Финансовые активы предприятия: что это значит

Финансовые активы компании: полный анализ

Финансовые активы (ФА) – это ресурсы организации, состоящие из наличных и безналичных денежных средств, выраженных в иностранной и национальной валюте, акций, облигаций и иных финансовых инструментов, принадлежащих предприятию на праве собственности.

Что такое финансовые активы?

Принято считать, что к финансовым активам относятся деньги и задолженность покупателей за полученный товар. На самом деле в состав ФА также включаются финансовые инструменты, предназначенные для получения прибыли. Состав финансовых активов показан ниже:

Не относятся к ФА полученные авансы, дебиторская задолженность по налоговым обязательствам, а также задолженность, расчеты по которой будут произведены не деньгами, а иными способами – товарами или услугами.

Классификация финансовых активов

Для управления ФА предприятие классифицирует их по различным признакам.

1. По степени ликвидности

В первую очередь финансовые активы предприятия классифицируются по степени ликвидности – способности преобразовываться в наличные деньги. По данному признаку они делятся на 4 категории:

  1. абсолютно ликвидные – к ним относятся наличные в кассе и средства на банковских счетах
  2. высоколиквидные – которые могут быть преобразованы в деньги в кратчайшие сроки. Например ценные бумаги, активно торгующиеся на бирже
  3. ликвидные – для их трансформации в деньги нужно некоторое время, например, облигации
  4. неликвидные – их либо невозможно реализовать совсем, либо при этом они теряют значительную часть первоначальной стоимости. Например, дебиторская задолженность, невозможная к взысканию
2. По сроку действия

По этому признаку выделяют краткосрочные и долгосрочные ФА. В первую группу включают ФА, срок обращения которых не превышает 1 год. Во вторую – со сроком использования свыше 1 года.

Краткосрочные финансовые активы включают в себя деньги и текущие задолженности покупателей. В состав долгосрочных ФА включаются финансовые вложения, ценные бумаги и задолженность с длительным периодом погашения.

3. По целям использования

В зависимости от целей, для которых был приобретен ФА, выделяют:

  1. инвестиционные – приобретенные для получения дополнительной прибыли
  2. спекулятивные – приобретенные для получения разового дохода от реализации по более высокой цене
  3. транзакционные – используемые для обслуживания договоров, не приносящие самостоятельного дохода
4. По виду дохода

ФА, как и другие виды активов, могут приносить доход компании. По виду дохода финансовые активы предприятия делятся на следующие группы:

  1. с гарантированным доходом, например, облигации
  2. с неопределенным доходом, например, акции
  3. без дохода, например, деньги в кассе

Один и тот же финансовый актив, в зависимости от способа использования, может относиться к различным группам дохода. Например, облигация имеет купон, который является гарантированным доходом, так как он устанавливается в момент выпуска ценной бумаги. Между тем владелец облигации также может получить неопределенный доход при продаже ее до погашения с премией, если возникнет такая рыночная ситуация.

Учет финансовых активов

В бухгалтерии учет ФА ведется в отдельности по каждому виду актива. Для учета наличных и безналичных денег, а также инвестиций используются счета раздела V плана счетов бухгалтерского учета. Расчеты с контрагентами отражаются на счетах раздела VI. Учет ведется по каждому контрагенту отдельно.

ФА учитываются на предприятии по одному из видов стоимости:

номинальной
справедливой
амортизированной

По номинальной стоимости в учете отражаются деньги. Например, покупатель внес в кассу оплату за товар в сумме 1 000 рублей. По счету «50 — касса» отражается поступление 1 000 руб.

По справедливой стоимости учитываются финансовые вложения и долевые ценные бумаги. Например, компания купила 100 акций по 200 рублей и отразила их на счете «58 – финансовые вложения» в сумме 20 000 руб. Через год стоимость акций увеличилась до 230 рублей. В таком случае в учет должна быть внесена корректировка, а общая стоимость финансовых вложений увеличена до 23 000 рублей.

По амортизационной стоимости учитываются долговые финансовые инструменты. Например, компания приобрела ОФЗ на сумму 10 000 р. и отразила на счете «58». При каждом погашении купона остаточная стоимость финансового инструмента на счете должна уменьшаться на размер полученной выплаты.

В отчетности ФА отражаются в активе баланса. При этом они могут попасть как в категорию оборотных, так и в раздел внеоборотных активов.

Финансовые оборотные активы являются краткосрочными. Они относятся к классу абсолютно ликвидных или высоколиквидных активов.

Финансовые внеоборотные активы относятся к долгосрочным. В их состав включают ликвидные и неликвидные ФА. Чем выше в балансе расположен ФА, тем меньше степень его ликвидности.

ФА в балансе отражаются по тому же виду оценки, что и в учете. То есть, если на депозите у предприятия хранится 80 миллионов рублей, то и в учете по счету «51 – расчетный счет» отражается 80 млн., и в балансе по строке «денежные средства и их эквиваленты» будет отражено 80 млн.

Анализ финансовых активов

ФА организации анализируются по данным, содержащимся в ежегодной финансовой отчетности. Для оценки деятельности компании проводится горизонтальный анализ, или анализ динамики. Он отражает изменение финансовых активов за анализируемый период.

Читайте также:
Ордерная ценная бумага: что это значит

Для изучения динамики из показателя отчетного периода вычитается значение предыдущего. Таким образом вычисляется абсолютное число. Для расчета относительного показателя, на сколько процентов увеличился/уменьшился каждый ФА, нужно значение текущего периода поделить на предшествующий.

Наименование ФА 31.12.2018г. 31.12.2017г. 01.01.2017г.
сумма абс. относ. сумма абс. относ. сумма
Торговая дебиторская задолженность (долгосрочная) 82 521 8 038 111% 74 483 23 221 145% 51 262
Финансовые вложения (долгосрочные) 41 562 -28 352 59% 69 914 -8 729 89% 78 643
Финансовые вложения (краткосрочные) 47 192 47 043 31672% 149 -12 471 1% 12 620
Торговая дебиторская задолженность (краткосрочная) 180 619 28 975 119% 151 644 -15 972 90% 167 616
Денежные средства 84 056 -17 998 82% 102 054 15 084 117% 86 970
Итого 435 950 37 706 109% 398 244 1 133 100% 397 111

По итогам 2018г. в ПАО «Россети» наблюдается абсолютный прирост ФА на 37 706 миллионов рублей или на 109% . Основное увеличение было вызвано значительным приростом краткосрочных финансовых вложений. Чтобы понять, во что именно были вложены средства, необходимо посмотреть приложение к балансу.

Из расшифровки видно, что средства были направлены на банковские депозиты на срок от 3 месяцев до 1 года.

Расчет коэффициентов

Для оценки ФА на общее финансовое положение компании рассчитываются коэффициенты:

мгновенной ликвидности (Кмл)
промежуточной ликвидности (Кпл)
рентабельность ФА (Крфа)
оборачиваемость ФА (Кофа)

▲ Коэффициент мгновенной ликвидности показывает, насколько предприятие может расплатиться по своим краткосрочным обязательствам за счет имеющихся собственных денег. Он рассчитывается следующим образом:

Кмл=Дс/Ко , где

Дс – денежные средства и их эквиваленты

Ко – краткосрочные обязательства

Кмл (2018г.) = 84 056/398 403 = 0,21

Кмл (2017г.) = 102 054/331 253 = 0,31

Коэффициент мгновенной ликвидности в ПАО «Россети» за 2018г. составил 0,21. Это значит, что если все кредиторы одновременно потребуют возврата краткосрочных задолженностей, то за счет собственных наличных и безналичных денег предприятие сможет погасить только 21% обязательств. В предыдущем периоде компания могла рассчитаться по 31% обязательств. Уменьшение показателя связано со снижением количества денежных средств при одновременном увеличении объемов краткосрочных обязательств (398 против 331 тысячи).

▲ Коэффициент промежуточной ликвидности отражает размер краткосрочных обязательств, которые компания сможет погасить за счет собственных денежных средств и краткосрочной дебиторской задолженности. Он рассчитывается по формуле:

Кпл=(Дз+Дс)/Ко , где

Дз – краткосрочная торговая задолженность.

Кпл (2018г.) = (180 619+84 056)/398 403 = 0,66

Кпл (2017г.) = (151 644+102 054)/331 253 = 0,76

По состоянию на 31 декабря 2018г. ПАО «Россети» могла погасить 66% краткосрочных обязательств за счет транзакционных ФА. Этот показатель уменьшился сравнительно с 2017г. на 10%. Уменьшение также связано с увеличением суммы краткосрочных обязательств.

▲ Коэффициент рентабельности показывает эффективность использования ФА. Он рассчитывается по формуле:

Крфа=Фд/(Дз+Дс) , где

Фд – финансовые доходы. За 2018 г. они согласно отчету равны 17 617 млн. р., а за 2017 г. 16 319 млн. р.

Крфа (2018г.) = 17 617/(180 619+84 056) = 0,06

Крфа (2017г.) = 16 319/(151 644+102 054) = 0,06

Рентабельность ФА в ПАО «Россети» за анализируемый период не изменилась и составила 0,06. Это значит, что с каждого рубля транзакционных ФА предприятие получает 6 копеек прибыли.

▲ Коэффициент оборачиваемости ФА показывает, сколько раз в течение календарного года транзакционные ФА участвуют в производственном цикле. Он рассчитывается следующим образом:

Кофа=(Дз+Дс)/В × 365, где

365 – количество дней в году. За 2018 г. выручка согласно отчету равна 1 021 602 млн. рублей, а за 2017 г. 948 344 млн. р.

Кофа (2018г.) = (180 619+84 056)/1 021 602 × 365=94

Кофа (2017г.) = (151 644+102 054)/948 344 × 365=97

Чем выше коэффициент оборачиваемости, тем эффективнее предприятие использует транзакционные ФА. В ПАО «Россети» произошло уменьшение показателя на 3 пункта в связи с увеличением объема выручки.

Краткие выводы

В таблице представлены показатели, полученные в результате анализа финансовых активов ПАО «Россети».

Показатель Вывод
Динамика Несмотря на снижение некоторых показателей ФА, в общем у предприятия наблюдается прирост финансовых активов, который вызван увеличением краткосрочных финансовых вложений.
Кмл Мгновенная ликвидность уменьшилась за счет увеличения объемов краткосрочных обязательств.
Кпл Промежуточная ликвидность снизилась по сравнению с предыдущим годом. Это характеризуется отрицательно, так как компания становится менее ликвидной, а значит, более зависимой.
Крфа Рентабельность ФА не изменилась, что говорит о стабильном использовании имеющихся финансовых инструментов для извлечения прибыли.
Кофа Оборачиваемость снизилась за счет увеличения выручки.

По рассчитанным показателям можно сделать вывод о рациональном использовании ФА на предприятии. Общая ликвидность незначительно уменьшилась, но данное изменение не критично для предприятия промышленной сферы. Нехарактерным явлением можно назвать размещение крупной суммы на банковском депозите. Вместо наращивания производственных мощностей или инвестирования в дочерние фирмы компания «заморозила» 47 192 миллиона рублей.

Читайте также:
Средства индивидуальной и коллективной

Что относится к чистым активам и как их рассчитать?

  • Чистые активы предприятия — это…
  • В каких случаях следует производить расчет чистых активов?
  • Расчет стоимости чистых активов организации (формула)
  • Где в бухгалтерской отчетности содержится информация о стоимости чистых активов?
  • Как можно документально оформить расчет чистых активов фирмы?
  • Итоги

Чистые активы предприятия — это…

Чистые активы организации — это разница между совокупной стоимостью имущества фирмы, прав, которые у нее имеются, и общим объемом ее обязательств. Иными словами, уровень ЧА показывает, какая сумма осталась бы в распоряжении компании, если бы пришлось срочно рассчитаться по всем имеющимся долговым обязательствам (вне зависимости от планируемого срока погашения).

Указанный показатель позволяет наглядно оценить текущее финансовое положение компании: развивается ли она за счет собственных средств, обладает ли достаточной финансовой «подушкой безопасности» либо функционирует преимущественно за счет кредитных ресурсов и в связи с этим характеризуется высоким уровнем взятых на себя обязательств, а значит и рисков.

Кроме того, в крайних случаях величина рассматриваемого показателя в фирме может даже быть отрицательной. Об этом см. в статье «Какие последствия отрицательных чистых активов?».

В практике любые компании (как АО, так и ООО) часто сталкиваются с некоторыми типовыми ситуациями, когда возникает необходимость корректно исчислить размер чистых активов. Какие именно это могут быть ситуации?

В каких случаях следует производить расчет чистых активов?

Во-первых, выявлять чистые активы необходимо для того, чтобы удержать организацию на плаву и не допустить ее принудительной ликвидации по требованию ГК РФ. Речь идет о том, что если компания в течение 2 финансовых лет подряд обладает ЧА, которые по своей стоимостной оценке меньше, чем уставный капитал (далее — УК) такой организации, то ее финансовое положение считается критическим. Ситуация должна быть исправлена незамедлительно, иначе компанию придется ликвидировать (п. 4 ст. 90 ГК РФ).

Важно! Исправить указанный недостаток можно двумя способами: либо уменьшить величину собственного капитала, уровняв его с активами, либо увеличить непосредственно чистые активы.

Следовательно, в практике любой компании исчисление чистых активов — актуальная задача, которую приходится решать регулярно, пусть и с разной периодичностью.Чтобы не допустить кризисного состояния структуры активов фирмы, когда придется принимать экстренные меры, следует своевременно отслеживать изменение ЧА фирмы.

Во-вторых, несколько обстоятельств, при наступлении которых фирма также обязана провести расчет стоимости чистых активов, прописаны в законе «Об ООО» от 08.02.1998 № 14-ФЗ. В частности, эта процедура проводится, если какой-либо участник ООО принимает решение выйти из состава собственников компании. Такому участнику по общему правилу необходимо вернуть стоимость его доли в организации в денежном эквиваленте (п. 2 ст. 23 закона № 14-ФЗ). Указанная стоимость доли должна быть исчислена исходя из величины ЧА компании пропорционально доле (в процентах) участия такого собственника в бизнесе фирмы.

Какова минимально допустимая величина стоимости чистых активов ООО, подробно разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный демо-доступ к системе и бесплатно переходите в Готовое решение.

Вторым таким обстоятельством является ситуация, когда собственники решают увеличить УК компании за счет имеющихся у фирмы средств. В этом случае существует ограничение: если сумма, на которую собственники хотят произвести увеличение УК, меньше значения текущих чистых активов за минусом уставного и резервного капиталов, то произвести увеличение УК не разрешит в соответствии с п. 2 ст. 18 закона № 14-ФЗ.

В-третьих, существует еще одна типовая ситуация, когда у организации появляется необходимость рассчитать стоимость своих ЧА. Она характерна в равной степени как для АО, так и для ООО: это выплата дивидендов участникам. В силу положений законодательства организация в форме ООО не может выплачивать дивиденды, если ее чистые активы ниже величины УК (п. 1, 2 ст. 29 закона № 14-ФЗ). Для АО ситуация практически аналогична: выплачивать дивиденды нельзя, если стоимость ЧА меньше суммы уставного и резервного капиталов (п. 4 ст. 43 закона «Об АО» от 26.12.1995 № 208-ФЗ).

Обращаем внимание! Кроме указанных ситуаций, возможны и иные, когда компании приходится рассчитывать данный показатель, например по запросу потенциального инвестора. При этом важно сделать расчет максимально точным и прозрачным, а значит, документально его оформить.

Таким образом, в повседневной практике любой компании высока вероятность возникновения необходимости исчисления стоимости ЧА фирмы. Но как рассчитать чистые активы корректно, ничего не забыв?

Расчет стоимости чистых активов организации (формула)

С 04.11.2014 вступил в силу Порядок расчета чистых активов, утвержденный приказом Минфина РФ от 28.08.2014 № 84н (далее — Порядок № 84н), который ввел в действие новый алгоритм вычисления стоимости ЧА субъектов хозяйствования.

В соответствии с Порядком № 84н, формулу расчета чистых активов можно представить следующим образом:

ЧА = К – Звкл + Дбп,

ЧА — стоимость чистых активов фирмы на конкретную расчетную дату;

Читайте также:
Специалист по охране труда

К — Капитал и резервы;

Звкл – Задолженность по вкладам в уставный капитал (дебетовое сальдо по сч 75);

Дбп – Доходы будущих периодов (кредитовое сальдо по сч 98).

Показатель К равен:

К = А – До – Ко, где

А – актив (стр. 1600 баланса);

До – долгосрочные обязательства (стр.1400 баланса);

Ко – краткосрочные обязательства (стр. 1500 баланса).

Как видно из формулы, не все имеющиеся у компании активы и обязательства должны быть приняты во внимание при определении величины ЧА.

Так, в расчете не может участвовать дебиторская задолженность участников (собственников) по оплате акций либо по взносам в УК компании. Кроме того, если у организации есть какое-либо имущество, которое она учитывает на забалансовых счетах, то его также не следует принимать во внимание при исчислении стоимости чистых активов.

А из совокупных обязательств компании следует вычесть доходы будущих периодов, которые организация признала по причине оказания ей госпомощи либо в связи с поступлением имущества безвозмездно. Полученная величина обязательств будет участвовать в расчете стоимости ЧА.

Пример расчета ЧА от КонсультантПлюс:
Уставный капитал оплачен полностью. Безвозмездных поступлений и госпомощи не было. Показатели баланса на 31 марта:
актив (строка 1600) – 1 400 000 руб.;
долгосрочные обязательства (строка 1400) – 800 000 руб. . Смотрите продолжение примера, получив пробный демо-доступ к К+ бесплатно.

Где в бухгалтерской отчетности содержится информация о стоимости чистых активов?

Для максимально корректного определения величины чистых активов фирмы следует обладать достоверной базой для расчета. Где такую базу взять? В бухгалтерской отчетности компании. Большинство показателей, которые необходимы для расчета ЧА, содержатся в бухгалтерском балансе фирмы. Отдельной строки для отображения чистых активов в балансе нет.

Бухгалтерский баланс обязателен для вычисления чистых активов, поскольку все активы, участвующие в расчете, должны быть взяты по стоимости, указанной в балансе (п. 7 Порядка № 84н).

Подробнее о том, какие сведения из баланса нужны для расчета чистых активов, см. в статье «Порядок расчета чистых активов по балансу – формула», а также в публикации «Чистые активы – что это в балансе (нюансы)?».

Обращаем внимание! Баланс, как правило, составляется в компании по итогам прошедшего года. Однако если необходимо вычислить стоимость ЧА фирмы на текущую дату, то для этого целесообразно составить промежуточную бухгалтерскую отчетность, в том числе промежуточный баланс на последний день предшествующего месяца. Тогда величина чистых активов будет максимально корректно отражать текущее положение в компании.

Как можно документально оформить расчет чистых активов фирмы?

Законодатель не требует от компании составления какого-либо специального документа, подтверждающего правильность расчета величины ее ЧА. В то же время сама величина показателя подлежит отражению в бухгалтерской отчетности, а именно в разделе 3 Отчета об изменениях капитала (строка 3600).

Однако если величину чистых активов требует потенциальный инвестор, то не лишним будет предоставить ему не только значение показателя, но еще и его расчет. Как это сделать?

Лучше всего оформить детальный прозрачный расчет величины ЧА компании в виде локального документа-справки, содержащего все необходимые расчетные таблицы. Какой-либо типовой формы такой справки в настоящее время не существует. Однако до 2014 года действовал типовой бланк расчета стоимости ЧА акционерного общества (утвержден приказом Минфина РФ «Об оценке чистых активов АО» от 29.01.2003 № 10н и ФКЦБ РФ № 03-6/пз).

Форму такого бланка можно скачать у нас на сайте по ссылке ниже:

Несмотря на то что указанный приказ более не действителен, форму такого бланка вполне можно взять за образец при составлении справки-расчета ЧА фирмы для инвестора.

Итоги

С ситуацией, когда необходимо определить стоимость ЧА, рано или поздно сталкивается любая организация, будь то АО или ООО. Компании должны постоянно следить за текущей величиной указанного показателя, чтобы не допустить кризисного положения на предприятии, наиболее негативным последствием которого может стать его ликвидация. Также следует знать актуальную величину чистых активов при выплате дивидендов либо при выплате участнику, решившему покинуть фирму, стоимости его доли в организации. Поэтому нужно помнить, что всю необходимую базу для расчета чистых активов на текущую дату можно получить, составив промежуточную бухгалтерскую отчетность на конец предыдущего месяца. Кроме того, корректный расчет величины чистых активов важен инвестору. Для него организации целесообразно составить максимально детальную и прозрачную справку-расчет величины такого показателя фирмы.

Внеоборотные активы

Внеоборотные активы (ВА) – это имущество, которое используется в хозяйственной деятельности предприятия сроком более одного года. Его стоимость переносится на стоимость готовой продукции по частям. Активы делятся на оборотные и внеоборотные.

Отличие между оборотными и внеоборотными активами

И внеоборотные, и оборотные акции используются предприятием с целью принесения дохода. Отличие между ними заключается в том, каким образом и в течение какого времени используется это имущество.

Читайте также:
Бюджетная классификация РФ: что это значит

Как уже было сказано выше, внеоборотные активы представляют собой имущество, которое задействуется в производственном процессе сроком более одного года. Его стоимость включается в себестоимость готовой продукции по частям. Согласно Положениям о бухгалтерском учете №6/01 и 14/2007, а также Приказу Министерства Финансов №66н, ко внеоборотным активам относят здания, транспорт, производственные устройства, финансовые вложения, результаты разработок, прочие внеоборотные активы.

Оборотные активы включают имущество, которое непосредственно используется в процессе производства. Их стоимость изначально заложена в себестоимость готовой продукции. В эту категорию входят товары, материалы, денежные средства, вклады.

Детальный состав внеоборотных активов

Стоимость внеоборотных активов составляет более пятнадцати заработных плат до вычета налогов. Учитывается минимальная ставка. В их числе представлены следующие объекты:

  • средства, которые предприятие получили от своей основной деятельности;
  • нематериальные активы;
  • устройства и техника;
  • объекты незавершенного строительства;
  • долгосрочные инвестиции.

Этот список неполный. Рассмотрим детальнее каждую категорию. К материальным активам может относиться земля, транспортные средства, торговое оборудование, собственность, которая передается другому лицу по договору лизинга, здания.

Финансовые внеоборотные активы включают акции, закупленные для получения дивидендов, различного рода инвестиции, выдачу займов. В числе нематериальных можно выделить программное обеспечение, разработкой которого занималась непосредственно компания, базу данных, лицензию на выполнение определенных работ, патенты.

Независимо от объекта, срок его использования должен составлять более одного года. Если срок эксплуатации будет меньше, имущество необходимо отнести к оборотным активам.

Перечень функций внеоборотных активов

Внеоборотные активы используются с целью обеспечения деятельности и последующего развития предприятия. Различают несколько основных функций:

  • получение в перспективе финансовой выгоды;
  • обеспечение управленческих нужд;
  • поддержка бесперебойного производства и транспортировки товаров;
  • повышение качества производимой продукции;
  • предоставляется возможность проведения расчетов с кредиторами.

Динамика этого показателя в финансовой отчетности позволяет оценить развитие предприятия и сделать вывод относительно перспектив.

Сильные и слабые стороны внеоборотных активов

К преимуществам можно отнести следующее:

  • снижение зависимости от уровня инфляции;
  • получение стабильной прибыли;
  • компенсируются убытки, связанные с реализацией товаров и их хранением;
  • за счет собственных ресурсов увеличивается рынок сбыта;
  • повышаются объемы производства.

Внеоборотные активы – это, другими словами, надежный резерв, который позволяет пережить сложные времена. Но не лишены они и недостатков, в числе которых:

  • при простое любого вида теряется прежняя стоимость;
  • сложность управления;
  • снижение уровня ликвидности, что не дает использовать этот вид активов в качестве источников платежей.

Независимо от недостатков, этот вид активов должен быть сформирован на всех крупных субъектах хозяйственной деятельности.

Отражение внеоборотных активов

Внеоборотные активы отражаются в бухгалтерской отчетности – товароучетной программе или бумажных документах. Фиксируются с помощью бухгалтерских проводок. В 08 строке указываются «Вложения во ВА». Полный вид проводки зависит от операции.

Рассмотрим на примере. Предприятие соорудило склад с целью хранения готовой продукции. Это здание отнесено ко ВА. По дебету отражается как 08 «Вложения в ВА». На этапе строительства возникло много расходов, которые учитываются по кредиту. Это могут быть:

  • «Расчеты с кредиторами» ― 76 счет;
  • «Материалы» ― 10 счет.

Могут возникнуть ситуации, когда внеоборотные активы оказываются в графе кредитов. Они фиксируются только в тех случаях, когда этап строительства завершен. По дебету будет отражено 01 «Основные средства». Другими словами, средства, полученные от ввода в эксплуатацию, направлены в основную выручку компании.

Необходимость проведения подсчета внеоборотных активов

Бухгалтерский учет позволяет решить следующие задачи:

  • определить стабильность деятельности компании;
  • рассчитать объем налоговых отчислений;
  • отследить динамику развития;
  • подсчитать собственные резервы.

Периодическая проверка показателей внеоборотных активов, а также их динамики позволяет составить план развития и выявить слабые места. Например, если показатели снижаются, должны быть предусмотрены источники формирования новых долгосрочных активов.

Большую роль в расчетах играет рентабельность, этот показатель позволяет получить информацию о качестве управления активами, а также эффективности их использования с целью получения прибыли. Увеличение рентабельности происходит при наличии следующих факторов – увеличения прибыли предприятия, повышении стоимости товаров/услуг и оборачиваемости активов, снижении размера расходов.

Рентабельность внеоборотных активов рассчитывается путем деления чистого дохода на среднюю стоимость. Чистый доход представляет собой выручку, из которой вычли все расходы. Операция проводится в национальной валюте. В итоге получается коэффициент, с помощью которого можно оценить эффективность использования внеоборотных активов.

Для внеоборотных активов требуются долгосрочные инвестиции. Потребность в них покрывается за счет собственного капитала и частично заемных средств. Т.е. чем больше ВА, тем большая сумма потребуется для их поддержания. А это значит, что тем больше должна быть доля собственного капитала в источниках финансирования деятельности организации.

1С:Бухгалтерия 8

«1C:Бухгалтерия 8» — это самая популярная бухгалтерская программа, способная вывести автоматизацию учета на качественно новый уровень. Удобный продукт и подключаемые к нему сервисы позволят эффективно решать задачи бухгалтерской службы любого бизнеса!

  • Поддержка разных систем налогообложения, ведение бухгалтерского и налогового учета, сдача отчетности;
  • Учет МПЗ, партионный учет, расчеты с контрагентами, выписка первичных документов;
  • Расчет зарплаты, учет денежных операций;
  • Интеграция с другими программами 1С и сайтами;
  • Работа с электронными листами нетрудоспособности (ЭЛН).
Читайте также:
Обмен жилых помещений: что это значит

Финансирование активов

Опубликовано 16.07.2021 · Обновлено 16.07.2021

Что такое Финансирование активов?

Финансирование активов относится к использованию балансовых активов компании, включая краткосрочные инвестиции, товарно-материальные запасы и дебиторскую задолженность, для заимствования денег или получения ссуды. Компания, заимствующая средства, должна предоставить кредитору залог в активах.

Понимание финансирования активов

Финансирование активов значительно отличается от традиционного финансирования, поскольку компания-заемщик предлагает часть своих активов для быстрого получения ссуды наличными. Традиционный механизм финансирования, такой как заем на основе проекта, предполагает более длительный процесс, включая бизнес-планирование, прогнозы и так далее. Финансирование активов чаще всего используется, когда заемщику требуется краткосрочная ссуда наличными или оборотный капитал . В большинстве случаев компания-заемщик, использующая финансирование активов, закладывает свою дебиторскую задолженность; тем не менее, использование инвентарных активов в процессе заимствования не редкость.

Ключевые моменты

  • Финансирование активов позволяет компании получить ссуду под залог активов баланса.
  • Финансирование активов обычно используется для покрытия краткосрочных потребностей в оборотном капитале.
  • Некоторые компании предпочитают использовать финансирование активов вместо традиционного финансирования, поскольку финансирование основывается на самих активах, а не на восприятии банком кредитоспособности компании и будущих деловых перспектив.

Разница между финансированием активов и кредитованием под активами

На базовом уровне финансирование под активами и кредитование под активами – это термины, которые по сути относятся к одному и тому же, с небольшой разницей. С активами на основе кредитования, когда человек заимствует деньги , чтобы купить дом или автомобиль, дом или автомобиль служит в качестве залога для loan.If кредит не погашен , то в указанный период времени, он попадает по умолчанию , и затем кредитор может арестовать машину или дом и продать их, чтобы выплатить сумму ссуды. Та же концепция применима к компаниям, покупающим активы. В случае финансирования активов, если другие активы используются, чтобы помочь человеку получить ссуду, они, как правило, не считаются прямым залогом суммы ссуды.

Финансирование активов обычно используется предприятиями, которые обычно заимствуют средства под активы, которыми они в настоящее время владеют. Дебиторская задолженность, товарно-материальные запасы, оборудование и даже здания и склады могут быть предложены в качестве обеспечения по кредиту. Эти ссуды почти всегда используются для краткосрочных финансовых потребностей, таких как наличные деньги для выплаты заработной платы служащим или для покупки сырья, необходимого для производства продаваемых товаров. Таким образом, компания не покупает новый актив, а использует собственные активы для восполнения дефицита рабочего денежного потока. Если, однако, компания продолжит дефолт, кредитор все еще может арестовать активы и попытаться продать их, чтобы возместить сумму кредита.

Обеспеченные и необеспеченные займы при финансировании активов

Финансирование активов в прошлом обычно рассматривалось как крайний вид финансирования; однако стигма вокруг этого источника финансирования со временем уменьшилась. Это в первую очередь верно для небольших компаний, стартапов и других компаний, у которых отсутствует послужной список или кредитный рейтинг, чтобы претендовать на альтернативные источники финансирования.

Есть два основных типа кредитов, которые могут быть предоставлены. Самый традиционный вид – это обеспеченный заем , когда компания берет взаймы под залог актива под залог. Кредитор рассматривает стоимость заложенного актива вместо того, чтобы смотреть на кредитоспособность компании в целом. Если ссуда не погашена, кредитор может конфисковать актив, который был передан в залог в счет долга. Необеспеченные кредиты конкретно не связаны с обеспечением; тем не менее, кредитор может иметь общее требование на активы компании, если погашение не производится. Если компания обанкротится, обеспеченные кредиторы обычно получают большую часть своих требований. В результате обеспеченные кредиты обычно имеют более низкую процентную ставку, что делает их более привлекательными для компаний, нуждающихся в финансировании активов.

Государственный гражданский служащий

О том, кто такие госслужащие и кто к ним относится, будет полезно знать каждому, ведь работа в качестве государственного служащего достаточно распространена в Российской Федерации. В то же самое время, действующее законодательство достаточно строго регламентирует как правовое регулирование того, кто является государственным служащим, так и широкий перечень особенностей и нюансов их деятельности, в том числе и широкого перечня социальных гарантий. Также в нормативных документах предусмотрен полный и точный список профессий госслужащих и тех лиц, которые к ним относятся.

Кто такой государственный служащий

Государственный служащий — это человек, который находится на государственной службе, то есть, фактически обладает особой властью и осуществляет определенные управленческие задачи в рамках функционирования всей вертикали системы власти. В целом, выделяют несколько аспектов и возможных характеристик для того, кем являются государственные служащие. Так, выглядят они следующим образом:

  • В соответствии с дефиницией закона зрения государственными служащими называются люди, несущие государственную службу, занимаясь особой служебной деятельностью. При этом государственные служащие несут свою службу в рамках контракта и получают за нее денежное довольствие и определенные социальные гарантии.
  • С административно-управленческой точки зрения под госслужащими понимаются непосредственно лица, которые фактически олицетворяют собой государство в тех или иных аспектах его существования и выполняют какую-либо функцию в рамках несения своей службы.
  • С уголовно-правовой точки зрения госслужащие являются особыми субъектами, которые несут отдельные дополнительные виды ответственности за преступления против власти и интересов государственной службы как системы.
Читайте также:
Реорганизация юридического лица: что это значит

Государственная служба предполагает, что деятельность госслужащих обеспечивается за счет бюджетных средств в рамках установленного законодательством и контрактом денежного обеспечения. Следует отметить, что денежное содержание служащих государственных органов не считается абсолютно тождественным зарплате понятием, хоть во многом и сходно с ней. Точно так же, как и нахождение на государственной службе во многом похоже на трудовые взаимоотношения, однако, с юридической точки зрения эти понятия отличаются.

Чтобы лучше понимать принципы функционирования системы государственной службы, стоит ознакомиться и с нормативами законодательства, которые регламентируют ее с правовой точки зрения:

  • Федеральный закон №58 от 27.05.2003. В этом нормативном документе устанавливаются базовые принципы госслужбы в Российской Федерации, а также указываются конкретные разновидности государственной службы.
  • Федеральный закон №53 от 28.03.1998. Означенный закон регулирует военную службу, которая также относится к системе государственной службы в Российской Федерации.
  • Федеральный закон №79 от 27.07.2004. Этот закон фиксирует принципы несения непосредственно государственной гражданской службы.
  • Указ Президента №1574 от 31.12.2005. В данном документе рассматривается полный список профессий государственных гражданских служащих и иных лиц, имеющих определенный классный чин или входящих в иную группу госслужащих.

Кто относится к госслужащим в России

Перечень категорий лиц, которые считаются государственными служащими, указан в законе о системе государственной службы, упомянутом ранее. Так, согласно ему государственная служба представлена следующими разновидностями:

Государственная гражданская служба. Она включает в себя профессиональную служебную деятельность в федеральном аппарате власти в различных органах.

  • Военная служба. Сейчас военная служба в полной мере относится к государственной, однако предусматривает специфические виды нормативного правового регулирования, а также ряд дополнительных гарантий, предоставляемых военнослужащим за счет их статуса.
  • Иные виды государственной службы. Помимо указанных ранее видов государственной службы, также предполагается предоставление статус госслужащих широкому спектру и других лиц в различных федеральных органах и структурах.
  • Кто относится к госслужащим — список профессий

    Полный список профессий и должностей государственной гражданской службы приведен в отдельном Указе Президента РФ, упомянутом ранее. Однако, чтобы не перечислять полностью абсолютно все категории и должности госслужащих, стоит рассмотреть список профессий государственных служащих в более простом виде. Так, к госслужащим причисляют следующие категории граждан, которые занимаются своей деятельностью, как служащие таких структур:

    • Правительство. Правительство РФ, а также все подчиненные ему министерства — это представители исполнительной ветви власти в России и в полной мере считаются государственными служащими.
    • Прокуратура. Прокуратура в России является органом федеральной власти, в полной мере относимым к государственной службе.
    • Правоохранительные органы и иные военизированные органы. Сотрудники МВД, службы судебных приставов, исполнения наказаний, ФСБ — все являются государственными служащими.
    • Военнослужащие. Как уже упоминалось ранее, все военнослужащие в Российской Федерации являются государственными служащими.

    Кто не относится к госслужащим в Российской Федерации

    Учитывая, что спектр возможных профессий госслужащих крайне широк, а также учитывая существование множества сходных понятий, часто возникает различная путаница относительно того, кто все же является участником системы государственной службы и органов, а кто не является таковым с точки зрения закона. И во многом легче заранее определить, кто не относится к госслужащим в принципе в России. А это:

    Работники региональных властей и муниципальных органов. Несмотря на то, что муниципальные служащие обладают статусом во многом тождественным госслужащим, они с точки зрения юридической системы не являются государственными служащими, так как в первую очередь они представляют не все государство в целом, а конкретные регионы.

  • Трудящиеся государственных предприятий. В Российской Федерации есть множество стратегических предприятий, управление которыми через владение контрольным пакетом осуществляет Российская Федерация как государство. В то же время работники таких компаний не обладают дополнительными социальными гарантиями и не считаются госслужащими в принципе.
  • Судьи. Лица, занимающиеся отправлением правосудия в Российской Федерации, не являются госслужащими. Они относятся к обособленной категории лиц, обладающими иными принципами правового регулирования. Однако, лица, которые обеспечивают обслуживание работы судебного аппарата, уже считаются государственными служащими.
  • Работники бюджетных учреждений. Более подробно о том, чем госслужащие отличаются от бюджетников, и почему это не одно и то же — можно будет прочитать далее. В целом следует понимать, что работа в бюджетном учреждении не делает из человека государственного служащего.
  • Чем отличаются госслужащие от бюджетников

    Бюджетниками в России называют людей, которые работают в бюджетных учреждениях — тех, финансирование которых полностью или частично обеспечивается со стороны федерального или регионального бюджета. Так, наиболее часто бюджетниками являются сотрудники системы здравоохранения, образования, коммунальных служб, заведений культуры. Однако необходимо понимать, что между госслужащими и бюджетниками есть ряд важных отличий:

    • Госслужащие являются именно служащими, что предполагает особое правовое регулирование их статуса. Бюджетные работники трудятся по трудовому договору, а не контракту, и являются обычными трудящимися со всеми причитающимися правами и обязанностями.
    • Госслужащие получают денежное довольствие и содержание, размеры которого строго зафиксированы государственными или ведомственными нормами и имеют четкие критерии изменения. Бюджетники получают зарплату, которая зависит от финансирования и решений бухгалтерии и руководства заведения.
    • Госслужащие имеют широкий спектр дополнительных социальных гарантий, но также на них возложены и дополнительные обязательства, и ответственность.
    • Бюджетники получают страховую пенсию, а в отношении госслужащих предоставляется государственное пенсионное обеспечение по выслуге лет.
    Читайте также:
    Оценка имущества и обязательств

    Заключение

    Государственная служба в Российской Федерации — это сфера деятельности, в которой сейчас занято более 2,5 млн человек. Она предлагает своим участникам возможность стать членом государства и представителем власти. Причем за это предусмотрено денежное содержание и широкий перечень дополнительных выгод и гарантий, за что приходится платить дополнительной ответственностью и меньшими потенциальными доходами чем в сфере частного трудоустройства или ведения бизнеса.

    Государственные служащие: виды, порядок назначения и денежное довольствие

    В своей предыдущей статье, я писала про муниципальных служащих Подробнее ➤

    Сейчас я хотела бы рассказать о том, кто такие госслужащие и чем они отличаются от муниципальных служащих.

    Государственные служащие

    Что такое государственная служба, кто относится к госслужащим?

    Государственная служба — это исполнение государственных функций в рамках действующего законодательства. Государственная служба Российской Федерации подразделяется на гражданскую и военную.

    Рассмотрим, кто такие госслужащие, кто к ним относится, определим список профессий государственных служащих. Сотрудники, работающие в федеральных и региональных органах власти, выполняющие государственные функции в разных сферах относятся к госслужащим. Выплата заработной платы таким сотрудникам производится из федерального или регионального бюджета. Военнослужащим выплачивают заработную плату из бюджета Министерства обороны.

    Кто является госслужащим в России?

    Статья 10. Федерального закона от 27.05.2003 N 58-ФЗ (ред. от 23.05.2016) “О системе государственной службы Российской Федерации” дает четкое определение государственным служащим.

    1. Федеральный государственный служащий – гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета.
    2. Государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации – гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации может получать денежное содержание (вознаграждение) также за счет средств федерального бюджета.
    3. Нанимателем федерального государственного служащего является Российская Федерация, государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации – соответствующий субъект Российской Федерации.
    4. Правовое положение (статус) федерального государственного служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, в том числе ограничения, обязательства, правила служебного поведения, ответственность, а также порядок разрешения конфликта интересов и служебных споров устанавливается соответствующим федеральным законом о виде государственной службы.

    К госслужащим относятся сотрудники, которые работают в:

    • администрации Президента;
    • Правительстве РФ;
    • Государственной Думе;
    • Совете Федерации;
    • Министерствах и различных государственных ведомствах;
    • органах местного самоуправления;
    • государственных корпорациях;
    • силовых ведомствах, например, в прокуратуре, судах, полиции.

    Должности государственной гражданской службы создают на основании указов Президента РФ, федерального законодательства, актов субъектов РФ.

    Все должности государственных служащих условно подразделяют на пять основных групп:

    • Младшая. В нее включают сотрудников, которые обеспечивают работу государственных органов. Например, это могут быть курьеры, секретари. Работникам присваивается классный чин «секретаря государственной службы РФ».
    • Старшая. Группа включает обеспечивающих работников и специалистов ведомств. Здесь могут быть сосредоточены менеджеры, которые имеют чин «референта государственной службы».
    • Ведущая. В группу входят специалисты госслужбы, руководители, заместители и помощники руководителей. Сотрудникам присваивают чины советников.
    • Главная. В группе специалисты центральных органов власти и руководители. Им присваивают чины государственных советников.
    • Высшая.

    Сюда входят как высшие руководители государства, так и их помощники. Им присваивают чины действительных государственных советников.

    К госслужащим относятся те специалисты, которые работают в госорганах федерального или регионального уровня. Заработную плату им выплачивают из федерального или регионального бюджета. Госслужащие могут быть военные и гражданские.

    Так, по закону к гражданским госслужащим относят:

    • налоговиков;
    • прокуроров и судей;
    • полицейских;
    • депутатов;
    • специалистов, работающих в администрациях.

    Гражданский служащий -это особое должностное лицо, взявшее на себя обязанность проходить госслужбу. Этот субъект осуществляет свою профессиональную деятельность на основании акта о назначении и контракта. Денежное содержание лицо получает за счет средств регионального или федерального бюджета. – Читайте подробнее на

    Читайте также:
    Ассоциированный член кооператива: что это значит

    Ограничения Условия и порядок принятия на госслужбу, а также требования к гражданским служащим установлены в ФЗ № 79. В 16 статье этого нормативного акта закреплены определенные ограничения.

    На госслужбу не могут приниматься субъекты:

    • -Признанные ограниченно дееспособными или недееспособными в соответствии с судебным решением, вступившим в действие.
    • -Осужденные к отбыванию наказания, исключающего возможность выполнять должностные обязанности гражданского служащего, по вступившему в силу приговору, имеющие неснятую/непогашенную судимость.
    • -Выразившие отказ от прохождения процедуры обязательного оформления допуска к информации, составляющей тайну, охраняемую законом, если должность, на которую претендует кандидат, предполагает использование таких сведений.
    • -Имеющие заболевания, препятствующие принятию на госслужбу. Наличие соответствующих патологий должно подтверждаться медзаключением, оформленным компетентным медучреждением.
    • -Состоящие в близком родстве или свойстве с гражданским служащим, если замещение должности предполагает непосредственную подчиненность или подконтрольность одного из них другому.
    • -Вышедшие из гражданства РФ или получившие гражданство иного государства. Являющиеся поданными другой страны, если иное не закреплено международным соглашением РФ.
    • -Представившие подложные документы либо заведомо недостоверные сведения при поступлении на госслужбу.
    • -Не представившие данные или представившие ложные сведения о доходах, обязательствах и имуществе.
    • -Признанные не прошедшими службу в ВС РФ по призыву без уважительных причин. Этот факт должен подтверждаться заключением, оформленным призывной комиссией. Данное требование не распространяется на лиц, прошедших службу по контракту.

    Прочие ограничения могут предусматриваться федеральными законами.

    Работодатель

    Наниматель гражданских служащих – это Российская Федерация или конкретный субъект РФ (другими словами, – регионы). Полномочия работодателя реализуются его представителем. В качестве него выступает руководитель госоргана, гражданин, занимающий государственную должность или представитель одного из указанных лиц.

    Особенности статуса

    Гражданский служащий – это лицо, состоящее в должности гражданской службы. Соответственно, им не может являться гражданин, выступающий сотрудником госпредприятия, даже если он реализует управленческие, властно-распорядительные полномочия. Это связано с тем, что указанное лицо не занимает должность гражданской службы, а денежное вознаграждение ему выплачивается из средств предприятия.

    Не являются гражданскими служащими работники бюджетных организаций, в том числе реализующие властно-распорядительные полномочия. В данном случае должности, которые занимают эти сотрудники, не удовлетворяют требованиям должностей госслужбы, однако денежное содержание им выплачивается из бюджетных средств. К таким работникам относят, к примеру, педагогов школ и вузов, врачей медучреждений.

    Классификация

    Существуют разные критерии, по которым выделяют группы гражданских служащих. Это, в частности, такие признаки, как:

    • -Категории должностей.
    • -Группы.
    • -Виды госорганов.
    • -Характер и объем полномочий.

    Основным критерием классификации является вид службы. По этому признаку выделяют федеральных и региональных гражданских служащих. Классные чины также являются критерием классификации.

    Федеральными госслужащими являются граждане, осуществляющие профессиональную деятельность на должностях в федеральных органах и получающие денежное довольствие из средств федерального бюджета.

    Особенности должностей

    По категориям выделяют:

    • -Руководителей.
    • -Советников (помощников).
    • -Специалистов.
    • -Обеспечивающих специалистов.

    Должности служащих разделены на следующие группы:

    • -Высшие.
    • -Главные.
    • -Ведущие.
    • -Старшие.
    • -Младшие.

    Классные чины присваиваются в пределах соответствующих групп:

    • Высшая – действительный госсоветник 1, 2, 3 кл.
    • Главная – госсоветник 1, 2, 3 кл. Ведущая – советник 1, 2, 3 кл.
    • Старшая – референт 1, 2, 3 кл.
    • Младшая – секретарь.

    Служащие, находящиеся на должностях без ограничения срока их полномочий, получают классный чин после прохождения квалификационного экзамена.

    Спорные моменты

    Разделение госслужащих в зависимости от госорганов, в которых они осуществляют деятельность, предполагает учет как минимум 2-х обстоятельств:

    • -В госструктурах могут быть учреждены должности разных видов госслужбы.
    • -Понятия правоохранительной и военной службы должны быть уточнены в нормативных актах, которые необходимо принять.

    В настоящее время вопрос о видах правоохранительных структур остается дискуссионным. Одни юристы относят к ним и судебные органы, другие исключают судебные инстанции. Между тем ни первый, ни второй подход нельзя принять безоговорочно. Дело в том, что в судебной системе существуют и инстанции общей юрисдикции, и военные суды.

    Проверка уровня знаний и квалификации

    Она осуществляется в ходе аттестации государственных гражданских служащих. Процедура проводится в порядке, закрепленном ФЗ № 79, и в соответствии с Положением, утвержденным Указом Президента № 110.

    Аттестация государственных гражданских служащих способствует совершенствованию деятельности, связанной с отбором, подбором, расстановкой кадров и повышением квалификации сотрудников. Выступая в качестве правового института, она включает в себя совокупность норм, регламентирующих отношения, складывающиеся в ходе ее организации, оценку исполнения госслужащими задач, возложенных на них, характеристику перспектив использования кадров в будущем.

    Участие в аттестации – не только право гражданского служащего, но и важнейшая его обязанность. Эту процедуру необходимо рассматривать как средство карьерного роста, изменения условий контракта между служащим и госорганом.

    Исключения

    Аттестацию обязаны проходить все госслужащие, кроме:

    • -Отработавших в соответствующей должности менее года.
    • -Достигших 60 лет.
    • -Беременных или находящихся в отпуске по беременности и родам или уходу за ребенком до 3-х лет.
    • -Замещающих должности категорий “руководители” и “советники” (“помощники”) в соответствии со срочным контрактом.
    Читайте также:
    Тайна усыновления: что это значит

    Прошедших квалификационный экзамен меньше года назад.

    Этапы проверки

    Аттестацию проводят в 2 этапа раз в 3 года. Первая стадия является подготовительной. От своевременности и качества работы на этом этапе во многом будут зависеть результаты проверки.

    Подготовка к аттестации осуществляется планомерно. Она начинается с разъяснения служащим целей, задач и порядка проведения проверки. В ходе подготовки уточняется перечень сотрудников, подлежащих аттестации, формируется список членов комиссии, оформляются необходимые документы

    Руководитель госоргана должен издать приказ, в котором указываются все существенные сведения о проверке, в том числе график и сроки ее проведения.

    Гарантии для госслужащих

    Лица, находящиеся на должностях госслужбы, имеют право на:

    • -Обеспечение надлежащих условий для исполнения своих обязанностей.
    • -Ознакомление с документами, определяющими их полномочия, права, критерии оценки результативности деятельности гражданского служащего, условиями карьерного роста.
    • -Отдых. Он обеспечивается посредством установления продолжительности рабочего дня в соответствии с законодательством, предоставлением нерабочих выходных и праздничных дней, ежегодных оплачиваемых отпусков (гражданским служащим полагается основной и дополнительный отпуск).
    • -Оплату труда и прочие выплаты, предусмотренные ФЗ № 79, иными правовыми актами, а также условиями контракта.
    • -Получение материалов и сведений, необходимых для исполнения своих обязанностей. Внесение предложений, направленных на совершенствование работы гражданских служащих и госоргана.
    • -Защиту персональных данных.
    • -Должностной рост и, соответственно, повышение зарплаты. Госслужащим расчет заработка осуществляется по особым правилам, закрепленным ФЗ № 79.
    • Ознакомление с отзывами о служебной деятельности, документами до внесения их в личное дело, приобщение к личному делу письменных объяснений и иных сведений.
    • -Повышение квалификации, профессиональную переподготовку, стажировку в порядке, закрепленном законодательством.
    • -Членство в профсоюзе.
    • -Рассмотрение служебных споров.
    • -Проведение проверки по заявлению служащего.
    • -Медстрахование.
    • -Защиту интересов и прав на службе, включая обжалование их нарушений.
    • -Пенсионное обеспечение в порядке, установленном ФЗ № 166.
    • -Защиту своих здоровья и жизни и членов семьи, а также имущества.

    Обязанности

    Они установлены в 15 статье ФЗ № 79. В обязанности госслужащего входят:

    Соблюдение положений Конституции, ФКЗ, иных федеральных законов и нормативных актов и обеспечение их выполнения.

    Исполнение должностных обязанностей согласно регламенту.

    Выполнение поручений руководителей, данных в рамках их полномочий. В должностном регламенте устанавливается перечень лиц, чьи распоряжения должен исполнять служащий. Вместе с тем должностное лицо вправе не выполнять поручение, носящее явно противоправный характер.

    Соблюдение интересов и прав организаций и граждан при исполнении обязанностей по службе.

    Поддержание уровня квалификации, необходимого для надлежащей реализации поставленных задач. Данная обязанность корреспондирует с правом госслужащего на повышение квалификации, стажировку, профессиональную переподготовку.

    Соблюдение служебного распорядка госоргана, утвержденного руководителем.

    Сохранение конфиденциальности информации, отнесенной к тайне, охраняемой законодательством, и сведений, которые стали известны при исполнении обязанностей, в том числе данные, затрагивающие достоинство и честь граждан и касающиеся их жизни и здоровья. За разглашение такой информации предусмотрены не только дисциплинарные взыскания, но и уголовное наказание.

    Бережное отношение к государственному имуществу, материальным ценностям, предоставленным служащему для исполнения обязанностей.

    Предоставление в установленном законом порядке сведений о себе и членах семьи. Речь, в частности, о декларации. В отчет включаются сведения обо всем имуществе, находящемся в собственности. Декларации о доходах госслужащих размещены на официальных сайтах соответствующих министерств и ведомств.

    Сообщение о выходе из гражданства РФ, приобретении гражданства иностранного государства.

    Соблюдение ограничений, выполнение предписаний, установленных ФЗ № 79.

    Сообщение руководителю о личной заинтересованности, которая может повлечь конфликт интересов, и принятие мер по его предотвращению.

    Денежное довольствие

    Содержание гражданского служащего формируется из должностного оклада, премий и надбавок за особые условия, выслугу, квалификационный разряд. Сотрудники также вправе получать материальную помощь.

    Величина оклада, размер и правила определения надбавок устанавливаются в федеральных и региональных законодательных актах.

    При утверждении фондов з/п федеральных госорганов в них помимо сумм, предназначенных для выплаты окладов, включают средства на надбавки за следующее:

    Классный чин, квалификационный разряд, дипломатический ранг. Они выплачиваются ежемесячно в размере 4-х окладов.

    Особые условия госслужбы. Они также выплачиваются ежемесячно, но в размере 2,5 оклада.

    Выслугу лет. Эти надбавки предусмотрены каждый месяц и составляют 3 оклада.

    В ФОТ включаются также средства на премии по итогам работы и материальную помощь. Их размеры – 3 и 2 оклада соответственно.

    Повышение зарплат госслужащим

    Сравнительно недавно активно обсуждался вопрос об увеличении денежного довольствия должностных лиц госорганов. Однако, по всей видимости, изменения размера содержания будут нескоро.

    В течение нескольких последних лет повышения зарплаты госслужащим не производилось. Наоборот, указом Президента величина довольствия уменьшалась.

    Заключение

    В действующем законодательстве достаточно четко установлены организационно-правовые формы осуществления государственной гражданской службы и ограничен круг лиц, имеющих статус госслужащих. Эти граждане принимают непосредственное участие в управлении страной.

    Необходимость существования госслужбы обуславливается существованием государства, его функциями и задачами. Как показывает мировой опыт, современное общество может нормально развиваться только при наличии эффективной системы управления. Государство должно располагать мощным, квалифицированным административным аппаратом.

    Читайте также:
    Реорганизация юридического лица: что это значит

    Деятельность госслужащих востребована в любой стране вне зависимости от политической системы, устройства, формы правления, режима. Именно эти лица реализуют задачи, которые общество возлагает на государство. Соответственно, к госслужащим предъявляются более жесткие требования, чем к представителям других профессий. Ведь от них во многом зависит стабильность в стране, дальнейшее развитие народно-хозяйственного комплекса. Для улучшения эффективности деятельности госслужащих предусмотрены программы повышения квалификации.

    Понятие и виды государственных служащих

    Федеральный Закон от 27 мая 2003 г. всех государственных служащих подразделяет на служащих федеральных служащих и служащих субъектов РФ.

    Федеральный государственный служащий – гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета

    Соответственно государственный гражданский служащий субъекта РФ – гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной службы субъекта РФ и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета субъекта РФ или за счет средств бюджета РФ.

    Нанимателем федерального государственного служащего является РФ, государственного гражданского служащего субъекта РФ – соответствующий субъект РФ.

    Некоторые авторы (А.П.Коренев, Б.Н.Габричидзе) понятие «государственный служащий» предлагают рассматривать в широком и узком смысле.

    В широком смысле слова государственные служащие – это граждане РФ, осуществляющие государственные функции в государственных органах, а также служащие других государственных организаций, учреждений, предприятий,

    В узком смысле слова государственный служащий занимает государственную должность только в государственном органе. По мнению законодателя, не является государственной службой деятельность Президента РФ, Председателя Правительства РФ, министров, губернаторов, судей и других лиц, занимающих политические государственные должности.

    В соответствии со ст.7 Федерального Закона об основах государственной службы государственным служащим могут быть присвоены следующие квалификационные разряды:

    – действительный государственный советник Российской Федерации 1,2,3-го класса – государственным служащим, замещающим высшие государственные должности государственной службы;

    – государственный советник Российской Федерации 1,2,3-го класса -служащим, замещающим главные государственные должности государственной службы;

    – советник Российской Федерации 1,2,3-го класса – государственным служащим, замещающим ведущие государственные должности государственной службы;

    – советник государственной службы 1,2,3-го класса – государственным служащим, замещающим старшие государственные должности государственной службы;

    – референт государственной службы 1,2,3-го класса – государственным служащим, замещающим младшие государственные должности государственной службы.

    Присвоение квалификационных разрядов действительных государственных советников РФ, государственных советников РФ производится Президентом РФ.

    Для отдельных видов государственной службы в соответствии с федеральными законами вводятся другие виды квалификационных разрядов, воинские звания, специальные звания, дипломатические ранги. Соответствие классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий устанавливается указом Президента РФ. Прохождение государственной службы отражается в личном деле государственного служащего. Сведения о государственных служащих, в том числе включаемых в резерв на выдвижение, вносятся в федеральный реестр государственных служащих и реестры государственных служащих субъектов РФ.

    Классификация государственных служащих.

    В административно-правовой литературе государственных служащих классифицируют по различным критериям, среди которых относительно часто используются следующие:

    характер выполняемой работы;

    органы, где работают служащие;

    характер должностных функций;

    масштаб деятельности органов, где работают служащие;

    характер полномочий государственных служащих.

    По характеру выполняемой работы государственные служащие подразделяются на служащих государственных органов, служащих государственных предприятий, учреждений и организаций, среди которых выделяют служащих-руководителей и служащих-специалистов, осуществляющих производственные и иные функции.

    По органам, где работают служащие, их делят на служащих представительных органов, служащих исполнительных органов, служащих судебных органов и иных государственных органов.

    По характеру должностных функций служащих подразделяют на руководителей, специалистов, вспомогательный обслуживающий персонал и технических исполнителей.

    По масштабу деятельности органов, в которых работают государственные служащие, их подразделяют на федеральных служащих и служащих субъектов РФ.

    По характеру полномочий государственные служащие делятся на вспомогательный персонал и должностных лиц.

    К вспомогательному персоналу относятся государственные служащие, деятельность которых не влечет юридических последствий. Они обеспечивают деятельность должностных лиц (технические секретари, делопроизводители и др.)

    Должностные лица – это государственные служащие, наделенные правом совершать юридически значимые действия властного характера. К ним относятся руководители, специалисты, а также представители исполнительной власти.

    Руководители имеют подчиненных по службе лиц, пользуются в отношении последних правом найма, увольнения, принятия мер поощрения и дисциплинарного взыскания.

    Специалисты (функциональные работники) осуществляют функции, требующие специальных знаний.

    Представители исполнительной власти – это должностные лица, наделенные полномочиями предъявлять юридически властные требования, обязательные для исполнения гражданами, не подчиненными им по службе, а также должностными лицами или органами, предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности (сотрудники милиции, государственной пожарной службы и др.).

    Классификацию государственных служащих можно проводить и по таким критериям, как срок службы; требования, предъявляемые к уровню образования; квалификационные разряды и др.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: