Физическая сила: что это такое, описание и особенности

Физическая сила: что это такое, описание и особенности

«Силу человека можно определить как его способность преодолевать внешнее сопротивление посредством мышечных усилий» (Теория и методика физического воспитания. ФиС, 1967, с. 169).

Сила — одно из важнейших физических качеств в абсолютном большинстве видов спорта. Поэтому ее развитию спортсмены уделяют исключительно много внимания.

В зависимости от условий, характера и величины проявления мышечной силы в спортивной практике принято различать несколько разновидностей силовых качеств.

Чаще всего сила проявляется в движении, т. е. в так называемом динамическом режиме («динамическая сила»). Иногда же усилия спортсмена движением не сопровождаются. В этом случае говорят о статическом (или изометрическом) режиме работы мышц («статическая сила»).

По характеру усилий в динамической силе, в свою очередь, выделяют три разновидности (по В. Кузнецову):

взрывную силу — проявление силы с максимальным ускорением, что характерно, например, для так называемых скоростно-силовых упражнений: прыжков, метаний, спринтерского бега, отдельных элементов борьбы, бокса, спортивных игр и пр.;

быструю силу — проявление силы с немаксимальным ускорением, например, при выполнении быстрых (но не предельно быстрых) движений в беге, плавании, велосипедном спорте и др.;

медленную силу, проявляемую при сравнительно медленных движениях, практически без ускорения. Типичными примерами являются жим штанги, выход в упор силой на кольцах или перекладине.

Оценивая величину усилия в том или ином упражнении или простом движении, применяют термины «абсолютная» и «относительная» сила.

Абсолютная сила — предельное, максимальное усилие, которое спортсмен может развить в динамическом или статическом режиме. Примером проявления абсолютной силы в динамическом режиме является поднимание штанги или приседание со штангой предельного веса. В статическом режиме абсолютная сила может быть проявлена, например, когда максимальное усилие прилагается к неподвижному объекту («выжимание» неподвижно закрепленной штанги).

Относительная сила — величина силы, приходящаяся на 1 кг веса спортсмена. Этот показатель применяется в основном для того, чтобы объективно сравнить силовую подготовленность различных спортсменов.

Часто к силовым качествам спортсмена относят также и силовую выносливость — способность сравнительно длительно и многократно проявлять оптимальные (не предельные для данного спортсмена) усилия.

Силовая выносливость проявляется, прежде всего, в видах спорта циклического характера (гребля, плавание, бег и т. п.). Понятие силовой выносливости в этих видах спорта в значительной степени совпадает с представлением о специальной выносливости. Оба вида выносливости определяются в общих чертах сходными физиологическими механизмами, подчинены примерно одинаковым закономерностям развития. Поэтому особенности развития силовой выносливости рассматриваются в разделе «Воспитание выносливости».

Характерной особенностью силовой подготовки во всех видах спорта является то, что силовые качества должны развиваться в тесном комплексе между собой и с другими физическими качествами.

Например, в спринтерском беге на 60—100 м в равной мере проявляются взрывная сила, быстрота и ловкость, в спринтерском беге на 200 м к этому комплексу добавляется выносливость и т. д.

Почти все ведущие спортсмены, независимо от того, каким видом спорта они занимаются, отличаются высоким уровнем развития силы. Например, в таком упражнении, как подтягивание, где особенно ярко проявляется силовая подготовленность, обязательные контрольные нормативы для спортсменов сборных команд страны составляют: в современном пятиборье — 20 раз, в фехтовании — 16, в прыжках в воду — 14 (у мужчин) и 8 (у женщин), в гребле на байдарках и каноэ — 23 (у мужчин) и 10 (у женщин). В табл. 25 и 26 в качестве примера приведены некоторые показатели силовой подготовленности лучших борцов и пловцов страны.

Приведенные примеры дают достаточное представление о требованиях, предъявляемых к силовой подготовленности спортсменов высокого класса. Однако эти примеры ни в коем случае не должны создавать впечатления, что максимальное развитие силы является самоцелью. Задачи силовой подготовки следует рассматривать только в тесной связи с техникой, тактикой и уровнем выносливости, быстроты, ловкости и гибкости.

Вайцеховский С. М. Книга тренера. – М.: Физкультура и спорт, 1971. 312 с. С. 142-144.

Физическое качество «сила». Какие упражнения используются для её развития?

Сила – это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счет мышечных усилий (напряжений). Например, человек, напрягая мышцы, поднимает тяжелую штангу, т.е. он воздействует на неё и приводит её в движение. Подняв штангу, человек опять-таки посредством напряжения мышц удерживает её над головой, т.е. активно противодействует весу штанги, которая давит на него.

Для сравнения силы людей различного веса используются термины «абсолютная сила» и «относительная сила».

Абсолютная сила – это максимальная сила, проявляемая человеком в каком-либо движении, независимо от массы его тела.

Читайте также:
Система законодательства: что это такое, описание и особенности

Относительная сила представляет собой отношение максимальной силы в каком-то движении к собственному весу человека. Определяется она делением абсолютной силы на собственный вес. С увеличением собственного веса абсолютная сила уменьшается.

Уровень абсолютной силы человека в большей степени обусловлен факторами среды (тренировка, самостоятельные занятия и др.). В то же время показатели относительной силы в большей мере испытывают на себе влияние генотипа.

Развитие силы – это процесс повышения максимально возможного напряжения мышц.

Самыми благоприятными периодами развития силы у мальчиков и юношей считается возраст от 13-14 до 17-18 лет, а у девочек от 11-12 до 15-16 лет. Наиболее значительные темпы возрастания относительной силы различных мышечных групп наблюдается в младшем школьном возрасте, особенно у детей от 9 до 11 лет. Следует отметить, что именно в эти отрезки времени сила в наибольшей степени поддаётся целенаправленным воздействиям с помощью специальных силовых упражнений с отягощениями. По сравнению с другими физическими упражнениями они вызывают значительное напряжение мышц.

К специальным силовым упражнениям относятся:

1. Упражнения с весом внешних предметов: штанги с набором дисков разного веса, разборные гантели, гири, набивные мячи, вес партнера и т.д.

2. Упражнения, отягощенные весом собственного тела:

– упражнения, в которых мышечное напряжение создаётся за счет собственного веса (подтягивание в висе, отжимания в упоре, удержание равновесия в упоре в висе);

– упражнения, в которых собственный вес отягощается весом внешних предметов (например специальные пояса, манжеты);

– упражнения, в которых собственный вес уменьшается за счет использования дополнительной опоры;

– ударные упражнения, в которых собственный вес увеличивается за счет инерции свободно падающего тела (например прыжки с возвышения 25-70 см и более с мгновенным последующим выпрыгиванием вверх).

3. Упражнения с использованием тренажерных устройств общего типа (например силовая скамья, силовая станция и др.).

4. Статические упражнения в изометрическом режиме:

– в которых мышечное напряжение создаётся за счет волевых усилий с использованием внешних предметов (различные упоры, удержания, поддержания, противодействия и т.п.);

– в которых мышечное напряжение создается за счет усилий без использования внешних предметов в самосопротивлении.

При развитии максимальной силы мышц применяют изометрические напряжения в 80-90 % от максимума продолжительностью 1-2 с. Обычно в тренировке выполняется 3-4 упражнения по 5-6 повторений каждого, отдых между упражнениями 2 мин. После выполнения изометрических упражнений необходимо выполнить упражнения на расслабление.

5. Упражнения в особых условиях внешней среды (бег и прыжки по рыхлому песку, бег и прыжки в гору, бег против ветра и т.д.).

6. Упражнения с использованием сопротивления упругих предметов (эспандеры, резиновые жгуты, упругие мячи и т.п.).

Развитие физической силы. Виды силы и как их тренировать

Сильный человек – это кто?

Лично у меня долгое время понятие “силач” ассоциировалось с медведеподобным человеком, обладающим внушительной массой тела и способным передвинуть огромный валун с одного места на другое. Ну то есть классический пример участника соревнований Strong man.

Права ли я в итоге? Отчасти. Сила – это многогранное качество, которое не проявляется какой-то одной способностью в каких-то конкретных условиях. Все гораздо шире и сложнее.

Сегодня будем разбираться с таким качеством, как физическая сила, разберемся, каково это – быть физически сильным человеком и всем ли дано ставить рекорды в силовых упражнениях.

Для начала бы хотелось акцентировать внимание на том, что у процесса физической подготовки есть 2 стороны – это развитие физических качеств ( их всего 4 – сила, быстрота, ловкость и гибкость) и совершенствования двигательного навыка (рывок штанги, прыжок в длину и т.д.). Помимо этого хотелось бы уточнить одно золотое правило спортивного долголетия: лучше поднимать меньше, но технично, чем много, но в позе сутулой собачки.

Для того, чтобы выполнять упражнения технично и безопасно, не обойтись без должной тренировки силы мышц, создания крепкого мышечного корсета вокруг позвоночника, укрепления связок и сухожилий, развития подвижности суставов и прочих аспектов. Но и для того, чтобы быть сильным, нужно соображать и развивать все вышеперечисленные моменты, а не тупо тягать штангу как в последний раз.

Покороче не получится, сейчас будет много надеюсь не скучной теории, погнали)

Всем ли нужна сила и для чего?

Сила – это способность противостоять внешнему сопротивлению или преодолевать его за счет мышечных усилий.

Кстати говоря, сила – это не только про штангу и тягу паровозов по рельсам, удерживая трос зубами.

Внешним сопротивлением может оказаться собственный вес спортсмена, внешнее отягощение, сопротивление среды (вода, ветер), сила реакции опоры, сопротивление партнёра, пружины или резины, сила инерции других тел.

Читайте также:
Каковы правила регистрации ребенка в России?

В этом и кроется ответ на вопрос, всем ли нужно развивать силу и только ли в силовых видах спорта необходимо заботиться о сильных мышцах и крепких костях.

Обывателю, к примеру, быть крепким парнем нужно для того, чтобы не рухнуть на землю, неся тяжелые пакеты из пятёрки, если неожиданно подует ветерок.

Если рассматривать силу с точки зрения поддержания или восстановления здоровья, то сильные мышцы – залог того, что ваша спина не треснет раньше времени: например, говоря о межпозвонковых грыжах, доподлинно известно, что сильные и развитые мышцы, окружающие позвоночник, помогают уменьшить болевую симптоматику и значительно повысить качество жизни. Именно поэтому спортсмены с грыжами МПД, выполняющие силовые тренировки, как правило, чувствуют себя гораздо лучше нетренированных людей.

Почему нужно тренировать силу кроссфитерам я даже расписывать не буду, ведь знающим понятно, что это одно из тех качеств, которое часто тестируется в различных заданиях, да еще и в режиме предварительного утомления.

Представителям, казалось бы, “не силовых” видов спорта это двигательное качество нужно хотя бы затем, чтобы уметь справляться с собственным весом тела.

Представители различных видов спорта – триатлеты, акробаты и другие часто пренебрегают общей физической подготовкой и в частности подготовкой силовой, занимаясь исключительно специальным упражнениями.

Да, конечно, тренируется то, что тренируют, но профилактику травматизма и комплексный подход к спортивной подготовке никто не отменял.

Что нужно для того, чтобы быть сильным? Анатомические и физиологические факторы

Вот некоторые зависимости:

1.Чем больше размер мышц, тем больше их сила. Кстати говоря, на силу мышцы влияет также и количество мышечных волокон (у икроножной их, например, более миллиона).

Силовые тренировки приводят к увеличению площади поперечного сечения мышцы и, соответственно, к развитию силы (увеличения количества мышечных волокон не происходит). Но размер диаметра поперечного сечения мышечного волокна – не основной показатель силы мышц.

Мышечный объем растет быстрее, чем растёт сила, и это нужно понимать.

И без специальных тренировок в силовом режиме это качество развивать будет нелегко.

Но тем не менее, мышечная гипертрофия – это важно, и за ней тоже нужно следить.

2. Место прикрепления мышц: чем дальше от сустава крепится мышца, тем легче ей поднимать вес (генетический момент). Однако в исследовании Andrew Vigotsky показывается, как с ростом объёма мышцы меняются углы и как это позволяет проявлять большую силу.

3. Еще один генетически обусловленный и очень индивидуализированный момент – это соотношение типа мышечных волокон в пределах одной мышцы. Вкратце напомню, что есть медленные, неутомляемые волокна (способные выдерживать длительные нагрузки умеренного характера), есть промежуточный тип и есть белые быстросокращающиеся, но утомляемые мышечные волокна (способные проявлять большую силу, но не долго)

4. Частота разрядов, поступающая от ЦНС к двигательной единице (мотонейрон + мышечные волокна), а еще число активных ДЕ и синхронность работы двигательных единиц.

Если говорить о числе активных ДЕ, то рекрутирование их во время работы происходит в особом порядке: сначала рекрутируются ДЕ S типа (в медленных неутомляемых волокнах, затем FR типа (промежуточный тип волокон) и в самую последнюю очередь – ДЕ типа FF, содержащиеся в быстрых белых мышечных волокнах. Вот эти самые белые быстрые мышечные волокна очень важны с точки зрения развития силы мышц: именно поэтому невозможно эффективно растить силу, работая с небольшими отягощениями: нужные двигательные единицы просто-напросто не успеют рекрутироваться и прирост силовых показателей может не происходить.

5. Общая антропометрия (длина конечностей, соотношение длины голени и бедра и т.д.) человека может оказать влияние на проявление силы в отдельно взятых упражнениях, но во время наблюдения сложно вычленить влияние этого фактора отдельно от всех прочих.

6. Существует также теория, что с ростом тренированности растет качество соединительной ткани, передающей усилие от мышц к костям. Да и в целом с опытом тренировок и улучшением техники показатели в силе становятся лучше как минимум потому, что нервная система учится грамотно и эргономично решать двигательную задачу.

Что такое сила? Классификация.

Как уже упоминалось выше, сила – это способность преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему.

По типу применения выделяют следующие виды силы:

  1. Максимальная сила – предельная сила, проявляемая нервно-мышечным аппаратом;
  2. Взрывная сила (скоростно-силовой вид деятельности) – способность развивать максимальную силу за минимальное время;
  3. Силовая выносливость – способность противостоять зачислению, поддерживая высокий уровень мощности.

По типу режима работы мышц выделяют:

  1. Эксцентрическая сила – сила, проявляемая в уступающем режиме работы мышц (при удлинении мышцы)
  2. Концентрическая сила – сила, проявляемая в преодолевающем режиме работы мышц (при сокращении) мыщцы.
  3. Удерживающая сила – сила, проявляемая при изометрическом работы мышц (статическое напряжение), без изменения длины мышцы.
Читайте также:
Какие документы нужны, чтобы открыть ТОО?

По отношению к массе тела:

  1. Абсолютная сила – не зависит от массы тела
  2. Относительная сила – абсолютная сила, поделенная на вес тела.Относительная сила – абсолютная сила, поделенная на вес тела человека. К примеру, человек массой 50 кг сделал максимальную становую тягу 100 кг, таким образом получается 100 кг/50 кг = 2 кг на каждый килограмм массы тела

Абсолютная сила и относительная: в чем разница и зачем нужны весовые категории в спорте.

Абсолютная сила (максимальная) – предельное усилие, которое спортсмен может развить в том или ином упражнении, чтобы преодолеть внешнее сопротивление (динамический режим) или противостоять ему (статический режим)

Напомню, что показатели силы не зависят исключительно от мышечной адаптации (гипертрофии), тут решающую роль играет адаптация двигательного аппарата в целом. Повышение силы может происходить без роста мышц, но не без изменений в нервной системе.

Именно поэтому у детей, например, сила может развиваться без заметной мышечной гипертрофии.

Здесь идет речь о совершенствовании внтутримышечной координации (вовлечение в процессе работы большего числа двигательных единиц (что такое двигательная единица упоминалось ранее) и межмышечной координации, то есть оптимизации работы мышц в процессе выполнения двигательной задачи (совершенствование техники упражнения в процессе тренировок).

Относительную силу, как правило, сравнивают для того, чтобы объективно оценить возможности спортсменов: участники одного и того же веса поднимают штангу в становой тяге, но первый атлет поднимет 150 кг, а второй – 160. То есть второй атлет по отношению к штанге проявит большую относительную силу.

Именно на этом принципе и основаны весовые категории в тяжелой атлетике, пауэрлифтинге, единоборствах. Чтобы стать относительно сильнее, спортсмену нужно улучшить свой силовой результат, при этом оставшись в своей привычной весовой категории.

В кроссфите, как мы знаем, при выполнении соревновательных упражнений вес спортсмена не учитывается, так что успех выполнения задания при перемещении отягощений особенно зависит от показателей абсолютной силы.

Как стать сильнее? Методы развития абсолютной силы

Прежде чем перейти к методам развития абсолютной силы, хотелось бы заметить, что развитие силовых качеств различной направленности следует проводить в тесном комплексе друг с другом, а также в гармоничном содружестве с другими физическими качествами.

Согласно Ю.В. Верхошанскому, можно выделить два основных метода тренировки абсолютной силы:

  1. Метод повторных усилий (сюда же можно включить метод прогрессивно возрастающего сопротивления, который заключается в увеличении рабочих весов с повышением уровня тренированности).

Для развития силы применяется схема, включающая 3-4 подхода с весом 70-80% от ПМ в количестве 5-6 повторений. Ориентир в этом случае следует ставить не на проценты, а на возможность выполнения упражнения именно 5-6 раз.

Для достижения хорошего тренировочного эффекта нужно сочетать различные темпы (быстрый, средний, медленный) выполнения упражнений в своих тренировочных сессиях. Воробьев А.Г. вычислил, что оптимумом для повышения силы являются подъемы в диапазоне от 6 до 1 ПМ с интервалами отдыха между тренировками не менее, чем 2 дня.

Данный метод хорош тогда, когда требуется проявление большой силы, а скорость ее проявления не так важна. При этом стоит учесть, что мышечная масса при тренировках с весами около 90-95% пм в ограниченных количествах повторений увеличивают силу, но прирост мышечной массы выражен не так сильно. Приросту мышечной массы способствуют тренировки около 50-60% и большие количества повторений.

2. Метод кратковременных максимальных напряжений

Актуален в большей мере тогда, когда нужно проявить абсолютную силу в короткие сроки. Данный метод способствует развитию умения проявлять кратковременные усилия большой мощности.

Работа происходит уже с весом 85-95% на 1-3 повторения, количество подходов при этом может варьироваться от 5 до 10.

Метод кратковременных максимальных напряжений эффективен для поддержания спортивной формы и уровня силовой кондиции и общего тонуса нервно-мышечной системы.

3. Изометрический метод

Не является основным методом в силовой подготовке, но тем не менее может оказаться полезным в тренировочных сессиях.

Заключается в удержании статического напряжения в течение примерно 1 минуты. Также способствует повышению тонуса нервно-мышечного аппарата и поддержанию достигнутого уровня тренированности.

Взрывная сила. Тренировки на взрывную силу

Другое название – скоростная, быстрая сила. Ее развивают в таких видах спорта, где важна не только сила, но и скорость ее нарастания и проявления, например: рывок и толчок штанги, спринтерский бег, метание ядра, единоборства и др.

Взрывная сила имеет место тогда, когда необходимо сгенерировать мощное кратковременное усилие (интервалы на байке, допустим).

Читайте также:
Незаконное помещение в психиатрический стационар

От чего она зависит?

  1. Нервно-мышечная координация. Частота импульсации мотонейронов в начале движения и синхронизация их по ходу работы. Чем выше частота первичной импульсации, тем быстрее нарастает скорость проявления силы.
  2. Соотношение мышечных волокон.

За подобную работу в большей степени отвечают белые быстросокращающиеся волокна. При систематических специализированных тренировках данный тип волокон подвергается значительной гипертрофии и становится преобладающим типом.

1. Максимальная скорость расщепления АТФ (при расщеплении атф происходит выработка энергии) в мышцах.

С биохимической точки зрения, важное значение при возникновении двигательного импульса имеют резервы АТФ в рабочих мышцах, скорость ее расщепления и последующего ресинтеза.

Не буду углубляться в подробности, но здесь же можно упомянуть запасы креатинфосфата в организме и скорость перефосфорилирования АДФ до АТФ при его участии.

2. Межмышечная координация.

Суммарное напряжение всех мышц, участвующих в работе.

Развитие скоростно-силовых способностей.

Основное, что нужно четко для себя уяснить – совершенствование скоростных и силовых показателей должно осуществляться параллельно.

  • Величина отягощений становится близкой к максимальной, когда мы тренируем силу.
  • Для стимулирования развития скорости отягощения становятся меньше, приближаясь к нижним границам (в пределах 30-50% от текущего ПМ)

Из специфических методов развития взрывной силы можно выделить:

  1. С каждым повторением упражнения нужно воспроизводить одинаковую работоспособность, то есть работать без ее снижения. Таким образом, паузы отдыха могут колебаться от 1.5 до 5 минут (учитываются индивидуальные особенности восстановления). Паузы отдыха можно заполнять малоинтенсивной деятельностью (активный отдых).

2. Ударный метод: базируется на отталкиваниях и последующей амортизации: прыжки на короб (с короба), отжимания с отрывом ладоней и т.д. Основное условие – амортизация и отталкивание должны выполняться очень быстро, в непрерывном темпе, как будто это одно монолитное движение. Паузы отдыха можно заполнять малоинтенсивной деятельностью, упражнениями на растягивание и расслабление.

Тренировки на силовую выносливость

Напомню, что силовая выносливость нужна тогда, когда необходимо работать достаточно мощно, 3-5 минут. В тренировках на развитие силовой выносливости нужно помнить, что веса нужно использовать достаточно большие, то есть мышцы должны достаточно сильно сокращаться.

Уметь работать в условиях сильных ацидотических сдвигов, т.е. накопления лактата в мышцах – это основное направление тренировки этого двигательного качества. Тем более лактат в процессе работы может использоваться другими органами, так как молочная кислота – универсальный переносчик энергии ( из “закисленных” мест, где нельзя трансформировать энергию, в те места, где это сделать возможно -в печени, сердце и красных мышечных волокнах (медленных).

Из факторов, влияющих на проявление этого качества, можно назвать количество креатинфосфата в организме, скорость его восстановления, межмышечная координация, тренировочный стаж, уровень максимальной силы, т.к. она будет влиять на способность выполнить упражнение с субмаксимальными весами.

При работе в режиме мощного и длительного сокращения мышц проявление локальной мышечной выносливости СПЕЦИФИЧНО. То есть что тренируешь, то и тренируется.

Нужно долго делать тяжелые трастеры и не уставать быстро? Тренируй тяжелые трастеры в многоповторном режиме.

Методы:

  1. Несколько подходов работы с весом, которую можно выполнить от 5 до 12 раз ( т.е. несколько секунд) с произвольным отдыхом между подходами, до восстановления запасов фосфагенов (АТФ и Креатинфосфат). Количество подходов регулируется снижением мощности выполняемой работы, ухудшением техники. Это поможет совершенствовать максимальную анаэробную мощность, т.е. предельную возможность мощной работы (прыжки, спринт)

2

2. 3-4 подхода упражнения до отказа. Можно отдыхать как до полного восстановления, так и в условиях “недовостановленности” – сокращение пауз отдыха. В первом случае улучшается анаэробная гликолитическая производительность (использование глюкозы в условиях работы без кислорода), во втором – анаэробная гликолитическая ёмкость ( увеличение кислородного долга, сдвиги ph, рост максимального накопления молочной кислоты)

3. Для развития окислительных возможностей организма должны применяться тренировки умеренной интенсивности, направленные на развитие общей выносливости (длительный бег, плавание и т.д.), а также многоповторная работа с незначительным отягощением.

Дорогие атлеты, на этом я заканчиваю свою статью;) Здесь представлена наиболее полная и систематизированная информация о развитии физической силы. Надеюсь, полученные знания вы будете использовать на практике своих тренировок и будете становиться крепче и здорове:)

Крепкой всем спины и спортивного долголетия!

Физическое качество – сила. Средства и методы развития.
статья по физкультуре на тему

Выступление на районном методическом объединении

Скачать:

Вложение Размер
sila.docx 33.05 КБ

Предварительный просмотр:

Физическое качество – сила.

Средства и методы развития.

Выступление на РМО

МАДОУ ЦРР детский сад «Сказка»

р.п. Красные Баки

Куваева Наталья Борисовна

Нормальное физическое развитие ребёнка предполагает развитие у него такого физического качества как сила. Развитие силы ребёнка очень важно для него, т.к. с самого рождения он познаёт мир, а для этого сначала необходимо ребёнку начать держать голову, потом он начинает ловить и захватывать игрушки, затем начинает вставать на ножки и ходить и т.д. И для всего этого ребёнок должен управлять своими мышцами и должен быть способен к мышечному напряжению.

Сила – это физическое качество, которое заключается в способности человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счёт мышечного напряжения.

Способность к мышечному напряжению зависит от степени развития костно-мышечной системы, функционального состояния нервных центров, регулирующих частоту, степень и объём мышечных сокращений. Таким образом, развитие силы ребёнка зависит от развития его мышц.

Мышцы являются активной частью опорно-двигательного аппарата. Они способны натягиваться, а при снятии нагрузки сокращаться. У новорождённых детей рост мышц происходит путём увеличения диаметра мышечных волокон. В новорождённом возрасте на долю мышц приходится 22% от веса тела малыша, это в 2 раза меньше, чем у взрослого человека. К 3 – 4 годам толщина мышечных волокон увеличивается в 2,5 раза – это связано с активными движениями детей в этом возрасте. Особенно усиленно развитие мышечной системы происходит в интервале от 14 до 18 лет. На долю мышечной массы в 14 лет приходится 30% от веса всего тела, а в 18 лет – 45% от веса всего тела.

Мышцы ребенка-дошкольника развиты слабо, несовершенна их нервная регуляция, дошкольники не способны к точной дифференцировке мышечных усилий.

Для дошкольников, особенно младшего возраста, свойственно преобладание тонуса мышц сгибателей над тонусом мышц разгибателей. Дети передвигаются во время ходьбы и бега на полусогнутых ногах, сидят согнувшись во время игр и т.п. Поэтому, развивая силовые качества ребенка, важно стимулировать увеличение силы мышц разгибателей, давать упражнения, выпрямляющие корпус и конечности ребенка.

Развитие силы ребёнка является важным условием для развития двигательных умений, т.к. многие из них требуют уже относительно развитой мышечной силы – бег, прыжки, метание, лазание. Не имея достаточно развитой силы, нельзя быстро или долго бегать, плавать, высоко прыгать, далеко метать. Чем лучше развиты мышцы и выше способность к управлению мышечными усилиями, тем легче выполнять движения, овладевать новыми, добиваться эффекта в двигательной деятельности.

Равномерное развитие всей мускулатуры чрезмерно важно для формирования правильной осанки. Необходимо укреплять мышцы, удерживающие позвоночник в правильном положении: мышцы шеи, спины, живота. С этой целью полезно использовать упражнения лёжа, стоя в упоре на коленях, ползание, лазание, наклоны и повороты, а также упражнения в равновесии, контролирующие правильное положение головы и туловища.

Выделяется два вида силы :

Абсолютная сила – способность проявлять максимальное усилие в относительно короткое время. Выражается она в килограммах.

Относительная сила – это сила в пересчёте на 1 килограмм веса тела.

Относительную силу следует учитывать в движениях, связанных с перемещениями тела: бег, прыжки, ползание, лазание Определение силовых возможностей детей необходимо для правильного дозирования физических нагрузок.

Основными видами мышечных усилий являются следующие:

— статические (мышцы закрепляют в определённом положении тело ребёнка, например, вис на перекладине);

— динамические (происходит движение конечностей, например, прыжки, бег, метание, плавание);

— силовые (например, подтягивания, езда на велосипеде);

— преодолевающие (например, всевозможные перепрыгивания, лазание в тоннели, в обруч, в дугу и т.д.);

1. Гармоничное укрепление всех мышечных групп двигательного аппарата детей;

2. Развитие способности рационально проявлять мышечные усилия, учитывая разнообразные условия деятельности.

Упражнения для развития силовых способностей делятся на 2 группы:

1) Упражнения с внешним сопротивлением, например, вызываемым весом бросаемых предметов (метание);

2) Упражнения, отягощённые весом собственного тела, например, ползание, лазание, прыжки.

Упражнения для воспитания силы у детей дошкольного возраста должны быть в основном динамическими, не связанными с длительными однообразными напряжениями, вызывающими значительное натуживание.

Необходимо правильно оценивать силовые способности ребёнка. Не следует знакомить ребёнка с движениями или упражнениями, требующими от него чрезмерного мышечного напряжения.

Важно не держать ребёнка на одном и том же усилии, не тормозить его развитие. Постепенно нарастающие трудности приучают ребёнка их преодолевать, воспитывают целеустремлённость, трудолюбие.

Большое значение имеет количество повторений упражнений . Малая дозировка не способствует развитию силы, а большая – может привести к утомлению. Поэтому следует выбрать оптимальную мышечную нагрузку для ребёнка, наблюдая за его физическим состоянием. Признаками начала утомления ребёнка могут быть покраснение кожи лица, повышенное сердцебиение, учащённое дыхание и т.д. В этом случае необходимо предложить ребёнку смену деятельности на более спокойную, например, перейти с бега на ходьбу или вообще предложить спокойную игру.

Важно также учитывать темп выполнения упражнений . Следует так заполнять паузы между повторениями, чтобы была обеспечена смена работающих мышц. В силовых упражнениях желательны горизонтальные и наклонные положения туловища. Они разгружают сердечнососудистую систему и позвоночник, понижают кровяное давление.

Для развития способности к проявлению мышечных усилий следует использовать общеразвивающие упражнения. Упражнения с мышечным напряжением всегда чередуются с упражнениями на расслабление .

Отличным средством для развития силы дошкольников являются специальные подвижные игры

Упражнения на развитие силы:

Для развития силы необходимо развивать быстроту движений и умение проявлять быструю силу , т. е. проявлять скоростно-силовые качества.

Этому способствуют прыжки, бег (на 30 м), метание на дальность, а также спрыгивания с небольшой высоты с последующим отскоком вверх или вперед; вспрыгивание на возвышение с места или с небольшого разбега, прыжок вверх из приседа, прыжки на месте и с продвижением вперед, чередуя умеренный и быстрый темп, на двух ногах через линии из лент или палки.

Развитию мышечной силы , координации движений, дыхательной системы способствуют упражнения с набивными мячами, гирями (например, поднимание вверх, вперед, опускание вниз), приседание с мячом, бросок мяча от груди.

Используются силовые упражнения со статическим, преодолевающим и уступающим режимом работы мышц :

ходьба в полуприседе; прыжки из приседов; поднимание туловища в сед из положения, лежа на спине; сжимание пальцев в кулак и разжимание; поднимание и опускание таза в упоре лежа боком, использование скамьи в качестве отягощения или препятствия; отжимание от скамьи; сгибание-разгибание рук, держа гантели; приседание.

Силовые упражнения в парах :

1. “Пружинка ” И. П : расположившись лицом друг к другу на дистанции согнутых рук, упираясь друг в друга ладонями.

На каждый счет осуществлять сгибание и разгибание правой, а затем левой руки.

2. “Бабочка” И. П.: встав на левую ногу (при этом правая – согнута в колене) и опираясь о голень опорной ноги, руки разведите в стороны . Удерживая равновесие, проделать ритмичные взмахи прямыми руками вверх-вниз. Затем сменить и. п. ног. Для облегчения упражнение можно выполнить стоя ноги врозь.

3.”Качели” И. П : стоя друг напротив друга и ухватившись за руки, выполнять поочередные приседания.

4. “Велосипед” И. П : сед согнув ноги, упираясь ступнями в ступни партнера. На каждый счет поочередно выполнять сгибание/разгибание ног.

5. “На лодочке” Исх.Пол.: аналогичное, но взяться за руки. 1 — упираясь в стопы партнера, потянуть его на себя, отклоняя корпус назад; 2 — то же самое выполняет партнер.

Для развития силы мышц следует :

1. повторять упражнения, постепенно увеличивая сопротивление (увеличивать вес предмета, преодолевая утомление, повторять упражнение несколько раз);

2. многократно повторять одно и то же упражнение до появления утомления в мышцах, несущих основную нагрузку;

3. специальные силовые упражнения даются в небольшом объеме;

4. на утренней гимнастике , занятиях постепенно увеличивать нагрузку (особенно для туловища и шеи) .

Подвижные игры на РАЗВИТИЕ СИЛЫ

Выполнять только по 1 толчку. Дети разбиваются на несколько команд и выстраиваются параллельными колоннами перед линией, за которую переступать нельзя. Первые номера толк ают вперед набивной мяч. В месте остановки мяча проводится новая линия. Следующие участники толкают мяч уже от новой линии. Побеждает команда, у которой мяч окажется на большем расстоянии от начальной линии.

Контролировать силу движения рук. Трое или четверо ребят становятся вокруг мяча, лежащего на полу, и кладут руки на плечи рядом стоящим партнерам. По сигналу они начинают толкать друг друга так, чтобы кто-либо коснулся мяча. Коснувшийся выбывает из игры. Оставшийся последним – побеждает.

Контролировать силу удара. Играющие в парах располагаются лицом друг к другу на расстоянии вытянутой руки. Пятки и носки вместе. Каждый старается ударами одной или обеих рук в ладонь соперника вывести его из равновесия. Можно уклоняться от ударов, убирая ладони. Игрок, оторвавший ступни ног от земли или сдвинувшийся с места, считается побежденным.

Стараться удержаться на ногах. При падении одного из игроков игра останавливается. Две команды с равным числом игроков берутся за концы каната. На земле проводятся 3 линии на равном расстоянии между ними. На середину каната привязан бант, который совмещен со средней линией. По команде игроки стараются перетянуть канат на свою сторону. Побеждает команда, перетянувшая бант на канате до своей линии.

  1. Вавилова, Е. Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость. – Москва: Просвещение, 1981.
  2. Осокина, Т.И. Физическая культура в детском саду. – Москва: Просвещение, 1973
  3. Интернет источники.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Распределение упражнений, игр по возрасту способствующих развитию физических качеств – силы, выносливости, гибкости, ловкости, координации движений на занятиях по физической культуре.

Распределение упражнений, игр по возрасту способствующих развитию физических качеств – силы, выносливости, гибкости, ловкости, координации движений на занятиях по физической ку.

Консультация для воспитателей: «Физические качества ловкость и быстрота, их развитие».

Развитие физичесмких качеств детей дошкольного возраста.

Распределение упражнений, игр по возрасту способствующих развитию физических качеств – силы, выносливости, гибкости, ловкости, координации движений на занятиях по физической культуре.

Распределение упражнений, игр по возрасту способствующих развитию физических качеств – силы, выносливости, гибкости, ловкости, координации движений на занятиях по физической культуре.

Статья “Физиологическое обоснование средств и методов развития двигательных качеств у детей дошкольного возраста”

Здесь я рассказываю как развить у ребёнка двигательные качества.

Средства и методы развития речи детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Консультация для воспитателей «Физические качества — ловкость и быстрота, их развитие»

Консультация для воспитателей «Физические качества — ловкость и быстрота, их развитие&raquo.

Средства и методы развития силы у детей с легкой степенью умственной отсталости на уроках в школе

В разработке представлены приемы развития силы у детей с легкой степенью умственной отсталости на уроках в школе.

Основные физические качества: показатели, особенности

  • 21 Июля, 2018
  • Здоровье
  • Катерина Пчельникова

Под физическими качествами человека понимают совокупность его биологических и психических особенностей, которые обеспечивают активную, целесообразную деятельность. Они заложены природой, но имеют свойство развиваться. У каждого человека проявляются по-разному и только при решении двигательных задач. В данной статье разберемся в том, что такое физические качества человека, каковы их показатели и особенности развития.

Организм человека, как известно, развивается неравномерно (или гетерохромно). Так, в детский период некоторые физические качества проявляются более интенсивно, нежели другие. Специалисты называют это сенситивным временем, когда для гармоничного развития необходимо грамотное педагогическое воздействие.

Выделяют всего 5 физических качеств человека. К ним относятся: быстрота, ловкость, сила, выносливость и гибкость. Они обусловлены аспектами наследственности и развития. Первый сопряжен с физиологией человека, работой его нервной системы и энергетическими возможностями. Второй требует внимания со стороны самого человека и связан с его стремлением к развитию физических возможностей. Рассмотрим подробнее каждое качество.

Быстрота

Быстротой называют способность человека выполнять определенные двигательные действия в минимальный период времени для данных условий. При этом эффективность техники не должна страдать.

Быстроту делят на два вида:

  • Одиночного действия (например, бег).
  • Двигательных реакций (предполагает процесс получения мотивации и начало ответных действий).

Нередко у человека наступает период, когда он не в состоянии побить личный рекорд. В спорте это явление называют скоростным барьером, и оно связано с быстротой. Возникает привычка выполнять определенные действия с определенной скоростью. Такой подход не ведет к развитию быстроты как основного физического качества.

Сенситивным временем здесь определяют возраст 10-11 и 14-15 лет.

Ловкость

Ловкость также относится к основным физическим качествам человека. Она предполагает его способность менять направление двигательных реакций в соответствии с изменением внешних условий. Различают два вида ловкости:

  • статическое равновесие (без перемещения);
  • динамическое равновесие (с перемещением).

Показателями этого физического качества являются точность выполнения движений и быстрота реакции. Развитие ловкости происходит при необычном положении тела в пространстве, например, во время активных спортивных игр, в единоборствах, боксе и т. п. На тренировках необходимо часто менять упражнения, повышая их сложность.

Сенситивный период здесь определяется возрастом 8-9 лет. Нередко ловкость сопряжена с координацией – способностью человека за короткий промежуток времени решать двигательные задачи. Однако в чистом виде она физическим качеством не является. Это более глубокое понятие, связанное с физиологией человека. Хотя координационные упражнения всегда входят в комплекс развития ловкости человека. То есть эта способность человека тоже подвержена развитию.

Сила – это основное физическое качество, которое предполагает внешнее и внутреннее сопротивление за счет активности мышечного аппарата. Это всегда произвольное усилие. И зависит оно от трех факторов: разминки, интенсивности напряжения и угла тяги мышц. Специалисты подразделяют силовые качества на виды:

  • Абсолютные (или максимальные).
  • Относительные (это отношение максимума усилий на килограмм веса).

Иногда говорят о специальной силе. Она характеризует показатель проявления действия в каком-то определенном виде спорта.

Средствами развития силы являются упражнения с отягощением (собственное тело или штанги и гири), упражнения на тренажерах (или механотерапия) и силовые упражнения в усложненных условиях (например, бег по песку или рыхлому снегу).

К методам развития силы относятся:

  • максимальные усилия (до двух повторений с большим отягощением);
  • малые усилия (частые подходы с малым отягощением, весом);
  • флэшинг (несколько разных упражнений на одну группу мышц: например, жим штанги + разводка);
  • градиент силы (увеличение в единицу времени).

Сенситивный период развития силы у юношей и девушек разный. В первом случае он определяется возрастом 13-14 и 17-18 лет, во втором – 11-12 и 15-16 лет. Естественным путем сила развивается примерно до 25 лет.

Гибкость

Гибкостью называют основное физическое качество человека, позволяющее ему совершать двигательные действия с максимальной амплитудой. Она зависит от многих факторов. Среди них:

  • эластичность мышц и связок;
  • строение суставов;
  • общее состояние организма (в том числе возраст);
  • внешняя температура;
  • суточный период (утро, вечер).

Различают также два вида гибкости:

  • активную (увеличение амплитуды за счет напряжения мышц);
  • пассивную (увеличение амплитуды за счет внешнего воздействия).

К средствам развития гибкости относятся растягивающие упражнения (с постепенным увеличением амплитуды) и медленные маховые движения без болевых ощущений. Стоит помнить, что упражнения на гибкость совершаются только после разминки. Именно поэтому растяжка на тренировочных занятиях происходит в заключительной части.

Сенситивный период развития гибкости определен в 5-6 и 9-14 лет.

Выносливость

Замыкает список 5 физических качеств человека выносливость. Это способность организма противостоять усталости. Под последней понимается временное снижение работоспособности вследствие физической и умственной нагрузки.

Различают два вида усталости:

  • Компенсированная (в этом случае возможно поддержать мощность работы за счет волевых усилий).
  • Некомпенсированная (снижение мощности работы или полное прекращение ее).

Развитие выносливости возможно и необходимо. Оно требует немало терпения и времени, осуществляется за счет постепенного увеличения нагрузки. Помогут в этом три метода развития:

  • круговая тренировка;
  • повторно-интервальные занятия;
  • игровой метод.

Лучше всего выносливость развивается в беге, в преодолении различных дистанций. Сенситивный период в зависимости от пола определяется 12-13 годами у девочек и 14-16 годами у мальчиков.

Заключение

Воспитание основных физических качеств человека взаимосвязано. Поэтому корректно говорить не об индивидуальных процессах, а о разных сторонах единого развития. Наиболее тесные взаимосвязи можно наблюдать между воспитанием силы и быстроты, ловкости и гибкости, выносливости и силы и т. д. Однако сегодня еще нет полного согласия между специалистами о единых критериях и оценках физических качеств. Это определение находится в обсуждении физиологов труда и спорта, так как зависит от нервной регуляции, энергетических возможностей и слаженной мышечной работы организма.

Люди же все чаще выбирают вид спорта не по желанию, а по успешности проявления отдельных сторон физического воспитания. Поэтому вопрос о всестороннем (равномерном) развитии сейчас особенно актуален. Дисгармония же ведет к отклонениям от нормы, диспропорции в телосложении.

Особенности федерализма в России сквозь призму проблематики разграничения предметов ведения и полномочий между РФ и ее субъектами

В современных условиях, в частности, вызванных коронавирусным кризисом, актуализировалось обсуждение вопросов взаимодействия различных уровней государственной власти в России. Разумеется, в силу самого факта сложности и многоаспектности феномена федерализма неизбежно возникновение различных теоретико-правовых коллизий, возникающих в процессе построения федеративных отношений. К тому же, в поле зрения конституционалистов уже давно находятся проблемы экономического и политического неравноправия субъектов федерации; сложность в восприятии многоаспектности особенностей становления и развития российского федерализма, выразившегося в неоднозначном оформлении статусов субъектов федерации как неотъемлемых, но в то же время, самостоятельных частей Российского государства.

Казалось бы, разграничение предметов ведения и полномочий достаточно конкретно изложено в Конституции. Однако в практической деятельности границы этих полномочий могут меняться, расширяться и уменьшаться в зависимости от казуса. Существует сложность в определении совместной компетенции Российской Федерации и ее субъектов, так как в данной области вполне закономерно образуется конфликт их интересов. Как известно, органы власти субъектов России вправе самостоятельно осуществлять правовое регулирование в рамках предметов совместного ведения в порядке так называемого «опережающего» правотворчества, в случае, когда соответствующий федеральный закон еще не принят. Таким образом, вполне оправдано опасение возможного повышения автономности регионов ultra vires в ущерб интересам федерации, что корреспондирует с позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 7 июня № 10-П, где Конституционный Суд категорично обратил внимание на то, что “Конституция Российской Федерации не допускает какого-либо иного носителя суверенитета и источника власти, помимо многонационального народа России, и, следовательно, не предполагает какого-либо иного государственного суверенитета, помимо суверенитета Российской Федерации. Содержащееся в Конституции Российской Федерации решение вопроса о суверенитете предопределяет характер федеративного устройства, исторически обусловленного тем, что субъекты Российской Федерации не обладают суверенитетом, который изначально принадлежит Российской Федерации в целом”.

Говоря же об общетеоретических правовых коллизиях федеративного устройства, как правило, выделяют следующие аспекты его правового регулирования: известно, что Конституция России определяет ведущую роль федерального законодательства, но в то же время дает определенную автономию субъектам федерации (ч. 1 ст. 77). Отдельное внимание этому будет уделено чуть ниже. В соответствии с ч. 1 ст. 5 Конституции, субъекты равноправны. Вместе с тем, интересно, что по согласованию с центральными органами власти статус субъекта может быть изменен (ч. 5 ст. 66), а республика выделяется как государство с собственной конституцией (ч. 2 ст. 5). Следует упомянуть и о том, что международные связи таких субъектов федерации как республики намного шире, чем у остальных субъектов. В то же время, различие в правовом статусе субъектов федерации, бесспорно, вызвано экономико-географическим положением, национальной структурой.

Разумеется, что такое различие субъектов федерации в правовом и политико-экономическом статусе требует принятия различных организационно-управленческих решений в бюджетной сфере, соразмерно отвечающих потребностям отдельных регионов. В этой связи, некоторые указывают на необходимость введения в законодательство понятия бюджетного федерализма. С понятием бюджетного федерализма, подразумевающего разделение полномочий между центральными органами власти, органами субъектов Федерации и органами местного самоуправления в области финансов, сопряжена сложность в нахождении компромисса в отношениях различных уровней государственной власти. Некоторые указывают на необходимость ухода от дотационности, посредством формирования таких экономико-правовых условий, которые бы позволили субъектам федерации “самостоятельно прокормить себя”, что, впрочем, требовало бы проявления крайне осмотрительного и дифференцированного подхода в распределении средств, что обусловлено различной социально-экономической развитостью субъектов федерации.

На сегодняшний день, наиболее ярким примером неблагоприятного развития сценария бюджетной самостоятельности дотационного региона служит сложившаяся ситуация с банкротством республики Ингушетия. Размер госдолга в республике Ингушетия превысил объем собственных доходов, поступивших в бюджет региона. Объем государственного долга Ингушетии на 1 ноября 2016 года составляет 1 млрд 663,7 млн рублей. Правительство распорядилось передать управление финансами республики Министерству Финансов. Как отмечают некоторые, представляется, что следствием таких мер будет мобилизация доходов, сокращение налоговых льгот, что, по видимости, будет частью масштабного плана по возврату платежеспособности региона. Примечательно, что законодателем в рамках действующего Бюджетного Кодекса РФ уже давно предусмотрена процедура внешнего финансового управления для регионов.

Некоторые указывают на возможность повторения сценария Ингушетии другими субъектами федерации, долговая проблема которых уже давно обострена. К таким регионам можно отнести Псковскую область и Мордовию. Конечно, в целях предотвращения развития ситуации, связанной с госдолгом в дотационных регионах, требуется принятие масштабных экономико-правовых управленческих решений на основе последующего опыта восстановления платежеспособности Ингушетии.

Конечно наиболее дискуссионные аспекты в процессе построения федеративных отношений возникают по вопросам именно распределения полномочий и предметов ведений между органами федеральной государственной власти и органами государственной власти субъектов федерации, в особенности, в бюджетной сфере. Отсутствует четкое разграничение между сферами совместного ведения федерации и ее субъектов и исключительного ведения субъектов федерации.

К примеру, особого внимания заслуживают вопросы распределения таких полномочий в процессе исполнения федерацией различных международных договоров, а именно: ввиду отсутствия четкого разграничения предметов ведения, возникают сложности в вопросах возможного административно-технического взаимодействия федерации и субъектов федерации по вопросам исполнения постановлений межгосударственного судебного органа, такого как ЕСПЧ, когда требовалось бы изменение нормативного правового акта на уровне субъекта федерации в целях исполнения постановления наднацинального органа, поскольку на данный момент законодательством прямо не определен правовой механизм воздействия органов федеральной государственной власти на органы государственной власти субъектов федерации в случае необходимости проведения трансформации законодательного регулирования какого-либо вопроса, входящего в сферу исключительного ведения субъекта федерации (в силу ст. 73 Конституции), когда эта необходимость вызвана исполнением предписания межгосударственного органа. Представляется, что при разрешении таких вопросов, законодателю следует руководствоваться общеизвестной ч. 4 ст. 15 Конституции, а также тем, что исполнение международных договоров и, соответственно, постановлений межгосударственных органов, таких как ЕСПЧ, является все же сферой совместного ведения РФ и ее субъектов (ст. 72 Конституции).

Считаю, однако, что тематика настоящей заметки не позволяет мне высказать свое мнение по указанному вопросу в более развернутом виде, что обуславливает целесообразность его более предметного раскрытия в другой работе в рамках этого блога.
Очевидно, что построение федеративных отношений ipso facto не может не вызывать различные проблемы в вопросах нахождения баланса во взаимоотношениях центральных и региональных органов власти. Таким образом, ограничиваясь обобщенными выводами, стоит отметить, что:

  • в ряде вопросов требуется разработка более четкого законодательного разграничения вопросов совместного ведения федерации и ее субъектов и исключительного ведения субъектов федерации;
  • следует рассмотреть возможность введения в законодательство понятия бюджетного федерализма;
  • наряду с разграничением полномочий между федерацией и ее субъектами, требуется создание более четкого правового механизма воздействия федеральной власти на субъекты федерации в процессе исполнения международных договоров и (или) постановлений межгосударственных органов.

Однако нельзя и отрицать перманентный характер процесса развития федерализма. Законодатель не стоит на месте, предпринимаются новые шаги на пути к реализации наиболее эффективной модели федеративных отношений.

  • Конституция Российской Федерации
  • . Принята всенародным голосованием 12.12.1993 // Собрание законодательства РФ. — 04.08.2014. — № 31. С. 4398.
  • Бекбосынов М.Б. Проблемы и противоречия современного российского федерализма // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. — 2011. — № 4. С. 75
  • Бырдин Е.Н. Проблемы развития федерализма в Российской Федерации и Федеративной Республике Германия: сравнительно-правовой аспект // Юридическая наука и правоохранительная практика. — 2018. — № 1 (43). С. 156.

Федеративный договор

Федеративный договор
Подписан
— место
31 марта 1992 года
Москва, Россия
Статус действует
Языки русский

Федеративный договор (соглашение Съезда народных депутатов РФ «федеративный договор») — нормативный договор, один из основных источников конституционного права Российской Федерации в области регулирования федеративных отношений. Состоит из трёх самостоятельных договоров о разграничении предметов ведения и полномочий внутри Федерации между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации, объединённых в три группы:

Федеративный договор регулирует общественные отношения в сфере построения Федерации и взаимоотношения её с субъектами, а также отношениями между субъектами Российской Федерации.

Документы были подписаны 31 марта 1992 года представителями Российской Федерации с одной стороны и представителями субъектов Российской Федерации (всех, кроме Татарстана и Чечено-Ингушетии) с другой.

10 апреля 1992 года VI Съезд народных депутатов РФ одобрил подписанный Федеративный договор и постановил включить его содержание как составную часть в Конституцию РСФСР / Российской Федерации. Однако и после этого Федеративный договор продолжал существовать как самостоятельный конституционно-правовой акт. Конституция РФ 1993 года (в п. 1 раздела второго) объявила о верховенстве своих норм над нормами Федеративного договора, но одновременно подтвердила (в п. 3 ст.311) его действие в сфере регулирования федеративных отношений, что позволяет считать Российскую Федерацию федеративным государством конституционно-договорного типа.

Содержание

История

Предшествующие события

В 1991 году республики перестали быть автономными, некоторые автономные округа приобрели статус республик.

В течение 1992 года происходило переименование многих регионов, а также обновление самой федеральной структуры России.

К экономическим проблемам начала 1990-х добавился политический кризис. В некоторых регионах России после распада СССР усилились сепаратистские настроения. Так, в Чечне не признавали суверенитет России на её территории, в Татарстане собрались вводить собственную валюту и отказались платить налоги в республиканский бюджет. Борису Ельцину удалось убедить глав регионов подписать Федеративный договор.

Подписание договора

31 марта 1992 года республики Российской Федерации, за исключением Татарстана и Чечни («Ичкерия»), а также Ингушетии, руководствуясь Декларацией о государственном суверенитете РСФСР подписали «Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации». Это было необходимо для урегулирования конфликта между общероссийским законодательством и декларациями о государственном суверенитете республик в составе Российской Федерации. Специальным протоколом к договору оговаривалось, что республики должны были быть представлены в одной из палат высшего законодательного органа России не менее чем 50 процентами мест.

В тот же день были подписаны «Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации» и «Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации».

Все три договора вместе именовались как «Федеративный договор» [1] . Он был утверждён Постановлением Съезда народных депутатов РСФСР от 10 апреля 1992 года «О Федеративном договоре». Законом Российской Федерации от 21 апреля 1992 года № 2708-I «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» положения Федеративного договора был включены в конституцию. Данные положения ввели основные принципы федерализма в России.

Состав

Договор федерации и суверенных республик

31 марта 1992 года договор был подписан полномочными представителями Российской Федерации и полномочными представителями 18 республик: Адыгея, Башкортостан, Бурятия, Горный Алтай, Дагестан, Кабардино-Балкарской, Калмыкия — Хальмг Тангч, Карачаево-Черкесской ССР, Республики Карелия, Коми ССР, Марийской ССР — Республики Марий Эл, Мордовской ССР, Республики Саха (Якутия), Северо-Осетинской ССР, Республики Тува, Удмуртской Республики, Републики Хакасия, Чувашской Республики — Чаваш республики.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: