Основной принцип сноса гаражей

Что делать, если ваш гараж попал под снос?

Как происходит снос гаражей, находящихся в собственности, и каким образом снизить риски? Какой будет компенсация и удастся ли ее вообще получить в 2020 году?

Инструкция с обзором судебной практики представлена ниже!

Причины сноса гаражей в Москве и других городах. Почему сносят?

В период массового возникновения гаражных кооперативов и коллективных автостоянок «раздавали землю». Люди начали использовать участки с целью строительства «укрытий» для машин. Было и еще одно преимущество: гараж «защищен» от инфляции гораздо лучше, чем обычные бумажные деньги.

Строительство подобных объектов осуществлялось на территории гаражных кооперативов. Как правило, собственники даже не вдавались в юридические моменты, связанные с оформлением участка, правами на него, необходимыми документами.

В результате оказалось, что участки принадлежат кооперативам на правах аренды. Земля же принадлежит городу (населенному пункту). Сроки аренды подходят к концу.

Местные органы власти не хотят продлевать договор, поскольку собираются отдать участки под застройку. Как результат – договор аренды не продлевается, земля передается в аренду другому юридическому лицу. Встает проблема сноса старых гаражей.

Само собой, собственники объектов недовольны подобными действиями властей. Но ничего нельзя поделать: юридически все грамотно и справедливо. Чтобы частично компенсировать убытки, вызванные потерей подобных объектов, принят закон «Об обеспечении имущественных прав граждан-владельцев гаражей» (2013 год).

Сразу стоит оговориться, что компенсация за снос гаражей минимальная. И уж тем более она не возмещает ни реальную стоимость объекта, ни моральные переживания.

Как узнать, что гараж в Москве или Уфе идет под снос

Известны так называемые «волны сноса». В 2020 году в столице «разровняют» 43 000 м2. Это так называемая «пятая волна». Под снос идут объекта, расположенные на территории важных транспортных коммуникаций. Устранение гаражей «маскируется» благовидной целью обеспечения безопасности и снижения риска аварийных ситуаций.

Под демонтаж идут строения, которые находятся по следующим адресам:

  • Ул. Люблинская 96, стр.1 и 2.
  • Ул. Новокузьминская 19А.
  • Проектируемый проезд 5369 Капотня стр.1.
  • Ул. Шкулева стр.2Д, стр. 2В.
  • Каширский проезд 10.
  • Ул. Велозаводская 26.
  • Ул. Зеленодольская 40, корп.2.
  • Ореховый бульвар 15Г, 7, корп. 1А.
  • Ул. Хлобыстова 17, 26 стр. 2.
  • Ул. Каспийская 13, 13 стр.1.
  • Можно ли противостоять сносу гаража в Уфе, Москве, Санкт-Петербурге или любых других населенных пунктах? Никаких законных оснований нахождения гаражей на городской земле нет. Был период, когда землю выдавали инвалидам, но в 2020 году норму законодательства убрали.

    В 2015 году в Земельный кодекс внесли изменения: теперь договоры аренды под временные сооружения вообще не заключаются ВООБЩЕ. Составлен перечень объектов, на размещение которых выдают так называемое временное разрешение (к примеру, при строительстве жилого дома можно временно разместить бытовку для мастеров). Но гаражи под эту категорию не подпадают.

    Капитальные гаражи, на которые выданы свидетельства о праве собственности (на само строение и на землю), могут снести при желании. Если удастся, то владелец получит компенсацию из бюджета.

    Кстати, есть возможность взыскания компенсации через суд, но сумма от этого особо не изменится. Как провести все юридические процедуры без больших проблем и сложностей? Если родственник получил паспорт на гараж (или же любой другой документ на собственность) с 1990 по 1999 гг., нужно будет переоформить его.

    Для этого обращаемся в Дирекцию Имущества Москвы. Но то, что объект находится в собственности физического лица, все равно не спасает от возможных проблем.

    Что делать, если гараж попадает под снос?

    У нас есть 2 варианта:

  • собственник не может предоставить никакие документы для подтверждения прав (т.е. у нас самовольная постройка, которая нигде не числится);
  • владелец гаража может подтвердить права свидетельствами о праве собственности, а также другими документами (т.е. объект оформлен легально, «проведен» через государственные органы).
  • В первом случае нет смысла даже надеяться на компенсацию. Самовольные постройки подлежат сносу (и радуйтесь, что хотя бы не за ваш счет). Гражданское законодательство жестко регулирует подобные вопросы.

    Т.е. есть риск, что после решения суда вам придется еще и самостоятельно проводить демонтаж. Это абсурдно, но факт: вы будете разбирать гараж, который получили в наследство (и который на законных основаниях считали своим).

    Во втором случае есть шанс получить хотя бы минимальную компенсацию (если защитить гараж от снова не получится). Часто спрашивают о том, как сохранить металлический гараж от сноса, что делать, как минимизировать риски.

    Но на практике оказывается, что противостоять государственным и муниципальным органам практически невозможно. Есть варианты, которые предусмотрел закон о сносе.

    Вариант №1. Выкуп объекта

    Процедуру оформляют по типу сделки купли-продажи. Компания, которая собирается строить на территории свои объекты (торговые центры, магазины, жилые комплексы, паркинги), выкупает имущество у гражданина.

    Гараж переходит в собственность организации, а та уже может делать все, что пожелает: реконструировать, строить, ремонтировать, сносить. Как правило, используется последний вариант.

    Дело в том, что земля под старой застройкой является лакомым куском для представителей бизнеса. Можно выкупить 10 гаражей по 100 000 рублей каждый, а потом возвести многофункциональный торговый центр, который будет приносить по 1 000 000 рублей в месяц. Цифры условные, но вы должны понимать инвестиционную привлекательность.

    Вариант №2. Возмещение по закону

    Установлена процедура, позволяющая получить компенсацию. Если описывать все стадии коротко, то получается такой расклад:

    1. Владелец получает уведомление о том, что принадлежащий ему гараж находится в планах по сносу.
    2. Собственник собирает все необходимые документы для подтверждения правомочий.
    3. Владелец гаража идет в государственный орган, указанный в уведомлении.
    4. Эксперты оценивают стоимость недвижимости, после чего принимают решение о выплате (или об отказе).

    Но давайте разберем процедуру более подробно. Постараемся прописать все возможные подводные камни.

    Законодательство, регулирующее получение возмещения по закону

    Юридические тонкости прописываются в:

  • городском нормативном акте от 21.10.2011 № 585-115 (с изм. 14.02.2013 № 25-12);
  • пост. городского правительства 29.05.2013 №362;
  • ФЗ от 27.07.2010 № 210-ФЗ;
  • Регламенте гор. отдела муниципальной администрации, уполномоченной принимать решения по выплате денежных компенсаций от 12.12.2012 № 140 (с изменениями 2014 г.).
  • На вопрос о том, где можно получить деньги за снесенный гараж в Москве, ответ простой: в комитете по строительству г. Москвы. Но есть проблемы со сроками: к примеру, в 2015 году выплачивали деньги за гаражи, снесенные в 2008 году.

    В 2020 г. можно получить компенсацию за объекты, уничтоженные в 2013—2015 гг. Получается, что застройщик успел уже возвести на месте гаражей жилой дом / ТРЦ и заработать первые деньги, а люди не могут вернуть свои «копейки».

    Но проблема даже не в возврате, а в «бумажной волоките». Чтобы претендовать на возмещение, нужно предоставить пакет документов.

    Документы, которые нужны для компенсации:

    1. Заявление собственника или же представителя собственника о денежной выплате. Есть установленная форма, в которой отражается просьба о выплате. Также нужно предоставить подтверждения, что компенсация не выплачивалась ранее.
    2. Документы, которые подтверждают права на гараж. Это могут быть свидетельства, справки и так далее.
    3. Паспорт гражданина РФ. Требование законодательства заключается в предоставлении документа с копиями страниц о выдаче новых паспортов.
    4. Доверенность, заверенная нотариально (если от имени владельца гаража выступает другое лицо).
    5. Подтверждения о вступлении в наследственные права (в ситуации, когда претендующий на денежную компенсацию гражданин умер).

    Определение размера компенсации

    Используется формула, в которую закладывают:

  • материал, из которого выполнена гаражная конструкция;
  • место расположения объекта;
  • год строительства.
  • Было время, когда в основу формулы закладывали инвентаризационную стоимость. Цена определялась на основе оценки, проведенной городским управлением инвентаризации и оценки.

    Формула расчета денежной компенсации за снесенный гараж рассчитывалась таким образом:

    ВК = А х К1 х К2 х I, в которой:

    • действующая база цены гаражной конструкции (A) = 46 000 рублей;
    • коэффициент нахождения объекта (K1);
    • коэффициент срока эксплуатации гаража (K2);
    • индекс повышения рыночной стоимости гаража (I)
    • коэффициент расположения гаражной конструкции(K1) = 1.

    Коэффициент срока эксплуатации (K2) – это срок, который прошел между годом возведения гаражной конструкции / постройки и годом расчета денежной выплаты.

    Индекс повышения рыночной стоимости определяют на основе года, на который осуществляется определение размера денежной выплаты. Расчеты по ценам можно узнать в районных МФЦ.

    Способ отстоять свои интересы (о котором никто не знает)

    Если у вас гараж давался под строительство кооперативу, то предоставлялся земельный участок кооперативу. Но нужно проверить, был ли договор аренды (между госорганами и кооперативом), был ли он зарегистрирован.

    Если договор заключался до 1997 года, то зарегистрирован в земельном комитете или в любой другой организации, уполномоченной на совершение подобных действий.

    Право возникло, поэтому владелец гараж имеет преимущественное право в соответствии с законом на продление (по ст. 22 ЗК РФ). Соответственно, обращаемся сначала к арендодателю. Если он отказывает, то идем в суд. Можно попробовать параллельно заняться оформлением прав собственности на гаражи.

    Получается, что для защиты гаража от сноса нужно будет:

    • сдать объект строительства в эксплуатацию, регистрируем в ФРС (само собой, собрать документы и подтвердить все будет достаточно сложно);
    • подать в суд на признание права или по приобретательской давности, или по 222 ГК.

    Помним о том, что изъять землю и недвижимость можно лишь для государственных или муниципальных нужд. В противном случае инвестор, который собирается застроить участок, должен будет выкупить все гаражи у кооператива и право аренды на землю.

    При этом стоимость сделки определяет кооператив. Желательно, чтобы права аренды земельного участка и права собственности на гаражи были зарегистрированы в соответствующих инстанциях.

    Размер компенсации, на которую может претендовать владелец гаража

    Зависит от местности и от материала. Но практика показывает, что стоимость возмущения не такая высокая, как хотелось бы.

    Смотрите сами:

    • 30 000 российских рублей можно получить за металлический гараж;
    • 50 000 руб. компенсации причитаются за железобетонный (ж/б).

    Известны случаи, когда все документы у «гаражников» оформлены, а застройщику необходимо как можно быстрее приступить к выполнению работ. В таком случае можно рассчитывать и на 200 000 рублей за ж/б гараж. Если же объект «не прошел» через ПИБ и прочие инстанции, есть риск не получить вообще ничего.

    Читайте также:  Главные правила, как приватизировать гараж в гаражном кооперативе

    Судебная практика показывает, что могут снести даже приватизированный и оформленный в соответствующем порядке гараж.

    Процедура сноса гаража: что делают и как избежать проблем?

    У владельцев объектов постоянно возникают вопросы:

    • кто должен убирать землю после сноса гаражей;
    • как происходит процесс;
    • какие документы должны предъявить строительные фирмы;
    • кто должен вывозить мусор;
    • как подготовить гараж к сносу (в Москве, Санкт-Петербурге, Уфе или других населенных пунктах).

    Руководство строительной фирмы, которая собирается сносить земельный участок, выстраивает отношения с собственниками самостоятельно. Т.е. это право компании.

    Если владелец гаража не согласен с действиями (по сносу объекта, утилизации мусора, порядку выполнения работ), то может обратиться в суд. Правда, сложно сказать, получится ли заработать деньги и отстоять интересы.

    Если производится снос плоскостных гаражей для целей муниципалитета или по госпрограмме, действия четко прописываются и регламентируются ст. 239 ГК РФ. В документе прописывается порядок выкупа недвижимости и возмещения убытков.

    Снос гаражей может осуществляться только после регистрации двухстороннего соглашения в Регистрационной Палате. Если подобного договора нет, то процедура считается незаконной.

    Часто возникает стандартный вопрос: «Куда обращаться при сносе гаражей? Как отстоять права и законные интересы?». Теперь вы знаете, что стоит писать в городскую мэрию и пытаться отстоять права.

    Основание для сноса – предупреждение / решение властей. Если документа не было, а объект «разровняли», обращаемся в суд. В эту инстанцию необходимо подавать заявление о незаконном сносе.

    Что делать, если принято решение суда о сносе гаража?

    Вы пытались судиться, но потерпели неудачу. Гражданский иск не удовлетворили, а объект идет под снос.

    Есть шанс попробовать обратиться в суд второй инстанции и подать апелляцию. Судебная практика такова, что вряд ли удастся получить решение о восстановлении прав и отказе от сноса.

    Судьба построек +/- одинаковая:

  • объекты, зарегистрированные в установленном порядке на арендной земле, сносятся с выдачей компенсации;
  • гаражи, право на которые «ничем не подтверждается», признаются самовольными постройками (и сносятся даже без компенсации);
  • строения, которые были приватизированы, выкупаются застройщиком (или же сносятся с выплатой компенсации).
  • Размер компенсации – около 50 000 – 90 000 рублей (при удачном стечении обстоятельств). Гораздо выгоднее продать имущество и права аренды застройщику по более выгодной стоимости. Поскольку в план сноса постепенно добавляют все больше и больше объектов, стоит задуматься о судьбе гаража уже сейчас.

    Теперь вы знаете, имеют ли право «разровнять» участок с вашими постройками, почему сносят гаражи в черте города, как получить компенсацию. В 2020 и 2020 гг. порядок вряд ли изменится.

    Не забывайте изучать местное законодательство и знакомиться с планами сноса, опубликованными в официальных источниках.

    Алло, гараж

    Известно, что власти больших и малых городов уже несколько лет воюют с гаражами и в большинстве случаев воюют успешно. Схема этих “гаражных” битв примитивна – чиновники объявляют автовладельцам, что частный гараж мешает их планам и поэтому гараж будет убран. Как правило, уничтожаются гаражи по решениям местных судов, которые в абсолютном большинстве встают на сторону чиновников.

    Но судя по последним решениям Верховного суда, “гаражные” приговоры местных судов далеко не всегда безупречны и вынесены на основании закона. Важность двух этих вердиктов том, что Судебная коллегия по гражданским делам разъяснила – когда и при каких обстоятельствах гаражи граждан трогать нельзя и почему отдельные судебные решения, вынесенные местными судами, нарушают права автовладельцев.

    Итак, префектура обратилась в Гагаринский суд столицы с иском о сносе гаража гражданки Грызловой.

    В нем гараж назывался металлическим боксом, и у владелицы не было “оформленных в установленным порядке документов на землю”. Снос гражданка должна была провести за неделю, в противном случае префектура сделает это сама, но расходы взыщет с ответчицы. Суд вынес решение в пользу чиновников.

    Мосгорсуд с таким вердиктом согласился полностью. Судебная коллегия по гражданским делам заявила, что закон нарушили и районный, и городской суды.

    Верховный суд начал с истории гаражного вопроса. В далеком 1975 году было решение исполкома Октябрьского района – выделить инвалиду-фронтовику Грызлову и его соседям место под строительство “в порядке исключения временных металлических боксов”. По решению местных чиновников и письму районного архитектора Грызлов возвел гараж для хранения автомобиля “Запорожец”, бесплатно предоставленного фронтовику государством. Ветеран умер в 1988 году, и тогда же управление соцобеспечения разрешило его дочери оставить у себя “Запорожец”. Уже раритетный автомобиль еще жив и обитает там, где и был – в боксе N22.

    Райсуд рассуждал так. У ответчицы нет доказательств, что она пользуется землей под гаражом законно. И нет документов, что ей разрешили построить гараж. А разрешение от 1975 года было временным. Да и давалось оно ее отцу, что не дает дочери никаких прав на землю.

    На эти заявления Верховный суд ответил разъяснением порядка сноса объектов. Он прописан в нашем гражданском законодательстве. Суд напомнил, что в 2010 году совместный пленум Верховного и Высшего Арбитражного судов разбирал иски о признании права собственности на самовольную постройку. Там подчеркивалось, что отсутствие разрешения на строительство не может быть основанием для отказа в признании права собственности. И если единственный признак самовольной постройки – отсутствие разрешения на строительство или акта ввода в эксплуатацию, то постройку надо признать. При условии, что она не нарушает строительные нормы и не угрожает жизни окружающих. А гараж у фронтовика в 1975 году появился законно. Нынешние суды, ни районный, ни городской не заикнулись, а какие нормы при строительстве гаража были нарушены.

    Верховный суд напомнил – гараж никогда за свою многолетнюю историю не признавался самовольной постройкой: ни когда строился, ни когда эксплуатировался, ни когда помешал чиновникам уже сейчас. Никаких других оснований для сноса в законе просто – нет. Райсуд сказал: нет доказательств, что гараж – объект недвижимости и на него есть право собственности. Ни одного доказательства, заметил Верховный суд, почему бокс – не объект недвижимости, суды не привели.

    Так как гараж появился давно, до введения в действие Гражданского кодекса, то регистрация права собственности на бокс тогда была не обязательна. Но и отсутствие регистрации – не препятствие для признания гаража объектом недвижимости. “Временное” размещение не аргумент. Ни в каких документах не назван срок, до которого действует разрешение. И в установленном порядке этот срок не отменяли.

    А еще местные суды забыли, что, решая спор, надо применять нормы права, действовавшие в то время. Ответил Верховный суд и на довод коллег, что разрешение давалось лишь инвалиду-фронтовику. Суд напомнил про совместный Пленум. По нему наследник вправе просить о переходе прав собственности. Право пользования участком – это имущественное право, оно переходит по наследству. Верховный суд распорядился пересмотреть “гаражное” дело заново с учетом его разъяснений.

    Героем второго “гаражного” дела стал ветеран войны и инвалид Алексей Тыщенко. Он живет в Южном округе столицы и попросил признать за ним право собственности на свой кирпичный гараж. Таких как у него гаражей было 18 штук. И существовали они с 1980 года. Гаражи были капитальными, “Мосэнерго” еще в те годы в гаражное объединение поставило счетчик, и автолюбители платили за свет. Но Чертановский суд ветерану войны в оформлении права собственности отказал. Мосгорсуд согласился. А вот Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда изучила доводы ветерана и сказала, что прав он, а не судьи.

    Исполком решение о строительстве гаражей вынес законно еще в 1973 году. Уже в наше время в 2003 году было заседание гаражной комиссии управы района , где рассматривалось заявление ветерана об оформлении участка земли под его гаражом. Ветерана уважили и разрешение дали. Префект подписал распоряжение о предоставлении пенсионеру земли в аренду под кирпичным гаражом. Но Чертановский суд, отказывая ветерану, заявил, что истец “не представил разрешительной документации, подтверждающей его право на создание либо занятие спорного объекта”. А гараж , по мнению суда, точно попадает под определение самовольной постройки. И вновь Верховный суд напомнил коллегам о совместном пленуме, посвященном защите прав собственности. И подчеркнул, что отказывая ветерану, суды района и города не потрудились назвать нормы, которые пенсионер нарушил в то время, когда гараж строился в начале 70-х годов прошлого века и потом десятилетиями эксплуатировался. Право ветерана на предоставление участка и строительство на нем гаража никто никогда не оспаривал. И его права не отменяли. Суд еще раз подчеркнул – отсутствие бумажки с разрешением на строительство не может быть основанием для отказа в признании прав собственности.

    И еще важный штрих – по Гражданскому кодексу (статья 234), если человек владел открыто любой вещью не будучи ее собственником пять лет, а недвижимостью – 15 лет, то он приобретает на нее право собственности. Это так называемая “приобретательная давность”.В связи с этим Верховный суд подчеркивает – фронтовик владел гаражом 34 года. И все эти десятилетия местные чиновники не ставили вопрос о сносе якобы самовольной постройки. Допущенные судами ошибки Верховный суд назвал серьезными и велел полностью пересмотреть и это “гаражное” дело.

    Ваш гараж попадает под снос? Вот как получить компенсацию!

    При сносе гаража владельцу должны возместить стоимость строения. Если есть документы о собственности, мерилом становится кадастровая стоимость. Чем она выше, тем больше дадут.

    Причина в том, что у владельцев нет «нормальных» документов. Раньше вот были, а теперь — увы.

    Изучаем документы

    Должным образом оформлен лишь каждый пятый гараж. У большинства хозяев на руках некие членские книжки гаражно-строительного кооператива либо иной общественной организации времен 1950–1980‑х годов. Хорошо, если таковая действительно существует и своевременно вносит арендную плату за землю. Если же организации давно нет, компенсация не положена. Отсюда вывод: проверьте вашу управляющую компанию. Для этого достаточно знать полное название организации — интернет вам поможет.

    До сих пор нет четкого понимания, какие документы на гараж необходимо оформлять. Отношение к гаражам часто зависит не от закона, а от позиции муниципальных чиновников.

    Читайте также:  Какие документы обязательно должны быть на гараж

    В столице, например, большинство ГСК входит в Московский городской союз автомобилистов (МГСА). Влиятельная прежде структура сейчас потеряла все рычаги воздействия, и московские власти регулярно откусывают от нее куски. Плоскостным стоянкам объявлена насто­ящая война, под нож пущены тысячи машиномест. Например, при строительстве Юго-Восточной хорды гаражей лишатся около четырех тысяч москвичей.

    Люди пытаются бороться за свое имущество, но на поверку оказывается, что статуса собственности оно не имеет, а потому имуществом считаться не может. И получается, что, выдавая компенсацию, власти делают некое одолжение горожанам. Не согласен с суммой? Чиновники всегда имеют возможность разорвать договор об аренде земли — и добропорядочный ГСК автоматически становится самостроем. А владельцам самостроя компенсация не положена. Да еще и ликвидация строения происходит за их счет.

    Дайте деньги

    При сносе гаража владельцу должны возместить стоимость строения. Если есть документы о собственности, мерилом становится кадастровая стоимость. Чем она выше, тем больше дадут.

    Но многими гаражами распоряжаются на основании регистрационного паспорта машиномéста. Вот здесь начинается самое интересное. Власти обязаны компенсировать понесенные расходы, а таковыми считается паевой взнос. Размер его не регламентирован, – в МГСА, например, 20 тысяч рублей. После ряда митингов власти подняли цену. Сейчас в Москве за снесенный металлический гараж возвращают 150 тысяч рублей, за кирпичный — 300 тысяч. На сумму компенсации не влияет ни состояние строения, ни наличие погреба или надстроек. Машиноместо в многоэтажном неотап­ливаемом паркинге стоит от 500 тысяч рублей. Причем оно явно хуже — это открытая площадка, по уровню комфорта напоминающая обычную стоянку на улице. Местá в отапливаемых многоэтажных паркингах в полтора-два раза дороже.

    Алгоритм сноса гаражей отработан. Человека должны предупредить не менее чем за месяц до проведения работ. Он пишет заявление и прилагает к нему необходимые документы: копии паспорта машиномéста, личного паспорта, членского билета, реквизиты своего счета. После того как компенсация «падает» на счет владельца гаража, власти имеют право начинать операцию «длинных ковшей». Если хозяин не объявляется, а гараж заброшен, его вскрывают при свидетелях, описывают имущество и сносят.

    Гаражная амнистия

    Вроде бы не так уж дорого и хлопотно. Но не все владельцы рады изменениям. Ведь за легальный гараж необходимо платить налог, величина которого определяется местными властями. А если речь идет о пополнении казны, сразу же возникают перегибы. Чаще всего чиновники завышают кадастровую стоимость строения (именно по ней рассчитывают налог), порой в несколько раз. Добиться переоценки, лишь написав претензию, не всегда получается, нужно проводить независимую экспертизу и судиться.

    В большинстве случаев восстановить справедливость владельцу удается, но — ценой немалых усилий и порой лишь на время. Местные власти имеют право через несколько лет провести переоценку кадастровой стоимости, и не исключено, что владельцу придется вновь «браться за оружие». И благое на первый взгляд дело оказывается не таким уж благим: «гаражная амнистия», как и объявленная ранее «дачная амнистия», стала по большей части инструментом для пополнения местных бюджетов.

    Тем не менее оформлять свидетельство о собственности на гараж необходимо. Ведь именно этот документ дает право именоваться владельцем и на законных основаниях бороться за свои права. Или, в крайнем случае, получить компенсацию за сносимый гараж.

    Автор: Александр Жихарев

    Фото: Михаил Мироненко/ТАСС, личный архив

    Алло, гараж

    Известно, что власти больших и малых городов уже несколько лет воюют с гаражами и в большинстве случаев воюют успешно. Схема этих “гаражных” битв примитивна – чиновники объявляют автовладельцам, что частный гараж мешает их планам и поэтому гараж будет убран. Как правило, уничтожаются гаражи по решениям местных судов, которые в абсолютном большинстве встают на сторону чиновников.

    Но судя по последним решениям Верховного суда, “гаражные” приговоры местных судов далеко не всегда безупречны и вынесены на основании закона. Важность двух этих вердиктов том, что Судебная коллегия по гражданским делам разъяснила – когда и при каких обстоятельствах гаражи граждан трогать нельзя и почему отдельные судебные решения, вынесенные местными судами, нарушают права автовладельцев.

    Итак, префектура обратилась в Гагаринский суд столицы с иском о сносе гаража гражданки Грызловой.

    В нем гараж назывался металлическим боксом, и у владелицы не было “оформленных в установленным порядке документов на землю”. Снос гражданка должна была провести за неделю, в противном случае префектура сделает это сама, но расходы взыщет с ответчицы. Суд вынес решение в пользу чиновников.

    Мосгорсуд с таким вердиктом согласился полностью. Судебная коллегия по гражданским делам заявила, что закон нарушили и районный, и городской суды.

    Верховный суд начал с истории гаражного вопроса. В далеком 1975 году было решение исполкома Октябрьского района – выделить инвалиду-фронтовику Грызлову и его соседям место под строительство “в порядке исключения временных металлических боксов”. По решению местных чиновников и письму районного архитектора Грызлов возвел гараж для хранения автомобиля “Запорожец”, бесплатно предоставленного фронтовику государством. Ветеран умер в 1988 году, и тогда же управление соцобеспечения разрешило его дочери оставить у себя “Запорожец”. Уже раритетный автомобиль еще жив и обитает там, где и был – в боксе N22.

    Райсуд рассуждал так. У ответчицы нет доказательств, что она пользуется землей под гаражом законно. И нет документов, что ей разрешили построить гараж. А разрешение от 1975 года было временным. Да и давалось оно ее отцу, что не дает дочери никаких прав на землю.

    На эти заявления Верховный суд ответил разъяснением порядка сноса объектов. Он прописан в нашем гражданском законодательстве. Суд напомнил, что в 2010 году совместный пленум Верховного и Высшего Арбитражного судов разбирал иски о признании права собственности на самовольную постройку. Там подчеркивалось, что отсутствие разрешения на строительство не может быть основанием для отказа в признании права собственности. И если единственный признак самовольной постройки – отсутствие разрешения на строительство или акта ввода в эксплуатацию, то постройку надо признать. При условии, что она не нарушает строительные нормы и не угрожает жизни окружающих. А гараж у фронтовика в 1975 году появился законно. Нынешние суды, ни районный, ни городской не заикнулись, а какие нормы при строительстве гаража были нарушены.

    Верховный суд напомнил – гараж никогда за свою многолетнюю историю не признавался самовольной постройкой: ни когда строился, ни когда эксплуатировался, ни когда помешал чиновникам уже сейчас. Никаких других оснований для сноса в законе просто – нет. Райсуд сказал: нет доказательств, что гараж – объект недвижимости и на него есть право собственности. Ни одного доказательства, заметил Верховный суд, почему бокс – не объект недвижимости, суды не привели.

    Так как гараж появился давно, до введения в действие Гражданского кодекса, то регистрация права собственности на бокс тогда была не обязательна. Но и отсутствие регистрации – не препятствие для признания гаража объектом недвижимости. “Временное” размещение не аргумент. Ни в каких документах не назван срок, до которого действует разрешение. И в установленном порядке этот срок не отменяли.

    А еще местные суды забыли, что, решая спор, надо применять нормы права, действовавшие в то время. Ответил Верховный суд и на довод коллег, что разрешение давалось лишь инвалиду-фронтовику. Суд напомнил про совместный Пленум. По нему наследник вправе просить о переходе прав собственности. Право пользования участком – это имущественное право, оно переходит по наследству. Верховный суд распорядился пересмотреть “гаражное” дело заново с учетом его разъяснений.

    Героем второго “гаражного” дела стал ветеран войны и инвалид Алексей Тыщенко. Он живет в Южном округе столицы и попросил признать за ним право собственности на свой кирпичный гараж. Таких как у него гаражей было 18 штук. И существовали они с 1980 года. Гаражи были капитальными, “Мосэнерго” еще в те годы в гаражное объединение поставило счетчик, и автолюбители платили за свет. Но Чертановский суд ветерану войны в оформлении права собственности отказал. Мосгорсуд согласился. А вот Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда изучила доводы ветерана и сказала, что прав он, а не судьи.

    Исполком решение о строительстве гаражей вынес законно еще в 1973 году. Уже в наше время в 2003 году было заседание гаражной комиссии управы района , где рассматривалось заявление ветерана об оформлении участка земли под его гаражом. Ветерана уважили и разрешение дали. Префект подписал распоряжение о предоставлении пенсионеру земли в аренду под кирпичным гаражом. Но Чертановский суд, отказывая ветерану, заявил, что истец “не представил разрешительной документации, подтверждающей его право на создание либо занятие спорного объекта”. А гараж , по мнению суда, точно попадает под определение самовольной постройки. И вновь Верховный суд напомнил коллегам о совместном пленуме, посвященном защите прав собственности. И подчеркнул, что отказывая ветерану, суды района и города не потрудились назвать нормы, которые пенсионер нарушил в то время, когда гараж строился в начале 70-х годов прошлого века и потом десятилетиями эксплуатировался. Право ветерана на предоставление участка и строительство на нем гаража никто никогда не оспаривал. И его права не отменяли. Суд еще раз подчеркнул – отсутствие бумажки с разрешением на строительство не может быть основанием для отказа в признании прав собственности.

    И еще важный штрих – по Гражданскому кодексу (статья 234), если человек владел открыто любой вещью не будучи ее собственником пять лет, а недвижимостью – 15 лет, то он приобретает на нее право собственности. Это так называемая “приобретательная давность”.В связи с этим Верховный суд подчеркивает – фронтовик владел гаражом 34 года. И все эти десятилетия местные чиновники не ставили вопрос о сносе якобы самовольной постройки. Допущенные судами ошибки Верховный суд назвал серьезными и велел полностью пересмотреть и это “гаражное” дело.

    PRO новостройку +7 () 450-27-46 (Москва)

    Бесплатная консультация юриста по недвижимости — договоры, оформления сделок, выселение/заселение

    Гаражи и их снос: дополнительная информация

    Самовольных кооперативов с каждым годом становится всё меньше. Перестал быть редкостью и снос построек, признанных самовольными. Обычно ликвидация проходит под муниципальные нужды, потом собственникам выплачивают соответствующую компенсацию.

    Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

    Читайте также:  Нюансы оформления надстройки над гаражом

    Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 () 703-42-46 . Это быстро и бесплатно !

    Снос гаражей: с какой целью

    Программа сноса металлических гаражей действует на территории России достаточно давно. То же касается других построек с подобной конструкцией. Благодаря этому местные органы власти решают проблему, связанную с нехваткой свободных площадей для возведения новых домов.

    Строительство магистралей и дорог – ещё одна цель, поставленная перед теми, кто реализует данную программу. Предполагается, что закрытые и подземные парковки полностью заменят стандартные гаражи в ближайшем будущем.

    Законодательное регулирование

    В данном случае городские власти опираются на несколько статей Гражданского Кодекса:

    Снос подобных построек предполагает использование определённой последовательности действий:

    • Сначала владелец лишается прав собственности на строение.
    • Прекращается так же право постоянно использовать землю, где находится постройка.
    • Досрочно расторгается договор аренды, если его заключали с местными властями.

    Информирование о сносе гаражей.

    Местные органы власти отвечают за принятие решения о том, чтобы изъять участок. Условия и сроки осуществления процедуры определяются отдельно. Закон разрешает провести процедуру изъятия даже принудительно, если владелец отказывается от подписания договора. Тогда приходится обращаться к судебной инстанции.

    Как узнать, какие гаражи будут сносить

    В зону риска попадают сооружения, которые отвечают следующим условиям:

    1. Создание дополнительных препятствий для нового строительства. Все объекты будут ликвидированы на участке, где, согласно решению местных властей, должна пройти новая дорога.
    2. Сооружения, признанные самовольными. Постройка будет нелегальной, если отсутствует регистрационное свидетельство, подтверждающее права на землю, имущество. Тогда снос будет осуществлён, и владельцу практически невозможно добиться компенсации.
    3. Объекты, расположенные на земле, арендованной у государства.

    Информация о сносе будет полезна как старым, так и новым собственникам. Где можно посмотреть данные о действующих и будущих программах? Вариантов всего несколько:

    • Официальный сайт администрации города. Данные выкладывают в свободный доступ обычно ещё до того, как действия будут осуществляться в реальности.
    • Официальный сайт конкретного городского района. Для крупных городов наличие такой страницы – обычное дело. Здесь так же публикуются любые приказы и официальные документы, связанные с той или иной постройкой.
    • Сайт Департамента архитектуры и строительства.
    • По телефону. Можно просто связаться с городской администрацией.

    Что говорит закон о сносе гаражей?

    Владельца, согласно закону, должны предупреждать минимум за месяц до того, как начинать что-то делать. Для этого составляется специальное уведомление, которое нужно передать гражданину лично в руки. Предполагается, что за этот срок владелец сумеет подготовиться и перевезти имущество.

    Либо заняться сбором документов для получения компенсации. Все издержки и затраты ложатся на представителей администрации, если именно этот орган занимается процессом, принимает соответствующее решение. Хозяину ничего оплачивать не придётся.

    При наличии кооператива

    Если у владельца имеются все документы, подтверждающие официальное имущественное право – то снос гаражей проходит быстро, без задержек и дополнительных сложностей. Если же бумаги отсутствуют – то рекомендуется позаботиться об оформлении права собственности, иначе возникнут проблемы с получением компенсации.

    Местные органы власти принимают решения по поводу того, кому положены компенсации, и в каком размере. Например, на территории Москвы компенсируют полную рыночную стоимость снесённого объекта.

    При самовольных постройках

    Денежные выплаты от государства не предусмотрены, если сносят самовольные постройки. Получить свидетельство о собственности практически невозможно, если гараж возведён на участке, занятом произвольно. Существует два метода для легализации объекта:

    1. Обращение к сотрудникам комиссии по пресечению самовольных построек с прошением сохранить объект.
    2. Подача искового заявления с требованием узаконить имеющуюся постройку.

    Что означает снос гаража? Расскажет это видео:

    Чтобы признать возведённый объект законным, понадобится следующая документация:

    • Любые доказательства того, что гражданин возвёл объект собственными руками, в связи с чем понёс определённые траты. Это могут быть сметы и накладные, разнообразные чеки и так далее.
    • Справка из Росреестра о том, что другие претенденты на объект отсутствуют.
    • Техпаспорт.
    • Кадастровый паспорт.
    • Справка о том, что соблюдаются нормы по пожарной безопасности.
    • Подтверждение того, что интересы других лиц не нарушаются.

    Что делать

    Первый шаг – проверка наличия всех необходимых бумаг. Государство не возместит ущерб, если доказательства отсутствуют. Префектуре города или района требуется сдать следующие виды бумаг:

    1. На основании которых было получено имущество.
    2. Оформленное документально имущественное право.
    3. Свидетельство о членстве в кооперативе.
    4. Документ, на основании которого владельцем занята земля.

    Компенсация: какая полагается

    Когда все документы поданы – назначается независимая оценка самого имущества. Согласно законам, компенсация должна быть равна рыночной стоимости объекта. Маленький размер по возмещённому ущербу становится как раз главной причиной для недовольства со стороны граждан. Решение оценочной комиссии устраивает их далеко не всегда.

    Как получить компенсацию за снос гаража? Смотрите видео:

    Срок выплаты зависит обычно от того, насколько загружены ответственные лица. Можно рассказать о сроках лишь приблизительно:

    • На протяжении десяти дней принимается решение о том, чтобы назначить компенсацию за снос гаража.
    • На оценку собственности уходит до 5 дней.
    • Выплату нужно осуществить за неделю после того, как всё сделано.

    Можно ли оспорить

    Снос самовольных построек оспорить очень сложно. Обычно стараются показать, что действия властей были незаконными по тем или иным причинам. Допустимо обращение в суд с требованием о компенсации за ущерб, когда снос уже завершился. Или в правоохранительные органы с тем, чтобы действия признали незаконными.

    Заключение

    Ошибки в оформленных ранее документах – причина, по которой чаще всего возникают проблемы у владельцев гаражей. Потому этому вопросу рекомендуется уделять как можно больше внимания, с самого начала.

    Лучше обращаться за помощью к профессиональным юристам, они не упустят из виду ни одного нюанса, который может иметь значение для того или иного гражданина. И помогут разобраться с властями при необходимости.

    Депутаты КПРФ просят власти приостановить снос боксов в Москве и объявить амнистию

    В КПРФ просят городские власти объявить мораторий на снос боксов в Москве как минимум до рассмотрения в Госдуме законопроекта о гаражной амнистии. Так депутаты отреагировали на очередную волну сносов гаражных кооперативов в городе. Разработанный в Минэкономразвития законопроект предполагает, что владельцы гаражей получат землю под ними в аренду на 5–10 лет без конкурсов.

    Ситуация вокруг сносов гаражей в столице обсуждалась на слушаниях в Госдуме, организованных фракцией КПРФ. «Производится изъятие земель, окруженные силовыми структурами трактора подъезжают и все сносят. Возмущение колоссальное, писем уйма»,— посетовал депутат Госдумы Валерий Рашкин. Муниципальный депутат района Хорошево-Мневники Вячеслав Бородулин напомнил, что большинство гаражных кооперативов было построено при СССР, но в Москве, по его мнению, отказываются «признавать правопреемственность предыдущих властей». Его коллега из Северного Измайлово Дмитрий Барановский привел в пример три существующих с 1967 года кооператива на 1 тыс. боксов в своем районе, на которые владельцы десять лет не могут продлить в мэрии договоры на аренду земли. «С людьми не заключают арендных отношений, потом говорят, что вы тут находитесь незаконно, и все сносят»,— сочла муниципальный депутат района Измайлово Елена Янчук.

    Слушания проходили на фоне возобновившегося демонтажа автомобильных боксов на площадке в 50 га в столичном районе Раменки (неофициально называемой Шанхаем).

    В 2017 году партийцы уже призывали к аналогичному мораторию в Москве, требуя создать в префектурах комиссии для решения судьбы автостоянок. Требование было выдвинуто на фоне очередной волны демонтажа боксов примерно по той же схеме: столичные власти отказывали в продлении договора аренды земли, где стоят гаражи, после чего окружные комиссии принимали решение о сносе без судебных разбирательств. В 2018 году стало известно о том, что на месте плоскостных боксов будут активно строиться дома по программе реновации. Так, в материалах Градостроительной земельной комиссии Москвы фигурировал демонтаж около 1 тыс. машино-мест на восьми площадках; большинству владельцев было обещано 150 тыс. руб. компенсации (см. “Ъ” от 21 июня 2018 года). Согласно выпущенному в 2017 году распоряжению городского департамента экономполитики, такая сумма положена владельцам сносимых металлических гаражей, тогда как обладателям железобетонных и кирпичных боксов предписано выдавать по 300 тыс. руб.

    Столичные власти построят дома вместо боксов

    Эксперты тогда объясняли “Ъ”, что Москва выпустила эти документы для более спокойных сносов боксов. При этом опрошенные “Ъ” юристы соглашались, что договоры аренды могут быть расторгнуты, но подтверждали, что в судах владельцы все же могут спорить о размерах справедливой компенсации. Господин Барановский на слушаниях в Госдуме как раз жаловался на невозможность приобрести гараж или машино-место из-за нерыночного размера компенсаций.

    В свою очередь, в столичной Госинспекции по недвижимости заверяли, что у них нет цели убрать все гаражи — только те, что мешают строительству и развитию территории для городских нужд. При этом в инспекции ранее говорили о невозможности продления договоров на аренду участков под гаражами, так как по законодательству такая процедура должна проходить на конкурсе через земельные аукционы.

    В документе, призванном оформлять права собственности на гаражи и земельные участки под ними в упрощенном порядке, даются определения «индивидуальных и некапитальных гаражей» и гаражных кооперативов. Владельцам индивидуальных боксов при этом дается право на получение государственного или муниципального земельного участка под ним максимум на пять лет без конкурсных процедур. Тогда как обладатели машино-мест в коллективных гаражах могут рассчитывать на аренду участков на десятилетний срок без торгов.

    Директор департамента недвижимости Минэкономразвития Алексей Бутовецкий заверил участников слушаний, что законопроект позволяет гражданам рассчитывать на получение земли «по любому документу на право пользования гаражом, вплоть до договора на энергоснабжение». Секретарь столичного горкома КПРФ Александр Потапов, впрочем, решил, что большинство гаражей по этому законопроекту будет невозможно оформить в собственность из-за «слишком большого перечня документов». Но господин Бутовецкий заверил, что в случае принятия документа гражданин сможет оформлять права собственности на боксы «с легкостью». По словам чиновника, в ближайшее время законопроект будет внесен в правительство РФ. Как сообщает РБК, в Едином государственном реестре юридических лиц сейчас зарегистрировано около 37 тыс. гаражных кооперативов, а на кадастровый учет поставлено более 5,6 млн гаражей.

    Ссылка на основную публикацию