Форма правления: что это такое, описание и особенности

Основные формы правления

О чем эта статья:

10 класс, 11 класс, ЕГЭ/ОГЭ

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).

Определение формы правления

Прежде чем мы узнаем, какие бывают формы правления, рассмотрим основные определения из школьной программы по обществознанию.

Форма государства — это устройство политической организации общества, призванное обеспечить ее стабильность и нормальное функционирование.

У государства есть три измерения, которые определяют его сущность: форма правления, тип государственного устройства и вид политического режима.

Форма государственного правления — элемент формы государства, который определяет систему организации высших органов государственной власти, порядок их образования, сроки деятельности и компетенцию, а также порядок взаимодействия данных органов между собой и с населением и степень участия населения в их формировании.

  • В узком смысле — это организация высших органов государственной власти (способ организации верховной власти в государстве).
  • В широком смысле — это способ организации и взаимодействия всех органов государства.

Формы власти показывают:

  • как создаются высшие органы власти в государстве,
  • их структуру,
  • какие принципы лежат в основе взаимодействия между государственными органами,
  • как строятся взаимоотношения между верховной властью и рядовыми гражданами,
  • в какой мере организация органов государства позволяет обеспечивать права и свободы граждан.

В современном мире каждое государство отличается набором специфических черт и характеристик, которые сложились в процессе его исторической эволюции, под влиянием природных факторов, особенностей социально-экономического развития, религии и пр.

Из многообразия форм государственного правления на уроках обществознания обсуждают две основные — монархию и республику. Рассмотрим эти виды правления.

Монархия

Монархия — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу — монарху (королю, царю, императору, султану, эмиру) и обычно передается по наследству.

Монархия — одна из самых древних форм правления. Самой ранней формой монархии была деспотия. При деспотии вся верховная государственная власть сконцентрирована в руках у абсолютного правителя или узкой группы лиц, которые вправе свободно распоряжаться судьбой своих подданных. Классическими деспотиями были государства Древнего Востока: Древний Египет, Индия, Китай, Ассирия, Вавилон, Персия. Также деспотической была власть в Золотой Орде, государстве Великих Моголов в Индии и Османской империи.

Параллельно шло развитие теократических представлений о природе монархии. В теократической традиции правитель (монарх) мыслился как живой бог или наместник бога. В разное время элементы теократической монархии можно было встретить в Древнем Египте, Китае, античной Греции (Александр Македонский), Римской империи (начиная с династии Августов). Более поздней формой теократии считают власть Папы Римского.

На теократическую традицию опирались и византийская автократия, и московское самодержавие. Самодержавие возникло в России в связи с принятием великим князем Иваном III титула «Государь Всея Руси» после его женитьбы на племяннице последнего византийского императора Константина XI, Софье Палеолог. А с обретением полной независимости от ханов Золотой Орды Иван III в дипломатической переписке с главами других государств начинает именовать себя царем и самодержцем.

На рубеже XVI−XVII вв. в Европе сложилось представление об абсолютной монархии, под которой понимали такую форму правления, при которой юридически и фактически вся полнота государственной (законодательной, исполнительной, судебной), а иногда и духовной (религиозной) власти концентрировалась в руках монарха, за которым признавалось право лучше всех разбираться в этих вопросах. Классический образец абсолютной монархии того времени: Франция во времена Людовика XIV («короля-солнца»).

Далее появилась идея просвещенной монархии, или просвещенного абсолютизма. Теория просвещенного абсолютизма заключалась в идее светского государства, то есть в стремлении поставить выше всего центральную власть. Просвещенный абсолютизм внес новое понимание государства, которое наложило обязанности на государственную власть, пользующуюся правами. То есть монарх стал пониматься не просто как единоличный властитель государства, а как наиболее образованный представитель своей страны, который должен всестороннее заботиться о благе своих подданных и процветании своего государства.

Современные монархии разделяют на два вида — абсолютные и конституционные.

Абсолютные монархии отличаются всевластием главы государства, не ограниченного конституционными учреждениями. Монарх соединяет в себе функции главы государства и правительства, главнокомандующего вооруженными силами и верховного судьи. Также он назначает правительство и другие органы власти, которые ответственны лишь перед ним как главой государства, а парламент в ряде случаев вообще отсутствует или является лишь совещательным органом при правителе (царе, короле и пр.). В редких случаях монарх выполняет и функции духовного главы. Примеры современных абсолютных монархий: Саудовская Аравия, Бруней, Катар, Оман, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), отчасти княжество Лихтенштейн, Ватикан.

Читайте также:
Текущий счет: что это такое, описание и особенности

В конституционных монархиях полномочия главы государства строго лимитированы. Реальная законодательная власть в таком государстве принадлежит парламенту, а исполнительная — правительству. По степени ограничения конституционные монархии бывают дуалистическими и парламентскими.

Дуалистическая монархия — конституционная монархия, в которой власть монарха ограничена конституцией, но монарх формально и фактически сохраняет обширную власть. Он обладает правами назначения и смещения кабинета министров, абсолютного или отлагательного вето в отношении решений парламента, а также выполняет ряд представительных и внешнеполитических функций. Примеры: Иордания, Марокко, Свазиленд, отчасти королевство Бутан, где присутствуют также и черты абсолютной монархии.

Парламентарная монархия — конституционная монархия, в которой монарх выполняет свои функции номинально. При парламентарной монархии власть монарха не распространяется на сферу законодательной деятельности и значительно ограничена в сфере управления. Законы принимает парламент, которому принадлежит формальное верховенство среди других органов государства. Он же назначает правительство, которое перед ним ответственно. В отдельных случаях (в Великобритании, Бельгии, Нидерландах и др.) у монарха остаются определенные полномочия, как, например, право вето на законодательные акты парламента, но на практике оно давно нигде не применялось. По сути, монарх выполняет чисто представительские функции.

Примеры: все европейские монархии, за исключением Лихтенштейна и Ватикана. Наиболее известные — Великобритания, Испания, Швеция, Дания, Норвегия, Нидерланды и др. В Азии — Бахрейн, Камбоджа, Кувейт, Таиланд, Япония и с некоторыми оговорками Малайзия. В Африке — Лесото.

Виды монархий Основные черты
Абсолютная (неограниченная) Все ветви власти — судебная, законодательная и исполнительная — находятся в руках одного человека: короля, султана, шаха, императора, царя и пр. Власть передается по наследству по праву крови. Чаще всего существует строгий регламент наследования, во избежание распрей между претендентами. Расцвет абсолютных монархий пришелся на период рабовладения и феодализма. В наши дни абсолютная монархия сохранилась в ОАЭ, Кувейте, Омане, Катаре и др.
Конституционная Власть одного лица ограничена законом государства, чаще всего Конституцией. Такой вид монархии подразделяется на дуалистическую и парламентскую.
Дуалистическая Монарх стоит во главе исполнительной власти и может влиять на судебные решения и законотворчество. Параллельно с монархией в государстве часто существуют относительно независимые судебные и законодательные органы. Монарх имеет право распустить парламент, либо наложить вето на принимаемые законы. В наши дни она существует в Иордании и Марокко.
Парламентская Монарх является частично формальным символом государства, данью традициям. Основная власть принадлежит избранным народом органам (парламенту). В государствах с такой формой правления соблюдается принцип разделения властей. Иногда монарх может наложить вето или резолюцию на некоторые законы, но реальной властью он не обладает. Такая форма правления в наши дни представлена в Японии, Дании, Великобритании.

Основные виды монархий и их признаки

Линии сравнения Абсолютная (неограниченная) Дуалистическая Ограниченная (парламентская, конституционная)
Принадлежность законодательной власти Монарх Разделена между монархом и парламентом Парламент
Осуществление исполнительной власти Монарх Формально — монарх, фактически — правительство
Назначение главы правительства Монарх Формально — монарх, но с учетом парламентских выборов
Ответственность правительства Перед монархом Перед парламентом
Право роспуска парламента — (парламент отсутствует) У монарха (неограниченное) У монарха (по рекомендации правительства)
Право вето монарха на решения парламента Абсолютное вето Предусмотрено, но не используется
Чрезвычайно-указное законодательство монарха Неограниченное (указ монарха имеет силу закона) Только в период между сессиями парламента Предусмотрено, но не используется
Современные государства Бахрейн, Катар, Кувейт, Оман, Саудовская Аравия Иордания, Марокко, Непал Бельгия, Великобритания, Дания, Испания, Нидерланды, Япония

Готовиться к ОГЭ на курсах по обществознанию в Skysmart — это увлекательно и эффективно!

Республика

Республика — форма государственного правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, которые избираются населением (или государственными органами) на определенный срок.

Есть две основные формы республики: президентская и парламентская. Еще существуют смешанные (полупрезидентские) республики.

Президентская республика — президент наделен очень большой властью: он совмещает функции главы государства и главы правительства, формирует правительство. Президента избирают все граждане через прямое голосование (пример — США, страны Латинской Америки).

Парламентская республика — ведущим органом власти выступает избираемый гражданами парламент. Именно парламент формирует правительство, которое обязано перед ним отчитываться (пример — Индия, Италия, ФРГ, Швейцария).

Читайте также:
Следы яда: что это такое, описание и особенности

Смешанная республика — власть президента значительна, но формирование правительства происходит с участием парламента (пример — Австрия, Россия, Франция).

Форма государства. Форма правления. Политический режим

Форма государства состоит из трёх компонентов:

  1. Формы правления
  2. Формы государственного устройства
  3. Политического режима

Форма правления – система организации государственной власти и её устройство.

Форм правления существует две:

  1. Монархия – форма правления, при которой власть осуществляется пожизненно и передаётся по наследству.
  2. Республика – форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым населением на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями.

В свою очередь монархии бывают следующих видов:

Абсолютная – это монархия, при которой монарху принадлежат все три ветви власти (законодательная, исполнительная, судебная). Например, таковой была монархия при Петре I.

Дуалистическая – это монархия, при которой монарху принадлежит исполнительная власть, а законодательная находится в руках парламента.

Парламентарная – это монархия, при которой власть монарха формальна, а вся фактическая власть принадлежит правительству, ответственному перед парламентом. Такая монархия сейчас существует в Великобритании.

Конституционная монархия (или ограниченная) существует в виде дуалистической или парламентарной.

Республик тоже существует три вида:

Президентская – республика, при которой президент является не только главной государства, но и главой исполнительной власти (то есть в такой республике отсутствует должность премьер-министра).

Парламентская – республика, при которой у президента номинальные полномочия, а реальная власть принадлежит правительству во главе с премьер-министром, ответственным перед парламентом. Президент в такой республике избирается на заседании парламента.

Смешанная – сочетает черты президентской и парламентской республики. Президент избирается на общенародном голосовании, но не возглавляет правительство (его возглавляет премьер-министр). Правительство при этом несёт ответственность перед парламентом, а президент является главой государства.

Политический режим – это совокупность форм и методов осуществления государственной власти, характеризующих состояние демократических прав и свобод в обществе.

Существует три вида политического режима:

Демократический – политический режим, при котором народ служит источником и носителем политической власти.

Признаки демократического государства:

  1. Источником власти является народ
  2. Легально действует оппозиция
  3. Действует принцип разделения властей
  4. Органы государства формируются на свободных и честных выборах
  5. Существует многопартийность и политический плюрализм
  6. Развиты институты гражданского общества
  7. Всё подчинено законам, установлено верховенство права
  8. Права и свободы граждан реализуются в повседневной жизни

Авторитарный – это режим, при котором государство контролирует политическую сферу жизни общества, но не ограничивает личные права граждан.

Признаки авторитарного государства:

  1. Есть многопартийность, но запрещены оппозиционные партии
  2. Установлен приоритет интересов государства над интересами общества
  3. Применяется насилие против популярных оппозиционеров
  4. Нечестные выборы

Тоталитарный – это политический режим, для которого характерен полный контроль государства над всеми сферами жизни общества, а также над частной жизнью граждан.

Признаки тоталитарного государства:

  1. Разрешена только одна партия и одна идеология
  2. Жесткая централизация власти
  3. Террор против инакомыслящих
  4. Регулирование государством частной жизни граждан
  5. Упразднение местного самоуправления
  6. Выборов либо нет, либо они нечестные
  7. Осуществляется административный контроль над отправлением правосудия

Что такое форма правления государством и какие они бывают

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. На Земле существует свыше 200 независимых государств, каждое из которых по разным признакам не похоже ни на какое другое.

Однако у стран есть ряд общих черт, одна из них — форма государственного правления.

Этот элемент присущ любому современному государству (это что?) независимо от уровня экономического развития, политического режима, исторических традиций, официальной религии и иных признаков.

Давайте вместе разберемся, какими бывают формы правления, на что они влияют и как определяют деятельность государственных органов.

Форма правления — это .

Форма правления — это один из компонентов формы государства, определяющий процедуру формирования и механизм организации деятельности высших госорганов. Она задает период функционирования органов власти, перечень их компетенций и характер взаимоотношения друг с другом.

Нередко отражается в титульном названии (республика Корея, княжество Монако) или точно определяется в тексте Основного закона государства.

При определении ФП может учитываться степень участия граждан в формировании политической власти. Политический режим (это что такое?), форма правления и форма государственного устройства выступают элементами формы государства.

Классификация форм правления

В науке формы государственного правления принято классифицировать по двум типам — монархии и республики.

Такое деление является основным и используется в школьных и вузовских программах. Главное отличие этих форм заключается в способе формирования высшей государственной власти. В монархии это происходит через механизм наследования, а в республиках — через выборы.

Читайте также:
Прения сторон в суде присяжных

Виды монархий

Термин монархия дословно переводится с греческого языка как «единовластие».

Подобная трактовка очень точно передает ее суть — в таких государствах власть находится у единоличного правителя, который получает свой титул (король, император, султан и другие) в порядке наследства и сохраняет до конца жизни.

Сегодня на планете преобладают две исторические формы монархии:

    Абсолютная. Отличается концентрацией всех ветвей госвласти в руках одного правителя. В стране обычно отсутствуют представительные органы, а монарх опирается на близкие ему совещательные структуры наподобие Дивана в Саудовской Аравии, в который входят представители правящего клана Саудитов.

Иногда монарх дополнительно выполняет функции религиозного лидера, концентрируя в своих руках светскую и духовную власть (Оман, Саудовская Аравия). Существует немало классификаций современных абсолютных монархий, где их число варьируется от 2 до 8.

Чаще всего в этих списках присутствует Саудовская Аравия, Оман, Бруней, Катар. Особняком стоит Ватикан. Это единственная теократическая монархия, возглавляемая духовным лицом Римским Папой.

Конституционные. В таких государствах политическая власть руководителя реально ограничивается Основным законом. Они существуют в двух разновидностях:

    Дуалистические — промежуточная форма между абсолютной и парламентской монархией. В подобных странах законодательную власть осуществляет представительный орган, а исполнительная принадлежит королю, который может реализовывать ее через назначаемое им правительство. Последнее, как правило, одновременно отвечает перед парламентом и монархом. К такому типу государств относят Иорданию и Марокко.

Во многих странах короли имеют право наложения veto на законы парламента или назначения в правительство, но в реальности не пользуются ими. Большинство подобных монархий расположены в Западной Европе — Швеция, Нидерланды, Испания, Бельгия, Норвегия, Дания и другие. Форма правления Великобритании, Японии, Канады также попадает в эту категорию.

Виды республик

Термин республика имеет латинское происхождение и в переводе на русский означает «общественное дело». Большинство таких государств возглавляет выбранный народом президент.

В современной политологии выделяют три вида республик:

    Президентская. Отличается существованием системы сдержек и противовесов, которая обеспечивает четкое разделение компетенций трех ветвей госвласти. В такой стране президент лично возглавляет правительство, но не может прекратить полномочия представительного органа.

При этом парламентское большинство не способно повлиять на создание правительства. Принцип существования подобного государства соответствует формуле: сильный президент — сильный парламент (это что такое?). Яркий пример — форма правления США.

Парламентская. Представительный орган обладает правом участвовать в формировании ответственного перед ним кабинета министров и избирать президента. Политическая миссия последнего очень незначительна, поэтому он зачастую выполняет представительские роли.

Признаки парламентской республики:

  1. президент не является руководителем исполнительной ветви власти, хотя номинально может назначать главу правительства;
  2. политическая ответственность исполнительной власти перед парламентом;
  3. акты, подписанные главой государства, нуждаются в контрасигнатуре.

Такова форма правления Индии, Израиля, Германии, Италии и некоторых других государствах.

  • Смешанные. Сочетают черты президентской/парламентской республики. Унифицированных признаков этой формы не существует, так как в каждом государстве могут присутствовать свои особенности. Однако можно выделить самые часто встречаемые характеристики:
    1. президент выполняет роль руководителя государства и функцию политического арбитра (таков признак формы правления России);
    2. правительство одновременно ответственно перед руководителем страны и представительным органом;
    3. президент формально не возглавляет правительство, но способен на него активно воздействовать;
    4. президент вправе досрочно лишить парламент полномочий (в РФ это право ограничено в первый год работы Госдумы);
    5. глава государства может накладывать veto на законопроекты.
  • Примеры — форма правления Франции, Польши, Португалии.

    Многих граждан справедливо интересует вопрос какая форма правления Российской Федерации. Наша страна относится к смешанным республикам.

    Еще больше о формах правления можно узнать здесь:

    Редкие формы правления

    Сегодня на планете есть немало стран, которые не попадают в общую классификацию.

    Например, форма правления Китая — парламентская республика с ярко выраженной однопартийной системой и демократической диктатурой народных масс.

    При этом представительный орган страны — Всекитайское собрание народных представителей не избирается всенародно, а формируется посредством голосования собраний народных представителей регионов.

    В Африке и Латинской Америке существует немало суперпрезидентских республик. В них все властные полномочия сконцентрированы в руках президента, который помимо исполнения функций главы государства возглавляет правительство и руководит правящей партией.

    Читайте также:
    Плата на восстановление и охрану водных объектов

    Основной закон предоставляет ему право многократного роспуска представительного органа, единоличного назначения/смещения должностных лиц, а также введения по личной инициативе чрезвычайного положения.

    По сравнению с формой правления Российской Федерации в таких странах отсутствует конституционно закрепленный механизм отрешения главы государства.

    В Иране сформировалась клерикальная республика. Несмотря на наличие главы государства и парламента ключевую роль играет высшее духовное лицо, избираемое Советом экспертов, куда входит высшее духовенство.

    В Малайзии существует смешанная форма правления, иногда называемая выборной монархией. Глава государства — Верховный правитель избирается на пять лет из монархов, которые руководят штатами.

    В современном мире сложились различные способы формирования высшей госвласти. Мы уже знаем, что форма правления РФ — смешанная республика, а США — президентская.

    Каждое суверенное государство выбирает оптимальный для себя вариант в конкретный исторический период и имеет право изменить ФП на более приемлемую.

    Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

    Эта статья относится к рубрикам:

    Комментарии и отзывы (2)

    В теории может у нас и смешанная республика, но на практике абсолютно ручной парламент и не потому что он по Конституции такой ручной, он такой фактически, подчиняется правительству и президенту, это можно увидеть на примере принятия законов, как ловко Дума их принимает, когда те спущены органами высшей исполнительной власти.

    Николай: это называется порядок, который удалось навести только сейчас. Тот раздрай, что творился до этого вам, видимо (как жителю антироссии), нравился.

    Как же коробит Запад и его прихлебателей (идейных и проплаченных), что принимаются законы выгодные России, которые делают ее сильнее. Аж выворачивает их наизнанку, а она такая неприглядная.

    Формы правления

    Нестерова И.А. Формы правления // Энциклопедия Нестеровых

    1. Понятие формы правления
    2. Виды форм правления
    3. Монархия
    4. Республиканская форма правления
    5. Нетрадиционные формы правления

    Понятие формы правления

    Форма правления – это консервативный институт, который поддается изменениям с большим трудом.

    Общепризнанной считается трактовка, которая представлена В.Е.Чиркиным [1]: “Форма правления – это элемент формы государства, который определяет систему организации высших органов государственной власти, порядок их образования, сроки деятельности и компетенцию, а также порядок взаимодействия данных органов между собой и с населением, и степень участия населения в их формировании”.

    Форма правления не тождественна форме государственного устройства. Это два разных понятия. Форма правления может рассматриваться в узком и широком смыслах:

    • В широком смысле форма правления представляет собой организацию высших органов государственной власти;
    • В узком смысле форма правления являет собой способ организации и взаимодействия всех органов государства.

    Виды форм правления

    Виды форм правления

    В истории существуют две формы правления: монархия и республика. В разные периоды развития общества существовали определенные виды монархий и республик, обусловленные эволюционным развитием того или иного государства. Каждый вид монархии или республики представляет собой эволюцию той или иной формы правления от простой к сложной.

    Для понимания сущности формы правления как правового явления нужно изучить особенности каждого вида в отдельности и выделить плюсы и минусы для развития общества и права.

    Монархия

    О монархии, как о форме правления можно прочитать еще в шумерских табличках, египетских папирусах или древних индийских свитках. Монархия запечатлена в Ветхом и Новом Заветах, о монархии упоминается и в других религиях, что говорит о древности и устойчивости к эволюционным веяниям.

    Монархия – форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично, она пожизненна, передается по наследству и не предусматривает ответственности перед населением [2]

    На сегодняшний день есть много стран, где сохранилась монархия. Так, например, конституционной монархией считается Великобритания. В стране туманов королевская семья является символом,национальной гордостью. Формально, никаких государственных решений королева не принимает. Однако, давно бытует мнение, что ни одно важное для страны событие не происходит без закулисного вмешательства королевских особ.

    Отдельно следует перечислить все государства, где существует абсолютная монархия. Эти страны сохранили жесткую иерархию в обществе. Жизнь граждан и развитие страны во многом зависят от монарха.

    К странам с абсолютной монархией в большинстве своем относятся мусульманские страны с глубокими и жесткими религиозными традициями.

    К числу абсолютных монархий по данным на 2018 год относятся:

    1. Катар
    2. Бруней
    3. Саудовская Аравия
    4. Объединенные Арабские Эмираты
    5. Оман
    6. Ватикан
    7. Свазиленд

    В качестве примера государственного устройства государства с абсолютной монархией рассмотрим африканское государство Свазиленд. Находится эта страна на юге Африки. В государстве нет конституции. Несколько законов, близких по функциональным особенностям к конституционным, регламентируют важные сферы жизни общества.

    Читайте также:
    Франчайзное предприятие: что это такое, описание и особенности

    Флаг Королевства Свазиленд

    Единоличным правителем королевства Свазиленд является король Мсвати III. Он наделен полномочиями исполнительной власти и назначает министров и премьера. В руках короля сосредоточена исполнительная власть. Он обладает полномочиями назначать нескольких своих представителей в каждую из палат парламента. Парламент в Королевстве Свазиленд играет роль консультационного органа при правящем монархе. Верховным главнокомандующим армии является король Свазиленда. В его подчинении также находится королевская полиция, отвечающая за порядок внутри страны.

    Монархия – это старейшая форма правления. Она появилась еще до нашей эры и существует в ряде государств до сих пор. Монархия пережила эволюцию и слом традиционных авторитарных устоев, но, при этом, она сохранила роль монарха как ключевой фигуры в государстве.

    Республиканская форма правления

    В современной правовой науке республиканская форма правления считается более прогрессивной и перспективной. Считается, что республики более демократичные и направлены на развитие института гражданского общества, чем монархии. Данное утверждение спорное, однако имеет право на существование.

    Республика – это форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит выборным органам, избирающимся населением на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями [2].

    Признаки республиканской формы правления

    Республика зародилась в эпоху античности. Позднее республика прорвалась сквозь дремучий феодализм в Европу путем революций. В период феодализма республиканская форма правления была распространена мало и существовала в крупных торговых городах-государствах. Наиболее известными городами республиками являются Венеция, Генуя, Любек, Новгород и Псков.

    Самым значимым событием в процессе становления республики, как ключевой формы правления стала Великая Французская Революция. Начало революции ознаменовано взятием Бастилии 14 июля 1789 года, а окончанием революции историки считают 9 ноября 1799 года. Во время кровопролитных волнений и череды восстаний во Франции свергли монарха. О жестокости тогдашних революционеров написано много книг, сняты фильмы и сделаны игры. Считается, что бессмысленные зверства Робеспьера оправданы результатом революции. Однако споры по данному поводу не утихают и по сей день.

    С, президентские и смешанные республики. Прежде чем обратиться к особенностям каждого вида республики, следует выделить трактовки каждого вида республики.

    По мнению Сафонова Е.В. президентская республика представляет собой такую форму правления, “при которой высшим должностным лицом в государстве является президент, наделенный реальными властными полномочиями и соединяющий в своих руках функции главы государства и главы правительства” [2].

    В науке конституционное право под парламентской республикой понимается такая форма правления, при которой ключевая роль в управлении делами государства принадлежит парламенту, а президент выполняет формальные функции.

    Смешанная республика или президентско-парламентская республика являет собой такую форму правления при которой существует, баланс между президентом и парламентом.

    Особенности различных видов республик

    Президент избирается не парламентом, а народом.

    Президент определяет направления как внешней, так и внутренней политики государства.

    Президент может распустить парламент.

    Основные функции по управлению государством возложены на парламент.

    Парламент не отчитывается перед президентом.

    Правительство в такой республике формируется парламентским путем и несет ответственность перед парламентом.

    Президент и парламент избираются всенародным голосованием

    Законодательный орган и глава государства наделены практически равными полномочиями в управлении страной.

    Правительство подчинено президенту, но отчитывается перед парламентом, а отвечает перед президентом.

    Роль премьер-министра сводиться к выполнению поручений по управлению от президента.

    Наличие механизма “сдержек и противовесов”.

    В различных государствах существуют определенные требования для кандидатов в президенты: от возрастного ценза до религиозных предпочтений. Так, в Венесуэле президент не должен быть младше 30 лет, а во Франции и США – 45 лет. В Алжире, Судане, Тунисе, Пакистане на пост президента может быть избрано лишь лицо, исповедующее государственную религию. На Филиппинах кандидат на пост президента должен уметь писать и читать на государственном языке. В Нигерии кандидат должен обладать средним, а в Турции – высшим образованием. Существует и ряд других условий. Например, в Иране кандидат на пост президента должен быть честным и обладать необходимыми для руководства организаторскими способностями.

    Нетрадиционные формы правления

    Под влиянием различных внешних и внутренних факторов в ряде государств происходит трансформация традиционных форм правления. Что приводит к появлению смешанных видов государственного управления, например республиканская монархия. Выборы нового монарха обычно проводятся в том случае, когда прекращается династия. Вместе с тем, в современных условиях есть такие монархи, где глава государства не пожизненный и не наследственный, а переизбирается через определенный промежуток времени. Такая система существует в Малайзии и Объединенных Арабских Эмиратах, своеобразных федеративных выборных монархиях. В каждом из этих государств глава государства переизбирается раз в 5 лет. Это сближает главу государства – монарха с президентом, а монархическую форму правления с республиканской. Однако оба государства остаются монархиями, ибо главой государства не может быть избран любой гражданин, удовлетворяющий избирательным квалификациям и требованиям для президента.

    В Малайзии 9 из 13 субъектов федерации возглавляются наследственными султанами (управление в четырех других организовано иначе), и только эти 9 образуют Совет правителей, который раз в 5 лет избирает главу государства. В Малайзии Совет правителей не обладает властными полномочиями, власть монарха тоже существенно ограничена. Малайзия – парламентарная монархия.

    Не менее интересной нетрадиционной формой правления считается суперпрезидентская республика. Данная форма правления распространена в государствах Латинской Америки. Для суперпрезидентской республики характерно следующее:

    • высокая степень централизации государственного аппарата;
    • гипертрофированное развитие института чрезвычайного или осадного положения;
    • важная роль армии в политической жизни;
    • преобладание насильственных методов достижения власти.
    1. Чиркин, В. Е. Государствоведение – М.: Юрист, 2009
    2. Сафонов, В. Е. Конституционное право зарубежных стран. – М.: Издательство Юрайт, 2013

    Формы правления – монархия и республика, их виды, характеристики и признаки

    Она определяет, как создается государственное управление, на какие структуры подразделяется.

    Также от нее напрямую зависит построение взаимоотношений между высшими органами власти и населением страны, обеспечение прав и свобод каждого отдельного гражданина.

    Распределение по типам

    У форм государственного правления есть много различных признаков. С их помощью удается проводить классификацию. В глобальном смысле их разделяют на две подкатегории:

    1. Монархии, когда власть в наличии у одного человека и передается по наследству (преимущественно по мужской линии).
    2. Республики, когда органы управления избираются населением на конкретный промежуток времени. Выборы проводятся специальными комиссиями, контролирующими свободу граждан принимать решения.

    Формы правления в России сменялись на протяжении истории. В настоящее время она является демократической правовой федеративной республикой.

    На высшем уровне установлено равноправие между парламентом и президентом, однако ключевой составляющей власти является многонациональный народ страны.

    Признаки классической монархии

    Монархическое управление государством подразумевает единоличную верховную власть. Она передается наследнику (родственнику по горизонтальной или вертикальной линии) после смерти монарха.

    Основные признаки:

    • Власть у единоличного лидера пожизненная;
    • Переход управления носит наследственный характер;
    • Государственные органы формируются по усмотрению главы;
    • Лидер не несет никакой юридической ответственности, его действия не караются законом.

    Монархия — самый древний способ управления. Все ранние государства практиковали именно ее. Она возникла во время рабовладельческого строя. В период феодализма только укрепилась.

    Сегодня большинство стран отказались от нее, в некоторых сохранились лишь формальные черты (например, Англия).

    Категории единоличного управления

    Монархическое управление осуществляется разными способами. Глава государства всегда остается неприкосновенным, юридически безответственным. Однако нюансы все-таки существуют:

    • Абсолютная. Есть единственный человек, которому власть принадлежит полностью. Любые другие органы управления отсутствуют, никто не контролирует компетентность лидера.
    • Конституционная. Власть лидера ограничивается парламентскими органами управления, что для монархии нетипично. Как правило, в конституции прописывается ответственность главы, и он не имеет прав ее изменить.
    • Дуалистическая. Немного похожа на парламентскую, только здесь управление разделяется между двумя органами — главой и партией. Монарх обычно занимается интересами феодалов, а парламент — буржуазией и другим населением страны.
    • Теократическая. Лидеру принадлежит вся власть — как социальная, так и религиозная.

    Россия была абсолютной монархией в 17−18 вв. Есть много других примеров соответствующего режима, например, дореволюционная Франция. Хорошо, что она не задерживалась надолго.

    Когда глава государства получает полную власть, ничем не ограниченную, наблюдается упадок сословия. Помимо юридической безответственности, в его подчинении постоянно находятся армия, полиция, медицинские работники и пр. Соответственно, они перестают выполнять свои основные функции, переходя под влияние одного человека, а не населения.

    Со временем единоличное управление обретает цивилизованные очертания. Монарх может назначать чиновников, которые контролируют феодалов. Но вмешательство в личную жизнь граждан, навязывание решений все равно присутствует.

    И по утверждению исследователей, страны с абсолютной монархией неспособны на долгое существование.

    Характерные черты республики

    Государственный строй, при котором органы власти избираются населением страны, называется республикой. В такой форме правления каждый отдельный гражданин имеет политические, юридические и личные права, а таблица построения властных структур полностью зависит от народа. Также для нее характерны такие черты:

    • Помимо единоличного, существует и коллегиальный орган власти. Не всю ответственность берет на себя президент — его решения рассматриваются парламентом;
    • Глава избирается на конкретный срок, прописанный в Конституции;
    • Президент решает проблемы населения, защищает интересы народа, а не свои личные;
    • Лидер страны несет такую же юридическую ответственность, как и все остальные граждане;
    • Есть четкое разделение полномочий между органами власти.

    Самой первой республикой, известной сегодня, является Рим с 509 г до н. э. Тогда это была не классическая форма управления государством, а совмещенная.

    Устройство власти включало в себя монархов, представителей демократических сословий и богатых людей, которые тоже имели свое влияние.

    Виды народовластия

    В отличие от монархий, республиканских форм правления не настолько много. В глобальном смысле бывает только два типа: президентская и парламентская. В первом случае организация верховной власти полностью ложится на плечи главы государства. Он становится лидером как страны, так и правительства.

    Способы правления характерны:

    • Формирование правительства осуществляется вне парламента;
    • Органы власти ответственны перед главой государства;
    • Президент имеет намного больше полномочий.

    В парламентской республике верховная власть принадлежит соответственному органу. Тут народ выбирает не главу, а партию.

    Она же, в свою очередь, путем голосования назначает президента. Однако его можно сменить, если большая часть депутатов разочаруется.

    Исторические примеры

    Каждая из форм правления когда-либо существовала на планете. Некоторые сохранились до сих пор, хотя для цивилизованного мира они выглядят странно, даже варварски.

    Из современной истории можно привести примеры монархий:

    • Абсолютные — Катар, Саудовская Аравия, некоторые другие страны Африки.
    • Конституционные дуалистические — Марокко, Кувейт, Монако.
    • Конституционные парламентские — Дания, Швеция и некоторые другие государства европейской карты.
    • Классические парламентские — Великобритания.
    • Классическая конституционная — Япония (власть сосредоточена у кабинета министров).
    • Теократическая — Ватикан.

    Большинство стран Европы практикует единовластие только в формальном режиме. Также существует такое понятие, как традиционная монархия.

    Термин применяется к странам, которые на самом деле являются республиками, имеется Конституция, власть принадлежит народу. Однако существует и лидер, отыгрывающий роль в проведении различных торжеств и празднеств. Он своеобразный символ.

    Республик в современности намного больше. Это значит, что цивилизованное общество развивается, отходит от рабовладельческого строя и феодализма. Одним из классических примеров является США, где практикуется президентский формат. Глава государства является верховным главнокомандующим, представителем правительства, наделяется полномочиями распускать парламент, если сомневается в его компетентности.

    Интересно соотнести понятия политического режима и формы правления. В первом случае понимаются методы осуществления власти. Разновидности — демократия, бюрократия или авторитаризм. Обратная категория — анархия, она позиционируется как полное отсутствие какого-либо режима, и каждый гражданин волен делать все, что ему захочется.

    Форма правления по определению отличается. Так называют установленные на конституционном уровне законы и правила, в соответствии с которыми устанавливается власть. Не допускается выход за эти рамки. Если такое наблюдается, то гражданин, независимо от его положения в обществе, должен будет понести юридическую ответственность.

    История власти в России

    Россия — уникальна в своем роде. За всю историю существования форм правления в РФ было предостаточно. Изначально она была монархией, даже когда для большинства зарубежных стран она стала нетрадиционной. Из-за единовластия наблюдался определенный упадок, как социальный, так и экономический. Поэтому Великая Октябрьская революция стала логическим завершением этого устоя.

    После свержения большевиками монархического строя формируется социалистическая республика, или СССР, разделенная на несколько унитарных государств. Этот удивительный опыт в столь глобальном масштабе не переживала ни одна другая страна на планете. Ввелась Конституция, определились законы. В качестве президента выступал Генеральный секретарь, наделенный широким спектром полномочий.

    Развал СССР приводит к плюрализму. Современная республика только начинает формироваться, поэтому наблюдается некий упадок. Коррупция во власти, отсутствие контроля, правительственные разборки — все это постепенно разрушает страну. Влияние оказывают и западные ценности, которые просачиваются после снятия «железного занавеса».

    Современную Россию можно кратко охарактеризовать как смешанную республику. Лидером ее является Президент, он же главнокомандующий. И он, и парламент наделяются одинаковыми полномочиями.

    В РФ не только глава государства, но и депутаты в Думу выбираются народом, каждый в своем округе. Это обеспечивает каждого гражданина Российской Федерации полной и непосредственной свободой.

    Формы(источники) права: понятие, виды, особенности

    1. Источники (формы) права

    Источник (форма) права – внешняя форма выражения и закрепления норм права. Формирование норм права (правотворчество) может осуществляться государством путём принятия нормативных правовых актов, в других случаях государство придаёт правилу характер правовой нормы путём санкционирования.

    Различают четыре основных вида источников (норм) права:

    1. Правовой обычай.
    2. Судебный прецедент.
    3. Нормативный правовой акт.
    4. Нормативный договор.

    С некоторой долей условности к источникам права можно отнести юридическую доктрину, в некоторых правовых системах источником права являются религиозные произведения или даже “революционное правосознание”, в Древнем Риме источником права были ответы и сочинения юристов.

    2. Правовой обычай

    Обычай является одним из самых старых видов социальных ном. Вообще обычай – правило поведения, которое сложилось в течение нескольких поколений и стало обязательным в силу многократного повторения, привычки. Правовым обычаем называется обычай, санкционированный государством, после установления юридической санкции за несоблюдение простой обычай становится правовым. Как источники право обычаи имели большое распространение в древности и в средние века, но и в настоящее время они не утратили своего значения в некоторых странах.

    В России правовой обычай широкого распространения не имеет, однако его применение не исключается. Статья 5 Гражданского кодекса РФ предусматривает применение обычаев делового оборота (обычай делового оборота – сложившееся и широко применяемое в какой-либо области правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе).

    3. Судебный прецедент

    Судебный прецедент – решение суда по конкретному делу, которому придаётся обязательная сила (некоторые исследователи в качестве источника права выделяют ещё и юридический прецедент). Суд выступает в роли правотворческого органа, его решение становится образцом для рассмотрения аналогичных дел в будущем. Аналогичные дела, рассматриваемые впоследствии судами (как правило, нижестоящими), должны решаться так же.

    Судебный прецедент в настоящее время широко применяется в Великобритании и некоторых других странах, относящихся к англосаксонской правовой семье. В России и других странах, относящихся к романо-германской правовой семье, судебный прецедент не рассматривается как источник права.

    4. Нормативный правовой акт

    Нормативный правовой акт – документ, принимаемый уполномоченным государственным органом, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы права. Нормативный правовой акт в России (а также во многих других правовых системах, относящихся к романо-германской семье права) является основным, доминирующим источником права. Нормативный правовые акты (в отличие от других источников права) принимаются только уполномоченными государственными органами в пределах их компетенции, имеют определённый вид и облекаются в документальную форму (кроме того, они составляются по правилам юридической техники).

    Нормативные правовые акты, действующие в стране, образуют единую систему. По порядку принятия и юридической силе нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты . Поскольку Россия является федеративным государством, в ней действуют нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

    5. Законы и подзаконные акты

    Закон – нормативный правовой акт, принятый в особом порядке высшим представительным (законодательным) органом государственной власти или непосредственно народом. Законы регулируют наиболее важные общественные отношения и обладают наибольшей юридической силой.

    Среди законов выделяют:

    • основные – Конституции и аналогичные законы, имеющие высшую юридическую силу;
    • конституционные – принимаемые по некоторым вопросам конституционного значения;
    • кодифицированные – сложные систематизированные акты, регулирующие комплекс общественных отношений;
    • текущие – принимаемые для урегулирования других вопросов жизни общества.

    В Российской Федерации действуют федеральные законы и законы субъектов РФ. Действующие законы образуют систему законодательства, причём все законы должны соответствовать Конституции, федеральные законы – федеральным конституционным законам, а законы субъектов РФ – федеральным законам, принятым по вопросам ведения РФ или совместного ведения.

    Подзаконные (все остальные) нормативные правовые акты принимаются государственными органами в пределах их компетенции и, как правило, на основании закона. По общему правилу подзаконные акты должны соответствовать законам. К подзаконным актам РФ относятся нормативные акты (то есть указы, содержащие нормы права) Президента РФ, нормативные постановления палат Федерального Собрания (принимаемые по вопросам их ведения), нормативные постановления Правительства РФ, различные нормативные акты (приказы, инструкции, положения и т.п.) федеральных министерств, других федеральных органов исполнительной власти, других федеральных государственных органов.

    6. Нормативные договоры

    Источником права в России являются также нормативные договоры. Самым распространённым видом нормативных договоров являются международные договоры, в различных правовых системах присутствуют и иные нормативные договоры. Согласно статье 15 Конституции РФ международные договоры РФ являются составной частью её правовой системы, причём если международным договором РФ установлены иные правила (нормы), чем предусмотренные законом, то применяются правила (нормы) международного договора.

    Порядок заключения, ратификации и применения международных договоров установлен Конституцией РФ и Федеральным законом “О международных договорах РФ” (1995). Источниками права являются также Федеративный договор, иные договора и соглашения о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ (внутрифедеративные договора и соглашения недопустимо путать с международными договорами РФ), коллективные трудовые соглашения.

    Нормативно-правовые акты: понятие, виды. Действие нормативных актов во времени, пространстве и по кругу лиц

    Как уже отмечалось, федеральные и федеральные конституционные законы по общему правилу вступают в силу по истечении 10 дней с момента их официального опубликования (в «Парламентской газете» или в «Собрании законодательства Российской Федерации»), если в самом законе не содержится указаний на иной порядок вступления его в силу.

    Например, УК РФ был принят в мае 1996 г., а в силу вступил с 1 января 1997 г.

    Данное положение содержится в Федеральном законе «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных законов, федеральных конституционных законов, актов палат Федерального Собрания». Подобные законы приняты и в субъектах Федерации: в них речь идет, естественно, о региональных законах.

    Другие правила вступления в юридическую силу нормативных актов указаны на рис. 19.

    Рис. 19. Действие нормативного акта во времени

    Нормативные акты (или отдельные правовые нормы) прекращают свое действие по следующим основаниям:

    • истечение срока действия нормативного акта (нормы), на который он был рассчитан;
    • прямое указание на отмену действия нормативного акта (нормы), содержащееся во вновь изданном нормативном акте (например, в Законе «О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации» предписывается признать утратившим силу с 1 января 1997 г. УК РСФСР, принятый в 1960 г. со всеми последующими изменениями);
    • принятие нового нормативного акта (нормы) равной или большей юридической силы, который регулирует эту же сферу общественных отношений (например, после принятия Закона «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных законов, федеральных конституционных законов, актов палат Федерального Собрания» в 1994 г. утратил юридическую силу действовавший до этого соответствующий указ Президента России; еще пример — принятие того же УК РФ 1996 г.);
    • изменение обстоятельств, утрата актуальности нормативного акта (нормы), т. е его устаревание.

    Следует отметить, что действие нормативного акта во времени связано еще с такими понятиями, как обратная сила закона и переживание закона.

    Обратная сила закона (ретроактивность) — распространение действия норм данного закона на действия, события, возникшие до его вступления в юридическую силу.

    В юридической науке и практике существует общее правило: закон обратной силы не имеет.

    Однако в нем имеются и исключения:

    • закон, отменяющий и смягчающий юридическую ответственность, имеет обратную силу. Так, уголовный закон, смягчающий наказание, имеет обратную силу. Здесь обратная сила закона основывается на принципе гуманизма;
    • в самом законе говорится о том, что его нормы имеют обратную силу.

    Переживание закона (ультраактивность) — продолжение действия норм закона после его отмены. Возможно тогда, когда новый закон продлевает на определенный период действие норм старого закона.

    Понятие “форма права” и многообразие форм права

    Вы будете перенаправлены на Автор24

    Сущность и классификация форм права

    Форма права – это специфическое, определенное выражение правовых норм, которым придаются качества общеобязательности через закрепление их содержания.

    Для того, чтобы правило поведения стало юридической нормой, необходимо, чтобы оно было облечено в правовую форму. Это может быть реализовано через правотворческою деятельность государства, когда воля законодателя отражается в каком-либо правовом акте и выступает обязательной для исполнения.

    Понятия «источник права» и «форма права» тесно взаимосвязаны, но не являются одинаковыми. «Форма права» показывает, как содержание права выражено и организовано вовне. «Источник права» – это зачатки формирования права, определенная система факторов, которая предопределяет его формы выражения и содержание.

    Классификация форм права:

    1. Внешняя форма права. Совокупность юридических источников, закрепляющих правовые явления, предоставляющих возможность адресатам правовых установлений узнать их реальное содержание и использовать их.
    2. Внутренняя форма права. Система элементов, структура, представляющая содержание этого явления (институты права, отрасли права).

    В правоведении выделяют идеальные, материальные и юридические источники права.

    Материальные источники права базируются на системе объективных потребностей социального развития, заключены в базисных отношениях и специфике данного способа производства. Общественные отношения корректируются законодателем согласно уровню его политической ориентации и правосознания. На позицию законодателя могут оказать влияние особенности внутриполитической и международной обстановки, а также другие отдельные факторы. В своей совокупности все эти обстоятельства и составляют в идеальном смысле источник права.

    Готовые работы на аналогичную тему

    Юридическими источника права являются юридические акты, в которых отображен результат идеологического осознания объективных потребностей социального развития через ряд правотворческих процедур. В этом случае форма права и источник права совпадают по содержанию в юридическом смысле. В специально-юридическом смысле наблюдается внешнее выражение норм права.

    Взаимосвязь понятий «источники права» и «формы права»

    Термин «источники права» имеет несколько смысловых значений:

    • в материальном смысле – это способ бытия людей, или материальные условия жизни социума;
    • в идеальном смысле – мировоззренческие или философские начала, которые легли в основу правовой системы;
    • в юридическом, или формальном смысле – разные способы внешнего выражения права.

    Источники права выступают носителями информации о моделях поведения субъектов права и определенных правилах.

    Термины «форма права» и «источник права» в юридической науке используют как тождественные.

    Источники права чаще всего рассматриваются в юридическом понятии. К юридическим источникам права относятся официальные формы выражения, закрепления норм права, которые действуют и признаются в данном государстве.

    Виды источников права:

    1. Правовой обычай. Первые законы государства представляли собой санкционированные им обычаи. Обычай начинает относиться к правовой системе непосредственно после его одобрения и признания государством. Такой обычай защищен государством. В настоящее время распространен обычай делового оборота (ст. 5 ГК РФ). Это широко используемое и сложившееся правило поведения в предпринимательской деятельности, не предусмотренное законодательством.
    2. Правовой прецедент. Решение административных или судебных органов по конкретному делу, которое в будущем при рассмотрении подобных дел принимается за обязательное правило. Для судебного прецедента характерны: общеобязательная юридическая сила; правотворческая деятельность судов; подчинение к закону положения (закон может отменить действие судебного прецедента; суд, при создании прецедента, должен действовать исключительно в соответствии с законом; прецедент прекращает свое действие после принятия закона.
    3. Правовая доктрина (учения, теории). В российской По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Право собственности Российской Федерации подробнее правовой системе не используется, так как судья, при вынесении решения, не может ссылаться на труды каких-либо ученых или их комментарии. Их работы могут выступать только вспомогательным, справочным материалом. Характерные признаки правовой доктрины: результат научной деятельности; обладает особой формой выражения – научное исследование текстов определенных правовых принципов, правоположений и т. д.; способом выражения мнений ученых по каким-либо проблемам правового содержания; общезначимость (отображает потребности политического, социально-экономического и духовного развития общества и государства на конкретном историческом этапе).
    4. Нормативные договоры. Соглашение двух или более субъектов по конкретному вопросу, в результате чего конкретизируются, устанавливаются или изменяются нормы права. Нормативные договоры по содержанию – это юридические акты, которые закрепляют волеизъявление сторон, касающееся взаимных прав и обязанностей (соглашения, конвенции, межгосударственные договоры). Нормативные договоры устанавливают для их участников определенные права и обязанности, которые могут учитываться во внутригосударственном праве. Особенности нормативных договоров: транслируют общественные интересы (обеспечение прав и свобод человека, распределение компетенции между органами государства и т.д.); это свободное волевое соглашение как минимум двух субъектов, одному из которых принадлежат государственно-властные полномочия; включают нормы права, способные регулировать как действия участников договора, так и индивидуальных или коллективных субъектов; заключаются, базируясь на нормах публичного нрава (конституционного, финансового, административного и др.); должны обязательно опубликованы в силу общеобязательности договорных условий; оформляются по процедурно-процессуальным правилам.
    5. Религиозные нормы. Принимаемые законы не могут противоречить религиозным нормам – иудейское, индуистское, мусульманское По данной теме мы уже выполнили курсовую работу мусульманское право подробнее право базируются на религиозных источниках (актах религиозных органов, церковных книгах, писаниях и т.д.).
    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: