Форма права: что это такое, описание и особенности

Характеристика формы права

Тема № 4 : «Источники (формы) права»

Вопрос 1

Некоторые ученые, разделяя понятие источник и форма права, под источником понимают корни права, то есть то, откуда исходит правовые нормы

Формы (источники) права– это способы выражения и закрепления ПН , формы осуществления в действительности. Любая правовая система характеризуется особенностью источников права , признаваемых фундаментальной доктриной или законодательства в качестве действующих. Исследования форм права позволяет увидеть место того или иного источника в системе права.

Вопрос 2

Характеристика формы права

Большинство ученых ТГП выделяют 4 основных источников права :

2) Судебный прецедент

3) Нормативный договор

4) Правовой обычай

А)Особенности цивилизации и развития государства ,обусловили наличие в каждой национальной системе права ,специфической набор форм выражения права. Наиболее древней формой права является правовой обычай.

Правовой обычайэто правила поведения , которые в результате фактического применения в течении длительного периода времени ,вошли в привычку народа и признаются государством , которое обеспечивает их выполнение.

Основные черты правового обычая:

1) Продолжительность существования

2) Постоянность соблюдения

3) Санкционируются ( признаются ) государством

4) Они обязательны не сколько в силу принуждения государства ,сколько потому что члены общества признаются таковыми

Совокупность обычая, если их значительное количество называют обычным правом.

Обычное право-это система правовых норм, регулирующих общественные отношения в правовом государстве, либо на определенной местности ,люди подчиняются ,не задумываясь . Отсылки к обычаям традиционно имеются в морском традиционном праве.

Например: Так, срок, в течении, которого груз должен быть погружен на судно, определяется соглашением сторон , а при отсутствии такого срока, обычно принимается в порту погрузки. (разгрузка скоропортов)

Утверждаются нравственные и гуманистические ценности, служим примером врачи. По своей сути это торжественные обещания, которые приносят граждане (окончив высшее учебное медицинское учреждение (клятва Гиппократа)). Разработаны метод сценарии торжественного вручения паспорта, регистрации брака, награды.

Б)Судебный прецедент-решение высшего суда ,как по делу, явл. обязательными для той или иной инстанции при рассмотрении аналогичных дел.

Сущность суд. прецедента заключается в предании нормативного акта в решении суда по конкретному делу при этом обязательным является только та часть решений на основе которого выносится – мотивировочная части.

1. Казуальность- прецедент всегда максимально конкретен и приближен к фактической ситуации .

2. Множественность – существуют достаточное количество инстанций , которые могут издавать прецеденты , это обуславливает большой объём права.

3. Противоречивость и гибкость – решение разных судов по сходным делам могут значительно отличаться друг от друга , это определяет гибкость прецедента.

Признание прецедента источником права, означает признание правотворческой деятельности суда. В качестве основного источника права прецедент выступает в США , Новой Зеландии, Канаде и т.д.. В РФ, ПМР, Молдове прецедент не является официальным источником права, но неофициально является.

Будет суд. прецедент смотреть на выполнение суд. инстанций . Констит. Надзор (Высший суд РФ)

В) Нормативный договор – соглашение 2-х и наиболее сторон, в результате которых устанавливаются или отменяются ПН .Данные договоры представляют из себя своеобразное участие в государственном регулирование экономики и других сфер жизни общества . После заключения договора , его стороны обязаны подчинятся содержащим в нём ПН.

Например: федеративный договор РФ; коллективный заключен. между администрацией и коллективом предприятия;

Г) Правовая доктрина– мнение авторитетных ученых по вопросам права, мнению юристов были источники ещё в Древнем Риме. Использование доктрины в качестве основы мотивировки судебных решений предполагает отсутствии при рассмотрении дела необ. нормой закона суд.прецедента или обычая. Поэтому роль доктрины более значительна на тех стадиях развития права, когда гос. норматворчество не получило достаточного развития.

Д) Религиозная догма – свод религиозных правил ,юридическая сила которых может превосходить силу официальных документов издаваемых государственными органами .В основе мусульманских прав лежат 4 источника :

1) Коран, состоящий из высказываний Аллаха

2) Сонна-сборник традиционных правил ,содержащих высказывание Магомеда

3) Иджма- конкретизация положений Корана( ученые)

4) Кияз- рассуждения по аналогии о тех явлениях , которые е охватываются тремя первыми источниками

Вопрос 3

Нормативно-правовой акт-(романно-германская) семья, это официальный документ, созданный компетентными органами государства ,содержит правовые нормы( правило поведения)

1) Явл. авторами правотвор. гос-ва и содержат правовые обязательные предписания общего характера о порядке проведения и организации

2) НПА распространяют свои действия не на одно конкретное отношение , а на целый вид общественных отношений

3) НПА адресованы любому субъекту , участвовавшего в данных правоотношениях и могут применяться неоднократно.

Многообразие НПА упорядочено государством. Это заключается в том, что НПА :
1)Дифференцированы – то есть имеют определённую структуру, советующую структуре и основным направлениям деятельности государственного органа. Для каждого вида правотворческого органа определенна форма НПА. То есть президент издаёт акты. Правительство ПМР – постановления и распоряжения. Верховный совет принимает законы и т.д.
2) Иерархизированы – в своей совокупности имеют вертикальную структуру, во главе с конституцией, где любой НПА имеющий меньшую юридическую силу должен подчиняться НПА имеющему большую юридическую силу.

Юридическая сила НПА – свойство акта действовать, порождать обязательные юридические последствия. Соответствие соподчинённость актов, принятых нижестоящих органом вышестоящих актом. НПА конкретизированы по предмету регулирования. Определены пределы действия НПА в пространстве, во времени и по кругу лиц.
Классификация НПА:
Все НПА делятся на 2 группы
1)законы
2) подзаконные акты

Читайте также:
Челобитный приказ: что это такое, описание и особенности

Закон– нормативный акт, принятый в особом процедурном порядке органом законодательной власти, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Виды законов:
1) Конституция – основной закон государства. Закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму государства
2) Конституционные законы – принимаются по вопросам, органически связным с конституцией. (Закон о гражданстве, О статусе судей в ПМР, о конституционном суде ПМР)
3) Обычные законы( текущие) – составляют подавляющее большинство законодательных актов. Среди них , особое место занимают кодексы-законы, группирующие большую часть норм какой либо отрасли права.

Подзаконные НПА – это акты, изданные на основе и во исполнение закона, содержащие юридические нормы. Юридическая сила этих актов меньше чем у законов, их значение состоит в том, что они будучи связанными с законом конкретизирует и детализирует их.
Виды подзаконных видов НПА:
1) Указы президента – высшие по силе НПА.
2) Распоряжение президента
3) Постановление и распоряжение правительства ПМР.- акты исполнительного органа государства, наделённого широкой компетенцией по управлению общественными процессами.
4) Приказы министерств и ведомств, государственных комитетов. Эти Нормативные акты, регулируют общественные отношения, находящиеся в пределах ведения, данного исполнительного органа государственной власти.
5) Решение местных органов самоуправления.( решение главы администрации города Тирасполь)
6) Локальные правовые акты, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения или организации.

В зависимости от сферы действия НПА делятся на
1) НПА распространяющиеся на всю территория государства.(законы)
2) Акты, действующие на территории субъекта федерации (закон субъекта федерации)
3) НПА органов местного самоуправления
4) Локальные нормативные акты.

В зависимости от предмета правового регулирования
1)акты конституционной отрасли
2)акты административной отрасли
3) акты гражданской отрасли.

В зависимости от правового положения субъекта правотворчества
1) НПА государственных органов (правительство, президент, ГТК, МДВ ПМР)
2) НПА – органов субъектов федерации.
3)Акты органов местного самоуправления
4) Акты непосредственного народного волеизъявления.

Вопрос 4

Все НПА имеют пределы определённые территориальные, временные, а так же распространяются на определённый круг субъектов. Действие, то есть жизнь НПА определяется следующими параметрами:
1) На какие общественные отношения распространятся
2) С какого времени и по какие НПА имеет юридическую силу.(действие во времени)
3) На какой территории регулирует общественные отношения (действие в пространстве)
4) Кому оно адресовано( действие по кругу лиц)

Предметное действие – означает те общественные отношения, на которое направлено воздействие НПА (сфера образования, культуры)
Действие во времени – связано с вступлением и утратой силы НПА.
Закон об актах законодательства ПМР: В соответствии п1.ст 28 все законы ПМР должны быть официально опубликованы. Официальные издания ( газета ПМР,САЗ (сборник актов законодательства). Не опубликованные законы применению не подлежат.
Действие НПА во времени, закреплены в статьях 32-35 в статьях этого закона.
Действие в пространстве – связано с распространением НПА на государственную территорию. В соответствии с государственным суверенитетом, все НПА действуют безраздельно на всей территории государства, однако в федеративных государствах есть акты ограниченного территориального действия. В ПМР действие НПА в пространстве регулируется статьёй 36 закона ПМР, об актах законодательства ПМР.
Действие НПА по кругу лиц. Существуют правила, согласно которому действие НПА распространяется на всех лиц, находящихся на территории государства. Они могут обращаться в суд, другие государственные органы, для защиты принадлежащих им прав. Однако имеются исключения из правила. Так , иностранные граждане, пользуясь дипломатическим иммунитетом не могут привлечены к уголовной ответственности на территории другого государства. Эти вопросы регулируются международным правом. Акты и воинской службе, о службе в МДВ ,ФСБ, вообще не распространяются на иностранных граждан. Существуют НПА, действия которых распространяется на определённые категории лиц. (Военнослужащие, работники ОВД, лиц, проживающих в зонах экологической катастрофы.) В таких случаях, в правовых актах, точно определят круг лиц, попавших под их действие.

Понятие формы (источника) права, ее характеристика и причины многообразия

Одним из признаков права выступает его формальная определенность. Правовые нормы должны быть обязательно объективированы, выражены вовне, содержаться в тех или иных формах, которые являются способом их существования.

Формы права – это способ выражения вовне юридических правил поведения; это исходящие от государства или официально признаваемые им формы выражения и закрепления норм права.

Прежде чем анализировать различные формы права, необходимо сначала рассмотреть соотношение понятий:

  • форма права,
  • правовая форма,
  • источник права.

Под правовой формой понимаются практически все юридические средства, участвующие в правовом регулировании и опосредовании тех или иных социальных процессов, в решении социальных задач (например, правовые формы регулирования экономики), категория “правовая форма” используется прежде всего для того, чтобы структурировать социальные связи и показать роль права как формально-юридического института в его соотношении с социально-экономическим, культурно-нравственным и политическим содержанием – многообразными общественными отношениями.

Читайте также:
Таможенные сборы: что это такое, описание и особенности

Формы права – лишь специфические “резервуары” (С.С. Алексеев), в которых содержатся нормы права; форма права призвана упорядочить содержание права, придать ему свойства государственно-властного характера.

В литературе существуют две основные точки зрения на проблему соотношения понятий “источник права” и “форма права”:

  1. названные понятия тождественны;
  2. понятие “источник права” более широкое, чем понятие “форма права”.

Последняя точка зрения является господствующей на сегодняшний день. Действительно, если исходить из общепринятого значения слова “источник” как “всякого начала или основания, корня и причины, исходной точки”, то применительно к юридическим явлениям следует понимать под источником права три фактора:

  • источник в материальном смысле (материальные условия жизни общества, формы собственности, интересы и потребности людей и т.п.);
  • источник в идеологическом смысле (различные правовые учения и доктрины, правосознание и т.д.);
  • источник в формально-юридическом смысле – это и есть форма права .
Виды формы права:
  1. правовой обычай;
  2. нормативные правовые акты (НПА) государственных органов;
  3. нормативные правовые акты (НПА) общественных организаций (с санкции государства);
  4. правовой (нормативный) договор;
  5. прецедент.

Правовой обычай – это исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения, приводящее к правовым последствиям. Обычное право – хронологически первая форма права, которая господствовала в эпоху феодализма. И хотя правовой обычай используется в ряде современных правовых семей (традиционной, религиозной), в российской юридической системе роль правового обычая незначительна (например, согласно ГК РФ отдельные имущественные отношения могут регулироваться обычаями делового оборота).

Нормативный акт – это правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общественных отношений. К их числу относятся: конституция, законы, подзаконные акты и т.п. Нормативный акт – одна из основных, наиболее распространенных и совершенных форм современного континентального права Германии, Франции, Италии, России и т.п.

Нормативный договор – соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая норма права (например, Федеративный договор РФ 1992 г.; коллективный договор, который заключают между собой администрация предприятия и профсоюз). В отличие от просто договоров (договоров-сделок) нормативные договоры не носят индивидуально-разового характера . Если две фирмы заключают ту или иную сделку, они не создают новой нормы права (эта норма уже есть в ГК РФ). Участники же, заключающие нормативный договор, создают новое правило поведения – новую норму права, выступая правотворческими субъектами.
В отличие от нормативных актов, принимаемых государственными органами, нормативные договоры выступают результатом соглашения между равноправными субъектами по поводу деятельности, представляющей их общий интерес.

Юридический прецедент – это судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел. Распространен преимущественно в странах общей правовой семьи – Великобритании, США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и т.д. Во всех этих государствах публикуются судебные отчеты, из которых можно получить информацию о прецедентах. Признание прецедента источником права означает признание правотворческой функции суда.

Что такое Источники права

Любой источник — это место, где что-то находится, откуда что-то возникает.

Соответственно, в общем смысле под источником права понимается любое явление, которое служит причиной возникновения права.

В юриспруденции же используется формально-юридический подход к определению источников права. Поэтому они ещё называются формы права.

Что такое источники (формы) права?

Государство устанавливает для своих граждан определённые правила, которые те обязаны соблюдать. Такие правила называются правовыми нормами или нормами права.

Чтобы передать эту информацию гражданам, законодатель выражает эти правила определённым способом и в определённой форме.

Так вот, источники (формы) права — это способ, с помощью которого зафиксированы правила, установленные законодателем и обязательные для исполнения.

Что относится к источникам (формам) права?

Российские правоведы выделяют следующие источники (формы) права в России.

Нормативный правовой акт

Это официальный документ, в котором содержится правовая норма. И так как это документ, то он имеет письменную форму.

Есть две разновидности нормативного правового акта. Это закон и подзаконный акт.

Правовой обычай

Это правило поведения, которое появилось после того, как такое поведение неоднократно повторялось. Причём это правило должно быть разрешено государством.

Прецедент

Это решение суда или административного органа, которое те приняли по конкретной ситуации или делу.

Причём до этого момента такая ситуация не возникала. Следовательно, и правило поведения сформулировано не было.

А после этой ситуации решение суда или административного органа становится источником права.

Нормативный договор

Это соглашение между лицами, который содержит правила их поведения и который не противоречит законодательству.

Референдум

Это голосование граждан по поводу какого-либо вопроса. Источником (формой) права референдум может быть, если голосование проводится по поводу текстов законопроектов.

Правовая доктрина

Это письменные труды признанных учёных-правоведов.

Правовые аксиомы

Это правила, который сложились в праве исторически. Они могут быть нигде не закреплены, но не подвергаются сомнению.

Их фундамент — это мораль и справедливость.

Например, аксиома о том, что никто не может быть судьёй в собственном деле.

Читайте также:
Совершение преступления группой лиц по предварительному сговору

Другой пример: если была выслушана одна сторона, то должна быть выслушана и другая.

Общие принципы права

Это правила, которые универсальны и общеобязательны для всех. При нарушении этих принципов можно говорить о неправомерности действий.

Например: принцип гуманизма, принцип равенства всех граждан перед законом.

Три вида источников права

Правоведы имеют разную точку зрения о видах источников права. Ниже приведена их трёхвидовая классификация.

Так, источники права делятся на:

  • идеологические (идеальные);
  • материальные;
  • формально-юридические.

Идеологические (идеальные) источники права

Это идеальные источники, которые представляют особую ценность. К ним относятся: аксиомы, доктрины, положения.

Эти источники существуют сами по себе. Они не связаны с созданием законодателем общеобязательных правил поведения.

Материальные источники права

Материальные источники права — это отношения в обществе. Они являются причиной того, что законодатель понимает необходимость ввести новое правило поведения.

Такие экономические, социальные или политические отношения влияют на содержание правовой нормы.

Формально-юридические источники права

Это способы, которые законодатель использует для того, чтобы зафиксировать обязательные к исполнению правила (нормы права).

К ним относятся нормативный правовой акт, прецедент, правовой обычай, нормативный договор, правовая доктрина и т. д.

Виды форм права

В юридической литературе выделяют следующие четыре основные формы права: правовой обычай, правовой прецедент, нормативный правовой договор, нормативный правовой акт.

1. Правовой обычай сложившееся исторически и вошедшее в привычку правило поведения, признанное и санкционированное государством. Следовательно, не каждый обычай является правовым и выступает в качестве источника права. Правовыми становятся лишь те обычаи, которые признаются государством, получают его одобрение и защиту.

Именно государство придает таким обычаям юридическую силу, значение правового регулятора. Правовой обычай – исторически первый источник права. Так, «Русская правда» – важнейший источник права Древней Руси, включающий законодательство князей, основанное на обычном праве и судебной практике.

В настоящее время обычаи в качестве формы права имеют место в гражданском и морском праве. Примером одобренного государством обычая является обычай делового оборота, закрепленного в ст. 5 ГК РФ. Это правило предоставляет возможность договаривающимся сторонам самостоятельно определить условия заключаемой сделки, если это не противоречит действующему законодательству. Итак, правовой обычай не создается, но признается государством и поддерживается соответствующими правовыми средствами.

2. Правовой прецедент решение суда или административного органа по конкретному юридическому делу, используемое в качестве образца при рассмотрении аналогичных дел, как правило, того же уровня либо нижестоящими органами. Судебные прецеденты, включенные в сборники, являются существующей формой права для государств с англосаксонской правовой системой (Англия, США, Канада и др.)

В Российской Федерации на официальном уровне прецедент не признается источником права. Вместе с тем, в юридической литературе высказываются убедительные суждения о целесообразности признания прецедентными акты толкования Конституции РФ Конституционным Судом РФ, а также постановления Пленума Верховного Суда. При этом приводится следующий аргумент: соответствующие постановления названных судебных инстанций, по сути, обязательны для нижестоящих судов. К тому же, правовые положения, выработанные Верховным Судом РФ, нередко компенсируют отставание норм права от развивающихся общественных отношений.

3. Нормативный правовой договор соглашения различных субъектов права, заключаемые для решения определенных задач, имеющие юридическое значение для договаривающихся субъектов. Нормативное значение такого договора должно быть закреплено на законодательном уровне. Рассматриваемые договоры характерны, прежде всего, для государственного, административного и трудового права. К таким договорам относятся, например, Федеральный договор от 31 марта 1992 г. между федеральным центром и субъектами федерации по ключевым вопросам их взаимодействия, хозяйственные договоры между госорганами субъектов федерации. К числу нормативных относится коллективный договор, регулирующий социально-трудовые отношения, заключенный между работниками и работодателями в лице их представителей (ст. 40 ТК РФ), а также соответствующие соглашения (ст. 45 ТК РФ).

По-видимому, здесь обязателен элемент добровольности в принятии на себя обязанности следовать установленным в договоре правовым нормам. В отличие от обычая, который складывается исторически, договор нормативного содержания представляет собой акт волеизъявления людей, акт их сознательного поведения.

Признаки нормативного договора:

– содержат нормы общего характера, рассчитанные на определенный круг лиц, предусмотренных договором и неоднократное применение;

– заключен его сторонами добровольно, основываясь на правовом равенстве сторон и общности их интересов;

– предусматривает взаимную ответственность сторон и наличие правового обеспечения.

В международном публичном праве – такими договорами определяются отношения между государствами.

4. Нормативный правовой акт: понятие признаки, система. Нормативный правовой акт – наиболее значимая разновидность юридического акта, содержащего нормы права. В основе его особенностей то, что – это письменный официальный документ уполномоченного органа, выражающий государственную волю в виде юридических норм. Или: нормативный правовой акт – это правовой документ, изданный в особом процедурном порядке компетентным органом (органом государственной власти, органом местного самоуправления и др.), содержащий нормы права.

Признаки нормативного правового акта:

а) создается в результате правотворческой деятельности компетентных государственных органов – законодательных, исполнительных, иногда судебных, а также органов местного самоуправления; в особых случаях – в результате прямого волеизъявления народа (референдума);

Читайте также:
Репортная сделка: что это такое, описание и особенности

б) отличается волевым содержанием. Независимо от органа или организации, принявших акт, во всех случаях он выражает волю государства;

в) содержит нормы права – общеобязательные правила поведения, направленные на регулирование общественных отношений. Именно наличие в таких актах норм права позволяет относить их к группе нормативных правовых актов;

г) занимает строго определенный уровень в иерархии нормативных правовых актов. Здесь существенно положение органа, издающего такие акты в системе государственных органов;

д) принимается в четко установленном порядке, имеет письменную форму, что позволяет определенно и доступно выражать (фиксировать) правовые предписания;

е) отличается особой структурой, определенным порядком подготовки, принятия, опубликования и вступления в силу;

ж) рассчитаны на многократное применение в отличие от правоприменительных актов, содержащих индивидуальные предписания (приказ о назначении на должность);

з) отличаются возможностью охвата широких сфер общественной жизни, относительно быстрой процедурой их принятия, изменения или отмены;

и) имеют временные, пространственные пределы действия.

Отметим и то, что нормативные правовые акты, в отличие от других форм права, наиболее полно способствуют задачам укрепления законности и обновления законодательства, обеспечивают обозримость и доступность правовых требований, их согласование.

Названные свойства нормативных правовых актов раскрывают их юридические особенности, объясняют то, почему эти акты имеют преимущества перед другими источниками права в современной России.

Нормативные правовые акты следует отличать от актов применения права. Заметим, и нормативные правовые акты, и акты применения права – юридические официальные документы, с ними связаны определенные юридические последствия. Вместе с тем им свойственны существенные различия. Нормативные правовые акты содержат общие предписания в виде норм права, т.е. правила общего характера, рассчитанные на многократное применение. К их числу относятся Конституция, законы, подзаконные акты и т.п.

Акты применения права содержат лишь предписания индивидуального характера, обращены к строго определенным лицам или кругу лиц и издаются по определенному поводу (например, решение суда о разделе имущества, приказ о приеме на работу, увольнении и т.д.).

Все нормативные правовые акты в Российской Федерации образуют единую систему, отличающуюся определенной иерархичностью. Система этих актов включает нормативные правовые акты общефедеральных органов, акты субъектов Федерации, местного самоуправления. Такое их разнообразие обусловлено федеративным строением государства, своеобразием правотворческих органов, спецификой регулируемых отношений, другими обстоятельствами, служащими основаниями для их классификации

В этом контексте, прежде всего назовем федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и др.

Далее. Все субъекты РФ – республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа (вне пределов ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ) осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

Нормативные правовые акты субъектов РФ действуют лишь в пределах территории соответствующего субъекта РФ.

В республиках, входящих в состав РФ, принимаются такие нормативные правовые акты, как конституции соответствующих республик, законы, акты главы исполнительной власти в республике, постановления республиканского правительства, акты республиканских министерств и ведомств.

В иных субъектах РФ (краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах) принимаются следующие нормативные правовые акты: уставы соответствующих субъектов РФ, законы, акты главы администрации и других органов исполнительной власти в этих субъектах РФ.

В круг нормативных актов как источников права входят и нормативные правовые акты органов местного самоуправления, издаваемые ими в соответствии с действующим законодательством. Органы местного самоуправления, согласно Конституции РФ (ст. 12), не входят в систему органов государственной власти. Вместе с тем, они наделены законодательно (в порядке делегированного государством нормотворчества) отдельными государственными правомочиями, в том числе и правом на издание ряда нормативных правовых актов по вопросам местного значения. Так, представительным органом местного самоуправления или непосредственно населением, проживающим на данной территории, принимается устав муниципального образования. В нем, в частности, определяются виды, порядок принятия и вступления в силу других нормативных правовых актов органов местного самоуправления – актов представительного органа и должностных лиц местного самоуправления.

По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты, которым свойственны существенные особенности.

Понятие и признаки формы права. Соотношение понятий «форма права» и «источник права»

Если содержание права — это совокупность его норм, то форма права есть способ выражения, закрепления этих норм на материальных носителях. Сразу же следует оговориться, что в рамках науки и учебной дисциплины теории государства и права различают внутреннюю и внешнюю формы права. Под внутренней формой права понимают его внутреннее строение, структуру права как единство следующих элементов — норм, институтов и отраслей. В рамках же данной главы речь пойдет именно о внешней форме права как официальном способе материального выражения юридических норм. Так, например, наиболее распространенными формами, способами закрепления правовых норм в Российской Федерации являются законы и подзаконные акты.

Формы права — это признаваемый государством способ выражения, закрепления юридических норм (краткое определение).

Прежде чем анализировать различные формы права, необходимо сначала рассмотреть соотношение понятий «форма права» и «источник права».

Читайте также:
Течение срока: что это такое, описание и особенности

Если исходить из общепринятого значения слова «источник» как «всякого начала или основания, корня и причины, исходной точки», то применительно к юридическим явлениям следует понимать под источником права три фактора:

1)источник в материальном смысле — это материальные условия жизни общества, формы собственности, интересы и потребности людей и т. п., которые являются причиной формирования и изменения права или фактором, влияющим на процесс правообразования;

2)источник в идеологическом смысле — это различные правовые учения и доктрины, правосознание и т. д., выступающие в качестве идейной базы права;

3)источник в формально-юридическом смысле это и есть внешняя форма выражения норм права в законах, подзаконных актах, нормативных договорах и других источниках (здесь термины «источник права» и «форма права» совпадают).
Формы права отличают следующие признаки: а) это такие способы закрепления норм права, которые либо непосредственно осуществляются государством, либо им признаются, одобряются; б) с их помощью фиксируются нормы права на материальных носителях, и они являются официальными источниками правовой информации; в) они, как правило, имеют строго установленную процедуру их принятия; г) выбор той или иной формы напрямую зависит от содержания предписаний юридической нормы, содержание и форма права неразрывно связаны между собой (например, основополагающие нормы могут быть выражены только в форме закона); д) они обеспечивают возможность осуществления системной организации права путем систематизации и унификации законодательства.

В юридической литературе, выделяют два способа придания источнику (форме) права официального характера — посредством правотворческой деятельности самого государства в лице его органов (например, принятие парламентом какого-либо закона) или посредством санкционирования (одобрения) государством определенных, социальных норм (например, одобрение государством и обеспечение своей защитой того или иного обычая в сфере торговли).

Таким образом, формы права — это официально установленные или признаваемые государством способы закрепления норм права на материальных носителях, осуществляемые в строго установленном порядке и позволяющие донести юридическую информацию до адресатов, граждан, должностных лиц, общественных организаций и иных субъектов (развернутое определение).

Выделяют следующие основные виды форм права: правовой обычай, правовой прецедент, правовая доктрина, нормативный договор и нормативный правовой акт. Теперь дадим краткую характеристику названным разновидностям форм права.

Правовой обычай

Правовой обычай — это обычай, получивший со временем одобрение и защиту со стороны государства (краткое определение).

Правовой обычай исторически является первой формой закрепления юридических норм. На этапе своего зарождения право представляло собой простую совокупность обычаев того или иного народа, которые с возникновением государства получили его защиту. Например, такие исторические памятники права, как Законы Ману, Салический Закон, Русская Правда и другие, есть по своей сути сборники правовых обычаев.

Обычай, как правило, складывается стихийно, непреднамерен­но. Единообразное решение типовых случаев в течение весьма длительного времени приводит к необходимости его закрепления в качестве общеобязательного правила поведения. При этом далеко не все обычаи, существующие в данном обществе, признаются в качестве правовых. Таковыми они являются лишь при условии их признания и одобрения государством. До момента возникновения государства обычаи, существовавшие в обществе, урегулировали значительную часть отношений между людьми и, не подразделялись па правовые и неправовые. Лишь с появлением государства часть обычаев получает защиту в лице государства и его органов, обретая одновременно приставку — правовые.

Как особая форма права обычай характеризуется наличием следующих признаков: а) как правило поведения складывается и используется в течение длительного времени; б) получает одобрение и защиту со стороны государства; в) на него зачастую имеется ссылка в законе; г) он не должен противоречить действующей системе права; д) регулирует отношения, вмешательство государства в которые пока или нежелательно, или преждевременно.

Обычай как источник права до сих пор широко применяется в некоторых странах Африки, Латинской Америки, Японии, Китае и др.

В Российской Федерации обычай также признается в качество формы права. К примеру, правовой обычай используется в таких отраслях российского права, как гражданское, семейное, земель­ное право. Например, в ст. 5 ГК РФ в качестве правового признает­ся обычай делового оборота, который определяется как сложив­шееся и широко применяемое в предпринимательской деятельно­сти правило поведения, не предусмотренное законодательством. Однако роль обычая в системе источников российского права весь­ма незначительна.

Таким образом, правовой обычай (развернутое определение) — это особый вид формы права, представляющий собой исторически сложившееся и вошедшее в привычку в силу многократного повто­рения правило поведения, одобряемое и защищаемое государством.

Правовой прецедент

Следующей разновидностью формы права является правовой прецедент, под которым понимается решение суда или админист­ративного органа, выступающие образцом (нормой) для разреше­ния в последующем аналогичных дел.

Прецедент как источник права получил наибольшее распространение в таких странах, как Великобритания, США, Австралия, Канада, Новая Зеландия и др.

Выделяют два вида прецедентов — судебный и администра­тивный. Судебный прецедент — это решение, принимаемое судом по гражданскому или уголовному делу. Административный пре­цедент — это решение, принимаемое органом исполнительной власти или административным судом.

Читайте также:
Ратификационная грамота: что это такое, описание и особенности

В качестве отличительных признаков судебного прецедента как формы права называют следующее: а) он создается, как пра­вило, высшими судебными инстанциями; б) прецедент устанавли­вается с соблюдением особой юридической процедуры; в) он под­лежит обязательному официальному опубликованию в соответ­ствующих сборниках (например, в Ведомостях Конституционного Суда или Высшего Арбитражного суда РФ); г) прецедент обязате­лен для применения нижестоящими судами во всех аналогичных случаях,

При использовании прецедента в качестве источника права обязательно не все предшествующее решение по аналогичному делу, а лишь правовая позиция суда, его вынесшего. Степень обязательности прецедента, как правило, зависит от положения суда, разрешающего конкретное дело, в судебной системе. В данном случае действует правило: «чем выше положение суда, тем мень­ше он связан прецедентами».

В Российской Федерации в современных условиях юридиче­ская наука и практика все чаще и чаще называют прецедент в ка­честве источника права. Так, фактически силу судебного преце­дента в России имеют решения и постановления Конституционно­го, Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ.

В настоящий момент в соответствии с положениями Конститу­ции РФ (ст. 120) суды общей юрисдикции вправе давать оценку нормативных правовых актов с позиции соответствия их закону. В случае если тот или иной нормативный акт не соответствует за­кону, то суд не имеет права применять данный акт, и обязан руко­водствоваться предписаниями закона.

Кроме того, Конституционный Суд РФ в соответствии с дей­ствующим законодательством наделен правом признания норма­тивного акта или договора (либо их отдельных частей) неконститу­ционным, что служит основанием для отмены этого акта право­творческим органом. Также Конституционный Суд РФ вправе давать официальное толкование норм Конституции РФ в своих постановлениях, которые обладают общеобязательностью. Подоб­ные постановления конкретизируют конституционные нормы, вы­зывают существенные изменения в законодательстве в целом, и их можно поставить в один ряд с другими формами права, например нормативными правовыми актами

(см. следующие вопросы данной главы).

Правовая доктрина

Правовая доктрина — это особая форма права, представляющая собой труды выдающихся ученых-юристов или общепризнанные правовые учения, на которые можно официально (с одобрения государства) ссылаться в процессе применения правовых норм.

Данная форма права наряду с правовым обычаем является древнейшим способом закрепления юридических норм. К примеру, еще в Древнем Риме суды были обязаны ссылаться при принятии решения, на работы наиболее известных в то время римских юристов.

В настоящий момент в англосаксонской и мусульманской правовой системах в ходе судебного разбирательства возможны ссылки на труды выдающихся ученых-правоведов в качестве источников права. Например, в странах общего права судьи при пробелах в праве обосновывают свои решения, используя работы английских ученых. Как правило, доктрина выступает в качестве источника права в сферах, где еще не применяется законодательное регулирование по тем или иным причинам. Однако и доктрина, и правовой обычай в современных условиях все больше и больше «проигрывают» другим формам права.

В Российской Федерации правовая доктрина не признается официально государством в качестве источника права. Суд или иной государственный орган в России при рассмотрении конкрет­ного юридического дела не вправе основывать свое решение на на­учных работах ученых, их комментариях. Данное требование в це­лом способствует единообразию и законности правоприменительной практики.

В юридической науке нет единства мнений среди теоретиков по большинству вопросов, что делает невозможным использование правовой доктрины в качестве официального источника права в современных условиях. Но это не мешает на практике должност­ным лицам пользоваться при вынесении юридического решения научной и учебной литературой, комментариями ученых к зако­нодательству в качестве вспомогательного неофициального мате­риала. При этом в нашей стране ни одна юридическая доктрина или правовая идеология не является господствующей, официаль­но признанной или общеобязательной.

Нормативный договор

Нормативный договор — это вид формы права, представляю­щий собой добровольное соглашение равноправных сторон (пра­вотворческих субъектов), содержащее нормы права.

В юридической сфере в силу развития договорных начал в пра­ве внутригосударственном и международном постоянно заключа­ются различного роли нормативные договоры — международные договоры и соглашения, федеративные договоры (например, Фе­деративный договор 1992 г. «О разграничении предметов ведения между Российской Федерацией и органами власти субъектов Рос­сийской Федерации»), межрегиональные соглашения, коллектив­ные договоры, заключаемые между работодателем и коллективом работников в трудовом праве и др.

Характерными признаками нормативного договора являются: а) всегда содержит нормы права — общие предписания, адресо­ванные к широкому кругу лиц; б) рассчитан на многократное при­менение, в) заключается на добровольной основе между право­творческими субъектами; г) наличие взаимной ответственности сторон 3S его нарушение; д) основной его целью выступает нахож­дение баланса интересов сторон.

В юридической литературе выделяют следующие виды нормативных договоров:

1)договоры о разграничении компетенции;

2)договоры о сотрудничестве, взаимодействии;

3) договоры о разрешении вопросов, связанных с распоряжени­ем государственной собственностью;

4) концессии и инвестиционные соглашения.

Как особый источник правовых норм договор применяется в ос­новном в трех областях:

– в международном публичном праве — как правило, догово­ры между государствами являются нормативными;

– в конституционном праве — в данном случае договором оп­ределяются особенности взаимоотношений между федеральным Центром и регионами, например по вопросам о разграничении компетенции;

Читайте также:
Декларация прав человека и гражданина

– в трудовом праве — здесь отношения регулируются коллек­тивными договорами и соглашениями. Трудовой кодекс РФ в ст. 40 определяет коллективный договор как правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый ра­ботниками и работодателем в лице их представителей. Существуют генеральные, отраслевые и специальные коллективные соглашения.

Нормативный договор следует отличать от гражданско-право­вых договоров (купли-продажи, аренды, мены и т. д.), не содержа­щих норм права и рассчитанных на разовое применение по отношению к определенным, конкретным лицам, а также от нормативных правовых актов, принятых государством в одностороннем порядке.

Общая характеристика формы государства

Форма государства– это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим.

Элементами формы государства являются:

  1. Форма государственного правления – характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением.

Формы правления подразделяются на 2 вида:

а) Монархия – это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства (монарха, короля, царя, императора, шаха и т.д.)

1. власть передается по наследству;

2. осуществляется бессрочно;

3. не зависит от волеизъявления населения.

– Неограниченными (абсолютными), т.е. в них отсутствует представительные учреждения народа, а единственным носителем суверенитета государства является монарх (Саудовская Аравия, Бруней);

– Ограниченными (относительными, конституционными) т.е. в них наряду с монархом носителями суверенитета выступают другие высшие государственные органы, ограничивающие власть главы государства (Великобритания, Япония, Испания, Швеция, Норвегия).

б) Республика – эта форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа.

1. выборность власти;

2. ограниченность срока полномочий власти;

3. зависимость от избирателей.

В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на:

– президентские республики (США, Бразилия, Аргентина, Боливия, Сирия и др.) именно президент выполняет эту роль т.е. президент избирается независимо от парламента либо коллегией выборщиков, либо непосредственно народом, он одновременно является главой государства и правительства, президент сам назначает правительство и руководит его деятельностью;

– парламентские республики (Германия, Италия, Индия, Турция, Израиль и др.) – парламент т.е. правительство формируется законодательным органом и ответственно перед ним, парламент может путем голосования выразить вотум доверия либо вотум недоверия деятельности правительства в целом, главы правительства, конкретного министра;

– смешанные (Франция, Финляндия, Польша, Болгария, Австрия и др.) – совместно президент и парламент т.е. двойная ответственность и перед президентом и перед парламентом.

2. Форма государственного устройства – этот элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления, обуславливающий определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей.

В зависимости от этого критерия различаются следующие формы:

а) Унитарное государство – простое, единое государство, части которого являются административно-территориальными единицами и не обладают признаками государственного суверенитета; в нем существует единая система высших органов и единая система законодательства (Польша, Венгрия, Болгария, Италия);

б) Федерация – сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и другими признаками государственности; в нем наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство субъектов федерации (Германия, Индия, Мексика, Канада);

в) Конфедерация – союз суверенных государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей; в рамках конфедерации могут создаваться союзные органы, но лишь по тем проблемам, ради решения которых они объединились и лишь координирующего свойства (Европейский союз, СНГ).

3. Политический (государственный) режим – это система методов, способов и средств осуществления политической власти.

В зависимости от особенностей набора методов и средств государственного властвования различают два режима: демократический и антидемократический

а) Демократический режим означает народовластие, власть народа. Однако ситуация, при которой весь народ осуществлял бы политической властвование, пока нигде не реализована.

Основными характеристиками демократического режима являются следующие:

– провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина;

– решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства;

– предполагается существование правового государства и гражданского общества;

– выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям;

б) К антидемократическим режимам относятся:

– тоталитарный режим – он характеризуется абсолютным контролем государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии;

– авторитарный режим – государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (класс, партия, элитная группа и т.д.) при минимальном участии народа;

– деспотический режим – абсолютно произвольная, неограниченная власть, основанная на самоуправстве;

– тиранический режим – основан на единоличном правлении, узурпации власти тираном и жестоких методах ее осуществления;

военный режим – основан на власти военной элиты, устанавливается, как правило, в результате военного переворота против правления гражданских лиц.

Читайте также:
Банкротство профессионального участника рынка ценных бумаг

Формы государства

Является ли монархия пережитком прошлого? Может ли унитарное государство быть демократическим? Есть ли в парламентской республике президент?

В современном мире насчитывается свыше двухсот государств. Все они, как известно, имеют общие признаки и единую сущность. Вместе с тем государства непохожи друг на друга. Наблюдается значительное разнообразие их форм. Что же такое форма государства?

Понятие формы государства

Форма государства — это порядок образования и структура органов государственной власти, а также методы её осуществления.

Элементами формы государства являются форма правления, форма государственного устройства, форма государственного (политического) режима, что отражено в следующей схеме:

Формы государства

Форма государственного устройства

Форма государственного (политического) режима

Изучение составных элементов формы государства позволяет ответить на вопросы, как создаются и взаимодействуют высшие органы государства, на каких принципах и как территориально построена государственная власть, какими методами она осуществляется и др. Форма правления характеризует организацию верховной государственной власти, источники её образования и принципы взаимоотношений высших органов между собой и населением. Форма государственного устройства раскрывает территориальную структуру государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями. Форма государственного (политического) режима объясняет способы осуществления государственной власти в обществе, его правовое состояние и уровень политической свободы в нём.

Три элемента в сочетании придают государствам неповторимое своеобразие. Вместе с тем каждый из элементов в отдельности является основанием для объединения государств по группам: формам правления, формам государственного устройства, формам государственного (политического) режима. Рассмотрим подробнее эти формы.

Формы правления

Форма правления — это элемент формы государства, характеризующий организацию высших органов государственной власти, а именно порядок их образования, взаимоотношения между собой и населением.

По форме правления государства подразделяются на монархии и республики.

К признакам монархии (от греч. monarchia — единовластие) относятся: передача власти, как правило, по наследству; её бессрочность (пожизненность); независимость от населения.

Монархии бывают неограниченными (абсолютными) и ограниченными (конституционными).

В абсолютных монархиях (Саудовская Аравия, Бруней, Оман) отсутствуют представительные учреждения народа (парламенты). Единственным носителем суверенитета государства является монарх. Он соединяет в одном лице главу государства и правительства, главнокомандующего вооружёнными силами, верховного судью, а в странах ислама — и духовного главу мусульман. Поэтому эти страны нередко именуются теократическими (от греч. theos — бог + kratos — власть) монархиями.

Иногда абсолютные монархии приобретают несвойственные им черты и становятся в этой связи нетипичными. Например, в Объединённых Арабских Эмиратах вся полнота власти принадлежит коллективу монархов в лице Высшего Совета семи эмиратов. Он избирает главу государства, как правило правителя эмирата, занимающего самую обширную территорию страны. Таким образом, данной монархии присущ республиканский признак — систематическая выборность главы государства.

В конституционных монархиях власть главы государства ограничивается (на основе конституции или других правовых актов конституционного значения) представительными органами.

Имеются две разновидности конституционных монархий — дуалистическая (неразвитая, переходная) и парламентская.

Дуалистическая монархия (Иордания, Таиланд, Непал) характеризуется тем, что в ней существует формально-юридическое разделение государственной власти между монархом и парламентом. Однако парламент фактически подчинён монарху, так как монарх наделён правом вето и правом роспуска парламента.

В парламентской монархии (Англия, Бельгия, Норвегия, Швеция и др.) значительна роль парламента. Ему принадлежит законодательная власть и подчиняется правительство, которое образуется из представителей партий, получивших большинство в парламенте. Он регулирует также личную жизнь монарха — брак, денежное содержание, дворцовую службу. Правовое положение монарха ограничено. Так, издаваемые им указы и распоряжения приобретают силу закона только после подтверждения правительством. Монарх «царствует, но не правит», выполняя в основном представительские функции. Вместе с тем он является неподкупным арбитром в разрешении политических споров, так как не принадлежит ни к одной из партий и стоит над политическими страстями. А главное, монарх всегда выступает символом единства народа и страны. Поэтому монархию нельзя рассматривать как пережиток прошлого. Она, отмечал русский философ И.А. Ильин, — «органическая форма правления, требующая религиозных начал и особой общественно-психологической атмосферы».

Республика (от лат. respublika — общественное дело) основана на принципах выборности органов государственной власти и высших должностных лиц, ограниченности срока пребывания у власти, зависимости от воли избирателей и ответственности за ошибки в своей политической деятельности (возможны: роспуск парламента, отставка правительства и т. п.).

Различают два основных вида республики: президентскую и парламентскую. И в той и в другой имеются выборные законодательные органы — парламенты. И в президентской, и в парламентской республике есть президенты. Однако в президентской республике президент избирается отдельно от парламента и является полномочным главой государства, а в парламентской президента избирает сам парламент, и он, как и в парламентской монархии, выполняет в основном церемониально-протокольные функции. Главное же различие между президентской и парламентской формами состоит в порядке формирования правительства и его ответственности.

В президентской республике (например, США) президент обладает правом назначения правительства и нередко возглавляет его, совмещая две должности: главы государства и главы исполнительной власти. Правительство подотчётно президенту. Президент и парламент независимы, так как ни один из этих институтов не обладает правом отстранения от власти другого.

Читайте также:
Труд осужденных к лишению свободы

В парламентской республике (Италия, ФРГ, Финляндия и др.) правительство во главе с премьер-министром формируется парламентом и несёт перед ним ответственность, т. е. парламент может вынести правительству вотум недоверия.

Помимо описанных форм, имеются смешанные формы республики, сочетающие элементы как президентской, так и парламентской модели (Франция).

Россия по формальным признакам относится к смешанному, президентско-парламентскому виду республики. В ней присутствуют элементы парламентской республики (обязательное согласие нижней палаты парламента — Государственной Думы на назначение Президентом РФ главы Правительства, возможность вотума недоверия Правительству и др.), а также элементы республики президентской (назначение министров по усмотрению Президента, непосредственное подчинение ему силовых структур, некоторых министерств, служб и агентств и т. д.). Однако на практике в соответствии с реально сложившимися полномочиями и взаимоотношениями органов государства Россия является президентской республикой. В научной литературе её иногда именуют суперпрезидентской или неопрезидентской.

Формы государственного устройства

Форма государственного устройства — это элемент формы государства, характеризующий территориальное устройство государства, характер взаимоотношений между его составными частями, центральными (высшими) и местными органами.

По этой форме государства подразделяются на унитарные и федеративные.

Унитарное государство (от лат. unitas — единство) представляет собой такую территориальную организацию, при которой большинство её частей (административно-территориальных единиц) не имеет каких-либо суверенных прав. Административно-территориальные единицы (районы, области, кантоны и пр.) занимают равное положение по отношению к центральным органам и подчиняются им. Как правило, в унитарных государствах действует только одна конституция, одна система высших органов власти (представительной, исполнительной, судебной), единое гражданство, единая налоговая и финансовая системы.

Иногда в составе унитарного государства допускается автономия отдельных частей, поэтому такие государства называются усложнёнными унитарными. К ним, например, относится Испания, в которой несколько провинций получили автономию, в том числе исторические области: Страна Басков и Каталония.

Федерация (от лат. foederatio — союз, объединение) — это децентрализованное государство, в котором разграничивается компетенция между центральными (федеральными) органами власти и органами его составных частей (субъектов).

Объединяющими началами федерации выступают единое социально-экономическое пространство, единая денежная система, единое гражданство, федеральная конституция и законы, федеральные органы власти. Но наряду с этим имеются высшие органы власти и в субъектах федерации (штатах, землях, республиках). В каждом из субъектов может быть также своя конституция, законодательство, своё гражданство, судебная и налоговая системы.

Между федерацией и её субъектами устанавливаются отношения, при которых действует принцип верховенства федеральной конституции и других федеральных законов. Так, конституции федеративных государств не признают за субъектами федерации права выхода из неё. В случае нарушения этой юридической нормы центральная власть имеет право на принудительные меры по отношению к субъекту федерации. Из курса истории вы знаете, что попытки отделения приводили обычно к глубоким затяжным кризисам и не имели, за редким исключением, успеха. Ярким примером является Гражданская война в США. В этом же убеждают и многие современные события.

Общефедеральным органам принадлежат полномочия и в области внешней политики, и в решении основных вопросов внутренней политики. Таким образом, при федеративной форме государственного устройства государственные образования внутри федерации хотя и обладают юридически определённой политической самостоятельностью, но не являются суверенными государствами. Суверенитет принадлежит единому федеративному государству. Интересы субъектов реализуются посредством представительства в верхней палате общефедерального парламента. Так, в России эту функцию выполняет Совет Федерации, в США — Сенат, в Германии — Бундесрат. Подчеркнём, что двухпалатная структура парламента является обязательным элементом федерации.

Однако правовой статус субъектов в разных федеративных государствах различен. По этому признаку выделяют федерации симметричные и асимметричные. К первой группе относятся те, в которых субъекты имеют равные права и равное представительство в общефедеральном органе власти. Вторую группу составляют федерации, в которых существует неравенство субъектов либо в правах, либо в представительстве. Большинство федераций, в том числе и Россия, относятся к асимметричному типу.

Федерации отличаются также по принципам построения. Так, Австралия, ФРГ, США строятся по территориальному принципу. Федерация в этих странах стала формой преодоления политической раздробленности и не служила средством регулирования межнациональных отношений. Многонациональные федеративные государства, например Индия, имеют национальный принцип построения. Некоторые учёные называют и третий, смешанный, национально-территориальный принцип, который характерен, в частности, для Российской Федерации.

Все описанные формы государства создаются на основе конституции и иных законов, которые характеризуют способы организации государственной власти.

Формы государственного (политического) режима

Из курсов истории и обществознания основной школы вы знакомы с понятием «политический режим» и его типами. В дальнейшем это понятие будет подробно изучаться на уроках курса обществознания. Подчеркнём, что государственный режим является составной частью политического режима и рассматривается нами в юридическом аспекте. С этой точки зрения под государственным (политическим) режимом понимается форма государства, характеризующая реальный правовой порядок функционирования государства, способы осуществления государственной власти.

В правоведении наиболее распространена классификация государственных режимов на режимы демократические и антидемократические (авторитарные и тоталитарные; иногда учёные рассматривают тоталитаризм как крайнюю форму авторитаризма).

Читайте также:
Система ведения реестра владельцев ценных бумаг

Демократический государственный режим (от греч. demos — народ + kratos — власть) характеризуется реальным разделением государственных властей. Органы законодательной власти и высшие должностные лица избираются народом и ответственны перед народом. Выборы являются периодическими, что позволяет обновлять властные структуры. Они осуществляются на альтернативной основе, обеспечивают свободное волеизъявление граждан.

Демократическое государство признаёт, охраняет, защищает естественные и неотчуждаемые права человека. Здесь создаются правовые законы, утверждаются принципы верховенства права и независимости правосудия. Правовое регулирование общественных отношений осуществляется согласно принципу «разрешено всё, что не запрещено законом». Действуют принципы многопартийности и идеологического многообразия. Граждане, реализуя свои политические права, могут влиять на государственную власть через своих представителей в выборных государственных органах, а также непосредственно (выборы, референдумы, петиции, обсуждения законопроектов и пр.).

В государственном управлении метод убеждения превалирует над методом принуждения. Социально-политические противоречия и конфликты разрешаются прежде всего на правовой основе, путём согласования интересов, поиска компромисса и достижения консенсуса (от лат. consensus — согласие). Силовые структуры (вооружённые силы, полиция, органы безопасности и т. п.) находятся под контролем общества, используются только по назначению, их деятельность регламентируется законами.

Подчеркнём, что при неблагоприятных обстоятельствах демократический государственный режим может переродиться в анархический или охлократический режим.

Анархический режим (от греч. anarchia — безвластие) характеризуется разрушением суверенной публичной власти, распадом единой системы правового регулирования, раздроблением властных структур и их взаимной конфронтацией с применением неправовых мер принуждения.

Охлократический режим (от греч. ochlos — толпа, чернь + kratos — власть) возникает в случае прихода к власти лиц, выступающих от имени политически активной толпы (массы людей, движимых эмоциями), и характеризуется поддержкой люмпенизированных слоев общества, беспринципной демагогией и политической безответственностью.

Рассмотрим антидемократические государственные режимы.

При авторитарном режиме (от лат. auctoritas — власть, влияние) формально может провозглашаться принцип разделения государственных властей. Фактически же господствующее положение приобретает исполнительная власть, которая сосредоточивается в руках одного лица (монарха, премьер-министра, президента) или группы лиц. Роль парламента и других органов незначительна. Распространяется практика создания неправовых законов, нарушения действующего законодательства представителями власти. Значительно ограничиваются или ликвидируются права и свободы граждан. Выборы и референдумы проводятся под контролем правительства и нередко приобретают формальный характер. Действует, как правило, частичная цензура средств массовой информации, отсутствуют легальные оппозиционные политические партии или власть чинит им препятствия. Реакция граждан на решения и действия властей не учитывается (блокируется) государством. Основными методами государственного управления становятся команды и приказы, могут широко использоваться также силовые методы. Таким образом, при авторитаризме наблюдается возвышение государственной власти над обществом, правом, законом.

Известны менее жёсткие и более жёсткие авторитарные режимы. Например, авторитарный режим Пиночета в Чили был жёстким режимом. Он сопровождался грубыми нарушениями прав человека, применением насилия. Авторитарный режим де Голля во Франции периода Пятой республики являлся менее жёстким, так как для него характерны командные, но не силовые методы.

В зависимости от целей и задач авторитарный режим может быть конструктивным и деструктивным. Конструктивный авторитаризм преследует цели проведения общественно необходимых реформ и стабилизации общества, когда их осуществление обычными методами невозможно в силу каких-либо чрезвычайных обстоятельств (последствия гражданской войны, революции, экономической депрессии). Деструктивный авторитаризм не преследует общественно значимых целей и стремится укрепить собственную власть, которая, как правило, имеет личный или клановый характер.

Тоталитарный режим (от лат. totalis — весь, полный, целый) представляет собой безраздельное господство бюрократии (номенклатуры, партократии), возглавляемой лидером, действия которого не опираются на законы. По своей сути это режим деспотический, хотя подчас он и стремится имитировать демократию. При таком режиме отсутствует реальное разделение властей. Законы являются средством подчинения людей государственной воле. Действует принцип регулирования общественных отношений «запрещено всё, кроме официально разрешённого». Права и свободы человека нарушаются. Выборы превращаются в- фикцию. Человек полностью отчуждён от власти и политики. Господствует единая общеобязательная идеология, выразителем которой выступает, как правило, одна политическая партия. Правосудие становится элементом мощной карательной системы, которая обеспечивает тотальный контроль за жизнью общества, каждого человека. В качестве основного метода государственного властвования применяется насилие, массовые репрессии, нагнетающие атмосферу страха.

В заключение подчеркнём, что проблема формы государства имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение. От того, как организована и реализуется государственная власть, зависит её эффективность, стабильность и развитие общества, а значит, и жизнь каждого из нас.

Вопросы для самопроверки

  • 1) Что представляет собой форма государства?
  • 2) Какие формы правления вам известны?
  • 3) Чем отличается унитарное государство от государства федеративного?
  • 4) Каковы признаки демократии?
  • 5) В чём сходство и различия тоталитарного и авторитарного государственных режимов?
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: