Флотский военный суд: что это значит

Система военных судов в РФ

Информационные материалы по данной статье для сайта ekspertizy.org предоставил администратор сайта – Александр Шпилёв. Задать вопрос автору.

Военный суд – это инстанция, которая вершит правосудие в уголовных, гражданских и административных делах, фигурантами в которых являются военнослужащие. В систему военных судов входят кассационный, апелляционный, окружные (флотские) и гарнизонные военные суды.

Чем занимаются военные суды?

Крымский гарнизонный военный суд.

Каждый год военными судами ведется и принимается решение по тысячам исковых производств. Их более 10 тысяч дел, они касаются деятельности органов военного управления. В частности, это касается исков, в которых оспариваются решения, а также действия или бездействие должностных лиц. Характерно, что удовлетворяется более 50% всех рассмотренных исков.

В середине второго квартала 2019 года Президиум ВС РФ утвердил обзор, который касался правоприменительной практики в военных судах. В ней указывались такие сведения:

  1. Общее количество дел, рассмотренных военными судами в первой инстанции – 34 тысяч, из них треть – административные;
  2. Действия органов военного управления (ВУ) оспаривалось в 8,5 тысяч случаев, из которых удовлетворено две пятых или чуть более 40% исков. В абсолютном значении это более 3,4 тысячи дел.

При этом наблюдается тенденция на ежегодное увеличение обращений в военные суды, которыми оспариваются решения органов ВУ. Например, годом ранее таких обращений было 8,9 тысяч. Разница между 2018 и 2017 составляет полторы тысячи исков.

Какие дела рассматривают военные суды?

Севастопольский гарнизонный военный суд.

Больше всего военнослужащих беспокоит защита жилищных прав. В этой категории около 3500 исков, причем 39% или 1346 заявлений из них разрешены в пользу заявителей. Если сравнивать предшествующий период, то таких обращений рассмотрено больше – около 4200 исков по данной категории, а удовлетворено до 47%, что в абсолютном значении превышает 1900 дел.

Вторыми по количеству поданных исков – это претензии относительно остальных видов довольствия. В 2018 году их было уже около 3 тысяч, хотя годом ранее не превышало 2400 исков. При этом военные суды чаще стали становится на сторону истцов, количество удовлетворенных заявлений в данной категории споров существенно вырос: почти с 1100 (46%) в 2017 году до 1700 или (58%) в 2018 году.

Третья категория споров касается досрочного расторжения контракта и увольнения с военной службы. В отчетном периоде подано и рассмотрено до 2 тысяч исковых обращений, требования которых удовлетворено более, чем в каждом пятом случае (20% или более 400). Здесь наблюдается тенденция к снижению, поскольку годом ранее было подано около 2200 исков, из которых более четверти удовлетворены. В абсолютном значении это 552 исковых требования.

В результате деятельности и рассмотрения указанных выше дел в военных судах сформировалась правоприменительная практика. Она касается следующих вопросов, которые связаны:

  1. С порядком прохождения военной службы и его нарушением;
  2. С недостаточным обеспечением военнослужащих разными видами довольствия, прежде всего денежными выплатами;
  3. С привлечением к ответственности материально-ответственных лиц, в том числе и через взыскание с них средств.

Полномочия военного суда на этом не заканчиваются. Они рассматривают широкий спектр исковых заявлений, которые подаются на органы ВУ, и не только. Полный перечень тех задач и обязанностей, которые ложатся на эти учреждения, содержатся в положениях Закона о военных судах Российской Федерации. Эти учреждения рассматривают дела, в которых фигурируют не только военнослужащие МО РФ, но и других структур: ФСБ, МЧС, Нацгвардии.

Изменения, которые произошли в 2019 году

Майкопский гарнизонный военный суд.

Вводимая судебная реформа касается и рассматриваемых судов. Выделяются самостоятельные звенья для ведения дел в апелляции и кассации, а некоторые из существующих упраздняются.

Это означает, что текущая система претерпит изменений. На данный момент действует военных судов:

  1. Окружных (флотских) – 12;
  2. Гарнизонных – 107, включая 5, которые осуществляют правосудие за пределами страны.

Наивысшая инстанция действует в составе ВС РФ – Судебная коллегия по делам военнослужащих. Создан апелляционный военный суд, который заменил 3-й окружной военный, открыт на его базе. Место его дислокации – Власиха в Московской области.

Кассационная инстанция образована вместо Западносибирского окружного военного суда. Место дислокации – в Новосибирске.

Соответственно, апелляционный военный суд по отношению к окружным стал вышестоящей инстанции. Он рассматривает жалобы на их решения, а также дела по вновь открывшимся обстоятельства. Кассационные жалобы рассматривает учреждение в Новосибирске.

Читайте также:
Подтверждение происхождения товара: что это значит

Некоторые другие окружные суды объединили в один. Это касается Приволжского и Уральского учреждений, расположенных в Самаре и Екатеринбурге соответственно. Вместо них создан Центральный окружной военный суд, место дислокации – Екатеринбург. Его юрисдикция еще уточняется.

Несмотря на изменения, компетенция военных судов не меняется. Они по-прежнему рассматривают дела с участием военнослужащих. А введение апелляционного и кассационного суда призвано упростить обжалование решений окружных судов.

Северный флотский военный суд

27 марта 1934 года на основании приказа № 028 командующего и военного комиссара Северной военной флотилии в г. Полярном был сформирован военный трибунал Северной военной флотилии. Он действовал в составе председателя военного юриста 1 ранга Данченко Даниила Федоровича, члена коллегии военного юриста 3 ранга Сидорова М.А., судебного секретаря военного юриста Рождественского А.А. и предназначался для осуществления правосудия в соединениях, на кораблях и в воинских частях Северной флотилии, которая была образована 1 июня 1933 года.

25 февраля 1938 года военный трибунал Северной военной флотилии был переименован в военный трибунал Северного флота.

Во время Великой Отечественной войны компетенция военных трибуналов существенно расширилась. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941г. “О военном положении” устанавливалось, что “в изъятие из действующих правил о рассмотрении судами уголовных дел в местностях, объявленных на военном положении, все дела о преступлениях, направленных против обороны, общественного порядка и государственной безопасности, передаются на рассмотрение военных трибуналов”. Тогда же было утверждено Положение о военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении, и в районах военных действий.

Основная работа военных трибуналов была направлена на борьбу с изменниками Родины, шпионами и диверсантами, а также с дезертирами, паникерами и трусами, распространителями ложных слухов, возбуждающих тревогу среди мирного населения.

Дела по законам военного времени слушались в упрощенном порядке, по истечении 24 часов после вручения обвинительного заключения. Приговоры кассационному обжалованию не подлежали и могли быть изменены или отменены лишь в порядке судебного надзора.

В годы Великой Отечественной войны деятельность военного трибунала, возглавляемого военным юристом 1 ранга Котылевым А.Н. и полковником юстиции Огурцовым Б.Н., отличалась высокой оперативностью и гибкостью в применении закона. Строго карая злостных и опасных преступников, чтобы предостеречь от совершения правонарушений неустойчивых людей, суд в то же время проявлял гуманность при решении судеб тех, кто совершил преступление при стечении неблагоприятных обстоятельств. Судьи проводили широкую праворазъяснительную работу среди личного состава.

Нижестоящими по отношению к военному трибуналу флота в годы войны являлись военные трибуналы Мурманской, Беломорской, Печенгской, Новоземельской, Карской, Иоканьгской и Главной военно-морских баз, а также десять военных трибуналов морских оборонительных районов, бригад и других соединений.

После войны работа военных трибуналов была перестроена применительно к условиям мирного времени. Значительно была сокращена их подсудность.

На основании циркуляра НШ СФ № 0072 от 7 мая 1951 года военный трибунал Северного флота был передислоцирован в поселок Ваенга (в настоящее время г. Североморск).

Со смертью И.В. Сталина после 1953г. начался процесс исправления допущенных в прошлом нарушений и ошибок. Военными трибуналами была осуществлена большая работа по пересмотру судебных дел и реабилитации необоснованно осужденных граждан.

25 декабря 1958г. было принято новое Положение о военных трибуналах. В Положении говорилось, что военные трибуналы являются органами социалистического правосудия и входят в единую судебную систему СССР. Принципы организации и деятельности военных трибуналов (выборность, участие народных заседателей, независимость и подчинение только закону и т.д.) те же, что и у общих судов. Военные трибуналы призваны прежде всего вести борьбу с посягательствами на безопасность СССР, боеспособность его Вооруженных Сил, воинскую дисциплину и порядок несения воинской службы.

Таким образом, военные суды в послевоенный период были органами уголовного судопроизводства и предназначались для рассмотрения дел в отношении преимущественно военнослужащих, либо дел, по которым затрагивались интересы обороны и безопасности государства.

В новой редакции Положения о военных трибуналах 1980г. компетенция военных трибуналов существенно не изменилась и просуществовала вплоть до принятия в 1999г. Федерального конституционного закона “О военных судах Российской Федерации”.

Личный состав военных трибуналов входил в штатную численность Вооруженных Сил СССР, а их члены состояли на действительной военной службе.

Судьи военных трибуналов избирались Президиумом Верховного Совета СССР сроком на пять лет из числа граждан СССР, состоящих на действительной военной службе, имеющих воинское звание офицера, высшее юридическое образование и достигших к дню выборов возраста 25 лет.

Читайте также:
Лицензионный авторский договор: что это значит

Рассмотрение уголовных и гражданских дел в военных трибуналах осуществлялось коллегиально. Дела по первой инстанции рассматривались в составе трех человек – одного судьи (председательствующий по делу) и двух народных заседателей. Рассмотрение дел в кассационном и надзорном порядке, а также в порядке возобновления дел по вновь открывшимся обстоятельствам осуществлялось в составе трех судей военных трибуналов.

За время существования военного трибунала его возглавляли военный юрист 1 ранга Д.Ф. Данченко (1934 – 1938гг.), военный юрист 3 ранга В.И. Чувеш (апрель – декабрь 1938г.), бригадный военный юрист П.А. Кузнецов (январь 1939 – июль 1940 гг.), полковники юстиции А.Н. Котылев (1940 – 1944 гг.), Б.Н. Огурцов (1944 – 1946 гг.), Б.С. Степанов (1946 – 1948 гг.), П.И. Булда (1948 – 1954 гг.), Е.Г. Шемшура (1954 – 1958 гг.), и генерал-майоры юстиции Ф.Д. Титов (1958 – 1963 гг.), Л.Г. Трунин (1963 – 1968 гг.), Н.А. Ладик (1968 – 1972 гг.), А.М. Худоерко (1972 – 1979 гг.), В.И. Бобков (1979 – 1984 гг.), Д.И. Жданов (1984 – 1985 гг.), В.К. Иртегов (1985 – 1990 гг.), Н.П. Чирков (1990 – 1997 гг.).

В связи с упразднением структур судебной власти бывшего Союза ССР в 1991г. возник вопрос о дальнейшей судьбе военных трибуналов.

Постановлениями Президиума Верховного Совета 28 декабря 1991г. “О военно-судебных органах, дислоцированных на территории РСФСР” и от 13 января 1992г. “О военных трибуналах” военные трибуналы, дислоцирующиеся на территории России, были включены в судебную систему Российской Федерации.

21 апреля 1992г. очередной съезд народных депутатов России по предложению Верховного Суда РФ внес дополнения в Конституцию Российской Федерации (ст.163 и 164), включив военные трибуналы в судебную систему Российской Федерации, вернув им прежнее название “военные суды”.

16 мая 1992 года на основании Закона РФ “Об изменениях и дополнениях Конституции Российской Советской Федеративной Социалистической Республики” военный трибунал Северного флота переименован в военный суд Северного флота.

С принятием 12 декабря 1993г. Конституции Российской Федерации, Федеральных законов “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан”, “О статусе военнослужащих” начался новый, современный этап в развитии системы военных судов, который привел к их коренному преобразованию.

С 1993г. военные суды стали рассматривать в порядке гражданского судопроизводства жалобы военнослужащих на действия (решения) органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушающие их права и свободы.

Следующим по хронологии и наиболее значимым событием в современной истории военных судов стало принятие Федерального конституционного закона от 23 июня 1999г. “О военных судах Российской Федерации”.

В связи с провозглашенным этим законом территориальным принципом создания военных судов приказом Председателя Верховного Суда РФ от 9 декабря 1999г. № 35 с 1 января 2000г. военный суд Северного флота переименован в Северный флотский военный суд. Все входящие в его ведение суды получили название гарнизонных.

На тот период времени Северному флотскому военному суду были подведомственны 7 гарнизонных военных судов: Североморский, Полярнинский, Островной, Заозерский, Гаджиевский, Видяевский и Северодвинский.

На основании Федеральных законов “Об упразднении некоторых военных судов в 2007г. прекратил свое существование Островной гарнизонный военный суд, в 2010 – Видяевский гарнизонный военный суд.

В 2007г. в ведение Северного флотского военного суда был передан Мурманский гарнизонный военный суд, в 2009г. – Архангельский гарнизонный военный суд.

В 2010г. военная служба в военных судах была заменена государственной гражданской службой. В подсудность окружных и флотских военных судов переданы дела в отношении гражданских лиц, если они обвиняются в деятельности, направленной против государственного строя (терроризме, экстремизме, бандитизме).

С 20 августа 1997г. председателем флотского военного суда является заслуженный юрист Российской Федерации, кандидат юридических наук Хомяков А.И. В 1996г. Хомяков А.И. являясь заместителем председателя военного суда Московского военного округа был включен в список “100 лучших судей России”.

В апреле 1999 года суд посетила делегация во главе с Председателем Верховного Суда Российской Федерации Вячеславом Михайловичем Лебедевым, который дал высокую оценку работе судей.

27 марта 2004 года флотский суд отметил 70-летний юбилей. За этот период во флотском суде служили более 560 военных юристов.

На 1 января 2013г. Северному флотскому военному суду подведомственны семь гарнизонных судов: Североморский, Северодвинский, Полярнинский, Гаджиевский, Архангельский, Заозерский, Мурманский.

Большим событием в современной истории Северного флотского военного суда стал переезд в новое здание.

Читайте также:
Публичное обещание награды: что это значит

С конца 50-х годов прошлого столетия Северный флотский военный суд располагался на первом этаже жилого дома по улице Сафонова, дом 3, в переоборудованных квартирах.

В 2008г. по инициативе руководства суда командующим Северным флотом на безвозмездной основе под размещение военного суда было выделено здание по улице Падорина, д.7А, которое требовало перепланировки и производства ремонтных работ.

Ремонт здания начался в 2010г. Изначально по проекту на производство необходимых работ было запланировано потратить более 300 миллионов рублей, фактически же ремонт обошелся всего в 138 миллионов.

28 февраля 2013г. состоялась торжественная церемония открытия нового здания Северного флотского военного суда.

Северный флотский военный суд в соответствии с Федеральным конституционным законом “О военных судах Российской Федерации” распространяет свою юрисдикцию на воинские части и учреждения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, дислоцированные на территории Мурманской и Архангельской областей.

В пределах своей компетенции Северный флотский военный суд рассматривает:

  • В качестве суда первой инстанции гражданские дела, связанные с государственной тайной, уголовные дела, связанные с совершением тяжких и особо тяжких преступлений (ч.3 ст.31 УПК РФ), а также дела по заявлениям о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным гарнизонным военным судам.
  • В апелляционном порядке дела по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в законную силу.
  • В кассационном порядке дела по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, вступившие в законную силу, а также на решения, приговоры, определения и постановления, принятые флотским военным судом в апелляционной инстанции.
  • Дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам в отношении вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений гарнизонных военных судов.

Северный флотский военный суд является судом второй инстанции по отношению к подведомственным гарнизонным военным судам. Помимо основной работы по рассмотрению судебных дел, проводится значительная работа по изучению и анализу судебной практики гарнизонных военных судов, ее обобщению и совершенствованию.

В настоящее время в Северном флотском военном суде работают 19 судей и 41 работник аппарата суда.

Структуру Северного флотского военного суда составляют:

  • председатель суда и его заместители;
  • президиум суда;
  • судебные коллегии по гражданским, уголовным и административным делам;
  • помощники председателя и помощники судей;
  • отдел обеспечения судопроизводства, судебной статистики и правовой информатизации, кодификации и систематизации законодательства, обобщения судебной практики;
  • отдел финансово – бухгалтерский, материально – технического обеспечения, эксплуатации и ремонта зданий;
  • отдел государственной службы, делопроизводства и кадров;
  • персонал по обслуживанию здания суда.

Президиум Северного флотского военного суда возглавляет председатель суда Хомяков А.И. В состав президиума входят: заместитель председателя Антонов А.Н., председатели судебных составов Кириллов А.Н., Минаков А.Л., Тесленко Р.В., Шведов А.В.

Президиум суда осуществляет не только функцию отправления правосудия. Кроме того, он рассматривает вопросы организации деятельности суда: утверждает структуру и штатное расписание аппарата суда, численность его работников, положение об аппарате военного суда.

В Северном флотском военном суде работают 2 помощника председателя суда Загорский В.Ю. и Зеленова С.С. и 16 помощников судей: Рубцова А.В., Яковлева М.А., Минакова Е.А., Кравчук А.Е., Вайгачев В.Л., Печорин В.Е., Зузанов С.В., Краснослов В.А., Коц О.В., Дели С.М., Кузнецова Н.А., Домбровская Л.В., Максимчук Т.Н., Самарцева Т.А., Храменков П.В.

Отдел обеспечения судопроизводства, судебной статистики и правовой информатизации, кодификации и систематизации законодательства, обобщения судебной практики включает в себя сотрудников приемных, секретарей судебного заседания, специалистов по информатизации.

Сотрудники отдела помогают обрабатывать объем дел, который поступает на рассмотрение. Они проводят обобщение судебной практики Северного флотского военного суда, работают с различными формами статистической отчетности. Ведут протоколы судебных заседаний, обращают судебные решения к исполнению, осуществляют контроль за их исполнением.

Большая работа проводится отделом по установке и сопровождению средств информатизации. Все информационно – технические нововведения внедряются сотрудниками отдела Агеевым Э.Е. и Пунтусом В.Н. В отделе также работают: Максимец Р.П. (начальник отдела), Шафигулина Г.В.(заместитель начальника отдела), Шалупа И.С., Орлова Е.И., Ивко О.О., Никитина С.И., Сологубова Н.Ю.

В обязанности отдела государственной службы, делопроизводства и кадров входит ведение секретного и несекретного делопроизводства в суде, обеспечение социальной защиты судей и работников аппарата суда, организация воинского учета в суде, внедрение комплекса мер, направленных на обеспечение защиты персональных данных судей и работников аппарата суда, подготовка и представление всех видов статистической отчетности по вопросам кадровой работы, организация переподготовки и повышения квалификации кадров суда, осуществление мероприятий по профилактике коррупционных и иных правонарушений и ряд других задач. В отделе работают: Черных В.В. (начальник отдела), Макарова С.Е. (заместитель начальника отдела), Чернышева Л.Н., Дженков А.М., Крец Ю.В., Дарьина Н.Е.

Читайте также:
Государственное политическое управление: что это

Отдел финансово-бухгалтерский, материально-технического обеспечения, эксплуатации и ремонта зданий обеспечивает организацию бухгалтерского учета, финансово – хозяйственной деятельности и контроль за рациональным использованием материальных и финансовых ресурсов.

Сотрудники отдела готовят и представляют сметы расходов, квартальную и годовую бюджетную отчетность, формируют заявки на выделение денежных средств, участвуют в работе многих внутрипроверочных комиссий, обеспечивают своевременную выплату заработной платы работникам суда, оплату договоров, счетов с их принятием на бюджетные обязательства.

За последнее десятилетие увеличился объем работы, связанный с электронным документооборотом. Сотрудники отдела в совершенстве освоили и применяют современные формы и методы бухгалтерского учета и контроля с использованием программных продуктов “ПАРУС бюджет”, СБиС, Аксиок и других. В отделе работают: Деева Ю.С. (начальник отдела), Никифорова Е.А., Мороз О.А., Дарьин А.В., Тесленко Л.Г., Байер Е.Н.

Значительный круг обязанностей у администратора Северного флотского военного суда Томаровской И.В. Основная ее задача – материально – техническое обеспечение суда, создание надлежащих условий для отправления правосудия. При активном участии Томаровской И.В. был произведен капитальный ремонт здания Северного флотского военного суда, оформлено право оперативного управления на новое здание под размещение суда и право постоянного бессрочного пользования земельным участком.

За содержанием помещений Северного флотского военного суда и прилегающей к зданию территории следят уборщики служебных помещений Клименко Н.Ф. и Кирсанова Е.Н., дворники Баданина З.Т. и Баданина А.А., рабочий по содержанию здания Седых М.В. Водителем работает Наумов Е.И.(1)

  1. Мурманский судебный вестник, 2014г., № 1.

Окружной (флотский) военный суд

Действует на территории одного или нескольких субъектов РФ, где дислоцируются воинские части и подразделения ВВС, других войск и воинских формирований. В настоящее время в системе военных судов действуют три флотских( Балтийский, Северный, Тихоокеанский) и 9 окружных военных судов.

Просто так: Третий окружной военный суд распространяет на всю территорию РФ.

Окружной флотский военный суд действует в составе председателя, его заместителей, других судей. В структуре окружного флотского военного суда выделяются: Президиум, Судебные коллегии( по уголовным делам и вторая по гражданским делам) и судебные составы ( внутри коллегии), а также аппарат суда. Судебные коллегии и судебные составы ОФВС возглавляют заместители председателя ОФВС – председатели судебных коллегий и судебных составов.

Полномочия ОФВС:

1)рассмотрение гражданских, административных и уголовных дел, а также рассмотрение по жалобам и представлениям прокурора судебных дел, решения приговоры определения и постановления по корым, приняты ГВС и пересмотр их в апелляционном порядке, либо в кассационном порядке, в зависимости от структурного подразделения.

Президиум ОФВС

1) рассматривает вопросы организации работы и осуществляет координацию работы судебных коллегий и судебных составов.

2) утверждает председателей судебных составов по представлению председателя суда.

3) определяет численность судебных коллегий и судебных составов.

4) рассматривает вопросы организации вопросов парата суда

5) утверждает структуру и штатное расписание аппарата суда, численность его работников и положение об аппарате.

Порядок работы Президиума ОФВС

Собирается не реже одного раза в месяц по инициативе председателя. Состоит из председателей и его заместителей, а также председателей судебных коллегий и судебных составов.

Заседания Президиума проводятся, если на нем присутствуют более половины его членов.

Постановления Президиума ОФВС принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов на его заседании.

Судебные коллегии и судебные составы ОФВС рассматривают различные категории судебных дел, отнесенных к подсудности ОФВС в первой инстанции; дела по апелляционным жалобам и представлениям, на решения, приговоры, определения и постановления ГВС, принятых ими в первой инстанции; дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам в отношении, решений, приговоров, определний и постановлений, принятых соответствующей судебной коллегией, судебным составом и вступивших в законную силу.

Районный суд. Основное звено судов общей юрисдикции
В соответствии с действующим законодательством районные суды входят в систему федеральных судов общей юрисдикции и по своему правовому положению являются судами основного звена системы федеральных судов общей юрисдикции. Районные суды действуют на территории соответствующего судебного района. По общему положению границы судебного района могут и не соответствовать административно-территориальным границам районов (городов) РФ. Поэтому действие районных судов, их юрисдикция может распространяться на территории нескольких районов или городов. Сами же границы судебных участков устанавливаются федеральным законом, в соответствии с которым образуются или упраздняются районные суды.
Районный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и апелляционной инстанции, выполняет функции судебного контроля, изучает и обобщает судебную статистику, разрешает процессуальные вопросы, связанные с исполнение приговора, а также выполняет иные функции, предоставленные ему законодательством.

Читайте также:
Назначение более мягкого наказания

Организация работы районного суда
В районных судах с большим числом судей работа организуется по одному из следующих принципов:
1. Территориальный (зональный). Согласно которому, каждый судья районного суда рассматривает все категории дел на закрепленной за ним территории района.
2. Предметный. Согласно которому, судья рассматривает определенную категорию дел, то есть это только уголовные, только гражданские, только административные.
3. Персональный. При котором судья рассматривает уголовные и административные дела по поручению председателя, а также гражданские дела, принятые судьей во время личного приема граждан.

Состав районного суда
Для выполнения возложенных на него задач районный суд имеет определенный состав, в который входит судейский корпус и аппарат районного суда. Критериями определения численного состава районного суда является объем работы суда и нагрузка на одного судью. Соответственно в зависимости от объема работы и количества населения в составе районного суда работают один или несколько судей.
Возглавляет суд председатель районного суда.
Его функции

1. Руководит работой суда.

2. Разделяет обязанности между судьями.

3. Осуществляет общее руководство организации работы мировых судей на своем судебном участке.

4. Решает вопросы о временном отсутствии мирового судьи или о его замещении.

5. Контролирует работу администратора районного суда.

6. Назначает на должность и освобождает от должности сотрудников аппарата.

7. Разрабатывает и утверждает положение об аппарате суда.

Таким образом председатель районного суда решает организационные кадровые вопросы, руководит судом, но в то же время он осуществляет правосудие, участвует в рассмотрении дел.
Помимо председателя в составе суда может быть заместитель председателя районного суда.
Он имеет обязанности судьи и замещает председателя во время его отсутствия и выполняет иные обязанности по его поручению.
Судья или судьи
Рассматривают различные категории судебных дел и осуществляют правосудие.

Второй частью состава суда является аппарат суда.
В аппаратах районных судов создаются следующие должности
1. Помощник председателя суда
2. Помощник судьи
3. Администратор районного суда
4. Консультант
5. Секретарь суда
6. Секретарь судебного заседания
7. Главный специалист
8. Ведущий специалист
9. Специалисты первой и второй категории
Сотрудники аппарата районного суда являются государственными служащими. Им присваиваются классные чины и иные специальные звания (например юрист первого класса, юрист второго класса).

Администратор районного суда организационно обеспечивает деятельность данного суда. При этом он назначается на должность и освобождается от должности руководителем управления судебного департамента по соответствующему субъекту РФ, хотя он и подчиняется председателю районного суда и выполняет его распоряжения. В этом его отличие от других сотрудников аппарата.

Военные суды в судебной системе Российской Федерации

Статья 22 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» посвящена военным судам. Так, ч.

1 предусматривает: «Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба». Часть 2 дополняет, что военные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора по новым или открывшимся обстоятельствам.

Одновременно содержится отсылочная норма, что полномочия, порядок образования и деятельности военных судов устанавливаются федеральным конституционным законом. Таким нормативным актом является Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г.

№ 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» (далее — ФКЗ о военных судах), ч. 1 ст.

1 которого устанавливает: «Военные суды Российской Федерации являются федеральными судами общей юрисдикции, входят в судебную систему Российской Федерации, осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, и иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами». Приведенные нормы указывают, что военные суды не исключены из судебной системы РФ.

  • Что нужно делать и какие документы нужны для восстановления военного билета при утере
  • Что происходит в армии сейчас
  • Что проверяет хирург в военкомате в 16 лет
  • Что можно отправлять в посылке в армию
  • Что призывнику брать с собой в армию
  • Что положено при увольнение по окончанию контракта военнослужащего
  • Что нужно чтобы стать военным
Читайте также:
Правоспособность юридического ли ца

Определены следующие их видовые характеристики:

  • 1) военные суды — федеральные суды 1 ;
  • 2) военные суды — это суды общей юрисдикции, высшим звеном которой выступает Верховный Суд РФ;
  • 3) военные суды осуществляют судебную власть (осуществляют правосудие от имени Российской Федерации [1][2] ).

Военный суд руководствуется такими же процессуальными и материальными нормами, как и «гражданский» суд. Никакие специальные процессуальные кодексы, тем более секретные инструкции, в соответствии с которыми осуществляется судопроизводство, военными судами не используются.

Военные суды располагаются в открытых для свободного доступа местах, не на территории закрытых воинских частей, что предполагает возможность их посещения правозащитниками, представителями общественности, адвокатами, любыми гражданами. К ним применим общий принцип создания и упразднения — только федеральным законом.

Примером может служить Федеральный закон от 29 июня 2004 г. № 59-ФЗ «О создании и упразднении некоторых гарнизонных военных судов», в соответствии с которым создан Буденновский гарнизонный военный суд.

Статьей 4 ФКЗ о военных судах закреплены основные задачи военных судов, к которым относятся обеспечение и защита:

  • • нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов человека и гражданина, юридических лиц и их объединений;
  • • нарушенных и (или) оспариваемых прав и охраняемых законом интересов местного самоуправления;
  • • нарушенных и (или) оспариваемых прав и охраняемых законом интересов Российской Федерации, субъектов РФ, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ.

Указанные задачи существенно приближают военные суды к общегражданским, ликвидируя их карательную сущность, которая нередко использовалась в истории Российского государства. Исходя из того, что военные суды решают те же задачи, что и общегражданские, в юридической литературе и практике высказывалось предложение об их ликвидации.

Основные аргументы сводились к следующему:

  • а) военнослужащие такие же граждане России, значит, функционирование таких специализированных судов является отголоском прошлого и напоминает опыт создания сословных судов. Все это нарушает принцип равенства перед законом и судом;
  • б) отсутствие доверия самих военнослужащих к таким судам;
  • в) военные судьи, как лица, проходящие военную службу, не могут не руководствоваться принципами субординации к лицам старшим по званию. Это нарушает принцип независимости судей и подчинения только закону;
  • г) военные суды — скрытая форма чрезвычайных судов, что запрещено Конституцией РФ;
  • д) военные суды — наиболее закрытые суды, где минимизирован какой-либо общественный контроль.

Подобные аргументы привели к появлению законопроекта [3] , предлагавшего ликвидировать систему военной юстиции. Сторонники существования военных судов основываются также на ряде аргументов, главные из которых следующие:

  • • мировая практика существования аналогичных органов в других государствах;
  • • специфика военного законодательства.

Действительно, нельзя не отметить, что военные суды созданы во

многих странах. Например, в США военные суды органично входят в систему Министерства обороны, которому по многим вопросам и подчиняются. В 1992 г. комиссия Совета Европы не нашла нарушений общих принципов функционирования независимой судебной власти в вопросе создания военных судов.

Особый статус военных судов подчеркнут в постановлении Конституционного Суда РФ от 6 апреля 2006 г. № 3-П: «По смыслу указанных статей Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями Федерального конституционного закона “О военных судах Российской Федерации”, военные суды не являются чрезвычайными судами, — как и иные специализированные суды, они формируются в системе судов общей юрисдикции для рассмотрения определенной категории дел; принципы деятельности, объем полномочий и их реализация, порядок производства в этих судах, по существу, не отличаются от общего порядка и характеризуются лишь усилением специализации, целью которой является наиболее полное и квалифицированное рассмотрение той или иной категории дел, обладающих значительной спецификой, что присуще специализированным судам в современном демократическом правовом государстве».

Статья 7 ФКЗ о военных судах устанавливает подсудность дел военным судам. В первую группу входят гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений.

Читайте также:
Обращение ценных бумаг: что это значит

Пункт 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 г. № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» расшифровывает:

«К органам военного управления относятся Министерство обороны Российской Федерации, иной федеральный орган исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, центральные органы военного управления (командования, штабы, управления, департаменты, службы, отделы, отряды, центры), территориальные органы военного управления (военные комиссариаты, региональные центры, комендатуры территорий), управления и штабы объединений, соединений, воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

Под воинскими должностными лицами понимаются должностные лица органов военного управления, командиры (начальники) воинских частей, начальники органов военной полиции, начальники гарнизонов, иные лица, постоянно, временно или по специальному полномочию выступающие от имени Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции, принявшие оспариваемое решение, совершившие оспариваемые действия (бездействие), имеющие обязательный характер и затрагивающие права и свободы заявителей, в том числе руководители управлений, департаментов, учреждений и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов».

Вторую группу составляют дела о преступлениях, в совершении которых обвиняются военнослужащие, граждане, проходящие военные сборы, а также граждане, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, при условии, что преступления совершены ими в период прохождения военной службы, военных сборов. Статья 7 ФКЗ о военных судах разрешает вопрос о подсудности уголовного дела, в котором в качестве обвиняемого фигурируют как военнослужащие, так и гражданские лица: «Если дела о преступлениях, совершенных группой лиц, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой или преступным сообществом, подсудны военному суду в отношении хотя бы одного из соучастников, а выделение уголовного дела в отношении остальных лиц невозможно, указанные дела в отношении всех лиц рассматриваются соответствующим военным судом».

Третья группа дел, подсудных военному суду, — дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы. Федеральным конституционным законом от 4 декабря 2006 г.

№ 5-ФКЗ 1 подсудность дел, рассматриваемых военными судами, расширена: «Военные суды в случаях и порядке, которые установлены федеральным законом, рассматривают материалы о совершении военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, грубых дисциплинарных проступков, за совершение которых может быть назначен дисциплинарный арест».

Как видно, в основе подсудности военным судам лежит персональный признак, служебное положение участника процесса — статус военнослужащего. Согласно ст. 2 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» к военнослужащим относятся:

  • • офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту;
  • • сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования до заключения с ними контракта о прохождении военной.

В данном аспекте статус военнослужащих распространяется также и на граждан, призванных на военные сборы.

Можно выделить еще некоторые особенности подсудности дел военным судам. Так, военным судам, дислоцирующимся за пределами территории Российской Федерации, подсудны все гражданские, административные и уголовные дела, подлежащие рассмотрению федеральными судами общей юрисдикции, если иное не установлено международным договором РФ.

ФКЗ о военных судах также указывает, что подсудность дел военным судам, а также порядок осуществления ими правосудия в период мобилизации и в военное время определяются соответствующими федеральными конституционными законами. Однако

Собрание законодательства РФ. 2006. № 50. Ст. 5277.

Федеральный закон от 26 февраля 1997 г. № 31 -ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», а также Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении» не упоминают об особенностях функционирования военных судов в указанные периоды времени.

Бухучет для начинающих: что такое финансовые активы

Активы предприятия могут быть не только материальными или нематериальными, но и финансовыми. В этой статье рассмотрено, что это — финансовые активы , а также основы учета финансовых активов.

Как таковое понятие финансового актива действующим российским законодательством и подзаконными актами не дано. Оно больше раскрывается через виды финансовых активов.

Читайте также:
Добыча драгоценных камней: что это значит

Основные формы финансовых активов

Согласно его п. 11, основные виды финансовых активов такие:

  • денежные средства;
  • долевые инструменты других организаций;
  • предусмотренное договором право на получение денежных средств или иного финансового актива от другой организации или на обмен финансовыми активами (обязательствами) с другой организацией на условиях, потенциально выгодных для организации;
  • договор, расчеты по которому будут или могут быть осуществлены собственными долевыми инструментами, при соблюдении определенных условий.

В последнем случае договор может быть:

  • непроизводным инструментом — по нему организация обязана или может стать обязанной получить переменное количество своих собственных долевых инструментов;
  • производным инструментом — расчеты по нему будут или могут быть проведены иным способом, чем путем обмена фиксированной суммы денег или другого финансового актива на фиксированное количество собственных долевых инструментов организации.

Кроме того, виды финансовых активов приводит п. 8 ст. 142.1 Налогового кодекса РФ , которая регулирует автоматический обмен финансовой информацией с иностранными государствами и территориями. Согласно ей, финансовые активы это:

  • денежные средства;
  • ценные бумаги;
  • производные финансовые инструменты ;
  • доли участия в уставном (складочном) капитале юрлица или доли участия в иностранной структуре без образования юридического лица;
  • права требования из договора страхования;
  • любой иной финансовый инструмент, связанный с указанными видами финансовых активов.

Отметим, что в России для большинства компаний финансовые активы — это денежные средства и дебиторская задолженность.

Организация бухгалтерского учета финансовых активов

В отношении дебиторки организация учета финансовых активов основана на использовании следующих основных синтетических счетов (приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н):

  • 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;
  • 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»;
  • 68 «Расчеты по налогам и сборам»;
  • 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»;
  • 71 «Расчеты с подотчетными лицами»;
  • 75 «Расчеты с учредителями»;
  • 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др.

Данные о дебиторской задолженности отражают на счетах учета этих финансовых активов, связанных с расчетами, согласно условиям договоров и подтверждают результатами инвентаризации.

Дебиторку с прошедшим сроком исковой давности, а также другие невозможные к взысканию долги списывают с бухучета на основании (п. 77 приказа Минфина от 29.07.1998 № 34н):

  1. Результатов инвентаризации.
  2. Письменного обоснования.
  3. Приказа руководителя

СРОЧНО!

Успейте разобраться в ФСБУ 5/2019 «Запасы», пока вас не оштрафовали. Самый простой способ – короткий, но полный курс повышения квалификации от гуру бухгалтерского учета Сергея Верещагина

  • Длительность 25 часов за 1 месяц
  • Ваше удостоверение в реестре Рособрнадзора (ФИС ФРДО)
  • Выдаем удостоверение о повышении квалификации
  • Курс соответствует профстандарту «Бухгалтер»

Финансовые активы

Виды финансовых активов

В общем смысле финансовые активы — это то, что можно обменять на деньги или на иные более выгодные финансовые активы. Основные виды ФА:

  • оцениваемые по справедливой стоимости, обращающиеся на рынке. Ожидаемый доход от таких инвестиций — от роста курса ценных бумаг, дивиденды, проценты, курсовые разницы;
  • долговые в виде облигаций, векселей и им подобных с условием «до погашения» и фиксированными выплатами и сроком погашения. Ожидаемый доход — проценты, дисконтный доход, курсовые разницы;
  • займы с доходом в виде процентов и курсовых разниц;
  • дебиторская задолженность, кроме полученных авансов, расчетов с работниками и бюджетом. Доходом являются выручка от реализации продукции, курсовые;
  • денежные средств и их эквиваленты с доходом в виде процентов на остатки на счетах, курсовые.

Классификация

По способу учета ФА разделяют на оцениваемые по:

  • амортизационной стоимости для активов, которые удерживаются для получения денежных потоков в соответствии с договором. Рассчитывается как дисконтирование будущих денежных поступлений в течение всего срока действия ФА. Представляет собой стоимость, которую компания получит в случае, если будет держать актив до погашения;
  • справедливой стоимости, то есть по той, которую компания может получить от реализации актива между участниками рынка.

По целям приобретения и использования:

  • инвестиционные — это те, целью которых является получение прибыли в долгосрочной перспективе в виде дивидендов, процентов, увеличения справедливой стоимости, например, финансовые активы, удерживаемые до погашения;
  • спекулятивные — их цель заключается в получении прибыли от вложений в коротком периоде от изменения процентных ставок, курсов валют;
  • трансакционные, которые используются для обслуживания сделок: дебиторка; векселя, чеки; денежные средства, краткосрочные депозиты в банках.

По уровню и гарантированности дохода разделяют ФА:

  • с неопределенным доходом, например долевые и производные инструменты;
  • приносящие гарантированный доход, например долговые инструменты;
  • не приносящие дохода — денежные средства и дебиторская задолженность.
Читайте также:
Обязательная дактилоскопическая регистрация: что это значит

По сроку обращения:

  • долгосрочные, обращающиеся более года, например бессрочные финансовые инструменты с неустановленным сроком погашения (акции);
  • краткосрочные, обращающиеся до года, например денежные средства и их эквиваленты: дебиторка покупателей и заказчиков, векселя к получению.

По уровню ликвидности:

  • низколиквидные — это долгосрочные инвестиции, например долгосрочная дебиторка;
  • ликвидные — это краткосрочные инвестиции: краткосрочная дебиторка; векселя к получению;
  • высоколиквидные, к которым относятся денежные средства и их эквиваленты.

Оценка финансовых активов может осуществляться по одной из следующих стоимостей в зависимости от классификации ФА:

  • по первоначальной для инвестиций в долевые инструменты без рыночных котировок, справедливая стоимость для которых не может быть достоверно определена для основных средств, кроме офисной недвижимости. Фактически это сумма уплаченных за актив денежных средств (их эквивалентов), включая затраты по сделке;
  • по справедливой для ФА, информация о рыночных ценах сделки для которых недоступна. Базируется на методах дисконтирования денежных потоков, на данных об аналогичных операциях в рыночных условиях и т. д.;
  • по амортизационной, то есть в сумме, в которой ФА оценен при первоначальном признании за вычетом платежей по основной сумме долга, скорректированной на накопленную амортизацию.

Как видно из статьи, учет ФА во многом зависит от правильной их классификации. В некредитных финансовых организациях (НФО) ФА занимают основную позицию. Поэтому напомним для большинства таких организаций, что с 2017 г. Банком России введены отраслевые стандарты бухучета. По ряду организаций такие стандарты введены с 2020 года, например, для профучастников рынка ценных бумаг, клиринговых компаний, управляющих компаний ПИФов и НПФ и др.

Учитывая, что на сегодняшний день переходные положения с РСБУ на отраслевые стандарты отсутствуют, составлять отчетность таким организациям нужно будет ретроспективно, то есть как минимум сопоставив текущие показатели с аналогичными за предыдущий год.

Определение активов предприятия

Больше материалов по теме «Бухгалтерский учёт» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

  1. Об активах простыми словами
  2. Активы и пассивы в бухгалтерском учете
  3. Виды активов и их характеристики
  4. Амортизация нематериальных активов
  5. Оценка стоимости активов

Ни одна хозяйственная деятельность предприятия не может вестись без активов. Это – необходимый, гибкий инструмент, грамотно оперируя которым, можно получить высокую прибыль.

Об активах простыми словами

Активы – совокупность всего имущества, имущественных прав, являющихся собственностью предприятия, прошедших соответствующую оценку и поставленных на баланс. Сюда относят средства производства и основные средства (ОС), дебиторскую задолженность и все то, что может составлять общую имущественную картину организации.

Актив отрицательным быть не может, поскольку это – реальные имеющиеся средства для ведения хозяйственной деятельности. Их можно сосчитать, измерить или взвесить, так как они имеют количественное обоснование.

Вопрос: Включается ли в налоговую базу по НДС при реализации предприятия стоимость активов, которые не облагаются НДС (п. 1 ст. 158 НК РФ)?
Посмотреть ответ

Самыми надежными активами считаются те, которые легко принимают денежную форму без серьезной потери своей стоимости. Поэтому данные активы носят название ликвидных:

  • денежные средства,
  • запасы готового продукта,
  • краткосрочные инвестиции и другое.

Соответственно, неликвидными активами можно назвать то имущество, которое приобретает денежную форму с весьма существенной потерей текущей стоимости или может быть окуплено лишь через продолжительное время:

  • средства производства,
  • основные средства,
  • просроченные задолженности дебиторов и прочее.

Используя активы, руководство предприятия может получать выгоду, контролировать ее, направлять в правильное русло с целью повышения уровня финансовых потоков.

Активы и пассивы в бухгалтерском учете

Бухучет основан на балансе активов и пассивов — частях бухгалтерского баланса, представленного таблицей с двумя вертикальными полями. С левой стороны размещены активные счета, отражающие все имеющиеся средства предприятия, их распределение. С правой – пассивные счета, объясняющие, из каких источников финансирования средства появились.

По сути, в разных частях таблицы представлены одинаковые данные, только разделенные на группы и прописанные в разных столбцах в силу их назначения. Поэтому сумма активов должна ровняться сумме пассивов, что является именно бухгалтерским балансом.

Общую сумму активов называют «валютой баланса» и применяют для оценки объемов хозяйственной деятельности фирмы.

Виды активов и их характеристики

В общепринятой форме бухгалтерского баланса активы классифицируют на две группы, оформленные в виде разделов таблицы баланса. Названия групп объясняют суть их функционала.

СПРАВКА. Полный перечень оборотных и внеоборотных активов описан в Приказе Минфина РФ от 06.07.1999 N 43н (ПБУ 4/99).

Читайте также:
Обязательная дактилоскопическая регистрация: что это значит

Оборотные активы

Также известны как текущие, которые обслуживают производственный процесс и расходуются в ходе операционного цикла. Обычно сроком их использования считают не более года, но в некоторых случаях может быть больше в зависимости от технологического процесса производства. К данной категории относят:

  1. НДС по приобретенным ТМЦ;
  2. финансовые краткосрочные вложения;
  3. задолженность по дебиторам;
  4. денежные активы;
  5. запасы готового продукта.

За год такие активы могут пройти несколько операционных циклов, генерируя непрерывный поток прибыли и формируя основную часть дохода предприятия. Свою стоимость они полностью переносят на готовый продукт, при этом обладают следующими положительными свойствами:

  • высокая ликвидность;
  • гибкость в управлении;
  • приспособляемость к условиям рынка;
  • легкость в преобразовании своих видов.

Недостатками можно считать:

  • зависимость от инфляции;
  • затраты на хранение некоторых видов активов;
  • потеря активов из-за неправомерных действий со стороны персонала или контрагентов.

Внеоборотные активы

Так называют активы, способные приносить прибыль организации, не принимая участия в ее хозяйственных циклах. Они представляют собой некий костяк предприятия, важный для планирования и прогнозирования хозяйственной деятельности. Обычно, срок их использования составляет больше одного года, поэтому их называют долгосрочными. Сюда относят:

  1. результаты разработок и исследований;
  2. основные средства производства;
  3. долгосрочные инвестиции/вложения;
  4. нематериальные активы;
  5. просроченная дебиторская задолженность;
  6. незавершенное строительство.

Плюсами внеоборотных активов считаются:

  • независимость от инфляции;
  • способность приносить доход в неблагоприятных рыночных условиях;
  • защищенность от потери.

Существенными минусами являются:

  • неликвидность;
  • подверженность износу;
  • слабая гибкость в управлении.

Материальные и нематериальные активы

Понятие материальных активов используют для описания любого имущества предприятия, имеющего вещественный характер. К ним относят запасы ТМЦ, денежные средства, здания, землю, оборудование и многое другое.

У нематериальных активов (НМА) нет какой-либо осязаемой, физической формы, но они при этом обладают определенной денежной стоимостью. Их обычно используют для получения дополнительной прибыли, но права на них должны закрепляться документально. Общая стоимость НМА дает возможность адекватно рассмотреть финансовое состояние предприятия.

Все средства НМА можно поделить на категории, учет которых регулируется Приказом Минфина России от 27.12.2007 N153н (ред. от 16.05.2016):

  1. имущественные права;
  2. авторские права;
  3. право использования природных ресурсов;
  4. право использования коммерческих знаков и обозначений;
  5. деловая репутация;
  6. другие НМА.

ВАЖНО! Необходимо помнить, что под НМА признаются не результаты интеллектуального труда, а только права на них.

Чистые активы

Данное определение описывает показатель, характеризующий стоимость капитала предприятия, приобретенного только на собственные средства. Его расчет производится путем вычитания долговой суммы из общей суммы всех активов фирмы на основе показателей бухгалтерского баланса. Полученное значение даст общую картину о финансовом состоянии компании.

Амортизация нематериальных активов

Под амортизацией понимают постепенный перенос частей стоимости НМА на готовый продукт в ходе применения НМА в производственных процессах предприятия. Рассчитать амортизацию можно тремя методами:

  • линейный – погашение равными частями на основе первоначальной стоимости НМА и коэффициента индексации.
  • метод уменьшаемого остатка – определение годовой суммы списания на основе остатка стоимости активов на конец отчетного периода, а также нормы амортизации;
  • списание стоимости пропорционально объему продукции – начисление производится на основе соотношения изначальной стоимости активов к объему конечного продукта за время их использования, с учетом количественного показателя готовой продукции за отчетный период.

СПРАВКА. Амортизация не начисляется на НМА, полученные безвозмездно или стоимость которых со временем становится выше либо не меняется.

Оценка стоимости активов

В ходе данной процедуры определяют стоимость средств организации – материальных/нематериальных активов. Применяется при разработке стратегий развития фирмы, ее купле-продаже или реорганизации, определении кредитоспособности и иных операциях.

Процедуре предшествует сбор сведений о предприятии и перспективах дальнейшего его развития, изучение отчетов по финансам, качественный анализ рынка. Для оценки применяют три метода:

  1. затратный – рассматривает стоимость активов в качестве понесенных издержек предприятия для поддержания нормальной деятельности.
  2. сравнительный – позволяет определять стоимость основных фондов путем сравнения аналогичных, представленных на рынке.
  3. доходный – определение стоимости доходных активов и перспектив их развития.

Стоимостная оценка должна проводиться максимально точно и качественно, для чего требуются опытные специалисты, способные предусмотреть каждый фактор, способный оказать влияние на стоимость активов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: