Функции Роспотребнадзора: что нужно знать предпринимателю

Как Роспотребнадзор проверяет предпринимателей

Роспотребнадзор проверяет, как компании и ИП соблюдают санитарные нормы и права потребителей. Мы сделали для вас полный гид: как проходит проверка, какие нужны документы, на что вы имеете право и как обжаловать результаты, если вы с ними не согласны.

  • Автор: Дарья Суслова
  • Редактор: Ирина Ситникова
  • Иллюстратор: Ivan Might

Кого и почему проверяет Роспотребнадзор

Роспотребнадзор проверяет компании и индивидуальных предпринимателей. Проверки бывают плановые и внеплановые.

Плановая проверка. В 2020 году Роспотребнадзор не проводит плановые проверки у малого и среднего бизнеса. Всё дело в надзорных каникулах (480-ФЗ). С 2021 года он начнёт включать всех предпринимателей в план проверок.

Но в некоторых случаях Роспотребнадзор всё же может прийти с плановой проверкой к малому и среднему бизнесу в 2020 году:

  • если у бизнесмена высокая категория риска — проверьте свою степень риска;
  • если бизнес связан с социальной сферой, здравоохранением или образованием — частный дом престарелых, социальная столовая, детский сад, медицинский центр, курсы подготовки к ЕГЭ;
  • если за последние три года бизнесмена штрафовали, приостанавливали деятельность или лишали лицензии за нарушение санитарных норм и прав потребителей;
  • если для ведения бизнеса нужна лицензия.

Если у вас малый или средний бизнес и он не попадает ни под одно исключение, но Роспотребнадзор пришёл с плановой проверкой до 2021 года — это нарушение закона. Суд признает недействительными результаты такой проверки, даже если инспектор нашёл нарушения (ст. 20. ч.1 294-ФЗ).

Плановые проверки проходят раз в три года. Чаще проверяют тех, кто работает в здравоохранении, образовании или социальной сфере. Регулярность проверок зависит от вида бизнеса.

Роспотребнадзор проводит плановые проверки по графику. В конце декабря график на следующий год публикуют на сайтах федерального Роспотребнадзора и региональных управлений. Если найдёте себя в графике, есть время подготовиться.

О плановой проверке Роспотребнадзор предупреждает за три дня.

Внеплановая проверка. Чтобы Роспотребнадзор провёл внеплановую проверку, нужны причины:

1. Истёк срок предписания после предыдущей проверки.

2. Кто-то пожаловался в Роспотребнадзор, заявление не анонимное и в нём сказано:

  • пострадали люди или животные;
  • под угрозой жизнь или здоровье людей и животных;
  • клиент сообщил предпринимателю, что его права нарушены, но предприниматель не отреагировал или не помог;
  • товары неправильно промаркированы.

3. Прокуратура проверяет компанию или ИП и привлекает к проверке Роспотребнадзор.

О внеплановой проверке Роспотребнадзор предупреждает за сутки. Если чьи-то жизнь или здоровье в опасности, Роспотребнадзор придёт без предупреждения.

Что проверяет Роспотребнадзор

Плановые и внеплановые проверки могут быть документарными, то есть удалёнными, и выездными.

Документарная Выездная
Что проверяют — организационно-правовые документы;
— уведомление о начале деятельности предприятия;
— акты предыдущих проверок;
— материалы дел об административных нарушениях.
В зависимости от причины проверки инспектор может запросить и другие документы. Например, если жалоба связана с помещением, Роспотребнадзор потребует документы на право собственности или договор аренды.
— как соблюдают санитарные нормы: проверяют безопасность помещений, качество, маркировку продукции и сроки годности товара, наличие медкнижек у сотрудников. Для каждого вида бизнеса свои требования СанПиН;
— не нарушают ли права потребителей;
— есть ли все необходимые лицензии и сертификаты;
— то же, что при документарной проверке, если её ещё не было.
Сроки 20 рабочих дней. Если есть филиалы в других регионах — 60 дней. Продлить нельзя. 20 рабочих дней. Можно продлить на 20 дней.
Если есть филиалы в других регионах — 60 дней.
Для малых предприятий плановая проверка — 50 часов, можно продлить ещё на 50 часов.
Для микропредприятий — 15 часов. Можно продлить ещё на 15 часов.

При плановой и внеплановой проверках инспектор использует проверочные листы — списки вопросов. По ним вы можете заранее себя протестировать.

Что делать при документарной проверке

1. Подготовьте документы. Роспотребнадзор отправит вам запрос с перечнем документов, которые нужны для проверки. Вместе с ним придёт копия приказа о проверке. Роспотребнадзор не должен требовать документы, которые может запросить у других госорганов, например, налоговой.

У вас есть десять рабочих дней, чтобы отправить на проверку копии документов с подписями руководителя и печатями. Заверять документы у нотариуса не нужно. Можно отправить в электронном виде с электронной подписью.

Если инспектору потребуется дополнительная информация, он отправит второй запрос. На ответ у вас будет ещё десять рабочих дней.

Если предприниматель не предоставит документы, Роспотребнадзор может выписать предупреждение, назначить штраф или приехать с внеплановой проверкой (ст. 19.7 КоАП РФ).

2. Следите за сроками. Проверяющие должны уложиться в 20 дней. Запрос на дополнительные документы не может прийти позже, чем на десятый день с начала проверки — иначе вы не успеете ответить.

3. Проверьте акт. Представитель Роспотребнадзора составляет акт проверки в двух экземплярах. Один экземпляр отдают вам под расписку вместе с копиями проверенных документов. Если не даёте расписку, акт вышлют заказным письмом с уведомлением о вручении.

В акте указаны все нарушения и список документов, которые проверил Роспотребнадзор. Если не согласны с результатами проверки или действиями инспектора, напишите об этом в акте.

Что делать при выездной проверке

1. Проверьте документы ревизоров. Посмотрите удостоверения сотрудников Роспотребнадзора и изучите приказ. В нём должно быть сказано, по каким причинам проводится проверка, что будут делать инспекторы и сколько времени это займёт. С сотрудниками Роспотребнадзора могут прийти другие эксперты, например, пробоотборщики. Проверьте их документы тоже.

Если имена и фамилии сотрудников Роспотребнадзора не совпадают с данными в приказе или вы сомневаетесь в подлинности документов — звоните в Роспотребнадзор. Горячая линия Роспотребнадзора: 8-800-555-49-43.

2. Предоставьте информацию. Дайте сотрудникам Роспотребнадзора документы и покажите территорию, помещение, оборудование, транспорт, продукцию — всё, о чём сказано в приказе.

Читайте также:
Излишне уплаченный налог: что это значит

3. Присутствуйте при проверке. Сопровождайте сотрудников Роспотребнадзора, отвечайте на их вопросы и спрашивайте, что и как они проверяют.

4. Не мешайте проверяющим. Если вы уклоняетесь от проверки, не пускаете сотрудников Роспотребнадзора или мешаете осматривать оборудование и товары, вас могут оштрафовать:

  • должностное лицо и ИП на 5000 — 10 000 ₽;
  • компанию на 20 000 — 50 000 ₽.

За повторное нарушение штрафы увеличивают вдвое (ст. 19.4.1 КоАП РФ).

5. Следите за сроками. На малом предприятии сотрудники Роспотребнадзора могут находиться суммарно не дольше 50 часов, на микропредприятии — не дольше 15 часов. Проверку могут продлить, только если нужны длительные испытания или расследование.

Найдите себя в реестре и узнайте, относитесь ли вы к малым или микропредприятиям.

6. Не платите за экспертизу. Инспектор может взять образцы или пробы продукции для исследования. Все экспертизы проводятся за счёт государства.

7. Пригласите юриста или уполномоченного при президенте по защите прав предпринимателей, если нужна помощь. По закону они могут принять участие в проверке.

8. Проверьте акт. Инспектор составляет акт проверки в двух экземплярах. Один экземпляр — ваш. В акте указаны дата, место, продолжительность проверки, кто присутствовал, а также нарушения, если они есть. К акту могут прилагаться документы: протоколы, объяснительные, предписания. Если для составления акта нужно дождаться результата экспертизы, вы получите его в течение трёх дней после проверки, если ждать не нужно — сразу после проверки.

Акт подписываете вы и проверяющий из Роспотребнадзора. Если с чем-то не согласны, напишите об этом в акте. Если отказываетесь подписывать акт, его вышлют заказным письмом с уведомлением о вручении. Информация о проверке появится на официальном сайте регионального управления Роспотребнадзора в течение пяти дней со дня подписания акта.

После проверки инспектор ставит запись в журнале по учёту проверок. Если такого журнала нет, делает об этом запись в акте.

Чем грозят проверки Роспотребнадзора

Если Роспотребнадзор нашёл нарушения при документарной проверке, инспектор выпишет предписание и штраф или предостережение. Может приехать с внеплановой проверкой.

Если нарушения нашли во время выездной проверки, вариантов несколько:

1. Выдадут предписание. В нём укажут требования и срок. Когда срок истечёт, сотрудник Роспотребнадзора проведёт проверку. Если нарушения по предписанию не устранили — штраф (ст. 19.5 КоАП РФ):

  • для должностных лиц и ИП 1000 — 2000 ₽ или дисквалификация на три года;
  • для компаний 10 000 — 20 000 ₽.

2. Выпишут штраф или предупреждение. Сотрудники Роспотребнадзора сами составляют протоколы. Инспектор может выписать штраф за нарушение СанПиН или прав потребителей: оказание некачественных услуг, обман, недостоверную информацию о товаре.

Штраф зависит от тяжести нарушения. Если покупателя обсчитали в магазине, ИП оштрафуют на 10 000 — 30 000 ₽, компанию — на 20 000 — 50 000 ₽. Если сотрудник Роспотребнадзора увидел, что на колбасе этикетка с датой изготовления заклеена этикеткой с более поздней датой, компанию могут оштрафовать на 100 000 — 500 000 ₽.

Малому и среднему бизнесу и компаниям, у которых впервые нашли нарушение, штраф могут заменить на предупреждение (ст. 4.1.1 КоАП РФ).

3. Конфискуют товар. Товары могут забрать, если есть угроза жизни и здоровью потребителей.

4. Временно остановят бизнес. Работу компании или ИП могут приостановить максимум на 90 дней, если есть угроза жизни и здоровью потребителей.

3. Посадят. Сам Роспотребнадзор не даёт срок, но может отправить в прокуратуру материалы для возбуждения уголовного дела. Для этого должны быть признаки преступлений, связанных с нарушением санитарного законодательства. Например, бизнесмен выпускает рыбные консервы и не соблюдает СанПиН. Люди массово заболели ботулизмом, несколько человек погибли. Это уголовное дело.

Как обжаловать результаты проверки

1. Подайте жалобу в Роспотребнадзор.

Документ, с которым не согласны Причина жалобы Срок подачи возражения
Акт Вы не согласны с тем, что написано в акте проверки 15 дней
Предписание Роспотребнадзор требует устранить нарушения, но вы не согласны с требованиями 15 дней
Постановление Вы считаете, что инспектор выписал слишком большой штраф, неоправданно конфисковал товар или приостановил работу 10 дней

В жалобе укажите:

— свои фамилию, имя, отчество, контакты;

— данные о компании или ИП;

— кто и какое постановление вынес;

— с чем вы не согласны и почему;

— как вы хотели бы получить ответ: по почте, по электронной почте.

Прикрепите к жалобе копию акта проверки, предписания или постановления и документы, которые могут подтвердить вашу правоту. Если нужно, запросите их у Роспотребнадзора. Допустим, у вас столовая. Роспотребнадзор штрафует вас за то, что питьевая вода, на которой вы готовите, не соответствует СанПиН. Вы считаете, что в этом виновата водоснабжающая организация. Попросите у Роспотребнадзора результаты проверки водоснабжающей организации.

Отправьте жалобу в региональное или федеральное управление Роспотребнадзора:

— по электронной почте;

— через сайт Госуслуг, там будет онлайн-форма для жалобы;

— отдайте в приёмную своего отделения Роспотребнадзора.

Роспотребнадзор зарегистрирует вашу жалобу на следующий день и ответит в течение 30 дней после регистрации.

3. Обратитесь в прокуратуру. Если вы отправили жалобу в Роспотребнадзор и ответ вас не устроил, подайте заявление в прокуратуру. Вам ответят в течение 30 дней. Если прокуратура найдёт серьёзные нарушения в работе Роспотребнадзора, всё решится в суде.

Коротко о проверках Роспотребнадзора

Роспотребнадзор проводит плановые и внеплановые проверки.

Плановые проверки — по графику. В 2020 году малый и средний бизнес планово не проверяют, но есть исключения. С 2021 года проверять будут всех.

Внеплановые проверки проводят по жалобе или чтобы проверить, как исправили нарушения, которые Роспотребнадзор нашёл во время прошлой проверки.

Читайте также:
Нормальная стоимость товара: что это значит

И плановые, и внеплановые проверки могут быть документарными и выездными.

Документарные проверки. Роспотребнадзор проверяет документы компании или ИП у себя в офисе. Если у вас проводят документарную проверку:

  1. Подготовьте документы
  2. Следите за сроками.
  3. Проверьте правильность составления акта.

Выездные проверки. При выездных проверках инспектор приезжает в компанию или к индивидуальному предпринимателю и проверяет, как соблюдаются санитарные нормы и не нарушаются ли права потребителей. Если к вам пришли с проверкой:

  1. Проверьте документы ревизоров.
  2. Предоставьте информацию.
  3. Присутствуйте при проверке.
  4. Не мешайте проверяющим.
  5. Следите за сроками.
  6. Не платите за экспертизу.
  7. Если посчитаете нужным, привлеките к проверке уполномоченного при президенте по защите прав предпринимателей или юриста.
  8. Проверьте правильность составления акта.

После проверки Роспотребнадзор может выписать штраф или предостережение, конфисковать продукцию, приостановить работу предпринимателя или компании и передать материалы в прокуратуру. Если вы не согласны с результатами проверки, их можно обжаловать.

Задайте один или несколько вопросов — ваша бизнес-проблема станет темой для статьи в Жизе.

Что проверяет Роспотребнадзор

Аудиоверсия этой статьи

Роспотребнадзор проверяет все, что связано с защитой прав потребителей, качеством товаров, санитарно-эпидемиологических правил. Как правило в поле зрения Роспотребнадзора розничные точки, кафе и рестораны, салоны красоты и парикмахерские

Полное название этой организации говорит о ее функциях – Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Деятельность Роспотребнадзора регулирует Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ (в июле 2021 года в него были внесены изменения).

Роспотребнадзор выполняет несколько задач:

Платформа знаний и сервисов для бизнеса

разрабатывает и утверждает государственные санитарно-эпидемиологические правила и гигиенические нормы;

контролирует выполнение требований СанПиН, наличие санкнижек, допусков и т.п.;

осуществляет государственный санитарно-эпидемиологический надзор;

защищает права потребителей – покупателей или получателей услуг;

участвует в формировании политики государства в подведомственной области.

Какие виды бизнеса проверяет Роспотребнадзор

Чаще всего проверке Роспотребнадзором подвергаются следующие организации:

Гостиницы, хостелы, кемпинги.

Организации по оказанию бытовых услуг: например, ремонт обуви, ателье, автомастерские и т.п.

Парикмахерские и салоны красоты.

Организации общественного питания: рестораны, кафе, кондитерские.

Торговые точки по продаже продуктов, косметики, игрушек, одежды, стройматериалов.

Транспортные компании по перевозке пассажиров и грузов.

Предприятия по пошиву одежды.

Организации по производству обуви, изделий из кожи.

Фирмы по изготовлению изделий из дерева, изготовлению мебели.

Компании по ремонту и обслуживанию газового оборудования, лифтов.

Полный перечень бизнесов, подлежащих проверке Роспотребнадзором, указан в постановлении Правительства РФ от 23.11.2009 № 944.

Какие бывают проверки и контрольные мероприятия

Роспотребнадзор вправе проводить:

В этом случае Роспотребнадзор проводит проверку юридической основы работы компании: наличие устава, разрешительных бумаг, обязательных свидетельств, соответствующего оборудования и т.п.

Внимание!
Об открытии определенных видов деятельности нужно уведомлять Роспотребнадзор. Например, при открытии ресторана, пекарни, гостиницы. Полный перечень видов деятельности вы найдете в постановлении Правительства РФ от 16.07.2009 № 584.

В течение 10 дней с момента получения уведомления о документарной проверке Роспотребнадзором нужно направить затребованные бумаги в региональное отделение Службы по охране прав потребителей. Нотариально заверять копии не требуется; достаточно подписи лица, ответственного за ревизию.

Проверка органами Роспотребнадзора происходит в течение 20 рабочих дней. Инспектирующие лица не имеют права требовать сведения, находящиеся в государственных реестрах. Они могут получить эти данные самостоятельно (см. статью 11 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).

Плановая выездная проверка

Периодичность проверок. Выездную плановую проверку Роспотребнадзор вправе проводить не чаще одного раза в года. При этом о проверке можно узнать заранее – список организаций, которых проверяет Роспотребнадзор в ближайшем периоде, находится на официальном сайте службы. Нужно зайти по этой ссылке и выбрать соответствующий год. Далее в открывшемся окне забить ОГРН или ИНН, вы увидите:

Внимание!
Некоторые виды бизнеса проверяют чаще, чем один раз в 3 года. Например, это касается сферы образования и сферы здравоохранения – тут проверки возможно более двух раз за 3 года. В целом к бизнесу применяют риск-ориентированный подход. Те из них, к которым предъявляются более высокие санитарно-гигиенические требования, контролируются чаще. Иными словами, чем выше риски, тем часе контролируют. Узнать периодичность проверок Роспотребнадзором в зависимости от вида деятельности можно в постановлении Правительства РФ от 23.11.2009 № 944.

Руководителя проверяемой организации предупреждают за 3 рабочих дня до начала плановой проверки.

Анализ деятельности юридических лиц в части соблюдения требований Роспотребнадзора проводят в течение 20 дней. Ревизию представителей малого бизнеса допускается производить каждый год, но не более 50 часов в общей сложности. ИП и компании с численностью работников 15 человек и менее, проверяют не более 15 часов.

Внимание!
Роспотребнадзор вправе продлить проверку еще на 20 часов, а малых и микропредприятий – на 15 часов. Это требуется для выполнения экспертизы, замеров и т.п.
Если результатом документарной проверки Роспотребнадзора стала внеплановая выездная инспекция, то срок ее проведения тоже увеличивается на 20 суток.
Когда фирма имеет филиалы в других населенных пунктах, для ревизии каждого из них отводится 60 рабочих дней.

Для отдельных видов деятельности установлены свои сроки плановых проверок. Наиболее пристальное внимание оказывается организациям общественного питания, детским и оздоровительным учреждениям.

В связи с коронавирусом Федеральным законом № 480-ФЗ от 25.12.2018 объявлен мораторий на проведение плановых проверок Роспотребнадзора. Он распространяется на большинство категорий малых предприятий. Действие закона продлено до окончания 2021 года. Он не касается организаций, занимающихся особо опасной деятельностью, а также лиц, совершивших преступления. В тексте закона можно посмотреть полный список исключений.

Закрытый клуб – Деловая среда Премиум

Вступайте в клуб и получите доступ к множеству идей для развития бизнеса. Для вас 14 дней – бесплатно!

Внеплановая выездная проверка

Внеплановая проверка происходит, если поступила жалоба от потребителей, нанесен вреда здоровью людей, окружающей природе или безопасности государства. О проведении такой инспекции предупреждают не позднее чем за сутки.

Читайте также:
Аккордная заработная плата: что это значит

В случаях, представляющих опасность населению, проверку осуществляют внезапно, не предупреждая заранее. Инспектирование согласуют с прокуратурой.

Часто Роспотребнадзор проверяет вне утвержденного плана ранее проинспектированные предприятия. Тогда основной задачей службы является анализ выполнения предыдущего предписания. В акте обследования указаны сроки для устранения обнаруженных недостатков. По истечении установленного промежутка времени выполнение предписания может быть проверено.

Иногда внеплановая проверка бывает обусловлена требованием прокуратуры. Чаще всего она вызвана ревизией деятельности предприятия правоохранительными органами.

1 июля 2021 года вступил в действие Закон о государственном и муниципальном контроле от 31.07.2020 № 248-ФЗ, который ввел такие виды контрольных мероприятий:

контрольную или мониторинговую закупку;

Если контрольные закупки проводили и ранее, то три других вида являются новыми. В рамках выполнения этих действий представители Роспотребнадзора могут приобрести товар, не предупреждая продавца, отдать продукцию на экспертизу, провести внезапный осмотр, запросить документы.

Контрольная закупка. Суть в том, что инспектор под видом покупателя, что-то приобретает (онлайн или офлайн). Покупку совершают в присутствии двух свидетелей или записывают на видео. После покупки инспектор предъявляет удостоверение. Если контроль происходит через интернет, то решение по результатам закупки и акт нужно будет искать в Едином реестре контрольных мероприятий. В обоих случаях после совершения покупки нужно будет вернуть деньги контроллеру.

Выборочный контроль. Цель – проверка условий хранения товара. В ходе такой проверки могут брать товары на экспертизу. Саму проверку должны проводить в присутствии представителя компании, также ведется запись видео.

Инспекционный визит. В ходе такого визита проводят осмотр, опрос, получают письменные объяснения.

Рейдовый осмотр. Цель – проверка соблюдения обязательных требований по использованию производственных объектов, которыми владеют, пользуются или управляют несколько лиц, находящиеся на территории.

Чтобы быть готовым к проверке сотрудниками Роспотребнадзора, в первую очередь нужно иметь наготове все основные бумаги: уведомление Роспотребнадзора о создании бизнеса, устав, лицензии, допуски, санитарные книжки т.п.

Лучше всего воспользоваться проверочными листами, утвержденными приказом Роспотребнадзора от 18.09.2017 № 860. Они находятся на сайте rospotrebnadzor.ru в разделе “Приказы”. Там можно найти список контрольных вопросов и нормативные акты, которые требуют выполнения требований.

Чтобы в соответствии с законодательством удовлетворительно ответить на все вопросы, задаваемые Роспотребнадзором, нужно:

направить уведомление о создании предприятия в органы Роспотребнадзора;

расположить организацию согласно установленным нормам;

решить вопросы водоснабжения и канализации;

обеспечить соблюдение условий труда;

удостовериться в наличии тары и оборудования;

организовать правильные хранение, транспортировку и реализацию сырья;

проверить наличие разрешительных бумаг как у фирмы, так и у сотрудников (лицензий, санкнижек, допусков) и сроки их действия.

Сервис

Здесь вы можете зарегистрировать бизнес бесплатно и без визита в налоговую

Как проходит проверка Роспотребнадзора

Выездная проверка начинается с предъявления служебного удостоверения должностными лицами РПН. Руководителя проверяемой организации знакомят с приказом о проведении ревизии и полномочиями должностных лиц.

Представители Роспотребнадзора должны объяснить цели и задачи выездной проверки Роспотребнадзора, основания для ее проведения. Они определяют вид и объем мероприятий по контролю, состав экспертов, привлекаемых к выездной ревизии. Инспекторы сообщают о сроках и условиях анализа работы на предприятии. Если возникают сомнения в правомерности проводимого мероприятия, нужно обращаться на горячую линию Роспотребнадзора по телефону 8 (800) 555-49-43.

Представители инспектируемой организации предоставляют должностным лицам Роспотребнадзора, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с бумагами.

Необходимо обеспечить доступ должностным лицам Роспотребнадзора и представителям экспертных организаций к предмету анализа: на территорию, в здания, строения, сооружения, помещения, а также к оборудованию, транспортным средствам и перевозимым ими грузам. Создание препятствий инспекторам для посещения каких-либо мест может повлечь за собой наложение взыскания.

При проведении ревизии учитывают режим работы лиц, подлежащих проверке.

По результатам анализа представители Роспотребнадзора составляют акт, в котором изложены выявленные факты и указано предписание для устранения замечаний. Его подписывают представители обеих сторон. Если предприниматель не согласен с актом проверки, при формировании предписания нужно это указать.

Для фиксации ревизий заводят отдельный журнал, в котором указывают, когда и каким органом осуществлялся анализ деятельности предприятия.

Информация о проверке Роспотребнадзором появляется на официальном сайте Службы по защите прав потребителей в течение 5 дней со дня подписания акта.

Чем может закончиться проверка
При обнаружении нарушений контролер вправе провести следующие действия:
1. Оштрафовать бизнес.
2. Приостановить работу бизнеса до устранения недостатков.
3. Передать заключение в суд для принятия мер правоохранительными органами.
4. Выдать предписание об устранении нарушений.
Если инспекторы не нашли никаких недостатков, они указывают это в акте.

Какие возможны штрафы за нарушения

Перечень штрафов можно найти в главе 6 и главе 14 КоАП РФ. Для каждого нарушения предусмотрена своя статья. В таблице перечислены некоторые виды нарушений и штрафов.

Вид нарушения Штраф для ИП Штраф для компании Статья КоАП РФ
Несоблюдение санитарных правил и норм 500 – 1000 руб. или приостановление деятельности на 90 дней 10 000 – 20 000 руб. или приостановление деятельности на 90 дней Часть 1 ст. 6.3 КоАП РФ
Обман потребителей (обвешивание, обсчет и т.п.) 10 000 – 30 000 руб. 20 000 – 50 000 руб. Часть 1 ст. 14.7 КоАП РФ
Введение потребителей в заблуждение относительно качеств и свойств товара 12 000 – 20 000 руб. 100 000 – 500 000 руб. Часть 2 ст. 14.7 КоАП РФ

Что делать, если не согласен с результатами

Если вы не согласны с актом, составленным Роспотребнадзором, его можно обжаловать. Даже если штраф не отменят, то его могут значительно снизить. Всегда можно аппелировать к тому, что нарушение было совершено впервые или что нарушение не повлекло каких-либо серьезных последствий.

Жалобу на действия инспекторов или претензию к полученному предписанию подают в региональный орган Роспотребнадзора в течение 15 дней с момента получения акта проверки. К обращению прикладывают подтверждающие бумаги.

Читайте также:
Доверительная собственность: что это значит

Претензию можно подать лично, по почте или дистанционно. В электронном виде возражения направляют на портале Госуслуг. На странице knd.gosuslugi.ru находятся формы заявления для жалоб по различным поводам.

Срок рассмотрения претензий в Роспотребнадзоре составляет 30 дней. Если проверка в отношении заявителя была проведена не по правилам, указанные факты не соответствуют действительности, может быть принято решение об отмене ее результатов.

Грубые нарушения в работе Роспотребнадзора могут служить основанием для обращения в прокуратуру. При этом обязательно нужно приложить свидетельства, подтверждающие указанные факты.

Если разногласия не разрешаются после обращения в территориальный орган РПН, можно обратиться в суд.

Instagram Деловой среды

Еще больше пользы для вас и вашего бизнеса каждый день в нашем Instagram

Контрольные мероприятия Роспотребнадзора: к чему нужно быть готовым

artursz / Depositphotos.com

В связи с введением в апреле прошлого года моратория на проведение абсолютного большинства плановых проверок предпринимателей (на основании Постановления Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 438; соответствующий запрет действовал до конца 2020 года) значительное их число было исключено из сводного плана проведения плановых проверок юридических лиц и ИП, который, напомним, ежегодно формируется Генеральной прокуратурой РФ (ознакомиться с ним можно на ее официальном сайте в разделе “Сводный план проверок”). Так, только из московского сегмента плана, по данным прокуратуры Москвы, было исключено более 5800 мероприятий.

Другие контрольно-надзорные мероприятия, в том числе, разумеется, внеплановые проверки по фактам причинения вреда жизни и здоровью граждан или угрозы причинения такого вреда, в целях проверки исполнения выданных предписаний о принятии мер по устранению нарушений и др., проводились, и, как отмечают представители бизнес-сообщества, самым активным надзорным органом был Роспотребнадзор. Что неудивительно, учитывая, что к его компетенции относится санитарно-эпидемиологический надзор. Сотрудники ведомства имеют право, в частности, беспрепятственно посещать и обследовать территории, помещения и другие объекты в целях проверки соблюдения ИП, руководством организаций и должностными лицами санитарного законодательства и выполнения на этих объектах санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (п. 1 ст. 50 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ; далее – Закон № 52-ФЗ). Как сообщил в ходе состоявшегося позавчера на площадке ИД “Коммерсантъ” онлайн-семинара начальник отдела надзора за объектами коммунально-бытового назначения и средой обитания человека Управления Роспотребнадзора по Москве Алексей Худобородов, за прошлый год управление провело 19 133 таких мониторинговых обследования, в том числе на предмет соблюдения хозяйствующими субъектами “антиковидных” требований (почти половина обследованных объектов – торговые предприятия: 24,4% – продовольственные магазины, 20,7% – объекты непродовольственной торговли). Для сравнения: число плановых проверок, проведенных управлением, составило 671, внеплановых – 1877, и это, в свою очередь, значительно меньше, чем годом ранее: в 2019 году было проведено 1849 и 4976 проверок соответственно. По результатам мониторинговых обследований было вынесено 7906 предписаний, причем не только хозяйствующим субъектам, но и префектурам Москвы, и департаментам московского правительства.

Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться

В этом году плановые проверки проводятся, хотя и с некоторыми ограничениями – они перечислены в Постановлении Правительства РФ от 30 ноября 2020 г. № 1969 (далее – Постановление № 1969). В частности, закреплено общее правило о непроведении плановых проверок субъектов малого предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр МСП. Исключения из этого правила сделаны, например, для организаций и ИП, деятельность или используемые производственные объекты которых относятся к категориям чрезвычайно высокого или высокого риска, I, II или III классу опасности опасных производственных объектов, для тех субъектов малого предпринимательства, в отношении которых ранее было вынесено вступившее в законную силу постановление о назначении наказания за грубое административное правонарушение и др. (п. 8 Постановления № 1969).

Часть особенностей проведения плановых проверок в 2021 году обусловлена принятием Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ “О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации” (далее – Закон № 248-ФЗ), соответственно, действовать они начнут с момента вступления его в силу – с 1 июля текущего года.

Однако поскольку до указанной даты контрольные (надзорные) мероприятия осуществляются в привычном режиме – на основании Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” (далее – Закон № 294-ФЗ), а порядок проведения Роспотребнадзором некоторых мероприятий и вовсе регулируется другими законами, целесообразно обозначить несколько важных нюансов, которые помогут подготовиться к проверкам или иным надзорным мероприятиям ведомства.

Во-первых, поскольку в контрольно-надзорной деятельности уже несколько лет применяется риск-ориентированный подход (ст. 8.1 Закона № 294-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 17 августа 2016 г. № 806), не стоит забывать о праве предпринимателей подать в контролирующий (надзорный) орган заявление об изменении присвоенных ранее его деятельности или используемым производственным объектам категории риска или класса опасности по соответствующему виду государственного контроля (надзора). Данное заявление должно быть рассмотрено органом контроля (надзора) в течение 15 рабочих дней с даты его поступления, по результатам рассмотрения выносится решение либо об удовлетворении требования об изменении категории или класса опасности, что, соответственно, повлияет на частоту плановых проверок, либо об отказе в его удовлетворении (п. 17-22 Правил отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности). Такой отказ, разумеется, должен быть обоснованным.

Во-вторых, следует иметь в виду, что при проведении проверок в рамках ряда видов государственного контроля (надзора) должны использоваться проверочные листы – списки контрольных вопросов, ответы на которые однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении проверяемым субъектом обязательных требований, составляющих предмет проверки (ч. 11.1-11.5 ст. 9 Закона № 294-ФЗ). В части государственного санитарно-эпидемиологического надзора, осуществляемого Роспотребнадзором, такие проверочные листы утверждены для проведения плановых проверок предприятий общественного питания, предприятий торговли, парикмахерских, салонов красоты, соляриев.

Читайте также:
Предъявление для опознания: что это значит

Кроме того, стоит помнить, что вне зависимости от предмета проверки в случае обнаружения сотрудниками Роспотребнадзора данных, указывающих на совершение проверяемым субъектом правонарушения, возбуждается дело об административном правонарушении (п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП).

Так как одним из оснований проведения внеплановой проверки является выявление индикаторов риска нарушения обязательных требований (п. 5.1 ст. 2, п. 2.1 ч. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ), нелишним будет привести примеры таких индикаторов. К ним, как отметил Алексей Худобородов, относятся, в частности:

  • превышение в воздухе на территории жилой застройки концентрации вещества, специфического для деятельности нескольких предприятий, в зоне влияния которых находится эта территория;
  • несоответствие качества воды, проба которой взята из крана в квартире, нормативному уровню железа. Это может свидетельствовать как о неисправности системы водоснабжения в доме или районе, так и сантехники в квартире;
  • несоответствие качества воды в зоне рекреации утвержденным параметрам. Оно может быть следствием неисполнения балансодержателем обязательных требований по осуществлению производственного контроля, очистке дна, своевременному сбору и вывозу отходов либо же природных факторов;
  • выявление в ходе обследования, проводимого на основании жалобы, источника шума, субъективное ощущение запаха близи нормируемых территорий (жилых кварталов, лечебно-профилактических учреждений, детских, спортивных площадок и т. п.) без лабораторного подтверждения.

Также представитель Управления Роспотребнадзора по Москве напомнил, что действующее законодательство предусматривает необходимость проведения органами контроля (надзора) профилактических мероприятий (ст. 8.2 Закона № 294-ФЗ), одним из которых является направление предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, и отметил, что данная мера активно используется ведомством. Однако в ряде случаев ее применение невозможно. Например, когда нарушение обязательных требований причинило вред жизни и здоровью граждан или создало угрозу причинения такого вреда (ч. 5 ст. 8.2 Закона № 294-ФЗ). “Если к нам поступило заявление о нарушении в области санитарного законодательства, реагируем не иначе как путем инициирования внеплановой проверки”, – подчеркнул Алексей Худобородов.

Если говорить о санитарном надзоре в целом, то нужно обратить особое внимание на утверждение новых нормативных требований в этой сфере. Так, 1 января 2021 года вступили в силу санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения (СанПиН 2.3/2.4.3590-19), к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию (СП 2.3.6.3668-20), к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (СП 2.4.3648-20), к отдельным видам транспорта и объектам транспортной инфраструктуры (СП 2.5.3650-20), к условиям труда (СП 2.2.3670-20), к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг (СП 2.1.3678-20). С 1 марта начали действовать санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (СанПиН 2.1.3684-21) и гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания (СанПиН 1.2.3685-21). А 1 сентября вступят в силу санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней (СанПиН 3.3686-21). Это достаточно объемные документы, так как они объединяют в себе требования к разным видам объектов, но представители Роспотребнадзора считают, что в их положениях хозяйствующим субъектам будет проще разобраться, чем в действовавших до их утверждения актах, и в распоряжениях о проведении проверок теперь будет содержаться ссылка не на огромное число СанПиНов, как было ранее, а на два-три соответствующих нормативных документа. Что, конечно, не исключает необходимость внимательного изучения предпринимателями этих новых санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов.

При осуществлении санитарного надзора Роспотребнадзор проверяет следующие “критические точки”.

  1. Санитарное состояние помещений, проведение уборки с использованием моющих и дезинфицирующих средств.
  2. Осуществление дезинфекционных мероприятий, в том числе условия хранения, приготовления и использования растворов дезинфицирующих средств, наличие обученного персонала, наличие СИЗ.
  3. Проведение медицинских осмотров: декретированного контингента (должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения), “профвредников”, деятельность которых предполагает возможность получения профессиональных заболеваний (например, в связи с вредными или опасными условиями труда), и остального персонала (в части проведения диспансеризации). Стоит отметить, что 1 апреля вступают в силу новый порядок проведения обязательных предварительных и периодических медосмотров работников, предусмотренных ч. 4 ст. 213 Трудового кодекса, перечень медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными или опасными производственными факторами и иных работ, при выполнении которых проводятся обязательные медосмотры, и непосредственно перечень вредных/опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медосмотры при поступлении на работу и периодические медосмотры (Приказ Министерства здравоохранения РФ от 28 января 2021 г. № 29н, Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ и Министерства здравоохранения РФ от 31 декабря 2020 г. № 988н/1420н).
  4. Проведение профилактической вакцинации: для всех – в соответствии с национальным календарем прививок, для отдельных категорий работников – с учетом профессии (например, сотрудники предприятий общественного питания должны прививаться от кори), а также гигиенической аттестации (для декретированного контингента).
  5. Водоснабжение: качество и безопасность питьевой воды, объективные методы контроля качества воды, подача горячей воды с нормативной температурой.
  6. Состояние внутренней среды и условия труда: параметры микроклимата, электромагнитные поля и аэроионный состав воздуха (зависят от количества, мощности и правильности установки техники, разведения электропроводки), уровни шума и вибрации на рабочих местах, содержание в воздухе пыли и химических веществ (зависит от качества отделочных материалов, эффективности вентиляции и уборки).
  7. Организация питания сотрудников и посетителей (если речь идет о предприятиях общепита).
  8. Обращение с отходами: оценка классов опасности, правильность оборудования мест для сбора отходов, своевременность сбора и вывоза.
  9. Реализация требований антитабачного законодательства: контроль за соблюдением запретов курения в определенных местах, наличие запрещающих знаков установленного образца.
  10. Соблюдение уведомительного порядка начала осуществления предпринимательской деятельности – если такой порядок предусмотрен для реализуемых работ и услуг.
  11. Осуществление производственного контроля.
Читайте также:
Существенные условия договора: что это значит

В заключение напомним, что под действие Закона № 294-ФЗ не подпадают (и, соответственно, не будут подпадать под действие Закона № 248-ФЗ):

  • административные расследования, которые проводятся в случае необходимости осуществления после выявления нарушения длительных процессуальных действий: экспертизы, истребования материалов, получения пояснений, осмотра территорий, зданий, помещений и др. (ст. 28.7 КоАП РФ);
  • проверки устранения обстоятельств, послуживших основанием для назначения наказания в виде приостановления деятельности (ч. 3, ч. 5 ст. 32.12 КоАП РФ);
  • эпидемиологические расследования, которые проводятся в связи с официально зарегистрированными случаями инфекционных заболеваний на основании Закона № 52-ФЗ.

Что проверяет роспотребнадзор

Больше материалов по теме «Проверки» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

  1. Кому и когда ждать гостей из СЭС?
  2. График плановых проверок
  3. Экстренная проверка
  4. Что именно будут проверять?
  5. Карающие полномочия Роспотребнадзора
  6. Как вести себя при визите Роспотребнадзора: советы предпринимателям
  7. Новшество 2016 года

Контролирующий орган, сегодня называющийся Роспотребнадзором, по-старому имел наименование «санэпидемстанция». Визита проверяющих из СЭС предприниматели опасаются не меньше, чем проверки налоговиков или пожарных. Наряду с МЧС, Роспотребнадзор стал лидером по числу проверок за последние два года. Все, что касается проверок, осуществляемых этим органом, отражено в Постановлении Правительства РФ № 322 от 30.06.2005 г.

Чем грозит бизнесмену проверка организации, следящей за качеством и безопасностью потребительских услуг? Как происходят этапы этой проверки? Чего можно ожидать, вероятно ли подготовиться? Рассмотрим подробнее.

Кому и когда ждать гостей из СЭС?

Ни одной организации не удастся избежать бдительного ока Роспотребнадзора. Любое предприятие, каким бы видом деятельности оно ни занималось, подлежит контролю производства продукции, оказываемых услуг и даже содержания занимаемого помещения.

Проверка Роспотребнадзора возможна на любом этапе функционирования предприятия: как при вводе в эксплуатацию, так и в течение ближайших лет. Новое законодательство обязывает предпринимателей под угрозой штрафа уведомлять Роспотребнадзор о начале или смене видов деятельности, так что мимо этой организации «проскочить» не удастся.

СПРАВКА! Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» разрешает проводить контроль даже во время строительства или реконструкции.

Сама проверка не затянется дольше 20 дней (продление возможно только в особых ситуациях). На выездные проверки малого бизнеса служителям качества отводится не более 50 часов в течение года, а если речь идет о микропредприятии, то и вовсе 15 часов.

График плановых проверок

График проверок Роспотребнадзора предусматривает визиты контролеров примерно раз в три года.

ИНФОРМАЦИЯ! Предприятия, относящиеся к образовательной, социальной и здравоохранительной сферам, по плану проверяются значительно чаще.

С ежегодным графиком плановых проверок любой желающий может ознакомиться на сайте Роспотребнадзора и Генеральной прокуратуры.

Роспотребнадзор пришлет уведомление о грядущей плановой проверке за трое суток до ее начала.

Экстренная проверка

Проверки вне плана Роспотребнадзор может осуществить в следующих случаях:

  • по поступившей жалобе (клиента, контрагента, государственной инстанции);
  • при возникновении чрезвычайной ситуации;
  • по истечении срока выданных ранее предписаний;
  • с началом введения новых видов деятельности.

О внеплановой проверке бизнесмен узнает максимум за сутки.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Фирмы, продающие продукты и оказывающие услуги общественного питания, с 2015 года могут быть проверены внезапно, без предупреждения (ст. 2 ФЗ от 31.12.2014 г.).

Что именно будут проверять?

Постановление Правительства РФ № 322, утвердившее Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей очерчивает круг интересов ревизоров из Роспотребнадзора.

  1. Соответствие предпринимательской деятельности санитарным требованиям и нормам. Например:
    • наличие медицинских книжек у сотрудников;
    • наличие и правильность оформления прейскуранта и ценников;
    • метраж, освещение, вентиляция, канализация, места для курения, пожарные выходы и т.п.;
    • качество товаров, их размещение, маркировка, фасовка;
    • состояние помещений, организация уборки и вывоза мусора, дезинфекционных мероприятий, уничтожения насекомых и грызунов и др.
  2. Соблюдение законов о правах потребителей.
  3. Наличие сертификатов, деклараций соответствия, заключений санстанции для определенных категорий товаров и услуг.
  4. Соотношение деятельности предпринимателя с законодательными требованиями, например:
    • правила оформления вывесок;
    • доступность уголка потребителя, книги жалоб и предложений, устава предприятия, ИНН руководителя;
    • использование внешней рекламы;
    • наличие информационных знаков;
    • обеспечение детской безопасности;
    • удобство для людей с ограниченными возможностями и т.п.

Карающие полномочия Роспотребнадзора

Выявленные нарушения дают проверяющим основания на следующие меры:

  • выдача предписаний на устранение недостатков с последующим контролем;
  • неизбежное наложение штрафа на организацию и/или отдельных должностных лиц, в зависимости от степени вины (до 500 тыс. руб.);
  • решение о запрете продажи определенной продукции или оказании некоторых видов услуг;
  • конфискация определенных товаров;
  • введение карантина;
  • полное приостановление деятельности предприятия;
  • уголовная ответственность для руководителя.

Результат проверки оформляется в специальный акт, который вручается проверяемому предпринимателю и может быть обжалован в течение декады. Полученные предписания можно оспорить в течение 3 месяцев.

Как вести себя при визите Роспотребнадзора: советы предпринимателям

Если вы узнали о проверке санэпидемстанцией или встретили ревизоров на пороге, помните о своих правах и воспользуйтесь ими.

  1. Проверьте служебные удостоверения проверяющих.
  2. Попросите для ознакомления распоряжение о проведении проверки. Оно должно быть согласовано с прокуратурой. В тексте распоряжения отметьте формулировку цели, предмета проверки, обратите внимание на указанные сроки. Копию распоряжения вам должны вручить под роспись.
  3. Уточните порядок планируемых действий ревизоров и перечень требуемых ими документов.
  4. Безопаснее пригласить специалиста для юридического сопровождения проверки.
Читайте также:
Режим государственной границы: что это значит

ВАЖНО! Руководитель правомочен присутствовать (вернее, без его присутствия проверка не должна проводиться вообще), запрашивать у ревизоров информацию по ее ходу, пояснять, участвовать в обсуждении в ее процессе. Также он вправе указать на свое несогласие с регламентом и результатами (его мнение можно отразить прямо в тексте акта). Позже он сможет обжаловать действия ревизоров и их последствия в виде назначенных предписаний.

Помните, что проверяющим из Роспотребнадзора запрещено:

  • производить ревизию в отсутствие представителя проверяемой организации (исключением для этого может быть только реальная и непосредственная угроза для людей, техногенная катастрофа или другая чрезвычайная ситуация);
  • искать информацию о нарушениях вне своей компетенции;
  • исследовать документы, предметы и факты, которые никак не относятся к сформулированному в распоряжении предмету проверки;
  • брать пробы и образцы товаров без составления соответствующего акта и в количествах, не соответствующих установленным нормам;
  • разглашать охраняемую тайну, к которой относятся и материалы проверки;
  • принуждать предпринимателей проводить контрольные мероприятия за их счет;
  • задерживаться с проверкой дольше законодательно отмеренного срока.

Новшество 2016 года

Реформа законодательства, по которой сокращается количество министерств, предполагает объединение Роспотребнадзора с Россельхознадзором. На слияние планируется отвести один год. Естественно, что в связи с этим регламент проверок тоже может быть изменен.

Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения

Статья 2. Унитарное предприятие

1. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

От имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени Российской Федерации права собственника имущества федерального государственного предприятия может осуществлять Государственная корпорация по атомной энергии “Росатом” в порядке, установленном Федеральным законом “О Государственной корпорации по атомной энергии “Росатом”. От имени Российской Федерации права собственника имущества федерального унитарного предприятия может осуществлять федеральное государственное бюджетное учреждение “Национальный исследовательский центр “Институт имени Н.Е. Жуковского” в соответствии с Федеральным законом “О Национальном исследовательском центре “Институт имени Н.Е. Жуковского”. От имени Российской Федерации права собственника имущества государственного унитарного предприятия может осуществлять Государственная корпорация по космической деятельности “Роскосмос” в порядке, установленном Федеральным законом “О Государственной корпорации по космической деятельности “Роскосмос”. От имени Российской Федерации права собственника имущества федерального унитарного предприятия может осуществлять федеральное государственное бюджетное учреждение “Национальный исследовательский центр “Курчатовский институт” в соответствии с Федеральным законом “О национальном исследовательском центре “Курчатовский институт”.

(в ред. Федеральных законов от 01.12.2007 N 318-ФЗ, от 06.11.2011 N 291-ФЗ, от 04.11.2014 N 337-ФЗ, от 13.07.2015 N 216-ФЗ, от 23.11.2015 N 312-ФЗ, от 23.05.2016 N 149-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия.

Унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие).

Унитарное предприятие может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Унитарное предприятие должно иметь самостоятельный баланс.

2. В Российской Федерации создаются и действуют следующие виды унитарных предприятий:

унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, – федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта Российской Федерации (далее также – государственное предприятие), муниципальное предприятие;

унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, – федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие (далее также – казенное предприятие).

3. Унитарное предприятие должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения унитарного предприятия. Печать унитарного предприятия может содержать также его фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранном языке.

Унитарное предприятие вправе иметь штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации.

4. Создание унитарных предприятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, не допускается.

5. Под федеральным унитарным предприятием, имеющим стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, в целях настоящего Федерального закона понимается:

1) федеральное государственное унитарное предприятие и федеральное казенное предприятие, включенные в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный Президентом Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества”;

2) федеральное государственное унитарное предприятие и федеральное казенное предприятие, включенные в перечень стратегических предприятий и организаций, утвержденный Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”;

3) федеральное государственное унитарное предприятие и федеральное казенное предприятие, определенные отдельным решением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

(п. 5 введен Федеральным законом от 29.07.2017 N 267-ФЗ)

Унитарное предприятие

Унитарное предприятие – это коммерческая организация, которая не наделена собственником правом собственности на закреплённое за ней имущество.

Такие предприятия называются унитарными предприятиями, так как их имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам, паям, долям, акциям.

В такой форме могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.

Читайте также:
Добыча драгоценных камней: что это значит

Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества.

В уставе должно быть четко указано, кому (Российской Федерации, какому конкретно субъекту Российской Федерации или органу местного самоуправления) принадлежит имущество унитарного предприятия на праве собственности. При этом имущество (соответственно, государственное или муниципальное) принадлежит унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Типы унитарных предприятий

Унитарные предприятия могут быть трёх типов:

федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП),

государственное предприятие субъекта Российской Федерации (ГУП);

муниципальное предприятие (МУП) — унитарное предприятие муниципального образования.

Сущность унитарного предприятия

Унитарность – это специфическая форма организации деятельности, которая характеризуется следующими признаками:

создание юридического лица с помощью выделения собственником определенного имущества;

сохранение за учредителем права собственности на передаваемое имущество;

закрепление имущества за юридическим лицом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;

неделимость передаваемого имущества;

наличие единоличного органа управления.

Основные причины создания унитарных предприятий

К основным причинам, по которым создаются унитарные предприятия, необходимо отнести такие причины:

осуществление отдельных дотируемых видов деятельности и ведение отдельных производств, работающих с убытком;

осуществление деятельности по решению целого ряда социальных задач, в том числе реализации отдельных товаров, работ и услуг по минимальным ценам;

необходимость использования имущества, приватизация которого запрещена.

Цель деятельности унитарных предприятий

Так как в соответствии с п. 2 ст. 50 и ст. 113 Гражданского кодекса Российской Федерации унитарные предприятия являются коммерческими юридическими лицами, то их деятельность направлена на извлечение прибыли в пользу собственника имущества — государства или муниципального образования, а также для покрытия собственных расходов.

Кроме этого целью деятельности является не только извлечение прибыли, но и удовлетворение интересов государства, обеспечение государственных нужд.

При этом в зависимости от способа закрепления имущества выделяется два вида унитарных предприятий (п. 2 ст. 113 ГК РФ):

унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения (ст. 114 ГК РФ);

унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления (казённые предприятия; ст. 115 ГК РФ).

Учредительные документы унитарного предприятия

Учредительным документом унитарного предприятия являются:

решение об учреждении федерального государственного предприятия. Такое решение принимается Правительством Российской Федерации или федеральными органами исполнительной власти в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов;

решение об учреждении государственного предприятия субъекта Российской Федерации или муниципального предприятия принимается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов;

Документом, определяющим порядок управления унитарного предприятия, является его устав.

Устав унитарного предприятия

Учредительным документом унитарного предприятия считается устав организации, который утверждается министерством, ведомством или другим федеральным органом.

Устав государственного и муниципального предприятия должен содержать, кроме обычных сведений, характерных для каждого юридического лица, информацию о предмете и целях его деятельности, а также о величине уставного фонда организации.

Уставный фонд государственного унитарного предприятия

Размер уставного фонда государственного унитарного предприятия должен быть равен не менее чем 5000 МРОТ, а муниципального унитарного предприятия должен составлять не менее чем 1000 МРОТ.

Имущество унитарного предприятия

К способам использования имущества унитарного предприятия относятся использование имущества на праве:

При способе хозяйственного ведения унитарное предприятие (ГУП, МУП) может распоряжаться закрепленным за ним имуществом , производимой продукцией и доходами от реализации товаров, работ или услуг самостоятельно, учитывая установленные законодательством действующие ограничения.

При способе оперативного управления унитарное предприятие (казенное предприятие) имеет право распоряжаться закрепленным за ним имуществом, выпускаемой продукцией и доходом от реализации товаров, работ или услуг только на основании согласия собственника.

Источники формирования имущества унитарного предприятия

Источниками формирования имущества унитарного предприятия являются:

имущество, которое передается предприятию на основании решения собственника для оплаты уставного фонда;

другое имущество, которое передается предприятию по решению собственника;

прибыль, которая была получена при осуществлении хозяйственной деятельности предприятия;

полученные кредитные и заемные средства;

начисленные суммы амортизационных отчислений;

осуществленные предприятием капитальные вложения;

полученные дотации из бюджета;

дивиденды (доходы), подлежащие уплате хозяйственными обществами и товариществами, в уставных капиталах которых есть доля предприятие;

добровольные взносы и пожертвования от организаций и граждан;

иные источники, не противоречащие законодательству РФ, в том числе, например доход от операций сдачи имущества в аренду.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Статья 114. Создание унитарного предприятия и его уставный фонд

1. Унитарное предприятие создается от имени публично-правового образования (статья 125) решением уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.

2. Минимальный размер уставного фонда унитарного предприятия определяется законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

3. Порядок формирования уставного фонда унитарного предприятия устанавливается законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

4. Если по окончании финансового года стоимость чистых активов унитарного предприятия окажется меньше размера уставного фонда, орган, уполномоченный создавать такие предприятия, обязан произвести в установленном порядке уменьшение уставного фонда. Если стоимость чистых активов становится меньше размера, определенного законом, унитарное предприятие может быть ликвидировано по решению суда.

5. В случае принятия решения об уменьшении уставного фонда унитарное предприятие обязано уведомить об этом в письменной форме своих кредиторов.

Кредитор унитарного предприятия вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это предприятие, и возмещения убытков.

Комментарий к ст. 114 ГК РФ

1. Решение о создании, реорганизации в форме разделения, выделения федеральных государственных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, и преобразования их в федеральные государственные учреждения, а также об изменении вида указанных предприятий на федеральные казенные предприятия принимается Правительством РФ. Правительство может делегировать полномочия федеральному органу исполнительной власти.

Реорганизация федеральных государственных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, в форме слияния и присоединения, а также их ликвидация осуществляются по решению Федерального агентства по управлению государственным имуществом на основании предложения федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится соответствующее предприятие.

Читайте также:
Наименование юридического лица: что это значит

Ликвидация и реорганизация федеральных государственных унитарных предприятий, включенных в Перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утв. Указом Президента РФ от 4 августа 2004 г. N 1009 (СЗ РФ. 2004. N 32. Ст. 3313), осуществляются Правительством РФ на основании решения Президента РФ (см. Постановление Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. N 739 “О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия” (СЗ РФ. 2004. N 50. Ст. 5074)).

2. Устав унитарного предприятия должен содержать сведения, указанные в п. 2 ст. 52 ГК, а также иные положения, как то: сведения об органе или органах, осуществляющих полномочия собственника имущества унитарного предприятия; наименование органа унитарного предприятия (руководитель, директор, генеральный директор); порядок назначения на должность руководителя унитарного предприятия, а также порядок заключения, изменения и прекращения трудового договора с ним в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами; структура совещательных органов (ученые, педагогические, научные, научно-технические советы и др.), их состав и компетенция; перечень фондов, создаваемых унитарным предприятием (в частности, резервный фонд), размеры, порядок формирования и использования этих фондов; дополнительные ограничения в отношении видов сделок, которые предприятие может совершать без согласия собственника, и др. (Примерный устав федерального государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, утв. Приказом Минэкономразвития России от 25 августа 2005 г. N 205 (РГ. 2005. N 225)).

Устав государственного или муниципального предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, должен также содержать сведения о размере уставного фонда, порядке и источниках его формирования, а также о направлениях использования прибыли. В казенных предприятиях уставный фонд не формируется.

Государственное или муниципальное предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть чистой прибыли в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются компетентным органом публичного образования – собственника имущества (см. Правила разработки и утверждения программ деятельности и определения подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий, утв. Постановлением Правительства РФ от 10 апреля 2002 г. N 228 (СЗ РФ. 2002. N 15. Ст. 1440)).

Примерный устав федерального государственного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, утвержден распоряжением Минэкономразвития России от 25 августа 2005 г. N 205 “Об утверждении Примерного устава федерального государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения” (РГ. 2005. N 225). Утверждение уставов федеральных государственных унитарных предприятий осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находится предприятие.

3. Полное фирменное наименование унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, должно содержать слова “федеральное государственное предприятие”, “государственное предприятие” или “муниципальное предприятие” и указание на собственника его имущества – Российскую Федерацию, субъекта РФ или муниципальное образование.

4. Уставный фонд предприятия выражается в рублях и определяет минимальный размер его имущества, гарантирующий интересы кредиторов такого предприятия. Уставный фонд формируется в течение трех месяцев с момента государственной регистрации предприятия. Взнос учредителя может состоять из денег, а также ценных бумаг, других вещей, имущественных прав и иных прав, имеющих денежную оценку. Уставный фонд должен составлять не менее 5000 МРОТ – для государственных предприятий и 1000 МРОТ – для муниципального предприятия. Стоимость имущества, передаваемого предприятию при его учреждении, указывается в решении собственника о создании предприятия, однако не может превышать стоимость взноса учредителя, определяемую в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.

5. Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, вправе распоряжаться недвижимым имуществом только с согласия собственника. Закон об унитарных предприятиях устанавливает дополнительные ограничения: согласие собственника имущества требуется также для совершения сделок, связанных с обременениями имущества (передача имущества в аренду, залог имущества), с уступкой требования, переводом долга, осуществлением заимствований, предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, участием в простом товариществе (договоре о совместной деятельности), а также иных сделок (см. комментарий к ст. 113 ГК).

6. Закон об унитарных предприятиях уточняет п. 5 комментируемой статьи, указывая, что решение об уменьшении размера уставного фонда государственного или муниципального предприятия до размера, не превышающего стоимости его чистых активов, принимается собственником имущества такого предприятия. Собственник обязан также произвести государственную регистрацию этих изменений, причем в регистрации может быть отказано, если предприятие не представит доказательств уведомления кредиторов о таком уменьшении размера уставного фонда.

Такое уведомление должно быть сделано государственным или муниципальным предприятием в течение 30 дней путем письменного уведомления, а также публикации в органе печати, в котором размещаются данные о государственной регистрации юридических лиц.

Право кредитора требовать прекращения или досрочного исполнения обязательств государственного или муниципального предприятия и возмещения им убытков прекращается по истечении 30 дней с даты такого уведомления и (или) публикации (ст. 15 Закона об унитарных предприятиях).

Право требовать прекращения или досрочного исполнения обязательств и возмещения причиненных убытков возникает у кредиторов предприятия и в том случае, если собственник в течение шести календарных месяцев после окончания финансового года не принимает решения об уменьшении уставного фонда, о восстановлении размера чистых активов до минимального размера уставного фонда либо о ликвидации или реорганизации государственного или муниципального предприятия.

7. Закон определяет, что минимальный размер уставного фонда определяется исходя из законодательства, действующего на дату государственной регистрации такого предприятия, и в дальнейшем остается неизменным. В случае если стоимость чистых активов такого предприятия по итогам финансового года оказывается меньше этой суммы, собственнику имущества предоставляется трехмесячный срок для восстановления стоимости чистых активов до указанного минимального размера, после чего предприятие может быть ликвидировано в судебном порядке или по решению собственника.

Стоимость чистых активов государственного или муниципального предприятия определяется на основании данных бухгалтерской отчетности в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Читайте также:
Поворот исполнения судебного акта

8. В случаях, когда несостоятельность (банкротство) предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, вызвана действиями собственника имущества предприятия, последний несет перед кредиторами предприятия субсидиарную ответственность при условии, что их требования не могут быть удовлетворены за счет активов самого предприятия. Вопрос о субсидиарной ответственности должен решаться в процессе конкурсного производства.

9. Под дочерним предприятием, которое упоминается в п. 7 комментируемой статьи, следует понимать не любую коммерческую организацию, а лишь дочернее унитарное предприятие. Данная норма во многим утратила свое значение, так как с момента вступления в силу Закона об унитарных предприятиях не допускается создание цепочек унитарных предприятий, т.е. учреждение дочерних унитарных предприятий. Что же касается тех дочерних предприятий, которые были созданы до вступления Закона в силу, то они подлежат реорганизации в форме присоединения к создавшим их унитарным предприятиям.

Если унитарное предприятие участвует в организациях иных организационно-правовых форм, то основания и порядок ответственности унитарного предприятия по обязательствам таких лиц определяются соответствующими специальными нормами (в частности, Законом об обществах с ограниченной ответственностью, Законом об акционерных обществах).

Судебная практика по статье 114 ГК РФ

Разрешая спор в обжалуемой части, суды, основываясь на оценке представленных в дело доказательств в соответствии с правилами главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 4, 113, 114, 295, 401, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 9, 10, 61.11, 61.12 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”, верно распределив бремя доказывания по делу, исходили из фактических обстоятельств, указывающих на отсутствие совокупности условий наступления субсидиарной ответственности собственника имущества должника ввиду недоказанности причинно-следственной связи между действиями (бездействием) последнего и наступлением последствий в виде банкротства.

Данные выводы суда согласуются с положениями статей 34, 35, 37, 43, 44 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ34, 35, 37, 43, 44 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, статьи 114 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 20 Федерального закона от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ, которыми установлены пределы и границы деятельности представительного органа местного самоуправления и в силу которых федеральным законодательством действительно не предусмотрено полномочие представительного органа, в частности, на дачу согласия главе муниципального образования по утверждению заместителей главы местной администрации, руководителей муниципальных унитарных предприятий. Представительный орган местного самоуправления вправе лишь по представлению главы местной администрации утвердить структуру местной администрации, однако не вправе каким-либо образом участвовать в исполнительно-распорядительных действиях главы муниципального образования или администрации местного самоуправления, а также участвовать в назначении руководителей муниципальных предприятий посредством предварительного согласования названного вопроса.

Разрешая спор в обжалуемой части, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались положениями статей 8, 114, 131, 166 и 299 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 4 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”, статьи 61.6 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”, а также разъяснениями, изложенными в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 “О некоторых вопросах, возникающих в судебной практики при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав”.

В соответствии с пунктом 1 статьи 114 Гражданского кодекса Российской Федерации унитарное предприятие создается от имени публично-правового образования решением уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.
Правовое положение муниципального унитарного предприятия в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации права и обязанности собственников их имущества, порядок создания, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия определяет Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях”.

Довод комитета о невозможности установления ему тарифов не исключает использование им предоставленных законодательством публично-правовому образованию полномочий по созданию унитарного предприятия в целях организации теплоснабжения на территории такого публично-правового образования (статьи 113 – 114 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Законом о теплоснабжении не предусматривается обязанность сетевой организации заключить договор аренды тепловых сетей с собственником этого имущества, не оказывающим услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя, что исключает взыскание платы с лица, отказавшегося заключить подобный договор.

При рассмотрении настоящего спора суды руководствовались статьями 15, 53, 114, 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях”, Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 62 от 30.07.2013 “О некоторых вопросах возмещения убытков лицами, входящими в состав органов юридического лица”.

Повторно разрешая обособленный спор в обжалуемой части, апелляционный суд, основываясь на оценке представленных в дело доказательств в соответствии с правилами главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 114, 131, 166, 299 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 4 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”, статьями 61.1, 61.9 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”, разъяснениями, приведенными в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 “О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав”, пришел к выводу об отсутствии государственной регистрации права хозяйственного ведения на недвижимое имущество должника, что свидетельствовало об отсутствии оснований для признания недействительными сделок по изъятию данного недвижимого имущества в пользу собственника.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: