Государственные функции: что это такое, описание и особенности

Основные функции государства

  • Функции государства
  • Разновидности функций
  • Внутренние функции
  • Внешние функции
  • Примеры основных функций государства
    • Борьба с демографическим кризисом
    • Государственная поддержка культуры и науки
    • Борьба с терроризмом

Функции государства

Функции государства — это главные направления его деятельности, определяющие течение общественных процессов в рамках определенного исторического периода.

Функции отражают назначение и суть государства в обществе, и призваны удовлетворять базовые интересы и потребности граждан. Они определяются в зависимости от задач, актуальных для населения на том или ином этапе развития.

Разновидности функций

Согласно общепринятой классификации, по сферам деятельности государства, его функции делятся на внутренние и внешние.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Внутренние функции нацелены на решение основополагающих задач внутри страны. Их реализация обусловлена содержанием и общественным назначением государства, которое обеспечивает верховенство власти.

Характеристика внешних функций включает в себя характеризуют деятельность государства за границей, раскрывая специфику его интересов на международной арене. Реализация внешних функций делает страну полноправным субъектом международных отношений.

Внутренние и внешние функции государства взаимосвязаны и чаще всего дополняют друг друга.

Внутренние функции

К внутренним функциям государства относятся:

  1. Правопорядок или правоохранительная функция, которая направлена на защиту прав и свобод индивида, прописанных в Конституции. В рамках ее реализации государство гарантирует полное соблюдение законодательства всеми членами общества. За обеспечение закона и правопорядка отвечает система правоохранительных органов: суды, органы внутренних дел и т. д. Защита прав человека — одна из базовых задач развитого государства, так как является основой взаимоотношений со всем мировым сообществом.
  2. Организаторская функция нацелена на упорядочивание всей властной структуры. Государство контролирует соблюдение законов, следит за процессом принятия и исполнения государственных назначений и решений, а также координирует работу всех участников политической системы.
  3. Экономическая функция отвечает за общее развитие экономики, регулируя экономические отношения и процессы посредством налоговой и кредитной политики, распределения ресурсов, формирования стимулов активности и определения санкционных взысканий и ограничений. Во время экономических кризисов и депрессии влияние государства на экономику может возрастать.
  4. Социальная функция направлена на обеспечение благополучия в обществе, основанное на достойных условиях жизни и развитии всех граждан, формирование равных возможностей для достижения необходимых благ. Важную роль играет социальная защита граждан, нуждающихся в материальной поддержке, которая осуществляется через выплату пособий по безработице и помощь неимущим семьям, старикам, инвалидам и т. д. Также в рамках социальной функции обеспечивается права каждого человека на свободу труда, социального страхования, миграции рабочей силы, защиту собственности и т. д.
  5. Экологическая функция пересекается с социальной, так как именно государство обеспечивает экологическое благополучие и безопасность населения. Неконтролируемое пользование природными ресурсами, повсеместное загрязнение окружающей среды и нарушение экологических предписаний требуют постоянного контроля со стороны государства. Для предотвращения экологической катастрофы, государство устанавливает правовой режим природопользования и определяет конкретные меры наказания за нарушения.
  6. Образовательная функция заключается в повышении качества образования и его популяризации. Основной задачей является обеспечение всем гражданам равных условий для получения образования и приобретения профессии.
  7. Культурная функция создает условия для удовлетворения культурных потребностей общества и развития общекультурного уровня граждан. Реализация функции направлена на формирование культурной активности граждан в сферах искусства, творчества и т. д.

Внешние функции

К внешним функциям государства относятся:

  1. Дипломатия представляет собой направленность на благоприятные взаимоотношения со всеми странами, независимо от отличий в интересах и идеологиях. Придерживаясь добрососедских отношениий друг с другом, государства совместно участвуют в важных мероприятиях для поддержания мировой стабильности, занимаются внешней торговлей, создают союзы и т. д.
  2. Национальная безопасность — это оборонная функция государства, призванная защищать границы страны от любой внешней угрозы. В рамках этой функции вооруженные силы стран постоянно находятся в боевой готовности, гарантируя мгновенное отражение ответного удара в случае вторжения вражеских сил.
  3. Мировой порядок обусловлен совместной политической работой разных стран по обеспечению законности на мировом уровне. Это осуществляется путем создания положения международного права, всеобщего отказа от войны и разрешения спорных вопросов посредством переговоров. Главным органом, регулирующим интересы современных государств, является ООН (Организация объединенных наций).
  4. Сотрудничество с другими государствами необходимо для решения проблем мирового значения, таких как эксплуатация природных ресурсов, распространение вирусных заболеваний, предотвращение различных катастроф и т. д. Сотрудничество государств основано на общечеловеческих потребностях и ценностях, учитывает культурные, национальные и другие особенности всех стран-участников международного сообщества.

Примеры основных функций государства

Сущность государственных функций определяется деятельностью государства, его актуальными проблемами и задачами, требованиями современности, внешними угрозами и т. д. Для того, чтобы понять, как реализуются основные функции государства в современном мире, можно обратиться к следующим примерам.

Борьба с демографическим кризисом

Борьба с демографическим кризисом лежит в сфере реализации социальной функции, которая предполагает осуществление специальных мер для преодоления кризиса:

  • единовременные выплаты при рождении ребенка и ежемесячные детские пособия;
  • льготы при покупке ипотечной недвижимости для молодых семей;
  • льготы при кредитовании на жилье многодетным семьям;
  • увеличение пенсионных выплат и т. д.;

Государственная поддержка культуры и науки

Сущность культурной функции, к примеру, предполагает предоставление ученым и деятелям искусства государственной поддержки в развитии их профессиональной деятельности. Помощь государства обычно требуется в следующих сферах:

  • формирование и функционирование программ по сохранению атрибутов национальной культуры;
  • поддержка и мотивация талантов;
  • сохранение и защита исторических памятников;
  • популяризация и расширение высокодуховных ценностей в обществе и т. д.
Читайте также:
Бывшая жена моего мужа не выплатила кредит, а угрожают мне

Борьба с терроризмом

Борьба с терроризмом является элементом внешней функции государства. Так как ни одна страна не способна справиться с этой угрозой своими силами, все действия против терроризма осуществляются в тесном сотрудничестве государств. Для этой цели создаются международные организации для борьбы с терроризмом, проводятся постоянные съезды и межгосударственные конференции.

Функции государства

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие функций государства

Функция государства – это основное направление деятельности, которое выражает назначение и сущность государство в социуме.

Благодаря функциям государства появляется возможность оценить его реальную роль, которую оно выполняет в общественном развитии страны и удовлетворении различных интересов населения. Функции устанавливаются исходя из задач, которые стоят перед государством на различных этапах его развития, и являются формой их реализации.

Если в экономике страны назрел кризис, то первостепенной задачей становится реформа экономики. Так же если криминологическая ситуация усугубляется, то государство вырабатывает меры по стабилизации ситуации.

Виды функций государства

Ученые выделяют два вида функций государства:

  • Внутренние,
  • Внешние.

Схематично они будут выглядеть следующим образом.

Рисунок 1. Функции государства. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Внутренние функции государства представляют собой его основополагающие направления деятельности по управлению страной внутри нее.

К внутренним функциям относят:

  1. Политическая. У каждого государства есть необходимость поддерживать гармонию между различными социальными группами. Используются такие методы как выборы и референдумы. Особенно важным в данных вопросах является формирование парламента, ведь именно данный процесс выражает власть народа. В рамках реализации данной функции государство поддерживает суверенитет, проводит правотворческую деятельность, защищает конституционный строй.
  2. Экономическая. Представляет собой координацию деятельности по экономическому развитию страны, для того чтобы экономика развивалась в самых выгодных и оптимальных режимах.
  3. Социальная. Благодаря данной функции обеспечиваются достойные условия жизни населения. Так, устанавливается минимальный размер оплаты труда, пособии нуждающимся и др. – благодаря данным мерам население имеет возможность вести активную и достойную жизнь.
  4. Правоохранительная. Заключается в обеспечении положений закона всеми юридическими и физическими лицами, органами власти и должностными лицами. Применяются следующие методы: правоприменения, организационно-правовой, правотворчества и иные. Очень важно в рамках данной функции бороться с преступностью и правонарушениями.
  5. Экологическая. В настоящее время вся человеческая цивилизация находится на рубеже того, что деятельность ставит под угрозу существования людей. Обширное использование природных ресурсов, применение новейших технологий – нарушает естественный баланс в природе. В связи с этим, каждое государство обязано разрабатывать мероприятия по сохранению экологии.

Готовые работы на аналогичную тему

Помимо указанных функций, государство реализует также:

  • Поддержку и развитие здравоохранения, науки и культуры,
  • Обеспечение безопасности нации,
  • Строительство дорог,
  • Информационную функцию,
  • Транспортную и другие.

Внешние функции представляют собой направления деятельности государства на международном уровне. Благодаря реализации данных функций происходит полноправное существование государства в современном мире.

  1. Функции обороны страны. Благодаря реализации данной функции вооруженные силы находятся в состоянии боевой готовности, благодаря чему есть возможность своевременного отражения вмешательства на территорию страны.
  2. Дипломатическая. Благодаря данной функции поддерживаются благоприятные отношения со всеми государствами.
  3. Внешнеполитическая. Представляет собой сотрудничество с государствами для предотвращения международных конфликтов. Основным органом, который координирует детальность государств, является Организация Объединенных Наций.
  4. Содействие становлению законности на мировом уровне. Проявляется в участии деятельности по разработке положений международного права.

Государственные функции: что это такое, описание и особенности

Раздел ЕГЭ: 4.2. Государство, его функции

Наиболее важной функцией политики является поддерживание порядка, законов и власти в определённой стране. Издавна народ сам выражал свою волю, но с течением времени и ростом населения появилась необходимость в создании государства как наиболее удобной формы осуществления политики.

Государство — политическая организация, которая служит средством претворения в жизнь воли народа, проживающего на одной территории. Государство обязано выполнять определённые действия по основным направлениям общественной жизни, которые должны привести к осуществлению целей, поставленных народом.

ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
Теория Автор Характеристика
Теологическая Институт Церкви Государство сотворил Бог, а носитель его воли — правитель.
Патриархальная Роберт Филмер Семья была прообразом государства, поэтому подданные обязаны относиться к правителю, как дети к отцу.
Классовая Карл Маркс, Владимир Ленин Государство появилось в результате классовой борьбы и является орудием господствующих классов.
Договорная Гуго Гроций, Жан Жак Руссо, Джон Локк Государство появилось в результате общественного договора между людьми и направлено на защиту их естественных прав.
Насилия Евгений Дюринг, Людвиг Гумплович Государства появляются вследствие завоеваний, чтобы подчинять себе побеждённых.
ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА
  • Издание законов. Только государство имеет право вводить новые и изменять старые законы.
  • Налоги, которые выплачивает население в бюджет. Налоговые поступления идут на покрытие социальных расходов.
  • Публичная власть, которая действует для всего населения страны и распространяется с помощью специально созданных для этого аппаратов управления и принуждения.
  • Монополия на легальное применение силы или физического принуждения.
  • Суверенитет, который обеспечивает независимость государства от других стран, а так-
  • же приоритет государственной власти внутри страны.
  • Территориальное единство. Власть государства охватывает население, проживающее на определённой территории.
  • Наличие собственной символики — символического обозначения государства.
  • Материально-технические средства.
Читайте также:
Антимонопольные органы: что это такое, описание и особенности
ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

Внутренние функции.

Политическая Обеспечение действия легитимной власти, управление, построение и исполнение эффективной политической системы.
Социальная Гарантия своевременного и постоянного предоставления населению минимума жизненных благ, обеспечение социальной защиты различным менее защищённым группам общества, предоставление страхования.
Экономическая Планомерное развитие экономики, постановка целей и их выполнение.
Правовая Гарантированное исполнение прав человека всем категориям общества. Постановка единых правил и обязанностей поведения, а также обеспечение равенства всех представителей народа перед законом и судом.
Научно-техническая Поддержка развития, содействие получению новых знаний.
Образовательная Государственное регулирование всех стадий обучения (от дошкольной до профессиональной) с целью улучшения качества уровня знаний населения.
Информационная Своевременное предоставление актуальной информации населению о делах в стране и мире.
Экологическая Защита окружающей среды, проведение мероприятий по сохранению, восстановлению и улучшению природы, а также формированию бережного отношения к ней среди населения.
Культурная Формирование гражданского мировоззрения населения через удовлетворение культурных запросов.

Органы, исполняющие внутренние функции:

  • органы правопорядка (полиция, суд);
  • органы социально-экономического регулирования (финансовые и налоговые службы, учреждения социального обеспечения, коммунального хозяйства);
  • учреждения культуры (учреждения образования, науки и культуры).

Внешние функции:

Сотрудничество Поддержание и развитие международных отношений.
Обеспечение национальной безопасности Защита собственных границ.
Защита граждан, выехавших за пределы государства Гражданин страны даже за её пределами вправе рассчитывать на помощь и защиту родного государства при обращении в посольство.

Органы, исполняющие внешние функции:

  • Министерство иностранных дел РФ;
  • Вооружённые силы РФ;
  • органы межгосударственных отношений.

Вы смотрели конспект «Государство, его функции».

ПОНЯТИЕ “ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФУНКЦИЯ”, “УСЛУГА” И “ПУБЛИЧНАЯ УСЛУГА”

ПОНЯТИЕ “ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФУНКЦИЯ”, “УСЛУГА” И “ПУБЛИЧНАЯ УСЛУГА”

В деятельности органов государственной власти и местного самоуправления предоставление различных услуг гражданам и организациям занимает значительное место – тем большее, чем ближе к населению находится уровень и конкретные органы власти или их учреждения и предприятия. Это вытекает уже из самого понимания публичной власти, избираемой и нанимаемой многонациональным народом Российской Федерации.

Количество функций государства, его властных и управленческих органов чрезвычайно велик, но в контексте настоящего изложения важно соотнести само понятие публичной, т.е. государственной либо муниципальной, функции с понятием публичной же услуги.

При выработке методологии и методики разработки административных регламентов в Российской Федерации с самого начала сложилось противопоставление понятий «государственная функция» и «государственная услуга» (в соответствии с постановлением Правительства РФ от 11.11.2005 года № 679 «О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг»).

Функция органа власти вообще, государственного или муниципального, – это определенный постоянный (регулярный) вид, направление деятельности данного органа, в условиях правового государства, как правило, закрепленный за ним законодательно и характеризующийся определенным конечным результатом. Каждая из них, в свою очередь, может включать функции нижестоящего порядка, исполняемые крупнейшими, а далее все более мелкими подразделениями вплоть до отдельных государственных или муниципальных служащих. При этом каждое подразделение или сотрудник, кроме нескольких основных функций, целиком закрепленных за ним, может принимать участие в осуществлении и иных функций совместно с другими подразделениями и сотрудниками не только того же самого уровня управления, но и выше(ниже)стоящего. Все это создает сложную ткань функционально-управленческих отношений, в которой регулярно возникают как дублирование исполнения определенных функций или их компонентов, так и функциональные «пробелы» – выпадение необходимых функций и их элементов из управленческой деятельности, что приводит к снижению ее эффективности.

Публичная услуга – это лишь один из видов функций органов власти либо уполномоченных ими учреждений, предприятий, организаций. Это деятельность какого-либо лица или организации в ответ на обращение к ним гражданина либо юридического лица, имеющая целью и результатом удовлетворение определенного круга потребностей или нужд, обусловленных их законными правами, интересами и возлагаемыми на них властью обязанностями. В этом смысле говорят об адресном характере услуг в отличие от таких функций, которые услугами не являются.

Огромное число как государственных, так и муниципальных функций исполняются без какого бы то ни было обращения граждан и юридических лиц в органы исполнительной власти и их учреждения (то есть имеют безадресный характер). Они направлены не на удовлетворение конкретных, непосредственных потребностей, запросов физических и юридических лиц, а на долговременные интересы граждан, организаций и общества в целом, которые составляют существенные условия общественной и личной жизни. Это может быть, например, деятельность по созданию материальной, финансовой, организационной, информационной, кадровой инфраструктур, необходимых для оказания определенных видов услуг, но сама по себе услугой не являющаяся, скажем: строительство дорог, автозаправок и сервисов, производство транспортных средств, проведение логистических и иных научно-практических исследований, инженерно-конструкторских разработок или строительство школ, подготовка учителей для них, разработка учебных программ, развитие педагогической науки и т.п.

В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»:

Читайте также:
Законы вахтанга: что это такое, описание и особенности

Государственная услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации – деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.

Муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления – деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований.

По функциональному назначению услуги, оказываемые населению, подразделяются на материальные и социально-культурные;

Материальная услуга – услуга по удовлетворению материально-бытовых потребностей потребителя услуг.

Материальная услуга обеспечивает восстановление (изменение, сохранение) потребительских свойств изделий или изготовление новых изделий по заказам граждан, а также перемещение грузов и людей, создание условий для потребления. В частности к материальным услугам могут быть отнесены бытовые услуги, связанные с ремонтом и изготовлением изделий, жилищно-коммунальные услуги, услуги общественного питания, услуги транспорта и т.д.;

Социально-культурная услуга – услуга по удовлетворению духовных, интеллектуальных потребностей и поддержание жизнедеятельности потребителя.

Социально-культурная услуга обеспечивает поддержание и восстановление здоровья, духовное и физическое развитие личности, повышение профессионального мастерства. К социально-культурным услугам могут быть отнесены медицинские услуги, услуги культуры, туризма, образования и т.д.».

Такое понятие услуги достаточно содержательно, однако имеет слишком широкий характер для целей стандартизации и регламентации публичных, то есть государственных либо муниципальных, услуг в отличие от частных. Уточнение этого понятия проведено в апреле 2007 г. внесенными в Бюджетный кодекс РФ изменениями, часть которых касаются управления муниципальными финансами.

Таким образом, неотъемлемым признаком публичных, т.е. государственных либо муниципальных, услуг является наличие задания исполнителю со стороны соответствующего органа исполнительной (исполнительно-распорядительной) власти на их предоставление (оказание) гражданам и организациям.

Причем такими исполнителями могут быть не только государственные (муниципальные) учреждения, которые оказывают большинство услуг населению безвозмездно, хотя часть из них по решению властных органов может предоставляться и за определенную, не обязательно полную, плату. Иными юридическими лицами, оказывающими такого рода услуги, могут быть: некоммерческие, коммерческие организации, государственные и муниципальные предприятия,

Публичные услуги оказываются, как правило (хотя и не всегда, тем более в условиях перехода к предоставлению все большего числа массовых социальных услуг на рыночной конкурентной основе), с использованием бюджетных средств, но обязательно с властным контролем за результатами, а в необходимых случаях и за процессом, оказания услуги. Причем, если эти услуги платные, то они предоставляются по ценам (тарифам), устанавливаемым в порядке, определенном соответствующими органами власти.

Контроль со стороны органов власти за результатами и процессом оказания публичной услуги предполагает наличие показателей, по которым оценивается их соответствие или несоответствие нормативно установленным требованиям. Совокупность такого рода требований составляет стандарт предоставления публичной услуги, который может быть оформлен как самостоятельный документ либо быть составной частью другого нормативного правового акта, получившего название административный регламент оказания публичной услуги. Именно стандарт оказания публичной услуги является основой как соответствующего административного регламента, так и государственного или муниципального задания исполнителю услуги.

В соответствии со статьей 69.2. Бюджетного кодекса РФ государственное (муниципальное) задание должно содержать:

1) выписку из реестра расходных обязательств по расходным обязательствам, исполнение которых необходимо для выполнения государственного (муниципального) задания;

2) определение категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг;

3) показатели, характеризующие качество и (или) объем (состав) оказываемых физическим и (или) юридическим лицам государственных (муниципальных) услуг;

4) порядок оказания государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам;

5) предельные цены (тарифы) на оплату государственных (муниципальных) услуг физическими или юридическими лицами в случаях, если законодательством Российской Федерации предусмотрено оказание соответствующих услуг на платной основе, либо порядок их установления;

6) порядок контроля за исполнением государственного (муниципального) задания, в том числе условия и порядок его досрочного прекращения;

7) требования к отчетности об исполнении государственного (муниципального) задания.

Российское административное право

Функции государственного управления

Проблема управленческих функций позволяет создать оптимальную структуру и систему управления, определить объективные потребности органов управления в различных материалах и средствах.

Функция управления — это конкретное направление управляющего (организующего, регулирующего, контролирующего и пр.) воздействия государственного управления на объект управления. Функции управления имеют конкретное содержание и осуществляются с помощью конкретных способов и форм управления (например, принудительные механизмы, издание правовых актов управления, подчиняющее воздействие).

Наряду с функциями государственного управления выделяются функции органов государственного управления (т.е. их управляющее воздействие на объекты), а также управленческие функции всех органов государства (т.е. органов представительной и судебной властей). Эти функции имеют ряд сходных признаков (например, по субъекту и объекту управления).

Читайте также:
Имущественные права: что это такое, описание и особенности

Одним из важных вопросов является правовое установление функций государственного управления в функциях органов государственного управления, т.е. последние должны иметь нормативно определенную компетенцию, обеспечивающую качественное выполнение функций государственного управления.

В учебнике функции управления рассматриваются как функции органов исполнительной власти (государственного управления).

В самом общем виде функции государства и его органов — это основные направления деятельности государства, обеспечивающие его социальное благосостояние, гарантирующие реализацию прав и свобод человека и гражданина, стабильное и эффективное управление государством и обществом.

Функции государственного управления обусловливаются объективными закономерностями. Содержание каждой функции предопределено стоящими перед государством и государственным управлением целями и спецификой объекта государственного управления и включает конкретное направление организационно-правового воздействия органа государственного управления на конкретные объекты управления.

Основные функции государственного управления — это всеобщие, типичные, имеющие специальную направленность виды взаимодействия между субъектами и объектами управления, характерные для всех управленческих связей, обеспечивающие достижение согласованности и упорядоченности в сфере государственного управления.

К основным функциям государственного управления можно отнести следующие.

Информационное обеспечение деятельности государственных органов, т.е. сбор, получение, обработку, анализ информации, необходимой для осуществления государственной (управленческой) деятельности. В теории это называется информационным обеспечением управления.

Прогнозирование и моделирование развития системы государственного управления, государственных органов, стандартов государственного управления. Прогнозирование — предвидение изменений в развитии и результате каких-либо событий или процессов в системе государственной деятельности, в государственных органах на основе полученных данных, профессионального опыта и практики, достижений научно-теоретического анализа. Прогнозирование — это необходимый инструмент в деле принятия важнейших управленческих решений, без него невозможно определить последствия социальных процессов, будущее состояние общества в целом, мобильность и эффективность деятельности государственных органов.

Планирование — это определение направлений, пропорций, темпов, количественных и качественных показателей развития тех или иных процессов в системе государственного управления и, в частности, реализации государственных функций (экономических, социально-культурных, военных, оборонных, борьбы с организованной преступностью и коррупцией в системе государственной службы и т.д.).

Кроме того, это разработка целей, задач и направлений развития и реформы государственной деятельности и государственного управления. В процессе реализации функции планирования создаются программы по развитию отношений в различных отраслях и сферах государственного управления (федеральные, региональные и комплексные программы), а также программы по изменению и улучшению деятельности органа государственного управления и его структуры.

Организация — это формирование системы государственного управления на основе установленных принципов и подходов, определение структуры управляющей и управляемой систем в государственном управлении. Организация в узком смысле — это упорядочение структуры органов государства, штатов, персонала, процессов государственного управления. Организующая деятельность включает действия и решения, конечной целью которых является обеспечение надлежащего функционирования органов государственного управления.

Распорядительство, т.е. оперативное регулирование управленческих отношений, возникающих по поводу осуществления полномочий государственных органов и должностных обязанностей, обеспечение режима должной государственной деятельности в форме принятия административных актов (правовых актов управления: приказов, распоряжений, указаний, инструкций, правил, руководств и т.д.). Распорядительство в узком смысле — это дача текущих указаний руководящими государственными служащими (должностными лицами).

Руководство — это установление правил и нормативов деятельности и отдельных действий государственных органов (государственных служащих, должностных лиц), управляемых объектов; общее руководство — это определение содержания государственной деятельности (например, управленческой).

Координация — это согласование деятельности различных государственных органов для достижения общих целей и задач государственного управления. Координация — это формирование «ансамбля» управленческой деятельности автономных административных центров и обеспечение гармоничного его функционирования.

Если, например, существует несколько самостоятельных организационных систем, каждая из которых имеет собственную сферу деятельности, цели, задачи и методы осуществления функций, и требуется решить проблему соединения усилий различных органов управления, то в данном случае возможно создание органа управления, наделенного координационными полномочиями (в настоящее время координационными органами являются преимущественно государственные комитеты РФ, некоторые федеральные министерства и иные органы исполнительной власти, реализующие функции регулирования, межотраслевой координации и контрольно- надзорные функции).

Контроль — это установление соответствия или несоответствия фактического состояния системы государственного управления и ее структуры требуемому стандарту и уровню, изучение и оценка результатов общего функционирования государственных органов, а также конкретных действий субъектов управления; установление соотношения намечаемого и сделанного в системе государственного управления.

Контроль — это наблюдение за качеством управленческой деятельности, выявление ошибок в управлении и степени соответствия управленческих действий и административных актов принципам законности и целесообразности. В определенных сферах государственной деятельности органы государственной власти постоянно усиливают контроль за совершением тех или иных действий. Контроль должен быть последовательным, разумным, обоснованным, гласным, объективным, законным и оперативным. Одним из видов контроля является надзор, осуществляемый, как правило, только для выяснения соответствия законности проводимых мероприятий (действий, решений).

Регулирование — использование методов и способов управления в процессе организации системы государственного управления и ее функционирования. Регулирование — это установление общеобязательных требований и процедур для объектов управления и различных субъектов права в целях обеспечения общественного порядка, безопасности, равенства участников экономических отношений, основ демократической конкурентности, прав и свобод граждан.

Полный перечень направлений реализации функции государственного регулирования достаточно велик; укажем лишь некоторые из них: определение правил поведения и действия в конкретной сфере посредством нормативного правового акта; установление конкретных процедур управления (сертификация, лицензирование, налогообложение, регистрация и т.д.); установление механизма контроля требуемых действий, т.е. осуществление контрольной и координационной деятельности, реализация надведомственных полномочий; формулировка задач и этапов управленческой деятельности и т.д.

Читайте также:
Аутстаффинг персонала: что это такое, описание и особенности

Содержание государственного регулирования складывается из следующих элементов: нормативное установление общих требований в конкретной сфере управленческой деятельности; экономическое и правовое регулирование развития конкретных отраслей; государственная поддержка и защита российских разработчиков, производителей и потребителей; контроль за выполнением установленных законом требований и положений; координационное управление; реализация надведомственных контрольно-надзорных полномочий. Функция государственного регулирования все чаще находит свое отражение в федеральных и иных законодательных актах.

В некоторых отраслях государственного управления государственное руководство и управление невозможно, да и нецелесообразно заменять государственным регулированием. Например, управление внутренними делами, иностранными делами, юстицией подчинено режиму централизованного прямого управления.

Вместе с тем в отраслях управления промышленностью и хозяйственного строительства уже давно применяется на практике механизм государственного регулирования, так как он в большей мере способствует созданию благоприятных экономических, организационных и юридических условий для функционирования предприятий, коммерческих и некоммерческих организаций.

Государственное регулирование отрицает прямое административное вмешательство органов государственного управления в производственную и иную хозяйственную деятельность предприятий и организаций; оно использует такие правовые средства, как установление стандартов, конкретных управленческих процедур, а также налоги, сборы, тарифы, пошлины, государственный заказ.

Государственное регулирование характеризуется как «положительное» государственное управление, т.е. непрерывное решение вопросов общественной и государственной жизни государством и его исполнительно-распорядительными органами. В сферу деятельности этих органов и должностных лиц попадают вопросы налогообложения, таможенной деятельности, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, борьбы за экологическую чистоту, стандартизации и сертификации, ветеринарии и т.д.

Учет — это фиксация информации, выраженной в количественной форме, о движении материальных ресурсов государственного управления, о результатах реализации управленческих отношений, полномочий государственных органов, государственных управленческих решений, о наличии и движении документов, имеющих важное значение для государственного управления в целом; это фиксирование в количественном выражении всех факторов, влияющих на организацию и функционирование государственного управления.

Учет предназначен для определения наличного количества каких-либо предметов, документов, фактов; система учета, как правило, включает органы управления на федеральном, региональном, ведомственном и муниципальном уровнях, информационно-аналитические организации и центры сбора, обработки и передачи информации, инженерно-технические средства, а также нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность в соответствующей области.

Функции государства

Должно ли государство влиять на процессы преподавания в школе и вузе? Допустимо ли прямое государственное вмешательство в сферы экономики, научного и художественного творчества? Является ли забота о сохранении среды обитания человека задачей государства?

Государство как организация публичной политической власти является живым действующим механизмом, что выражается в его функциях.

Понятие функций государства

Функциями государства называются основные направления деятельности государства, выражающие его сущность.

Подчеркнём, что, во-первых, функции государства — это не любые, а именно основные, главные направления его деятельности, каждое из которых имеет своё конкретное содержание. Например, правоохранительная функция предполагает обеспечение точного соблюдения всеми участниками общественных отношений установленных государством правил, охрану общественной безопасности, прав и свобод граждан, наказание лиц, совершавших противоправные действия, и пр.

Во-вторых, в функциях государства выражается его сущность, главное социальное предназначение. Любое государство должно осуществлять (и всегда осуществляло) общесоциальные функции. Даже ранние государства, например рабовладельческие и феодальные, наряду с классовыми функциями (подавление сопротивления эксплуатируемых классов) выполняли в той или иной мере «общие дела» (строительство ирригационных систем, дорог, храмов и других общественных сооружений, борьба с эпидемиями, стихийными бедствиями, регулирование общественных отношений на основе законов и пр.). Тем самым узкоклассовая сторона сущности государства сочеталась с другой его сущностной стороной — общесоциальной. Следовательно, государство всегда выступало по ряду направлений в интересах всего общества, являлось средством его объединения. Напомним, что постепенно в самих классах наблюдались значительные изменения, произошло становление среднего класса — мощного стабилизирующего фактора общества. Это существенно отразилось на функциональной деятельности государства (особенно во второй половине XX в.). Функции, рождённые классовыми противоречиями, отошли на второй план. Приоритетное положение приобрели общесоциальные функции. На смену методам принуждения, прямого насилия пришли государственно-правовые методы и средства (обеспечение прав и свобод граждан, смягчение социального неравенства, выполнение государством функции социального и политического арбитража).

В-третьих, функции государства тесно связаны с задачами, которые при этом решаются. Под влиянием общественных условий, задач, решаемых в тот или иной исторический период, изменяются приоритеты в функциональной деятельности государства. Например, в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. на первый план в СССР вышла задача укрепления обороноспособности страны, отражения агрессора. Решению этой первоочередной задачи была подчинена большая часть функций государства: перестройка промышленности на военный лад, производство современного вооружения, создание оборонительных сооружений и др.

Отдельные функции государства — это лишь относительно самостоятельные аспекты целостной и единой по своей сути функциональной деятельности государства, которая осуществляется всеми или многими его органами. Именно целостная функциональная деятельность государства, как вам известно, порождает и поддерживает государственный (политический) режим.

Классификация функций государства

Функции государства в юридической науке классифицируются по разным основаниям.

Читайте также:
Какие документы нужны на развод и раздел имущества?

По причинам возникновения (генезису) они разделяются на функции, вытекающие из классовых противоречий (подавление сопротивления эксплуатируемых классов), и функции, вытекающие из потребностей общества в целом (функции «общих дел» — экономическая, экологическая и пр.).

По продолжительности действия выделяются функции постоянные и временные. Постоянные функции осуществляются государством на всех этапах его жизнедеятельности, например охрана правопорядка, существующих форм собственности, оборона страны. Временные функции появляются на конкретном этапе общественного развития и по мере перехода к иному этапу могут утрачивать своё значение.

По важности в общественной жизни функции делятся на основные и неосновные (подфункции). К подфункциям относится, например, организация статистического учёта. (Отметим, что в данном параграфе речь идёт об основных функциях государства.)

Следующим основанием для классификации функций является характер государственного воздействия на общественные отношения. В соответствии с этим критерием все функции могут быть разделены на охранительные и регулятивные. Охранительные функции — это деятельность государства, направленная на обеспечение охраны всех существующих отношений (охрана прав и свобод граждан, экологическая функция, защита государства от внешней угрозы). Регулятивная функция — это деятельность государства, направленная на развитие существующих общественных отношений (экономическая, функция взаимодействия с другими государствами и пр.).

Относительной новизной отличается классификация функций, в основе которой лежит принцип разделения государственных властей на власть законодательную, исполнительную и судебную. В этой связи рассматриваются три функции государства — законодательная, исполнительная, судебная. Иногда выделяется четвёртая, надзорная функция и соответствующая ей ветвь власти. Подчеркнём, что данная классификация соответствует функциональной деятельности только современных правовых государств. Она не может быть применена к государствам других исторических типов ввиду несвойственности им принципа разделения властей.

Наиболее распространена в юридической литературе классификация функций по их направленности. В соответствии с этим критерием выделяют внутренние и внешние функции государства. Внутренние функции направлены на решение внутренних задач страны, а внешние — на установление и поддержание взаимовыгодных отношений с другими государствами, мировым сообществом в целом.

Внутренние и внешние функции государства

Внутренние функции. В правоведении общепринят подход к рассмотрению внутренних функций в зависимости от того, какая область общественных отношений подвергается воздействию со стороны государства. На этом основании чаще всего выделяют следующие функции: экономическую; социальную; экологическую; политическую; обеспечения прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка; информационную.

Экономическая функция в обществе с распределительной и рыночной экономикой проявляется по-разному. В обществе с распределительной экономикой государство, как вы знаете, выступает собственником основных средств производства. Опираясь на эту базу, оно централизовано и монопольно регулирует экономические отношения, планирует производство и распределяет его продукцию в масштабах всей страны, берёт на себя функцию регулирования и торгового обслуживания населения. В условиях развитых рыночных отношений, свободы предпринимательской деятельности, многообразия и равенства всех форм собственности антиправовое вмешательство государства в экономику не допускается. Государство вырабатывает экономическую политику; формирует государственный бюджет и контролирует его расходование; управляет предприятиями и организациями, составляющими государственную собственность; устанавливает правовые основы рынка. В частности, создаются законы по охране существующих форм собственности, защите прав и интересов граждан-акционеров, вкладчиков, потребителей, принимается антимонопольное законодательство. Наряду с этим осуществляется государственное лицензирование производства ряда товаров и торговли этими товарами, контроль над экспортом и импортом отдельных товаров, стимулируется через льготный налоговый режим развитие приоритетных отраслей экономики. Следовательно, государственное регулирование экономических отношений осуществляется прежде всего правовыми, организационными и экономическими методами. В периоды экономических кризисов и на переходных этапах вмешательство государства в экономику может усиливаться.

Социальная функция многообразна и охватывает широкий круг проблем. Её главное назначение — устранить или смягчить возможную социальную напряжённость в обществе. В этой связи государство должно устанавливать минимальный размер оплаты труда, гарантировать занятость трудоспособного населения, а также социальную защиту тех, кто в ней нуждается, а именно: пожилых людей, инвалидов, многодетных семей, детей-сирот, студентов, беженцев, безработных, вынужденных переселенцев и др.

Социальная функция предполагает и государственную политику в области здравоохранения, образования, науки и культуры. Она осуществляется в форме государственной поддержки (финансовой, материальной, программной и др.) соответствующих учреждений. Подчеркнём, что социальная функция связана с понятием социального государства, деятельность которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Для выполнения социальной функции государство развивает систему государственных служб, создаёт фонды, предназначенные для выплаты пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты. Оно разрабатывает и реализует программы, стабилизирующие занятость населения и сокращающие безработицу.

В развитых странах социальная функция государства регулируется особой отраслью права — социальным правом. Например, в ФРГ уже многие годы действует Социальный кодекс, в котором сведены воедино (кодифицированы) нормы о различных видах социальных льгот и социального обеспечения, о формах социальной помощи (жертвам войны, семьям военнослужащих, молодёжи и т. д.)- В Российской Федерации государство осуществляет свою социальную функцию пока ещё недостаточно полно и последовательно.

К социальной функции непосредственно примыкает экологическая функция. Она приобретает большую значимость в условиях ухудшения экологической обстановки во всём мире, в частности в результате экологических катастроф и интенсивной эксплуатации природных ресурсов. Вредные последствия такой деятельности требуют постоянного вмешательства государства. Оно устанавливает правовой режим природопользования, принимает меры при экстремальных экологических ситуациях: проводит спасательные работы, оказывает помощь жертвам бедствий и т. д.

Читайте также:
Длящееся преступление: что это такое, описание и особенности

Следует отметить, что в последнее время экологическая функция переросла рамки отдельных стран и приобрела международный масштаб, превратившись в проблему спасения всей планеты, сохранения человечества.

Политическая функция состоит в предотвращении межнациональных конфликтов, создании необходимых и достаточных условий для реализации принципа народовластия, формирования гражданского общества.

С политической функцией тесно связана функция обеспечения прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка. Под правопорядком понимается реальное состояние общественных отношений, регулируемых нормами права. Единичным актом правопорядка является правомерное поведение конкретного субъекта права, равно как и единичным актом его подрыва (деформации) служит противоправное поведение. Господство правомерного поведения приводит в итоге к желанному для всех спокойствию и общественной безопасности. В последние десятилетия в демократических государствах приобрела особую актуальность проблема надёжного обеспечения и защиты прав и свобод человека, без чего невозможен демократический правопорядок. Статья 2 Конституции РФ гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». Поэтому функция охраны правопорядка модифицируется и становится функцией государства по обеспечению прав и свобод человека и гражданина, охране правопорядка.

Информационная функция является относительно новой функцией государства. Она появилась в связи с быстро развивающейся информатизацией общества, созданием баз данных, всемирных информационных систем, формированием общемирового информационного пространства. Данная функция реализуется через различные каналы связи (государственные средства массовой информации, непосредственное общение народа с политическими деятелями и пр.). Государство информирует общество о своей повседневной работе, её результатах и перспективах, о состоянии дел внутри государственного аппарата и т. д. Передача этой информации создаёт необходимые условия для нормального функционирования общества, всех ветвей государственной власти. К сожалению, информирование граждан не всегда бывает полным и объективным, нередко предпринимаются попытки манипулировать общественным сознанием.

Следует отметить, что наряду с традиционным подходом к изучению внутренних функций государства существует и новый (нетрадиционный) правовой подход. В соответствии с ним функции государства рассматриваются, исходя из специфики государственного воздействия на общественные отношения. Суть специфики — в установлении государственно-правового порядка в различных областях общественных отношений, его практическая реализация и защита. На этом основании выделяются три внутренние функции государства: правоустановительная, правореализаторская и правозащитная.

Правоустановительная функция — это деятельность государства по установлению всех источников и норм действующего права (издание законов и иных нормативно-правовых актов, официальное признание и закрепление приоритетного значения прав и свобод человека и пр.). Значение этой функции обусловлено внутренним единством и неразрывной связью права и государства.

Правореализаторская функция — это деятельность государства по претворению в жизнь установленного права. Смысл этой функции состоит в том, чтобы установленное право было подлинно действующим правом, чтобы его нормы соблюдались как в деятельности самого государства, так и в поведении граждан.

Правозащитная функция — это деятельность государства по защите прав и свобод человека, правопорядка во всех сферах общественной жизни. Важным аспектом правозащитной деятельности является борьба с правонарушениями и преступностью, осуществление соответствующих профилактических мероприятий.

Подчеркнём, что изложенный подход не получил ещё широкого отражения в юридической литературе.

Внешние функции представляют собой основные направления деятельности государства на международной арене. К ним относятся: функция обороны страны, функция интеграции в мировую экономику и взаимовыгодного сотрудничества, функция обеспечения мира, функция сотрудничества с другими государствами по глобальным проблемам современности и поддержанию мирового правопорядка.

Функция обороны страны обеспечивает отражение вооружённой агрессии, защиту территориальной целостности государства, внешнюю безопасность страны. С учётом геополитического положения России в основу концепции обороны страны положен принцип создания относительно небольших, но достаточно мощных вооружённых сил, готовых к оперативному использованию в районах, где возникает угроза безопасности России.

Функция интеграции в мировую экономику и взаимовыгодного сотрудничества связана с интернационализацией мировой экономики, формированием мирового рынка и направлена на установление и развитие равноправных экономических, политических, культурных и других отношений всех государств мирового сообщества.

Функция обеспечения мира предполагает сохранение мира во всём мировом пространстве, исключение локальных и мировых войн, разрешение международных конфликтов и противоречий мирными, дипломатическими средствами, отказ от использования ядерного и другого оружия массового поражения.

Функция сотрудничества с другими государствами по глобальным проблемам современности и поддержанию мирового правопорядка является самой многообразной.

Во-первых, в содержание данной функции входит сотрудничество государств по решению проблем, которые затрагивают интересы всего человечества. К числу таких глобальных проблем относятся: сырьевая, энергетическая, экологическая и др.

Во-вторых, эта функция связана с обеспечением мирового правопорядка и предполагает координацию действий мирового сообщества в борьбе с чудовищным по своим последствиям международным терроризмом, а также с международной, особенно организованной, преступностью (контрабандой, наркобизнесом и пр.).

В-третьих, функция обеспечения мирового правопорядка охватывает и такую сферу, как участие мирового сообщества в решении межнациональных конфликтов. Они обычно сопровождаются нарушением прав человека, интересов национальных меньшинств, что требует международного вмешательства. В случае грубейших массовых нарушений прав человека, т. е. совершения международных преступлений, наступает ответственность перед международными судебными органами.

Читайте также:
Земельный кадастр: что это такое, описание и особенности

Итак, мы рассмотрели функции государства. В заключение подчеркнём, что в современных условиях усиливается взаимосвязь и взаимозависимость между внутренними и внешними функциями.

Вопросы для самопроверки

1) В чём суть понятия «функции государства»?

2) Какие классификации функций вам известны?

3) Чем отличается традиционный подход к рассмотрению функций государства от подхода нетрадиционного?

4) В чём суть и значимость каждой из внутренних и внешних функций государства?

5) Почему внутренние и внешние функции взаимосвязаны между собой?

Что должен знать каждый россиянин: государственная символика и правила ее использования

Любое суверенное государство имеет свою государственную символику, выделяющую его среди прочих.

Россия не является исключением из этого правила и имеет Государственный флаг РФ, Государственный герб РФ и Государственный гимн РФ (ст. 70 Конституции РФ) – однако, практика их использования гражданами, организациями и госорганами не всегда однозначна.

Его описание и правила использования установлены Федеральным конституционным законом от 25 декабря 2000 г. № 1-ФКЗ “О Государственном флаге Российской Федерации”.

Считается, что запомнить изображение Государственного флага должен каждый россиянин, однако иногда в этом вопросе ошибаются даже государственные органы. В качестве одного из последних, вызвавших серьезный резонанс, случаев можно вспомнить размещенный в августе 2013 года на здании ФСКН России баннер с “бело-красно-синим” флагом или световое шоу в Омске по случаю Дня города, при подготовке к которому организаторы также перепутали порядок цветов в триколоре – фактически название города было размещено на “сине-бело-красном” флаге Югославии.

Две страны мира сегодня имеют одинаковые флаги – это Монако и Индонезия.

Использование Государственного флага и его изображения сотрудниками государственных органов также может вызвать дискуссии. К примеру, один из сотрудников Управления МВД по Республике Карелия прибыл для доклада министру внутренних дел Республики Карелия в галстуке, на котором были вышиты флаг РФ и слово “Россия”. За “неуставной” галстук на него было наложено дисциплинарное взыскание в виде замечания, которое, впрочем, впоследствии было отменено судами (постановление президиума ВС Республики Карелия от 7 декабря 2011 г. по делу № 44г-40-2011).

Нарушения допускают и обычные граждане и организации. К примеру, в Республике Башкортостан руководитель одного из предприятий щедро украсил здание 16 флагами Российской Федерации и Республики Башкортостан, за что был привлечен к административной ответственности. Неправильное использование заключалось, в частности, в том, что по правилам при одновременном подъеме (размещении) флага России и флага субъекта или муниципального образования либо организации Государственный флаг РФ располагается с левой стороны от другого флага, если стоять к ним лицом, в центре при нечетном количестве флагов и левее центра при четном количестве флагов (если их больше двух) (ст. 7 Федерального конституционного закона от 25 декабря 2000 г. № 1-ФКЗ “О Государственном флаге Российской Федерации”).

Еще одним нашумевшим в свое время случаем стала ошибка организаторов состоявшегося 5-6 сентября 2013 года саммита G20 в Санкт-Петербурге – при подготовке к этому мероприятию Невский проспект северной столицы был украшен “бело-красно-синими” флагами.

Многоцветный рисунок Государственного флага РФ (приложение к Федеральному конституционному закону от 25 декабря 2000 г. № 1-ФКЗ “О Государственном флаге Российской Федерации”)

Иностранцы тоже не всегда могут вспомнить, как выглядит российский флаг. Так, в тематическом логотипе поисковой системы Google, посвященном победе России в конкурсе за право проведения чемпионата мира по футболу 2018 года, были изображены два футбольных мяча на фоне российского флага, оказавшегося также “бело-красно-синим”. Впоследствии компания принесла свои извинения в официальном блоге российского офиса.

Кстати, с ноября 2008 года гражданам и их объединениям было разрешено использовать Государственный флаг и его изображения, – до этого таким правом обладали только официальные структуры (Федеральный конституционный закон от 8 ноября 2008 г. № 4-ФКЗ “О внесении изменения в Федеральный конституционный закон “О Государственном флаге Российской Федерации”). Суды подтверждают правомерность таких действий (постановление ВС Республики Мордовия от 24 сентября 2013 г. № 4-а-161).

День Государственного флага Российской Федерации отмечается 22 августа в соответствии с Указом Президента РФ от 20 августа 1994 г. № 1714 “О Дне Государственного флага Российской Федерации”.

В этот день в 1991 году Верховный Совет РСФСР постановил считать официальным Национальным флагом Российской Федерации исторический флаг России – “полотнище из равновеликих горизонтальных белой, лазоревой, алой полос” (постановление Верховного Совета РСФСР от 22 августа 1991 г. “Об официальном признании и использовании Национального флага РСФСР”).

Государственный флаг, также как и Государственный герб и изображения, сходные с ними до степени смешения, не могут быть зарегистрированы в качестве товарного знака (пп.1 п. 2 ст. 1483 ГК РФ) и не являются объектами авторских прав (пп. 2 п. 6 ст. 1259 ГК РФ).

Государственный герб и государственный гимн

Этим государственным символам также посвящены специальные федеральные конституционные законы – Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. № 2-ФКЗ “О Государственном гербе Российской Федерации” и Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. № 3-ФКЗ “О Государственном гимне Российской Федерации”.

Так, установлено, что Государственный герб в многоцветном изображении размещается на бланках законов, актов федеральных исполнительных органов, высших судов и т. д., на фасадах зданий государственных органов и в рабочих кабинетах некоторых чиновников, а также воспроизводится на документах, удостоверяющих личность (ст.ст. 3-7 Федерального конституционного закона от 25 декабря 2000 г. № 2-ФКЗ “О Государственном гербе Российской Федерации”).

Читайте также:
Денежный аккредитив: что это такое, описание и особенности

Чаще всего нарушения правил использования Государственного герба встречаются, когда организации или граждане решают использовать его изображение на своих бланках и печатях, тогда как подобное разрешено только государственным органам, имеющим властные полномочия организациям и учреждениям и ЗАГСам (абз. ст. 4 Закона о Государственном гербе). К примеру, один из жителей Свердловской области разместил Государственный герб на обращении к прокурору, а также скрепил свою подпись оттиском личной печати с надписью “непосредственная власть народа Российской Федерации [ФИО заявителя]”, на которой также был изображен Государственный герб. За такие действия заявитель был привлечен к административной ответственности (Постановление ВС РФ от 11 сентября 2012 № 45-АД12-8).

“Рисунок Государственного герба РФ”(многоцветный вариант) (приложение 1 к Федеральному конституционному закону от 25 декабря 2000 г. № 2-ФКЗ “О Государственном гербе Российской Федерации”)

В сентябре 2013 года КС РФ в очередной раз пояснил, что законодатель обоснованно не включил граждан в круг лиц, которые имеют право на использование Государственного герба, поскольку он является государственным символом Российской Федерации и служит средством обозначения актов и документов ее органов и должностных лиц, а также имеющих общегосударственное значение организаций (Определение КС РФ от 24 сентября 2013 г. № 1311-О). Ранее КС РФ также неоднократно подчеркивал этот вывод в своих актах (Определение КС РФ от 15 июля 2004 года № 249-О, Определение КС РФ от 29 мая 2012 года № 1037-О, Определение КС РФ от 17 июля 2012 года № 1343-О).

ВС РФ поддержал эти доводы, подчеркнув, что обычным гражданам и их объединениям запрещено использовать не только непосредственно изображение Государственного герба, но и другие схожие до степени смешения изображения (Обзор судебной практики ВС РФ за третий квартал 2012 г. (утв. Президиумом ВС РФ 26 декабря 2012г.).

В некоторых случаях возможность использования на печати Государственного герба для организаций и лиц, имеющих общегосударственное значение, определяется законом, однако Президент РФ также может разрешить такое использование своим указом в частном порядке. Какие организации и лица имеют такое право?

  • мировые судьи (Указ Президента РФ от 29 мая 2006 г. № 530 “Об использовании Государственного герба Российской Федерации на бланках и печатях мировых судей в Российской Федерации”) и нотариусы (ст. 11 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-I);
  • Общественная палата РФ (Федеральный закон от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ “Об Общественной палате Российской Федерации”)
  • Общероссийская общественная организация “Российский футбольный союз” (имеет право использовать Государственный герб в качестве геральдической основы своей эмблемы в соответствии с Указом Президента РФ от 26 августа 2010 г. № 1068)
  • аэровокзальный комплекс “Внуково-2” (использует Государственный герб на фасаде здания пассажирского павильона, предназначенного для обслуживания президента в соответствии с Указом Президента РФ от 26 мая 2008 г. № 849)
  • спортивные сборные российских команд (Государственный герб помещается на парадной и иной официальной форме при участии в международных соревнованиях в соответствии с Указом Президента РФ от 20 декабря 2004 г. № 1557 “Об использовании Государственного герба Российской Федерации спортивными сборными командами Российской Федерации”). На парадной форме Государственный герб может быть только многоцветным и размещается на левой верхней части груди, а на спортивной форме общего и специального назначения – также на центральной верхней части груди и головном уборе (приказ Росспорта от 31 января 2005 г. № 11 “Об утверждении принципов использования на парадной и иной официальной спортивной форме сборных команд Российской Федерации изображения Государственного герба Российской Федерации и образцы его размещения”);
  • государственная корпорация “Ростехнологии” (Указ Президента РФ от 10 августа 2012 г. № 1144 “Об использовании Государственного герба Российской Федерации в эмблеме Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции “Ростехнологии”) и Государственная компания “Автодор” (ст. 3 Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 145-ФЗ “О Государственной компании “Российские автомобильные дороги” и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”) и т. д.

Кроме того, Государственный герб размещается на универсальной электронной карте (Указ Президента РФ от 10 октября 2011 г. № 1339 “Об использовании Государственного герба Российской Федерации на универсальной электронной карте”), которая, по задумке законодателя, впоследствии должна заменить обычный бумажный паспорт. На бланке паспорта, конечно, также размещается Государственный герб (постановление Правительства РФ от 8 июля 1997 г. № 828 “Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации”).

Более подробно о правилах и перспективах использования универсальной электронной карты читайте в нашем материале:
“Универсальная электронная карта: получаем государственные и банковские услуги легко”

А вот образовательные учреждения с принятием нового закона об образовании (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”) такое право утратили. В соответствии с ранее действовавшим Законом РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-I “Об образовании” имеющие аккредитацию образовательные и научные учреждения заверяли выдаваемые ими документы об уровне образования и (или) квалификации печатью с изображением Государственного герба, новый же закон об этой возможности умалчивает.

Читайте также:
Аутстаффинг персонала: что это такое, описание и особенности

Политические партии, напротив, не могут использовать символику Российской Федерации (как Государственный герб, так и Государственные гимн и флаг), ее субъектов, муниципальных образований и иностранных государств (Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ “О политических партиях”).

Государственный гимн исполняется в установленных законом случаях – при вступлении Президента РФ в должность, на официальных мероприятиях, торжествах и т. д. Кроме того, он транслируется государственными теле- и радиокомпаниями при начале и окончании вещания (при круглосуточном вещании – в 6 и 24 часа по местному времени), а также в новогоднюю ночь.

За нарушение установленных федеральными конституционными законами правил использования государственной символики предусмотрена административная ответственность (ст. 17.10 КоАП РФ). Гражданам грозит штраф в размере от 2 тыс. до 3 тыс. руб., должностным лицам – от 5 тыс. до 7 тыс. руб., а привлеченные к ответственности юридические лица будут обязаны уплатить от 100 тыс. до 150 тыс. руб.

Как показывают исследования, многие наши соотечественники могут стать правонарушителями не намеренно, а по незнанию. По данным опроса ВЦИОМ, проведенного 16-17 ноября 2013 года, негласную обязанность знать цвета Государственного флага своей страны и их расположение не соблюдает треть россиян (32%), половина опрошенных (51%) не смогла назвать первые слова Государственного гимна, но зато лишь 12% участников опроса не знают, как выглядит Государственный герб нашего государства. Правда, из года в год число граждан, осведомленных о государственной символике и правилах ее использования, возрастает – так, в 2009 году по итогам аналогичного опроса правильные цвета флага и их порядок не смогли назвать 45% респондентов 1 .

Если же гражданин осознанно совершает надругательство над Государственным флагом или Государственным гербом, ему грозит уголовная ответственность по ст. 329 УК РФ. Под надругательством понимается сжигание флага, нанесение на него циничных надписей или рисунков, срывание флага или герба, забрасывание грязью и т. п. Наказанием за такие действия служат ограничение свободы на срок до одного года, либо принудительные работы на тот же срок, либо арест на срок от трех до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до одного года.

К слову, в середине ноября в Госдуму был внесен законопроект депутата Госдумы Олега Михеева об установлении уголовной ответственности и за надругательство над Государственным гимном, однако в связи с неисполнением Регламента нижней палаты парламента законопроект был возвращен автору 2 .

Прививаем уважение с детства

7 ноября 2013 года Президент РФ внес в Госдуму законопроект о более широком использовании Государственного флага и Государственного гимна 3 . На его основе был принят Федеральный конституционный закон от 21 декабря 2013 г. № 5-ФКЗ “О внесении изменений в статьи 4 и 6 Федерального конституционного закона “О Государственном флаге Российской Федерации” и статью 3 Федерального конституционного закона “О Государственном гимне Российской Федерации”.

С 1 сентября 2014 года Государственный флаг должен быть постоянно вывешен на здании школ и иных общеобразовательных учреждений, а также подниматься во время проводимых ими массовых мероприятий (в том числе спортивных и физкультурно-оздоровительных).

Кроме того, предполагается обязательное исполнение гимна России в День знаний перед первым занятием, а также во время проводимых образовательными учреждениями торжественных мероприятий, посвященных государственным и муниципальным праздникам.

Инициатива главы государства предусматривает и обязательное исполнение Государственного гимна при открытии памятников и памятных знаков, а также при открытии и закрытии торжественных собраний, посвященных государственным праздникам (в настоящее время его исполнение допускается, но не является обязательным), а также на торжественных собраниях, посвященных муниципальным праздникам.

Изменения последних лет показывают, что отношение наших соотечественников к государственной символике постепенно меняется в лучшую сторону. Во многом этому способствуют изменения законодательства, позволяющие шире использовать Государственный флаг, Государственный гимн и Государственный герб, в том числе и обычными гражданами. Будем надеяться, что с течением времени уважение россиян к государственным символам будет только возрастать.

Документы по теме:

  • Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. № 1-ФКЗ “О Государственном флаге Российской Федерации”
  • Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. № 2-ФКЗ “О Государственном гербе Российской Федерации”
  • Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. № 3-ФКЗ “О Государственном гимне Российской Федерации”

Новости по теме:

1 С полным текстом исследования можно ознакомиться на корпоративном сайте ВЦИОМ.
2 С текстом законопроекта № 386030-6 можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.
3 С текстом законопроекта № 379328-6 можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: