Федеральный бюджет: что это такое, описание и особенности

Федеральный бюджет, его основные характеристики, состав доходов и расходов

Федеральный бюджет является первым уровнем бюджетной системы РФ.

Федеральный бюджет – это основной финансовый план государства, который утверждается Федеральным Собранием в виде федерального закона. Федеральный бюджет – это основное средство перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта. Через Федеральный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, которые нужны для регулирования экономического и социального развития нашей страны и реализации ее политики. Его функцией является финансирование общегосударственных органов власти и управления, мероприятий, которые связаны с развитием научной деятельности в стране, обеспечением обороноспособности государства, подготовки высококвалифицированных специалистов для РФ.

Средства федерального бюджета – это основной источник для финансирования перестройки экономики, развития прибыльных и перспективных направлений в сфере производства, освоения новых комплексов для производства.

В развитии искусства, средств массовой информации, культуры и других сфер человеческой деятельности Федеральный бюджет играет основную роль.

Федеральный бюджет наделен неналоговыми и налоговыми доходами, поступлениями от целевых бюджетных фондов.

Статьей доходов федерального бюджета являются налоговые доходы, к которым относятся:

1. федеральные налоги и сборы, перечень и ставки указаны в налоговом законодательстве РФ, а пропорции их перераспределения в различных уровнях бюджетной системы РФ утверждаются Федеральным законом о федеральном бюджете на определенный финансовый год;

2. государственная пошлина в соответствии с законодательством РФ;

3. таможенные пошлины, таможенные сборы и т. д.

Основным источником доходов федерального бюджета (около 76 %) являются налоговые доходы. В Федеральный бюджет поступают такие виды налогов, как: налог на добавленную стоимость и акцизы, составляющие около 40 % от общего дохода бюджета, налог на прибыль (около 10 %), налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции (около 8 %) (основное место в их числе занимают импортные пошлины). Остальную часть образуют подоходный налог с физических лиц, налог на имущество, платежи за пользование природными ресурсами.

Доходы федерального бюджета

Доходы федерального бюджета делятся на налоговые и неналоговые. В доходы федерального бюджета зачисляется остаток средств на конец предыдущего года.

Налоговые доходы федерального бюджета составляют:

– федеральные налоги и сборы, установленные налоговым законодательством; – таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи; – государственную пошлину.

Неналоговые доходы федерального бюджета формируются за счет:

– доходов от использования имущества;

– доходов от продажи имущества;

– части прибыли унитарных предприятий.

В доходах федерального бюджета также учитываются:

– прибыль Банка России;

– доходы от внешнеэкономической деятельности;

– доходы от реализации государственных запасов и резервов.

Доходы федерального бюджета могут передаваться бюджетам субъектов Федерации и местным бюджетам по нормативам, устанавливаемым законом о федеральном бюджете на очередной год.

Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями, гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих экономических отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций и населения в государственный бюджет, а их материально-вещественным воплощением – денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд. Бюджетные доходы, с одной стороны, являются результатом распределения стоимости общественного продукта между различными участниками воспроизводственного процесса, а с другой – выступают объектом дальнейшего распределения сконцентрированной в руках государственной стоимости, ибо последняя используется для формирования бюджетных фондов территориального, отраслевого и целевого назначения.

Состав бюджетных доходов, формы мобилизации денежных средств в бюджет зависят от системы и методов хозяйствования, а также от решаемых обществом экономических задач. В нашей стране, где собственником преобладающей массы средств производства до недавнего времени выступало государство, доходы бюджета базировались в основном на денежных накоплениях государственных предприятий. Система взимания платежей в период 1930-1990 годов отличалась тем, что носила ярко выраженный фискальный характер, была жестко централизованной, строилась на использовании индивидуальных ставок. Эти черты отражали административно-командный подход к мобилизации финансовых ресурсов в распоряжение государства, свидетельствовали о стремлении центра сосредоточить в своих руках максимально возможную величину денежных средств.

Федеральный бюджет РФ – виды, структура и обеспечение исполнения

Основная задача, которая решается с помощью бюджета, — перераспределение макроэкономических показателей: ВВП и национальный доход. Он выполняет роль средства мобилизации денежных ресурсов и их дальнейшее распределение по отраслям экономики, народного хозяйства, регионам страны. Вот зачем бюджет обязательно нужен любому из государств.

Читайте также:
Ценные бумаги в валюте РФ

Федеральный и консолидированный бюджеты

«Федеральный бюджет» не следует путать с такой его разновидностью, который именуется «консолидированным». Последний является объединением различных бюджетов на той или иной территории (в данном случае — территории всей страны). Консолидированный бюджет РФ складывается из двух главных частей:

  • денежных средств федерального уровня;
  • консолидированных, то есть совокупности бюджетов всех регионов России (которые, в свою очередь, объединяют финансы конкретного региона и муниципалитетов в составе этого региона).

При этом не учитываются межбюджетные трансферты, то есть передача денег между публично-правовыми образованиями.

Кто утверждает

Поскольку годовой бюджет федерации подготавливается и существует объективно в такой форме, как федеральный закон, то его утверждение находится в компетенции парламента — Федерального Собрания России.

Непосредственно занимается разработкой бюджетного проекта Правительство. Главенствующую роль в составлении проекта играет Минфин.

В настоящее время такой ФЗ принимается на несколько лет сразу, а именно на трёхлетний срок (в него включается текущий финансовый год, а также следующие за ним два года планового периода) и является главным финансовым документом страны.

Проект основывается на социально-экономическом прогнозе развития страны. Такой прогноз разрабатывает Минэкономразвития совместно с Минфином.

Например, в долгосрочном прогнозе социально-экономического развития до 2036 года, прилагаемом к подготовленному проекту бюджета федерации на предстоящие три года (2019—2021), указывается на плавное ослабление курса рубля: к 2036 году один доллар США будет стоить примерно 73,9 рубля.

Также Минфин прогнозирует, что за это время мировые цены на нефть стабилизируются в районе 40−50 долларов за баррель.

Виды бюджета

Исходя из того, каким образом соотносятся объёмы, с одной стороны — доходов, а с другой — расходов, он может быть:

  • дефицитным (когда доходов недостаточно для покрытия расходов);
  • профицитным (когда доходы больше расходов);
  • сбалансированным (в случае равенства объёма доходов и объёма расходов).

Чтобы покрыть недостающие расходы, в проекте закона обязательно предусматриваются источники, за счёт которых будет финансироваться дефицит. Это могут быть кредиты кредитных организаций, госзаймы, поступления от продажи госимущества.

В конце года Правительство составляет проект отчёта об исполнении бюджета за год, затем представляет его в Государственную думу, отчёт утверждается как федеральный закон.

Отчёт содержит информацию о том, сколько средств поступило в доход государства за отчётный период, сколько средств потрачено, сколько составил дефицит (либо профицит).

Бюджетная система в России

Помимо федерального, в бюджетную систему России, в соответствии с положениями Бюджетного кодекса (ст. 10), также входят бюджеты следующих уровней:

  • субъектов России;
  • муниципалитетов;
  • государственных внебюджетных фондов РФ — пенсионного, социального и медицинского страхования, и территориальных государственных внебюджетных фондов (медицинского страхования).

Исходя из принципа того, что бюджетная система государства едина и является одним целым, то из средств на федеральном уровне осуществляется финансирование регионов в виде дотаций (выделение финансов для поддержки экономически слабых регионов), субсидий (с целью совместного финансирования государственных обязательств, как правило, в социальной сфере) и субвенций (предназначены для финансово-материального обеспечения передаваемых полномочий).

Деньги из центра также могут выделить регионам для дальнейшей передачи муниципалитетам.

Фонд национального благосостояния

Некоторая часть финансов на уровне федерации аккумулируется в специализированном государственном фонде — Фонде национального благосостояния, цель которого состоит в покрытии возможного дефицита двух видов бюджета: 1) федерального; 2) пенсионного фонда.

ФНБ формируют из дополнительных доходов от нефтегазового комплекса, а также тех доходов, которые получают от управления средствами фонда.

Фонд служит своеобразной «подушкой безопасности», которая может помочь государству заместить потери нефтегазовых доходов и исполнить социальные обязательства перед населением при сильном падении цен на нефть.

Из чего складываются доходы

Доходы по составу и структуре, в зависимости от источника, могут быть: налоговыми и неналоговыми (вместе они образуют доходную часть бюджета).

Первая часть — налоговых доходов — формируется за счёт обязательных платежей, а именно:

  • предусмотренных налоговым кодексом федеральных налогов и сборов;
  • поступающего в федеральный бюджет определённого процента от региональных, а также местных налогов и сборов (бюджетный кодекс устанавливает конкретный размер процента);
  • таможенных платежей, госпошлины.

Ко второй части — неналоговых доходов — относятся, в частности, платежи за пользование и продажу госимущества, определённая доля прибыли, полученной унитарными предприятиями.

В состав доходов также зачисляются средства, вырученные от внешнеэкономической государственной деятельности, от реализации запасов и резервов государства.

Читайте также:
Законодательство РФ о свободе совести

Основные расходы

Деньги используются на финансирование работы всех госорганов.

По отраслям экономики расходы федерального бюджета распределяются на обеспечение деятельности судебной системы, функционирование исполнительной власти, науку и фундаментальные исследования, государственную оборону, безопасность, транспорт, энергетику, жилищное строительство, культуру, искусство, здравоохранение и так далее.

Стадия исполнения

Текущие вопросы исполнения госбюджета, а именно составление прогноза, кассовое планирование объёмов поступающих и расходуемых средств, управление и проведение операций на едином счёте решаются таким органом государства, как Федеральное казначейство, чья основная функция — это кассовое исполнение бюджета.

В ходе деятельности по исполнению должны быть реализованы все статьи закона о бюджете: доходные и расходные.

Исполнение осуществляется на основе такого важного принципа, как «единство кассы». Он говорит о том, что все деньги (доходы и поступления из источников финансирования дефицита) накапливаются на едином счёте в Центробанке. С этого же счета производятся все необходимые расходы.

Участниками процесса исполнения выступают:

  • главные распорядители;
  • распорядители;
  • получатели бюджетных средств.

Между ними по цепочке сверху вниз распределяются деньги для исполнения каждым из них своих обязательств, которые они на себя принимают.

По доходам и источникам финансирования дефицита финансовый план страны исполняют администраторы. Они обеспечивают своевременное и полное поступление средств из тех или иных источников.

Осуществление контроля

Финансовый контроль необходим для того, чтобы проверять законность и обоснованность операций с денежными средствами. Контроль проводится специально уполномоченными на это органами, главные из которых — Счётная палата и федеральное казначейство. Для выполнения своих функций контрольные органы могут проводить проверки и ревизии.

Бюджетный контроль, как составная часть финансового контроля, позволяет обеспечивать соблюдение законодательства, выявлять ошибки и нарушения при составлении проекта, исполнении бюджета, проверять целевое и эффективное использование публичных финансов.

Все, что следует знать о бюджете страны

Что такое бюджет?

В понятии обывателя бюджет обычно ассоциируется с неким хранилищем денег, находящимся в распоряжении государства, правительство которого периодически берёт оттуда средства, чтобы потратить на пенсии, социальные программы вроде материнского капитала, перечислить зарплаты бюджетникам. По факту бюджет государства – это финансовый документ, включающий комплекс смет всех потребностей страны. Кроме того, в нём указаны все источники поступлений, из которых планируется получить средства. Бюджет консолидирует денежные потоки государства, содержит информацию о планах правительства в сфере экономической деятельности, и в целом задаёт параметры экономической политики, решает вопросы финансового регулирования в масштабах всей экономики государства.

Годовой бюджет страны является законодательным актом и проходит процедуру составления и его утверждения Государственной думой и Советом Федерации, прежде чем подписывается президентом и передаётся на исполнение правительству.

Мобилизация финансовых ресурсов обеспечивает органам власти выполнение возложенных на них функций, а экономическая важность бюджета заключается в формировании конечного спроса, напрямую оказывая влияние на такие экономические показатели, как:

  • объём промышленного производства;
  • инвестиции;
  • достаток населения страны и показатели безработицы;
  • валютный курс;
  • внешний и внутренний долг государства;
  • инфляция и показатель ключевой ставки.

Структура бюджета

В структуру входят две составляющие: доходная и расходная.

К доходной части относятся:

  • федеральные прямые и косвенные налоги;
  • акцизные и таможенные пошлины и сборы;
  • региональные и местные налоги.

К расходной части относятся:

  • финансирование отраслей промышленного сектора экономики;
  • финансирование агропромышленного комплекса и сельского хозяйства;
  • затраты на оборону и правоохранительную деятельность;
  • финансирование социального блока, а также науки, образования, здравоохранения.

ВНИМАНИЕ! При сбалансированном бюджете соотношение доходов и расходов является равным.

Профицит и дефицит бюджета

При несбалансированности бюджета возникает его дефицит либо профицит.

Бюджетный дефицит возникает при превышении уровня расходов государства над размером привлечённых в казну финансовых поступлений. Профицит, напротив, предусматривает преобладание суммы доходов над расходной частью.

При бюджетном дефиците государство вынуждено применять меры, направленные на урезание бюджета, а именно, к секвестру — сокращению расходов. Жёсткость принятых мер определяется величиной дефицита.

Причинами дефицита могут послужить:

  • военные конфликты, в которых задействовано государство, при которых происходит увеличение расходов на модернизацию армии;
  • неустойчивый курс национальной валюты;
  • снижение ВВП;
  • неэффективное расходование доходной части (например, дотации недоходных отраслей производства);
  • недостаточность поступления средств (например, недополучение налогов) в доходную часть бюджета.
Читайте также:
Учредитель траста: что это такое, описание и особенности

Чтобы государство могло выполнять перед своими гражданами и кредиторами обязательства, дефицит бюджета должен быть погашен — профинансирован средствами. Откуда их взять? Для устранения дефицита денежных средств государство занимает их у своих же граждан посредством выпуска облигаций государственного займа либо кредитуется у других стран или межгосударственных образований.

Ещё один способ ликвидировать дефицит государственного бюджета – провести эмиссию, то есть запустить денежный печатный станок страны, но это непопулярная мера, так как всегда негативно сказывается на уровне инфляции.

Система доходов госбюджета

Доходы служат финансовой базой для реализации основополагающих задач в сфере экономики, социальной и оборонной политики страны, состоящей из платежей физических и юридических лиц в пользу государства, а также иных неналоговых доходов, поступающих в распоряжение финансовых распорядителей.

Виды государственных доходов

Все поступающие в распоряжение государства средства можно подразделить на налоговые, неналоговые и безвозмездные перечисления.

  1. Налоговые поступления от физических и юридических лиц занимают центральное место в системе государственных доходов, обеспечивая органам государственной власти основной источник денежных средств. Также они являются регулятором всех социальных групп населения страны. Так, для лиц, находящихся за чертой бедности, предусмотрен механизм освобождения от налогового бремени, а для богатых – повышенный уровень налогообложения на сверхприбыль.
  2. Неналоговыми источниками доходов являются средства от использования или продажи государственного (муниципального) имущества, штрафы, компенсации, а также услуги возмездного характера, которые оказывает государство своим гражданам.
  3. Безвозмездными перечислениями называют дотации и субсидии как инструмент финансовой помощи бюджетов разных уровней, а также добровольные пожертвования и безвозвратные перечисления от внебюджетных фондов, граждан и организаций.

Разделение налогов по уровню бюджетов

Все налоги подразделяются на федеральные, региональные и местные.

Хотя система налогообложения и имеет трёхуровневый характер, наиболее значимы именно федеральные налоги. К их числу относятся такие налоги, как:

  • НДФЛ;
  • налог на прибыль организаций;
  • НДС;
  • все виды акцизов, таможенных и иных пошлин, оплата по системе «Платон».

Региональными являются налоги и сборы, обязательные к уплате на уровне субъектов государства. К этой категории относят:

  • имущественный налог организаций;
  • налог на игорный бизнес;
  • транспортный налог;
  • лицензионные сборы и пошлины.

На региональном уровне также устанавливаются налоговые льготы по отдельным видам налога.

Налоги и сборы местного уровня, а также льготы по этим налогам, устанавливаются и принимаются нормативными актами муниципалитетов. Правовое регулирование местных налогов и сборов органы местного самоуправления осуществляют в пределах определённых законодательством полномочий. К системе местных налогов относят:

  • налог на имущество физических лиц;
  • налог на землю;
  • на содержание жилищного фонда;
  • на рекламу.

Прямые и косвенные налоги

По способу изъятия налоговые платежи подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые налоги собираются непосредственно, буквально «напрямую» с субъекта налогообложения. Это налог на прибыль, НДФЛ, налог на совокупный доход. Прямые налоги могут взиматься в бюджеты всех уровней в зависимости от географического расположения предприятия и его стратегической важности.

Доля косвенных налогов в системе бюджета России занимает ключевую роль и составляет более 70% от общего числа поступлений. Их значение заключается не только в доходности для государства, но и влиянии на ценообразование и общую структуру потребления.

К косвенным налоговым платежам относится, в первую очередь, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины и сборы, а также акцизы, которые взимаются с групп товаров с высокой доходностью (природные ресурсы, бензин, спирт и алкогольные напитки, табачные изделия).

Ключевое значение в этой группе налогов занимает именно НДС, приносящий почти половину поступлений в бюджет от всех косвенных налогов.

Система расходов Госбюджета

С помощью расходной части бюджета государство исполняет свои функции в сферах экономики, обороны и социальной политики, оказывая влияние на экономическое, социально-культурное развитие и состояние общества в целом.

Расходы и структура их распределения

Под расходами подразумеваются невозвратные платежи, распределение средств по которым происходит из бюджетов всех уровней в размерах и по направлениям, установленным в нормативно-правовых актах.

Из федерального бюджета финансируются расходы на:

  • национальную систему обороны;
  • науку и образование;
  • систему здравоохранения;
  • содержание государственного аппарата;
  • содержание судебной и уголовно-исполнительной системы;
  • формирование государственных резервов;
  • обслуживание и погашение госдолга;
  • дотационную деятельность (финансовая помощь слабым регионам).
Читайте также:
Холодное оружие: что это такое, описание и особенности

К расходам, финансируемым совместно из бюджетов разных уровней, относят:

  • поддержку промышленного производства;
  • обеспечение органов охраны правопорядка;
  • мероприятия социально-культурного характера.

Ключевой принцип межбюджетного распределения расходов заключается в соответствии фактических полномочий законодательно закреплённым на их уровне власти.

Виды бюджетов

Бюджет — смета доходов и расходов определённых образований (государства, региона, органа местного самоуправления), рассчитываемая на заданный период, обычно на один год. Для каждого из них он имеет свои отличительные характеристики.

Бюджет государства

Бюджет государства является главным инструментом регулирования экономики и перераспределения национального дохода для реализации Правительством намеченного экономического курса и социальной политики. Принимаемый на законодательном уровне, он представляет собой основной финансовый план страны, обязательный для исполнения на всей её территории.

СПРАВКА! В экономически развитых странах через бюджет перераспределяется до 40% ВВП.

В бюджете аккумулируется часть денежных доходов организаций и граждан. За счёт бюджетных средств финансируются оборона, охрана общественного порядка и безопасность государства, экономика, здравоохранение, образование и культура.

Функции госбюджета

К основным функциям государственного бюджета относят перераспределение национального дохода, стимулирование экономики, обеспечение социальной политики, направленной на развитие здравоохранения, образовательных и научных программ, а также финансовую поддержку малоимущих групп населения.

Также средства бюджета страны и внебюджетных государственных фондов используются на общие нужды всей нации, которые невозможно удовлетворить за счёт бизнес-сферы. К ним относятся государственное управление, оборона и безопасность страны, экология.

Источники доходов бюджета

Основными источниками финансовых поступлений в казну государства являются:

  • налоги с физических лиц и организаций;
  • эмиссия денежных знаков;
  • приватизация.

Расходы госбюджета

К расходам государства относятся денежные средства, направленные на обеспечение задач и функций государства. По целям распределения расходы государства подразделяются на:

  1. Политические: обеспечение оборонного комплекса и системы национальной безопасности (армия, полиция, суды, тюрьмы), содержание управленческого государственного аппарата.
  2. Экономические: содержание и поддержка отраслей экономики, субсидирование частного малого и среднего бизнеса.
  3. Социальные: развитие системы здравоохранения, образовательной системы и науки, культуры, выплата пенсий, социальных пособий, зарплат бюджетникам.
  4. Экологическая: охрана окружающей среды.

Разница между доходами и расходами страны составляет сальдо бюджета, которое может пребывать в трёх различных состояниях:

  • положительное сальдо — доходная часть преобладает над расходами, создаётся профицит;
  • сальдо равно нулю — доходы полностью компенсируются расходами, бюджет является сбалансированным;
  • отрицательное сальдо — уровень расходов превышает размер финансовых поступлений, создавая дефицит.

Существует понятие «интервал оптимальности» доли бюджета в показателе валового внутреннего продукта, без которого невозможно достичь экономического роста. При завышенной доле государственного бюджета в структуре ВВП экономика несёт излишнее бремя налоговой нагрузки, происходит её стагнация. Следовательно, чем меньше доля бюджета в валовом внутреннем продукте, тем выше темпы экономического роста.

ВАЖНО! Но и тут есть свои исключения. Если доля государственного бюджета в разрезе ВВП будет минимизирована, это не позволит государству эффективно выполнять свои функции, что также окажет отрицательное влияние на развитие экономического сектора.

Источники финансирования бюджетного дефицита

В структуре государственного бюджетного дефицита источники финансирования подразделяются на внутренние и внешние.

К первой группе относится эмиссия ценных бумаг (облигации федерального займа для населения), предоставление денежных ссуд бюджетами других уровней.

Вторая группа подразумевает реализацию ценных бумаг на мировом финансовом рынке, получение банковских кредитов или займов международных наднациональных финансовых корпораций, а также межгосударственное кредитование.

Требования к бюджету

К бюджету государства применяется ряд обязательных требований:

  1. Отсутствие жёсткой привязки и зависимости доходов от расходов. Это позволяет исполнителям бюджета расставлять приоритеты при решении задач федерального уровня, что обеспечивает гибкость экономической политики.
  2. Соблюдение системы иерархии и принципа автономности бюджетов разных уровней.
  3. Включение в бюджет государства всех подконтрольных ему доходов и расходов.

Уровни бюджетной системы

Бюджетной системой предусмотрено подразделение бюджета на три уровня:

  1. Федеральный (бюджет страны в целом).
  2. Региональный (бюджеты краёв, областей, республик, автономных округов, городов федерального значения).
  3. Местный (бюджеты муниципальных образований – городов, посёлков, станиц, районных центров).

Доходы и расходы бюджетов всех уровней

Формирование доходов бюджетов происходит в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством страны. В основу бюджетных расходов всех уровней заложены единые принципы и нормативы минимальной обеспеченности бюджета для реализации госуслуг, установленных исполнительными органами власти. Рассмотрим подробнее.

Читайте также:
Товарная биржа: что это такое, описание и особенности

Формирование доходов бюджетов

Формирование происходит за счёт налоговых и неналоговых видов доходов. В актив бюджета нового финансового года зачисляется также неосвоенный остаток денежных средств, образовавшийся по итогам завершённого бюджетного года.

Налоговые доходы включают в себя все предусмотренные налоговым законодательством федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также штрафы и пени.

ВНИМАНИЕ! Оценки экономической эффективности показывают, что налоговые доходы региональных бюджетов должны составлять не менее половины консолидированных доходов государственного бюджета.

Неналоговыми видами дохода являются средства, поступившие в казну в результате:

  • сдачи в аренду или продажи государственной или муниципальной собственности;
  • получения дивидендов по ценным бумагам;
  • начисления процентов на остаток бюджетных денежных средств, размещённых на банковских счетах;
  • взимания штрафов, а также оказания возмездных услуг государства своим гражданам.

Осуществление бюджетных расходов

Расходы бюджетов классифицируются по признакам их экономического содержания на текущие и капитальные.

Из текущих расходов происходит обеспечение бесперебойного функционирования системы органов власти всех уровней, бюджетных организаций и учреждений, оказывается господдержка отдельным отраслям экономики или субъектам в целом в форме дотационных выплат или субсидий.

Инструментами реализации инвестиционного направления государственной деятельности являются капитальные расходы. К ним относят статьи расходов, которые предусматривают:

  • инвестирование в уже действующие или вновь создаваемые организации согласно утверждённому инвестиционному плану;
  • реализацию кредитных программ для юридических лиц из бюджетных средств;
  • затраты на проведение капитального ремонта и реконструкции имущества, принадлежащего на праве собственности государству, региону или городу.

Распределение средств бюджетов разных уровней

Бюджетная система страны предусматривает формирование расходных статей бюджетов в соответствии с обязательствами, обусловленными действующим законодательством, и разграничением вменённых полномочий органов вертикали власти, являющихся распорядителями бюджетов соответствующих уровней.

При подготовке и формировании бюджета на новый финансовый год акцентируется внимание на основных направлениях бюджетной и налоговой политики государства. В концепции общей финансовой и социально-экономической линий развития страны, субъекта, муниципалитета их разрабатывают и определяют законодательные органы власти.

Расходование городского бюджета

Порядок расходования средств городского бюджета определяется в соответствии с компетенцией органов местного самоуправления. Вопросы, отнесённые к задачам власти на местах, определены ФЗ № 131-ФЗ. Так, основное расходование привлечённых в городской бюджет средств заложено в статьях на образование, социальные программы, ЖКХ, дорожное хозяйство и благоустройство, культуру, проведение массовых развлекательных и спортивных мероприятий, строительство стратегических объектов социальной инфраструктуры (школы и детские дошкольные учреждения, досуговые центры).

Распоряжение городским бюджетом

Муниципалитет самостоятельно с учётом имеющихся полномочий занимается формированием, утверждением и реализацией бюджета, а также осуществляет контроль за соблюдением его исполнения.

Для этого составленный проект решения городского бюджета выносится на публичные слушания на общественное обсуждение с целью дальнейшего учёта мнений населения муниципального образования. После обсуждения указанный бюджетный проект представляется главой муниципального образования на рассмотрение и последующее утверждение Совету депутатов, который вправе утвердить его как без замечаний, так и с учётом своих поправок. После утверждения бюджет вступает в законную силу.

Подводя итог, отметим, что бюджет страны — многоступенчатый отлаженный механизм бюджетной системы страны, подразумевающий безукоснительное исполнение бюджетного закона как по горизонтали власти, так и по её вертикали. Важным моментом является процесс реализации утверждённого бюджета, для эффективности исполнения которого необходимо обеспечивать его прозрачность и строгую подотчётность. В нашей стране, ввиду особенностей географического положения — огромной территории, и сложившейся поколениями коррупционной ментальности, этот принцип бюджетного процесса реализован слабо.

Бюджет федеральный

Добавлено в закладки: 0

Что такое бюджет федеральный? Описание и определение понятия.
Бюджет федеральный – это финансовый план, который является частью бюджета государства с федеральной системой государственного устройства. Порядок исполнения и формирования федерального бюджета регламентируется на законодательном уровне.

Этот документ является главным, в котором прописываются все перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта, через него проходит Мобилизация финансовых ресурсов для того, чтобы реализовать социальную политику государства, регулировать его экономическое развитие, укреплять обороноспособность страны.

С бюджета федерального распределяют основную часть денежных средств для народного хозяйства, разных отраслей непроизводственной и производственной сферы страны.

Читайте также:
Незаконное обращение с радиоактивными материалами

Рассмотрим, более детально, что значит федеральный бюджет.

Сущность федерального бюджета

Федеральный бюджет Российской Федерации — это основной финансовый план правительства России, имеющий силу закона и который составляется на текущий финансовый год.

Федеральный бюджет — это центральный элемент всей бюджетной системы государства.

Федеральный бюджет состоит из доходов и расходов.

Структура доходов определяется несколькими факторами, прежде всего основными потребностями государства в денежных ресурсах, а также возможностями государства по эффективному использованию этих ресурсов.Есть еще один немаловажный фактор, который определяет структуру доходов федерального бюджета — это особенности экономической политики, которую проводит государство в данный период времени.

Структура расходов федерального бюджета определяется каждый раз основными потребностями и функциями государства.

С экономической точки зрения федеральный бюджет является самым важным элементом макроэкономической политики государства, так как именно он обеспечивает активное накопление денежных ресурсов, а также несет огромную ответственность за их эффективное распределение.

Стоит отметить, что большая часть платежеспособного спроса формируется именно за счет бюджетных средств. Это достигается посредством того, что из федерального бюджета выплачиваются существенные объемы заработной платы, осуществляются крупные капиталовложения, приобретаются необходимые товары и услуги.

Существуют определенные параметры федерального бюджета, которые непосредственно влияют на самые важные показатели макроэкономики— сюда включаются: объемы инвестиций и производства, уровень занятости населения и их доходы, валютный курс и процентную ставку.

Таким образом, подведя итог вышесказанному, можно с уверенностью определить федеральный бюджет по своей сути и содержанию как инструмент политики и одновременно экономическая категория.

Федеральный бюджет по своей форме – это финансовый план государства, то есть, проще говоря, план по сбору и использованию финансовых ресурсов в целях обеспечения главных государственных функций.

Если посмотреть с юридической точки зрения, федеральный бюджет – это нормативный акт (или закон). Разрабатывается федеральный бюджет органами исполнительной власти, а принимается и утверждается органами представительной (или законодательной) власти.

Доходы и расходы федерального бюджета

Все доходы федерального бюджета делятся на два типа: налоговые и неналоговые.

Налоговые доходы составляют:

  • основные федеральные налоги и сборы, которые установлены налоговым законодательством;
  • таможенные платежи и сборы, таможенные пошлины;
  • государственная пошлина.

Неналоговые доходы формируются за счет:

  • доходов от использования и продажи личного имущества;
  • части прибыли унитарных предприятий.

Также в доходах федерального бюджета учитываются:

  • прибыль Банка России;
  • доходы от внешней экономической деятельности;
  • доходы от реализации запасов и государственных резервов.

Средства из федерального бюджета используются на такие расходы:

  • на обеспечение деятельности президента Российской Федерации, Федерального собрания Российской Федерации , Счетной палаты Российской Федерации , Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, а также федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов;
  • на функционирование федеральной судебной системы;
  • на осуществление международной деятельности;
  • на национальную оборону и обеспечение безопасности государства;
  • на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
  • на государственную поддержку воздушного, железнодорожного и морского транспорта;
  • на государственную поддержку атомной энергетики;
  • на ликвидацию последствий стихийных бедствий федерального масштаба и чрезвычайных ситуаций;
  • на исследование, а также использование космического пространства;
  • на формирование федеральной собственности в государстве;
  • на обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации;
  • на компенсацию государственным внебюджетным фондам расходов, а именно: на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, которые подлежат финансированию в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета;
  • на федеральную инвестиционную программу;
  • на официальный статистический учет на государственном уровне.

Когда формируются бюджеты всех уровней, обязательно предусматривается создание резервных фондов. Так, в федеральном бюджете резервный фонд не может превышать 3% уже утвержденных расходов федерального бюджета. Устанавливается размер резервных фондов органами законодательной власти при их утверждении на очередной финансовый год.

Резервные фонды используются прежде всего на финансирование непредвиденных расходов, например, на проведение аварийно-спасательных и восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных и непредвиденных ситуаций.

Порядок расходования из этих фондов определяется исключительно правительством государства.

Составление проекта федерального бюджета

Составляется проект федерального бюджета правительством Российской Федерации и основывается на следующих документах:

  • на бюджетном письме Президента Российской Федерации;
  • на предварительном прогнозе социально-экономического развития государства на будущий год (на основе статистических данных за последний отчетный период, а также на основе намечаемых тенденций развития экономики и социальной сферы в государстве);
  • на основных направлениях бюджетной и налоговой политики на будущий год (например, могут быть предусмотрены некоторые изменения ставок некоторых налогов, а также распределения налогов между бюджетами разных уровней);
  • на прогнозе сводного финансового баланса на будущий год по всей территории Российской Федерации (то есть имеется в виду прогноз доходов и расходов бюджетов всех уровней по территории Российской Федерации);
  • на плане развития государственного сектора экономики.
Читайте также:
Уничтожение или повреждение военного имущества по неосторожности

В Бюджетном кодексе Российской Федерации выделяют два этапа составления федерального бюджета.

Первый этап — это разработка на основе плана-прогноза экономики основных характеристик проекта федерального бюджета.

Второй этап формирования федерального бюджета — это распределение объемов финансирования в соответствии с детализированной функциональной классификацией, а также в соответствии с экономической и ведомственной классификациями.

Рассмотрение и утверждение федерального бюджета

Составленный правительством проект федерального бюджета рассматривается и утверждается Государственной думой. Государственная дума рассматривает проект закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год , обсуждает его концепцию и утверждает основные характеристики федерального бюджета.

Мы коротко рассмотрели федеральный бюджет и его сущность, структуру, доходы и расходы, а также составление, рассмотрение и утверждение федерального бюджета.

Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.

Федеральный бюджет России

Федеральный бюджет Российской Федерации — форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства. Является частью бюджетной системы Российской Федерации, утверждаемой и исполняемой федеральными органами власти.

  • С экономической точки зрения федеральный бюджет представляет собой совокупность денежных отношений по поводу перераспределения национального дохода и части национального богатства для аккумулирования, распределения и дальнейшего расходования на исполнение расходных полномочий в рамках компетенций Российской Федерации [1] .
  • С материальной точки зрения федеральный бюджет это сконцентрированный в границах государства централизованный денежный фонд, находящийся в распоряжении федеральных органов власти [1] .
  • С юридической точки зрения федеральный бюджет есть ни что иное, как правовой акт, утверждаемый в форме федерального закона и закрепляющий права и обязанности участников бюджетных отношений [1] .

Вместе с консолидированными бюджетами субъектов Российской Федерации образует консолидированный бюджет Российской Федерации. Разрабатывается правительством и утверждается Федеральным собранием РФ в форме федерального закона. Выражает экономические отношения, опосредствующие процесс аккумулирования, распределения и использования денежного фонда России [1] .

В ведении Российской Федерации федеральный бюджет находится в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 71, п. «з»), а Бюджетный кодекс Российской Федерации регламентирует порядок его формирования и исполнения. На долю федерального бюджета приходится значительная часть распределительного процесса, которая заключается в распределении денежных средств между отраслями народного хозяйства, производственной и непроизводственной сферами, регионами России. Территориально, доходы федерального бюджета распределены неравномерно, так 28 % всех поступлений дает Ханты-Мансийский автономный округ, 16 % — Москва, 10 % — Ямало-Ненецкий автономный округ, 5 % — Санкт-Петербург, таким образом, четыре субъекта Российской Федерации дают до 60 % всех поступлений налогов в федеральный бюджет.

Содержание

  • 1 Бюджетный процесс
    • 1.1 Составление проекта
    • 1.2 Рассмотрение и утверждение
    • 1.3 Исполнение
    • 1.4 Составление и утверждение отчета
  • 2 Структура федерального бюджета
    • 2.1 Исполнение федерального бюджета Российской Федерации за 2019 год [3]
  • 3 История изменения
    • 3.1 Доходы от природных ресурсов
    • 3.2 Расходы, связанные с употреблением табака
  • 4 Прозрачность бюджета
  • 5 Бюджетная классификация
  • 6 Бюджетный учёт
  • 7 См. также
  • 8 Примечания
  • 9 Ссылки

Бюджетный процесс [ править | править код ]

Составление проекта [ править | править код ]

Проект федерального бюджета готовится федеральными исполнительными органами власти (Минфином, Минэкономразвитием и др.). Предварительно разрабатываются планы и прогнозы по территориям, отраслям; создается сводный финансовый баланс [1] .

Рассмотрение и утверждение [ править | править код ]

Правительство России вносит на рассмотрение Государственной Думы проект федерального бюджета, иные обязательные документы и материалы не позднее 1 октября текущего года. Данный проект рассматривается Госдумой в трёх чтениях:

  • В первом чтении принимаются основные параметры бюджета. По Бюджетному кодексу, в процессе первого чтения Госдума не имеет права увеличивать доходы и дефицит федерального бюджета, если на эти изменения отсутствует положительное заключение правительства. Госдума может отклонить проект бюджета; в этом случае формируется согласительная комиссия совместно с правительством.
  • Во втором чтении Госдума утверждает бюджет по разделам.
  • В третьем чтении Госдума утверждает бюджет по подразделам.
Читайте также:
Почему нам отказали в регистрации компании?

После принятия федерального бюджета Госдумой он одобряется Советом Федерации и отправляется на подпись Президенту РФ. В случае отклонения Президентом Российской Федерации Федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанный закон передается для преодоления возникших разногласий в согласительную комиссию. При этом в состав согласительной комиссии включается представитель Президента Российской Федерации. После этого ФЗ о бюджете должен в обязательном порядке быть опубликован в СМИ и обнародован.

Исполнение [ править | править код ]

Федеральный бюджет исполняется по расходам, доходам и источникам финансирования дефицита начиная с 1 января. Непосредственно исполняют бюджет Минфин России, распорядители и администраторы бюджетных средств. Кассовое обслуживание исполнения производится Федеральными казначейством [1] .

Работа по исполнению бюджета завершается 31 декабря.

Составление и утверждение отчета [ править | править код ]

По итогу исполнения бюджета принимается федеральный закон, заключающий в себе фактические показатели по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита.

Основы государственной службы и кадровой политики

Федеральная государственная служба: понятие, отличительные черты, функции

В рамках уровневой классификации государственная гражданская служба подразделяется на два уровня: высший — федеральную государственную гражданскую службу и низший — государственную гражданскую службу субъекта РФ. Военная и правоохранительная службы являются по закону вилами федеральной государственной службы.

Попытка дать определение понятия «федеральная государственная служба» была предпринята отечественным законодателем еще в 1993 г. в Положении о федеральной государственной службе, утвержденном указом Президента РФ № 2267 от 22 декабря 1993 г., хотя еще до этого в ст. 11 Конституции РФ было зафиксировано конституционное разделение государственной власти (значит, и государственной службы) на «государственную власть в Российской Федерации» и «государственную власть в субъектах Российской Федерации» с разграничением предметов ведения и полномочий. Статья 71 Конституции отнесла федеральную государственную службу к ведению центра, т.е. Российской Федерации.

В Положении о федеральной государственной службе была дана и довольно объемная формулировка федеральной государственной службы: «Федеральная государственная служба осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, законодательными и иными нормативными актами РФ на государственных должностях в Администрации Президента РФ, Аппарате Правительства РФ, в аппаратах палат Федерального Собрания РФ, Конституционного Суда РФ. Верховного Суда РФ. Высшего Арбитражного Суда РФ, Центральной избирательной комиссии РФ. Счетной палаты РФ, в федеральных государственных органах, подведомственных Президенту РФ и Правительству РФ, а также на иных должностях, в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Как видим, в данной формулировке не содержится определения понятия и сущности федеральной государственной службы.

В 1995 г. в Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации» № 119-ФЗ, узаконившем институт государственной службы, законодатель вновь обращается к этой теме. Так, в ст. 2 весьма кратко говорится, что российская государственная служба подразделяется на два уровня: федеральную и субъектов РФ. Но определения сущности федеральной государственной службы не было дано, поскольку еще не была наработана научная база этого понятия, и полностью отсутствовал практический опыт.

Концепция реформирования системы государственной службы Российской Федерации (2001) и Федеральная программа «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2002) также не дали подробного толкования сущности федеральной государственной службы и ее признаков, упомянув только, что единую систему государственной службы образуют различные виды федеральной государственной службы и государственная служба субъектов РФ.

Впервые на законодательном уровне определение сущности федеральной государственной службы было сформулировано в Федеральном законе «О системе государственной службы Российской Федерации» № 58-ФЗ (2003 г.). В ст. 4 этого правового акта говорится: федеральная государственная служба — профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации. Там же вводятся понятия «должности федеральной государственной службы» и «федеральный государственный служащий».

Анализ данного понятия показывает, что базовым для него является нормативное определение государственной службы РФ вообще. Отличительным признаком служит то, что на федеральной службе государственные служащие обеспечивают исполнение полномочий только федеральных структур и должностных лиц: Российской Федерации, федеральных государственных органов и политиков федерального уровня.

Читайте также:
Транспортная накладная: что это такое, описание и особенности

Наряду с нормативным целесообразно дать и теоретическое определение этого понятия, обозначенное в трудах ряда ученых — социологов и политологов. Здесь, на наш взгляд, приемлем комплексный, обобщающий подход: федеральная государственная служба — это центральная публичная административная система страны, правовой, социальный и организационный институт федерального уровня, предназначенный для выполнения задач и функций государства, профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации, замещающих должности государственной гражданской, военной и правоохранительной службы в федеральных органах государственной власти, образуемых в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законодательством.

Анализ позволяет выделить отличительные черты федеральной государственной службы:

  • данная служба заключается в осуществлении от имени государства государственного управления в масштабе всей страны;
  • федеральные государственные органы, в которых функционирует федеральная государственная служба создаются на основании Конституции РФ и федерального законодательства;
  • данная служба обеспечивает исполнение полномочий только федеральных государственных органов и политиков федерального уровня;
  • федеральные государственные служащие получают денежное содержание за счет средств федерального бюджета;
  • правовые, организационные и иные основы федеральной государственной службы, а также правовой статус федеральных государственных служащих регулируются федеральным законодательством.

Основой федеральной государственной службы служат штатные должности, включенные в Реестр должностей федеральной государственной службы. В соответствии с законодательством государственные должности федеральной государственной службы подразделяются на должности федеральной гражданской службы (в федеральных органах государственной власти), воинские и должности правоохранительной службы. В федеральном государственном органе могут быть учреждены должности государственной службы разных видов. Должности замешают федеральные государственные служащие — российские граждане, осуществляющие профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающие денежное содержание за счет средств федерального бюджета. Это нормативное определение.

Кадровый состав федеральных государственных служащих достаточно представителен.

По данным Росстата на 2008 г., общая численность государственных гражданских служащих Российской Федерации составляла 770,8 тыс. человек. Из них федеральных государственных служащих насчитывалось 548,4 тыс. человек, в органах государственной власти субъектов Федерации — 222,4 тыс. Федеральных государственных служащих в законодательной ветви власти насчитывалось сравнительно немного — чуть более 4 тыс., в исполнительной ветви служило абсолютное большинство — около 469,3 тыс., в судебной власти и прокуратуре — около 79,1 тыс. Можно констатировать, что в количественном отношении кадровый корпус федеральных государственных служащих является оптимальным и в целом отвечает предъявляемым требованиям системы государственного управления.

Цели и функции федеральной государственной службы не имеют четкого определения ни в нормативных актах, ни в научной литературе. Если исходить из сущности и социальной роли федеральной государственной службы как административной деятельности по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, то главной целью федеральной государственной службы является служение интересам Российского государства и общества качественное обеспечение исполнения функций государства, его федеральных органов и должностных лиц. Будучи инструментом и механизмом государства, федеральная государственная служба обеспечивает эффективность и стабильность государственного управления в масштабе Российской Федерации.

Что касается функций федеральной государственной службы, то их можно в большей мере увидеть в нормативно закрепленных положениях и регламентах отдельных федеральных государственных органов. В рамках обеспечения исполнения полномочий федеральных органов власти целесообразно выделить несколько основных функций: информационно-аналитическую; организационно-техническую; подготовки и процедур принятия решения; выполнения принятого управленческого решения; правового; финансово-экономическую; кадровую; экспертную; документационную.

Перечисленные функции не исчерпывают всего многообразия функций федеральной государственной службы, но показывают наиболее существенные направления деятельности. Эти функции реализуются во всех федеральных государственных органах, независимо от их принадлежности к той или иной ветви власти. В каждом из этих органов государственная служба имеет и другие, специфические для данного органа функции.

Федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства

Согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 “О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти” в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

Федеральное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации сфере деятельности. Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства Российской Федерации министр Российской Федерации (федеральный министр), который назначается президентом РФ.

Функции министерства:

Читайте также:
Уголовное судопроизводство: что это такое, описание и особенности

– координация и контроль деятельности федеральных служб и агентств находящихся в ведении министерства;

– управляет непосредственно подчиненными гос.учреждениями;

– является главным распорядителем и получателем средств фед. бюджета, предусмотренных на содержание министерства;

– организация профессиональной переподготовки и повышения квалификации гос.служащих министерства;

– взаимодействие другими органами гос.власти и международными организациями;

– управляет имуществом которое им принадлежит, решают кадровые вопросы, вопросы организации деятельности государства;

Федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы, он является главным государственным инспектором и его полномочия определяются фз. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа.

Федеральные службы делятся на 2 группы:

1. Фед. службы, которые осуществляют спец.функции в области оборонного комплекса (ФСБ, фед.служба за оборотом наркотиков)

2. Фед. службы, которые находятся в непосредственном ведении правительства (антимонопольные)

Для осуществления функций фед.службам даны права: они могут применять меры по административным наказаниям, предусмотренным коап.

Функции:

– контроль и надзор за соблюдением законодательства;

– инициирование отдельных видов деятельности;

– выдача разрешений на определенный вид деятельности;

– государственная регистрация определенных объектов и прав.

Федеральное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства.

Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа. Каждый фед.орган исп.власти для осуществления своих полномочий практически в каждом субъекте создает свои территориальные органы. Положение о территориальном органе утверждается министерствами. Каждый территориальный орган в субъекте действует самостоятельно, и подчиняется своему руководителю в Москве.

Структура. Это понятие содержится в статье 112 Конституции Российской Федерации и Федеральном конституционном законе “О Правительстве Российской Федерации”. Структура федеральных органов исполнительной власти утверждается Президентом Российской Федерации. Предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти Президенту Российской Федерации вносит в соответствии с частью 1 статьи 112 Конституции Российской Федерации Председатель Правительства Российской Федерации не позднее недельного срока после своего назначения.

Структуру федеральных органов исполнительной власти можно определить как перечень конкретных органов, входящих в систему федеральных органов исполнительной власти и обеспечивающих реализацию полномочий Президента РФ и Правительства РФ. Она включает в себя Правительство РФ, а также другие федеральные органы исполнительной власти, создаваемые для реализации функций исполнительной власти в Российской Федерации.

Современная структура федеральных органов исполнительной власти утверждена Указом Президента Российской Федерации № 636 от 21 мая 2012 г. “О структуре федеральных органов исполнительной власти” Согласно нему Председатель Правительства Российской Федерации имеет семь заместителей, в том числе двух первых заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации – Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации и Заместителя Председателя Правительства – Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации.

Президент Российской Федерации осуществляет руководство деятельностью (министерств, агентств, служб) Министерства внутренних дел, Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства иностранных дел, Министерства обороны, Министерства юстиции Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации осуществляет руководство деятельностью (федеральные министерства службы и агентства) Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства культуры Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Министерства регионального развития Российской Федерации, Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Министерства спорта Российской Федерации, Министерства транспорта Российской Федерации, Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации, Министерства энергетики Российской Федерации, федеральными службами и федеральными агентствами, подведомственными этим федеральным министерствам, федеральными службами и федеральными агентствами, находящимися в непосредственном подчинении Правительства Российской Федерации.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: