Государственная гарантия: что это такое, описание и особенности

Государственная гарантия: что это такое, описание и особенности

БК РФ Статья 115. Государственные (муниципальные) гарантии

(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 278-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Государственная (муниципальная) гарантия обеспечивает надлежащее исполнение принципалом его денежных обязательств перед бенефициаром, возникших из договора или иной сделки (основного обязательства).

2. Государственная (муниципальная) гарантия не обеспечивает досрочное исполнение обязательств принципала, в том числе в случае предъявления принципалу требований об их досрочном исполнении (за исключением случая, указанного в пункте 4 статьи 115.1 настоящего Кодекса) либо наступления событий (обстоятельств), в силу которых срок исполнения обязательств принципала считается наступившим (за исключением случая, указанного в пункте 8 статьи 116 настоящего Кодекса).

(в ред. Федерального закона от 22.04.2020 N 120-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Письменная форма государственной (муниципальной) гарантии является обязательной.

4. Государственная (муниципальная) гарантия предоставляется в валюте, в которой выражена сумма основного обязательства.

(в ред. Федерального закона от 22.04.2020 N 120-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Гарант по государственной (муниципальной) гарантии несет субсидиарную ответственность по обеспеченному им обязательству принципала в пределах суммы гарантии.

6. В государственной (муниципальной) гарантии указываются:

1) наименование гаранта (соответствующее публично-правовое образование – Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование) и наименование органа, выдавшего гарантию от имени гаранта;

2) наименование бенефициара;

3) наименование принципала;

4) обязательство, в обеспечение которого выдается гарантия (с указанием наименования, даты заключения и номера (при его наличии) основного обязательства, срока действия основного обязательства или срока исполнения обязательств по нему, наименований сторон, иных существенных условий основного обязательства);

5) объем обязательств гаранта по гарантии и предельная сумма гарантии;

6) основания выдачи гарантии;

7) дата вступления в силу гарантии или событие (условие), с наступлением которого гарантия вступает в силу;

8) срок действия гарантии;

9) определение гарантийного случая, срок и порядок предъявления требования бенефициара об исполнении гарантии;

10) основания отзыва гарантии;

11) порядок исполнения гарантом обязательств по гарантии;

12) основания уменьшения суммы гарантии при исполнении в полном объеме или в какой-либо части гарантии, исполнении (прекращении по иным основаниям) в полном объеме или в какой-либо части обязательств принципала, обеспеченных гарантией, и в иных случаях, установленных гарантией;

13) основания прекращения гарантии;

14) условия основного обязательства, которые не могут быть изменены без предварительного письменного согласия гаранта;

15) наличие или отсутствие права требования гаранта к принципалу о возмещении денежных средств, уплаченных гарантом бенефициару по государственной (муниципальной) гарантии (регрессное требование гаранта к принципалу, регресс);

16) иные условия гарантии, а также сведения, определенные настоящим Кодексом, нормативными правовыми актами гаранта, актами органа, выдающего гарантию от имени гаранта.

7. Государственной (муниципальной) гарантией, не предусматривающей право регрессного требования гаранта к принципалу, могут обеспечиваться только обязательства хозяйственного общества, 100 процентов акций (долей) которого принадлежит соответствующему публично-правовому образованию (гаранту), государственного (муниципального) унитарного предприятия, имущество которого находится в собственности соответствующего публично-правового образования (гаранта), а государственной гарантией Российской Федерации, не предусматривающей право регрессного требования гаранта к принципалу, также могут обеспечиваться обязательства государственной корпорации или государственной компании, учрежденных (созданных) Российской Федерацией.

(п. 7 в ред. Федерального закона от 22.04.2020 N 120-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Вступление в силу государственной (муниципальной) гарантии определяется календарной датой или наступлением определенного события (условия), указанного в гарантии.

9. Гарант не вправе без предварительного письменного согласия бенефициара изменять условия государственной (муниципальной) гарантии.

10. Принадлежащие бенефициару по государственной (муниципальной) гарантии права требования к гаранту не могут быть переданы (перейти по иным основаниям) без предварительного письменного согласия гаранта, за исключением передачи (перехода) указанных прав требования в установленном законодательством Российской Федерации о ценных бумагах порядке в связи с переходом к новому владельцу (приобретателю) прав на облигации, исполнение обязательств принципала (эмитента) по которым обеспечивается государственной (муниципальной) гарантией.

11. Государственная (муниципальная) гарантия, обеспечивающая исполнение обязательств принципала по кредиту (займу, в том числе облигационному), подлежит отзыву гарантом только в следующих случаях:

1) изменение без предварительного письменного согласия гаранта указанных в государственной (муниципальной) гарантии условий основного обязательства, которые не могут быть изменены без предварительного письменного согласия гаранта;

2) нецелевое использование средств кредита (займа, в том числе облигационного), обеспеченного государственной (муниципальной) гарантией.

(п. 11 в ред. Федерального закона от 01.07.2021 N 244-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

12. Требование бенефициара об уплате денежных средств по государственной (муниципальной) гарантии (требование бенефициара об исполнении гарантии) может быть предъявлено гаранту только в случае, установленном гарантией (при наступлении гарантийного случая). Требование бенефициара об исполнении гарантии должно быть предъявлено гаранту в порядке, установленном гарантией, в письменной форме с приложением указанных в гарантии документов.

13. Бенефициар не вправе предъявлять требования об исполнении гарантии ранее срока, установленного государственной (муниципальной) гарантией и договором о предоставлении государственной (муниципальной) гарантии, в том числе в случае наступления событий (обстоятельств), в силу которых срок исполнения обеспеченных гарантией обязательств принципала считается наступившим.

14. Гарант обязан уведомить принципала о предъявлении требования бенефициара об исполнении гарантии и передать принципалу копию требования.

15. Гарант обязан в срок, определенный в государственной (муниципальной) гарантии, рассмотреть требование бенефициара об исполнении гарантии с приложенными к указанному требованию документами на предмет обоснованности и соответствия условиям гарантии требования и приложенных к нему документов.

Читайте также:
Альтернативная подсудность: что это такое, описание и особенности

16. Требование бенефициара об исполнении гарантии и приложенные к нему документы признаются необоснованными и (или) не соответствующими условиям гарантии и гарант отказывает бенефициару в удовлетворении его требования в следующих случаях:

1) требование и (или) приложенные к нему документы предъявлены гаранту по окончании срока, на который выдана гарантия (срока действия гарантии);

2) требование и (или) приложенные к нему документы предъявлены гаранту с нарушением установленного гарантией порядка;

3) требование и (или) приложенные к нему документы не соответствуют условиям гарантии;

4) бенефициар отказался принять надлежащее исполнение обеспеченных гарантией обязательств принципала, предложенное принципалом и (или) третьими лицами;

5) утратил силу. – Федеральный закон от 22.04.2020 N 120-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

6) в иных случаях, установленных гарантией.

17. В случае признания необоснованными и (или) не соответствующими условиям государственной (муниципальной) гарантии требования бенефициара об исполнении гарантии и (или) приложенных к нему документов гарант обязан уведомить бенефициара об отказе удовлетворить его требование.

18. Гарант вправе выдвигать против требования бенефициара возражения, которые мог бы представить принципал. Гарант не теряет право на данные возражения даже в том случае, если принципал от них отказался или признал свой долг.

19. В случае признания требования бенефициара об исполнении гарантии и приложенных к нему документов обоснованными и соответствующими условиям государственной (муниципальной) гарантии гарант обязан исполнить обязательство по гарантии в срок, установленный гарантией.

20. Предусмотренное государственной (муниципальной) гарантией обязательство гаранта перед бенефициаром ограничивается уплатой денежных средств в объеме просроченных обязательств принципала, обеспеченных гарантией, но не более суммы гарантии.

21. Обязательство гаранта перед бенефициаром по государственной (муниципальной) гарантии прекращается:

1) с уплатой гарантом бенефициару денежных средств в объеме, определенном в гарантии;

2) с истечением определенного в гарантии срока, на который она выдана (срока действия гарантии);

3) в случае исполнения принципалом и (или) третьими лицами обязательств принципала, обеспеченных гарантией, либо прекращения указанных обязательств принципала по иным основаниям (вне зависимости от наличия предъявленного бенефициаром гаранту и (или) в суд требования к гаранту об исполнении гарантии) (за исключением случая, указанного в пункте 8 статьи 116 настоящего Кодекса);

(в ред. Федерального закона от 22.04.2020 N 120-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) вследствие отказа бенефициара от своих прав по гарантии путем возвращения ее гаранту и (или) письменного заявления бенефициара об освобождении гаранта от его обязательств по гарантии, вследствие возвращения принципалом гаранту предусмотренной статьей 115.1 настоящего Кодекса гарантии при условии фактического отсутствия бенефициаров по такой гарантии и оснований для их возникновения в будущем;

5) если обязательство принципала, в обеспечение которого предоставлена гарантия, не возникло в установленный срок;

6) с прекращением основного обязательства (в том числе в связи с ликвидацией принципала и (или) бенефициара после того, как бенефициар предъявил гаранту и (или) в суд требование к гаранту об исполнении гарантии) (за исключением случая, указанного в пункте 8 статьи 116 настоящего Кодекса) или признанием его недействительной сделкой;

(в ред. Федерального закона от 22.04.2020 N 120-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7) в случае передачи бенефициаром другому лицу или перехода к другому лицу по иным основаниям принадлежащих бенефициару прав требования к гаранту по гарантии, прав и (или) обязанностей по основному обязательству без предварительного письменного согласия гаранта (за исключением передачи (перехода) указанных прав требования (прав и обязанностей) в установленном законодательством Российской Федерации о ценных бумагах порядке в связи с переходом к новому владельцу (приобретателю) прав на облигации, исполнение обязательств принципала (эмитента) по которым обеспечивается гарантией);

8) в случае передачи принципалом другому лицу или перехода к другому лицу по иным основаниям принадлежащих принципалу прав и (или) обязанностей (долга) по основному обязательству без предварительного письменного согласия гаранта;

9) вследствие отзыва гарантии в случаях и по основаниям, которые указаны в гарантии;

10) в иных случаях, установленных гарантией.

22. Удержание бенефициаром гарантии после прекращения обязательств гаранта по ней не сохраняет за бенефициаром каких-либо прав по указанной гарантии.

23. Гарант, которому стало известно о прекращении государственной (муниципальной) гарантии, обязан уведомить об этом бенефициара и принципала.

Бенефициар и принципал, которым стало известно о наступлении обстоятельств, влекущих отзыв или прекращение государственной (муниципальной) гарантии, обязаны уведомить об этом гаранта.

24. Если исполнение гарантом государственной (муниципальной) гарантии ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу либо обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу, денежные средства на исполнение такой государственной (муниципальной) гарантии учитываются в источниках финансирования дефицита соответствующего бюджета, а исполнение обязательств по такой государственной (муниципальной) гарантии отражается как предоставление бюджетного кредита.

25. Если исполнение гарантом государственной (муниципальной) гарантии не ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу либо не обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу, денежные средства на исполнение такой государственной (муниципальной) гарантии учитываются в расходах соответствующего бюджета.

26. Денежные средства, полученные гарантом в счет возмещения гаранту в порядке регресса денежных средств, уплаченных гарантом во исполнение в полном объеме или в какой-либо части обязательств по гарантии, или исполнения уступленных гаранту прав требования бенефициара к принципалу, отражаются как возврат бюджетных кредитов.

Читайте также:
Арбитражный процесс: что это такое, описание и особенности

27. Кредиты и займы (в том числе облигационные), обеспечиваемые государственными (муниципальными) гарантиями, должны быть целевыми. Государственная (муниципальная) гарантия, обеспечивающая исполнение обязательств принципала по кредиту (займу, за исключением облигационного), предоставляется при условии установления в кредитном договоре (договоре займа) и (или) договоре о предоставлении указанной государственной (муниципальной) гарантии обязательств кредитора (займодавца) осуществлять со своей стороны контроль за целевым использованием средств указанного кредита (займа).

(в ред. Федеральных законов от 22.04.2020 N 120-ФЗ, от 01.07.2021 N 244-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

28. В случае установления факта нецелевого использования средств кредита (займа, в том числе облигационного), обеспеченного государственной (муниципальной) гарантией, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, установленных договором о предоставлении государственной (муниципальной) гарантии, принципал и бенефициар несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации, договором о предоставлении государственной (муниципальной) гарантии.

(в ред. Федерального закона от 22.04.2020 N 120-ФЗ)

Статья 115 БК РФ. Государственные и муниципальные гарантии

1. Государственная или муниципальная гарантия может обеспечивать:

надлежащее исполнение принципалом его обязательства перед бенефициаром (основного обязательства);

возмещение ущерба, образовавшегося при наступлении гарантийного случая некоммерческого характера.

Государственная или муниципальная гарантия может предоставляться для обеспечения как уже возникших обязательств, так и обязательств, которые возникнут в будущем.

2. Условия государственной или муниципальной гарантии не могут быть изменены гарантом без согласия бенефициара.

Принадлежащее бенефициару по государственной или муниципальной гарантии право требования к гаранту не может быть передано другому лицу, если в гарантии не предусмотрено иное.

Гарант имеет право отозвать государственную или муниципальную гарантию только по основаниям, указанным в гарантии.

3. Письменная форма государственной или муниципальной гарантии является обязательной.

Несоблюдение письменной формы государственной или муниципальной гарантии влечет ее недействительность (ничтожность).

4. Государственные или муниципальные гарантии могут предусматривать субсидиарную или солидарную ответственность гаранта по обеспеченному им обязательству принципала.

5. В государственной или муниципальной гарантии должны быть указаны:

наименование гаранта (Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование) и наименование органа, выдавшего гарантию от имени гаранта;

обязательство, в обеспечение которого выдается гарантия;

объем обязательств гаранта по гарантии и предельная сумма гарантии;

определение гарантийного случая;

безотзывность гарантии или условия ее отзыва;

основания для выдачи гарантии;

вступление в силу (дата выдачи) гарантии;

срок действия гарантии;

порядок исполнения гарантом обязательств по гарантии;

порядок и условия сокращения предельной суммы гарантии при исполнении гарантии и (или) исполнении обязательств принципала, обеспеченных гарантией;

наличие или отсутствие права требования гаранта к принципалу о возмещении сумм, уплаченных гарантом бенефициару по государственной или муниципальной гарантии (регрессное требование гаранта к принципалу, регресс);

иные условия гарантии, а также сведения, определенные настоящим Кодексом, правовыми актами гаранта, актами органа, выдающего гарантию от имени гаранта.

6. Вступление в силу государственной или муниципальной гарантии может быть определено календарной датой или наступлением события (условия), которое может произойти в будущем.

Срок действия государственной или муниципальной гарантии определяется условиями гарантии.

7. Требование бенефициара об уплате денежной суммы по государственной или муниципальной гарантии должно быть представлено гаранту в письменной форме с приложением указанных в гарантии документов.

8. По получении требования бенефициара гарант должен уведомить об этом принципала и передать ему копии требования со всеми относящимися к нему документами.

Гарант должен рассмотреть требование бенефициара с приложенными к нему документами в срок, определенный в гарантии, чтобы установить, соответствуют ли это требование и приложенные к нему документы условиям гарантии.

9. Требование бенефициара признается необоснованным и гарант отказывает бенефициару в удовлетворении его требования в следующих случаях:

требование предъявлено гаранту по окончании определенного в гарантии срока;

требование или приложенные к нему документы не соответствуют условиям гарантии;

бенефициар отказался принять надлежащее исполнение обязательств принципала, предложенное принципалом или третьими лицами.

Гарант должен уведомить бенефициара об отказе удовлетворить его требование.

Гарант вправе выдвигать против требования бенефициара возражения, которые мог бы представить принципал, если иное не вытекает из условий гарантии. Гарант не теряет право на эти возражения даже в том случае, если принципал от них отказался или признал свой долг.

В случае признания требования бенефициара обоснованным гарант обязан исполнить обязательство по гарантии в срок, установленный в гарантии.

10. Предусмотренное государственной или муниципальной гарантией обязательство гаранта перед бенефициаром ограничивается уплатой суммы не исполненных на момент предъявления требования бенефициара обязательств принципала, обеспеченных гарантией, но не более суммы, на которую выдана гарантия.

11. Обязательство гаранта перед бенефициаром по государственной или муниципальной гарантии прекращается:

уплатой гарантом бенефициару суммы, определенной гарантией;

истечением определенного в гарантии срока, на который она выдана;

в случае исполнения в полном объеме принципалом или третьими лицами обязательств принципала, обеспеченных гарантией;

вследствие отказа бенефициара от своих прав по гарантии путем возвращения ее гаранту или письменного заявления об освобождении гаранта от его обязательств;

если обязательство принципала, в обеспечение которого предоставлена гарантия, не возникло;

в иных случаях, установленных гарантией.

Удержание бенефициаром гарантии после прекращения обязательств гаранта по ней не сохраняет за бенефициаром каких-либо прав по этой гарантии.

Читайте также:
Изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг

Гарант, которому стало известно о прекращении гарантии, должен уведомить об этом принципала.

12. Если исполнение гарантом государственной или муниципальной гарантии ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу либо обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу, исполнение таких гарантий учитывается в источниках финансирования дефицита соответствующего бюджета.

Если исполнение гарантом государственной или муниципальной гарантии не ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу и не обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу, исполнение таких гарантий подлежит отражению в составе расходов соответствующего бюджета.

Средства, полученные гарантом в счет возмещения гаранту в порядке регресса сумм, уплаченных гарантом во исполнение (частичное исполнение) обязательств по гарантии, а также в счет исполнения обязательств, права требования по которым перешли от бенефициара к гаранту, отражаются как возврат бюджетных кредитов.

Комментарии к ст. 115 БК РФ

Регламентация процедуры предоставления государственной или муниципальной гарантии имеет большое значение, поскольку четкое регулирование данного вопроса способствует недопущению злоупотреблений и нарушений законодательства, эффективному использованию бюджетных ресурсов в целях финансирования наиболее значимых социальных потребностей. В ст. 98, 99, 100 БК РФ установил, что долговые обязательства государства и муниципальных образований могут выступать в форме предоставления государственных или муниципальных гарантий соответственно.

В новой редакции ст. 6 БК РФ дается понятие государственной и муниципальной гарантии.

Статьями 108.1 и 110.2 установлено, что в программе государственных гарантий в иностранной валюте и в валюте РФ следует отражать объемы, цели, суммы гарантий с указанием источника их погашений.

Соответствующие гарантии должны быть включены в сумму внешнего долга и учтены в долговых книгах в качестве долговых обязательств.

В целях недопущения злоупотреблений, имевшихся при предоставлении государственных гарантий до принятия БК РФ, неподконтрольности этого процесса, что вело к невозможности привлечь к ответственности виновных должностных лиц за незаконное выделение средств из бюджета, а также за нецелевое использование выделенных бюджетных средств, в законодательстве постепенно вводятся дополнительные нормы, ужесточающие требования к процедуре предоставления подобных гарантий и усиления контроля за их целевым расходованием. В новой редакции БК РФ появился ряд норм, содержащихся в ст. 108.1, 108.2, 109, 110, 110.2, 111, 112, 115, 115.1, 115.2, 116, 117, в которых четко регламентирован порядок не только предоставления государственных гарантий, но и предельные объемы их предоставления, порядок контроля и ведения учета названных операций.

Что такое банковская гарантия и для чего она нужна

Как заключить крупную сделку, если контрагент вам не доверяет? Как получить рассрочку по налоговым платежам? Как не разориться на таможенных сборах в ожидании платы от покупателя? Какое обеспечение необходимо для участия в госзакупках? Если у вас возникли подобные вопросы — вам нужна банковская гарантия. Расскажем, что это такое, и как работает.

Что это такое

Банковская гарантия по сути похожа на страховку. Это соглашение, по которому банк обязуется выплатить задолженность по договору, если клиент не исполнит свои обязательства перед другой стороной сделки.

Например: фермер хочет купить современный уборочный комбайн. Но оплатить его он сможет лишь тогда, когда урожай будет собран, переработан и продан. Продавец техники требует аванс, но изымать такую сумму из оборота на несколько месяцев фермеру невыгодно. Он обратился в свой банк и получил гарантию. По условиям гарантии банк погасит долг своего клиента, если тот не сможет рассчитаться с продавцом техники до конца осени.

То есть, когда сделка обеспечена банковской гарантией, в ней участвуют 3 стороны:

1. Клиент банка, который запросил гарантию — принципал.

2. Его контрагент, который получит деньги от банка, если принципал не выполнит свои обязательства по договору — бенефициар .

3. Банк, который выдал гарантию — гарант.

Какие формы гарантий бывают

Договорные

Обеспечивает обязательства клиента перед другой стороной сделки.

Различают несколько типов договорных гарантий:

  • авансовая — когда клиент получает аванс от заказчика (поставщика), а в случае неисполнения обязательств по договору, возврат аванса осуществляет банк;
  • платежная — если клиент не оплатит работы (товары, услуги), то банк погасит его обязательства перед исполнителем (поставщиком);
  • исполнения обязательства — если клиент не выполнит условия сделки (не поставит товар, не окажет услуги), банк выплатит неустойку пострадавшей стороне.

Налоговые

Помогают получить отсрочку или рассрочку по уплате налогов, сборов, акцизов и прочих платежей в бюджетную систему.

Налогоплательщик запрашивает у госоргана отсрочку (рассрочку), а банк гарантирует, что налоги будут уплачены.

Таможенные

Когда организация или ИП импортируют или экспортируют товары, они несут расходы на оплату:

  • таможенных пошлин;
  • услуг брокеров, транспортных компаний;
  • аренды таможенных складов.

Банк гарантирует бенефициару в лице Таможенной службы уплату таможенных платежей, а клиент может не изымать деньги из оборота до получения окончательного расчета от покупателя.

Тендерные

Самая распространенная форма гарантий. Они необходимы для участия в госзакупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ.

Тендерная гарантия защищает интересы заказчика — государственного (муниципального) учреждения:

  • от отказа исполнителя подписать договор;
  • от неуплаты неустоек, пеней, штрафов, предусмотренных условиями договора;
  • от некачественного выполнения работ (оказания услуг) со стороны исполнителя.

В Ак Барс Банке можно получить любую форму гарантии из перечисленных выше вариантов. Оставьте заявку на консультацию, и с вами свяжется наш специалист.

Читайте также:
Корреальное обязательство: что это такое, описание и особенности

Сколько стоит гарантия

За выдачу гарантии банк обычно взимает комиссию в размере от 2 до 10 % от суммы обеспечения.

Точная стоимость зависит от:

  • размера гарантийной суммы : чем больше сумма, тем сильнее рискует банк, поэтому и комиссия будет больше;
  • срока действия : чем дольше действует гарантия, тем она дороже;
  • наличия обеспечения : гарантия не обеспеченная залогом или поручительством также обойдется дороже.

Обеспечение гарантии

Банк вправе запросить у клиента обеспечение гарантии. Это может быть:

  • залог : недвижимость, оборудование, автомобиль или иное принадлежащее клиенту имущество;
  • поручительство другой финансово-благонадежной организации.

Если условия сделки будут нарушены, банк компенсирует потери пострадавшей стороне, а клиенту потребуется вернуть банку деньги или передать в собственность залоговое имущество. Если за клиента поручится другой субъект, то возврат долга банку ляжет на него.

Преимущества банковской гарантии

Принципалу гарантия дает возможность:

  • не изымать деньги из оборота на длительный срок;
  • заключить сделку, если контрагент сомневается в его благонадежности или платежеспособности.

Бенефициару гарантия обеспечивает быстроту и легкость получения денег.

Пример 1. Цена госконтракта составляет 2 млн рублей, а срок действия — 1 год. Контракт должен быть обеспечен банковской гарантией или суммой в размере 20 % от его цены. То есть компания-исполнитель должна либо заморозить на год 400 тысяч рублей, либо получить в банке гарантию. Комиссия банка составляет 2 %. Если компания-исполнитель выберет обеспечение гарантией, то она заплатит банку 8 тысяч рублей. Для компании это выгоднее, чем замораживать на год 400 тысяч рублей.

Пример 2. Покупатель не может оплатить оборудование, но готов предоставить в качестве залога объект недвижимости. Продавцу такая ситуация невыгодна. У него нет ресурсов и возможностей для работы с залоговым имуществом. А на банковскую гарантию он согласен. Ведь в случае невыплаты долга он сможет быстро получить деньги по гарантии, а залоговым имуществом уже займется банк.

Пример 3. Заказчик опасается некачественного выполнения ремонтных работ здания исполнителем. Если возникнут проблемы, придется идти в суд, проводить экспертизы, заниматься взысканием долга по исполнительному листу. Это может занять несколько месяцев, а в худшем случае — растянется на годы. Если же договор будет обеспечен гарантией — бенефициар сможет получить деньги сразу.

Государственные гарантии на государственной гражданской службе.

Слово «гарантия» происходит от французского «garantie», что означает ручательство; условие, обеспечивающее что-либо. Согласно ст. 164 ТК РФ под гарантиями понимаются средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений.

Необходимость закрепления гарантий обусловлена спецификой прохождения гражданской службы, установлением для гражданских служащих значительного количества ограничений и запретов.

Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской федерации» выделяет основные и дополнительные гарантии гражданских служащих.

Основные государственные гарантии гражданских служащих вводятся для обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих, повышения мотивации эффективного исполнения ими своих должностных обязанностей, укрепления стабильности профессионального состава кадров гражданской службы.

К основным гарантиям относятся:

Установление равных условий оплаты труда, а также сопоставимых показатели оценки эффективности результатов профессиональной служебной деятельности при замещении соответствующих должностей гражданской службы. Таким образом, по общему правилу гражданским служащим, занимающим равные должности, выполняющим сходные должностные обязанности, должна гарантироваться равная оплата труда. Различия в оплате труда в данном случае могут быть обусловлены исключительно уровнем квалификации, образования, стажем работы, т.е. критериями, присущими конкретному гражданскому служащему.

Исходя из назначения денежного содержания гражданского служащего, как основного средства материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности гражданского служащего по замещаемой должности гражданской службы, формируется гарантия, устанавливающая право гражданского служащего на своевременное и в полном объеме получение денежного содержания.

Гражданскому служащему также гарантируются условия прохождения гражданской службы, обеспечивающие исполнение должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом.

К данным условиям следует отнести обеспечение:

а) необходимой техникой и материалами надлежащего качества, в т.ч. обеспечение исправного состояния техники (своевременное проведение профилактического осмотра, ремонта, замены оборудования рабочего места: персонального компьютера, приборов освещения, связи и т.п.);

б) безопасности труда и условий, отвечающих требованиям охраны и гигиены труда;

в) информацией, необходимой для выполнения должностных обязанностей;

г) удовлетворение бытовых нужд, связанных с исполнением должностных обязанностей.

Гражданским служащим предоставляется гарантия на отдых. Данная гарантия реализуется посредством установления нормальной продолжительности служебного времени (пятидневной рабочей недели продолжительностью 40 часов), предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков.

Гражданскому служащему предоставляется гарантия на медицинское страхование гражданского служащего и членов его семьи, в том числе после выхода гражданского служащего на пенсию за выслугу лет.

Гражданскому служащему гарантируется обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или утраты трудоспособности в период прохождения гражданской службы либо сохранение денежного содержания при временной нетрудоспособности, а также на время прохождения обследования в медицинской организации, оказывающей специализированную медицинскую помощь.

В развитие вышеуказанной гарантии гражданскому служащему гарантируются выплаты по обязательному государственному страхованию.

Гражданскому служащему гарантируется возмещение расходов, связанных со служебными командировками.

При назначении гражданского служащего в порядке ротации на должность гражданской службы в государственный орган, расположенный в другой местности в пределах РФ, гражданскому служащему гарантируется возмещение:

Читайте также:
Зона воздействия: что это такое, описание и особенности

а) расходов, связанных с переездом гражданского служащего и членов его семьи к месту службы в другую местность в пределах РФ, за счет средств государственного органа, в который гражданский служащий направляется в порядке ротации;

б) расходов, связанных с переездом гражданского служащего и членов его семьи в другую местность в пределах РФ после расторжения срочного служебного контракта или освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы, за счет средств государственного органа, в котором гражданский служащий замещал последнюю должность гражданской службы.

Гарантируется обеспечение гражданского служащего, назначенного в порядке ротации на должность гражданской службы в государственный орган, расположенный в другой местности в пределах РФ, служебным жилым помещением, а при отсутствии по новому месту службы служебного жилого помещения – возмещение гражданскому служащему расходов на наем (поднаем) жилого помещения. В случае, если гражданский служащий является нанимателем жилого помещения по договору социального найма по прежнему месту прохождения гражданской службы, договор социального найма жилого помещения с гражданским служащим не может быть расторгнут по требованию наймодателя в течение срока действия срочного служебного контракта о замещении должности гражданской службы в порядке ротации.

Гражданскому служащему и членам его семьи должна быть гарантирована защита от насилия, угроз и других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей.

Одной из важнейших гарантий является гарантирование гражданскому служащему государственного пенсионного обеспечения.

Федеральные государственные гражданские служащие при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 15 лет и замещении должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев имеют право на пенсию за выслугу лет при увольнении с федеральной государственной гражданской службы. Пенсия за выслугу лет назначается в размере 45 процентов среднемесячного заработка федерального государственного гражданского служащего. За каждый полный год стажа государственной гражданской службы сверх 15 лет пенсия за выслугу лет увеличивается на 3 процента среднемесячного заработка. При этом общая сумма пенсии за выслугу лет и страховой части трудовой пенсии по старости либо общая сумма пенсии за выслугу лет и трудовой пенсии по инвалидности не может превышать 75 процентов среднемесячного заработка федерального государственного гражданского служащего.

В случае освобождения гражданского служащего от замещаемой должности в связи с избранием или назначением на государственную должность, избранием на выборную должность в органе местного самоуправления, избранием (делегированием) на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе, условия пенсионного обеспечения данного гражданского служащего устанавливаются по его выбору.

Таким образом, гражданский служащий вправе претендовать на пенсионное обеспечение лишь по одному основанию – либо как гражданский служащий, либо как лицо, занимающее государственную должность, выборную должность местного самоуправления, выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе.

Согласно Федеральному закону «О государственной гражданской службе Российской федерации» вышеуказанный перечень основных гарантий, предоставляемых гражданским служащим, не является исчерпывающим. Гражданским служащим федеральными законами могут предоставляться также иные государственные гарантии. В настоящее время федеральными законами не предусматривается установление каких-либо иных гарантий гражданским служащим.

В отличие от основных гарантий, обеспечение которых является обязательным, дополнительные гарантии имеют факультативный характер. Их предоставление законодатель связывает с наличием определенных условий. Таким условием, например, является наличие финансовых возможностей для предоставления дополнительных гарантий в соответствующем бюджете.

Гражданским служащим может предоставляться право на дополнительное профессиональное образование с сохранением на этот период замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания.

Основанием для направления гражданского служащего на дополнительное профессиональное образование являются:

1) назначение гражданского служащего на иную должность гражданской службы в порядке должностного роста на конкурсной основе;

2) включение гражданского служащего в кадровый резерв на конкурсной основе;

3) результаты аттестации гражданского служащего;

4) назначение гражданского служащего на иную должность гражданской службы.

По общему правилу повышение квалификации гражданского служащего осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в три года. Однако в связи с отсутствием в соответствующих бюджетах необходимых финансовых средств (особенно в бюджетах субъектов РФ) предоставление указанной гарантии в установленные сроки не представляется возможным.

При определенных условиях гражданским служащим может предоставляться право на транспортное обслуживание, обеспечиваемое в связи с исполнением должностных обязанностей, в зависимости от категории и группы замещаемой должности гражданской службы, а также компенсация за использование личного транспорта в служебных целях и возмещение расходов, связанных с его использованием.

Гражданским служащим может предоставляться право на замещение иной должности гражданской службы при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа.

Предоставление данной гарантии связано со следующими условиями:

а) наличием соответствующей должности в государственном органе, в котором гражданский служащий замещал должность, или в ином государственном органе;

б) наличием у гражданского служащего преимущественного права на замещение иной должности гражданской службы (связанного с уровнем образования, квалификацией и др.).

Гражданскому служащему может быть предоставлено право на единовременную субсидию на приобретение жилого помещения один раз за весь период гражданской службы.

Читайте также:
Заинтересованные лица: что это такое, описание и особенности

Закрепленный перечень дополнительных государственных гарантий, предоставляемых гражданским служащим, не является исчерпывающим. Законодателем предусматривается возможность предоставления гражданским служащим иных дополнительных государственных гарантий.

Предоставление и исполнение государственных гарантий

В соответствии федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий год и на плановый период, а также в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации ВЭБ.РФ выполняет функции агента Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления государственных гарантий Российской Федерации, сопровождения, администрирования и исполнения предоставленных государственных гарантий Российской Федерации (в том числе по вопросам ведения аналитического учета предоставленных государственных гарантий Российской Федерации, обязательств принципалов и иных лиц, возникающих в связи с предоставлением и исполнением государственных гарантий Российской Федерации, анализа финансового состояния указанных лиц и взыскания задолженности). В период с 2005 года по 2020 год ВЭБ.РФ поставлено на аналитический учет более 750 предоставленных государственных гарантий Российской Федерации на общую сумму 5 858,86 млрд рублей.

Государственные гарантии Российской Федерации предоставлялись в рамках следующих постановлений Правительства Российской Федерации: от 10.05.2017 № 549, от 14.08.2012 № 825, от 14.12.2010 № 1017, от 05.03.2010 № 128, от 04.05.2011 № 338, от 06.02.2013 № 97, от 01.11.2008 № 803, от 11.10.2014 № 1044, от 14.02.2009 № 103, от 30.12.2011 № 1224, от 29.06.2018 № 759, от 28.12.2012 № 1451, от 18.03.2013 № 224, от 03.06.2015 № 544, от 25.08.2001 № 628, от 04.07.2017 № 794, от 05.10.2010 № 786, от 13.09.2010 № 721 и № 722, от 10.09.2010 № 709, от 29.06.2012 № 661, от 06.06.2018 № 654, от 17.05.2017 № 582, от 17.06.2016 № 546, от 29.12.2017 № 1700, от 28.12.2016 № 1526, от 24.12.2014 № 1477, от 29.11.2012 № 1233, от 31.12.2010 № 1215, от 14.02.2009 № 104.

По состоянию на 1 января 2020 года ВЭБ.РФ осуществляет ведение аналитического учета 126 действующих государственных гарантий Российской Федерации на общую сумму 2 602,3 млрд рублей, предоставленных в рамках следующих постановлений Правительства Российской Федерации: от 10.05.2017 № 549, от 14.08.2012 № 825, от 14.12.2010 № 1017, от 05.03.2010 № 128, от 04.05.2011 № 338, от 06.02.2013 № 97, от 01.11.2008 № 803, от 11.10.2014 № 1044, от 30.12.2011 № 1224, от 29.06.2018 № 759, от 28.12.2012 № 1451, от 18.03.2013 № 224, от 03.06.2015 № 544, от 25.08.2001 № 628, от 04.07.2017 № 794, от 10.09.2010 № 709, от 06.06.2018 № 654, от 17.06.2016 № 546, от 29.12.2017 № 1700, от 28.12.2016 № 1526, от 13.09.2010 № 721.

За истекший период 2020 года предоставлено 3 государственных гарантий Российской Федерации на общую сумму 290 млрд руб. в рамках следующих постановлений Правительства Российской Федерации: от 10.05.2017 № 549 и от 26.05.2020 № 753. В 2020 году возможно предоставление государственных гарантий Российской Федерации в рамках постановлений Правительства Российской Федерации от 10.05.2017 № 549 и от 01.11.2008 № 803.

Вместе с тем в соответствии с Федеральным законом от 12.11.2019 № 367-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и установлении особенностей исполнения федерального бюджета в 2020 году» Правительство Российской Федерации вправе принимать решения о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации с превышением общего объема предоставляемых государственных гарантий Российской Федерации, установленного на 2020 год Программой государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, и верхнего предела государственного внутреннего долга Российской Федерации по государственным гарантиям Российской Федерации в валюте Российской Федерации в рамках верхнего предела государственного внутреннего долга Российской Федерации.

Предоставление государственных гарантий Российской Федерации

На этапе предоставления государственных гарантий Российской Федерации ВЭБ.РФ выполняет следующие функции:

  • проверка и анализ:
    • соответствия представленных принципалами и/или кредиторами (бенефициарами), иными лицами документов установленным требованиям;
    • информации об отсутствии просроченной (неурегулированной) задолженности по денежным обязательствам перед Российской Федерацией, а также по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
    • информации о том, что в отношении принципала в соответствии с законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) не возбуждено дело о несостоятельности (банкротстве) и что принципал не находится в процессе реорганизации или ликвидации;
    • условий кредитных договоров и связанных с ними обязательств на предмет наличия в них положений, которые могут ущемлять интересы и (или) права Российской Федерации, в том числе после уступки ей прав требований кредиторов по кредитным договорам;
    • финансового состояния принципалов и иных лиц (осуществляется в соответствии с положениями Правил предоставления государственных гарантий Российской Федерации, а также согласно постановлению Правительства Российской федерации от 05.02.2020 г. № 92);
    • достаточности и соответствия предложенного обеспечения исполнения обязательств принципалов требованиям законодательства Российской Федерации и возможности его принятия (осуществляется в соответствии с положениями Правил предоставления государственных гарантий Российской Федерации, а также согласно постановлению Правительства Российской федерации от 05.02.2020 г. № 92);
    • иных установленных требований, и представление соответствующих заключений;
  • оформление (включая подписание уполномоченными должностными лицами агента Правительства Российской Федерации от имени Минфина России на основании доверенности Минфина России) договоров о предоставлении гарантий, гарантий, иных документов, связанных с предоставлением гарантий.
Читайте также:
Законы крума: что это такое, описание и особенности

На этапе сопровождения государственных гарантий Российской Федерации ВЭБ.РФ предоставляет от имени и по поручению Минфина России в порядке, установленном договорами о предоставлении гарантий, согласия на внесение изменений в кредитные договоры, подготавливает и направляет в Минфин России мотивированные заключения по вопросам отзыва государственной гарантии, а также выполняет иные установленные договорами о предоставлении гарантий функции.

Исполнение государственных гарантий Российской Федерации

На этапе исполнения государственных гарантий Российской Федерации ВЭБ.РФ выполняет следующие функции:

  • анализ предъявленных Российской Федерации в лице Минфина России требований кредиторов об исполнении гарантий и прилагаемых к ним документов на предмет их обоснованности и соответствия условиям гарантий, подготовку и представление в Минфин России соответствующих заключений;
  • подготовка и оформление сделок (договоров), заключаемых в связи с исполнением государственных гарантий Российской Федерации;
  • осуществление мер по документальному удостоверению (подтверждению) прав требования Минфина России, обеспечению возврата (погашения) или иному урегулированию задолженности принципалов и иных лиц по денежным обязательствам перед Российской Федерацией, возникшим в связи с предоставлением и исполнением государственных гарантий Российской Федерации, и связанным с ними сделкам.

Внесистемный аналитический учет государственных гарантий Российской Федерации и обязательств, связанных с предоставлением или исполнением государственных гарантий Российской Федерации

В сфере аналитического учета государственных гарантий Российской Федерации ВЭБ.РФ выполняет следующие функции:

  • ведение внесистемного аналитического учета предоставленных государственных гарантий Российской Федерации, а также обязательств, возникших из сделок (договоров), заключенных в связи с предоставлением и/или исполнением государственных гарантий Российской Федерации.
  • проверка и анализ финансового состояния принципалов, юридических лиц, предоставляющих (предоставивших) обеспечение исполнения обязательств принципалов, и представление в Минфин России соответствующих отчетов.
  • предоставление отчетности по государственным гарантиям Российской Федерации в Минфин России.

Гособоронзаказ: о чем нужно знать участнику

эксперт по 44‑ФЗ и 223‑ФЗ, начальник отдела кадров АО «Тульский патронный завод»

Закупки по госооборонзаказу по-прежнему вызывают множество вопросов даже у тех, кто давно работает по 44-ФЗ. Разбираемся, в чем особенности закупок по 275-ФЗ

Статья подготовлена по материалам вебинара «Гособоронзаказ. Как выйти на закупки по 275-ФЗ», который провела эксперт по 44-ФЗ и 223-ФЗ, начальник отдела кадров АО «Тульский патронный завод» Татьяна Руцинская.

Нормативное регулирование ГОЗ

Впервые начав работать с государственным оборонным заказом (ГОЗ), надо понять, каково соотношение двух основных законов, регулирующих эту сферу. Общий порядок госзакупок предусмотрен законом № 44-ФЗ. Федеральный закон от 29.12.2012 № 275-ФЗ является по отношению к нему специальным нормативным правовым актом, который вводит условия для ГОЗ, в том числе описывает особенности:

  • планирования закупок;
  • определения начальной максимальной цены контракта и цен контрактов, которые заключаются с единым поставщиком в составе ГОЗ;
  • описания объектов закупок;
  • определения цены госконтракта на товары/работы/услуги;
  • установления дополнительных требований к экспертам и экспертным организациям, которых привлекают для экспертизы поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги;
  • принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта;
  • обеспечения исполнения контракта.

Есть еще несколько важных документов, которые регулируют оборонные закупки. Их тоже надо изучить и отслеживать изменения.

Кроме того, в сфере ГОЗ работает своя терминология. Новичкам сложно сразу перестроиться и понять, чем контракт отличается от госконтракта и откуда взялись исполнители второго и третьего уровней. Поэтому мы подготовили полезную памятку, в которой раскрыли основные понятия, используемые при работе с ГОЗ, и сделали обзор нормативно-правовой базы.

В конце статьи есть шпаргалка

Особенности закупок по 275-ФЗ

Одно из значимых отличий гособоронзаказа — ограничения по участникам закупок. Ими могут быть только юридические лица. Индивидуальные предприниматели, иностранные компании, физические лица не будут допущены к участию, даже если подадут заявку, оформленную по всем правилам.

Предметом закупок могут быть самые обычные товары/работы/услуги, как по 44-ФЗ или 223-ФЗ, то есть ГОЗ — это не только про вооружение. Но в зависимости от объекта и условий проведения закупки в рамках гособоронзаказа (ГОЗ) делятся на две группы:

  • Закрытые. Их организуют, когда закупка содержит гостайну или предмет закупки связан с разработкой и производством военной техники и оружия. В этом случае поставщика можно выбрать только из числа специально приглашенных участников. В числе одного из условий может стать наличие лицензии ФСБ на выполнение работ, связанных с гостайной. Информация о закрытых закупках не размещается в ЕИС. Доступ к документации предоставляется по запросу потенциальных исполнителей и размещается на АСТ ГОЗ. Для участия в закрытых закупках необходимо не менее чем за 10 дней зарегистрироваться на электронной площадке.
  • Открытые. Проходят в формате обычной закупки (например, электронного аукциона), которая размещается в ЕИС с уточнением, что это процедура определения поставщика в рамках ГОЗ. Предметом контракта могут быть те же товары/работы/услуги, что и по 44-ФЗ, например, поставка продуктов или строительство хозяйственного здания.

Регистрация участников в ЕИС

Кроме ограничений по закрытым процедурам, на закупках по ГОЗ действует общий порядок регистрации в ЕИС (ст. 24.2 № 44-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 30.12.2018 № 1725).

При первой регистрации руководитель или уполномоченный сотрудник должен:

  1. Зарегистрировать руководителя организации на портале Госуслуги.
  2. Создать профиль организации на Госуслугах.
  3. Создать профиль организации в ЕИС.
  4. Дождаться регистрации в ЕРУЗ и аккредитации на восьми торговых площадках для госзакупок.
Читайте также:
Государственные символы: что это такое, описание и особенности

Ранее мы писали подробный материал об общих правилах и необходимых документах для регистрации в ЕИС.

Если организация уже зарегистрирована в ЕИС, аутентифицированную запись можно использовать и для закупок по ГОЗ.

Регистрация в ЕИС дает аккредитацию на три года на всех федеральных торговых площадках. Пройти регистрацию на новый срок надо не ранее чем за 6 месяцев и не позднее чем за 3 месяца до даты окончания срока регистрации.

Одновременно с этим ЕИС вносит организацию в ЕРУЗ — Единый реестр участников закупок.

Порядок открытия лицевых счетов

Для участия в гособоронзаказе головной исполнитель и исполнители второго и третьего уровней по 275-ФЗ должны открыть специальные лицевые счета (Постановление Правительства РФ от 25.12.2019 № 1819) в одном из уполномоченных банков. Через них будут проводиться любые расчеты в рамках ГОЗ. Если госконтрактов несколько, для каждого должен быть отдельный счет.

Исполнитель предоставляет в территориальный орган Федерального казначейства документы, необходимые для открытия счета. В течение двух дней Казначейство проверяет информацию об организации и не позднее следующего рабочего дня после завершения проверки:

  • в случае положительного результата проверки открывает лицевой счет;
  • в случае отрицательного результата приостанавливает открытие и направляет уведомление с указанием причины (ПП № 1819).

Если есть сложности, госзаказчик не позднее двух рабочих дней с момента получения уведомления должен подтвердить открытие лицевого счета или мотивировать отказ. На следующий день Казначейство открывает лицевой счет головному исполнителю или отказывает и возвращает все документы.

Идентификатор как обязательный элемент

Техническая особенность закупок по ГОЗ — наличие идентификатора. Это специальный код, который заказчик присваивает госконтракту с головным исполнителем (Приказ Минобороны, Федерального казначейства от 11.08.2015 № 475/13н), ставится через дробь перед номером госконтракта. С этим номером документ входит в реестр контрактов.

Далее идентификатор проставляют на всех контрактах, платежках, внутренних приказах, которые сопровождают выполнение заказа в рамках одного гособоронзаказа и пр. Это подтверждение затрат и залог того, что денежные средства по ГОЗ будут перечислены. Идентификатор действует на протяжении всего периода, пока стороны исполняют контракт.

Разряды идентификатора означают:

  • способ, которым определяют исполнителя;
  • год, в котором заключен госконтракт;
  • год, в котором госконтракт заканчивает действовать;
  • порядковый номер госконтракта;
  • код госзаказчика.

Идентификатор не может быть повторно присвоен другому госконтракту.

Порядок расчетов по госконтракту

Вне зависимости от того, каков предмет закупки, вы должны помнить об особенностях расчетов в гособоронзаказе:

  • каждая сторона ГОЗ должна открыть отдельный счет в уполномоченном банке и все взаиморасчеты проводить через него;
  • деньги, которые поступают от государственного заказчика, целевые, они направлены на конкретные затраты конкретного заказа, даже если это сухие корма для кинологических центров или уборка помещений;
  • если деньги уйдут не по назначению, это будет признано нарушением;
  • после того как контракт будет исполнен, счет в уполномоченном банке закрывается.

В обычных закупках действует правило невмешательства в финансово-хозяйственную деятельность участника закупки, но в рамках ГОЗ существует четкая законодательная регуляция. Закон № 275-ФЗ дает заказчикам право проверять, как используются перечисленные деньги.

Вывести деньги со спецсчета на обычный расчетный счет можно только после исполнения контракта. Если в рамках госконтракта несколько различных спецификаций, то прибыль можно получить лишь после исполнения всего контракта, а не его отдельной спецификации. Это главное отличие расчетов по 275-ФЗ.

Пример. Организация «А» участвует в закупке на уборку помещений и выступает в роли головного исполнителя. Средства от заказчика она получит после приемки всех работ. Организация «Б» участвует в крупной закупке военной техники как исполнитель в рамках кооперации. У нее заключен контракт с головным исполнителем на поставку партии деталей. Организация «Б» получит деньги по своей спецификации только после того, как заказчик перечислит деньги по всему госконтракту головному исполнителю.

Чтобы перевести деньги со счета в уполномоченном банке на свой счет, исполнитель должен предоставить в банк следующие документы:

  • контракт с дополнительными соглашениями;
  • акт приема-передачи товара или акт выполненных работ (оказанных услуг);
  • документы, которые подтвердят, что исполнитель понес из собственных средств расходы на исполнение контракта по ГОЗ;
  • иные документы, необходимые, чтобы подтвердить целевое расходование средств на госзакупки.

Списание денег с отдельного счета возможно, только если во всей цепочке документов по закупке будет указан идентификатор. Если его нет, расходы могут быть признаны нецелевыми, и деньги за товар или работу исполнитель не получит, хотя контракт будет выполнен.

Права и обязанности заказчика

Главный принцип взаимодействия заказчика и исполнителей — прозрачность. В отличие от закупок по 44-ФЗ или 223-ФЗ, в системе гособоронзаказа организатор имеет право запрашивать информацию:

  • о финансовых операциях головного исполнителя по всем счетам;
  • о привлеченных головным исполнителем субподрядчиках;
  • о ходе исполнения госконтракта: на каком этапе работа, соответствует ли ход работ техзаданию, нет ли отклонений по качеству и пр.

Более того, это может делать не только заказчик, но и органы финансового мониторинга и прокуратура. В закупке военных средств, техники, боеприпасов к приемке товаров может подключиться военное представительство. Это дополнительная ответственность головного исполнителя и исполнителей.

  • указывать идентификатор контракта в платежных документах;
  • подтвердить в территориальном органе Федерального казначейства регистрацию лицевого счета головному исполнителю или отказать в оформлении счета;
  • уведомить казначейство, если финансовые операции на счету головного исполнителя приостановили необоснованно, или подтвердить обоснованность таких мер;
  • перечислять средства головному исполнителю, с которым заключен госконтракт.
Читайте также:
Детская преступность: что это такое, описание и особенности

Еще одна обязанность установлена п. 6 и 6.1 ст. 6 Закона № 275-ФЗ. Это связано с обязанностью Заказчика возместить организации все расходы из собственных средств, связанные с выполнением ГОЗ, включая запасы необходимой продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий. Это условие должно быть включено в госконтракт, а сумма не должна превышать установленную цену.

Права и обязанности головного исполнителя

Головной исполнитель определяет состав субподрядчиков, обосновывает с их участием цену на продукцию, сроки и условия финансирования поставок продукции. При необходимости госзаказчик формирует кооперацию и уведомляет ее участников о порядке работы, соблюдая требования законодательства РФ о гостайне.

По согласованию с госзаказчиком головной исполнитель определяет уполномоченный банк и уведомляет о своем выборе участников кооперации. Далее вписывает в контракты условие о работе с уполномоченным банком и об использовании отдельного счета для работы по ГОЗ.

По запросу заказчика или банка головной исполнитель в течение пяти рабочих дней предоставляет информацию о каждом исполнителе-субподрядчике и иную информацию согласно Закону 275-ФЗ. Это важное отличие закупок по 275-ФЗ. В госзакупках по 44-ФЗ на субподрядчиков не возлагается ответственность, а исполнителю не надо предоставлять заказчику все документы на привлеченные организации.

Головной исполнитель также обязан:

  • указывать во всех документах идентификатор государственного контракта;
  • вести контроль за исполнением обязательств по каждому из этапов;
  • обеспечить казначейству возможность проверять исполнение контрактов с использованием фото- и видеосъемки;
  • вести раздельный учет затрат по каждому госконтракту — средства, которые пойдут на выполнение ГОЗ, не должны смешиваться с иными финансами, иными контрактами, иными расходами, которые не связаны с ГОЗ.
  • обеспечить качество товаров, работ, услуг в соответствии с требованиями законодательства и условиями госконтракта;
  • вести раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому контракту и предоставлять отчет заказчику.

Головной исполнитель вправе:

  • получать информацию о финансовых операциях на своих счетах и счетах субподрядчиков;
  • включить в контракт условие о возмещении головному исполнителю расходов, если издержки возникли до поступления средств на лицевой счет;
  • раскрыть структуру цены государственного контракта в случаях, которые установлены правовыми актами Правительства РФ.

Прибыль поставщика

По поставкам военной техники и техники специального назначения приняты ограничения по прибыли (Постановление Правительства от 02.12.2017 № 1465). Она не должна превышать 1% плановых привнесенных затрат и 20% плановых собственных затрат организации на поставку, включая производство продукции.

В закупках вне ГОЗ то, каким образом распределяется прибыль и какое процентное соотношение она имеет к затратам организации, не регулируется законодательно. В закупках же по 275-ФЗ эта норма распространяется на весь список исполнителей.

Если речь идет о закупках опытно-конструкторских работ или военной техники, то головному исполнителю и другим исполнителям придется использовать калькуляции себестоимости, утвержденные Приказом Минпромторга от 08.02.2019 № 334.

Роль государства

Чтобы обеспечить безопасность и выполнение заказов по 275-ФЗ, Правительство РФ строго контролирует сферу и выдвигает жесткие требования ко всем этапам закупки. Но при этом берет на себя ряд обязательств, которые поддержат исполнителей, например, предоставляет:

  • государственные гарантии РФ по кредитам, которые берут головные исполнители и исполнители, чтобы поставить товар или выполнить работы в рамках закупки;
  • субсидии на уплату процентов по этим кредитам;
  • субсидии, которые помогут предотвратить банкротство головного исполнителя или исполнителя.

Ответственность по ГОЗ

На закупки по ГОЗ распространяется действие КоАП и УК РФ. За нарушения предусмотрена административная и уголовная ответственность — все, как и в закупках по 44-ФЗ. Но есть и свои особенности (ст. 15 275-ФЗ).

Например, предусмотрены отдельные штрафы за отказ от исполнения обязательств по госконтракту. Не вправе отказаться от исполнения обязательств:

  • единственный исполнитель, которому гособоронзаказ принесет прибыль;
  • организации, которые занимают доминирующее положение по ст. 14 Закона №275-ФЗ.

Суммы штрафов за отказ: на должностное лицо — от 30 000 до 50 000 руб., на организацию — от 300 000 до 1 000 000 руб. (ч. 2 ст. 7.29.2 КоАП РФ).

За попытку извлечь личную выгоду и нанести ущерб интересам общества или государства руководителя организации накажут:

  • штрафом от 1 до 3 млн руб. или в размере дохода за период от 1 до 3 лет и лишат права занимать руководящую должность или вести определенную деятельность на срок до 10 лет;
  • штрафом от 500 000 до 1 млн руб. или в размере дохода за период от 3 до 4 лет, лишением свободы на срок от 4 до 8 лет и права занимать руководящие должности или вести определенную деятельность на срок до 3 лет.

Участвовать в закупках в рамках гособоронзаказа сложнее, чем в обычных торгах: есть нюансы в порядке расчетов, отчетности перед заказчиком, работой с банками — их все надо учитывать. Это может отпугнуть тех, кто только планирует выходить на закупки по 275-ФЗ. Но сфера ГОЗ хоть и накладывает серьезные ограничения, в то же время дает преимущества, в том числе государственные гарантии в части безопасности сделки и финансовой поддержки.

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

Читайте также:
Земельный налог: что это такое, описание и особенности

Гособоронзаказ: нормативная база и основные понятия 429.1 КБ

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Глобальный сертификат

Глобальный сертификат передается Министерством финансов РФ в Банк России не позднее чем за 10 дней до даты проведения аукциона. [1]

Что представляет собой глобальный сертификат выпуска ОФЗ . [2]

Каждый выпуск оформляется глобальным сертификатом , хранящимся в Банке России. [3]

В этом случае в глобальном сертификате указывается наименование депозитария, которому эмитентом передается на хранение указанный сертификат, с указанием против его наименования реквизита депозитарий. Указание в глобальном сертификате наименования депозитария не влечет за собой перехода к депозитарию прав на ценные бумаги выпуска, оформленного данным глобальным сертификатом. [4]

Указанные условия в числе прочих фиксируются в глобальном сертификате и объявляются не позднее чем за семь дней до начала размещения. [5]

За 10 дней до проведения первичного аукциона эми-тент оформляет глобальный сертификат , содержащий основные параметры выпуска. Далее этот выпуск может быть размещен на первичном аукционе либо доразмещен на вторичных торгах. На аукционе дилеры подают заявки на покупку облигаций двух видов: конкурентные и неконкурентные. Конкурентная заявка означает предложение купить определенное количество бумаг по цене покупателя, на которое эмитент волен соглашаться либо не соглашаться. Неконкурентная заявка выражает готовность приобрести облигации на определенную сумму по средневзвешенной цене аукциона. Конкурентные заявки ранжируются Банком России в сводный реестр, на основании которого эмитент определяет цену отсечения. Конкурентные заявки с ценами выше цены отсечения удовлетворяются по указанным в них ценам. По ним определяется средневзвешенная цена аукциона, по которой в свою очередь удовлетворяются неконкурентные заявки. Не проданные на аукционе облигации могут быть доразмеще-ны на вторичном рынке. Эти операции проводятся Центральным банком РФ по поручению Министерства финансов РФ. Сделки происходят на обычных условиях вторичного рынка, т.е. участники рынка не знают, покупают ли они облигации у одного из дилеров или по доразмещению. Информация о проведении доразмещения и о его результатах сообщается по окончании торгов. [6]

При безбумажной форме выпуска ценных бумаг весь выпуск или его часть оформляются глобальным сертификатом , который сдается на хранение в уполномоченный депозитарий на основе соглашения между эмитентом и депозитарием. Такие сертификаты на руки непосредственным владельцам ценных бумаг не передаются. [7]

Документом, удостоверяющим права, закрепляемые облигациями федеральных займов каждого выпуска, является глобальный сертификат , оформляемый на этот выпуск, реквизиты которого устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством и пунктом 1.5 настоящих Генеральных условий. [8]

Функции депозитария выполняет Центральный банк Российской Федерации или иная организация, уполномоченная им на осуществление функций депозитария, которая осуществляет хранение глобального сертификата выпуска облигаций федеральных займов , а также осуществляет по счетам Депо уполномоченных организаций учет их прав на облигации федеральных займов и учет в совокупности прав на облигации федеральных займов депонентов ( инвесторов) уполномоченных организаций. [9]

Единичные сертификаты могут находится в депозитарии как в открытом, так и в закрытом хранении, а ценные бумаги, оформленные глобальным сертификатом , только в открытом хранении. Если ценные бумаги принимаются на открытое хранение, то их владельцы утрачивают право собственности на конкретные сертификаты ценных бумаг и приобретают право собственности на соответствующую долю в общем фонде ценных бумаг данного выпуска, находящихся в открытом хранении. Доля собственности в общем фонде ценных бумаг открытого хранения определяется по номинальной стоимости ценных бумаг, а для бумаг без номинальной стоимости – их количеством. [10]

Реквизиты сертификата устанавливаются Министерством финансов в соответствии с законодательством и Генеральными условиями выпуска. Глобальный сертификат передается на хранение в депозитарий, функции которого выполняет организация, заключившая с Министерством финансов договор и имеющая лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг на право осуществления депозитарной деятельности. В частности, функции депозитария может выполнять Центральный банк РФ или иная организация, уполномоченная им на осуществление функций депозитария и заключившая с Министерством финансов депозитарный договор. [11]

В этом случае в глобальном сертификате указывается наименование депозитария, которому эмитентом передается на хранение указанный сертификат, с указанием против его наименования реквизита депозитарий. Указание в глобальном сертификате наименования депозитария не влечет за собой перехода к депозитарию прав на ценные бумаги выпуска, оформленного данным глобальным сертификатом. [12]

Государственные краткосрочные облигации не изготавливаются в виде специальных бумажных бланков. Каждый выпуск оформляется глобальным сертификатом , хранящимся в Банке России. [13]

ГКО не изготавливается в виде специальных бумажных бланков. Каждый выпуск оформляется глобальным сертификатом , хранящимся в Банке России. Право собственности на ГКО возникает с момента регистрации их владельца в книгах Банка России или Дилера. [14]

Поскольку облигации не имеют материального носителя, первичное размещение и вторичные торги по ним обслуживаются специальной электронной системой Московской межбанковской валютной биржи. На каждый выпуск оформляется глобальный сертификат , хранящийся в ЦБ РФ. Приобретая ГКО, инвестор получает именные выписки со счетов депо, на которых отражаются операции купли-продажи облигаций. Поэтому выписка со счета практически носит характер именного сертификата ценных бумаг. [15]

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: