Эвентуальный нейтралитет: что это такое, описание и особенности

Режим военной оккупации

Военная оккупация — это временный захват терри­тории (части территории) одного государства вооружен­ными силами другого государства и установление воен­ной администрации на захваченной территории. Воен­ная оккупация какой-либо территории не означает ее перехода под суверенитет захватившего государства.

В соответствии с положениями IV Гаагской конвен­ции 1907 года, IV Женевской конвенции 1949 года, До­полнительного протокола I оккупирующее государство обязано принять все меры к обеспечению порядка на захваченной территории. Население оккупируемой тер­ритории должно подчиняться распоряжениям властей, однако его нельзя принуждать к принесению присяги на верность оккупирующему государству, участию в во­енных действиях, направленных против их страны, да­вать сведения об ее армии. Должны уважаться честь, жизнь гражданских лиц, их собственность, религиозные убеждения, семья. Оккупирующая держава обязана снаб­жать гражданское население необходимой одеждой, про­довольствием и санитарными материалами.

В отношении гражданских лиц запрещается:

а) совершать любые акты насилия, запугивания или оскорбления;

б) применять меры принуждения, физического или морального порядка, в частности, с целью получения све­дений;

в) применять пытки, телесные наказания, медицинс­кие опыты и т.п.;

г) применять коллективные наказания;

д) захватывать заложников;

е) депортировать гражданское население с оккупи­рованной территории.

Иностранцам, оказавшимся на оккупируемой терри­тории, обеспечивается право ее покинуть в возможно короткое время.

Таким образом, военная оккупация — это междуна­родно-правовой режим, при котором:

а) вооруженные силы одного государства временно занимают и удерживают территорию неприятельского государства;

б) оккупант осуществляет функции военного конт­роля и гражданского управления путем установления новых норм права;

в) продолжается состояние войны между оккупиру­емым и оккупирующим государствами;

г) суверенитет в отношении оккупированной терри­тории не переходит к оккупанту и он не вправе полно­стью ликвидировать прежнюю систему права;

д) межгосударственные отношения на оккупирован­ной территории регулируются нормами международного гуманитарного права;

е) после окончания войны отношения по поводу ок­купации должны быть ликвидированы в договорном порядке.

9. Защита гражданских объектов и культурных ценностей во время вооруженных конфликтов

В период вооруженного конфликта на территории воюющих сторон различают гражданские и военные объекты.

Согласно положениям международных норм, воен­ные объекты. — это те объекты, которые в силу своего расположения, назначения или использования вносят эффективный вклад в военные действия и разрушение, захват или нейтрализация которых при существующих обстоятельствах дает явное военное преимущество.

Объекты, не являющиеся военными, считаются граж­данскими. К ним относятся:

а) жилища, сооружения, средства транспорта, исполь­зуемые гражданским населением;

б) места, используемые исключительно гражданским населением (убежища, больницы и др.);

в) источники водоснабжения, плотины, дамбы, элект­ростанции и т.п.

Гражданские объекты не должны быть объектами военного нападения.

Гаагская конвенция о защите культурных ценнос­тей в случае вооруженного конфликта 1954 года пре­дусматривает дополнительные меры по защите куль­турных ценностей (т.е. ценностей, имеющих большое

значение для культурного наследия каждого народа). К ним относятся:

а) памятники архитектуры, искусства, истории, руко­писи, книги, картины и др.;

б) музеи, библиотеки, архивы и т.п.;

в) центры, в которых имеется значительное число культурных ценностей.

В отношении культурных ценностей запрещается: подвергать их нападению или уничтожению; делать культурные объекты объектом репрессалий; вывозить их за границу, приводить в негодность и т.п.

10. Нейтралитет в войне

Нейтралитет в войне — это особый правовой ста­тус государства, не участвующего в войне и воздержи­вающегося от оказания помощи обеим воюющим сто­ронам. Нейтралитет на практике проявляется как принцип беспристрастия, по которому нейтральное го­сударство не должно оказывать предпочтение ни од­ному из воюющих государств и представлять каждо­му из них те права и преимущества, которые она пре­доставляет другому.

В международном праве различают:

— постоянный нейтралитет (Швейцария с 1815 года, Австрия с 1955 года и др.);

— эвентуальный нейтралитет (в данной войне);

— нейтралитет в силу договора между соответ­ствующими государствами.

Права и обязанности нейтральных государств зак­реплены в нормах V Гаагской конвенции о правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае су­хопутной войны 1907 года.

Нейтральные государства, сохраняя право на самообо­рону, должны выполнять правила нейтралитета. Так, по­стоянно нейтральные государства не должны в мирное время входить в военные блоки; предоставлять свою тер­риторию для иностранных военных баз или формирова-

ния военных отрядов воюющих; допускать передачу вою­ющим техники и боеприпасов. При нарушении этих правил воюющие государства могут считать территорию нейтрального государства театром военных действий.

Вместе с тем нейтральные государства имеют право: отражать силой попытки нарушить статус нейтралите­та; предоставлять свою территорию для содержания ра­неных; разрешать заход в свои порты санитарных су­дов воюющих государств и т.д.

Воюющие не вправе совершать на нейтральной тер­ритории и в нейтральных водах какие-либо действия, которые нарушают нейтралитет. Запрещено превращать нейтральные порты и воды в базы для морских опера­ций. Проход через территориальные воды нейтральных государств военных судов воюющих государств не счи­тается нарушением нейтралитета. Но нельзя пользо­ваться территориальными водами, портами и рейдами для увеличения военого потенциала вооруженных сил воюющих.

Военные суда воюющих могут получить доступ в пор­ты нейтрального государства на срок не более 24 часов для устранения последствий аварии, для пополнения запасов продовольствия, но не для увеличения боевой мощи. Число таких кораблей не должно превышать трех единиц. Повторное снабжение продовольствием и топ­ливом не может иметь места ранее, чем через три ме­сяца. При этом устанавливается интервал между захо­дами кораблей разных воюющих государств в 24 часа.

Воздушное пространство над территорией нейтраль­ного государства неприкосновенно для военных само­летов воюющих государств.

Правовой статус территорий в вооруженных конфликтах

Опарина М.В., кандидат юридических наук, доцент.

Ведение боевых действий вооруженными силами происходит на определенных пространствах сухопутной, воздушной и морской территории.

В юридической литературе при рассмотрении пространственных пределов используются, как правило, два термина: “театр войны” и “театр военных действий”. В.Ю. Калугин, Л.В. Павлова, И.В. Фисенко определяют театр войны как территорию, где стороны потенциально могут вести военные действия, и театр военных действий – как территорию, где фактически происходят боевые столкновения .

См.: Калугин В.Ю., Павлова Л.В., Фисенко И.В. Международное гуманитарное право. Минск: Тесей, 1999. С. 82.

Итак, театр войны – это сухопутная, водная (реки, озера, внутренние морские и территориальные воды) и воздушная территория воюющих государств, а также воды Мирового океана за пределами территориальных вод прибрежных государств и воздушное пространство над ними, в пределах которых воюющие потенциально могут вести военные действия . Под театром военных действий следует понимать территорию (участок местности), на которой вооруженные силы противоборствующих сторон фактически ведут боевые действия. Понятие “театр войны” шире понятия “театр военных действий”. В театр войны может входить несколько театров военных действий.

Читайте также:
Условно-досрочное освобождение: что это такое, описание и особенности

Мелков Г.М. Международное право в период вооруженных конфликтов. М.: ВЮЗИ, 1988. С. 15; Котляров И.И. Международное право и вооруженные конфликты. М., 2003. С. 57 – 59.

Современное международное право устанавливает некоторые изъятия для территорий, включаемых в район войны. Такое изъятие единодушно констатируется в доктрине применительно к территории нейтральных государств. И это единодушие вполне объяснимо, поскольку имеется четко сформулированное предписание . В ст. 1 V Гаагской конвенции закреплено: “Территория нейтральных держав неприкосновенна”.

Полторак А.И., Савинский Л.И. Вооруженные конфликты и международное право. М.: Наука, 1976. С. 218.

В теории и на практике признавалось, что государства, не участвующие в войне, обязаны занимать позицию беспристрастности по отношению к воюющим.

Сначала эта беспристрастность понималась как оказание нейтральным государством равной помощи обеим воюющим сторонам в виде поставок оружия и продовольствия, пропуска войск и т.д. Даже в том случае, когда подобная помощь оказывалась одному из воюющих, то это не считалось нарушением нейтралитета, особенно при наличии у нейтрального государства с одной из воюющих сторон ранее заключенного договора об оказании помощи.

Позднее теория и практика пришли к выводу, что позицию беспристрастности следует понимать как полное неучастие в войне, предполагающее обязанность не оказывать помощи ни одной из воюющих сторон .

Ганюшкин Б.В. Нейтралитет и присоединение. М.: Международные отношения, 1965. С. 10.

Дальнейшее развитие нейтралитета характеризовалось более устойчивыми требованиями полной беспристрастности нейтральных стран по отношению к воюющим, равно как и требованием должного уважения к правам нейтральных государств.

Подробная регламентация норм нейтралитета содержится в Гаагских конвенциях 1899 и 1907 гг. В соответствии с положениями V и XIII Гаагских конвенций нейтральное государство имеет право защищать свою территорию от нападения, а воюющие обязаны уважать неприкосновенность нейтральной территории. На территории нейтрального государства воюющие не могут вести военные действия, а в нейтральных водах им запрещается производить осмотр или задерживать как нейтральные, так и вражеские суда. Специально установлено, что на нейтральной территории или на судне в нейтральных водах воюющим не может быть образован призовой суд. Нарушение правового положения нейтральных государств не раз демонстрировала Германия. Так, в Первую мировую войну Германия вторглась на территорию нейтральных Бельгии и Люксембурга. Во Вторую мировую войну фашистская Германия нарушила нейтралитет Бельгии, Голландии, Норвегии, Дании. Это обстоятельство было специально отмечено в приговоре Нюрнбергского военного трибунала .

См.: Мелков Г.М. Указ. соч. С. 50.

Воюющие не имеют права, а нейтральные государства обязаны запрещать им проводить через свою территорию войска, военную технику и продовольствие. Обязанностью нейтральных государств является запрещение деятельности вербовочных пунктов или формирование отрядов для армии воюющих, а также снаряжение или вооружение судов для участия в боевых действиях, создание и использование в качестве средств сообщения с войсками радиоустановок и других средств связи. Если войска воюющих государств окажутся на территории нейтрального государства, они должны быть интернированы.

Таким образом, нейтральное государство обязано полностью воздерживаться от какой-либо помощи воюющим и участия в военных действиях. Более того, нейтральное государство должно строго придерживаться принципа “равного отношения к воюющим”. Его смысл состоит в том, что принятые в отношении одной воюющей стороны ограничения и режимные установления должны применяться к другому участнику вооруженного конфликта.

Следует отметить, пишет профессор Б.В. Ганюшкин в книге “Нейтралитет и неприсоединение”, что международное право, запрещая оказание помощи воюющим со стороны нейтральных государств, предусматривает исключение для тех случаев, когда такая помощь осуществляется в целях облегчения участи раненых, больных и военнопленных. Гаагские конвенции 1907 г. предоставляют нейтральным государствам право разрешать перевозку через их территорию раненых и больных, принадлежащих к армиям воюющих, при условии, что вместе с ними не перевозятся ни войска, ни военное снаряжение. Еще более широкие возможности в отношении оказания помощи раненым, больным, потерпевшим кораблекрушение, военнопленным, а также гражданскому населению на оккупированной территории предоставляют нейтральным странам Женевские конвенции о защите жертв войны от 12 августа 1949 г. .

Ганюшкин Б.В. Указ. соч. С. 13.

Нельзя согласиться с некоторыми юристами, которые считают, что с ликвидацией так называемого права на войну, признававшегося в прошлом за государствами международным правом, нормы нейтралитета во время войны утратили всякое значение. Такую точку зрения высказал, например, американский профессор К. Иглтон, который писал: “Ликвидация права прибегать к войне – это изменение кардинального характера, из которого вытекает много следствий. Право войны или право нейтралитета должны исчезнуть, если уже не исчезли” .

Цит. по: Ганюшкин Б.В. Указ. соч. С. 14.

Оценивая эту точку зрения, которая, по сути, отвергает конкретные права суверенных государств, следует подчеркнуть, что она далека от истины, поскольку не сумела реально обобщить закономерности общественных отношений в период войны. Правовую категорию “нейтралитет” нельзя рассматривать как нечто жесткое, прямолинейное, установившееся само по себе. Современному международному праву известно по крайней мере три вида нейтралитета: постоянный нейтралитет, эвентуальный нейтралитет (нейтралитет в данной войне), нейтралитет на основании международного договора.

К постоянно нейтральным государствам относятся Швейцария на основании договора “Относительно признания и гарантии постоянного нейтралитета Швейцарии и неприкосновенности ее территории” от 8 (20) ноября 1815 г., Австрия, Мальта и Туркменистан в силу национальных Законов 1955, 1981 и 1995 гг.

Туркменистан – единственное из государств СНГ и Средней Азии, объявившее о своем постоянном нейтралитете. 12 декабря 1995 г. был принят Конституционный закон Туркменистана “О постоянном нейтралитете Туркменистана” . Этим Законом закрепляется, что постоянный нейтралитет является основой внутренней и внешней политики, направленной на укрепление стабильности и согласия в обществе, развитие дружественных и взаимовыгодных отношений с государствами региона и всего мира. Принятие Туркменистаном статуса постоянного нейтралитета не затрагивает выполнение обязательств, вытекающих из Устава ООН.

Действующее международное право. Т. 3 / Составители Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. М.: МНИМП, 1996. С. 13, 14.

Рассматриваемый Конституционный закон закрепляет принцип неучастия. Туркменистан не принимает участия в военных блоках и союзах, в международных объединениях с жесткими обязательствами или предполагающих коллективную ответственность участников. В соответствии с принципами постоянного нейтралитета Туркменистан обязуется не начинать войн и военных конфликтов, не участвовать в них (кроме реализации права на самооборону), не предпринимать политических, дипломатических или иных шагов, которые могут привести к войне. Подчеркивается, что в случае вооруженной агрессии против Туркменистана он вправе обратиться за помощью к другим государствам или ООН. Кроме того, в Законе содержится прямая обязанность, что Туркменистан не будет иметь, производить или распространять ядерное, химическое, бактериологическое или иные виды оружия массового поражения, размещать на своей территории военные базы иностранных государств.

Читайте также:
Текущие затраты: что это такое, описание и особенности

Генеральная Ассамблея ООН Резолюцией от 12 декабря 1995 г. провозгласила, что признает и поддерживает провозглашенный Туркменистаном статус постоянного нейтралитета, а также призывает государства – члены ООН уважать и поддерживать этот статус Туркменистана, уважать его независимость, суверенитет и территориальную целостность.

Эвентуальный нейтралитет распространяется на конкретную войну, о чем государство специально заявляет, например, в декларации о нейтралитете.

Главное отличие между постоянным нейтралитетом и нейтралитетом во время войны состоит в том, что постоянно нейтральное государство имеет ряд прав и несет ряд обязанностей не только во время войны, но и в мирное время, а государство, объявившее нейтралитет лишь в данной войне, получает права и несет обязанности только в течение данной войны .

Ганюшкин Б.В. Указ. соч. С. 161.

Нейтралитет на основании международного договора предполагает, что стороны обязаны выполнить правила нейтралитета и свои договорные обязательства в отношении друг друга. Примером такого нейтралитета могут быть заключенные СССР двусторонние договоры о нейтралитете (или о дружбе и нейтралитете) с соседними государствами – Афганистаном, Персией, Турцией, Финляндией и др. Помимо обязательства воздерживаться от всякого нападения на другую договаривающуюся сторону такие договоры содержали обязательство придерживаться нейтралитета и не принимать участия ни в каком враждебном акте в случае вооруженного нападения третьих государств на одну из договаривающихся сторон .

См.: Мелков Г.М. Указ. соч. С. 50.

Другим изъятием для территорий, включаемых в район войны, помимо тех, которые связаны со статусом нейтралитета, являются так называемые нейтрализованные территории.

Нейтрализация – это мероприятия, осуществляемые на определенной части территории с целью недопущения превращения ее в театр военных действий. Договор о нейтрализации, писал В.Н. Дурденевский, заключается на случай войны и обозначает, что его участники обязуются не превращать нейтрализованную территорию в театр (место) военных действий или базу для военных операций вне нейтрализованной территории .

Полторак А.И., Савинский Л.И. Указ. соч. С. 218.

Примером нейтрализованной территории служит архипелаг Шпицберген. В соответствии с Договором о Шпицбергене от 9 февраля 1920 г., заключенным на конференции в Париже между девятью странами – Англией, Данией, Италией, Нидерландами, Норвегией, США, Францией, Швецией и Японией, а в 1935 г. к ней присоединился СССР, на Норвегию были возложены обязанности не допускать создания и строительства какого-либо морского укрепления и военно-морской базы. Более того, договор закрепляет, что район архипелага Шпицберген с прилегающими к нему островами никогда не должен быть использован в военных целях.

Правила о нейтрализации содержатся в нормах, регулирующих правовое положение ряда международных проливов и каналов. В соответствии с Конвенцией относительно обеспечения свободного плавания по Суэцкому каналу от 29 октября 1888 г. устанавливается, что Морской Суэцкий канал как в военное, так и в мирное время будет всегда свободен и открыт для всех коммерческих и военных судов без различия флага. Договаривающиеся стороны, среди которых были Россия, Германия, Австро-Венгрия, Испания, Франция, Италия и др., специально закрепили недопустимость применения права блокады к каналу. Далее регулируется, что в военное время воюющие державы не будут высаживать и принимать на суда в канале и его входных портах войска, снаряды и все, относящееся к нуждам армии. Кроме того, государства обязуются не содержать в водах канала никаких военных судов.

Договор о постоянном нейтралитете и эксплуатации Панамского канала от 7 сентября 1977 г. провозглашает, что в мирное и военное время он остается безопасным и открыт для мирного транзита судов всех стран. В договоре особенно выделено, что канал и Панамский перешеек не могут быть объектом репрессалий в любом военном конфликте.

Далее следует обратиться к Договору о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, от 27 января 1967 г. В нормативных положениях этого договора речь идет о полной демилитаризации небесных тел и частичной демилитаризации космического пространства. Проблема же запрещения превращать космос в театр войны (или театр военных действий) еще ждет своего решения.

Важные изменения в правовом ограничении пространственных пределов вооруженных конфликтов произошли 1 декабря 1959 г. Статья 1 Договора об Антарктике провозгласила, что она используется только в мирных целях. Запрещаются любые мероприятия военного характера, такие, как создание военных баз, проведение маневров, испытания оружия.

И наконец, необходимо ответить на вопрос, можно ли рассматривать открытое море как театр военных действий. Конвенция ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 г. не содержит какого-либо запрета. Более того, Женевская конвенция II 1949 г. фактически презюмирует возможность ведения войны в открытом море. Вместе с тем нормы международного права содержат определенные ограничения, которые касаются достаточно узких сфер. К таким нормам следует отнести Гаагскую конвенцию о постановке подводных автоматически взрывающихся от соприкосновения мин 1907 г., Гаагскую конвенцию о некоторых ограничениях в пользовании правом захвата в морской войне 1907 г., Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения 1971 г. Однако приведенные примеры лишь некоторые направления в ограничении морских вооружений и обозначают лишь частичную демилитаризацию морских пространств.

Правда, в прошлом специальными соглашениями некоторые акватории изымались из района войны. Так, Конвенциями 1780 – 1781 гг. было нейтрализовано Балтийское море. До 1871 г. было нейтрализовано Черное море. Статья 5 Договора между Аргентиной и Чили 1881 г. установила нейтрализацию Магелланова пролива, а ст. 25 и 33 Берлинского акта 1885 г. – рек Конго и Нигер. Позднее, в XX в., некоторые страны заключали между собой соглашения, призванные исключить из района войны отдельные участки открытого моря. В октябре 1939 г. 21 государство американского континента объявили в декларации, что, “пока американские республики соблюдают свой нейтралитет, они в качестве меры самозащиты континента, в силу присущего им права, могут настаивать на том, чтобы воды, прилегающие к американскому континенту, которые они считают имеющими первостепенную важность и прямую полезность в их сношениях между собой, не являлись местом совершения каких-либо военных действий со стороны какого-либо неамериканского государства”.

Читайте также:
Складочное право: что это такое, описание и особенности

Но приведенные примеры, пишут А.И. Полторак и Л.И. Савинский, лишь подтверждают вывод, что в специальных соглашениях не было бы нужды, если бы существовал конвенционный запрет превратить открытое море в театр военных действий. Но пока такого запрета нет, и можно констатировать наличие в современном международном праве определенных тенденций к некоторому сужению и ограничению военного использования открытого моря .

Полторак А.И., Савинский Л.И. Указ. соч. С. 221 – 222.

Нейтралитет в войне

Нейтралитет – один из древнейших институтов права вооруженных конфликтов, имеющих большое значение и ныне, поскольку нейтральные государства, не участвую в войне, ограничивают театр войны, ее размах и масштабы, что в значительной мере снижает интенсивность военных действий и уменьшает страдания народов. Вместе с тем деление всех государств согласно V и VIII Гаагскими конвенциями 1907 г. на две категории: воюющие и нейтральные, в настоящее время уже не отвечает современным реалиям. В настоящее время с возникновением войны все государства объективно делятся на две категории: воюющие и невоюющие. Невоюющие государства, в свою очередь, включают: постоянно нейтральные (Австрия, Швейцария, Мальта); нейтральные в данной войне (эвентуальный нейтралитет); другие невоюющие государства.

Нейтралитет в войне – это особый правовой статус государства, не участвующего в происходящей войне и воздерживающегося от оказания помощи и содействия как одной, так и другой воюющей стороне.

Нейтралитет может быть:

временным, только для данной войны (эвентуальный нейтралитет);

в силу ранее заключенного договора между заинтересованными государствами.

Постоянно нейтральные государства, сохраняя свое право на самооборону, должны строго соблюдать правила нейтралитета, но могут осудить агрессора и выразить свои симпатии жертве. В мирное время также государства не должны участвовать в военных блоках и не могут предоставлять свою территорию под иностранные военные базы. Постоянно нейтральными государствами на основе внутреннего законодательства являются Швейцария, Австрия, Мальта. О своем нейтралитете объявили Туркменистан, Лаос.

Нейтральные в данной войне государства (эвентуальный нейтралитет) – государства, пожелавшие остаться в стороне от войны, должны объявит о своем нейтралитете (как правило, в специальной декларации или заявлении) и строго соблюдать все правила нейтралитета. В отличие от постоянно нейтральных, они обязаны выполнить решение Совета Безопасности ООН о привлечении их к участию в военных санкциях против агрессора с одновременным отказом от нейтралитета.

За ними остается также право по собственному желанию отказаться от нейтралитета в пользу жертвы агрессии, но не в пользу агрессора. Состояние нейтралитета наступает только после надлежащего о том заявления и доведения его до сведения воюющих сторон.

Нейтральные в силу ранее заключенного договора о нейтралитете государства (договорный нейтралитет) обязаны на протяжении срока действия договора строго соблюдать правила нейтралитета в отношении другого субъекта договора с момента, когда становится известно о нападении третьего государства на одну из договаривающихся сторон.

Следует иметь в виду, что никакого условного или безусловного, полного или неполного нейтралитета нет и не может быть. Оказание любой военной помощи одному из воюющих – несовместимо со статусом нейтрального государства. Однако нейтральное государство может способствовать ограничению вооруженного конфликта и контролю над ним:

оставаясь вне конфликта;

прямыми действиями (например, выступая в качестве Державы-покровительницы или оказывая медицинскую помощь) или поддерживая действия других (например, давая возможность или способствуя оказанию помощи) в пользу населения воюющих сторон или материальных объектов (например, культурных ценностей);

разрешая воюющим сторонам использовать нейтральную территорию в невоенных целях (например, для перевозки раненых, интернирования комбатантов противника на нейтральной территории);

осуществляя прямые действия или поддержку действий, направленных на восстановление мира или уменьшения масштаба или/и интенсивности вооруженного конфликта;

сотрудничая с воюющими сторонами в деле пресечения серьезных нарушений права войны.

Нейтральное государство обязано:

Обеспечить уважение своего нейтралитета;

Относиться ко всем противоборствующим сторонам одинаково;

Противостоять, при необходимости применяя силу, любому нарушению своего нейтралитета.

Нейтральное государство не несет ответственности за лиц, самостоятельно пересекающих его границы для поступления на службу в вооруженные силы воюющей стороны.

Нейтральная держава имеет право:

Запретить экспорт или транзит военного имущества, направляемого воюющей стороне;

Запретить или ограничить использование воюющими сторонами средств дальней связи;

Регулировать доступ на нейтральную территорию.

Эти меры должны применяться одинаково ко всем противоборствующим сторонам, и стороны должны извещаться об этих мерах.

Вооруженные силы действуют по-разному в мирное время, при нейтралитете и во время войны. Поэтому они должны точно знать, когда право нейтралитета начинается и прекращает свое действие по отношению к ним. Командование приграничных районов, береговых служб, а также командование, отвечающее за наблюдение за территориальными водами и национальным воздушным пространством должно получить специальные инструкции и приказы относительно действий в различных ситуациях (например, при чрезвычайном положении).

Нейтральное пространство нейтрального государства неприкосновенно. Оно включает:

национальную территорию нейтрального государства;

территориальные воды нейтрального государства;

воздушное пространство нейтрального государства.

Граждане нейтральных государств в индивидуальном порядке могут поступать на службу в вооруженные силы воюющих сторон, но при этом они теряют статус нейтралитета.

Воюющие стороны не имеют права:

Проникать в нейтральное пространство своими вооруженными силами или средствами ведения боя;

Пересекать нейтральное пространство своими вооруженными силами или военным транспортом;

Вербовать или готовить комбатантов на нейтральной территории;

Устанавливать или использовать на нейтральной территории средства дальней связи в военных целях.

Нейтральные суда и нейтральные аппараты не должны заходить в пространства, в которых ведутся боевые операции, в том числе в открытом океане и над ним, а также в особые зоны или приравненные к ним территории. Если же они, тем не менее, приблизятся или войдут в такие пространства, то ответственность за последствия они возлагают на себя.

Вооруженные силы воюющих сторон должны получить исчерпывающую информацию о границах нейтрального пространства (на земле, в море и в воздухе). В случае боев вблизи нейтрального пространства они должны получить инструкции и приказы о недопущении нарушения границ нейтрального пространства (например, о запрещении приближаться к нейтральному пространству, о поведении в бою в пределах нейтрального пространства, о необходимости немедленно покинуть нейтральное пространство).

Читайте также:
Хозяйственное право: что это такое, описание и особенности

Любые военные действия в нейтральном пространстве являются нарушением права нейтралитета. Однако нарушение нейтралитета может быть совершено непреднамеренно. С тем чтобы избежать увеличения количества нарушений нейтралитета и ответных мер, в интересах обоих сторон держать военные действия в нейтральном пространстве под контролем.

Военные действия в нейтральном пространстве между вооруженными силами воюющей стороны и нейтральными вооруженными силами подпадают под действие права нейтралитета. В этом случае формально войны нет и, соответственно, нет и обоюдной враждебности. Военные действия нейтральной стороны против вооруженных сил воюющей стороны в нейтральном пространстве являются не только допустимой ответной реакцией, но и необходимым с точки зрения права нейтралитета действием, если никакие другие средства не могут прекратить нарушение границ нейтрального пространства воюющей стороной. Нарушившая границы нейтрального пространства воюющая сторона и ее вооруженные силы должны смириться с ответными мерами нейтральной державы и ее вооруженных сил.

Первой реакцией нейтральных вооруженных сил на возможное или имеющее место нарушение нейтрального пространства является предупреждение. Предупреждение может быть общего характера или конкретным.

Действия нейтральных вооруженных сил, направленные на пресечение нарушения должны всегда быть соразмерны этому нарушению и прекращаться сразу после того, как нарушению границ нейтрального пространства будет положен конец.

Интернирование вооруженных сил воюющей стороны. Военнослужащие вооруженных сил воюющих сторон, захваченные в плен на нейтральной территории, должны быть интернированы таким же образом, как и военнослужащие, допущенные на нейтральную территорию. Бежавшие из плена военнопленные, допущенные на нейтральную территорию, должны быть оставлены на свободе. Если нейтральная держава разрешит им остаться на ее территории, она может предписать им место жительства.

С военнопленными, задержанными частями вооруженных сил воюющих сторон, допущенными на нейтральную территорию, следует обращаться так же, как с бежавшими из плена военнопленными.

С военнослужащими вооруженных сил воюющих сторон, интернированными на территории нейтральной державы, следует обращаться не хуже, чем с военнопленными. По окончании военных действий расходы нейтральной державе, связанные с интернированием, должны быть возмещены.

По договоренности между соответствующими государствами и сторонами военнопленные могут быть допущены на нейтральную территорию и интернированы там. С гражданскими лицами, содержащимися в лагерях и имеющие статус военнопленных, следует обращаться так же, как с интернированными военнослужащими воюющих сторон.

Военное имущество интернированных частей и военнослужащих вооруженных сил воюющих сторон должно храниться нейтральной державой до окончания военных действий.

Временный допуск в нейтральное пространство. Нейтральная держава может пропустить через свою территорию раненых и больных воюющей стороны при условии, что в транспортных средствах не будет ни комбатантов, ни военного имущества. Должны быть приняты необходимые меры безопасности и контроля.

Простое следование военного судна воюющей стороны через территориальные воды нейтральной державы не отражается на нейтральном статусе последней (например, транзитный рейс, путь из открытого моря в порт или внутренние воды и наоборот). Простое следование предполагает обычные остановки во время навигации или те, которые вызваны чрезвычайными обстоятельствами, связанными с безопасностью судна.

Военные суда одной из воюющих сторон могут допускаться в нейтральный порт для ремонта, пополнения продовольствия или дозаправки топливом. Обычно продолжительность стоянки не должна превышать 24 часов, за исключением случаев серьезных повреждений или неблагоприятных метеоусловий.

К санитарным судам воюющих сторон не относятся ограничения, накладываемые на военные суда в нейтральных территориальных водах и портах.

Летательные аппараты воюющих сторон должны соблюдать ограничения, накладываемые нейтральной державой на использование ее воздушного пространства и подчиняться любым приказам о приземлении или посадке на воду.

Терпящему бедствие военному самолету воюющей стороны может быть разрешено приземлиться или совершить посадку на воду в нейтральном пространстве. При наличии предварительного соглашения санитарному летательному аппарату может быть разрешено следовать через нейтральное пространство и возможно делать остановки.

Летательный аппарат, следующий без предварительного соглашения, должен сделать все возможное для своего опознания. Прежде чем прибегнуть к нападению на него, ему должен быть отдан приказ приземлиться или совершить посадку на воду.

Летательный аппарат может быть подвергнут проверке. Если проверкой будет установлено, что он не является санитарным, то он задерживается.

Вывод:

Нейтралитет – это неучастие какого-либо государства в войне, проводимой другими государствами.

Территория нейтральных государств является неприкосновенной и не может служить театром военных действий. На территории нейтральных государств не могут формироваться подразделения, которые могли бы принять участие в военных операциях. Однако индивидуальное участие граждан нейтральных государств на стороне одного из воюющих в качестве добровольцев не представляет нарушения норм международного права со стороны нейтрального государства.

Нейтральное государство имеет право защищать свой нейтралитет всеми имеющимися в его распоряжении средствами, вплоть до применения вооруженных сил.

В морской войне воюющие государства обязаны воздерживаться от всяких действий во внутренних и территориальных водах нейтрального государства.

Нейтральные государства не имеют права предоставлять воюющим военные суда, вооружения и т.п. предметы и материалы, которые служат военным целям или могут быть использованы для таких целей и перевозятся на торговых судах нейтральных стран, составляют военную контрабанду и в связи с этим могут быть конфискованы воюющими государствами.

Воюющие не должны допускать ввода своих войск на территорию нейтрального государства, в случае обнаружения таких войск на своей территории нейтральное государство обязано их разоружить и интернировать до окончания войны.

Заключение

Главной отличительной чертой современного международного права является то, что в нем сформировались и получили закрепление нормы об ответственности государств за агрессию. Агрессия – это тягчайшее преступление, ибо ее последствиями в настоящее время могут быть величайшие бедствия для всего человечества.

Современное международное право запрещает государствам прибегать к войне для решения возникающих между ними споров. Однако юридическое оформление запрета агрессивных войн не означает, что в современном мире человечество уже избавлено от них. Пока существуют и будут существовать источники возникновения войн, существует необходимость регламентации отношений между государствами на случай военных конфликтов.

Основным принципом современного международного права является принцип pacta sunt servanda “договоры должны исполняться”.

Применительно к законам и обычаям войны это означает, что основное внимание в настоящее время должно быть сосредоточено на точном, пунктуальном соблюдении всех международных договоров, регламентирующих правила ведения войны. Существование законов и обычаев войны в современных международных отношениях, когда появились качественно новые виды оружия является бесспорным. Гуманная цель законов и обычаев войны состоит в том, чтобы ограничить произвол участников вооруженных конфликтов, установив правовые границы, в рамках которых воюющие должны держаться. Назначение законов и обычаев войны – создать правовой барьер для воюющих, с целью ограничить бессмысленные жертвы на войне, а также исключить страдания и мучения, не вызывающиеся военной необходимостью.

Читайте также:
Судебная защита: что это такое, описание и особенности

Законы и обычаи войны должны исключить возврат к старым временам, когда действовал принцип – “война всех против всех”.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Нейтралитет в войне

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 20:21, реферат

Описание работы

Нейтралитет в войне – это особый правовой статус государства, не участвующего в происходящей войне и воздерживающегося от оказания помощи и содействия как одной, так и другой воюющей стороне.

Содержание

1. Международно-правовые акты, регламентирующие ведение войны.
2. Нейтралитет в войне.
3. Международно-правовая защита жертв войны и культурных ценностей.
4. Заключение.
5. Список литературы.

Работа содержит 1 файл

реферат по праву.docx

  1. Международно-правовые акты, регламентирующие ведение войны.
  2. Нейтралитет в войне.
  3. Международно-правовая защита жертв войны и культурных ценностей.
  4. Заключение.
  5. Список литературы.

1.Международно-правовые акты, регламентирующие ведение войны.

Среди действующих международно- правовых актов, регламентирующих поведение государств и других участников во время вооруженных конфликтов, находятся Гаагские конвенции 1899 и 1907 годов об открытии военных действий, о законах и обычаях сухопутной войны, о правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной и морской войны, об обращении торговых судов в военные и некоторые другие. Их положения были развиты в Женевских конвенциях 1949 года о защите жертв войны (об обращении с военнопленными, об улучшении участи

раненых и больных, о защите гражданского неселения и др.), которые впервые распространили правила ведения войны на национально-освободительные и гражданские войны, признали права комбатантов за партизанами и участниками движений сопротивления. В 1977 году к Женевским конвенциям 1949 года были приняты два Дополнительных протокола: Протокол I, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов, и Протокол II, касающийся защиты жертв

вооруженных конфликтов немеждународного характера. Протоколы еще больше расширили круг лиц, находящихся под защитой международного гуманитарного права. Оба Протокола были ратифицированы Верховным Советом СССР 4 августа 1989 г. Протоколы вступили в силу.

В число международно-правовых актов, специально запрещающих некоторые средства ведения войны, входят: Петербургская декларация об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль 1888 года, упоминавшийся Женевский протокол 1925 года о запрещении применения химического и бактериологического оружия. Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении 1972 года . Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 года. Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие, 1980 года и три Протокола к этой Конвенции, запрещающие или ограничивающие применение мин, мин-ловушек, зажигательного оружия, и др. В 1954 году была заключена Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, известная под названием “Пакт Рериха”, по имени великого русского художника и мыслителя, выдвинувшего идею заключения такой Конвенции. Советский Союз в свое время ратифицировал все указанные конвенции, и по правопреемству они обязательны

2.Нейтралитет в войне.

Нейтралитет — в обыкновенном словоупотреблении означает пассивное положение, занятое кем-либо третьим относительно двух других (neutralitas, от neuter — ни тот, ни другой). В международном праве различаются: нейтралитет в военное время (эвентуальный) и постоянный нейтралитет.
Под эвентуальным нейтралитетом понимается заявление определенного государства о неучастии ее в данной войне, он придерживается только для данной войны и может быть отменен односторонним актом. Статус нейтралитета возникает с момента заявления государства о нейтралитете в войне И доказательства этого заявления к сторонам, шо воюют. Статус нейтралитета дает нейтральном государстве права и обязанности, четко регламентированы в V и XIII Гаагская конвенция 1907 p., а также в Лондонской декларации о праве морской войны 1909 p., определяющие, что территория нейтрального государства является неприкосновенной и изъятой из театра военных действий; сторонам, воюют, запрещается проводить через нее войска, транспорты с оружием и другими военными материалами. На территории нейтрального государства запрещается создание военных формирований и учреждений для вербовки. Нейтральное государство вправе отражать с применением вооруженной силы любые попытки поруициты нейтралитет.
Постоянный нейтралитет – это международно-правовой статус государства, согласно которому государство обязуется не участвовать в вооруженных конфликтах и не входить в военные союзы и блоков. Постоянно нейтральными государствами являются Швейцария (акт 1815 p.), Австрия (акт 1955 p.), Мальта (акт 1981 p.).
Международное право нейтралитета содержит три ограничения на действия нейтральной страны на время войны между другими государствами:
Понятие нейтралитета в конфликтах должно быть выдающимся от того non-alignment, то есть, умышленное дистанцювання от военных альянсов для того, чтобы сохранить нейтралитет в случае войны, и возможно с надеждой предотвращения войны в целом.
Понятие нейтралитета в войне является узкое определение и имеет специфические ограничения на нейтральные страны в ответ на интернационально признано право остаться нейтральным. Широкое понятие является неучастие в войне. Основой международного права для нейтральных территорий есть две Гаагские Соглашения (1899 и 1907).
Нейтральные страны Страна, оставляет право стать воюющей стороной, если нападают участники войны, находится в состоянии вооруженный нейтралитет.
Текущие нейтральные страны являются:
Страны требуют иметь нейтралитет, но не признается международными делами:
Когда нейтральные страны:
Другие страны, возможно, более активные на международной стадии, выделяя намерен остаться нейтральным в случае войны близкие к стране. Такой декларации намерений, страна надеется, что все воюющие стороны рассчитают на территорию страны, а от границ для врага, и отныне не нужен, чтобы тратить ресурсы.

Многие страны сделали такие декларации во время Второй Мировой Войны. Однако большинство были оккупированы, и наконец только государства Ирландия, Португалия, Сан-Марино, Испания, Швеция и Швейцария (с Лихтенштейном) сохранили нейтралитет. Их выполнение буквально правил нейтралитета были расписаны: Ирландия обеспечивала некоторую важную секретную информацию. Например, день Д был решен на основании метеорологической информации, тайно поставлялась им Ирландией, но скрывалась от Германии. Также, немецкие пилоты, которые терпели крушение над Ирландией, были интернированы, тогда как их Союзнические коллеги обычно шли свободными к границе. Швеция и Швейцария, как было Нацистская Германия и ее партнеры, так же сделали некоторые уступки нацистским требованиям.
Однако, следует отметить, что нейтралитет некоторых стран сейчас в Евросоюзе под вопросом, тем более, что у ЕС сейчас действует Единый комитет Внешней политики.

Читайте также:
Форма правления: что это такое, описание и особенности

В международном праве Нейтралитет имеет техническое значение, определяя положение государства, не принимающего участия в войне между другими державами. Международная практика новейшего времени выработала целую систему норм, регулирующих взаимные отношения воюющих и нейтральных государств и известную под именем права Нейтралитета.

Воюющие государства по возможности щадят интересы мирного государства, боясь соединения его с противником, а мирное государство заинтересовано в сохранении прежних дружеских отношений к обеим воюющим сторонам и недопущении в пределах своей территории военных действий. Простой расчет заставляет воюющих уважать Нейтралитет государства, желающего оставаться в мире, а последнее — устраняться от всякого фактического вмешательства в войну. Нейтралитет, как факт, возможен везде, где есть налицо несколько соперничающих между собой государств. Фактический Нейтралитет может получить юридическую санкцию путем договорного соглашения. В такой форме, фактической и договорной, Нейтралитет был известен уже народам древнего мира. О нем упоминают священные книги древних евреев и индусов. Греческие и римские историки сообщают целый ряд подобных случаев, выражая понятие Нейтралитет словами: оставаться в покое, не присоединяться к воюющим, сохранять с ними дружбу, занять среднее положение и т. п.

Практика Нейтралитета получает особенное развитие в Средние века, во время частых войн между городскими республиками Италии. Путем законодательства и международных договоров вырабатываются уже тогда некоторые однообразные нормы, приобретающие силу международного обычая. Неприкосновенность нейтральной собственности во время морской войны санкционирована в известном сборнике морских обычаев (XIV в.) — Consolato de l mare. Нейтралитет перестает быть институтом исключительно договорного права: международный обычай связывает с фактом Нейтралитета определенные права и обязанности и дает им санкцию помимо договора.

Эпоха тридцатилетней войны была особенно богата примерами Нейтралитета. Практика этого времени полна противоречий, но она именно и выдвинула вопрос о праве Нейтралитет, указала на необходимость урегулировать его и возбудила интерес к теоретическому его изучению. К этому времени относится первая монография о Нейтралитете — Неймайра из Рамслы (Neumayr v o n Ramssla). Термин H. (neutralitas, neutralit é, Neutralitä t) тогда же получает всеобщее распространение, вытесняя из международной практики прежде употреблявшиеся названия: amici, pacati (в Италии), stillesitzen, geruwet sitzen (в Германии XIV—XV вв.) или unparteisch sein, Unpartyschung (XVI в.); писатели употребляют классические выражения: medii in bello, neutrarum partium.

В течение XVII и ХVIII вв. интересы и права нейтральных подвергаются серьезным испытаниям, как на суше, так и на море: особенно страдает морская торговля нейтральных. Нейтральные державы приходят к мысли о соединении своих сил для борьбы с воюющими (“вооруженный Нейтралитет”) и добиваются признания своих прав. К концу XVIII в. начинает вырабатываться понятие о Нейтралитет, как о полном воздержании от фактического вмешательства в войну (” полный или строгий Нейтралитет”).

В XIX в. получает общее признание так называемый вечны й Нейтралитет или, точнее, постоянный Нейтралитет. Вечно-нейтральное государство заранее и раз и навсегда отказывается от участия во всех посторонних войнах, могущих возникнуть в будущем; оно сохраняет, однако, право самообороны, не лишается средств защиты (войска, крепостей и проч.) и может заключать оборонительные союзы, но не наступательные. Нейтралитет такого государства носит также название принципиального Нейтралитета. Этому Нейтралитету может быть дано формальное признание со стороны других государств. Такой акт установления Нейтралитет называется нейтрализацией, а государство, получившее признание своего Нейтралитет — нейтрализованным. Нейтрализация может быть совершена не только в интересах нейтрализуемого государства, по желанию последнего (Швейцария), но также и помимо его желания, или даже против его воли, в интересах нейтрализующих держав (Краковская республика). Навязанный Нейтралитет непрочен, как искусственное создание дипломатии; время, однако, может укрепить такой Нейтралитет и превратить его в принципиальный, если выгоды постоянного Нейтралитет будут испытаны и сознаны самим нейтрализованным государством (Бельгия). Сохранение постоянного Нейтралитет иногда обеспечивается поручительством (гарантией) других держав; это обеспечение имеет реальное значение, поскольку и пока в сохранении Нейтралитета заинтересованы поручители. Поручительство за Нейтралитет, данное государству взамен отнятых у него средств защиты, ставит его в тяжелое положение зависимости от поручителей (Люксембург).

До настоящего времени были нейтрализованы: в 1815 г. — Швейцария и Краковская республика, в 1831 г. — Бельгия, в 1867 г. — Люксембург, в 1885 г. — Конго. Распространение постоянного Нейтралитет знаменует эру постепенного замирения Европы; замирение начинается с небольших и слабых государств, не претендующих на роль руководителей общеевропейской политики. В последнее время ведется усиленная пропаг анда относительно нейтрализации скандинавских государств. Постоянный Нейтралитет (в смысле замирения или неприкосновенности во время войны) распространен также на некоторые территории (в 1815 г. на часть Савойи, ныне французскую, в 1863 г. — на Ионические острова), пограничные полосы земли (см. Море), водные пути сообщения (Черное море с 1856 по 1870 г.; Магелланов пролив и Суэцкий канал — последние в том смысле, что они не могут быть превращаемы в театр военных действий, будучи исключительно предназначены для мирных сношений между народами — но вместе с тем они доступны военным судам всех наций), общеполезные учреждения и служащий в них персонал (см. Женевская конвенция 1864 г. о больных и раненых воинах), речные сооружения — в интересах международного судоходства (европейская комиссия и ее работы на нижнем Дунае; сооружения на реках Конго и Нигере).

Нейтралитет, как правовой институт, представляет отношение, основанное на явном или подразумеваемом соглашении между державой нейтральной и каждой из воюющих сторон. Соглашение о Нейтралитете, однако, в настоящее время всегда предполагается, если нет явно выраженного отказа от него; в случае сомнений воюющие вправе потребовать категорического заявления, намерено ли государство оставаться нейтральным или принять участие в войне. Решение относительно Нейтралитета принимается обыкновенно при начале войны, по собственному усмотрению каждого государства («добровольный Нейтралитет») и выражается в особом акте, известном под именем объявления или декларации о Нейтралитете; решение может быть принято и ранее, по договору с другими государствами (Нейтралитет “договорный” или “обязательный”; сюда относится и постоянный Нейтралитет). Право оставаться нейтральным, прежде оспариваемое, ныне признается за независимым государством, как следствие его державности. Положительное международное право определяет условия Нейтралитета и связанные с ним права и обязанности; отступления и дополнения требуют специального соглашения между воюющими и нейтральными сторонами.

Читайте также:
Таможенные пошлины: что это такое, описание и особенности

Права и обязанности при Нейтралитете. В праве Нейтралитета необходимо различать две группы отношений: I) между государствами нейтральными и воюющими, II) между нейтральными подданными и воюющими государствами.

Пространственные пределы вооруженных конфликтов

Ведение боевых действий вооруженными силами происходит на определенных пространствах сухопутной, воздушной и морской территории. В юридической литературе при рассмотрении пространственных пределов используются, как правило, два термина: «театр войны» и «район войны». Л. Оппенгейм писал: «Районом войны является та часть земного шара, на которой воюющие стороны могут подготовлять и осуществлять враждебные действия друг против друга. В этом смысле «район войны» следует отличать от «театра войны» — театр войны — те части суши, моря и воздушного пространства, в которых фактически происходят военные действия». К такой же точке зрения сводится вывод В. Ю. Калугина, Л. В. Павловой, И. В. Фисенко, которые выделяют театр войны как территорию, где стороны потенциально могут вести военные действия, и театр военных действий — территорию, где фактически происходят боевые столкновения.

И так, театр войны — это сухопутная, водная (реки, озера, внутренние морские и территориальные воды) и воздушная территория воюющих государств, а также воды Мирового океана за пределами территориальных вод прибрежных государств и воздушное пространство над ними, в пределах которых воюющие государства фактически ведут или могут вести военные действия. Под театром военных действий следует понимать территорию (участок местности), на которой вооруженные силы противоборствующих сторон фактически ведут боевые действия. Понятие «театр войны» шире понятия «театр военных действий». В театр войны может входить несколько театров военных действий.

Современное международное право устанавливает некоторые изъятия для территорий, включаемых в район войны. Такое изъятие единодушно констатируется в доктрине применительно к территории нейтральных государств. И это единодушие вполне объяснимо, поскольку имеется четко сформулированное предписание. В ст. 1 V Гаагской конвенции закреплено: «Территория нейтральных Держав неприкосновенна».

В теории и на практике признавалось, что государства, не участвующие в войне, обязаны занимать позицию беспристрастности по отношению к воюющим.

Сначала эта беспристрастность понималась как оказание нейтральным государствам равной помощи обеим воюющим сторонам в виде поставок оружия и продовольствия, пропуска войск и т.д. Даже в том случае, когда подобная помощь оказывалась одному из воюющих, это не считалось нарушением нейтралитета, особенно при наличии у нейтрального государства с одной из воюющих сторон ранее заключенного договора об оказании помощи.

Позднее теория и практика пришли к выводу, что позицию беспристрастности следует понимать как полное неучастие в войне, предполагающее обязанность не оказывать помощи ни одной из воюющих сторон.

Дальнейшее развитие нейтралитета характеризовалось более устойчивыми требованиями полной беспристрастности нейтральных стран по отношению к воюющим, равно как и требованием должного уважения к правам нейтральных государств.

Подробная регламентация норм нейтралитета содержится в Гаагских конвенциях 1899 и 1907 гг. В соответствии с положениями V и XIII Гаагских конвенций нейтральное государство имеет право защищать свою территорию от нападения, а воюющие обязаны уважать неприкосновенность нейтральной территории. На территории нейтрального государства воюющие не могут вести военных действий, а в нейтральных водах им запрещается производить осмотр или задерживать как нейтральные, так и вражеские суда. Специально установлено, что на нейтральной территории или на судне в нейтральных водах воюющим не может быть образован призовой суд. Нарушение правового положения нейтральных государств не раз демонстрировала Германия. Так, в Первую мировую войну Германия вторглась на территорию нейтральных Бельгии и Люксембурга. Во Вторую мировую войну фашистская Германия нарушила нейтралитет Бельгии, Голландии, Норвегии, Дании. Это обстоятельство было специально отмечено в приговоре Нюрнбергского военного трибунала.

Воюющие не имеют права, а нейтральные государства обязаны запрещать им проводить через свою территорию войска, военную технику и продовольствие. Обязанностью нейтральных государств является запрещение деятельности вербовочных пунктов или формирование отрядов для армии воюющих, а также снаряжение или вооружение судов для участия в боевых действиях, создание и использование в качестве средств сообщения с войсками радиоустановок и других средств связи. Если войска воюющих государств окажутся на территории нейтрального государства, они должны быть интернированы.

Таким образом, нейтральное государство обязано полностью воздерживаться от какой-либо помощи воюющим и участия в военных действиях. Более того, нейтральное государство должно строго придерживаться принципа «равного отношения к воюющим». Его смысл состоит в том, что принятые в отношении одной воюющей стороны ограничения и режимные установления должны применяться к другому участнику вооруженного конфликта.

«Следует отметить,— пишет профессор Б. В. Ганюшкин в своей известной и переведенной на некоторые языки книге “Нейтралитет и неприсоединение»,— что международное право, запрещая оказание помощи воюющим со стороны нейтральных государств, предусматривает исключение для тех случаев, когда такая помощь осуществляется в целях облегчения участи раненых, больных и военнопленных. Гаагские конвенции 1907 г. предоставляет нейтральным государствам право разрешать перевозку через их территорию раненых и больных, принадлежащих к армиям воюющих, при условии, что вместе с ними не перевозятся ни войска, ни военное снаряжение. Еще более широкие возможности в отношении оказания помощи раненым, больным, потерпевшим кораблекрушение, военнопленным, а также гражданскому населению на оккупированной территории предоставляют нейтральным странам Женевские конвенции о защите жертв войны от 12 августа 1949 г.».

Нельзя согласиться с некоторыми юристами, которые считают, что с ликвидацией так называемого «права на войну», признававшегося в прошлом за государствами международным правом, нормы нейтралитета во время войны утратили всякое значение. Такую точку зрения высказал, например, американский профессор К. Иглтон, который писал: “Ликвидация права прибегать к войне — это изменение кардинального характера, из которого вытекает много следствий. Право войны или право нейтралитета должны исчезнуть, если уже не исчезли».

Читайте также:
Твердый залог: что это такое, описание и особенности

Оценивая эту точку зрения, которая по сути отвергает конкретные права суверенных государств, следует подчеркнуть, что она далека от истины, поскольку не сумела реально обобщить закономерности общественных отношений в период войны. Правовую категорию “нейтралитет» нельзя рассматривать как нечто жесткое, прямолинейное, установившееся само по себе. Современному международному праву известно, по крайней мере, три вида нейтралитета : постоянный нейтралитет, эвентуальный нейтралитет (нейтралитет в данной войне), нейтралитет на основании международного договора.

К постоянно нейтральным государствам относится Швейцария на основании договора «Относительно признания и гарантии постоянного нейтралитета Швейцарии и неприкосновенности ее территории» от 8 (20) ноября 1815 г., Австрия, Мальта и Туркменистан в силу национальных законов 1955, 1981 и 1995 гг.

Туркменистан — единственное из государств СНГ и Средней Азии, объявившее о своем постоянном нейтралитете. 12 декабря 1995 г. был принят Конституционный Закон Туркменистана «О постоянном нейтралитете Туркменистана». Этим законом закрепляется, что постоянный нейтралитет является основой внутренней и внешней политики, направленной на укрепление стабильности и согласия в обществе, развитие дружественных и взаимовыгодных отношений с государствами региона и всего мира. Принятие Туркменистаном статуса постоянного нейтралитета не затрагивает выполнение обязательств, вытекающих из Устава ООН.

Рассматриваемый Конституционный Закон закрепляет «принцип неучастия». Туркменистан не принимает участия в военных блоках и союзах, в международных объединениях с жесткими обязательствами или в объединениях, предполагающих коллективную ответственность участников. В соответствии с принципами постоянного нейтралитета Туркменистан обязуется не начинать войн и военных конфликтов, не участвовать в них (кроме реализации права на самооборону), не предпринимать политических, дипломатических или иных шагов, которые могут привести к войне. Подчеркивается, что в случае вооруженной агрессии против Туркменистана он вправе обратиться за помощью к другим государствам или ООН. Кроме того, в законе содержится прямая обязанность не производить или не распространять ядерное, химическое, бактериологическое или иные виды оружия массового поражения, не размещать на своей территории военные базы иностранных государств.

Генеральная Ассамблея ООН в своей Резолюции от 12 декабря 1995 г. провозгласила, что признает и поддерживает провозглашенный Туркменистаном статус постоянного нейтралитета, а также призывает государства — членов ООН уважать и поддерживать этот статус Туркменистана, уважать его независимость, суверенитет и территориальную целостность.

Эвентуальный нейтралитет распространяется на конкретную войну, о чем государство специально заявляет, например, в декларации о нейтралитете.

Главное отличие между постоянным нейтралитетом и нейтралитетом во время войны состоит в том, что постоянно нейтральное государство имеет ряд прав и несет ряд обязанностей не только во время войны, но и в мирное время, а государство, объявившее нейтралитет лишь в данной войне, получает права и несет обязанности только в течение данной войны.

Нейтралитет на основании международного договора предполагает, что стороны обязаны выполнить правила нейтралитета и свои договорные обязательства в отношении друг друга. Примером такого нейтралитета могут быть заключенные СССР двусторонние договоры о нейтралитете (или о дружбе и нейтралитете) с соседними государствами Афганистаном, Персией, Турцией, Финляндией и др. Помимо обязательства воздерживаться от всякого нападения на другую договаривающуюся сторону такие договоры содержали обязательство придерживаться нейтралитета и не принимать участия ни в каком враждебном акте в случае вооруженного нападения третьих государств на одну из договаривающих сторон.

Другим изъятием для территорий, включаемых в район войны, помимо тех, которые связаны со статусом нейтралитета, являются так называемые нейтрализованные территории.

Нейтрализация — это мероприятия, осуществляемые на определенной части территории с целью недопущения превращения ее в театр военных действий. «Договор о нейтрализации,— писал В.Н. Дурденевский,— заключается на случай войны и обозначает, что его участники обязуются не превращать нейтрализованную территорию в театр (место) военных действий или базу для военных операций вне нейтрализованной территории».

Примером нейтрализованной территории служит архипелаг Шпицберген. В соответствии с Договором о Шпицбергене от 9 февраля 1920 г., заключенным на конференции в Париже между девятью странами: Англией, Данией, Италией, Нидерландами, Норвегией, США, Францией, Швецией и Японией, а в 1935 г. к ней присоединился СССР, на Норвегию были возложены обязанности не допускать создания и строительства какого-либо морского укрепления и военно-морской базы. Более того, договор закрепляет, что район архипелага Шпицберген с прилегающими к нему островами никогда не должен быть использован в военных целях.

Правила о нейтрализации содержатся в нормах, регулирующих правовое положение ряда международных проливов и каналов. В соответствии с Конвенцией относительно обеспечения свободного плавания по Суэцкому каналу от 29 октября 1888 г. устанавливается, что Морской Суэцкий Канал как в военное, так и в мирное время будет всегда свободен и открыт для всех коммерческих и военных судов без различия флага. Договаривающие Стороны, среди которых были Россия, Германия, Австро-Венгрия, Испания, Франция, Италия и др., специально закрепили недопустимость применения права блокады к Каналу. Далее регулируется, что в военное время воюющие державы не будут высаживать и принимать на суда в Канале и его входных портах войска, снаряды и все, относящееся к нуждам армии. Кроме того, государства обязуются не содержать в водах Канала никаких военных судов.

Договор о постоянном нейтралитете и эксплуатации Панамского канала от 7 сентября 1977 г. провозглашает, что в мирное и военное время он остается безопасным и открыт для мирного транзита судов всех стран. В договоре особенно выделено, что Канал и Панамский перешеек не могут быть объектом репрессалий в любом военном конфликте.

Далее следует обратиться к Договору о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела от 27 января 1967 г. В нормативных положениях этого договора речь идет о полной демилитаризации небесных тел и частичной демилитаризации космического пространства. Проблема же запрещения превращать космос в театр войны (или театр военных действий) еще ждет своего решения.

Важные изменения в правовом ограничении пространственных пределов вооруженных конфликтов произошли 1 декабря 1959 г. Ст. 1 Договора об Антарктике провозгласила, что Арктика используется только в мирных целях. Запрещаются любые мероприятия военного характера, такие как создание военных баз, проведение маневров, испытания оружия.

И наконец, необходимо ответить на вопрос: можно ли рассматривать открытое море как театр военных действий. Конвенция ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 г. не содержит какого-либо запрета. Более того, Женевская конвенция II 1949 г. фактически презюмирует возможность ведения войны в открытом море. Вместе с тем, нормы международного права содержат определенные ограничения, которые касаются достаточно узких сфер. К таким нормам следует отнести Гаагскую конвенцию о постановке подводных, автоматически взрывающихся от соприкосновении мин 1907 г., Гаагскую конвенцию о некоторых ограничениях в пользовании правом захвата в морской войне 1907 г., Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения 1971 г. Однако приведенные примеры обозначают лишь частичную демилитаризацию морских пространств.

Читайте также:
Фискальные пошлины: что это такое, описание и особенности

Правда, в прошлом специальными соглашениями некоторые акватории изымались из района войны. Так, конвенциями 1780 — 1781 гг. было нейтрализовано Балтийское море. До 1871 г. было нейтрализовано Черное море. Ст. 5 Договора между Аргентиной и Чили 1881 г. установила нейтрализацию Магелланова пролива, а ст. 25 и 33 Берлинского акта 1885 г. — рек Конго и Нигера. Позднее, в ХХ в., некоторые страны заключали между собой соглашения, призванные исключить из района войны отдельные участки открытого моря. В октябре 1939 г. 21 государство Американского континента объявили в декларации, что, «пока американские республики соблюдают свой нейтралитет, они в качестве меры самозащиты континента, в силу присущего им права, могут настаивать на том, чтобы воды, прилегающие к Американскому континенту, которые они считают имеющими первостепенную важность и прямую полезность в их сношениях между собой, не являлись местом совершения каких-либо военных действий со стороны какого-либо неамериканского государства».

«Но приведенные примеры,— пишут А.И. Полторак и Л.И. Савинский,— лишь подтверждают наш вывод, ибо в специальных соглашениях не было бы нужды, если бы существовал конвенционный запрет превратить открытое море в театр военных действий. Но пока такого запрета нет и можно констатировать наличие в современном международном праве определенных тенденций к всемерному сужению и ограничению военного использования открытого моря».

Единоверие 6. 3. Эвентуальность

ЕДИНОВЕРИЕ
(Сокращенный вариант книги «Философия Вечности» Секлитовой Л.А. и Стрельниковой Л.Л. с Комментариями Стрижевой С.В.)

Принцип Эвентуальности основан на ситуациях, располагающих к возможной действительности проявления каких-либо факторов или процессов. То есть любое эвентуальное образование есть принцип проявления одного из нескольких возможных вариантов, предрасполагающих к полному раскрытию или прохождению контрольных точек программы.
Эвентуальность располагает к возможному осуществлению либо к неосуществлению будущих ситуаций, прохождение которых зависит от выбора, предпринимаемого развивающимся индивидом. То есть Эвентуальность – это либо реализованная возможность, либо невоплощенная основа этой возможности.
Одну из двух противоположных форм Эвентуальность обязательно обосновывает в реальности (имеет реальную полноту, широту и глубину обоснования воплощенного состояния), а другую объясняет механически, то есть путем расчетно-вычислительного процесса (характеризует процессы приведения к неосуществлению и нереализации возможного воплощения).
Эвентуальный фактор означает признак предрасположенности к какому-либо действию. Существуют определенные условия, которые приводят фактор Эвентуальности к существенному воплощению в действительности. Эвентуальность исходит из основы присутствия в будущем формы голограммы определенного вида построения, которая содержит в своей основе потенциал идейного состояния, способного к воплощению только при соответствующих условиях.
Совокупность таких условий образует платформу для проявления Эвентуальности в настоящем, то есть реализованность планомерности будущего трансформируется в настоящем путем взаимодействия конкретного вида действий (происходящих в настоящем). Если определенное и точное количество факторов в настоящем имеют место быть и существовать по условиям планомерности, относящейся к эвентуальному фактору будущего, то такое взаимодействие обязательно образует причинную концепцию возникновения состояния реализации эвентуальной основы. Поэтому необходимость присутствия двух либо нескольких встречающихся факторов в реальности всегда рождают какое-либо эвентуальное воплощение.

Комментарии Стрижевой С.В.

В нашей жизни обстоятельства часто вынуждают нас делать тот или иной выбор. Это основные точки нашей программы, когда мы уже находимся в этой точке, то имеем только вот такой результат. Но бывает так, что факторы действительности в нашей жизни (но не в основной точке выбора) показывают, что мы имеет возможности что-то изменить. Это и есть Эвентуальность. Эвентуальный фактор относится к будущему времени. То есть это как в химической реакции, если существует катализатор, то реакция имеет возможность протекать особым образом.
Такие возможности можно увидеть, но только обладая определенными качествами. Если их заранее не увидеть, то можно упустить эту возможность и она останется нереализованной.
Эвентуальность постоянно присутствует в нашей жизни. Наше будущее построено из определенных голограммных вариантов, которые могут быть воплощены при их выборе. На такой выбор и влияет эвентуальный фактор. То есть определенное будущее может быть выбрано, а может и остаться нереализованным и уйдет в прошлое, как нереализованный вариант.
Каждый из нас обладает какими-либо качествами и способен совершать в связи с этим только определенные действия. Эти действия возможны, потому что мы можем их совершить. Если мы не можем что-то совершить – то нам и не будет даваться этот выбор, то есть если дается выбор, то мы способны осуществить тот или другой вариант программы. Мы можем это сделать. Нам это по силам.
Если человек колеблется в чем-либо, то он должен понимать, что оба варианта он в силах осуществить. Просто один будет сложнее исполнить, другой легче, но оба ему по плечу.
После осуществления выбора и совершения определенного действия, включается механизм, который приводит в действительность тот или иной вариант голограммы в будущее.
Прыжок со скалы в море, например. Этот вариант возможен, но будет зависеть от определенных условий. Например, если известна высота скалы, дно под скалой, определенная глубина и другие условия его осуществления, то человек может спокойно прыгать – ему хватит на это действие смелости. Но может произойти и так, что глубина недостаточная и он не может оценить выживет ли он после такого прыжка или нет и, в таком случае, может и не прыгать. А может прыгнуть и погибнуть. Вариантов тут много. Это один из примеров.
У каждого есть свои такие варианты. Часто мы называем «синей птицей» нашу удачу. То есть удача – это определенный эвентуальный фактор, возможность, которую получилось реализовать в данный момент времени.
Вот в мультфильме про Симпсонов есть серия, где Гомеру предлагают в магазине купить лотерейный билет. Он отказывается. Тот же билет покупает один из его друзей и выигрывает какие-то деньги. То есть возможность была, но в тот момент он ее не реализовал. Это просто пример. Но есть сложные, когда есть возможность продолжить образования, но различные факторы, казалось бы, складываются не так как нужно. Но возможность есть и можно ее осуществить. Если было бы нельзя, то не было бы и этой возможности.
Есть отрицательные действия, которые также могут быть осуществлены и при выборе которых человек осуществляет совсем не светлое свое будущее. Например, употребление наркотиков. Человек многое знает сейчас про наркотики, что их нельзя употреблять, это не приведет ни к чему хорошему. Множество примеров различных людей в нашем мире это подтверждают.
Но вот у человека стоит выбор и он делает его в связи с накопленными качествами в своей матрице души. То есть эвентуальный фактор позволяет реализовать эту возможность. И тут лучше нерелизованность. То есть то будущее, которое последует за таким выбором могло бы и не существовать, но оно реализуется и может быть даже программа жизни быть окончена раньше нужного времени, чтобы уберечь Суть от дальнейшей деградации.
Закон Причин и Следствий из Законов Мироздания показывает, что у любого следствия есть свои причины – можно их увидеть, если всмотреться повнимательнее.
В будущем люди смогут делать более правильный выбор, будут уметь видеть все факторы и возможности и обдумывать свой выбор более внимательно. Эвентуальность является важным понятием в нашей жизни. Это то, что ведет нас в будущее, которые мы строим себе сами.

Читайте также:
Синтетический учет: что это такое, описание и особенности

Эвентуальный нейтралитет: что это такое, описание и особенности

1. Зарецкая О. В. Регионализм во внешней политике Норвегии и Швеции (1945—2000 гг.): диссертация . кандидата исторических наук: 07.00.15. Помор. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. Архангельск, 2008.

2. Корунова Е. В. Деятельность Швеции в Лиге Наций в 30-е гг. // Вестник Московского университета. М., 2005. Т. 8. № 3.

3. Корунова Е. В. Нейтралитет или участие? Вторая мировая война и эволюция внешнеполитических концепций скандинавских стран // Вестник Московского университета. Серия 25: Международные отношения и мировая политика. Т. 12. № 3. М., 2020.

4. Лесиовский В. М. Тайна гибели Хаммаршёльда. М., 1985.

5. Рупасов А., Самуэльсон Л. Советско-шведские отношения: вторая половина 1940-х — начало 1960-х гг. М., 2014.

6. Советско-норвежские отношения 1917—1955: Сборник документов / редкол.: Чубарьян А. О., Ристе У., Комаров А. А., Коробочкин М. Л., Лебедев И. В., Рогинский В. В., Хольмсмарк С., Эгге О. М. М., 1997.

7. Хадениус С. Шведская политика в XX в. Конфликт и согласие. Стокгольм, 1997.

8. Agrell W. Spelet om neutralitet. Stockholm, 1983.

9. Andrén N. Internationell utveckling och svensk försvarsdoktrin. Stockholm, 1978.

10. Andrén N. Maktbalans och alliansfrihet: svensk utrikespolitik under 1900-talet. Stockholm, 1996.

11. Andrén N. Säkerhetspolitik. Analyser och tillämpningar. Stockholm, 2002

12. Åström S. The Swedish government and Dag Hammarskjöld // The adventure of peace: Dag Hammarskjöld and the future of the UN. N. Y., 2005.

13. Bilaga 4: Den skandinaviska försvarskommittén. // Om kriget kommit… Förberedelse för mottagande av militärt bistånd 1949—1969. Bilagor. Statens offentliga utredningar (SOU) 1994:11. Stadsrådsberedningen. Betänkande av Neutralitetspolitikkommissionen. Stockholm, 1994.

14. Bjereld U., Johansson A. W., Molin K. Sveriges säkerhet och världens fred: svensk utrikespolitik under kalla kriget. Stockholm, 2008.

15. Bring O. Neutralitetens uppgång och fall. Eller den gemensamma säkerhetens historia. Stockholm, 2008.

16. Cars H. C., Skoglund C., Zetterberg K. Svensk försvarspolitik under efterkrigstiden. Stockholm, 1986.

17. Dalsjö R. Lost: The Rise and Fall of “Neutral” Sweden’s Secret Reserve Option of Wartime Help from the West. Stockholm, 2006.

18. Erlander T. Memoarer 1949—1954. Stockholm, 1974.

19. Harrison D. Jag har ingen vilja till makt. Biografi över Tage Erlander. Stockholm, 2017.

20. Haskel B. G. The Scandinavian option. Opportunities and Opportunity Costs in Postwar Scandinavian Foreign Policies. Oslo, 1976.

21. Hirschfeldt L. Scandinavian och Atlantpakten. De skandinaviska alliansföhandlingarna 1948—1949. Stockholm, 1949.

22. Huldt B. Sweden, the United Nations and Decolonization: A Study of Swedish Participation in the Fourth Committee of the General Assembly 1946—1969. Stockholm, 1974.

23. Komarov A. The Soviet View // Cold War views on Sweden / ed. by G. Arteus, K. Zetterberg. Falun, 2018.

24. Landsmøtet 1949 protokoll over forhandlingene på det 33. ordinære landsmøte 17—20 Februar 1949 i Oslo. Oslo, 1950.

25. Linder J. Svår neutralitet. Sverige under två sekel. Avesta, 2003.

26. Ludders E. Sweden and Western Intelligence Collaboration. A Regime Study. Stockholm, 1991.

27. Malmborg M., af. Den ståndaktiga nationalstaten: Sverige och den västeuropeiska integrationen 1945—1959. PhD Dissertation. Lund, 1994.

28. Malmborg M., af. Neutrality and State Building in Sweden. Basingstoke, 2001.

29. Molin K., Olesen T. B. Security Policy and Domestic Politics in Scandinavia 1948—1949 // Independence Versus Integration. Denmark, Scandinavia and Western Europe, 1945—1960. Odense University Press, 1995.

30. Molin K. Omstridd neutralitet. Experternas kritik av svensk utrikespolitik 1948—1950. Stockholm, 1991.

31. Möller Y. Östen Undén: en biografi. Stockholm, 1986.

32. Nilson B. Undéns tredje väg: Sverige i det kalla kriget, 1950—1952 // Scandia. Tidskrift för historisk forskning. Band 60. № 1. 1994.

34. Skodvin M. Norden eller NATO? Utenriksdepartementet og alliansesp̈ørsmålet, 1947—1949. Oslo, 1971.

35. Sverige inför en ny världsordning, 1945—1950. Formativa år för svensk utrikespolitik? / red. C. Silva, T. Jonter. Stockholm, 1995.

36. Undén Ö. Svensk utrikespolitik. Stockholm, 1941.

37. Undén Ö. Sveriges utrikespolitik. Tal i riksdagen den 4 februari 1948. Stockholm, 1948.

38. Undén Ö. Tamkar om utrikespolitik. Stockholm, 1963.

39. Wahlbäck K. Försvarsförbundsförhandlingarna 1948—1949 // Norden i sicksack. Tre spårbyten inom norskt samarbete. Stockholm, 2000.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: