Федеральная антитеррористическая комиссия: что это значит

Антитеррористическая защищенность объекта: что должен знать руководитель

эксперт по технологиям оценки профессиональных рисков, систем мотивации и обучения персонала, аудитор систем менеджмента качества

Рассказываем, каковы обязанности руководителя организации в части защиты объектов от террористического акта, как обеспечить безопасность работников и посетителей, избежать административного или уголовного наказания

Основные понятия и нормативно-правовое регулирование

Что такое антитеррористическая защищенность объекта

Противодействовать терроризму обязаны не только органы государственной и муниципальной власти. Обычные граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица должны организовать работу по предупреждению терроризма. Для этого необходимо обеспечить безопасность собственных или арендуемых зданий и сооружений.

Каждый объект должен быть максимально защищен от угрозы извне. Если это школа, директор принимает меры, чтобы террористы не проникли на территорию, а если такое произошло, чтобы помощь была вызвана мгновенно. Персонал должен знать свои действия на случай террористической угрозы, уметь оказать первую помощь пострадавшим.

Антитеррористическая защищенность объекта (далее — АТЗ) — состояние здания или территории, которое не позволит совершить террористический акт. Цель АТЗ — сберечь жизнь и здоровье людей, сохранность имущества, окружающей среды, флоры и фауны.

Чтобы обеспечить АТЗ, организация должна:

  • провести оценку уязвимости,
  • составить акт обследования;
  • категорировать объект защиты;
  • составить, согласовать паспорт безопасности и актуализировать его по мере необходимости;
  • отслеживать, как выполняется план по повышению защищенности, проводить ежегодные проверки.

Какие объекты подлежат антитеррористической защищенности

Марина Шобохонова, специалист по техносферной безопасности, эксперт по независимой оценке квалификации в области охраны труда:

Согласно ч. 6 ст. 3 Закона «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 № 35-ФЗа антитеррористической защищенности подлежат места массового пребывания, к которым относятся:

  • территории общего пользования поселения, муниципального округа или городского округа,
  • специально отведенные территории за их пределами,
  • места общего пользования в здании, строении, сооружении или ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более 50 человек.

В одной организации может быть несколько объектов защиты, если в каждом из зданий или строений находится одновременно больше 50 человек.

Какие нормативные акты регулируют эту сферу

Требования к антитеррористической защищенности объектов и территорий, их категории и формы паспортов безопасности утверждает Правительство РФ (п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ). Для разных сфер деятельности разработаны отдельные документы. Они содержат правила категорирования, формы паспортов безопасности и пр.

Перечень действующих нормативных правовых актов вы найдете в нашей шпаргалке.

В конце статьи есть шпаргалка

Категорирование объекта

Каковы критерии оценки риска

Категорию зданию или территории устанавливают, опираясь на сведения о совершенных или предотвращенных террористических актах не только на самом объекте, но и в районе его расположения. Эта информация есть в сводках федеральной службы безопасности, национальной гвардии, других статистических материалах.

Также для категоризации объектов защиты специалисты применяют математико-статистические методы расчета ущерба, которые могут оценить возможные потери населения и материального оснащения в случае террористического акта.

Чем выше категория риска, тем больше мероприятий предстоит выполнить руководству организации, чтобы обеспечить защиту.

В 2020 году в России совершено 397 преступлений террористического характера. Такие данные приводятся в аналитическом сборнике Генпрокуратуры РФ о состоянии преступности в стране.

Как организовать категорирование объекта

Критерии по категорированию перечислены в постановлениях Правительства РФ. Единого набора не существует, к разным объектам применяются разные критерии, их выбор зависит от официальной статистики по предотвращенным терактам, прогнозных показателей по количеству пострадавших и материальному ущербу.

Приказ об обследовании и категорировании объекта вы найдете в нашей шпаргалке.

В конце статьи есть шпаргалка

Чтобы правильно присвоить категорию, нужны статистические данные по совершенным или предотвращенным терактам — их необходимо получить в территориальном органе безопасности района расположения организации.

Прогнозный показатель количества пострадавших принимается равным максимальному количеству единовременно пребывающих людей на объекте или территории в рабочие дни. Прогнозный показатель возможного материального ущерба — равным балансовой стоимости объекта или территории.

Пример. Расчет категории для детских учреждений стационарного типа

Учреждение для отдыха и оздоровления детей (Постановление Правительства РФ от 14.05.2021 № 732)

Антитеррористическая защищенность объектов

Какие документы надо оформить

Марина Шобохонова, специалист по техносферной безопасности, эксперт по независимой оценке квалификации в области охраны труда:

Для того чтобы работа по АТЗ была систематизированной, руководитель предприятия должен разработать несколько документов. Первый — это план организационных и технических мероприятий по защищенности вверенных ему объектов с массовым пребыванием людей.

Организационные мероприятия Технические мероприятия
Назначение ответственных за АТЗ Установка систем контроля доступа на территорию, в здания и помещения
Обучение и инструктажи по АТЗ, тренировки, обучение оказанию первой помощи пострадавшим при теракте; повышение квалификации для ответственных лиц и руководителя организации Установка системы оповещения на случай террористического акта
Заключение договоров с охранными предприятиями Оснащение объекта и территории инженерно-техническими средствами и системами охраны
Категорирование мест массового пребывания людей, с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения на них террористического акта и его возможных последствий
Разработка, утверждение, актуализация паспорта безопасности

Приказ о создании комиссии, которая реализует этот план, обследует и присвоит объекту категорию риска, станет следующим документом. В комиссию кроме руководителя организации должны войти представители территориальных органов безопасности, МВД, Росгвардии.

В организации также должны быть:

  • Паспорт безопасности объекта или территории с перечнем мероприятий по обеспечению АТЗ. Это основной документ, подлежащий проверке. Его составляют с учетом присвоенной категории риска, сроков реализации мероприятий, объема планируемых работ и выделенных средств на два финансовых года, следующих за текущим.
  • Приказ о мерах по защите информации при разработке и хранении паспорта безопасности.
  • План взаимодействия с с территориальными органами безопасности, МВД РФ, Росгвардии. Нужен, потому что система антитеррористической защиты не может существовать обособленно. Она должна соответствовать характеру деятельности, быть интегрированной в систему управления предприятием.
  • Положение (инструкция) об организации пропускного и внутриобъектового режимов и план действий при установлении уровней террористической опасности.

Какие мероприятия провести

Нужна обучающая работа с персоналом организации и посетителями. Если речь идет о школе, то каждый ученик должен знать план эвакуации в случае сигнала угрозы теракта.

Проводите плановые учения и тренировки по отработке правильных действий. Всех работников и посетителей известите о правилах эвакуации, применении средств индивидуальной и коллективной защиты, месте сбора при эвакуации. Для этой цели нужно проводить инструктажи по АТЗ. Уделите внимание отработке действий при условном совершении террористического акта. Проводите устные опросы, записи о них вносите в журналы проведения инструктажа и практических занятий.

Кого назначить ответственным за АТЗ

Для реализации всех планов, включая тренировки, оснащение СКУД, взаимодействие с ФСБ, МВД и Росгвардией и пр., необходимо назначить ответственных. Они вместе с руководителем организации должны пройти повышение квалификации по АТЗ.

Нельзя назначать ответственными тех, кто не обладает административно-управленческим ресурсом. Полномочия зафиксируйте в должностных инструкциях сотрудников, формулировки вы найдете в отраслевых постановлениях Правительства РФ.

Примеры должностных обязанностей:

Как обучить оказанию первой помощи пострадавшим

Сергей Мещерин, к.м.н., врач-хирург, организатор здравоохранения:

Обучение работников и посетителей объекта, например учеников школы или пациентов больницы, проводится по программам, которые не отличаются от программ обучения оказанию первой помощи пострадавшим на производстве. Составляются они на основе Приказа Минздравсоцразвития России от 04.05.2012 № 477н. Обучение можно провести внутри самой организации или направить сотрудников в учебный центр.

Первая помощь при терактах нужна в следующих ситуациях:

  • отсутствие сознания,
  • остановка дыхания и кровообращения,
  • наружные кровотечения,
  • инородные тела в верхних дыхательных путях,
  • травмы различных областей тела,
  • ожоги, эффекты воздействия высоких температур, теплового излучения,
  • отморожение и другие эффекты воздействия низких температур,
  • отравления.

Чтобы обучить работников и посетителей, организация должна приобрести и подготовить технические средства: тренажеры, учебные пособия, плакаты, стенды, памятки.

Обратите внимание: работник, который будет проводить обучение оказанию первой помощи при терактах, обязан пройти повышение квалификации в учебном центре (ст. 31 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ).

Паспорт безопасности объекта и другие документы

Как заполнить паспорт

В постановлениях Правительства РФ, регулирующих эту сферу, фигурирует понятие «паспорт безопасности». Поэтому юридически правильным будет использовать именно этот термин, а не «паспорт антитеррористической защищенности», который также встречается в различных нормативных правовых актах.

Паспорт безопасности состоит из обязательных разделов:

  1. Общие сведения об объекте (территории). Это сведения из устава организации, ЕГРЮЛ/ЕГРИП, из кадастрового паспорта.
  2. Сведения о работниках, обучающихся и иных лицах, находящихся на объекте (территории). Укажите среднее количество сотрудников и посетителей, сведения о площади объекта и режиме работы организации, например, количество смен.
  3. Сведения о критических элементах объекта (территории). Это важная информация, которая опирается на вероятностные методы. Критические элементы — это потенциально опасные элементы объекта, незаконное вмешательство в которые приведет к нарушению функционирования объекта.
  4. Прогноз последствий в результате совершения на объекте (территории) террористического акта.
  5. Оценка социально-экономических последствий совершения террористического акта. Этот раздел заполняется на основе бухгалтерских данных с учетом стоимости активов.
  6. Силы и средства, привлекаемые для обеспечения антитеррористической защищенности объекта (территории). Укажите, кто охраняет объект: частное охранное предприятие или войска Росгвардии.
  7. Меры по инженерно-технической, физической защите и пожарной безопасности объекта. Перечислите, какие автоматические системы оповещения и связи, средства пожаротушения применяются на объекте.
  8. Выводы и рекомендации.
  9. Дополнительные сведения с учетом особенностей объекта (территории).

Подробный алгоритм и образец заполнения паспорта безопасности вы получите на курсе повышения квалификации «Антитеррористическая защищенность».

Как оформить акт обследования и категорирования объекта

Акт обследования и категорирования объекта защиты — это первый этап создания паспорта безопасности. Акт составляют в двух экземплярах. Так же как и паспорту безопасности, ему присваивают гриф «ДСП» (для служебного пользования) или гриф секретности. Выбор зависит от категории объекта (ст. 8 Закона РФ от 21.07.1993 № 5485-1).

Категорирование проводят в момент ввода объекта в эксплуатацию и в случае значимых изменений его характеристик, например, при монтаже новой автоматической системы пожаротушения.

Каждый федеральный орган исполнительной власти (министерство, ведомство), в ведении которого находятся организации, разрабатывает методический материал, который помогает составлять акт обследования и категорировать объекты защиты.

Пример. Для вузов применяется Письмо Минобрнауки России от 22.02.2018 № ТС-543/12. Для школ и детских садов — Письмо Минпросвещения России от 28.01.2020 № ВБ-85/12.

Акт обследования и категорирования объекта защиты составляет комиссия, назначенная приказом руководителя организации. Требования к созданию комиссии в органах исполнительной власти различны. Во всех случаях можно привлекать сотрудников органов безопасности и МВД России.

В некоторых ведомствах допустимо привлекать:

  • сотрудников специализированных организаций;
  • экспертов специализированных организаций, у которых есть право проводить экспертизу безопасности объектов (территорий);
  • работников организаций, специализирующихся в области инженерно-технического оборудования объектов, проектирования и монтажа технических средств охраны;
  • экспертов в области проектирования и эксплуатации технологических систем.

Каких-либо нормативно закрепленных прямых ограничений или запретов, кроме конфиденциальности информации, по составу комиссии нет. Собственник должен в первую очередь защищать информацию, представляющую интерес для террористов.

Ответственность за неисполнение законодательных требований

Наталья Герасименко, юрист, к.ю.н., эксперт по охране и экономике труда, руководитель направления «Охрана труда» в Контур.Школе:

Многие работодатели, к сожалению, халатно относятся к обеспечению АТЗ, притом что ужесточены меры ответственности за неисполнение законодательных требований — вплоть до уголовной ответственности.

В конце 2019 года в КоАП РФ появилась ст. 20.35, которая предусматривает ответственность за нарушения антитеррористического законодательства для объектов и территорий.

За нарушения организациям грозит штраф от 100 000 до 500 000 руб., должностным лицам — дисквалификация от полугода до трех лет или штраф от 30 000 до 50 000 руб.

Если действия виновных будут содержать признаки уголовного преступления, наступят основания для уголовного преследования конкретного человека — руководителя организации или сотрудника, который по должности занимался обеспечением безопасности и антитеррористической защищенности.

Пример. Школа не организовала режим антитеррористической защищенности, и в результате нападения погибли ученики и учителя. При этом согласно федеральному закону «Об образовании в РФ» (ч. 6-7 ст. 28 Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ) школа обязана создавать безопасные условия для учащихся и педагогов и отвечает за неисполнение этой функции. Кроме того, в отношении педагогов действует ст. 212 ТК РФ, где сказано, что работодатель обязан обеспечить безопасность своих сотрудников во время выполнения трудовых обязанностей.

В этой ситуации директор школы и его заместитель по безопасности могут быть привлечены к уголовной ответственности по ч. 3 ст. 293 УК РФ за халатность, которая привела к гибели людей. А это принудительные работы на срок до пяти лет, а также в некоторых случаях лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Второй вариант — лишение свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

Федеральная антитеррористическая комиссия: что это значит

В целях совершенствования государственного управления в области противодействия терроризму постановляю:

1. Образовать Национальный антитеррористический комитет (далее – Комитет).

2. Установить, что председателем Национального антитеррористического комитета (далее – председатель Комитета) по должности является директор Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

3. Образовать для координации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике терроризма, а также по минимизации и ликвидации последствий его проявлений антитеррористические комиссии в субъектах Российской Федерации.

Руководителями антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации по должности являются высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации.

4. Для организации планирования применения сил и средств федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов по борьбе с терроризмом, а также для управления контртеррористическими операциями образовать:

а) в составе Комитета – Федеральный оперативный штаб;

б) оперативные штабы в субъектах Российской Федерации.

(Пункт в редакции Указа Президента Российской Федерации от 02.08.2006 № 832с)

41. Возложить функцию по непосредственному руководству специальными силами и средствами по обнаружению и пресечению деятельности террористических организаций и групп, их лидеров и лиц, участвующих в организации и осуществлении террористических актов на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, на оперативные штабы в субъектах Российской Федерации, на территориях которых дислоцируются указанные силы и средства.

Абзац. (Утратил силу – Указ Президента Российской Федерации от 26.12.2015 № 664)

Абзац. (Утратил силу – Указ Президента Российской Федерации от 26.12.2015 № 664)

Абзац. (Утратил силу – Указ Президента Российской Федерации от 26.12.2015 № 664)

(В редакции указов Президента Российской Федерации от 02.08.2006 № 832с; от 10.11.2009 № 1267 – вступает в силу с 1 октября 2009 г.)

5. Установить, что:

а) решения Федерального оперативного штаба, принятые в соответствии с его компетенцией, обязательны для всех государственных органов, представители которых входят в его состав и в состав оперативных штабов в субъектах Российской Федерации;

б) решения оперативных штабов в субъектах Российской Федерации, принятые в соответствии с их компетенцией, обязательны для всех государственных органов, представители которых входят в их состав.

6. Установить, что:

а) руководителя Федерального оперативного штаба назначает председатель Комитета;

б) руководителями оперативных штабов в субъектах Российской Федерации по должности являются руководители территориальных органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации в соответствующих субъектах Российской Федерации, если председателем Комитета не принято иное решение; (В редакции указов Президента Российской Федерации от 02.08.2006 № 832с; от 10.11.2009 № 1267 – вступает в силу с 1 октября 2009 г.)

в) (Утратил силу с 1 октября 2009 г. – Указ Президента Российской Федерации от 10.11.2009 № 1267)

г) (Утратил силу – Указ Президента Российской Федерации от 29.07.2017 № 345)

7. (Утратил силу – Указ Президента Российской Федерации от 02.08.2006 № 832с)

71. Министерству внутренних дел Российской Федерации совместно с Министерством обороны Российской Федерации до 15 декабря 2006 г. представить в установленном порядке предложения по реорганизации Объединенной группировки, предусмотрев возможность поэтапного вывода в 2007 – 2008 годах подразделений внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации и Вооруженных Сил Российской Федерации, дислоцированных в Чеченской Республике на временной основе. (Дополнен – Указ Президента Российской Федерации от 02.08.2006 № 832с)

8. (Утратил силу – Указ Президента Российской Федерации от 26.12.2015 № 664)

81. (Утратил силу – Указ Президента Российской Федерации от 26.12.2015 № 664)

9. (Утратил силу – Указ Президента Российской Федерации от 26.12.2015 № 664)

10. Утвердить прилагаемые:

а) (Утратил силу – Указ Президента Российской Федерации от 26.12.2015 № 664)

б) (Утратил силу – Указ Президента Российской Федерации от 02.09.2012 № 1258)

в) состав антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации по должностям;

г) состав Федерального оперативного штаба по должностям;

д) состав оперативного штаба в субъекте Российской Федерации по должностям; (В редакции указов Президента Российской Федерации от 02.08.2006 № 832с; от 10.11.2009 № 1267 – вступает в силу с 1 октября 2009 г.)

е) (Утратил силу с 1 октября 2009 г. – Указ Президента Российской Федерации от 10.11.2009 № 1267)

11. Образовать для организационного и материально-технического обеспечения деятельности Комитета, Федерального оперативного штаба и оперативных штабов в субъектах Российской Федерации:

а) в составе Федеральной службы безопасности Российской Федерации – аппарат Национального антитеррористического комитета;

б) в органах федеральной службы безопасности – аппараты соответствующих оперативных штабов.

12. Установить, что:

а) положение об антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации и ее регламент утверждаются председателем Комитета;

б) организационное и материально-техническое обеспечение деятельности антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации осуществляется высшими должностными лицами (руководителями высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации.

13. Увеличить штатную численность центрального аппарата:

а) Федеральной службы безопасности Российской Федерации – на 300 единиц;

б) Федеральной службы охраны Российской Федерации – на 7 единиц.

14. Установить, что:

а) структура аппаратов Комитета, Федерального оперативного штаба и оперативных штабов в субъектах Российской Федерации, штатная численность указанных аппаратов и порядок их комплектования определяются директором Федеральной службы безопасности Российской Федерации;

б) должности в аппаратах Комитета, Федерального оперативного штаба и оперативных штабов в субъектах Российской Федерации подлежат замещению федеральными государственными служащими, в том числе военнослужащими органов федеральной службы безопасности, а также прикомандированными к Федеральной службе безопасности Российской Федерации военнослужащими и сотрудниками федеральных органов исполнительной власти по согласованию с такими органами.

15. Председателю Комитета, руководителям Федерального оперативного штаба и оперативных штабов в субъектах Российской Федерации в месячный срок утвердить их персональный состав.

16. Председателю Комитета:

а) в 2-месячный срок утвердить:

положения о Федеральном оперативном штабе и оперативных штабах в субъектах Российской Федерации;

положения об аппаратах Комитета, Федерального оперативного штаба и оперативных штабов в субъектах Российской Федерации, а также их структуру;

б) в 3-месячный срок внести в установленном порядке предложения по совершенствованию управления контртеррористическими операциями на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации;

в) в 4-месячный срок утвердить положение об антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации и ее регламент.

17. Правительству Российской Федерации:

а) в 2-месячный срок представить предложения по приведению актов Президента Российской Федерации в соответствие с настоящим Указом;

б) в 3-месячный срок решить в установленном порядке финансовые, материально-технические и иные вопросы, связанные с реализацией настоящего Указа;

в) привести свои акты в соответствие с настоящим Указом.

18. Федеральной службе безопасности Российской Федерации в 2-месячный срок представить в установленном порядке предложения:

а) о внесении изменений в Положение о Федеральной службе безопасности Российской Федерации;

б) о внесении изменений в перечень воинских должностей, подлежащих замещению высшими офицерами в органах федеральной службы безопасности;

в) об изменении общего количества воинских должностей, подлежащих замещению полковниками (капитанами 1 ранга) в органах федеральной службы безопасности.

19. Признать утратившими силу:

распоряжение Президента Российской Федерации от 13 сентября 2004 г. № 421-рп “Об образовании Комиссии по вопросам координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в Южном федеральном округе” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 38, ст. 3792);

распоряжение Президента Российской Федерации от 29 октября 2004 г. № 511-рп “О внесении изменений в состав Комиссии по вопросам координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в Южном федеральном округе, утвержденный распоряжением Президента Российской Федерации от 13 сентября 2004 г. № 421-рп” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 44, ст. 4345);

распоряжение Президента Российской Федерации от 18 февраля 2005 г. № 62-рп “О Комиссии по вопросам координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в Южном федеральном округе” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 8, ст. 646).

20. Настоящий Указ вступает в силу со дня вступления в силу Федерального закона “О противодействии терроризму”.

Президент Российской Федерации В.Путин

15 февраля 2006 года

УТВЕРЖДЕНОУказом ПрезидентаРоссийской Федерацииот 15 февраля 2006 г.№ 116

ПОЛОЖЕНИЕ о Национальном антитеррористическом комитете

(Утратило силу – Указ Президента Российской Федерации от 26.12.2015 № 664)

УТВЕРЖДЕНуказом ПрезидентаРоссийской Федерацииот 15 февраля 2006 г.№ 116

СОСТАВ Национального антитеррористического комитета по должностям

(Утратил силу – Указ Президента Российской Федерации от 02.09.2012 № 1258)

УТВЕРЖДЕН Указом Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 г. № 116 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 02.08.2006 № 832с)

СОСТАВ антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации по должностям
(В редакции указов Президента Российской Федерации от 08.08.2008 № 1188; от 07.12.2016 № 656)

Высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации (председатель комиссии)

Начальник территориального органа ФСБ России (заместитель председателя комиссии)

Представитель законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации (по согласованию)

Начальник территориального органа МВД России

Начальник Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации

Абзац (Утратил силу – Указ Президента Российской Федерации от 07.12.2016 № 656)

Начальник Центра специальной связи и информации ФСО России в субъекте Российской Федерации*

* По решению председателя антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации в состав комиссии могут включаться иные должностные лица федеральных органов исполнительной власти, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с соответствующими органами.

УТВЕРЖДЕНУказом ПрезидентаРоссийской Федерацииот 15 февраля 2006 г.№ 116

СОСТАВ Федерального оперативного штаба по должностям
(В редакции указов Президента Российской Федерации от 02.08.2006 № 832с; от 04.11.2007 № 1470; от 08.08.2008 № 1188; от 04.06.2009 № 631; от 02.09.2012 № 1258; от 26.06.2013 № 579; от 27.06.2014 № 479; от 07.12.2016 № 656; от 07.12.2016 № 657)

Министр внутренних дел Российской Федерации (заместитель руководителя штаба)

Заместитель директора ФСБ России – руководитель аппарата Национального антитеррористического комитета (заместитель руководителя штаба) (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 02.08.2006 № 832с)

Министр обороны Российской Федерации (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 04.11.2007 № 1470)

Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

Министр иностранных дел Российской Федерации

Директор СВР России

Абзац (Утратил силу – Указ Президента Российской Федерации от 07.12.2016 № 656)

Директор ФСО России

Директор Росфинмониторинга (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 02.09.2012 № 1258)

Начальник Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации – первый заместитель Министра обороны Российской Федерации (Дополнен – Указ Президента Российской Федерации от 08.08.2008 № 1188)

Заместитель Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 26.06.2013 № 579)

Абзац (Утратил силу – Указ Президента Российской Федерации от 07.12.2016 № 657)

Председатель Следственного комитета Российской Федерации (Дополнен – Указ Президента Российской Федерации от 26.06.2013 № 579)

Директор Росгвардии – главнокомандующий войсками национальной гвардии Российской Федерации (Дополнен – Указ Президента Российской Федерации от 07.12.2016 № 657)

УТВЕРЖДЕН Указом Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 г. № 116 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 02.08.2006 № 832с)

СОСТАВ оперативного штаба в субъекте Российской Федерации по должностям
(В редакции указов Президента Российской Федерации от 08.08.2008 № 1188, от 10.11.2009 № 1267, от 07.12.2016 № 656, от 29.07.2017 № 345, от 25.11.2019 № 569)

Начальник территориального органа ФСБ России (руководитель штаба)*

Начальник территориального органа МВД России (заместитель руководителя штаба)

Начальник Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации

Представитель Вооруженных Сил Российской Федерации (по согласованию)

Абзац (Утратил силу – Указ Президента Российской Федерации от 07.12.2016 № 656)

Начальник Центра специальной связи и информации ФСО России в субъекте Российской Федерации

Заместитель высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации**

Начальник территориального органа Росгвардии (Дополнен – Указ Президента Российской Федерации от 29.07.2017 № 345)

Руководитель следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации (Дополнен – Указ Президента Российской Федерации от 25.11.2019 № 569)

* Если председателем Национального антитеррористического комитета не принято иное решение.

** По решению руководителя оперативного штаба в субъекте Российской Федерации в состав штаба могут включаться иные должностные лица федеральных органов исполнительной власти, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с соответствующими органами. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 10.11.2009 № 1267 – вступает в силу с 1 октября 2009 г.)

УТВЕРЖДЕН Указом Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 г. № 116

Федеральная антитеррористическая комиссия: что это значит

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Касьянов

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 10 декабря 2002 года N 880

ПОЛОЖЕНИЕ
о Федеральной антитеррористической комиссии

1. Федеральная антитеррористическая комиссия (далее именуется – Комиссия) является координационным органом, обеспечивающим взаимодействие субъектов, осуществляющих борьбу с терроризмом.

2. Комиссия руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также настоящим Положением.

Комиссия осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также заинтересованными организациями.

3. Основными задачами Комиссии являются:

выработка основ государственной политики в области борьбы с терроризмом в Российской Федерации и рекомендаций, направленных на повышение эффективности работы по выявлению и устранению причин и условий, способствующих возникновению терроризма и осуществлению террористической деятельности;

анализ информации о состоянии терроризма и тенденциях его развития на территории Российской Федерации;

координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих борьбу с терроризмом, в целях достижения согласованности их действий по предупреждению, выявлению и пресечению террористических акций, а также выявлению и устранению причин и условий, способствующих подготовке и реализации террористических акций;

участие в международном сотрудничестве, в том числе в подготовке международных договоров Российской Федерации в области борьбы с терроризмом;

выработка предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации в области борьбы с терроризмом.

4. Комиссия имеет право:

принимать в пределах своей компетенции решения, необходимые для организации, координации и совершенствования взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих борьбу с терроризмом, и направленные на предупреждение, выявление и пресечение террористических акций;

запрашивать у государственных, общественных и иных организаций и должностных лиц необходимые документы, материалы и информацию;

создавать рабочие группы для решения вопросов, входящих в компетенцию Комиссии, и определять порядок работы этих групп;

привлекать должностных лиц и специалистов органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций (по согласованию с их руководителями) для участия в работе Комиссии;

вносить в установленном порядке предложения по входящим в компетенцию Комиссии вопросам, требующим решения Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;

осуществлять контроль за ходом выполнения решений Комиссии.

5. Члены Комиссии обязаны:

присутствовать на заседаниях Комиссии, участвовать в обсуждении рассматриваемых вопросов и выработке по ним решений;

при невозможности присутствия на заседании заблаговременно извещать об этом ответственного секретаря Комиссии;

в случае необходимости направлять ответственному секретарю Комиссии свое мнение по вопросам повестки дня в письменном виде.

6. Заседания Комиссии проводятся в соответствии с планом работы Комиссии, но не реже одного раза в 3 месяца, либо при необходимости безотлагательного рассмотрения вопросов, входящих в ее компетенцию.

Подготовка материалов к заседанию Комиссии осуществляется представителями федеральных органов исполнительной власти, к ведению которых относятся вопросы повестки дня. Материалы должны быть представлены в рабочий аппарат Комиссии не позднее 5 дней до дня проведения заседания.

В случае непредставления материалов в установленный Комиссией срок вопрос может быть снят с рассмотрения либо рассмотрен на другом заседании.

Решения Комиссии принимаются открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов Комиссии.

7. Решения, принимаемые Комиссией в соответствии с ее компетенцией, являются обязательными для всех федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, региональных антитеррористических комиссий, а также организаций Российской Федерации.

8. Председатель Комиссии:

осуществляет руководство деятельностью Комиссии;

утверждает принятые Комиссией решения;

утверждает положение о рабочем аппарате и рабочих группах Комиссии;

принимает решение о проведении заседания Комиссии при необходимости безотлагательного рассмотрения вопросов, входящих в ее компетенцию;

распределяет обязанности между членами Комиссии.

9. Организационно-техническое обеспечение деятельности Комиссии осуществляется Федеральной службой безопасности Российской Федерации.

Информационно-аналитическое обеспечение деятельности Комиссии осуществляется федеральными органами исполнительной власти, представленными в Комиссии, а также другими федеральными органами исполнительной власти, которые участвуют в предупреждении, выявлении и пресечении террористической деятельности в пределах своей компетенции или вопросы которых предполагается рассмотреть на заседании Комиссии.

10. Комиссия имеет бланк со своим наименованием.

Антитеррористическая безопасность в школе и детском саду: как обеспечить соблюдение норм

Защита детей — глобальная задача как родителей, так и педагогов в школах и детских садах. Сегодня понятие «терроризм» прочно вошло в наш лексикон, и любому взрослому нужно знать не только, что самому делать в экстренной ситуации, но и как помочь детям, оказавшимся рядом. Кроме того, в этом вопросе важны и меры профилактики, поэтому мы рассказываем, как образовательным учреждениям соблюдать нормы антитеррористической безопасности.

Документы и нормы: чем регулируется антитеррористическая защищенность образовательных учреждений

В любом образовательном учреждении — школе, гимназии, лицее, частном или государственном детском саду — должны быть две папки с документами по антитеррористической безопасности. В первой собраны все нормативные акты, которыми регулируется вопрос антитеррора, во второй — документы конкретной организации.

Школа может сама дополнять первую папку необходимыми документами (когда появляются новые или обновляются старые), но минимальный набор выглядит так:

Постановление Правительства РФ от 25 декабря 2013 г. № 1244 «Об антитеррористической защищенности объектов (территорий)».

Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» (с изменениями и дополнениями).

Федеральный закон от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (с изменениями и дополнениями).

Письмо Министерства образования и науки РФ от 4 июня 2008 г. № 03-1423 «О методических рекомендациях».

Уголовный кодекс РФ, раздел 9 «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка», гл.24, ст. 205 «Терроризм» (принят Госдумой 24.05.96).

Постановление Правительства РФ от 15.09.99 № 1040 «О мерах по противодействию терроризму».

Комплексный план противодействия идеологии терроризма в РФ на 2019-2023 гг.

Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 N 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)»

Какие требования установлены законом по антитеррору в образовательных учреждениях

Для школ. За антитеррористическую безопасность в школах отвечает администрация вместе с муниципальными властями и правоохранительными органами населенного пункта. Требования для школ такие:

Обеспечить безопасность силами вневедомственной охраны или частных предприятий, предотвращать опасные ситуации, проверять всех, кто входит в здание, защищать персонал и детей от любых насильственных действий на территории.

Установить металлические двери, решетки на окна, системы сигнализации, камеры и систем контроля за радиационным и химическим состоянием окружающей среды.

Составить паспорт антитеррористической защищенности.

Постоянно контролировать противопожарную и электробезопасность.

Обучать персонал и учеников мероприятиям по гражданской обороне и улучшать материально-техническое оснащение школы.

Общаться с родителями и объяснять, как они могут повлиять на безопасность.

Проводить совещания и планерки по вопросам противодействия экстремизму и терроризму.

Для детских садов. К дошкольным образовательным учреждениям выдвигаются те же требования, что и к школам. Комплекс мер по антитеррористической защищенности включает:

Установку кнопки тревожной сигнализации.

Разработку паспорта антитеррористической защищенности.

Проведение учебных эвакуационных тренировок для обучения алгоритму действий при теракте.

Ограничение доступа посторонних в здание и на территорию детского сада.

Педагоги и персонал как в саду, так и в школе, должны быть бдительными, уметь адекватно действовать в экстренной ситуации, четко выполнять инструкции руководства и ответственных сотрудников. От правильных действий взрослых во время теракта зависит многое.

Какие документы должны быть в образовательных учреждениях по антитеррористической защищенности

В каждом образовательном учреждении должен быть Паспорт антитеррористической защищенности.

В этом документе:

есть сведения о том, как организована антитеррористическая безопасность в школе;

представлены возможные сценарии развития кризисных событий;

отмечены слабые места в плане защищенности объекта и варианты исправления ситуации;

есть оценка возможных последствий теракта.

Паспорт нужен, чтобы оценить объект в плане недопущения терактов и минимизации их последствий.

Помимо этого, в каждой школе и детском саду должны быть и другие документы:

положение об организации пропускного режима в образовательном учреждении;

план по обеспечению антитеррористической и пожарной безопасности образовательного учреждения, который утверждается перед началом нового учебного года. В нем предусматриваются мероприятия не только в учебное, но и каникулярное время, в т.ч. и в летний период. Если в план включены совместные мероприятия с сопредельными ведомствами, то он должен согласовываться и с руководителями этих ведомств;

перспективный план оборудования образовательного учреждения инженерно-техническими средствами охраны и обеспечения безопасности (составляется на 3-5 лет с указанием объемов и источников финансирования, ответственных за реализацию пунктов плана);

план обеспечения безопасности образовательного учреждения при проведении массовых мероприятий (праздника, выпускного балла, общешкольных спортивных соревнований экзаменов и т.п.);

план-схема охраны образовательного учреждения;

инструкция (памятка) по действиям должностных лиц и персонала в чрезвычайных ситуациях;

план эвакуации учащихся, воспитанников, сотрудников образовательного учреждения при возникновении чрезвычайной ситуации (террористического акта) (утверждается руководителем образовательного учреждения, подписывается ответственным лицом учреждения за выполнение мероприятий по антитеррористической защите образовательного учреждения);

памятка руководителю образовательного учреждения о первоочередных действиях при угрозе террористического акта или возникновении иных нештатных ситуаций;

памятка дежурному администратору (дежурному) образовательного учреждения о первоочередных действиях при угрозе террористического акта или возникновении иных нештатных ситуаций;

функциональные обязанности сотрудника учреждения, ответственного за выполнение мероприятий по антитеррористической защите образовательного учреждения;

должностные инструкции сотрудника, подразделения охраны (утверждаются руководителем учреждения, подписываются ответственным лицом учреждения за выполнение мероприятий по антитеррористической защите объекта, согласуются с руководством охранного предприятия);

противодиверсионный (антитеррористический) паспорт образовательного учреждения.

Какие мероприятия по антитеррору нужно проводить и кто за них отвечает

Отвечает за антитеррористическую безопасность в школе и детском саду всегда руководитель — директор образовательного учреждения. Его задача — организовать взаимодействие с правоохранительными органами и контролировать безопасность на всей территории учебного заведения.

Помимо руководителя, за безопасностью в школе и ДОУ следит антитеррористическая комиссия. В нее входят:

начальник штаба гражданской обороны,

другие специалисты, которых назначит руководитель.

Антитеррористическая комиссия составляет план работы, проводит полную инвентаризацию помещений, проверяет все входы и выходы в здание и на территорию. Члены комиссии решают, сколько дверей оставить открытыми — остальные при этом опечатывают.

разрабатывает инструкции по антитеррористической безопасности;

описывает действия персонала и детей в случае угрозы;

ежедневно осматривает территорию и места, в которых возможна закладка взрывного устройства;

регулярно проверяет склады (особенно после поступления каких-то новых материалов);

участвует в подборе кадров;

проводит инструктаж для учеников совместно с правоохранительными органами.

Весь персонал образовательного учреждения должен знать, как действовать при захвате в заложники, при обнаружении подозрительного предмета, при угрозе или совершении теракта. Формула безопасности достаточно проста:

избегать ее по возможности,

при необходимости действовать четко и решительно,

активно просить о помощи и оказывать ее другим.

Обучение по антитеррористической безопасности на курсах повышения квалификации для педагогов

Все образовательные учреждения России должны соблюдать установленные на законодательном уровне требования по антитеррору. Своевременно узнать об изменениях в этой сфере можно на курсе повышения квалификации в АБиУС.

Программа курса соответствует требованиям:

– Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

– Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 N 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)»

После окончания слушатель получит удостоверение о повышении квалификации и узнает все об антитеррористической защищенности школ и детских садов. Кроме этого, на курсе подробно изучается вопрос нормативно-правового регулирования этого вопроса. Обучение заочное и дистанционное — его могут пройти педагоги и сотрудники ДОУ из любого города и региона РФ.

Академия уже больше 20 лет занимается повышением квалификации педагогов школ и детских садов. Учителя постоянно сталкиваются с новыми трудностями, для решения которых зачастую не хватает просто знаний и опыта. Плюс ко всему на государственном уровне регулярно вводятся новые правила и формируются новые нормы. Программа «Современные технологии в педагогике» поможет сориентироваться в актуальных методах воспитания школьников и сделать так, чтобы вся работа соответствовала ФГОС. А для того, чтобы работа детского сада тоже соответствовала госстандартам, в Академии разработали программу «ФГОС в дошкольном образовании». За две недели сотрудники смогут узнать все об организации образовательного процесса в ДОУ и приведут все процессы в соответствие правилам.

Если статья была вам полезна, пожалуйста, оцените ее по “звездной” шкале ниже, где 5 звезд – очень полезна.

Мы хотим, чтобы вы читали только интересные материалы, и будем благодарны за обратную связь!

Фальсификация избирательных документов: что это значит

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Публикации и практика
  • Главная
  • Статья 142 УК РФ. Фальсификация избирательных документов, документов референдума, документов общероссийского голосования

Уголовный кодекс РФ в последней редакции:

Статья 142 УК РФ. Фальсификация избирательных документов, документов референдума, документов общероссийского голосования

1. Фальсификация избирательных документов, документов референдума, документов общероссийского голосования, если это деяние совершено членом избирательной комиссии, комиссии референдума, уполномоченным представителем избирательного объединения, группы избирателей, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, а также кандидатом или уполномоченным им представителем, –

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Подделка подписей избирателей, участников референдума в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением, инициативы проведения референдума или заверение заведомо подделанных подписей (подписных листов), совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, либо соединенные с подкупом, принуждением, применением насилия или угрозой его применения, а также с уничтожением имущества или угрозой его уничтожения, либо повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, –

наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

3. Незаконное изготовление, а равно хранение либо перевозка незаконно изготовленных избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме, бюллетеней для общероссийского голосования, открепительных удостоверений –

наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Вернуться к оглавлению документа: Уголовный кодекс РФ в последней редакции

Комментарии к статье 142 УК РФ

Частью 2 ст. 32 Конституции РФ гарантировано право граждан на участие в выборах или референдуме.

Общественная опасность данного преступления заключается в посягательстве на право граждан Российской Федерации осуществлять свое избирательное право.

Объект преступления, предусмотренного ст. 142 УК РФ является конституционное право граждан на свое волеизъявление, а также установленный порядок проведения выборов или референдума организаторами или функционерами комиссии по проведению референдума или выборов либо членами инициативных групп.

Предметом преступления являются избирательные документы, документы референдума, подписные листы, списки кандидатов, избирательные бюллетени, бюллетени для голосования на референдуме, документы о праве голосования не по месту жительства (открепительное удостоверение).

Предмет преступления определяется специальными законами, например, Федеральными законами “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации”, “О выборах Президента Российской Федерации” и др.

С объективной стороны преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 142 УК РФ, состоит в фальсификации избирательных документов, документов референдума, документов общероссийского голосования.

Фальсификация избирательных документов (документов референдума) может заключаться в подчистке, внесении ложных записей, их дополнении несуществующими данными, подмене документов и другом искажении данных.

Состав преступления, предусмотренного статьей 142 УК РФ формальный, за исключением альтернативно указанного в ч. 2 ст. 142 УК РФ материального состава (в материальном составе виновный должен предвидеть наступление общественно опасных последствий и желать или сознательно допускать их наступление).

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла (при формальном составе по ч. 1 и 3 ст. 142 УК РФ) и прямым или косвенным умыслом (при материальном составе по ч. 2 ст. 142 УК РФ, предусматривающим наступление последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства).

Субъект преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 142 УК РФ, специальный. Им может быть только:

  • член избирательной комиссии, комиссии референдума;
  • уполномоченный представитель избирательного объединения, избирательного блока, группы избирателей, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума;
  • кандидат;
  • уполномоченный кандидатом представитель.

Часть 2 ст. 142 УК РФ

Объективную сторону состава преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 142 УК РФ, составляет выполнение альтернативных действий:

  • подделка подписей избирателей, участников референдума в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением, инициативы проведения референдума;
  • заверение заведомо подделанных подписей (подписных листов).

Под подделкой подписей избирателей (участников референдума) рассматривается выполнение подписей от имени одного лица другим лицом.

Для наличия объективной стороны данного состава преступления необходимо хотя бы одно из следующих обстоятельств:

  • совершение деяния группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
  • подкуп;
  • принуждение;
  • применение насилия или угроза его применения;
  • уничтожение имущества или угроза его уничтожения.

О совершении преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой см. комментарии к ст. 35 УК РФ.

Подкуп рассматривается как выплата денежных средств, передача имущества или предметов (ценностей), выполнение услуг имущественного характера, погашение долга и др. за совершение подделки подписей.

Принуждение представляет собой действия, направленные на подавление воли лица, с тем чтобы он совершил определенные действия или воздержался от их совершения по воле виновного. Это могут быть различного рода угрозы (за исключением указанных в норме, поскольку в этом случае угрозы образуют самостоятельный признак преступления), понижение в должности и иные воздействия по службе и т.д. Говоря о принуждении, необходимо, на наш взгляд, обратить внимание на решение следующей проблемы.

Применение насилия. Как насилие рассматривается физическое воздействие на человека в виде причинения вреда его здоровью, нанесения побоев, причинения физических страданий. Если применение насилия повлекло за собой причинение вреда здоровью, то дополнительная квалификация по статьям о преступлениях против здоровья человека необходима в случаях причинения вреда здоровью средней тяжести при отягчающих обстоятельствах или тяжкого вреда здоровью.

Под угрозой применения насилия понимается психическое воздействие на человека, позволяющее создать впечатление о реальной возможности применить к нему насилие.

Уничтожение имущества предполагает его разрушение или повреждение, влекущее полную утрату его потребительских свойств и экономической ценности.

Угроза уничтожения имущества означает психическое воздействие на потерпевшего, которое позволяет ему оценивать возможность ее перерастания в реальное уничтожение принадлежащего или вверенного ему имущества.

В качестве альтернативы способу совершения преступления законодателем предусмотрены общественно опасные последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

Существенное нарушение указанных прав и законных интересов – понятие оценочное. Такое нарушение может заключаться в причинении имущественного ущерба в крупном размере, в срыве избирательной кампании или кампании по проведению референдума, в дезорганизации деятельности органа государственной власти или органа местного самоуправления, в подрыве деловой репутации гражданина, организации, массовом нарушении прав граждан и др.

Субъективная сторона характеризуется виной в виде прямого или косвенного умысла.

Субъект преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 142 УК РФ, – общий – физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

При совершении преступления путем заверения заведомо поддельных подписей (подписных листов) субъект – специальный. Им может быть только лицо, уполномоченное заверять подписи (подписные листы) лиц.

Часть 3 ст. 142 УК РФ

Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 142 УК РФ, выражается в выполнении следующих незаконных действий:

  • изготовлении;
  • хранении;
  • перевозке незаконно изготовленных избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме.

Незаконное изготовление избирательных бюллетеней (бюллетеней для голосования на референдуме) может заключаться в производстве, тиражировании выше установленного количества, в нарушении установленного порядка, времени или места их изготовления.

Под хранением понимается фактическое размещение (владение) незаконно изготовленных бюллетеней у какого-либо лица, в жилище, в помещении организации или других местах.

Перевозка – это перемещение незаконно изготовленных избирательных бюллетеней (бюллетеней для голосования на референдуме) из одного места в другое с использованием любого вида транспортного средства.

Состав преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 142 УК РФ формальный; преступление окончено в момент выполнения объективной стороны преступления вне зависимости от наступления общественно опасных последствий.

Субъективная сторона характеризуется виной в виде прямого умысла.

Субъект преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 142 УК РФ, – общий – физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Прокурор разъясняет – Прокуратура Ставропольского края

Прокурор разъясняет

  • Противодействие коррупции
  • Противодействие экстремизму и терроризму
  • Противодействие незаконному обороту наркотических средств
  • Защита предпринимателей
  • Обращения граждан
  • Трудовые правоотношения
  • Жилищные правоотношения
  • Служба судебных приставов
  • Охрана природы
  • Права несовершеннолетних
  • Защита прав потребителей
  • Здравоохранение
  • Иное
  • 11 сентября 2020, 18:51

Статья 142.1 Уголовного кодекса РФ предусматривает уголовную ответственность за фальсификацию итогов голосования во время выборов или референдума.

К ответственности могут быть привлечены члены избирательной комиссии или члены комиссии референдума за следующие действия: включение неучтенных бюллетеней в число бюллетеней, использованных при голосовании; фальсификация подписей избирателей, участников референдума в списках избирателей, участников референдума; замена действительных бюллетеней с отметками избирателей, участников референдума; порча бюллетеней, приводящая к невозможности определить волеизъявление избирателей, участников референдума; незаконное уничтожение бюллетеней; заведомо неправильный подсчет голосов избирателей, участников референдума; подписание членами избирательной комиссии, комиссии референдума протокола об итогах голосования до подсчета голосов или установления итогов голосования; заведомо неверное (не соответствующее действительным итогам голосования) составление протокола об итогах голосования; незаконное внесение в протокол об итогах голосования изменений после его заполнения; заведомо неправильное установление итогов голосования, определение результатов выборов, референдума.

За представление заведомо неверных сведений об избирателях, участниках референдума либо заведомо неправильное составление списков избирателей, участников референдума, выражающееся во включении в них лиц, не обладающих активным избирательным правом, правом на участие в референдуме, или вымышленных лиц, – привлечению к ответственности подлежат соответствующие служащие органов государственной власти, органов местного самоуправления и Вооруженных Сил РФ, определенные законодательством о выборах и референдуме.

Все указанные действия влекут уголовную ответственность при наличии прямого умысла на совершение преступления.

Максимальное наказание за совершение данного преступления – лишение свободы на срок до четырех лет.

Отдел по надзору за процессуальной деятельностью

в органах Следственного комитета РФ

Прокуратура
Ставропольского края

Прокуратура Ставропольского края

11 сентября 2020, 18:51

Уголовная ответственность за фальсификацию итогов голосования во время выборов

Статья 142.1 Уголовного кодекса РФ предусматривает уголовную ответственность за фальсификацию итогов голосования во время выборов или референдума.

К ответственности могут быть привлечены члены избирательной комиссии или члены комиссии референдума за следующие действия: включение неучтенных бюллетеней в число бюллетеней, использованных при голосовании; фальсификация подписей избирателей, участников референдума в списках избирателей, участников референдума; замена действительных бюллетеней с отметками избирателей, участников референдума; порча бюллетеней, приводящая к невозможности определить волеизъявление избирателей, участников референдума; незаконное уничтожение бюллетеней; заведомо неправильный подсчет голосов избирателей, участников референдума; подписание членами избирательной комиссии, комиссии референдума протокола об итогах голосования до подсчета голосов или установления итогов голосования; заведомо неверное (не соответствующее действительным итогам голосования) составление протокола об итогах голосования; незаконное внесение в протокол об итогах голосования изменений после его заполнения; заведомо неправильное установление итогов голосования, определение результатов выборов, референдума.

За представление заведомо неверных сведений об избирателях, участниках референдума либо заведомо неправильное составление списков избирателей, участников референдума, выражающееся во включении в них лиц, не обладающих активным избирательным правом, правом на участие в референдуме, или вымышленных лиц, – привлечению к ответственности подлежат соответствующие служащие органов государственной власти, органов местного самоуправления и Вооруженных Сил РФ, определенные законодательством о выборах и референдуме.

Все указанные действия влекут уголовную ответственность при наличии прямого умысла на совершение преступления.

Максимальное наказание за совершение данного преступления – лишение свободы на срок до четырех лет.

Отдел по надзору за процессуальной деятельностью

Статья 142 УК РФ. Фальсификация избирательных документов, документов референдума

1. Фальсификация избирательных документов, документов референдума, если это деяние совершено членом избирательной комиссии, комиссии референдума, уполномоченным представителем избирательного объединения, группы избирателей, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, а также кандидатом или уполномоченным им представителем, –

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Подделка подписей избирателей, участников референдума в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением, инициативы проведения референдума или заверение заведомо подделанных подписей (подписных листов), совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, либо соединенные с подкупом, принуждением, применением насилия или угрозой его применения, а также с уничтожением имущества или угрозой его уничтожения, либо повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, –

наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

3. Незаконное изготовление, а равно хранение либо перевозка незаконно изготовленных избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме, открепительных удостоверений –

наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Комментарии к ст. 142 УК РФ

1. Фальсификация избирательных документов и документов голосования заключается в подделке, подмене документов, внесении в них ложных сведений (как при составлении документа, так и при изменении или дополнении его содержания) или удалении любыми способами и средствами из документов сведений, могущих повлиять на итоги выборов или референдума, выдвижения, регистрации кандидатов и т.п.

Перечни избирательных документов и документов референдума устанавливаются федеральным законодательством о выборах и проведении референдума.

2. Преступление считается оконченным с момента совершения деяний, указанных в ст. 142.

3. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.

4. Субъект преступления специальный – член избирательной комиссии или комиссии референдума (члены центральных комиссий Российской Федерации, комиссий субъектов Федерации, территориальных и участковых комиссий), уполномоченный представитель избирательного объединения, блока, группы избирателей, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, кандидат или его уполномоченный представитель.

5. Разновидностью фальсификации избирательных документов или документов референдума является подделка подписей избирателей (ч. 2 ст. 142) или удостоверение заведомо поддельных подписей избирателей на избирательных документах или документах референдума.

По ч. 2 ст. 142 такая фальсификация квалифицируется в случаях: а) совершения преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; б) когда эти действия соединены с подкупом (обещанием или предоставлением материальной выгоды), принуждением (оказанием психологического давления, угрозой неблагоприятных последствий или созданием условий для их наступления), применением насилия или угрозой его применения, уничтожением имущества или угрозой его уничтожения; в) когда эти действия повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, общества или государства.

6. В ч. 3 ст. 142 определяются признаки самостоятельного преступления – незаконного изготовления, хранения, перевозки незаконно изготовленных избирательных бюллетеней, бюллетеней голосования на референдуме или открепительных талонов.

Ответственность по ч. ч. 2 и 3 ст. 142 могут нести не только специальные субъекты (предусмотренные в ч. 1 статьи), но и лица, не обладающие указанными в законе специальными признаками. Квалификация содеянного при наличии множественности участников преступления и различий в их признаках как субъектов преступления осуществляется по правилам института соучастия (ст. 34 УК).

Читайте также:
Прямое избирательное право: что это значит
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: