Форма государственного устройства: что это значит

Что такое форма государственного устройства? Краткое описание

Содержание:

Государством принято называть политическое объединение, задание которого заключается в контроле и регулировании общества. Государства тесно взаимосвязаны с правовыми нормами и законодательством. Первые политические формирования возникли на основе первобытного, общинного строя. Люди строили производственные взаимоотношения, опираясь на общественную собственность и способы производства.

Первичные формы правления и типы государственного устройства образовались, когда древние люди стали отходить от самостоятельного управления. Они старались построить централизованную форму регулирования общественной, социальной, экономической жизни. На это ушло много веков, но в результате мир полностью изменился. Первое государство основывалось на рабовладельческом строе. Сформировался класс господ, власть, социальные слои.

Форма государственного устройства — это — кратко

Форма государственного устройства — это организация, тип, особенности функционирования державы, правовой системы. Например, государственный устой таких стран, как Америка, Канада кардинально отличается от формы государства КНР. Формы государств состоят из трех элементов:

  1. Форма государственного устройства. Характеризует отношение между самой державой и ее отдельными частями.
  2. Правление. Определение принадлежности власти.
  3. Политическое устройство. Методики государственных властей и управленцев, используемые для регулирования всех секторов государства.

Типы государственного устройства – кратко

Государственным устройством называют территориальные, национальные принципы реализации государственного управления внутри страны. Это также процесс разделения площади державы на определенные регионы, определение правовой принадлежности этих регионов. Типы государственного устройства – разновидность формы взаимоотношений между властями, страной, ее районами.

Формы гос. устройства кратко – это составляющая типа государственной власти, характеризующая особенности территориального регулирования. Различают три типа:

  • конфедерация;
  • федерация;
  • унитарная форма.

Конфедерациями называют временные объединения стран, сформированные с целью разрешения экономических, политических проблем. Суверенитет отсутствует, так как это единый, централизованный, державный орган с общей законодательной системой. Примером является:

  1. Объединение стран.
  2. Содружество.
  3. Межгосударственное формирование.

Федерация – разновидность формы гос. строя, которая характеризует союзы стран. В их составе присутствуют крупные и мелкие государственные формирования. Это может быть республика, земли, штаты. Для федерации обязательные условия, это:

  1. Наличие двухканальной налоговой системы.
  2. Государственные органы представляют двухуровневую структуру.
  3. В составе федерации – только бывшие суверенные государственные единицы.

Унитарная форма – это единая страна, в составе – только области, губернии или иные административные, территориальные единицы. Каждая унитарная страна обладает тремя главными признаками:

  1. В государстве одно, единое гражданство.
  2. Страна делится на определенное количество территориальных, административных единиц.
  3. Законодательство имеет одноуровневую систему.

Формы государственного устройства – кратко

Форма управления – принцип образования высшего органа правления. Термин характеризует образование управляющих органов, их взаимосвязь с народом, отношения между различными группами властей, деятельность и многое другое. Главные для формы власти это:

  • Монархия. Монарх является единственным лицом, контролирующим все верховное правление. Передача власти осуществляется от поколения к поколению. Абсолютный тип монархии подразумевает полное подчинение государства его главе. Конституционный тип – предусматривает ограничение полномочий. В роли ограничителя выступает конституция.
  • Республика. Главным инициатором власти является народ. Регулярно в стране проходят выборы. Голос народа определяет лидера государства на определенный временной промежуток. Разделяют парламентскую и президентскую республики. В парламентской главой является президент. Парламент – главный контролирующий орган, перед ним отвечают члены правительства. В президентском государстве деятельность парламента контролирует президент.

В президентской республике всю власть удерживает глава страны. Власти четко разделены в соответствии со своими полномочиями. Премьер-министр в государстве отсутствует, как и парламентская ответственность. Президент имеет право распустить парламент, который не принимает участия в его избрании.

В парламентской республике главный орган регулирования – парламент. Есть премьер-министр. В двадцатом веке появилась новая, смешанная форма. В таких государствах присутствуют черты обоих вариантов. Россия признана демократической, федеративной страной, имеет республиканскую форму правления.

Формы государственного устройства

Вы будете перенаправлены на Автор24

Сущность понятия «форма государственного устройства»

Форма государственного устройства – это национальное и административно-территориальное строение государства, способ его политического и территориального деления, предопределяющий вид взаимоотношений органов всего государства с органами его составных частей.

Читайте также:
Прекращение права собственности: что это значит

Понятия форм правления государства и форм государственного устройства в корне различны: государственное устройство отражает структуру государственности, т. е. территориальное деление и структуру государства.

Формы государственного устройства обусловлены:

  • внутренней структурой государства;
  • правовой позицией частей государства;
  • кругом интересов наций, проживающих на территории государства;
  • правами и свободами граждан (их объем и качество);
  • устойчивым и правильным функционированием государства.

Понятие формы государственного устройства определяет взаимоотношение власти в центре и на местах.

Формы государственного устройства

Государственное устройство может быть:

  • унитарным,
  • федеративным,
  • конфедеративным.

Унитарным государством называется государство, представленное цельным государственным образованием. Его составляют административно-территориальные единицы, подчиняющиеся центральным органам власти и не имеющие признаков государственного суверенитета.

Унитарное государство характеризуется следующими признаками:

  • единой системой государственного аппарата на территории страны, который распространяет свою юрисдикцию на все территориальные единицы;
  • административно–территориальными единицами, имеющими, как правило, одинаковый юридический статус по соотношению с центральными органами. У местных органов есть определенная самостоятельность. Степенью их подчинения центральным органам унитарное государственное устройство разделяется в свою очередь на централизованное и децентрализованное. В централизованном главу местных органов государственной власти представляют назначенные центром чиновники (В Финляндии По данной теме мы уже выполнили реферат Денежная система Финляндии подробнее и Чехии президент назначает губернатора, который возглавляет местное самоуправление). В децентрализованном унитарном государстве население избирает местные органы (Испания). Смешанные системы отличаются как признаками централизации, так и признаками децентрализации (Франция).
  • единым гражданством;
  • единой системой права, основой которой является Конституция По данной теме мы уже выполнили реферат Конституция РФ подробнее ;
  • единой судебной системой;
  • одноканальной системой налогов;
  • межгосударственными отношениями, осуществляемыми центральными органами;
  • едиными вооруженными силами.

Готовые работы на аналогичную тему

Федеративным называется союзное государство, сохраняющее целостность, при том, что части государства имеют определенный государственный суверенитет. Такие части называются субъектами федерации.

В настоящее время такую форму государственного устройства имеют в основном крупные и средние по территории демократические государства (в особенности, многонациональные), где предоставление государственности в рамках федерации – принцип суверенитета каждой нации (Российская Федерация). В мире насчитывается приблизительно треть таких государств.

Федеративное государство характеризуется следующими признаками:

  • административно-территориальным устройством федераций, которое строится по географическому, экономическому, национальному и политическому признакам;
  • экономическим принципом, учитывающим факторы естественно-географических и производственных особенностей государства, размеров ее территории, численности и плотности населения, его тяготении к определенным экономическим центрам, направления и характера путей сообщения, размещения производительных сил;
  • политическим принципом, предполагающим установление административно-территориального деления государства, сближающего органы власти и управления с населением, создание системы местного самоуправления.

Федерации разделяются на национальные, территориальные и национально-территориальные.

Отличительные черты национальных федераций (Чехия, СССР По данной теме мы уже выполнили реферат Органы государственной власти СССР подробнее ): субъекты федерации представляют из себя национальные и национально-государственные образования, которые отличаются по национальному составу, культуре, быту, религии населения; национальные образования, располагающие парламентом, самостоятельной исполнительной властью, независимой судебной системой, имеют все признаки государственного суверенитета; из представителей субъектов федерации сформированы высшие представительные органы, что отражается на интересах всех наций и народностей, которые входят в ее состав. Центральная власть занимается координацией общефедеральных интересов; взаимосвязь правового положения субъектов и права наций на самоопределение.

Отличительные черты территориальных федераций (США, Бразилия): субъекты федерации, деятельность которых находится в зависимости от властных полномочий общефедеральных органов, не являются государствами, разделение компетенций центра и субъектов федерации определено конституционными нормами, устанавливающими список вопросов, по которым имеют право издавать нормативно-правовые акты исключительно общефедеральные органы; оставшиеся вопросы заключены в ведение субъектов федерации; субъекты территориальной федерации не имеют право на прямое представительство в международных отношениях; федеральные власти осуществляют управление вооруженными силами, в мирное время субъекты федерации не имеют прав на создание профессиональных вооруженных формирований.

Добровольные и насильственные международно-государственные объединения

Субъекты международного права, вступающие в отношения с другими государствами, приносят в жертву собственный суверенитет ради достижения совместных для этих государств целей.

Читайте также:
Опись наследственного имущества: что это значит

Конфедерация – это союз государств, который временно образуется с определенными политическими, военными, экономическими и другими целями. Субъекты конфедерации являются полностью суверенными государствами, признающие власть общих политико-административных органов. Вооруженные силы каждого из государств находятся также под общим командованием, международной политикой государства занимаются совместно.

Содружество – это государства, объединенные однородностью, которая основана на: интеграции хозяйственных связей (Содружества Независимых Государств); языковом единстве (Британское Содружество Наций); общности правовой системы, культуре, религии (Лига арабских стран).

Сообщество – это государства, объединенные с целью решения проблем, которые влияют на жизнеспособность государства, его статус в мире ( Европейское Сообщество По данной теме мы уже выполнили реферат Европейское гуманитарное право подробнее ).

Ассоциация – это союз государств, занимающихся решением глобальных мировых проблем: сохранением мира, охраной окружающей среды, рациональным использованием природных ресурсов.

Союзы – это государства, объединенные на основе исторических корней, экономической целесообразности, геополитических факторов и т.д. ( Союз РФ По данной теме мы уже выполнили презентацию Общественные объединения в РФ подробнее и Республики Беларусь По данной теме мы уже выполнили дипломную работу Акционерные общества в Республике Беларусь подробнее , Балтийский союз).

Империи – это государства с обширной территорией, сильной централизованной властью, асимметричным взаимоотношением центра и периферии (последняя подчиняется первому), разнородным этническим и культурным составом населения (Римская, Британская, Российская империи).

Протекторат — это объединение, в котором формально слабое государство находится на попечении более сильного. На практике же, слабое государство постепенно теряет суверенитет, вплоть до оккупации слабого более сильным государством.

Формы государственного устройства

Содержание:

  • 1 Формы государственного устройства
    • 1.1 Унитарное государство
      • 1.1.1 Признаки унитарного государства
    • 1.2 Федерация
      • 1.2.1 Признаки федерации
    • 1.3 Конфедерация
      • 1.3.1 Признаки конфедерации
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 2-07-2021, 15:30
  • ЕГЭ по обществознанию / Политика ЕГЭ
  • adminn
  • 2 673

↑ Формы государственного устройства

Форма государственного или территориального устройства – это способ политико-территориальной организации государства и принципы политико-правовых взаимоотношений центральных и региональных государственных органов.

Различаются следующие формы государственного устройства: унитарное государство, федерация и конфедерация.

↑ Унитарное государство

Унитарное государство – это государство, имеющее такое устройство, при котором существует единственная централизованная система органов государственной власти, административно-территориальные части не обладают политической самостоятельностью (подчиняются общим законам).

Таким образом, составные части унитарных государств не обладают признаками суверенитета: они управляются по законам, принимаемым центром. Так, территория составных частей может быть изменена общегосударственным законом, при этом не требуется согласие местных органов власти или населения.

Унитарные государства могут быть централизованными или децентрализованными в зависимости от объема полномочий, предоставляемых административно-территориальным единицам. В централизованных унитарных государствах подчинение региональных органов власти центру осуществляется через назначаемых им должностных лиц (Нидерланды, Польша). В децентрализованных унитарных государствах региональные органы власти формируются независимо от центра как органы местного самоуправления (Япония, Италия).

Примеры унитарных государств: Китай, Япония, Польша, Великобритания, Франция, Италия, Испания, Греция, Чехия, Румыния, Турция, Израиль и др.

↑ Признаки унитарного государства

↑ Федерация

Федеративное государство – это союзное государство, образованное путем соединения нескольких государственных образований, каждое из которых обладает политической самостоятельностью в решении своих внутренних вопросов, имеет систему законодательных, исполнительных и судебных органов (местное самоуправление), деятельность которых ограничена общим законодательством.

Федерация состоит из субъектов федерации, которые могут иметь разные наименования. Например, в России — республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, в США, Мексике, Бразилии — штаты, в Австрии — земли, в Швейцарии — кантоны.

Согласно действующей Конституции, Россия – федеративное государство. Каждая республика, входящая в состав России имеет свою конституцию и законодательство, а края, области и города имеют свой устав и законодательство. Но, Конституция и федеральные законы носят общеобязательный характер.

Примеры федераций: Австралия, Австрия, Аргентина, Бельгия, Бразилия, Индия, Канада, Россия, США, Швейцария и др.

Читайте также:
Поражение в правах: что это значит
↑ Признаки федерации

Для федерации характерны следующие признаки:

  • территория состоит из территорий субъектов федераций и федеральных территорий;
  • двухуровневая система органов государственной власти (федеральные и органы субъектов федерации) и такая же система законодательства;
  • суверенитет принадлежит федерации в целом;
  • субъекты федерации не обладают правом выхода из федерации;
  • верховенство союзной конституции и общефедерального законодательства;

Наличие в федеративных государствах двух источников принятия закона порождает проблему разделения компетенции центра и регионов. Порядок такого разделения, как правило, прописывается в общефедеральной конституции. Обычно к ведению федеральных властей относят вопросы гражданства, обороны, внешней политики, недропользования, денежного обращения и т.д. К полномочиям субъектов федерации относится регулирование вопросов экономической и социальной инфраструктуры местного значения, землепользования, коммунального хозяйства и пр.

Форма государственного устройства: что это значит

1. Форма государственного устройства: понятие и виды

Форма государственного устройства – это способ (форма) территориальной организации государственной власти, который выражается в национально-государственном и административно-территориальном устройстве государства, в характере взаимоотношений между частями государства, а также между центральными и местными органами.

Государственная власть и государственное управление строятся но территориальному принципу.

На форму государства влияют разнообразные факторы: тип государства, экономический строй общества, национальный состав населения, исторические традиции, территориальные размеры государства и др.

Государственное устройство может быть простым и сложным.

Простым является унитарное государственное устройство. Унитарное (от лат. “унус” – один) государство – это одно, единое государство, которое подразделяется лишь на административно-территориальные единицы, не включая в себя никаких государственных образований.

Унитарному государственному устройству свойственны следующие черты:

† единый властный “центр” – единая, общая для всей страны система высших и центральных органов государственной власти (один парламент, одно правительство, один верховный суд);

† одна конституция, единая система законодательства, единая судебная система, одно гражданство;

† единая денежная система, одноканальная система налогов;

† территориальные элементы унитарного государства (области, департаменты, округа, графства и т. п.) не обладают государственным суверенитетом, не имеют никаких атрибутов государственности.

Унитарные государства допускают внутри себя национально-территориальную и законодательную (административно-территориальной единице предоставляется право законодательствовать) автономию.

По степени зависимости местных органов от центральных органов государственной власти унитарное государственное устройство может быть централизованным, децентрализованным и смешанным. Для централизованного характерно то, что местное самоуправление отсутствует, а во главе местных органов стоят назначенные из центра чиновники. В децентрализованных унитарных государствах местные органы власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью.

Для сложного государственного устройства характерно наличие в составе государства других государственных образований. К сложным формам государственного устройства относятся федерации, конфедерации, унии, империи и др.

Наиболее распространенной формой сложного государственного устройства является федерация, которая представляет собой союзное государство, объединяющее несколько государств или государственных образований.

Для федерации характерно следующее:

ü двухуровневая система органов государственной власти:

а) субъекты федерации имеют свои законодательные, исполнительные и судебные органы, обладают правом принятия собственной конституции;

б) верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам;

ü компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной (федеральной) конституцией или федеральным договором;

ü существование федеральной системы законодательства и законодательных систем субъектов федерации при наличии принципа верховенства общефедерального закона;

ü двухпалатное строение парламента, при котором одна из палат (как правило, верхняя) представляет интересы субъектов федерации;

ü наличие в большинстве федераций двойного гражданства;

ü двухканальная система налогов;

ü суверенитет федерации произведен от суверенитета входящих в нее государственных единиц;

ü после вхождения в федерацию ее субъекты суверенитетом практически не обладают. Хотя степень суверенности субъектов в разных федерациях (или в одной и той же федерации, но разных субъектов) может быть различной;

ü у субъектов отсутствует право выхода из федерации (его не предусматривает ни одна из конституций федеративных государств). Такое право признавалось Конституцией СССР, но ввиду отсутствия механизма его воплощения в жизнь оно так ни разу и не было реализовано за все время существования Советского государства.

Читайте также:
Постоянное пользование: что это значит

Федерации делятся на виды. Федерация может быть административно-территориальной (образованной на основе территориального принципа) и национально-государственной (образованной по национальному принципу).

Федерация может быть договорной (в основу федерации положен договор субъектов) и конституционной.

Конфедерация – это “государственный союз государств”. То есть при всей ее неустойчивости, конфедерация является все-таки формой государственного устройства, а не формой международно-правового союза.

Конфедерации свойственны следующие черты:

 создается для достижения определенных целей, отвечающих интересам государств, образовавших конфедерацию (целей политических, военных, экономических);

 создание конфедерации закрепляется, как правило, договором;

 каждый субъект конфедерации полностью сохраняет свой суверенитет. На конфедерацию в целом суверенитет не распространяется;

 члены конфедерации обладают правом выхода из конфедерации на основе юридически обоснованного одностороннего волеизъявления и правом нуллификации, то есть отмены действия актов органов конфедерации на своей территории;

 неустойчивость, переходный характер: конфедерации либо распадаются после достижения целей, ради которых они создавались, либо превращаются в суверенное государство – унитарное или федеративное;

 у конфедерации есть свои органы управления (один или несколько), но она не имеет общей конституции, у нее нет единых законодательных органов, единой судебной системы, единого гражданства, единой армии, единой системы налогов, бюджета, денежной единицы. А конфедеративные органы лишь координируют действия членов конфедерации.

Монархические государства могут быть объединены в унии – личные или реальные. Унии возникают вследствие совпадения монархов двух или нескольких государств в одном лице.

Как устроен ФСС

И для чего он нужен

В нашей стране три государственных внебюджетных страховых фонда — медицинский, пенсионный и социальный. У каждого из них свои задачи, и между собой эти фонды не пересекаются.

О пенсионном фонде мы уже рассказывали, теперь разберемся с тем, как устроен и какие функции выполняет фонд социального страхования.

Что такое фонд социального страхования

Социальное страхование — это система, по которой государство защищает людей, временно оставшихся без дохода по каким-то причинам — например, из-за болезни. Фонд социального страхования — ФСС — существует, чтобы государство могло контролировать расходы на социальное страхование граждан.

Действующий ФСС РФ создан в 1991 году. Суть фонда в том, что в нем копятся страховые взносы от работодателей за их работников и от всех, кто страхует себя добровольно. Эти деньги фонд тратит на возмещение заработка тем, кто попал в ситуацию временной нетрудоспособности, то есть не может работать из-за болезни, несчастного случая на производстве или беременности и родов. Поясним на примере.

Кирилл приходил на работу во все рабочие дни, исправно выполнял свои обязанности и получал зарплату. В один день он на работу не вышел — заболел гриппом, открыл больничный лист и остался лечиться дома.

Работодатель не будет платить Кириллу зарплату, ведь тот дома, лечится и свои трудовые функции не исполняет. Но Кирилл без денег не останется: его застраховали на такие случаи, поэтому он получит пособие, которое компенсирует отсутствие зарплаты из-за болезни. За первые 3 дня заплатит работодатель, за остальные дни болезни — ФСС.

На месте Кирилла может быть любой человек, работающий по трудовому договору или застраховавшийся добровольно — адвокат, ИП, глава крестьянского (фермерского) хозяйства.

Но ФСС занимается не только выдачей пособий по временной нетрудоспособности — расскажем подробнее о его функциях и задачах дальше.

Нормативная база. ФСС в своей работе руководствуется как общими нормативными актами о социальном страховании, так и специальными — об организации деятельности фонда. Например, фонд работает в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 № 101. В этом положении расписано, какие органы входят в ФСС, какие задачи они решают и за какие средства они это делают.

Читайте также:
Акты толкования права: что это значит

Бюджеты фонда устанавливаются федеральными законами, например от 08.12.2020 № 390-ФЗ .

Согласно ст. 2.2 закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ ФСС — это страховщик по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. А по закону от 24.07.1998 № 125-ФЗ — страховщик на случай производственной травмы или профессионального заболевания.

Тарифы страховых взносов на ОСС — обязательное социальное страхование — на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством указаны в ст. 425 НК РФ.

Тарифы на ОСС при травмах из-за несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний устанавливаются отдельными законами, например законом о страховых тарифах на 2020—2022 годы , и должны пересматриваться каждые три года. Но фактически эти тарифы не менялись с 2006 года.

Вся деятельность по обязательному социальному страхованию в России регулируется только на федеральном уровне — регионы не принимают решений и не издают собственные нормативные акты.

Правовой статус

Фонд социального страхования — это государственный фонд, который работает согласно федеральным законам, указам президента и постановлениям правительства, а его бюджет и имущество принадлежат государству.

При этом фонд — внебюджетный, то есть его деньги не учитываются в федеральном бюджете. Это значит, что государство не может взять деньги из ФСС и направить, например, на реализацию программы поддержки малого бизнеса. Деньги фонда в любом случае уходят на пособия по временной нетрудоспособности, социальные расходы и отдельные виды социального обеспечения, например программы по уменьшению производственного травматизма, — дальше расскажем об этом подробнее.

И ФСС РФ, и его отделения в регионах — это некоммерческие юридические лица в форме учреждений. Учреждения всегда создаются для управленческих, социально-культурных или иных подобных функций, у них есть гербовая печать со своим наименованием, счета в банках. Это значит, что по многим вопросам фонд и его региональные отделения могут самостоятельно принимать решения. Например, сами решают текущие хозяйственные вопросы, взаимодействуют с местными жителями и организациями.

Структура

Система ФСС состоит из трех уровней — федерального, регионального и местного.

Как устроена система ФСС

Уровень Что входит
Федеральный Председатель, правление ФСС, центральный аппарат ФСС
Региональный Региональные отделения
Местный Филиалы региональных отделений

Председатель ФСС РФ выполняет управленческие функции — руководит фондом, вносит проект бюджета фонда на утверждение правительству, утверждает структуру и штатное расписание работников, принимает меры по результатам ревизий и т. д.

Председателя назначает Правительство РФ по предложению министра труда России. У председателя есть шесть заместителей.

Правление ФСС РФ — это коллегиальный орган, на заседаниях которого обсуждают проект бюджета фонда, его исполнение, отчеты о результатах деятельности региональных отделений, проекты нормативных актов по вопросам государственного социального страхования. Заседания проводят по мере необходимости.

В правлении 35 человек: председатель фонда и его первый заместитель, представители министерств, общероссийских объединений профсоюзов, работодателей, инвалидов, Госдумы, Совета Федераций и региональных отделений ФСС. Члены правления назначаются Правительством РФ, периодически происходит ротация — смена людей в составе правления ФСС.

Центральный аппарат ФСС РФ контролирует и обеспечивает деятельность фонда. В центральном аппарате несколько департаментов и управлений, каждое из которых выполняет свои функции. Например, часть департаментов отвечают за кадровое и финансовое обеспечение, другие — за страхование рисков, существующих на производстве, контроль поступления страховых взносов, контрольно-ревизионную работу, обеспечение клиентского обслуживания, деятельность центров реабилитации и т. д.

Региональные отделения организовывают и контролируют работу филиалов фонда, которые создают для работы со страхователями и застрахованными лицами.

В региональных отделениях ФСС создаются координационные советы — это собрания представителей фонда и других ведомств, объединений профсоюзов, работодателей. На таких собраниях обсуждаются различные важные для деятельности фонда вопросы. Например, как исполняется бюджет фонда, реализуются государственные программы, проходят проверки и население обеспечивается санаторно-курортным лечением.

Филиалы региональных отделений работают «на земле», они:

  1. Регистрируют страхователей — физлиц и юрлиц, и создают базы данных страхователей и застрахованных лиц.
  2. Проводят проверки правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты страховых взносов.
  3. Получают от страхователей необходимые документы и объяснения по вопросам, возникающим в ходе проверок.
  4. Проверяют правильность заявленных страхователями (работодателями) сведений на выплату страхового обеспечения на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также пособий по несчастным случаям и профессиональным заболеваниям.

Филиалы — это обособленные подразделения региональных отделений, а не отдельные юридические лица. Это значит, что они могут действовать только в пределах полномочий, которыми их наделяют региональные отделения, выполняют все или часть их функций, представляют интересы и действуют от имени региональных отделений, а не от своего собственного.

Центральных отраслевых отделений фонда фактически сейчас нет, хотя они до сих пор фигурируют в Положении о ФСС. Раньше такие отделения нужны были для работы ФСС в отдельных отраслях, например атомной энергетике, промышленности, ракетно-космической отрасли и др. Но потом принцип управления изменился с территориально-отраслевого — это управление и на территориях, и в отраслях — на территориальный, и все отраслевые отделения ликвидировали.

Функции и задачи ФСС

Основная цель ФСС — обеспечить застрахованных лиц гарантированными пособиями, выплатами и некоторыми видами социальных услуг для их оздоровления, лечения или реабилитации. Чтобы достигать эту цель, фонд выполняет следующие задачи.

Собирает взносы от страхователей на ОСС по временной нетрудоспособности и материнству, от несчастных случаев на производстве и профессиональных травм, то есть наполняет фонд.

Выплачивает пособия, которые компенсируют временно утраченный доход людям, которые по каким-то причинам потеряли возможность трудиться и зарабатывать. Вот какие выплаты считаются основными:

  1. По временной нетрудоспособности, исключая пособие за первые 3 дня болезни — их работодатели оплачивают сами.
  2. По беременности и родам.
  3. За постановку на учет в ранние сроки беременности.
  4. При рождении ребенка.
  5. По уходу за ребенком до достижения им полутора лет.
  6. На погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг.

Участвует в разработке программ охраны здоровья работников. Например, в 2018 году ФСС стал партнером программы по продвижению концепции «нулевого травматизма», разработанной Международной ассоциацией социального обеспечения. А в 2019 году при участии ФСС был разработан и утвержден комплекс мер по стимулированию работодателей и работников к улучшению условий труда и сохранению здоровья работников, а также по мотивированию граждан к ведению здорового образа жизни.

Готовит предложения о размерах тарифов страховых взносов. Эти тарифы затем утверждаются Госдумой и Советом Федерации РФ и фиксируются в федеральных законах, в том числе в налоговом кодексе.

Отвечает на вопросы по страхованию от населения и страхователей. Вопросы поступают через горячую линию и форму обращения на сайте, ответы на них публикуются там же на сайте, в информационных буклетах, оглашаются на вебинарах по разъяснению законодательства и т. д.

Контролирует страхователей. ФСС ведет учет работодателей и добровольно застраховавшихся лиц, проверяет отчетность, проводит камеральные и выездные проверки.

Работает со своими специалистами — готовит кадры и повышает их квалификацию.

Доходы ФСС

Под доходами фонда понимаются все деньги, которые поступают в него и могут быть потрачены на достижение его цели и выполнение задач.

Бюджет фонда социального страхования формируется за счет страховых взносов, перечисляемых работодателями и гражданами, вступившими в добровольное страхование. Кроме того, в доходы ФСС идут:

  1. Перечисления из федерального бюджета.
  2. Штрафы и пени, уплаченные страховщиками за нарушение сроков уплаты взносов.
  3. Финансовая прибыль, получаемая от инвестирования свободных денег.
  4. Прочие поступления, например недоимки по обязательным платежам.

Деньги от взносов поступают на счета территориального казначейства, хранятся там, а при наступлении страхового случая оттуда перечисляются на счета работников.

Виды социального страхования

  1. На случай временной нетрудоспособности, например из-за болезни.
  2. В связи с материнством — здесь предусмотрены сразу несколько видов пособий, расскажу о них ниже.
  3. От несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

При этом страхование может быть обязательным и добровольным.

Обязательное социальное страхование касается всех лиц, занятых по трудовому договору. Страховые взносы за них платят страхователи — их работодатели.

Добровольное социальное страхование доступно для индивидуальных предпринимателей, нотариусов, адвокатов, членов крестьянских (фермерских) хозяйств и общин коренных малочисленных народов Севера — все они могут застраховаться, но только на случай временной нетрудоспособности или материнства.

Для добровольного страхования нужно встать на учет в ФСС — подать заявление в филиал регионального отделения — и ежегодно уплачивать взносы в ИФНС по месту жительства. Если за предыдущий год взнос был уплачен, то в текущем году при наступлении страхового случая можно будет получить пособие.

Например, чтобы в 2022 году ИП смог получить пособие, до 31 декабря 2021 года ему нужно заплатить в ИФНС 4451,62 Р . Эта сумма получилась из такой формулы: МРОТ в 2021 году − 12 792 Р × 2,9% (это тариф страховых взносов) × 12 месяцев.

Кто подлежит обязательному социальному страхованию

По закону на случаи временной нетрудоспособности и в связи с материнством обязательно страхуют:

  1. Работников, в том числе руководителей — единственных участников ООО.
  2. Государственных и муниципальных служащих.
  3. Членов производственного кооператива, принимающих личное трудовое участие в его деятельности.
  4. Священнослужителей.
  5. Осужденных к лишению свободы и привлеченных к оплачиваемому труду.

От несчастных случаев и профессиональных травм обязательно страхуют только тех, кто работает по трудовому договору, и осужденных к лишению свободы и привлекаемых к труду.

Работодатели страхуют не только работников — граждан России, но и иностранных граждан и лиц без гражданства.

Страховые взносы

Часть бюджета ФСС пополняется за счет страховых взносов.

Кто обязан платить. Все работодатели — организации и индивидуальные предприниматели, а также адвокаты, ИП, члены КФХ и другие лица, которые застраховали себя добровольно.

Виды взносов. Работодатели перечисляют два вида страховых взносов:

  1. На ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
  2. На ОСС от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Предприниматели, адвокаты, нотариусы и другие лица, которые добровольно себя застраховали, уплачивают страховые взносы только на ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Страховые взносы ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством перечисляются по реквизитам налоговой инспекции. Собранные деньги налоговая потом передает ФСС для распоряжения.

При этом страховые взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний работодатели перечисляют сразу в ФСС.

Тарифные ставки отчислений. Основной тариф взноса на ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — 2,9%. То есть чтобы понять размер взноса за работника, его зарплату нужно умножить на 2,9%.

Например, Игорь получает 50 000 Р ежемесячно. Поэтому работодатель перечисляет за Игоря 50 000 × 2,9% = 1450 Р .

Бывают пониженные страховые взносы. В законе перечислено, кому они установлены, например разработчикам ИТ-индустрии , благотворительным организациям на УСН, субъектам малого и среднего предпринимательства.

Тарифы на взносы на ОСС от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний зависят от класса профессионального риска, присвоенному основному виду деятельности. Классов риска всего 32, первый класс — самый неопасный, 32-й , соответственно, самый опасный.

Чем менее опасная работа, тем меньше тариф, и наоборот. Например, к 1 классу относится деятельность агентов по оптовой торговле мебелью, значит, за работников, которые занимаются продажей мебели оптом, платят взносы по самому низкому тарифу — 0,2%.

Другой пример: добыча угля считается деятельностью с самым высоким классом профессионального риска, поэтому за шахтеров платят взносы по самому дорогому тарифу — 8,5%.

Тариф устанавливает ФСС на основании заявления и справки-подтверждения вида деятельности, что подает организация ежегодно до 15 апреля. Если организация не подаст эти документы, то ей установят самый высокий тариф исходя из кодов ОКВЭД, указанных в ЕГРЮЛ.

Сниженные тарифы на взносы на ОСС от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлены для работодателей, использующих труд инвалидов 1, 2 или 3 группы.

Предельная база для начисления страховых взносов — это сумма дохода работника, после достижения которой работодатель перестает платить за него страховые взносы. Она установлена только для страховых взносов на ОСС на случаи временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Для ОСС от несчастных случаев на производстве предельной базы нет — работодатель уплачивает взносы ежемесячно независимо от зарплаты.

Предельную базу правительство устанавливает ежегодно, в 2021 году это 966 000 Р . Разберем, как работает предельная база, на примере.

Предположим, что с января по декабрь Игорь заработает 50 000 × 12 = 600 000 Р , то есть работодатель будет платить за него взносы ежемесячно.

У другого работника — Степана — зарплата 120 000 Р , за год он заработает 120 000 × 12 = 1 440 000 Р . Работодатель уплатит за Степана взносы только с 966 000 Р , а оставшиеся 474 000 Р облагаться взносами не будут.

Когда производится выплата. Страховые взносы за работников в ИФНС и ФСС работодатели перечисляют ежемесячно до 15 числа.

Те, кто страхуются добровольно, могут уплатить взносы в любое время в течение года.

Как и когда предоставляется отчетность. По страховым взносам на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством работодатель ежеквартально сдает в ИФНС расчет по форме КНД 1151111.

Если в организации больше 10 человек, то расчет отправляют электронно.

От тех, кто застраховался добровольно, никакая отчетность не требуется.

ДМС: Отличия от ОМС

Полис обязательного медицинского страхования не включает в себя стоимость транспортировки больного или покупку лекарств. К тому же, качество предоставляемых услуг зависит только от конкретной поликлиники и работающего в ней персонала, от квалификации медработников.

ДМС и ОМС: что общего и в чем отличия?

Все граждане России имеют право на получение медицинской помощи. Так, бесплатные медицинские услуги можно получить, оформив полис обязательного медицинского страхования (ОМС). Данный документ получается гражданином в соответствии с законодательством, и законом регулируется порядок получение необходимых медицинских услуг. Лечение оплачивается за счет фонда обязательного медицинского страхования из федерального бюджета. В данный фонд каждый месяц осуществляются взносы со стороны работодателя, в организации которого числится застрахованный по полису ОМС. Чтобы получить скорую медпомощь либо обратиться в поликлинику по месту жительства, необходимо иметь на руках этот документ.

Конечно, не все терапевтические и операционные процедуры проходят по бесплатному полису ОМС. К тому же, качество предоставляемых услуг зависит только от конкретной поликлиники и работающего в ней персонала, от квалификации медработников. Также полис обязательного медицинского страхования не включает в себя стоимость транспортировки больного или покупку лекарств.

Полис ДМС (Добровольного медицинского страхования) представляет собой расширенный вариант медицинской страховки, в которую включены заранее определенные категории услуг в конкретном лечебном учреждении. Владелец полиса ДМС может самостоятельно выбрать, какие категории специалистов, виды лекарств и анализов будут вписаны в его страховку. Объем услуг и список лечебных учреждений можно расширить по выбору заявителя.

Кроме того, полис добровольного медстрахования позволит избежать лишних финансовых трат и сэкономить время, получить застрахованному лицу любые необходимые услуги вне очереди. Владелец страховки может обезопасить себя на будущее: например, оформить полис для дорогостоящего лечения в случае серьезных заболеваний и травм. Таким видом страхования пользуются путешественники, люди, чья работа связана с рисками для здоровья, любители активного отдыха и занимающиеся экстремальными видами спорта. Полис оформляется за счет средств владельца, страхователя либо работодателя (если организация сотрудничает со страховой компанией).

Принципиальные отличия ДМС и ОМС

Одним из основных отличий полиса добровольного медстрахования от полиса ОМС является страховая премия при оформлении (фактически, вы покупаете полис ДМС), а также выбранные персонально застрахованным услуги и клиники. Полис ОМС покрывает лечение большинства заболеваний. Главное отличие в регламенте: форма заключения договора ОМС закреплена на законодательном уровне, в том время как клиенты ДМС оформляют договор в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Но условия медицинских услуг по ДМС также регламентированы Законодательством Российской Федерации.

Анализы и процедуры по ДМС

У владельца полиса ДМС имеется приоритет в обслуживании – ему не нужно ждать живой очереди или записываться предварительно. Страховка по ОМС покрывает расходы на практически все простые анализы и исследования. Эти же анализы проходят и по ДМС, однако на количество однотипных исследований могут действовать ограничения. А вот сложные анализы и исследования при наличии ОМС оплачиваются отдельно. При оформлении полиса добровольного страхования их можно вписать в договор предварительно. Та же ситуация обстоит с вакцинацией: при наличии ОМС пациент проходит вакцинацию в соответствии с национальным календарем профилактических прививок, а владельцы ДМС указывают выбранные прививки по желанию в договоре страхования.

Кроме того, полис ОМС включает в себя безотлагательную госпитализацию застрахованного, если того требуют обстоятельства. Полис ДМС включает госпитализацию также при наличии данного условия в договоре, но застрахованный может пребывать в отдельной палате или палате повышенного комфорта, если подобное указано в документе. То же самое касается оказания скорой медицинской помощи. При этом часть страховых компаний могут предоставить своим клиентам кареты скорой помощи с диспетчерским пультом.

Гражданин, получающий медпомощь по ОМС, не может выбрать поликлинику, ему придется либо посещать бесплатную по месту жительства, либо обращаться в платное лечебное учреждение. Застрахованный по ДМС вправе получать лечение в любой заранее выбранной клинике, кроме того он может пользоваться ресурсами нескольких учреждений сразу. ДМС подразумевает возможность прохождения лечения за рубежом.

Пациенты бесплатных клиник и владельцы полисов ОМС не вправе выбирать конкретного специалиста, а заседание врачебного консилиума проводится только в экстренной ситуации. В этом же случае владелец полиса ДМС может заранее выбрать любого специалиста из страховой программы.

Выгодным отличием ДМС от ОМС является возможность оформления страхования выезжающих за рубеж. В некоторых случаях в полис добровольной страховки можно внести этот пункт, в то время как в обязательной он просто отсутствует.

По большей части лечение дорогостоящими препаратами и с использованием высоких технологий по полису ОМС проходит в порядке очереди (исключение составляют льготные категории граждан). При лечении в этом случае могут использоваться аналоговые российские лекарства и препараты. В страховку ДМС может быть включено и высокотехнологичное лечение, и дорогостоящие препараты, и даже процедуры за границей. То же самое разграничение касается косметологии, либо эстетического протезирования и курса реабилитации.

В полис ОМС включен большой перечень физиотерапевтических процедур, которые проводятся в соответствии с медицинским законодательством РФ. Правда, список может быть ограничен конкретным медицинским учреждением: в каких-то клиниках процедуры могут просто не предоставляться. В полис ДМС физиотерапия также включена, но в договоре могут указываться возрастные ограничения.

Как можно получить полис ДМС

Страховые компании предлагают варианты оформления множества программ добровольного медицинского страхования. Существуют семейные программы, детские программы, программы для беременных женщин. Для корпоративных клиентов возможно оформление коллективной страховки, а также можно выбрать отдельные варианты страхования для путешественников и иностранцев, или только стоматологические полисы.

Оформить медицинский полис несложно: выбрав подходящую страховую компанию, вы можете подать заявление на его получение в офисе организации, либо онлайн на ее сайте. Если вы пока не знаете, в какую страховую фирму вам обратиться, воспользуйтесь удобным калькулятором страховых полисов на Выберу.ру. Укажите ваш пол, возраст и желаемые условия страховки, и сервис подберет для вас ряд предложений исходя из ваших запросов.

Добровольное страхование ИП в ФСС: когда это выгодно

Всем официально работающим гражданам государство в лице ФСС выплачивает пособия по временной нетрудоспособности и в связи с материнством. А как быть индивидуальным предпринимателям? Для них существует добровольное социальное страхование.

Кто может стать добровольщиком

ИП, адвокаты, нотариусы, члены КФХ и семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, а также иные лица, занимающиеся в установленном законодательством порядке частной практикой, вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному соцстрахованию.

Таким образом, они становятся застрахованными гражданами, и у них появляется гарантированное право на получение следующих видов пособий за счет ФСС:

  • пособие по временной нетрудоспособности;
  • пособие по беременности и родам;
  • единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
  • единовременное пособие при рождении ребенка;
  • ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет;
  • социальное пособие на погребение.

Как стать добровольщиком

Чтобы зарегистрироваться в качестве страхователя, необходимо подать в отделение ФСС следующие документы:
— заявление;
— копию документа, удостоверяющего личность.

Подать документы можно лично, по почте, в электронной форме через портал госуслуг, а также в МФЦ.
В течение трех рабочих дней с момента получения указанных документов ФСС присваивает обратившемуся гражданину регистрационный номер, код подчиненности, а также формирует уведомление о регистрации. Экземпляр уведомления вручается способом, который указан в заявлении (лично или по почте).

Добровольно зарегистрировавшись в ФСС, ИП приобретает право на получение страхового обеспечения при условии уплаты им страховых взносов за календарный год, предшествующий календарному году, в котором наступил страховой случай.

Когда и как платить

Правила уплаты страховых взносов лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утверждены Постановлением Правительства РФ от 02.10.09 № 790.

Страховые взносы следует уплачивать не позднее 31 декабря года, в котором было подано заявление. Это можно сделать как единовременно, так и по частям (раз в месяц, в квартал, в полгода) на счет отделения ФСС тем способом, который удобен: наличными через банк, в безналичном порядке с расчетного счета или почтовым переводом.

Сколько платить

Размер страховых взносов определяется исходя из стоимости страхового года и равен произведению МРОТ, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов (2,9%), увеличенное в 12 раз.

МРОТ на 1 января 2018 года — 9 489,00 руб.

Таким образом, стоимость страхового года в 2018 году составляет 3302,17 руб. (9 489,00×2,9% х 12).

Для приобретения права на получение пособий в 2019 году указанной выше категории страхователей необходимо оплатить до 31.12.2018 сумму 3302,17 руб.

Сколько получать

Согласно пункту 2.1 статьи 14 закона № 255-ФЗ лицам, добровольно вступившим в правоотношения, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, принимается равным МРОТ, установленному на день наступления страхового случая.

Согласно пункту 15(4) Положения, утвержденного Постановлением Правительства № 375 от 15.06.07 ИП-добровольцам средний дневной заработок для исчисления пособий определяется путем деления МРОТ, установленного на день наступления страхового случая, на число календарных дней каждого календарного месяца, на которые приходится страховой случай.

Посчитаем, какое пособие по беременности и родам получит из ФСС в 2019 году женщина-ИП, вступившая в 2018 году в добровольные правоотношения.

Предположим, женщине выдан больничный лист на период с 04.02.2019 по 23.06.2019 на 140 дней, а МРОТ по состоянию на 04.02.2019 составляет 11163,00 руб.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: