Государственно-правовой режим: что это такое, описание и особенности

Государственно-правовой режим: понятие и виды

Стал признаваться в качестве компонента формы государства лишь начиная с 60-х гг. XX в.

Государственно-правовой режим – совокупность приемов, способов и методов, с помощью которых осуществляется государственная власть. Некоторые ученые различают политический и государственный режимы (В.Н. Хропанюк – политический – более широкоепонятие). Режим обладает большой самостоятельностью по сравнению с другими элементами формы государства – формой правления и формой государственного устройства. Ему присущи также значительная гибкость, серьезное влияние на реальную жизнь населения, на возможности личности осуществлять свои права и свободы. Через режим правящие силы страны, не затрагивая формальных устоев правления и государственного устройства, способны модифицировать форму государства, приспособить ее к политической обстановке в стране или подчинить собственным политическим интересам. ПОЭТОМУ ТЕНДЕНЦИИ – В СМЕШЕНИЯХ.

Самая распространенная классификация – деление режимов на демократические и антидемократические. Между ними – отдельные разновидности и переходные формы.

Для демократического режима характерны следующие черты:

1) народовластие, т. е. признание народа единственным источником государственной власти;

2) свобода личности в экономической сфере, т. е. свобода предпринимательства и признание частной собственности;

3) реальная гарантированность прав и свобод человека и гражданина;

4) осуществление государственной власти на основе принципа разделения властей;

5) выборность и сменяемость органов государственной власти;

6) децентрализация государственной власти;

7) наличие политико-правовых механизмов, обеспечивающих реальную возможность участия граждан в формировании, деятельности органов государства и в контроле за ними;

8) учет интересов и мнения меньшинства, использование метода согласования при принятии решений;

9) политический плюрализм, т. е. отсутствие единой общеобязательной официальной идеологии; многопартийность;

10) наличие легальной оппозиции.

Среди демократических режимов различают:

А) Либерально-демократический режим характеризуется плюрализмом во всех сферах общественной жизни. В экономической сфере это выражается в многообразии форм собственности и свободе выбора любой из них; в политической – предполагает широкий спектр общественных объединений; многопартийность; в духовной – разнообразие мнений, убеждений, мировоззренческую свободу, терпимость к различным взглядам, суждениям.

Помимо отмеченных черт либерально-демократическому режиму свойственны следующие признаки:

1) экономической основой служит рыночная экономика, устанавливающая равенство различных форм собственности;

2) государственная власть осуществляется на основе принципа разделения властей;

3) в отношениях личности и государства устанавливается баланс (равновесие) их интересов;

4) высокое политическое, нравственное и правовое сознание населения.

Б) Собственно демократический режим исходит из признания равенства и свободы всех людей. Государство подлинно демократической направленности не только закрепляет на конституционном уровне широкие права и свободы людей, но и реально их гарантирует.

К другим особенностям относятся:

а) максимальное использование в политической жизни демократических институтов: плебисцитов, демонстраций, шествий, собраний, митингов, петиций;

б) принятие государственных решений по воле большинства, но с учетом мнения и интересов меньшинства, например национальных меньшинств;

в) строгое разграничение полномочий между центральными и местными органами, поощрение местной инициативы (местные органы решают все вопросы, касающиеся жизни местного населения);

г) утверждение верховенства закона, режима законности, высокая правовая культура общества, должностных лиц и отдельных людей.

Антидемократические режимы.

Тоталитарный режим относят к явлениям XX в. – всеобъемлющий контроль государства над населением, всеми формами и сферами жизни общества и опирается на систематическое применение насилия или угрозу его применения.

Для тоталитарного режима характерны следующие черты:

1) идеологизация всей общественной жизни:;

2) нетерпимость ко всякому инакомыслию;

3) монополия на информацию, введение государственной цензуры;

4) подавление человеческой индивидуальности, массовый террор против своего населения;

5) слияние государственного и партийного аппарата;

6) жесткая централизация власти, иерархию которой возглавляет вождь (идеи вождизма);

7) упразднение местного самоуправления;

8) отрицание частной жизни и частной собственности, доминирующее положение государственной собственности.

Тоталитаризм имеет три разновидности: левый тоталитаризм (коммунизм), правый тоталитаризм (фашизм), религиозный тоталитаризм (исламский фундаментализм).

Авторитарный режим считается более мягким по сравнению с тоталитарным. Его главная специфика состоит в том, что государством руководит узкий круг лиц – правящая элита, которая возглавляется лидером и пользуется большими привилегиями и льготами.

Для авторитарного режима характерно:

1) власть элиты не ограничена законом;

2) народ отстранен от управления государством и не может контролировать деятельность правящей элиты;

3) в политической жизни допускается существование многопартийности, но оппозиционные партии запрещаются;

4) имеются сферы, свободные от политического контроля, – экономика и частная жизнь, контролю подлежит главным образом политическая сфера жизни общества;

5) устанавливается приоритет интересов государства перед личными интересами;

6) принуждение и насилие применяются в отношении открытых противников строя.

Авторитарный режим занимает промежуточное место между тоталитарным и демократическим режимами и способен перерасти как в тот, так и в другой в зависимости от ориентации правящей элиты и ее лидеров.

5.3 Государственно-правовой режим

Государственно-правовой (политический) режим стал признаваться в качестве компонента формы государства лишь начиная с 60-х гг. XX в. До этого к форме государства относили форму правления и государственного устройства, поскольку именно они представляют собой формальную характеристику государственности. Что касается режима, то он указывает на содержательные аспекты государственности. Высказываются мнения, что режим — это не столько характеристика формы государства, сколько раскрытие его сущности. Иногда форму правления и государственное устройство называют внешней формой государства, а политический режим — внутренней. Считается также, что политический режим является ведущим элементом формы государства, так как он оказывает решающее влияние на два других элемента.

Читайте также:
Грозите ли мне уголовное наказание за временную регистрацию?

Государственно-правовой режим представляет собой совокупность приемов, способов и методов, с помощью которых осуществляется государственная власть.

Некоторые ученые различают политический и государственный режимы. Так, доц. В. Н. Хропанюк писал: «Государственный режим — важнейшая составная часть политического режима, существующего в обществе. Политический режим — понятие более широкое, поскольку включает в себя не только методы государственного властвования, но и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций (партий, движений, клубов, союзов)». Другие ученые, например проф. В. В. Лазарев и доц. С. В. Липень, полагают, что этими терминами именуют одно и то же явление. Проф. Н. И. Матузов и проф. А. В. Малько называют данный компонент формы государства государственно-правовым режимом, который выражает особенности функционирования государственного механизма. При выполнении своих функций органы государства взаимодействуют друг с другом и населением, используя определенные наборы средств и способов управления общественными процессами.

Понятие «государственно-правовой режим» более точно определяет, какая государственная атмосфера сложилась в обществе, каков в нем уровень демократии. Государство посредством своей правотворческой деятельности облекает этот режим в форму определенных институтов, принципов, взаимоотношений государства, общества и личности.

Государственно-правовой режим обладает большой самостоятельностью по сравнению с другими элементами формы государства — формой правления и формой государственного устройства. Ему присущи также значительная гибкость, серьезное влияние на реальную жизнь населения, на возможности личности осуществлять свои права и свободы. Через государственно-правовой режим правящие силы страны, не затрагивая формальных устоев правления и государственного устройства, способны модифицировать форму государства, приспособить ее к политической обстановке в стране или подчинить собственным политическим интересам.

В каждом государстве складывается свой государственно-правовой режим, имеются свои особенности осуществления государственной власти. Вместе с тем в теории государства и права сложились классификации этих режимов, деление их на определенные группы.

Самая распространенная классификация — деление режимов на демократические и антидемократические (В. Н. Хропанюк). Их подразделяют также на авторитарные и демократические.

Между ними располагаются отдельные разновидности и переходные формы.

Для демократического режима характерны следующие черты:

1) народовластие, т. е. признание народа единственным источником государственной власти: это власть народа и для народа;

2) свобода личности в экономической сфере, т. е. свобода предпринимательства и признание частной собственности;

3) реальная гарантированность прав и свобод человека и гражданина;

4) осуществление государственной власти на основе принципа разделения властей;

5) выборность и сменяемость органов государственной власти;

6) децентрализация государственной власти;

7) наличие политико-правовых механизмов, обеспечивающих реальную возможность участия граждан в формировании, деятельности органов государства и в контроле за ними;

8) учет интересов и мнения меньшинства, использование метода согласования при принятии решений;

9) политический плюрализм, т. е. отсутствие единой общеобязательной официальной идеологии; многопартийность, свобода мнений, убеждений;

10) наличие легальной оппозиции.

Среди демократических режимов различают либерально-демократический и собственно демократический режимы.

Либерально-демократический режим характеризуется плюрализмом во всех сферах общественной жизни. В экономической сфере это выражается в многообразии форм собственности и свободе выбора любой из них; в политической — предполагает широкий спектр общественных объединений; многопартийность; в духовной — разнообразие мнений, убеждений, мировоззренческую свободу, терпимость к различным взглядам, суждениям.

Помимо отмеченных черт либерально-демократическому режиму свойственны следующие признаки:

1) экономической основой служит рыночная экономика, устанавливающая равенство различных форм собственности, свободу предпринимательства и частной инициативы;

2) государственная власть осуществляется на основе принципа разделения властей;

3) в отношениях личности и государства устанавливается баланс (равновесие) их интересов;

4) высокое политическое, нравственное и правовое сознание населения.

Собственно демократический режим исходит из признания равенства и свободы всех людей. Государство подлинно демократической направленности не только закрепляет на конституционном уровне широкие права и свободы людей, но и реально их гарантирует. К другим особенностям данной разновидности демократического режима относятся:

а) максимальное использование в политической жизни демократических институтов: плебисцитов, демонстраций, шествий, собраний, митингов, петиций;

б) принятие государственных решений по воле большинства, но с учетом мнения и интересов меньшинства, например национальных меньшинств;

в) строгое разграничение полномочий между центральными и местными органами, поощрение местной инициативы (местные органы решают все вопросы, касающиеся жизни местного населения);

г) утверждение верховенства закона, режима законности, высокая правовая культура общества, должностных лиц и отдельных людей.

Демократический режим представляет собой тот идеал, к достижению которого стремятся любое общество и государство. — Однако этого идеала до сих пор не удалось достичь ни одному государству.

Среди антидемократических режимов чаще всего выделяют тоталитарный и авторитарный.

Тоталитарный режим относят к явлениям XX в. Термин «тоталитарный» в переводе с латинского означает «весь», «целый», «полный». Он был введен в политический оборот Б. Муссолини в 1925 г. для характеристики фашистского движения в Италии. В дальнейшем эта характеристика использовалась западными политиками для обозначения режима в СССР.

Читайте также:
Инвестиционный банк: что это такое, описание и особенности

Как политический режим тоталитаризм представляет собой всеобъемлющий контроль государства над населением, всеми формами и сферами жизни общества и опирается на систематическое применение насилия или угрозу его применения.

Для тоталитарного режима характерны следующие черты:

1) идеологизация всей общественной жизни: на государственном уровне введена единая общая официальная для всей страны идеология;

2) нетерпимость ко всякому инакомыслию;

3) монополия на информацию, введение государственной цензуры;

4) подавление человеческой индивидуальности, массовый террор против своего населения;

5) слияние государственного и партийного аппарата;

6) жесткая централизация власти, иерархию которой возглавляет вождь (идеи вождизма);

7) упразднение местного самоуправления;

8) отрицание частной жизни и частной собственности, доминирующее положение государственной собственности.

Тоталитаризм имеет три разновидности: левый тоталитаризм (коммунизм), правый тоталитаризм (фашизм), религиозный тоталитаризм (исламский фундаментализм). Надо иметь в виду, что в отдельных странах те или иные черты тоталитаризма нередко проявляются в весьма специфических формах.

Фашистскому режиму как разновидности тоталитаризма свойственны те же черты, что и тоталитарному, но он имеет и свои особенности, в частности:

а) основывается на расистской идеологии, провозглашающей одну нацию или народ в качестве высшей, элитной, а другие, «неполноценные» народы должны обслуживать высшую расу либо подлежат уничтожению;

б) проявляет крайнюю агрессивность по отношению к другим государствам, стремясь завоевать для высшей расы новые пространства. Отсюда милитаризация жизни страны, введение военно-бюрократического централизма.

Считается, что в настоящее время фашистский режим нигде не существует, однако периодически можно наблюдать всплески или отдельные проявления фашистской идеологии.

Авторитарный режим считается более мягким по сравнению с тоталитарным. Его главная специфика состоит в том, что государством руководит узкий круг лиц — правящая элита, которая возглавляется лидером и пользуется большими привилегиями и льготами. Для авторитарного режима характерно:

1) власть элиты не ограничена законом;

2) народ отстранен от управления государством и не может контролировать деятельность правящей элиты;

3) в политической жизни допускается существование многопартийности, но оппозиционные партии запрещаются;

4) имеются сферы, свободные от политического контроля, — экономика и частная жизнь, контролю подлежит главным образом политическая сфера жизни общества;

5) устанавливается приоритет интересов государства перед личными интересами;

6) принуждение и насилие применяются в отношении открытых противников строя.

Авторитарный режим занимает промежуточное место между тоталитарным и демократическим режимами и способен перерасти как в тот, так и в другой в зависимости от ориентации правящей элиты и ее лидеров.

Говоря о предпочтительности того или иного режима, следует иметь в виду, что демократическое государство не всегда можно отнести к наиболее предпочтительным. Еще древнегреческий философ Платон отмечал, что демократия со временем вырождается в тиранию. Как указывают некоторые ученые, в нынешних условиях при демократическом режиме не обеспечивается выдвижение лучших на государственные должности, демократические процедуры принятия решений громоздки, дорогостоящи и не всегда эффективны. В результате избиратели часто не участвуют в выборах, не доверяют политикам, не имеют возможности влиять на результаты выборов, референдумов, реально власть находится в руках правящей элиты. Нередко происходит манипулирование общественным мнением при помощи средств массовой информации.

Вместе с тем ученые отмечают, что исторический спор между тоталитаризмом и демократией еще не завершен.

Тема о форме государства была бы неполной, если не подчеркнуть, что в юридической литературе предложена оригинальная классификация форм государства по трем разным моделям (проф. В. Е. Чиркин). При этом по форме государства выделяются: 1) монократическая (монистическая) модель; 2) доминантно-сегментарная; 3) поликратическая (плюралистическая). Их характеристика объединяет все три элемента — форму правления, государственное устройство и государственный режим.

Монократическая форма государства характеризуется следующими моментами:

а) государственная власть находится в руках одного центра (монарх, военный совет, фюрер, дуче, каудильо и др.);

б) централизация государственного устройства (например, официальное сохранение федерации, административная опека над местными выборными органами назначенных сверху чиновников и др.);

в) авторитарные методы управления;

г) сосредоточение в одних руках всех ветвей власти (например, Советская республика).

Доминантно-сегментарная форма государства является промежуточной ступенью между монократической и поликратической государственными формами. Здесь сохраняются определенные элементы разделения властей и распределение ролей между органами государства, но нет баланса ветвей власти, нет системы сдержек и противовесов. Данная форма присуща дуалистической монархии или полупарламентарной монархии (Иордания, Непал, Марокко) или суперпрезидентским республикам (Латинская Америка, Тропическая Африка).

Субъекты федерации пользуются ограниченными правами, автономия урезана. Методы управления преимущественно авторитарные, компромисс почти не используется. В политической системе утверждается многопартийность, но партии подчинены правящей верхушке и большой роли в политической жизни не играют (Индонезия). Чаще всего это олигархическая государственная форма.

Поликратическая форма государства утверждается в условиях демократического строя. Этой форме присущи:

а) отчетливое разделение властей;

Читайте также:
Акционерная коммандита: что это такое, описание и особенности

б) существование нескольких центров власти, но ни одна из ветвей не может подавлять другую;

в) развитое местное самоуправление;

г) кооперативная модель федерации, т. е. она основана на сотрудничестве федерального центра и субъектов;

д) демократические методы управления, когда установлены реальные гарантии прав личности. Принуждение, если оно применяется, имеет легитимную поддержку общества.

В классификации форм государства, предложенной проф. В. Е. Чиркиным, есть немало достоинств. Вместе с тем она излишне усложнена и, по существу, сориентирована на особенности государственно-правового (политического) режима.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

ГЛАВА 2. Правовые режимы деятельности иностранных юридических лиц: режим недискриминации, национальный режим, режим наибольшего благоприятствования и преференциальный режим

ГЛАВА 2. Правовые режимы деятельности иностранных юридических лиц: режим недискриминации, национальный режим, режим наибольшего благоприятствования и преференциальный режим 1. Понятие правового режима деятельности иностранного юридического лица Признание

21. Правовой режим товаров

21. Правовой режим товаров Правовой режим обычно устанавливается в отношении: 1) статуса, правомочий продавца и покупателя; 2) возможности и порядка приобретения или отчуждения различных товаров; 3) порядка хранения, транспортировки, учета различных товаров.Правовой режим

23. Правовой режим денег

23. Правовой режим денег К движимым вещам кроме материальных объектов относятся также деньги. Деньги как эквивалент стоимости товара сформировались в эпоху перехода от меновой торговли к товарно-денежным отношениям. В качестве денег в разных странах использовались

1.1. Определение института права и его структуры в отечественной государственно-правовой доктрине

1.1. Определение института права и его структуры в отечественной государственно-правовой доктрине Право является цельным системным образованием, которому свойственно иерархическое строение, представляющее собой упорядоченность элементов, способ связи между ними,

36. Правовой режим международных рек

36. Правовой режим международных рек Международные реки – это реки, протекающие по территории двух или более государств, они неизбежно являются предметом международно-правовых отношений прибрежных государств.Международная река, пересекающая или разделяющая

38. Международно-правовой режим Антарктики

38. Международно-правовой режим Антарктики Антарктика – район земного шара, расположенный вокруг Южного полюса. Она включает в себя ненаселенный материк Антарктиду, прилегающие к нему острова, а также части Атлантического, Тихого и Индийского океанов, называемые

53. Правовой режим военного плена

53. Правовой режим военного плена Основным международно-правовым документом, определяющим режим военного плена, является Женевская конвенция об обращении с военнопленными 1949 г., согласно которой военнопленными являются следующие категории лиц, попавшие во власть

10. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ

10. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ Установление режима коммерческой тайныПраво установления режима коммерческой тайны имеет обладатель коммерческой тайны. Конфидент коммерческой тайны обязан установить режим коммерческой тайны, если это следует из обязательств,

85. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ АРХИВОВ

85. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ АРХИВОВ Правовую основу архивного дела составляют информационно-правовые нормы Конституции РФ и Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации».Право на создание архивов принадлежит юридическим и физическим лицам Российской Федерации.Не

27. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ АРКТИКИ

27. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ АРКТИКИ Арктика – район земного шара, расположенный вокруг Северного полюса, общей площадью около 27 млн кв. км. К Арктическому бассейну выходят Россия, Канада, Норвегия, Дания, США, Швеция, Финляндия и Исландия.В мае 1925 г. Правительство Канады официально

28. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ АНТАРКТИКИ

28. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ АНТАРКТИКИ Антарктика – район вокруг Южного полюса земного шара до линии слияния и перемещения холодных антарктических вод с теплыми субтропическими (граница антарктической конвергенции). К Антарктике относятся: шестой материк Земли – Антарктида – с

Правовые режимы: понятие, признаки, виды

Правовой режим – специфика юридического регулирования определенной сферы общественных отношений с помощью различных юридических средств и способов; это система норм права, которая регулирует деятельность, отношения между людьми по поводу определенных объектов.

Правовой режим – это особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств и создающий желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности либо не благоприятности для удовлетворения интересов субъектов права.

Признаки правового режима:
    • они устанавливаются в законодательстве и обеспечиваются государством;
    • имеют цель специфическим образом регламентировать конкретные области общественных отношений, выделяя во временных и пространственных границах те или иные субъекты и объекты права;
    • представляют собой особый порядок правового регулирования, состоящий из юридических средств и характеризующийся определенным их сочетанием;
    • создают конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов отдельных субъектов права.

При этом можно различать

    1. юридическую сторону режима (систему правил) и
    2. фактическую сторону (реальное осуществление режимных норм).

Правовой режим – очень широкое юридическое понятие. Он означает, что действия, отношения урегулированы правом. Для их существования, развития, охраны используется система юридических средств воздействия (стимулирование, лицензирование, контроль, принуждение и др.).

Правовой режим может включать все способы, методы, типы правового регулирования, но в различном их сочетании, при доминирующей роли одних и вспомогательной роли других.

Как правило, различные сферы общественных отношений требуют разного сочетания способов, методов, типов правового регулирования. Своеобразие правовых режимов наблюдается как внутри каждой отрасли, так и в правовой системе в целом.

Читайте также:
Антидемпинговые пошлины: что это такое, описание и особенности

Так, внутри отрасли административного права правовой режим регулирования управленческих отношений в армии, военизированных учреждениях и организациях существенно отличается от правовой регламентации управленческих отношений в сфере государственного управления высшим образованием.

Если в сфере деятельности военизированных организаций господствующим, превалирующим является централизованный, императивный метод, возложение обязанности – превалирующим способом, а разрешительный тип – господствующим, то в сфере государственного управления высшим образованием в современных условиях значительная роль отводится децентрализованному методу, широким предоставлением прав высшим учебным заведениям с широким внедрением общедозволительного типа.

Достаточно очевидно различие в правовых режимах отраслей, относящихся к публичному и частному праву.

Отношения между людьми, их совместная деятельность могут быть построены на власти, на договоре и одновременном сочетании этих методов. Соответственно можно различать правовые режимы властеотношений, договорные, смешанные.

Виды правового режима

Учитывая совместное влияние таких важных признаков правового регулирования, как предмет, метод, правовые принципы, система субъектов и система источников, можно различать отраслевые режимы:

    • административно-правовой,
    • гражданско-правовой,
    • финансово-правовой,
    • гражданско-процессуальный и т.д.

Кроме того, различают следующие виды правовых режимов:

1) по предмету правового регулирования:

    • конституционный,
    • административный,
    • земельный и т. д.;

2) по юридической природе:

    • материальный;
    • процессуальный;

3) по содержанию:

    • валютный,
    • таможенный,
    • пошлинный и т. п.;

4) по субъектам, в отношении которых он устанавливается:

    • режим беженцев, вынужденных переселенцев,
    • гражданства, граждан и т. д.;

5) по функциям права:

    • режим особого регулирования и
    • особой охраны;

6) по формам выражения:

    • законный и
    • договорный;

7) по уровню нормативных актов, в которых они установлены:

    • общефедеральный,
    • региональный,
    • муниципальный и
    • локальный;

8) по сфере использования:

    • внутригосударственный и
    • межгосударственный (режим территориальных вод, экономических санкций и проч.).

Государственно-правовые режимы: актуальные трактовки

Вы будете перенаправлены на Автор24

Сущность понятия «государственно-правовой режим»

Государственно-правовой режим — это совокупность политико-правовых средств, методов и способов посредством которых осуществляется государственная власть.

На правовой системе государства не могут не сказываться динамичные национальные, социально-экономические, культурные, демографические, экологические, информационные и другие процессы, что закономерно ведет к модификации юридической формы. В современных условиях необходимы обновленные политико-правовые режимы, которые бы соответствовали духу времени и были взаимосвязаны с возникновением новых, государственных состояний, непривычных для нас объектов и субъектов права, активным развитием разных форм собственности, предпринимательской деятельности, частного права, переориентаций на более свободные и совершенные методы правового регулирования, сменой в системе юридических ценностей и средств приоритетов.

Понятие «режим» применяется в разных контекстах и смыслах, как:

  • государственный строй, совокупность методов, средств, способов реализации власти;
  • установленный порядок жизнедеятельности (питания, сна, труда, лечения, отдыха и др.);
  • система обязательных требований, правил, принципов, норм, установленных для определенного вида деятельности;
  • определенное положение, состояние, статус.

Понятие «режим» многозначное. Чаще всего оно применяется в политико-правовых отношениях и исследованиях, помогает полнее и глубже раскрыть характер происходящих изменений в современном обществе. Государственно-правовой режим — это часть политического режима. Государственный режим можно определить, как совокупность приемов, методов, способов реализации государственной власти. Политический режим представляет собой деятельную, политическую сторону политической системы общества. Государственный и политический режимы, определяя содержательную суть принятия и исполнения решений в сфере управления, направляя политическую жизнь, обуславливают главное состояние, черты, параметры правовых режимов. Именно правовые режимы реально осуществляют политические и государственные режимы.

Готовые работы на аналогичную тему

Правовые режимы в зависимости от формы и содержания подразделяют на режимы:

  • протекционизма;
  • финансовой стабилизации;
  • выезда и въезда за границу;
  • военного положения;
  • отдельных офшорных зон и территорий;
  • паспортный;
  • санкций;
  • транспортировки и хранения химического и ядерного оружия;
  • эмбарго;
  • моратория и др.

Основные признаки и характеристики правовых режимов

Правовые режимы обладают основными признаками:

  • обеспечиваются государством и устанавливаются законодательством;
  • обладают особым порядком правового регулирования, включающий комплекс юридических средств, характеризующийся их специфическим сочетанием;
  • регламентируют специфическим образом конкретные сферы общественных отношений, выделяя в пространственных и временных границах определенные объекты и субъекты права;
  • создают определенную степень благоприятности (неблагоприятности) для удовлетворения интересов субъектов права.

Правовые режимы отображают основные элементы правовой политики государства, которая является прикладной наукой, призванной анализировать и оценивать действующие нормативно-правовые акты, способствовать становлению более совершенного права.

В современном мире правовую политику можно обозначить в качестве совокупности правовых задач, целей, способов, средств, приоритетов, установок, направленных на совершенствование отношений внутри общества, реализацию принципов гуманизма, демократии, пав и свобод человека, справедливости, формирование правового государства.

Правовой режим — это неотъемлемое свойство сущности власти, функционирования, устройства, степени демократичности и социальной направленности. Правовой режим обусловлен волей законодателя, интересами государства, характером и спецификой общественных отношений, требующих особых методов, форм и подходов правового опосредования, специфического юридического инструментария.

Правовой режим можно рассматривать в качестве проявления нормативности права на более высоком уровне. Правовой режим соединяет в единую конструкцию комплекс правовых норм, поэтому его можно рассматривать в качестве определенного крупного блока, входящего в состав общего арсенала правового инструментария. Эффективное применение правовых средств при разрешении специальных задач во многом заключается в том, чтобы определить оптимальный правовой режим, подходящий для решения соответствующей задачи, отработать его в соответствии со спецификой данной задачи, содержанию регулируемых отношений.

Читайте также:
Биржевое общество: что это такое, описание и особенности

Правовой режим обеспечивает нормативное регулирование общественных отношений. Особую важность это имеет в период политических, экономических и культурных преобразований.

Правовым режимам характерна определенная стабильность, что гарантирует высокий уровень их нормативности. Правовые режимы эволюционируют, они адаптируются к современным реалиям. «Вечного» правового режима в реальности не существует.

Замена, корректировка, изменение правовых режимов связаны с:

  • совершенствованием системы государственного управления;
  • процессами демократизации государственных институтов;
  • усилением защиты прав граждан страны;
  • необходимостью приведения законодательства согласно требованиям международных стандартов.

Правовые режимы придают эластичность и адекватность юридической форме. Они позволяют отмечать различия неоднородных социальных связей, учитывать особенности объектов и субъектов, точнее реагировать, определять пространственные и временные факторы, включенные в сферу действия.

Правовой режим реализуется через механизмы правового регулирования, представляющих процесс и общий порядок действия права. Правовой режим представляет собой характеристику конкретных нормативных средств, которые должны организовать и ввести в определенный участок деятельности людей.

Государственно-правовой режим как элемент формы государства Текст научной статьи по специальности « Политологические науки»

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ишанова М.В., Кутелёва Е.Н.

В статье подвергнуты анализу сложившиеся в отечественной юридической науке представления о форме государства . Авторы подчеркивают теоретическую и практическую ценность рассматриваемой категории . Особое внимание уделено дискуссионному вопросу о месте и значении в структуре формы государства такого элемента как государственно-правовой режим .

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Ишанова М.В., Кутелёва Е.Н.

State legal regime as part of the state form

This article is devoted to the analysis of views on the form of the state presented in Russian scientific literature. The authors emphasize the theoretical significance and practical value of the reviewed phenomenon. Special attention is given to debatable question about the place and value of state-legal regime .

Текст научной работы на тему «Государственно-правовой режим как элемент формы государства»

Экономика и право 2015. № 1(47)

ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

М.В. Ишанова* *, Е.Н. Кутелёва**

ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ КАК ЭЛЕМЕНТ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА

В статье подвергнуты анализу сложившиеся в отечественной юридической науке представления о форме государства. Авторы подчеркивают теоретическую и практическую ценность рассматриваемой категории. Особое внимание уделено дискуссионному вопросу о месте и значении в структуре формы государства такого элемента как государственно-правовой режим.

Ключевые слова: государство; категория; форма государства; форма правления; политический режим; государственно-правовой режим.

В отечественной юридической науке сложилось традиционное представление о форме государства. Понимание данного феномена уже длительное время не подвергается каким-либо модификациям, практическая ценность не подвергается сомнению. Несмотря на это, исследование формы государства по-прежнему представляет научный интерес. Российские авторы обращают внимание на различные аспекты рассматриваемой проблемы. В частности, на разнообразие и динамику форм государства в рамках исторических типов [1], специфику формы российского государства [2, 3] и особенности ее эволюции [4, 5], соотношение понятий «образ» и «форма» государства [6]. При этом большинство современных ученых едины в понимании формы государства как комплексной категории, элементы которой находятся в тесной взаимосвязи. Некоторые разночтения касаются установления ведущего элемента, играющего решающую роль и оказывающего определяющее влияние на остальные. В качестве такового предлагается рассматривать форму правления или политический режим.

Как справедливо отмечает А.В. Малько, территория, население, власть представляют собой содержательные характеристики государства, отражающие то общее, что присуще всем государствам, а в понятии «форма государства» выражается их внутренняя организация, способ

© Ишанова М.В., Кутелёва Е.Н., 2015.

*Ишанова Марина Валентиновна – кандидат юридических наук, заведующая кафедрой теории и истории государства и права, Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина.

**Кутелёва Елена Николаевна – магистрант Института права и экономики, Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина.

Economics & Law 2015. № 1(47)

устройства, с помощью которых они весьма существенно отличаются друг от друга [7, с. 68]. В течение столетий, по образному выражению А.Б. Венгерова, политико-правовая мысль продиралась «сквозь джунгли многочисленных, порой весьма экзотических устройств тех или иных государств, стремясь выделить самое основное в формах государств, описать, проанализировать, оценить и, по возможности, спрогнозировать их развитие» [8, с. 123]. Л.А. Морозова, обращая внимание на то обстоятельство, что в мире нет абсолютно одинаковых стран и народов, указывает на выработанные теорией государства и права «модели» [9, с. 83].

Рассмотрение вопроса о форме государства предполагает освещение формы правления, формы государственного устройства и государственно-правового режима. Если в отношении первых двух элементов отечественные авторы демонстрируют единодушие, то третий элемент (и его наименование, и целесообразность рассмотрения в структуре формы государства) является предметом научной дискуссии.

Следует отметить, что лишь начиная с 60-х гг. XX в. политико-правовой режим занял место в структуре формы государства. При этом в марксистско-ленинской литературе понятия разграничивались: политический режим толковался как компонент формы политической системы классового общества, а политико-правовой режим – как компонент формы государства [10, с. 49]. Ученые советского периода отмечали особое значение рассматриваемой категории. По мнению авторов одного из учебников по теории государства и права, политический режим являлся определяющим фактором: он не мог быть признан понятием однопорядковым с понятием формы правления и формы государственного устройства, тем более рассматриваться после них [11, с. 269].

Читайте также:
Аккумулированный дивиденд: что это такое, описание и особенности

В современных учебных изданиях по теории государства и права совокупность приемов, способов и методов, с помощью которых осуществляется государственная власть, обозначают и «политический режим», и «политико-правовой режим», и «государственно-правовой режим» [7, 12, 13]. Государственно-правовой режим предлагается рассматривать как систему законодательно установленных демократических мер (конкретно-практических методов, способов, средств), используемых государством при осуществлении всей своей деятельности по управлению гражданским обществом. Благодаря такому государственно-правовому режиму в обществе устанавливается нормальная, стабильная, спокойная социально-психологическая и политическая атмосфера, в которой успешно осуществляется жизнедеятельность общества и каждого его члена [14, с. 84].

В.Н. Хропанюк использует понятие «форма государственного режима» и предлагает разделять политический и государственный режимы: государственный режим – это важнейшая составная часть политического режима, существующего в обществе. Политический режим включает в себя не только методы государственного властвования, но и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций [15, с. 123].

Необходимость различения государственного и государственно-правового режимов подтверждают ссылками на имеющуюся практику, когда некоторые государства осуществляют свою деятельность вне или даже вопреки праву, нарушают свое же законодательство. Лишь правовое государство исключает такую практику: государственная деятельность строго основана на праве и на соответствующем ему законодательстве. В результате государственный режим приобретает государственно-правовой характер, что и позволяет понятийно различать государственный и государственно-правовой режимы [14, с. 83].

Н.И. Матузов и А.В. Малько полагают, что государственно-правовой режим выражает особенности функционирования государственного механизма: при выполнении своих функций органы государства взаимодействуют друг с другом и населением, используя определенные наборы средств и способов управления общественными процессами. По мнению Л.А. Морозовой, понятие «государственно-правовой режим» более точно определяет сложившуюся в обществе «государственную атмосферу», а также уровень демократии; государство облекает этот режим в форму определенных институтов, принципов, взаимоотношений государства, общества и личности [9, с. 94-95].

Не подлежит сомнению, что государственно-правовой режим представляет собой не формальную, а содержательную характеристику государства. Данное обстоятельство и порож-

Экономика и право 2015. № 1(47)

дает различные подходы к пониманию режима. Высказываются мнения, что режим – это не столько характеристика формы государства, сколько раскрытие его сущности. Иногда форму правления и государственное устройство называют внешней формой государства, а политический режим – внутренней. Считается также, что политический режим является ведущим элементом формы государства, так как он оказывает решающее влияние на два других элемента [9, с. 94]. По мнению Т. Н. Радько, единство элементов формы государства не означает тождества и не является абсолютным, неразрывным, каждый из них обладает относительной самостоятельностью, т.е. способен развиваться и существовать относительно самостоятельно [13, с. 433].

Действительно, в ходе исторического развития могут произойти значительные изменения, затрагивающие сущность государства, подвергнется ревизии и его форма. И если такой элемент, как территориальное государственное устройство, является более стабильным, то политический режим обладает меньшей устойчивостью и модифицируется в новых условиях. Эти соображения были положены в обоснование необходимости перехода к четырехзвенной структуре, включающей наряду с формой правления, формой государственного устройства, политическим режимом еще и политическую динамику, характеризующую происходящие изменения [12, с. 176]. Однако, данное предложение о пересмотре подхода к определению формы государства не нашло поддержки.

Не получило широкого распространения и представление о необходимости двухкомпонентного определения формы государства, сторонником которого является Д. А. Керимов. По его мнению, политический режим характеризует не только форму государственного правления и форму государственного устройства, но и содержание всей деятельности государства, осуществление его функций определенными методами, способами и средствами. Иначе говоря, политический режим охватывает не только формы, но и содержание деятельности государства, тем самым «выходя» на характеристику его сущности [14, с. 81].

Д.А. Керимов полагает, что политический режим в отношении формы государственного правления и формы государственного устройства отнюдь не является единственным «определяющим фактором» поскольку таковыми могут быть и многие другие факторы: конкретные политические, экономические, социальные и иные условия жизни общества, сущность самого государства и содержание его деятельности, национальные традиции и устойчивые обычаи жизнедеятельности того или иного общества и т. д., в том числе и существующий политический режим. Как понятие, политический режим имеет относительно самостоятельное научное значение и, строго говоря, напрямую, непосредственно не является атрибутом лишь формы государства, а охватывает всю политическую жизнь общества, в том числе и режим деятельности государства. Не политический режим вообще, а именно государственный режим представляет, по мнению Д.А. Керимова, непосредственный объект интереса государствоведения. При этом, разумеется, политический режим, будучи фактором динамическим, постоянно действующим в виде процесса, оказывает существенное воздействие на содержание деятельности и форму государства, и поэтому не может игнорироваться государствоведением, теорией государства, поскольку нельзя изучать часть вне целого. Именно этим объясняется необходимость изучения в государствоведении, теории государства государственного режима как части целого – политического режима [14, с. 82].

Читайте также:
Организация объединения, посягающего на личность и права граждан

Можно с уверенностью говорить о том, что современная учебная литература по теории государства и права далека от восприятия формы государства как сугубо научного, абстрактного понятия, учитывает его прикладной характер. В комбинации разновидностей формы правления, государственного устройства и политического режима, характеризующей конкретное, неповторимое государство, предлагают видеть идеальную форму организации жизни определенного общества в определенных исторических и географических условиях [16, с. 102]. Сопоставление новейших учебников по теории государства и права позволяет сделать вывод о том, что предлагаемые отечественными авторами интерпретации государственно-правового режима не содержат принципиальных различий, обладают безусловным сходством в описании содержания данного понятия, отличаются лишь словесными формулировками.

Economics & Law 2015. № 1(47)

[1] Адухов А.А. Форма государства и его социальное назначение. Дис. . канд. юрид. наук. СПб., 2003.

[2] Ведяхин В.М. Форма Российского государства: теория и практика // Право и политика. 2006. № 3. С.

[3] Грузинов В.А. Форма правления современного российского государства. Автореф. дис. канд. юрид.

наук. Саратов, 2008. 26 с.

[4] Иванников И.А. Проблема эволюции формы Российского государства в истории русской политико-

правовой мысли второй половины XIX-середины ХХ веков. Автореф. дис. д-ра юрид. наук. Саратов, 2000. 43 c.

[5] Лукашевич М.Б. Эволюция формы российского государства (историко-правовой анализ). Автореф. дис. канд. юрид. наук. СПб., 2007. 21 с.

[6] Тищенко А.Г. Образ и форма государства в отечественной и зарубежной политико-правовой мысли: ретроспективный и юридико-компаративистский анализ. Дис. д-ра юрид. наук. СПб., 2005. 354 с.

[7] Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. 4-е изд., испр. и доп. М. Издательский дом «Дело», 2011. 528 с.

[8] Венгеров А.Б. Теория государства и права: учеб. для юрид. вузов. 5-е изд., стер. М.: Омега-Л, 2008.

[9] Морозова Л.А. Теория государства и права: учебник Изд. 3-е, перераб. и доп. М.: Эксмо, 2008. 480 с.

[10] Теория государства и права: Учебник / Под ред. А.И. Денисова. М.: Юрид. лит., 1980. 432 с.

[11] Теория государства и права: учебник под ред. А.И. Королева и Л.С. Явича. 2-е издание, переработанное и дополненное. Ленинград, 1987. 552 с.

[12] Лазарев В. В. Теория государства и права: учебник для бакалавров. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2012. 634 с.

[13] Радько Т.Н. Теория государства и права: учебник для бакалавров. М.: Проспект, 2012. 496 с.

[14] Керимов Д.А. Проблемы общей теории права и государства: В 3 т. Т. 3. Правовое государство. М., 2003. 196 с.

[15] Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Учебник для высших учебных заведений / Под ред. В.Г. Стрекозова. М.: «Омега-Л», 2008. 384 с.

[16] Чашин А.Н. Теория государства и права: учебник. М.: Дело и сервис, 2008. 688 с.

M. V. Ishanova, E.N. Kutelieva

STATE LEGAL REGIME AS PART OF THE STATE FORM

This article is devoted to the analysis of views on the form of the state presented in Russian scientific literature. The authors emphasize the theoretical significance and practical value of the reviewed phenomenon. Special attention is given to debatable question about the place and value of state-legal regime.

Keywords: the state; concept; form of the state; form of government; political regime; state-legal regime.

Понятие государственно-правового режима, его структура и основные разновидности

Третий элемент формы государства — политико-правовой режим. Это самый «молодой» элемент формы государства. Как самостоятельную характеристику го­сударства его стали выделять после второй мировой войны.

Политический режим — это характеристика не только государства, но и всей политической системы. Его содержание образуют отношения между людьми по поводу государственной власти и отношения людей с государственной властью. Все эти отношения разворачиваются в политической сфере жизни общества. Поскольку, кроме политической сферы, можно выделить еще и социально-экономическую, и духовную (культурную) сферы жизни общества, то соотношение между ними обуславливает характер особенностей политического режима.

Государственный режим — важнейшая составная часть политического режима. Политический режим — понятие более широкое, так как включает в себя не толь­ко методы государственного властвования, но и способы деятельности негосудар­ственных политических организаций (партий, движений, союзов).

Политико-правовой режим — совокупность способов осуществ­ления государственной власти, которые определяют степень правовой свободы личности, а также степень участия народа в управлении делами государства.

Таким образом, при употреблении термина государственного политического режима речь идет о самом существе власти, о средствах и способах властвования. Политический режим является наиболее динамичной составной частью формы государства. Всякие изменения, происходящие в социально-политической и эко­номической сферах государства данного типа, прежде всего, отражаются на его режиме.

Читайте также:
Кто должен выплачить штраф: председатель ГКХ или все его члены

О характере режима, существующего в той или иной стране, свидетельствуют разнообразные факторы:

• способы и порядок формирования органов государственной власти, управ­ления и правосудия;

• порядок распределения компетенции между различными органами госу­дарства и характер взаимоотношения между ними;

• объем и содержание прав и свобод личности;

• степень гарантированности прав и свобод человека и гражданина;

• роль права в жизни общества;

• место и роль карательно-силовых учреждений — армии, полиции, разведки и т.

• степень реального участия граждан в управлении государством;

• способы разрешения возникающих в обществе социальных и политических конфликтов.

В зависимости от этих факторов различают несколько видов политических режимов. Как правило, в юридической литературе предлагается двучленная их классификация: все режимы делятся на демократические и антидемократические. В свою очередь, антидемократические режимы подразделяются на тоталитарный и авторитарный.

Демократический (от греч. «demos» — народ и «kratos» — власть) политико-правовой режим — способы, приемы и методы осу­ществления государственной власти, на основе которых народ имеет реальную возможность участвовать в управлении делами общества и государства как непосредственно, так и через выбор­ные представительные органы власти.

Признаки демократического режима:

• реальное участие народа в управлении делами государства;

• власть осуществляется в интересах большинства членов общества, но при этом обязательно должны признаваться, учитываться и защищаться инте­ресы меньшинства;

• личность при демократическом режиме обладает максимально широким объемом прав и свобод во всех сферах жизни общества, причем эти права и свободы должны быть не просто декларированы и не просто прописаны в нормативно-правовых актах, но и гарантированы.

• политический и идеологический плюрализм. Политический плюрализм пред­полагает многопартийность и, как следствие, существование в обществе реальной конструктивной оппозиции государственной власти. Идеологиче­ский плюрализм предполагает многообразие идеологий, при этом никакая идеология не может быть установлена в качестве обязательной. Тем не ме­нее необходимо наличие общегосударственной идеи, позволяющей спло­тить общество, обеспечить эффективное функционирование государства.

• многоукладность экономики, равное признание и защита государством всех форм собственности; как правило, обменный характер экономики.

Правовое регулирование в демократическом обществе осуществляется по прин­ципу «разрешено все, что прямо законом не запрещено», то есть действует дозво­лительный метод регулирования.

Существуют две формы осуществления демократии: различают прямую (непо­средственную) и представительную демократию.

Прямая демократия — непосредственное осуществление власти самим народом.

В данном случае между народом и властью нет никаких промежуточных зве­ньев, нет посредников. Воля, выраженная народом, напрямую становится властной

волей государства. Высшими формами прямой демократии являются свободные выборы и референдум, но только ими прямая демократия не исчерпывается (со­брания, сходы граждан, митинги и т. д.)

Представительная демократия — это осуществление власти на­родом через выборные представительные органы, то есть народ избирает своих представителей в органы государственной власти и эти представители осуществляют власть от имени народа, по поручению народа и в интересах народа.

Эти две формы между собой тесно взаимосвязаны они взаимообусловливают и дополняют друг друга и друг без друга существовать не могут.

Антидемократический режим — это совокупность способов осу­ществления государственной власти на основе произвола, сле­довательно, народ лишен реальной возможности участвовать в управлении делами государства.

Единство и организованность в стране достигаются с помощью аппарата при­нуждения, на который опирается политическая власть. В стране отсутствуют вы­боры, либо формирование органов власти осуществляется путем формальных вы­боров, когда голосование проходит фактически по одной кандидатуре.

Власть сосредотачивается в управленческих, исполнительных структурах, она не разделена и нередко приобретает силу, превышающую потребность общества.

Отсутствует идеологический и политический плюрализм, запрещаются оппо­зиционные партии.

Политическая сфера становится работающим на свои собственные интересы фактором, центром всей политической, экономической и духовной жизни обще­ства, активно вторгаясь в них. Проникая в экономическую и духовную сферы, она подчиняет их себе, использует в целях самосохранения. Обычным становится ре­шение экономических проблем политическими методами и способами, которые не только не снижают этих проблем, но и обостряют их.

Правовое регулирование осуществляется по принципу «запрещено все, что прямо законом не разрешено».

Тоталитарный режим (от лат. «totalis» — полный всеобщий) — это такие способы и приемы осуществления государственной вла­сти, на основе которых государство стремится взять под свой контроль и урегулировать все без исключения сферы обществен­ной жизни.

Полный тотальный контроль над всеми сферами жизни общества, в том числе и контроль за частной и личной жизнью.

Фактическое полное бесправие личности во всех сферах жизни общества. Несмотря на то, что права и свободы могут быть государством декларированы, нормативно закреплены, реально воспользоваться ими и реализовать их личность не может. Так, с точки зрения закрепления прав и свобод Конституция СССР 1936 г. была, по сути, самой демократической конституцией в мире. Но эти права остава­лись декларативными и не были обеспечены и защищены.

Читайте также:
Аграрный рынок: что это такое, описание и особенности

Для тоталитарного режима характерно господство одной политической партии, при этом происходит сращивание партийного и государственного аппарата и подме­на государственного управления партийным руководством. Все ключевые вопросы государственной и общественной жизни решаются не органами государственной власти, а высшими партийными органами.

Тоталитаризм характеризуется идеологическим однообразием, господством од­ной идеологии. Такая идеология, как правило, является догматичной (принимаемой на веру).

Жестко, даже жестоко, подавляется всяческое инакомыслие, причем не только политическое инакомыслие, но и экономическое, социальное, культурное и др.

Тоталитарное государство стремится к «нивелированию» личности, уравнива­нию и усреднению всех членов общества. Один из главных принципов тоталита­ризма — «не высовываться».

Как правило, для тоталитарного государства и тоталитарного общества харак­терно существование экономики распределительного типа, т. е. жесткое распреде­ление материальных ресурсов и благ.

Милитаризация практически всех сфер жизни общества, и в первую очередь экономической сферы.

Тоталитарное государство всегда находится в постоянном поиске врага, как внутреннего, так и внешнего. Наличие такого объявленного врага позволяет то­талитарному государству переключить внимание общества и объяснить все свои просчеты и ошибки происками врага.

В тоталитарном государстве резко возрастает роль репрессивно-карательного аппарата. Этот аппарат осуществляет массовые репрессии, в том числе и против собственного народа. Карательные органы выведены из-под контроля государства.

Для тоталитарного режима характерно формирование культа личности вождя. Все решения этого вождя признаются верными и непогрешимыми.

Тоталитаризм как социально политическое явление является порождением два­дцатого века. Впервые тоталитарный режим был официально установлен в 1925 г. в фашисткой Италии (Муссолини). Также примерами тоталитарных государств яв­лялись нацистская Германия в 1933-1945 гг., СССР в период с конца 20-х годов до

Авторитарный режим — это такие способы осуществления го­сударственной власти, при которых эта власть реализуется в ин­тересах одного лица либо в интересах узкой группы лиц.

Фактическое бесправие личности, но только лишь в политической сфере, при этом допускается определенная степень свободы личности в социальной и эконо­мической сферах.

Авторитаризм характеризуется жестким идеологическим единообразием, гос­подством одной политической идеологии. В политической сфере авторитарный режим допускает возможность существования нескольких политических партий, но при условии, что все эти партии придерживаются единой общегосударственной идеологии. При авторитарном режиме жестко подавляется только политическое инакомыслие, репрессии осуществляются только по политическим мотивам. Для авторитаризма, как правило, характерна милитаризация общественной жизни и ги­перболизация репрессивно-карательного аппарата. Крайней формой авторитарного режима является диктатура.

Авторитарные режимы появляются, в частности, тогда, когда власти намерены приступить к коренным реформам общественного строя и осуществить революцию сверху (например, переход в Италии от фашистского к демократическому режиму, начатая в СССР в 1985 году перестройка происходили в условиях авторитарных режимов).

Иногда в литературе выделяют тиранический и деспотический режимы, но они, по сути, являются разновидностями авторитарного режима.

Политический режим авторитарного типа, как правило, является промежуточ­ным, переходным между тоталитарным и демократическим режимами. При этом переход может произойти как в сторону демократии, так и в сторону тоталитариз­ма. Переходный характер этого режима определяет нечеткость многих его свойств. В нем можно наблюдать черты и тоталитаризма, и демократизма.

Следует отметить, что в реальной политико-правовой действительности «чи­стых» политико-правовых режимов не существует.

Энциклопедия решений. Государственные (муниципальные) гарантии

Государственные (муниципальные) гарантии

Общий порядок и принципы предоставления гарантий публично-правовых образований регулируются нормами БК РФ (ст.ст. 115-117).

Государственная или муниципальная гарантия (далее – гарантия) – вид долгового обязательства, в силу которого соответственно РФ, субъект РФ, муниципальное образование (гарант) обязаны при наступлении предусмотренного в гарантии события (гарантийного случая) уплатить лицу, в пользу которого предоставлена гарантия (бенефициару), по его письменному требованию определенную в обязательстве денежную сумму за счет средств соответствующего бюджета в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства отвечать за исполнение третьим лицом (принципалом) его обязательств перед бенефициаром (ст. 6 БК РФ).

Государственная или муниципальная гарантия может обеспечивать:

– надлежащее исполнение принципалом его обязательства перед бенефициаром (основного обязательства);

– возмещение ущерба, образовавшегося при наступлении гарантийного случая некоммерческого характера.

Гарантия может предоставляться для обеспечения как уже возникших обязательств, так и обязательств, которые возникнут в будущем.

Для гарантии предусмотрена обязательная письменная форма, несоблюдение которой влечет недействительность (ничтожность) гарантии.

Условия гарантии не могут быть изменены гарантом без согласия бенефициара. Гарант имеет право отозвать гарантию только по основаниям, указанным в гарантии. Принадлежащее бенефициару право требования к гаранту не может быть передано другому лицу, если в гарантии не предусмотрено иное.

Государственные или муниципальные гарантии могут предусматривать субсидиарную или солидарную ответственность гаранта по обеспеченному им обязательству принципала (п.п. 2-4 ст. 115 БК РФ).

В государственной или муниципальной гарантии указываются:

– наименование гаранта (РФ, субъект РФ, муниципальное образование) и наименование органа, выдавшего гарантию от имени гаранта;

– обязательство, в обеспечение которого выдается гарантия;

– объем обязательств гаранта по гарантии и предельная сумма гарантии;

– определение гарантийного случая;

– безотзывность гарантии или условия ее отзыва;

Читайте также:
Аукционы международные: что это такое, описание и особенности

– основания для выдачи гарантии;

– вступление в силу (дата выдачи) гарантии;

– срок действия гарантии;

– порядок исполнения гарантом обязательств по гарантии;

– порядок и условия сокращения предельной суммы гарантии при исполнении гарантии и (или) исполнении обязательств принципала, обеспеченных гарантией;

– наличие или отсутствие права требования гаранта к принципалу о возмещении сумм, уплаченных гарантом бенефициару по гарантии (регрессное требование гаранта к принципалу);

– иные условия гарантии, а также сведения, определенные БК РФ, правовыми актами гаранта, актами органа, выдающего гарантию от имени гаранта.

Вступление в силу гарантии может быть определено календарной датой или наступлением события (условия), которое может произойти в будущем.

Требование бенефициара об уплате денежной суммы должно быть представлено гаранту в письменной форме с приложением указанных в гарантии документов. По получении требования бенефициара гарант должен уведомить об этом принципала и передать ему копии требования со всеми относящимися к нему документами. Гарант должен рассмотреть требование бенефициара в срок, определенный в гарантии, чтобы установить, соответствуют ли это требование и приложенные к нему документы условиям гарантии.

При этом требование бенефициара может быть признано необоснованным и бенефициару отказано в удовлетворении его требований в следующих случаях:

– требование предъявлено гаранту по окончании определенного в гарантии срока;

– требование или приложенные к нему документы не соответствуют условиям гарантии;

– бенефициар отказался принять надлежащее исполнение обязательств принципала, предложенное принципалом или третьими лицами.

Гарант должен уведомить бенефициара об отказе удовлетворить его требование.

Кроме того гарант вправе выдвигать против требования бенефициара возражения, которые мог бы представить принципал, если иное не вытекает из условий гарантии. Гарант не теряет право на эти возражения даже в том случае, если принципал от них отказался или признал свой долг.

В случае признания требования бенефициара обоснованным гарант обязан исполнить обязательство по гарантии в срок, установленный в гарантии.

Предусмотренное гарантией обязательство гаранта перед бенефициаром ограничивается уплатой суммы не исполненных на момент предъявления требования бенефициара обязательств принципала, обеспеченных гарантией, но не более суммы, на которую выдана гарантия.

Обязательство гаранта перед бенефициаром прекращается :

– уплатой гарантом бенефициару суммы, определенной гарантией;

– истечением определенного в гарантии срока, на который она выдана;

– в случае исполнения в полном объеме принципалом или третьими лицами обязательств принципала, обеспеченных гарантией;

– вследствие отказа бенефициара от своих прав по гарантии путем возвращения ее гаранту или письменного заявления об освобождении гаранта от его обязательств;

– если обязательство принципала, в обеспечение которого предоставлена гарантия, не возникло;

– в иных случаях, установленных гарантией.

Удержание бенефициаром гарантии после прекращения обязательств гаранта по ней не сохраняет за бенефициаром каких-либо прав по этой гарантии.

Гарант, которому стало известно о прекращении гарантии, должен уведомить об этом принципала.

Если исполнение гарантии ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу либо обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу, исполнение таких гарантий учитывается в источниках финансирования дефицита соответствующего бюджета.

Если же исполнение гарантии не ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу и не обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу, исполнение таких гарантий подлежит отражению в составе расходов соответствующего бюджета.

Средства, полученные гарантом в счет возмещения в порядке регресса сумм, уплаченных им во исполнение (частичное исполнение) обязательств по гарантии, а также в счет исполнения обязательств, права требования по которым перешли от бенефициара к гаранту, отражаются как возврат бюджетных кредитов.

Государственная (муниципальная) гарантия может предоставляться в обеспечение обязательств, по которым невозможно установить бенефициара в момент предоставления гарантии или бенефициарами является неопределенный круг лиц. Особенности такой гарантии установлены ст. 115.1 БК РФ.

К ним относятся:

– заключение договора о предоставлении гарантии с принципалом. При этом получателем (держателем) такой гарантии является принципал;

– возможность предусмотреть в договоре о предоставлении гарантии и гарантии предъявление к гаранту требования об уплате денежной суммы по гарантии (требование об исполнении гарантии) принципалом , которое предъявляется, рассматривается и исполняется в порядке, установленном ст. 115 БК РФ для требований бенефициара;

– возможность установления договором о предоставлении гарантии и гарантией порядка и срока принятия бенефициаром (бенефициарами) гарантии. Срок, установленный для ответа бенефициара (бенефициаров) о принятии гарантии, включается в срок действия гарантии. Если со стороны бенефициара (бенефициаров) в установленный срок не были предприняты действия, необходимые для принятия гарантии, гарантия считается непредоставленной и подлежит возврату гаранту. Удержание принципалом гарантии в этих случаях не сохраняет за принципалом или бенефициаром (бенефициарами) каких-либо прав по дальнейшему использованию этой гарантии.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: