Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг

Приложение. Положение о Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг

Положение
о Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг
(утв. Указом Президента РФ от 1 июля 1996 г. N 1009)

С изменениями и дополнениями от:

12 апреля 1999 г.

1. Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России) является федеральным органом исполнительной власти по проведению государственной политики в области рынка ценных бумаг, контролю за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг, обеспечению прав инвесторов, акционеров и вкладчиков.

Информация об изменениях:

3. ФКЦБ России является коллегиальным органом и состоит из 6 членов: руководителя ФКЦБ России – председателя ФКЦБ России, являющегося по должности федеральным министром, первого заместителя председателя, трех заместителей председателя ФКЦБ России и секретаря ФКЦБ России.

Должности первого заместителя председателя, трех заместителей председателя ФКЦБ России и секретаря ФКЦБ России являются государственными должностями государственной службы и замещаются в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Первый заместитель председателя и заместители председателя ФКЦБ России курируют деятельность подразделений рабочего аппарата ФКЦБ России по направлениям, определяемым председателем ФКЦБ России.

4. Члены ФКЦБ России назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.

Председатель ФКЦБ России назначается на должность указом Президента Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.

Другие члены ФКЦБ России назначаются на должность и освобождаются от должности распоряжениями Президента Российской Федерации по представлению председателя ФКЦБ России.

1) осуществляет разработку основных направлений развития рынка ценных бумаг и координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам регулирования рынка ценных бумаг;

2) утверждает стандарты эмиссии ценных бумаг, проспектов эмиссии ценных бумаг эмитентов, в том числе иностранных эмитентов, осуществляющих эмиссию ценных бумаг на территории Российской Федерации, и порядок регистрации эмиссии и проспектов эмиссии ценных бумаг;

3) разрабатывает и утверждает единые требования к правилам осуществления профессиональной деятельности с ценными бумагами, в том числе стандарты страхования и гарантий на рынке ценных бумаг;

4) устанавливает обязательные требования к операциям с ценными бумагами, в том числе обеспеченными недвижимым имуществом, нормы допуска ценных бумаг к их публичному размещению, обращению, котированию и листингу, расчетно-депозитарной деятельности.

Правила ведения учета и составления отчетности эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг устанавливаются ФКЦБ России совместно с Министерством финансов Российской Федерации;

5) устанавливает единые требования к порядку ведения реестра именных ценных бумаг;

6) устанавливает порядок и осуществляет лицензирование различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и деятельности по оценке и управлению имуществом паевых инвестиционных фондов, а также приостанавливает или аннулирует указанные лицензии в случае нарушения законодательства Российской Федерации о ценных бумагах;

7) выдает генеральные лицензии на осуществление деятельности по лицензированию деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также приостанавливает или аннулирует указанные лицензии. Аннулирование генеральной лицензии, выданной уполномоченному органу, не влечет аннулирования лицензий, выданных им профессиональным участникам рынка ценных бумаг;

8) устанавливает порядок, осуществляет лицензирование и ведет реестр саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг и аннулирует указанные лицензии при нарушении требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, а также стандартов и требований, утвержденных ФКЦБ России;

9) определяет стандарты деятельности инвестиционных (в том числе паевых), негосударственных пенсионных, страховых фондов и их управляющих компаний, а также страховых компаний на рынке ценных бумаг;

10) осуществляет контроль за соблюдением эмитентами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, саморегулируемыми организациями профессиональных участников рынка ценных бумаг требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, стандартов и требований, утвержденных ФКЦБ России;

11) обеспечивает раскрытие информации о зарегистрированных выпусках ценных бумаг, деятельности, связанной с управлением имуществом паевых инвестиционных фондов, профессиональных участниках рынка ценных бумаг и регулировании рынка ценных бумаг;

12) обеспечивает создание общедоступной системы раскрытия информации на рынке ценных бумаг;

13) утверждает квалификационные требования, предъявляемые к лицам и организациям, осуществляющим профессиональную деятельность с ценными бумагами, к персоналу этих организаций, организует исследования по вопросам развития рынка ценных бумаг;

14) разрабатывает проекты законодательных и иных нормативных актов, связанных с вопросами регулирования рынка ценных бумаг, лицензирования деятельности его профессиональных участников, саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг, контроля за соблюдением законодательных и нормативных актов о ценных бумагах, проводит их экспертизу;

15) разрабатывает соответствующие методические рекомендации по практике применения законодательства Российской Федерации о ценных бумагах;

16) осуществляет руководство региональными отделениями ФКЦБ России;

17) ведет реестр выданных, приостановленных и аннулированных лицензий;

18) устанавливает и определяет порядок допуска к первичному размещению и обращению вне территории Российской Федерации ценных бумаг, выпущенных эмитентами, зарегистрированными в Российской Федерации;

19) обращается в арбитражный суд с иском о ликвидации юридического лица, нарушившего требования законодательства Российской Федерации о ценных бумагах и о применении к нарушителям санкций, установленных законодательством Российской Федерации;

20) осуществляет надзор за соответствием объема выпуска эмиссионных ценных бумаг их количеству в обращении;

Читайте также:
Фирменное наименование: что это такое, описание и особенности

21) устанавливает соотношения между размерами объявленной эмиссии акций на предъявителя и оплаченного уставного капитала.

6. Решения ФКЦБ России по вопросам регулирования рынка ценных бумаг, деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и нормативных актов о ценных бумагах принимаются в форме постановлений.

Постановления принимаются на заседании ФКЦБ России большинством голосов при условии, что на нем присутствует не менее двух третей членов комиссии. При равенстве голосов в процессе голосования принимается то решение, за которое проголосовал председатель ФКЦБ России.

Постановления, принятые ФКЦБ России, подписываются председателем ФКЦБ России, а в его отсутствие – первым заместителем председателя ФКЦБ России.

Протоколы заседаний ФКЦБ России подписываются председателем ФКЦБ России и секретарем ФКЦБ России.

Члены ФКЦБ России имеют право требовать внесения их мнения по отдельным вопросам в протокол, а также приобщения к протоколу особого мнения в письменной форме и отдельных материалов.

7. Подготовка и принятие документов, в которых ФКЦБ России специально выделяется кредитная организация, производятся по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Регулирование операций с валютными фондовыми ценностями производится ФКЦБ России по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

8. Постановления ФКЦБ России по вопросам, отнесенным к ее компетенции, обязательны для исполнения федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также профессиональными участниками рынка ценных бумаг и их саморегулируемыми организациями.

Принятие постановлений ФКЦБ России без предварительного рассмотрения их на Экспертном совете при ФКЦБ России не допускается. Постановления ФКЦБ России подлежат обязательному опубликованию.

Постановления ФКЦБ России вступают в силу со дня их официального опубликования и не подлежат регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации.

ГАРАНТ:

Согласно Федеральному закону от 26 ноября 1998 г. N 182-ФЗ постановления Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, имеющие нормативный характер, подлежат государственной регистрации в Минюсте РФ

Постановления ФКЦБ России могут быть обжалованы физическими и юридическими лицами в суд или в арбитражный суд.

9. Нормативные акты по вопросам регулирования рынка ценных бумаг, деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг принимаются федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции только по согласованию с ФКЦБ России.

10. ФКЦБ России вправе:

1) выдавать генеральные лицензии на осуществление лицензирования профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также на осуществление контроля на рынке ценных бумаг федеральным органам исполнительной власти (с правом делегирования функций по лицензированию их территориальным органам);

2) квалифицировать ценные бумаги и определять их виды в соответствии с законодательством Российской Федерации;

3) устанавливать обязательные для профессиональных участников рынка ценных бумаг (за исключением кредитных организаций) нормативы достаточности собственных средств и иные показатели, ограничивающие риски по операциям с ценными бумагами;

4) в случаях неоднократного или грубого нарушения профессиональными участниками рынка ценных бумаг законодательства Российской Федерации о ценных бумагах принимать решение о приостановлении или аннулировании лицензии, выданной на осуществление профессиональной деятельности с ценными бумагами. Немедленно после вступления в силу решения ФКЦБ России о приостановлении действия лицензии государственный орган, выдавший соответствующую лицензию, должен принять меры по устранению нарушений либо аннулировать лицензию;

5) по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, отказать в выдаче лицензии саморегулируемой организации профессиональных участников рынка ценных бумаг, аннулировать выданную ей лицензию с обязательным опубликованием сообщения об этом в средствах массовой информации;

6) организовывать или совместно с соответствующими федеральными органами исполнительной власти проводить проверки деятельности, назначать инспекторов для контроля за деятельностью эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг, саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также отзывать их;

7) направлять эмитентам и профессиональным участникам рынка ценных бумаг, а также их саморегулируемым организациям предприсания, обязательные для исполнения, а также требовать от них представления документов, необходимых для решения вопросов, находящихся в компетенции ФКЦБ России;

8) направлять материалы в правоохранительные органы и обращаться с исками в суд (арбитражный суд) по вопросам, отнесенным к компетенции ФКЦБ России (включая недействительность сделок с ценными бумагами);

9) принимать решения о создании и ликвидации региональных отделений ФКЦБ России;

10) применять меры к должностным лицам и специалистам, имеющим квалификационные аттестаты на право совершения операций с ценными бумагами, в случае нарушения законодательства Российской Федерации;

11) устанавливать нормативы, обязательные для соблюдения эмитентами ценных бумаг, и правила их применения.

11. ФКЦБ России издает распоряжения по вопросам выдачи, приостановления и аннулирования генеральных лицензий на осуществление лицензирования профессиональных участников рынка ценных бумаг, лицензий на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и иных лицензий, а также по вопросам, имеющим распорядительный или индивидуальный характер, не требующим принятия постановлений в соответствии с федеральным законом. Распоряжения ФКЦБ России принимаются при согласии не менее половины ее членов и подписываются председателем ФКЦБ России или его первым заместителем. Распоряжения ФКЦБ России подлежат опубликованию в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Читайте также:
Ответственность работодателя за вред, причиненный работником

12. Для рассмотрения вопросов, имеющих межведомственный характер, в ФКЦБ России создается совещательный орган – коллегия ФКЦБ России (далее именуется – коллегия), состоящая из 15 членов и формируемая в соответствии с Федеральным законом “О рынке ценных бумаг”.

Персональный состав коллегии утверждается Правительством Российской Федерации. Председателем коллегии по должности является председатель ФКЦБ России.

Коллегия самостоятельно определяет свой регламент, который оформляется распоряжением ФКЦБ России.

Решения коллегии носят рекомендательный характер.

13. При ФКЦБ России создается консультационно-совещательный орган – Экспертный совет при ФКЦБ России (далее именуется – Экспертный совет).

Экспертный совет состоит из 25 членов, включая семь представителей государственных органов и организаций, деятельность которых связана с регулированием финансового рынка и рынка ценных бумаг, семь представителей профессиональных участников рынка ценных бумаг, семь представителей саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг, их союзов, ассоциаций, иных общественных объединений и четырех независимых экспертов.

Экспертный совет возглавляет его председатель. Председатель Экспертного совета входит в состав коллегии по должности.

Представители государственных органов и организаций (Администрации Президента Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом, Государственной налоговой службы Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации и Российского фонда федерального имущества) включаются в состав Экспертного совета по представлению этих государственных органов и организаций.

Кандидатуры представителей профессиональных участников рынка ценных бумаг избираются в состав Экспертного совета в соответствии с Федеральным законом “О рынке ценных бумаг”.

Кандидатуры представителей саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг, их союзов, ассоциаций, иных общественных объединений избираются в состав Экспертного совета указанными организациями самостоятельно.

Персональный состав Экспертного совета утверждается распоряжением ФКЦБ России.

Срок работы членов Экспертного совета – два года со дня их утверждения в составе Экспертного совета с возможностью пролонгации указанного срока на 2-годичный период неограниченное количество раз.

14. Экспертный совет осуществляет:

подготовку и предварительное рассмотрение вопросов, связанных с исполнением полномочий ФКЦБ России;

разработку предложений по основным направлениям регулирования рынка ценных бумаг;

предварительное рассмотрение проектов постановлений, принимаемых ФКЦБ России, и их публикацию по требованию любого члена Экспертного совета.

15. Экспертный совет вправе большинством голосов его членов приостановить на срок до шести месяцев введение в действие постановлений ФКЦБ России.

16. Работа в коллегии и Экспертном совете осуществляется на безвозмездной основе.

17. Председатель ФКЦБ России:

руководит ее деятельностью;

подписывает решения и иные документы ФКЦБ России;

направляет в установленном порядке предписания;

распределяет обязанности между первым заместителем, заместителями председателя ФКЦБ России и секретарем ФКЦБ России;

организует деятельность рабочего аппарата ФКЦБ России;

назначает на должность и освобождает от должности сотрудников рабочего аппарата ФКЦБ России, принимает решения о их поощрении, применении к ним мер дисциплинарного взыскания;

распоряжается финансовыми средствами ФКЦБ России;

организует подготовку материалов для принятия решений.

18. ФКЦБ России имеет свои региональные отделения на территории Российской Федерации.

19. Региональные отделения ФКЦБ России образуются решением ФКЦБ России по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и действуют на основании положения, утвержденного ФКЦБ России.

20. Региональные отделения ФКЦБ России обеспечивают:

выполнение установленных законодательством Российской Федерации норм, правил и условий функционирования фондового рынка;

реализацию принимаемых ФКЦБ России решений;

контроль деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг.

21. Председатель регионального отделения ФКЦБ России назначается на должность и освобождается от должности председателем ФКЦБ России по согласованию с главой исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

22. ФКЦБ России осуществляет международные связи, в том числе информационный обмен, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

23. Деятельность ФКЦБ России обеспечивается рабочим аппаратом.

Расходы, связанные с деятельностью ФКЦБ России, осуществляются за счет средств федерального бюджета, направляемых на содержание федеральных органов исполнительной власти.

24. ФКЦБ России является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием.

ФКЦБ России имеет расчетный счет и иные счета, включая валютный, в банках и других кредитных организациях.

Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг.

Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (далее — ФКЦБ или Федеральная комиссия) является федеральным органом исполнительной власти по проведению государственной политики в области рынка ценных бумаг, по контролю за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг через определение порядка их деятельности и по определению стандартов эмиссии ценных бумаг.

Организацию, основные функции и компетенцию ФКЦБ в основном регламентирует Закон РФ «О рынке ценных бумаг». Федеральная комиссия является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, расчетный счет и иные счета, включая валютный. Место нахождения ФКЦБ — город Москва. Руководитель Федеральной комиссии является по должности федеральным министром. Должности пяти членов ФКЦБ (первого заместителя председателя, заместителей председателя, секретаря Федеральной комиссии) являются государственными должностями государственной службы и замещаются в установленном порядке. Деятельность ФКЦБ строится на коллегиальной основе. Коллегия Федеральной комиссии состоит из 15 членов, включая председателя Федеральной комиссии, первого заместителя и заместителей председателя, секретаря Федеральной комиссии. Пять членов коллегии Федеральной комиссии являются представителями федеральных органов исполнительной власти, в компетенцию которых входят вопросы, связанные с рынком ценных бумаг. В их состав в обязательном порядке включается представитель Министерства финансов Российской Федерации.

Читайте также:
Таможенный склад: что это такое, описание и особенности

Экспертный совет при Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг — консультативно-совещательный орган, который создается Федеральной комиссией и в который входят 25 членов: представители государственных органов и организаций, деятельность которых связана с регулированием финансового рынка и рынка ценных бумаг, профессиональных участников рынка ценных бумаг, саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных

18 Положение о саморегулируемых организациях профессиональных участников рынка ценных бумаг: Постановление ФКЦБ РФ от 01.07.97.

бумаг, их союзов, ассоциаций, иных общественных объединений и независимые эксперты.

Своих кандидатов в Экспертный совет при Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг избирают профессиональные участники рынка ценных бумаг на всероссийской конференции профессиональных участников рынка ценных бумаг, организуемой Федеральной комиссией. Избранные кандидаты утверждаются решением Федеральной комиссии. Председатель Экспертного совета избирается членами Экспертного совета и утверждается председателем Федеральной комиссии. Порядок представления кандидатур для избрания в члены Экспертного совета, проведения и подведения итогов голосования устанавливается решением всероссийской конференции профессиональных участников рынка ценных бумаг. Кандидаты в Экспертный совет от государственных органов представляются этими государственными органами и утверждаются решением Федеральной комиссии. Член Экспертного совета назначается сроком на два года с возможностью назначения любое количество раз.

Работа в коллегии Федеральной комиссии и Экспертном совете при Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг представителей государственных органов и иных организаций, указанных в настоящей статье, осуществляется на безвозмездной основе.

Федеральная комиссия для осуществления своих полномочий создает территориальные органы. Региональные отделения Федеральной комиссии образуются решением Федеральной комиссии по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для обеспечения выполнения установленных законодательством Российской Федерации норм, правил и условий функционирования фондового рынка, практической реализации принимаемых Федеральной комиссией решений и контроля за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг. Региональное отделение Федеральной комиссии действует на основании Положения, утверждаемого Федеральной комиссией. Председатель регионального отделения утверждается Федеральной комиссией на основании совместного представления главы исполнительной власти субъекта Российской Федерации и председателя Федеральной комиссии.

Федеральная комиссия имеет рабочий аппарат. Расходы, связанные с деятельностью Федеральной комиссии, финансируются из средств федерального бюджета, направляемых на содержание федеральных органов исполнительной власти.

Функции Федеральной комиссии:

осуществляет разработку основных направлений развития рынка ценных бумаг и координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам регулирования рынка ценных бумаг;

утверждает стандарты эмиссии ценных бумаг, проспектов эмиссии ценных бумаг эмитентов, в том числе иностранных эмитентов, осуществляющих эмиссию ценных бумаг на территории Российской Федерации, и порядок регистрации эмиссии и проспектов эмиссии ценных бумаг;

разрабатывает и утверждает единые требования к правилам осуществления профессиональной деятельности с ценными бумагами;

устанавливает обязательные требования к операциям с ценными бумагами, нормы допуска ценных бумаг к их публичному размещению, обращению, котированию и листингу, расчетно-депозитарной деятельности. Правила ведения учета и составления отчетности эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг устанавливаются Федеральной комиссией совместно с Министерством финансов Российской Федерации;

устанавливает обязательные требования к порядку ведения реестра;

устанавливает порядок и осуществляет лицензирование различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также приостанавливает или аннулирует указанные лицензии в случае нарушения требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах;

7) выдает генеральные лицензии на осуществление деятельности по лицензированию деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также приостанавливает или аннулирует указанные лицензии.

устанавливает порядок, осуществляет лицензирование и ведет реестр саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг и аннулирует указанные лицензии при нарушении требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, а также стандартов и требований, утвержденных Федеральной комиссией;

определяет стандарты деятельности инвестиционных, негосударственных пенсионных, страховых фондов и их управляющих компаний, а также страховых компаний на рынке ценных бумаг;

осуществляет контроль за соблюдением эмитентами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, саморегулируемыми организациями профессиональных участников рынка ценных бумаг требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, стандартов и требований, утвержденных Федеральной комиссией;

обеспечивает раскрытие информации о зарегистрированных выпусках ценных бумаг, профессиональных участниках рынка ценных бумаг и регулировании рынка ценных бумаг;

обеспечивает создание общедоступной системы раскрытия информации на рынке ценных бумаг;

Читайте также:
Угроза силой: что это такое, описание и особенности

13) утверждает квалификационные требования, предъявляемые к лицам и организациям, осуществляющим профессиональную деятельность с ценными бумагами, к пер- соналу этих организаций, организует исследования по воп- росам развития рынка ценных бумаг;

разрабатывает проекты законодательных и иных нормативных актов, связанных с вопросами регулирования рынка ценных бумаг, лицензирования деятельности его профессиональных участников, саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг, контроля за соблюдением законодательных и нормативных актов о ценных бумагах, проводит их экспертизу;

разрабатывает соответствующие методические рекомендации по практике применения законодательства Российской Федерации о ценных бумагах;

осуществляет руководство региональными отделениями Федеральной комиссии;

ведет реестр выданных, приостановленных и аннулированных лицензий;

устанавливает и определяет порядок допуска к первичному размещению и обращению вне территории Российской Федерации ценных бумаг, выпущенных эмитентами, зарегистрированными в Российской Федерации;

обращается в арбитражный суд с иском о ликвидации юридического лица, нарушившего требования законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, и о применении к нарушителям санкций, установленных законодательством Российской Федерации;

осуществляет надзор за соответствием объема выпуска эмиссионных ценных бумаг их количеству в обращении;

устанавливает соотношения между размерами объявленной эмиссии акций на предъявителя и оплаченного уставного капитала.

Федеральная комиссия вправе: 1) выдавать генеральные лицензии на осуществление лицензирования профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также на осуществление контроля на рынке ценных бумаг федеральным органам исполнительной власти (с правом делегирования функций по лицензированию их территориальным органам);

2) квалифицировать ценные бумаги и определять их виды в соответствии с законодательством Российской Федерации;

устанавливать обязательные для профессиональных участников рынка ценных бумаг (за исключением кредитных организаций) нормативы достаточности собственных средств и иные показатели, ограничивающие риски по операциям с ценными бумагами;

в случаях неоднократного или грубого нарушения профессиональными участниками рынка ценных бумаг законодательства Российской Федерации о ценных бумагах принимать решение о приостановлении или аннулировании лицензии, выданной на осуществление профессиональной деятельности с ценными бумагами. Немедленно после вступления в силу решения Федеральной комиссии о приостановлении действия лицензии государственный орган, выдавший соответствующую лицензию, должен принять меры по устранению нарушений либо аннулировать лицензию;

по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, отказать в выдаче лицензии саморегулируемой организации профессиональных участников рынка ценных бумаг, аннулировать выданную ей лицензию с обязательным опубликованием сообщения об этом в средствах массовой информации;

организовывать или совместно с соответствующими федеральными органами исполнительной власти проводить проверки деятельности, назначать и отзывать инспекторов для контроля за деятельностью эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг, саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг;

направлять эмитентам и профессиональным участникам рынка ценных бумаг, а также их саморегулируемым организациям предписания, обязательные для исполнения, а также требовать от них представления документов, необходимых для решения вопросов, находящихся в компетенции Федеральной комиссии;

8) направлять материалы в правоохранительные органы и обращаться с исками в суд (арбитражный суд) по воп-

росам, отнесенным к компетенции Федеральной комиссии (включая недействительность сделок с ценными бумагами);

9) принимать решения о создании и ликвидации региональных отделений Федеральной комиссии;

применять меры к должностным лицам и специалистам, имеющим квалификационные аттестаты на право совершения операций с ценными бумагами, в случае нарушения законодательства Российской Федерации;

устанавливать нормативы, обязательные для соблюдения эмитентами ценных бумаг, и правила их применения.

Федеральная комиссия принимает решения по вопросам регулирования рынка ценных бумаг, деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и нормативных актов о ценных бумагах.

Принятие постановлений Федеральной комиссии без предварительного рассмотрения их на Экспертном совете при Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг не допускается. Экспертный совет при Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг осуществляет:

подготовку и предварительное рассмотрение вопросов, связанных с исполнением полномочий Федеральной комиссии;

разработку предложений по основным направлениям регулирования рынка ценных бумаг;

предварительное рассмотрение проектов постановлений, принимаемых Федеральной комиссией, и их публикацию по требованию любого члена Экспертного совета при Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг. Экспертный совет вправе большинством голосов его членов приостано-

вить на срок до шести месяцев введение в действие постановлений Федеральной комиссии.

Постановления Федеральной комиссии подлежат обязательному опубликованию. Подготовка и принятие документов, в которых Федеральной комиссией специально выделяется кредитная организация, производятся по согласованию с Центральным банком РФ. Регулирование операций с валютными фондовыми ценностями производится Федеральной комиссией по согласованию с Центральным банком РФ. Нормативные акты по вопросам регулирования рынка ценных бумаг, деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг принимаются федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции только по согласованию с Федеральной комиссией.

Постановления Федеральной комиссии по вопросам, отнесенным к ее компетенции, обязательны для исполнения федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также профессиональными участниками рынка ценных бумаг и саморегулируемыми организациями. Вместе с тем постановления Федеральной комиссии могут быть обжалованы физическими и юридическими лицами в суд или в арбитражный суд.

Читайте также:
Удостоверение завещаний: что это такое, описание и особенности

ФКЦБ России

Проверить наличие сведений о банкротстве организации в Едином федеральном ресурсе сведений о банкротстве (ЕФРСБ)

Проверить на сегодня

ФКЦБ России ИНН 7706095568 ОГРН 1037739639761 зарегистрировано 29.05.1995 по юридическому адресу 119991 , город Москва , Ленинский проспект, 9 . Статус организации: ликвидирована. Руководителем является иное должностное лицо Колесников Геннадий Исаакович (ИНН 780604684730). Подробнее >

Сведения о видах деятельности отсутствуют. В исторических сведениях доступно 39 записей об изменениях, последнее изменение датировано 20 июня 2022 г..

Информации об участии ФКЦБ России в тендерах не найдено. Есть данные об участии организации в 16 завершенных арбитражных делах.

Ликвидация

Организация ликвидирована: 26 августа 2004 г.

Способ прекращения: Ликвидация юридического лица

Надёжность

Выявлено 18 фактов об организации:

Связи

Актуальные Исторические Все

Выявлено 12 действующих и 38 ликвидированных связанных организаций

Выявлено 6 действующих и 1 ликвидированная связанная организация

Выявлено 18 действующих и 39 ликвидированных связанных организаций

Финансы

Сведения о финансовых показателях организации отсутствуют.

Госзакупки

Сведения об участии ФКЦБ России в госзакупках в качестве поставщика или заказчика по 44-ФЗ, 94-ФЗ и 223-ФЗ отсутствуют.

Проверки

Данных о проведении в отношении ФКЦБ России плановых и внеплановых проверок нет.

Филиалы и представительства

Сведения о филиалах и представительствах ФКЦБ России отсутствуют.

Последние изменения

Адрес организации исключен из реестра ФНС Адреса, указанные при государственной регистрации в качестве места нахождения несколькими юридическими лицами

Колесников Геннадий Исаакович : добавлены сведения об ИНН руководителя 780604684730

Статус организации “ликвидирована” обновлен.

Адрес организации включен в реестр ФНС Адреса, указанные при государственной регистрации в качестве места нахождения несколькими юридическими лицами

Адрес организации исключен из реестра ФНС Адреса, указанные при государственной регистрации в качестве места нахождения несколькими юридическими лицами

Адрес организации включен в реестр ФНС Адреса, указанные при государственной регистрации в качестве места нахождения несколькими юридическими лицами

Выписка из ЕГРЮЛ на 09.05.2014. Более ранние сведения из ЕГРЮЛ отсутствуют. Дата создания организации: 29.05.1995.

Завершено рассмотрение судебного дела №19398-03/2023 от 03.03.2004 в надзорной инстанции. Организация в роли третьего лица.

Похожие организации

Похожие организации подбираются на основе совпадения основного вида деятельности и региона ведения бизнеса:

Учредители

Данные об учредителях ФКЦБ России отсутствуют в ЕГРЮЛ.

Судебные дела

В роли: Ответчика Истца Третьего /иного лица

Динамика Сумма, руб. Дела
2004 3

Долги

Информация об исполнительных производствах в отношении ФКЦБ России не найдена.

Лицензии

Сведения о лицензиях у организации отсутствуют.

Краткая справка

ФКЦБ России действует с 29 мая 1995 г., ОГРН присвоен 14 февраля 2003 г. регистратором Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 46 по г. Москве. Руководитель организации: иное должностное лицо Колесников Геннадий Исаакович. Юридический адрес ФКЦБ России – 119991, город Москва, Ленинский проспект, 9.

Виды деятельности организации не указаны. Организации ОРГАН ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ. ФЕДЕРАЛЬНАЯ КОМИССИЯ ПО РЫНКУ ЦЕННЫХ БУМАГ. присвоены ИНН 7706095568, ОГРН 1037739639761.

Организация ОРГАН ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ. ФЕДЕРАЛЬНАЯ КОМИССИЯ ПО РЫНКУ ЦЕННЫХ БУМАГ. ликвидирована 26 августа 2004 г. Причина: Ликвидация юридического лица.

Телефон, адрес электронной почты, адрес официального сайта и другие контактные данные ФКЦБ России отсутствуют в ЕГРЮЛ и могут быть добавлены представителем организации.

Комиссия по ценным бумагам РФ

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие рынка ценных бумаг

Экономика страны строится на воспроизводственном процессе, включающим в себя этапы создания, распределения, сбыта и конечного потребления экономических благ. Каждый этап сопровождается денежными взаиморасчетами между субъектами отношений, что позволяет достигать главной цели коммерческой деятельности – получение прибыли. Рынок финансов обеспечивает движение финансовых активов, которые включают в себя:

  1. Денежные средства, образующие рынок денег. Он обслуживает ликвидность субъектов, создавая пространство для проведения краткосрочных операций с деньгами и оборотными средствами компаний.
  2. Капитал, обслуживающий долгосрочные финансовые отношения сроком исполнения выше 1 календарного года.

Рынок ценных бумаг является промежуточным звеном между рынком капитала и денег. Он охватывает операции краткосрочные и долгосрочные. Отношения на рынке складываются относительно выпуска и обмена ценными бумагами.

Сам рынок, являясь частью рынка финансов, выполняет ряд общерыночных функций. Он способствует накоплению денежных средств, их распределению в зависимости от соотношения предложения и спроса. Кроме того, он стимулирует преобразование сбережений в инвестиции. К специфическим функциям рынка ценных бумаг можно отнести восполнение нехватки финансовых средств и получение дополнительного дохода за счет использования свободных средств субъекта. Как правило, субъекты реального сектора добирают средства из собственных резервов, либо за счет прибыли. Дополнительными источниками финансирования становятся ссудный капитал и инвестирование в ценные бумаги. Последний пункт позволяет получать стабильный доход в длительной перспективе, при грамотном использовании свободных денежных средств или оборотных активов компании.

Читайте также:
Бывает ли банкротство негосударственного пенсионного фонда?

Функции и основные направления деятельности Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг

Регулирование фондового рынка является одной из приоритетных задач любого государства. С ним связана финансовая стабильность, а также независимость страны в мировых отношениях. В России фондовый рынок берет свое начало с 1993 года, до этого момента в СССР любые операции с ценными бумагами были запрещены. Процесс активной приватизации государственной собственности требовал внедрения фондовых инструментов, овеществляющих права собственности своих владельцев. В 1993 году законом был утвержден государственный орган, отвечающий за регулирование процессов фондового рынка – Комиссия по ценным бумагам и фондовым биржам при Президенте РФ. Все функции и полномочия данной организации были определены федеральным законом «О рынке ценных бумаг».

Готовые работы на аналогичную тему

Самые значимые преобразования в организации произошли в период с 2000 по 2004 год. Произошли изменения в законах об инвестиционных фондах и акционерных обществах, внесены поправки в сам закон о рынке фондовых инструментов. В 2004 году функции Комиссии по ценным бумагам перешли Федеральной службе по финансовым рынкам.

Функции Федеральной комиссии по ценным бумагам определялись следующим перечнем положений:

  1. Обеспечение защиты прав инвесторов.
  2. Поддержка свободы действий участников рынка.
  3. Проведение политики в области развития фондового рынка.
  4. Осуществление контроля над деятельностью эмитентов.
  5. Обеспечение доступности и достоверности информации.
  6. Разработка и изменение законодательно-правовой базы в области регулирования фондовых отношений.
  7. Переход на международные стандарты ведения финансового документооборота.

Одной из важнейших функций является лицензирование профессиональных участников рынка. Она накладывает ответственность на комиссию в сфере оптимизации и организации справедливых торгов. Через систему лицензирования осуществляется контроль над функционированием рынка в целом. Так же появляется возможность отслеживать соблюдение законодательства всеми субъектами отношений на фондовом рынке. Комиссией отслеживается уровень подготовки руководящего состава и ключевых менеджеров организаций, предоставляющих профессиональные услуги. Однако, полномочия Комиссии не распространяются на выпуск долговых обязательств государственного образца.

Работа Федеральной службы по финансовым рынкам

Федеральная служба по финансовым рынкам была создана в ходе преобразований вертикали власти в Российской Федерации. В поле ее деятельности входило регулирование все финансовых отношений внутри страны за исключением аудиторской и банковской деятельности. Она была ответственной за страхование, кредитную кооперацию и финансовой деятельности на микроуровне. В сферу интересов так же входили товарные биржи, работа посредников на рынке ценных бумаг. Кроме того, она должна была обеспечивать правомерность совершаемых сделок, противодействовать неправомерному использованию внутренней информацией, манипуляциям на рынке.

Структуру организации составляли органы управления соответствующего уровня – федерального, регионального. С 2013 года вопросами регулирования фондового рынка занимается Служба Банка России по финансовому рынку, которая напрямую подчиняется Правительству РФ. Она просуществовала год и была разделена на 9 подразделений, каждое из которых специализируется на своем направлении финансового рынка.

Все вышеперечисленные функции и полномочия были разделены между этими 9 органами государственного управления:

  1. Департамент допуска на финансовый рынок занимается обеспечением доступа субъектов к различного рода финансовым операциям на внутреннем рынке России.
  2. Инспекционные проверки организуются и проводятся Главной инспекцией Центрального банка России.
  3. Департаментом финансового мониторинга и контроля осуществляется отслеживание соблюдение соответствующего законодательства, а также обеспечение противодействия отмыванию денег, предотвращение становления финансовых пирамид.
  4. Деятельность инвестиционных и паевых фондов, а также доверительное управление регулируется Департаментом коллективных инвестиций и доверительного управления.
  5. Рассмотрение спорных ситуаций, жалоб потребителей услуг финансового рынка находится в компетенции Службы по защите прав потребителей финансовых услуг.

Таким образом, структура Комиссии по ценным бумагам России прошла ряд преобразований, но функции, закрепленные за ней, продолжают существовать.

Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг

  • Пол:
  • Регистрация: 22.01.2019
  • Сообщений: 2512
  • Поставил(а) лайков: 1666
  • Получено лайков: 2871
  • Выплачено: 814 753 RUB

Что такое Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ)?

  • Деньги работают на Вас: откройте счет в ИнстаФорекс и зарабатывайте!
  • Нравится

    Спасибо, Ваш голос учтён

    • Пол:
    • Регистрация: 19.02.2017
    • Сообщений: 8363
    • Поставил(а) лайков: 3756
    • Получено лайков: 14081
    • Выплачено: 2 189 690 RUB

    Что такое Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ)?

    Что такое Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ)?

    Данный орган перестал существовать в 2004 году. Об этом поговорим в конце.

    Ключевая задача ФКЦБ – это защита прав инвесторов и создание общих правил работы на рынке ценных бумаг. ФКЦБ контролировала деятельность эмитентов ценных бумаг, соблюдение правил работы на рынке, обеспечивала раскрытие информации.
    Основное направление работы ФКЦБ – это создание законодательной и нормативной базы. Например, Комиссия разработала ряд правок к закону “О рынке ценных бумаг”, к Уголовному Кодексу и Кодексу об административных нарушениях, которые позволяют пресекать манипулирования на рынке, действия инсайдеров.

    Чем занималась Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ)?

    • Разрабатывала направления развития рынка ценных бумаг;
    • Выдавала лицензии брокерам, дилерам, управляющим компаниям и так далее, контролировала деятельность участников рынка ценных бумаг;
    • Проверяла квалификацию участников рынка ценных бумаг;
    • Осуществляла все необходимые действия, призванные раскрыть всю необходимую информацию;
    • Регистрировала итоги эмиссии ценных бумаг;
    • Ну и разрабатывала законодательную базу, о чем мы уже сказали выше.

    Изначально в 1993 году была создана Комиссия по ценным бумагам и фондовым биржам, которую затем переименовали в Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг (ФКЦБ). Основные законопроекты, с помощью которых рынок начал адекватно функционировать, были разработаны в течение 2000-2004 годов.

    В 2004 году Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг перестала существовать, а её полномочия перешли Федеральной службе по финансовым рынкам.

    • Торгуйте с комфортом! Переходите на ИнстаФорекс и зарабатывайте из дома.
    • Нравится

      Спасибо, Ваш голос учтён

      Комментарий

      • Пол:
      • Регистрация: 19.07.2017
      • Сообщений: 10666
      • Поставил(а) лайков: 14194
      • Получено лайков: 24724
      • Выплачено: 2 979 468 RUB

      Что такое Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ)?


      Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ) – ранее существовавший в России государственный орган, который занимался контролем и регулированием рынка ценных бумаг.

      Вообще, подобный орган есть в любой стране с развитым или развивающимся рынком ценных бумаг, поскольку наличие такого рынка требует создания некой среды, в которой будут установлены определенные правила, в которой будет предусмотрена ответственность за нарушения, в которой буду защищены права инвесторов и эмитентов. Собственно самим созданием среды Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг и занималась, т.е. они по большей части отвечали за законодательную часть и за контроль за соблюдением законов. Это что-то вроде надзирателя, который сначала установил правила на рынке, а потом требует от других, чтобы эти правила соблюдались. Как я уже говорил, такие “надзиратели” в том или ином виде есть и в других странах:

      • в США – Securities and Exchange Commission (SEC);
      • в Великобритании – Financial Conduct Authority (FCA)
      • в Украине – Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку.

      Ладно, вернемся в России. Ключевыми для ФКЦБ были следующие направления:

      • разработка направлений развития отечественного рынка ценных бумаг;
      • лицензирование и контроль за деятельностью профессиональных участников рынка (брокеры, управляющие, инвестиционные фонды и т.д.);
      • аттестация руководителей, сотрудников и профессиональных участников рынка;
      • регистрация выпусков ценных бумаг;
      • обеспечение раскрытия информации на рынке ценных бумаг;
      • разработка нормативной и законодательной базы.

      Интересно, что ФКЦБ по сути не контролировали все выпуски ценных бумаг в стране, поскольку по закону их полномочия не распространяются на долговые обязательства правительства или субъектов РФ, за эту вотчину отвечает Минфин.

      • Деньги работают на Вас: откройте счет в ИнстаФорекс и зарабатывайте!
      • Нравится

        Спасибо, Ваш голос учтён

        Комментарий

        • Пол:
        • Регистрация: 05.04.2013
        • Сообщений: 4073
        • Поставил(а) лайков: 5129
        • Получено лайков: 6201
        • Выплачено: 969 341 RUB

        Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ) – федеральный орган исполнительной власти России, осуществлявший регулирование рынка ценных бумаг в России, проводивший государственную политику в области развития рынка ценных бумаг, контролировавший деятельность эмитентов и участников рынка и обеспечивавший раскрытие информации на рынке ценных бумаг в период с 1993 – 2004 год. Единый орган по регулированию финансовых рынков был создан в соответствии с Указом Президента Российской Федерации “О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти” от 9 марта 2004 года, на основании которого была упразднена Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг и создана Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР).

        ФКЦБ в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 года № 39 – ФЗ “О рынке ценных бумаг” проводила лицензирование основной массы профессиональных участников рынка ценных бумаг по новым, соответствующим международным, стандартам. Выдавала лицензии профессиональным участникам рынка. Проводила работу по лицензированию регистраторов, совершенствованию их деятельности и укрупнению, что способствовало их большей независимости от эмитентов и снижению рисков инвесторов. Укрупнение регистраторов происходило прежде всего за счет увеличения количества обслуживаемых эмитентов, увеличения размера собственных средств и объединения в более крупные структуры. Впервые разработала и апробировала на практике систему лицензирования депозитариев. Лицензии получили как банковские, так и небанковские структуры. Процесс регистрации выявил важную тенденцию в развитии корпоративного рынка: появление первых корпоративных долговых инструментов – облигаций. В отличие от акций, выпуск и обращение которых сопровождаются конфликтами, вызванными борьбой за контроль над предприятием, обращение облигаций не несет таких рисков для инвесторов, в том числе и зарубежных.

        Работа ФКЦБ России упорядочило деятельность уже существующих бирж, включая их лицензирование, так и поддержку новых биржевых и внебиржевых торговых систем при обеспечении полной отчетности по сделкам; детальной регламентации всех процедур торговли; недопущении использования инсайдерской информации и выполнении других обязательных условий и требований, обеспечивающих минимизацию рисков как для участников торговли, так и непосредственно для владельцев ценных бумаг.

        На данный момент в качестве основного регулирующего органа рынка ценных бумаг выступает Федеральная служба по финансовым рынкам Российской Федерации, которая является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков, за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности. Руководство этим органом осуществляет Правительство РФ через руководителя ФСФР России, который имеет следующие полномочия:
        1) издавать соответствующие приказы по вопросам своей компетенции;
        2) назначать на должность и освобождать от должности руководителей территориальных органов ФСФР России;
        3) утверждать положения о территориальных органах ФСФР России;
        4) осуществлять контроль за деятельностью своих территориальных органов.

        Комиссии по ценным бумагам: ведомства России и США и их задачи

        Ответственность и выполнение

        Одним из важнейших показателей экономического здоровья государства в современном обществе считаются показатели работы ее собственных торговых бирж. Они отражают общую капитализацию – то есть объемы денежных средств, вложенных в предприятия внутри государства. Соответственно грамотная работа данных площадок становится одним из инструментов обеспечения финансовой устойчивости страны и ее торговых площадок.

        Для регулирования данный сферы многие страны, в том числе и Россия, формируют обширную законодательную базу для того, чтобы привести все действия в единое установленное русло. Такая методика позволяет брать контроль за законностью оборотов в свои руки.

        Ответственность за соблюдение законодательной базы ложится на участников инвестиционной сферы: эмитентов, инвесторов, брокеров, спекулянтов и управление биржи. А вот контроль за этим самым соблюдением передается в соответствующие органы. Полномочиями может обладать как суд и министерство, так и специальной организованные коллегиальные собрания, о которых мы сегодня и поговорим.

        Российский вариант

        Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг РФ являлся главный исполнительным органом данной сферы в период с 1993 по 2004 годы. Работа была запущена в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации номер 163 от 9 марта 1993 года. В 1996 году была сформировано окончательное название исполнителя законодательства а также, в том же самом 1996 году был одобрен законопроект, который и являлся системообразующим для деятельности комиссии.

        Первым руководителем данного органа был назначен Д. В. Васильев. Активная деятельность была сосредоточена с начала 2000 года. В этот отрезок времени были ратифицированы “Закон об инвестиционных фондах”, поправки в “Закон об Акционерных обществах”, поправки в акты о биржевых площадках , обеспечивавшие развитие широкого круга финансовых инструментов – рынка корпоративных облигаций, срочных контрактов, паевых инвестиционных фондов, венчурных фондов.

        Важным шагом стали поправки в Налоговый кодекс РФ освобождающие от налогов инвестиции граждан. Также был разработан и введен в действие российский Кодекс корпоративного поведения, который остается основным документом по регулированию отношений между акционерами и менеджментом акционерных обществ.

        С 13 марта 2004 года ФКЦБ России упразднена Указом Президента РФ от 09 марта 2004 № 314 “О системе и структуре Федеральных органов исполнительной власти” с передачей всех полномочий в руки нового сформированного органа – Федеральной службы по финансовым рынкам. Закрепило данное решение Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года.

        Последующий этап

        Федеральная комиссия по ценным бумагам передала все свои дела в руки Службы по финансовым рынкам в 2004 году. Деятельность указанной службы была довольно широкой, и не ограничивалось только контрольными решениями.

        Так исполнительная ветка работы стала включать в себя не только разработку и реализацию определенных нормативно-правовых актов, но и расширившиеся полномочия. Полномочия позволили службе проводить надзорные проверки любого характера, за исключением разве что банковских и аудиторских.

        Сфера работы увеличилась с масштабов бирж до страховой деятельности, кредитной составляющей банковских операций, микрофинансирования, посредничества и брокерской занятости. Отдельным сегментом стало регулирование применения инсайдерской информации и регистрация договоров.

        1 сентября Служба была упразднена, а все ее полномочия были вручены отдельному новообразованному подразделению, включенному в состав Банка России.

        Американский вариант

        Комиссия по ценным бумагам и биржам США – главный надзорный орган данной сферы на территории Соединенных Штатов Америки. Национальная комиссия именуется в США как The United States Securities and Exchange Commission, или, сокращенно, SEC.

        Основана SEC была в 1934 году, в рамках действий Президента США Рузвельта по возвращению доверия населения к фондовым рынкам и инвестициям, подорванному после крайне сложного, затяжного периода, получившему в истории США название как Великая Депрессия.

        Основным образующим документом стал “Закон о торговле ценными бумагами”, ратифицированный в том же 1934 году. Подчиняется орган Федеральному Правительству США. В полномочиях правительства не только регламентация деятельности, но и назначения главных должностных лиц, в том числе и председателя.

        Нормативной опорой деятельности, помимо упомянутого закона, служат и другие документы:

        • Закон о ценных бумагах (Securities Act of 1933),
        • Закон о трастовом соглашении 1939 г. (the Trust Indenture Act of 1939),
        • Закон об инвестиционных компаниях 1940 г. (the Investment Company Act of 1940),
        • Закон об инвестиционных консультантах 1940 г. (the Investment Advisers Act of 1940),
        • Закон Сарбейнза — Оксли 2002 г. (the Sarbanes-Oxley Act of 2002).

        Закон Сарбейнза — Оксли

        Данный нормативной правовой акт становится крупнейшим изменением законодательства США в области ценных бумаг с середины прошлого века. Задача акта – создание нового режима контроля за ценными бумагами и изменения в области управления и раскрытия информации.

        Под юрисдикцию данного нормативно-правового акта попадают все зарегистрированные ценные бумаги, акции и облигации вне зависимости от того, торгуются ли они на фондовых биржах, либо сделки с ними проходят вне биржи.

        11 разработанных разделов включают в себя новые требования не только по раскрытию информации о сделках, совершенных с активами, но и регламентация внутри корпоративных отношений.

        Так, например, корпорации обязуются организовывать собственные структурные отделы для работы по аудиту деятельности, а бухгалтериям предприятий запрещается выдавать крупные транши – ссуды в руки руководящих лиц. Таким образом затрудняется формальное обогащение руководителей, обходящих налоговое законодательство данным способом.

        Например раньше, до внедрения акта, высшее должностное лицо могло брать займ у собственной компании. Такая денежная сумма не облагалась налогом, а ее возвращение не контролировалось. То есть, руководитель изымал деньги из бизнеса в собственный доход, но не платил налогов, так как это было выдачей суммы. Теперь же такие транзакции становятся если и не запрещенными полностью, то точно углубленно контролируемыми. В частности отдельные случаи запрещают чистые наличные переводы, а лишь допускают займы под непосредственную покупку транспорта или жилища.

        Международный вариант

        Международная организация комиссий – является коллегиальным органом, включающим в себя представительства соответствующих ведомств стран участниц. Официальный сайт организации характеризует ее деятельность как направленную на рекомендательные разработки по регулированию биржевой активности с целью очищения мирового рынка. Задачи же состоят как в контроле уже имеющихся областей, так и аналитическая занятость по новым разработкам.

        Состоит из более двухсот организаций участниц. Представлена и Российская государственная структура. Физическое расположение головного собрания находится в Мадриде, Испания. Основная деятельность носит совещательный характер и разработку рекомендаций, внедрение которых не носит обязательный характер, но имеет решающее значение при принятии тех или иных решений.

        Интересным становится реализация программ регулирования на Кипре. Кипрская комиссия по ценным бумагам взяла на себя довольно интересный объем работы, связанный с нормативами работы многих фондов на острове. Как известно, Кипр весьма популярен в качестве оффшорного инструмента, и нормативная деятельность здесь крайне заботит всех инвесторов, использующих данный инструмент.

        Оффшоры и договоры

        Отдельного слова заслуживает договор комиссии Кипра с международными представительствами, желающих получить данные о предпринимательской занятости некоторых фондов. Формально это не запрещено, и кипрские власти, имея статус члена международного сообщества регуляторов, должны данную информацию предоставлять. Но это не говорит о раскрытии конкретных имен и объемов проведенных активов и денежных масс, через перипетии кипрских фондовых рынков.

        Часто процесс оффшорного проведения средств является гарантом безналоговой работы только благодаря мягкому законодательству этой островной республики. Действительно налоговые ведомства других стран, даже имея данные о том, что определенному лицу принадлежат права на активы кипрских компаний не могут изъять в свою пользу налоговые издержки. Таким образом, даже при полном раскрытии информации, оффшоры остаются надежным методом транзакций для сокращения налоговой нагрузки.

        1.5. Особенности функционирования и роль Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг в регулировании рынка ценных бумаг

        Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ) — является федеральным органом исполнительной власти по проведению государственной политики в области РЦБ, контролю за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг.

        В 1995 году Указом Президента РФ статус ФКЦБ приравнен к статусу федерального Министерства.

        В настоящее время ФКЦБ состоит из 5 членов, коллегии (15 советников и экспертного совета, включающего 25 членов (это крупнейшие профессиональные участники фондового рынка). При ФКЦБ России созданы консультационно-совещательные органы: Коллегия, Экспертный совет и Совет эмитентов. Кроме того, при ФКЦБ России создан Консультативный комитет по бухгалтерскому учету, аудиту и отчетности.

        • Коллегия рассматривает вопросы межведомственного характера. В состав Коллеги входят все члены ФКЦБ России, представители Федерального Собрания РФ, Главного государственно-правового управления Президента РФ, Министерства экономики РФ, Министерства финансов РФ, Министерства юстиции РФ и Центрального банка РФ.

        • Экспертный совет разрабатывает предложения по основным направлениям регулирования рынка ценных бумаг, рассматривает проекты постановлений ФКЦБ и вопросы, связанные с исполнением полномочий ФКЦБ России. В Экспертный совет входят представители государственных органов и организаций, деятельность которых связана с регулированием финансового рынка и рынка ценных бумаг.

        • Совет эмитентов рассматривает вопросы, связанные с деятельностью эмитентов на рынке ценных бумаг и подготовкой нормативных правовых актов ФКЦБ России, касающихся выпуска и обращения именных ценных бумаг, разрабатывает предложения по основным направлениям регулирования выпуска и обращения эмиссионных ценных бумаг.

        • Консультативный комитет по бухгалтерскому учету, аудиту и отчетности рассматривает вопросы, связанные с исполнением полномочий ФКЦБ России в вопросах бухгалтерского учета, аудита и отчетности. Разрабатывает предложения по основным вопросам учета отчетности эмитентов и профессиональных участников рынка ценных бумаг, рассматривает проекты постановлений, принимаемые ФКЦБ по бухгалтерскому учету, аудиту и отчетности в сфере рынка ценных бумаг.

        Свои функции ФКЦБ выполняет в соответствии с реальным положением дел на рынке ценных бумаг и претворяет в практику в форме постановлений. Ее главные постановления согласуются с Министерством финансов РФ и Центральным банком РФ. Принятые постановления предварительно проходят рассмотрение на Экспертном совете при Федеральной комиссии. Постановления Федеральной комиссии могут быть обжалованы физическими и юридическими лицами в судебном порядке.

        1. Разработка концепции развития РЦБ и координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам регулирования РЦБ.

        2. Утверждение стандартов эмиссии ценных бумаг, проспектов эмиссии ценных бумаг эмитентов, в том числе иностранных эмитентов.

        3. Разработка единых правил осуществления профессиональной деятельности с ценными бумагами.

        4. Устанавление требований к операциям с ценными бумагами, норм допуска ценных бумаг к их публичному размещению, обращению, котированию и листингу, расчетно-депози-тарной деятельности.

        5. требований к порядку ведения реестра.

        6. Устанавление порядка и осуществление лицензирования различных видов профессиональной деятельности на РЦБ.

        7. Устанавление порядока, осуществляет лицензирование и ведет реестр СРО.

        8. Определение стандартов деятельности инвестиционных, негосударственных пенсионных и страховых фондов.

        9. Осуществление контроля за соблюдением эмитентами, профессиональными участниками и СРО требований законодательства РФ о ценных бумаг, стандартов и требований, утвержденных ФКЦБ.

        10. Обеспечение прозрачности информации на рынке ценных бумаг.

        12. Разрабатывает проекты законодательных и иных нормативных актов, связанных с вопросами регулирования РЦБ.

        13. Разработка методических рекомендаций по практике применения законодательства РФ о ценных бумагах.

        14. Ведение реестра выданных, приостановленных и аннулированных лицензий.

        15. Осуществление надзора за соответствием объема выпуска эмиссионных ценных бумаг их количеству в обращении.

        16. Осуществление контроля и руководства над региональными отделениями ФКЦБ.

        1. Координирует деятельность органов исполнительной власти в области регулирования рынка.

        2. Утверждает стандарты эмиссии ценных бумаг.

        3. Лицензирует и устанавливает требования к деятельности профессиональных участников. Контролирует их профессиональную деятельность нормативными требованиями, а при обнаружении нарушений приостанавливает действия и аннулирует лицензии.

        4. Организует и проводит ревизии деятельности участников рынка ценных бумаг.

        Региональные отделения ФКЦБ

        Учитывая географические особенности России — наличие крупных и отдаленных от центра регионов, ФКЦБ должна опираться на систему поддержки в регионах — это могут обеспечить региональные комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку.

        Региональные комиссии по ценным бумагам образуются и ликвидируются решением ФКЦБ по согласованию с органом исполнительной власти субъекта РФ. Их состав утверждается местной администрацией. Они подотчетны и действуют на территории субъекта РФ под руководством ФКЦБ. Председатель региональной комиссии утверждается председателем ФКЦБ, но бюджет финансируется самим регионом.

        Функции региональных отделений ФКЦБ.

        1. Контроль за соблюдением участниками рынка нормативных актов и стандартов.

        2. Создание и развитие информационной базы, подготовка ежеквартальных отчетов о состоянии рынка ценных бумаг и заключений для ФКЦБ.

        4. Контроль региональных эмиссий ценных бумаг и ведение реестра участников рынка региона.

        Функции и права региональных комиссий многочисленны. Однако их круг ограничен и не включает лицензирование участников фондового рынка и функции по регулированию в рамках региона.

        Региональные комиссии не функционируют еще в полной мере, но уже заметны некоторые проблемы:

        • двойная подотчетность (ФКЦБ и региональному исполнительному органу власти);

        ? кадры (нехватка людей знающих рынок ценных бумаг);

        • источники средств для содержания аппарата;

        • коммуникации (не все регионы имеют технические возможности для оперативной связи с ФКЦБ), составление баз данных.

        ФКЦБ осуществляет обеспечение единого информационного пространства на фондовом и финансовом рынках, создание информационной базы об эмитентах и профессиональных участниках Однако для целостного выполнения ФКЦБ ее функций необходимо наделение ее дополнительными полномочиями по проведению дознаний и наложению административных взысканий на профессиональных участников рынка ценных бумаг, что требует изменений и дополнений в Уголовном Кодексе.

        Успешному и единообразному регулированию на фондовом рынке препятствует разделение полномочий и функций ФКЦБ с другими государственными институтами:

        Центральным банком, который осуществляет контроль за клиринговой и депозитарной деятельностью;

        Минфином, который регистрирует эмиссии ценных бумаг, контролирует деятельность инвестиционных фондов и страховых организаций;

        Государственным комитетом по антимонопольной политики, который контролирует биржи;

        Госкомимуществом, которое контролирует деятельность специальных инвестиционных фондов и их управляющих;

        Министерством социальной защиты населения, которое контролирует деятельность пенсионных фондов.

        Целесообразно сосредоточить все полномочия по лицензированию, по регулированию и контролю на фондовом рынке в одном органе – ФКЦБ.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: