Фонд данных: что это такое, описание и особенности

О том, как устроены открытые данные в России

Не секрет, что в России за последние годы, с одной стороны, стало больше открытых данных, с другой — накопилось немало критики.

Так неслучайно получилось, что тематика открытых данных — это то, чем я занимаюсь давно и знаю о большей части инициатив в этой области не по наслышке, а по собственному опыту участия. Здесь я постараюсь обойтись без ссылок на свои проекты, чтобы не нарушать правил сайта, их легко будет найти по их названиям в любом случае. Но постараюсь дать все ссылки на официальные ресурсы.

Поэтому, вместо предисловия, я представлюсь.

Меня зовут Иван Бегтин, я вот уже несколько лет продвигаю идею открытых данных в России, возглавляю небольшую некоммерческую организацию (Инфокультура) от лица которой и вместе с сотоварищами мы организуем соревнования, пропагандируем открытость данных среди госорганов.

Кроме всего прочего я вхожу в Совет по открытым данным при Правительственной комиссии по координации Открытого Правительства и ряд общественных и экспертных советов при органах власти и в курсе многих успешных (и провальных) государственных инициатив в этой области.

Ну и поскольку я, в том числе, в комментариях на Хабре читаю много вопросов, заданных явно или неявно, то на самые частые я отвечу в этой заметке, а также на те, что будут в комментариях.

Что сейчас происходит в России с открытыми данными?

Чтобы ответить на этот вопрос надо с самого начала разделить два понятия. Открытые данные — как открытую форму представления любых баз данных. Собранных ли активистами, подготовленных ли коммерческими компаниями или же опубликованных государственных органами. Открытые данные — это всеобъемлющий термин охватывающий все возможные источники появления данных, главное чтобы данные были доступны для свободного повторного использования и были машиночитаемыми (плюс соблюдение 8 принципов открытых данных о которых тут уже писалось.

А вот открытые государственные данные — это такой подвид открытых данных который производится изнутри государственной машины. Это может быть информация, как о самом государстве, так и то что госорганы собирают при выполнении их функций.

Исходя из этих определений можно сказать что то что в России происходит с открытыми данными вцелом — это на 100% зависит от нас самих, как мы собираем, публикуем, убеждаем и так далее публиковать данные, так это и происходит. Есть множество проектов которые существуют автономно от государства — это сообщество GIsLab, это наши проекты OpenGovData и Hubofdata и практически все краудпроекты на MediaWiki можно отнести к инициативам по открытым данным поскольку они предоставляют API для получения данных любым желающим.

А вот в том что касается открытых государственных данных, то здесь без самого государства не обойтись. В 2013 году был принят Федеральный закон Российской Федерации от 7 июня 2013 г. N 112-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об информации, информационных технологиях и о защите информации“ и Федеральный закон „Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления“ .

Этот закон содержит набор поправок в федеральный закон от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ „Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления“ и в федеральный закон от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ „Об информации, информационных технологиях и о защите информации“ о том что данные должны публиковаться в форматах открытых данных.

Далее в распоряжении Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. N 1187-р г. был представлен перечень тех данных которые должны публиковаться в первую очередь.

Полный перечень законов, распоряжений и постановлений собран, например, на портале открытых данных г. Москвы в разделе „Документы“. Там множество документов, как федеральных, так и тех что приняты московской мэрией.

2. Кто в России отвечает за открытые государственные данные?

Можно было бы сказать что Правительство целиком, но это не совсем так. Утверждение планов открытости ведомств, в которые входят и работы по открытым данным, занимается Совет по открытым данным. Совет по открытым данным — это название рабочей группы при Правительственной комиссии по координации деятельности Открытого Правительства.

Я также вхожу в этот совет и могу сказать что несмотря на громкое название у Совета нет практически никаких полномочий. Да и не может быть в виду российской структуры государственного управления в которой все советы носят исключительно консультационную форму. Фактически единственный ресурс совета — это возможность донести до его председателя Министра Абызову ту или иную позицию.

С другой стороны, в виду того что закон об открытых данных, это были поправки в 8-ФЗ, то методическое сопровождение раскрытия данных и создание федерального портала открытых данных осуществляет Минэкономразвития России.

Здесь надо сделать небольшое отступление. В 2012-2013 годах, когда тема открытых данных в России только-только приобретала форму государственной инициативы, был ведомственный спор между Минкомсвязи и Минэкономразвития о том какое ведомство будет курировать эту тему. В итоге победило тогда Минэкономразвития и в дальнейшем именно оно было основным исполнителем усилий по открытости данных.

Результатом этого было множество последствий, главное из которых было в том что акцент на раскрытии данных сместился от государственных информационных систем как это хотело Минкомсвязи, на официальные сайты госорганов требования к которым всегда задавало Минэкономразвития.

3. На какие деньги существуют все эти инициативы?

Тема открытых данных практически начисто отсутствует во всех государственных программах включая программу „Информационное общество“. За последние несколько лет существенные инвестиции в то чтобы открытые данные были доступны проводило лишь Правительство Москвы которое создало московский портал открытых данных и вплоть до того что рекламировало его на улицах города.

Читайте также:
Тайна страхования: что это такое, описание и особенности

На федеральном уровне ничего подобного не было. Все члены совета по открытым данным работают без какой-либо компенсации их усилий.
Да и расходы на создание федерального портала открытых данных невелики.

Фактически, все заседания совета которые проходили и на которых присутствовали представители госорганов за это время сводились к тому чтобы убедить госорганы потратить усилия на открытие данных. В каких то случаях это приносило результаты, а в каких-то все разговоры разбивались на встречные просьбы »… а вы помогите чтобы нам выделили бюджет на XXX миллионов рублей и мы всё-всё-всё откроем. “. Самый яркий пример такого поведения был Росстат, похожая ситуация была с ЦИК России и многими другими ведомствами.

Аналогично со всеми субъектами федерации и муниципалитетами. Ни один из них денег на внедрение практики публикации открытых данных не получил, все усилия сводились к тому чтобы убедить их тратить собственные деньги на эти инициативы. Какие-то субъекты в этом продвинулись, а какие-то откровенно забили и просто саботировали раскрывая не данные, а их симуляцию.

4. Использует ли хоть кто-то в России открытые данные?

Если коротко, то да.
Да, данные используют и более чем активно. Используют активисты и бизнес, используют к коммерческих проектах, общественных и личных, используют для того чтобы улучшить существующие продукты, так и для того чтобы создать новые.

Есть несколько областей и наборов данных которые более чем востребованы. В первую очередь это такие данные как:
— База государственных и муниципальных закупок;
— Оперативные данные ЦБ РФ по валютам и открытые данные по банкам;
— База ФИАС (федеральная адресная информационная система);
— Данные по спутниковой группировке ГЛОНАСС
и многое другое.

Существует несколько десятков проектов по отслеживанию новых госмунзаказов (Закупки360, Бикотендер), по анализу контрагентов (Спарк.Интерфакс, Контур.Фокус, Коммерсант.Картотека) которые используют данные напрямую. Агрегируя данные о компаниях, о контрактах, закупках, лицензиях и прочем. Смешивая открытые данные и те которые они получают из коммерческих источников — они создают коммерческие продукты. В результате, на базе открытых данных существуют и развиваются состоявшиеся коммерческие продукты.

На основе базы ФИАС и до неё на основе базы КЛАДР работает значительное число сервисов по всей стране. Эта база, обычно, используется не для создания новых продуктов, а для улучшения удобства проверки адресов в многочисленных коммерческих информационных системах.

Данные ЦБ используются практически всеми сайтами показывающими официальные курсы валют и всеми сайтами по анализу банков и банковской системы вцелом.

Кроме этих данных есть много других — гораздо более узкоспециализированных и которые также активно используются, но чаще всего их пользователи себя не афишируют и малоизвестны.

5. И всё таки почему так мало примеров тех кто данные используют?

Главная причина в том основные пользователи данных — это коммерческие компании которые совершенно не заинтересованы, ни в том чтобы раскрывать свои доходы, ни в том чтобы рассказывать про свою бизнес модель. Да и вообще тратить на это время большинство из них не желает. Ко всему этому примешивается их опасение что рассказав о том как и сколько они зарабатывают на тех или иных данных у них сразу же начнутся проблемы и за те данные что они получают бесплатно им придется платить. Опасение не то чтобы небезосновательное, но и не то чтобы неоправданное.

По этой причине все те примеры что я называю — это примеры о которых я знаю и те примеры что на виду.

6. И всё равно полезных данных очень мало. Всё остальное это, либо бессмысленые наборы данных, либо с отвратным описанием

Полезных данных действительно мало. И я скажу больше, наиболее полезные и востребованные данные публиковались ещё до того как сам термин «открытые данные» появился в виде государственной инициативы.

ЦБ РФ — публикует данные уже с десяток лет в виде API через SOAP сервисы. База ФИАС появилась в виде открытых данных гораздо раньше. И данные по госконтрактам публикуются в машиночитаемом виде с 2008 года.

Все очень просто. Есть те данные которые госорганы публикуют в ответ на общественный или корпоративный запрос и те данные которые они публикуют в обязаловку по разнорядке.

Требования которые были сформулированы в законе об открытых данных и распоряжении правительства для большинства госорганов — это очередная назойливая муха. Они не понимают зачем это делать, они не понимают кому это нужно, они не понимают в чем польза от открытия данных и они не понимают какая им с этого выгода. Как результат мы получаем массу примеров «плохих данных» когда в разделах на сайтах органов власти данные публикуются без описания, без схем, с пустыми файлами данных или иными особенностями. Чаще всего такие данные публикуются представителями пресс-службы органов и те делают это всё по принципу «формального закрытия», бессодержательной публикации позволяющей поставить галочку в результатах.

7. Почему всё плохо?

Нельзя сказать что всё совсем плохо. У России не последние места в рейтингах открытости данных вроде Open Data Index и Open Data Barometer. Но причин радоваться, действительно мало, и причин у того что всё идет так тяжело множество.

Читайте также:
Совещательный голос: что это такое, описание и особенности

Одна из причин в том что у открытых данных в России очень мало явно заявляющих свой интерес потребителей.
Дело в том что в мире основными потребителями открытых данных являются:
— некоммерческие организации и активисты (гражданское общество);
— журналисты;
— коммерческие компании;
— университеты.

С каждым из потребителей у нас в России есть свои проблемы.
Независимых некоммерческих организаций теперь почти нет. Все что жили на зарубежные гранты теперь, либо закрываются, либо перестраиваются под госгранты, либо резко сворачивают свою активность. Наша некоммерческая организация существует исключительно по то причине что все учредители это люди занимающиеся бизнесом и у нас была и есть возможность тратить немножко средств на её поддержание и в том что самые большие проекты мы делали при поддержке Фонда Кудрина. Единственного, пожалуй, который из фондов в России поддерживает общественные проекты на открытых данных. Других возможностей фактически нет. Государственные грантооператоры не выделяют средств на подобные проекты, коммерческих спонсоров для проектов на открытых данных найти очень сложно ну а брать иностранные гранты теперь табу.

Журналистика почти вся в России весьма далека от нейтральной подачи информации. Но даже провластные издания не взаимодействуют с госорганами на предмет открытости их данных для того чтобы их использовать в работе. Увы, за все эти годы направление журналистики данных так и не обрело заметных очертаний в нашей стране и до сих пор журналисты оказывают очень малое влияние на открытости государства в тех или иных вопросах. Пронзительные экономические аналитики, исследователи демографии, словоохотливые социологи — все они на страницах СМИ не формируют запроса к органам власти на открытость.

Коммерческие компании здесь всё просто — их очень мало. Коммерческие компании использующие открытые данные можно разделить на две категории. Первая группа — это тех кто живет за счет государственных заказов и данные им нужны чтобы показать свои компетенции в том чтобы больше заказов получить. И вторая группа живущая на информационном рынке крайне малочисленная и не желающая взаимодействовать с госорганами без острой необходимости. В основном по причинам глубокого недоверия государственной машине.

И наконец высшие учебные заведения. Увы, запроса со стороны ВУЗов на то чтобы данные были доступны для исследований, для возможности студентов использовать актуальные данные в своей работе, этого запроса просто нет. Если в мире университеты формируют собственные базы данных по направлениям исследований и работы их факультетов, то в России это если и есть, то в весьма ограниченных формах.

8. Будет ли лучше?

До введения санкций, закона об иностранных агентах и прочего ухудшения внешней и внутренней политики я бы сказал что однозначно да. Когда всё начиналось Россия была в G8, подписывала G8 Open Data Chapter, претендовала на участие в Open Government Partnership. Сейчас развитие темы открытых данных происходит при высоком сопротивлении государственного аппарата. Наиболее востребованные данные раскрываются с большим трудом. Детальная образовательная, криминальная и иная муниципальная статистика крайне труднодоступна. Государственные геоданные по прежнему открываются тяжело. Но многое другое возможно. Это климатические, транспортные и иные данные востребованные на практике.

9. Почему лично я во всём этом участвую?

Причин много. Главная в том что я ввязался открытые данные еще в 2009 году со злости что во всем мире эта тема развивается, а в России ничего нет. Другая в том что устройство «государства», не только российского — это моё давнее хобби. При том что наибольшие усилий приходились и приходятся не только на то чтобы убеждать чиновников в открытости данных, а в том чтобы самостоятельно собирать данные из разных источников и превращать в открытые данные.
— К заметке прилагаю пару опросов и как и обещал, готов ответить на все вопросы по существу в комментариях.

Официальный сайт Общественная палата Ульяновской области

  • О палате
    • Состав палаты
    • Заседания
    • Документы
    • История
    • Структура Общественной палаты VII созыва
  • Партнеры
    • Общественные советы при исполнительных органах государственной власти Ульяновской области
    • Общественные палаты муниципальных образований Ульяновской области
    • Советы по вопросам общественного контроля муниципальных образований Ульяновской области
    • Палата справедливости и общественного контроля Ульяновской области
    • Детская общественная палата Ульяновской области
    • Ассоциация территориальных общественных самоуправлений Ульяновской области
    • Совет при Губернаторе Ульяновской области по развитию гражданского общества и правам человека
    • Общественная наблюдательная комиссия Ульяновской области
  • Новости
  • Деятельность НКО
    • Каталог НКО Ульяновской области
    • Клуб лидеров НКО
    • Лучшие практики НКО
  • Общественный контроль
    • ЖКХ-контроль
    • PRO-контроль
    • Проект «Общественный наблюдатель»
  • Медиатека
    • Фото
    • Видео
  • Обратная связь
    • Контакты
    • Написать обращение в ОПУО
    • Подписаться на рассылку новостей центра развития НКО
  • #ПОИСК#

Кроме основных государственных услуг, таких как государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним; предоставление сведений о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ним; государственный кадастровый учет недвижимого имущества; предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, Росреестр также оказывает государственную услугу по ведению государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства (далее – ГФД).

Государственный фонд данных формируется на основе сбора, обработки, учета, хранения и распространения документированной информации о проведении землеустройства.

В Ульяновской области полномочия по исполнению государственной услуги «Ведение государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства» возложены на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области и его территориальные отделы (далее – Управление Росреестра).

Читайте также:
Сдвоенная операция: что это такое, описание и особенности

Оказание государственной услуги по предоставлению документов государственного фонда данных производится в соответствии с Административным регламентом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по предоставлению государственной услуги «Ведение государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства», утвержденным приказом Минэкономразвития России от 14.11.2006 № 376 (далее – Административный регламент). Согласно п. 2.1.1 Административного регламента, информация, содержащаяся в государственном фонде данных (далее – ГФД), является открытой и общедоступной, за исключением информации, отнесенной законодательством Российской Федерации к категории ограниченного доступа, и предоставляется по запросу заинтересованных лиц.

Конечным результатом государственной услуги является предоставление заинтересованным лицам:

– документов государственного фонда данных;

– информации о документах государственного фонда данных;

– уведомления об отказе в предоставлении документов государственного фонда данных в письменной форме с указанием причины отказа.

Документы государственного фонда данных могут быть предоставлены в виде:

– оригиналов или их копий, заверенных Управлением или его подразделением, для непосредственного изучения по месту их нахождения;

Документами ГФД Управления могут воспользоваться любые заинтересованные лица, которые в заявительной форме запрашивают землеустроительную документацию. Для этого необходимо обратиться лично или по почте в Управление Росреестра по Ульяновской области или его территориальные отделы.

При личном обращении заявителем предоставляется заявление установленной формы (приложение №3 Административного регламента), а также документ, удостоверяющий личность заинтересованного лица или его уполномоченного представителя, в случае если заявитель действуют по доверенности от имени заинтересованного лица – доверенность.

При обращении по почте заинтересованные лица представляют только заявление. В заявлении должен быть указан адрес получателя копий материалов ГФД, если материалы землеустройства носят открытый, общедоступный характер. Для получения информации ограниченного доступа заинтересованные лица представляют заявление и оригинал документа (или его копию, удостоверенную нотариально), дающего право на получение документов из ГФД ограниченного доступа.

В качестве документа, дающего право на получение документов ГФД, отнесенных к информации, доступ к которой ограничен, являются:

– оригинал либо копия правоустанавливающего (правоудостоверяющего) документа на земельный участок – при обращении правообладателя;

– оригинал доверенности либо ее копия, выданная правообладателем или его законным представителем на получение информации и подтверждающая полномочия лица, получившего такую доверенность от правообладателя или его законного представителя;

– оригинал документа (письмо, справка и т.п.), выданного нотариусом, в том числе заверенного им своей подписью и оттиском личной печати, и подтверждающего право лица, обратившегося с соответствующим запросом, на наследование земельного участка правообладателя по завещанию или по закону;

– лицензия на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

Оригиналы материалов ГФД предоставляются заинтересованным лицам без права их выноса из помещений ГФД Управления. Заинтересованное лицо не может запросить за один раз более десяти единиц хранения – документов, имеющих инвентарный номер (планшет, карта, землеустроительное дело и т.д.). Время работы с оригиналами материалов ГФД в течение рабочего дня не ограничивается.

Выписки и выкопировки из материалов ГФД при наличии оборудованных рабочих мест производятся пользователями самостоятельно.

Сроки предоставления материалов ГФД в пользование заинтересованным лицам (при личном обращении) или мотивированного отказа в их предоставлении, а также уведомления об отсутствии в ГФД данных материалов не превышают 3 рабочих дня со дня поступления заявления.

В случае обращения за материалами ГФД по почте предоставление копий материалов, мотивированного отказа в их предоставлении или уведомления об отсутствии в ГФД данных материалов производится в течение 15 дней со дня поступления заявления.

Материалы ГФД предоставляются всем заинтересованным лицам бесплатно.

Информация о порядке предоставления материалов государственного фонда данных, а также форма заявления о предоставлении таких документов размещена на официальном сайте Росреестра www.rosreestr.ru в разделе «Физическим лицам», подраздел «Получение сведений из государственного фонда данных, полученных в результате землеустройства», https://rosreestr.ru/site/fiz/poluchit-svedeniya-o-zemleustroystve/

Информация предоставлена Управлением Росреестра по Ульяновской области

Государственный фонд данных землеустроительной документации. Состав, способы получения сведений и их применение Текст научной статьи по специальности « Право»

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Грядасова Анастасия Эдуардовна

Рассматриваются способы и сроки получения сведений из государственного фонда данных землеустроительной документации , виды землеустроительной документации . Описывается, в каких целях можно использовать данные сведения.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Грядасова Анастасия Эдуардовна

THE STATE FUND OF LAND MANAGEMENT DOCUMENTATION DATA. THE STRUCTURE, WAYS OF OBTAINING DATA AND THEIR APPLICATION

The author speaks about an opportunity, ways and a period for getting data from the state fund of land management documentation data, about types of land management documentation . The article describes the purposes of using these data.

Текст научной работы на тему «Государственный фонд данных землеустроительной документации. Состав, способы получения сведений и их применение»

УДК 347.243 А.Э. Грядасова

ББК 67.407.14 Управление Федеральной службы

государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области Иркутск, Российская Федерация

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФОНД ДАННЫХ ЗЕМЛЕУСТРОИТЕЛЬНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ. СОСТАВ, СПОСОБЫ ПОЛУЧЕНИЯ СВЕДЕНИЙ

И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ

ИНфОРМАЦИЯ О СТАТЬЕ

Пролог: журнал о праве / Prologue: Law Journal. —2016. —№ 4. ISSN 2313-6715. DOI: 10.21639 / 2313-6715.2016.4.5. Дата поступления: 05.11.2016.

Рассматриваются способы и сроки получения сведений из государственного фонда данных землеустроительной документации, виды землеустроительной документации. Описывается, в каких целях можно использовать данные сведения.

Землеустроительная документация; данных; кадастровая деятельность.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ Грядасова А.Э. Государственный фонд данных землеустрои-ОПИСАНИЕ тельной документации. Состав, способы получения сведений

и их применение // Пролог: журнал о праве / Prologue: Law Journal. -2016. -№ 4.

Читайте также:
Транспортная накладная: что это такое, описание и особенности

Irkutsk Office of the Federal Service for State Registration, Cadastre and Cartography, Irkutsk, the Russian Federation

THE STATE FUND OF LAND MANAGEMENT DOCUMENTATION DATA. THE STRUCTURE, WAYS OF OBTAINING DATA AND THEIR

PUBLICATION DATA Prologue: Law Journal. -2016.-№ 4.

ISSN 2313-6715. DOI: 10.21639 / 2313-6715.2016.4.5. Submission date: 05.11.2016.

ABSTRACT The author speaks about an opportunity, ways and a period tor

getting data from the state fund ot land management documentation data, about types ot land management documentation. The article describes the purposes ot using these data.

Land management documentation; state fund of data; cadastral activity.

Gryadasova A.E. The state fund of land management documentation data. The structure, ways of obtaining data and their application // Prologue: Law Journal. — 2016. — № 4.

Грядтювс А.Э. Гocyдтpcтвeнньш фонд данных tемлеycтpoительнoй документации. Состав, cпocoбы прлучения cведений и их применение

Gryadasova _AA.EE. The state ñmd ofland management documentation dala The structure, ways of obtaining dnta

and their applicatinn

Управление Росреестра по Иркутской области и его территориальные подразделения осуществляют ведение государственного фонда данных (далее — фонд данных), полученных в результате проведения землеустройства, а также оказывают государственную услугу по предоставлению заинтересованным лицам информации из фонда данных.

Данная государственная услуга предоставляется в строгом соответствии требованиям Административного регламента, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 14 ноября 2006 г. № 3761.

Информация, содержащаяся в фонде данных, является открытой и общедоступной, за исключением информации, отнесенной законодательством РФ к категории ограниченного доступа.

В соответствии со ст. 24 Федерального закона «О землеустройстве» от 18 июня 2001 г. № 78-ФЗ (далее — Закон «О землеустройстве») фонд данных формируется на основе сбора, обработки, учета, хранения и распространения документированной информации о проведении землеустройства2.

Так, лица, осуществляющие проведение землеустройства, обязаны бесплатно передать экземпляр подготовленной ими землеустроительной документации в фонд данных.

Документы фонда данных могут быть:

— открытого доступа (информация носит открытый характер и предоставляется всем заинтересованным лицам по заявлению установленного образца);

— для служебного пользования (информация ограниченного доступа, предоставляется заинтересованным лицам, имеющим право работы с такой информацией).

Согласно ст. 19 Закона «О землеустройстве» документами фонда данных землеустроительной документации являются:

— материалы геодезических и картографических работ, почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, оценки качества земель, инвентаризации земель;

— тематические карты и атласы состояния и использования земель;

— генеральная схема землеустройства территории РФ, территорий субъектов

1 Административный регламент «Ведение государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства»: утвержден Приказом Минэкономразвития РФ от 14 нояб. 2006 г. № 376 // СПС «Консультант Плюс».

2 СПС «Консультант Плюс».

РФ, муниципальных образований и других административно-территориальных образований (описание границ МО 1 и 2 уровней);

— схемы использования и охраны земель;

— проекты территориального землеустройства;

— материалы межевания объектов землеустройства;

— карты (планы) объектов землеустройства;

— проекты внутрихозяйственного землеустройства;

— проекты улучшения сельскохозяйственных угодий;

— проекты освоения новых земель;

— проекты рекультивации нарушенных земель;

— проекты защиты земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий.

К наиболее востребованным заявителями документам фонда данных относятся:

— землеустроительные дела, изготовленные до 2008 г. в отношении земельных участков физических и юридических лиц, садоводческих и дачных товариществ;

— материалы по установлению границ населенных пунктов (1991 г.), карты (планы) границ населенных пунктов;

— материалы, определяющие границы долевых земель сельскохозяйственных предприятий (земельные доли, паи);

— ортофотопланы на территорию Иркутской области.

Документы государственного фонда данных могут быть предоставлены заинтересованному лицу в виде:

1) Копий или выкопировок из документов фонда данных (производятся пользователями самостоятельно).

2) Оригиналов документов фонда данных для непосредственного изучения заявителем по месту их нахождения без права их выноса из помещений фонда данных. В течение рабочего дня время работы с оригиналами документов фонда данных не ограничивается.

3) В случае отсутствия запрашиваемых документов в фонде данных в адрес заявителя готовится мотивированный отказ в предоставлении документов.

Способы и сроки получения сведений государственного фонда данных:

1) Личное обращение в управление по адресу: г. Иркутск, ул. Академическая, 70, ка-

Грядасова А.Э. Государственный фонд данных землеустроительной документации. Состав, способы прлуеения сведений и их применение

Gryadasova A.E. The state fund ofland management documentation data. The sttuctune, ways of obtaining dfta

and their applicatinn

бинет № 124, либо обращение в любое территориальное подразделение управления. При личной подаче заявления срок подготовки документов или мотивированного отказа в их предоставлении составляет три рабочих дня.

2) Почтовое отправление по адресу: 664056, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Академическая, 70. При направлении заявления о предоставлении в пользование материалов фонда данных по почте срок подготовки документов или мотивированного отказа в их предоставлении составляет 15 календарных дней.

Перечень необходимых документов для получения государственной услуги:

— заявление о предоставлении в пользование документов государственного фонда данных, образец заявления установлен Административным регламентом;

— документ, удостоверяющий личность заявителя;

— документ, подтверждающий полномочия представителя, в случае необходимости.

Основания для отказа в приеме заявления о предоставлении документов государственного фонда данных:

— наличие в заявлении и прилагаемых к нему документах неоговоренных исправлений, серьезных повреждений, не позволяющих однозначно истолковать их содержание;

— некорректное заполнение граф заявления;

Читайте также:
Хозяйственный договор: что это такое, описание и особенности

— отсутствие документа, удостоверяющего личность заинтересованного лица или его уполномоченного представителя;

— отсутствие документа, подтверждающего полномочия представителя заинтересованного лица.

Применение информации, содержащейся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства.

Информация, содержащаяся в фонде данных, в первую очередь востребована для лиц, осуществляющих кадастровую деятельность (кадастровых инженеров), поскольку некото-

рая землеустроительная документация содержит первоначальные сведения о координатах поворотных точек границ земельных участков, а также копии правоустанавливающих документов (постановлений и распоряжений о предоставлении земельных участков для тех или иных нужд), копии правоудостоверяющих документов (свидетельств и государственных актов на право собственности или пользования на землю), выданных комитетами по земельным ресурсам и землеустройству Иркутской области, акты согласования земель или земельных участков смежных землепользователей. Такая информация может быть использована кадастровыми инженерами при подготовке межевых планов во избежание предоставления противоречивых сведений о категории земель, видах разрешенного использования, видах угодий земельных участков.

Более того, п. 21 Приказа Минэкономразвития России «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков» от 24 ноября 2008 г. № 412 установлено право кадастрового инженера при составлении межевого плана использовать картографические материалы, в том числе картографо-геодезического фонда, и землеустроительную документацию, хранящуюся в фонде данных3.

Кроме того, активными пользователями сведений, содержащихся в фонде данных, являются судебные органы. При возникновении споров о согласовании границ земельных участков, а также для подтверждения категории и видов угодий земельных участков или их принадлежности к землям коллективно-долевой собственности работников сельскохозяйственных предприятий или землям садоводческих и дачных объединений, зачастую представители истцов и ответчиков заявляют ходатайства об истребовании копий документов фонда данных в качестве доказательств для приобщения к материалам судебных дел.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Грядасова Анастасия Эдуардовна (Иркутск) — и.о. начальника отдела землеустройства, мониторинга земель и кадастровой оценки недвижимости Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области (664056, г. Иркутск, ул. Академическая, 70, e-mail: griadasova_ae@just38.ru).

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Gryadasova, Anastasia Eduardovna (Irkutsk) – Acting Head of the Department of Land Management, Monitoring and Real Estate Cadastral Assessment. Irkutsk Office of the Federal Service for State Registration, Cadastre and Cartography (Academicheskaya st., 70, Irkutsk, 664056, e-mail: griadasova_ae@just38.ru).

3 СПС «Консультант Плюс».

Грядттова А.Э. Гocyдтpcтвeнньш фонд данных землеycтpoительнoй дoкyментации. Состав, cпocoбы пpлyчения cведений и их применение

Научная электронная библиотека

1.2. Банк данных

Банк данных является современной формой организации хранения и доступа к информации. Существует значительное разнообразие определений понятия «банк данных». В «общеотраслевых руководящих материалах по созданию банков данных» дается следующее определение.

Банк данных – это специальным образом организованная система данных (баз данных), технических, языковых, программных и организационно-методических средств, которые предназначены обеспечить централизованное накопление и коллективное многоцелевое использование данных.

В таком определении подчеркивается, что БнД является сложной системой, включающей в себя несколько подсистем, необходимых для функционирования любой системы автоматизированной обработки данных.

Использование БнД при правильной его организации должно существенно изменить деятельность той организации, где он внедряется, сократить документооборот, формы документов, перераспределить функциональные обязанности сотрудников.

БнД является сложной человеко-машинной системой, включающей в себя совокупность различных взаимосвязанных и взаимозависимых компонент (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Состав банка данных

Информационная компонента является ядром БнД поскольку включает в себя БД.

Здесь БД – совокупность данных, которая организована по определенным правилам и предусматривает общие принципы описания, хранения и манипулирования этими данными, не зависящая от прикладных программ, и находящаяся под управлением СУБД.

В состав БД включаются не только хранимые данные о предметной области, но и собственно описание БД, которое относится к метаинформации, то есть информации характеризующую какую-либо другую информацию.

Метаинформация включает в себя информацию о схеме БД, описание взглядов различных категорий пользователей на предметную область и информацию о проектных решениях. Центральное хранилище метаинформации называется словарем данных. Роль метаинформации возрастает при использовании автоматизированных средств автоматизированного проектирования.

Другой отличительной особенностью БнД является то, что в ней имеются специальные языковые и программные средства, облегчающие выполнение операций, связанных с организацией хранения данных и обеспечения доступа к ним. Комплекс программных средств, которые обслуживают базу данных и позволяют использовать содержащуюся в ней информацию многим пользователям, называют СУБД.

1. Управление данными во внешней памяти (позволяет пользователям выполнять основные операции с данными: сохранять, извлекать и обновлять информации).

2. Управление транзакциями. К транзакциям относится совокупность операций над БД, рассматриваемых СУБД как единое целое. В тоже время, транзакция – это набор действий, которые могут быть выполнены с целью доступа или изменению содержимого БД. В случае, когда необходимо внести в БД сразу несколько изменений, создается сложная транзакция. При использовании транзакций не нарушается целостное состояние БД.

3. Восстановление БД. СУБД должна быть в состоянии восстановить после любого аппаратного или программного сбоя последнее согласованное состояние БД. Это требует избыточности хранения данных. Наиболее распространенным методом поддержания такой избыточности является ведения журнала изменения БД.

4. Поддержка языков БД.

5. Ведение словаря данных. Словарь данных – системный каталог с данными о схемах, пользователях, приложениях и т.д.

6. Управление параллельным доступом. При одновременном доступе к обрабатываемым данным СУБД должна гарантировать, что пользователи не будут мешать друг другу, то есть не произойдут конфликты с нежелательными последствиями для хранимых данных.

7. Управление буферами оперативной памяти. СУБД зачастую функционирует с БД значительного объема. Поэтому при обращении к каждому элементу данных необходимо осуществлять обмен с внешней памятью, что вызывает значительное замедление работы системы, Реальное увеличение скорости возможно за счет буферизации данных в оперативной памяти, но возможности общесистемной буферизации при этом оказывается недостаточно. Поэтому СУБД поддерживает свой собственный набор буферов оперативной памяти с собственной дисциплиной замены буферов.

Читайте также:
Финансовая олигархия: что это такое, описание и особенности

8. Контроль доступа к данным. СУБД должна поддерживать различный уровень доступа к данным разных категорий пользователей.

9. Поддержка обмена данными. Поддерживает работу в локальных сетях и обладает возможностью объединения с коммуникационным программным обеспечением (ПО) и с различными существующими менеджерами по обмену данными.

10. Поддержка целостности данных, которая предполагает, что СУБД содержит сведения обо всех правилах, которые ни в коем случае нельзя нарушать при работе с данными и обладает инструментами контроля над данными и их изменениями по их соответствиям этим правилам.

11. Поддержка независимости от данных, то есть независимость программ от структур данных.

Основными средствами СУБД являются:

– инструменты структурирования данных (ЯОД – языки описания данных);

– инструменты обработки данных, позволяющие заносить данные в БД, удалять, модифицировать или выбирать существенные данные (языки манипулирования данными – ЯМД);

– инструменты конструирования экранных форм, которые предназначены для ввода данных, просмотра и обработки в диалоговом режиме (генераторы экранных форм);

– инструменты создания запросов для поиска данных при заданных условиях (язык запросов);

– инструменты создания отчетов, вывода на печать результатов обработки в удобном для пользователя виде (генераторы отчетных форм);

– графические языки выборки данных по различным критериям;

– инструменты создания пользовательских приложений, которые позволяют объединять разные операции работы с базой данных в единый технологический процесс (генераторы приложений);

– инструменты, позволяющие специфицировать приложения различных типов (языки спецификаций – документаторы приложений).

Большинство современных СУБД включают в себя несколько языковых средств.

Технические средства БнД включают в себя универсальные, персональные ЭВМ, периферийные средства для ввода/вывода информации. Персональные компьютеры (ПК) делятся на два класса:

1) персональные компьютеры класса SOHO (small office, home office);

2) рабочие станции.

Под компьютерами SOHO подразумевают универсальные машины для использования дома и в офисе. Рабочие же станции предназначены для работы с приложениями большой вычислительной мощности. К рабочим станциям предъявляются более высокие требования, чем к системам SOHO.

Организационно-методические инструменты включают в себя методические материалы для пользователей различных категорий.

Администратор базы данных (АБД) – это специалист(ы), который отвечает за управление техническими аспектами системы управления базы данных, разработку программ, определение данных, ввод данных в БД, удаление данных, поддержание целостности и защиты данных. Кроме того, АБД участвует в обучении пользователей
различных категорий, планировании и разработке БД. АБД необходимо знать конкретную СУБД и системное окружение.

Классификация БнД. Центральной компонентой БнД является база данных, и большинство квалификационных [8] признаков относится именно к ней. Классификация выполняется по следующим признакам (рис. 1.2):

1. По форме представления информации различают:

Рис. 1.2. Классификация банков данных

Такая классификация показывает, какая разновидность информации выдается пользователям из БД: изобразительная, звуковая или с использованием комбинации различных форм отображения. Наибольшее практическое использование в настоящее время находят БД, содержащие обычные символьные данные.

Информацию, представленную в символьном виде по характеру организации можно разделить на:

– неструктурированные (семантические сети);

– частично структурированные (обычный текст или гипертекст);

Для структурированных БД требуется предварительное проектирование и описание структуры БД, после чего базы данных этого типа заполняются данными. В свою очередь структурированные БД по типу используемой модели подразделяются на:

ИМД представляются в виде дерева, которое состоит из объектов различных уровней. На верхнем уровне располагается один объект (родитель). На следующем уровне находятся объекты-потомки и т.д. Например, ИМД является файловая система, которая состоит из корневой директории, имеющей иерархию поддиректорий и файлов. В такой модели запрос, который направлен вниз по иерархии, прост в реализации; а вверх направленный запрос, трудно исполним.

СМД подобны иерархическим, исключая того, что в них содержатся указатели, работающие в обоих направлениях, соединяющих родственную информацию. Несмотря на то, что эта модель данных решает часть проблем, связанных с иерархической моделью, но осуществление простых запросов является достаточно непростым процессом.

В основе реляционной базы данных лежит понятие «отношения». Отношение представляется двумерной таблицей, имеющей свое собственное название. В РМД минимальным объектом действий, который сохраняет ее структуру, является строка, состоящая из ячеек таблицы – полей. С точки зрения логики РМД представляется совокупностью двумерных таблиц различного наполнения.

Объектно-ориентированная база данных (ООБД) – это БД, в которой данные моделируются в виде объектов, их атрибутов, методов и классов. ООБД обычно рекомендованы для применения в случаях, когда необходима высокопроизводительная обработка данных, которые имеют сложную структуру.

Модальность – это присущая человеку форма воздействия на другого человека или компьютер с помощью речи, жестов, прикосновений и т.п. Модальные модели – это формальные модели, используемые для анализа модальностей.

2. По типу хранимой информации:

– документальные (объект хранения – документ);

– фактографические (хранятся сведения об объектах предметной области);

– лексикографические (содержатся многоязычные словари, классификаторы, словари основ слов и т.п.).

Среди документальных баз данных различают полнотекстовые, реферативные и библиографические. БД такого типа могут быть по-разному организованы: с хранением и без хранения исходного документа на машинных носителях. К системам второго типа относятся реферативные и библиографические БД, и БД-указатели, отсылающие к источнику информации. Системы, предусматривающие хранение полного текста документа, называются полнотекстовыми. Целью поиска в системах документального типа является не только определенная информация, хранимая в документах, но и сами документы. В качестве признаков поиска могут быть любые «выходные данные» документов, к примеру: «дата принятия документа».

Читайте также:
Можно ли продать квартиру по расписке?

В фактографических БД хранится информация об объектах предметной области в виде «фактов» (например, данные об объеме выпуска продукции производителями и т.п.).

3. По виду организации хранения информации и обращению к ней выделяют:

– локальные или персональные;

Персональная база данных предназначена для использования одним пользователем.

Интегрированные и распределенные БД позволяют одновременно обращаться нескольким пользователям к одной и той же информации (режимы доступа – многопользовательский, параллельный). Это вносит специфические проблемы при проектировании и эксплуатации БнД. Кроме того, распределенные БД (РБД), имеют особенности, которые связаны с тем, что разные части БД физически расположены на разных ЭВМ, а логически, они представляют собой единое целое. Создание РБД было вызвано необходимостью с одной стороны – интеграцией, а с другой – децентрализацией обработки данных.

Интеграция обеспечивает централизованное управление и ведение баз данных. Децентрализация подразумевает хранение данных в местах их возникновения или обработки, при этом увеличивается скорость обработки данных и степень надежности системы, а стоимость – снижается,.

4. По охвату предметной области различают БД:

– территориальные (всемирная, страна, город, регион и т.п.);

– временные (год, месяц и т.п.);

В литературе наблюдаются и другие способы классификации банков данных, но обозначенные являются наиболее значимыми.

Что такое фонд

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Термин «фонд» у нас на слуху постоянно.

Все мы знаем, что фонды бывают разными в зависимости от цели их создания: благотворительными, инвестиционными и т.д. Кроме того, экономика и бухгалтерия также оперируют понятием «фонды».

Разберем сегодня, что такое фонд и фонды.

Фонд – это правовой статус организации

Рыночная экономика приучила нас к тому, что основными целями деятельности любой компании является получение материальной выгоды. Но, оказывается, все не так плохо, и прибыль – это не самоцель для всех компаний подряд.

Некоторые компании ставят перед собой задачи по реализации социальных и общественно полезных проектов. Такие организации называются фондами.

Фонд – это правовой статус организации, отвечающей следующим требованиям:

  1. является некоммерческой, т.е. она не ставит основной целью своей деятельности получение прибыли;
  2. не предусматривает членства;
  3. создается на добровольных началах физическими или (и) юридическими лицами;
  4. существует за счет добровольных взносов (пожертвований) своих членов и сторонних лиц;
  5. создается для достижения целей в таких сферах:
    1. благотворительности,
    2. образования,
    3. культуры,
    4. других целей социальной и общественной направленности.

В переводе с латинского «fundus» — это «основание». Подразумевается, что фонд создается на основе материальных вложений, в том числе – денежных средств.

Деятельность фондов в РФ регламентируется на законодательном уровне. Основные положения закреплены в этих документах:

  1. ст. 123.17 Гражданского Кодекса (ГК) РФ;
  2. Федеральный закон от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ (ред. от 08.06.2020) «О некоммерческих организациях».

В разных государствах юридические и формальные аспекты деятельности фондов существенно различаются.

Основные аспекты учреждения и функционирования фондов

  1. Фонд может быть основан одним или несколькими учредителями.
  2. При создании разрабатывается Устав, являющийся основным регламентирующим документом для осуществления какой-либо деятельности.
  3. Название должно включать слово «фонд».
  4. Такая организация не отвечает по обязательствам своего учредителя (учредителей). Например, если учредитель задолжал по кредиту в банке, то кредиторы не вправе претендовать на имущество фонда.
  5. Учредитель (учредители) не отвечает по обязательствам фонда.
  6. Фонд имеет право заниматься коммерческой деятельностью, если доход от нее направлен на достижении целей. Для осуществления этой деятельности фонд должен либо создать коммерческую организацию (ООО, ПАО и т.д.), либо стать членом какой-либо коммерческой компании.
  7. Деятельность контролирует попечительский совет. Важно: попечительский совет работает бесплатно и формируется из сторонних людей.
  8. Руководство – высший коллегиальный орган. Он решает основные вопросы, встающие во время деятельности фонда:
    1. определяет направления работы;
    2. решает, как использовать имущество фонда;
    3. утверждает годовую бухгалтерскую отчетность;
    4. определяет необходимость создания филиалов или их ликвидации.
  9. Исполнительный орган (люди, которые работают в этой организации за заработную плату – правление или генеральный директор (председатель и т.д.) назначается высшим коллегиальным органом.
  10. Ликвидировать фонд можно только по решению суда.

Особенности фондов в РФ

В настоящее время фонды в России разделяются на два типа:

  1. функционирующие под эгидой государства, реализующие определенные гос.программы, например – Пенсионный Фонд РФ, Фонд социального страхования;
  2. общественные организации, созданные для сбора и распределения денежных и иных материальных средств.

Примеры фондовых организаций

Инвестиционный фонд – это частный случай общественной организации. Суть создания: объединение денежных средств физических и юридических лиц с целью покупки ценных бумаг (инвестиций в ценные бумаги).

Выгода инвесторов в том, что их сбережениями управляют нанятые профессионалы, поэтому риск потерять свои деньги у частных инвесторов очень мал.

Благотворительный фонд – это организация, оказывающая материальную помощь и иную поддержку лицам и коллективам лиц, нуждающихся в этом.

Механизм работы: сотрудники собирают среди частных лиц и различных организаций материальные средства (в том числе – денежные), а затем распределяют их и средства учредителей на благотворительные цели.

Фонды в других сферах

Фонд в бухгалтерии предприятия – это материальные (в том числе – денежные) средства, предназначенные для определенных целей:

  1. фонд заработной платы;
  2. основные фонды (основные средства) – активы предприятия, используемые более года некоторое количество раз в неизменном вещественном виде для производства продукции (например, станки);
  3. оборотные фонды (оборотные средства) – активы предприятия, участвующие только в одном цикле производства продукции.
Читайте также:
Общество с ограниченной ответст венностью

Фонд как запас (ресурс) каких-либо материальных объектов.

  1. земельный фонд муниципального образования – это земля, принадлежащая конкретному подразделению субъекта РФ;
  2. библиотечный фонд – книги, хранящиеся в конкретной библиотеке или в библиотеках государства в совокупности;

Хотите знать больше – читайте наш блог!

Автор статьи: Елена Копейкина
” alt=””>

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (2)

Почему у нас государство не берёт на себя заботу о больных детях? Каждый день слышу по телевизору, что ребёнку нужна материальная помощь на операцию, все средства собирает благотворительный фонд. А государство где? Очередную ракету Авангард в мишень запускает? Вот пусть Путин объяснит это матерям, что жизни их детей ничего не стоят и никому не нужны.

Иван: не надо в кучу. И Авангарды нужны и детям помогать надо. Почему не помогают? Вопрос хороший.

Есть хороший совет: оплачивать дорогостоящие операции (реально необходимые, а не выдуманные) из бюджета, а вот зарплату чиновникам собирать по телевизору. Кто плохо работает, то ничего не получит. По моему, супер идея.

Морские флаги и их значения

Самое важное о Международном своде сигналов.

  • Главная
  • Блог
  • Морские флаги и их значения

Находясь в порту или яхтенной марине, вы наверняка могли заметить внушительное количество флагов на различных лодках. Они предназначены вовсе не для украшения, а представляют собой Международный кодекс сигналов, основная цель которого заключается в том, чтобы обеспечить различные способы связи в различных ситуациях на воде.

Первый Международный свод сигналов был создан в 1855 году и опубликован в 1857 году. За него отвечал Британский совет по торговле, в нем насчитывалось 70 тысяч сигналов, 18 флагов и использовались общепринятые и международные сигналы. Последующие изменения были внесены во время Международной конференцией по радиотелеграфной связи, состоявшейся в Мадриде в 1932 г. Было добавлено еще шесть флагов для разных языков, включая французский, итальянский, немецкий, японский, норвежский и испанский. В 1969 году были добавлены дополнительные флаги для греческого и русского языков. Каждому буквенно-цифровому сигнальному флагу было присвоено значение в соответствии с Международным кодом.

То, что начиналось как ограниченная система связи, на протяжении веков превратилось во всеобъемлющую, международную сигнальную систему, функционирующую в военных и мирных целях. Сегодня морскими флагами пользуются и прогулочные суда, и чартерные яхты. Флаг судна — это, в первую очередь, внешнее выражение его государственной принадлежности. Все, кто находится на борту, обязаны подчиняться законам той страны, под флагом которой зарегистрирована лодка. Согласно Конвенции ООН, судно обязано плавать под флагом только одной страны и не имеет права менять флаг в течение плавания или после захода в порт.

Флаги сигнализируют о вашем статусе, предупреждении или необходимости судна. Каждый флаг в группе разноцветных и фигурных флагов имеет свое собственное значение. Морские флаги могут использоваться в сочетании с другим флагом или в одиночку. В случае опасности или сбоев в системах связи, флаги и знание их значений могут быть весьма полезными и ценными.

Alfa

У меня спущен водолаз; держитесь в стороне от меня и следуйте малым ходом.

Bravo

Я гружу, или выгружаю, или имею на борту опасный груз.

Charlie

Утвердительный ДА или «Значение предыдущей группы должно читаться в утвердительной форме».

Парусная регата: смена курса.

Delta

Держитесь в стороне от меня; я управляюсь с трудом.

Echo

Я изменяю свой курс вправо.

Foxtrot

Я не управляюсь; держите связь со мной.

Авианосцы: выполняются полеты.

Golf

Мне нужен лоцман.

Рыболовные суда: я выбираю сети.

Hotel

У меня есть на борту лоцман.

India

Международный код: я изменяю свой курс влево.

Код военно-морского флота: иду рядом.

Парусная регата: заканчиваем стартовое правило.

Juliett

У меня пожар и я имею на борту опасный груз; держитесь в стороне от меня.

Kilo

Я хочу связаться с вами.

Lima

Международный код: немедленно остановите ваше судно.

Парусная регата: проходи на расстоянии слышимости голоса или следуй за мной.

Mike

Международный код: моё судно остановлено и не имеет хода относительно воды.

Парусная регата: отметка отсутствует.

November

Международный код: отрицательный НЕТ или «Значение предыдущей группы должно читаться в отрицательной форме».

Парусная регата: оставить и отплыть.

Oscar

Человек за бортом.

Papa

В гавани: Судно собирается в море: всем доложить о прибытии.

В море: Может быть использован рыболовными судами в значении «Мои сети зацепились за препятствие».

Quebec

Международный код: судно соответствует санитарным нормам; запросить разрешение в порт.

Код военно-морского флота: отзыв лодки; все лодки возвращаются на корабль.

Romeo

Международный код: нет.

Код военно-морского флота: подготовка к пополнению (в море).

Готовый дежурный корабль (в порту).

Sierra

Международный код: мои движители работают на задний ход.

Парусная регата: сократить курс.

Tango

Международный код: держитесь в стороне от меня; я произвожу парное траление.

Код военно-морского флота: не проходи впереди меня.

Uniform

Вы идёте к опасности.

Victor

Мне необходима помощь.

Whiskey

Мне необходима медицинская помощь.

X-ray

Международный код: приостановите выполнение ваших намерений и наблюдайте за моими сигналами.

Парусная регата: индивидуальный отзыв.

Yankee

Международный код: меня дрейфует на якоре / я поднимаю якорь.

Код военно-морского флота: судно имеет визуальную связь.

Парусная регата: надеть спасательные жилеты.

Zulu

Мне нужен буксир.

Рыболовные суда: я вымётываю сети.

Парусная регата: 20% штрафных очков.

Национальность судна и флаг

Начиная с XIII-XIV вв. в европейских странах в целях ограждения морской торговли от действий воюющих держав издавались нормативные акты о порядке установления государством флага контроля над его судами, о предоставлении судам национального статуса, о процедуре проверки истинности связи судна с государством флага.

Национальность судна

Суда имеют национальность. Это официальный термин, используемый в морском праве. Национальность означает государственную принадлежность судна. То есть властям какого государства судно подчинено и законы какого государства на него распространяются.

Возможна ситуация, когда судно не имеет национальности. В Конвенции ООН по морскому праву 1982 года [1] такая возможность допускается. Например, судно, плавающее под флагами двух или более государств, пользуясь ими смотря по удобству, может быть приравнено к судам, не имеющим национальности [2] . А военный корабль, встретивший в открытом море судно, не имеющее национальности, имеет право на его осмотр [3] . Но, хотя и нет прямого запрета на эксплуатацию судов без национальности, в море встретить судно без национальности практически невозможно.

Каждое государство самостоятельно определяет условия предоставления своей национальности судам, регистрации судов на его территории и права плавать под его флагом [4] .

В 1986 году была сделана попытка упорядочить процесс регистрации судов в рамках международного морского права и была заключена Конвенция ООН об условиях регистрации судов [5] . Конвенция имела благородные цели – обеспечить реальную связь между государством и судами, плавающими под его флагом для эффективного осуществления своей юрисдикции и контроля над такими судами в отношении идентификации и подотчетности собственников и операторов судов, а также в отношении административных, технических, экономических и социальных вопросов, для чего обязать государства, регистрирующие суда, иметь компетентную и полноценную национальную морскую администрацию, обеспечивать возможность беспрепятственного выявления и привлечения к ответственности лиц, которые отвечают за управление и эксплуатацию судна, включенного в его регистр.

Вступить в силу Конвенции ООН об условиях регистрации судов должна была после того, как к ней присоединятся не менее 40 государств, общий тоннаж флота которых составляет по меньшей мере 25% мирового тоннажа. Но на 1 января 2018 года Конвенцию подписали только 24 государства включая Албанию, Грузию, Камерун, Чехию и Словакию. Ни одно, кроме России и Мексики, крупное морское государство и ни одно государство «удобного» флага Конвенцию не подписали. И если в 80-е годы по разным оценкам под «удобными» флагами было зарегистрировано около 30% мирового тоннажа, то к 2018 уже более 70% [6] .

Прогулочные суда небольшого размера по национальному законодательству не подлежат государственной регистрации. В основном это, конечно, суда для прибрежного плавания и внутренних водных путей. В некоторых странах установлено, что в этом случае национальность судна определяется гражданством собственника (местом регистрации юридического лица).

Флаг судна, это внешнее выражение государственной принадлежности. И в международном морском праве, и в российском понятия «национальность судна» и «право плавания под государственным флагом» различаются, но они жестко привязаны друг к другу. Судно имеет национальность того государства, под флагом которого оно имеет право плавать [7] . Судно должно плавать под флагом только одного государства и подчиняется его исключительной юрисдикции везде, кроме вод иностранных государств.

Судно не может переменить свой флаг во время плавания или стоянки при заходе в порт, кроме случаев действительного перехода права собственности или изменения регистрации [8] .

Право плавания под государственным флагом Российской Федерации и, соответственно, российская национальность предоставляется судам, находящимся в собственности российских граждан, российских юридических лиц, самого российского государства, его субъектов и муниципальных образований [9] . В подавляющем большинстве зарубежных стран условия предоставления права плавания под национальным флагом аналогичны. Право плавания под российским государственным флагом имеют суда, внесенные в Российский международный реестр судов, а также может быть временно предоставлено иностранным судам, находящимся в бербоут-чартере российского фрахтователя.

Правил несения флага, его подъема и спуска, салютования флагом международное морское право не содержит. В России Конституционный закон «О государственном флаге» дает описание государственного флага как прямоугольного полотнища из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней – белого, средней – синего и нижней – красного цвета, отношение ширины флага к его длине 2:3, и устанавливает необходимость подъема государственного флага на судах, внесенных в один из реестров судов Российской Федерации, в соответствии с уставом службы на судах.

Использование государственного флага в соответствии с законом «О государственном флаге», в том числе на судах, внесенных в один из государственных реестров, является официальным использованием. Закон допускает использование государственного флага Российской Федерации, в том числе его изображения в иных случаях, если такое использование не является надругательством над государственным флагом [10] . То есть подъем российского государственного флага на судне нигде не зарегистрированном, в том числе, имеющем «судовой билет», выданный ВФПС, является использованием государственного флага «в иных случаях». Главное, чтобы не надругались.

Уставов службы на гражданских судах в России три:

Именно в них содержатся правила подъема и несения государственного флага.

Правила подъема и несения государственного флага России

В соответствии с Уставом службы на морских судах [11] :

  • Поднятый на судне Государственный флаг Российской Федерации указывает на принадлежность судна Российской Федерации.
  • Государственный флаг Российской Федерации поднимается на судах с момента их государственной регистрации в реестрах судов Российской Федерации. Для судов, зарегистрированных в реестре строящихся судов, подъем флага осуществляется с момента спуска судна на воду.
  • День первого подъема флага считается судовым праздником и отмечается ежегодно.
  • Государственный флаг Российской Федерации поднимается на судне во время стоянки на кормовом флагштоке, на ходу на гафеле или кормовом флагштоке.
  • Маломерным судам на стоянке и на ходу разрешается нести флаг на гафеле.
  • Государственный флаг Российской Федерации на ходу и на стоянке поднимается ежедневно в 8 часов и спускается с заходом солнца.
  • За полярным кругом в зимнее время Государственный флаг Российской Федерации ежедневно должен подниматься в 8 часов и находиться в поднятом положении до окончания времени его видимости, а в летнее время – с 8 до 20 часов.
  • Государственный флаг Российской Федерации поднимается ранее установленного времени (до 8 часов), а также не спускается после захода солнца при входе судна в порт и выходе из него.
  • Подъем и спуск Государственного флага Российской Федерации, а также вымпелов и других флагов осуществляется по приказу вахтенного помощника капитана.
  • В дни государственных праздников Российской Федерации, а также в случаях специального указания Правительства Российской Федерации при стоянке судна в порту осуществляется торжественный подъем Государственного флага Российской Федерации. Капитан, командный состав судна при этом должны находиться в форменной одежде.
  • Во время стоянки судна в иностранном порту, а также при осуществлении лоцманской проводки судна по внутренним водным путям, каналам и подходным фарватерам одновременно с Государственным флагом Российской Федерации, поднятым на кормовом флагштоке, поднимается флаг страны порта на носовой (сигнальной) мачте.
  • В дни национального праздника страны порта стоянки судна по согласованию с консулом Российской Федерации судно может быть расцвечено флагами Международного свода сигналов.
  • В траурные дни Государственный флаг Российской Федерации держится приспущенным на 1/3 длины фала.
  • При встрече с военным кораблем Российской Федерации судно обязано первым приветствовать его однократным приспусканием Государственного флага Российской Федерации на 1/3 длины фала.
  • При встрече в море все суда под флагом Российской Федерации при расхождении приветствуют друг друга однократным приспусканием Государственного флага Российской Федерации на 1/3 длины фала.
  • При встрече в море с военным кораблем государства, состоящего в дипломатических отношениях с Российской Федерацией или при прохождении мимо такого военного корабля, стоящего на якоре либо на швартовых, судно первым приветствует его однократным приспусканием Государственного флага Российской Федерации.
  • При плавании в сложных условиях (швартовые операции, прохождение каналов и узких мест, вход в порт и выход из порта, маневрирование, плавание судна во льдах, на мелководье, во время шторма) взаимное приветствие не является обязательным.

Устав службы на морских судах не распространяется на маломерные суда, поднадзорные ГИМС, спортивные парусные и прогулочные суда. Но при несении флага на таких судах рекомендуется придерживаться установленного им порядка несения Государственного флага России.

Ответственность

Нарушение порядка официального использования российского государственного флага влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 до 3 тыс. рублей, а на юридических лиц – от 100 до 150 тыс. рублей [12] . Не шутка.

В Великобритании пожестче. Если капитан, собственник или фрахтователь иностранного судна сделают что-либо, что позволит кому-то подумать, что судно великобританское, в том числе поднять на нем флаг Великобритании, то судно подлежит конфискации. Правда, исключение сделано для лиц, которые выдают себя за британское судно убегая от врага или иностранного военного корабля в условиях военных действий, и при перерегистрации в течение первых 14 дней после исключения из британского судового реестра [13] . Следует учитывать, что во многих бывших британских колониях действует английское право, так что в большинстве государств «удобного» флага эти нормы действуют.

[1] Конвенция ООН по морскому праву 1982 года (UNCLOS) (с изм. от 23.07.1994) заключена в г. Монтего-Бее 10.12.1982. Эту Конвенцию иногда называют «конституцией океанов». Она определяет основные понятия морского права, в том числе понятия открытого моря, территориального моря, внутренних вод, устанавливает правила определения их границ, национальности судов, права и обязанности между судном, государством флага, государством порта и прибрежным государством.

[2] ст. 92 Конвенции ООН по морскому праву (UNCLOS) (с изм. от 23.07.1994)

[3] ст. 110 Конвенции ООН по морскому праву (UNCLOS) (с изм. от 23.07.1994)

[4] ст. 91 Конвенции ООН по морскому праву (UNCLOS) (с изм. от 23.07.1994)

[5] Конвенция ООН об условиях регистрации судов заключена в г. Женеве 07.02.1986

[6] Отчет Конференции ООН по торговле и развитию «Обзор морского транспорта 2017» = Review of maritime Transport 2017, UNCTAD

[7] ст. 91 Конвенции ООН по морскому праву (UNCLOS) (с изм. от 23.07.1994), ст. 17 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (ред. от 20.12.2017)

[8] ст. 92 Конвенции ООН по морскому праву (UNCLOS) (с изм. от 23.07.1994)

[9] ст. 17 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (ред. от 20.12.2017)

[10] ст. 1, 3, 9.1 Федерального конституционного закона от 25.12.2000 N 1-ФКЗ (ред. от 12.03.2014) «О Государственном флаге Российской Федерации»

[11] п. 2.1 – 2.21 Устава службы на морских судах, утв. Приказом Минтранса России от 04.06.2018 N 224

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: