные тем, которые используют и несут граждане РФ. Исключением являются случаи, установленные для иностранных граждан и лиц без гражданства федеральными законами или международными договорами РФ.

В РФ политическое убежище не может предоставляться:

  • если человека преследуют за действия (бездействие), которые в нашей стране признаны преступлением;
  • если человек виновен в совершении действий, которые противоречат целям и принципам ООН;
  • когда лицо привлекается как обвиняемое по уголовному делу или если в отношении него имеется приговор суда, который вступил в законную силу и подлежит исполнению на территории России;
  • если человек прибыл из третьей страны, в которой ему не грозило преследование;
  • когда лицо прибывает из государства, для которого характерны развитые и устоявшиеся демократические институты в сфере защиты прав человека;
  • если человек прибыл из государства, с которым наша страна имеет соглашение о безвизовом пересечении границ (в этом случае не должно быть ущерба для права этого лица на убежище по Закону РФ «О беженцах»);
  • если человек представил заведомо ложную информацию;
  • если лицо уже имеет гражданство третьей страны, где оно не подлежит преследованию.
Читайте также:
Согласие на медицинское вмешательство

Особенности утраты политического убежища

Человек, которому наша страна предоставляет политическое убежище, может утратить право на убежище в нескольких ситуациях:

  • возврат в государство своей гражданской принадлежности (государство обычного местожительства);
  • выезд в третью страну на жительство;
  • добровольный отказ от политического убежища в рамках территории РФ;
  • приобретение гражданства нашей страны (гражданства других государств).

Комиссия по проблемам гражданства при Президенте РФ в соответствии с представлением ФМС России определяет утрату политического убежища на основе заключения МИД РФ, МВД РФ, ФСБ РФ. Решение Комиссии должно быть доведено до сведения человека, который утрачивает политическое убежище. Он может лишиться убежища в Российской Федерации по соображениям государственной безопасности.

Также это предусмотрено для случаев, когда человек ведет деятельность, противоречащую целям и принципам ООН или совершает преступление и в отношении него есть обвинительный судебный приговор, который вступил в законную силу и подлежит исполнению. Человек лишается политического убежища посредством Указа Президента РФ.

В качестве предметного доказательства заявленной приверженности нашего государства добросовестному выполнению своих международных обязательств (в первую очередь, в сфере прав человека) выступают федеральные законы: № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ», № 320-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «, «О правовом положении иностранных граждан в РФ». По факту их принятия осуществляется рационализация внутригосударственного законодательства в области снятия искусственных препятствий на пути легализации на территории страны иностранных граждан. В режиме признанных всеми мировых стандартов регистрационный учет производится в уведомительном, а не разрешительном порядке. Это может происходить как по месту работы, так и по месту временного проживания.

Предоставления дипломатического убежища

1. В древние и средние века, когда дипломатические привилегии сводились, главным образом, к личной неприкосновенности послов, эту потребность в значительной мере удовлетворяли религиозные представления о святости послов. Но наряду с ними складывались и другие – светские представления. В древнем Риме уже существовал принцип ne impediatur legatio – неприкосновенности легата. В средние века идея приоритета папы и императора над другими государями являлась основанием не только особых церемониальных почестей, оказывавшихся их послам, но и всех правил обращения с ними, которые впоследствии распространились на послов всех «коронованных глав» и даже «суверенных республик». Кроме того, многие писатели древности (Катон, Тит Ливий) и средних веков (канонисты) обосновывали неприкосновенность послов и уважительное обращение с ними их важным значением для поддержания мира и дружественных отношений между государями и народами.

С конца XVI и на протяжении XVII и XVIII веков сложились три основные теории дипломатического иммунитета, которые получали не вполне одинаковую трактовку у различных авторов, приобретали многочисленные оттенки, нередко переплетались друг с другом, но которые представляли собой три юридические конструкции, доминировавшие в доктрине и в практике этих столетий и сохранившиеся mutatis mutandis также в доктрине и в практике последующего времени – это теория экстерриториальности, теория представительного характера посла и теория дипломатических функций. Все три теории были обусловлены новыми историческими особенностями государственной и международной жизни, которые, с одной стороны, порождали новые международно-правовые нормы, обобщенным отражением коих являлись эти теории, а с другой стороны, по-новому определяли общий характер теоретических воззрений на государство, право и международные отношения.

До заключения Венской Конвенции в доктрине международного права не было принятого ныне деления дипломатических иммунитетов и привилегий на две группы: иммунитеты и привилегии самого дипломатического представительства и личные иммунитеты и привилегии персонала представительства. В работах ведущих юристов иммунитеты и привилегии дипломатического представительства выводились из иммунитетов и привилегий главы представительства, рассматривались как продолжение этих иммунитетов. Неприкосновенность помещений дипломатического представительства считалась производной от личной неприкосновенности главы представительства. В Гаванской конвенции о дипломатических чиновниках 1928 года содержится раздел об иммунитетах персонала, но не самого дипломатического представительства, а иммунитеты представительства выражаются через иммунитеты персонала. С принятием Конвенции о дипломатических сношениях иммунитеты и привилегии дипломатического представительства были оформлены в качестве самостоятельного института, однако существующее доктринальное обоснование дипломатических иммунитетов и привилегий по-прежнему сориентировано лишь на иммунитеты и привилегии персонала представительства.

Одним из общепризнанных принципов международного права является принцип суверенного равенства государств. На этом принципе основывается норма международного права – иммунитет государства от иностранной юрисдикции. Иммунитет государства распространяется как на само государство, так и на его имущество, собственность, государственные органы.

Дипломатическое представительство является публичным органом государства и в силу иммунитета государства освобождается от юрисдикции государства пребывания.

Именно иммунитетом аккредитующего государства, скорее всего, можно объяснить необходимость предоставления всех тех иммунитетов и привилегий, которыми наделено дипломатическое представительство. Это единое обоснование предполагает равный объем иммунитетов у всех зарубежных органов внешних сношений, что в основном отвечает существующей практике.

Привилегированное положение дипломатов в обществе является традицией. Но они пользуются уважением не только по традиции, а потому что как представители суверенного государства могут выполнять свои дипломатические функции лишь при условии полной свободы от любого типа давления, которое может быть оказано государством пребывания. Предоставленные дипломатам привилегии и иммунитеты иногда кажутся не имеющими смысла и излишними. Но история знает достаточно примеров, когда только официальное признание взаимно применимых привилегий и иммунитетов давало возможность поддерживать дипломатические отношения.

Под дипломатическими иммунитетами и привилегиями понимают совокупность особых прав и преимуществ, которые предоставляются иностранным дипломатам, дипломатическим представительствам в странах пребывания для нормального выполнения своих функций.

Иными словами, государства освобождают их от своей юрисдикции. Совокупность иммунитетов, которыми пользуются дипломаты, часто называют экстерриториальностью.

В Венской конвенции о дипломатических сношениях, которая является основным универсальным международно-правовым документом в вопросах дипломатических сношений, наиболее полно отражены характер, объем, применение иммунитетов и привилегий. Есть и другие соглашения: в 1963 г. была принята Венская конвенция о консульских сношениях; в 1975 г. – Венская конвенция о

Читайте также:
Как лучше составить договор?

представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера.

Дипломатические иммунитеты и привилегии предполагают не извлечение личной выгоды, а эффективную работу дипломатов и дипломатических представительств. Их предоставляют дипломату лично, и они не могут быть переданы по соглашению другим лицам. Дипломатическими иммунитетами и привилегиями пользуются в равной мере все аккредитованные дипломаты без дискриминации, на основе принципа взаимности. Привилегии и иммунитеты применяются как к дипломатической миссии, ее функциям, так и к отдельно взятому человеку.

Иммунитеты, предоставляемые дипломатическим агентам, могут быть разделены на три категории:

♦ иммунитет от юрисдикции;

♦ привилегии, основанные на вежливости.

Привилегии и иммунитеты применяются также во многих международных организациях. Например, в ООН – в рамках выполнения ее функций сотрудниками ООН или постоянными представителями государств в соответствии с Конвенцией о привилегиях и иммунитетах ООН 1946 г.

В отношении дипмиссии действуют следующие привилегии и иммунитеты.

Неприкосновенными являются помещения, территория миссии и личная резиденция главы.Представители принимающего государства не могут входить в такие помещения и на территорию, к ним прилегающую, если на то нет разрешения главы миссии.

Принимающая сторона обязана гарантировать, что будут предприняты все необходимые меры по защите таких помещений и территорий от вторжения, причинения ущерба или ущемления ее достоинства.

Помещения с прилегающей территорией, а также транспорт, принадлежащий миссии, обладают иммунитетом от обыска, реквизиции, наложения ареста или исполнения решения суда. Транспорт, принадлежащий членам дипломатического, административного и технического персонала (обычно он имеет зарегистрированный соответствующим образом так называемый дипломатический номер), пользуется аналогичным иммунитетом.

В свою очередь помещения посольств не могут быть использованы в целях, не совместимых с правилами и задачами дипломатической службы.

Неприкосновенность также действует в отношении записей, документов, корреспонденции и архивов. Они неприкосновенны в любое время и в любом месте.

Особо следует остановиться на ситуациях, когда перед зданием дипломатического представительства проводятся демонстрации, пикеты или митинги. В дипломатическое представительство может обратиться группа лиц с просьбой о беседе с послом или с кем-либо из дип-ломатического персонала. Посольство может воспользоваться следующими вариантами: не открывать дверь; принять петицию без комментариев; пригласить представителя данной группы лиц пройти в здание посольства и объяснить ему позицию руководства своего государства.

Если демонстрация начинает выходить из-под контроля, глава протокольного отдела может без промедления обратиться в полицию по охране дипломатических представительств и сослаться на положение Венской конвенции, которое гласит, что «государство пребывания обязано. предотвращать всякое нарушение спокойствия дипломатического представительства или оскорбление его достоинства» (Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г. Ст. 22. П. 2).

Дипломатическая миссия также имеет право на свободное общение по всем служебным вопросам. Для общения со своим правительством она может использовать курьеров, а также шифрованные письма. Но средства специ-альной связи могут быть установлены и использованы только с согласия правительства страны пребывания.

Дипломатическая почта в зависимости от важности содержимого обычно подразделяется на две категории: сопровождаемая и несопровождаемая. Диппочта не может быть вскрыта или арестована и для ее пересылки может быть использована любая возможность.

Диппочту может перевозить специальный дипкурьер, который пользуется личной неприкосновенностью и не подлежит никакой форме задержания или ареста. Это обычно служащий МИДа, чья миссия подтверждена документами министерства или посольства, удостоверяющими его статус и указывающими количество мест багажа, составляющих диппочту. Если нет постоянного дипкурьера, МИД или миссия могут назначить дипкурьером для специальной поездки, например, государственного служащего, совершающего поездку по другим причинам. Он пользуется таким же иммунитетом и личной неприкосновенностью, как и постоянный дипкурьер, до тех пор, пока у него находится диппочта. Кроме того, диппочта может быть вверена командиру экипажа самолета, что в последнее время является довольно распространенной практикой. Он прибывает или покидает страну через служебный вход, его снабжают документами, подтверждающими число мест багажа диппочты, при этом дипкурьером он не считается. Член дипломатической миссии имеет право передать диппочту лично в руки командиру экипажа и точно так же получить ее.

Дипломатическая миссия освобождается от всех государственных, региональных, муниципальных налогов и сборов по отношению к помещениям и территории миссии, являющимися ее собственностью или арендуемыми. Исключение составляют платежи за коммунальные услуги (вода, электричество, уборка территории).

Дипломатическая миссия имеет право на импорт предметов для служебного пользования без таможенных и других подобных пошлин. Миссия не освобождена от расходов на дополнительные услуги, связанные с ввозом своего имущества, например на хранение и перевозку. Товары, ввезенные беспошлинно, не могут быть проданы или распространены на территории принимающего государства, кроме как в соответствии с условиями, установленными государством.

Личные дипломатические иммунитеты и привилегии предоставляются дипломатам и членам их семей, проживающим вместе с ними, при условии, что они не являются гражданами страны, в которой служит дипломат.

К семье обычно причисляют супругу или супруга и несовершеннолетних детей дипломата. Как правило, дипломат, которого не сопровождает жена, может получить право причислить к своей семье мать или сестру при условии, что они живут вместе с ним, и несовершеннолетних сыновей и дочерей.

Ограниченные дипломатические привилегии и иммунитеты предоставлены следующим категориям сотрудников миссии: гражданам или постоянным жителям страны, в которой они работают; членам админи-стративного, технического и обслуживающего персонала.

Распространение иммунитетов и привилегий, как правило, подтверждается наличием дипломатических идентификационных карточек с фотографией, подписью владельца, а также инструкциями, которые принимающее государство считает нужным заявить.

Личные привилегии и иммунитеты применяются с момента прибытия дипломата в принимающее государство или, если он уже находится в стране, с момента соответствующего уведомления МИДа. Привилегии и иммунитеты прекращают действовать, когда член миссии покидает страну по завершении своей работы, или, если он сразу не уезжает, по истечении некоторого времени. Но иммунитет от юридической ответственности по отношению к действиям, совершенным в процессе выполнения должностных обязанностей, временем не ограничен. Наличие привилегий и иммунитетов не позволяет дипломату заниматься коммерческой или иной приносящей личный доход деятельностью на территории государства, в котором он работает. В случае смерти члена миссии члены его семьи продолжают пользоваться предоставленными ранее привилегиями и иммунитетами достаточный период времени, в течение которого они смогут покинуть страну.

Читайте также:
Можете проверить договор аренды?

Если дипломату нанесено оскорбление высоким государственным служащим страны пребывания, выступающим з официальном качестве, аккредитующее государство считает правительство страны пребывания ответственным за нанесенный ущерб, и в этом случае иностранное правительство обязано принести свои извинения.

Государство пребывания также имеет в своем распоряжении средства защиты собственных интересов в случае злоупотреблений -требование отзыва дипломата или объявление его персоной нон грата.

В случае автомобильного происшествия может возникнуть вопрос о гражданской ответственности водителя или дипломата – владельца автомобиля. Последний при любых обстоятельствах должен немедленно сослаться на дипломатический иммунитет, от которого он не может отказаться без специального разрешения пославшей его страны. Это имеет значение для репутации его страны. Дипломат не должен мешать ходу следствия, отказываясь давать показания; напротив, он обязан помогать властям. Общепринятым является и то, что нельзя настаивать на иммунитете от юрисдикции, чтобы избежать возмещения ущерба, нанесенного пострадавшему.

Дипломат не может отказаться от иммунитета по собственной инициативе. Иммунитет предоставляется дипломату в интересах его правительства, и только оно может отказаться от иммунитета.

Отказ от иммунитета по гражданской и административной ответственности допускается в случаях:

♦ действия по отношению к недвижимости, которая является частной собственностью, а не относится к дипмиссии;

♦ действия, связанные с наследованием, когда дипломат может выступать как исполнитель, распорядитель, наследник или частное лицо;

♦ действия по отношению к любой коммерческой деятельности дипломата в стране пребывания. Это ограничение относится также к супруге и семье дипломата.

Дипломат и члены его семьи не обязаны давать показания в качестве свидетелей, их нельзя с этой целью вызывать в суд, но они могут это сделать для оказания помощи правосудию устно или в письменном виде.

Личные и служебные документы, переписка дипломата, его имущество и членов его семьи являются неприкосновенными.

Дипломат и члены его семьи освобождены от всех налогов и сборов принимающей страны: на движимость и недвижимость, налогов государственных, региональных или муниципальных за исключением:

♦ непрямых налогов, например, налога на добавочную стоимость;

♦ налогов и пошлин на частную недвижимость, расположенную на территории принимающей страны, кроме случаев, если недвижимость управляется от имени посылающего государства и служит целям миссии;

♦ налогов на наследство, взимаемых принимающим государством и предусмотренных статьей 39 Венской конвенции;

♦ налогов и пошлин на личный доход, получаемый в стране пребывания, и налогов, взимаемых с коммерческой деятельности в этой стране;

♦ регистрации, оплаты протокольных издержек, долговых обязательств, гербовых сборов по отношению к недвижимой собственности.

Освобождение от таможенных пошлин действует в отношении предметов личного пользования и необходимых для домашнего хозяйства. При этом дипломаты и члены их семей обязаны выполнять все требования, предъявленные принимающей страной к предметам, ввезенным беспошлинно.

Личный багаж дипломата освобожден от досмотра, за исключением серьезных обстоятельств, когда есть необходимость удостовериться в том, что в нем не содержатся предметы, не имеющие иммунитета или незаконно ввозимые или вывозимые. В таком случае досмотр производится в присутствии дипломата или его полномочного представителя.

2.Предоставление дипломатического убежища

Среди специалистов по международному праву и дипломатов было много полемики и разногласий в связи с правом на предоставление убежища на территории дипломатической миссии.

Чтобы исключить злоупотребления, компрометирующие принципы и целесообразность этой гуманной практики, правительства некоторых стран заключили различные соглашения о правилах предоставления убежища, которые должны соблюдаться в отношениях друг с другом.

Например, имеется ряд международно-правовых актов, учитывающих специфику латиноамериканских стран, где эти проблемы бурно дискутировались.

Подобные акты начали приниматься еще в конце XIX -начале XX в. Это конвенция, подписанная в Монтевидео в 1889 г., Боливийское соглашение от 1911 г., документы Гаванской конференции 1928 г., конвенции, подписанные в Монтевидео в 1933 и 1939 гг., конвенция по дипломатическому убежищу, принятая X межамериканской конференцией в Каракасе в 1954 г.

В Европе практика получения политического убежища почти прекратилась. Считается, что ситуацию можно разрешить только путем переговоров, потому что Венская конвенция о дипломатических сношениях хотя и обеспечивает неприкосновенность помещений дипломатической миссии (и тем самым всех находящихся внутри), не содержит положений о выезде любого лица, на которое не распространяется действие конвенции, с гарантией неприкосновенности и безопасности.

В других регионах данная практика продолжается даже несмотря на то, что дипломатическое убежище не признано в рамках обычного международного права

Связь между государством и его дипломатической миссией может проходить через третью страну. Дипломатическая почта, как и дипломатические курьеры, во время прохождения транзитом через третьи страны сохраняет свою неприкосновенность.

Вопросы для самоконтроля

1. Что означает понятие привелегии иммунитеты?

2. Иммунитеты, предоставляемые дипломатическим агентам, могут быть разделены на категории?

3. Объясните ключевое понятие экстерриториальность?

4. Перечислите иммунитеты предоставляемые дипломатическим агентам?

Рекомендуемая литература

1.Шейнов В. Психология и этика делового контакта. Минск,1996.

2. Ковалев Ан. Азбука дипломатии. М.,1998.

3. Алехина И. Имидж и этикет делового человека. М.,1996.

4. Назарбаев Н.А. В потоке истории.-Алматы, 1999.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: